Русская духовная певческая культура: философско-культурологические аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Цуканова, Наталья Витальевна

  • Цуканова, Наталья Витальевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Белгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 199
Цуканова, Наталья Витальевна. Русская духовная певческая культура: философско-культурологические аспекты: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Белгород. 2007. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Цуканова, Наталья Витальевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Русская духовная певческая культура как предмет философско-культурологического анализа.

1.1. Категориально-понятийное осмысление универсума русской духовной певческой культуры.

1.2. Этнокультурный аспект духовной певческой традиции Древней Руси.

1.3. Дихотомия «религиозное - светское» в русской духовно-певческой традиции: от Нового времени к современности.

Глава 2. Русская духовная певческая культура как источник целостного познания народной жизни.

2.1. Содержательно-смысловые доминанты русской духовно-певческой культуры.

2.2. Феноменология духовной певческой культуры как форма проявления национальных духовно-нравственных ценностей.

2.3. Диалог и синтезы народных и православных певческих традиций в российском социокультурном контексте.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская духовная певческая культура: философско-культурологические аспекты»

Актуальность исследования. В реалиях современной обновляющейся России, открытой для восприятия духовного и практического опыта предшествующих поколений, очевидна необходимость осмысления духовного потенциала национальных традиций, в том числе уникального пласта древнерусского культурного наследия - духовной певческой культуры.

Являясь национально-художественной формой осмысления действительности, своего рода звуковой иконой, «умозрением» вечных духовных законов человеческого бытия, духовно-певческая культура выступает сводом этнических характеристик, рассматриваемых в междисциплинарных аспектах: культурологическом, позволяющем представить ее в процессе взаимодействия человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия; этнопсихологическом, характеризующем внутреннюю духовную жизнь и поведение представителей разных народов; социологическом, представляющем систему средств, с помощью которых организуется и реализуется совместная жизнь людей; этнографическом, трактующем культуру как специфический для определенного этноса комплекс обычаев, верований, особенностей жизнедеятельности.

Разнообразие «ролевых» начал духовно-певческой культуры в контексте ее генезиса и эволюции, сущностных смыслов и значений, целей, задач, функций, причин модификаций в конкретных социально-исторических условиях актуализирует необходимость разработки самостоятельного исследования.

Именно философско-культурологическое осмысление проблемы преемственности духовной певческой культуры, проявившейся в различных формах: научных, художественных, образовательных, - открывает широкое панорамное видение духовно-культурного контекста ее составляющих, способствуя адекватному пониманию антропо-аксиологической роли, места и значения в современном социокультурном пространстве.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Специального научного исследования, направленного на осмысление духовной певческой культуры в контексте философско-культурологического 3 дискурса, до настоящего времени не проводилось. Поэтому данная работа базируется на автономных достижениях философско-культурологической, исторической, этнографической, музыковедческой, искусствоведческой мысли в осмыслении проблем этнических стереотипов, теории и истории культуры, религиозных идей, древнерусской певческой традиции, народного музыкального творчества, что предопределило обширную источниковедческую базу исследования, освоение широкого круга концепций и методологий и выстраивание на их основе собственных логических моделей.

Определяющее значение в теоретическом осмыслении сущности и своеобразия русской культуры и истории, культуры и личности, культуры и веры имеют философские идеи, посвященные вопросам этнических характеристик, разработанные в трудах Г.С. Георгиевой, С.Н. Иконниковой, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, A.M. Панченко, В.В. Розанова и др.

Философское осмысление религиоведческих аспектов культуры осуществлено в сочинениях русских мыслителей: Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, B.C. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, Г.В. Флоровского и др.

Изучение истории, культурного, социального и личностного измерений религии прослеживается в трудах Отцов Церкви: Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Феофана Затворника; священнослужителей: прот. И. Вознесенского, прот. В. Воробьева, прот. А. Меня; религиозных мыслителей: В.А. Бачинина, С.Н. Булгакова, Н.В. Лосского, П.А. Флоренского и многих других.

Познание специфики христианских идеологем духовно-певческой практики основывалось на работах, посвященных анализу категорий святости (Е.Е. Голубинский, В.М. Живов, С.М. Климова, И.М. Невлева, Т.П. Федотов и др.), соборности (К.С. Аксаков, К.Д. Кавелин, С.Л. Франк, А.С. Хомяков и др.), духовности (Ф. Аквинский, Н.И. Шевченко и др.), христианской любви и веры (Г.В.Ф. Гегель, Т. Гоббс, В.Н. Ильин, М.М. Тареев, А.И. Хвыля-Олинтер и др.).

Традиция как система определенных стереотипов поведения и деятельности человека, трактуемая как коллективная память человечества, родовая память народа, способствующая историческому единству нации, анализировалась на основе трудов известных культурологов:

A.И. Арнольдова, B.J1. Гошовского, А.С. Кармина, B.C. Кукушина, Л.Д. Столяренко, А.В. Терещенко и др.

Вопросы этнической психологии, этномузыкознания, методологии исследования этнических феноменов рассмотрены в работах С.Д. Домникова,

B.Я. Проппа, С.Е. Рыбакова, Г.Г. Шпета, Ю. Эльснера и др.

Культурологическое осмысление музыкального искусства, анализ специфики музыкального мышления в аспектах художественно-психологического и духовного потенциала нашли отражение в изысканиях античных философов (Аристотеля, Платона, Пифагора), музыковедов и искусствоведов: Б.В. Асафьева, М.Ш. Бонфельда, Ю.Н. Бычкова, Е.В. Васильченко, М.В. Вознесенского, З.М. Гусейновой, А.И. Кандинского,

A.Н. Сохора, В.В. Стасова, Б.Л. Яворского и др.

Пути развития русского хорового искусства, духовно-певческого образования в историко-культурной ретроспективе представлены в исследованиях О.И. Аверьяновой, В.А. Васильева, Н.А. Герасимовой-Персидской, В.П. Ильина, А.И. Кандинского, Ю.В. Келдыш, П.П. Левандо, Е.М. Левашёва, Н.В. Матвеева, Е.В. Николаевой, К.Ф. Никольской-Береговской, Е.М. Орловой и др.

Проблемам многовековой эволюции культовой музыки в аспекте противоборства двух начал - эстетико-художественного и утилитарно-канонического - посвящены работы Д.С. Лихачева, А.П. Рогова, Л.Н. Романова, Д.М. Угриновича, Е.Г. Яковлева и др.

Особенности византийско-русской певческой преемственности и национальная характерность русской богослужебной певческой традиции раскрывается в трудах Г.В. Алексеевой, М.В. Бражникова, В.М. Беляева, Т.Ф. Владышевской, М.В. Вознесенского, И.А. Гарднера, Е.В. Герцмана, Н.В. Заболотной, И.В. Кошминой, И.Е. Лозовой, В.И. Мартынова,

B.В. Медушевского, В.М. Металлова, А.В. Никольского, А.В. Преображенского, В.В. Протопопова, Д.В. Разумовского, С.А. Руковой, Н.С. Серегиной, С.С. Скребкова, С.В. Смоленского, Н.Д. Успенского, Н.Ф. Финдейзена и др.

Внебогослужебное духовное песнопение (жанр духовного стиха) рассматривается в работах В.П. Аникина, Ф.И. Буслаева, П.В. Киреевского,

A.JI. Маслова, С.Е. Никитиной, Ф.М. Селиванова, А.Д. Синявского, Л.Ф. Солощенко, А.В. Юдина и др. Отдельные аспекты православной народной религиозной поэзии Юга России, в том числе Белгородчины, нашли отражение в исследованиях М.С. Жирова, О.Я. Жировой,

B.П. Кичигина, В.М. Щурова и др.

Формы проявления древнерусского певческого наследия в русле современного композиторского творчества (стилевые особенности, спектр духовно-ценностного содержания произведений) в жанре духовной музыки анализируются в работах музыковедов: В.В. Виноградова, Н.Г. Денисова, Н.П. Парфентьева, Н.В. Парфентьевой, Ю.И. Паисова, Г.Б. Печенкина и др.

В последние десятилетия появились диссертационные исследования, посвященные музыковедческим аспектам богослужебного пения. Это работы А.С. Белоненко, Н.Г. Денисова, М.Г. Казанцевой, А.В. Конотопа, И.П. Шеховцовой, И.Г. Школьника, М.Г. Школьник и ряда других.

