Русское ювелирное искусство в праздничной придворной культуре XVIII века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Петрова, Надежда Владимировна

  • Петрова, Надежда Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 225
Петрова, Надежда Владимировна. Русское ювелирное искусство в праздничной придворной культуре XVIII века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2007. 225 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Петрова, Надежда Владимировна

Введение,,,.

Глава I. Из истории русского ювелирного искусства.

§1. Формирование основных видов ювелирных изделий к XVI-XVII векам.

1.1. Прикладное искусство в придворном быту

XVI-XVII веков.

1.2. Формирование основных видов ювелирных украшений к концу XVII века.

§2. Ювелирное искусство первой половины XVIII века: процесс европеизации и сохранение национального начала.

Глава II. Ювелирные украшения в ансамбле женского придворного костюма.

§ 1, Ювелирные украшения как принадлежность женского придворного костюма.

§2. От декоративности барокко к строгости классицизма.,,.,,,

§3. Основные виды ювелирных украшений в ансамбле женского праздничного придворного костюма (XVIII век).

Глава III. Ювелирное искусство в церемониально-праздничной придворной культуре России XVIII века.

§1. Русский праздник как культурно-исторический феномен

XVIII века.

§2. Церемониально-праздничная придворная культура; институт придворных ювелиров.

1.1. Ювелирное украшение как способ репрезентации статуса придворной знати.

1.2. Творческая практика основных представителей «института придворных ювелиров»,,.

§3. Ювелирное искусство в регламентированной роскоши придворного бала.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русское ювелирное искусство в праздничной придворной культуре XVIII века»

Актуальность темы исследования определена интересом к историческому прошлому декоративно-прикладных искусств, который активизировался в последние десятилетия XX века и не потерял своей актуальности сегодня. Он проявился в стремлении современных художников не только копировать этнографические образцы, не только изучать особенности технологических процессов, но и в желании более глубоко понять исторический смысл художественной практики прошлых эпох.

Такой же интерес стал характерен и для научной мысли. Результаты многих исследований получили широкую известность и существенно обогатили отечественное искусствознание. Однако остается еще много лакун в изучении той практики прикладного искусства, которая формировалась при дворе российских императоров. В частности, почти нет фундаментальных исследований, посвященных профессиональному ювелирному искусству, сложившемуся в русской придворной культуре к XVIII веку. А между тем, эта художественная практика, несомненно, имеет свои достижения наряду с успехами архитектуры и изобразительного искусства тех эпох.

Исторические особенности эволюции ювелирного искусства могут быть раскрыты через контекст праздничной придворной культуры, которая в XVIII веке представала не столько «нарушением» размеренной повседневной жизни (как это было в народных праздниках), сколько церемонией, имевшей множество продуманных целевых установок. Сложившаяся в России новая регламентированная культура внесла кардинальные изменения в придворную жизнь, в том числе в процесс становления и развития отечественной школы ювелирного искусства. Это не означает, что в России ювелирное искусство ранее не получало развития; деятельность русских мастеров была здесь известна и в глубокой древности, отдельные свидетельства их высокого мастерства сохранились, начиная с XII века. А к XVI-XVII векам сформировались основные виды и характер декора ювелирных изделий.

Однако новая культурная ситуация раскрыла новые возможности ювелирных украшений, которые вошли в целостность ансамбля женского костюма и выступили как неотъемлемая составляющая праздничной придворной культуры XVIII века. Синтез европейского влияния и национальных наработок продиктовал соответствующие изменения формы и стилистики ювелирных украшений, выявил способность этого искусства к тем же глубинным изменениям, которые пережили архитектура и пластические искусства.

Практика русского ювелирного искусства XVIII века через многообразие своих особенностей раскрывает те исторические моменты отечественной культуры, которые требуют сегодня своего дополнительного освоения и понимания.

