Русская культурная идентичность: Социально-философский анализ проблемы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Чикаева, Татьяна Александровна

  • Чикаева, Татьяна Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 153
Чикаева, Татьяна Александровна. Русская культурная идентичность: Социально-философский анализ проблемы: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Тамбов. 1998. 153 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская культурная идентичность: Социально-философский анализ проблемы»

Актуальность исследования: Современный этап истории справедливо можно назвать переломным. Являясь частью мировой цивилизации, Россия оказалась также подвержена воздействиям перемен. Социально-экономические и политические преобразования 80-90 х годов привели к глубоким изменениям в жизни русского общества. Крушение советскогоя стало серьезным испытанием для русской нации. Последовшие за ним сомнения в верности избранных ориентиров развития, в своем национальном достоинстве, праве на одно из ведущих мест в мире стали почти неизменными ее признаками. Очевидно, что на данном историческом этапе Россия встает перед жестокой необходимостью переосмысления путей обновления на основе новой идеологии, в основу которой должны лечь ценности, согласующиеся как с историческими чертами русского национального самосознания, так и с общецивилизационными принципами.

Автор понимает под термином «русская национальная культура» - культуру России, не соглашаясь с тем, что в этом случае необходимо применять термин «российская». На протяжении всего своего исторического развития русская нация, ассимилируя культуру иных этносов, сохраняла свои оригинальные культурные черты. Самобытность русского полиэтноса не растворилось в российской самобытности, а стала ее основой. Признаками, определяющими культурное лицо России можно назвать русский язык, русские традиции, русские духовные верования, русские идеи. Диссертант, поэтому, считает более корректным использовать термин «русская культура» а определение российская применять только по отношению к государственности . 4

Поиск перспективных вариантов существования и развития русской культуры имеет не только внутреннее, но и общемировое значение. Русская культура представляет собой особое явление глобального масштаба. Без ее серьезного анализа невозможно положительно решить вопрос о преодолении любого из существующих ныне общечеловеческих кризисов, а, следовательно, невозможно создание планетарного самосознания человечества. Эта роль России была отмечена русскими мыслителями и подтверждена историческими примерами. Сегодня все мировое сообщество стремится к переосмыслению принципов своего сосуществования, в контексте которых судьба русской культуры имеет большое значение, а, следовательно, постановка вопроса о русской культурной идентичности особо актуальна.

О заинтересованности широкой мировой общественности в позитивном решении поставленной проблемы говорит, например, тот факт, что крупнейшая компания IBM совместно с Red Storm Entertainment ведут работу над компьютерной игрой «политика», действие в которой разворачивается после ельцинской России (156; с. 12).

Современный этап мировой истории характеризуется двумя параллельно идущими процессами: межнациональной интеграции и национального самоопределения. Однако, если первый процесс уже получил свое теоретическое обоснование в философии, политической, исторической, экономической, юридической и других науках и имеет под собой солидную методологическую базу, то вопрос национального самоопределения, по моему мнению, носит пока только декларативный характер политической амбиции. Переведению этого вопроса в теоретико-методологическое русло будет способствовать анализ проблемы русской культурной идентичности, который дол5 жен создать необходимую социально-философскую базу для изучения любой национальной культуры в контексте мировой.

Важность исследования русской культурной идентичности, определяется не только насущными проблемами национального и общечеловеческого развития на пороге Ш-го тысячелетия, но потребностями в теоретико-методологическом уточнении таких категорий как «идентичность», «культура», «цивилизация», «ментальность», «нация». В настоящее время, на мой взгляд, этим понятиям даются различные, иногда даже противоречивые определения. Иногда это приводит к некорректному их истолкованию, попытка преодолеть которое предпринята в данной работе.

Таким образом, можно сделать вывод о социально-политической и теоретико-методологической актуальности проблемы русской культурной идентичности в конце XX века.

Степень разработанности проблемы: В последнее время, особенно в текущем десятилетии, в широких общественных кругах возник интерес к теоретическому и практическому анализу русской культуры. Это вызвало появление многочисленных и достаточно неравноценных работ философского, культурологического, социально-политического и иного направления, посвященных проблеме русской культурной идентичности. Весь спектр современной литературы по исследуемой проблематике мы можем разделить на несколько групп.

Во-первых, это труды универсального содержания, в которых раскрывается весь комплекс вопросов, связанных с поиском русской культурной идентичности. Среди них мы можем назвать работы А.Н. Аринина, В.М. Михеева и других.

В 1995 году в свет вышла работа А.Н. Аринина и В.М. Михеева 6

Прошлое. Настоящее. Будущее: (историко-философская мысль России Х1Х-ХХ веков)», посвященная анализу мнений о России, ее судьбе, русской идее в прошлом и настоящем. Авторы рассматривают суть русской идеи как совокупность державности, народности, патриотизма и интернационализма. Анализ исторических концепций русской культурной идентичности приводит к пониманию авторами невозможности унификации национальной культуры. В качестве средства выхода из кризиса идентичности автор предлагает проект А. Солженицына, который состоит в признании необходимости особенного пути развития, заключающегося в соединении ценностей демократии и христианства.

Труды А.Н. Аринина, В.М. Михеева и других дают нам достаточно систематизированный взгляд на проблему, но вместе с тем они не дают возможности провести теоретический анализ основных философских категорий, берущихся в основу поиска ответа на заданный вопрос. Данные работы охватывают предмет более широкий, чем русская культурная идентичность, а потому могут служить только отправной точкой для ее исследования.

Особое место среди книг универсального содержания занимает работа К. Касьяновой «О русском национальном характере», где автор провел глубокий философско-психологический анализ понятий национального характера, менталитета, национального архетипа, дал оценку историческим попыткам решения проблемы культурной сущности русской нации. К. Касьянова дает понятие национального характера как представления нации о самой себе, в котором присутствуют как объективные, так и субъективные черты. Автор рассматривает структуру национального самосознания, включающую архи-тепический и рефлексивный уровень. Согласно воззрениям автора, русский культурный архетип носит особый эпилептоидный харак7 тер. Сущность русского национального характера становится, с точки зрения К. Касьяновой, отправной точкой исканий русской культурной идентичности. Автор выдвигает тезис об «аутсайдерах», то есть личностях не находящих собственного места в реальной действительности, а потому стремящихся найти философское обоснование собственной эмпирической непригодности. В работе делается вывод о необходимости развития русской культуры соразмерно западному культурному коду.

В книге В.И. Пернацкого «Введение в российскую политологию» рассматриваются проблема русского национального культурного архетипа, который автор классифицирует как антиномический. Основную причину противоречивости его, заключающуюся в раб-ско-бунтарском характере, автор видит в объективных условиях развития русской нации в исторической ретроспективе. Автор анализирует взаимосвязь оригинальных и западных элементов в русской национальной культуре и делает вывод о возможности и перспективности ее в будущем при определенных условиях.

