Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Ивлева, Любовь Дмитриевна

  • Ивлева, Любовь Дмитриевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1985, Ленинград
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 218
Ивлева, Любовь Дмитриевна. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Ленинград. 1985. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ивлева, Любовь Дмитриевна

Глава I. ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКИ.

1.1. Цель и содержание хореографической самодеятельности

1.2. Участники хореографической самодеятельности как субъект хорео1?ра|(таеской деятельности

1.3. Субъект педагогического руководства хореографической самодеятельностью.

1.4. Специфика отношений субъекта и объекта педагогической деятельности в хореографической самодеятельности

Глава П. МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

2.1. Методика вовлечения в хореографическую самодеятельность

2.2. Методика убеждения, используемая в хореографической самодеятельности

2.3. Методы поощрения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе»

На современном этапе - этапе развитого социализма в СССР -как объективная потребность дальнейшего развития нашего общества выступает высокий уровень политической, идейно-нравственной, социальной и профессиональной зрелости каждого советского человека.

Утверждение социалистического образа жизни как основы формирования нового человека предполагает повышение духовного потенциала страны, культуры всего народа.

Как отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС, мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности. Но вместе с тем важно, чтобы каждый советский человек умел ими разумно пользоваться, что в конечном итоге, зависит от того, каковы интересы и потребности личности. Вот почему задача коммунистического воспитания масс - формирование идейно убежденной, гармонически развитой личности, органически сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство, - становится все более актуальной.

Решение этой задачи требует совершенствования идеологической воспитательной работы среди деятельности масс, что отмечается на всех ее участках, усиление в материалах ХХ1У - ХХУ1 съездов КПСС, Пленумов ЦК, постановлениях ЦК КПСС по идеологическим вопросам*

Идея всестороннего развития личности получила законодательное закрепление в Конституции СССР (статья 20), что имеет большое практическое, политическое и теоретическое значение.

Особое место в решении проблемы эффективности воспитательной работы занимает июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС, который обобщил огромный опыт идеологической работы партии, глубоко вскрыл недостатки в идейном воспитании, определил действенные пути их исправления. Пленум поставил задачу обновления, обогащения, актуализации содержания идейно-воспитательной работы, ее форм, методов, которые должны отвечать духу времени. В материалах Пленума дана научная программа формирования нового человека. При этом подчеркивается, что формирование нового человека -не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства. Однако процесс формирования личности, превращения гражданина в сознательного и активного строителя коммунизма непрерывен. Общественное сознание - такая сфера, где у части людей не исключены и негативные изменения, появление чуждых социалистическому образу жизни взглядов и настроений, В последнее время настоящую "психологическую войну" развернул империализм, осуществляя пропагандистскую агрессию против стран социализма, распространяя ложь и клевету на социалистический образ жизни.

В условиях острейшей идеологической борьбы на международной арене совершенствование всей воспитательной работы, обеспечение нового, значительно более высокого уровня идейно-теоретической деятельности, формирование специально подготовленных кадров, изменение стиля массово-политической учебы - вот те главные направления, на которых партия добивается улучшения руководства развитием духовной жизни нашего народа.

Повышение всех звеньев идейно-воспитательного процесса предполагает дифференцированный подход к различным группам населения с учетом социальных, национальных, профессиональных образовательных и возрастных особенностей.

Важнейшим путем решения поставленных партией задач является педагогическое воздействие на все сферы бытия, в том числе и на досуг, что заставляет активизировать работу культурно-просветительных учреждений,

В общей системе воспитания всесторонне развитой личности большую роль играет художественная самодеятельность, значение которой как общественного, художественного, педагогического явления неоднократно отмечалось на съездах КПСС, в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

В частности, в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества" подчеркивается, что занятия художественной самодеятельностью способствуют развитию человека, формированию у него чувства коллективизма, убежденности, активной жизненной позиции.

Одним из распространенных жанров художественной самодеятельности в настоящее время, как свидетельствуют данные ЦСУ*, является хореографическая.

Однако, изучение опыта свидетельствует, что хореографическая самодеятельность недостаточно влияет на массовую танцевальную культуру, особенно в дискотеках, наряду с подлинно воспитывающими хореографическими коллективами существуют и такие, в которых ослаблены коллективистстские связи, формируется несвойственный нашему обществу стиль поведения.

Одним из возможных путей устранения этих недостатков является усиление педагогического руководства хореографическим само Народное образование. Наука и культура.в СССР. Статистический сборник. М.: Статистика, 1977, с.349-359. деятельным коллективом. Все это определило цель исследования -выявление путей оптимизации процесса воспитания и хореографических коллективах.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть хореографическую самодеятельность как объект исследования советской педагогики,

2. Выявить социально-демографические характеристики и психологические особенности участников хореографических коллективов как объекта педагогического воздействия и их руководителей, изучить характер межличностных отношений и обосновать роль руководителя в их становлении и гармоническом развитии,

3. Разработать и апробировать методику педагогического руководства хореографической самодеятельностью, способствующую превращению участников хореографических объединений в субъект хореографической деятельности, оказывающий "реальное воздействие на повышение массовой танцевальной культуры и внедрение в быт лучших образцов отечественного танца.

Объект исследования - воспитательный процесс в условиях хореографической самодеятельности.

Предмет исследования - совершенствование педагогической деятельности в самодеятельном хореографическом коллективе.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что субъективный интерес населения к приобретению и совершенствованию танцевальных умений и навыков, обусловленный глубоким проникновением танца в быт народа, становится для руководителя объективной основой организации хореографического коллектива. Стадийность педагогического процесса в нем создает условия воспитания участников не только как исполнителей, но и как организаторов и пропагандистов хореографической деятельности и высшим критерием общественной деятельности хореографического коллектива становится его влияние на танцевальную культуру широких слоев и групп населения.

Базой исследования явились хореографические объединения, различающиеся по видам танца (народный, бальный, классический, эстрадный), форме организации (кружки, ансамбли, студии, театры), по уровню развития и творческой отдачи (имеющие звание "народный" и нет), по длительности существования (от 3-х до 20 лет), по ведомственной принадлежности (профсоюзная, сеть Государственная, цеховые коллективы, сельские и городские): клубов, домов и дворцов культуры Челябинской области; г.Челябинска, г.Ижевска Удмуртской АССР. Опытно-экспериментальным коллективом явился "народный" ансамбль танца "Риллио" ГДК г.Кыштыма, в котором проводился педагогический эксперимент, связанный со становлением коллектива, формированием репертуара, отработкой методики воспитания.

Основной базой исследования явился коллектив "Ракурс" Челябинского медицинского института, который начал существование как тематическая и танцевальная дискотека, где танцевальная группа в количестве 5 человек принимала фрагментарное участие в программах. В процессе работы определяется форма коллектива - театр, в котором основным выразительным средством является хореография, однако значительную роль играют и текст, и видеоряд, и свето-оформление, взаимодействие которых сложный процесс и требует сложной структуры организации коллектива, включающего в себя пластическую, техническую группы, а также группу чтецов, оформителей и т.д.

Исследование состояло из нескольких этапов: на первом этапе проводился эмпирический анализ и изучение состояния воспитательной работы в хореографической самодеятельности, выявление ее возможностей в развитии личности и определении причин, препятствующих их реализации. На этом этапе также был проведен контент-анализ годовых и квартальных отчетов и планов работ 34 хореографических объединений за период 1977-1983 гг. с целью выявления постановки целей и задач развития личности участников. На втором этапе были осуществлены: паспортизация 34 хореографических коллективов, различающихся по видам танца и форме организации, анкетирование 373 человек - их участников. Целью анкетирования и паспортизации было получение информации о воспитательных мероприятиях в коллективах, влиянии занятий хореографией на развитие личности, формирование личностных качеств, о социально-психологическом климате в коллективах, стиле руководства, качествах руководителя. На этом этапе шли поиски формы экспериментального коллектива, его репертуара. На третьем этапе формировались выводы, рекомендации, в целях использования их как в учебном процессе в институте культуры, культурно-просветительных училищах, так и в практике работы руководителей хореографических объединений.

