Роль тибетского врачевания в отечественной медицине (XVII - XX вв.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.10, кандидат исторических наук Аюшеева, Лыгжима Владимировна

  • Аюшеева, Лыгжима Владимировна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.10
  • Количество страниц 209
Аюшеева, Лыгжима Владимировна. Роль тибетского врачевания в отечественной медицине (XVII - XX вв.): дис. кандидат исторических наук: 07.00.10 - История науки и техники. Москва. 2007. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Аюшеева, Лыгжима Владимировна

Введение.„.

Глава I- Обэор литературы и легочников.

Глава 2, Генезис и особенности традиционной тибетской медицины.,,.

2.1. Формирование тибетской медицины как самостоятельной традиции.,.

2.2. Основы теории и практики традиционной системы врачевания Тибета.,

Глава 3. Начальный этап распространения тибетской медицины в России (конец XVII в. - середина XJX в.).,.

3.1. Проникновение и становление тибетской системы врачевания в Забайкалье.

3.2. Первоначальное знакомство российских исследователей с тибетской медициной.*.„.

Глава 4. Бурятская ветвь традиционной медицины Тибета fi I860-J917гг.

4.1, Система подготовки лекарей в буддийских монастырях Бурятии.

4.2, Появление тибетской медицины в Петербурге и ее изучение российской наукой.

Глава 5. Состояние тибетской медицины в России в J9J7-1938 гг.J

5.1. Реформирование и уничтожение института тибетского врачевания в Забайкалье.

5.2, Исследование тибетской медицины советскими учеными.,.,.

Глава 6, Возрождение тибетской медицины в России (вторая половина ХХ-гов.).

6.1. Постепенное возрождение традиции тибетского врачевания и возрастание интереса к ней.,,,.,,,,,.

6.2. Особенности развития традиционной тибетской медицины в настоящий период.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История науки и техники», 07.00.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль тибетского врачевания в отечественной медицине (XVII - XX вв.)»

Актуальность исследования. В течение последних тридцати лет Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) энергично поощряет изучение и введение в практику здравоохранения опыта народной и традиционной медицины. Позиция ВОЗ оказала большое влияние на переоценку значимости традиционной медицины во многих странах мира. Этот вопрос актуален и для нашего многонационального государства. В настоящее время в России представлен ряд восточных медицинских систем, основными из которых являются индийская Аюрведа, китайская и тибетская традиционные системы врачевания. Однако если с китайским методом иглорефлексотерапнн врачи России познакомились только в 50-х гг. XX в., а Аюрведа стала популярной лишь в последние десятилетня, то традиционная тибетская медицина используется у нас около трехсот лег.

Как система медицинских знаний тибетская медицина проникла в нашу страну вместе с буддийской религией в XVII - XVIII вв. н прочно укрепилась на территории Забайкалья и Калмыкии как составляющая часть буддийской конфессии, а в 1944 г, ее традиционный ареал распространения расширился в результате вступления в состав СССР республики Тувы, государственной религией которой являлся буддизм. Практически до 30-х rr. XX в. здоровье коренного населения этих регионов в значительной мере зависело от медицинской помощи буддийских монахов. Попав в иные природные, социокультурные условия, традиционная тибетская медицина более трех столетий развивалась и адаптировалась к новым реачиям, сосуществуя с государственной российской системой здравоохранения и приобретая новые черты,

Сформировавшись на базе буддийской философии н являясь неотъемлемой частью культуры обширного региона Центральной Азии, тибетская медицина, накопив огромный опыт врачевания, становится объектом внимания не только как этнокультурный феномен, но н как предмет, научное изучение которого способно обогатить европейское естествознание. Приоритет в изучении традиционной тибетской медицины, ставшей частью российской культуры, уже два столетня, бесспорно, принадлежит отечественным ученым, имеющим возможность непосредственного общения с носителями традиции и обладающим свободным доступом к богатому фактическому материалу. Благодаря этому уже в начале XIX в. в России начинаются исследования некоторых аспектов медицинской системы врачевания Тибета» а в ЗО-х it. XX в. в результате изучения лекарственных препаратов тибетской медицины в государственное здравоохранение внедряются некоторые средства нз ее богатого арсенала.

В коние 30-х гг. XX в. в результате массовых репрессий и гонений на религиозные конфессии, в том числе на буддизм, в России тибетская медицина практически прекратила свое существование как институциональное учреждение. Изменение общественно-политической обстановки в стране в 50^60-е гг., сохранившаяся популярность среди населения и устойчивый интерес ученых и врачей к ее богатому наследию способствовали возрождению и сохранению этой традиции врачевания и формированию, на стыке медицины и востоковедения, целого направления в науке, обогатившего ее новыми источниковедческими, фармакогностнческими. фармакологи чеки мн и другими интерестными фактами.

Процесс демократизации в России, начавшийся на рубеже 80-40-х гг., становится толчком конфессионального возрождения института тибетской медицины в современных условиях. Результаты научного изучения меди ни ы Тибета внедряются в практику российского здравоохранения,

До настоящего времени отсутствовали работы, задачей которых являлось воссоздание целостной картины истории становления н развития традиционной тибетской медицины в общероссийском масштабе. Своеобразие теоретических основ, эффективность в лечении целого ряда заболеваний при отсутствии побочных отрицательных эффектов. жизнестойкость к растущая популярность тибетской медицинской традиции в России делают актуальным изучение характерных особенностей развития и адаптации тибетской медицины в нашей стране, ее трехвекового существования как части истории российской медицины, ее места в современной системе отечественного здравоохранения.

Цель исследования: анализ исторического опыта становления и развития тибетской медицины а России (XVII - XX вв.).

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

1. Выявить характерные особенности той тибетской системы врачевания, которая получила распространение в России, определить их генезис и филоеофско-методологическую основу, исследовать медицинскую теорию, использовавшиеся методы диагностики и лечения.

2. Проследить процесс становления н развития тибетской медицины в нашей стране, обратив особое внимание на ее развитие в Забайкалье.

3. Рассмотреть историю и результаты изучения российскими учеными и врачами медицины Тибета в XIX - XX веках.

4. Проанализировать современное состояние традиционной тибетской медицины в России, выявить тенденция н перспективы ее дальнейшего развития.

Хронологические рямкн исследован ни истории традиционной тибетской медицины в России охватывают период с начала ее проникновения в Россию в XVII в, по настоящее время.

Основные положения диссертации, выносимые на зашнт>;

I В cbrtjn с вхождением в состав Российской империи территорий, населенных народами, исповедовавшими буддизм (бурят, калмыков, монголов, тувинцев н др,), в страну вместе с буддизмом стала проникать и тибетская медицина: ее становление и развитие первоначально осуществлялись, главным образом, в рамках этой конфессии

2. Различие культурных традиций Запада и Востока предопределило неприятие теоретических основ тибетской медицины, расценивавшихся как средневековые религиозные догмы, однако практическая ее сторона вызвала интерес ученых н получила развитие.

3- В Забайкалье сравнительная доступность и эффективность тибетской медицины в XIX - начале XX вв. в значительной мере компенсировали для коренного населения отсутствие надлежащей медицинской помощи

4. В настоящее время традиционная тибетская медицина в России, как и во всем мире, интегрируется в современную медицину, что является залогом ее дальнейшего изучения и развития.

