Русская Православная Церковь в модернизационных процессах современной России: политологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Топольян, Артем Павлович

  • Топольян, Артем Павлович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2013, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 141
Топольян, Артем Павлович. Русская Православная Церковь в модернизационных процессах современной России: политологический анализ: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Ростов-на-Дону. 2013. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Топольян, Артем Павлович

Введение.

Глава 1. Роль и место религии в политических и социокультурных трансформациях современного общества.

Глава 2. Русская Православная Церковь в процессах укрепления российской государственности и консолидации российского общества.

Глава 3. Духовно-нравственное возрождение как социокультурная основа модернизации России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская Православная Церковь в модернизационных процессах современной России: политологический анализ»

Актуальность темы исследования. Начиная со второй половины XX в. мир переживает период глубоких трансформационных изменений, затрагивающих практически все сферы общественной деятельности. Прежде всего, это связано с теми политическими, экономическими и социокультурными событиями, которые коренным образом преобразовали жизнь большинства государств: деколонизацией, крушением социалистического лагеря, глобализацией экономики и культуры, развитием информационно-коммуникационных технологий.

Большая часть стран, не относящихся изначально к западному цивилизационному кластеру, оказалась перед необходимостью модернизации, отказ от которой равняется если не международной изоляции, то дальнейшему существованию в качестве аутсайдеров мировой политики и экономики, сырьевых придатков более развитых государств. Вместе с тем, модернизация по западному образцу сопровождается многими рисками, включая, прежде всего, угрозу утраты национальной и цивилизационной идентичности, девальвацию тех традиционных ценностей, которые веками определяли специфику политического и социального уклада жизни в незападных обществах. В этой связи наблюдается рост религиозности, включая и распространение фундаменталистских взглядов, что выступает в условиях глобальной интеграции культур в качестве одного из немногих способов противодействия утрате национального своеобразия, духовного суверенитета. Для стран Запада возрождение интереса к религии и повышение ее роли и места в жизни общества, в свою очередь, может рассматриваться также в качестве одного из ключевых средств сохранения национальной идентичности перед лицом массовых миграционных потоков, которые вносят существенные коррективы в этнический и конфессиональный состав населения стран, принадлежащих к западной цивилизации.

Для современной России модернизация является единственной стратегией развития, позволяющей поднять экономику, науку, культуру страны до уровня наиболее развитых стран мира, занять достойное место в списке ведущих мировых держав. Вместе с тем, как и в других странах, принявших сценарий «догоняющей модернизации», в России наблюдается целый ряд проблем, связанных с утратой духовных и идеологических ориентиров, кризисом традиционной системы ценностей, что порождает распространение негативных явлений в социуме и, в конечном итоге, превращается в главное препятствие модернизационным процессам.

Модернизация российского общества в настоящее время не представляется возможной без его духовно-нравственного оздоровления, интеграции всего населения страны вокруг конкретной национальной идеи, которая должна оптимально отвечать потребностям развития российского государства, вызовам и рискам современности, но в то же время и сохранять тот ценностно-мировоззренческий базис, который составлял основу российской цивилизации на протяжении многих столетий. Важная роль в данном процессе принадлежит Русской Православной Церкви как крупнейшего традиционного конфессионального института, пользующегося доверием и авторитетом у широких масс населения. Православие внесло колоссальный вклад в формирование российской государственности как таковой, сохранение и укрепление суверенитета страны, и в современных условиях, когда встает необходимость выработки идеологии национального развития, способной направить модернизационные процессы в органичное для страны русло, минимизировать возможные риски модернизации, роль церкви приобретает особого значение. Необходимостью исследования участия Русской

Православной Церкви в модернизации современной России и объясняется актуальность представляемой работы.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы религии и ее влияния на политическую и социокультурную жизнь социума находились в спектре научных интересов многих представителей отечественной и зарубежной политологии и социологии. Начиная с эпохи Просвещения, гуманитарные науки все чаще обращаются к исследованию социальных функций религии. Важнейший вклад в развитие представлений о роли и месте религии в социуме, ее влиянии на жизнь общества внесли работы таких авторов как Д. Белл, П. Бергер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Леви-Стросс, Б. Малиновски, К. Маркс, Т. Парсонс, Г. Спенсер и т.д.

Э. Дюркгеймом были заложены основы функционального подхода к изучению религии как социального института1. В контексте настоящего исследования необходимо обратить внимание на работы М.Вебера, в который анализируется влияние религии на развитие обществ и, прежде всего, на становление капиталистических отношений в странах Запада. Вебер подчеркивал важнейшую роль протестантизма в модернизации европейских государств2.

Начиная со второй половины XX в. ученые обратились к исследованию процесса формирования постсекулярного общества. Здесь необходимо отметить работы Ю.Хабермаса и Дж.Ролза. Хабермас подчеркивает рост значимости религии в современном мире, в особенности в сфере сохранения национальной идентичности и социального единства, угрозу л которым несут процессы глобализации экономики и культуры . Ролз акцентирует внимание на необходимости сохранения равенства верующего

1 Дюркгейм, Э Религия и общество / Э. Дюркгейм // Религия и общество / сост В И Гараджа, Е Д Руткевич М Аспект Пресс, 1996.

