Русский колокол как музыкальный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, доктор искусствоведения Гусева, Анна Николаевна

  • Гусева, Анна Николаевна
  • доктор искусствоведениядоктор искусствоведения
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 698
Гусева, Анна Николаевна. Русский колокол как музыкальный феномен: дис. доктор искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2011. 698 с.

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Гусева, Анна Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальная специфика русского колокола, ставшего наиболее совершенным в ряду традиционных сигнальных инструментов, предназначенных для совершения церковного звона, самым тесным образом связана с его сигнально-символической функцией (призыв и оповещение об основных моментах церковной службы). Звон должен быть слышим на значительных расстояниях и узнаваем по своему звуковому облику; его художественно-эстетические качества не имеют первостепенного значения. Отечественные била, клепала и колокола изначально не были ориентированы на какой-либо музыкальный строй, не организовывали'звукоряд, построенный по правилам музыкальной теории. В то же время главной характеристикой их звучания являлся более или менее явственно проявляющийся звуковой компонент, который* имеет ярко выраженные музыкальные свойства, оценка и изучение которых, в свою очередь, является; транскрипцией или переводом на европейскую музыкально-теоретическую терминологию соответствующих физико-акустических параметров. Наиболее определенно эти свойства проявляются» именно« в звоне колоколов. Проведенный нами комплексный анализ музыкально-акустических особенностей^ звучания традиционных сигнальных инструментов позволил выявить наличие конкретной звуковысотности каждого из множества составляющих звон тонов, обладающих индивидуальной громкостью и длительностью. Являясь независимыми компонентами звона, тоны образуют между собой различные интервальные сочетания; такое взаимодействие выражается в индивидуальном тембре каждого колокола, била или клепала.

Колокола, по сравнению с остальными традиционными сигнальными инструментами, обладают наиболее устойчивым внутренним строением тембра. Это качество напрямую зависит от их технологических и геометрических характеристик. Общая звуковая мощь и яркая тембровая окрашенность являются выражением как сигнально-символических свойств

Европе. Эта близость и сделала возможным совместное существование на отечественных колокольнях колоколов российских и европейских.

Особенности тембровой окраски звучания колокола напрямую связаны со способами звона: язычным (преимущественно использующимся в России со второй половины XVII века); посредством раскачивания или вращения колокола; карильонным. Результатом становится формирование определенного звукового облика звона, который со временем закрепляется, как традиционный - привычный, повторяющийся' из столетия в столетие. Само по себе звучание европейского (не карильонного) колокола очень схоже с русским. Но сам облик звона раскачивающихся и вращающихся колоколов (удары в которые более часты, а звуковысотность подвержена некоторой модуляции под воздействием движения колокола в дополнение к колебаниям его стенок) отличается от принятого в России. Для русской традиции ценен каждый удар в колокол; в звон каждого можно успеть вслушаться (что и осуществляется опытными звонарями). При этом музыкальный компонент, преобладающий в звучании колокола над шумом, оказывается в наиболее выгодных условиях по сравнению с европейским (не карильонным) колоколом. Колокольные стенки в результате точного- (что практически невозможно осуществить при раскачивании или вращении) удара языка начинают вибрировать, и если колокол изготовлен без изъянов, этой энергии хватает для того, чтобы озвучить всю полноту возможных тонов, составляющих звон.

Исследованные нами старинные образцы колокольных тембров, позволяют установить, что традиционным для русского колокола в первую очередь являлась красочная, широкая тембровая палитра его звона: множество тонов, свободно затихающих после удара, самостоятельных и не связанных какой-либо строго определенной схемой. При этом один из них становился преобладающим в определенный момент звучания колокола. Если таких тонов было несколько, в тембре колокола проявлялся эффект мерцания, что значительно оживляло звон. Внутренняя интервальная структура тонов была далека от гармонических соотношений, которые наблюдаются: между обертонами. Для слушающих звон такая независимость в тоновом соподчинении позволяла каждый из преобладающих тонов оценивать самостоятельно, не связывая; их сразу после удара в одну, конкретную высоту (ноту). В грамотно отлитом колоколе в самом начале звучания; ярко звучат верхние тоны, сообщающие звонкость; их достаточно много и они не исчезают сразу, в течение одной или нескольких секунд (в зависимости? от размера колокола) сохраняясь в спектре и оказывая значительное влияние на тембр: Именно эти качества; наблюдаются и при анализе исследуемых современных колоколов» различных фирм, в звоне которых; преобладание высокочастотного компонента выражено более значительно; чем у старинных. Звон новых отечественных колоколов сохраняет основные черты музыкально-звуковой специфики; своих предшественников;, что позволяет совмещать! их в наборах на одной колокольне, подтверждая* преемственность в, деятельности мастеров-литейщиков прошлого и настоящего.

Российские колокололитейные предприятия, находятся сегодня на вполне достойном уровне; изготовления* своей! продукции;. Многие из созданных за. последние годы колоколов можно с уверенностью! назвать благозвучными. При такой? оценке необходимо! помнить, что помимо объективных факторов (особенностей построения профилям колокола, качественного: литья, а также музыкально-акустических параметров, напрямую? зависящих от технологии производства: высоты тонов звука колокола, продолжительности их звучания; и т.п.) следует учитывать и субъективные. Среди них — возможности различного восприятия и оценки звучания- разными категориями слушателей (степень развития слуха, имеющаяся сумма звуковых впечатлений, приверженность к каким—либо музыкальным образцам и т.п.). Основным критерием зачастую может выступать какое-либо авторитетное частное мнение: нравится или нет звон данного колокола. Слух при этом опирается на сравнение с услышанными ранее образцами других колоколов, чаще — старинных. Но новый колокол не сможет полностью повторить звон старинного. Даже спроектированный с помощью точного обмера исторического экземпляра, новый колокол будет обладать своим, сугубо индивидуальным звоном. Через обмеры можно лишь ознакомиться с общим принципом построения, да и то — всего только одного, конкретного колокола. Для того чтобы понять специфику какого-либо мастера или заводчика, необходимо познакомиться с возможно большим количеством образцов и непременно установить особенности сплава, из которого изготовлены колокола. Здесь, по нашему мнению, необходимы серьезные исследования в области металловедения и физической акустики. Мастера прошлого не обладали знаниями в области моделирования колокола методом конечных элементов и не добивались излучения конкретных частот. Они не копировали труд своих предшественников; а создавали колокол, как новое, уникальное изделие (в особенности, если отливался^ экземпляр большого- веса и размера), творчески подходили к своей работе. Именно поэтому эти колокола звонят уже не одну сотню лет.