Кроме того, были рассмотрены результаты анкетирования, проведенного социологической лабораторией Челябинского государственного института культуры в рамках исследования по теме "Народное художественное творчество в условиях развитого социализма", возглавляемого кандидатом философских наук В.С.Цу-керманом, в котором автор принимал участие и сопоставлены с уже полученными данными, В контингенте опрашиваемых участники хореографических коллективов составили 19,1$ - 253 человека. С целью выявления содержания деятельности проведен контент-анализ и качественный анализ репертуара хореографических коллективов Челябинской области разной ведомственной принадлежности (производп Би-ЛНМШ ¡7 - с С с. Р

• ММ. р. И-.Левин^. ственные, РДК, СДК, ГДК, профсоюзных клубов и домов культуры) за 1979-1980 гг., 1983 г., а также контент-анализ репертуара дискотек Челябинской, Курганской областей и Уральской зоны за 1980-1982 гг., представленного на областных и зональных смотрах. Выявлен состав руководителей, содержание их деятельности и 34 хореографических коллективах Челябинской области, определен стиль их работы, влияние его на взаимоотношения в коллективе и развитие личности участников, опрошено 27 руководителей различных коллективов с целью выявления содержания воспитательной работы, проводимой ими, и ознакомления с методами и приемами воспитания. А также проанализированы ответы 395 человек - зрителей I областного фестиваля дискотек, 838 посетителей дискотек Челябинска, в рамках исследования, проведенного Челябинским институтом культуры совместно с межсоюзным Домом художественной самодеятельности.

Методологической основой исследования явилось учение классиков марксизма-ленинизма, материалы партийных документов, постановлений ЦК КПСС и Советского правительства по вопросам формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Марксизм-ленинизм рассматривает личность как с определенную совокупность общественных отношений, которые складываются в ту или иную эпоху. "Пока люди находятся в стихийно сложившемся обществе, пока существует разрыв между частным и общественным интересом, пока, следовательно, разделение деятельности совершается не добровольно,, а стихийно - собственная деятельность человека становится для него чуждой, которая угнетает его, вместо того, чтобы он господствовал над ней . тогда как в коммунистическом обществе каждый может совершенствоваться в любой отрасли"*.

Эпоха социализма рождает новый тип личности воспитание нового человека всегда рассматривалось в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина как одно из центральных звеньев строительства коммунизма. "Развитие индивида, - пишет К.Маркс, - обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находился в прямом или косвенном общении. В коммунистическом обществе.,, где самобытное и свободное развитие индивидов перестает быть фразой -это развитие обусловливается именно связью индивидов, заключающейся, отчасти, в экономических предпосылках, в необходимой солидарности свободного развития всех и, наконец, в универсальном характере деятельности индивидов на основе имеющихся производительных сил . дело здесь идет об индивидах на определенной исторической ступени развития"^.

Для формирования сознания человека первостепенное значение имеет ясное понимание целей и задач, стоящих перед человеком,знание тенденций развития общества. "Человечество ставит себе только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже или имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления^.

В.И.Ленин развивал учение К.Маркса и Ф.Энгельса о коммунистическом воспитании молодого поколения трудящихся. В своей работе Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч., т.З, с.29-32. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч., т.З, с.29-32. о Маркс К. К критике политической экономии. - Соч., т.12, с.6-8.

Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?" он подчеркивает объективно закономерный, исторически обусловленный характер процесса воспитания как общественного явления. Важнейшим качеством воспитания В.И.Ленин считает формирование у молодежи коммунистического мировоззрения и коммунистической морали. "Надо, - подчеркивал он, - чтобы дело воспитания,образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали"*.

Во многих своих работах, речи на Ш съезде комсомола В.И.Ленин развивал марксистское учение о путях становления личности, формировании мировоззрения, нравственности, личностных качеств человека. Ленинские идеи имеют большое значение для педагогики, составляют важную основу для понимания сущности, содержания и путей осуществления коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Основная задача культурно-просветительных учреждений состоит в том, чтобы разъяснить и пропагандировать основные идеи и решения съездов партии, помогать коллективам трудящихся успешно претворять в жизнь эти решения, при этом нужно, - говорил В.И.Ленин, -к массам. подходить особенно терпеливо и осторожно, чтобы уметь понять особенности, своеобразные черты психологии, каждого слоя, профессии и т.п."^.

Для повышения эффективности любой работы, по словам В.И.Ленина, необходимо "не забывать основной исторической связи,смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как это известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.2, с.485. о л Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.41, с.192. вещь стала теперь"*.

Методологической основой исследования служат работы видных деятелей Советского государства, стоящих у истоков рождения социалистической культуры - Н.К.Крупской, А.В.Луначарского. Выявленные Н.К.Крупской возможности клуба в решении задач по вовлечению трудящихся в управление государством и развитию их активности приобрели актуальное значение. Наиболее значительными являются работы, в которых поднимаются вопросы ориентации клубов на самодеятельность масс, их потребности и интересы, как основы клубной работы. "Весь опыт партии говорит за то, что только та агитация и пропаганда имеет силу, которая опирается на интересы народных масс"^. Таким образом, интерес - исходный пункт, организующий момент, около которого развивается вся работа. В настоящее время не потеряли актуальности высказывания Н.К.Крупской

0 том, что возможности клубов в вовлечении людей с неразвитыми потребностями в общую деятельность, требующую проявления инициативы и самодеятельности, делают клубную работу особенно ценной с о точки зрения пробуждения активности в членах клуба .

Значительными представляются мысли А.В.Луначарского о необходимости формирования личности с внутренней потребностью к самообразованию и к самовоспитанию. В идейно-теоретической деятельности А.В.Луначарского большое место занимают проблемы коммунистического воспитания и формирования новой личности в работах 1

Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.41, с.67. р

Крупская Н.К. Задачи общества педагогов-марксистов. - Коммунистическое просвещение, 1930, № 3, с.2.

3 Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в Ю-т. - М., 19571963. Т.7, с.153,

Основы просветительной политики Советской власти", "Коммунистическая пропаганда и народное просвещение", "О социальном воспитании" и другие, в которых он рассматривает сущность, пути, средства и методы коммунистического воспитания масс. В лекции "Воспитание нового человека" (1928) синтезированы взгляды A.B. Луначарского на основные задачи воспитания. Он говорит, что в условиях социализма задачи воспитания становятся предпосылкой дальнейших успехов хозяйственной и политической жизни. На сегодня важнейшей выступает идея, выдвинутая А.В.Луначарским о непрерывном образовании как не прекращающемся процессе пополнения знаний.

В процессе исследования использовалось наследие выдающихся педагогов - П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Су-хомлинского. Наиболее интересными представляются высказывания А.С.Макаренко о целях воспитания, основных принципах его, об условиях создания и развития единого коллектива. Эти идеи нашли отражение и в статьях замечательного советского педагога В.А.Су-хомлинского.

Теоретическую основу исследования составили работы советских педагогов, посвященные общим проблемам теории коммунистического воспитания (Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев, Б.Т.Лихачев), оптимизации процесса воспитания (Ю.К.Бабанский, Г.Н.Филонов), теории коллектива (В.Г.Иванов, Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова), методологии воспитательного процесса (И.Ф.Козлов, В.М.Коротов, Н.В.Кузьмина, А.А.Левшин, Б.Т.Лихачев). При разработке специальных проблем клубоведения автор исходил из трудов М.А.Ариарского, Д.М.Генкина, А.Г.Соломоника, Ю.А.Стрельцова, В.Е.Триодина.

В последние годы вопросы педагогического руководства самодеятельными коллективами становятся предметом изучения в специальной литературе и диссертационных исследованиях. Такое внимание к проблемам воспитания в процессе самодеятельного творчества обусловлено с одной стороны признанием его значения как одного из важных направлений в коммунистическом воспитании, с другой - усиление педагогического направления исследований в области художественной самодеятельности подготовлено развитием теории и методики культурно-просветительной работы.

Общие проблемы воспитания средствами самодеятельного художественного творчества исследованы в работах Б.И.Березина, М.М.Гитмана, Ю.Е.Соколовского, Ф.А.Соломоника, Е.И.Смирновой. Ряд исследователей анализируют отдельные стороны воспитательного процесса в коллективах художественной самодеятельности: единство художественного и педагогического в воспитательном процессе (В.И.Плоткин), развитие творческой и социальной активности как результат эстетического воспитания (Т.С.Позднякова), совершенствование управлением самодеятельными коллективами (А.П.Марков), психологическая типология участников и руководителей (В. ФЛа банный).