2 Вебер М Протестантская этика и дух капитализма//Избранные произведения, М., 1990

3 Habermas, J Justification and Application: Remarks on the Discourse Ethics (Cambridge (MA): MIT Press, 1993), Habermas J, Between Facts and Norms. Contributions to a Discourse Theory of Law and Democracy (Cambridge (MA): Cambridge University Press, 1996/ и неверующего населения, предусматривающее и отношение к конфессиональным организациям как к равному партнеру в определении стратегий политического и культурного развития государства1. Большое значение для понимания причин возрождения религиозных ценностей в современном мире имеют исследования С.Хантингтона, посвященные цивилизационному взаимодействию2.

Из отечественных исследователей следует отметить работы Д. Узланера, посвященные вопросам формирования постсекулярного общества в современном мире, Э.В. Даниловой, исследующие процесс десекуляризации в современных исламских и христианских обществах . A.B. Митрофанова обращает внимание на политизацию феномена религии в современном мире, в том числе и в контексте распространения фундаменталистских настроений в исламском и христианском мире4.

Повышение значимости религии в жизни российского общества, связанное с крушением советской системы, актуализировало вопрос об изучении роли и места православия в современной России. К изучению данной проблематики обратились многие отечественные ученые, среди которых следует отметить таких исследователей как A.C. Ахиезер, Ю.А. Гаврилов, Л.Г. Гудков, А.Г. Дугин, A.A. Зиновьев, В.И. Матвеев, М.П. Мчедлов, A.C. Панарин, Ж.Т. Тощенко, H.A. Трофимчук, Д.Е. Фурман и др. Взаимодействие государства и Русской Православной Церкви рассматриваются в работах Е.М. Амелина, JI.A. Андреевой, В.И. Гараджи, A.B. Митрофановой, JI.H. Митрохина, Ж.Т. Тощенко и др.

A.C. Ахиезер, А.Ю. Бендин, В.В. Василик, А.Г. Задохин, JI.A. Тихомиров рассматривают влияние православной религии и церкви на формирование российской государственности, становление

1 RawlsJ, A Theory of Justice (Oxford: Oxford University Press, 1973.

2 Хантингтон С Столкновение цивилизаций М , 2003

3 Узланер Д В каком смысле современный мир может быть назван постсекулярным // Континент, № 136, 2008, Данилова ЭВ Десекуляризация в современном обществе социально-философский анализ Автореферат дисс кавд филос наук Красноярск, 2003

4 Митрофанова А В Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации 2008, № 1 национальной идентичности и интеграцию русского народа. A.C. Панарин, А. Малер, В.И. Матвеев, К. Фролов обращаются к анализу значения Русской Православной Церкви в контексте консолидации славянских и восточнохристианских государств и народов вокруг России, укрепления геополитической мощи российского государства как «ядра» православного мира. В.Куренной подчеркивает значимость православия как основы национальной идентичности современного российского государства1.

По мнению А. Малера, В.И. Матвеева, Русская Православная Церковь призвана сыграть ключевую роль в формировании национальной модели модернизации, сформировать идеологическую базу модернизации . A.B. Митрофанова обращает внимание на важность понимания православия не только как конфессии, но и как основы политической идеологии, направленной на укрепление российской государственности3. К. Фролов, К. Леонов, Р. Лункин, С. Волобуев, A.C. Панарин рассматривают нравственные ценности и идеалы православия как важнейшую основу духовного возрождения современного российского общества как ключевого залога успеха модернизационных процессов4.

В то же время, необходимо отметить определенный недостаток работ обобщающего характера, посвященных теме взаимодействия церкви и государства в модернизационном процессе, включая аспекты укрепления государственности, социальной и социокультурной интеграции и духовно-нравственного возрождения российского общества. Потребностью в восполнении существующего пробела и объясняется актуальность настоящей работы.

1 Куренной В Православие и идентичность // Политический журнал 22 05 2007 //

2 Малер А Православие как идеология // http //russidea rchgi spb ru/ideasinrussia/slovsrold/index php^ELEMENTID=150, Матвеев В И К вопросу об этнорелигиозной соборности славянского мира модели и пути интеграции // http //dc-summit.info/razdely/vera/1686-k-voprosu-ob-jetnoreligioznoj-sobomosti-slavjanskogo-mira.html

3 Митрофанова Л Политические религии в современном мире // Обозреватель № 12 (79). 2004.

4 Волобуев С Модернизация может опираться на нравственные ценности православия // http://www.religare.ru/273212.html, Лункин Р РПЦ и модернизация избавление от иллюзий // http://www.rel1gi0p0lis.0rg/publicati0n.s/l 07^c-i-modemizaaya-izbavleniye-ot-illuzij.html; Панарин А С Между атлантизмом и евразийством // Свободная мысль 1993 №11, Фролов К Церковь как опора национальной модернизации //http //www otechestvo org.ua/main/20113/1518 htm

Цель исследования заключается в выявлении роли Русской Православной Церкви в модернизации России.

Достижение данной цели исследования требует решения следующих задач:

- определить роль и место религии в современном обществе;

- изучить влияние религии на политические и социокультурные трансформации современного мира;

- выявить значение Русской Православной Церкви в становлении и укреплении российской государственности;

- определить перспективы православия как основы национальной идентичности и социального порядка современной России;

- выделить роль Русской Православной Церкви в контексте социокультурных трансформаций постсоветской России;

- обобщить потенциал православия в сфере духовно-нравственной модернизации российского общества.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования включает в себя работы отечественных и зарубежных авторов, работающих в сферах политологии, социологии, культурологи и т.д., позволяющие сформулировать основные подходы к решению задач, поставленных перед данной диссертацией. При исследовании социальных функций религии, ее роли и места в жизни современного общества использовались работы Э. Дюркгейма, М. Вебера, Ю. Хабермаса, С. Хантингтона.

