Роль страха в современном обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Фаизова, Гузель Ихсановна

  • Фаизова, Гузель Ихсановна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 149
Фаизова, Гузель Ихсановна. Роль страха в современном обществе: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2010. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Фаизова, Гузель Ихсановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ФЕНОМЕНА «СТРАХ».

§1.1. Теоретические подходы к рассмотрению феномена страха.

§ 1.2. Социально-философский анализ понятия «страх».

ГЛАВА 2. СТРАХ КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

§ 2.1. Специфика проявления личностного и общественного страха в современных российских условиях.

§ 2.2. Дилемма страха в жизни общества и личности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль страха в современном обществе»

Актуальность темы исследования определяется целым рядом факторов. Во-первых, в современном обществе существование человека становится все более подверженным страху. Степень страха в общественном сознании становится столь высокой, что можно говорить о страхе как о неотъемлемой черте общества.

Во-вторых, страх - это своего рода универсальный феномен, который пронизывает все аспекты бытия современной личности. Страх присутствует и в общественно-политической, и в социально-экономической, и в культурной, и в индивидуально-личностной сферах жизни человека. Вопрос о том, должен ли присутствовать страх в реформировании социального общества, является одним га узловых и в нынешней политологии, и в практической социологии и в социально-философской науке. Иррациональные страхи, во многом становящиеся результатом целенаправленной пропаганды, сегодня являются элементом действительности. Глобальные изменения, происходящие в российском обществе, активизируют поведенческие конфликты, социальную деструкцию, которые выражаются в потере ценностных ориентиров и утрате уверенности у граждан страны. Это указывает на то, что феномен страха присутствует в общественных процессах макроуровня.

Важным представляется также и то, что культурно-воспитательные аспекты страха перед карой Божьей также являются актуальными в современном российском обществе. Страх смерти, присутствующий на индивидуально-личностном уровне, привлекает исследовательский интерес еще с древнейших времен существования философской мысли. Однако он выступает также в качестве злободневной проблемы и в современной философии.

Повсеместно возникающий и резко усиливающийся в переломные моменты развития общества страх приводит индивида к потерям и издержкам. Вместе с тем, страх тиражируется, видоизменяется и, никуда не исчезая, загоняется вольно или невольно в подсознательную сферу, фрустрирует человека, заставляя закрываться от устрашающего мира, уходить в себя.

В-третьих, страх не получает однозначной оценки. На уровне обыденного сознания страх воспринимается скорее как негативный, чем как позитивный феномен. Хотя теоретически в основе страха заложен инстинкт самосохранения человека, придающий ему положительный оттенок.

В-четвертых, в современной социально-философской литературе отсутствует концепция, включающая все специфические особенности страха как характеристики общества.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности проблемы страха в условиях современного российского общества.

На основе вышесказанного, можно утверждать, что данный феномен требует комплексного научного анализа и соответствующих социально-философских, методологических и аксиологических разработок.

Степень научной разработанности проблемы. Страх есть понятие, исследовательский интерес к которому не угасает со времен Античности. Страх лежащий в основе экзистенциальной проблемы человеческого бытия, всегда был в центре внимания зарубежных и отечественных исследователей самых разных направлений. В современной (философской, социальной, психологической, педагогической и др.) науке представлены самые разные подходы к определению сущности и специфики данного феномена.

Наиболее ценные и существенные общечеловеческие аспекты понимания страха в истории становления философской мысли, во многом остающиеся актуальными в современных трактовках природы и значения страха, раскрываются в трудах следующих мыслителей античности и средневековья. Философский аспект феномена страха освещался в трудах таких мыслителей, как: Демокрит, Платон, Аристотель, Лукреций К., Эпиктет, Климент

Александрийский и др1. В эпоху античности страх рассматривался в контексте зависимости, образующейся из-за неправильной социальной организации различных сфер жизнедеятельности человека; в средние века — от греховной природы человека.

Философия Нового времени в изучении проблемы страха акцентировала внимание на частных аспектах проявления страха. Главной интенцией философии в этот период явилась ориентация на прогресс и оптимизм относительно судьбы человечества. Идеи человеческого совершенствования, улучшения условий существования человека, продвижения вперёд по пути массового распространения и углубления знаний концептуально противостояли пессимизму средневековой культуры.

Такие философы как С. Кьеркегор, К. Ясперс, 3. Фрейд, Г. В. Ф. Гегель, Ж-П. Сатр, С. Грофф, Р. Мэй и др. рассматривали различные аспекты определения сущности феномена страха, особенности его формирования и функционирования. Изучением оснований феномена страха занимались также П. Сорокин, М. Вебер, X. Ортега-и-Гассет" и др.

1 Лурье С. Я. Дехмокрит. Тексты. - Ленинград: Наука, 1970 - 664 е.; Платон. Диалоги. - М.: Мысль, 1986 - 607 е.; Аристотель. Сочинения: В 4-х т. - М.: Мысль, 1984. - 830 е.; Лукреций К. О природе вещей. - М.: изд. АН СССР 1946. - 456 е.; Беседы Эпиктета. / Пер. Г. А. Тароняна. - М.: Ладомир, 1997. - 313 е.; История средневековой философии. Хрестоматия. В

2 ч. 4.1 Патристика. - Мн.: ЕГУ, 2002. - 504 е.; Антология мировой философии. - Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001 - 960 с.

