Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Джамоллиддин Бурхониддин

  • Джамоллиддин Бурхониддин
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2006, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 159
Джамоллиддин Бурхониддин. Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Душанбе. 2006. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Джамоллиддин Бурхониддин

Введение 3

Глава 1. Место и роль интеллигенции в обществе

1.1.Философско-политологическое определение понятии 17-25 «интеллигенция» 1.2.0собенности зарождение, становление и формирование интеллигенции на Западе и Востоке 26

Глава 2.Интеллигенция Афганистана в XX и начале ХХ1вв.

2.1.3арождение просветительство и формирование интеллигенции 35

2.2.Интеллигенция как социальная основа мира и стабильности 95-

Глава З.Интеллигенция и проблемы установления мира и стабильности в Афганистане

3.1.Вклад интеллигенции в решение конфликта в Афганистане 110

3.2. Роль мирового сообщества в установлении мира в Афганистане 130

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль интеллигенции в социально-политической жизни и укреплении мира и стабильности в Афганистане»

Актуальность темы исследования. Афганистан более сто лет назад получил свой современный политико-географический облик. Эта древняя страна имела большое значение для великих держав мира и сторонников «нового мирового порядка» как с точки зрения геополитики, так и цивилизации. В силу своего геополитического и геостратегического положения, Афганистан еще с древнейших времён был в центре внимания завоевателей и стратегов. Завоеватели со всех концов света считали залогом своих побед, завоевание этой страны. К большому сожалению, народы Афганистана платили за это дорогой ценой - людских, материальных и моральных потер.

Американский ученый Джон Магнер и англичанин К. Голдич считали Афганистан «воротами Индии», завоевание которого имело крупное значение на пути покорения этой сказочной страны и выхода к индийскому океану. Наполеон Бонапарт—император Франции, после заключения перемирия с Россией в 1796 году, совместно с Павлом 1- Императором России, разработал план вторжения в Индию, через Иран и Афганистан, как главного стратегического плацдарма. Смерть Павла 1 помешала осуществлению этого плана.

Есть предположение, что еще раньше царь Петр 1 после прихода к власти в 1689 провел ряд совещаний для обсуждения вопроса о выходе к Индийскому океану. В одном из совещаний, Афганистан рассматривался как плацдарм на пути достижения этой цели. Вооруженные инциденты, произошедшие в районе Пэндэ в 1885 году при царе Александре III, и в 1892 году на Памире во главе с полковником Ионовым, три англо-афганские войны, предпринятые Британией с целью захвата этого ключевого региона, приезд военной делегации Германии в Афганистан в 1914 году, вооруженное вторжение Советского Союза в Афганистан в декабре 1979 года, нелегальное военное вмешательство Пакистана с 1992 года до конца 2001 года, нежелание этой страны сотрудничать с мировым сообществом в борьба с остатками талибов и международных террористов, военное присутствие США и Великобритании под предлогом борьбы с международным терроризмом, ввод в Афганистан военного контингента НАТО в современных условиях — все это свидетельствует о чрезвычайном значении Афганистана в качестве важного геополитического региона.

Если смотреть на Афганистан с точки зрения соприкосновения цивилизаций, можно утверждать, что страна также находилась под серьезным вниманием колониальной политики крупных стран мира. Известный английский историк Арнольд Тойнби считал Афганистан—перекрестом встреч цивилизаций (Gross Road of Civilization), что свидетельствует о важном значении Афганистана и с этой точки зрения.

Поэтому правители и завоеватели в целях проникновения в сопредельные с Афганистаном страны, больше стремились изучить этот регион, который был ключом для понимания культуры и цивилизации соседних стран. Таким путем они могли усилить свое влияние в страны этого региона.

С другой стороны изучение истории и культуры Афганистана учеными востоковедами западных стран, особенно крупных колониальных держав, имело другое значение. Культура арийских народов, а Афганистан был частью этой культуры, с древних времен препятствовали проникновению в этот регион других «чужих» цивилизаций. В случае проникновения других культур эта цивилизация поглощала их и растворяла в себе.

Именно устойчивость этой культуры позволило народам Афганистана сохранять свою самобытность, даже в условиях широкого проникновения западной цивилизации и колониальной экспансии.

Крупные колониальные страны в целях упрочения своего присутствия и осуществления своих планов стремились приобщтть народ Афганистана к своей культуре и цивилизации. Иранский исследователь Чингиз Пахлаван по этому поводу отмечает: «Афганистан может быть примером для всех поклонников нашей общей культуры. Афганистан является родиной многих племен и народов и имеет богатую культуру. Некоторые страны региона и крупные страны хотят отделить Афганистан от нашей общей культуры и выдумывать для него новую чужую культуру»1.

Афганистан в последней четверти XX века пережил страшную и кровавую войну. Война, имевшая затяжной характер, унесла жизнь 1,5 млн. человек, миллионы получили увечья, стали вдовами, десять миллионов людей были вынуждены покинуть пределы страны и стать беженцами. Наряду с этим война нанесла народам Афганистана не только колоссальный материальный урон, но и стала причиной падения нравственных ценностей общества, кризиса в сфере культурной жизни общества.