Влияние Русской Православной Церкви на становление и развитие российской цивилизации, укрепление государственности и национальной идентичности рассматривались с опорой на работы A.C. Панарина, А.Ю. Бен дина, JI.A. Тихомирова и др. авторов. В определении перспектив православия как духовно-идеологической основы модернизации современного российского общества автор использовал работы В.И. Матвеева, А. Малера, К. Фролова, A.C. Панарина.

Эмпирическую базу работы составили материалы социологических исследований Института социологии РАН, Всероссийского центра изучения общественного мнения, Левада-центра, публикации в прессе, материалы выступлений ученых, политических и общественных деятелей, служителей церкви.

Объект исследования - Русская Православная Церковь в современной России.

Предмет исследования - роль Русской Православной Церкви в модернизации современного российского общества.

Гипотеза исследования. Трансформация мировых политических процессов поставило Россию перед необходимостью модернизации политической системы, а также всех сторон жизни российского общества, направленной на превращение страны в конкурентоспособную державу, способную занимать ключевые позиции в мировом сообществе. Однако задачи модернизационного развития страны требуют присутствия определенной идеологии, способной мобилизовать население для достижения поставленных целей и воспрепятствовать рискам, сопровождающим модернизационный процесс.

В условиях идеологического вакуума, возникшего в российском обществе после распада СССР и отказа от коммунистической идеологии, актуализируется вопрос о духовной и идеологической основе модернизации. Данной основой может стать православие как крупнейшая традиционная конфессия России, сыгравшая ключевую роль в формировании российской государственности, сохранении суверенитета и национальной идентичности России. Русская Православная Церковь в настоящее время пользуется доверием и авторитетом у значительной части населения страны, активно участвует в процессах консолидации российского общества, интеграции славянских и восточнохристианских народов, что является неотъемлемой частью стратегии модернизационного развития.

Особая роль принадлежит церкви в направлении духовно-нравственного возрождения страны, сохранения национальных культурных ценностей и ориентиров, без которого невозможно эффективное развитие российского государства. Необходимо дальнейшее укрепление сотрудничества государства, общественности и Русской Православной Церкви в деле решения задач стратегического характера, стоящих перед современной Россией.

В ходе диссертационного исследования были получены результаты, содержащие следующие элементы научной новизны:

- выявлено, что религия занимает значимое место в общественно-политической и социокультурной жизни современного мира;

- исследована позитивная роль религии в сохранении национального единства и культурных ценностей в условиях глобальных социально-политических трансформаций;

- показано влияние Русской Православной Церкви на формирование и укрепление российской государственности, сохранение социального порядка в стране;

- определены перспективы Русской Православной Церкви как катализатора интеграционных процессов в России и православном мире; выявлены особенности социокультурных трансформаций в постсоветской России и показана роль церкви в преодолении их негативных последствий;

- выделена значимость Русской Православной Церкви как основы духовно-нравственного возрождения России в контексте модернизации страны.

Данные элементы новизны конкретизируются в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Политические, экономические и социокультурные трансформации в жизни современного мира, принявшие со второй половины XX в. глобальный характер, оказали решающее влияние и на изменение роли и места религии как одного из ключевых социальных институтов. Процессы деколонизации и последовавшей глобализации мира привели к более тесному взаимодействию западных модернистских и секуляризованных обществ, с обществами традиционными, в которых религия сохраняла определяющие позиции не только в социокультурной сфере, но и в политике. Современный мир можно определить как постсекулярный, поскольку в нем наблюдается не только возрождение влияния религии, но и существенная трансформация самой сущности последней. Религия все с большей очевидностью приобретает черты идеологии, служащей определенным политическим интересам и обладающей соответствующим значением для государств и обществ.

2. Опасность унификации национальных культур, девальвации традиционных ценностей и мировоззренческих установок в процессе культурной глобализации поставила многих перед необходимостью возрождения религиозных ценностей как основополагающей компоненты национальной идентичности. Религия выступает в качестве важного средства минимизации негативных последствий модернизации, в первую очередь в социокультурной сфере (кризис традиционной семьи, демографический спад, социальные девиации). В этом заключается ее позитивное значение и одна из причин поворота многих государств и обществ в сторону поддержки религиозных ценностей, стимулирования традиционных религиозных организаций.

3. Православная церковь сыграла важнейшую роль в становлении российской государственности, укреплении цивилизационного единства русского народа и многих других народов, населяющих территорию страны. Принятие православия стало первым примером кардинальной модернизации Руси, открыв перед ней обширные перспективы дальнейшего экономического, политического, культурного развития. Необходимо отметить следующие позитивные последствия принятия православной религии: либерализацию и гуманизацию нравов; укрепление моногамной семьи; введение письменности; развитие культуры -изобразительного искусства, архитектуры, литературы; консолидацию славян и формирование традиции государственности по византийскому образцу; расширение международных связей. Вся история российской государственности в той или иной степени связана с историей Русской Православной Церкви, что обусловливает и важнейшее место церкви в предстоящих модернизационных преобразованиях России на современном этапе ее истории.