В области возрождения традиционного звона в настоящее время мы находимся- в самом начале- нового- этапа. Ситуация* весьма непростая: традиция литья колоколов была прервана, современные производители, фактически, вновь формируют отечественную школу этого мастерства; большей частью - методом проб и ошибок. Как и в далеком прошлом, многое заимствуется из Европы и затем переосмысливается, в результате чего создаются ^ новые, отечественные, во многом уникальные подходы к изготовлению этих инструментов. По причине старения материала мы не можем сегодня ориентироваться на звучание сохранившихся древних колоколов, использовать их в качестве эталонов. То, что мы наблюдаем ныне — это рождение действительно новых отечественных колоколов. Их число пока крайне недостаточно и можно только приветствовать использование других, не менее древних и канонических сигнальных инструментов, которыми являются била и клепала, с целью пробуждения, казалось бы, почти утерянной в XX веке потребности в звоне. Именно эта потребность -слышать вокруг себя звон, являющийся для наших прадедов символом Русской Православной Церкви, и стала причиной существования многих тысяч больших и малых колоколов. Звонкое бронзовое богатство России складывалось многими трудами простых людей и знатных меценатов, делавших зримыми свое попечение о благоукрашении Отечества и Церкви через создание колоколов. Думается, количество вновь отливаемых колоколов будет постоянно увеличиваться, а время будет постепенно производить их качественный объективный отбор; точно так же, как это происходило в России уже не одно столетие.

Список литературы диссертационного исследования доктор искусствоведения Гусева, Анна Николаевна, 2011 год

1. Абрамов H.A. Сибирские древности // Записки отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества. 1851. Т. 1. Ч. 4. С. 12-16.

2. Алдошина И., Мациевский И. и др. Анализ специфики акустических параметров русских колоколов // Вопросы инструментоведения: Статьи и материалы. Вып. 5, ч. 1. СПб., 2004.

3. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. СПб., 2006.

4. Алдошина H.A. Тембр. Звукорежиссер. 2001, №4.

5. Алдошина И.А. и др. Анализ специфики акустических параметров русских колоколов // Вопросы инструментоведения: Статьи и материалы. Вып. 5, ч.1. СПб., 2004.

6. Андреева Е.Д. О звуковом маркировании культурного ландшафта и пространства этнокультуры // Культурный ландшафт как объект наследия. М. СПб., 2004.

7. Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. М., 1998.

8. Ардикуца В. Петергофские водяные куранты. М.: Наука ижизнь, 1988, с. 108-109.

9. Аристарх (Израилев), прот. Акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел // Журнал Физико-Химического Общества. 1883. Т. XV, вып. 9.

10. Аристарх (Израилев), прот. Должен ли колокольный звон быть благозвучным? Должны ли колокола быть в согласии между собой? // Ярославские епархиальные ведомости. 1882. № 2.

11. Аристарх (Израилев), прот. Древний исторический колокол в Москве // Прибавления к Церковным ведомостям Святейшего Прав. Синода, 19 августа 1889 года, №34, С. 1020-1021.

12. Аристарх (Израилев), прот. Музыкально-акустические работы // Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 41. Вып. 18. СПб., 1884.

13. Аристарх (Израилев), прот. Начало возобновления Ростовского Кремля . История десяти камертонов, пожертвованных в возобновленную Белую Палату, и подробное описание их // Ярославские губернские ведомости. 1885, №42.

14. Аристарх (Израилев), прот. Начало возобновления Ростовского Кремля . История десяти камертонов, пожертвованных в возобновленную Белую Палату, и подробное описание их // Ярославские губернские ведомости. 1885, №43.

15. Аристарх (Израилев), прот. Ноты, по которым могут быть исполняемы на имеющихся при Александро-Свирской церкви села Ваулова Романов-Борисоглебского уезда Ярославской- губернии колоколах, музыкально настроенных A.A. Израилевым. СПб., 1893.

16. Аристарх (Израилев), прот. Ростовские колокола и звоны. СПб., 1884.

17. Аристарх (Израилев), прот. Труды. Публикации. Исследования. М., 2001.

18. Арсений, иеромонах. О Царь-колоколе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СПб., 1880.

19. Асафьев Б.В. О русской природе и русской музыке / Академик Б.В. Асафьев. Избранные труды. Т. IV. М., 1955.

20. Бабин. О русских колоколах. Горный журнал, 1861, ч. IV. М., 1861, стр. 205-219.

21. Бахрах М.Н. и др. Реставрация звучания колокола // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999.

22. Бахтиаров А. Кол окололитейный завод Орлова и литейный завод бронзовых изделий. / Петербургская индустрия. Прогулка по фабрикам и заводам. СПб., 1905.

23. Белорусец М.М., Гаврилова JI.B. К вопросу о снижении вибраций в зданиях с колоколами. // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века, № 2. М., 2002, стр. 36-37.

24. Белоусов Ф., иерей. О церковных колоколах и звоне при богослужении / Старообрядческая мысль. М., 1912, № 1 стр. 54-58

25. Белоусов Ф., иерей. О церковных колоколах и звоне при богослужении / Старообрядческая мысль. М., 1912, № 8 стр. 784-785.

26. Белунцов В. Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов. М., 2001.

27. Бенардос H.H. Исправление "Царь-колокола" и сооружение в г. Москве всероссийского памятника "Царь-колокольни". СПб., 1892,

28. Бершадская Т.С. и др. Курс теории музыки. Л., 1988.

29. Беспятых Ю.Н. Краткое описание города Петербурга и пребывания в нем польского посольства в 1720 году // Петербург Петра I в иностранных описаниях: Введение. Тексты. Комментарии. JL, 1991.

30. БехН.И. и др. Технология художественного литья. СПб., 2006.

31. Благовещенская Л.Д. Былое и думы или Как это было. Колокола. Новосибирск, 2008.

32. Благовещенская Л.Д. Звонница — музыкальный инструмент // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 28-38.

33. Благовещенская Л.Д. Звуковые спектры московских колоколов // Памятники культуры. Новые открытия. М., 1977. С. 35-52.

34. Благовещенская Л.Д. Колокола / Сборник статей. Новосибирск, 2006.

35. Благовещенская Л Д. Колокола в Сибири // Колокола. История и современность. 1990. М., 1993. С. 217-226.

36. Благовещенская Л Д. Колокольня с подбором колоколов и колокольный звон в России. Дисс. канд. иск. СПб., 1989.

37. Благовещенская Л Д. • Колокольня с подбором колоколов' как музыкальный инструмент // Искусство колокольного звона. Материалы к курсу по специальности № 21.03 «Духовые и ударные инструменты. М., 1990. С. 42-76.

38. Благовещенская Л Д. Проект светской концертной звонницы К.К. Сараджева//Колокола. История и современность. М., 1985. С. 286-293.

39. Блессинг П. О'звоне церковных колоколов / Научное обозрение, № 35. СПб., 1911. С. 1028-1031.

40. Богданов А.И., Рубан В.Г. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его с 1703 по 1751 год. СПб, 1779.

41. Богусевич В.А. Литейный мастер Михаил Андреев // Новгородский исторический сборник. Л., 1937. Вып. 2.

42. Богусевич В.А. Псковские литейщики ХУ1-ХУШ вв. // Проблемы истории докапиталистических обществ. 1934. № 9/10.

43. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 14. М., 1973.

44. Большие благовестные колокола Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сергиев Посад, 2004.

45. Большой кремлевский колокол // Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений. 1836. Т. 3, № 12.

46. Бондаренко А. Ф. История распространения колоколов и колокольного дела в Средневековой'Руси в Х1-ХУ11 веках. Дисс. докт. ист. наук. М, 2007.

47. Бондаренко А.Ф. Колокола Покровского собора: прошлое и настоящее. Труды ГИМ. М., 2002.

48. Бондаренко А.Ф. Московские колокола. XVII век. М., 1998.

49. БорисякА. О колокольном звоне // Понедельник. М., 1918. 3 июня (21 мая), № 14.

50. Боссин Дж. Карильон сегодня (Взгляд карильонера на формыраспространения этого инструмента и на его будущее в России) // Музыка колоколов: Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999. С. 101-112.

51. Бровин Л. Последний ссыльный // Безбожник. 1929. № 12.

52. Брэгг Л., Най Дж. Динамическая, модель кристаллической структуры // Фейнман Р., Лейтон-Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции'по физике.' Ч. 7. Физика сплошных сред. Приложение. М., 1966. С. 274-287.

53. Буклет Всероссийской выставки-ярмарки колоколов в Ярославле в 2000 г. Ярославль, 2001.

54. Бутлеров А. Русские звоны // Неделя. 1963. № 13 (приложение к газете «Известия»).

55. Бутырский И. О поднятии колокола в г. Великие Луки // Псковские губернские ведомости. 1839. № 15.

56. Валдайский колокольно-литейный завод Алексея Васильевича Усачева. Отзывы разных учреждений и лиц за отлитые колокола. СПб., 1911.

57. Венецкий С.И. От костра до плазмы. М., 1986.

58. Вениамин, Архиепископ. Новая скрижаль или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. СПб, 1899 (репринтное издание: М., 1992).

59. Виденеева А.Е. Колокольные наборы, некоторых церквей РостовскогоIуезда в начале XVIII в. // Колокола и колокольни Ростова Великого. Сообщения Ростовского музея. Вып. 7. Ярославль, 1995.

60. Винегрет. из головотяпов (О К.К. Сараждеве) // Безбожник у станка. 1930. № 3.

61. Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.

62. Владышевская Т.Ф. Русская церковная музыка XI-XVII веков. Дисс.докт. иск. М., 1993.

63. Власов И., священник. О церковном звоне / Церковь, № 12. М., 1909.

64. Волконский A.M. Основы темперации. M., 1998.

65. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. Сб. статей под ред. Б.В. Незайкинского. М., 1970. С. 11-38.

66. Гавриил, Архимандрит. Руководство по литургике или наука о православном Богослужении. Тверь, 1886. С. 304-308, 332.

67. Гарбузов H.A. Зонная природа динамического слуха // Гнесинская научная школа: традиции и современность. Из истории отечественного музыкознания. Сб. статей. Том II. М., 2008. С. 379-393.

68. Где вечевой колокол? // Раннее утро. 1918. 28 мая.

69. Гелъмголъц Г. Учение о слуховых ощущениях как физическая основа для теории музыки. СПб., 1875.

70. Геннадий, Епископ Донской. О церковном звоне / Старообрядческая мысль. 1914. № 8.

71. Геннин В. Дело колокольных фурм и литье колоколов./ Описание уральских и сибирских заводов в 1735 году. М., 1737.

72. Гидулянов П.В. Церковные колокола на службе магии и царизма. М., 1929.

73. Гиппиус Е.В. Ростовские колокольные звоны // Музыкальная жизнь. 1966, №18.

74. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М., 1998.

75. Глушецкий A.A. Каталог-справочник дужных и подшейных колокольчиков касимовского колокололитейного центра XIX начала XX вв. М., 2005.

76. Глядешкина З.И. Гармония мира как принцип музыки согласно «L'Harmonie universelle» (1636) Марена Мерсенна. М., 2008.

77. Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909.

78. Голубцов А. Соборные чиновники и особенности службы по ним. М, 1907.

79. Голубцов А. Чиновник Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908.

80. Голубцов А. Чиновник Нижегородского Преображенского собора. М., 1905.

81. Голубцов А. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899.

82. Голубцов А. Чиновник Холмогорского Преображенского собора. М., 1903.

83. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995.

84. Голубцов С., протодиакон. Устав Троице-Сергиевой Лавры 1959 г. // Троице-Сергиева Лавра за последние сто лет. М., 1998, С. 154-176.

85. Горкина А.Н. Музыкальная организация традиционных колокольных звонов. Дисс. канд. иск. М., 2003.

86. Горкина А.Н. Русские колокольные звоны: особенности музыкальной организации. М., 2003.

87. Горчаков Н. О больших колоколах в России и особенно в Москве с сведениями о таковых же колоколах в Европе // Орловские губернские ведомости. 1844. № 19. с. 178-180.

88. Гуляев А.П. Металловедение. М., 1966.

89. Гуляницкая Н.С. Методы науки о музыке. М., 2009.

90. Гуляницкий Н.Ф. Колокол в древнерусской архитектуре // Архитектурное наследство. 1988. Т. 36.

91. Гусев П.Л. Новгородский вечевой колокол: Исторический очерк // Новгородское вече. 1922. № 2.

92. Гусева А.Н. Православный звон: опыт музыкально-акустического исследования. М., 2010.

93. Давыдов А.Н. Колокола на Русском Севере // Колокола. История и современность. М., 1985. 149-162.

94. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. В 4 т. Т. 1. (Репринтное издание) М., 1994.

95. Дикий обычай (О колокольном звоне) // Безбожник у станка. 1929. № 10.97. 7 Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденый им в России в царствование Петра Великого с 1721-го по 1725 год / Пер. с нем. И.Аммон. 2-е изд. М., 1858.

96. Древний колокол, найденный в Тульской губернии // ЖМВД. 1847. Ч. 18, №4. С. 146.

97. Дружинин О.Н. и др. Исследование и реставрация «Царь-колокола» // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 259-269.

98. Дубинин В. Колокольное производство на Валдае // Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. 1882. Т. 8, отд. 4.

99. Духин И.А. Колокольные заводы Москвы. М., 2004.

100. Есипова М.В. Било // Православная энциклопедия. Т. V. М., 2002. С. 211-214.

101. Есипова М.В. Било в традициях древних религий: христианство и буддизм // Гимнология: Ученые записки Научного центра русской церковной музыки им. прот. Д. Разумовского. М., 2003. С. 86-93.

102. Жак-Далькроз Э. Ритм. М., 2002.

103. Железное В. Указатель мастеров, русских и иноземцев, горного, металлического и оружейного дела и связанных с ними ремесел и производств, работавших в России до XVIII века. СПб., 1907.

104. Забелин И.Е. О металлическом производстве в России до конца XVII в. // Записки РАО. 1853.

105. Заметка о колоколах / Руководство для сельских пастырей. Т. 1. 1887. №16. С. 574-581.