2 Кьеркегор С. Страх и трепет. - М.: Республика, 1993 - 383 е.; Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Политиздат, 1991. - 527 е.; Фрейд 3. Введение в психоанализ. -М.: Наука, 1989. - 455 е.; Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - Л.: Наука. 1992. - 441 е.; Сартр Ж.-П. Бытие и ничю. Опыт феноменологической онтологии. - М.: Республика, 2000. — 639 е.; Гроф С. Области человеческого безеознательного. Опьп исследования с помощью ЛСД. - М.: МТМ, 1994. - 240 е.; Мэй Р. Смысл тревоги. - М.: Класс, 2001. - 384 с.

3 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992. — 543 е.; Вебер М. Избранное. Основные социологические понятия. // Западно-европейская социология XIX -начала XX веков. - М., 1996. - С. 455 - 491.; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. - М.: ACT, Хранитель, 2007. - 269 с.

Особенности страха в социальном измерении представлен работами следующих мыслителей: М. Монтень, Т. Гоббс, JI. Фейербах, Ф. Ницше, Ф. Шеллинг, И. Кант, П. Гольбах, Д. Юм, М. Хайдеггер1 и др.

В XX в. человек делает акцент не столько на внешних, сколько на внутренних источниках страха, сосредоточенных в микрокосме человеческой личности.

В отечественной социально-философской литературе можно выделить ряд исследований, освещающих сущность и роль страха в жизни и деятельности людей. В данных работах рассматриваются различные аспекты формирования и функционирования страха. Среди них особого внимания заслуживают работы В.А. Андрусенко, М.М. Бахтина, B.J1. Лехциера, JI. Гудкова, С.Я. Матвеевой, A.B. Мозговой, У.И. Головахи, Н. В. Паниной,

1 Монтень М. Опыты. — М.: Рипол-Классик, 1997. — 928 е.; Гоббс. Т. Левиафан. — М.: Мысль, 2001. - 478 е.; Фейербах JI. Избранные философские произведения. В 2 т. Т. 2. — М.: Политиздат, 1955.- 942 е.; Ницше Ф. Воля к власти. - Мн.: ООО «Попури». 1999. - 464 е.; Шеллинг Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 2 - М.: Мысль, 1989. -636 е.; Кант И. Сочинения. В 6 т. Т.5 —'М.: Мысль, 1966. - 564 е.; Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1 — М.: Соцэкгиз, 1963. - 715 е.; Юм Д. Трактат о человеческой природе. Об аффектах. О морали. — М.: Канон. 1995. - 416 е.; Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

У. Бека, Ю.А. Зубок, М. К. Горшкова, В. И. Зубкова1 и др.

Особый интерес представляют работы современных исследователей, занимающихся исследованием особенностей социального страха: С. Кара-Мурзы, В. Э. Шляпентоха, В. Н. Шубкина, В. А. Ядова, В. Н. Кузнецова2 и др.

Исследованием феномена страха смерти занимались философы: Б. Спиноза, Л. А. Сенека, Б. Паскаль, Ф. Бэкон, А. Камю, А. Шопенгауэр и др.

1 Андрусенко В. А. Социальный страх - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 172 е.; Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. -М.: Худож. лит., 1990. - 543 е.; Лехциер В. Л. Я не трус, но я боюсь. Онтологика страха как жизни в модусе «пере». / под общ. ред. С. А. Лишаева. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2005.

- 168 е.; Гудков Л. Страх как рамка происходящего // Мониторинг общесхвенного мнения. -1999. № 6, С. 46-53; Матвеева С.Я. Шляпентох В.Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск. 2000; Риск в социальном пространстве / Под ред. А. В. Мозговой.

М.: Институт социологии РАН, 2001. - 346 с.;. Головаха Е. И., Панина Н. В. Социальное безумие. История, теория и современная пракгика. - Киев: Абрис, 1994. - 168 е.; Панина Н.В. Социальное безумие. История, теория и современная практика. — Киев: Абрис, 1994. — 168 е.; Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-традиция, 2000. -384 с. С. 40 - 41; Зубок Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи // Социологические исследования. 2003. № 4; Горшков М. К. Чего опасаются россияне? - М.: Институт социологии РАН, 2008. - 72 е.; Зубков В. И. Социологическая теория риска. - М.: РУДН, 2003.-380 с.

2 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2008. - 864 е.; Шубкин В. Н., Шляпентох В. Э., Ядов В. А. Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века / под ред. В. Э. Шляпентоха. - М.: МОНФ, 1999. - 347 е.; Шубкин В.Н. Страхи в России // Сциологический журнал. — 1997. — № 3. С. 62 - 76; Ядов В. А. Стратегия социологического исследования - М.: Омега-Л, 2009. — 576 е.; Кузнецов В. Н. Социология безопасности. -М.:КДУ, 2009.-422 с.

3 Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. — М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1. 631 е.; Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. - М.: Художественная литература, 1986. - 544 е.; Паскаль Б. Мысли. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995. — 480 е.; Бэкон Ф. Сочинения. В 2т. Т. 2. — М.: Мысль (Философское наследие), 1978. — 575 е.; Камю А. Чума. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992. — 480 е.; Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы — М.: Эксмо 2006.-384 с.

Среди современных исследователей;.изучающих проблему страха смерти, :можно выделить Т. Дорохову, В. У Завьялова, С.А) Белорусова,,И1Т'йллиха1' и? др. •'. '■;'■ . . :.' ■; ; ; . ' ' '.'."У';': .л ' "■' .ч

Объектом исследования является страх как социокультурный феномен. #/н'<)л*<?//1 исследования - страх человека. .