4. В условиях глобализации, несущей не только угрозу культурной самобытности отдельных цивилизаций, но и укрепляющей социальное неравенство на Земле, православие становится основой и для формирования особой стратегии развития России в новом столетии. Православие выступает важным фактором социальной интеграции российского общества и сохранения национальной идентичности и традиционных ценностей, играет существенную роль в распространении ценностей патриотизма и служения государству, противодействии негативным тенденциям в жизни российского социума. В геополитическом плане православие может стать основой для развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а также в восточнохристианском мире, что будет способствовать укреплению позиций России на международном уровне.

5. Политические и экономические преобразования в постсоветской России повлекли за собой кардинальные изменения и в социокультурной сфере российского общества. Переход к рыночной экономике и политической демократии, снятие «железного занавеса», способствовали популяризации западной масс-культуры и рыночных ценностей, часто подаваемых в извращенном и примитивизированном виде. Серьезными последствиями трансформаций в жизни страны стали девальвация традиционных ценностей, рост межгенерационных противоречий, распространение различных социальных девиаций, кризис классической семьи и резкий спад рождаемости. В совокупности данный набор проблем не только ставит под вопрос возможность эффективного проведения модернизации страны, но и прямо угрожает национальной безопасности российского государства. Поэтому одним из важнейших компонентов модернизации России является духовно-нравственное оздоровление российского общества, ведущая роль в котором может и должна принадлежать Русской Православной Церкви.

6. Русская Православная Церковь принимает активное участие в процессе духовно-нравственного возрождения современного российского общества, способствуя реализации стратегических задач по модернизации политической, экономической и социокультурной сфер современной России. Внося в сознание населения страны традиционные ценностные установки русского православия, церковь способствует укреплению института семьи и брака, повышению рождаемости, профилактике социальных девиаций и различных форм противоправного поведения. Вместе с тем, необходимо дальнейшее расширение сотрудничества российского государства с РПЦ по целому ряду важных для страны направлений, что предполагает создание соответствующей законодательной базы, определенные корректировки в социальной и экономической политике России. Эффективное взаимодействие государства и церкви в духовно-идеологической сфере является одной из основ успешной реализации мероприятий в рамках модернизации современной России.

Научно-практическая значимость исследования. В результате данной диссертационной работы была исследована роль Русской Православной Церкви в процессе модернизации России, определен потенциал православия как духовно-идеологической основы развития России как мощной современной державы. Рассмотрена роль православия в духовно-нравственном возрождении России, являющемся важнейшим условием успеха и эффективности модернизационного процесса.

Результаты данной диссертационной работы представляют как академический, так и практический интерес для сотрудников различных органов федеральной и региональной исполнительной и законодательной власти, священнослужителей, представителей политических партий и общественных объединений.

Материалы исследования могут быть использованы при составлении учебных курсов по политологии, социологии, культурологии, теологии, отечественной и зарубежной истории.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на конференциях, были опубликованы в статьях и тезисах научных докладов, в том числе в рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК при Минобрнауки РФ. Основные положения и выводы диссертационного исследования были обсуждены и апробированы на заседаниях кафедры политологии и этнополитики ЮРИФ РАНХиГС.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 189 наименований на русском и иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Топольян, Артем Павлович

Заключение

Современная Россия переживает сложный, трансформационный период своей истории, сопровождающийся глубокими изменениями в политической, экономической, социокультурной сферах жизнедеятельности общества. Взятый после распада советской системы курс на модернизацию российского общества, развитие политической демократии и конкурентоспособной рыночной экономики, привел к крайне существенным переменам и в социокультурной жизни страны. Поворот к демократической форме политического устройства, капитализация общества и открытие границ способствовали трансформациям в системе ценностей, мировоззренческих и поведенческих установок россиян. Отказ от господствовавшей коммунистической идеологии привел страну к состоянию идеологического и ценностного вакуума. В этом контексте существенно возросла роль Русской Православной Церкви как одного из немногих социальных институтов современного российского общества, пользующихся авторитетом и доверием со стороны значительной части населения страны.

Повышение роли и значимости религии в жизни социума в конце XX - начале XXI вв. - феномен не только российского, но и международного масштаба, свидетельствующий о глубоких изменениях в политической и культурной сфере современного мира. Глобализация экономики и культуры, сопровождающаяся очевидными рисками потери национальной и цивилизационной идентичности, массовые миграции, усложняющие этнический и конфессиональный состав современных государств, привели к возрождению интереса к религии, увеличению количества адептов тех или иных конфессий, которые видят в обращении к религиозным ценностям наиболее эффективный способ сохранения традиции и культуры перед лицом процессов унификации и вестернизации современного мира.

Дальнейшая социальная поляризация общества, дифференциация регионов мира, находящихся на совершенно разных ступенях социально-экономического развития, будет лишь способствовать повышению роли религиозных организаций в мировом масштабе. Вместе с тем, стоит заметить, что, приобретая авторитет в обществе и широкие круги сторонников, религиозные организации становятся и серьезной социально-политической силой, претендующей на реализацию собственных целей и задач в масштабах конкретного региона, государства и даже на межгосударственном уровне. Поэтому политические элиты все чаще обращают внимание на необходимость сотрудничества с религиозными организациями.