Отдельно можно выделить также статьи и монографии современных исследователей, посвященные анализу взглядов мыслителей прошлого на русскую культуру. Критическое их переосмысление позволяет авторам создать ясное представление о динамике изучения вопроса. В центре внимания оказываются проблемы русской культурной идентичности и оригинальности, типологии подходов к ее изучению, что дает возможность сравнения исторических и современных принципов анализа проблемы русской культурной идентичности и подтверждает преемственность в оценке национальной культуры мыслителями различных поколений. В данном исследовании были использованы труды таких авторов как Л.Р. Авдеева, А.Н. Аринин, Б.И. Бессонов и другие. 8

Во-вторых, следует выделить работы современных мыслителей, посвященных разработке философских предпосылок изучения указанной проблемы. Ряд русских исследователей, таких как Г.Д. Гачев, Б. В. Гройс, A.B. Иванов, Н.П. Золотова, С.Б. Крымский, М.М. Ку-чуков, З.В. Сикевич, Н.С. Шпак и другие ставят проблему русского и иного национального культурного архетипа, русского Логоса и Психеи в сравнении с чувственным и мыслительным строем иных наций, национального самосознания, то есть создают предпосылки для формирования полноценного аналитического инструментария нашей проблемы.

В данной связи, прежде всего, следует отметить статью B.C. Малахова, предпринявшего попытку системного анализа понятия «идентичность». Рассмотрев данное понятие как философскую, социально-научную, психологическую, интернаучную категорию, он приходит к выводу, что в русской философии понятие идентичности получает гипостазированный и реификационный характер. Автор, отрицая наличие у нации особого национального сознания, вследствие отсутствия у нее черт субъекта, заключает, что неправомерно вести речь о национальной культурной идентичности. В настоящей диссертации ведется полемика по вопросам, затронутым в работе В. Малахова. Основой для авторского определения категории «идентичность» послужили работы В. Федотовой, В. Бадмаева, Б. Гройса, JI. Полякова и других. Следует отметить, что скептическое отношение В. Малахова к применению термина идентичность не лишено оснований. Современные мыслители часто только констатируют важность исследования данной категории и определяют его значимость. В публикациях последних лет идентичность рассматривается, в основном, с социально-научной точки зрения, и анализ ее как социально-философской категории еще предстоит углубить. 9

Наиболее полно в современных трудах раскрываются вопросы методологии поиска русской культурной идентичности. Г.Д. Гачев считает необходимым определять русскую культурную идентичность в ходе поиска космо-психо-логоса нации, то есть он проводит связь между условиями национального существования и национальным самосознанием. Заслуга мыслителя состоит, на мой взгляд, в том, что он рассматривает все понятия в системе, давая им всестороннюю характеристику. Работа Б. Гройса содержит анализ методологии определения русской культурной идентичности относительно западного и восточного культурного шифра, что позволяет определить социально-научное понимание русской культурной идентичности. Труды А. Иванова, Н. Золотовой, Л. Чагая, Н. Шпак и других посвящены философскому переосмыслению национального самосознания, его структуры, взаимосвязи категорий «национальной самосознание», «национальный характер», «национальная культура».

Основу понимания категорий «нация» и « этнос» составили работы A.B. и В.А. Авксентьева, И.Е. Кудрявцева, Р.Ф. Итса и других, которые показывают отличительные черты нации и этноса, приходя к заключению, что нация представляет собой особый коллективный субъект, наделенный присущими ему качествами.

В статьях и монографиях таких философов как B.C. Библер, H.A. Василенко, П.С. Гуревич проводится разграничение понятий культуры и цивилизации, которое происходит в согласии с определениями данных понятий у Н.Я. Данилевского.

Книгу Э. Геллнера «Нации и национализм» необходимо отметить особо, так как она предлагает трактовку национальной культуры как определяющего признака нации, указывая тем самым наиболее верный, с моей точки зрения, путь к пониманию сущности нации

10 и показывая сущность постановки и решения проблемы национальной культурной идентичности и самобытности.

Третью группу научных трудов составляют статьи и монографии, содержащие анализ русской культуры как культуры западного, восточного, синтетического или самобытного типа. Авторы таких работ делают попытку найти в русской культуре черты того или иного культурного шифра, обосновать ее родство ему и доказать, что обращение к нему будет единственно положительным решением в условиях нынешнего кризиса. Одновременно часть исследователей предполагает негативный подход к оценке связи русской культуры с иной и ставит своей целью доказать, что или русская культура представляет собой особый элемент мировой культуры или она не может быть положительно комплиментарна культуре Запада или Востока. К исследованиям эмпирического значения можно отнести работы таких мыслителей, как Л.Н. Гумилев, Д.С. Лихачев, A.C. Панарин, C.B. Чугров, B.C. Федотова и других. К сожалению, некоторые из статей и монографий, посвященных названной теме носят откровенно политически-декларативный характер, что мешает авторам дать серьезный научно-философский анализ этого вопроса.

Таким образом, можно заключить, что, несмотря на широкую разработку проблемы русской культурной идентичности философами, историками, культурологами, социологами, политиками и общественными деятелями, в настоящее время она остается недостаточно разработанной как на теоретическом, так и прикладном уровнях.

Цель и задачи исследования: Целью настоящего исследования является теоретическая интерпретация проблемы русской культурной идентичности. Достижение ее требует решения следующих задач:

11

- на основе критического анализа выработанных к настоящему моменту определений переосмыслить в социально-философском аспекте понятия «культурная идентичность», «культура», «цивилизация», «нация, «этнос», « национальное самосознание», проследить их взаимосвязь и указать границы применения;

- выяснить какой смысл следует вкладывать в понятие «русское национальное самосознание»;

- отследить преемственные связи исторических форм русского национального самосознания, определить сущность и роль национального культурного архетипа русской нации;

- рассмотреть основные принципы изучения русской культурной идентичности мыслителями прошлого и современности и указать границы преемственности;

- обозначить предлагаемые варианты решения проблемы выхода России из состояния кризиса идентичности;

- на основе критического переосмысления теоретических концепций показать перспективы и методы социально-практического разрешения проблемы русской культурной идентичности.

Методологическая база исследования: В качестве методологической основы принят диалектическо-материалистический метод рассмотрения явлений.

В процессе работы над диссертацией автор использовал различные наработки современной научно-философской мысли, в первую очередь, аналитическую психологию (Д. Юнг) и цивилизацион-ный анализ (Тойнби, Шпенглер, Данилевский).

Основными методологическими принципами настоящего исследования являются принципы объективности, единства логическо

12 го и исторического, перехода от общего к частному, от абстрактного к конкретному, системного подхода.

В плане реконструкции вариантов решения проблемы русской культурной идентичности мыслителями прошлого автор диссертации использовал в качестве основы работы Н. Бердяева, С. Булгакова, Л. Карсавина, Н. Лосского, Г. Федотова и других.

Проблематичность современных альтернатив поиска русской культурной идентичности была отчетливо осознаны автором в процессе знакомства с работами Г. Гачева, Г. Геллнера, Б. Гройса, В. Малахова, К. Касьяновой, В. Пернацкого, В. Федотовой, Ф. Цанн Кайси и других.