Эмпирической базой исследования явились тексты Православных богослужебных сборников, партитуры хоровых сочинений, авторские полевые материалы, личная церковно-певческая практика, фактологический материал исследователей в области богослужебной певческой традиции и жанров песенного фольклора религиозной направленности.

Объектом исследования является русская духовная певческая культура в ее историко-культурном развитии.

Предмет исследования - процесс формирования русской духовно-певческой культуры в контексте ее содержательно-смысловых и аксиологических доминант.

Цель исследования - осуществить философско-культурологический анализ генезиса и эволюции русской духовной певческой культуры в историко-этническом, утилитарно-эстетическом и духовно-нравственном аспектах.

Достижение основной цели исследования предполагает постановку и последовательное осуществление следующих задач:

- обосновать правомерность введения в научный оборот термина «духовная певческая культура» и определить основные методологические подходы в решении заявленной проблемы; 6

- раскрыть этнокультурный аспект духовной певческой традиции Древней Руси, а также причины и результаты модификации духовно-певческой культуры в России от Нового времени до современности в аспекте дихотомии «религиозное - светское»;

- исследовать содержательно-смысловые значения русской духовно-певческой культуры как формы проявления национальных аксиологических доминант;

- охарактеризовать диалог и синтезы народных и православных певческих традиций в социокультурном контексте.

Теоретико-методологические основы исследования. В работе использовались следующие методы и подходы, позволившие обосновать концепцию настоящего исследования:

- теоретический метод, в ходе которого получены представления о структуре, жанровых направлениях русской духовной певческой культуры во временной и пространственной перспективах;

- общефилософский подход, способствующий выявлению методологий познания предмета анализа;

- историко-культурологический метод, позволивший выявить генезис, специфику и формы бытования духовной певческой культуры в социокультурном хронотопе;

- философско-культурологический подход, определивший содержательно-смысловое наполнение духовной певческой культуры;

- музыкально-аналитический метод, обусловивший возможность выявления национальной характерности духовной певческой культуры, ее синкретических свойств и взаимосвязи с народной музыкой;

- метод сравнительного анализа, способствующий раскрытию специфики музыкального мышления в русской и зарубежной певческих традициях.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующих результатах:

- выявлен категориально-понятийный аппарат универсума русской духовной певческой культуры; дано авторское обоснование правомерности введения в научный оборот этого термина;

- раскрыт философско-культурологический смысл духовной певческой традиции Древней Руси как культурной формы воплощения этнических характеристик мировоззренческого (в том числе религиозного) и музыкально-эстетического характера, а также источники и предпосылки хронотопного синтеза и конфликта дихотомии «религиозное - светское» в духовной певческой культуре России от Нового времени до современности;

- реконструирован антропо-аксиологический потенциал русского духовного певческого наследия в контексте его мировоззренческого, аскетического опыта, художественных и духовно-нравственных основ;

- обосновано значение русской духовной певческой культуры как фактора диалога и синтеза народных и православных певческих традиций, содержания, способов и форм их наполнения в современном социокультурном пространстве.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Духовная певческая культура, представленная различными жанрами и направлениями, являясь органичной частью православной культуры, выступает специфической формой проявления религиозных идей, образа духовности. Чрезвычайно широкий и содержательно многообразный диапазон форм проявления и востребованности позволяет рассматривать ее в качестве самодостаточной «корневой» ветви отечественной музыкальной культуры, имеющей конкретно-исторический характер, свои воспроизводящие, транслирующие и генерирующие структуры, вполне определенный спектр «ролевых» значений, воссоединяющих национальные чувства и настроения, эстетические интересы и художественные традиции, эмоционально-психологические и мировоззренческие характеристики.

2. Русская духовная певческая культура, основанная на византийских традициях богослужебного пения, пережив эволюционный путь развития «Древняя Русь - Новое время - современность», аккумулировала и сохранила специфические черты и качества на базе оригинальных, самобытных смысло-содержательных и собственно формальных национальных мировоззренческих и музыкально-исполнительских тенденций.

3. Русская духовная певческая культура, вобравшая в себя святоотеческие идеи, христианские добродетели соборности, святости, добра, веры и любви, является вневременной национально-художественной формой 8 осмысления действительности, передаваемой из поколения в поколение, своего рода звуковой иконой, «умозрением» вечных духовных законов человеческого бытия.

4. Русская певческая традиция обусловлена синкретическим единством богослужебной певческой практики и фольклора, что наиболее отчетливо проявилось в духовных стихах, былинах и других жанрах народного песенного искусства (христославиях, колядках, щедровках), в содержании, образах, мелодике которых явственно ощущается единство мира символов и смыслов фольклора и религиозно-мировоззренческих «текстов» православной культуры. Именно синкретизм православных и народных певческих традиций является генетической основой их диалога, внутрикультурной коммуникации, расширения форм приобщения и трансляции в современное социокультурное пространство.

Теоретическая и научно-практическая значимость диссертационного исследования определяются самим подходом к анализу проблемы, построенном на обобщении исторических, философско-культурологических, искусствоведческих, этнографических (в том числе авторских) материалов. Результаты и выводы анализа способствуют философско-культурологическому пониманию русской духовной певческой культуры как выражения национального, этнического, религиозного, этического, ментального, музыкального начал народа. В работе реализована попытка всестороннего рассмотрения русской духовной певческой культуры в аспекте ее содержательно-смысловых и аксиологических доминант, определения роли и значения в духовном возрождении общества. Это обусловливает возможность использования результатов исследования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, реализации социально значимых культурно-образовательных, художественно-эстетических, воспитательных проектов и программ различного уровня.

Материалы работы нашли применение в разработке авторских программ и содержании специальных дисциплин: «История церковной музыки», «История хорового творчества», «Хоровая литература», «Хороведение». Полученные результаты могут быть использованы в курсах по истории русской культуры, истории художественной культуры, истории музыкальной культуры, философии, культурологии, а также в дальнейшей научно-исследовательской работе автора.

Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях международного уровня (Москва, Белгород, Орел): «Человек, культура, общество в контексте глобализации» (Москва, 2005); I, II, III, IV молодежные Иоасафовские чтения (Белгород, 2004-2007), «Провинция и столица: центробежные и центростремительные процессы духовной эволюции культуры» (Белгород, 2006); Славянские чтения «Духовные ценности и нравственный опыт русской цивилизации в контексте третьего тысячелетия» (Орел, 2007); на всероссийских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях: «Социокультурная динамика региона» (Белгород, 2004-2006), «Патриотизм как концепт формирования человека и мира» (Белгород, 2005), «Язык, фольклор, культура: проблемы взаимодействия» (Белгород, 2005), «Социально-экологическая культура как основа национальной безопасности» (Белгород, 2005), «Патриотизм как феномен современного гуманитарного образования» (Белгород, 2006), «Лихачевские чтения» (Белгород, 2006); «Православие и духовный мир молодежи» (Белгород, 2007). Часть материалов исследования подготовлена в рамках внутривузовских грантов: «Русская духовно-певческая культура в контексте этнического самосознания», «Культурное наследие края: к проблеме освоения, сохранения и развития» (Белгород, 2006-2007), а также в рамках учебного методического комплекса «Основы православной культуры» (Белгород, 2007).

Диссертационная работа обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Белгородского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Цуканова, Наталья Витальевна

Заключение

Современная социокультурная ситуация, характеризуемая глубинными изменениями духовно-нравственных сфер бытия побуждает к поиску способов самосохранения человечества, преобразования качества жизни в сторону нравственного совершенствования и духовного воздвижения, тем самым актуализируя проблему философско-культурологического осмысления духовной певческой культуры, всеобъемлюще воплотившей в себе религиозно-этнические, нравственно-этические представления народа.