При изучении данной проблемы автор обращался к обширному кругу источников, включающим в себя монографии, статьи, словари и т.д. Большой интерес, в данном случае, представляют воспоминания современников и иностранцев, посещавших Россию в исследуемый период; они изданы в виде монографий (например, А.М.Грибовский «Записки о Екатерине Великой»), статей (Э.Джастис «Три года в Петербурге»), сборников (Ю.Н.Беспятых «Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях», «Россия XVIII века глазами иностранцев» и др.).

Кроме того, составить определенное представление об этой художественной практике помогают труды, посвященные быту Петербурга и Москвы и затрагивающие различные стороны жизни того времени, включая интерьер, праздники, придворный этикет и т.д. Это, например, монография И.Е.Забелина «Домашний быт русских царей XVI-XVII веков», исследования М.И.Пыляева «Старый Петербург», «Старое житье», «Старая Москва» и др. К этому же блоку можно отнести издания конца XIX столетия, содержащие общее описание Петербурга (П.Н.Петров «История Санкт-Петербурга.», И.Н.Божерянов «Санкт-Петербург в Петрово время»), а также быта петербуржского общества, представленного в публикациях А.Вейдемейера, В.А.Гольцева, Е.П.Карновича, Э.Голлербаха.

Процесс становления и формирования отечественной школы ювелирного искусства получил определенное отражение в исследованиях последних десятилетий. Значительный интерес представляют труды М.М.Постниковой-Лосевой, одного из крупнейших исследователей древнерусского ювелирного искусства. В работах автора, несмотря на то, выполнены они в соавторстве или в виде монографий, всегда присутствует четкая структура в освещении тех или иных процессов, происходивших в ювелирном искусстве (например, изменение формы и стилистики украшений). Среди этих работ можно назвать «Русское ювелирное искусство XVI-XIX веков. Его центры и мастера», «Золотое и серебряное дело XV-XX веков» и т.д. Исследованием, представляющим собой краткую историю русского ювелирного искусства с XI века до 1970-х гг., является работа П.И. Уткина «Русские ювелирные украшения». Очень важно, что автор дает краткое описание костюма каждой эпохи, наиболее распространенных типов украшений, позволяющие представить их в синтезе.

Становлению профессионального ювелирного искусства посвящено исследование М.Н.Лопато - ведущего специалиста Государственного Эрмитажа, где рассмотрены основные этапы развития русского ювелирного искусства, начиная с XVI века, а также приведены сведения о русских и иностранных ювелирах. М.Н.Лопато отмечает, что появление в XVIII веке в Петербурге большого количества иностранных мастеров, а, соответственно, и переход к европейским формам и стилистике не было спонтанным -подготовка этого явления длилась на протяжении предшествующих XVI-XVII столетий; но при этом в искусстве всегда сохранялось национальное начало, в том числе и в украшениях.

История отечественного ювелирного искусства Нового времени получила освещение в работах О.Г.Костюк, Л.К.Кузнецовой. Работы этих исследователей представлены, в основном, в периодических изданиях, популярных и научных. Авторы обращают внимание на принадлежность ювелиров и их произведений к тому или иному стилистическому направлению; подчеркивают, что русское искусство, воспринимая веяния западной культуры, все же сохраняло и свои черты. В статьях содержится много точных сведений о самих мастерах и об их работах, хранящихся в фондах Государственного Эрмитажа. Определенную информацию можно найти в словарях Т.Б.Забозлаевой, Б.Г.Ванюшова и Р.А.Ванюшовой, посвященных ювелирному искусству, в частности, украшениям. В словарях приводится и краткая историческая справка о возникновении и развитии того или иного вида ювелирных украшений, что очень важно для изданий такого типа.