Материалы и методы исследовании. При работе нал темой был привлечен широкий круг различных взаимодополняющих источников. Сюда относятся публикации ученых разных научных направлений, работы российских н советских врачей, представителей традиционной тибетской медицины, православных миссионеров, статьи в периодических изданиях XIX-XX вв, В качестве источников привлекались правительственные документы, различные сведения о положении и деятельности буддийских монастырей н духовенства, бурятские летописи и хроники, сборники «Степных законов» бурят, Во многом использовались собственно источники по тибетской медицине, в том числе на тибетском и монгольском языках, один из которых был введен в научный оборот впервые.

Важную часть источников составили материалы архивных хранилищ страны: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Национального архива Республики Бурятия (НАРБ), Санкт-Петербургского филиала Архива Российской Академии Наук (ПФА РАН), хранилища Отдела памятников письменности Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН (ОПГ1 ИМБнТ СО РАН). Всего использован 5] архивный документ, Многие И1 этих материалов впервые вводятся в научный оборот.

Особую группу источников составляют материалы коллекций Музея истории Бурятии им, Хангалова н материалы воспоминаний современников.

В работе были применены историко-генетический, сравнительно' исторический, проблем но-хронологический методы.

Научная повита работы заключается в том, что она представляет собой первое историко-медицинское исследование, в котором предпринята попытка дать полный и всесторонний анализ истории становления и рати щи традиционной тибетской медицины в России с начала распространении вплоть ло настоящего времени. Впервые проведен исторнко-меднцннскнй анализ системы подготовки врачей тибетской медицины в Забайкалье, процесса реформирования института тибетской медицины в свете новых идеологических требований Советской власти. Определено значение научных исследований тибетской медицины отечественными учеными, их вклад а разниiне современного естествознания. Кроме того, в работе впервые вводится в научный оборот целый ряд источников, устанавливаются и уточняются многие ключевые моменты» имеющие принципиальное значение для раскрытия данной темы.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе его результаты дают возможность познакомиться с богатым опытом тибетской медицины в России и восполняют пробел в истории отечественной медицины, связанный с анализом истории традиционной тибетской медицины в России. Материалы диссертации подтверждают большое практическое значение медицинской практики монахов-лекарей (эмчн-лам) в Забайкалье в деле оказания медицинской помощи коренному населению до начала XX в. Материалы диссертации могут быть использованы в научных исследованиях по истории медицины н здравоохранения, а также при создании обобщающих работ по этнографии бурят и других монгольских народностей, в учебной работе преподавателей медицинских вузов и институтов последипломного обучения врачей, при подготовке курса лекций по тибетской медицине и создании музей но-выставочных жепоэицнй.

Похожие диссертационные работы по специальности «История науки и техники», 07.00.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История науки и техники», Аюшеева, Лыгжима Владимировна

Выводы Тибетская медицина - это система медицинских знаний, на практике проверенных тысячелетиями, Эта система включает в себя как теорию, построенную на методологической основс буддийской философии, так и практику, занимающуюся диагностикой и лечением различных заболеваний, приготовлением и использованием лекарств, формирующую практические рекомендации но поддержанию духовного и физического здоровья,

2. Традиционная тибетская медицина проникла на территорию России еще в XVII в„ главным образом, благодаря деятельности представителей буддийской конфессии. Доступность и эффективность методов лечения многих заболеваний стали основной причиной ее распространения среди народов, исповедовавших буддизм (бурят, калмыков и др.).

3. В Забайкалье в XVIII - XIX вв. сформировалась бурятская ветви традиционной тибетской медицины. Ее отличиями были преимуществе иное использование местных дикорастущих лекарственных растений, оригинальные рецепты приготовления лечебных средств, конкретные советы по сохранению н укреплению здоровья, включавшие своеобразное питание, применение прибайкальских минеральных вод и др.

4. Знакомство российских врачей с традициями тибетской медицины произошло в начале XIX в. благодаря исследованиям О.О. Ремана н архиепископа Пила. Во второй половине XIX в и в XX вв. российские врачи и ученые (АЛ. Бадмаев, A.M. Поздисен, I ТВ. Кириллов, А.Ф. Гаммерман. Б,-Д.Б. Бадараев и др.) внесли весомый вклад в изучение и практическое применение богатейшего наследия тибетской медицины. Анализируя широкий круг источников, в том числе древние трактаты, они провели идентификацию использовавшихся лечебных методов и средств, оценили н отобранн наиболее ценные, показавшие свою эффективность, внедряли их во врачебную практику.

5. В 30-40 гг. XX в, в связи с политикой гонений религиозных конфессий, в том числе н буддийской религии, тибетская медицина была низведена до уровня знахарства, лечебная практика монахов-лекарей (эмчн-лам) была запрещена. Хотя исследования ученых продолжались, практика тибетской медицины в России фактически находилась на грани полного уничтожения,

6. Изменение общественно-политической обстановки в стране в 50-60-е гг. XX в, в определенной мере изменило отношение и к буддизму, возродив интерес к медицине Тибета. Появились исследования российских ученых и врачей, анализирующие диагностический и лечебный арсенал тибетской медицины, что способствовало его внедрению во врачебную практику.

1 В современных условиях исторический опыт тибетской медицины, получившей в наши дни мировое признание, изучается и используется российскими врачами и учеными, о чем свидетельствует создание научно-исследовательских учреждений и центров тибетской медицины в различных городах нашей страны.

Заключение

Тибетская медицина проникает на территорию России в XVlbXVill вв. вместе с буддизмом. Этот период в истории Тибета — родины тнбегской медицины - характеризуется расцветом одного из направлений - буддийской шкоды Гелугпа, при которой медицинская наука была неотъемлемой частью конфессии. Сформированная на базе древней нмдо*булднйскоЙ системы врачевания, медицина Тибета включила в себя и элементы различных медицинских систем соседних государств (Китая, Непала. Монголии и др.), приведя их в соответствие с буддийской философией, сформировав цельную непротиворечивую систему врачевания. Кроме того, отличительными особенностями, делающими тибетскую медицину оригинальной медицинской системой Востока, стали ее методы диагностики (по пульсу и но моче), принцип составления лекарственных составов, своеобразный набор лечебных процедур (прижигание, кровопускание, втирания. нглоукалыванне, ванны, компрессы н др.).

Анализ собранного нами материала позволяет выделить четыре основных периода в истории тибетской медицины в России и установить их характерные особенности.

Начальный jman распространения охватывает период со времени проникновения буддизма на территорию Забайкалья в конце XVII в., длится до середины XIX в. В этот период идет процесс становления тибетской медицинской традиции на новой территории, который тесно связан с распространением и укреплением буддийской конфессии в этом регионе. В условиях политики невмешательства со стороны царской администрации во внутренние дела новых подданных буддизм успешно укрепляется в Забайкалье, а государственное стимулирование установления автономии бурятского духовенства, его независимость от духовных центров Тибета н Монголии, способствовали успешному развитию в России буддийской конфессии, а вместе с ней, и тибетской медицины. В новых природных и этнических условиях постепенно начинает формироваться бурятская ветвь тибетской медицины.