Осуществленное нами категориально-понятийное осмысление универсума русской духовной певческой культуры в синтезе ее базовых значений (культура, музыка, музыкальная культура, традиция, песнопение, церковное пение, богослужебное пение, духовная музыка) позволило выявить и обосновать их общие и специфические свойства и проявления в контексте:

- этнографических характеристик (исторических, географических, природно-климатических, этнических, социально-культурных и бытовых факторов), обусловивших в конечном итоге национальный характер, менталитет, способы восприятия и отражения художественно-эстетических явлений действительности как некоего интеграла духовных и материальных «продуктов»: традиций, культуры, правил быта, знаний, умений, религиозных исканий;

- этнопсихологических характеристик, включающих духовную жизнь и поведение народа в соответствии с его мировоззрением, идеологией, совокупностью свойств национального характера, менталитета, эмоционально-образной сферы мышления;

- культурологических характеристик как результата взаимодействия человека с миром природы, миром социума, миром физического и духовного бытия в процессе создания, хранения и распространения духовных и материальных культурных ценностей.

Проанализировав широкий спектр подходов к проблеме осмысления русской духовной певческой культуры как специфического рода человеческого мышления и творческой деятельности, в русле которой этот ценностный опыт концентрируется, формируется и транслируется, являя

172 почвенную» основу для осознания себя частью своего этноса, народа и одновременно человеком мира, мы представляем авторское понимание предмета анализа. По нашему мнению, русская духовная певческая культура, выступая подлинным средоточием общественной этики, нравственных заповедей, предстает центром духовных смыслов, этнической психологией, воссоединяя национальные чувства и настроения, интересы и традиции, воплощенные в словесных и музыкальных текстах. В своем Универсуме (целостности) духовно-певческая культура представляет вполне самодостаточную традиционную «корневую» ветвь отечественной музыкальной культуры, имеющей конкретно-исторический характер, вполне определенный спектр «ролевых» значений, свои воспроизводящие, транслирующие, генерирующие структуры, ввиду чего вправе включать в себя всю жанрово-видовую палитру песнопений на тексты религиозного содержания, независимо от места их исполнения: в храме, в концертном зале, в быту. Следовательно, являясь одним из традиционных элементов национальной музыкальной культуры, духовная певческая культура представляет многогранную картину человеческого бытия посредством творческого самовыражения, сопряженного с сущностным потенциалом личностной индивидуальности.

В целях более совершенного изучения духовной певческой традиции нами совершены экскурсы в ранние исторические периоды. Комплексное изучение устной и письменной традиции с привлечением этнографических, филологических, богословских и исторических материалов способствовало воссозданию картины бытования духовно-певческой культуры в разные временные периоды. Так, очевидным становится, что различия в древнерусском, средневековом и современном, новоевропейском сознании, представляющих две типологически и семантически различные системы, повлекли различия и в системе организации богослужебно-певческого материала.

Культура Древней Руси основывалась на единой системе православной аскезы с аксиологически обоснованной системой мировоззрения. Духовно-певческая культура, основанная на византийских традициях, пройдя сложный культурно-исторический период своего развития, приобрела специфические черты и свойства, характерные для этнической культуры русского народа, что обусловлено:

- созданием единого централизованного государства русского по этническому признаку, монархически-центролизованного по системе управления, - что явилось базовым основанием для формирования великорусской национальности и соединения на этой основе единой русской национальной культуры;

- коренными изменениями в общественно-политической, экономической и культурной жизни русского общества, стремящегося искать собственные пути развития, очищаясь от унаследованных киевской Русью чуждых элементов, утверждая свою «самость» в литературе, изобразительном искусстве, музыкальной культуре;

- осмысленной переработкой певческого материала на этнической русской основе, с учетом русского национального мышления, с тенденцией усиления психологической выразительности к правдивому воплощению в образах искусства человеческих дум и чувствований, вызываемых реальной жизнью, миром окружающей действительности, что нашло отражение в унисонном (а значит, единогласном, слитном, соборном) пении, знаковой «тайнозамкнутой» системе звукоизложения (предполагающей устную передачу от поколения к поколению, «от старца к ученику»), вариативности, а значит, творческой самобытности благодаря чему, древнерусская певческая традиция вплоть до XVII века представляла собой некий оазис, или заповедник, сохранивший те этнические свойства, характеристики и принципы нотации, которые и составляют ее уникальную отличительную особенность.

Культура Нового времени, в своей основе светская, секулярная, формирует новые формы художественного мышления и рождает новую музыкальную культуру - антропоцентричную, с десакрализацией ритуалов и возрастанием роли индивидуума. Глобализация во всех сферах культурной, научной, экономической жизни общества, его идеологии и психологии, явно отражается и в специфике музыкального мышления: монодия сменяется развитым многоголосием гармонического типа (партесное пение), однородность звучания сменяется контрастностью, расширяется фонд интонационных оборотов, состав певчих увеличивается, слово и текст уходят на второй план, а первостепенным становится музыкальный элемент.

Вышеизложенные реформации оставили ощутимый след в последующей богослужебно-певческой практике. Однако сила традиции не дает этому процессу уничтожить то прежнее, исконно русское, сакральное богослужебное пение. Возрождение традиций осуществлялось благодаря уникальным личностям - преподобному Паисию Величковскому, преосвещенному Гавриилу, митрополиту Петербургскому, возобновивших учение о духовной молитве и систему монашества; лучшим представителям русской композиторской школы - М.И. Глинке, М.П. Мусоргскому, А.Д. Кастальскому, П.Г. Чеснокову и др.; сподвижнической деятельности ученых-исследователей - С.В. Смоленского, В.М. Ундольского, И.П. Сахарова, В.В. Стасова, В.Ф. Одоевского, Д.В. Разумовского и др., что не позволило уничтожить искреннее, соборное, сакральное богослужебное пение с характерным для него специфическим проявлением духа, определенной позицией целостного сознания: нравственного, этического, религиозного, эстетического. Такой мощный культурный подъем обеспечил преемственность традиционной духовно-певческой культуры в творчестве современных композиторов (К.Е. Волкова, Ю.А. Фалика, А.Г. Шнитке и др.), актуализируя потребность к ее освоению, сохранению и развитию как полифункциональному ценностному духовному ресурсу социализации и инкультурации современного общества.

Данные явления позволили включить христианские образы в социокультурное пространство, свели воедино исконные начала древнерусской культуры с его этико-христианским, религиозно-философским миропониманием, что позволяет каждому из нас осознавать себя в великой цели - возвышения человеческого духа к небесной красоте, окрыленной стремлением к дивному божественному совершенству своего бытия.

Выявляя содержательно-смысловые доминанты русской духовно-певческой культуры, мы определили ее художественную и этическую ценность в аспекте идейного и духовно-нравственного начал. Содержание песнопений позволяет познать культурно-историческую информацию, способствует раскрытию многообразия индивидуального выражения различных граней духовного, таких как соборность, вера, любовь, святость, помогает осознать смысл преображенной в сакральном тоне вечности, способной струей «живой воды» подкрепить ослабленные духовные силы. Особо важным в контексте данного анализа является осознание того, что духовно-певческая культура предстает полем духовного общения и единения народа, формируя, таким образом, «соборное» общество, концентрирующее внутреннюю духовно-нравственную связь между людьми в процессе подлинного человеческого общения и творчества.

Ввиду того, что творцами текстов и мелодий духовных песнопений, как правило, были высокодуховные люди, просиявшие мудростью церковного устроения, благочестием и святостью жизни, есть основание говорить о высоком духовном совершенстве музыки и пения вообще, их благотворном влиянии на людей, ибо певческое искусство не только расширяет круг познаний, но и организует область бытия. С древних времен и по настоящее время полезность музыки рассматривали как некую разновидность телесного и душевного врачевания (Пифагор), очищения души (Аристотель), причину благопристойности (Платон), единый согласный лик, посредник дружбы, единение между далекими и примирение враждующих (Василий Великий), благодетельное последствие (прот. Вознесенский), способ активного творческого отношения к миру (В.В. Розанов), разумное творение (Е.В. Герцман).

Опираясь на труды исследователей, изучающих музыкальную семиографию (И.А. Гарднер, З.М. Гусейнова, М.В. Бражников, В.И. Мартынов, Е.В. Николаева и др.), мы проводим тезис о духовно-педагогическом предназначении древнерусских знамен: сонастраивая певчих на особое молитвенное состояние души, они помогли раскрыть то духовное начало, которое было сокрыто в произведении; движение по ступеням звукоряда в восходящем направлении в древнерусском христианском понимании музыкального закона означало восхождение души по некой «таинственной лествице» к Богу; невменные знаки при начертании лиц и фит, помимо певческого значения, приобретали семантический смысл в религиозно-духовном контексте.