106. Замечательные колокола при соборной церкви в Красноярске // ЖМВД. 1847. Ч. 17, № 3. С. 479-489.

107. Записки звонаря. СПб., 1862.

108. Захаров Н. Кремлевские колокола. М., 1980.

109. Зинченко В.Н. и др. Акустические характеристики колоколов звонницы Ростовского Успенского собора // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. А.Б.Никаноров. СПб., 1999. С. 126-141.

110. Зинченко В.Н. и др. Паспортизация колоколов по акустическим характеристикам // Соборная звонница Ростова Великого. Сообщения Ростовского музея. Вып. IV. Ростов, 1993. С. 111-123.

111. Иванов В.Н. Словарь-справочник по литейному производству. М., 2001.

112. Иванов П.И. Исторические сведения о большом колоколе, лежащем в земле близ Ивановской колокольни // Московские губернские ведомости. 1842. №44.

113. Иванова М.А. Предистория колокольного звона: возникновение церковного звона призыва в восточно-христианских обителях // Религиоведение, № 1". М., 2007. С. 22-35.

114. Иванова М.А. Формирование студийской традиции звуковой регламентации в повседневной жизни монастырей на Руси в XI-XIV вв. (русско-византийские параллели). Дисс.канд. ист. наук. М., 2008.

115. Иванова М.А. Церковный звон: истоки и традиции. М., 2010.

116. Игнатьев Р. О древнем новгородском обряде бить в блюдо, било и колокола//Иллюстрация. Т.6. 1860. 15 декабря.

117. Ильин В.Н. Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона//Русское возрождение. 1998, №2. С. 18-25.

118. Иоанн (Лествичник), преп. Лествица. (Слово 19). Сергиев Посад, 1908.

119. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской1 епархии. Вып.1. Спб., 1869.

120. Кавелъмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI — первой половины XVII в. // Колокола. История и современность. 1990. М., 1993. С. 75-118.

121. Кавельмахер В.В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 39-78.

122. Кавелъмахер В.В., Панова Т.Д. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади* московского Кремля // Культура средневековой Москвы XIV-XVII вв.: Сб. статей. М., 1995. С. 66-83.

123. Казанский П. С. Заметка о древнем обряде бить в блюдо на обеде // Записки РАО. Перечень заседаний за 1850т. Т. 3. 1851.

124. Казанский П. С. О призыве к Богослужению в Восточной Церкви // Труды Первого археологического съезда в Москве, 1869. Т.1. 1871.

125. Карамзин Н.М. Собрание сочинений. Т. 6. М., 1998.

126. Каровская Н.С. Феномен колокола в Русской культуре. Дисс. канд. культурологи. Ярославль, 2000:

127. Клопов В. А. О синтезе колокольного тембра средствами оркестра // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999. С. 146-151.

128. Кнаббе B.C. Литейное дело. Отливка изделий из чугуна, стали, железа, бронзы, латуни, цинка, свинца и олова // Библиотека промышленных знаний под ред. Д. Менделеева. Т. 6, ч. 6. СПб., 1900.

129. Колокола. История и современность. М, 1985.

130. Колокола. История и современность. 1990. М., 1993.

131. Колокола // Московские ведомости. 1800: №57. С. 1331.

132. Кол окололитейный завод братьев Н. и Я. Усачевых, Валдай. Копии отзывов различных лиц* и учреждений за колокола, отлитые заводом. СПб., 1910.

133. Колокололитейный завод Н.И. Оловянишникова сыновей в Ярославле. Ярославль, 1896.

134. Колокололитейный завод наследницы H.A. Бакулева сын В.П. Куршаков в городе Слободском Вятской губ. Одобрительные отзывы учреждений и лиц о колоколах завода. 2-е изд. Слободской, 1913.

135. Колокольно-литейный завод А.Д. Самгина. М., 1896.

136. Колокольно-литейный завод П.Н. Финляндского в Москве. М., 1907.

137. Колокольно-литейный завод Павла Николаевича Финляндского в Москве. М., 1896.

138. Колокольный звон при Ростовском Успенском соборе // Ярославские губернские ведомости. 1852. № 12. Часть неофиц. С. 100-102.

139. Кондрашина В.А. Московская школа колокольного литья в русской культуре второй половины XVII в. Дисс. канд. ист.наук. Москва, 2000.

140. Кондрашина В.А., Шашкина Т.Е. Большой колокол Саввино-Сторожевского монастыря как научно-технический памятник Древней Руси // Памятники науки и техники. М, 1981. С. 80-104.

141. Константин (Никольский), прот. Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви (Репринтное издание) СПб., 1995.

142. Коркунов М. Колокол 1558 года // Записки РАО. 1851.

143. Корсунский Н.И. Благовест. Ярославль, 1887.

144. Костина И.Д. Колокола Московского Кремля. М, 2007.

145. Кочеткова Л.П., Лисовская О.Б. Рентгеноспектральный микроанализ колокольной бронзы. Киров, 2002.

146. Красовский М.В. Деревянное зодчество. СПб., 2002.

147. Краткий политехнический словарь. М., 1956.

148. Кузнецов Л.А. Акустика музыкальных инструментов. М., 1989.

149. Кутузов А. Об отливке колоколов в г. Торопце // Псковские губернские ведомости. 1842, № 6.

150. ЛандсбергГ.С. Оптика. М., 1976.

151. Лазарев И. Нечто о Марфе посаднице и вечевом новородском колоколе: Письмо к издателю // Московский телеграф. 1833. Ч. 52, № 15. С. 44-451.

152. Лапшин A.B. Опыт бронзового литья в русских традициях. Рыбинск, 2001.

153. Лапшин A.B. Развитие теории и практического использования пристеночной кристаллизации. Дисс. докт. техн: наук. Рыбинск, 1996.

154. Лисовская О.Б., Лисовский В.А. Исследование демпфирующей способности двойных и многокомпонентных колокольных бронз в различных структурных состояниях. Киров, 2006.

155. Лисовский В.А., Лисовская О.Б., Кочеткова Л.П. Закономерности формирования структуры и свойств материалов для колоколов и других ударных инструментов. // Сборник материалов «Всероссийской НТИ «Наука-производство-технологии-экология». Киров, 2007.

156. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст -семиосфера — история. М., 1999.

157. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс / Избранные статьи. Т.1. Таллинн, 1992.

158. Лоханский B.B. Русские колокольные звоны // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 18-27.

159. Макарий, иером. Лифляндский колокол XV века в Нижнем Новгороде //Записки РАО. 1851.

160. Макарова С.Е. Трубы, била и колокола как сакральные музыкальные инструменты (к символическому истолкованию «трубного гласа» и «звона») // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999.

161. Максим (Худоносов), священник. О значении колокольного звона в православной русской церкви. Оренбург, 1900.

162. Максимов В. Баян. Основы исполнительства и педагогики. СПб., 2004.

163. Мальцев С. Школа звонаря. Ярославль, 2005.