Остановимся подробнее на работах, которые представляются наиболее значительными и близкими к исследуемой теме: диссертационное исследование Т.В.Лавровой "Пути повышения эффективности педагогического руководства самодеятельными театральными коллективами" отмечает неразработанность вопроса о сущности и задачах педагогического процесса в общепедагогической литературе и особенно, в клубоведческой. Она рассматривает вопрос о целях и задачах воспитания, формулирует представление о содержании, структуре педагогического процесса в условиях театрального самодеятельного коллектива. Диссертация В.А.Бесединой "Опыт системного исследования педагогического процесса в клубе" анализирует структуру педагогического процесса, этапы его развития, осознанность целей воспитания в клубе руководителями коллективов. В работах В.Е.Триодина "Педагогические основы культурно-просветительной работы", "Клуб и свободное время" дана структура педагогического процесса, подробная характеристика его элементов: цель, объект, субъект воспитания, формы,средства, методы. Диссертационное исследование В.Ф.Чабанного "Психолого-педагогические условия управления самодеятельным хоровым коллективом" рассматривает типы руководителей, объективные предпосылки развития хоровой самодеятельности. Работа А.П.Маркова затрагивает вопросы субъективно-объектных отношений, дает определение инструментальных и экспрессивных, рассматривает их соотношение.

В области хореографии научные исследования носят, в основном, искусствоведческий характер и рассматривают проблемы, связанные с профессиональным хореографическим искусством, со становлением русского и советского балета.

Анализ литературы по хореографии показывает, что в последние годы появилось много статей и монографий по истории хореографического искусства, о ведущих мастерах балетного театра. Печатается большое количество методической литературы с аннотациями для руководителей хореографической самодеятельности, которые значительно расширяют знания их в области созданных образцов народной хореографии.

Значительное место в газетах и журналах в последнее время занимают статьи о дискотеках. Однако, почти нет литературы обобщающей опыт работы самодеятельных танцевальных коллективов, лучших танцевальных площадок, нет серьезных исследований по проблемам дискотек.

-16

К научным исследованиям в области самодеятельного хореографического искусства необходимо отнести работу В.И.Уральской "Эстетические проблемы взаимовлияния народного и профессионального хореографического искусства", в которой с позиции философии дается понятие хореографии как вида искусства, анализируется взаимосвязь профессионального и народного творчества, Э.А. Куруленко "Становление педагогической теории самодеятельного хореографического творчества в СССР".

В литературе по вопросам учебно-воспитательной работы в танцевальных коллективах необходимо отметить работы Ю.И.Громова, В.И.Уральской, Г.И.Шаховской, Н.Н.Шереметьевской и др., которые затрагивают вопросы формирования репертуара. Особое внимание обращено на проблемы разумных пропорций в тематике его, связь репертуара с ближними и дальними целями гворчесной деятельности коллектива, соответствие его исполнительским возможностям участников.

Изучение проблемы репертуара, связи его с учебно-воспитательной работой нашло отражение в литературе, однако, таких исследований мало. Все они указывают на противоречия, существующие в практике работы самодеятельных хореографических коллективов: с одной стороны, наличие многообразных форм в хореографии, методов учебно-воспитательной работы, с другой - отсутствие научно-разработанных критериев эффективности воспитательной работы, критериев сложности репертуара.

Основу исследования составили два ведущих метода - теоретический анализ планов, отчетов, анкет, репертуара хореографической самодеятельности и опытно-экспериментальная работа.

Для выявления современного состояния воспитательной работы среди любителей хореографии использовались письменный и устный опрос участников и руководителей хореографической деятельности, сравнительный анализ статистических данных и документов, а именно: планов работы Домов культуры, хореографических коллективов, дискотек, их отчеты, отчеты управления культуры, Межсоюзного Дома художественной самодеятельности, Областного Научно-методического центра. Была проанализирована периодическая печать ("Правда", "Советская культура", "Комсомольская правда"), материалы местных газет за 1975-1983 гг., публикации журналов "Культурно-просветительная работа" и "Клуб и художественная самодеятельность" за 1976-1983 гг.

Важным методом исследования явилось включенное программированное наблюдение. Содержание наблюдения включало: а) выяснение мотивов участия в хореографической деятельности и изменение их; б) поведение участников, степень их активности в подготовке программ, работе всего коллектива в целом; в) восприятие ими проводимых в коллективе мероприятий; г) изменение личностных качеств учеников.

Наблюдение позволило не только увидеть процесс формирования коллектива в целом, но и изменение личности каждого участника.

Научная новизна исследования заключается в том, что хореографический коллектив рассматривается в контексте формирования массовой танцевальной культуры как ее активный субъект.

В диссертации сделан вывод о том, что особенности хореографии как вида самодеятельного творчества детерминируют стадии педагогического процесса в коллективах хореографической самодеятельности.

Классифицированы конфликты и конфликтные ситуации на разных стадиях формирования хореографического коллектива, определены пути их разрешения - как средство воспитания, формирования общественно значимых личностных качеств участников.

На защиту выносятся:

1. Положения: а) стадийность педагогического процесса в условиях хореографической самодеятельности обеспечивает формирование участников от клубной адуитории как объекта хореографического воздействия со стороны педагога до субъекта хореографической деятельности, способного оказывать влияние на массовую аудиторию, воздействовать на уровень ее хореографической культуры. На первой стадии эта массовость связана с широтой проникновения танца в быт народа; на второй - разнообразие видов деятельности обеспечивает воспитание участников как исполнителей, организаторов, пропагандистов; сформировавшийся коллектив на высшей стадии своей деятельности выступает как субъект организации массовой танцевальной аудитории и инструмент педагогического воздействия на уровень ее хореографической культуры; б) расширение сферы интересов в рамках хореографического коллектива обеспечивает разностороннее воздействие на участников и создает благоприятные условия вовлечения в свою деятельность людей различного возраста, с интересами, выходящими за рамки хореографических.

2. Методика работы руководителя в процессе становления и гармонического развития межличностных отношений в хореографическом коллективе, предполагающая умение превратить любительские занятия в воспитывающий процесс; внести в деятельность участников коллектива педагогическую целесообразность; правильно избрать стиль руководства в зависимости от стадии формирования и развития коллектива.

- 19

3. Методика воспитательного процесса в хореографическом коллективе, включающая в себя: методы и приемы вовлечения в хореографическую самодеятельность; формирование направленности мотивов деятельности участников от сугубо личностного и личност-но значимому и общественно ценному; выявление конфликтов на разных стадиях формирования коллектива и пути их разрешения.

Практическая ценность результатов исследования состоит в создании методики руководства воспитательным процессом в хореографическом коллективе, дающей возможность сформировать его участников как субъекта хореографической деятельности. Создание такой методики позволяет также сделать более эффективной подготовку руководителей хореографических коллективов в институтах культуры и в культурно-просветительных училищах.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения,двух глав ("Хореографическая самодеятельность как объект исследования советской педагогики", "Методика педагогического руководства хореографической самодеятельностью"), заключения, списка использованной литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Ивлева, Любовь Дмитриевна

ВЫВОДЫ

1. Основной целью нашего общества является формирование всесторонне развитой личности. Эта цель отражает объективную потребность общества в человеке, соответствующем современному этапу общественного развития. Значительную роль в ее реализации играет художественная самодеятельность, в частности хореографическая, в которой педагогический процесс протекает в форме предметной деятельности, но ее результаты являются средством решения педагогических задач.

2. Содержание деятельности самодеятельного хореографического коллектива проявляется через репертуар, являющийся одним из наиболее важных показателей состояния и уровня его развития. Однако, результаты исследования указывают на однообразие репертуара хореографических коллективов, незначительное количество высоко художественных произведений на современную тему, сложность создания которых усугубляется трудностью подбора соответствующего музыкального материала.

3. Необходимой предпосылкой повышения эффективности педагогического руководства формированием личности является всестороннее изучение объекта, на который направлены воспитательные усилия, знание особенностей социально-демографического состава. Анализ результатов исследования позволяет сделать выводы, о неверной целевой установке деятельности хореографических коллективов, направленной, в основном, на исполнительство и делающей недоступной участие в них людей среднего и старшего возраста, не способствующей более длительному пребыванию участников в хореографической самодеятельности, что обеспечивало бы более продолжительное педагогическое воздействие на участников. В процессе работы выявилась зависимость социального состава, образовательного уровня хореографических коллективов от его жанра. Участники коллективов в процессе деятельности становятся субъектами воспитания. Эти функции они выполняют, являясь членами актива коллектива, а также в работе над созданием программы, спектакля.