Столь глубокое содержание образцов духовно-певческой традиции способствует вхождению в органичную систему ценностей, духовно-нравственному совершенствованию личности, естественным образом формируя три личностные основы бытия человека - нравственность, благочестие и благоговение. В противоположность земным страстям, богослужебная певческая традиция является стремлением к добру, высшему благу, выступая ценностно-полифункциональным универсумом в формировании «человеческого в человеке», формируя высокую духовность -способность жить идеалами, святынями, ценностями, поставленными над личностью. В своих истинных достижениях - она сверхнациональна, по своему своеобразию - национальна, а в пределах единой духовной нации -она всенародна.

Именно данное положение объясняет фактор погружения основ христианства во все сферы жизни русского народа. Мифологические, дохристианские мотивы и персонажи прочно соединились с христианскими догматами и образами, воплощая бытийные идеи, коренившиеся в сознании русского народа от времен принятия христианства до наших дней. Практически повсеместное бытование духовных стихов на территории России позволяет констатировать факт о том, что они представляют весьма существенную, обусловленную историческим развитием России, часть целостной народной, в том числе и духовно-певческой культуры. Духовные стихи воплотили принципиально новые идеи - высокую оценку истинного положения человеческой жизни, являя собой идеи христианства в народной интерпретации, отражающие истинный смысл понятия «народное православие». Нами установлено, что имеется множество параллелей между церковными песнопениями и народно-хоровым исполнительством, что проявляется в преобладании устной традиции бытования, отсутствии авторского начала, создании множественных вариантов песнопений, схожести сюжетов, образов, жанровых, интонационных характеристик, коллективности творческого процесса.

Таким образом, есть основание утверждать, что духовная певческая культура в своем молитвенном выражении является бесценным сокровищем Вселенского масштаба, соединяя благодать Божию, Церковь, человека и весь мир в одно целое, совершенствуя, развивая, обогащая и возвышая людей над всеми проявлениями географической, конфессиональной и иной обособленности.

Несмотря на то, что духовная певческая культура пока не представляет собой массовый социокультурный процесс, она выявляет устойчивую, крепнущую тенденцию русского самосознания, объединяя философов, культурологов, музыковедов, хормейстеров, участников многочисленных творческих коллективов и широкую слушательскую аудиторию в стремлении познать «древнее в современном», будучи способом укрепления и развития созидательных, культуротворческих сил личности на основе выявления духовно-ценностной вертикали ее жизни, как онтологическим явлением, обладающим общемировым антропо-аксиологическим значением.

Безусловно, данное исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы ввиду ее многогранности. Так, перспективными представляются вопросы теоретического и музыкально-стилевого анализа различных жанров духовной певческой традиции, осуществляемых посредством расшифровки древнерусских богослужебных певческих книг. Отдельного исследования заслуживает творчество современных композиторов с позиции анализа взаимодействия древнерусских традиций с современными приемами музыкального изложения. В том числе, на наш взгляд, необходимы разработки методологии внедрения духовной певческой культуры в сферу современного образования ввиду ее духовно-нравственного, гуманистического и аксиологического потенциала.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Цуканова, Наталья Витальевна, 2007 год

1. Азбука этнополитолога. К.: Школяр, 1995. - Т.1. - 277 с.

2. Аквинский, Ф. Учение о душе / Пер. с лат. К. Бандуровского, М. Гейде. СПб.: Азбука-классика, 2004. - 480 с.

3. Аксаков, С. Т. Собрание сочинений : В 4 томах / С. Т. Аксаков ; вступ. ст., подготовка текста и примеч. С. Машинского. М. : Гослитиздат, 1955. - Т. I: Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука. - 640 с.

4. Алексеева, Г. В. Источники для изучения процессов адаптации Византийского пения на Руси / Г. В. Алексеева // Памятники культуры. Новые открытия. 1977 / Сост. Т. Б. Князевская. М. : Наука, 1999. - 602 с. -С. 207-210.

5. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество / В. П. Аникин : Учеб. М.: Высшая школа, 2001. - 726 с.

6. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. - М. : Педагогика, 1985.-363 е., ил.

7. Аристотель и античная литература / АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1978. - 230 с.

8. Аристотель. Политика : кн. 7-8 / Аристотель // Сочинения : в 4 т. -М., 1983.-Т. 4.-С. 376-510.

9. Арнольдов, А. И. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов : Учеб. пособие. М.: Нар. акад. культуры и общечеловеч. ценностей, 1993. -349 с.

10. Ю.Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс : кн. 1,2 / Б. В. Асафьев.-2-е изд.-Л.: Музыка, 1971.-376 с.

11. Асафьев, Б. В. Напутствие / Б. В. Асафьев // Избранные труды. М., 1955. - Т. IV: Избранные работы о русской музыкальной культуре и зарубежной муз. - 440 с.

12. Асафьев, Б. В. О народной музыке / Б. В. Асафьев ; сост., вступ. ст. и коммент. И. Земцовского, А. Кунанбаевой. Л.: Музыка, 1987. - 247 с.

13. Бассевич, Г. Ф. Записки графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событий из времен царствования Петра Великого // Г.Ф. Бассевич // Русский архив. 1865. - Вып. 2. - Стб. 168-170.

14. Бачинин, В. А. Религиоведение / В. А. Бачинин. Энциклопедический словарь. СПб., 2005. - 288 с.

15. Бачинская, Н. М. Русское народное музыкальное творчество : Хрестоматия / Бачинская Н., Попова Т. 4-е изд. - М., 1974. - 383 с.

16. Беляев, В. М. Древнерусская музыкальная письменность / В. М. Беляев ; под общ. ред. С. В. Аксюка. М. : Советский композитор, 1962. -134 с.

17. Бердяев, Н. А. Новое средневековье / Н. А. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства : в 2-х тт. М., 1994. - Т. 1. - 342 с. - С. 406-464.

18. Бердяев, Н. А. О назначении человека : сборник / авт. вступ. ст. П. П. Гайденко ; прим. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1993. - 382, 1. с. -(Библиотека этической мысли).

19. Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности, избр. труды / Ред.-сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская. -М.: Флинта, 1999. 312 с.

20. Библейская энциклопедия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 768 с.

21. Богогласник. Внебогослужебные песнопения на праздники Господние, Богородичные и святых. 2-е изд., испр. - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. - 184 с.

22. Бонфельд, М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление: опыт системного исследования музыкального искусства / М. Ш. Бонфельд. СПб. : Композитор, 2006. - 648 с.

23. Бражников, М. В. Древнерусская теория музыки / М. В. Бражников. -JT.: Музыка, 1972.-423 с.

24. Бражников, М. В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева XII- XVIII вв. / М. В. Бражников. М.; Д., 1949. - 102 с.

25. Бражников, М. В. Статьи о древнерусской музыке / М. В. Бражников. -JT.: Музыка, 1975. 120 с.29: Булгаков, С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов / С. Н. Булгаков. М., 1911.- 286 с.

26. Булгаков, С. Н. Православие / С. Н. Булгаков. М. : ООО Изд-во ACT, 2003. - 365, 3. с. - (Философия. Психология).

27. Булгаков, Сергий. Слово о патриархе Тихоне / С. Н. Булгаков // Московский церковный вестник. 1992. - № 4. - С. 16.

28. Буслаев, Ф. И. Русские духовные стихи // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: учеб. пособие / сост. Ю.Г. Круглов, О. Ю. Круглов, Т.В. Смиронова ; под. ред. Ю. Г. Круглова. -М.: Высш. шк., 2003. 710 с. - С. 411-421.

29. Бычков, Ю. Н. Общечеловеческое и конкретно-социальное в музыкальном искусстве / Ю. Н. Бычков // Вопросы теории и истории музыки: сб. науч. ст. М., 2000. - С. 3-22.

30. Бычков, Ю. Н. Проблема смысла в музыке / Ю. Н. Бычков // Музыкальная конструкция и смысл : сб. трудов, вып. 151. РАМ им. Гнесиных. М., 1999. - С. 8-21.

31. Вагнер, К. Г. Духовной жаждою томим / К. Г. Вагнер // Наше наследие.- 1990.-№V (17).-С. 1-2.

