Русский балет в контексте традиции синтеза искусств :на примере первой послеоктябрьской эмиграционной волны тема диссертации и автореферата по ВАК 24.00.01, кандидат искусствоведения Брайловская, Маргарита Андреевна

Диссертация и автореферат на тему «Русский балет в контексте традиции синтеза искусств :на примере первой послеоктябрьской эмиграционной волны». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 253260
Год: 
2006
Автор научной работы: 
Брайловская, Маргарита Андреевна
Ученая cтепень: 
кандидат искусствоведения
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
24.00.01
Специальность: 
Теория и история культуры
Количество cтраниц: 
220

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Брайловская, Маргарита Андреевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ БАЛЕТА КАК СИСТЕМЫ.

1 Л. ПРИОРИТЕТНЫЙ СТАТУС МУЗЫКИ В БАЛЕТНОЙ СИСТЕМЕ.

1.2. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ХОРЕОГРАФИИ В БАЛЕТНОЙ СИСТЕМЕ.

1.3. РОЛЬ СЦЕНОГРАФИИ В БАЛЕТНОЙ СИСТЕМЕ.

1.4. ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ ОСНОВА БАЛЕТНОЙ СИСТЕМЫ

ГЛАВА II. РУССКИЙ БАЛЕТ В ЭМИГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИИ СИНТЕЗА ИСКУССТВ

2.1. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ БАЛЕТНОЙ МУЗЫКИ.

2.2. РАСЦВЕТ БАЛЕТМЕЙСТЕРСКОГО И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА.

2.3. ВКЛАД «МИРА ИСКУССТВА» В ОФОРМЛЕНИЕ БАЛЕТНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ.

2.4. ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ДОСТИЖЕНИЙ РУССКОГО БАЛЕТА В ЭМИГРАЦИИ.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Русский балет в контексте традиции синтеза искусств :на примере первой послеоктябрьской эмиграционной волны"

Исключительная сила воздействия балета на человека необходимо побуждает рассматривать его как уникальный социокультурный феномен, сама природа которого позволяет многократно, комплексно, полифонично воздействовать как на эмоциональную, так и на интеллектуальную сферы личности. Широкий спектр поля воздействия, высокая степень его интенсивности во многом обусловлены интегративной, синтетической сущностью балета как органического целого, составляющими которого являются хореография, музыка, живопись, литература, объективно находящиеся в гармоническом, ансамблевом единстве и взаимопроникновении.

Показательно, что балет начал формироваться в Европе не ранее XVI века. Между тем, наскальная живопись относится к глубокой древности. Огромен возраст музыки как вида искусства. Драматический театр зарождается в недрах язычества. Художественная литература как вид искусства возникает на почве мифологии и устно-поэтического народного творчества. Таким образом, балет, по сути, и по времени опирается на достижения в области живописи, музыки, драматического театра, литературы. Более того, балет, являясь целостным, органичным образованием, гармонизирует свои составляющие, объективная иерархия которых, как мы полагаем, возглавляется музыкой.

Исследование природы балета как уникального социокультурного феномена на современном этапе развития российского общества представляется важным и актуальным по следующим причинам: в связи с настоятельной необходимостью дальнейшего осмысления проблемы синтеза искусств, с которой общество соприкасается всё чаще и чаще; балет, утвердивший себя и развивавшийся на лучших, классических традициях искусства, нельзя не рассматривать в качестве одного из сдерживающих, эколого-культурных начал, стоящих на пути агрессии массовой культуры; осмысление вершинных достижений русского балета в эмиграции, в экстремальных условиях, может быть важным и продуктивным сегодня, когда отечественная культура переживает глубокий кризис и необходимы срочные, эффективные меры по выводу её из кризиса; интенсивно протекающие в мировом сообществе процессы глобализации и интеграции объективно приводят к размыванию национальных культурных особеннностей, фактической утрате доминантных черт той или иной, порой даже великой культуры; в этой связи, искусствоведческое исследование такого уникального явления, как русский балет, давно уже ставшего символом русской культуры, не может не быть актуальным, поскольку, чрезвычайно важно и в современных условиях, вопреки глобализации и инетеграции, способствовать сохранению ментальности национальных культур, их самобытности и качественной определенности - в том числе через поддержание знаковых, символических явлений конкретных культур.

Русская хореография всегда была связана не только с близким ей музыкальным творчеством, но также с литературой и живописью. Связь эта определялась не только тем, что музыка и живопись являются компонентами хореографического представления. Хотя у каждого из этих искусств, свои выразительные средства и художественные возможности, они родственны своими общими народными истоками, связью с жизнью, общими идейными задачами.

Балетный театр тесно связан с музыкой, которая определяет стиль, выразительные средства, ритм, соотношение частей пластической композиции, характер движений.

Балетный театр прошел сложный путь развития. Этот путь был связан не только с поисками внутри хореографического искусства. Литературно-художественные направления, музыка, нововведения в живописи и драматическом театре оказывали влияние на совершенствование балетного спектакля и его выразительных средств. Если музыка является определяющим фактором в балетном театре, то значительное влияние на него оказывали литература и живопись. Во многих странах связь балета с литературой, а вследствие этого с передовыми общественными течениями обусловила прогрессивное развитие балетного театра и его значительное место в национальной культуре.

Балетное искусство появилось в России в XVII веке. За время прошедшее с момента появления первых спектаклей русский балет пережил как эпохи подъема, так и эпохи кризиса. Периодом наибольшего подъема считается 1909-1939 гг. Именно в это время наблюдается подлинный расцвет всех слагаемых балетного искусства - хореографии, музыки, драматургии, изобразительного искусства. Причина столь бурного расцвета связана с реформами в русском балете, которые проводились усилиями А.Н. Бенуа, С.П. Дягилева, Т.П. Карсавиной, М.Ф. Кшесинской, A.M. Павловой, И.Ф. Стравинского, М.М. Фокина, П.И. Чайковского и др.

К этому времени балетное искусство в странах, некогда считавшихся законодателями в области танца, пришло в упадок. Россия вернула долг тем странам, которые стояли у истоков русской балетной школы. Например, Италии, Франции. Русский балет, а именно, пропаганда его за рубежом, способствовали не только возрождению, но и зарождению балетного искусства в ряде стран мира. Решающее значение в области пропаганды отечественного балета за рубежом сыграла антреприза С.П. Дягилева, существовавшая в 1909-1929 гг.

Исторические события, произошедшие в России после Октябрьской революции 1917 года, повлекли за собой эмиграцию большого количества деятелей балетного искусства. Конечно, многие из танцовщиков, хореографов, художников, музыкантов на тот момент проживали или находились на длительных гастролях за границей. Но именно смена власти в стране повлияла на решение не возвращаться на Родину.

Русские эмигранты - танцовщики, балетмейстеры - основали множество частных балетных школ, где активно пропагандировались достижения русской школы классического танца. Например, частные студии М.Ф. Кшесинской, A.M. Павловой, О.И. Преображенской и др. Каждая иностранная школа балетного танца испытала на себе влияние русской балетной школы.

