Русская икона как духовная модель Православного культурного космоса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Колесник, Валерия Николаевна

  • Колесник, Валерия Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Белгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 146
Колесник, Валерия Николаевна. Русская икона как духовная модель Православного культурного космоса: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Белгород. 2002. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Колесник, Валерия Николаевна

Введение.

Глава I. Категориальное осмысление универсума древнерусской классической иконы.

§ 1. Духовно-онтологические и культурно-антропологические аспекты православной иконы.

§ 2. Воплощение культурных универсалий в древнерусской иконе.

§ 3. Духовно-религиозные смыслы русской иконы.

Глава II. Знаково-символические формы древнерусской иконы.

§ 1. Семантика цвета и ее роль в понимании условного языка иконы.

§ 2. Семиотика древнерусской иконы как средство выражения духовного мира русского человека.

§ 3. Икона и сакрализация русского дома.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская икона как духовная модель Православного культурного космоса»

Актуальность исследования. Осмысление духовной ситуации в современном российском обществе, выявление проблемы человека в ее глобальном, космическом масштабе, затрагивает множество модальностей бытия. В результате разрушения духовно-нравственных ценностей Россия переживает многоуровневый кризис, выход из которого нам представляется невозможным без изучения и осмысления духовного опыта наших предков, который сконцентрирован в памятниках культового искусства.

Русская классическая икона дает нам высочайшие образцы отношения человека не только к Богу, но и к истории, к культуре, к обществу, к миру внутри себя самого и вокруг нас. Трагична судьба древнерусской иконописи. На ней, как и на многих памятниках зодчества, прикладного искусства религиозно-обрядового значения, печально сказались события 1917 г. и последующих десятилетий. Ранее серьезное влияние на русскую икону оказали реформы Петра I и процесс европеизации русской жизни и русского искусства.

Актуальность предлагаемой работы определяется и насущной необходимостью постижения мира и условного языка древнерусской иконописи, которая завещана нам крупнейшими мастерами, такими, как Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, Дионисий Ферапонтовский, и многими безымянными шедеврами, аккумулирующими духовно-нравственный опыт предшествующих поколений. Не случайно ученые Н.А. Дмитриева, Ю.К. Краснов, Т.С. Георгиева и др. считают, что икона такая же классическая форма средневековой культуры Руси, как для Египта - рельеф, для Древней Греции - статуя, для Византии - мозаика.

Людям конца XIX в.- начала XX вв. не все было доступно в художественно-символическом мире русской иконы. Но они хорошо знали Священное Писание, то есть Слово, которое лежало в основе иконы. Нам, родившимся в прошлом веке, воспитанным на европейской живописи XVIII-XIX вв., сегодняшней молодежи постижение метаязыка, выразительных форм религиозного опыта, философских и культурологических аспектов русской иконописи представляется весьма сложным делом. Многие поколения современного российского общества были сориентированы на достаточно односторонний подход к иконе как феномену мировой культуры и, прежде всего, как произведению искусства. Рассматривание иконы как исключительно дидактических притчей в картинках обедняет и умаляет такое явление как «русская классическая икона».

Этим определяется потребность во всестороннем исследовании доставшегося нам духовного наследия. Подойти к этому явлению всесторонне может помочь философско-культурологический анализ, который раскрывает социально-этическое содержание русской иконы, рассматривает ее как проявление философских и богословских теорий в культуре русского средневековья и как высочайшее явление в мировом искусстве. Он рассматривает икону как семиотическую модель Православного культурного космоса. Актуальность исследования заключается в попытке смоделировать и категориально осмыслить Универсум древнерусской классической иконы.

Актуальность избранной темы обусловлена целым рядом причин, в их числе:

- важность переосмысления подходов в изучении русской классической иконы в условиях оживления интереса к православному наследию вообще, а к иконе в частности;

- потребность выявления философско-антропологических, культурологических и эстетических аспектов иконы как универсального онтологического явления;

- малоисследованность философско-религиозных и этических аспектов русской классической иконы, а также ее интегрированности в жизнь своей эпохи.

Степень научной разработанности проблемы. Предпосылки к изучению художественного значения и подлинного духовного смысла русской иконописи начали создаваться с середины XIX века. В конце XIX века в России были сформированы известные коллекции А.В. Морозова, И.С. Остроухова, П.М. Третьякова. В них икона рассматривалась как произведение искусства. Постепенно начало формироваться мнение об особом духовном содержании мира русской иконы.

В конце XIX - начале XX веков появились труды Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева, B.C. Арсеньева, К.С. Аксакова, И.В. Кириевского, А.С. Хомякова, А.Ф. Самарина, Анатолий Мартыновского, А.Ф. Лосева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, В.О. Ключевского и других исследователей православной и традиционной русской культуры.

Ф.И. Буслаев, ученый, филолог, искусствовед, в своей работе «Общие понятия о русской иконописи» (1866) отмечает «неразвитость иконописи» в художественном отношении, но при этом подчеркивает превосходство русской иконописи «перед искусством западным в отношении религиозном». Ф.И. Буслаев признает за древнерусской иконописью стремление «к выражению великих целей», но его интерес к иконе направлен прежде всего на сюжетную сторону.

Е.Н. Трубецкой - русский философ и общественный деятель, последователь философии всеединства Вл. Соловьева - в работах «Два мира в древнерусской иконописи» (1916), «Умозрение в красках» (1916) утверждал, что древнерусские мастера «не в словах, а в красках и образах» воплощали свое представление о смысле жизни, пытались найти ответы на извечные вопросы бытия. Эти вопросы волновали не одно поколение людей, и они будут возникать, пока жив человек.

П.А. Флоренский - русский философ, общественный деятель, священник - в своих работах: «Обратная перспектива» (1919-1922), «Иконостас» (1922) и лекции «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях» (1921-1924) дал всеобъемлющую характеристику художественным средствам древнерусской иконы: композиционному построению, цветосочетанию, пространственному решению. П.А. Флоренский рассматривает икону как важнейший элемент литургического действия, как «символ», в котором встречаются и соединяются два мира: небесный и земной.

С.Н. Булгаков - русский философ и публицист. В статье «Икона, ее содержание и границы» (1931) и в монографии «Икона и иконопочитание» (1931) дает свою интересную концепцию иконе. С.Н. Булгаков считает, что иконопись как «церковное искусство соединяет в себе все творческие задания искусства с церковным опытом». По мнению авторов в иконе «совершается теургический акт соединения земного и небесного». С.Н. Булгаков считал, что надписание (имен) и освящение делают изображение иконой, устанавливают мистическую связь с первообразом.

А.Ф. Лосев, русский философ, филолог, считал икону символом, который дан идеально-личностно. Огромное значение в процессе постижения русской иконописи сыграли работы (изданные по-немецки, по-английски и по-французски) известного богослова и философа J1.A. Успенского, который знал иконное дело изнутри, как прекрасный иконописец-практик. Он стремился не пускать в свое искусство эклектики и следовал канону ико-нописания. Его творчество отличали вкус, строгость стиля и верность традициям. В таких теоретических работах, как «Икона в современном мире» и «Смысл икон», написанных в соавторстве с православным мыслителем В.Н. Лосским в 1953 году, Л.А. Успенский дает определение иконе в художественном и духовном планах и утверждает, что православная икона «несет откровение непреходящего смысла жизни». О смысле являемого иконой говорится в книге JI.A. Успенского «Богословие иконы Православной церкви», которая в 1989 г. вышла в Париже.