Между тем число публикаций об авторском ювелирном искусстве, получившем свой особый импульс к развитию в русской придворной культуре, до сих пор все же очень незначительно. Это искусство по-прежнему упоминается чаще всего в контексте исследований, посвященных истории костюма: например, в трудах Т.Т. Коршуновой, P.M. Кирсановой, М.Н. Мерцаловой, в статьях, опубликованных в популярных журналах («Наше наследие», «Родина»), в каталогах выставок, в энциклопедиях моды. Аналогичные упоминания можно найти в исследованиях, посвященных праздничной культуре и быту петербуржцев. Это, например, монография Ю.М.Овсянникова «Картины русского быта», И.Е. Зарина «Царские развлечения и забавы за 300 лет», публикации Н.В.Сиповской, Е.А.Сариевой, Е.В.Дукова, а также каталоги выставок («4 чувства. Праздник в Петербурге XVIII века», «Праздничный Петербург» и др.).

Особый блок составляют исследования, рассматривающие общекультурную ситуацию в России того периода и проецирующие ее на отдельные виды искусства. Это работы И.В.Кондакова, Л.И.Лифшица, Ю.М.Лотмана, посвященные культуре России.

Значительный интерес представляют каталоги собраний Государственного Эрмитажа, Русского музея, Исторического музея, Алмазного фонда, Оружейной палаты.

Сложившаяся исследовательская ситуация свидетельствует о потребности изучения ювелирного искусства через его единство с ансамблем праздничного костюма и, соответственно, с праздничной придворной культурой в целом. Поэтому та база прикладных и фундаментальных исследований, которая сложилась в области этих смежных научных направлений, может способствовать формированию более цельного представления о роли и значении профессионального ювелирного искусства в русской культуре XVIII столетия.

Объект исследования - профессиональное ювелирное искусство в русской культуре XVIII века.

Предмет исследования - особенности сложения и развития профессионального ювелирного искусства, рассмотренные через контекст праздничной придворной культуры России XVIII века.

Цель данной работы - изучение предпосылок и особенностей развития Школы ювелирного искусства XVIII столетия, в работе делается попытка показать влияние общекультурных тенденций переломной эпохи на формообразование и стилистику ювелирного украшения как неотъемлемой части ансамбля женского придворного костюма.

В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:

1. рассмотреть процесс развития ювелирного искусства предшествующего периода (Древняя Русь), определить основные виды ювелирных украшений, сформировавшихся к XVII веку;

2. осуществить изучение основных тенденций формирования отечественной Школы профессионального ювелирного искусства (XVIII век);

3. исследовать особенности возникновения и развития новых форм праздничной придворной культуры в XVIII веке, обозначить место в ней профессионального ювелирного искусства;

4. показать роль ювелирного украшения как органичной составляющей праздничного женского придворного костюма XVIII века;

5. проследить эволюцию форм и стилистики ювелирных украшений через связь с изменениями в женском придворном костюме и с общими тенденциями развития праздничной придворной культуры;

6. исследовать предпосылки и особенности западноевропейского влияния на русское ювелирное искусство XVIII века; проследить своеобразие синтеза европейской художественной практики и национальных традиций;

7. охарактеризовать в целом особенности ювелирного искусства, продиктованные характером развития русской придворной культуры XVIII века.

Методология и методика исследования определены предметом, целью и задачами диссертации. На этом основании был избран принцип искусствоведческого анализа, осуществленный на основе изучения и систематизации теоретического и иллюстративного материала.

Методологическую базу составили труды отечественных исследователей по искусствоведению, культурологии, истории, посвященные широкому кругу проблем развития русского искусства и культуры допетровской Руси и Нового времени. Основополагающими выступили исследования Л.И.Лифшица, И.В.Кондакова, Ю.М.Лотмана, В.Г.Авсеенко, И.Е.Забелина, Е.П.Карновича.

В работе были использованы издания справочного характера (словари, энциклопедии), а также воспоминания и мемуары.

Важное значение имели периодические издания, каталоги выставок, музейные коллекции, позволившие ознакомиться с конкретным материалом по истории ювелирного искусства, костюма, праздничной культуры.