Русский балет стал как бы эпицентром возникновения и быстрого распространения академического танца во всем мире. Австралийцы и японцы основали труппы классического балета. Добавим: подчас и то, что делается в противовес классическому танцу, оказывается в зависимости от него».1

Именами двух великих русских танцовщиков названа ежегодная премия, вручаемая Парижской Академией танца: Анны Павловой (для женщин) и Вацлава Нижинского (для мужчин). Этой награды удостоены: А.Е. Осипенко (1956), Г.С. Уланова (1958), М.М. Плисецкая (1962), Э.Е. Власова (1964), М.С. Дроздова (1968), Е.С. Максимова (1969), Н.Р. Макарова (1970), Н.И. Бессмертнова (1970), Л.И. Семеняка (1976), И.А. Колпакова (1982), В.В. Васильев (1964), С.В. Викулов (1965), А.Ю. Богатырев (1965), М. Лиепа (1971), М.Л. Лавровский (1972), А.Б. Годунов (1973), С.В. Исаев (1984).

Россия продолжает удерживать ведущее положение в области балетного искусства. В наши дни на отечественных и мировых сценах блистают: М. Аллаш, А. Антоничева, Н. Грачева, У. Лопаткина, М. Рыжкина, Д. Белоголовцев, Н. Цискаридзе и др. Но состояние современной сцены находится в несомненном упадке по сравнению с уровнем балетного

1 Лифарь С. Мемуары Икара. - М., 1995. - С. 43. искусства, всех его компонентов в эпоху Золотого века отечественного балета.

Естественно, что охватить всю историю русского балета невозможно. Остановимся на наиболее ярком периоде 1909-1939 гг., проиллюстрировав на примере основных балетных компонентов расцвет отечественного балета, его вклад в развитие мирового балета.

Проблема диссертационного исследования заключается в комплексном изучении специфики взаимодействия составляющих балетной художественной системы применительно к специфическим социокультурным условиям бытования балетного искусства.

Степень научной разработанности проблемы детерминирована фактом проведения исследования на стыке нескольких научных дисциплин, что позволяет выделить три уровня данной работы:

1. культурфилософский;

2. исторический;

3. искусствоведческий.

Культурфилософский уровень дает обоснование природы искусства в целом.

Здесь следует выделить различные подходы к пониманию природы искусства: историко-культурное направление, представленное О.В. Дивиденко, B.JI. Дранковым, А.Е. Ефремовым, М.С. Каганом, Д.С. Лихачевым, А.Ф. Лосевым, И.А. Тэном; теории искусства «субъективного» характера Л.С. Выготсткого, И. Гете, О.А. Кривцуна, Б. Кроче, 3. Фрейда, Й. Хейзинги, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, К. Юнга.

Проблематика танцевального искусства рассмотрена в отечественной науке в соответствии с различными подходами: философский представлен в трудах Н.И. Ворониной, М.С. Кагана, Л.Н. Столовича; семиотический изложен в исследованиях Е.В. Волковой, Г.С. Кнабе, Ю.М. Лотмана, Б.А.

Успенского; структурно-функциональный - в монографиях Г.И. Гильбурда, Е.Г. Гуренко, Б.Я. Землянского, Н.П. Корыхаловой; семантический - в исследованиях Б.В. Асафьева, Е.С. Громова, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза, А.А. Фарбштейна; психологический - в работах Д.Б. Богоявленской и А.А. Мелик-Пашаева.

Теоретические аспекты выразительных средств балета, специфики его языка и художественной формы, проблемы музыкальной и хореографической драматургии, театрально-декорационного оформления и сценографии в работах: Б.В. Асафьева, К.Я. Голейзовского, Ф.В. Лопухова и др.

Особенности педагогики и исполнительства в балете рассматриваются в работах А.Я. Вагановой, А.Л. Волынского, А.П. Глушковского, A.M. Мессерера, К.С. Станиславского и др.

Исторический уровень представлен работами историко-культурного плана.

В начале XX века из России, которая пережила за первую четверть века три революции, три войны (русско-японскую, первую мировую, гражданскую), распад единого и неделимого тысячелетнего государства, «красный» и «белый» террор, массовый голод и эпидемии по самым приблизительным подсчетам эмигрировало 2 млн. российских граждан. Из трех эмиграционных волн, первая волна 1917-1939 гг. считается самой массовой.

При советской власти об эмигрантах старались не вспоминать. За родственниками эмигрантов следили как за социально-опасным элементом. Впервые об эмигрантах, об их вкладе в мировую культуру заговорили лишь в 90-х годах XX века: начинают проводиться конференции, выходит ряд обзорных работ.1

1 В Москве 8-12 сентября 1993 года прошла конференция на тему «Культурное наследие российской эмиграции: 1917-1940-е годы»; упомянем обзорные работы Раева Марка «Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919-1939 гг. - М.: Прогресс-Академия, 1994, Костикова В.В. Не будем проклинать изгнание. (Пути и судьбы русской эмиграции) - M.: Международные отношения, 1990, Попова

А.В. Русское зарубежье и архивы. Документы Российской эмиграции в архивах Москвы: проблемы выявления комплектования описания, использования.// Материалы к истории русской политической эмиграции. Вып.IV. - М.: ИАИ РГГУ, 1998 и др.; под руководством профессора Е.И. Пивоварова вышло 8

Появляются работы, исследующие судьбы отечественной эмиграции на определенном регионе: Англии,1 Германии,2 Италии,3 Китае,4 Латинской Америке,5 Норвегии,6 США,7 Финляндии,8 Чехословакии,9 Югославии10.

В эмиграции оказались представители разных профессий, всех слоев дореволюционного общества. Доктор культурологии, профессор А.А. Аронов раскрывает феномен воспроизводства отечественной культуры за рубежом в своих работах.11

Как вспоминала в марте 1989 года в беседе с доктором искусствоведения Н.И. Нусиновой писательница и журналистка 3. А. Шаховская: «Все мы были уверены, что вернемся в Россию и принесем обратно русскую культуру. И потому наша задача до того времени 2 сохранить свою сущность» . «Великой иллюзией» русских беженцев была вера в то, что большевики пришли к власти не надолго и, в скором времени, закон и порядок будут восстановлены, тогда они вернуться на родину, выполнив свою историческую миссию.

Уникальность балетной эмиграции заключается в том, что Россию покинула большая часть балетмейстеров, танцовщиков. Можно смело говорить о великом исходе служителей балетного искусства из русских театров. К примеру, в 1900 - 10-е годы звание балерины, высшее звание в учебное пособие по истории русского зарубежья, подготовленное коллективом авторов «Российская эмиграция в Турции, Юго-Восточной и Центральной Европе 20-х годов (гражданские беженцы, армия, учебные заведения). - М., 1994

1 Кудрякова Е.Б. Российская эмиграция в Великобритании в период между двумя войнами. - М., 1995.

2 Русские в Германии (1914-1933). - СПб., 1995.

3 Комолова Н.П. Русское зарубежье в Италии (1917-1945 гг.) // Русская эмиграция в Европе в 20-30-е годы XX века. - М., 1996.

4 Мелихов Г.В. Российская эмиграция в Китае (1917-1924 гг.) - М., 1997.

3 Русское зарубежье в Латинской Америке. - М., 1993.

6 Цветков Н.Н. Русские в Норвегии (1920-1940) // Культурное наследие российской эмиграции. Кн. 1.