Б.В. Раушенбах, выдающийся ученый-естествоиспытатель, один из создателей отечественной ракетно-космической техники, философ, мыслитель, автор работ, посвященных богословским вопросам, обратившись к истории иконописи, привнес в свои исследования методику точных наук. Фундаментальные исследования «Пространственные построения в древнерусской живописи» (1975, 1980), «Система перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы» (1986), «Геометрия картины и зрительное восприятие» (1994, 2001) - это профессиональный вклад математика в теорию художественного творчества.

Представители русской православной церкви архимандрит Зинон (Теодор), священник Александр Салтыков, о. Вячеслав (В.М. Савиных), Г. Иващенко, И.К. Языкова и другие продолжают традиции религиозно-философского осмысления русской иконописи.

Большое значение для создания целостной концепции иконы как православного культурного космоса имеют труды крупных отечественных и западных ученых, специалистов в различных сферах гуманитарного знания: С.С. Аверинцева, Р. Барта, М.М. Бахтина, Ф. Броделя, В.В. Бычкова, А.Я. Гуревича, Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, М.К. Петрова, М. Элиаде, А.Л. Юрганова -их работы позволяют проследить культурно-исторические предпосылки и феноменологию иконы в контексте таких формообразований, как миф, религия и искусство, естественные и искусственные знаково-символические системы, коллективная психология.

Анализ интегрированное™ иконы в жизнь русского народа невозможно осуществить без учета тех изысканий, которые сделаны современной отечественной культурологией и социальной философией и представлены следующими именами: А.И. Арнольдов, B.C. Библер, В.Н. Воско-бойников, Г.Д. Гачев, Т.С. Георгиева, П.С. Гуревич, В.Е. Давидович, Г.В. Драч, А.Н. Ерыгин, Ю.А. Жданов, Н.С. Злобин, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Ю.К. Краснов, Э.С. Маркарян, А.Н. Маркова, Т.П. Матяш, В.М. Межуев, А.В. Потемкин, B.C. Степин, В.П. Яковлев.

Духовной основой при написании диссертации служили труды митрополита Илариона, протопопа Аввакума, Иоанна Дамаскина, Григория Паламы, Сергия Радонежского, Иоанна Мейендорфа, Александра Меня, архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, протоиерея Олега Кобеца, священников Павла Вейнгольда и Леонида Константинова.

Позитивное постижение фактов, социальных форм и религиозных структур в их взаимоотношениях и связях со светскими организациями содержится в трудах современных ученых-религиоведов Ю.А. Бабинова,

A.В. Вертинского, Г. Гараджи, С.П. Детьяненко, Н.С. Капустина,

B.C. Колесниковой, А.В. Миронова, А.И. Осипова, В.П. Римского, М.Ю. Ширмановой, И.Н. Яблокова, И.К. Языковой.

Размышления о современном состоянии духовности и исследования как общесистемных проблем культуры, так и специфики православной культуры в историческом и современном контексте содержатся в трудах современных белгородских ученых Е.А. Антонова, В.П. Бабинцева, Ю.Ю. Вейнгольда, И.А. Ильяевой, И.М. Невлевой, Н.А. Некрасовой, Н.В. Поддубного, В.П. Римского, Н.И. Шевченко.

В последнее десятилетие появились диссертационные исследования о проблемах духовно-нравственного объединения верующих и неверующих (J1.B. Субботина), о философско-религиозных основах русской культуры (А.С. Фролов), о памятниках культового искусства как духовной ценности секулярного общества (Н.В. Володина), о византийской святоотеческой традиции и судьбах русской духовности (М.А. Елдин), о философии храма

А.А. Петрусевич), о роли философии исихазма в формировании типов древнерусского искусства (А.Н. Чернышова).

Эстетическая, художественная и мировоззренческая ценность русской классической иконы рассматривалась крупнейшими российскими учеными, такими как М.В. Алпатов, Н.А. Барская, И.Н. Бусеева-Давыдова, В.В. Бычков, Г.К. Вагнер, И.Э. Грабарь, Н.К. Гаврюшин, Л.Ф. Жегин, В.Н. Лазарев, Д.С. Лихачев, Л.Д. Любимов, Г.С. Островский, Б.В. Раушен-бах, Д.М. Угринович, Б.А. Успенский, Л.А. Успенский и другими. Однако, при наличии искусствоведческих фундаментальных исследований иконы, отдельных религиоведческих и культурологических изысканий, обобщающего исследования русской классической иконы как духовной модели Православного культурного космоса нет.

Целью диссертационной работы является создание обобщающей философско-кулътурологической модели русской иконы как духовного и семиотического прообраза Православного культурного космоса.

Цель конкретизируется через решение следующих задач исследования:

- рассмотреть парадигму русской православно-традиционной культуры через завет Византии о «воспитании внутреннего человека» и проанализировать творение иконы видимым миром;

- выявить и осмыслить культурные универсалии, воплотившиеся в русской классической иконе, представить систему функций иконы;

- обосновать взаимосвязь духовно-религиозных смыслов, сюжетов и образов русской иконы и их интегрированность в социальную жизнь;

- исследовать семантику цвета в иконописи и определить ее роль в понимании условного языка иконы;

- охарактеризовать семиотику древнерусской иконы как средство выражения духовного мира русского человека;

- определить культурное значение теургии иконы в доме и повседневности русского человека.

Теоретико-методологической основой диссертации стали принципы и подходы, позволившие обосновать концепцию понимания иконы как духовной модели Православного культурного космоса:

- историко-философский подход, послуживший выявлению универсальных логических моделей познания предмета данного исследования;

- философско-культурологический подход, определяющий осмысление содержательных аспектов различных иконографических типов;

- культурно-семиотические методы, обусловившие возможность осмысления сюжетов и образов русской иконописи, которые имеют знаково-символический характер;

- культурно-антропологическая методология, дающая возможность концептуально интерпретировать различные сюжеты и образы древнерусской иконы, раскрыть особенности существования их в жизни человека в конкретных историко-культурных условиях;

- философско-религиоведческие идеи и принципы, направленные на выявление содержания и сущности нравственных исканий, позволяющие проследить динамику религиозно-нравственных, духовных ценностей и традиций;

- богословские подходы, объясняющие основы бытия природы, общества и человека сквозь призму религиозного ритуала и культового искусства;

- искусствоведческие методы, раскрывающие эстетические ценности иконы как феномена в искусстве.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- выявлены философско-антропологические, культурологические и эстетические аспекты иконы как универсального онтологического явления;

- определены и осмыслены культурные универсалии, воплотившиеся в русской классической иконе, выстроена система социальных функций иконы в целостной организации жизни людей;

- обоснована взаимосвязь духовно-религиозных смыслов сюжетов и образов русской иконы и их интегрированность в жизнь своей эпохи;

- дан систематический анализ смысловой стороне цвета и знаковой системе русской иконы как средствам выражения духовного мира русского человека;

- определена культурная роль иконы в сакрализации русского дома и повседневности русского человека.

Положения, выносимые на защиту:

1. Место иконы в русском культурном средневековье определяется своеобразным «перекрестьем» между вертикальной линией метафизической магистрали «человек - Бог» и «Бог - человек» и горизонтальными путями религиозно-философских контактов Византии и России. Эти контакты определяли системы незыблемых правил в постижении духовных заветов. Канон был для русского человека умопостигаемой моделью Красоты, единства Земного и Небесного, Истины и Добра. Он помогал творить икону видимым миром, касаясь не только правил построения того или иного сюжета, но и сохраняя глубокую структуру творения, «нового духовного поля», формируя в сознании людей новое восприятие мира через «воспитание внутреннего человека», через «собирание» его.