Научная новизна исследования.

Работа представляет собой системный анализ проблемы русской культурной идентичности. На защиту выносятся следующие положения:

1. Социально-философский поиск русской культурной идентичности заключается в выявлении характера целостности русской ментальности в ее дорефлексивной и рефлексивной формах.

2. Русский культурный архетип рассматривается автором как открытая система. Основными его чертами является творчество, восприимчивость, созерцательность, антиномизм. Такие свойства национального культурного архетипа определяют способность русской культуры самобытно ассимилировать элементы разных культурных кодов.

3. Для русской нации характерен оригинальный национальный рассудок, то есть русский человек обладает самобытным и высокоразвитым эмпирико-феноменологическим и образным мышлением.

13

4. Предложена оригинальная типология вариантов решения проблемы русской культурной идентичности в XIX- первой половине XX века. Выделяются следующие подходы: самобытный или оригинальный, самобытно-западнический, синтетический или всемирный, восточно-самобытнический и западнический.

5. Отмечается качественное своеобразие попыток осмысления русской культуры на пороге XXI столетия. Во-первых, в мыслителей отказываются анализировать русскую ментальность с позиций признания изолированности национальной культуры, а во-вторых, возникают концепции, включающие русскую культуру в западный или восточный культурный ареал.

6. Проводится мысль о том, что наиболее перспективным направлением является признание оригинальной идентичности русской культуры. Самобытность понимается как свойство национальной культуры ассимилировать и творчески преобразовывать элементы как западной, так и восточной культуры, создавая синтетическую, то есть качественно новую сущность, которая сохраняет преемственность в своих исторических формах.

Научно-практическая значимость диссертации: Выводы, изложенные в диссертации, могут быть использованы в качестве основы для разработки курса лекций по социальной философии, культурологии, русской философии, философии культуры в целях оптимизации учебного процесса в высшей школе, а также послужить одной из отправных точек углубленного социально-философского изучения сущности национальной культурной идентичности.

Главная ценность полученных выводов состоит в создании предпосылок теоретико-методологического определения и обосно

14 вания наиболее перспективного пути развития русской нации в следующем тысячелетии в общемировом и национальном аспектах.

Структура диссертации: Структура диссертации определяется целью и задачами данного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Чикаева, Татьяна Александровна

вы воды: я мы

I . Русская национальная культура по ап своим чимости представляет собой особый код общечеловечес '^^ ^ ры, а, следовательно, проблема русской культурной ^^ ^ является одним из наиболее значимых вопросов ГП1ГГ™ ^^о социа

Софии. ^ Фрг

2. поиск русской культурной идентичности заключаете явлении характера целостности русской ментальное™ в ее ^ * лексивной и рефлексивной формах и совокупности теорий I идей и представлений, посредством котовыу нЯ,„, ' р х нация представл. сти О осмысливает мир.

3. В исторической перспективе следует четко различать * турную и цивилизационную русскую идентичность Ход " ^^ страны в прошлом и настоящем характеризуется не согласов^1^ стью, а в отдельные периоды времени и антагонизмом между нем развития культуры и цивилизации в России, когда высокий вень развития культуры сопровождался низким уровнем жизни новной части нации. Это, однако, не должно давать повод для отрицательной оценки самобытных сторон национального самосознания

4. Субъектом русской культуры является русская нация, которая формировалась на базе русского полиэтноса. Индивид принад лежит к русской нации в силу своего осознанного или неосознанного вхождения в русскую культуру. Основной чертой русской нации является приобретение ее черт субъекта, то есть наличие у нее собственного национального сознания и национальной психики

132

5. Основу качественного своеобразия русской культурной идентичности составляет национальный культурный архетип. Основными чертами, характеризующими его, следует назвать образность, внутреннюю свободу, восприимчивость, созерцательность, одухотворенность, творчество, антиномизм. Особенность русского культурного архетипа состоит том, что он представляет собой открытую систему, а потому может вбирать в себя и творчески преобразовывать элементы иных культурных кодов. Русский культурный архетип, следовательно, представляет собой не эклектический набор западных и восточных культурных элементов, а их сложный синтез на самобытной основе.

6. Русский национальный характер раскрывается в ценностях, традициях и идеалах, которые сохраняют преемственность в течение поколений.

7. Для русской нации характерен свой оригинальный национальный рассудок, то есть русский человек обладает самобытным эмпирико-феноменологическим мышлением, а потому способен на создание своих особенных национальных идей и теорий. Однако, в силу объективных обстоятельств русской истории, нация не выработала собственных логических метаформул, которые лежат в основании рассуждения, то есть не выработала собственные законы мышления, а приняла их от Запада. Мы должны отметить поэтому, что русский философско-метафизический уровень национального сознания или национальный разум в своей основе имеет формулы Западной культуры, следовательно, русскому человеку легче понять образ мысли человека западной культуры, чем восточной, метафор-мулы мышления которого являются для нас загадкой.

8. Во все времена исследования русской культурной идентичности актуализируется внешними и внутренними условиями суще

133 ствования русской культуры, которые ставят перед ней вопрос выбора пути развития.

9. Концепции русской культурной идентичности в трудах мыслителей Х1Х-ХХ века объединяет признание ее самобытной основы. Отличие состоит в разных оценках соотношения национальных и иных ценностей в русской ментальности.

10. Современное изучение проблемы происходит в условиях всестороннего кризиса существования русской нации, что порождает экзистенциальную направленность поиска решения вопроса.

11. Теории русской культурной идентичности на пороге XXI века имеют качественное отличие от попыток ее осмысления в прошлом, которое заключается в следующем. Во-первых, общепризнанным становится бесперспективность анализа русской ментальности с позиций признания изолированности национальной культуры. Во-вторых, возникают концепции с большей определенностью, чем предшествующие, идентифицирующие русскую культуру как западную или как восточную. Сторонники обеих концепций приходят к выводу о включении русской культуры в тот или иной культурный ареал.

12. Основными чертами русской личности в представлении широких кругов научной общественности являются антиномизм, стремление к свободе, высокая духовность, «непрактичность», творческое восприятие.

13. В настоящий момент, в силу объективных обстоятельств, выход из кризиса идентичности все чаще связывается с раскрытием собственного потенциала, с развитием по оригинальному пути. Но одновременно растет понимание того, что русская культура - это неединичное явление, чаще всего русскую личность относят к ела

134 вянскому - то есть промежуточному между западным и восточным типом личности.

14. На рубеже Ш-го тысячелетия наиболее перспективным направлением становится признание оригинальной идентичности русской культуры. Самобытность проявляется в свойстве национальной культуры ассимилировать и творчески преобразовывать элементы как западной, так и восточной культуры, создавая синтетическую, то есть качественно новую сущность. Такое подход к решению проблемы русской культурной идентичности свидетельствует о признании положительного соотношения в русской культуре элементов традиционности и модерности, что стимулирует и оптимитизирует поиск вариантов будущего развития русской нации.

135

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Чикаева, Татьяна Александровна, 1998 год

1. Бердяев H.A. Душа России Л. 1990 30 с.

2. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М. Наука 1990 г. 222 с.

3. Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского. Paris YMCA-PRESS 1968 г. 268 с.

4. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Paris YMCA-PRESS 1939 г. 22 с.

5. Бердяев H.A. Русская идея. Paris YMCA-PRESS 1971 г. 259 с.

6. Бердяев H.A. Русская религиозная психология и коммунистический атеизм. Pans YMCA-PRESS 1931 г. 48 с.

7. Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире Paris YMCF-PRESS 1934 г. 83 с.

8. Бердяев H.A. Философия свободы. М. МКС-Плюс 1990 г. 280 с.

9. Булгаков С.Н. Война и русское самосознание. М.: изд-во тип. М. Сытина 1915 г. 59 с.

10. Ю.Булгаков С.Н. Интеллигенция и религия. М.: тип. А.И. Снегиревой 1903 г. 42 с.

11. И.В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX-XX веков М.: изд. корпорации «Логос» 1997 751 с.

12. Вехи. М.: изд-во тип. Саблина. 1909 г. С. 1-64.

13. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М. Книга 1991 574 с.

14. Евразийская хроника. Вып.9. Париж 1927 г. 102 с.

15. Евразийский временник. Берлин 1923 г. С.18-174.

16. Евразийский сборник. Прага 1926 г. С.5-63.

17. Евразийство: опыт систематического изложения. Paris 1926 г. 78 с.

18. Ильин В.Н, Атеизм и гибель культуры. Варшава: Добро. 1929 г. 29 с.

19. Ильин В.Н. Религия революции и гибель культуры. Париж 1962 г. 87 с.

20. Ильин И.А. О грядущей России. М.: Воениздат 1993 г. 330 с.136

21. Ильин И.А. О русском национализме. Что сулит миру расчленение России. Новосибирск 1991 г. 132 с.

22. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Мюнхен 1962 г. 269 с.

23. Ильин И.А. Родина. Русская философия. Православная культура. М. 1992 г. 158 с.

24. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Новосибирск: изд. Русский архив 1991 г. 31 с.

25. И.Р. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. Берлин 1925 г. 60 с.

26. Исход к Востоку: предчувствия и свершения. София 1920 г. 185 с.

27. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М.: Правда, 1989 г. 653 с.

28. Карсавин Л.П. Сочинения. М.: Раритет 1993 г. С. 120-402.

29. Киреевский И.В. В ответ Хомякову. В кн. Избранные статьи. М.: Современник 1984 г. С. 117-126.

30. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. В кн. Избранные статьи. М.: Современник 1984 г. С. 199-238.

31. Леонтьев К.Н. Избранное. М.: Московский рабочий. 1993 г. С.119-397.

32. Леонтьев К.Н. Письма о восточных делах. В собр. соч.т.5. изд. тип. Саблина 1912 г. С.379-468.

33. Леонтьев К.Н. Русские, греки и юго-славяне. В собр. соч.т.5. изд. тип. Саблина 1912 г. С.261-320.

34. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика 1994 г. 240 с.

35. Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: Ключ 1990 г. 154 с.

36. На путях. Берлин: Геликон 1922 г. С.9-356.

37. Россия глазами русского. С.-П.: Наука 1991г. С.171-296.

38. Русская душа. М.: Роман-газета 1994 240 с.

39. Русская идея. М.: Республика 1992 С. 74-146

40. Русская идея: в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. М.: Искусство 1994 т.2 С.67-176.

41. Русский узел евразийства: Восток в русской мысли: сборник трудов евразийцев. М.: Беловодье. 1997 525 с.

42. Святополк-Мирский С. Чем объяснить наше прошлое? Чего ждать от нашего будущего. Париж. 1926 г. 88 с.137

43. Смена Вех N1,2 Париж 1921 г. С.19.

44. Смена Вех N4 Париж 1921 С.8-21.

45. Смена Вех N17 Париж 1922 г. С. 11

46. Смена Вех. Прага 1922 г. 170 с.

47. Соловьев B.C. Избранное. М.: Советская Россия. 1990 г. С.41-60.

48. Соловьев B.C. Русская идея. Брюссель.1899 г. 32 с.

49. Соловьев B.C. Сочинения М.: Раритет. 1994 г. С.186-197.

50. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. Нью-Йорк. 1956 г. 391с.

51. Степун Ф.А. Встречи. Нью-Йорк: изд-во тов. зарубежных писателей. 1968 г. 202 с. 94.

52. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры.// Вопросы философии 1997 N1 С. 156.

53. Степун Ф.А. Идея России и формы ее раскрытия//Новый Град. Париж. 1934 N8 С. 15-27.

54. Степун Ф.А. О человеке Нового града//Новый Град. Париж 1932 N2 С.20-34.

55. Степун Ф.А. Путь творческой революции//Новый Град Париж 1931 N1 С.8-20.

56. Степун Ф.А. Чаемая Россия//Новый Град. Париж 1936 N11 С. 524.

57. Сувчинский П. Два Ренессанса.// Версты. Париж 1926 N1 С. 136142.

58. Сувчинский П. Письма в Россию.//Версты. Париж 1928 N3. С. 140-152.

59. Трубецкой Н.С. Европа и человечество. София 1920 г.75 с.

60. Федотов Г.П. Судьба и греха России, т.1 С-П.: София 1991 г. С. 42-320

61. Федотов Г.П. Судьба и греха России. Т.2.С-П.: София 1991 г. С. 41-304

62. Хомяков A.C. Избранные сочинения. Нью-Йорк, изд-во им. Чехова. 1955 г. 415 с.

63. Хомяков A.C. Сочинения. М.: Медиум. 1994 г. т.1. С. 15-533.

64. Цель жизни жизнь. М.: «Советская Россия» 1984 г. 527 с.

65. Шахматов М. Компетенция исполнительной власти в Московской Руси. Прага. 1936 г. 83 с.138

66. Шахматов М. Отношение древнерусских книжников к татарам. Белград. 1934 г. 259 с.1.. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

67. Авдеева Л.Р. Русские мыслители: Ал. А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, H.H. Страхов. М.: МГУ. 1992 г. 196 с.

68. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и проблемы национального общения. Ставрополь 1993 г. 221 с.

69. Аксючиц В. «Бог и Отечество формула Русской идеи» //Москва 1993 N1 С.120-127

70. Аксючиц В.В. Идеократия в России. Метаморфозы богоборческого режима. М: Выбор 1995 г. 175 с.

71. Аринин А.Н., Михеев В.М. Прошлое Настоящее. Будущее. (Историко-Философская мысль России XIX-XX веков). М.: «Интелех». 1995 г. 208 с.

72. Арсеньев Н С. Из русской культурной и творческой традиции. L.: overseas publ. intercharge Ltd. 1992 302 с.

73. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. Спб. изд. Спб. государственного института культуры 1994 224 с.

74. Аспекты модернизации постсоветского пространства: к вопросу о создании евразийского союза Москва 1994 45 с.

75. Ахиезер A.C. Россия как большое общество// Вопросы философии N1-С.3-19.