Актуальность темы исследования в основном заключается в следующем:

1. В разрозненном войной Афганистане, социальные и политические потрясения коснулись всех сфер жизни общества, страна переживает глубокий нравственный кризис. В таких условиях одним из главных и первоочередных задач, стоящих перед афганским обществом является возрождение национальной культуры, национального самосознания и самобытности народа. Понятно, что груз исторической ответственности выполнения этой задачи лежит на плечах интеллигенции. Трезвый и научно - обоснованный взгляд интеллигенции на реальность сегодняшнего общества, на основные проблемы, стоящие перед афганским обществом, могут оказать неоценимую помощь народам страны в деле преодоления трудностей в жизни общества, перехода к нормальной мирной жизни. Интеллигенция Афганистана сможет выполнить возложенную на ее плечи задачу.

2. В определении места и роли и место афганской интеллигенции в обществе, к сожалению, предательство некоторых представителей интеллигенции, пренебрежение национальных традиций и обычаев, преклонение перед чужой идеологией и культурой части интеллигенции привело в итоге к тому, что в афганском обществе сложилось устойчивое мнение об интеллигенции как разрушительной силы. Все потрясения, война и вражда, постигшие афганское общество считается делом

1 Пахлаван Ч. Афгонистон. Асри мучохидин ва баромад-е Толибон. Тегеран: "Катра".1378(1999).-С.11. рук интеллигенции. Такое утверждение не соответствует действительности и в работе показано, что истинные и верные своему делу представители интеллигенции являются проводниками мира.

3. В недавней истории Афганистана господствовало утверждение о том, что только человек, поддерживающий идеологию марксизма, может быть интеллигентом, интеллигент не может быть вне идеологии марксизма.

4. Актуальность избранной темы заключается еще и в необходимости освещения связи интеллигенции с процессом миростроительства в Афганистане. До сих пор в научных кругах Афганистана этому вопросу не придавали значения. В диссертации автор доказывает, что интеллигенция Афганистана неустанно боролась за установление мира, пропагандировала и распространяла среди населения культуру мира и толерантность, поскольку только в условиях установления мира и стабильности, интеллигенция может выполнить возложенную на нее миссию — творить и возрождать духовную культуру народа.

Степень научной разработанности темы. Вопрос о роли и об участии интеллигенции в установлении мира, борьбе за мир и миростроительство, до сегодняшнего дня не стал предметом отдельного научного исследования, не считая отдельные статьи, опубликованные в Афганистане.

Известные исследователи истории Афганистана- Абдулхай Хабиби, Мир Гулям Мухаммад Губар, Ахмад Али Кухзад, Мир Мухаммад Сиддик Фарханг, Сейид Масрур Пуханяр (Донишпур), Сейид Касим Риштия и другие в своих работах придавали важное значение месту и роли интеллигенции в происходивших в Афганистане политических процессах. Особенно велика заслуга известного ученного М. Г. М. Губара в исследовании истории Афганистана. Его двухтомная работа по истории Афганистана открыла новую страницу в исследовании истории нашей страны.1 В своей книги Дастагири Панджшери «Зухур ва завол-е хизби Демократик-е Халк-е Афгонистон»2 («Возникновение и падение Народно-демократической партии Афганистана») даёт подробной анализ социальной,

1 Губар Мир Гулам Мухаммад. Афгонистон дар масире торих. Т.1.

2 Панджшири Д. Зухур ва завале Хебе демократеке халке Афганистон.-Пешавар, 1999. экономической и политической структуры афганского общества, с момента возникновения афганской государственности в середине XVI11 века до конца XX столетия, успехах и провалах движения прогрессивной интеллигенции Афганистана.

Работа Людвига Адамека «История политических отношений в Афганистане», переведенная на дари профессором Али Мухаммадом Захма, охватывает историю Афганистана с периода правления Абдурахман-хана до приобретении независимости в 1919 году. Важность работы заключается в том, что автор обращает внимание на подписанные афганскими правителями с Великобританией и Царской Россией договоры и соглашения, протоколы секретного характера, подписанных за этот период, на цели великих держав по отношение к Афганистану.

Книга Губара написана на основе достоверных источников, воспоминаний непосредственных участников событий, виднейших представителей просветительского движения интеллигенции. Любой исследователь истории последнего столетия Афганистана обращается к этой работе, как к самой достоверной. Диссертант в ходе подготовки работы часто ссылался на работу Сеида Касима Риштия «Афганистан в XIX веке», фундаментальный двухтомный труд академика Б.Г. Гафурова «Таджики», работу Сардара Мухаммада Рахима «Страницы из истории современного Афганистана», а также работу Сеида Мехди Фарруха «Властители Кабула», в которых освещены различные периоды истории Афганистана.