В обстановке недостатка надлежащей медицинской помощи и высокой потребности во врачах среди населения на этом этапе постепенно начинает зарождаться монастырское медицинское образование, Количество эмчн-лам (монахов-лекарей) еще малочисленно, и их практика не была столь широкой, чтобы вызвать к себе устойчивый интерес российских исследователей. В этот период их внимание к тибетской медицине проявляется эпизодически.

Со второй половины XIX в. вплоть до 1917 г. вдет период расцвета бурятской ветви традиционной медицины Тибета. Показателем его является, открытие множества специализированных монастырей, на базе которых организовываются медицинские факультеты, растет число эмчи-лам и нх роль в поддержании здоровья населения Забайкалья, В этот период создаются оригинальные медицинские сочинения, отразившие уровень развитая «бурятской ветви» традиционной тибетской медицины. Эффективные методы лечения эмчн-лам привлекают внимание русского населения Забайкалья, н том числе и местной администрации, которая в XIX в- способствовала распространению этой системы врачевания на Запад России, В начале 60-х гг. XIX в. тибетская медицина проникает в Петербург, в столицу» и становится предметом изучения российскими учеными различных научных направлений. В этот период возникает вопрос уже об официальном статусе традиционной тибетской медицины в России,

После 1917 г. в России начинаются события, которые привели к упадку тибетской медицины, Хотя новые политические условия государства стимулировали активный процесс реформирования института тибетской медицины в Бурятии, однако тесная ее связь с буддийской конфессией препятствовала этим реформам и стала в период с 1917-1938 гг, причиной уничтожения ее, преследования и истребления эмчи-лам.

Советская политика по отношению к религии смягчилась только после окончания Великой отечественной войны. С этого времени начинается постепенное возрождение тибетской медицинской традиции, сс практики врачевания. Возобновились и несколько расширились научные исследования тибетской медицины. А затем, уже в начале 90-х гг. XX в., в результате начавшихся демократических преобразований в стране эти процессы значительно активизировались.

Географическая удаленность от районов произрастания истинного лекарственного сырья способствовала поиску его заменителей, в арсенал традиционной тибетской медицины включались местные лекарственные растения С учетом климатических условий Забайкалья, этнических особенностей быта н питания бурят, подверглась изменению и классическая рецептура лекарств: при сохраняющихся показаниях к применению, изменились состав и дозировки компонентов лекарственных сборов. Также разрабатывались особые рекомендации по питанию, профилактике болезней, применению местных минеральных источников. Таким образом, тибетская медицина в Забайкалье приобрела самобытные черты, сформировалась бурятская ветвь тибетской меднцнны.

Соинокультурные условия России, где медицина является светской сферой деятельности, а медицинская наука базируется на теоретическом анализе результатов экспериментальных исследований, ориентируют процесс адаптации тибетской медицины в направлении выхода ее представителей из буддийской конфессии. Налицо стремление традиционных врачей к изучению современной медицины м адаптированному изложению на русском языке, в доступной для современного врача форме, древних тибетских текстов по медицине. Стремление представителей традиционной тибетской медицины к сближению с общепринятой медицинской системой в XIX в. нашло свое продолжение после революции 1917 г., к этому же стремились и некоторые советские врачи, предпринявшие попытку организовывать внедрение методов тибетской медицины в практику советского здравоохранения,

После 1917 г. социокульту рные и политические условия привели к более масштабным процессам адаптации - реформе института тибетской медицины путем полного вывода ее из буддийской конфессии. Манба-дацаны (медицинские монастыри) превратились в светские учебные заведения, в программу обучения включили научную анатомию и физиологию. Были созданы учебники, в которых была предпринята попытка ихюження анатомии и физиологии на бурят-монгольском языке. Реорганизовано было н аптечное дело Ввели централизованное изготовление лекарств, запретили выдавать медикаменты из индивидуальных аптечек. Особенно было важным то, что открылось новое для тибетской медицинской традиции лечебное заведение - стационар. Однако этим реформам не суждено было осуществиться до конца.

Некоторые идеи послереволюционной реформы успешно воплощаются в настоящий период. Сегодня возрождение монастырского медицинского образования проходит с учетом требований времени. Теперешние эмчн-ламы (монахи-лекари) обладают определенным объемам знаний современной медицины, многие из них предпочитают пользоваться готовыми формами препаратов, централизованно изготовляемых на фармакологических фабриках Монголии, Индии.

Таким образом» процесс соинокультуроной адаптации обеспечивает некоторое сближение тибетской медицинской системы с современной и открывает определенные перспективы для кнтегрзтнвных процессов.

Медицинская наука Тибета привлекает внимание российских исследователей. Уже в начале XIX в.» были предприняты первые попытки изучить н заимствовать некоторые эффективные средства лечения, осмыслить теоретические основы згой системы врачевания. Тогда же наметились два направления в области изучения тибетской медицины: практическое и гуманитарно-теоретическое.

На начальном этапе эпизодические исследования по этим двум направлениям шлн изолированно, Для исследований проводившихся в периода расцвета тибетской медицины и России, стаи характерным целостный подход а ее изучении. Правда, результаты этих изысканий разделили тибетскую медицинскую науку на теоретическую и практическую части, при этом теория, построенная, с точки зрения современного ученого, на средневековых религиозных представлениях, не могла представлять интереса для научной медицины. Такое положение вещей делает невозможным и признание официального статуса тибетской медицины в России - вопрос об этом неоднократно поднимался а начале XX в, Практическая же сторона медицинской науки Тибета и, в частности, ее лекарственные средства в этот период изучаются более углубленно.

Послереволюционные исследования, проходившие в Зб-с гг., в значительной степени определялись политическими и экономическими требованиями времени. Из идеологических соображений гуманитарно-теоретическое направление не получило развития. Экономические нужды молодого государства стимулировали серьезное изучение лекарственных растений тибетской медицины, и впервые некоторые средства из се богатого арсенала были внедрены в советскую фармакопею.

В период возрождения исследования тибетской медицины возобновляются уже по двум направлениям, н в этих областях достигаются определенные успехи, хотя приоритетным остается изучение практического наследия медицины Тибета. Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция разделения тибетской медицины на теоретическую и практическую части.

В настоящее время во всем мире значительно увеличивается использование народной и традиционной медицины, в том числе и тибетской, а в некоторых регионах Центральной Азии (Индия, Непал, Китай. Монголия) она является предпочтительным видом медико-санитарной помощи в силу традиционности, эффективности и доступности, В развитых же странах, таких как США, Италия, Швейцария и др., популярность определяется, главным образом, се эффективностью н безопасностью, а в некоторых случаях она становится альтернативой современной медицине. Опыт тибетской медицины изучается во многих странах мира, создаются тибетские медицинские центры, на основе тибетской рецептуры производятся одобренные фармакологами лекарственные препараты и пр.