Научная новизна исследования, по мнению автора, состоит в следующем:

1. предпринята попытка проследить развитие профессионального ювелирного искусства XVIII века с точки зрения противоречивого взаимодействия сохранившихся древнерусских и вновь введенных европейских традиций;

2. впервые русское ювелирное искусство XVIII века рассматривается через комплексное единство с ансамблем женского праздничного придворного костюма, определяется особая значимость этого единства и на этой основе исследуется эволюция ювелирного украшения от барокко к классицизму;

3. впервые изменения в формообразовании и стилистике ювелирных украшений, прослеженные через единство с эволюцией женского придворного костюма, вводятся в общий контекст праздничной придворной культуры XVIII века.

Теоретические выводы диссертации могут быть применены при подготовке и проведении вузовских учебных курсов по истории декоративно-прикладного искусства, а также спецкурсов, посвященных истории русского ювелирного искусства. Целый ряд положений и выводов будут полезны при разработке методических рекомендаций и пособий.

Материалы диссертации были использованы автором при проведении занятий на отделении искусствоведения Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии.

Кроме того, материалы диссертационного исследования могут стать базовыми при осуществлении экспертиз в области русского ювелирного искусства.

Основные положения диссертации изложены в ряде публикаций, а также на научных конференциях РАЕН (секция «Философия культуры», Санкт-Петербург, май - 2005г.; Санкт-Петербург, март - 2007г.), «Месмахеровские чтения» (Санкт-Петербург, 2007г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. профессиональное ювелирное искусство в России XVIII века сформировалось в системе новой регламентированной культуры, которая внесла кардинальные изменения в практику создания и функционирования ювелирного украшения;

2. синтез европейского влияния и национальных наработок обусловил изменение формы и стилистики ювелирных украшений, определив характер их художественной эволюции от барокко к классицизму;

3. в ювелирном украшении, вошедшем в ансамбль женского праздничного придворного костюма, отразились общие тенденции стилеобразования, характерные для обозначенной переломной эпохи;

4. изучение ювелирного искусства XVIII века через анализ его единства с ансамблем праздничного придворного костюма и, соответственно, с праздничной придворной культурой в целом, позволяет более глубоко осознать его как особый феномен художественной культуры обозначенного периода.

Структура работы, в соответствии с поставленными задачами, выглядит следующим образом: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, словаря терминов и иллюстративного приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Петрова, Надежда Владимировна, 2007 год

1. Авсеенко, В.Г. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. 1703-1903. Исторический очерк/В.Г. Авсеенко. - СПб.: Сотис, 1995. -238с.: илл.

2. Алмазный фонд /Под общ. ред. академика А.Ферсмана. В 4-х вып. М.: Издание Народного Комиссариата Финансов СССР, 1924-1926,

3. Энциклопедия моды/Андреева Р.П.; отв. ред. М. Стерлигов СПб.: «Литера», 1997. - 409с.: илл.

4. Баранов, Д. Носить украшения значит жить/Д. Баранов//Русский ювелир -1997.-№3.-С.50-51.

5. Бартенев, И.А. Русский интерьер XVIII-XIX веков/И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова М.: «Сварог и К», 2000. - 128с.: илл.

6. Белгородская, P.M. Одежда/Р.М. Белгородская, Л.В. Ефимова/Ючерки русской культуры XVIII в. Ч. 1 ./Под ред. академика Б.А. Рыбакова. М., 1985. -С.343-368,

7. Божерянов, КН. Санкт-Петербург в Петрово время: Иллюстрированный исторический очерк. [СПб., 1901. Вып.1]/И.Н. Божерянов. СПб., 1903. Вып.2-3.

8. Вейс, Г. История культуры народов мира. Загадка великой культуры. Россия. Х-ХХ вв./Г. Вейс. М.: Эксмо, 2005. - 144с.: илл.

9. Вилинбахов, Г. Церемонии при русском императорском дворе/Г. Вилинбахов//Наше наследие 2000. - №53. - С.26-27.