В работах этих авторов главное внимание уделено освещению исторических событий, политики правящих режимов, влияния исторических и политических факторов на развитие страны, причин отставания Афганистана от других стран. Что касается процесса зарождения движения прогрессивной интеллигенции, то исследователи главное внимание уделяли историческим аспектам формирования интеллигенции как социальной группы, исторической роли интеллигенции в борьбе против реакционной политики правящих классов, колониальной политики западных стран не обращая внимание политологичекому анализу роли интеллигенции, что актуализирует тему нашего исследования.

Проблемы установления мира в Афганистане отражены также в ряде интервью, выступлений и книг Президента Таджикистана Эмомали Рахмонова3,что отражает неразрывную связь не только истории наших государств, но и наше безопасность и будущее.

Необходимо отметить, что ряд таджикских ученых проблемам афганской интеллигенции, ее роли место в установлении мира и стабильности уделяли особое внимание. В работах Т.Назарова, Х.Назарова, А.Сатторзода, К.Искандарова, Ш.Имомова, Д.Латифова, С.Шохуморова, И.Рахматова, С.Сафарова4,А.Махмадова также ряд номеров журналов как «Паёми сулхи Осиё»(№ 1,2001), «Фонус» (№ 7,2003), в статьях специалистов по Афганистану указывается на сложности ситуации в Афганистане, роль интеллигенции в формировании национального самосознании, проблемы войны и мира, пути урегулирования афганского кризиса, роль политических партий и движений в общественно-политической жизни Афганистана,что оказали нам неоценимую помощь в анализе и определении роли афганской интеллигенции в процессе миротворчества и миростроительства.

Специфика настоящей диссертации заключается в том, что она посвящена истории формирования интеллигенции и вклада этой социальной группы в установлении и укреплении мира в Афганистане. Работа по своему содержанию отличается от других работ по ряду причин:

Рахмонов Э.Ш.НезависимостьТаджикистана и возрождение нации. Многотомное издание, т.1-5,Душанбе,2006

2.Назаров Т. Таджикистан:экономика,политика,международное сотрудничество.Душанбе,2001; Назаров X. Омол ва афкори Сайд Чамолиддини Афгани. Душанбе, 1982; Он же. Накши Эрониён-точикон дар таърих ва фарханги чахои.Душанбе, 2005; Искандаров К.Политические партии и движения Афганистана во второй половине XX века. - Душанбе, 2004; Сафаров С. Бухрони Афгонистон,асароти ногувори минтакави ва роххои берунрафт аз он»//Паёми сулхи Осиё. (Вестник мира в Азии),№1,2001(Душанбе);Афганистан:возрождение и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции в Центре стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан, 29 апреля 2005г. -Душанбе,2005;Махмадов А.Н.Минтакаи осиёи Маркази-мехвари манфиатхои геополитики.//Вестник ЦСИ при Президенте РТ»Таджикистан и современный мир.№2.2003.

-во-первых, в настоящей работе анализируется роль и место интеллигенции как активной социальной группы в условиях Афганистана;

-во вторых, автор изучал весь спектр мнений, взглядов и теорий левого и правого направления, с критической точки зрения подходил к различным концепциям и на основе анализа широкого спектра мнений, предложил свое видение проблемы;

-в третьих, работа отличается от других работ тем, что наряду с анализом деятельности интеллигенции Афганистана в последнем столетии, главное внимание уделено определению исторической миссии интеллигенции в целом, поскольку определение круга задач, стоящих перед интеллигенцией позволяет нам возможность оценить роль и место интеллигенции в обществе, ее вклад и участие в деле совершенствования общества, распространение передовых идей и т.д.

-в четвертых, если в других работах опубликованных в Афганистане обращается внимание только на роль и место интеллигенции в политических процессах, происходивших в Афганистане в XX веке, в настоящей работе впервые высказывается мысль о том, почему движение афганской интеллигенции не получило массовый характер, не превратилось в мощное социальное течение. Другими словами в работе обращено внимание на ошибки и просчеты движение прогрессивной интеллигенции с точки зрения социальной практики.

- в пятых, автор не ограничился критикой деятельности интеллигенции, показав ошибки и недостатки этого движение, но также обратил внимание на предложения отдельных представителей движения афганской интеллигенции по решению проблем внутренней жизни Афганистана, другими словами, автор разработал историческое послание афганской интеллигенции нынешнему и будущим поколениям Афганистана.

Более глубокий анализ процесса зарождения и развития движения прогрессивной интеллигенции Афганистана дается в работе известного российского афгановеда В. Коргуна «Интеллигенция в политической жизни Афганистана»1. Автор подробно останавливается на особенностях зарождения движения прогрес

1 Коргун В.Г. Интеллигенция в политической жизни Афганистана. М.: "Наука".1983. сивной интеллигенции, основных этапах развития этого течения, тщательно исследует деятельность основных политических течений второй половины XX века. Исторические рамки работы Коргуна В. охватывают события с начала прошлого столетия до 1978 года, до прихода к власти Народно-Демократической партии Афганистана. Работа В. Коргуна была написана в период, когда идеология марксизма-ленинизма была господствующей, согласно которой быть интеллигентом означало быть марксистом.Настоящим интеллигентом считался тот, кто подходил к любому явлению социально-экономической жизни общества только с точки зрения марксизма - ленинизма.