1 Райтман Марк. Знаменитые эмигранты из России. Очерки о россиянах, добившихся успеха в США. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

8 Русские в Финляндии // Воспросы истории. 1993. - №4.

9 Серапионова Е.П. Российская эмиграция в Чехословацкой республике (20-30-е годы) - М.: 1995.

10 Козлитин В.Д. Русская и украинская эмиграция в Югославии 1919-1945. - Харьков, 1996. Аронов А.А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции (1917-1939): сущность, предпосылки, результаты. - М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 1992. - 192 е.; Аронов А.А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции (1917-1939): культурологический аспект. Доктор.дис.: 24.00.02 - историческая культурология. - М., 1999.

12 Нусинова Н.И. Русское кинематографическое зарубежье (1918-1939) и проблема взаимодействия культур. Автореф.дис.на соиск.уч.ст.д.искусств.наук. - M., 2004. - С. 3. табели о рангах балерин, получили шесть танцовщиц: А.Я. Ваганова, Л.Н. Егорова, М.Ф. Кшесинская, О.И. Преображенская, Ю.Н. Седова, В.А. Трефилова. Из этих шести балерин в СССР после 1917 года осталась лишь

A. Я. Ваганова.

По истории русской балетной эмиграции нет ни одной обзорной работы, анализирующей вклад данного явления в мировую культуру. Источниками к раскрытию данного вопроса следует назвать большой пласт мемуарной литературы,1 работы, посвященные исследованию отдельной личности, труппы,2 диссертационные исследования, также посвященные отделено взятому явлению, личности3.

Общая история русского балета рассмотрена в работах: Ю.А. Бахрушина, Л.Д. Блок, М. Борисоглебского, В.М. Красовской, Ю.И. Слонимского, Е.Я. Суриц и др.

Искусствоведческий уровень включает критическое осмысление творческих успехов деятелей балетного искусства, которое началось с рецензий балетных критиков начала XX века: Н.М. Безобразова, Ю.Д. Беляева, A.JI. Волынского, А.Я. Левинсона, А.А. Плещеева, А.Б. Потемкина,

B.Я. Светлова, Ю.В. Соболева, А.А. Черепнина.

К современным источникам относятся труды таких исследователей балета как В.М. Гаевский, Т.В. Портнова.

Искусство русских художников театра исследовано достаточно полно в трудах следующих авторов: В.И. Березкиным, Р.Н. Власовой, М.В. Давыдовой, Е.И. Костиной, М.Н. Пожарской, Ф.Я. Сыркиной и др.

Интерес представляют труды, в которых рассматривается творчество отдельного художника-декоратора: А.И. Бассехес, Д.З. Коган, М.С. Коноплева, С.А. Онуфриева, И.Н. Пружан, Г.И. Чутунов, М.Г. Эткинд и др.

Кшесинская М.Ф., Карсавина Т.П., Нижинский В.Ф., Лифарь С.М., Фокин М.М., Григорьев С.Л., Петипа М., Лопухов Ф.В., Мясин Л.Ф., Тихонова Н., и др.

2 Суриц Е.Я., Бакл Р., Друскин М., Катонова С., Коган Д.З. и др.

3 Смирнова В.Н., Левенков О.Р., Свешникова А.Л. и др.

Из музыковедческих работ отметим работы Б.В. Асафьева, В.М. Богданова-Березовского и других. К музыкальной драматургии балета в связи с творчеством того или иного композитора обращались И .Я. Вершинина, Б.М. Ярустовский, И.В. Нестьева, JI.B. Карагичева и др. Отдельные статьи о балетном творчестве есть в сборнике: «Из истории музыки XX века» (М., 1971), «Музыка и жизнь» (вып. 1., Л., 1972; вып. 2., М., 1973), «Музыка XX века» (М., 1977) и др.

Драматургии балетного театра посвящены труды В.В. Ванслова, П.М. Карпа, Ю.И. Слонимского и др.

Цель;

Рассмотреть русский балет в эмиграции как системное явление, как органическое целое, представленное специфическими, взаимосвязанными, содержательными компонентами.

Данной целью обусловлены следующие задачи исследования;

- Выявить уникальность русского балета в эмиграции;

- Раскрыть причины и предпосылки вершинных достижений русского балета в эмиграции;

- Дать характеристику содержательных составляющих балета как целостного системного явления (на материале русского балета в эмиграции);

- Раскрыть принципиальные, сущностно значимые взаимосвязи содержательных составляющих балета в контексте традиции синтеза искусств.

Объект исследования:

Русские балетные коллективы, сформировавшиеся в период так называемой первой волны из России (1917-1939).

Предмет исследования:

Взаимосвязь и взаимообусловленность содержательных составляющих русского балета как решающая предпосылка его расцвета в эмиграции.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что в русском балетном искусстве первой эмигрантской волны был достигнут высокий уровень синтеза искусств и создана целостная художественная система благодаря следующим его особенностям: все содержательные составляющие балетной системы (музыка, хореография, сценография и др.) были представлены на высоком художественном уровне; в иерархии содержательных составляющих балетной системы музыке отводилась главенствующая роль; фантазия балетмейстера, при всей её свежести и оригинальности, в целом не выходила за рамки замысла композитора и либреттиста; технические трудности той или иной партии не мешали исполнителям создать убедительные образы своих героев; художественное оформление балетного спектакля не препятствовало созданию идеальных условия для хореографии.

Методы исследования:

В процессе проведения исследования применялись нескольких групп методов. К первой группе методов отнесем следующие: анализ исторический, культурологической, искусствоведческой, историко-художественной, мемуарной литературы. Сопоставление источников по важнейшим содержательным акцентам. Ко второй группе методов отнесем следующие: реконструкция и моделирование конкретных исторических событий и явлений с позиций системного подхода.

Методология исследования:

Методологические основания исследования характеризуются единством философско-культурологического, структурно-функционального и социально-педагогического подходов к решению поставленной проблемы. Естественной методологической базой выступают системный подход и системный анализ, образующие область системных исследований как современной формы осмысления синтеза научных знаний, явлений фактов.

Исследование проводилось на методологической базе современной эстетической теории искусства и теории культуры: М.С. Каган, Ю.М. Лотман, П. Пави, У. Эко, И.М. Ямпольского и др. В основе работы лежал метод конкретно-исторического анализа рассматриваемых явлений в контексте диалогизма, предполагающий не просто описание конкретных фактов в их специфике, но и их теоретическое, системное обобщение.

Принципиально важным для настоящего исследования являются идеи М.М. Бахтина о диалоге культур и диалогизме как естественной структурной основе явлений культуры. Эти идеи, а также их развитие в работах В.И. Брагинского, B.C. Библера, Т.П. Григорьевой и других составили методологическую основу данной работы.

Научная новизна определяются тем, что в настоящем исследовании балет рассматривается в превалирующем культурологическом и искусствоведческом контексте, как социокультурный феномен; в этой связи в поле научного поиска оказались, прежде всего, взаимосвязь и взаимообусловленность содержательных составляющих балета как целостного органического образования, специфически актуализированного в условиях первой волны эмиграции.

Теоретическая значимость определяется тем, что объективные закономерности и тенденции, характеризующие специфику взаимодействия составляющих балета, выявлены и рассмотрены на примере истории русского балета 1909-1939 гг., достигшего в эмиграции пика в своем развитии.