4. Роль руководителя самодеятельного хореографического коллектива как субъекта воспитания заключается в привнесении в деятельность участников педагогической целесообразности, превращении любительских занятий в воспитывающий процесс.

Значительную роль в педагогическом руководстве играют социально-психологические характеристики руководителя, стиль его руководства. Социометрические исследования позволили увидеть, что демократический стиль способствует сплочению коллектива, усиливает внутриколлективные связи; авторитарный и попустительский - создают атмосферу разобщенности участников.

5. В процессе деятельности коллектива складывается определенный психологический климат, во-многом определяющийся противоречиями, вызванными индивидуально-психологическими, образовательными и возрастными различиями людей, несоответствием их профессиональной и нравственной подготовки. Противоречия почти всегда предполагают возникновение конфликтных ситуаций, конфликтов, разрешение которых способствует эффективности воспитательного процесса. Значительную роль в снижении уровня конфликтности б самодеятельном хореографическом коллективе, а также достижении положительного разрешения возникших конфликтов играет социально значимая целевая установка, соответствующая идейно-нравственным идеалам общества и отвечающая интересам как коллектива в целом, так и каждого из его членов.

Глава П. МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

§ I. Методика вовлечения в хореографическую самодеятельность

Методика педагогического руководства хореографической самодеятельностью предполагает выбор системы методов и их приемов, последовательность которых определяется конкретными задачами, решаемыми на каждом из этапов становления и развития коллектива, а соответственно и личности участников.

Исходя из того, что педагогическое руководство представляет собой целенаправленный процесс управления людьми и коллективами, воздействие на их сознание и поведение, методами его будут пути реализации основной цели нашего общества - формирование всесторонне развитой гармонической личности.

В системе культурно-просветительной работы, структуре ее деятельности выделяются разнообразные методы и приемы, обеспечивающие достижение поставленной цели. Выбор их обусловлен спецификой воспитательного процесса, то есть возможностями и способами осуществления его, в частности, в условиях хореографической самодеятельности.

Проблемы методов воспитания в хореографической самодеятельности нашли отражение в работах М.В.Баранчиковой, Г.Ф.Богданова, А.А.Борзова, О.В.Туганковой, В.И.Уральской, Г.И.Шаховской, Н.Е.Шереметьевской и др. Согласно предложенной ими классификации методов, апробированных педагогической теорией и практикой применительно к особенностям клуба, можно выделить такие группы методов педагогического руководсрва развитием

- 118 личности в условиях хореографической самодеятельности как убеждения и стимулирования (поощрения).

Координация их способствует созданию системы педагогического воздействия на развитие личности. Поскольку уровень развития личности обусловлен степенью ее участия в деятельности, постольку анализ методов воспитания предполагает, в первую очередь, более активное овладение методами включения участников в различные ее виды. При этом необходимо преодолеть традиционное понимание хореографической самодеятельности как только лишь исполнительской деятельности, ибо ее современный уровень развития дает право утверждать, что участники занимаются не только танцами, но и другими различными видами деятельности (шьют, рисуют декорации, создают фотолетописи коллектива, выпускают стенные газеты), требующими разнообразных навыков. Широкое применение в хореографической самодеятельности технических средств (звуко-, свето-, слайд-аппаратуры и др.) значительно расширяет контингент участников: привлекаются люди, увлеченные техникой, техническим творчеством, направленным на создание всевозможных звуко- и светоэффектов. Во время первоначальных бесед руководитель должен выявить склонности и способности пришедших участников и соответственно может строить программу деятельности по реализации этих навыков.

В экспериментальном коллективе нами был проведен опрос 31 участника с целью выявления навыками какого вида деятельности они владеют (см.табл. ). Результаты дали возможность сформировать в коллективе различные группы: пластическую, техническую, литературную, а также выделить художников, фотографов, портных и т.д.

Деятельность участников экспериментального коллектива, %

Вид Владеют Не владеют Затрудняются ответить

Предметная (владение различными видами танца) 40,1

Художественное моделирование (создание костюма) 29

Литературная (написание сценариев, либретто) 12,9

Организаторская 6,1

Техническое творчество 29 Владение навыками: исполнение литературного произведения 6,1 сочинения и исполнения песен 9,7 постановки танцев 12,9 рисования 12,9

Умение: фотографировать 9,7 шить 32,2

38,8

48,4

81

64,9 61,7

68,1

84,2

81

77,4

77,4 48,4

21,1

22,6

16,1

29 9,7

25,8

6,1

6,1 9,7

12,9 19,4

- 120

Однако определение вида деятельности еще не дает представления об ее уровне (степень и качество владения определенными навыками), который возможно выявить только в самой деятельности. И в зависимости от этого руководитель строит программу реализации навыков и умений каждого участника, предполагая у кого-то повышение уровня ее, а если он высокий, то на первых порах удовлетворение, а затем вовлечение участника в другие виды деятельности, но не снимает задачу еще большего наращивания уровня. В коллективе возникает возможность расширения деятельности, Например, развивается познавательная деятельность (участники овладевают определенной суммой знаний в области истории, литературы и др.), пропагандистская в области искусств, творческо-поисковая, предполагающая выбор участниками того или иного произведения (литературного, музыкального, живописного) для создания спектакля, программы, просветительская, связанная с желанием обучать по тем или иным вопросам своих товарищей по коллективу.

Вовлечение участников в такие вида деятельности, как познавательная, пропагандистская, просветительская, требуют определенной программы деятельности руководителя, включающей в себя: выявление кругозора, уровня знаний, профессиональной подготовки; обеспечение образования в различных областях искусства; воспитание чувства активной деятельности.

В экспериментальном коллективе было проведено анкетирование с целью получения информации об уровне знаний в области различных видов искусств. В качестве респондентов выступало 28 человек - членов коллектива "Ракурс". Результаты его занесены в таблицу

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ивлева, Любовь Дмитриевна, 1985 год

1. Участники немного разбираются в народном и современном бальном танце, не имеют ясного представления о танце модерн и историко-бытовом, абсолютно не понимают классический, нет понятия о природе того или иного вида танца, эстетических принципах.

2. Затрудняются в определении автора текста, используемого в спектакле. Но, в принципе, все любят читать, особенно современных авторов. Из классиков отмечают Ф.Достоевского и А.Чехова.

3. Понятие о драматургии, режиссуре самое примитивное,поэтому затрудняются аргументированно проанализировать спектакли.

4. Самые незначительные знания в области изобразительного искусства, не могут назвать современных советских и зарубежных художников, а также имена тех художников, чьи произведения используются в видеоряде спектаклей.

5. Методы активного вовлечения в деятельность могут распространяться не только на участников хореографических коллективов, но и на посетителей танцевальных площадок, дискотек, просто желающих потанцевать.

6. С целью выявления интереса, характера каждого новичка проводятся беседы и применительно к индивидуальным наклонностям определяется тот вид деятельности, который мог бы его увлечь.

7. Таким образом, первый шаг был сделан, и приобщение к балету состоялось. Все женщины в течение наблюдаемого периода посещали балетные спектакли.

8. Эрплайд Т. Поговорим о дискотеке. Советская Эстония, 1961, II января.

9. Асеев В.Г. Единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе. В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981, с.198-223.- 151

10. Виды поощрений разнообразны. Общественная деятельность хореографического объединения может быть отмечена следующим образом:

11. Присвоение коллективу звания "народный", что является признанием высокого художественного исполнительского уровня, высокого статуса управления, творческой активности участников.

12. Выступления на профессиональной сцене (в театре, филармонии) подтверждение высокого идейно-художественного уровня программ и спектаклей, исполнительского мастерства.

13. Педагогика. М.: Просвещение, 1983, с.338.- 152

14. Приглашение руководителей для проведения семинаров, курсов повышения квалификации. Для руководителя это признание мастерства, популярности коллектива; для коллектива - поощрение - доказательство высокого уровня исполнения.

15. Награждение коллектива туристическими путевками. Это признание высокой гражданственности, политической зрелости программ. Кроме того, участники познают новое, расширяют свой кругозор.

16. Вручение коллективу абонементов на спектакли и концерты. Это и возможность культурного отдыха, удовлетворения интереса и материальное поощрение.

17. Приобретение костюмов для выступлений, радиоаппаратуры как материальное поощрение коллектива.

18. Занесение коллектива на Доску почета в фойе клуба; оформление фотовитрины, рассказывающей о деятельности коллектива.