Последующий ход развития страны показал, что эта партия не только не смогла сыграть свою роль в истории Афганистана, но и полностью подчинила интересы Афганистана Советскому Союзу. Полная политическая и идеологическая зависимость вовлекла страну в кровавую войну, которая привела в свою очередь к глубокому кризису всех сфер жизни общества, последствия которого до сих пор ощущает страна.

Вопрос о роли и месте интеллигенции в жизни афганского общества рассматривается и в исследовании таджикских ученых М. Диноршоева и М. Гоибова . Заслуживает особое внимание исследование таджикского ученого Ш. Имомова5. Работа написана на основе использования достоверных афганских и зарубежных источников. Автор всестороннее анализирует политическую жизнь Афганистана, освещает историю зарождения и развития движения прогрессивной интеллигенции, других политических течений страны.

Несмотря на близость темы исследования, тем не менее, настоящая диссертация отличается от вышеназванных работ своеобразной постановкой вопроса — участие интеллигенции в установлении мира, ее вклад в процессе миростроитель-ства в Афганистане. Именно с этой точки зрения никто еще не рассматривал историю движения прогрессивной интеллигенции.

2 Диноршоев М. и Гоибов М. Из истории движения просветительства в Таджикистане и в Афганистане.

5 Имомов Ш. История общественной мысли Афганистана во второй половине XIX—первой половине XX века.Москва-Душанбе, 1998.

Цели и задачи исследования. Основной целью данного исследования является политологический анализ роли и место интеллигенции в истории афганского общества, в социально политической жизни,в установлении мира и строительстве будущего Афганистана. Исходя из этой цели автор ставит перед собой следующие задачи: во-первых, изучение различных подходов, взглядов и мнений об интеллигенции, ее места и роли в обществе, ее исторической миссии. Каждый из изложенных в диссертации подходов, по-своему рассматривал роль интеллигенции, разрабатывал свое определение и давал свою оценку. Например, левый взгляд к проблеме о месте интеллигенции включает в себе три подхода: ортодоксальный, традиционный и новый. Такая ситуация существует и в религиозном взгляде, третий подход которого является критическим подходом. Критический подход религии к проблеме стала предметом внимания и левых и правых. Такие противоречивые и взаимосвязанные взгляды стали предметом анализа в настоящей диссертации; во-вторых, на основе анализа различных определений места и роли интеллигенции и разработки единого понимания этой проблемы, с тем чтобы интеллигенция Афганистана смогла лучше осознать свое место и почувствовать свою ответственность в условиях сегодняшней жизни; в третьих, автор ставить перед собой главную цель — обратить внимание интеллигенции Афганистана на важнейшую задачу, стоящую перед ней и перед страной. Какие задачи стоят перед страной, в которой три десятилетия продолжалась война, существуют многочисленные нерешенные проблемы, не преодолены многие факторы, приводящие к кризису, и все еще существует нестабильная ситуация. Какая важнейшая ответственность стоит перед интеллигенцией? Как интеллигенция понимает сложившуюся ситуацию, находит свое место в обществе, может ли более успешно выполнить возложенную на него миссию? в четвертых, диссертант попытался определить место и роль интеллигенции в деле установления и укрепления прочного мира в стране на современном этапе и в будущем, и уверен, что интеллигенция может сыграть большую положительную роль в этом процессе; в пятых, другой немаловажной задачей работы является показать деятельность интеллигенции Афганистана, доказать, что деятельность интеллигенции заключается не только в выявление недостатков, но и в критическом подходе к любым явлениям общественной жизни. Перед интеллигенцией стоит ответственная задача — оказать помощь народу в преодолении любых кризисных явлений, указать путь дальнейшего развития, установление мира и спокойствия, разработка предложений по обновлению и совершенствованию общества; в шестых, мы поставили перед собой цель — показать истинное лицо интеллигенции Афганистана и несостоятельность утверждения о том, что интеллигенция Афганистана представляет собой разрушительную силу, ее активная деятельность наносит вред обществу.

Научная новизна работы. Работа является комплексным исследованием проблемы, новым шагом в ее изучении:

1. Особое место в работе занимает исследование различных определений понятия «интеллигенция», ее места и роли в обществе, левого и правого подхода к проблеме в целом. Некоторые из этих определений не соответствуют нашему мировоззрению, нашим представлениям и убеждениям. В изучении этих взглядов был соблюден принцип толерантного отношения.

2. Впервые проблемы мира и миростроительства стали предметом исследования как составной части культуры и мировоззрения интеллигенции Афганистана.

3. В прежних исследованиях интеллигенция и интеллигентность рассматривались как социальная группа недовольная положением вещей, как борющаяся и революционная сила. В нашем исследовании главное внимание обращено на интеллигенцию как реформаторскую силу, как силу, выступающую за укрепление законности и правопорядка, как созидательную, а не разрушающую силу.