Практическая значимость диссертации видится в том, что многие достижения балетного искусства 1909-1939 гг. могут послужить основанием для преподавания в вузах культуры и искусства дисциплин истории культуры, истории искусства определенного периода, а также источником информации для практиков хореографии.

Личный вклад диссертанта состоит в том, что исследование осуществлено с привлечением редких фактов, еще не вошедших в научный оборот при изучении эмиграции русских танцовщиков и балетмейстеров; а также в актуализации и системном изучении проблематики специфической сущности русского балета в контексте традиции синтеза искусства, что весьма значимо для понимания общих тенденций развития современного балета.

Положения, выносимые на защиту:

1. Балет, как целостная, органическая, художественная социокультурная система, на содержательном уровне представляет собой совокупность её составляющих, каковыми является: музыка, литература, живопись, хореография, исполнительское искусство. В отличие от большинства социальных систем, способных осуществлять самокоррекцию и нормальное функционирование даже при утрате одного из звеньев, художественная система, как показывает исследование феномена балета, утрачивает свою качественную определенность и своеобразие, если отсутствует одна из составляющих.

2. Иерархия содержательных составляющих балета как социокультурной системы в принципе условна, вместе с тем, как свидетельствует проведенное исследование, именно музыка выступает как приоритетная составляющая. Именно музыка выполняет системообразующую функцию, способствуя взаимопроникновению и взаимообусловленности всех составляющих балета.

3. Опираясь, прежде всего на музыку, хореография, балетмейстер, закрепляют естественные, органичные связи музыки с другими составляющими, гармонизируя тем самым эти составляющие и обеспечивая целостность такой художественной системы как балет. Все попытки балетмейстеров сделать в спектакле приоритетной какую-либо составляющую в ущерб музыке не оправдывали себя.

4. Русский балет 1909-1939 гг., даже функционируя в экстремальных условиях эмиграции, сумел объективно достичь пика в своем развитии, поскольку все составляющие балета оказались представлены признанными лидерами отечественного и мирового искусства - JI.C. Бакстом, В.М. Нижинским, A.M. Павловой, И.Ф. Стравинским, М.М. Фокиным и другими, а также, в связи с тем, что эмигранты - выдающиеся представители русской культуры, хорошо осознавали свою эколого-культурную миссию, связанную с сохранением лучших традиций русской балетной школы.

5. Балетная антреприза «Русский балет Дягилева», выросшая из Русских сезонов, не только способствовала выходу русского балета на еще более высокий уровень, но и внесла весомый вклад в консолидацию всей русской диаспоры, в общее дело сохранения самобытной русской культуры за рубежом.

Заключение диссертации по теме "Теория и история культуры", Брайловская, Маргарита Андреевна

Выводы:

1909-1939 - период наибольшего подъема русского балета не только в России, но и в эмиграции. Уникальность этого явления заключается в том, что рассвет отечественного балета происходил за рубежом, а с 1917 года -в экстремальных условиях эмиграции.

Причины столь бурного рассвета кроются в подъеме каждого из компонентов балета, их оптимальном синтезе. Лучшие мастера своего дела обогатили каждую составляющую балета:

- композиторы (Прокофьев, Стравинский, Черепнин и др.);

- художники (Бакст, Бенуа, Добужинский, Рерих и др.);

- балетмейстеры (Баланчин, Мясин, Нижинский, Фокин и др.);

- танцовщики (Карсавина, Нижинский, Павлова, Рубинштейн и др.).

Изменилась методика создания балета. До этого периода, каждый из создателей балета работал в отрыве от другого. Переход к новой системе произошел в труппе Дягилева. Импресарио поставил задачу о слиянии основных компонентов балета в процессе создания спектакля. В труппе Дягилева были поставлены балета, являющиеся лучшими примерами синтеза балетного искусства: «Весна священная», «Жар-птица», «Петрушка», «Свадебка».

Процесс внедрения лучших достижений отечественного балета усиливался русскими танцовщиками-педагогами. Находясь в эмиграции, большинство из них открыли свои школы-студии.

Диссертантом был проанализирован перечень балетов, поставленных труппой Дягилева на предмет использования в постановках музыки русских композиторов. Анализ показал, что около 50% балетов было поставлено на музыку отечественных мастеров. Русская музыка привлекала внимание Дягилева как в первые годы существования труппы, так и после 1914 г.: «Аполлон Мусагет», «Байка про лису», «Блудный сын», «Стальной скок» и др.

Никогда в прошлом русский балет не обретал столь мощного общественного резонанса. Резко возрос интерес к балету в Англии, Венгрии, Германии, Италии, Франции, Японии и др.

За период 1909-1939 русские танцовщики и балетмейстеры рассеялись практически по всему миру, создавая все новые очаги академического танца, продолжая лучшие традиции русской балетной школы. Балет стал центром притяжения самых разнообразных художественных интересов, лабораторией новых идей, оказавших влияние на развитие всего искусства XX века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование показало, что русский балет, функционируя в экстремальных условиях эмиграции, достиг невиданного для западноевропейского балета, остановившегося на мертвой точке ремесленнического академизма, художественного синтеза: единения новаторской музыки, блистательной декорационной живописи, современной хореографии. В международный репертуар вошли лучшие балетные постановки, лучшие партитуры: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Свадебка» и др.

Никогда в прошлом балет не обретал такого мощного общественного резонанса. По инициативе Дягилева были созданы партитуры, ставшие украшением мировой музыкальной классики XX века.

После триумфа дягилевской труппы многие композиторы стали охотно обращаться к балету. Ушли в прошлое пренебрежительные оценки балетной музыки, как продукта второго сорта, предназначенного для «отбивания ритма». В балетный театр пришли выдающиеся композиторы своего времени: Дебюсси, Равель, Флоран Шмитт, Поль Дюка, Жан Роже-Дюкас, Эрик Сати. Возросшее внимание к балету можно отметить во Франции, Англии, Италии, Германии, Венгрии, Польше.

В балете появилось стремление строить хореографическое действие на основе классических партитур. Этот метод слияния танца с музыкой самой высокой пробы способствовал расширению художественных возможностей современного балета.

Следует отметить также пропаганду отечественной музыки. Труппой Дягилева были поставлены балеты на музыку Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского и др.

В труппе Дяглева был изменен сам метод создания балета: спектакль стал создаваться при тесном союзе композитора, хореографа, сценариста, художника. Они работали сообща, а не в отрыве друг от друга, как это было принято до этого в практике создания балета. Именно тесный союз

152 созидателей балета вывел все компоненты балетного спектакля на стадию расцвета.

Русский балет, родившийся на основе традиций итальянской, французской школ, впитал в себя только их лучшие достижения. Усвоив легкость, изящество, благородство французской школы, виртуозность и техническое мастерство итальянской школы, русский балет не стал слепком с иностранных образцов. Наоборот, была создана самобытная русская школа классического танца.

С.П. Дягилев привлек к работе в своей труппе лучших балетмейстеров и танцовщиков императорских театров: М. Фокина, А. Павлову, В. Нижинского, Т. Карсавину, А. Больма.