32. Василик, В. В. К вопросу происхождения канона как гимнографического жанра / В. В. Василик // Церковные древности : сб. докладов конф. М., 2001. - 344 с.

33. Васильев, В. А. Традиции и тенденции развития дирижерско-хорового образования в России : учеб. пособие по хоровой педагогике / В. А. Васильев. СПб.: СПбГУКИ, 2006. - 120 с.

34. Васильченко, Е. В. Музыкальные культуры мира: Культура звука в традиционных восточных цивилизациях (Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия): учеб. пособие / Е. В. Васильченко. М.: Изд-во РУДН, 2001, - 408 с.: ил.

35. Виноградов, В. В. Проблема авторства и теория стилей / В.В. Виноградов. М., 1961. - 615 с.

36. Владышевская, Т. Ф. К вопросу о связи народного и профессионального древнерусского певческого искусства / Владышевская Т.Ф. // Музыкальная фольклористика. М. : Сов. композитор, 1978. - Вып. 2. -244 с.-С. 315-336.

37. Владышевская, Т. Ф. К вопросу об изучении традиций древнерусского певческого искусства // Из истории русской и советской музыки / сост. Кандинский А. И. М.: Музыка, 1976. - Вып. 2. - 360 с. - С. 40-61.

38. Вознесенский, И. О высоком достоинстве и благотворном влиянии на людей церковного пения / И. Вонесенский // О церковном пении : сб. ст. -М., 2001.- 159 с.-С. 8-25.

39. Вознесенский, М. В. Хоровое искусство петровской эпохи (по материалам дневников и воспоминаний) / М. В. Вознесенский // Древнерусская певческая культура и книжность. Проблемы музыкознания : сб. науч. тр. JI., 1990. - Вып. 4.-176 с.

40. Волков, Г. Н. Мы обозначены единым словом «человек». / Г. Н. Волков // Народное образование. 1997. - № 5. - С. 82.

41. Воробьев, В. Православие как формирующее начало русской культуры / В. Воробьев // Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. Белгород, 1999. - 337 с. - С. 197.

42. Гарднер, И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви / И. А. Гарднер. М. : Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. - Том I: Сущность, система и история. - 498 с.

43. Гарднер, И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви / И. А. Гарднер. М. : Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. - Том II: История. - 530 с.

44. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по эстетике: в 2 т. / Г. В.Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1999. - Т.2. - 602 с. - (Слово о сущем).

45. Георгиева, Г. С. Христианство и русская культура / Г. С. Георгиева : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.

46. Герасимова-Персидская, Н. А. Монодия как символ сакрального / Н. А. Герасимова-Персидская // Музыкальная академия. 1999. - № 4. -С. 158-162.

47. Герасимова-Персидская, Н. А. Русская музыка XVII века встреча двух эпох / Н. А. Герасимова-Персидская. - М.: Музыка, 1994. - 126 е., нот.

48. Герцман, Е. В. Античное музыкальное мышление / Е. В. Герцман. -Л.: Музыка, 1986.-224 с.

49. Герцман, Е. В. Гимн у истоков нового Завета / Е. В. Герцман : Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. М. : Музыка, 1996.-288 е., нот.

50. Герцман, Е. В. Парафразы Евгения Вулгариса о музыке / Е. В. Герцман. М.: Музыка, 2002. - 304 с.

51. Герцман, Е. В. Тайны истории древней музыки / Е. В. Герцман. -СПб.: «Азбука-классика»; изд-во : Нота МИ, 2004. 576 с.

52. Гоббс, Т. О человеке / Т. Гоббс // Избр. произведения : в 2 т. М., 1964.-Т.1.-С. 219-186.

53. Голубинский, Е. Е. История канонизации святых в русской церкви / Е. Е. Голубинский. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Имп. о-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1903. - 606 с.

54. Гошовский, В. Л. У истоков народной музыки славян : очерки по муз. славяноведению / В. Л. Гошовский. М.: Сов. композитор, 1971. - 304 с.

55. Гусейнова 3. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века : автореф. дисс. . д-ра искусствовед, наук / 3. М. Гусейнова. СПб., 1995.-40 с.

56. Дабаева, И. П. Рубежи веков в истории русской духовной музыки / И. П. Дабаева // Искусство на рубеже веков : материалы междунар. науч. конф. / Ред. А. М. Цуккер и др. Ростов н/Д : Гефест, 1999. -С. 211-228.

57. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. М.: Русский язык, 1978. - Т. 1, 1978. - 699 с.

58. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. М., 1979. - Т. 2. - 779 с.65^ Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. М.: Русский язык, 1978-1980. - Т.4, 1980. - 683 с.

59. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 736 с.

60. Денисов, Н. Г. Музыкальная медиевистика: современное состояние и актуальные проблемы / Н. Г. Денисов // Церковные древности : сб. докладов конф. М., 2001. - 344 с. - С. 239 - 260.

61. Дмитриев, Л. Л. Глагол «каяти» и река Каяла в «Слове о полку Игореве» / Л. Л. Дмитриев // Труды Отдела древнерусской литературы АН СССР. 1953. - Т. 9. - С. 30-38.

62. Добротолюбие. Репринт, изд. - Сергиев-Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. - 764 с.

63. Домников, С. Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество / С. Д. Домников. М.: Алетейа, 2002. - 672 с. -(Славянские древности).

64. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым / сост. К. Данилов ; АН СССР, Отделение лит. и яз.- М. ; Л. : Изд-во АН СССР. 1958. - 665 с.

65. Дружинин, В. Г. Писания русских старообрядцев : перечень списков, составлен, по печат. описаниям рукопис. собр. / В. Г. Дружинин ; изд. Имп. археогр. ком. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1912. - 534 с.

66. Живов, В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов / В. М. Живов. М.: Гнозис, 1994. - 112 с.

67. Жиров, М. С. Народная художественная культура Белгородчины / М. С. Жиров. Белгород, 2000. - 267 с.

68. Жиров, М. С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры : учеб. пособие / М.С. Жиров. -Белгород : Изд-во БелГУ, 2003. -312 с.

69. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им / приготовил к печати Д. И. Абрамович. Пг. : Изд-е отделения рус. яз. и словесности Имп. акад. наук, 1916. - 204 с.

70. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. -Харьков : Фолио; М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 896 с. - (Серия «Антология мысли»),

71. Златоструй. Древняя Русь. X-XIII вв. / Сост., авторский текст, коммент. А. Г. Кузьмина, А. Ю. Карпова; оформл. худож. Ю. В. Игнатьева, В. В. Ситникова. М. : Мол. гвардия, 1990. - 302 2. е., ил. - (Дороги человеческой мысли).

72. Ильин, В. Н. Запечатанный гроб, пасха нетления : объяснение служб страстной недели и пасхи / В.Н. Ильин. 2-е изд., испр. - PARIS : YMCA-PRESS, 1991. - 126 с.

73. Ильин, В. П. Очерки истории русской хоровой культуры / В.П. Ильин. М.: Сов. композитор, 1985. - Ч. 1. - 232 с.

74. Ильин, В. П. Очерки истории русской хоровой культуры первой половины XX века / В.П. Ильин. СПб.: Композитор, 2000. - Ч. 2. - 120 с.

75. Ильин, И. А. Основы христианской культуры / И. А. Ильин // Собрание сочинений : в 10 т. М„ 1993. - Т. 1. - 564 с. - С. 285-333.

76. Ильин, И. А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин // Путь к очевидности. М., 1993.-631 с.-С. 199-241.

77. Ильин, И. А. Собрание сочинений : в 10 т. / И.А. Ильин ; сост. Ю. Т. Лисица. М.: Рус. Книга, 1994. - Т. 3. - 592 с.

78. Ильин, И. А. Религиозный смысл философии / И. А. Ильин. М. : ACT, 2003. - 694. - (Philosophy).

79. История русской музыки : учебник. В 3-х вып. Вып. 1. Владышевская Т., Левашева О., Кандинский А. ; ред. А. Кандинский, Е. Сорокина. - М.: Музыка, 1999. - 560 е., нот.

80. История русской музыки : учебник. Вып. 1. С древнейших времен до середины XIX века / Келдыш Ю. В., Левашева О. Е.; общ. ред. и предисл. А. И. Кандинского - 4-е изд., доп. и перераб. - М. : Музыка, 1990. - 431 е., нот. ил.