10. Гольцев, В.А. Законодательство и нравы в России XVIII века/В.А. Гольцев. 2-е изд. - СПб.: Типография А. Якобсона, 1896. - 126с.

11. Государственный Исторический музей. Москва. Шедевры ювелирного искусства/Авт.-сост. М.М. Постникова-Лосева, Н.Г. Платонова, Б.Л. Ульянова, Г.Г. Смородинова. Л.: «Аврора», 1986. - 166с.: илл.

12. Гребенюк, В.П. Публичные зрелища петровского времени и их связь с театром/В .П. гребенюк// Новые черты в русской литературе и искусстве (XVII начало XVIII в.). Исследования и материалы по древнерусской литературе. - М.: «Наука», 1976. - С.133-145.

13. Джастис, Э. Три года в Петербурге/Э. Джастис//Нёва. 1988. - №5. -С. 198-206.

14. Забелин, И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Государев двор или дворец: в 3 ч./И.Е. Забелин. Книга первая. - М.: Книга, 1990.-М., 1990.-312с.

15. Карпович, ЕЛ. Исторические рассказы и бытовые очерки/Е.П. Карнович.- СПб.: Издание А.С. Суворина, 1884. 517с.

16. Келлер, Э.В. Праздничный Петербург. Альбом./Э.В. Келлер. СПб.: «Сатис», 2001. - 34с.: илл.

17. Коршунова, Т.Т. Костюм в России XVIII-начала XX вв. Из собрания Государственного Эрмитажа/Т.Т. Коршунова. Л.: «Художник РСФСР», 1979.-281с.: илл.

18. Кузнецова, Л.К. Искусство петербургских ювелиров второй половины XVIII в.: автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1984. - 22с.

19. Кузнецова, Л.К. Ювелир XVIII в. Леопольд Пфистерер. Архивные поиски и находки/Л.К. Кузнецова//Проблемы развития русского искусства. Вып.1Х. Тематический сб. научн. трудов Ин-та живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина. Л., 1977. - С. 12-22.

20. Кузнецова, Л. Бриллиантовый каскад украшений/Л. Кузнецова/ZAntiq Info (Антик-Инфо). 2006. - №38. - С.146-148.

21. Кузнецова, Л. Драгоценные букеты. Искусство петербургских ювелиров XVIII века/Л. Кузнецова// Собрание. 2005. - №4 (Т.7). - С. 16-25.6А.Лопато, М. Алмазный век Петербурга/М. Лопато//Русский ювелир. -1996.-№1(32).-С.15-17.

22. Лотман, Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII начала XIX века: в 4 т.ЛО.М. Лотман// Из истории русской культуры. - М.: Языки русской культуры, 2000. - T.IV (XVIII - начало XIX века). - 2-е изд. - М., 2000. - С. 161-346.

23. Лотман, Ю.М. К семиотической типологии русской культуры XVIII века/Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский// Из истории русской культуры. М.: Языки русской культуры, 2000. - T.IV (XVIII - начало XIX века). - 2-е изд. -М, 2000. - С.425-447.

24. Палаты бояр Романовых. Буклет-путеводитель. М.: типография «Александр Браун», 2000. - 35с.: илл.

25. Пронина, И.А. Декоративное искусство в Академии художеств: Из истории русской художественной школы XVIII первой половины XIX века/И.А. Пронина. - М.: Изобраз. Искусство, 1983. - 312с.: илл.

26. Пушкарева, Н. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. История женской одежды за десять веков/Н. Пронйна//Родйна. 1995. - №8. - С.76-80.

27. Русская культура последней трети XVIIIb. времени Екатерины II. Сб. статей/Под ред. JI.H. Пушкарева и др. - М.: Ин-т Российской истории РАН, 1997.-207с.

28. Русская эмаль XII начала XX вв. из собрания Государственного Эрмитажа: Альбом/Авт. вступ. статьи и сост. Н.В. Калязина и др. - JL: «Художник РСФСР», 1987. -258с.: илл.