19. Проведение в клубе вечера-портрета коллектива.

20. Поощрение отдельных участников:

21. Награждение грамотами и дипломами за личный вклад в развитие коллектива, высокий исполнительский уровень, индивидуальность в творчестве.

22. Доверие репетиторской работы как признание не только высокого исполнительского уровня, но и умения передать знания другим.

23. Оценка организаторских способностей и деятельности в коллективе как общественно значимой, что приносит человеку удовлетворение, способствует формированию высокой гражданственности.

24. Привлечение к созданию программы, спектакля. Такое признание творческих способностей способствует самоутверждению участника и является стимулом для дальнейшего творческого роста.

25. Направление на учебу как оценка творческих, организаторских способностей, что дает удовлетворение потребности в приобретении профессии.

26. Методика педагогического руководства хореографической самодеятельностью предполагает выбор системы методов и их приемов, обусловленных спецификой ее воспитательного процесса, т.е. возможностями и способами его осуществления.

27. В результате исследования было выявлено,что в хореографических коллективах наиболее широко используется метод убеждения. Употребление его чаще всего связано с разрешением конфликтных ситуаций.

28. Значительную роль в воспитательном процессе играет метод поощрения, стимулирования деятельности. Формы его разнообразны. Он может использоваться как по отношению к коллективу вцелом, так и по отношению к отдельным участникам.

29. Эффективность педагогического руководства хореографической самодеятельностью может быть достигнуто только на основе применения глубоко продуманного, оптимального комплекса средств и методов воспитания.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

30. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

31. Маркс К. Инструкция делегатам временного центрального совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.16, с.194-203.

32. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.1-167.

33. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.322-339.

34. Ленин В.И. К учащимся средних школ. Полн.собр.соч., т.7, с.66.

35. Ленин В.И. О государстве: (Лекция в Свердловском универ' ситете II июля 1919 г.). Полн.собр.соч., т.39, с.67.

36. Ленин В.И. "Перлы народного прожектерства". Полн. собр. соч., т.2, с.485.

37. Ленин В.И. Письмо президиуму конференции пролетарских культурно-просветительных организаций. Полн.собр.соч.,т.37, с.535-536.

38. Ленин В.И. Тезисы по П конгрессу Коммунистического Интернационала. Полн.собр.соч., т.41, с.192.

39. Ленин В.И. Шаг вперед, два шага назад. Полн.собр. соч., т.8, с.376.

40. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 1974. 143 с.

41. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -228 с.- 168

42. О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества: Постановление ЦК КПСС от 2 апр. 1978 г. Правда, 1978, 3 апр.

43. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апр. 1979. / Правда, 6 мая, 1979.

44. КПСС о культуре, просвещении, науке: Сборник документов. М.: Политиздат, 1963. - 552 с.

45. КПСС о культурно-просветительной работе: Сборник документов. М.: Сов.Россия, 1981. - 136 с.

46. КПСС о формировании нового человека: Сборник документов. М.: Политиздат, 1976. - 687 с.

47. Конституция (Основной закон Союза Советских социалистических республик). М.: Политиздат, 1976. - 47 с.

48. Сборник документов и материалов по вопросам работы клубных учреждений и развития художественной самодеятельности.-М.: Сов.Россия, 1975. 47 с.

49. Актуальные проблемы клубной работы: (Материалы Всесо-юз.научно-практической конференции). М., НПИ культуры,1976. -431 с.

50. Актуальные вопросы культурного строительства в период развитого социализма./Под ред.Т.А.Кудриной. М., НИИ культуры, 1977. - 158 с.

51. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. 2 изд. М.: Политиздат, 1983. - 320 с.

52. Горбачев М.С. Ленинизм живое творческое учение,верное руководство к действию: Доклад на торжественном заседании в Москве, посвященное 113-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина 22 апреля 1983. - М.: Политиздат, 1983. - 30 с.- 169

53. Алексеев А.Н. Контент-анализ, его задачи, объекты и средства. В кн.: Социология культуры. Вып.1. M., 1974,с.131-162.

54. Алексеева Л.Я. Художественная самодеятельность как средство воспитания нового человека: Автореф. дис. канд. пед. наук. M., 1964. - 20 с.

55. Алексеева Л.Я., Бялосинская Н.С. Воспитательная роль самодеятельного искусства. -М.: Профиздат, 1965. 128 с.

56. Ананьев Б.Г. Научные основы дифференцированного подхода к людям. В кн.: Научные основы: политической работы в массах. Л., 1972, с.102.

57. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 339 с.

58. Аристов Б.И. Психологический климат в коллективе. -М.: Политиздат, 1973. 64 с.

59. Аркина Н.Е. Советский балетмейстеры: новые имена. -М.: Знание, 1973. 48 с.

60. Асеев В.Г. Единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе. В кн.: Психология формирования и развития личности. M., 1981, с.198-222.

61. Асенин C.B., Немцов И.Б. Познавательная и воспитательная роль искусства. М., Высшая школа, 1967. - 144 с.

62. Баранчикова М.Н. Работа балетмейстера в самодеятельном коллективе. В кн.: Балетмейстер и коллектив. M., 1963,с.22-58.

63. Баранчикова М.Н., Кандырин Б.Н. Молодежный вечер танца. М.: Искусство, i960. - 87 с.

64. Баташов АсКлуб, студия, джаз. Сов.культура, 1978, 13 авг.- 170

65. Беседина В.А. Опыт системного исследования педагогического процесса в клубе: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1980. - 20 с.

66. Беспалько И.И. Из опыта контент-анализа репертуара художественной самодеятельности. В кн.: Клуб и проблемы развития социалистической культуры. Челябинск, 1974, с.222-239.

67. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф., Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, Вища школа, 1978. - 142 с.

68. Богданов Г.Ф. Приглашение к танцу. Клуб и худож.самодеятельность, 1979, № 12, с.26.

69. Богданов Г.Ф. Истоки юности. Клуб и худож.самодеятельность, 1980, № 10, с.15-17.

70. Богданов Г.Ф. Формы совершенствования организационной и учебно-воспитательной работы в самодеятельных хореографических коллективах. М.: ВН МЦНТ и КПР, 1982. - 13 с.

71. Борзов A.A. Что нужно танцплощадке? Культурно-просветительная работа, 1989, № 7, с.24-25.

72. Боровой ЯЛ Танцуйте, не размышляйте, будьте хорошими. -Литерат.газета, 1979, 27 июля.

73. Бродецкий AM дискотека: танцплощадка или клуб? Сов. культура, 1980.45. Буга П.В.

74. Свободное время и воспитание нового человека: опыт, проблемы идеологической работы. Кишинев, картя Молдавеняскэ, 1979. -136 с.

75. Буева Л п Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216 с.

76. Вайнонен НМ, Шахов АБ Все о "Терпсихоре". Клуб и худож.самодеятельность, 1976, № 15, с.8-27.- 171

77. Ванслов В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М., йск-во, 1971.- 302 с.

78. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов.художник, 1966. - 118 с.

79. Верещагина Т.Д. Роль искусства в коммунистическом воспитании. Л., Знание, 1964. - 56 с.

80. Воблов И.К. Воспитание взрослых: (к проблеме создания общих основ педагогики взрослых). Махачкала: Дагестанок.кн. изд-во, 1970. - 139 с.

81. Возрастная и педагогическая психология./Под ред.А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

82. Волков И.П. Социометрия как метод социальной психологии. Автореферат на соиск.ученой степ.канд.психол.наук.: Л., 1968, 17 с.

83. Гитман М.М. Художественная самодеятельность в клубном учреждении. Л.: ВП1Ж, 1978. - 139 с.

84. Гитман М.М. О совершенствовании руководства воспитательной работой в коллективах художественной самодеятельности.-Л.: ВПШК, 1982. 28 с.

85. Гончаров Н.К. Основы педагогики. М.: Учпедгиз,1947.-408 с.

86. Гмурман В.Е. Дисциплина в школе. М.: АПН РСФСР, 1958. - 239 с.

87. Гибш Г. Форверг. Введение в марксистскую социальную психологию. М.: Прогресс, 1972. - 269 с.

88. Гусев В.Е. Фольклор в художественной самодеятельности. В кн.: Фольклор и художественная самодеятельность. Л., 1968, с.59-62.- 172

89. Громов Ю.И., Розанова О.П., Рубахина H.A. Хореографический коллектив в клубе. Л.: ВПШК, 1981. - 115 с.