4. Автор стремился преодолеть искусственные барьеры на пути изучения вопроса, имеющие в основном идеологический характер. Главной особенностью идеологических искажений было однобокое понимание сущности понятий «интеллигенция» и «интеллигентность». В диссертации сделана попытка доказать, что интеллигент это человек с новым взглядом, новым пониманием, объективно смотрящий на все явления и события, играющий важную роль в жизни общества, имеющее высокое положение в обществе.

Новые подходы, использованные автором в изучении вопроса, выводы сделанные в ходе изложении материала основываются в целом на следующие обстоя-тельства:Автор является свидетелем и участником многих исторических процессов современного Афганистана, в том числе непосредственное участие в переговорных процессах в 1994—1996 годах, частично до 2000 года. Поэтому, участвуя непосредственно в процессе установления мира в Афганистане, автор накопил большой опыт практической работы, который был использован в ходе подготовки диссертации. С мая 1999 года до момента завершения работы над диссертацией, автор работал в «Международном центре защиты мира в Азии», принимал активное участие в организации работы печатных органов центра —еженедельного издания «Сулхи Осиё» («Мир в Азии») и квартального издания «Паям-и сулх-и Осиё» («Вестник мира в Азии»). Центр принимал активное участие в установлении и укреплении мира в Афганистане, пропаганде культуры мира среди населения Таджикистана и Афганистана Автор был редактором персидского отдела газеты «Мир в Азии» на персидском языке, редакировал газету афганских женщин-беженок г.Душанбе «Нидои зан»(«Голос женщин» издававшейся в г. Душанбе в течение нескольких лет.

После того, когда началось открытое вмешательство Пакистана в делах Афганистане и движение «Талибан», с помощью международных террористических организаций установило свою власть над территорией Афганистана, автор диссертации совместно с известными политическими деятелями и деятелями культуры Афганистана, проживающих в Средней Азии организовал научно-практической конференции на тему: " Поиск путей установления мира и создания правительства национального согласия в Афганистане". Инициативу конференции по содействию мира в Афганистане и пропаганде демократических идей поддержали как внутри Афганистана, так и за ее пределами.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1.Новое интерпретации понятие «интеллигенции», место и роль интеллигенции в афганском обществе; I 2. Особенности философии интеллигентности, зарождение и развитие движения прогрессивной интеллигенции в Афганистане;

3. Достижения, недостатки и проблемы развития движения интеллигенции в Афганистане за мир и стабильность.

4. Демократия, гражданское общество и законность как факторы межнациональных согласия и укрепления мира в Афганистане;

5. Философия мира, необходимость мира и ее социальная база в трансформирующемся Афганистане;

6. Новые факторы, способствующие упрочению мира в Афганистане (многопартийность, президентские выборы, референдумы, свобода слова и печати), или угрожающей этому процессу (коррупция, регионализм, шовинизм, национализм, экстремизм);

7. Роль мирового сообщества в установлении мира в Афганистане

Объектом исследования является роль и место интеллигенции в социально-политической жизни афганского общества, особенно в миротворческом и миро-строительном процессе.

Предметом исследования, является роль и место интеллигенции в социально* политической жизни и укреплении мира в Афганистане, которая разделена на две части. В первой части освещаются вопросы, касающиеся определения понятия «интеллигенция», теоретический анализ ее места в обществе, задачах, стоящих перед ней.

Вторая часть посвящена вопросам возникновения, формирования и развития движения прогрессивной интеллигенции в Афганистане за последние сто лет, роли интеллигенции в установлении и укреплении мира, методах и путях участия интеллигенции в миротворческом и миростроительном процессе

Методологическую основу диссертации составляют диалектические принципы и законы, взаимосвязь и взаимообусловленность социально-политических процессов.

В процессе исследования были использованы, сравнительные и логические методы анализа общественных явлений.что позволило диссертанту придти к новым выводам и результатам.Эти результаты могут быть использованы в разработке программ и новых сценариев укрепления мира и стабильности не только в Афганистане но и в других регионах мира.

Практическое значимоть работы. Настоящее исследование имеет важное научное и практическое значение.

Практическая ценность исследования состоит в том,что в ней использованы материалы непосредственной работы диссертанта в переговорных процессах между различными политическими силами Афганистана и обобщение опыта переговорного процесса в различных психологических ситуациях,что может быть исползованно в работе дипломатов, конфликтологов, социологов.по лито логов при анализе этнополитических конфликтов в других странах.