Учитывая растущую популярность народной и традиционной медицины, ВОЗ выработала стратегию, направленную на обеспечение безопасности и эффективности средств народной и традиционной медицины, ее рационального использования, а также рекомендовала государствам интегрировать ее в национальное здравоохранение,

Популярность народной и традиционной медицины в нашей стране начала расти в последние десятилетия. Что качсается тибетской медицины, то ока с 90-х гг XX в. переживает бурный процесс возрождения. Это находит отражение, в частности, в том, что восстанавливается и получает официальное признание высшее духовное буддийское образование, которое традиционно вхлючает и изучение медицины.

Ширящееся распространение традиционной медицины Тибета в нашей стране стало непреложным фактом. Созданы медицинские центры в Улан-Удэ, Элисте. Москве. Санкт-Петербурге н других городах, где применяются методы диагностики и лечения тибетской медицины. Проводятся обучающие курсы по некоторым видам рефлексотерапии (тибетский массаж, прижигание), методам профилактики заболеваний. Выпускается литература, посвященная различным аспектам тибетской медицины. На всероссийских конгрессах по традиционной медицине (Элиста, 2000; Хабаровск, 2001) обсуждался ряд научно-практических вопросов, касающихся тибетской медицины.

Изменение официальной политики здравоохранения в отношении народной и традиционной медицины, учитывающей рекомендации ВОЗ, а также сущность тибетской медицины (своеобразие теоретических основ, эффективность методов лечения при отсутствии побочных действий и др.), все больше привлекают внимание врачей и общественность к тибетской системе нрачевання, В практику здравоохранения входят новые лекарства -такие, напрмер, как экспериментально доказавший свою эффективность лекарственный препарат для бальнеологического лечения «Табан аршан». По рецептам тибетских врачей разработаны и выпускаются в промышленных объемах апробированные медицинской практикой различные биологические добавки («Гарбо-чнпуб», «Ломан рилбу», «Манушнтан» и др.). В целом ряде медицинских учреждений (Москвы, Новосибирска. Улан-Удэ, Иркутска и др.) используется проверенный учеными тибетский пульсовой метод диагностики.

Накопленный богатейший научный материал открывает перспективу для всесторонних экспериментальных и клинических исследований. Существующая в современной медицине тенденция к интеграции и официальное признание целесообразности использования методов народной и традиционной медицины открывают перспективу более широкого применения тибетской медицины, ее безопасных и эффективных методов и средств в повседневной врачебной практике, а сохранении общественного здоровья.

Интенсивное изучение наследия тибетского врачевания создает условия для плодотворного развития традиционной тибетской медицины в нашей стране.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Аюшеева, Лыгжима Владимировна, 2007 год

1. Агинский дацан: сплав высокого н земного И Алтаргана 2006. Изд. дом: «байкал-Гео», 2006. - С. 118-119.

2. Антнпова J1.В., Шамханов Ч.Ю. Осминин О.С. Образ жизни и питание профессиональных футболистов: соответствие рекомендациям тибетской медицины «Жуд-Шн» // Теория и практика физической культуры: Тренер: Журнал в журнале. 2003, - №3. - С.34-36.

3. Асеева Т.А. Основные направления изучения лекарствоведения тибетской медицины на современном этапе И Тибетская медицина: состояние н перспективы исследований (Сборник научных работ). Улан-Удэ, 1994. С. II-17.

4. Асеева Т.А. Сравнительно-исторический анализ тибетских ботанико-фармакологнчсскнх текстов U Историческое, культурное и природное наследие. Улан-Удэ, 1996, - Вып. 1. - С. 86-98.

5. Асеева Т,А>, Дашиев Д.Б„ Кудрин А.Н., Толмачева Е.Л., Федотовскнх Н.Н,, Хапкин И,С. Лекарствоведение в тибетской медицине. -Новосибирск: Наука, 1989,- 189 с.

6. Атлас тибетской медицины, М Галарт, 1994. - 591 с.

7. Бадараев Б.-Д. Расшифровка обшей структуры и системы «Чжуд-ши» // Востоковедные исследования в Бурятии Новосибирск: Наука, 1981. -С. 78-92.

8. Бадараев Б.-Д., Вазарон Э.Г., Дашиев МД, Асеева Т.А., Баторова С.М. Лангтхабы и нх коррегнроваине. Улан-Удэ: Буряте, кн. нзд-во, 1976. -140 с.

9. Бадараев Б.-Д., Баторова СМ., Дашнев М.Д., Цыбенов Ж.Ц. Опыт расшифровки некоторых тибетских ботанических терминов // Материалы по изучению источников традиционной системы инло-тнбетской медицины, -Новосибирск: Наука, 19S2.-C.4M7,

10. Бадараев Б.-Д., Жамбалдагбаев Н.Ц. Структурные особенности тибетских медицинских текстов и методы их анализа // Методологические аспекты изучении истории духовной культуры Востока, Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН* 1988. - С- 69-80.

11. Бадараев Б.-Д., Назаров-Рыгдылон В.Э., Батусв Б.В., Жабон Ю Ж. Структура тибетского медицинского трактата «Шэлпрен» Н Источниковедение и текстология памятников средневековых наук в странах Центральной Азии.-Новосибирск: Наука, 1989. С. 141-150,

12. Бадараев Б.-Д.Б. Расшифровка общей системы и структуры «Чжуд-ши» И Источниковедение и историография буддизма. Страны Центральной Азии, Новосибирск: Наука, 1986, - С. 120-123.

13. Бадаткеева Т.Т. История тибетской медицины в Монголии Н Тибетская медицина (история, методология изучения и перспективы использования ). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1989. - С. 92-97,

14. Бадмаев П.А. О системе врачебной науки Тибета. Вып. 1. - СПб,: Скоропсчатня «Надежда», 1898. - 234 с.

15. Бадмаев П.А. Основы врачебной науки Тибета. Жуд-Ши. Репринтное воспроизведение издания «Главное руководство по врачебной науке Тибета Жуд-Ши». СПб., 1903 . - М,: Наука, 1991. - 256 с.

16. Бадмаев П.А. Ответ на несостоятельные нападки членов Медицинского совета на врачебную науку Тибета // Основы врачебной науки Тибета, Жуд-Ши. -М.: Наука, 199) . С 7-35.

17. Бадмаева Л-Д. Монгольская терминология медицинского трактата «Чжуд-ши». Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1994. - 153 с.

18. Базаржанов В., Митыпова Г. Чойнзон-Доржн Иролтуев хамбо-ладгл И Национальная интеллигенция и духовенство: история и современность.

19. Гсзмсы и материалы докладов республиканской научно-практической конференции. Улан-Удэ: Иэд-eo БНЦ СО РАН, 1994. - С. 90 - 93.

20. Базарон Э., Ша гонов Б. Возрождение. Очерк о тибетской медицине //Байкал, 1990,-№3,-С. 112-125.

21. Базарон Э.Г Очерки тибетской медицины, Улан-Удэ: Бурят, ки. Изд-во,-1984.-224 с.

22. Базарон Э.Г, Перспективы и методологические формы развития исследований и практическое использование нндо-ткбетской медицины // Тибетская медицина. Аннотированный библиографический указатель 19801988 гг. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1989 - С.З -26.

23. Базарон Э.Г. Тибетская медицина база знаний для поиска новых методов, средств лечения. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН- 1992. - 29 с.