90. Гордон Л.А., Клонов Э.В. Человек после работы. М., Наука, 1972. - 268 с.

91. Гордон Л.А., Клонов Э.В., Оников Л.А. Черты социалистического образа жизни. М., Знание, 1977. - 159 с.

92. Гончаров Н.К., Н.К.Крупская и современные проблемы народного образования и педагогики. Сов:, .педагогика, 1973, № 2, с.104-114'.

93. Гончарова В. От личностных отношений к клубному коллективу. - Культурно-просветительная работа, 1976, № 12,с.27-29.

94. ХХУ съезд и вопросы идеологической работы в клубных учреждениях. М.: МГИК, 1977. - 135

95. Догаев В., Михайловский В. Клубы по интересам: воспитание активности. Культурно-просветительная работа, 1979,9, с.23-25.

96. Долинова К.Б. Самодеятельное творчество путь формирования творческой личности: Автореф.дис.канд.пед.наук. - Л., 1976. - 20 с.

97. Донцов А.И. Проблема групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. - 128 с.

98. Донцов А.И. Психологическое единство коллектива. -М.: Знание, 1982. 63 с.

99. Евтеева Г.А. Психолого-педагогические вопросы клубной работы. Л., ЛПК, 1976. - 146 с.

100. Ерошенков И.Н., Ильин В.П. Коммунистическое воспитание трудящихся в клубных учреждениях. М.: Просвещение, 1978. -143 с.- 173

101. Ершов A.A. Личность и коллектив. Л., Знание, 1976.40 с.

102. Жирнова Л.В. Вступительная статья. В кн.: Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности. - М., 1973, с.3-8.

103. Жирнова Л.В. На занятиях самодеятельного хора. В кн.: Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности. - М., 1973, с.44-65.

104. Журавлев А.Л. Об изучении личности руководителя производственного коллектива. В кн.: Проблемы психологии личности. М., 1982, - с.74-83.

105. Закшевер И. Некоторые особенности сельской театральной самодеятельности. В кн.: Народное творчество. Вып.1У. М., 1976, с.5-33.

106. Захаров Р.В. Беседы о танце. М.: Профиздат, 1963.72 с.

107. Захаров Р.В. Образ современника в танце. В кн.: Современность в танце. М., 1964, с.8-19.

108. Иванов В.Г. Коллектив и личность. Л.: ЛГУ, 1971. -120 с.

109. Иконникова С.Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ. Л.: ЛГУ, 1974. - 166 с.8L. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т.Молодежь вступает в жизнь. Л., Знание, 1969. - 40 с.

110. Иконникова С.Н. Становление и развитие личности молодого человека. М., Знание, 1972. - 40 с.

111. Иноземцева Г.В. Народный танец. М.: Знание, 1971.48 с.- 174

112. Исаенко В. Еще раз о воспитательной роли коллектива. -Культурно-просветительная работа, 1978, № 7, с.27-29.

113. Казанкина М.Г. Деятельность и общение как источники взаимоотношений, традиций и общественного мнения в коллективе. В кн.: Педагогика школы. М., 1977, с.69.

114. Калинин М.И. О коммунистическом воспитании. М., Просвещение, 1968. - 103 с.

115. Калинин М.И. О воспитании коммунистической сознательности: Сб.статей и речей. М.: Политиздат, 1974. - 287 с.

116. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. М.: Просвещение, 1984. - 222 с.

117. Каспина В.А. О методах воспитания и их классификации.-Сов.педагогика, 1970, № I, с.21-24

118. Клибик B.C. Свободное время и вопросы воспитания. Идеологическая работа: опыт, проблемы. -М.: Политиздат,1977.-55 с.

119. Клуб и гармоническое развитие личности: (Сб.статей).-Л., ЛГИК, 1975. 173 с.

120. Клуб и проблемы развития социалистической культуры/ Под ред.В.С.Цукермана, Д.Б.Перчика. Челябинск: Южн.-Уральск, кн.изд-во, 1974. - 275 с.

121. Клуниченко Н.И. Стиль руководителя как фактор психологического климата коллектива: Автореф.дис.канд.философск.наук.-Л., 1975. 20 с.

122. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1978. - 279 с.

123. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. - 256 с.

124. Ковалев А.Г Психологические аспекты клубной деятельности. Культурно-просветительная работа, 1977, № 2, с.42-44.

125. Ковалев А.Г. Психология личности. М., Просвещение, 1965. - 288 с.

126. Коган Л.Н. Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы: (Всес.теорет.конф." Социализм и молодежь"). -М.: Мол.гвардия, 1969. 430 с.

127. Коган Л.Н., Поляничко В. Молодой рабочий и культура. -М., 1975. -126

128. Коллектив и личность. М.: Наука, 1974. - 95 с.

129. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1974. - 383 с.

130. Копелев ИК Дискотека: взгляд изнутри. Культурно-просветительная работа, № 6, с.17, № 7, с.17.

131. ЮЗ.Коряк Н.СВерноподанные танцплощадки. Клуб и худож. самодеятельность, 1979, № 7, с.19-21.

132. Краснобаев ВР Опыт социологического исследования сельской художественной самодеятельности. В кн.: Народное творчество. М., 1974, с.50-78.

133. Краснобаев ВГРоль клубных коллективов художественной самодеятельности в коммунистическом воспитании населения.

134. В кн.: Проблемы эффективности клубной работы. Улан-Удэ, 1973, с.40-50.

135. Крупская Н.К. Воспитание. В кн.: Педагогические сочинения: В 10-ти т. М., 1959, т.2, с.347-368.

136. Крупская Н.К. К вопросу о коммунистическом воспитании молодежи. В кн.: Педагогические сочинения: В 10-ти т. М., 1959, т.2, с.121-126.- 176

137. Крупская H.K'. Проблема коммунистического воспитания. -В кн.: Педагогические сочинения: В 10-ти г. M., 1959, г.2, с.115-120.

138. Крупская Н.К. Чем должен владеть учитель, чтобы быть хорошим советским педагогом. В кн.: Педагогические сочинения: В 10-ти т. M., 1959, т.З, с.639-641.

139. НО. Кудрина Т.А. Основные направления и пути повышения эффективности научных исследований в области культуры в свете решений ХХУ съезда КПСС. В кн.: Совершенствование системы клубной работы в условиях Нечерноземья. M,, 1977, с.52-70.

140. Кудряков В.В; Бальный танец для всех. Культурно-просветительная работа, 1980, № 6, с.20.

141. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967. - 173 с.

142. Кузьмин Е.С. Психология личности и малых групп. Л.: ЛГУ, 1977. - 158 с.

143. Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив: (Социально-психологический Очерк). Л.: Лениздат, 1974. - 167 с.

144. Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики. Л.: ЛГУ, 1974. -475

145. Кузьмина Н.В, Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970. - 114 с.

146. Кузьмина М.К. Тенденции развития художественной самодеятельности в клубных учреждениях современного села: Автореф. канд.дис. Л., 1973. - 20 с.

147. Куракин А.Т. Комплексный подход в воспитании. М.: Изд-во НИИОН, 1979. - 33 с.- 177

148. Куракин А.Т., Новикова А. О системном подходе в исследовании педагогических явлений. М., 1969. - 26 с.120. Куракин А.Т.

149. Педагогика коллектива. М.: Изд-во НИИОН, 1979. - 48 с.

150. Куруленко Э.А. Становление педагогической теории самодеятельного хореографического творчества в СССР. Куйбышев: Куйбышевский институт культуры, 1980. 39 с.

151. Лаврентьев В.П. Некоторые социально-психологические аспекты хоровой деятельности. В кн.: Культурно-просветительная работа и коммунистическое воспитание трудящихся. Л., 1977,с.79-81.

152. Лаврова Т.В. Пути повышения эффективности педагогического руководства самодеятельными театральными коллектива!,!и: Дисс. на соиск.учен.степ.канд.пед.наук. Л., 1977. 20 с.

153. Лапшин В.К. Зачем молодежь ходит на танцы? Клуб и худож.самодеятельность, 1975, № 15, с.21.

154. Лебедев В.Н. Морально-психологический климат коллектива. М., 1976. - 43 с.

155. Леман Е.И. Итоги и перспективы. Культурно-просветительная работа, 1976, № 8, с.23-26.

156. Леонтьев A.A. Деятельность, сознание, личность. М., 1976. - 304 с.

157. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. - 47 с.

158. Лесешко П. Азбука вечера. Клуб и худож.самодеятельность, 1980, № 10, с.20-21.

159. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания: Опыт методологического исследования. М.: Педагогика, 1974. -496 с.- 178

160. Луначарский A.B. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. - 636 с.

161. Луначарский A.B. О народном образовании. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

162. Макаренко A.C. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1968. - 373 с.

163. Макаренко A.C. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. - 334 с.

164. Макаренко A.C. Коммунистическое воспитание и поведение. В кн.: Соч. в 8-и т. М.: Педагогика, 1984, т.4, с.322-343.

165. Макаренко A.C. Методика организации воспитательного процесса. В кн.: Соч. в ю -ти т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951, т.5, с.9-100.

166. Макаренко A.C. Мои педагогические воззрения. В кн.: Соч. в 8- т. М.: Педагогика, 1984, т.4, с.343-364.

167. Макаренко A.C. О коммунистическом воспитании: Избранные произведения. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1956. - 579 с.

168. Макаренко A.C. Цель воспитания. В кн.: Соч. в 8- т. М.: Педагогика, 1984, т.4, с. 41-49.

169. Максютин Н.Ф. Общественное назначение и основные социальные функции клуба. Л.: ЛГИК, 1978. - 87 с.

170. Мамедова А. Актуальные вопросы художественной самодеятельности. М.: Профиздат, 1977. - 55 с.

171. Мангутов И.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. - 312 с.

172. Марьенко И.С. К вопросу о теоретическом обосновании методов воспитания. Сов.педагогика, 1971, № 10, с.32.- 179

173. Маслова Н.Ф. Пути и условия формирования клубного коллектива. В кн.: Актуальные вопросы клубной работы. Вып.2. M., 1976, с.290-293.

174. Массовость и мастерство: Проблемы и практика художественной самодеятельности. М.: Сов.Россия, 1966. - 271 с.

175. Мастера эстрады самодеятельности. Вып.З/Сост. Н.Е.Шереметьевская. - М.: Искусство, 1977. - 104 с.

176. Методика учебно-творческой работы в самодеятельном танцевальном коллективе. Л.: Изд-во ВПШК, 1972. - 43 с.

177. Методы социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 175 с.

178. Михайлик А.Г. Социально-педагогическая роль художественной самодеятельности в воспитании молодежи. В кн.: Молодежь и культура. M., 1977, с. 5 6-61

179. Михайлова Н.Г. Социальный портрет участника художественной самодеятельности. В кн.: Опыт использования ЭВМ в исследованиях культуры. M., 1976, с.204-250.

180. Михайлова Н.Г. Художественная самодеятельность и личность. Клуб и худож.самодеятельность, 1982, № 15, с.24-27.

181. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления: Стиль и метод работы руководителя. М.: Мол.гвардия, 1975. - 368 с.

182. Моисеев И.А. Истоки танца. Правда, 1973, 2 апр.

183. Моисеев И.А. Размышления о танце. Муз.жизнь,1976, № 20, с.21.

184. Мудрик A.B. Общение как педагогическая проблема. -М.,1974. 95 с.

185. Народные и сюжетные танцы. M., 1966. - 56 с.

186. Насшсов r.ïU Народаа згаисц па саподоколыши оцо~ no» r,U: Нрэг,пада?„ X97G. •• 64 с.

187. XöB. Новикова дли иошюкгпз и ашшоззд код по&агогшсс«» ¡шя ппобяош. « Сов.пслагогика, Х960, г:-XI, с*

188. Посеваак tUH. Содшльно-пспкопопносвш! шшгаг.коя-» лекгша как &шггор восгпшанш»» « Вопр.филооо&иа, 19?8, *:;• 8, 0.28-3 4

189. O#.Oö usorax Iii Всероссийского коавдюа »ктояиигеяой üQramz. 28пцов и аадачш: рашизгвя Саговой яореогрз&ва. ~ Г:#, 1970. «бе»1.Î. обяеоова 1W\ ЕЛ 020 начало слова n2cat2pV - Клуб и адоз.сасодаяолшоогь, 1930» г/ 20,

190. XG3. Сбраиг Ä.E. Созрексшш eetm » сюзезиах ганца::. « Клуб й вддоздсшздодгсш&ов&ь» 1963, .'с- 12, С.Х7-Х9.

191. ЮЗ, Огодошодоэ или к вопросу о. хшаоси&зкшша козодою зоопш?ааиа. « Соз.подагогиш, 1972, D <!, с•915-108.

192. Пардояа 1.Ganosa е0Ц1ШШ0-пст:0Л0Гйческ0и 200« рши « Г.5 ГМСДТ>» ЮЛ. « 351 С.165« Парагш ВД. С0цшш10-псшшя0ГшескнЦ ratissas колпек«» г ива s пугп a гдегодп изучения. « л.: Неука, 1931 • 193 с.

193. G-3» Яаздудо* ъРу9 даашша свободного врошшп грдосикся СССР в 60-ю 70-ю года. - в нал Свободное spoim п врзвсгвса-вое soenasaниз» tu, 1979,

194. ХСiU Пе^агогдоескпс уоковал организация сауодеягеяыюго syaœmcsmcaaoro гворчесгва. Л»; йэд-зо. ЖЕ, X982« « Х47 с»

195. S» Первой Вссооовшзй уссгазавь евшэдагеяваого posees-венного яворчесгва: Шо £рукяш10ч:с20£|Несш-:0 иогораадо, « л. в Проезда, 1975. 0 с.

196. Петрова Л.ЕЕдинство обучения и воспитания в самодеятельном театре как специфическая особенность работы режиссера-педагога. В кн.: Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности. М., 1973, с.9-29.

197. Петровский A.B. Возрастная и педагогическая психология. М., 1979. - 288 с.

198. Петровский A.B. Личность, деятельность, коллектив. -М.: Политиздат, 1982. 255 с.

199. Петровский A.B. О психологии личности. М.: Знание, 1971. - 64 с.

200. Петровский A.B., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. - 176 с.

201. Пинт А.О. Педагогические проблемы культурно-просветительной работы. М.: Сов.Россия, 1977. - 72 с.

202. Платонов К.К. Личность как объект социальной психологии. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1965, с.7-12.

203. Проблемы оценки художественной самодеятельности. Вып. 89. М.: НИИ культуры, 1980. 83 с.

204. Проблемы развития самодеятельного, художественного творчества: Сб.науч.тр. Л.: Изд-во ВПЖ, 1979. - 78 с.

205. Прохоров Ю.А. Из опыта работы по формированию репертуара в самодеятельных коллективах. В кн.: Актуальные вопросы клубной работы. М., 1976, с.247-250.

206. Психологическая теория коллектива/Под ред.А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979. - 239 с.

207. Психология формирования и развития личности. М'.: Наука, 1981. - 365 с.- 182

208. Пути повышения эффективности клубной работы с молодежью. Харьков, 1979. - 73 с.

209. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. -М.: Изд-во МГУ, 1981. 183 с.

210. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. - 143 с.

211. Рыжик Э.И. Игра в дискотеке. Культурно-просветительная работа, 1980, № 6, с.57-58.

212. Самойлов С.М. Эпидемия танго: Дела давно минувших дней. Муз.жизнь, 1982, № 3, с.23-24.

213. Сборник документов и материалов по бальным танцам. Вып.З. М.: Сов.Россия, 1973. - 72 с.

214. Сборник документов материалов по бальным танцам. Вып.2. М.: Сов.Россия, 1974. - 56 с.

215. Сборник документов и материалов по бальным танцам-. Вып.З. M., 1977. - 56 с.

216. Сборник документов и материалов по вопросам работы клубных учреждений и развития художественной самодеятельности.-М.: Сов.Россия, 1975. 54 с.

217. Свободное время и нравственное воспитание. М.: Знание, 1979. - 271 с.

218. Сердюк А.П. Формирование творческих качеств личности в условиях самодеятельного творческого коллектива. В кн.: Пути повышения эффективности клубной работы с молодежью. Харьков, 1979, с.66-68.

219. Смирнов Г.А. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. М.: Политиздат, 1973. - 476 с.

220. Смирнов ИВ Народный танец и сцена. Сов.культура, 1977,25 сент.

221. Смирнова Е.И. Клубные объединения. М.: Просвещение, 1977. - 158 с.