Виднейшие русские хореографы и танцовщики, получившие мировую славу в дягилевском театре, заняли ведущие позиции в балетных театрах Франции, США, Англии, продолжая развивать художественные тенденции, зародившиеся в труппе Дягилева. В истории мировой хореографии навеки запечатлены достижения Дж. Баланчина, возглавившего труппу New York City Ballet, Лифаря, долгое время руководившего балетной труппой парижской Grand Opera, и др. идеи, родившиеся в лоне дягилевского балета. Нашли свое продолжение в спектаклях таких известных хореографических трупп, как «Русские балеты Монте-Карло», организованные полковником Базилем (В.Г. Воскресенским), как балетный коллектив Иды Рубинштейн, так называемый «Шведский балет», руководимый французом Рольфом де Мара, или же парижский «Балет Елисейских полей» во главе с Роланом Пети и Борисом Кохно.

Во многих странах мира, где балетное искусство находилось в упадке, благодаря деятельности русских танцовщиков и балетмейстеров произошло возрождение или зарождение балетного искусства: в США - благодаря деятельности Анны Павловны, Михаила Фокина, Дж. Баланчина, Леонида Мясина; в Индии - Анны Павловой; во Франции - С. Лифаря; в Англии - Тамары Карсавиной, Леонида Мясина; в Италии - Леонида Мясина; в Южной Америке - Брониславы Нижинской, Леонида Мясина, Смирновой, Бориса Романова.

Танец, являясь неотделимым от музыки, вместе с тем еще все представляет собой зрелище. Отсюда рождается необходимость в его оформлении. До конца XIX - начала XX века декорационное искусство носило трафаретный характер. Нередко декорации были не связаны с сюжетом балета и являлись лишь изящным обрамлением действия спектакля. Лишь с приходом в театр Коровина и Головина произошли сдвиги в сторону художественного синтеза.

Благодаря деятельности Дягилева в балетный театр пришли видные русские художники: Бенуа, Бакст, Рерих, М. Добужинский, Н. Гончарова. М. Ларионов. Работы русских декораторов произвели переворот в сценической живописи европейских театров и оказали огромное влияние на ее дальнейшее развитие. Созданные ими постановки принадлежат к числу лучших завоеваний театрально-декорационного искусства XX столетия.

Сценарий, являясь наименее очевидной частью балетного спектакля, всегда присутствует в балете. Он воплощен в музыке, хореографии, сценографии.

Долгое время сюжеты для балетных сценариев черпались из сказок и легенд. Бытовало мнение, что балет не в силах решать какие-либо идейные проблемы, так как является искусством увеселительным. Силами труппы Дягилева был разрушен этот степеотип. Были поставлены балет-притча, балет-трагедия, балет-бурлеск, балет-поэма, театрализованный обряд, эксцентрическое шоу.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Брайловская, Маргарита Андреевна, 2006 год

1. 100 балетных либретто. М.: Музыка, 1966. - 303 с.

2. Амиргамзаева О.А., Усова Ю.В. Самые знаменитые мастера балета России. М.: Вече, 2002. - 480 с.

3. Анна Павлова: Сборник воспоминаний о великой балерине/ редактор-составитель А.Г. Фрэнке. М.: Иностранная литература, 1965. - 192 е., ил.

4. Ансерме Э. Беседы о музыке. 2-е изд. - Л., 1985. - 104 с.

5. Аркина Н.Е. Балет и литература. М.: Знание, 1987. - 48 с.

6. Аронов А.А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции (1917 1939): Сущность, предпосылки, результаты. - М.: МГУКИ, 1999. -192 с.

7. Аронов А.А. Загадки творчества/ А.А. Аронов; Международная педагогическая академия. М., 2004. - 170 с.

8. Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. XX век: Справочно-биографические материалы. М., 1999. - 172 с.

9. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977. - 280 с.

10. Асафьев Б.В. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. Л.: Музыка, 1974.-296 с.

11. Асафьев Б.В. О музыке Чайковского. Избранное. Л.: Музыка, 1972. -376 с.

12. Асафьев Б.В. Театр русской Испании.//Театр, 1925. № 3.

13. Дж. Баланчин, Ф. Мэйсон. Сто один рассказ о большом балете. / Пер. с англ. У. Сапциной. М.: КРОН - ПРЕСС, 2000. - 494 с.

14. Балет: Энциклопедия/ Гл.ред. Ю.Н. Григорович. М.: Сов. энциклопедия, 1981. - 624 с.

15. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.- М.: Художественная литература, 1975. 502 с.

16. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. - 300 с.

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сборник избранных трудов/Примечения С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. -423 с.

18. Бахрушин Ю.А. История русского балета/ Ред. М.С. Потапова. М.: Советская Россия, 1965. - 248 с.

19. Бенуа А. Воспоминания о балете. //Русские записки. Париж, 1939.

20. Бенуа А. Дягилевские спектакли. Новые балеты. «Нарцисс».// Речь, 1911.22 июля.

21. Бенуа А. Мои воспоминания: В 2 т./ Изд. подг. Н.И. Александрова,

22. A.JI. Грушинин и др. М.: Наука, 1980. - 711 е.; 743 с.

23. Бенуа А. Новые театральные постановки.//Мир искусства, 1902. №2.

24. Березкин В.И. Искусство оформления спектакля. М.: Знание, 1986. -128 с.

25. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра: от истоков до середины XX века. М.: Издательство Эдиториал УРСС, 1997. - 544 с.

26. Бернандт Г. Александр Бенуа и музыка. М., 1969. - 229 с. с ил.

27. Бернандт Г. Чайковский П.И.: Краткий очерк жизни и деяткельности. M.-JL, 1940. - 72 с.

28. Библер B.C. Мышление как творчество. (Введение в логику мыслительного диалога). М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

29. Блок Л.Д. Классический танец: История и современность/Вступ. ст.

30. B.М. Гаевского. М.: Искусство, 1987. - 556 с. с ил.

31. Богданов-Березовский В.М. Встречи. М.: Искусство, 1967. - 280 с.

32. Богоявленский С. Московский театр при царях Алексее и Петре. Материалы, собранные С.К. Богоявленским. М.: Издание имп.о-ва истории и древностей российских при Московском университет, 1914. - 192 с.

33. Борисоглебский М. Материалы по истории русского балета. В 2 т. -Л., 1938.-380 с. сил.

34. Боулт Д.Э. Художники русского театра, 1880-1930. М.: Искусство, 1991.- 112 е., ил.

35. Вальберх И. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. JL-М., 1948.- 190 с. сил.

36. Ванслов В. Статьи о балете. Л.: Музыка, 1980. - 192 с.

37. Власова Р.И. Константин Коровин. JL, 1969. - 236 с.

38. Власова Р.И. Русское театрально-декорационное искусство начала XX века. Из наследия петербургских мастеров. Л.: Художник РСФСР, 1984. -188 с. с ил.

39. Волков С. История культуры Санкт Петербурга. - М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2002. - 608 с.

40. Волков С. Страсти по Чайковскому: Разговоры с Джорджем Баланчиным. М.: Издательство ЭКСМО, 2002. - 256 с.

41. Волынский A.J1. Книга ликований.Азбука классического танца. Л.: хореогр.техникум, 1925.-331 с.

42. Волынский А.Л. Статьи о балете. СПб.: Гиперион, 2002. 349 с.