76. Бабанов В.В, Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура. М.: МИФ РАН 1996 С. 11-26

77. Баранов Е В. Русская философия и кризис идентичности.// Вопросы философии 1991 N8 С. 102-116

78. Бессонов Б.И. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М. Луч 1993 г. 253 с.

79. Библер B.C. Культура. Диалог культур.// Вопросы философии 1989 N6 С.31-43.

80. Бицилли П. Нация и государство.// Родина 1993 № 11 С.62-66.

81. Боков Х.Х., Алексеев С.В. Российская идея и национальная идеология народов России. Москва 1996 130 с.139

82. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. Спб. Лениздат 1992 144 с.

83. Бутенко А., Колесниченко Ю. Менталитет России и евразийство: их сущность и общий политический смысл.// Россия и мусульманский мир 1996 №1 С. 5-17.

84. Валицкий А. По поводу "русской идеи" в русской филосо-фии.//Вопросы философии 1994 N1 С. 68-72

85. Валицкий А. Россия.//Вопросы философии 1990 N12 С. 67-68

86. Василенко И.А. Диалог культур, диалог цивилизаций.// Вестник РАН т.66 N5

87. Весиловский Г. Тайна России. Москва 1996 N2 С. 123-129

88. Вдовин А.И. Российская нация. М. «Либрис» 1995. 188с.

89. Воронежская беседа. Воронеж 1998 186 с.

90. Вододагин А., Данилов С. Метафизическая ось евразийства. Тверь 93 с.

91. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер// Вопросы философии 1995 N7 С.111-122.

92. Гачев Г.Д. Термин: национальный логос.// Вопросы философии 1994 N2

93. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс 1991 320 с.

94. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации (феномен евразийства). М.: ИНИОН 1993 180 с.

95. Гройс Б.В. Поиск русской национальной идентичности.//Вопросы философии 1992 r.Nl С.52-60.

96. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М. 1994 г. 307с.

97. Гулыга A.B. Русский вопрос.// Наш современник 1990 N1. С.168176

98. Гулыга A.B. Формула русской культуры. М. 1992 г. С.182-195.

99. Гумилев Л.Н. Заметки последнего евразийца.// Наше наследие 1991. N3 С.19-26.

100. Гумилев Л.Н. Из истории Евразии. М. «Искусство» 1990. 79с.

101. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М.: Эко-прос 1993 576 с.

102. Гумилев Л.Н. Черная легенда. Друзья и недруги Великой Степи. М.: Экопрос 1994 622 с.140

103. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс 1995 г. 456 с.

104. Даиичев В. История основ национальной безопасности страны.// НГ-НГ Сценарии 1998 № 6 С. 14

105. Диалог цивилизаций: Восток Запад.// Вопросы философии 1998 №2 С. 174-178.

106. Дугин А.Г. Мистерии Евразии. М.: Артогея 1996 192 с.

107. Евразийская перспектива. М. 1994 214 с.

108. Евразийский проект: реальности, проблемы, концепции (сост. Беляков H.H.) М. "Клуб реалистов" 1996. 63с.

109. Евразийский союз: новые рубежи, проблемы и перспективы. М.: РИЦ ИСПИ РАН 1996 210 с.

110. Евразийство: за и против, вчера и сегодня.// Вопросы философии 1995 N6 . С.3-48

111. Европа и Россия: диалог культур. М.: ИНИОН 1994 125 с.

112. Единая Европа: идея и реальность. Концепция культурной идентичности М. ИНИОН РАН 1997 г. 48 с.

113. Ерасов Б. Россия в евразийском пространстве. //Общественные науки и современность 1992 N5 С.57-66.

114. Ерыгин А.И. Российский менталитет и феномен западничества в русской культуре.//Вопросы философии 1994 N1. С. 45-49.

115. Загорский А. Россия и Европа.// Международная жизнь 1993 N1 С.47-56

116. Запад и Восток: традиции, взаимоотношения и новации. М.: Владимир Морозов энтерпрайз инкорпорейтед 1995 32 с.

117. Зеньковский В. Русская мысль и Европа. Paris YMCA-PRESS 1955 г. 280 с.

118. Зиновьев A.A. Запад. Феномен западнизма. М. Центрополи-граф 1995 461 с.

119. Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современная психология понимания. М.: Институт психологии 1993 113 с.

120. Зотов А.Ф. Русская культура: своеобразие или привычная своеобычность?//Социс 1995 г. N11 С.71-74.141

121. Зобов P.A., Келасьев В.Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. Спб. Языковой центр. 1995 86 с.

122. Зыков В. Кровь и пыль.// Наш современник 1996 N9 С.88-92

123. Жириновский В.В. Плевок на Запад. Москва 1995 63 с.

124. Иванов A.B. Уровни русского самосознания.// Вестник МГУ сер. Социально-политические исследования 1993 N6 С.56-63.

125. Индивидуализм и соборность.// Москва 1996 N9 С. 140-151

126. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания т. 1 М.: Аргус 1995 439 с.

127. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания т. 6 М.: Аргус 1995 319 с.

128. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания т. 3 М.: Аргус 1995 543 с.

129. Иоанн митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Самодержавия духа. Спб.: издательство Яковлева 1994 34 с.

130. Ионин Л.Г. Культура на переломе.// Социс 1995 N2 С.41-48

131. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л.ЛГУ. 1991 г. 169 с.

132. Казинцев А. Что мы выбрали, что потеряли?// Наш современник 1996 N9 С.124-140

133. Кантор В.Н. Стихия и цивилизация: два фактора Российской судьбы.// Вопросы философии 1994 N5

134. Кантор В.Н. Меняется ли российская ментальность.// Вопросы философии 1994 N1 С. 39-45.

135. Капустин Б.Г. Россия и Европа на пути к миру миров.// Вопросы философии 1993 N6 С. 174

136. Капустин Б.Г. Современность как принуждение и как свобода.//Вопросы философии 1998 №4 С.19-39.

137. Капустин М. Гуманитарные науки и творчество М. 1997 г. 37 с.

138. Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл).// Вопросы философии 1992 N8 С.92-104

139. Кара-Мурза А. Наступление голема.// Наш современник 1996 N8 С.112-123142

140. Кара-Мурза А., Панарин А. , Пантин И. Духовно-идеологическая ситуация в современной России перспективы развития.// Полис 1995 N4 С.6-17

141. Карлов A.B. Честь имени или о русском национальном самосознании.//Вопросы философии 1997 № 4 С. 3-18.

142. Касьянова К. О русском национальном характере, М.: ин-т моделирования экономики 1994 367 с.

143. Касьянова К. Что такое национальный характер.//Родина 1994 N11

144. Катанян К. Никто не хочет называться фашистом// Независимая газета 1.07.1998 С.З

145. Катасонов В.Н. Национально-государственная идея России: верность историческому признанию.// Москва 1997 N5 С. 7

146. Кентавр перед сфинксом. М.: Апрель-85 1995 г. 355 с.