2. В иконе нашли отражение наиболее распространенные в социокультурной практике культурные универсалии («истина», «смысл жизни», «добро», «зло», «красота», «мудрость», «любомудрие», «долг», «спасение», «личность», «человек»), которые отражали картину мира русского средневековья и были зримым воплощением ценностных ориентиров. Представляется целесообразным выделить четыре группы функций иконы, связанных с культурными универсалиями и помогающих постижению смысловой наполненности иконы (универсальные, сакрально-культовые, эстетико-аксиологические и социальные функции).

3. Завещанные Византией идеи исихазма, соборности, софийности органично воспринялись русским Православием и религиозной философией. Уже в эпоху православного традиционализма они были инкорпорированы в духовную модель древнерусской иконы, определили ее духовно-религиозные смыслы. Сюжеты и образы русской иконы демонстрируют ее органическую интегрированность в сакральные и повседневные практики той или иной культурно-исторической эпохи.

4. Цвет в иконе - это не декоративное насыщение плоскости, а система передачи информации с четкими и хорошо продуманными правилами. Семантика цвета древнерусской иконописи занимает важное место в понимании условного языка иконы и служит средством выражения духовного мира русского человека. Смысловая сторона цвета в иконе подтверждает духовно-философский подход в выборе выразительных средств иконописцем.

5. Дешифровка семиотики русской иконы свидетельствует о том, что в основе символов лежат переосмысли, которые отражали мировоззренческие ориентиры, сущность человеческой жизни различных народов мира. Знаковые образования русской иконы обеспечивали закрепление и трансляцию социального и духовного опыта.

6. Ни одно важное событие в повседневной жизни русского человека не могло обойтись без организации сакрального действа с помощью иконы. В русском доме икона была окном в большой мир, в природный и культурный Космос. Передаваясь из поколения в поколение, икона в семье становилась святыней, ориентировавшей на духовные заветы своих предков, помогала сохранять традиции и нравственные ценности, гармонизировала всю жизнь человека. Тем самым создавалось культурное поле теургии иконы в доме и повседневности русского человека.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что материалы и выводы диссертации, культурологический, философско-религиоведческий и искусствоведческий анализ иконописи как духовной модели Православного культурного космоса углубляет и расширяет существующие представления об иконе и могут послужить основой для дальнейшего изучения древнерусской живописи.

Результаты диссертационного исследования могут использоваться в духовно-нравственном воспитании современной молодежи, в формировании новых ценностных ориентиров российского общества. Представленный диссертационный материал может найти применение в просветительской деятельности различных социокультурных учреждений, занимающихся гуманизацией и гуманитаризацией образовательных и воспитательных процессов современного секулярного общества. Диссертация несет в себе теоретико-содержательный и методологический потенциал, который целесообразно использовать в преподавании школьного курса «Основы православной культуры», в вузовских курсах философии, культурологии, истории религии и религиоведения, истории мировой художественной культуры и в различных спецкурсах.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Народно-художественная культура Белгородчины на рубеже веков: состояние и перспективы» (Белгород, декабрь 2000 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи на основе православных и культурно-бытовых традиций» (Белгород, май 2001 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Искусство в системе гуманизации общего и профессионального образования» (Курск, декабрь 2001 г.), на международной научной конференции «Современная социально-философская культура: проблема рационального и внерационального» (Белгород, май 2002 г.), на вузовской конференции «Народно-художественная культура Белгородчины как основополагающий фактор образовательного процесса в БелГИК» (Белгород, март 2002 г.), рассматривались научно-методическим советом БелГИК в качестве передового опыта инновационных приемов и технологий преподавания по дисциплинам «История искусств», «История отечественной культуры».

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседаниях кафедры декоративно-прикладного творчества и дизайна БелГИК и кафедры культурологии и теологии БелГУ. Основные положения диссертации отражены в публикациях автора.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения и списка использованной литературы, включающего 222 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Колесник, Валерия Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философско-культурологический анализ, раскрывающий социально-этическое содержание русской иконы, позволил нам познание классической иконы рассматривать как философскую проблему. Мы попытались выстроить новую модель понимания иконы как Универсума. Наши изыскания позволили сделать следующие выводы:

1) Целостное миропонимание, которое являет русская икона, было ни чем иным, как стремлением не одного поколения наших предков найти окончательный смысл мирового порядка. Икона, в которой отражается глубинный механизм культурного массива (различные культурные универсалии, духовно-религиозные смыслы, публицистичность, разрушающая ее временную сущность, этические проблемы, возносящиеся над временем и т.д.) является Православным культурным Космосом, через который духовная красота действует на значительную часть человечества.

2) Лик русской иконы в Космосе многогранен, о чем свидетельствуют различные функции иконы, такие, как: познавательная, воспитательная, аксиологическая, сакрального действия, компенсаторная, суггетивная, художественно-концептуальная, мемориальная, эстетическая, социальная. Икона напоминает о присутствии Божества во всех и взыскует в своих образах мысль о целостности человечества, в котором есть и усопшие, и живые.

3) Икона в высшей степени явление гуманное, ибо через нее идет напоминание о преемственности нравственных и умственных ценностей человечества, она завещает путь единения земного и небесного, объединяет заветы ушедших предков и устремления живущих в этом мире современников. Икона помогает человеку быть цельным и не размельчаться в суетных проблемах и делах, уводит его в иной мир, в котором нет мирской суеты. С помощью иконы человек осознает свое особое положение в мире как высшего духовного существа, приближается к духовному миру. В иконе этот мир является в зримых образах, через которые осуществляется приобщение к «горнему» миру, если человек постоянно стремится к морально-нравственному совершенству в своей обыденной жизни.

Именно классическая икона помогает осознать современному человеку правомерность суждений Павла Флоренского: «Напротив, в канонических формах дышится легко: они отучают от случайного, мешающего в деле, движения. Чем устойчивее и тверже канон, тем глубже и чище он выражает общечеловеческую духовную потребность: каноническое есть церковное, церковное - соборное, соборное же - всечеловеческое. И поэтому очищение души подвигом, снимая все субъективное и случайное, открывает подвижнику вечную первозданную правду человеческой природы, человечности, созданной по Христу, т.е. абсолютных устоев твари; подвижник находит в глубине собственного духа то самое, что предварительно уже выражалось и не могло не выражаться на протяжении истории. Из глубины своей подвижник и при суете дневной, видит красоту звездного неба» (194, с.460).

4) Семантика цвета и семиотика древнерусской иконы отражают не просто художественно-выразительные приемы иконописи, а являются логическим средством выражения духовной жизни поколений и служат особым знаковым языком повышенной информативности, который имеет под собой глубинные мировоззренческие ориентиры, взыскуемые душами наших предков. Сходные геометрические формы в композициях произведений искусства, прослеживающиеся у различных народов, живших на нашей планете, и выявленные подобные знаки в иконе служат еще одним аргументом в пользу того, что икона - планетарное искусство.

5) Сам процесс творения иконы видимым миром и «подбор материальных причин», как называл их П.А. Флоренский, отражают космизм русской иконы в самой технике ее создания, ибо «материальная причина произведения даже более выражает миро-чувствие, нежели стиль».