43. Всеволодский-Гернгросс В. История русского театра. В 2 т./ Предисл. и общ.ред. А.В. Луначарского. М.-Л., 1929. - 576 е.; 508 с.

44. Всеволодский-Гернгросс В. Русский театр от истоков до середины XVIII века. М.: Издательство Академии наук СССР, 1957. - 264 с.

45. Гаевский В.М. Дивертисмент. М.: Искусство, 1981. - 383 с.

46. Гаевский В.М. Дом Петипа. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. -428 с. с ил.

47. Глазунов А.К. Исследования. Материалы. Публикации. Письма. В 2 т./ под редакцией Келдыш Ю.В., Оссовского А.В., Язовицкой Э.Э., Янковского. Ленинград, 1959. - 226 с. с ил., 1960. - 570 с. с ил.

48. Глушковский А. Воспоминания балетмейстера/Публикация и вступит.статья Ю.И. Слонимского. Подготовка текста и комментарий А.Г. Мовшенсона и А.А. Степанова. Общ.ред. П.А. Гусева. Ленинград-Москва: Искусство, 1940. - 248 с. с ил.

49. Гозенпуд А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Очерк. М., 1959. - 782 с. с ил.

50. Голынец С.В. Л.С. Бакст. Л.: Художник РСФСР, 1981. - 80 с.

51. Грабарь И. Искусство русской эмиграции//Русский современник, 1924, №3.

52. Григорьев С.Л. Балет Дягилева, 1909-29/ Предисл. Чистяковой Н.А.- М: APT СТД РФ, 1993.-384 с.

53. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Юрайт, 1998.-669 с.

54. Гусарова А.П. Мир искусства. Л.: Художник РСФСР, 1972.- 100 с.

55. Гусев П. Читая книгу. Записки на полях//Слонимский Ю.И. Драматургия балетного театра XIX века. М., 1977. - 344 с.

56. Давыдова М.В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII начала XIX века. - М.: Наука, 1974. - 187 с, ил.

57. Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. М. - Л., 1964. - 205 с.

58. Дмитриев Н. Недалекое прошлое. СПб., 1865. - с. 243.

59. Добровольская Т. Жар-птица. Петрушка. Л.: Музгиз, 1963. - 56 с. с ил.

60. Друскин М.С. Игорь Стравинский: личность, творчество, взгляды. -Ленинград: Советский композитор, 1974. 212 с.

61. Друскин М.С. Очерки по истории танцевальной музыки. Л.: Ленинградская филармония, 1936. - 207 с. с ил.

62. Дукельский В. Об одной прерванной дружбе// История и современность. Л., 1981.

63. Житомирский Д. Балеты Чайковского. М., 1957. - 123 с.

64. Жуковская Г.А. Стравинский и Чайковский. Дис.на соик. Ученой степени кандидата искусствоведения, 17.00.02 Музыкальное искусство. -М., 1995. - 189 с. с прил.

65. Завьялова А.Е. Творчество Александра Бенуа и Константина Сомова и западноевропейское художественное наследие XVIII века (к вопросу формирования стиля модерн). Дис.на соиск.уч.степени канд.искусств. М., 2000.- 148 с. с прил.

66. Захаров Р.В. Записки балетмейстера. М.: Искусство, 1976. 351 с. с ил.

67. Захаров Р.В. Слово о танце. М.: Молодая гвардия, 1977. - 160 с. с ил.

68. Зотов Р.И. Мои воспоминания о русском театре. Репертуар русского театра, кн. 1. Период 8. СПб., 1840. 356 с.

69. История русского театра / под ред. В. Каллаша и Н. Эфроса. При ближ.участии А.А. Бахрушина, зав.худ.частью Н.А. Попова, К.А. Коровин. -М., 1914.-364 с. сил.

70. Каган М.И. О ходе истории. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 704 с.

71. Карп П.М. Балет и драма. Л.: Искусство, 1979. - 246 с.

72. Карп П.М. Младшая муза. Серия: В мире прекрасного. М., 1986. -190 с.

73. Карп П.М. О балете. Л.: Искусство, 1967. - 228 с.

74. Карпентьер А. Мы искали и нашли себя. М.: Прогресс, 1984. -416с.

75. Карсавина Т.П. Театральная улица. Л.: Искусство, 1971. - 247 с. с ил.

76. Катонова С. Балеты С. Прокофьева. М.: Советский композитор, 1962. -31 с.

77. Катонова С. Музыка в балете. JL: Музыкальное издательство, 1961. -52 с.

78. Классики современной хореографии. JI.-M., 1937. - 396 с.

79. Коган Д.З. Коровин К. М.: Искусство, 1964. - 360 с. с ил.

80. Козлитин В.Д. Русская и украинская эмиграция в Югославии 1919-1945. -Харьков, 1996.-256 с.

81. Кокто Ж. Портреты-воспоминания: Эссе. М., 1985. - 160 с.

82. Кокто Ж. Собрание сочинений. В 3 т. // Т.1. Проза, поэзия, сценарии/ предисл. Н. Бунтмана, пер. с фр. Н. Шаховской, С. Бунтмана, А. Парена. М.: Аграф. 2001 -448 с.

83. Кокто Ж. Собрание сочинений. В 3 т. // Т. 2. Театр/ пер. с фр., сост. и предисл. Н. Бунтмана. М.: Аграф, 2002. - 304 с.

84. Комарова Т.В. Балеты Андрея Петрова. / Автореферат на соск.уч.ст.канд.искусств. СПб., 2004. - 23 с.

85. Комолова Н.П. Русское зарубежье в Италии (1917-1945 гг.) // Русская эмиграция в Европе в 20-30-е годы XX века. М., 1996. - 442 с.

86. Коноплева М.С. Театральный живописец Джузеппе Валериани. J1., 1948.- 197 с.

87. Константин Коровин: Жизнь и творчество. Письма, документы, воспоминания. / Составитель и автор монографического очерка Н.М. Молева. -М.: АН СССР, 1963.-561 с.

88. Константинова М. Спящая красавица. М.: Искусство, 1990. - 239 с. с ил.

89. Косачева Р. О музыке зарубежного балета. 1917-1939: Опыт исследования. М.: Музыка, 1984. - 301 с. с ил.

90. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбы русской эмиграции. М., 1990. - 464 с. с ил.

91. Красовская В.М. Анна Павлова. М., 1964. - 220 с.

92. Красовская В.М. Балет сквозь литературу. СПб.: Академия русского балета им. Вагановой., 2005. - 423 с.

93. Красовская В.М. Ваганова. JL: Искусство, 1989. - 212 с.

94. Красовская В.М. История русского балета: учебное пособие. JI: Искусство, 1978. -231 с.

95. Красовская В.М. Нижинский. Л.: Искусство, 1974. - 208 с. с ил.

96. Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. -Л.-М., 1963.- 551 с.

97. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. В 2-х частях. Часть 1. Балетмейстеры. - Л., 1971. - 526 с. с ил.

98. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. В 2-х частях. Часть 2. Танцовщики. - Л., 1972. - 456 с. с ил.

99. Красовская В.М. Статьи о балете. Изд-во Искусство. Ленинградское отделение, 1967. 340 с.

100. Крючкова В.А. От «Парада» до «Герники», 1917-37. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 392 с.