164. Мальцев С.А. Виды русских колокольных звонов // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999.

165. Мальцев С.А. Музыкально-акустические свойства колоколов и звоны // Соборная звонница Ростова Великого. Сообщения Ростовского музея. Вып. IV. Ростов, 1993.

166. Мансветов И. Церковный устав (Типик); его образование, и судьба в греческой и русской церкви. Москва, 1885.

167. Мартынов A.A. Московские колокола // Русский архив. 1896. № 1.

168. Машиностроение: Энциклопедия. М., 1996.

169. Мельников П. Лифляндский колокол XV столетия в Нижнем Новгороде // Отечественные записки. 1844. Т. 33, № 3.

170. Миллер Ф. Предания о колоколах // Москвитянин. 1841, № 10. С. 573583.

171. Музыкальная акустика (общ. ред. H.A. Гарбузова). М., 1954.

172. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.

173. Муратов Л. Колокольный завод Н.Ф: Финляндского в Москве // Вестник промышленности. 1874. № 18.

174. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988.

175. Невская М. Карильон как музыкальный инструмент. О развитии карильонной традиции в России // Музыкальные учебные заведения Гнесиных от XIX к XXI веку: стратегия и перспективы музыкального образования. М., 2006. С. 200-208.

176. Несколько слов о колоколах из фосфористой бронзы // Церковная летопись «Духовной беседы». № 18 (1 мая). СПб., 1871.

177. Нечто о колоколах // Экономический магазин. 1785. Ч. 21, № 5. С. 7678.

178. Никаноров А.Б. Звуковой феномен русского колокола // Инструментальная музыка в межкультурном, пространстве: проблемы артикуляции. СПб., 2008.

179. Никаноров А.Б. История колокольной« культуры Псково-Новгородского региона // Материалы к «Энциклопедии музыкальных инструментов народов мира». Вып. 2.СП6., 2003.

180. Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны-Псково-Печерского монастыря. СПб., 2000.

181. Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря как наследие традиционной культуры северо-западной Руси. Автореферат дисс. канд. иск. СПб:, 2005.

182. Никаноров А.Б. Колокольные звоны Большой звонницы Псково-Печерского монастыря // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999.

183. Никаноров А.Б. Колокольня с нотным звоном // Колокола и колокольни Ростова Великого / Сообщения Ростовского музея: Вып. VII. Ярославль, 1995. С. 5-17.

184. Никаноров А.Б. Сведения о колоколах в Псковских писцовых книгах XVI в. // Рефераты докладов и сообщений 6 Всероссийского научнопрактического совещания по изучению писцовых книг и других историко-географических источников. СПб., 1993.

185. Никанорое А.Б. Современная: отечественная кампанология: источниковедческий аспект // Музыкальные учебные заведения Гнесиных от XIX к XXI веку: стратегия и перспективы музыкального образования. М., 2006. С. 209-220.

186. Никанорое А.Б., Никанорова О.В. Колокола Новгорода (Материалы к каталогу) // Чело. № 1 (14). Новгород, 1999;

187. Никанорое А.Б:, Старостенков С.А. История формирования и музыкальные особенности колокольного? набора Новгородского? Юрьева монастыря // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999.

188. Никифоров И: Забытое искусство // Родная старина; № 1. Рига, 1928.199; Новое употребление чугуна: Литье колоколов // Горный журнал. 1835. Ч. 4, кн. 11.

189. Новый колокол в Николаеве // Одесский вестник. 1846. № 78.

190. Новый сплав для колоколов // Горный журнал. Часть 1. Книга 3. -СПб., 1865.

191. Нюнин Б.Н. и др. Проектирование колоколов для реставрируемых звонниц // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2002, №12.

192. Нюнин Б.Н. и др. Проектирование колоколов для реставрируемых звонниц // Строитёльные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2003, №1.

193. Нюнин Б.Н. и др. Расчетно-экспериментальное исследование виброакустических характеристик старых русских колоколов // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб, 1999.

194. Нюнин Б.Н. Колокола храма Христа Спасителя // Русское возрождение. 1998, №2. С. 145-167.

195. О больших колоколах // ЖМНП. 1849. Ч. 61, разд. 6. С. 158-160.

196. О колоколах и колокольном искусстве // ЖМНП. 1850. Ч. 67, № 9. Разд. 6. С. 229-231.

197. О колокольной фамилии. Указ патриарха Иоакима 1689 г. //.Древняя российская вивлиофика. 1789. Ч. 11. С. 254.

198. О приготовлении серебряных колокольчиков // Горный журнал. 1854. Ч. 4, кн. 12.

199. О ходе открытия древностей в Киеве до начала 1836 г. Открытие церкви, вероятно, Св. Ирины // ЖМНП. 1836. Ч. 12, отд. 2.

200. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988.

201. Оловянишников H.H. История колоколов и колокололитейное дело на заводе т-ва П.И. Оловянишников и с-вья. Ярославль, 1906.

202. Оловянишников H.H. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 1912.

203. Оловянишников H.H. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 2003.

204. Оловянишников H.H. История колоколов на заводе «П.И. Оловянишникова с-вья» в Ярославле. Ярославль, 1905.

205. Орлов A.C. Библиография русских надписей XI—XV вв. С.; JL, 1936

206. Орлов Г. Древо музыки. СПб., 2005.

207. Орловский Ф. Сила благовеста. М., 1896.

208. Павел (Алеппский), архид. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским / Пер. с араб. Г. Муркоса. М., 2005.

209. Пентковский A.M. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М.: 2001.

210. Первый большой колокол, вылитый в Грузии // Закавказский вестник. 1848. №47.

211. Пестрецов В.И. Колокола и церковный звон в общественно-политической жизни России: история и современность // Музыкальные учебные заведения Гнесиных от XIX к XXI веку: стратегия и перспективы музыкального образования. М., 2006. С. 221-228.

212. Писания Святых отцов и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного Богослужения. Т.1. СПб., 1855.

213. Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. М., 2007.

214. Письмо о колоколе (в Успенский собор), вылитом купцом М.Г. Богдановым // Русские ведомости. 1819. № 6. С. 61-69.

215. Подробное известие о большом Успенском колоколе, называемом Царь-колокол, взятое из исторических документов. М., 1836.

216. Покровский A.M. О музыкальном значении звонниц // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999.

217. Померанцев H.H. Вступительная статья к грампластинке «Ростовские звоны». М., 1963.

218. Померанцев H.H. Ростовские звоны // Турист, 1966, №9. С. 15

219. Прибыловский А. Колокола и колокольные звоны // Перезвоны. № 28. Рига, 1927.

220. Приобретение соборным храмом в г. Порхове колокола в 319 п. весом: Сообщение // Псковские губернские ведомости. 1847. № 18.

221. Прогулка по Кремлю. Иван Великий: Описание; колоколов // Отечественные записки. 1822. Ч. 10, № 2426. С. 240-257.