Нашу мысль о том, что рукотворная классическая икона несет в себе космическое начало, подтверждают слова протоиерея Анатолия Волгина: «На чем и чем пишется святое изображение, не безразлично для Церкви и также определяется богословским обоснованием: рыбий клей, минеральные краски, растертые на желтке, паволока - все это совокупность основных элементов тварного мира животного, растительного и минерального, составляющая плоть того, что должно стать образом микрокосмоса, ликом, образом и подобием Божиим» (54, с. 10).

6) Естественной средой иконы является не только храм и богослужение. Икона и в доме русского человека создает тот особый духовный настрой на осознание мира внутри себя самого и мира, преображенного вокруг него. Она упорядочивает, гармонизирует, устраивает, украшает этот мир и указывает пути Спасения и преображения человеческой души на постижение красоты, как духовной категории. Сама семья является микрокосмосом, в котором икона воспринимается окном в макрокосмос. Именно икона помогает общению с планетарными духами и ангелами и способст-вовует стремлению к чистоте жизни во имя достижения возвышенной цели.

В заключении нам хотелось бы апеллировать сходными мнениями философов Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, современного Санкт-Петербургского ученого А.Ю. Алексеева о том, что роль иконописного те-ургизма должна оцениваться как средство актуализации сотериологиче-ской функции красоты.

Эта точка зрения совпадает с нашим главным выводом, что красоту русской иконы необходимо расценивать как духовную категорию. И то, что оживился интерес к русской иконе, совершенно закономерно. Об этом еще в 1914 г. в статье «Чему учат иконы?» говорил М. Волошин: «Могилы не разверзаются случайно. Произведения искусства встают из могил в те моменты истории, когда они необходимы. В дни глубочайшего художественного развала, в годы полного разброда устремлений и намерений разоблачается древнерусское искусство, чтобы дать урок гармонического равновесия между традицией и индивидуальностью, методом и замыслом, линией и краской» (57, с. 295).

Мы считаем, что изучение, постижение и духовные устремления к русской иконе сегодня именно необходимы. Наша авторская концепция, рассматривающая икону как культовый предмет, имеющий историческую, художественную, эстетические ценности и глубинный философский смысл, помогает приблизиться к ней, как к Универсуму, в котором заложено мировидение наших предков и сама жизнь русского человека.

Непреходящая ценность церковной традиции - согласие. Именно к согласию призывала наших предков русская классическая икона и ее голос через поколения звучит как духовное завещание, которое с трудом, постепенно доходит до сознания современных людей. Об этом процессе говорит протоиерей Анатолий Волгин: «Для современного сознания нет более отпугивающих понятий, чем догматизм и несвобода. Традиционализм иконы идет вразрез с популярными вкусами мира. Приобщаясь к опыту соборному, коллективному, превосходящему возможность индивидуума, приводя себя в согласие - с этим соборным опытом, человек оказывается на плечах гигантов и получает возможность «прыгнуть выше собственной головы». Личность не исчезает, не перестает доминировать, она становится голосом в хоре. Но ведь и сам хор состоит из голосов; и вот этими личными, нерас-творенными чертами определяется то разнообразие иконописи, которое мы знаем» (54, с. 10).

Привести человека в согласие с соборным опытом - разве это не одна из глобальных проблем современности. Многоуровневый кризис происходит в России в результате размывания духовной составляющей общественных отношений. Роль религиозного искусства вообще, а иконы в частности, чрезвычайно велика в организации и структурировании общества, в возрождении отечественной духовности, которая на протяжении веков обращалась к исторически-конкретной, а не абстрактно-отрешенной красоте.

В процессе нашего исследования обозначились и новые проблемы, требующие дальнейшей исследования, т.к. они вообще не разрабатывались в современной культурологи, философии и искусствознании или подвергались частичному анализу. Это такие проблемы, как:

- взаимосвязь современной массовой культуры, искусства и иконы;

- икона в жизни современного человека;

- требования к современному иконописанию и иконописцу;

- влияние иконописи на авангардное искусство;

- достойное место пребывания творений Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия Ферапонтовского и других значимых икон.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Колесник, Валерия Николаевна, 2002 год

1. Аввакум (протопоп). Житие Аввакума и другие его сочинения / Аввакум; Сост., вступ. ст. с. 5-26. и коммент. А. Н. Робинсона. - М.: Сов. Россия, 1991. - 368 с. - (Б-ка рус. худож. публицистики).

2. Аверинцев, С. С. Византия и Русь: два типа духовности / С.С. Аве-ринцев // Новый мир. 1988. - №7. - С. 210-220; № 9. - С. 227 - 239.

3. Аверинцев, С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М.: Наука, 1973. - С. 43-52.

4. Аверинцев, С.С. Символика раннего средневековья // Семиотика и художественное творчество: Сб. М.: Наука, 1977. - С. 308-337.

5. Акулин, В.Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому / В.Н. Акулин. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990,- 235 с.

6. Алексеев, А.Ю. Учение о православной иконе в системе конкретной метафизики о. Павла Флоренского: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. филос. наук: (09/00/06) / Алексеев Алексей Юрьевич; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 1995. - 21 с. - Библиогр.: с. 21.

7. Алексеева, В.В. Что такое искусство? / В.В. Алексеева М.: Сов. художник, 1991. - 240 е.: ил.

8. Алпатов, М.В. Андрей Рублев: Альбом. / М.В. Алпатов. М.: Искусство, 1959.-35 е., [29]л.ил.

9. Алпатов, М.В. Андрей Рублев / М.В. Алпатов. М.: Изобраз. искусство, 1972. - 205 е.: ил.

10. Алпатов, М.В. Древнерусская иконопись: Альбом. / М.В. Алпатов. М.: Искусство, 1984.- 331 е.: ил.

11. Алпатов, М.В. Искусство Феофана Грека и учение исихастов // Византийский временник. 1972. - Т. 33.- С. 190-202.

12. Алпатов, М.В. Краски древнерусской иконописи / М.В. Алпатов.

13. М.: Изобраз. искусство, 1974. 175 с.

14. Алпатов, М.В. Немеркнущее наследие: Кн. для учителя / М.В. Алпатов; Сост. С.П. Истратова; Авт. предисл. И.Е. Данилова. М.: Просвещение, 1990. - 303 е.: ил.

15. Алпатов, М.В. Памятник древнерусской живописи конца XV века. Икона "Апокалипсис" Успенского собора Московского Кремля / М.В. Алпатов. М.: Искусство, 1964. - 137 е., 55. л. ил.

16. Алпатов, М.В. Сокровища русского искусства XI XYI веков: живопись / М.В. Алпатов. - Л.: Аврора, 1971. - 287 е.: ил.

17. Алпатов, М.В. Феофан Грек: Альбом. / М.В. Алпатов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изобраз. искусство, 1984. - 207 е.: ил.

18. Анатолий (Мартыновский; архиепископ) О иконописании (1845) // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв.: Антология.-М, 1993.-Вып. 1.-С. 71-100.

19. А. Рублев: Из собрания Государственной Третьяковской галереи: Альбом / Авт.-сост. Э.К. Гусева. М.: Изобраз. искусство, 1990. -48 е.: ил.

20. Андрей Рублев и его школа: Альбом / Государственная Третьяковская галерея; Авт- сост.: Н. Голейзовский, С. Ямщиков. -М.: Изобраз. искусство, 1978. 273 е., цв. ил. - ( Образ и цвет).