101. Ю1.Кудрякова Е.Б. Российская эмиграция в Великобритании в период между двумя войнами.-М., 1995.-317 с.

102. Кульвер В.Л. Русский балет как феномен духовности. Дис. канд. искусств. 17.00.02. СПб, 1995. - 170 с.

103. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред.проф. А.Н. Макаровой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.-600 с.

104. Куракина С.Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ). Канд.дис.по спец. Социальная философия, на соискание степени кандидата философский наук. Ростовский государственный университет, 1994. - 126 с.

105. Кшесинская М.Ф. Воспоминания. М.: Издательство Олимп, Издательство Астрель, Издательство ACT, 2001. - 416 с.

106. История русской музыки. В десяти томах // Т.4. / Авторы: JI.M. Бутир, Ю.В. Келдыш, Т.В. Корженьянц, Е.М. Левашев, О.Е. Левашева, Л.А. Орлова, A.M. Соколова. М.: Музыка, 1986. - 514 с.

107. Лавровский Л. Документы, статьи, воспоминания. М., 1983. - 424 с. сил.

108. Ласкин А.С. Долгое путешествие с Дягилевыми: Документальный роман. Екатеринбург: У - Фактория, 2003. - 304 с. с ил.

109. Ласкин А.С. Русский период жизни и деятельности С.П. Дягилева. Формирование художественных принципов. Дис.на соискание ученой степени доктора культурологии, 24.00.01 Теория и история культуры. -СПб, 2003.-314 с.

110. Левенков О.Р. Джордж Баланчин на рубеже 1920-30-х годов. Европейские традиции и влияние личности художника. Канд.дис. по спец.: 17.00.01 театральное искусство, на соискание ученой степени канд. искусств. - М., 1996. - 221 с.

111. Лиепа М. Вчера и сегодня в балете. М.: Молодая гвардия, 1986. -190 с.

112. Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым / Сост. Снежко С.П., Шлеев В.В. К.: Муза, 1994.-375 е., ил.

113. Лифарь С. Мемуары Икара / Пер. с фр. Беляевой Г.С. М.: Искусство, 1995.-358 с. сил.

114. Лопухов Ф. Хореографические откровенности. М.: Искусство, 1971. -216 с.

115. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 1988. - 348 с.

116. Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб.: Искусство, 1997. - 845 с.

117. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 1999. - 703 с.

118. Луначарский А. В мире музыки (Статьи и речи) / Издание 2-е доп., составление, редакция, комментарии Г.Б. Бернанда и И.А. Саца. М.: Советский композитор, 1958. - 540 с.

119. Луначарский А. О музыке и музыкальном театре. Т.1. М., 1981. -365 с.

120. Лопухов Ф.В. 60 лет в балете. М., Искусство, 1966. - 313 с.

121. Манди С. Чайковский. / Перевод с англ. А.Н. Виноградовой. Урал: LTD, 2000. - 266 с .

122. Мариус Петипа: материалы, воспоминания, статьи. Л., 1971. - 446 с. сил.

123. Медведева И. Франсис Пуленк. М., 1969. - 297 с.

124. Мелихов Г.В. Российская эмиграция в Китае (1917-1924 гг.) М., 1997. -478 с.

125. Минский Н. Еще о балетных итогах (Письмо из Парижа) // Утро России, 1910. 24 августа.

126. Музыка советского балета: Сборник статей / Под редакцией Л.Н. Раабена, Ю.И. Солонимский, А.Н. Сохор. М., 1962. - 256 с.

127. Музыкальный энциклопедический словарь. / Гл.ред. Г.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.

128. Мясин Л.Ф. Моя жизнь в балете / Пер. с англ. М.М. Сингал. Предисл. Е.Я. Суриц. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997 - 336 е.: ил.

129. Н.К. Рерих. Жизнь и творчество: Сборник статей. М.: Изобразительное искусство, 1978. - 372 с. с ил.

130. Нестьев И.В. Дягилев и музыкальный театр XX века. М.: Музыка, 1994.-224 с.

131. Нестьев И.В. Прокофьев. М., 1957. - 235 с.

132. Нижинская Б.Ф. Ранние воспоминания: В 2-х ч. / Предисловие М.Ю. Ратановой; коммент. Е.Я. Суриц. М, 1999. - 348 с. с ил.

133. Нижинская Б.Ф. Ранние воспоминания: В 2 ч. / Пер. с англ. И.В. Груздевой; Коммент. Е.Я. Суриц. -М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. (Ballet Russes). 4.2. 1999. - 319 с. с ил.

134. Нижинская Р. Вацлав Нижинский / пер. с англ. Н.И. Кромск. М., 1996. - 165 с. с ил.

135. Носова В.В. Балерины. -М.: Мол.гвардия, 1983. 286 с. с ил.

136. Нусинова Н.И. Русское кинематографическое зарубежье (1918-1939) и проблема взаимодействия культур. Автореф.дис.на соиск.уч.ст.д.искусств. -М., 2004. 50 с.

137. Онеггер А. Я композитор./ Пер. с франц.,ред., вступит.статья и коммент. В.Н. Александровой.- Л., 1963. - 192 с.

138. Онуфриева С.А. Головин А.Я. Л., 1966. - 78 с. с ил.

139. Пави П. Словарь театра / пер. с фр. К. Разлогова. М.: Прогресс, 1991. -480 с.

140. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1985. - 223 е., ил.

141. Петров О. Русская балетная критика к. XVIII первой половины XIX в.- М.: Искусство, 1982. 320 с. с ил.

142. Плещеев А. Наш балет. (1673-1899). Балет в России до начала XIX столетия и балет в Санкт Петербурге до 1899 года. / 2 - изд. Под ред. К.А. Скальковского. - СПб., 1899. - 474 с. с ил.

143. Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство k.XIX -начала XX века. М., 1970. - с.412.

144. Попов А.В. Русское зарубежье и архивы. Документы Российской эмиграции в архивах Москвы: проблемы выявления комплектования описания, использования.// Материалы к истории русской политической эмиграции. Вып-IV. М.: ИАИ РГГУ, 1998 .

145. Портнова Т.В. Тема балета в изобразительном искусстве конца XIX -начала XX века (проблемы интерпретации). М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств PAX. 1996. - 97 с.

146. Прокофьев Сергей. Статьи и материалы (1953-1963). Под редакцией А. Лахути. М.: Советский композитор, 1962. - 384 с.

147. Пружан И.Н. Л.С. Бакст. Л., 1975. - 232 с. с ил.

148. Рабинович А.С. Русская опера до Глинки. М., 1948. - 456 с.

149. Раев Марк. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 1919-1939.- М.: Прогресс-Академия, 1994.-292 с.

150. Рейтман Марк. Знаменитые эмигранты из России: Очерки о россиянах, добившихся успеха в США. Ростов - на - Дону: Феникс, 1999. - 320 с.

151. Русский балет: Энциклопедия. М., 1997. - 607 с.

152. Русские в Германии (1914-1933). СПб., 1995.-402 с.

153. Русские сезоны Сергея Дягилева: Кат.выст. / Санкт-Петерб.гос.тетр.б-ка, сост. Ю.Л. Престенская и др. СПб., 1988. - 38 с. с ил.

154. Русские в Финляндии // Вопросы истории. 1993. №4.

155. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. - 742 с.