Целы диссертационного исследования заключается в определении роли страха в современном' обществе.5 Данная- цель может: быть, конкретизирована в виде следующих основных задач: V ,

- рассмотреть теоретико-методологические подходы, к изучению понятия страха; • ' ■ . ' • . -. .

- проанализировать ^сущностные характеристики-страха;

- изучить^ специфику. проявления страха в условиях современного российского общества;:

- выявить условия позитивного и негативного4функционирования«страха. Методологическимоснованием диссертационного исследования выступают' диалектический, подход, элементы-"системного;, анализа,., а- также принципы: единства исторического и логического; преемственности и изменчивости, теоретического.и эмпирического: V ' • :,

Научная новизна диссертации выражается в следующем:

- выявлены подходы психологического, социологического; социально-философского наук к исследованию страха; ' . 1 ,

- раскрыты особенности формирования; страха в условиях современного общества (корреляция страха* с; возрастом: индивида, его*; зависимость от

Дорохова Т. Реалии страха. Фигуры Танатоса // Философский альманах. Выи. 6. Кладбище. - СПб., 2001 С. 78-80; Завьялов В; Ю; У смерти твои.глаза: дианализ фобий. - Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2004. - 256 е.; Белорусов С. А. Психология страха смерти // Журнал практического психолога. - 2000^№: 3 - 4. - С.163-182; Тиллих П. Избранное: Теология^ культуры: - М.: Юрист 1995.:- 480 с. общественных и мировых процессов, наличие пространственных и временных границ страха);

- установлены виды страхов существующих в современном российском обществе;

- обоснована позитивная, роль страха в рамках религиозных верований;

- установлена связь страха смерти с процессом формирования ценностно-ориентационных принципов личности.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в философском осмыслении страха, давшая возможность сформировать концептуально новое отношение к данному понятию, проанализировать его место и значение в социальном бытии человека.

Теоретические положения исследования послужат теоретико-методологической основой для дальнейшего изучения страха, его типов, что позволит глубже понять некоторые причины духовного кризиса современного российского общества и наметить пути выхода из него.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения и результаты исследования могут применяться в вузовских курсах по философии, социологии, психологии, истории, а также спецкурсов по тематике диссертации. Выводы диссертации имеют определенную ценность для процесса становления форм общественного сознания.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты диссертационного исследования были апробированы на научно-практических конференциях и семинарах, а именно: «Неделя науки — 2006» (Сибай 2006), «Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты» (Уфа 2008), «Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук» (Магнитогорск 2008), «Современные исследования социальных проблем» (Красноярск 2009). Выводы диссертационного исследования опубликованы в восьми научных публикациях автора общим объемом 1,3 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и списка литературы, включающего 234 наименования. Общий объем диссертационной работы составляет 150 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Фаизова, Гузель Ихсановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринятый нами социально-философский анализ понятия «страх» позволяет нам сделать некоторые выводы.

На современном этапе развития науки существуют множество подходов к изучению страха. Однако исследователи всех направлений науки солидарны во мнении, что страх есть естественное явление в человеческой жизни. В классической философской традиции страх рассматривается как категория онтологическая, гносеологическая, психологическая, а также как категория, анализируемая в ракурсе осмысления культуры и общества.

В частности, онтологическое направление философии описывает страх как часть человеческого бытия, признавая позитивные и негативные его аспекты; гносеологическая теория философии рассматривает страх в качестве способа познания окружающей действительности.

Философия экзистенциализма считает, что в современном обществе люди оказались отчужденными от своего существенного «Я» и пришли в состояние отчаяния и страха. Посредством же преодоления страха, по их мнению, человек должен обрести свое истинное «Я».

В рамках философии культуры и религии феномен страха рассматривается в связи с концепцией зла, которая существует практически во всех религиозных верованиях. Страхи, наличествующие в сознании людей, нашли отражение в мифах и сказаниях. Таким образом, в культурологии и религиоведении страх тесно переплетен со злом, зависимостью, слабостью и виной.

Представители социальной философии страх рассматривают через призму социальных взаимоотношений индивидов в обществе, анализируя причинно-следственные процессы переживания страха в социуме.

Социология рассматривает страх в эмпирическом аспекте, изучая принципы его формирования и динамику в обществе в корреляции с другими процессами, протекающими в социуме. В частности, в социологи связывают страх со следующими понятиями:

- катастрофическое сознание, которое рассматривается ■ как состояние эмоционального напряжения социума, находящегося в ожидании угрозы;

- риск, понимаемый как потенциальная возможность наступления ущерба либо потери, рассматривается в самом широком его смысле.

- социальное безумие, выражающееся в панике. Паника рассматривается в качестве ужаса, который испытывают множество людей; находящихся в ■ одних временных и пространственных плоскостях;

- безопасность, где страх рассматривается как стимул к устранению или минимизации опасностей, стремление к безопасности.

Исследователи-психологи рассматривают страх во взаимосвязи с такими понятиями как: «фобия», «тревога», «испуг», «ужас». В ходе анализа теоретических подходов психологической науки мы. выявили следующие корреляции между выделенными понятиями:

- в отличие от естественного страха, являющегося адекватной-реакцией на объективную опасность, фобия есть болезненная реакция организма, свидетельствующая о нездоровье личности;

- тревога - это переживание по поводу возможной, но еще не наступившей опасности, то есть' напряженное ожидание ситуации страха;

- испуг - неожиданно наступивший страх, когда индивид оказался к нему неподготовленным;

- ужас есть чрезмерно интенсивное переживание страха, связанное с мнением индивида, считающим, что опасность грозит крахом, потерей каких-либо ценностей и угрожает летальным исходом. При этом на уровне массового сознания ужас проявляется в форме паники.