222. Смирнова Е.И. О критериях эффективности воспитательной работы в клубах. В кн.: Труды научно-исследовательского института культуры. M., 1972, т.7, с.68-81.

223. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

224. Совершенствование идейно-воспитательной работы клуба.-Л.: Изд-во ЛГИК, 1980. 160 с.

225. Современность в танце. М.: Искусство, 1964. - 168 с.

226. Соколовский Б.Д. Дискотека: (уроки развития). Клуб и худож.самодеятельность, 1982, № I, с.23-25.

227. Соколовский Б.Д. Киевский эксперимент. Клуб и худож. самодеятельность, 1979, № 19, с.19-21.

228. Соколовский Ю.Е. Развитие художественной самодеятельности в СССР. M., 1977. - 47 с.

229. СХоломоник Ф.А. Музыка. Самодеятельность. Коллектив. -М.: Сов.Россия, 1983. 120 с.

230. Соломоник Ф.А. Музыкальный самодеятельный молодежный коллектив как фактор гармонического развития личности: Дис. на с оиск.учен.степ.канд.пед.наук. Л., 1977. 20 с.

231. Соломоник Ф.А. Перспективное планирование работы самодеятельного музыкального коллектива рабочей молодежи. В кн.: Актуальные проблемы организации культурно-просветительной работы: Тр. НИИ культуры. M., 1977, т.41, с.103-114.- 184

232. Соломоник Ф.А. Репертуар основа воспитательного воздействия в самодеятельном коллективе. - В кн.: Педагогические условия организации самодеятельного художественного творчества: Тр. ЛГИК. Л., 1982, с.27-42.

233. Социально-психологический климат коллектива: теория и методика изучения. М.: Наука, 1970. - 172 с.

234. Социологические исследования проблем духовной жизни трудящихся Урала. Свердловск, УНЦ АН СССР, 1974. - 172 с.

235. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе.-М.: Просвещение, 1979. 224 с.

236. Стрельцов Ю.А. Педагогические основы работы с клубным коллективом: (Учебное пособие). М.: Изд-во МГИК, 1979. - 88 с.

237. Струков Э.В. Социалистический образ жизни. М.: Мысль, 1977. - 263 с.

238. Сухомлинский В.А. Воспитание и самовоспитание. Сов. педагогика, 1965, №12, с.3 7

239. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Мол. гвардия, 1975. - 239 с.

240. Сухомлинский В.А. О воспитании/Сост.С.Соловейчик. -М.: Политиздат, 1975. 272 с.

241. Сухомлинский В.А. Педагог коллектив, личность. - Литер.газета, 1970, 28 окт.

242. Танцплощадка какой ей быть. - Молодой коммунист, 1977, № 3, с.18.

243. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 536 с.

244. Триодин В.Е., Бляхов Л.Я. Большой педсовет. Культурно-просветительная работа, 1979, № 9, с.37-41.- 185

245. Триодин В.Е. Как любителям стать любимыми. Клуб и худож.самодеятельность, 1977, № 6, с.9-11.

246. Триодин В.Е. Клуб и свободное время. М.: Профиздат, 1982. - 136 с.

247. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М.: Сов. Россия, 1984. - 152 с.

248. Триодин В.Е. Педагогические основы культурно-просветительной работы. Л.: Изд-во ВПШК, 1980. - 119 с.

249. Троицкий А.А. Дискотека: дело за словом. Клуб и ху-дож.самодеятельность, 1979, № 13, с. 29

250. Туганкова О.В. Проблемы развития массовой танцевальной культуры. В кн.: Проблемы развития самодеятельного художественного творчества. Л., ВПШК, 1979, с.57-71.

251. Тютиков Л.И. Любительские объединения. Клуб и ху-дож.самодеятельность, 1980, № I, с.Ю

252. Уральская В.И. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе. М.: Изд-во ГИТИС, 1980. - 183 с.

253. Уральская В.И. К вопросу о развитии хореографии в сельской художественной самодеятельности. В кн.: Народное творчество. M., 1976, вып.4, с.103-114.

254. Уральская В.И. К проблеме современной бальной хореографии. -В кн.: Народное творчество. M., 1974, с.78-138.

255. Уральская В.И., Соколовский Ю.Е. Народная хореография. М. : Искусство, 1972. - 72 с.

256. Уральская В.И. Некоторые направления учебно-воспитательной работы в хореографической самодеятельности. В кн.: Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности. Л., Искусство, 1973, с.85-89.- 186

257. Уральская В.И. 0 некоторых вопросах самодеятельного художественного творчества трудящихся. В кн.: Совершенствование системы клубной работы в условиях Нечерноземья. М., 1977, с.135-139.

258. Уральская В.И. Поиски и решения: Танец в русском хоре. М.: Сов.Россия, 1973. - 110 с.

259. Уральская В.И. Природа танца. М.: Сов. Россия, 1981. - ПО с.

260. Уральская В.И. Рождение танца. -М.: Сов. Россия, 1983. 143 с.

261. Уральская В.И. Танец малой формы: традиции и современность. Культурно-просветительная работа, 1980, № 9, с.46-48.

262. И.Фуки. Об учебно-воспитательной работе в народных театрах. В кн.: Народное творчество. М., 1974, с.139-159.

263. Художественная самодеятельность: Вопросы развития и руководства. М.: Изд-во НИИ культуры, 1980. - 152 с.

264. Художественная самодеятельность в клубном учреждении.-Л.: Изд-во ВПШК, 1978. 139 с.

265. Цукерман B.C. Актуальные проблемы клубной работы. -В кн.: Клуб и проблемы развития социалистической культуры. Челябинск, 1974, с.69-82.

266. Цукерман B.C. Народное художественное творчество как черта социалистического образа жизни. В кн.: Культура и- 187 социалистический образ жизни. Свердловск, УНМЦ АН СССР, 1980, с.103-125.

267. Цукерман B.C. Социологические аспекты клубной деятельности. В кн.: Социология культуры. М., 1974, вып.1,с.70-93.

268. Чабанный В.Ф. Психолого-педагогические условия управления самодеятельным хоровым коллективом: Автореф.дис.канд.пед. наук. Л., 1977. - 20 с.

269. Человек как объект социологического исследования/Под ред.Л.И.Спиридонова, Я.И.Гилинского. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. -197 с.

270. Череховская Р.Л. Танцевать могут все. Минск: Нар. света, 1973. - 191 с.

271. Чугунова Э.С. Личность и профессия. В кн.: Социальная психология личности. Л., 1974, с.18-32.

272. Чурко Н.С. Разрешите пригласить. Неман, 1975, К? 12, с.165-171.

273. Шакуров Р.Х. О социально-психологических аспектах стиля руководителя. Науч.коммунизм, 1973, № 6, с. 34

274. Шаховская Г.И. Некоторые проблемы хореографической самодеятельности. -В кн.: Мастера эстрады самодеятельности. М., 1977, с.13-28.

275. Шехтман Л.Ф. О создании и распространении репертуара для художественной самодеятельности: (специфика и источники формирования репертуара). В кн.: Народное творчество. М., 1974, с.3-41.

276. Шибаева В.И. Социальные функции современного клубного самодеятельного коллектива. В кн.: Актуальные вопросы клубного строительства в период развитого социализма. М.,1977,с.95-11 Г.

277. Школьников Л.С. О танцах в шутку и всерьез. М.: Сов.Россия, 1976. - 72 с.

278. Школьников Л.С. Формы и методы популяризации бального танца. м.: ЦДНТ, I960. - 38 с-.

279. Шнеер В.В. Ансамбль Давыдова. Клуб и худож.самодеятельность, 1979, № 18, с.23-24.

280. Шушковский Ю.Е. Подскажите, если знаете. Клуб и худож. самодеятельность, 1980, № II, с.21-23.

281. Эльяш Н.Н. Танец поэма жизни народной. - Сов.культура, 1970, 19 сент.

282. Эрплайд Т.В. Поговорим о дискотеке. Сов.Эстония, 1981, 17 янв.

283. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства/Под ред.Е.В.Коноровой. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. -48 с.

284. Юрченко И.Е. Призвание танец. - Клуб и худож.самодеятельность, 1980, № 22, с.20-24.

285. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. -М.: Наука, 1972. -161

286. Ястребов Ю.В. Сюжетно-тематический танец. Клуб и худож.самодеятельность, 1973, № II, с.19-21; № 13, с.18-20.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.