24. Базарон Э.Г,, Асеева ТА. «Вайдурья-онбо» трактат нндо-тибетской медицины. - Новосибирск: Наука, 1984. - 116 с.

25. Базарон Э.Г., Назаров-Рыгдылон В.Э., Бадараев Б.-Д. Перманентные идеи в традиционной системе тибетской медицины И Тибетская медицина (история, методология изучения н перспективы использования). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1989. - С. 3-11.

26. Балданжапов П.Б. К изучению источников индо-тнбетской медицины U Материалы по изучению источников традиционной системы индо-тнбетской медицины. Новосибирск: Наука, 1982. - С-10-18.

27. Бараднйн Б.Б. Буддийские монастыри И Альманах Orient. Вып. 1. -Буддизм 8 Росснн. - СПб: Утлала. 1992. - С. 61 - 120.

28. Барадин Б,Б. Очерки Монголии, Быт и народное здравие в Монголии // Жизнь Бурятии, №6. - 1925.» С 5-9,

29. Бятоен Д Б . Багосв С.Д., Дугаржапова Т.Д История здравоохранения Бурятии (конец XVIII в. 1960-е гг.). - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд., 2004.-262 с.

30. Баторова С.М., Яковлев Г.Н. Николаев С-М-. Самбуева З.Г. Растения тибетской медицины: Опыт фармакогностнческого исследования. -Новосибирск: Наука, 1989.- 157 с.

31. Батррова С.М., Яковлев Г,П, «Дзейихар Мигчжан» памятник тибетской медицины, - Новосибирск: Наука, 1985, - 87 с.

32. Беленький С.Ю., Тубянскнй МИ. К вопросу об изучении тибетской медицины // Современная Монголия. 1935, - №3,- С.59-84.

33. Берлин А,Л, Тибетская медицина и чума. (Экспериментальное исследование) // Вестник микробиологии, эпидемиологии н паразитологии. -1941.-Т. 19, выи. 3 -С.366-423.

34. Бертенсон Л.Б. О русских буддистах и о так называемой тибетской медицине//Русский врач, 1906. -№14-C.4J8-421.

35. Богатырева И. К проблеме системы физиологических терминов Аюрведы U Чикитта. Традиционная медицина. Вып.1.- 1992. - С. 18-21.

36. Болсохоева Н.Д. Дэси Сангье Гьяио (1653-1705) и его медицинские сочинения // Атлас тибетской медицины. М.: Галарт, 1994 - С, 26-31.

37. Болсохоева Н.Д. Дзсрнд Санчжяй-Чжамсо — учениый-энциклопедисг средневекового Тибета // Источниковедение и текстология памятников средневековых наук в странах Центральной Азии. -Новосибирск: Наука, 1989. 182-191.

38. Болсохоева Н.Д. Из истории тибетской медицины в Забайкалье И Мир Центральной Азии. Т. 111. - Культурология. Философия.

39. Источниковедение / Материалы международной научной конференции. -Улан-Удэ: Иэд-во БНЦ СО РАН, 2002. С. 122-129.

40. Болсохоева Н.Д. Медиан некие школы средневекового Тибета Я Тибетская медицина; история, методология нзучення и перспективы использования. Улан-Уда; Изд-во БНЦ СО РАИ. 1989. - С 63-67,

41. Болсохоева Н.Д Оглавление «Атласа тибетской медицины» согласно тнбетоязычному трактату «Кхогбуг» Дэсрнд Санчжай Чжамсо // Взаимодействие н влияние цивилизаций и культур на Востоке. Ш Всесоюзная конференция востоковедов. М.: Наука, 1988, - С 75-76.

42. Болсохоева Н.Д. Тибетская медицина в Непале. Спб ; Палитра. 1994 - 109 с,

43. Бороноев В.В. Прибор, возрождающий методы диагностики тибетской медицины // Наука Снбири, .V? 15, апрель, 1998. С- 8.

44. Бороноев В.В. Пульсовая диагностика заболеваний в тибетской медицине: физические и технические аспекты. Улан-Удэ; Изд-во БНЦ СО РАН. 2005. - 320 с.

45. Бурятские летописи. Улан-Удэ; Комитет по СМИ н полиграфин РБ, 1995,- 197 с.

46. Варлаков М.Н Пути изучения тибетской медицины И Сибирский медицинский журнал, 1931. - № 3, - С. 17-25,

47. Варлаков М.Н. Восточно-Саянская экспедиция НИХФИ Н Химико-фармацевтическая промышленность- 1933.3. С. 154-£57.

48. Варлаков М.Н. Краткий очерк истории тибетской медицины И Советская клиника. 1932. -Т. 17 (93). -С.3-11.

49. Варлаков М.Н. Лекарственные растения Восточного Забайкалья (Из материалов экспедиции НИХФИ 1931 г.) // Химико-фармацевтическая промы тленность. 1932. - № 2-3. - С. S4-91.

50. Варлаков М.Н. Лекарственные средства тибетской медицины (предварительное сообщение) Н Бюллетень научно-исследовательского хммнко-фармацевтнческого института. 193!. - № 6,- С. 137-140,

51. Варлаков М.Н. Очерки истории тнбсгскои медицины и письменные ее источники Н Жизнь Бурятии, 1930, J6 5- 6.- С. 133-138.

52. Варлаков М.Н, Фармация и рецептура тибетской медицины, // Советская формация, -1931, 2I-22.-C.32-35.

53. Варлаков М.Н, Частная патология к терапия тибетской медицины // Советская клиника. ТЛ7.-1932. - С. 12-28.

54. Варлаков М.Н. Экспедиция НИХФИ в Забайкалье //Бюллетень научно-исследовательского химико-фармацевтического института, 1931, -Нг 4-5, - С, 118-124.

55. Васильева И,Г, К истории Цугольского дацана на Ононе Н Альманах Orient Вып.1. Буддизм в России, - СПб.: Утпала, 1992. - С. 121 - 135,

56. Вострнхов А,И. Тибетски» историческая литература. М.: Изд-во восточной литературы, 1962. - 427 с.

57. Ганда Лувсан. Очерки методов восточной рефлексотерапии, -Новосибирск; Наука, 1991.-432 с.

58. Галданова. Г.Р, О некоторых традиционных лечебных средствах бурят U Цнбнковские чтения. Тезнсы докладов и сообщений. Улан-Удэ, 1989.-С. 33-34,

59. Гаммерман А.Ф. История тибетской медицины и степень ее изученности // Элеутерококк и другие адаптогены из дальневосточных растений, Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1966. - С.299-307.

60. Гаммерман А,Ф. Народная фармация у народов СССР, М.: Наука. 1964.-11 с.

61. Гаммерман А.Ф,, Семнчов Б.В. Словарь тибетско-латнно-русскнх названий лекарственного растительного сырья, применяемого в тнбстской медицине. Улан-Удэ: Изд-во БНЦСО РАН, 1963.-162 с.

62. Гаммерман А,Ф„ Семнчов Б,В. Заметки о тибетских лекарственных продуктах //Доклад Академии Наук СССР, 1930. - С.228-232,

63. Гаммерман А-Ф.» Семичов Б.В, Заметки о тибетских лекарственных продуктах Музея ботанического института Академии Наук// Известия Ботанического сада. 1931. - С.551-572.