Русская Православная Церковь на протяжении всей истории российского государства играла важнейшую роль не только в духовно-нравственной сфере, но и в становлении и укреплении самого института государственности. Православие явилось важнейшим фактором формирования русской цивилизации в том виде, в котором она существует на протяжении последнего тысячелетия. Российская государственность наследует имперские традиции государственности византийской именно благодаря утверждению на Руси православия. За более чем тысячелетнюю историю православной государственности слова «русский» и «православный» стали синонимами, а принадлежность к православной культуре - неотъемлемой составляющей национальной идентичности русского народа.

В современных условиях, когда Россия следует по пути политической, экономической и культурной модернизации, все больше интегрируясь в мировое сообщество, Русская Православная Церковь становится тем социальным институтом, который способен сыграть ключевую роль не только в сохранении национальной и цивилизационной идентичности России, но и в формировании автохтонной модели модернизационного развития, призванной стать идеологической основой проводимых преобразований. Действуя во имя укрепления российской государственности и социального порядка в стране, РПЦ способствует и сохранению международного престижа России как исторического лидера и представителя славянского и восточнохристианского (поствизантийского) мира. Только в этом качестве, будучи ядром этой цивилизационной общности, центром притяжения целого ряда народов, связанных близкими культурами, менталитетом, общей исторической памятью, Россия может рассчитывать на действительно эффективную модернизацию и укрепление своих позиций в мировом сообществе.

Важнейшей составляющей модернизации должно стать духовно-нравственное возрождение российского общества. Известно, что в течение трансформационных преобразований 1990-х гг. социокультурная сфера российского социума оказалась подверженной мощному идеологическому воздействию западной масс-культуры, примитивизированных и ложно понимаемых рыночных ценностей, что привело к нарушению ценностной системы россиян, складывавшейся на протяжении тысячелетней истории русской цивилизации.

Девальвация традиционных ценностей привела к дезинтеграции и деморализации российского общества, разрушению существовавших социальных связей и межгенерационным противоречиям, неизбежными следствиями чего стали распространение различных социальных девиаций, кризис традиционной семьи и резкое снижение рождаемости, имеющее под собой не столько материальные, сколько социокультурные причины. Криминализация и коррумпированность постсоветского российского общества стали непосредственным результатом того моральнонравственного кризиса, в котором оказалось общество после крушения прежних мировоззренческих ориентиров и отсутствия новых.

В условиях демографического кризиса, достигшего в России небывалых масштабов и представляющего прямую угрозу дальнейшему существованию русской нации, пропаганда ценностей семьи и деторождения, осуществляемая Русской Православной Церковью, представляется одной из важнейших в общем спектре тех задач, которые необходимо решить с наибольшей эффективностью в процессе модернизации. Важное значение церкви в противодействии различным формам социальной девиации, профилактике правонарушений и преступности, в том числе в молодежной и подростковой среде, неоднократно подчеркивалось не только церковными иерархами, но и представителями органов государственной власти.

Возрождение духовности российского социума, воспитание подрастающих поколений российских граждан на основе высоких морально-нравственных принципов представляется возможным лишь при активном участии Русской Православной Церкви как института, в наибольшей степени сохраняющего основы традиционного мировоззрения и системы ценностей. Десекуляризация российского общества не тождественна его демодернизации, поскольку РПЦ не отвергает необходимость политических и экономических преобразований, развития науки и технологий, внедрения инновационных компонентов в жизнь государства и общества. Церковь оказывает противостоит тем негативным последствиям, которые неизбежно возникают в процессе модернизации, в особенности модернизации «догоняющей», когда встает вопрос либо о фактической потере национальной идентичности, либо о развитии страны по пути совмещения передовых достижений мирового сообщества с национальными традициями и культурными ценностями.

В современной России наблюдается постепенное укрепление партнерского сотрудничества государственной власти и Русской Православной Церкви, что позитивно сказывается на оздоровлении морально-психологического климата в стране. Вместе с тем, представляется необходимым дальнейшее развитие государственно-церковных взаимоотношений в сфере обеспечения идеологической составляющей модернизации современной России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Топольян, Артем Павлович, 2013 год

1. Аверьянов ВКобяков А. Русская доктрина // Главная тема. 2005. Ноябрь. АИФ - Москва. 2004. № 1.

2. Азарянц Э.А. Глобализация как процесс // Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 7. 2001.

3. Алексеев Е.В. Идейно-политические основы современных элит //http://www.rusbeseda.ru/index.php?PHPSESSID=85d3d74b34450fdl52 706124d1247961&topic=9368.0

4. Атмурзаева Ф.И. Специфика социальных трансформаций в современной России (глобализационный и этнокультурный аспекты). Дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук. СПб., 2006.

5. АтталиЖ. Линия горизонта. М., 1995.

6. Афиногентова А.П. Социальная активность Русской Православной Церкви: Дисс. . канд. философ, наук. М., 1993

7. Ахиезер А. Жизнеспособность российского общества // Общественные науки и современность, 1996, № 6.

8. Возьмитель A.A. Национальная безопасность России в контексте глобализации // Безопасность Евразии, 2003, №3.

9. Возьмитель A.A. Духовная безопасность: социологический анализ // Мир России, 2006. Т. XV, №2.

