Смирение и послушание в контексте учений о личности XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Резник, Маргарита Иосифовна

  • Резник, Маргарита Иосифовна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 160
Резник, Маргарита Иосифовна. Смирение и послушание в контексте учений о личности XX века: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Москва. 2005. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Резник, Маргарита Иосифовна

Введение.

Глава1.Смирение и послушание как ценности Православия.

§ 1. Православная парадигма личности. Смирение в контексте феноменологии аскезы.

1.1 .Значение смирения для построения православного учения о личности.

1.2 .Православная парадигма личности.

1.3 .Покаяние - начало смиренномудрия.

1.4.Смиренномудрие - личная всеответственность и всегреховность.

1.5. Смиренное отношение к миру.

1.6. Смирение — это примиренность с миром и людьми.

1.7. Опытное смирение - духовный путь к обожению.

§ 2. Ценность послушания для личности в Православии. Послушание в контексте феноменологии аскезы.

2.1 .Послушание как добровольное принятие. Христоцентрическая природа послушания. Свобода как способ личностного существования.

2.2. Послушание - начало аскетического подвига.

2.3. Послушание в семейных взаимоотношениях.

2.4. Послушание как слушание.

2.5. Послушание как сопричастность.

Глава 2. Смирение и послушание в отечественной и зарубежной психологии.

Смирение и послушание в русском языке.

§ 1. Идеи, сопряженные с проблемой смирения и послушания в российской психологии.

1.1.Психологическая парадигма личности.

1.2.Дисциплиннированност ь.

1.3.Ответственность.

1.4.Терпимость.

§ 2. Идеи, сопряженные с проблемой смирения и послушания в зарубежной психологии.

2.1.Цели и задачи зарубежной психологии личности.

2.2. Б. Клервосский и его влияние на западную психологию.

2.3. Прощение как примирение в концепции Р.Энрайта.

2.4. Концепция К.Роджерса о влиянии внешней «воли» на личность.

2.5. Послушание как подчинение в теории Э. Аронсона.

2.6. Трагический оптимизм доктора В.Франкла.

2.7. Конформизм и авторитарность по Г.Оллпорту.

2.8. Послушание в научающее-бихевиоральном направлении Б.Скиннера.

2.9.Психоанализ: смирение или нравственный мазохизм.

§ 3. Ценностный потенциал смирения и послушания в контексте психологии личности.

3.1.Личность в постмодернистской культуре.

3.2.История теории послушания в России.

3.3.Ценностные ориентации: проблема различия полов.

3.4.Ценностные ориентации: толерантность.

3.5.Психология о принятии личностью страданий и смерти.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смирение и послушание в контексте учений о личности XX века»

Актуальность исследования: Наше время отличается невиданным прежде в истории бунтом против любого рода авторитета и опеки. Каким бы этот авторитет ни был - нравственным, общественным, семейным, религиозным, он поставлен под сомнение и переживает глубокий кризис. Всеобщий кризис захватил самосознание личности современного человека.

Всякий авторитет и нормативные установления стали сегодня рассматриваться как символ насилия и принуждения, а смирение и послушание — как символ бессилия и подчинения чужой недоброй воли. Смирение в светском сознании как качество человека ассоциируется с безволием, послушание — с обезличиванием. Сегодня это положение для многих выступает как единственно верное.

Отдельный обыденный человек ориентирован на то, чтобы утвердить себя как личность, утвердить свое Я. Сегодня человек противостоит идее смирения и послушания, демонстрируя агрессию, которую подчас понимает как разрешение свободы воли. Долженствование и насилие подчас оцениваются как равнозначные понятия.

В истории Российской культуры и прежней системе воспитания смирение и послушание как качества личности содержали особый контекст. Это были необходимые качества, социализирующие человека как личность.

Смирение и послушание качества, которые могут содействовать эффективной социализации и развитию личности, эта проблема является актуальной в контексте психологии личности и истории психологии.

Цель исследования: Осуществить изучение феноменов смирения и послушания в контексте учений о личности в православном богословии и психологии XX столетия.

Объект исследования: Смирение и послушание в контексте православного и психологического учений о личности.