Вместе с тем, полученные диссертантом результаты,могут быть использованы в процессе чтения лекций,спецкурсов по конфликтологии.социологии и политологии в высших средных учебных заведений. работа выполнена на кафедре политологии Таджикского государственного педагогического университета им.К.Джураева.отдельные материалы и выводы диссертационной работы отражены в публикациях автора(книгах и научных статьях )в Таджикистане, Иране, Афганистане, на таджикском, дари, персидском и русском языках. Некотрые аспекты исследования изложены в докладах, прочитанных на республиканских и международных конференциях, симпозиумах, круглых столах и семинарах, в опубликованных работах, многочисленных научных статьях автора, опубликованных в Душанбе, Кабуле, Тегеране и других городах на таджикском, дари, персидском и русском языках. Некоторые аспекты исследования изложены в докладах, прочитанных на республиканских и международных конференциях, симпозиумах, круглых столах, семинарах:

-Международная научно-практическая конференция «Афганский кризис и его влияние на Центральную Азию» - г. Душанбе, 8 сентября 2000 года;

-Международная конференция «Поиск путей достижения мира в Афганистане и создания правительства национального согласия» - г. Душанбе, 29 сентября 2000 года;

-Круглый стол: «Афганистан: проблемы и перспективы». Институт востоковедения и письменного наследия АН РТ, 1 ноября 2001 года;

-Круглый стол: «Многонациональный Афганистан и его будущее политическое устройство». Институт востоковедения и письменного наследия АН РТ, 11 ноября 2001 года.

Международная научная конференция «Миростроительство в Таджикистане и Афганистане». Центр стратегических исследований при Президенте РТ.

На 1-м Межафганском диалоге, проведенном Душанбе Международным центром защиты мира вАзии, Международные организации Центр стратегических и политических исследований Российской Федерации и Фонд имени Розы Люксембург (ФРГ).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,трех глав, 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Джамоллиддин Бурхониддин

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс зарождения и формирования интеллигенции как самостоятельной социальной группы в Афганистане неразрывно связано с общим процессом социально- экономического и политического развития страны. На рубеже XIX - XX веков в недрах афганского общества появились элементы новых, капиталистических отношений. Развитие промышленного поизводства, международной торговли, модернизация государственного аппарата и армии увеличивали потребность в квалифицированных кадрах, с высоким уровнем образования. В результате начал складыватся новый слой общества - интеллигенция, слой людей профессионально подготовленной к выпольнению творческой работы.

С другой стороны, слабые темпы социально - экономического развития Афганистана оказывали влияние на процесс формирования интеллигенции в стране, в условиях многоукладной социально - экономической структуры общества, интеллигенция формировалась из самых разных социальных слоев и групп, в результате интеллигенция как социальная группа переживала сложный и противоречивый процесс эволюции.

Само собой разумеется, что возникновение любого явления происходит на основе объективных и субъективных предпосылок, которые могут иметь внутреннее и внешнее происхождение. Возникновение и становление демократического просветительского движения, в результате происходивших в Афганистане экономических, социальных, политических и культурных преобразований, не может выходить за рамки этого логического круга. Другими словами, движение, которое известно в истории политической борьбы страны под названием «Первое конституционное движение» или «младоафганское движение» или «Общество национальной тайны», это результат как объективных и субъективных, так и следствие происходивших внутренних и внешних изменений.

Исторический опыт свидетельствует, что когда созревают предпосылки для ф возникновения какого-либо движения общественной мысли, движения, идейные основы которого составляют принципы свободомыслия, независимости, опоры на себя, братства и обеспечения социальной справедливости, никакая сила не способна препятствовать этому процессу.Эти процессы обычно инициируются интеллигенцией. В действительности лучшие представители интеллигенции в двух этапах своей политической борьбы 1906—1910 и 1911—1919 вели борьбу за пробуждение народа, за достижение независимости, свобода и установление конституционного строя. В этом направлении велика заслуга газеты «Сирадж-ул-t> ахбор», которая была впервые издана маулави Абдурауфом. Второе издание был возобновлен ученым, писателем и государственным деятелем Махмудбеком Тарзи.

Третий этап движения интеллигенции или вторая конституционное движение неразрывно связан с движение младоафганцев во второй десятилетие XX века, с именем известной личности в истории Афганистана Махмудбеком Тарзи (1868—1933). Тарзи после Сайд Джамолиддина Асадободи был одним из известных просветителей начала прошлого века в истории Афганистана. Велика его заслуга в развитии просвещения, науки и политической культуры. щ Отличительной чертой второго движения конституционалистов от первого заключалась в том, что она была более сплоченной и организованной и в вопросах позиций и взглядах участников и в их практической деятельности. Все это было результатом влияния созревающихся в недрах афганского общества идейных, социальных и политических изменений.

В условиях неграмотности большей части населения Афганистана, относительно высокий уровень образования давал интеллигенции определенные материальные и социальные приемущества, в том числе и высокий авторитет в * обществе. Именно в силу своего высокого социального положения интеллигенция Афганистана стала выразителем интересов практически всех социальных классов и слоев, самой политизированной социальной группой общества.