64. Гармаева Х.Ж. Книгопечатание в дацанах // Буряты. М,: Наука, 2004.-С 432-451.

65. Гармаева Ч.Ц. Историография тибетской медицины. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. 2002.-199 с.

66. Гармаева Ч.Ц. Традиционная медицина и современность // Традиционная медицина, Восток н Запад. Jfe I (I). - 2003. -С.46-52.

67. Гарри И.Р.» Лыксокова В.Ц. Личный архив Б.-Д.Б. Бадараева в фондах ОГ1Г1 ИМБиТ I/ Материалы конференции» посвященной 70-летию со дня рождения Б-Д. Бадарасва: Сб. науч. ст. 4.2, - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001.-С. 39-40.

68. Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX веков. Улан-Удэ, 1957. - 159 с.

69. Грекова Т.И, «Жуд-шк» в переводе П.А, Бадмаева И Основы врачебной науки Тибета / Петр Бадмаев. Репринтное воспроизведение издания «Главное руководство по врачебной науке Тибета. «Жуд-шн». Спб-1903. -М .: Наука. 1991. С. XIV -XXIII.

70. Грекова Т.И. Тибетская медицина в России Н Наука и религия. -1988. №8. — С. 10-15.

71. Грекова Т.И. Тибетская медицина в России: история в судьбах и лицах. Спб.: Атон. 1998. - 400 с.

72. Грекова Т.И. Тибетский лекарь кремлевских вождей. СПб.; Изд-нй Дом «Нева», 2004. - 384 с.

73. Грекова Т.И. Лакге К.А. Трагические страницы истории ИЭМ // Репрессивная наука. Спб., 1994. - В-2. - С.9-23.

74. Гусев Б. Мой дед Жамсаран Бадмаев // Доктор Бадмаев: тибетская медн1щна, царский двор, советская власть. М.: Русская книга, 1995 - С- 5104.

75. Гусева А.П. Применение важнейших лекарственных растений тибетской медицины по рецептам врана П.А, Бадмаева И Элеутерококк и другие адаптогены из дальневосточных растений. Владивосток: Дольнеаосг. кн, изд-во, 1966. - С. 309-323.

76. Дапшсв Д-Б. Материалы тибетских источников по пульсовой диагностике И Пульсовая диагностика тибетской медицины, Новосибирск.: Наука, 1988.-С.33-41.

77. Дашисв Д.Б. Об авторстве большего рецептурного справочника Агинского дацана И Тибетская медицина: теория и практика. Материалы конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Б.-Д, Бадараева. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. С. 10) -106.

78. Дашисв Д.Б, Тибетская медицина в Бурятии И Буряты, М: Наука, 2004,-С.451-460.

79. Дашнев Д.Б., Болсохоева Н.Д, Проблемы изучения тибетских медицинских источников // Традиционная культура народов Центральной Азии, Новосибирск; Наука, 986. - С. 7-30,

80. Димитрова Е. Больше сострадания // Чикмгга. Традиционная медицина. Вып. I. 1992. - С. 52-53.

81. Донден Е. Здоровье через баланс. М.: Из-во «Путь к себе», 1996. -191 с.

82. Доидукова СБ., Асеева Т.А. Роль бурятских лам в сохранении традиционных знаний тибетской медицины И Материалы научной конференции «Цибиковские чтения 7п. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. 1998.-С. 172-176.

83. Дуднн С.А. Лекарственное сырье тибетской медицины. Улан-Удэ, 1993.-221 с.

84. Егорышева И В. Генерал-штаб-доктора гражданского ведомства в России в первой половине XIX в. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. -№5. - С- 59.

85. Жабой Ю.Ж. «Кхогбуп> источник по истории тибетской медицины. - Улан-Удэ; Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. - 105 с.

86. Жабой Ю.Ж. К творческому наследию Д. Ендоноаа (1870-1937?) -руководителя тибетской медицинской школы Ацагатского дацана И Культура Центральной Азии: письменные источники. Вып.6. - Сб.ст. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004 -С. 100- 126,

87. Жамбалдорчже. Дзейцхар Мигчжаи. Монголо-тибетский источник по истории культуры и традиционной медицине XIX и. / Пер. с тиб, Жабой Ю.Ж. Улан-удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001 - 223 с.

88. Жамбалова С.Г. Атлас тибетской медицины сокровище Бурятии. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1997. - 47 с.

89. Жамсуева Д.С. Агинские дацаны как памятники истории культуры, Улан-Удэ: Изд-во БНЦСО РАН, 200. - 169 с.

90. Жамсуева Д.С, К истории А пинского дацана Ц Методояогнчеекнс и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Вып.З. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. 1998. - С.94-121.

91. Железнов А.И. О тибетских традициях в бурятском буддизме // Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск: Наука, 1995 - С, 5884.

92. Жугдуров Д.Ж, Сультнм (Александр) Балмаев (1810-1873) Н Выдающиеся деятели выходцы из хорн-бурят. Очерки. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд- во, 2002. - С. 159-161.

93. История Бурятии. Часть 1. — Улан-Удэ, 1993. - 76 с.

94. К вопросу о тибетской медицине И Восточное обозрение. 1899.т-с.2.

95. ЮЗ.Карпеев А.А. Традиционная медицина будущее или прошлое И Логика здоровья, - Jfe3. - 2005. - С.4-9.

96. Кариеса А.А. Традиционная медицина в России: проблемы и перспективы // Матер. Конгресса «Традиционная медицина 2000». - Т,2, -М.2000.-С. 8-10.

97. Кирилов М-В Общая характеристика практики восточных систем медицины (тибетской, китайской it параллель с нашей народной) Н Труды антропологического общества при Военно-медицинской академии. Т.7. -Спб., 1912,-С. 56-75.

98. Кирилов Н.В. Интерес нзучення народной и тибетской медицины в Забайкалье И Этнографическое обозрение- 1893, - ЛМ, -С.84-120,

99. Ю7.Кнрилов Н.В. Современное значение тибетской медицины, как часть ламайской доктрины И Вестник общественной гигиены, судебной н практической медицины, 1892, -тЛ5, кнЛ, отд.11 -С. 18-36; кн,2. отд.И. -С. 95-121.

100. Ленхобоев ГЛ. Буряад арадай эмнэлгын эаишалнууд гухай эарнм тэмдэглэлнууд. Улан-Удэ, 1984. - 49 с.

101. Ленхобосв Г.Л. Некоторые сведения о пульсовой диагностике (фрагменты из трактатов тибетской медицины); Препринт № 149 / ВЦ СО Al I СССР. Новосибирск, 1979, - 18 с.

102. Ленхобоев Г.Л. Причины внутренних болезней. (Некоторые сведения о тибетской медицине): Препринт Хг 348 / ВЦ СО АН СССР. -Новосибирск, 1979, -26 с.

103. Ленхобоев Г,Л. Жамбалдагбаев Н.Ц О горячих и холодных свойствах продуктов и лекарственных средств; Препринт А& 220 / ВЦ СО АН СССР, Новосибирск, 1980, - 55 с.