147. Керимов Спор. имеет вековую историю.// Москва 1993 N1 С.127-129

148. Кефели И.Ф. Культура и цивилизация.// Социально-политический журнал 1995 N 4 С122-127.

149. Клямкин И.М., Лапкин В.В. Русский вопрос в России.// Полис 1995 N6 С.78-96

150. Кляторный С. Россия и тюркские народы: евразийская перспектива.// Россия и мусульманский мир 1996 №2 С.61-72

151. Коммунисты: право на власть. М. Центр исследований политической культуры России. М., 1998 с. 187.

152. Кортунов C.B. Россия: национальная идентичность на рубеже веков. Москва 1997 120 с.

153. Кошелев В. Парадоксы мифологизации.// Москва 1993 N7 С. 122-128.

154. Крымский С.Б. Культурные архетипы или знание до познания.//Природа 1991 N11 С.70-75.

155. Кудрявцев И.Е. Национальное «Я» и политический национализм.// Полис 1997№ 2 С.77-94.

156. Кузнецов Г. "СЭЗ Россия". // Компьютерра 1997 № 25 С. 2.

157. Кузнецов Г. Россия после Ельцина вариант от IBM //Компьютерра 1997 № 25 С. 12143

158. Кузнецов Г. Православие, самодержавие, популярность. //Компьютерра 1997 №37 С. 2.

159. Кузнецов Г. Эта страна. Компьютерра 1997 № 49 С. 2.2.2.

160. Кутырев В.А. Пост-пред-гипер-контр-модернизм: концы и начала.// Вопросы философии 1998 № 5 С. 135-145-3.

161. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения. М.: Советский писатель 1989 С. 3-540

162. Лихачев Д.С. О национальном характере русских.//Вопросы философии 1990 N4 С. 3-6.

163. Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире.//Новый мир 1989 N1 С. 3-9

164. Лукин В.П., Уткин А.И. Россия и Запад: общность или отчуждение. М. САМПО 1995 147 с.

165. Львов Д.С. Образ новой России истоки формирования.// Вопросы философии1998 № 4 С. 3-18.

166. Люкс Л. Россия Между Западом и Востоком. М.: Московский философский фонд 1993 159 с.

167. Максимычев И.Ф. Россия как составная часть общеевропейского цивилизационного пространства.// Общественные науки и современность 1997 № 6 С. 85-96.

168. Малахов B.C. Неудобства с идентичностью// Вопросы философии 1998 N 2 С 43-53

169. Малашенко А. Государство в поисках равновесия: в чем парадигма текущего интереса к русской национальной идеи.// Независимая газета 1997, июнь С. 1-2

170. Марченко В.Т. Сверхнация. М.: Московский центр экологического движения энергетиков. 1996 45 с.

171. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. Москва 1994 155 с.

172. Маслин М.С. Русская идея и проблема возрастания российской государственности.// Вестник МГУ сер. Социально-политические исследования 1993 N5 С. 25-29.

173. Матвеева С.Я. Национальные проблемы России.// Общественные науки и современность 1997 № 1 С. 68-84.

174. Махлаев A.B. К вопросу об изучении национального характера.// Социально-политический журнал 1995 N1 С. 207-210.

175. Махлач В. Диагноз.// Москва 1996 N1 С. 144-166.144

176. Медведев Р., Медведев Ж. Россия и Запад в конце XX века. М.: «Правда человека» 1997 104 с.

177. Межуев Б.В. "Русская идея" перед вызовом современности.// Вест. МГУ Сер. 12 Социально-политические исследования 1993 N 6 С. 3-14.

178. Межуев В.М. О национальной идее.// Вопросы философии 1997 № 12 С. 3-14.

179. Метлов В.И. «Русская идея», возрождение России и проблема метода.// Вестник МГУ сер. 12

180. Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века. Вопросы философии 1996 N3 С. 46-56.

181. Мировое сообщество и судьба России. М.: изд. МНЭПУ 1997 272 с.

182. Моисеев H.H. Время определять национальные цели. М.: изд-во МНЭПУ 19970 256 с.

183. Московая А.П., Скорин^А. Архетип и ориентиры российского менталитета,// Полис 1995 N4 С.69-76

184. Мудрагей Н.С. Идеал проблема выбора или Воля к разуму.// Вопросы философии 1995 № 9 С. 43-53.

185. Мяло К. Между Западом и Востоком.// Москва 1996 N 4С. 107131.

186. Мяло К., Нарочницкая Н. Восстановление России и евразийский соблазн.//Наш современник 1994 N11-12 С. 211-219.

187. Мясников В. Евразийская идея и ее перспективы. // Россия и мусульманский мир 1996 №3 С.5-12

188. Назаров H.A. Замысел Божий о России.// Родина 1990 N11 С. 8-13

189. Нарочницкая Н. Русские на пороге XXI века.// Наш современник 1996 N4 С. 107

190. Новикова Л.Н. В поисках новой идеологии. // Вестник МГУ сер. 12 1993 №5 С.

191. Нусхаев А.Л. Россия Евразия духа: стратегия обновленной жизни. Элиста 1996 24 с.

192. Орлов Б. О симпозиуме "Восток Запад - Россия" Методология сравнительного культурного анализа.// Философские науки 1997 N1145

193. Огнев В. Мы не одни в мире или апология нового мышления. //Европа и мир 1992. Вып. 1 С.46-53

194. Огурцов А.П. Трудности анализа ментальности.// Вопросы философии 1994 N1 С.50-67.

195. Оников JI. Трагедия русских.// Независимая газета 19.05. 1998 С. 8

196. Осипов Г.В. Россия. Национальная идея. Социальные идеи и приоритеты. М.: фонд содействия развитию социальных и политических наук 1997 208 с.

197. Павлов H.A. Русские: бремя выбора.// Наш современник 1995 N5 С. 146-166

198. Палей Е.В. Телеологический аспект ценностного знания. В книге Философский альманах № 1-2 (ред. Г.Н. Гумницкий) Иваново 1998 С. 99-101.

199. Панарин A.C. « Вторая Европа» или «Третий Рим». Моск-ва1996 154 с.

200. Панарин A.C. Парадоксы европеизма в современной России.// Россия и мусульманский мир. 1997 №2. С.5-14

201. Панарин A.C. Парадоксы европеизма в современной России.// Россия и мусульманский мир. 1997 №2. С. 14-21.

202. Панарин A.C. Похищенная Россия.// Москва 1997.N 1 С. 146157.

203. Панарин A.C. Россия в Евразии: вызовы и ответы.// Вест. МГУ Сер. 12 Социально-политические исследования 1993 N5 С. 9-17

204. Панарин A.C. Россия в поисках идей: варианты цивилизаци-онного выбора. // Вестник МГУ сер.12 1993 №5 С.9-17.

205. Панарин A.C. Россия в цивилизационном пространстве Москва 1995 262 с.

206. Панарин A.C. Соблазн западничества и аскеза евразийства.// Знание-сила 1994 N1 С.64-71.

207. Пантин И.Н. Национальный менталитет и история России.// Вопросы философии 1994 N 1 С.29-33.