Произведенный в ходе настоящей исследовательской работы методологический анализ страха позволяет нам сформулировать некоторые выводы.

Страх — это чувство, рожденное как адекватная реакция организма на объективную или субъективную опасность, которая угрожает уничтожением и насилием, а также сопровождается напряженным ожиданием риска. Мы выделяем две основные формы страха: индивидуальный и массовый. Индивидуальный страх есть чувство опасности, которое переживает тот или иной человек. Массовый страх есть чувство, которое одновременно переживают множество людей.

Рассматривая их в дифференциации в диссертационном исследовании, мы выделили основные виды, особенности и функции феномена.

Индивидуальный страх имеет следующие виды: социализированные, страхи - сформированные в результате влияния социальной среды; не социализированные страхи - страхи на формирование, которых социальная жизнь индивида не влияет.

Индивидуальному страху присущи следующие особенности: он меняется в качественном и количественном отношении в связи с возрастом личности; находится в корреляции с процессами, протекающими в обществе, в котором существует индивид.

Массовый страх имеет следующие виды: страхи, сформированные под влиянием социально-культурных процессов в обществе; политические — зависят от политической обстановки, сложившейся в том или ином обществе; экономические страхи являются реакцией на финансовый рынок в масштабе страны или мира.

Существуют следующие особенности формирования массовых страхов: они динамически изменяются в ходе исторического развития общества; находятся в корреляции с мировыми процессами (глобализация, экономические ситуации и т.п.); имеют пространственные границы в виде определенной страны, или социума (этнос, жители определенного субъекта); формируются на основе индивидуальных- страхов.

Как массовым, так и индивидуальным страхам свойственна амбивалентная функциональность: они могут влиять на индивидуальное и массовое сознание и.позитивно, и негативно. > > ' Мы выделяем следующие функции страхов: основной функцией индивидуального страха является стимулирование индивида к безопасности, и самосохранению, а так же он выполняет адаптивную функцию, которая, к примеру, позволяет человеку вести себя осторожнее, при встрече с потенциальной опасностью;

- страхи, существующие в политической и экономической сферах общества, выполняют роль факторов, влияющих на сохранение порядка в любых группах, сообществах и обществах. Страх перед, карой за обусловливающий порядок проступки, свидетельствует о положительной роли страха в- социальной организации. В управленческой деятельности порой нет иного метода, кроме обращения к чувству страха. Однако чрезмерный страх может привести и- к деструктивному результату, выражающемуся в несвободе, творческой пассивности, апатии, стрессе;

- массовые страхи в социальной сфере бытия осуществляют воспитательно-социализирующую функцию. В данном случае страх рассматривается как фактор, прививающий обществу правильные модели поведения. Уважительный страх ребенка перед родителями обусловливает послушание и, тем самым, закрепляет правильное поведение в целом.

Следует также особо подчеркнуть следующие ролевые особенности страха.

В рамках общественной организации страх выполняет роль регулятора общественного порядка путем устрашения за проступки. Вместе с тем, мы несправедливость по отношению к себе, в социальном пространстве невысок. Мы считаем, что особенность российского общества в том, что это чувство несправедливости сводимо к чувству неравенства, которое последовало'после семи десятилетий социалистического народного равенства. Именно, опыт социализма делает тяжелой ношей современное расслоение общества и, заставляет тревожиться по поводу своего положения из-за. возможного ущемления личных прав и свобод. По нашему мнению, ощущение социальной несправедливости не может быть реакцией лишь на. социальные условия -жизнедеятельности граждан, так. как .последние находятся в прямой зависимости от политических и экономических процессов в стране.

Человек должен сознательно относиться'к своему страху, расценивая его как естественный стимул безопасности, он- не должен допускать перехода страха в ужас. .

Мы считаем, что страхи и тревоги российского общества, в. целом массовое.сознание, граждан, требуют корректировки. В. частности,, перед руководящими органами, общества предстает задача сохранения баланса между позитивными и негативными чувствами, существующими в социуме: Данная задача, в свою очередь^ требует модернизации и совершенствования всех сфер жизнедеятельности граждан страны. На сегодняшний день граждане страны остро нуждаются в проявлении справедливости, в чувствах благополучия и безопасности. Необходимо формировать, систему социальной адаптации к страхам; Мы считаем, что формируя систему социальной адаптации к страхам на уровне индивидуального сознания развивать позитивное, отношение к ситуации страха, необходима популяризация положительной роли страха в индивидуальной жизни личности посредством развития сознательного отношения личности к своему страху, рассматривая его как естественный стимул к безопасности в процессе адаптации индивида к изменяющимся условиям окружающей его действительности, тем самым создавая предпосылку преодоления и снятия страхов у индивида; распространение идеи о страхе смерти как стимула к созданию целей жизни, определению ценностноориентационных устоев личности. Создание специализированных экспертных групп по стабилизации уровня страха в общественно-массовом сознании, способствовало бы сохранению баланса между позитивными и негативными аспектами страха, формированию чувств справедливости, благополучии и безопасности у каждого индивида. Таким способом негативный потенциал страха, существующий в массовом сознании российского общества, может быть активно преодолен.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Фаизова, Гузель Ихсановна, 2010 год

1. Агеева О. Жизнь после жизни. — СПб.: Невский Проспект, 2004. 121 с.