Предмет исследования: Смирения и послушание как качества личности в богословии и психологии.

В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1 .Осуществить теоретический анализ подходов к изучению феноменов смирения и послушания в контексте учения о личности, создаваемого православными богословами в XX веке. Определить статус понятий смирение и послушание в православном богословии.

2.0существить теоретический анализ подходов к изучению феноменов смирения и послушания через контекст сопряженных понятий в отечественной и зарубежной психологии в XX веке. Определить статус понятий, сопряженных с понятиями смирение и послушание в психологии личности.

3.Соотнести ценностный потенциал понятий смирение и послушание в православном богословии и психологии личности.

Методологическую основу исследования составили философские идеи о развитии личности через социальное наследование посредством присвоения материальной и духовной культуры, созданной человечеством. Для анализа феноменов смирения и послушания в истории человеческой культуры в контексте более чем тысячелетнего Православия в России в нашем исследовании значимо обратиться к принятым в отечественной философии и психологии марксистским позициям: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений», а также « Человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность — сознательная <.>» (курсив мой — М.Р.). Эти позиции по своей сути объясняют социальную обусловленность взаимодействия людей друг с другом. Они являются для нас методологическим ориентиром в понимании значения смирения и послушания в социальных взаимодействиях людей.

Теоретические ориентации исследования определись: 1 - положениями отечественных и зарубежных православных богословов, которые включают смирение и послушание в свои представления о качествах личности (В.Н.Лосский, митр. Иоанн Зизиулас, Д.Станилоаэ, епископ Каллист Уэр, Х.Яннарас и др.);

2 — общими положениями отечественной психологии личности (C.JI. Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, А.Н.Леонтьев), концепциями развития личности (А.В.Петровский, В.С.Мухина, Б.С.Братусь, А.Г.Асмолов, В.И.Слободчиков и др.), а также идеями зарубежных психологических направлений (психоанализ, экзистенциализм, феноменология и др.).

Гипотеза исследования: Смирение и послушание как особые качества личности, ориентирующие человека на других и на себя, определяют специфику социализации и личностной позиции человека, его отношение к себе, другим и миру.

Методы исследования: В работе использовался комплексный анализ феноменов смирения и послушания в православных богословских текстах и психологических теориях и исследованиях. В ходе анализа источников нами выделялись смысловые единицы, сопряженные с понятиями смирение и послушание, а также контексты, позволяющие выделять понятия, характеризующие качества личности, сопряженные с понятиями-качествами смирения и послушания.

Научная новизна исследования:

1.Смирение и послушание рассмотрены как феномены, значимые не только для богословия, но и для психологии личности.

2.Разработан психологический тезаурус, сопряженный с понятиями смирение и послушание. Понятия смирение и послушание впервые используются в контексте психологии личности в настоящее время.

3.Предпринята попытка в контексте психологии личности определить статус смирения и послушания в их позитивных проявлениях. Сделана попытка придать феноменам смирения и послушания особую продуктивную гуманистическую значимость.

Практическое значение: Смирение и послушание как качества личности представляют идеологический, психологический и воспитательный интерес в сфере специальности развития личности. Введение этих понятий в современное смысловое и эмоциональное поле может содействовать гуманизации человека как духовного создания.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Определен статус смирения и послушания в контексте значимых качеств личности', выявлен потенциал позитивных и негативных возможностей этих качеств.

2.Смирение и послушание как качества личности одновременно являются механизмами, определяющими специфику жизнедеятельности человека, его отношение к себе, другим и окружающему миру. Эти качества тяготеют к более общему механизму идентификации, который во всем диапазоне своих функций определяет специфику развития и бытия личности.

3. Смирение и послушание сопряжены с такими качествами личности как дисциплинированность, самостоятельность (самостояние), ответственность, терпимость и толерантность. В действительности, перечисленные качества нерасторжимо связаны со смирением и послушанием по глубинным значениям и смыслам этих понятий. Однако смирение и послушания имеют самостоятельную ценность.