104. Ленхобоев Г.Л-, Жамбалдагбаев Н.Ц Практика тибетской медицины в Бурятии: Из опыта и воззрений эмчи-лам. Новосибирск: ООО «РТФ», 2003.-69 с.

105. Леонов Г.А. Э.Э.Ухтомскнй. К истории ламаистского собрания Государственного Эрмитажа П Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука» 1985. - СЛ01-116.

106. Лицензионные требовании и условия работ и услуг по применению методов традиционной медицины (Методические указания). Москва, 2003.

107. Мнрскнй М.Б. Медицина России X XX веков: Очерки истории. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. - 632 с.

108. Михайлов О, Врачи, по крупицам собирающие чудо И Инфарм Патис, 2006,26 июля. С Л 6.

109. Монтлевич В.М. Тантра на Запад! О духовном подвиге Биднн Дандарона // Наука и рели гня. - 1991 - № 2, - С. 31 -33.

110. Намкай Норбу Рнмпоче, О рождении и жизни. Введение в тибетскую медицину. СПб., Москва: Изд-во Шанг-Шунг, 2000. - 106 с,

111. Нестеркин С.П. Образование в Буддийских монастырях // Буряты. -М.: Наука. 2004. C.4I5 - 432.

112. Николаев С.М., Бартанов А.И., Матыпов Д.Л. Тибетская медицина (вопросы и ответы). Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2004. - 73 с,

113. ЗЗЗ.Петряев Е. Д. Н.В, Кирилов исследователь Забайкалья и Дальнего Востока. - Чита: Читинское кн, изд-во, 1960, - 78 с.

114. Подпорбунекий И. Каталог буддийской коллекции ВСОРГО. Отд. XVII - Иркутск, 1908. {О ламайской медицине. - С. 74-76).

115. Птицыii В. Этнографические сведения о тибетской медицине в Забайкалье. СПб., 1890. - 32 с.

116. Пупышев В.Н. Основы тибетской медицины. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО АН СССР, 1992. - 128 с.

117. Пупышев В.Н. Тибетская медицина: Язык, теория, практика. -Новосибирск: Наука, 1991. 141 с.

118. Пупышев В.Н. Пульсодиагностнка как концентрированное выражение теоретических основ тибетской медицины It Пульсовая диагностика тибетской медицины. Новосибирск: Наука, 1988. - С.41-57.

119. Ралх а кришнам С. Индийская философия // Открытие Индии." Философскне и эстетические воззрения в Индии XX в. М.: Худож. Лит., 1987. -С.455-522.

120. Ран ген Л. Тибетская книга целнтельства. М : ФИАР-ПРЕСС, 2002. -240 с,

121. Рапгсй Л. Тибетский лечебный массаж. СПб.: «Алмазный путь». 1995,-67 с.

122. Рейхмаи Н. Монгольская медицина в Восточной Сибнрн // Сибирь. -1877.-ЛЬ 37.-С.5.

123. Решетов А.М. О переписке Ц.Ж.Жамсарано с С.Ф.Ольдербургом и Б. Я, Владимировым // Альманах Orient. Вып. 2-3. - Исследователи Центральной Азии в судьбах России. - СПб.: Утпала. 1998. - С. 56-91,

124. Санжей Жамсо. Вайдурья Онбо. Часть II. Глава 4. Учение об анатомии тела / Пер. с тнб. Пулышева B.HjV Методоло131ческие итеоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Вып.З: Сб.ст. -У лай-Уда: Изд-йо БНЦ СО РАН, 1998. С. 138-173.

125. Санчжай Чжамсо. Практическое руководство по тибетской медицине Лхан-тхабс. Разделы ка. кха I Пер.с тиб. Кособурова А Л. Улан-Уда, 1997. - 223 с.

126. СанчжаЙ Чжамсо. Тибетский меда пинский трактат Лхан-тхабс. Разделы га. ига ча / Пср.с тиб. Кособурова А.А. Улаи-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999,-219 с.

127. Санчжай Чжамсо. Тибетский медицинский трактат Лхан-тхабс. Разделы чха, джа, нш. та / Пер.с тиб, Кособурова А.А. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000.-193 с.

128. Санчжай Чжамсо. Тибетский медицинский трактат Лхан-тхабс. Разделы tnxa да, на, т и пха / Пер.с тиб. Кособурова А.А. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001.-147 с.

129. Санчжай Чжамсо. Тибетский медицинский трактат Лхан-тхабс. Разделы ба, ма и i/a / Пер с тиб. Кособурова А.А. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003,-125 с,

130. Семичов Б. В, О произрастающих в БМАССР некоторых лекарственных растительных продуктов инло-тибстской медицины // Краеведческий сборник, Вып-2. - Улан-Удэ, 1958.-С, 158-162.

131. Семичов Б,В, Тибетская медицина как орудие в руках бурятского ламства И Против религиозных пережитков. Улан-Удэ; Бурят, кн. изд-во, 1960.-С. 50-66.

132. Скорабочатъко Т. Нелегальные чудеса If Московские новости. -2004. -№3.

133. Стуков Г.А. Несколько слов о ламайской медицине И Амур. 1861. - № 37. - С. 294-296.

134. Тарнуев В.А., Намсараева Г.Т. Кровопускание в традиционной восточной медицине. Улан-Удэ; Бурят, кн. изд-во, 1995 -119 с.

135. Таркусв В.А., Намсарасва Г.Т. Рефлексотерапия в тибетской медицине; традиционные и медицинские аспекты, Улан-Удэ: ОАО «Республиканская типография». 2001. - 248 с.

136. Татарине» М. Описание о братских татарах, сочиненное морского корабельного флота штюрманом ранга капитана Михаилом Татарииовым. -Улан-Удэ. 1958 -75 с,

137. Тибетская медицина; Аннотированный библиографический указатель 1980 -1988 г.г. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1989. - 275 с.

138. Тибетская медицина: аннотированный бнблно1рафический указатель, 1989 1998 г.г. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1998, - 159 с.

139. Тугутов А. «Атлас тибетской медицины» в Америке // Правда Бурятии, 23 января, (999. С. 12,

140. Улья нов Д. Перевод из тибетских медицинских сочинений Дже-ду-нинг нор, гл. 91 и Хлан-таб, гл. 30. Лечение чумы, холеры и проказы. СПб.: Паровая Скоропсчатня «Восток» М.М. Гутзац, 1902, - 25 с,

141. Урбанаева И-С. Дхарамсала н мнр тибетской эмиграции. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. - 3 84 с.

142. Хандав Ц., Меньшикова Т.А. Лекарственные растения а монгольской медицине (историко-медицинские исследования).- Улан-Батор: Иэд-во АН МНР. 1978. 191 с.

143. Хамаганова Е.А. Письма нз Ацагата (Из переписки Е.Е.Обермиллера с академиком Ф.И.Щербатскнм) // Альманах Orietu. Вып. 23. Исследование Центральной Азии в судьбах России, - СПб.: Угнала, 1998. -С. 113-156.

144. Хзмарханов А.З, История изучения тибетской медицины в России в XIX в. И Наука и культура региона: проблемы исследований. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. 1992. - С.89-97.