10. Волков E.H. Феномен деструктивных культов и контроля сознания // http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks9.html26 .Волобуев С. Модернизация может опираться на нравственные ценности православия // http://www.religare.ru/273212.html;

11. Гаврилов Ю.А., Кофанова E.H., Мчедлов М.П., Шевченко А.Г. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о ее социальных функциях // Социологические исследования. 2005. №6.

12. Гражданское общество современной России: социологические зарисовки с натуры. / Под ред. Е.С. Петренко. М., 2008.31 .Гудков Л.Д. Русское национальное сознание и его динамика (19891995гг.). // Социологические чтения. Вып. 1. М., 1996.

13. Ъ2.Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая H.A. Постсоветский человек и гражданское общество. М., 2008.

14. ЪЪ.Гудков Л. Идеологема «врага» / Гудков JI. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов. Авторский сборник. М., 2004.

15. Гудков Л. Негативная идентичность: Статьи. 1997-2002. М., 2004.

16. ЪЪ.Данилова Э.В. Десекуляризация в современном обществе: социально-философский анализ. Автореферат дисс. канд.филос.наук. Красноярск, 2003.

17. Зб.Диакония и Попечение в пенитенциарных учреждениях России. М. 1997.

18. Ъ1.Диев B.C., Трубицын O.K. Многомерный вектор глобализации:

19. Учеб. пособие / Новосибирск, 2006. ЪЬДобаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов-на-Дону, 2002.

20. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Архиерейском Соборе // Журнал Московской Патриархии. 2008. № 9.

21. Достоевский Ф.М. Записки из Мертвого Дома. JI. 1972. 43.Доусон К. Религия и культура. СПб, 2000.

22. Дубин Б. Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х гг.). //http://krotov.info/history/20/1990/dubin.htm

23. Дугин А.Г. Трансформация политических структур и институтов в процессе модернизации традиционных обществ. Дисс. доктора полит.наук. Ростов-на-Дону, 2004. // http://science.dugin.ru/disser-2.html46Дугин А. Дух постмодерна и новый финансовый порядок //

24. Философия хозяйства 1999, №1. 47Дугин А. Постмодерн или ультрамодерн?// Философия хозяйства, 2003, №3.

25. Дугин А.Г. Философия традиционализма. М., 2002.

26. Ежова А. Доктрина Али Шариати и кризис концепции «велаяте-факих» в современном Иране (Шариати и Хомейни) // Исламская интеллектуальная инициатива XX века / под общ ред. Г.Д. Джемаля М.: UMMAH, 2005

27. Жаде З.А. Россия в поисках региональной идентичности // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2007. -№3.

28. Зиновьев A.A. Великий эволюционный перелом // Зиновьев A.A. Запад: феномен западнизма. М., 2003.

29. Зиновьев А Л. Гомо советикус. М., 1991.

30. Зиновьев А.А. Исповедь отщепенца. М., 2005.

31. Капалин A.M. Перспективы взаимодействия церкви и государства в решении социальных проблем / A.M. Капалин // «ФЕДЕРАЛИЗМ».2007. №2 (46). - С. 19 - 34.

32. Капалин A.M. Социальная деятельность приходов Тобольско-Тюменской епархии / A.M. Капалин // Социологические исследования. 2007. -№10.-С. 113-117.

33. Капалин A.M. Религия как социальный институт./ М.М.Акулич, A.M. Капалин //Вестник Челябинского государственного университета.2008. -№3(133).-С. 8-15.

34. Ролевые функции церкви в решении социальных проблем российского общества. / A.M. Капалин // Социология. Экономика. Политика. Известия высших учебных заведений. 2008. - № 4(19). -С. 31-32.

35. Кирилл, митрополит. Православие и образование // Полис. 2008. №2.

36. Кладько С.С. О роли православной миссии в диалоге культур // Миссионерское обозрение. 2003. № 4.

37. Комаров М. С. Введение в социологию М., 1994.

38. Кофанова E.H., Мчедлоеа М.М. Религиозность россиян и европейцевwww.perspektivy.info/rus/nashe/religioznostrossijanijevropejcev201 0-05-20.htm

39. Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития / Общ. ред. Т.И. Заславской. М.: Аспект Пресс, 1995.

40. Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития / Под общ. ред. Т.И. Заславской, JI.A. Арутюнян. М.: Интерпракс, 1994.

41. Куда идет Россия?. Социальная трансформация постсоветского пространства / Под общ. ред. Т.И. Заславской. Вып. III. М.: Аспект Пресс, 1996.

42. Куда пришла Россия?. Итоги социетальной трансформации / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2003.93 .Куренной В. Православие и идентичность // Политический журнал. 22.05.2007.

43. Куренной В. От рассвета до расцвета // Политический журнал. № 25 (76), 18 июля 2005. //http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=67&tek=389 l&issue=11295 .Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян //

44. Социологические исследования. 1996. №5. 96.Лебедев А. Г. История борьбы с нищенством и бродяжничеством в России XIX начала XX в. // Вестник МГУ. Сер. 8. История. - 2006. -№4.

45. Левада Ю.А. Традиция // Философская энциклопедия: В 5-ти т. Т. 5. М., 1970.

46. Левашов В.К. Глобализация и социальная безопасность //Социологические исследования. 2002. №3.

47. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России

48. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004.

49. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.

50. Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире. // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / под ред. Е.И.Яцуты. Кемерово: ИПК «Графика», 2002.