На современном этапе, когда наша страна находиться на пороге больших преобразований, когда перед страной стоят большие задачи по обновлению всех сфер жизни общества и преодоления последствий многолетней братоубийственной войны, главнейшей задачей является возрождение национальной культуры и национального самосознания народа. Сегодня Афганистан подвергается широкомасштабной экспансии чужой культуры и цивилизации, другими словами, происходить «талибанизация» культуры народов новыми формами и методами. В этих условиях, если мы не сможем найти свои исторические корни, познать себя, осознать свою культурную и национальную идентичность, мы не сможем устоять перед сегодняшними и будущими попытками проникновения чужих культур, найти свое достойной место среди других народов мира. Различные прослойки интеллигенции принимали активное участие в деятельности всех политических движений, партий и течений, многие из которых возглавлялись выднейшими представителями интеллигенции страны.

Миграция миллионов людей в другие страны, особенно в стране с «чужой» культурой способствует отчуждению афганцев от своей культуры, традиций и обычаев народа, которое в конечном итоге приводит к кризису личности, преданию забвения своей истории и национальной культуры. Такое положение может иметь серьезную угрозу дальнейшему существованию самобытной национальной культуры народов Афганистана.

На наш взгляд, народы Афганистана смогли сохранить свою самобытность, свою историю и культуру, несмотря на глубокие социальные и политические потрясения, именно благодаря своей богатой и древней национальной культуре.

На современном этапе, когда наша страна находиться на пороге больших преобразований, когда перед страной стоят большие задачи по обновлению всех сфер жизни общества и преодоления последствий многолетней братоубийственной войны, главнейшей задачей является возрождение национальной культуры и национального самосознания народа. Сегодня Афганистан подвергается широкомасштабной экспансии чужой культуры и цивилизации, щ; другими словами, происходить «талибанизация» культуры народов новыми формами и методами. В этих условиях, если мы не сможем найти свои исторические корни, познать себя, осознать свою культурную и национальную идентичность, мы не сможем устоять перед сегодняшними и будущими попытками проникновения чужих культур, найти свое достойной место среди других народов мира. Таким образом, интеллигенция остаётся самым активным и заинтересованным слоём общества борющейся за социально политические изменения укрепление мира и стабильности в Афганистане. t

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Джамоллиддин Бурхониддин, 2006 год

1.Ахрамович Р.Т. Афганистан в 1961—1966 гг. Политическое положение. Конституционная реформа. - М.: Наука, ГРВЛ, 1967. -172 с.

2. Ахрамович Р.Т. Афганистан после второй мировой войны. Очерк истории. М.: Издательство «Восточная литература», 1961. - 178 с.

3. Ахрамович Р.Т. К вопросу об эволюции политико-идеологических доктрин в Афганистане // Проблемы истории Индии и стран Среднего Востока. М.: Наука, 1972. - С. 224—238.

4. Ахрамович Р.Т. Об этапах исторического развития Афганистана в новейшее время // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 1985. -№ 1. - С. 3—9.

5. Ахрамович Р.Т. Общественные движения и государственная политика Афганистана после второй мировой войны. Автореф. дисс. доктора исторических наук (на правах рукописи). М.,1968.

6. Пластун В.Н. Эволюция деятельности экстремистских организаций в странах Востока.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.-711 с.

7. Имомов Ш.З. История общественной мысли Афганистана во второй половине XIX первой половине XX века. Москва - Душанбе: Дониш, 2001,400 с.

8. Искандаров К. Политические партии и движения Афганистана во второй половине XX века. Душанбе: Ирфон, 2004.-500 с.

9. Коргун В.Г. Афганистан на пороге мирного этапа//Центральная Азия и Кавказ. 2002. - № 1 (19). - С. 7- 15.

10. Коргун В.Г. Афганистан: политика и политики. М.: ИВ РАН, 1999. - 140 с. Коргун В.Г. Афганский конфликт//Западняя Азия, Центральная Азия и Закавказье. Интеграция и конфликты. - М.: ИВ РАН, 1995. - С. 268—293.

11. Коргун В.Г. Интелигенция в политической жизни Афганистана. М.: Наука, ГРВЛ, 1983,- 196 с.

12. Коргун В.Г. Ислам и национализм в Афганистане // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М.:Наука, ГРВЛ, 1986.-С. 194—221.

13. Коргун В.Г. Народно- демократическая партия Афганистана в борьбе за социальное освобождение трудящихся//Партии и революционный процесс в странах Азии. М.: Наука, ГРВЛ, 1983. - С. 215- 238.

14. Западная Азия: этнополитическая ситуация. М.: Наука, 1993.

15. Западная Азия, Центральная Азия и Закавказье. Интеграция и конфликты. М.: Институт востоковедения РАН, 1995. - 304 с.

16. Назаров Х.Н. Сайд Джамалиддин Афгани и его общественно- политическая школа. Душанбе: Дониш, 1993. - 268 с.

17. Назаров Х.Н. Социальные движения 20-х годов XX века в Афганистане. Душанбе: Дониш, 1989. - 268 с.

18. Нуриддинов Р. Идейная борьба лево-демократических и правоислами-стских сил в Афганистане.во второй половине XX века. Душанбе: Ватанпар-вар, 2003. -384 с.