145. Хунданон Л-Л-, Хуиданова Л.Л. Базарон Э.Г, Слово о тибетской медицине. Улан-Удэ; Бурят, кн. иэд-во, 1979. - 131 с,

146. Цибиков Б.Д. Обычное право селенгннских бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 3970. - 282 с.

147. Цыдсндамбаев ЦБ. Бурятские исторические хроники н родословные, Улан-Удэ: Бурят, ки. изд-во, 1972. - 662 с.

148. Цыдыпов В. Много шума, но нз чего? // Правда Бурятии, 1991, 24 апреля. С.З.

149. Чнмктдоржкев Ш.Б. К вопросу о начале распространения буддийской религии в Бурятии И 250-летие официального признания буддизма в России. Тезисы докладов конференции 16-1? июля 1991 г. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦСО РАН, 1991,-С. 14-18.

150. Чнмигдоржин Д.Г. Иволги не кий дацан «Гандан Даши Чойхорлнн» 1946-2001. История, события и люди. Верхняя Иволга: Изд-во Буддийского института «Дашн Чойхорлнн», 2001. - 67 с.

151. Bold Sh., Ambaga М. History and fundamental of Mongolian Traditional medicine. Ulaanbaatar, Mongolia, 2002, - 123 p.

152. BoUokhoeva N.D. Medical Faculties of Buryat Buddhist Monasteries // Ayur Vijnana, Vol.6, No I, Spring 1999. pp. 3-9.

153. ClifToni T. The Diamond Healing: Tibetan buddhist medicine and psychiatry. Samuel Weiser, York Beach, Maine, 1984. 268 p.

154. Dashiyev D.B. Experiences with Comparative Studies of Tibetan Medical Formulae H Ayur Vijnana, Vol.6, No 1, Spring 1999. pp. 10-16.

155. Gerfce B.t Bolsokhoeva N.D, Namlliar of Zurkha Lodo Gyalpo: a brief biography of a Tibetan physcian // Ayur Vijnana, Vol.6. No I, Spring 1999. pp 26-38.

156. Gerke B. On the History of the two Tibetan medical Schools Jangtug and Zurlug // Ayur Vijnana, Vol.6, No I, Spring 1999. pp. 17-25.

157. Gerke B, Tibetan Medicine in Kalmykia U AyurVijnana, Vol.6, No 1, -Spring, 1999.-pp, 48-52.

158. Rechung Rinpoche Jampal Kunzang, Tibetan Medicine, illustrated in original tcx5ts- London, 1973. - 340 p.

159. ApMIBIItJ? н сто ч н н к н

160. ГА РФ. Ф- А-482 Оп. 25. Д. I Ml. Л. 3-4,

161. ГА РФ <Ь А-4вгОп.25.Д 1142. Л.З.

162. ГА РФ. Ф. А-482. On. 25- Д. 1143. Л 3-6.

163. ГА РФ.Ф. A-4S2. 0гг. 25. Д. 1144. Л. .

164. ГА РФ Ф. А-492. Оп. 25.Д. tl44. Л.6-7.

165. ГА РФ.Ф. A-4S2. On. 25. Д. 1144.Л. 6а.

166. ГА РФ ф А-482. Оп 25. Д 1146 Л. 2. В ГА РФ. Ф А-482. Оп 25 Д. 1146. Л. 36.

167. ГА РФ Ф А-482. Оп. 25. Д 1146. Л. 4.

168. ГЛ РФ. Ф. Л-482. Оп. 25. Д 1146. Л. 6.

169. ГА РФ Ф А-482 On. 25. Д 1146. Л. 17-29.

170. ГАРФ.Ф. А-482. Оп, Л. Д 1146. Л. 25.

171. Г АРФ Ф A^t82 Оп. 25.Д 1146. Л. 31-32.

172. ГА РФ Ф AJlS2-On 25. Д 1146, Л. 36.

173. ГА РФ. Ф. А-4в;.Оп. 25. Д 1149, Л, 50-53.

174. ГАРФ.Ф.А-4Е2.0п 25. Д 1150, Л. 13-14.

175. ГА РФ Ф. А-482- On. 25. Д 1150. Л. За. 1В. ГА РФ. Ф А-482. On. 25. Д 1150. Л .8-11.

176. ГА РФ. ф А-482 On. 25. Д. 206. Л. 5-9.

177. ГА РФ. Ф А-482 Оп. 25. Д. 595. Л 7-12.

178. ГА РФ. Ф. Р-6991. On 3. Д. 10. Л 81

179. ГА РФ. Ф. А-4В2. On. 25. Д. 11 SO, Л.15-16.2з. НАРБ. П. 1.0ч. 1.Д. 166-Jl-1-lofj.

180. NAPE.П. l.On 1 Д. 203. Л. 11-И.

181. МАРЕ. П. l.On 1. Д. 251 Л 23-24.

182. ПАРЕ. ГГ. l.On- 1. Д. 259? Л 157.

183. ПАРЕ 11. l.On. 1.Д.2597. JL 119.

184. НАИН П. l.On 1.Д 2597. Л.162-163.

185. НАРП П. 1 On t. Д 2597. Л. 165.

186. НА РЕ 11 l.On. 1.Д 2597 Л. 34-35,

187. НАРБ П. l.On. 1. Д 3092 Л. 11-12.

188. НАРБ. П. 1 On 1.Д 377. Л. 20.

189. НАРБ. 11. 1 On. 1. Д 382. Л 24о6

190. HAPS. П. l.On. 1. Д. 647. Л.71-72.

191. НАРБ. П. l.On. 1. Д 679, Л- №7-108.

192. НАРБ. П. l.On. 1. Д 713. Л. 187.

193. НАРБ.П. l.On 1. Д. 713. Л. 181.

194. НАРБ П. 1 On 1. Д. 713. Л 188-189.

195. НАРБ П. l.On 1 Д 95S. Л. 174-175.

196. НАРБ П 1. On. 1 Д 955. Л. 177-178.

197. НАРБ Г| 1 Оп.1 Д955.Л. 85.42, НАРБ Ф. Р-248. Oil. I. Д 71. Л. З-Зоб.

198. НАРБ Ф. Р-248. On 3. Д 21. Л. 47

199. НАРВ Ф.Р-243 ОП.З.Д.166.Л £-1о6.4S. ОПП ИМБнТ СО РАН. Д- S5. Л. 16.46. 0Ш ИМБпТ СО РАН. Д. 85. Л. 5

200. ОПП ИМБнТ СО РАН. Ф. 3 On.! Д.46. Л.?.49. 01II1 ИМБнТ СО РАН. Ф. S. Он.!. Д.46. Л.4.

201. ОПП ИМБнТ СО РАН. Ф. Б. Оп.1 Д46 Л.5.

202. ОПП ИМБчТСОРАН. Ф. 8. Оп.1. Д.46. Л.6.

203. Г1ФА РАН, Ф. 785, On. I. Д. 43. Jl. 32-34.

204. Su gel bkra shis chos 'phet gling gi da chan sman pa grwa tshang gso rig gter ma mdzod glihggi bka' yig, («Внутренний устав» Цугольского манба дацана)- Из фондов музея истории Бурятии. Оф. 495

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.