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон Пресс-Ц, 2001. — 288 с.

3. Андрусенко В.А. Социальный страх Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. -172 с.

4. Антология мировой философии. — Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001-960 с.

5. Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 288 с.

6. Ариес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс-Академия, 1992. -473 с.

7. Аристотель Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Литература, 1998. - 1392 с.

8. Аристотель. Большая этика. Никомахова этика. М.: ACT, 2002. - 608с.

9. Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт, 2000. - 224 с.

10. Арон Р. Избранные: Введение в философию истории. М.: СПб, Университетская книга, 2000. — 543 с.

11. П.Астапов В.М. О психических функциях состояния тревоги // Тезисы докладов VI Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. М., 1983. -С. 543-544

12. Астапов В.М. Профессиональные страхи учителей // Народное образование. -2000. -№ 1.-С. 128-136

13. Астапов В.М. Психическое здоровье учащихся и психокоррекционная работа. М.: МГИУУ, 1989. - 117 с.

14. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001. - 156 с.

15. Астапов В.М. Функциональный подход при изучении состояния тревоги // Психологический журнал. — 1992. №5. С. 111-117

16. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль, 1987. - 352с. .

17. Баринов, Д. Н. Региональная специфика социальной тревожности // Вестн. : Челяб; гос. ун-та. Вып. 8. 2008. С. 165-169.

18. Батай Ж! Внутренний опыт / Пер. с фр., послесл., коммент. С. Л. Фокина. -СПб.: AXIOMA; Мифрил, 1997. 336 с.19: Батай Ж. Гегель, смерть и жертвоприношение // Танатография Эроса. -СПб., 1994.-С. 245-268.

19. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле: и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. — 543 с.

20. Бек У. Общество риска. На пути к модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. -■53'с-. ' . ;

21. Белорусов G.A. Психология страха смерти' // Журнал практического психолога. 2000. №' 3. - С.163-182.

22. Беннет Б. Йога, душевного равновесия; Избавление от тревоги, страха. — М.: Рипол Классик, 2005. 368 с.

23. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993 383 с.

24. Берндт Б. Секрет самообладания, или; лечение страстей и. душевных страданий/ Дм. Крючкова. СПб. :, Л 912.-206 с.

25. Беседы Эпиктета. / Г.А. Тароняна. М.: Ладомир, 1997. — 313 с.

26. Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном о характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. — М.: Языки русской культуры, 1998 — 712 с.

27. Блум-Х. Страх влияния. Карта перечитывания / Пер. с англ. —Екатеринбург: Урал, ун-т, 1998 .-352 с.

28. Борев Ю. Б. Сталиниада. -М.: Агенство «КРПА Олимп», 2003. 461 с.

29. Бореев Г. История гуманоидных цивилизаций земли. — М.: Гиперборея, 2005. -424 с.

30. Братья Вайнеры. Лекарство против страха. — Москва: Советский писатель ■ 1986.-496 с.• 139 ■; •

31. Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдиста. М.: Рсфл-бук, Ваклер,1997.-304 с: .33: Бернстайл ПЛ. Против богов: Укрощение риска. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000. — 400 с.

32. Василюк Ф. Е. Психология переживания; Анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984; - 200 с.

33. Вебер М. Избранное. Основные социологические понятия; // Западноевропейская социология XIX-начала XX веков. М., 1996. - С. 455-491.

34. Вестник общественного, мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2006: № 2 (82). С. 4 - 7;39: Вилюнас В. К. Псих.ологические механизмы биологической мотивации. — М: : Издательство московского Университета, 1986. 208 с.(,

35. Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. М.: МГУ, 1984. -288 с.

36. Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии //Мир философии. — М.: Политиздат, 1991, С. 98-106

37. Выготский JI; С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. 1958. №3. —С. 125 -134.

38. Выготский JI. С. Учение об эмоциях // Собр. соч. Т. 4. М., 1984. - С. 90 -318. .

39. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия:, одиночество, страх, смерть. Автореф. дисс. Екатеринбург, 2002. - 47 с.

40. Гаджиев К.С. Политическая наука.—М.: МО, 1996. 400 с.

41. Гайденко П. П. Смерть // Философский энциклопедический словарь. М.: , Сов. энциклопедия, 1989: С. 59).

42. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М.: Мысль. 1971. - 248 с.

43. Гегель Г. В. Ф. Философия религии.-М.: Мысль, 1977. -574с.

44. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Л.: Наука, 1992. - 441 с.

45. Гедеон Р. Валтасаров пир. Великий страх. М.: Кн. палата, 1994. — 364 с.

46. Герасимович А. У истоков религии. Религия страха. — Петроград: Прибой, 1923.- 150 с.

47. Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. Т. 1. -М.: Мысль, 1989. -621 с.

48. Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. - 478 с.

49. Голдинг У. Повелитель мух. М.: Педагогика, 1990. - 224 с.

50. Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. -М.: Соцэкгиз, 1963. -715 с.

51. Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. М.: Соцэкгиз, 1963-553с.

52. Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было? М.: Политиздат, 1989. - 319 с.

53. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. Пер. с англ. Изд. 2-е. М.: Изд. Мое. Транс, центра, 1993. -504 с.