51. Леонтьев КН. Восток, Россия и славянство. М., 1885. Т. 1.

52. Липаева Т.А. Философско-религиоведческий анализ деятельности Русской православной церкви в сфере образования и воспитания молодежи :Традиции и современность. Дисс.канд.филос.наук. Пермь, 2006.

53. Лисовский В.Г. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000.

54. Лункин Р. РПЦ и модернизация: избавление от иллюзий // http://www.religiopolis.org/publications/107-rpc-i-modernizaciya-izbavleniye-ot-illuzij.html;

55. Малер А. Православие как идеология // http://russidea.rchgi.spb.ru/ideasinrussia/slovsrold/index.php7ELEMEN ТГО=150/

56. Мамедова Н.М. Исламская экономика и глобализация// Ислам и политика. М. 2001.

57. Матвеев В. И. К вопросу об этнорелигиозной соборности славянского мира: модели и пути интеграции // http://dcsummit.info/razdely/vera/1686-k-voprosu-ob-jetnoreligioznoj-sobornosti-slavjanskogo-mira.html

58. Митрополит Илларион: разрушение семьи мина замедленного действия, подрывающая нравственный базис поколений // http://www.pravmir.ru/mitropolit-ilarion-razmshenie-semi-mina-zamedlennogo-dejstviya-podryvayushhaya-nravstvennyj-bazis-pokolenij/

59. Митрофанова А. Политические религии в современном мире // Обозреватель. № 12 (79), 2004.

60. Митрофанова A.B. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. 2008, № 1.

61. Митрохин Н. Русская православная церковь в России в 20002008 годах: очерк некоторых структурных проблем // Неприкосновенный запас. 2009, № 1/ 63.

62. Модернизация России: научные и образовательные аспекты: Учебное пособие/ Отв. ред. О.Н. Яницкий. — М.: Институт социологии РАН, 2008.

63. Моисеев М. Служение Отечеству как признак профессионализма государственного чиновника // http://www.patriarchia.ru/db/text/377264.html

64. Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад. Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации. М., 2007.

65. Мчедлов М.П. Социальная концепция РПЦ: Методология, характерные черты // О социальной концепции русского православия. М., 2002.

66. Наумова Н.Ф. Человек и модернизация России. М., 2006

67. Нравственная модернизация. Религиозное социальное учение как нравственная основа модернизации // Национальный Институт Развития Современной Идеологии. // http://www.nirsi.ru/48

68. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // http ://www .patriarchia. ru/db/text/141422

69. Павлюченков Д.Н. Проблемы межконфессиональных отношений в условиях глобализации // http://www.pavluchenkov.ru/staty/global/index.html

70. Панарин A.C. Между атлантизмом и евразийством // Свободная мысль. 1993. № 11;

71. Панарин А. Православная цивилизация в глобальном мире // http://ortodoxia.narod.ru/civis/pravglob.htm

72. Панарин A.C. «Правда железного занавеса». М.: «Алгоритм», 2006 г.

73. Пантин В.И., Лапкин В.В. Трансформация национал-цивилизационной идентичности современного российского общества: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. 2004. №1.

74. Пантин В.И., Лапкин В.В. Представления об «особом пути» и формирование национально-цивилизационной идентичности в постсоветской России // Вестник РГНФ. 2005. - № 3;

75. Пантин В.И. Политическая и цивилизационная самоидентификация современного российского общества в условиях глобализации // Политические исследования. 2008. № 3.

76. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

77. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

78. Патриарх: Русские должны стать примером нравственности // http://actualcomment.ru/news/27692/

79. Попиченко Е. Духовно-нравственный кризис в молодежной среде // http://www.pobeda.ru/content/view/2067

80. Преображение и модернизация: духовные начала, цели, риски и шансы // http://www.km.ru/news/preobrazhenie-i-modernizatsiya-dukhovnye-nachala-tseli-riski-i-shansy

81. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. Ответств. ред. и сост. С.Б. Филатов. М.; СПб.: Летний сад, 2002.

82. Религия, свобода совести и государственно-церковные отношения в России. Изд.2. М.: РАГС, 1997.

83. Рзаева P.O. К вопросу о символической политике постмодернистского мира // Вопросы философии. № 9, 2011.

84. Российская Академия Наук. Институт социологии. Готово ли российское общество к модернизации? // Аналитический доклад. М., 2010.

85. Российские социологи провели масштабный опрос о роли Церкви в жизни общества // http://www.religare.ru/260618.html

86. Российская православная церковь как субъект церковной благотворительности. М., Институт проблем гражданского общества, 2004.

87. Русская Православная Церковь и МВД РФ подписали соглашение о сотрудничестве // http://rusk.ru/newsdata.php?idar=320335

88. Русские летописи. Рязань, 1998. Т. 3.: Воскресенская летопись.

89. Русское православие: вехи истории. М., 1989.143. «Русская Православная Церковь и армия: опыт истории и современные проблемы взаимодействия»: семинар в Московском центре Карнеги // http://www.bogoslov.ru/text/1546808.html

90. Сагатовский В.Н. Национализм и восточнославянское единство. 2011. http://rusmir.in.ua/nay/1129-nacionalizm-i-vostochno-slavyanskoe-edinstvo.html/.

91. Самыгин С.К, Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону:, 1996.