81. История эстетики : в 5 т. -М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962. -Т. 1: Античность. Средние века. Возрождение. 682 с.92; Кавелин, К. Д. Наш умственный строй / К. Д. Кавелин. М., 1989. 353 с.

82. Калашников, Л. Ф. Азбука церковного знаменного пения. Изд-е 3, перераб : книгоиздательство «Знаменное пение». - М., 1915. - 40 с.

83. Калиниченко, Н. О различных «точках зрения» в древнерусских литургических песнопениях // Вопросы музыкального содержания : сб. тр. -Вып. 136 / РАМ им. Гнесиных ; отв. ред. канд. искусствов. Л. П. Казанцева. -М„ 1996.- 164 с.

84. Камаев, А. Ф. Народное музыкальное творчество : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. М. : Изд. центр «Академия», 2005. - 304 с.

85. Каман, Э. Заметки об источниках русских духовных стихов / Э. Каман // Живая старина : Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. 1999. - № 2. - С. 10-11.

86. Кандинский, А. И. Хоровые циклы Рахманинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность : сб. ст., исследований, интервью / Ред.-сост. Ю. И. Паисов. М.: Композитор, 1999. - 232 с. - С. 66117.

87. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин. СПб.: Лань, 2001. - 832 с.

88. Карташев, А. В. Очерки по истории русской церкви : в 2 т. / А. В. Карташев.-М.: ТЕРРА, 1997.-Т. 1.-668 с. (Русь православная).

89. Карташев, А. В. Очерки по истории русской церкви : в 2 т. / А.В. Карташев. М.: ТЕРРА, 1997. - Т. 2. - 576 с. - (Русь православная).

90. Квитка, К. В. Избранные труды : в 2 т. / К. В. Квитка ; сост. и коммент. В. Л. Гошовского; общ. ред. и предисл. П. Г. Богатырева. М. : Сов. композитор, 1971-1973. - Т. 1.-384 е.; Т. 2.-432 с.: ил.

91. Келдыш, Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки / Ю.В. Келдыш. М.: Сов. композитор, 1978. - 511 с.

92. Келдыш, Ю. В. Рахманинов и его время / Ю. В. Келдыш. М. : Музыка, 1973.-470 с.

93. Келдыш, Ю. В. Русская музыка XVIII века / Ю. В. Келдыш. М. : Наука, 1965.-464 с.

94. Кириченко, О. В. Религиозные основы русской традиционной культуры для современной России / О. В. Кириченко // Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. Белгород, 1999. - 337 с. -С. 175-179.

95. Кичигин, В. П. Народная культура Юга России : Белгородская область / В. П. Кичигин // Опыт систематизации этнофольклорного материала. Белгород : Обл. типография, 2000. - 248 с.

96. Климова, С. М. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры / С. М. Климова. СПб.: Алетейя, 2004. - 329 с.

97. Колесникова, В. С. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму / В. С. Колесникова. М.: Изд-во Центрполиграф, 2001. - 589 с.

98. Колесов, М. К современным спорам о сущности фольклора / М. Колесов // Вопросы теории и эстетики музыки Л.: Музыка, 1972. - Вып. 11.223 с.-С. 120- 127.

99. Колесова, И. С. Соборность русского православного искусства : автореф. дис. . канд. филос. наук : 09.00.13 / И. С. Колесова ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. Екатеринбург, 2002. - 26 с.

100. Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. М.: ООО Изд-во Вече 2000, ООО ACT, 2003. - 512 с.

101. Конотоп, А. В. Строчное многоголосие и фольклор // Церковное пение в историко-литургическом контексте : Восток Русь - Запад. Гимнология; сост. и отв. ред. И. Лозовая; ред. О. Живаева. - М. : Прогресс-Традиция, 2003. - Вып. 3. - 424 с. - С. 247-253.

102. ПЗ.Кошмина, И. В. Русская духовная музыка / И. В. Кошмина : пособие для студ. муз. пед. училищ и вузов : в 2 кн. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - кн. 1: История. Стиль. Жанры. - 224 е.: ноты.

103. Краткий словарь по эстетике / под общ. ред. М. Овсянникова и В. Разумного. М.: Госполитиздат, 1964. - 543 с.

104. Кувакин, В. А. Философия Вл. Соловьева : (из цикла «Страницы истории отеч. филос. мысли») / В. А. Кувакин. М. : Знание, 1988. - 62 с. -(Новое в жизни, науке, технике ; 8/1988. Философия).

105. Кукушин, В. С. Этнопедагогика и этнопсихология / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 448 с.

106. Лебедева-Емелина, А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765-1825) / А. В. Лебедева-Емелина : каталог произведений. -М.: Прогресс-Традиция, 2004. 656 е.: ноты.

107. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 568 с.

108. Ливанова, Т. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом / Т. Ливанова : Исследования и материалы-М.: Музгиз, 1953.-Т. 2.-476 с.

109. Лихачева, Д. С. Развитие русской литературы XI-XVII веков :эпохи и стили / В. Д. Лихачева, Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1973. - 254 с.188

110. Лихачева, В. Д. Художественное наследие Древней Руси и современность / В. Д, Лихачева, Д. С. Лихачев. Л., 1971.-121 с.

111. Лозовая, И. Е. Церковное пение / И. Е. Лозовая, Е. Ю. Шевчук // Православная энциклопедия ; под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2000. - 656 с. - С. 599-610.

112. Локшин, Д. Л. Замечательные русские хоры и их дирижеры : краткие очерки / Д. Л. Локшин. 2-е изд. - М.: Музгиз, 1963. - 214 с.

113. Лосский, Н. В. Богословские основы церковного пения / Н. В. Лосский // Мартынов В. И. История богослужебного пения : учеб. пособие. М. : РИО Федеральных архивов ; Русские огни, 1994. - 240 с. - С. 233-238.

114. Лосский, Н. О. Бог и мировое зло / Сост. А. П. Поляков, П. В. Алексеев, А. А. Яковлев. М.: Республика, 1994. - 432 с.

115. Малышев, В. И. Стих «покаянны» о «люте» времени и «поганых» нашествии. Приложение / В. И. Малышев // Труды Отдела древнерусской литературы / Рос. АН, Ин-т рус.литературы (Пушкинский Дом). М. ; Л., 1958.- Т. 15.-С. 371-374.

116. Мартынов, В. И. История богослужебного пения / В. И. Мартынов : учеб. пособие. М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. - 240 с.

117. Мартынов, В. И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси / В.И. Мартынов. М. : Прогресс-Традиция, Русский путь, 2000. - 224 е., ил.

118. Матвеев, Н. В. Хоровое пение / Н. В. Матвеев : учеб. пособие по хороведению ; изд-во братства во имя святого князя Александра Невского, 1998.- 187 с.

119. Медушевский, В. В. Христианская антропология музыки / В. В. Медушевский / Всерусскш соборъ : Международный литературно-художественный журнал. 2004. - № 3. - 352 с. - С. 220-240.

120. Мезенец, А. И. Азбука знаменного пения (извещение о согласиейших пометах) старца Александра Мезенца (1668-го года). Изд. с объяснениями и прим. С. В. Смоленского / А. И. Мезенец. Казань, 1888. -40 е., 24 старо-слав. паг., 123 с. нот, 14 с. табл.

121. Мень, А. В. История религии / А. В. Мень: в 2 кн. кн. 1: В поисках Пути, Истины и Жизни: Учеб. пособие. - М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФАРА-М», 2001. -216 е.: ил.

122. Металлов, В. М. Богослужебное пение Русской Церкви в период домонгольский по историческим, археологическим и палеографическим данным / В. М. Металлов. М., 1912. - 349 с.

123. Металлов, В. М. Очерк истории православного церковного пения в России / В. М. Металлов. 3-е изд. - М., 1900. - 186 с.

124. Металлов, В. М. Синодальные, бывшие патриаршие певчие / В.М. Металлов // Русская музыкальная газета. СПб., 1898. - С. 36.

125. Мудрое слово Древней Руси (XI XVII вв.). - М. : Сов. Россия, 1989.-462 с.

126. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Сост. текстов и общ. вступ. ст. В. П. Шестакова. М. : Музыка, 1966. - 576 с. (Памятники музыкально-эстетической мысли).