19. Нуриддинов Р. Формирование левых демократических движений в Афганистане. Душанбе: Ватанпарвар, 2002. - 204 с.

20. Пластун Владимир, Андрианов Владимир. Наджибулла. Афганистан в тисках геополитики. М.: Русский биографический Институт, Агентство Сократ, 1998.-240 с.

21. Рейснер И.М. К вопросу о складывании афганской нации//Вопросы истории. 1949. - №7. - С. 66- 85.

22. Рейснер И.М.Реакционные идеи в современной историографии //Вестник АН СССР. 1948,- №5.- С. 108-110.

23. Рейснер И.М., Ахрамович Р.Т. Наш сосед Афганистан. М.: "Знание", 1956.-48 с.

24. Спольников В.Н. Афганистан: исламская контрреволюция. ДСП. М.: Наука, 1987.-237 с.

25. Спольников В.Н. Афганистан. Исламская оппозиция: истоки и цели. -М.: Наука, 1990. 191 с.

26. Шкирандо А. И. Газета «Афганистан» как орган афганской оппозиции в 1929 г.//Афганистан, история, экономика, культура. Сборник статей. М.: Наука, ГРВЛ, 1989. - С. 257—266.1. Издания на языке фарси

27. Холуб Роберт. Юрген Хабермас накд дар хауза-е умум-е. Перевод доктора Хусейна Баширия. Изд.второе. Тегеран. 1378(1999). 285с.

28. Пюзи Майкл. Юрган Хабермас. Перевод А. Тадина. Тегеран. Из-во "Хурмус". 1379(2000). 172 с.

29. Суруш Абдул Карим. Роздони ве рушанфикри ве диндоре. Тегеран. Из-во "Тулу-е озоди". 1379(2000). 340 с.

30. Суруш Абдул Карим. Сиясат-наме. Изд.З.Тегеран. Из-во"Тулу-е озоди".1379 (2000).385 с.

31. Берлин Исайя. Чахор маколе дар борае озоди. Перевод М. Мухид. Тегеран. Из-во "Хоразме". Изд.2. 1380(2000). 359 с.

32. Берлин Исайя. Муттафакироне рус. Перевод Н. Дарябанди. Изд.2.Тегеран. Из-во министерства культуры.1377(1998). 445 с.

33. Поппер К. Азаде ве масулияте равшанфикрон. Перевод К. Заим. Тегеран. Из-во "Иранмехр".1379(2000).80 с.

34. Гегель Ф. Аносире фалсафа-е хак. Перевод М.Ираниталаб. Тегеран. Из-во "Афтаб". 1378(1999). 536 с.

35. Ньюман Ф. Азаде ве кудрат ве конун. Перевод И. Пуладванда. Тегеран. Из-во "Хоразме". 1373(1994). 470 с.

36. Мейл Дж.С. Руссо дар бора-е азади. Перевод Дж. Шейхислами. Изд.4. Тегеран. Из-во Министерства культуры. 1373(1994). 470 с.

37. Платон. Республика. Перевод Ф. Рухани. Изд.пятое.Тегеран. Из-во министерства культуры. 1368(1989). 648 с.

38. Сендал Майкл. Либериализм ве муннакидоне он. Перевод А. Та-дина. Тегеран. Из-во "Интишороте илме ве фархан-ге".1381(2002).304с.

39. Фостер Майкл Б. Худовандон-е андешахо-е сияси. Т.1. Перевод Дж. Шейхислами. Изд.пятое. Тегеран. Из-во "Амир ка-бир" 1380(2001). 306 с.

40. Фостер Майкл Б. Худовандон-е андешахо-е сияси. Т.2. Перевод Дж. Шейхислами. Изд.пятое.Тегеран. Из-во "Амирка-бир"1380(2001). 233 с.

41. Валанкастер Л. Худовандон-е андешахо-е сияси. Пепревод Али Ромин. Изд. второе. Тегеран. Из-во "Интишороте илме ве фархан-ге". 1380(2001). 579 с.

42. Спрингс Т. Фахм-е назарияхо-е сияси. Перевод Ф.Риджои. Изд. второе. Тегеран. Из-во "0гах".1370(1991).204 с.

43. Метюз Д. Сиясат баро-е мардом. Перевод Б.Алиева, Ф. Хади-заде и В. Хади-заде. Душанбе. 1998. 315 с.

44. Джилоипур Х.Р. Давлат-е пинхон. Хуррамшахр.1379(2000). 394 с.

45. Локк Дж. Ном-е дар боб-е тасохил. Перевод Ш.Гулшохикарим. Те-геран.Из-во"Най".1377(1998). 134 с.

46. Пулади К. Аз давлат-е иктидор то давлат-е акл. Тегеран.Из-во "Марказ".1380(2001). 357с.

47. Монтескье Л. Рух ул- кавонин. Перевод А.Мухтади. Изд. девятое.

48. Тегеран. Из-во "Амир кабир".1370(1991). 705 с.22,23,24,25,26.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.