92. Свод законов Российской империи. СПб, 1896. Т. 11. Ч. 1. Ст. 4.

93. Святейший Патриарх Алексий: «Духовное возрождение России — это задача и Церкви, и власти, и всего народа» // http://www.patriarchia.ru/db/text/184826.html

94. Святейший Патриарх Кирилл: «Все общество должно задуматься о своем нравственном облике» // http://www.ruskline.ru/newsrl/2011/1 l/29/svyatejshijpatriarhkirillvs eobwestvodolzhnozadumatsyaosvoemnravstvennomoblike

95. Скородумова О. Б. Национально-культурная идентичность в России в условиях становления информационного общества // Знание.Понимание.Умение. № 4, 2010.

96. Теоретические последствия взаимоотношений религии и модернизации в Иране после Революции // Посольство Исламской Республики Иран в РФhttp://www.iranembassy.ru/?section=culture&page=article&view=articl e&id=217&PHPSESSID=jmlpq8elll2n6v7911h0gmts04

97. Тиби, Б. Политизация религии // Internationale Politik. 2000. -№ 2. Интернет-версия: http://www. deutschebotschaft-moskau.ru/ru/bibliothek/internationale-politik/2000-02/article04.html

98. Тихомиров JI. А. Что такое Россия?//Тихомиров Л. А. Критика демократии. М., 1997.

99. Узланер Д. В каком смысле современный мир может быть назван постсекулярным // Континент, № 136, 2008;

100. Узналер Д. Еще раз о постсекулярном // http://religo.ru/columns/12352

101. Фирсов Б.М. Ментальные миры современного российского населения.\\ Российская идентичность в условиях трансформации. Опыт социологического анализа. М., 2005.

102. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt.

103. Фролов К., Логинов К. Суверенная модернизация. Доклад // http://www.regnum.ru/news/polit/1339303.html

104. Фролов К. Логинов К. «Третий Рим». Суверенная модернизация // http://www.intelros.ru/intelros/reiting/reyting09/materialsofiy/8281-tretij-rim-suverennaya-modernizaciya.html

105. Фролов К. План Бжезинского для Украинской церкви: удастся ли его осуществить? // www.zavet.ru/frolov.htm

106. Фролов К. Церковь как опора национальной модернизации //http://www.otechestvo.org.ua/main/20113/1518.htm

107. Фурман Д.Е., Каариайнен К. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России // Свободная мысль -XXI. Теоретический и политический журнал. 2003. № 7. |

108. Хабермас Ю. Против «воинствующего атеизма». «Постсекулярное» общество что это такое? // http://www.islam-portal.ru/mnenia/100/1411/ ^

109. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

110. Хейзинга Й. Образное претворение веры //Осень средневековья. М., 1988.

111. Холмогоров Е.С. Церковь как школа российской государственности: Доклад на XIV Рождественских чтениях // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/443.htm

112. Хомейни Р. М. Столпы исламского государства // http://www.fatuma.net/text/khomeini02.htm

113. Чаплин В. Диалог без посредников: христианство и иудаизм призваны вместе выступить против «глобальной этики» // Независимая газета. 19.01.2005.

114. Челъцов М. Православное пастырство и общественная деятельность // Журнал Московской патриархии. 1994. - № 10

115. Шенкао М.А. Основы философской танатологии. Понятие «ментальность» в работах российских авторов // http://society.polbu.ru/shenkaotanatology/ch03all

116. Шереги Ф. Социология политики. Прикладные исследования. М., 2003.

117. ШрадерХ. Глобализация, (де) цивилизация и мораль // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, № 1 (2).

118. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

119. Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию // Россия в XX в.: историки спорят.- М., 1994.

120. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.

121. Яковлев А.А. Государственная политика современной России в отношении Русской Православной церкви (социологический анализ): дис. канд. социол. наук. Саратов, 2005.

122. Davie Grace. Religion in Britain since 1945: Believing without Belonging. Oxford: Blackwell, 1994.

123. Eisenstadt S. N. Tradition, Change, and Modernity. New York, Sydney, Toronto: John Wiley, 1973.

124. Elkins P.A New Worm Order: Grass-roots Movements for Global Change. London: Routledge, 1992;

125. Etzioni A. Next. The Road to the Good Society. N.Y., 2001.

126. Gyekye K. Tradition and Modernity: Philosophical Reflections on the African Experience. Oxford University Press US.: New York, 1997.

127. Habermas J., Between Facts and Norms: Contributions to a Discourse Theory of Law and Democracy (Cambridge (MA): Cambridge University Press, 1996/

128. Habermas, J. Justification and Application: Remarks on the Discourse Ethics (Cambridge (MA): MIT Press, 1993);

129. Huntington S. P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. N. Y., 1996.

130. Malinowski B. Anthropology // Encyclopedia Britannica. First Supplementary Volume. London; New York, 1926.C. 132.

131. Raw Is J., A Theory of Justice (Oxford: Oxford University Press, 1973.

132. Saribay A. Y. Dinin Postmodernleçmesi // Dûçunen Siyaset, Duçiïnce Dergisi, Sayi 21, Aralik 2005, Ankara: Lotus Yayinlan.

133. Wilson B. Religion in secular society: a sociological comment. L.: C.A. Watts & Co. ltd., 1966.

134. Zakaria, Fareed. "The Roots of Rage" in: Newsweek, 2001, October 15.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.