222. Пряхин Н: Колокольный звон. Достопримечательные колокола в России //Русский паломник. 1886. №19.

223. Пухначев Ю.В; Загадки звучащего металла. М, 1974.

224. Пухначев Ю.В. История колоколов // Искусство колокольного звона. Материалы к курсу по специальности № 21.03 «Духовые и ударные инструменты; М, 1990. С. 3-41.

225. Пышин А.В., Тихомиров Ю.М., Яворский-. С.Ю. Исследования акустических качеств колоколов // Труды Центрального НИИ им. академика Л.1Т. Крылова. Вып. 9. СПб., 2003.

226. Пъянкова С.П. Колокол: от музыкального инструмента- к Божьему гласу // Вопросы инструментоведения:. Статьи и материалы. Вып. 5, ч.1. СПб, 2004. С. 211-216.

227. Рагс Ю Н. Акустика в системе музыкального^искусства; Дисс. докт. иск. М, 1998.

228. Рагс ЮН. Методологические вопросы акустического анализа колокольного звона // Музыка, колоколов Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб, 1999.

229. Рева А.В. Вятские колокола. Нижний Новгород, 2003.

230. Регистрация колоколов (произведена Губернским музеем по г. Новгороду) // Просвещение и культура. 1923. № 6-8.

231. Рекламный буклет Товарищества «Пятков и К0». Каменск-Уральский, 2001.

232. Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви. М, 1902. Репринт: М;, 1995.

233. Романова КВ., Талалай М.Г. Святитель Павлин Милостивый и первые христианские колокола. М., 2006.

234. Ростин Е. Московские колокола // Понедельник. М., 1918. 6 мая (23 апр.), № 10.

235. Рубцов Н.Н. История литейного производства в СССР. Ч. 1. М., 1962.

236. Рыбаков С.Г. Церковный звон в России. СПб., 1896.

237. Сараджев К. К. Колокол // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999.

238. Сараджев К.К. Музыка-колокол // Русское возрождение. 1998, №2. С. 180-191.

239. Сахаров И.П. (сост.). Записка для обозрения русских древностей. СПб., 1851.

240. Семенов А. О некоторых софийских колоколах // Новгородское вече. №4. С. 10-12.

241. Семенов А.И. Новгородские и псковские литейщики XVI-XVII вв. // Сборник Новгородского общества любителей древности. Вып. 9. Новгород, 1928. С. 51-56.

242. Серебреников В. Ссыльный Угличский колокол в Тобольске // Московский телеграф. 1854. 17 августа. С. 413-414.

243. Скабалланович М. Толковый типикон. Киев, 1913. Вып. 2. С. 6-11, 4850.

244. Словарь русского языка XI -XVII веков. Т. 5. М., 1978.

245. Смирнов В. Потонувшие колокола // Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Вып. 29. Кострома, 1923.

246. Смирнов Д., Мальцев С. Колокола и колокольные звоны Ростова Великого // Искусство колокольного звона. Материалы к курсу по специальности № 21.03 «Духовые и ударные инструменты. М., 1990. С. 177220.

247. Смоленский C.B. Красный звон // Татевский сборник С.А. Рачинского. СПб., 1899. С. 257-259.

248. Смоленский C.B. О колокольном звоне в России // Русская музыкальная газета. 1907. №9-10.

249. Современное православное Богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян / Сост. И. Гаслов. СПб., 1996.

250. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов: В 4 т. Т. 2. М., 2004.

251. Спасский Г. О'колоколах, достопримечательных по своей величине // Горный журнал. 1833. Ч. 1, кн. 1, разд. 6. С. 123-134.

252. Сперанский М.Н. Тайнопись в югославянских и русских памятниках письма (О Саввино-Сторожевском колоколе) // Энциклопедия славянской филологии. Вып. 43. JL, 1926.

253. Спирина JI.M. Колокола Троице-Сергиевой Лавры (история и современность). М., 2006.

254. Спирина JI.M. О колоколах Троице-Сергиева монастыря // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 120-136.

255. Список колоколов весом более 100 пудов, отлитых с 1870 по 1905, и весом более 20 пудов с 1905 по 1912 г. на заводе т-ва П.И. Оловянишникова с-вья в Ярославле. М., 1912.

256. Справочник литейщика. Цветное литье из легких сплавов. М., 1974.

257. Старейший колокололйтейный завод братьев Н. и Я. Усачевых в городе Валдае Новгородской губ. Копии отзывов различных лиц и учреждений за колокола, отлитые заводом. СПб., 1915.

258. Старинный обряд // Рязанские губернские ведомости. 1848. 21 марта. Часть неофиц. С. 44.

259. Старчеус М. С. Слух музыканта. М., 2003.

260. Столпянский П.Н. Старый Петербург. Музыка и музицирование в старом Петербурге. Л., 1926.

261. Стретт Дж. В. (Лорд Ролей) Теория звука. Т. 1,2. М., 1955.

262. Суворов Н.И. О высылке в Москву по указу Петра I от епархиальных церквей четвертой части колокольной меди // Записки отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества. Т. 4, вып. 3. 1863.С. 234-243.

263. Сулоцкий А. Замечательные по Сибири колокола // Москвитянин. 1849. Ч. 3. № 9, разд. 5. С. 10-15.

264. Тарарацкая Н.В. Сквозь века: история колоколов и колокольни Данилова монастыря // Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования: Материалы Международной научной конференции. М., 2008. С. 509-517.

265. Теофил, мон. Записки о разных искусствах // Сообщения ВЦНИЛКР. Вып. 7. М., 1963.

266. Тихомиров Т.С. На приходе. Священническая энциклопедия по всем сторонам пастырской деятельности4 с вводными статьями теоретического характера. Т. 1. М., 1915. С. 206-207.

267. Товарищество Гатчинского завода A.C. Лаврова 25 лет существования завода 1876-1901: Юбилейное издание. СПб., 1901.

268. Тосин С.Г. Вновь зазвонят колокола / Сб. статей. Новосибирск, 2004.

269. Тосин С.Г. Звонница на рубеже столетий. Новосибирск, 2003.

270. Тосин С.Г. Колокола и звоны России. Новосибирск, 2002.

271. Тосин С.Г. Колокольный звон в России: традиция и современность. Дисс. докт. иск. Новосибирск, 2010.

272. Тосин С.Г. О профессионализме в искусстве русского колокольного звона // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999.

273. Тосин С.Г. Основные аспекты изучения русского колокольного звона как явления музыкального искусства // Колокола. История и современность. М., 1990. С. 7-16.

274. Тосин С.Г. Русская звонница: конструктивные особенности и вопросы исполнительства. Дисс. канд. иск. Новосибирск, 2001.

275. Тосин С.Г. Русский колокольный звон. Трактовка и современное состояние // Искусство колокольного звона. Материалы к. курсу по специальности № 21.03 «Духовые и ударные инструменты. М., 1990. С. 138т 178.