127. Музыкальная эстетика России XI-XVII веков. Документы и материалы. / Сост. текстов, переводы и общая вступит, статья А. И. Рогова. -М.: Музыка, 1973. 245 е., ил.

128. Невлева, И. М. Феномен «святости» в духовной культуре / И. М. Невлева // Научно-богословские труды по проблемам православной миссии.-Белгород, 1999.-337 с.-С. 179-180.

129. Нестеренко, А. В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях / А. В. Нестеренко // Дисканд. пед. наук. М., 2001. - 174 с.

130. Никитина, С. Е. Духовные стихи / С. Е. Никитина // Этнолингвистический словарь ; под общ. ред. Н. И. Толстого. М. : «Международные отношения», 1999.- Т. 2. Славянские древности. - С. 159-162.

131. Николаева, Е. В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X середина XVII столетия / Е. В. Николаева : учеб. пособие. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208 е.: ил.: ноты.

132. Никольская-Береговская, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа : от древности до XXI века / К. Ф. Никольская-Береговская: учеб. пособие. -М.: ВЛАДОС, 2003.-304 с.

133. Никольский, А. В. Краткий очерк по истории церковного пения в период 1-Х веков / А. В. Никольский // Журнал Московской Патриархии. -1994. № 6. - С. 111-130.

134. Одоевский, В. Ф. Речь на открытии Московской консерватории /

135. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : Ок. 53000 слов /

136. C. И. Ожегов ; под. общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. - М.: ООО Изд-во «Мир и образование», 2004. - 896 с.

137. Орлова, Е. М. Лекции по истории русской музыки / Е. М. Орлова. -М.: Музыка, 1977.-383 с.

138. Паисий Святогорец. Слова / Паисий Святогорец ; пер. с греч. иеромон. Доримедонта. М.: Св. Гора, 2001. - Т. 2: Духовное пробуждение. -368 с.

139. Паисов, Ю. И. Мотивы христианской духовности в современной музыке России // Ю. И. Паисов / Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: сб. статей, исследований, интервью ; ред.-сост. Ю. И. Паисов. М.: Композитор, 1999. - 232 с.

140. Паисов, Ю. И. Современная русская хоровая музыка. 1945-1980 / Ю. И. Паисов : исследование. М.: Сов. композитор, 1991. - 280 с.

141. Панарин, А. С. Православная цивилизация в православном мире / А. С. Панарин. М.: Алгоритм, 2002. - 496 с.

142. Панченко, А. М. О русской истории и культуре / А. М. Панченко. -СПб.: Азбука, 2000. 464 с.

143. Печенкин, Г. Б. Знаменный распев и проблемы его исполнения в современных условиях / Г.Б. Печенкин // Церковные древности : сб. докладов конф.-М., 2001.-344 с.

144. Платонов, Г. Терновый венец России. Святая Русь. Открытие русской цивилизации / Г. Платонов. М. : Изд-во «Энциклопедия русской цивилизации», 2001.-816 с.

145. Платонова, Э. Е. Конспект лекций по культурологии / Э. Е. Платонова. М.: Айрис-пресс, 2003. - 203 с.

146. Повесть временных лет : в 2 ч. / подгот. текста Д. С. Лихачева, пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова ; под ред. В. П. Андриановой-Перетц. М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1950.-Ч. 1.-406 е.; Ч. 2.-556 с.

147. Послание Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь // Труды Отдела древнерусской литературы / Рос. АН, Ин-т рус.литературы

148. Пушкинский Дом). М.; Л., 1951. - Т. 8. - С. 247-286.192

149. Православие и культура в Белгородском крае // Документы и материалы XVIII века. Белгород, 1999. - 281 с.

150. Православный богослужебный сборник. М. : Изд-во Московской патриархии, 1976.

151. Преображенский, А. В. Культовая музыка в России /

152. A. В. Преображенский. Л., 1924. - 123 с.

153. Преображенский, А. В. Очерк истории церковного пения в России / А. В. Преображенский. 2-е изд. - Пг., 1915. - 71 с.

154. Пропп, В. Я. Сказка. Эпос. Песня / В. Я. Пропп ; сост., науч. ред., комментарии и указатели В. Ф. Шевченко. М. : Лабиринт, 2001. - 368 с. -(Собрание трудов).

155. Протопопов, В. В. Русская мысль о музыке в XVII веке /

156. B. В. Протопопов. М.: Музыка, 1989. - 90 е., нот.

157. Разумовский, Д. В. Церковное пение в России / Д. В. Разумовский. -М., 1867. Вып. 1; 1868. - Вып. 2; 1869. - Вып. 3. - 368 с.

158. Рогов, А. П. Мир русской души, или История русской народной культуры / Рогов А. П. М. : ТЕРРА - Книжный клуб, 2003. - 352 е.: ил., 64 с. ил.

159. Розанов, В. В. Религия. Философия. Культура : сб. / В. В. Розанов ; сост. и вступ. ст. А. Н. Николюкина. М.: Республика, 1992. - 397 с.

160. Розанов, В. В. Сочинения / В. В. Розанов ; сост. А. Л. Налепина, Т. В. Померанская. М.: Сов. Россия, 1990. - 592 с.

161. Розанов, В. В. Сочинения : в 2 т. / В. В. Розанов. М., 1990. - Т. 2: Уединенное. - 710 с. - (Из истории отечественной философской мысли. Прилож, К журн. «Вопросы философии»).

162. Романов, Е. Р. Белорусский сборник / Е. Р. Романов: в 9-ти вып. -Вып. 5. Заговоры, апокрифы, духовные стихи. Витебск, 1891. - С. 439-440.

163. Романов, JI. Н. Музыкальное искусство в современном православии / Л. Н. Романов // Культура и религия. Л., 1977. - С. 101.

164. Романовский, Н. В. Хоровой словарь / Н. В. Романовский. Изд. 3-е, доп.- Л.: Музыка, 1980. - 142 с.

165. Рукова, С. А. Беседы о церковном пении со сборником нотных приложений / С.А. Рукова : учеб. пособие. М.: Изд-во Московской Патриархии, РОПО «Древо добра», 1999. - 240 с.

166. Русская мысль о музыкальном фольклоре : материалы и документы / Вступ. статья, сост., коммент. П. А. Вульфиуса; предисл. Е. М. Орловой; общ. ред. О. И. Соколовой. М.: Музыка, 1979. - 367 е., нот.

167. Русский хоровой концерт конца XVII первой половины XVIII веков : Хрестоматия ; сост. и исслед. Н.Д. Успенского. - Л.: Музыка. - 1976. -240 с.

168. Рыбаков, С. Е. О методологии исследования этнических феноменов / С. Е. Рыбаков // Этнографическое обозрение. 2000. - № 5. -С. 3-16.

169. Самотягина, А. А. Духовные стихи в современном бытовании / А. А. Самотягина // Вестник РГНФ. 2001. - № 3. - С. 219-225.

170. Книга правил святых апостолов, святых соборов вселенских и поместных, и святых отцов. Репринт, воспроиз. изд. 1893 г. - М., 1992. -600 с.

171. Святые вечера сб. . / ред.-сост. Г. Е. Левкодимов, Л. М. Фирсова. -М.: РИФМЭ, 1997. 126 с.: ил., нот. - (Молодежная эстрада : лит.-муз. Альм ; №2).

172. Селиванов, Ф. М. Русские народные духовные стихи / Ф. М. Селиванов : учеб. пособие. Йошкар-Ола : Мариинский гос. университет, 1995.- 159 с.

173. Селиванов, Ф. М. Художественные сравнения русского песенного эпоса: систематический указатель / Ф. М. Селиванов. М.: Наука, 1990. - 223 с.

174. Серегина, Н. С. К вопросу авторства песнопений об Евфросинии Полоцкой / Н. С. Серегина // Мир гуманитарной культуры академика Д. С. Лихачева : международные Лихачевские научные чтения. 24-25 мая 2001 г.; отв. ред. В.Е. Триодин. - СПб., 2001. - С. 126.

175. Серегина, Н. С. К вопросу о первой канонизации Бориса и Глеба / Н. С. Серегина // Древнерусская певческая культура и книжность. Проблемы музыкознания: сб. науч. тр. Л., 1990. - 176 с.