Апробация работы: Основные положения проведенного исследования были доложены автором: на ежегодной научной конференции ПСТГУ; на объединении молодых ученых факультета педагогики и психологии Mill У. Основные идеи были опубликованы в журнале «Развитие личности», а также в Богословских сборниках. Материалы исследования используются в курсе «Феноменология развития личности» Mill У, на лекционных и практических занятиях московского колледжа №2.

Структура и объем диссертации: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 190 наименований, из них 32 на иностранных

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Резник, Маргарита Иосифовна

Выводы

Сегодня психология оказывает широкое влияние на окружающую культуру своим воздействием на этику, мировоззрение и жизнь вообще. Психологическая оценка человеческой личности представляет эвристическую ценность для сегодняшнего понимания места человека в мире, потому что психология предпочитает жизнь теории. В связи с этим ценностный потенциал таких понятий как смирение и послушание особенно высок, поскольку направлен против дегуманизирующих течений современной культуры. С другой стороны, видение человека в христианской антропологии, учение о личности, создаваемое православными богословами, в котором смирение и послушание имеют доминирующее значение, позволяет при попытке интеграции знаний о человеке увидеть проблемы психологии в новом свете.

Несмотря на несомненное различие между Церковью и миром, а также в подходе к понятиям смирение и послушание в психологии и православной антропологии, главное состоит в том, что речь идет о человеке, о его проблемах, поскольку ни один человек не может избежать экзистенциальных глубин. В глубине каждой человеческой жизни есть место, где мы неизбежно теряем свою наполненность и занятость собой, потому что наша судьба пересекается судьбой всякого другого человека, живого существа и всей земли. В некотором смысле психология занимается поисками этой глубины, а смирение и послушание помогают личности определить направление этого поиска.

Подводя итоги исследования, цель которых - осуществить изучение феноменов смирения и послушания в контексте учений о личности в православном богословии и психологии XX века, делаем выводы:

1. В православном понимании личности смирение и послушание — это качества личности, определяющие: активную примиренность, реальное видение окружающего мира, приобретенное в результате покаянного «великого понимания» и смиренномудрие, как всеответственности, направленной на изменение отношения к себе, другим и окружающему миру. Смирение и послушание определяют этапы духовной практики, которая приводит к изменению энергийного состояния личности и наделяет человека высшей премудростью. Однако Православие предупреждает о том, что смирение и послушание могут нести демонстративный характер, что разрушает саму личность.

2.Смирение и послушание как качества личности в психологии одновременно являются механизмами, определяющими специфику жизнедеятельности человека, его отношение к себе, другим и окружающему миру. Эти качества тяготеют к более общему механизму идентификации, который во всем диапазоне своих функций определяет специфику развития и бытия личности.

3 В концептуальный тезаурус психологии личности в XX веке в своем большинстве не входили такие понятия как смирение и послушание. Они как качества называются в рамках контекста теорий личности или подразумеваются как сопряженные с такими качествами как дисциплинированность, ответственность, терпимость и толерантность.

4.Соотнесение ценностного потенциала понятий смирение и послушание в православном богословии и психологии личности позволило сделать основополагающий вывод о том, что смирение и послушание, особые качества, ориентирующие человека на других и себя. Смирение и послушание определяют специфику социализации и личностной позиции человека.

5.Смирение и послушание как значимые феномены, определяющие сознание и эмоциональные позиции человека должны присутствовать в идеологическом поле философии, в поле обыденного сознания поколений людей, а также в поле индивидуального сознания каждого отдельного человека, ратующего за то, чтобы быть личностью.

6. Понятия смирение и послушание с их сложившимися в истории русского языка значениями и смыслами не должны исчезать из обыденной речи, так как они ориентируют человека на согласие с жизнью и придают ему силы, означая неизбежно верное отношение к определенной категории обстоятельств.

7.Смирение и послушание - безусловные качества, структурирующие самосознание, эмоции и поведение человека как личности; смирение и послушание — механизмы, определяющие межличностные отношения во всех отношениях мирской жизни и в отношении к неизбежной смерти. Смирение и послушание как качества личности готовят человека к трезвому, смиренному и послушному предстоянию перед мирским и вечным.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Резник, Маргарита Иосифовна, 2005 год

1.Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества, смирения // Психологический журнал. 1999. Т.20. №3. С.5-14

2. Аристархова Н. Существует ли женщина: Введение в теорию полового различия // сб. Существует ли женщина. М., 2001. С.24-35.

3. Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998.

4. Аронсон Э. Реакция на социальное влияние // Сб.: в 2 т. Психология и психоанализ власти Т.2. Самара, 1999. С. 213-232

5. Асмолов А.Г., Братусь Б.С. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии №4 1979. С. 89-109.

6. Асмолов А.Г., Петровский А.В. Личность. Большой психологический словарь. СПб.,2003. С.265.

7. Белинская Е.П. Взаимосвязь ценностных ориентаций и образа социального мира // Мир психологии №3. Воронеж, 2004. С. 97-102.

8. Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. М.,2003.

9. Берлов В.И. Психологический словарь. Краснодар, 2001.

10. Ю.Блум Антоний, митрополит Сурожский. Смерть и потеря близких // сб. Православие в современном мире. СПб., 2005. С.79-96.

11. Блум Антоний, митр. Сурожский. Человек и Бог //Альфа и омега № 4. М., 2001. С.202-217.

12. Блум Антоний, митр. Сурожский. Эволюция образа Отца и Христианская вера//Альфа и Омега №3. М.,1999. С. 5-10.

13. Блум Антоний, митр. Сурожский. Человек перед Богом. М.,1995.

14. Блум Антоний, митр.Сурожский. Беседы о вере и Церкви. М., 1991.

15. Бобров Н.П. САШЕНЬКА. Последний год (записки отца) // Человек № 4. С.139-157; № 5. С.108-126; №6. С.113135. М.,1992.

16. Браг Р. Антропология смирения Бернара Клервосского // Вопросы философии 1999. №5. С.99-109.

17. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологам // Вопросы психологии 1997. №5. С.3-16.

18. Братусь Б.С. Несмотря ни на что сказать жизни «да» (уроки Виктора Франкла) // Вопросы психологии 2005. №5. С.112-121.

19. Бэндлер Р.,Гриндер Д. Рефрейминг. Воронеж,1995

20. Быков С.В. Проблемы психологии ответственности личности. Тольятти,2004.

21. Быков С.В. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения подростков. Тольятти, 2003.

22. Варсануфий Великий, прп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошание учеников. М.,2000.

23. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. М.,2000.

24. Василий, епископ Сергиевский. Антропология Дионисия Ареопагита //сб. «Православное учение о человеке». М. Клин, 2004. С.62-77.

25. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.,1984.

26. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1994.

27. Гегель. Сочинении: в 12 т. Т. 10. М.,1950.

28. Гусельцева М.С. Культурно-историческая психология и «вызов постмодернизма» // Вопросы психологии. 2002.№3. С. 124-133.

29. Давыденков Олег, иерей. Катехизис. М., 2000.

30. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. М., 1997.31.Дадун Р. Фрейд. М.,1993.

31. Демков М.И. История русской педагогики. 4.1.СПб., 1899.

32. Диадох Фотикийский, св. Слово подвижническое. Добротолюбие. Т.З Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

33. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружения их в метафизических системах. СПб., 1912.

34. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Поли. собр. соч.: в 30 т. Т.12.СП6.Д894.

35. Достоевский Ф.М. Идиот. Полн.собр.соч.: в 30 т. Т.6. СПб., 1894.

36. Дронов Михаил, протоиерей. Православная аскетика и психоанализ // сб. Отцы, матери, дети. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. С.245-285.

37. Евдокимов П. Женщина и спасение мира. Минск, 1999.

38. Ельчанинов Александр, протоиерей. Записи. Киев, 1999.

39. Ельчанинов А. Эрн В. Флоренский П. История религий. М. Париж, 2005.

40. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.

41. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России. Собр. соч.: в 2 т. Т.2. М.,1995.

42. Иоанн Златоуст, св. Девятая беседа на Послание к Евреям // Собр. поучений Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

43. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Послание о правилах общежительных монастырей. Кн.4.8. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

44. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Киев, 1991.