21. Андрей Рублев и его эпоха / Под. ред. М.В. Алпатова. М.: Искусство, 1971.-287 с.

22. Антонова, О. А. Искусство и православие / О.А. Антонова. М.: Моск. рабочий, 1983. - 94 с. - (Беседы о религии).

23. Аристова, В.В. Иконы: История искусства для детей: Науч.-попул. изд. для детей / В.В. Аристова. М.: ООО "Изд-во РОСМЭН-Пресс", 2002. - 95 с.

24. Архимандрит Зинон: Беседы иконописца. Новгород: Русская Провинция, 1993. - 64 е.: ил.

25. Балакина, Т.И. История культуры Отечества / Т.И. Балакина. М.: Просвещение, 1993. - 86 с. - (Школьная тетрадь).

26. Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / П.Д. Барская. М.: Просвещение, 1993. - 223 е.: ил.

27. Бердяев, Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России / Н.А. Бердяев. М.: ЗАО "СВАРОГ и К", 1997. - 542 с.

28. Бердяев, Н.А. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. 3-е изд. - PARIS: YMCA - PRESS, 1991.- 450 с.

29. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. М.: Правда, 1989. - 607 е., 1. л. портр.

30. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В рус. пер. с парал. местами. М.: Библейс. о-во, 1992. - 1376 е.: карт.

31. Блаватская, Е.П. Теософский словарь / Е.П. Блаватская; Пер. с англ. Е.П. Инге; Под ред. С.А. Белковского; Общ. Ред. Д.Н. Попова.- М.: Изд-во "Сфера" Рос. Теософского Об-ва, 1994. 640 с.

32. Бобков, К.В. Символ и духовный опыт православия / К.В. Бобков,

33. Е.В. Шевцов. М.: ТОО «Изан», 1996. - 309 е.: ил.

34. Бобров, Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Ю.Г. Бобров. СПб.: ТОО «Мифрил» Аксиома, 1995. - 252 1. е.: ил.

35. Богомаз Георгий Иващенко // Спутник дайджест. 1991. - №8. - С. 73-80.

36. Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. М.: Республика, 1993.-479 е.: ил.

37. Булгаков, С. Икона, ее содержание и границы (1931) // Философия русского религиозного искусства XVI XX вв.: Антология /Сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. - М.: Прогресс, 1993. - С. 281 -292.

38. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. М.: Республика, 1994. - 415 с. - (Мыслители XX века).

39. Бусева-Давыдова, И. Икона в Русском доме / И. Бусева-Давыдова // Спутник дайджест. 1994. - №12. - С. 12-17.

40. Буслаев, Ф.И. Общие понятия о русской иконописи // Буслаев Ф.И. О литературе: Исследоват. ст. М.: Худож. лит., 1990. - С. 294 - 388.

41. Былинин, В.К. Древнерусская духовная лирика // Прометей: Ист. биогр. альм. М.: Мол. гвардия, 1990.- С. 54 - 99. - (Жизнь замечат. людей; Т. 16).

42. Бычков, В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы / В.В. Бычков. М.: Ладомир, 1994. - 3311.с., 16. л. ил.

43. Бычков, В.В. Эстетическое сознание Древней Руси /В.В. Бычков. -М.:3нание, 1988. 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика»; № 1).

44. Вагнер, Г.К. В поисках Истины: Религиозно-философские искания русских художников: Середина XIX начало XX в. / Г.К. Вагнер. -М.: Искусство, 1993. - 175 с.

45. Вагнер, Г.К. К вопросу о византийско-русском Предвозрождении //

46. Литература и искусство в системе культуры. М.: Наука, 1988. - С. 220-283.

47. Вагнер, Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве / Г.К. Вагнер. М.: Искусство, 1987. - 288 с.

48. Вагнер, Г.К. От символа к реальности: Развитие пластического образа в русском искусстве XIV XV вв. / Г.К. Вагнер. - М.: Искусство, 1980. - 266 е.: ил.

49. Вагнер, Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве / Г.К. Вагнер. М.: Искусство, 1974. - 268 е., 32. л. ил.

50. Введение в культурологию / В.А. Сапрыкин, Ю.К. Краснов, А. С. Терехов и др.; Моск. ин-т электронного машиностроения. М., 1992.-259 с.

51. Вздорнов, Г. Возвращение в Новгород / Г.И. Вздорнов // Наше наследие. 1988. -№4. - С. 67 - 70.

52. Вздорнов, Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи, XIX в. / Г.И. Вздорнов; ВНИИ реставрации . М.: Искусство, 1986. - 382 с.

53. Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сборник статей в честь В.Н. Лазарева. М.: Наука, 1973.-591 с.

54. Виноградов, А.Н. Сравнительное описание и краткое объяснение иконы Приснодевы Богородицы Неопалимая Купина / А.Н. Виноградов.-СПб., 1877.- 117 с.

55. Волгин, А. Что же такое икона? / А. Волгин // Творчество. 1991. -№1.-С. 9-10.

56. Волошин, М. Чему учат иконы // Волошин М. Лики творчества. -Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. С. 291-295.

57. Георгиева, Т.С. Христианство и русская культура: Учеб. пособие для вузов / Т.С. Георгиева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 240 с.

58. Гоготишвили, Л.А. Лосев, исихазм и платонизм / Л.А. Гоготишвили //Начала. 1994. -№1.-С. 17-23.

59. Господа нашего Иисуса Христа Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоана: На славянском и русском языках. СПб.: В синодальной типографии, 1890. - 478 с.

60. Грабарь, И.Э. О древнерусском искусстве / И.Э. Грабарь. М.: Наука, 1996. - 387 е.: ил.

61. Грабарь, И.Э. О древнерусском искусстве. Исследования, реставрация и охрана памятников / И.Э. Грабарь. М.: Наука, 1968. - 387 е., 13. л. ил.

62. Громов, М. Н. Русская философская мысль X XVII вв. / М.Н. Громов, Н.С. Козлов. -М.: Изд-во МГУ, 1990. - 285 с.

63. Губин, В., Некрасова, Е. Философская антропология / Губин, В., Некрасова, Е. М.: ПерСЭ; СПб.: Университетская книга, 2002. - 240 с.- (Humanitas).

64. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гурсвич. -М.: Искусство, 1984,- 350 с.

65. Гуревич, А.Я. Культура средневековья и истории конца XX века / А.Я. Гуревич // История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998. - С. 210-318.

66. Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры / Святой Дамаскин Иоанн. М.; Ростов н/Д, 1992 . - 464 с.

67. Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры. Кн. 2. / Святой Иоанн Дамаскин СПб., Б.г. - С. 18-94.

68. Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры: Творение святого отца нашего Иоанна Дамаскина: Пер. с греч.. Ростов н/Д: Братство Свитого Алексия: Приазов. Край, 1992. - 464 с.

69. Демина, Н. А. Андрей Рублев и художники его круга / Н. А. Демина. М.: Наука, 1972,- 172 с.

70. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб.: Глаголь, 1994. - 370 е.: ил.

71. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. От древнейших времен по XVI век: Очерки. 3-е изд. - М.: Искусство, 1985. - 319 е.: ил.

72. Жегин, J1. Ф. Язык живописного произведения / Л.Ф. Жегин. М.: Искусство, 1970,- 124 е.: ил.

73. Жидков, B.C. Десять веков российской ментальности / B.C. Жидков, К.Б. Соколов. СПб.: "Алитея", 2001. - 640 с.

74. Замалеев, А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси / А.Ф. Замалеев. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987. - 246 с.