54. Гроф С. Области человеческого безеознательного. Опыт исследования с помощью ЛСД. М.: МТМ, 1994. - 240 с.

55. Гроф С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания. -М.: ACT 2001.-476 с.

56. Грофф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. М.: ACT, 2003. - 239 с.

57. Гуревич П. С. Современный апокалипсис // Философские науки. — 1992. №2.-С. 100-108

58. Дарвин Ч. О. Выражение эмоций у человека и животных. СПб.: Питер, 2001.-384 с.

59. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. - 656 с.

60. Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации запада. Екатеринбург: Издат-во Урал, университета, 2003 - 752 с.

61. Дерябин B.C. Чувства, влечения, эмоции. Д.: Наука, 1974. - 258 с.

62. Джемс В. Психология: В 2 ч. Ч. 2. СПб.: Изд-во К.Л. Риккера 1911. - 259 с.

63. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1998. - 572 с.

64. Дондурей Д.Б. Самый перспективный бизнес — запугивание страны // Эксперт.-1998. № 13.-С. 88-91.

65. Дорохова Т. Реалии страха. Фигуры Танатоса // Философский альманах. Кладбище. СПб., 2001, Выпуск 6. С. 78-80.

66. Достян Р. Тревога. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 462 с.

67. Дьяченко М. И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. — 1990. № 1. — С. 106,113.

68. Завьялов В. Ю. У смерти твои глаза: дианализ фобий. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2004. - 256 с.

69. Захаров. А. И. Неврозы у детей и подростков. М.: Медицина, 1988 - 248 с.

70. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб: Союз. - 2000. - 448 с.

71. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: 1986. - 221 с.

72. Зенгер Ф. Ни страха, ни надежды. Хроника Второй мировой войны глазами немецкого генерала. 1940-1945. Мемуары. М.: Центрполиграф, 2003. - 479 с.80.3убков В. И. Социологическая теория риска. М.: РУДН, 2003. С. 97-137.

73. Зубок Ю. А. Риск в социальном развитии молодежи // Соц.-гуманит.знания. -2003.-N 1. С.147-162.

74. Иванова Н. Б. Освобождение от страха. М.: Правда, 1989. - 48 с.

75. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2002 - 464 с.

76. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб. Питер, 2002. - 752 с.

77. Исламизм и международный терроризм: угроза ислама или угроза исламу?/ Молдалиев O.A. Бишкек, 2004. 200 с.

78. Камю А. Чума. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992.-480 с.

79. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999. - 563 с.

80. Кант И. Сочинения. В 6 т. Т.5. М.: Мысль, 1966. -564 с.

81. Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000. - 431 с.

82. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2005. - 832 с.

83. Карандашев В. Жить без страха смерти. СПб.: Питер Смысл, 2005. - 336 с.

84. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.: Медицина 1980. - 450 с.

85. Карвасарский Б.Д., Простомолотов В.Ф. Невротические расстройства внутренних органов. Кишинев: ШТИИНЦА 1988 - 168 с.

86. Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века / В.Э. Шляпентох, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов. М.: МОНФ, 1999. - 347 с.

87. Кемпинский А. Экзистенциальная психиатрия. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 320 с.

88. Кемпинский А. Психология шизофрении. — СПб. Изд-во Ювента. 1998. -296 с.

89. Киселев В. С., Гористов С. С. Тревога всегда внезапна. М.: Московский рабочий, 1987. - 366 с.

90. Ковпак Д. В. Как избавиться от тревоги и страха. М.: Наука и техника, 2007.-240 с.

91. Кожейкин А. В. Боремся со страхом. РнД. Феникс, 2007. - 220 с.

92. Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

93. Крайтон М. Государство страха. М.: Эксмо, 2006. — 640 с.

94. Кришнананда (Томас Троуб). За пределы страха. Раскрытие любящего сердца. СПб.: ИГ Весь, 2006. - 288 с.

95. Кришнананда (Томас Троуб). Лицом к лицу со страхом. СПб.: ИГ «Весь» 2006. - 352 с.

96. Кузминкин В. Кого и чего мы боимся? // Вечерний Новосибирск. — 2001. 13 окт.

97. Кузнецов В.Н. Социология безопасности. М.: КДУ, 2009. - 422 с.

98. Кузнецова О. Современные западные подходы к оценке международно-политических рисков // Международные процессы. 2004. №1. — С. 43-54.

99. Курпатов A.B. Как избавиться от тревоги, депрессии. — М.: Олма Медиа Групп, 2007.-416 с.

100. Кьеркегор С. Дневник обольстителя. СПб.: Лимбус Пресс, 2000. - 224 с.

101. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993 — 383 с.

102. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. — Киев: Изд. София, 2001 — 320 с.

103. Лакан Ж. Семинары. М.: Гнозис: Логос, 1999. - 520 с.

104. Лауринчюкас Альбертас. Врата страха. М.: Политиздат, 1982. - 287 с.

105. Лебедь Л. Страхи и стрессы большого города. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 320 с.

106. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. - 316 с.

107. Лебон Г. Психология толпы. М.: Институт психологии РАН, КСП+, 1998.-416 с.

108. Леви В. Л. Приручение страха. М.: Метафора, 2002. - 187 с.

109. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1971.-40 с.

110. Лехциер В. Л. Я не трус, но я боюсь. Онтологика страха как жизни в модусе «пере». Самара: Самар. гуманит. акад., 2005. — 168 с.