45. Иоанн Лествичник. Лествица, прп. Слово 5. Добротолюбие.Т.2 М.,1993

46. Исаак Сирии, при. Слово 74. О видах добродетелей // Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижническия. М., 1993.

47. Каптерев П.Ф. Изб.пед.соч. М., 1982

48. Карсавин JI. О личности. Религиозно-филосовские сочинения. Т.1. М.,1992.

49. Кирилл, митрополит Смоленский. Норма веры как норма жизни // Церковь и время №2. М., 2000. С. 203-221.

50. Клеман Оливье. Истоки. Богословские труды отцов Древней Церкви. М., 1994.

51. Клеман Оливье. Отблески света: православное богословие красоты. М.,2004.

52. Клеман Оливье. Смысл Земли. М., 2005.

53. Колесов Д.В. Антиномия природы человека и психология различия. // Мир психологии №3. Воронеж, 2004. С.9-19.

54. Кривошеин Василий, архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980.63 .Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психологическая экспертиза. М.,1999.

55. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.

56. Кураев Андрей, диакон. О нашем поражении. СПб., 1999.

57. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.

58. Леонтьев Д.А. «Случай Виктора Франкла» // Психологический журнал. 2005. Т26. №2. С.118-12.

59. Леонтьев К. Восток, Россия и славянство. СПб., 19970153

60. Логинов Антоний, игумен. Психоанализ сквозь призму оккультной психологии // Обитель слова. Альманах. Вып.2 Воскресенский монастырь, 2003. С.85-134.

61. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М.,1994.71Лосский В.Н. По образу и подобию. М., 1994

62. Львов Нафанаил, архиепископ. Из истории Карфагенской Церкви. Тертуллиан // Альфа и Омега. №1. М.,1997. С.76-89.

63. Лейнг Р.Д. Расколотое Я: Экзистенциальное исследование психического здоровья и безумия. Киев, 1995.

64. Макаренко А.С. Пед.соч. 8-и т. Т.4 М.,1976.

65. Малков П. Антропологические предпосылки учения об апокалипсисе у Восточных Отцов Церкви // Богословский сборник № ЮМ.: ПСТБИ, 2002. С.88-113.

66. Малков П. Под главою — Христом. М.,2000.

67. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Византийское богословие. М., 2001.

68. Мид Маргарет Одиночество, самостоятельность, и взаимозависимость в контексте культуры. М.,1989.

69. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.

70. Мухина B.C. Инициации подростков во временных объединениях как условия личностного роста // Развитие личности №3-4. Mill У, 2000 С. 157190.

71. Мухина B.C. Личность: Мифы и Реальность. Екатеринбург, (в печати). 82 Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М.,1985.

72. Мухина В.С.Феноменология развития и бытия личности. М.- Воронеж, 1999.

73. Неганова Е. И. Антропологические предпосылки моногамного брака // сб. Значение христианской антропологии перед лицом современных общественных задач. М., 2003. С.44-68.

74. Немесий, епископ Эмесский. О природе человека. М.,1996.

75. Несмелов В.В. Наука о человеке. Т.2. Казань, 1994.

76. Николаева О. Православие и свобода. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002.

77. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. М.,1994.

78. Пауэлл Дж. Почему я страшусь любви. // Символ. 1989. №22. С.7-51.

79. Попович Иустин, прп. Достоевский о Европе и славянстве. М. — СПб., 2002.

80. Психоанализ. Популярная Энциклопедия // Сост. науч. ред. П.С. Гуревич. М.,1998.

81. Психология личности: Словарь-справочник под редакцией П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. Киев, 2001.

82. Радович Амфилохий, митрополит. Человек носитель вечной жизни. М.,2005.

83. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. ВосточноЕвропейский ин-т психоанализа. ПСб.,1995.

84. Ранкур-Лаферрьер Д. Рабская душа России. Проблема нравственного мазохизма и культ страдания. М., 1996.

85. ЮО.Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. 2000. Т.22. №3. С.91-100.

86. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.,1990.

87. Ю2.Роде-Дахсер К. Психоанализ половых различий // сб. Ключевые понятия психоанализа. СПб., 2001. С. 105-109.155

88. Роджерс К., Фрейберг.Д. Свобода учиться. М., 2002.