176. Серегина, Н. С. Музыкальная эстетика древней Руси (по памятникам философской мысли) / Н. С. Серегина // Вопросы теории и эстетики музыки ; ред.-сост. Л. Н. Раабен. Л., 1974.-Вып. 13. -239 с.-С. 58-78.

177. Серегина, Н. С. О ладовом и композиционном строении знаменного распева / Н. С. Серегина // Вопросы теории и эстетики музыки. -Л.: Музыка, 1975. Вып. 14. - 224 с. - С. 65-77.

178. Серегина, Н. С. Песнопения русским святым / Н. С. Серегина // По материалам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». -СПб, 1994.-470 с.

179. Серегина, Н. С. Песнопения Сергию Радонежскому в Древнерусской традиции / Н. С. Серегина // Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. Белгород, 1999. - 336 с. - С. 223-225.

180. Симеон, Новый Богослов (Преподобный). Творения : в 3 т. / Преподобный Симеон Новый Богослов ; пер. с греч. Феофана. Т. 2: Слова 53-92. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. -593 с.

181. Сказания и повести о Куликовой битве : Древнерус. тексты и пер. / АН СССР ; [отв. ред. Д. С. Лихачев. Л. : Наука, 1982. - 422 с. -(Литературные памятники).

182. Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым : сб. ; вступ. статья, подгот. текста В. Аникина. М. : Худож. лит., 1989. - 398 с. (Забытая книга).

183. Скребков, С. С. Русская хоровая музыка XVII начала XVIII века / С.С. Скребков. - М.: Музыка, 1969. - 119 с.

184. Словарь античности. Пер. с нем. М.: Эллис Лак; Прогресс, 1993. -704 е., ил.

185. Слово о законе и благодати Илариона // Розов Н.Н. Синодальный список сочинений Илариона русского писателя XI века. - Slavia, Praha, 1963.-С. 144-145.

186. Собрание народных песен П.В. Киреевского / Предисл., послесл., состав. В. И. Калугина; худож. Н. Т. Барботченко. Тула : Приок. кн. изд-во, 1986. - 462 е., ил. (Отчий край).

187. Советский энциклопедический словарь. -М., 1982. 1599 с.

188. Соловьев, В. С. Оправдание добра / В. С. Соловьев // Сочинения в 2 т.- М., 1990.-Т.1.- 694 с.

189. Солощенко, Л. Ф. К изучению духовной лирики старообрядцев / Л.Ф. Солощенко // Проблемы стиля в народной музыке : сб. научных трудов ; ред.: В. М. Щуров, Н. М. Савельева, Н. Н. Гилярова. М., 1986. - 158 с. -С. 103- 120.

190. Сохор, А. Н. Социология и музыкальная культура / А. Н. Сохор. -М.: Сов. композитор, 1975.-203 с.

191. Стасов, В. В. Заметки о демественном и троестрочном пении /

192. B. В. Стасов // Статьи о музыке. М.: Музыка, 1976. - Вып. 2 : 1861-18791. C. 34-54.

193. Стасов, В. В. Избранные сочинения : Живопись. Скульптура. Музыка : в 3 т. / В. В. Стасов ; сост. П. Т. Щипунов. М.: Искусство, 1952. -Т. 1.-736 с.: ил.

194. Стихи духовные / сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М.: Сов. Россия, 1991.-336 с.

195. Терещенко, А. В. Быт русского народа / А. В. Терещенко ; вступ. ст. А. Ф. Чистякова; худож. Г. JI. Шацкий, В. Н. Забайров. М.: Русская книга, 1997. - Ч. I. - 288 с. - (Народная мудрость).

196. Толстой, JI. Н. Путь жизни / JI. Н. Толстой. М. : Республика, 1993. - 431 с. - (Библиотека этической мысли).

197. Трубецкой, Е. Н. Иное царство и его искатели в русской народной сказке / Е. Н. Трубецкой // Избранные сочинения. Ростов н/Д, 1998. - 592 с.

198. Угринович, Д. М. Искусство и религия : теоретический очерк / Д. М. Угринович. М.: Политиздат, 1982. - 288 е., илл.

199. У идольский, В. М. Замечания для истории церковного пения в России / В. М. Ундольский. М., 1846. - 46 с.

200. Успенский, Н. Д. Древнерусское певческое искусство / Н. Д. Успенский. 2-е изд.-М., 1971.-623 с.

201. Успенский, Н. Д. Древнерусское певческое искусство / Н. Д. Успенский. -М.: Музыка, 1965.-216 с.

202. Успенский, Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства / Н. Д. Успенский. Изд. 2-е, доп. - Л.: Музыка, 1971. - 669 с.

203. Успенский, Н. Д. Русский хоровой концерт конца XVII первой половины XVIII в. / Н. Д. Успенский. Хрестоматия. - Л., 1976. - 240 с.

204. Успенский сборник XII-XIII вв. : тексты. / О. А. Князевская,

205. B. Г. Демьянов, М. В. Ляпон ; Академия наук СССР, Ин-т рус. яз. ; под ред.

206. C. И. Коткова. М.: Наука, 1971.-754 с.

207. Федорова, Г. С. К проблеме связи ладового мышления в русскоймонодии и русской народной песне / Г. С. Федорова // Проблемы стиля в197народной музыке : сб. науч. тр. ; ред. В. М. Щуров, Н. М. Савельева, Н. Н. Гилярова.-М., 1986.- 158 с.-С. 121-131.

208. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси (X-XVII ст.) / Г. П. Федотов. -4-е изд. PARIS, YMCA-PRESS, 1989. - 243 с.

209. Федотов, Г. П. Мать-земля (К религиозной космологии русского народа) / Г. П. Федотов // Судьба и грехи России : избранные статьи по философии русской истории и культуры. СПб., 1992. - Т. II. - С. 67-81.

210. Финдейзен, Н. Ф. Дневники. 1892-1901 / Н. Ф. Финдейзен / Вступ. статья, расшифровка рукописи, исслед., коммент., подгот. к публикации M.JI. Космовской. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2004. - 430 е.: ил., пер.

211. Финдейзен, Н. Ф. Очерки по истории музыки в России / Н. Ф. Финдейзен. М.; Л., 1928. - Т. 1. - 364 с.

212. Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины : сочинения в 4 т. / П.А. Флоренский. М., 1990. - Т. 1. - 490 с.

213. Хвыля-Олинтер, А. И. Категории, определения и понятия духовной жизни современной российской молодежи / А. И. Хвыля-Олинтер, Е. В. Шелтушева // Иоасафовские чтения : материалы III междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2006. - 497 с. - С. 445-451.

214. Хомяков, А. С. Православие. Самодержавие. Народность / А. С. Хомяков. Монреаль, 1882. - 176 с.

215. Шебалин, Д. С. Певческие азбуки Древней Руси / Д. С. Шебалин : Тексты. Краснодар : Сов. Кубань. - 2003. - Т.1. - 408 с. - (Материалы и исследования по древнерусской музыке).

216. Шевченко, Н. И. Возрождение духовностью / Н. И. Шевченко : монография. Белгород : Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2004. - 328 с.

217. Шпет, Г. Г. Введение в этническую психологию / Г.Г. Шпет // Сочинения. М., 1989. - 402 с.

218. Щуров, В. М. Песни Усердской стороны / В. М. Щуров. М. : Композитор, 1995. - 360 с.

219. Эльснер, Ю. О предмете этномузыкознания / Ю. Эльснер // Социалистическая музыкальная культура. Традиции. Проблемы. Перспективы : сб. ст. музыковедов СССР и ГДР ; ред.-сост. Г. Орджоникидзе (СССР) и Ю. Эльснер (ГДР).-М.: Музыка, 1974.-375 с.-С. 72-81.

220. Юдин, А. В. Русская народная духовная культура / А. В. Юдин : учеб. пособие для студентов вузов. М.: Высшая школа, 1999. - 331 с.

221. Яковлев, Е. Г. Искусство и мировые религии / Е. Г. Яковлев : учеб. пособие по спецкурсу для студ. филос. фак. ун-тов и вузов искусств. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1985. - 287 е., илл.

222. Palikarova-Verdeil, Raina. La musique bysantine chez Ies bulgares et les russes. Copenhague, 1953. 249 p.

223. Pomerantzeff C. Le bonheur par Tactivite creatrice. Juin, 1965. - 69 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.