111. Линдслей Д. Б. Эмоции // Экспериментальная психология. Мт.: Издат-во иностран. лит., 1960. - 684 с.

112. Липавский Л. Исследование ужаса. М:: Ad Marginem, 2005. - 446 с.

113. Лифтон Р., Ольсон Э. Жизнь и умирание // Реферат Д. Ляликова // Буржуазные психоаналитические концепции общественного развития. М., 1980.-С. 64-92.

114. Лукреций К. О природе вещей. М.: Изд. АН СССР 1946. - 456 с.

115. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Ленинград, 1970 - 664 с.

116. Макарова Е.В. Преодолеть страх или искусствотерапия. — М.: школа-пресс, 1996.-304 с.

117. Максимовский Э. Империя страха. М.: Зеленый парус, 1992. — 255 с.

118. Малышева А. Страх перед страхом. М.: Центрполиграф, 2001. - 428 с.

119. Мельгунов С.П. Красный террор в России 1918-1923. — Симферополь: Таврия, 1991.-254 с.

120. Мангейм К. Идеология и утопия. М.: Прогресс, 1994. — 370 с.

121. Матвеева С.Я., Шляпентох В.Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. — 184 с.

122. Мечников И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1988 - 328 с.

123. Митев П. Э., Иванова В. А., Шубкин В.Н.Катастрафическое сознание в Болгарии // Социологическое исследование в Болгарии. 1998. №10.-111-118.

124. Мониторинг общественного мнения // Экономии, и социал. перемены. 2002. № 4 (60). 78 Д.Н.Баринов С. 64

125. Монтень М. Опыты. М.: Рипол-Классик, 1997 - 928 с.

126. Мордовцева Т.В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе // Таганрог: ТИУиЭ, 2001.-120 с.

127. Московичи С. Век толп. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. — 480 с.

128. Моссо А. Страх. Психофизиологический этюд. СПб., 1887. - 218 с.

129. Мотрошилова Н.В., Руткевич A.M. История философии: Запад-Россия-Восток. Философия XX в. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2000. 446 с.

130. Мэй Р. Проблема тревоги. М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 432 с.

131. Мэй Р. Смысл тревоги. М.: «Класс», 2001. - 384с.t

132. Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. №6. -С. 119-126.

133. Ницше Ф. Воля к власти. Мн.: ООО «Попури», 1999. - 464 с.

134. Ницше Ф. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993 - 573 с.

135. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Минск: Харвест, 2007 - 879 с.

136. Ницше Ф. Антихристианин. — СПб.: Прометей, 1907. 155 с.

137. Ойзерман Т.И. Современный экзистенциализм. М.: Мысль 1966 - 565 с.

138. Олди Г. JI. Пасынки восьмой заповеди. Ожидающий на перекрестках. Страх. М.: ЭКСМО, 1996 - 439 с.

139. Ольшанский Д. А. Психология террора. Екатеринбург, Москва: Деловая книга, Академический Проект, 2002. - 320 с.

140. Опыт и чувственное в культуре современности. Философско -антропологические аспекты. М.: Институт философии РАН, 2004. - 248 с.

141. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. — М.: ACT, Хранитель, 2007. 269 с.

142. Ортега-и-Гассет X. Размышления о «Дон Кихоте». СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1997. - 329 с.

143. Парыгин, Б. Д. Общественное настроение. М., 1966. 328 с.

144. Паскаль Б. Мысли. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995. - 480 с.

145. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.

146. Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998. - 798 с.

147. Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 3. Ч. 2. -М.: Мысль, 1972. 678 с.

148. Платон. Филеб. Государство. Тимей. Критий. М.: Мысль, 1999. — 656 с.

149. Порох В. Почему мы боимся, или практическое руководство по преодолению страха. М.: изд. Рипол, 2002. - 448 с.

150. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж: МОДЭК, 2000. 304 с.

151. Психология и психотерапия. Тревога и страх: единство и многообразие взглядов. Материалы конф. СПб.: СПбГУ, 2003. — 152 с.

152. Психология эмоций. Тексты / В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с.

153. Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1941.-432 с.

154. Райх В. Психология масс и фашизм. М.: ACT, 2004. — 539 с.

155. Рассел Б. Почему я не христианин. — М.: Политиздат, 1987.-310с.

156. Риск в социальном пространстве /A.B. Мозговая. — М.: РАН. Ин-т социологии, 2001. — 346 с.

157. Рашидов С. Ф. Смысл жизни и страх смерти как обнаружение феномена самосознания // Фигуры Танатоса. Символы смерти в культуре. СПб.: , 1991. С. 39-46.

158. Рейнвальд Н. Н. Психология личности. М.: Политиздат, 1977. - 197 с.

159. Риман Ф. Основные формы страха. Исследование в области глубинной психологии. М.: Алетея, 1998. - 330 с.

160. Розенберг J1. Жизнь в свете смерти. Об искусстве быть живым. М.: ООО ИД София, 2005.- 160 с.

161. Рубинштейн С. JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. -М.: Академия наук СССР, 1957. -328 с.

162. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. Жизнь и смерть в русской философии. — СПб.: Издательство СПб университета, 1995. 152 с.

163. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. - 639 с.

164. Сартр Ж-П. Бытие и ничто // Философские науки. 1989. № 3. — С. 90-95.

165. Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М.: Интер-Версо, 1990. - 336 с.

166. Сенека JI. А. Если хочешь быть свободным. — М.: Политиздат, 1992 381 с.