89. Ю4.Рубинштейи C.JI. Основы общей психологии. М.,1989

90. Рубинштейн C.JI. Отрывки из дневников // Психологический журнал. 1999 Т.20. №4. С.40-49.

91. Юб.Сахаров Софроний, иеромонах. Старец Силуан. М., 1999.

92. Сахаров Софроний, архимандрит. Подвиг богопознания. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2001.

93. Ю8.Серафим Саровский. Беседа преподобного о цели христианской жизни // Угодник Божий Серафим. Т.1. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1993. С.120-156.

94. Ю9.Сент-Экзюпери А. Сочинения. Военный летчик. М.,1992.

95. Ю.Симеон Новый Богослов, прп. Слово первое. Творения. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

96. Ш.Симеон Новый Богослов, прп. Слово 45 Творения. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

97. Славская А.Н. Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности // Психологический журнал. 1999. Т.20 №6. С. 18-25.

98. ПЗ.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Личность как реальность для других // сб. Психология личности. Самара, 2002. С. 489-506.

99. Словарь-справочник. Психология личности: Под редакцией П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. Киев, 2001.

100. Толковый словарь живаго Велирусского языка Владимира Даля. Т.З. М.,1882.

101. Пб.Уильямс Р. Богословие личности: анализ мысли X. Яннараса // сб. Соборность. М., 1998. С. 168-180.

102. Уминский А., прот. Фрагменты из приходских бесед //Альфа и Омега №2. М.,2003. С.300-314.

103. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996

104. Ушинский К.Д. Сочинения. Т.9. М.,1960.156

105. Уэр Каллист, еп. Духовный отец в православной традиции // сб. Внутреннее царство. Киев, 2004. С. 116-138.

106. Уэр Каллист, еп. Диоклийский. Православный опыт покаяния // сб. Внутреннее Царство. Киев, 2004. С.25-42.

107. Уэр Каллист, епископ Диоклийский. Святая Троица — парадигма человеческой личности // Альфа и Омега № 2. М., 2002. С.110-123.

108. Уэр Каллист, еп. Семя Церкви: мученичество как всеобщее признание // сб. Внутреннее царство. Киев, 2004. С. 100-115.

109. Фейдимен Дж. Личность. Вып. 1. М., 1994.

110. Феофан Затворник, прп. Умное делание о молитве Иисусовой. М.,1992

111. Флоренский Павел, священник. У водоразделов мысли. М., 1999

112. Флоровский Георгий, протоирей. О смерти крестной // сб.Догмат и история. М.,1998. С.178-195.

113. Флоровский Г.В. Византийские Отцы V-VTII вв. Париж, 1933.

114. Фонда П. Иоган Э. Развитие психоанализа в последние десятилетия. Екатеринбург, 1998.

115. Франкл В. Доктор и душа. СПб., 1997.

116. Франкл В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. М.,2004

117. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.

118. Фрейд 3. «Культурная» сексуальная мораль // Психоаналитический вестник. 2001. №9. С.40-48.

119. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1996.

120. Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство // сб. Художник и фантазирование. М.,1995.

121. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1989.

122. Фрейд 3. Размышления о войне и смерти // сб. Архетип №2 М., 1995. С.3-36.

123. Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1995.157

124. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986.

125. МО.Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.

126. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

127. Холл К.С., Линдсдей Г. Теории личности. М., 1997.

128. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. СПб., 1997.

129. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М., 1998.

130. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2001. 146.Честертон Г.К. Ортодоксия. Эссе. М., 2003.

131. Шеховцова Л. Ф. Сравнительный анализ концепции человека в современной психологии и христианской антропологии. СПб., 2000.

132. Шмеман Александр, прот. Церковь. Мир. Миссия. Мысли о Православии на Западе. М., 1996.

133. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб., 1998.

134. Якобсон С.Г.Становление психических механизмов этической регуляции поведения // Вопросы психологии. 1979. №4. С.54-71.

135. Яннарас X. Церковь — способ существования, сильный победит смерть // Православная община № 58 (4). М., 2000. С.35-43.