29. Русские ювелирные украшения XVI-XXbb. из собрания Государственного ордена Ленина Исторического музея. М.: «Советский художник», 1987. -343с.:илл.

30. Русский костюм 1750-1830-х гг.: в 5-ти вып./Под ред. В.М. Рындина. -М.: Всероссийское театральное общество, 1960. Вып.1 М.: Всероссийское театральное общество, 1960. - 171с.: илл.

31. Русский придворный костюм от Петра I до Николая II из собрания Государственного Эрмитажа. С.-Петербург: Каталог выставки 1998 г. -М.: Изд-во Государственного Эрмитажа. 1999. 143с.: илл.

32. Русское золото XIV начала XX века из фондов государственных музеев Московского Кремля. Альбом/Авт.-сост.: С .Я. Коварская, И. Д. Костина, Е.В. Шакурова. - М.: «Советская Россия», 1987. - 237с.: илл.

33. Сегюр, Л.-Ф. Записки о пребывании в России в царствование Екатерины И/Л.-Ф. Сегюр.//Россия XVIII в. глазами иностранцев. Л.: «Лениздат», 1989.-С.313-456.

34. Сокровища Алмазного фонда/Под общ. ред. академика Б.А. Рыбакова: 2-е изд., испр. и доп. М.: «Изобразительное искусство», 1975. -22с.: илл.

35. Соловьев, Н.В. Придворная жизнь. 1613-1913/Н.В. Соловьев. СПб.: Товарищество Р. Голике и А, Вильборг, 1913. - 101с.: илл,

36. Суслина, Е.Н. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц/Е.Н. Суслина. -М.: Молодая гвардия, 2003. 381с.: илл.

37. Сыромятникова, КС. История прически: учебник для театральных художественно-технических училищ/И.С. Сыромятникова. 2-е изд-е, доп. - М.: «Искусство», 1989. - 302с.: илл.

38. Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в 3 т. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. - Т.1. Осьмнадцатое столетие. В 2-х кн./Отв. Ред. П.Е. Бухаркин. 4.1. А-М - СПб., 2001. - 672с.; 4.2. Н-Я -СПб., 2001.-583с.

39. Уткин, П.И. Русские ювелирные украшения/П.И. Уткин. М.: «Легкая индустрия», 1970. - 163с.

40. Уханова, КН. Русское декоративно-прикладное искусство периода барокко/И.Н. Уханова//Русское искусство эпохи барокко. Новые материалы и исследования. Сб. статей. Гос. Эрмитаж. СПб.: Гос. Эрмитаж, 1998.-С. 127-140.

41. Фелькерзам, А. Иностранные мастера золотого и серебряного дела/А. Фелькерзам/ЛОвелир. 1912. - №1 - с.3-7; №2 - с.3-9.

42. Чижова, К Загадки старинных миниатюр/И. 4ижова//Русский ювелир. 1999. — №1. — С.16-17

43. Шаталова, И.В. Стили ювелирных украшений/И.В. Шаталова. М.: Издательский дом «6 карат», 2004. - 154с.

44. Шерих, Д.Ю. Петербург. 300 лет день за днем/Д.Ю. Шерих. М.: ЗАО Центр-полиграф; ООО «МиМ-Дельта», 2003, - 412с.

45. Щербатов, М. О повреждении нравов в России. Факсимильное издание/М. щербатов; под ред. М.В. Нечкиной, Е.Л. Рудницкой; вступ. ст. и коммент. Н.Я. Эйдельмана. М.: Изд-во «Наука», 1983. - 340с.

46. Ювелирное искусство России/Сост. Т.В. Тищенко. М.: Изд-во «Интербук-бизнес», 2002. - 278с.: илл.

47. Ювелирные изделия: Иллюстрированный типологический словарь/Авт.-сост. Р.А. Ванюшова, Б.Г. Ванюшов. СПб.: Политехника, 2000.-240с.: илл.ЙРЙЛОЖЕНИЕ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.