75. Иван Николаевич Крамской 1837 1887: Каталог выставки произведений к 150 - летию со дня рождения / Под ред. и вступ. Я.В. Брука. - М.: Сов. Россия, 1988. - 248 е.: ил.

76. Икона Древней Руси XI XVI вв. - СПб.: Художник России, 1993. -256 с.

77. Иконников, А.В. Тысяча лет русской архитектуры: Развитие традиций / А.В. Иконников. М.: Искусство, 1990. - 384 с.

78. Иконы из собрания Русского музея / Авт.-сост. С.В. Ямщиков. -М.: Сов. Россия, 1970. 56 е.: ил.

79. Иларион (митрополит). «Слово о законе благодати.» // Прометей: Ист. биогр. альм.- М.: Мол. гвардия, 1990. С. 176-187.- (Жизнь за-мечат. людей; Т. 16).

80. Ильенков, Э. Философия и культура / Э. Ильенков. М.: Политиздат, 1991.-464 с.

81. Ильин, М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева / М. А. Ильин. М.: Искусство, 1976. - 173 е.: ил.

82. Ильина, Т.В. История искусств: Отечественное искусство: Учеб. / Т. В. Ильина 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1994. - 461 е.: ил.

83. Ильяева, И. А. Межкультурные коммуникации в современном мире: Учеб. пособие / И.А. Ильяева, Е. А. Кожемякин; Белгор. гос. технологии. акад. строит, материалов. Белгород, 2001. - 158 с.

84. Карпов, А.Ю. Самые знаменитые святые и чудотворцы России / А.Ю. Карпов, А.А. Юрьев. М.: Вече, 2001. - 509 с.

85. Карпушин, И. И. Искусство и религия: Истоки и грани взаимодействия / И. И. Карпушин. М.: Педагогика, 1991. - 160 е.: ил.

86. Касперавичюс, М.М. Функции религиозной и светской символики / М.М. Касперавичюс. Л.: Знание. Ленингр. отд-ние, 1990. - 32 с.

87. Клибанов, А.И. Духовная культура средневековой Руси: Учеб. пособие / А.И. Клибанов. М.: Аспект-Пресс, 1996. - 368 с. - (Ин-т "Открытое о-во").

88. Колесникова, B.C. Краткая энциклопедия православия: путь к храму / B.C. Колесникова. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. - 589 с.

89. Кононенко, Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах: Справ, учеб. пособие / Б.И. Кононенко. М.: "Щит-М", 1999. - 406 с.

90. Культура на пороге III тысячелетия: Материалы V Междунар. Семинара в Санкт-Петербурге, 1-2 июля 1998 года / Редкол.: П.А. Подбо-лотов (отв. ред.) и др.; Науч. ред. и сост. С.Т. Махлина; С.-петерб. гос. ун-т культуры и искусств. СПб., 1999. - 210 с.

91. Культурология. XX век: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред., сост. и авт. проекта С .Я. Левит. СПб.: Унив. кн., 1998.

92. Т. 1: А-Л.- 1998.-447 с. Т. 2: М-Я. 1998. - 447 с.

93. Культурология. История мировой культуры: Учеб. для вузов / Под ред. проф. А.П.Марковой. 2-е изд. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998.-435 с.

94. Культурология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1997.-480 с.

95. Лазарев, В.Н. Византийская живопись / В.Н. Лазарев. М.: Искусство, 1971.-254 с.

96. Лазарев, В.Н. Византийская живопись: Сб. ст. / В.Н. Лазарев. М.:1. Наука, 1971.-406 с.

97. Лазарев, В.Н. Византийское и древнерусское искусство / В.Н. Лазарев. М.: Наука, 1978. - 335 с.

98. Лазарев, В.Н. История Византийской живописи / В.Н. Лазарев. -М.: Искусство, 1986. 329 е.: ил.

99. Лазарев, В.Н. Русская иконопись: от истоков до начала XVI века / В.Н. Лазарев. М.: Искусство, 1983. - 540 с. - 6 кн. в фут..

100. Лазарев, В.Н. Феофан Грек и его школа / В.Н. Лазарев. М.: Искусство, 1961. - 134 с.

101. Лебедев, Л.Л. Тайны древних икон / Л.Л. Лебедев // Наука и религия. 1989. - №3.- С. 60-63.

102. Литература и культура Древней Руси: Слов.-справ. /О.М. Аниси-мова, В.В. Кусков, М.П. Одесский, П.В. Пятков; Под ред. В.В. Кускова.- М.: Высш. КИК, 1994. 336 с.

103. Лихачев, Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет / Д.С. Лихачев. Л.: Сов. писатель, 1989.-608 с.

104. Лихачев, Д.С. Избранные работы. В 3 т. Т. 3. Человек в литературе Древней Руси: Монография. О "Слове о полку Игореве". Литература реальность - литература. О садах. - Л. : Худож. лит., 1987. -520 с.

105. Лихачев, Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV начало XV в.) / Д.С. Лихачев. - М.; Л.: Изд-во АН СССР. Ленингр. отд-ние, 1962. - 172 е.: ил.

106. Лихачев, Д.С. Сравнительное изучение литературы и искусства Древней Руси / Д.С. Лихачев // ТОДЛ. -1966. Т. 22. - С. 3-17.

107. Лихачев, Д.С. Стилеобразующая доминанта древнерусского домонгольского искусства и литературы // Средневековая Русь. М.: Наука, 1976.-С. 131-135.

108. Лихачев, Д.С. Человек в литературе Древней Руси / Д.С. Лихачев.1. М: Наука, 1970.-180 с.

109. Логвин, Г.Н. София Киевская / Г.Н. Логвин. Киев: Мистецтво, 1971.-С. 10-16.

110. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М.: Гнозис, 1994. - 524 с.

111. Лосский, Н.О. Характер русского народа // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. - С. 367-372.

112. Лотман, Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1 Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю.М. Лотман. Таллин: "Александра", 1992. - 479 с.

113. Лотман, Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1973. - С. 16-22.

114. Любимов, Л.Д. Искусство Древней Руси: Кн. для чтения / Л.Д. Любимов. М.: Просвещение, 1974. - 336 е.: ил.

115. Мастера искусства об искусстве: Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7 т. Т. 6.- М.: Искусство, 1969. 543 е.: ил.

116. Мейендорф, Иоанн. Живое предание: Свидетельство Православие в современном мире: Афсан.- СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманит. ин-та, 1997.-270 с.

117. Мень, А. Православное богослужение: Таинство, слово и образ / А. Мень.-М.: СП «Слово», 1991. 191 е.: ил.

118. Михайловский, Б.В. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. до начала XVIII в. / Б.В. Михайловский. М.; Л.: Искусство, 1941,- 279 с.

119. Молева, Н. Храм / Н. Молева // Наше наследие. 1988. - № 3 - С. 39-50.

120. Московская икона XIV XVII вв.: Альбом. /Под. ред. Э.С. Смирновой. - 2-е изд. - Л.: Аврора, 1988. - 320 с.

121. Музыка колоколов: Сб. исслед. и материалов. СПб., 1999. - 271с. -(Традиционная инструментальная музыка Европы и Азии; Вып.2).

122. Мумриков, А. У иконы "Троица" перед иконостасом / А. Мумриков //Творчество.-1991.-С. 13-15.

123. Муравьев, А.В. Очерки истории русской культуры XI XVII вв.: Кн. для учителя / А.В. Муравьев, A.M. Сахаров. - 2-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1984. - 336 е.: ил.

124. Надеждин, Н. Изображение Божией Матери (1846) / Н. Надеждин // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв.: Антология.-М., 1993.-Вып. 1,-С. 65-70.

125. Невлева, И.Н. Русская философия: Монография / И.Н. Невлева. -Белгород: Кооперативное образование, 2001. 512 с.

126. Некрасова, Н.А. Феномен духовности: Бытие и ценность: Автореферат дис. по спец.: 09.00.01 Онтология и теория познания /Н.А. Некрасова. - Иваново, 2002. - 35 с.

127. Новейший философский словарь: 2-е изд., перераб. дополн. Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. - 1280 с. - (Мир энциклопедий).

128. Олсуфьев Ю.А. Вопросы форм древнерусской живописи / Ю.А. Олсуфьев // Сов. музей. 1935. - №6. - С. 21-36; 1936. - №1. - С. 6168; 1936. - №2.-С. 39-59.

129. Островский, Г.С. Рассказ о русской живописи / Г.С. Островский. -2-е изд. М.: Изобраз. искусство, 1989.-360 е.: ил.

130. Палама Григорий. Триады в защиту священнобезмолствующих / Святой Григорий Палама. М.: Канон, 1995. - 380 е.: ил.

131. Перевезенцев, С.В. Тайны русской веры: от язычества к империи / С.В. Перевезенцев. М.: Вече, 2001. - 432 с. - (Тайны земли русской).

132. Поддубный, Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем / Н.В. Поддубный. Белгород: Изд-во Белгородского госуниверситета, 1999. - 352 с.

133. Поддубный, Н.В. Проблема троичности в теоретическом знании и природа божественной троицы / Н.В. Поддубный // Христианство и культура: Начно-богослов. сб. Белгород, 2002. - С. 165-167.

134. Покровский, Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских / Н.В. Покровский. СПб., 1892. - 466 с.

135. Полунин, В.А. Мировоззрение Андрея Рублева / В.А. Полунин. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. 97 с.

136. Померанц, Г. Иконописное мышление как система и диалог семиотических систем // Померанц Г. Выход из транса. М.: Юрист, 1995. -С. 338-346.

137. Попова, О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV в.: Его связи с Византией / О.С. Попова. М.: Искусство, 1980. -254 с.: ил.

138. Проблемы изучения культурного наследия. М.: Наука, 1985. - 398 с.

139. Прометей: Ист.-биогр. альм.: Тысячелетие русской книжности / Сост. Е. Бондарева. М.: Мол. гвардия, 1990. - 430 2. е.: ил. -(Жизнь замечательных людей; Т. 16).

140. Раушенбах, Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи / Б.В. Раушенбах. М.: Наука, 1975. - 184 с.

141. Раушенбах, Б.В. Иконография как средство передачи философских представлений / Б.В. Раушенбах // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. - С. 316-325.

142. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие: Монография. /Б.В. Раушенбах. СПб.: Азбука-классика, 2001. - 312 е.: ил. - (Академия).

143. Религия в истории и культуре: Учеб. для вузов / М.Г. Писманик,

144. A.В. Вертинский, С.П. Детьяненко и др.; Под ред. проф. М.Г. Пис-маника. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998.- 430 с.

145. Религии мира: Пособие для учителя /Я.Н. Шапов, А.И. Осипов,

146. B.И. Корнев и др.; Под ред. Я.Н. Шапова. М.: Просвещение, 1994. - 192 с.

147. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. М.: Гардарика, 1998.-536 с.

148. Римский, В.П. Демоны на перепутье: Культурно-исторический образ тоталитаризма: Монография. / В.П. Римский. Белгород: Везе-лица, 1997.- 199 с.

149. Римский, В.П. Тоталитарный космос и человек: Монография. / В.П. Римский. Белгород, 1998. - 126 с.

150. Ровинский, Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XYII века/Д. А. Ровинский. СПб.: А.С. Суворин, 1903.- 563 с.

151. Розанов, В.В. А.А. Иванов и картина его «Явление Христа народу» (1906) // Философия русского религиозного искусства XVI XX в.: Антология / Сост., общ. ред. и предисл. К.Гаврюшина. - М.: Прогресс, 1993.-С. 151 - 158.

152. Русские иконы / Авт.-сост. Наталия Будур. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 320 с.

153. Рябцев, Ю. С. История русской культуры: Художественная жизнь ибыт XI XVII в.: Учеб. пособие / Ю.С. Рябцев - М.: Гуманит. изд. центр В ЛАД ОС, 1997. - 336 е.: ил.

154. Сергеев, В.Н. Рублев / В.Н. Сергеев. М.: Мол. гвардия, 1981.- 254 е.: ил. - (Жизнь замечат. людей).

155. Сергеев, В.Н. Рублев / В.Н. Сергеев. М.: Мол. гвардия, 1991,- 251 е., 4. л. ил.

156. Серов, В.И. Пространство символики крестово-купольного храма / В.И. Серов // Человек. -1994. №5. - С. 156-162.

157. Смирнова, Э.С. Живопись Великого Новгорода: Середина XIII -начало XV века / Э.С. Смирнова; Отв. ред. О.И. Подобедова. М.: Наука, 1976. - 391 е.: ил. - (Центры худож. культуры средневековой Руси).

158. Современная православная икона: Альбом репродукций: Очерки / Авт. сост. С.В.Тимченко. М.: Современник, 1994. - 303 с.

159. Современная социально-философская культура: Проблема рационального и внерационального: Материалы международной научной конференции 17-18 мая 2002 г. Ч. II. Белгород, 2002. - 130 с.

160. Средневековая Русь / АН СССР. М.: Наука, 1976. - 367 е.: ил.

161. Степин, B.C. Философская антропология и философия науки / B.C. Степин. -М.: Высш. шк., 1992. 191 с.

162. Субботина, Л.В. Проблемы духовно-нравственного единения верующих и неверующих как социальный феномен: Дис. канд. филос. наук /Л.В. Субботина; РАУ. Каф. философии. М., 1993. - 112 с.

163. Сухов, А.Д. Русская философия. Пути развития: Очерки теоретической истории / А.Д. Сухов; Отв. ред. Н.Ф. Уткина; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1989. - 208 с.

164. Таранов, П.С. Золотая философия / П.С. Таранов; Худож. Ю.Д. Федичкин. М.: ООО "Фирма "Изд-во ACT", 1999. - 544 е.: ил. -(Звезды мировой философии).

165. Троица Андрея Рублева: Антология. М.: Искусство, 1989. - 143 е.: ил.

166. Трубецкой, Е.Н. Два мира в древнерусской иконописи (1916) // Философия русского религиозного искусства XVI XX вв.: Антология / Сост. общ. ред. и предисл. Н.К.Гаврюшина. - М.: Прогресс, 1993. -С.220 -246.

167. Трубецкой, Е.Н. Национальный вопрос, Константинополь и святая София // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. - С. 355-370.

168. Трубецкой, Е.Н. Свет Фаворский и преображение ума / Е.Н. Трубецкой // Вопросы философии. -1989. № 9. - С. 112-129.

169. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой. М.: Республика, 1994.- 432 с. - (Мыслители XX века).

170. Трубецкой, Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм // Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. - С. 333 -352.

171. Трубецкой, Е.Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе / Е.Н. Трубецкой; Послесл. И. Панкеева. Новосибирск: Сибирь XXI век, 1991.- 112с.: ил.