136. Яннарас X. Вызов православного традиционализма // Православная община № 51. М., 1999. С.71-80.153Лннарас X. Вера церкви, М.,1992.

137. Ярошенко С. В пути к теории русского феминизма. Эссе // сб. Существует ли женщина. М., 2001. С.15-23.

138. Ясперс К. Общая психология. М.,1997.

139. Cornell D. Imaginary domain: abortion, pornography and sexual harassment. London: Routledge, 1995.

140. Enright R.D. & Fitzgibbons R.P. Helping clients forgive: An empirical guide for resolving anger and restoring hope. Washington, DC: American Psychological Association, 2000.

141. Ferry L., Renault A. Antihumanistisches Denkel. Gegen die franzosischen Meisterphilosophen. Miinchen, 1987.

142. Foucault M. Die Ordnung des Dinge. Franfurkt, 1990.

143. Foucault M. Gespact zwischen M. Foucault und Studenten. Franfurkt, 1987.

144. Frankl V. E. Psychotherapy and existentialism. N.Y.I967.

145. Frankl V. E. Logos, Paradoz, and the search for meaning. In: Cognition and Psychotherapy /Ed. by M.Y. Mahoney, A. Freeman. N.Y., Plenum, 1985.

146. Goscilo Helena. The gendered trinity of Russian cultural rhetoric today — or the glyph of the hieroine. Ed. By N.Condee . Bloomington and Indianapolis, 1995.

147. Hall C. A primer of Freudian psychology N. Y., Mentor Books, 1990.

148. Hansen M.J. Forgiveness as an educational intervention goal for persons at the end of life. Unpublished Ph. D. dissertation, University of Wisconsin-Madison,2002.

149. Hiss W. Die Anthropologic Bernhards von Clairvaux. Berlin. 1964.167.1rigaray L. Speculum, de l'autre femme. Paris.:Minut, 1984. 168.1rigaray L.Sexes et Parentes. Paris.: Minut,1987.

150. Kupffer H. Padagogik der Postmoderne. Weinheim, Basel, 1990.

151. Lenzen D. Reflexive Erziehunswissenschaft am Ausgang des postmodernen Jahrzehnts.// Zetschrift fur Padagogik. 29 Beiheft. Weinheim, Basel, 1992.

152. Levy S. Artificial Life. A Report from the Frontier Where Computers. Meet Biology. N.-Y., 1992.

153. Lin W. F. Forgiveness as an educational intervention goal within a rehabilitation center. Unpublished Ph. D. dissertation, University of Wisconsin-Madison, 2001.

154. Mertens G. Verbindliche Argumentation in der Padagogik? // Padagogische Rundschau. Bd. 45.1991.

155. Ryan R.M., Deci E.L., Grolnik W.S. // Autonomy, Relatedness and Self: Their Relation to Development and Psychopathology. Theory and methods. V.l. Ch.20. NY.: Willey, 1995.

156. Schoenebeck H. Antipadagogik im Dialog: eine Einfuhrung in anti-padagogische Denkel. Weinheim, Basel, 1989.

157. Skinner B.F. A matter of consequences. N.Y., Norton. 1983.

158. Skinner B.F. About behaviorism. N.Y.: Knohf.1974.l80.Skinner B.F. Beyond freedom and dignity. N.Y.: Knohf.1971

159. Stanialoae D. Theology and Church. N.Y., 1980

160. Stanialoae D. Experiens of God. Brookline. H.C. Orthodox Press. 1994

161. Strean Herbert S. Essentials of Psychoanalysis N.Y. 1994.

162. Tugendhat E. Vorlesungen uber Ethik. Franfurkt, 1994.

163. Welsch W. Unsere postmoderne Moderne. Weinheim., 1998.

164. Whitford M. Introduction //The Irigaray reader/ Цит. по Аристархова H. Существует ли женщина: Введение в теорию полового различия. М.2001.

165. Waltman М.А. The psychological and physiological effects of forgiveness education in male patients with coronary arteiy disease. . Unpublished Ph. D. dissertation, University of Wisconsin-Madison, 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.