156. Русское зарубежье в Латинской Америке. М., 1993. - 398 с.

157. Русское театрально-декорационное искусство: Учеб.пособие для худож.-пром.вузов и училищ / Сыркина Ф.Я., Костина Е.М.; Предисл. В.В. Ванслова. М.: Искусство, 1978. - 246 е., 80 л. ил. - (Акад.худож. СССР. НИИ теории и истории изобраз.искусств).

158. Светлов В. Современный балет. СПб., 1911. - 200 с.

159. Свешникова А.Л. Творчество А. Сен-Леона в Петербурге (1859-69). Становление музыкально-хореографической структуры академического балета. Дис.канд.иск. 17.00.02. СПб, 1999. - 228 с. с прил.

160. Серапионова Е.П. Российская эмиграция в Чехословацкой республике (20-30-е годы)-М.: 1995.

161. Сергей Дягилев и русское искусство. В 2-х томах. Т.1./ Авт.сост: И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. М: Изобразительное искусство, 1982. - 496; 576 с.

162. Серов В. в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. В 2 т. / Ред.-сост., авт.вступит.статьи, очерков о мемуаристах и коммент. И.С. Зильберштейн и В.И. Самков. Л., 1971. - 717 е., - 599 с.

163. Слонимский Ю.И. Семь балетных историй. М.: Искусство, 1967. - 258 с.

164. Слонимский Ю.И. Балетные строки Пушкина. Л.: Искусство, 1974. -184 е.; 4 л.ил.

165. Слонимский Ю.И. В честь танца. Л., 1968. - 372 с.

166. Слонимский Ю.И. Дидло. Вехи творческой биографии. Л.-М., 1958. -262 с. с ил.

167. Слонимский Ю.И. О драматургии балета // Музыка и хореография современного балета. Л., 1974.

168. Слонимский Ю.И. Драматургия балетного театра XIX века / Вступит, статья П. Гусева. М.: Искусство, 1977. - 344 с.

169. Слонимский Ю.И. Жизель. Этюды. Л., 1969. - 159 с. с ил.

170. Слонимский Ю.И. Мастера балета XIX столетия. М.-Л., 1937. - 286 с.

171. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера: Учебник для студентов культ.-просвет. вузов культуры и искусств. М.: Просвещение, 1986. - 192 с. с ил.

172. Смирнова В.Н. Художественное alter ago Анны Павловой. Канд.дис.по спец.: 24.00.01 Теория и история культуры, на соискание ученой степени к.филос.наук. Мордовский гос.университет наук им. Н.П. Огарева. - Саранск, 2004.- 165 с.

173. Соллертинский И.И. Статьи о балете. Л.: Музыка, 1973. - 208 с.

174. Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX начало XX века. / Сост., пер., вступит.статья и коммент. А. Бушен. - Л., 1972. - 376 с.

175. Стернин Г. Художественная жизнь Росси на рубеже XIX-XX веков. -М., 1970.-293 с.

176. Стравинский И.Ф. Статьи. Воспоминания. / Под редакцией Г.С. Алфеевской, И.Я. Вершининой. М.: Советский композитор, 1985. - 376 с.

177. Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1963. - 276 с.

178. Суриц Е.Л. Артист балет М.М. Мордкин. М.: УРСС, 2003. - 237 с.

179. Суриц Е.Я. Дж. Баланчин истоки творчества // Музыка и хореография современного балета. Вып. 5 - М., 1987.

180. Сыркина Ф.Я. Гонзага Пьетро Готтардо. Жизнь и творчество. 1751-1831. Сочинения / Пер., коммент. и послесл. А.Г. Мовшенсона. Под ред. Ф.Я. Сыркиной. М., 1974. - 273 с. с ил.

181. Сыркина Ф.Я. Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX века. Очерки. М.: Искусство, 1956. - 380 с, ил.

182. Тарасов Л.М. Музыка в семье муз: Очерки / Рисунки А. Король. Л.: Дет.лит., 1985,- 159 с., ил.

183. Тимофеева Н. Мир балета: История, творчество, воспоминания. М.: ТЕРРА, 1993. - 368 е.: фотоил.

184. Тихонова Н. Девушка в синем. / Подготовка текста, послеслов. и коммент. В. Чистяковой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. - 366 с. с ил.

185. Федоровский В. Сергей Дягилев, или Закулисная история русского балета. М.: Издательство Эксмо, 2003. - 320 с. с ил.

186. Фокин М.М. Против течения. /2-е изд. доп. и исправ. ред Т.Н. Добровольская. Л.: Искусство, 1981. - 512 с.

187. Франгопуло М. Выразительные средства балетного искусства. Л.: Искусство, 1964. - 47 с.

188. Цветкова Е.О. Инструментальные сочинения в русском балете XX века: проблемы интерпретации музыкального текста. Дис.на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, 17.00.02 Музыкальное искусство. -М., 2004. - 407 с. с прил.

189. Цветков Н.Н. Русские в Норвегии (1920-1940)// Культурное наследие российской эмиграции. Кн. 1. М., 1993. - 257 с.

190. Черепнин Н.Н. Воспоминания музыканта. Л., 1976. - 128 с.

191. Чистякова В. В мире танца. Л.: Искусство, 1964. - 132 с.

192. Чугунов Г.И. М.В. Добужинский. Монография. Л.: Художник РСФСР, 1984.-300 е., ил.

193. Эйгес И. Музыка в жизни и творчестве Пушкина. М.: Музгиз, 1937. -288 с. с ил.

194. Эко У. Баудолино. СПб.: Симпозиум, 2002. - 632 с.

195. Эко У. Имя розы. СПб.: Симпозиум, 2003. - 544 с.

196. Эко У. Маятник Фуко: Роман / Пер.с итал. и послесл. Е. Костюкович. -СПб.: Симпозиум, 1998. 759 с.

197. Эко У. Пять эссе на темы этики: Сборник / Пер.с итал. Е. Костюкович. -СПб.: Симпозиум, 2000. 90 с.

198. Эльяш Н.И. Зрителю о балете. М.: Знание, 1963. - 48 с.

199. Эльяш Н.И. Русская Терпсихора. М.: Советская Россия, 1965. - 230 с.

200. Эльяш Н.И. Пушкин и балетный театр. М.: Искусство, 1970. - 344 с.

201. Эткинд М.Г. Бенуа и русская художественная культура конца XIX -начала XX века. Л.: Художник РСФСР, 1988. - 480 е., ил.

202. Ямпольский М. Очерки немиметического зрения. М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 240 с.

203. Ямпольский М. Физиология символического. Кн. 1. Возвращение Левиафана. М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 808 с.

204. Ярустовский Б.М. Игорь Стравинский. М., 1963. - 262 с.с ил.

205. Andre Schaikevitch. Olga Spessivtzeva. Magicienne envoutee. P., 1954.

206. Dolin Anton, The sleeping ballerina. L., 1966.

207. Haskell A. Ballet Russe. The Age of Diaghilev. L., 1953.

208. Lifar. S. Serge Diaghilev. His Life, His Work, His Legend. L., 1940.

209. Spessivtzeva O. Technique for the ballet artists. An introd. by Anton Dolin. -London: Miller, 1967.

210. Veillat L. Olga Spessivtzeva. P., 1944.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 253260