167. Сенека JI. А. Нравственные письма к Луцилию. М.: Художественная литература, 1986. — 544 с.

168. Сенека Л. А. Философсие трактаты. СПб.: Алетейя, 2000. - 400 с.

169. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992.- 543 с.

170. Спиваковская A.C. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, 1988. -200 с.

171. Спиноза Б. Избранное. Мн.: ООО «Попури», 1999 - 592 с.

172. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1957.-631 с.

173. Стайн Р.Л. Суеверный СПб. : Золотой век, 1997. - 512 с.

174. Страх. Страшный рассказ русских и зарубежных писателей / H.H. Попова. -М.: Книга и бизнес, 1993. 317 с.

175. Стресс и тревога в спорте. Международный сборник научных статей. Стресс и тревога в спорте. — М.: ФиС, 1983. —288 с.

176. Тамерлан: Эпоха. Личность. Деяния / Р. Рахманалиева М.: Гураш, 1992.- 544 с.

177. Тард Г. Законы подражания. СПб.: 1892. - 370 с.

178. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист 1995. - 480с.

179. Токарский А. О страхе смерти // Вопросы философии и психологии.'- М., 1897. Кн. 5 (40). - С. 942-946

180. Торндайк Э. Джон Б. Уотсон Бихевионизм. Принципы обучения основанные на психологии. Психология как наука о поведении. М.: ACT, 1998.-704 с.

181. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2007.- 544 с.

182. Улыбина Е. Страх и смерть желания. М., СПб.: Академия исследований культуры, Mo дерн-А, 2003. - 320 с.

183. Фейербах JI. Избранные философские произведения. В 2 т. Т. 2. М.: Политиздат, 1955.- 942 с.

184. Флоренский П. А. Из богословского наследия // Богословские труды. Сб. XVII. М.: Издание Московской Патриархии, 1977. С. 85-248.

185. Фоко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. -М.: Магистериум: Касталь, 1996. 448 с.

186. Фоко М. Использование удовольствий. М.: Акад. проект, 2004. — 431 с.

187. Фоко М. Слова и вещи. М.: Прогресс, 1977. - 488 с.

188. Фрейд 3. Введение в психоанализ. — М.: Наука, 1989. 455 с.

189. Фрейд 3. Психоанализ детского страха. Анализ фобии 5-летнего мальчика. -М.: Наука, 1913. 152 с.

190. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. - 448 с.

191. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». — М.: 1925. 98 с.

192. Фрейд 3. Тотем и табу. М.: ACT, 2004. - 253 с.

193. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: Республика, 1994.-447 с.

194. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. - 330 с.

195. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: БИ, 1998. - 568 с.

196. Фромм Э. Бегство от свободы: Человек для себя. М.: ACT, 2006. - 571 с.

197. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 432 с.

198. Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. В.В.Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997.-452 с.

199. Хайдеггер М. Время и бытие. — М.: Республика, 1993. — 447 с.

200. Хайдеггер М. Что такое метафизика? М.: Академический Проект, 2007 -280 с.

201. Хевеши М. А. Политика и психология масс // Вопросы философии — 1999. №12.-С. 32-42.

202. Хема А. Путь медитации. Как жить без страха и тревоги. М.: Нирвана 2002.-288 с.

203. Хефлинг Г. Тревога в 2000 году. Бомбы замедленного действия. М.: Мысль, 1990.-270 с.

204. Хофельманн К. Катастрофы вселенной.— М.: Астрель, ACT, 2003 — 281 с.

205. Шелген Г. Страх перед силой: Немцы и их внеш. политика. — М.: Буклет, 1994.-94 с.

206. Шелер М. Избранные произведения. — М.: Гнозис, 1994. — 420 с.

207. Шеллинг Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1989. - 636 с.

208. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы М.: Эксмо 2006. — 384 с.

209. Шубкин В. Н. Страхи в России // Социологический журнал. 1997. № 3 -С. 62-76.

210. Щербатых Ю. Избавиться от страха? Это просто. М.: Эксмо, 2006 - 256 с.

211. Щербатых Ю. Психология страха. М.: Эксмо, 2007. - 512 с.

212. Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж: Истоки, 1998. - 282 с.

213. Щитцова Т. В. Событие в философии Бахтина. Минск: И. П. Логвинов, 2002. - 300 с.i

214. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М.: Знание, 1981. - 192 с.

215. Эпикур. Из письма к Менекею // Антология мировой философии: В 4 т. Т. I. Ч. 1.-М.: Мысль. 1969. 581-936 с.

216. Юм Д. Малые произведения. М.: Канон, 1996. - 459 с.

217. Юм Д. Сочинения: В 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1965 - 847 с.

218. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Об аффектах. О морали. — М.: Канон, 1995.-416 с.

219. Юнге М. Страх перед прошлым: Реабилитация Н. И. Бухарина от Хрущева до Горбачева / М. Юнге. М.: АИРО-ХХ, 2003. - 335 с.

220. Я не трус, но я боюсь. Онтологика страха как жизни в модусе «пере». / С.А. Лишаева. Самара: Самар. гуманит. акад., 2005. - 168 с.

221. Янкелевич В. Смерть. — М.: Литературный институт им. А. М. Горького, 1999.-196 с.

222. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

223. Н. Rossler. Crosse und tragik des christlichen europa. frank —fürt ang Mein/ 1956.232. http://www.intelros.ru233. http://wciom.ru234. http://www.p-normal.narod.ru/Ataka-Marsa.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.