208. Пантин И.Н. Россия в мире: историческое самоузнавание.// Вопросы философии 1993 N1 С. 20-30

209. Первезенцев С. Русский лад печальности.//Наш современник 1996 №9 С.202-208

210. Пернацкий В.И. Введение в российскую политологию. Ниж146ний Новгород 1996 168 с.

211. Платонов О. Русская цивилизация. М.: Роман-газета 1995 222 с.

212. Подберезнин А.И. Русский Путь. Москва 1997 53 с.

213. Подопригора ВН., Краснопевцева Т.П. Русский вопрос в современной России.// Вопросы философии 1995 N6 С. 65-74.

214. Политические партии современной России и национальный вопрос. М. «Клуб реалистов» М. 1996 г. 224 с.

215. Поляков JI. Логика «русской идеи».// Общественные науки и современность 1992 N3 С.70-84.

216. Поляков Л.В. Модернизационный процесс в России: социальные сдвиги и кризисы идентичности. Москва 1994 76 с.

217. Полторацкий Н. Бердяев и Россия. Нью-Йорк 1967 г. 270

218. Полторацкий Н. Россия и революция. Эрмитаж 1988

219. Празаускас А.А, Этнонационализм, многонациональное государство и проблемы глобализации.// Полис 1997 №2 С.95-105.

220. Пуляев В.Т. Россия накануне XXI века: идеология, рынок, гуманизм.// Социально-политический журнал 1997 №3 С.3-13.

221. Пушкарев Б.С. Россия и опыт Запада: избранные статьи 1955 -1995 годы. М.: Посев. Российская философия. 1995 335 с.

222. Разумов А. Моя национальная идея.// Свободная мысль 1997 N4 С. 81-95.

223. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и ры-нок.//Вопросы философии 1992 N 5 С.3-15.

224. Remarking Russia Voices from within / Ed. By Isham H.; with an introduced by Pipes R - Armonk (N.Y.); L.: Sharpe 1995 - XXVII330 p.

225. Риск исторического выбора в России.// Вопросы философии 1994 N5 С. 3-26.

226. Розов Н.С. Национальная идея как императив разума.// Вопросы философии 1997№ 10 С. 13 -28.

227. Романов Е. Русская сила.// Полис 1994 N4 С.3-7

228. Российская история: традиции и перспективы либеральных реформ.// Общественные науки и современность 1997 N6 С. 68-84

229. Российская модернизация: проблемы и перспективы.// Вопросы философии 1993 N7 С. 3-39.147

230. Российская общенациональная идея. М.: Клуб «Реалисты» 1996 г. 140 с.

231. Россия в поисках новой идеи. М.: ИНИОН РАН 1997 54 с.

232. Россия и будущее европейской устройство. Москва 1994 212 с.

233. Россия и Восток: Проблемы взаимодействия. Челябинск 1995 203 с.

234. Россия и Европа: тенденции развития на пороге третьего тысячелетия. М.: изд-во ИНИОН РАН 1995 327 с.

235. Единая Европа: идея и реальность. Концепция культурной идентичности М. ИНИОН РАН 1997 48 с.

236. Россия и Запад: диалог культур. Москва 1996 696 с.

237. Россия и Запад: диалог культур. Тверь 1994 193 с.

238. Россия и Запад: настоящее и перспективы. М.: РИЦ ИСПИ РАН 1996 33 с.

239. Россия и русские на пороге XXI века. М.: Клуб «Реалисты» 1996 254 с.

240. Россия, которую мы обретаем.// Новый мир 1993 N1 С.4-43

241. Россия: критика исторического опыта.// Общественные науки и современность 1992 N5 С.134-144.

242. Россия между Востоком и Западом: традиционные и современные концепции. М.: 1994 214 с.

243. Россия на пороге XXI века. М.: РАД корпорация: информационно-издательское агентство «Обозреватель» 1996 334 с.

244. Россия: Опыт национально-государственной идеологии. М.: издательство МГУ 1994 230 с.

245. Русская идея на историческом перекрестке.// Свободная мысль 1992 N6 С. 36-47.

246. Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М. 1995 222 с.

247. Русская культура и мир. Н-Новгород 1993 287 с.

248. Русская культура XX века: старые и новые смыслы//Москва 1996 С. 154-168.

249. Русский народ: историческая судьба в XX веке М.: АНКО 1993

250. Русские философы. М.: Книжная палата. 1993 г. С. 289-296.148

251. Рыжков В. Россия. Закат четвертой республики. // Независимая газета 2.07.1998. С.8.

252. Сагатовский В.Н. Русская идея продолжим ли прерванный путь? Спб. Петрополис 1994 217 с.

253. Сахаров А.Н. Этапы и особенности русского национализма.// Россия и современный мир 1997 №1 С.56-71

254. Светлицкая Е.В, Новая российская идентичность.// Общественные науки и современность. 1997№ 1 С.72-81.

255. Сгорин В. Российская история на переломе: причины, характер, следствия.// Общественные науки и современность 1994 N1 С. 5-15.

256. Севастьянов А. Русская перспектива.// Наш современник 1997 № 11 С. 228-241.

257. Седакова О. Западническая идея во вчерашней и сегодняшней русской культуре.// Искусство кино 1994 N9 С. 23-26

258. Семенникова Л.И. Цивилизационные парадигмы в истории России.// Общественные науки и современность 1996 N 4 С. 105-111.

259. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М. Механик 1996 204 с.

260. Солженицын А. И. «Русский вопрос» к концу XX века.// Россия и мусульманский мир 1995 .№ 2 С.11-146

261. Солодов В.В. «Русская идея и новое мессианство» // Вестник МГУ сер.12 1993 №5 С. 42-45.

262. Солоневич И.Л. Народная монархия. М.: Феникс 1991 511с.

263. Стародубцев В.Ф., Вьюнов Ю.А. Русский народ. Москва 1994 г. 52 с.

264. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. М.: ИФ РАН 1996 176 с.

265. Страда В. Западничество и славянофильство в обратной перспективе.//Вопросы философии 1993 N7 С.57-63.

266. Тишков В.А. Что есть Россия (перспективы нациестроительст-ва).// Вопросы философии 1995 N2 С. 3-17.

267. Традиции и обновление. Н-Новгород: изд-во ВВАГС 1995 154 с.

268. Троицкая Н.Е. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом. Москва 1995 48 с.149

269. Троицкий Е.С. « О русской идее: очерк теории возрождения нации» М. 94

270. Туркатенко Е.В. Культура и общество в России: новый семинар в Москве.// Социс 1997 N 3 С. 129-131.

271. Уткин А.И. Россия и Запад: проблемы взаимного восприятия и перспективы строительства отношений. М.1995 61 с.

272. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации.// Социс 1997 N8 С. 40-46.

273. Федоровский Н. Российское общество в поисках самосознания.// Москва 1996 N2 С. 113-122.

274. Федотова В.Г. Анархия и порядок в контексте российского посткоммунистического развития.// Вопросы философии 1998 №5 С. 320.

275. Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии.// Вопросы философии 1995 N12 С.21-34.

276. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. Москва 1997 255 с.

277. Философия в России 19-начала.20 века: преемственность идей и поиски самобытности. Москва 1991 г. С.41-69.

278. Фишер А. Основы культурной политики России.// Общественные науки и современность 1994 N5 С. 14-25.

279. Фомин С. Русский вопрос и будущее России.// Москва 1996 N6 С.113-123.

280. Ходанович М.А. Философские воззрения Апполона Григорьева. Москва. 1985 г. 215 с.

281. Цанн Кайси Ф.В., Новиков И.А. Личность перед выбором. В книге Философские и социологические проблемы формирования социально активной личности.// Межвузовский сборник научных трудов. Владимир 1989 С. 83-93.

282. Царев В. Евразийство и скифилософия растерянности.// Искусство-кино 1995 N9 С. 27-31.

283. Цивилизации и культуры. М.: ин-т востоковедения РАН 1995 292 с.

284. Цимбаев Н.И, До горизонта земля! (К пониманию истории России)// Вопросы философии 1997 N1 С. 18-42.

285. Ципко А. Россия на пороге чрезвычайщины.// НГ-НГ Сценарии 1998 №7 С.14-15.150

286. Ципко В. Может ли Россия измениться.// Россия и мусульманский мир. 1997 № 1.

287. Челышев Е.П. Современная культура России: проблемы развития.//Москва 1996 N1 С. 5-20.

288. Чубайс И.Б. От Русской идеи к идеи новой России М.: изд. дом Социальная защита 1997 79 с.

289. Чугров С В. Россия и Запад: метаморфозы взаимовосприятия М.: Наука 1993 142 с.

290. Шалабаева Г.К. Национальная культура как феномен национального сознания и самосознания: социально-философский анализ. Москва 1996 45 с.

291. Шаповалов В. Неустрашимость наследия.// Социс 1995 N2 С.48-57.

292. Шаповалов В. О категориях культурно-исторического процветания в России.// Свободная мысль 1993 N 6 С.68-78

293. Шапошников Л.Е. Философия соборности: очерки русского самосознания. Спб. изд-во Спб. университета 1996 200 с.

294. Шафаревич И. Как умирают народы.// Наш современник 1996 N7 С. 99-111.

295. Шубарт В. Европа и душа Востока.// Родина 1994 N11 С. 16-21

296. Щукин В.Г. На заре русского западничества.// Вопросы философии 1994 N7-8 С.135-149. /

297. Юнг К Г. Об архетипах коллективного бессознательного.// Вопросы философии 1988 N1 С. 134

298. Юсуповский А. От национального кризиса к национальному соразвитию: В поисках адекватной модели.// Общественные науки и современность 1994 N5 С. 102-112.

299. Янов А.Л. После Ельцина «Веймарская Россия» М.: КРУК 1995 319 с.

300. Яновский Р.Г. Поиск народной идеи.//Социологические исследования 1997 №5 С. 15-20.

301. I ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

302. Аутлева Ф.Т. Ценностно-нормативные ориентиры русской ментальности. дисс. канд. фил. наукМ . 1996 137 с.151

303. Бадмаев В.Н. Национальная идентификация как философская проблема. дисс. канд. фил. наукМ. 1996 143 с.

304. Базов В.В. Культурные традиции и самоидентификация личности. дисс. канд. фил. наукМ . 1994 123 с

305. Белоусова Н.О. Этническая самобытность как проблема философии культуры. дисс. канд. фил. наук Р. на Д. 1993 154 с.

306. Гармаева М.Н. Национальное самосознание как феномен культуры. дисс. канд. фил. наук M . 1994 157 с.

307. Горяев А.Т. Евразийство как явление культуры России: историко-философский аспект. дисс. канд. фил. наукМ. 1993 152 с.

308. Завьялов М.Г. Традиция как способ самоидентификации общества. дисс. канд. фил. наук Екатеринбург 1997 201 с.

309. Золотова Н.П. Национальное самосознание как объект философского анализа . дисс. канд. фил. наукМ. 1997 122 с.

310. Зуйков B.C. Формирование культурно-мифологических архетипов русского национального самосознания. дисс. канд. фил. наук М. 1995 189 с.

311. Койшыбаев Г.Т. Концепция Евразии как многоуровневой целостности. дисс. канд. фил. наук М.1994 118 с.

312. Котова H.A. Политическое самосознание и культура личности. . дисс. канд. фил. наукМ. 1993 165 с.

313. Куликова Е.А. Идеал как социокультурный феномен . дисс. канд. фил. наук Вл. 1996 193 с.

314. Кучуков М.М. Национальное самосознание (Вопросы теории истории). . дисс. док. Фил. наук Р. на Д. 1993 430 с.

315. Мамбеева A.C. Изучение русской этнической самоиденти-чости. дисс. канд. фил. наукМ. 1994 145 с.

316. Мокренко В.И "Русская идея и современная Россия: социально-философский анализ. . дисс. канд. фил. наукМ. 1993. 130 с.

317. Нгуен Нгок Ван Соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в национальном самосознании. дисс. канд. фил. наукМ. 1993 134 с.

318. Нигалатушина P.M. Национальное самосознание как фактор становления культурно-исторической целостности мира. дисс. канд. фил. наук Казань. 1994 158 с.

319. Рогозин Д.О." Русский вопрос" и его влияние на национальную и международную безопасность. дисс. канд. фил. наук М.1521996 184 с.

320. Чагай Л.П. Национальное самосознание личности. дисс. канд. фил. наук М. 1992 208 с.

321. Чистяков Б.А. Проблема национального своеобразия культуры и ее постановка в русской философской мысли. дисс. канд. фил. наук Спб. 1995 165 с.

322. Шпак Н.С. Национальное самосознание: сущность, функции: особенности проявления в современных условиях. дисс. канд. фил. наук М. 1993 153 с.

323. РУКОПИСИ, ДЕПОНИРОВАННЫЕ В ИНИОН РАН

324. Астватурцова М.А. К вопросу о цивилизационном своеобразии России, рук. деп. в ИНИОН РАН Владикавказ 14 с.

325. Беговатов А.И., Козырева Л.Д. Россия как Евразия: идеология и геополитика, рук. деп. в ИНИОН РАН Спб. 1995 95 с.

326. Боровиков А.П. Российская реальность: истоки, сущность, перспективы, рук. деп. в ИНИОН РАН Спб. 199418 с.

327. Койшыбаев Г.Т. Евразия особый культурно-языковой мир. рук. деп. в ИНИОН РАН М. 1994 40 с

328. Мордашова Н.В. К вопросу о национальном характере русских и русском национализме, рук. деп. в ИНИОН РАН Спб. 1995 21 с.

329. Рахманина Н.В. Теория культурно-исторических типов и проблема самобытности России, рук. деп. в ИНИОН РАН М. 1995 40 с.

330. Яковлева Л.И. О некоторых аспектах национальной идеи. рук. деп. в ИНИОН РАН М. 1997 99 с.