172. Трубецкой, Е.Н. Умозрение в красках // Философия русского религиозного искусства XVI XX веков: Антология. - М.: Прогресс, 1993.-С. 195-219.

173. Трубецкой, Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религии, живописи: Публ. лекция. М.: Центр на-учн. - инженер, проблем, 1990. - 44 с.176. 1000-летие русской художественной культуры. М., 1988 - 446 с.

174. Тюляев, С.И. Проблема канона / С.И. Тюляев // Проблема канона в древнем средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука,1973.-С. 113-114.

175. Угринович, Д.М. Искусство и религия: Теоретич. очерк. / Д.М. Угринович. М.: Политиздат, 1982. - 287 е.: ил.

176. Угринович, Д.М. Церковный канон и творчество / Д.М. Угринович // Наука и религия. 1977. - №2. - С. 42-47.

177. Успенский, JI.A. Богословие иконы Православной Церкви: Публ. лекция. Париж: Изд-во древнерусской религии, живописи; М.: Центр научн.-инженер. проблем, 1990. -44 с.

178. Успенский JLА. Богословие иконы православной церкви /Л.А. Успенский. М.: Изд-во Западно-европейского экзархата Московского патриархата, 1996. - 474 е.: ил.

179. Успенский, JI.A. Икона Древней Руси XI ХУ1 вв.: Альбом / JI.A. Аверинцев; Сост. Н.И. Бедник; Предисл. С.С.Аверинцева. - СПб.: Художник России, 1993. - 256с.: ил.

180. Успенский, Б. А. Семиотика иконы // Семиотика искусства. М.: Шк. "Языки русской культуры", 1995. - С. 221-294.

181. Успенский, Б.А. Семиотика искусства / Б.А. Успенский. М.: Шк. «Языки русской культуры», 1995. - 360 е., 69. л. ил.

182. Успенский, JI. А. Символика храма / JI.A. Успенский // Журнал Московской патриархии. -1958. №1. - С. 47-56.

183. Учанева, JI.C. Рукотворное чудо древнерусского храма / JI.C. Уча-нева. СПб.: Образование, 1992 - 35 е.: ил.

184. Ушаков, В. Слово к люботщательному иконного писания (XVIIB.) // Философия русского религиозного искусства XVI XX: Антология / Сост. общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. - М.: Прогресс, 1993.-С. 56-60.

185. Федоров, Ю.А. Образ креста: история и символика православных нагрудных крестов / Ю.А. Федоров. Спб., 2000. - 112 е.: ил. + 12 с. цвет, вклад.

186. Феофан Грек и его школа: Альбом. М.: Изобраз. искусство, 1970.- 12. л. (Образ и цвет).

187. Филиппов, Л. И. Архитектура и устройство православного храма / Л.И. Филиппов // Вестник высшей школы. -1992. №2. - С. 100-108.

188. Философия русского религиозного искусства XVI XX вв.: Антология. - М.: Прогресс, 1993. - 543 е.: ил.

189. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998.- 576 с.

190. Флоренский, П.А. Значение пространственности // Статьи и исследования по истории философии и археологии. М.: Мысль, 2000. -С. 272-274.

191. Флоренский, П.А. Иконостас // Флоренский, П.А. Сочинения. В 4 т. М., 1994. - Т. 2. - С. 419-526.

192. Флоренский, П.А. Обратная перспектива (1919 1922) // Философия русского религиозного искусства XVI - XX вв.: Антология / Сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. - М.: Прогресс, 1993. -С. 247 -264.

193. Флоренский, П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / Священник П.А. Флоренский; Ред.-сост. Игумен Андроник (А.С. Трубачев). М.: Мысль, 2000. - 446 с.

194. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский. М.: Путь, 1990. - 490 с.

195. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины // П.А. Флоренский. Сочинения. В 2-х полутомах. М.: Правда, 1990. - Т.1. Ч. 2-я.- 839 с.

196. Флоренский, П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Прометей: Ист. биогр. альм. М.: Мол. гвардия, 1990. - С. 396 - 410.— (Жизнь замечат. людей; Т. 16).

197. Флоренский, П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Флорснский, НА. Сочинения. В 4 т. М., 1994. - Т. 2. - С. 370-382.

198. Фролов, А.С. Философско-религиозные основы русской культуры: Дис. . д-ра филос. наук / А.С. Фролов; РАГС. М., 1995. - 419 с.

199. Хлыстова, Ы.А. О «соборности» в контекстах тенденций мирового развития // Индивидуализм. Коллективизм, соборность в структуре русской духовности. Комсомольск - на - Амуре, 1994. - С. 14-16.

200. Христианство и культура: Научно-богословский сборник / Под ред. В.Г1. Римского; Администрация Белгор. обл., Белгородско-Старооскольская Епархия Рус. Православ. Церкви, Управ, образов, адм. Белгор. обл., БелГУ. Белгород, 2002. - 205 с.

201. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI XVII вв. / Под ред. В.В. Бычкова. - М,: Ладомир, 1996.- 560 е.: ил.

202. Цодикович, В. К. Семантика иконографии «Страшного суда» в русском искусстве XV XVI вв. / В.К. Цодикович. - СПб., 1992.

203. Черный, В.Д. Искусство средневековой Руси: Учеб. пособие / В.Д. Черный. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. -432 е.: ил.

204. Шевченко, Н.И. Ее величество потребность: Философско-эстетический анализ свободы и ответственности в процессе реализации потребностей в художественном творчество: общее, особенное, единичное / Н.И. Шевченко. Белгород: Изд-во Везелица, 1993.-268 с.

205. Шульгин, B.C. Культура России IX XX вв.: Учеб. пособие / B.C. Шульгин, Л.В. Кошман, М. Р. Зезина. - М.: Простор, 1996,- 390 с.

206. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1 /. Гл. ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта, 1997. - 688 е.: ил.

207. Юрганов, A.JI. Категории русской средневековой культуры / А.Л. Юрганов. М.: Ин-т "Открытое о-во": Моск. ин-т развития образо-ват систем, 1998. - 447 е.: ил.

208. Юрчук, В.В. Современный словарь по культурологии / Авт.-сост. В.В. Юрчук. Минск: Современное Слово, 1999. - 736 с.

209. Языкова, И.К. Богословие иконы: Учеб. пособие / И.К. Языкова. -М.: Изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. -212 с.

210. Яковлев, Е.Г. Искусство и мировые религии / Е.Г. Яковлев. М.: Знание, 1972,- 48 с.

211. Яковлев, Е.Г. Искусство и мировые религии: (Система искусств в структуре мировых религий): Учеб. пособие по спецкурсу для филос. фак. ун-тов и вузов искусств. / Е.Г. Яковлев.- М.: Высш. шк., 1977.-224 с.

212. Яковлев, Е.Г. Искусство и мировые религии // Эстетическое как совершенное. М., 1995. - С. 221-294.

213. Bunim M.S. Space in medieval painting and the forerunners of perspective. New York, 1940.

214. Demus O. Byzantine mosaic decoration. London, 1948.

215. Lossky V.W., Uspensky L. The Meaning of Icons. London, 1947.

216. Novotny F. Cezanne und das Ende der wissenschaftlichen Perspektive. -Wien, 1937.

217. Onasch K. Iconen. Berlin, 1961.

218. Panofsky E. Die Perspektive als "symbolische Form". Vortrage der Bib-liothek Warburg, 1924-1925. Berlin, 1964.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.