276. Тосин С.Г. Структурные особенности звонничного звукоряда // Вопросы инструментоведения: Статьи и материалы. Вып. 5, ч. 1. Отв. ред. Мациевский И.В. СПб., 2004. С. 222-227.

277. Г. Трифон, Епископ^ Дмитровский. Поучение о значении колокольного звона. М., 1910.

278. Тюнина М.Н: Ростовские колокола и звоны // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 137-148.

279. Уваров А., граф; Игнатьев Р. Било или клепало: Материалы для археологического словаря //Древности: Труды МАО. Т. 1. Вып. 2. М:, 1867.

280. Устав благовеста к церковному пению во весь, год, присланный из Святейшего Правительствующего Синода в 1722 году // Древняя российская вивлиофика. Ч. 11. 1789. С. 197.

281. Устав церковного звона. М., 20021

282. Федышин Н.И. Софийские колокола // Послужить Северу.: Историко-художественный и краеведческий сброник. Вологда, 1995. С. 172180.

283. Фельетон из Москвы: Предание о название церкви Николая Чудотворца «У Красных колоколов» // Санкт-Петербургские ведомости. 1850. №243. С. 973.

284. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Ч. 4. Кинетика. Теплота. Звук. М., 1965.

285. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Ч. 7. Физика сплошных сред. М., 1966.

286. Финдейзен Н.Ф. Со Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Ч. П. IX отд. Экспонаты колокольных заводов // Русская музыкальная газета. 1896. №9.

287. Фрэзер Дж. Колокольный звон // Антирелигиозник. 1930. № 1.

288. Хаазен Йо. Тайны колоколов // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999.

289. Хадеева E.H. Колокольная образность в русском музыкальном искусстве XIX начала XX века. Дисс. канд. иск. Казань, 2004.

290. Хадорич А.Б. Использование спектрально-акустических методов контроля качества колоколов // Вопросы инструментоведения: Статьи и материалы. Вып. 5, ч.1. СПб., 2004. С. 227-231.

291. Христианское искусство Болгарии. Каталол выставки: НИМ, София -ГИМ, Москва. М., 2003.

292. Царь-колокол в Кремле // Московские ведомости. 1836. № 63.

293. Царь-колокол: Изложение содержания книги А.Р. Монферрана // Русский вестник. 1841. Т. 2, № 4.

294. Цветаева А.И. Сказ о звонаре московском // Москва. 1977. № 7. С. 129-171.

295. Цветаева А.И., Сараджев Н.К. Мастер волшебного звона. М., 1988.

296. Чудинова И.А. «Колокольная игральная музыка» и* «игральные мастера» в Петербурге (XVIII век) // Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб., 1999.

297. Чудинова И.А. Время безмолвия. Музыка в монастырском уставе. СПб., 2003.

298. Чудинова H.A. Колокольный звон в церковном уставе. Школа литургического музыкознания. / София, № 1. Новгород, 2000.

299. Чудинова H.A. Пение, звоны, ритуал. Топография церковно-музыкальной культуры Петербурга. СПб., 1994.

300. Шариков В.Г. и др. Звонарское искусство. М. 2008.

301. Шариков В.Г. и др. Звучание колоколов и время // Протоиерей Аристарх Израилев. Труды. Публикации. Исследования. М., 2001. С. 743-755.

302. Шариков В.Г. Традиционные и современные материалы для колоколов // Библиотечка литейщика. Ml: 2006; № 10.

303. Шариков В.Г., Жихарев А.И., Маркелов П.Г. Использование бил в православном звоне. М., 1996.

304. Шариков П.В. Исследование- функционально-эстетических параметров бронзовых колоколов и технологии их реставрации. М., 2009.

305. Шашкина, Т.Е. К морфологической проблематике монументальных инструментов с обертональным интонированием (трембита, колокол) // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. -Ленинград, 1986, стр. 68-71.

306. Шашкина Т.Е. Колокола домонгольской Руси,по данным археологии. //Памятники культуры. Новые открытия. М.1, 1995. С. 477-485.

307. Шашкина Т.Е. Колокольная бронза // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 238-258.

308. Шашкина Т.Е. Модульный метод колокольного ремесла // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 216-237.

309. Шашкина Т.Е. О двух памятниках колокольного литья домонгольского времени // Памятники культуры: Новые открытия, 1988. М., 1989.

310. Шашкина Т.Е. Серебряные колокола // Природа. 1983. № 6. С. 69-73.

311. Шашкина Т.Е., Галибин В.А. Памятники древнерусского колокольного литья (результаты химико-аналитического исследования) // Советская археология. М., 1986. С. 236-242.

312. Шерман Н. Формирование равномерно-темперированного строя. М., 1964.

313. Шик М. Колокольня и колокола // Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, 1919.

314. Шишаков В. Колокола на индустриализацию // Антирелигиозник. № 2.

315. Штелин Я. Известия о музыке России // Музыкальное наследство: Сборник материалов по истории музыкальной культуры в России. Вып. 1. М., 1935.

316. Эйзен. И.М. Колокол. Исторический обзор по поводу его 1500-летия // Литературные приложения при журнале «Нива». СПб, 1894.

317. Яковлев В. Колокола в Среднем- Поволжье // Вопросы инструментоведения. Вып. 3. СПб., 1997.

318. Яковлева Н.П. Колокололитейное производство в Валдае // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 183-198.

319. Яковлева Н.П. Ямской колокольчик как явление русского фольклора // Колокольчики России. Каталог коллекции В.И. Хрунова. М., 2000.

320. Ярешко A.C. Влияние колокольных звонов на особенности колорита в творчестве русских композиторов // Традиции русской музыки XVII-XIX веков. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 38. М., 1978. С. 47-65.

321. Ярешко A.C. и др. Искусство колокольного звона. Программа факультатива для музыкальных училищ. М., 1990.

322. Ярешко A.C. Канон, импровизация и новаторство в искусстве колокольного звона // Музыка колоколов. Музыка колоколов. Сборник исследований и материалов. Сост. Никаноров А.Б. СПб, 1999. С. 40-54.

323. Ярешко А.С. Колокольные звоны — инструментальная разновидность русского народного музыкального творчества // История русской и советской музыки. Вып. 3. М., 1978. С. 36-73.

324. Ярешко А.С. Колокольные звоны — один из истоков национального своеобразия творчества русских композиторов. Дисс. канд. иск. М., 1996.341 .Ярешко А.С. Колокольные звоны России. М., 1992.

325. Ярешко А.С. Музыка колокольных звонов в творчестве русских композиторов второй*половины XIX века: П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков // П.И. Чайковский: Вопросы истории стиля. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 108. М., 1989. С. 90-114.

326. Ярешко А.С. Русские колокольные звоны в синтезе храмовых искусств: история, стилевые основы, функциональность. Дисс. докт. иск. М., 2005.

327. Ярешко А.С. Русские колокольные звоны. История, анализ, перспективы развития // Искусство колокольного звона. Материалы к курсу по специальности №21.03 Духовые и ударные инструменты. М., 1990. С. 77 -137.

328. Ярешко А.С. Русские православные колокольные звоны в1 синтезе храмовых искусств. История, стилевые основы, функциональность. М., 2009.

329. Ярешко А.С. Русь- звонная: традиции и возрождение // Русское возрождение. 1998, №2. С. 52-63.

330. Ярешко А.С. Творчество А.Н.Скрябина и русские колокольные звоны // Колокола. История и современность. М., 1990. С. 38-61.

331. AldoshinaL, Nikanorov A. The investigation of Acoustical Characteristics of Russian Bells // An Audio Engineering Society Preprint 5117 (H-4) / Presented at the 108th Convention 2000 February 19-22, Paris, France. Paris, 2000.

332. Anoyanakis F. Greek popular musical-instruvents. Athens, 1979.

333. Arts J. The Sound of Bells Jottings from my experiences in the domain of the sound of bells. J.Acoust.Soc.Am. 9, 1938 (reprinted in Rossing 1984).

334. Arts J. The Sound of Bells Jottings from my experiences with the sound of bells. The Secondary Strike Note. J.Acoust.Soc.Am. 10, pp327-329, (1939) (reprinted in Rössing 1984).

335. BundK. Frankfurter Glockenbuch. Frankfurt am Main, 1986.

336. Chladni E. Die Akustik. Leipzig, 1802.

337. Curtiss A.N., Giannini G.M. Some Notes on the Character of Bell Tones. J.Acoust.Soc.Am. 5, 1933.

338. Eggen J.H., Houtsma A.J.M. The pitch perception of bell sounds. Institut voor Perceptie Onderzoek, Annual Progress Report 21, p. 15-23, (1986).

339. Elphick G. The craft of the bellfounder. London, 1988.

340. Glockenmusik der Katholischen Kirchen Bonns. Stand August, 2004.

341. Glockenmusik der Katholischen Kirchen im Dekanat Bedburg. Stand August, 2004.

342. Glockenmusik der katholischen Kirchen im Stadtdekanat Leverkusen. Stand August, 2004.

343. Greenhough M. The Analysis and Synthesis of Bell Sounds. Proceedings of the Institute of Acoustics, p. 3-4-1 to 3-4-4, (Sept. 1976).

344. Grutzmacher M, Kallenbach W., Neilessen E. Akustica Untersuchengen an Kirchenglocken. Acustica 16, 1965 / 66 (reprinted in Rössing 1984).

345. Guide méthodologique observation du mobilier des clochers. IEAC Midi-Pyrénées, 2002.

346. Heuven E.W. Van. Acoustical Measurements on Church Bells and Carillons. Amsterdam, 1949.

347. Hibbert W. The Quantification of Strike Pitch and Pitch Shifts of Church Bells. UK, 2008.

348. Jennings T.S. Bellfounding. London, 1992.

349. Jones A.T. The Strike Note of Bells. J.Acoust.Soc.Am. 1, 1930 (reprinted in Rössing 1984).

350. Jones A.T. The Vibration of Bells. Phys. Rev. 31, 1928 (reprinted in Rössing 1984).

351. Lehr A. A general bell formula // Acústica, vol. 2. 1952.

352. Lehr A. Campanologie. Mechelen, 1997.

353. Lehr A. Contemporary Dutch Bell-Founding Art. Neth. Acoust. Soc. Publ. 7, 1965 (reprinted in Rössing 1984).

354. Lehr A. Partial groups in the bell sound// Journal of the Acoustical Society of America. 1986. Vol.79.

355. Lehr A. The artofthe carillonin the low countries. Netherlands, 1991.

356. Lehr A. The designing of swinging-bells and carillon bells in the past and present. Netherlands, 1987.374V Lehr A. Statistical investigation of historical swinging bells in West Europe//International journal on Acoustics. 1991, vol- 741

357. Lehr A. The System of the Hemony Carillons Tuning. Acústica 3, 1951.

358. LongridgeJ. Condacting and coursing order. London, 1989. 3771 Lundin R. An objective Psychology of Music. New-York, 1957.

359. Papadiamantis A. The Easter Chanter /, Complete works of Alexandras Papadiamantis, revised by G. Valetas, II. Athens, 1954;

360. Perrin R., Gharnley T. Group theory and the bell. Journal of Sound and Vibration 31, 1973.

361. Perrin R., Charnley Т., De Pont J. Normal Modes of the Modern English Church Bell. Journal of Sound and Vibration 90(1), 1983 (reprinted in Rössing 1984).

362. Pfundner J. On the Strike Note of Bells/ Acústica 12, ppl53-157, (1962) (Reprinted in Rössing 1984)

363. Plomp R. Aspects of Tone Sensation. London, 1976.

364. Plomp R. Pitch of Complex Tones. J.Acoust.Soc.Am., 41(6), 1967.

365. Price P. Bells and man. New York, 1983.

366. Rayleigh, Lord. On Bells/ The London, Edinburgh, and Dublin Philosophical Magazine and Journal of Science, Fifth Series, Vol. 29, No. 176, (January 1890), (reprinted in Rössing 1984)

367. Reinecke H. Untersuchungen über die Klangabläufe angeshlagener Gloken // Archiv für Musikwissenschaft. 1955, vol. 12.

368. Rössing T., Perrin R. Vibrations of bells // Applied Acoustics, vol. 20, 1987.

369. Rössing T. D. (editor), Acoustics of Bells, Van Nostrand Reinhold, (1984).

370. Schad C.R., Warlimont H. Influence the composition of bell metals for her sound: Diss. doct. Univ. Stuttgart, 1969.

371. Schilling M. Gloken. Gestalt. Klang und Zier. Bremen, 1988.

372. Schouten J.F. The perception of pitch // Philips Techn. Review 5, 1940.

373. Schouten J. F., t'Hart J. De Slagtoon van Klokken. Netherland Acoustical Society Publication No. 7, 1965 (reprinted in Rössing 1984).

374. Simpson A.B. On bell tones II The Pall Mall Magazine. Vol. VII. 1895.

375. Simpson A.B. On Bell Tones No. II. The Pall Mall Magazine, Vol. X (September to December 1896).

376. Slaymaker F.H., Meeker W.F. Measurements of the tonal characteristics of carillon bells I I Journal of the Acoustical- Society of America. 1954, vol. 26.

377. Stuber C., Kallenbach W. Akustische Eigenschaften von Gloken II Physikalische Blätter. 1949, vol. 5.

378. Terhardt E,. Seewann M. Auditive und objektive Bestimmung der Schlagtonhohe von historischen Kirchenglocken. Acustica 54, 1984.

379. Tyzzer F.G. Characteristics of bell vibrations II Journal of the Franklin Institute. Vol. 210, no. 1, July 1930.

380. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ имени ГНЕСИНЫХ1. На правах рукописи05201152£&£1. ГУСЕВА АННА НИКОЛАЕВНА

381. РУССКИЙ КОЛОКОЛ КАК МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН