Соотношение этнической и национальной идентичности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Гулевский, Алексей Николаевич

  • Гулевский, Алексей Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 167
Гулевский, Алексей Николаевич. Соотношение этнической и национальной идентичности: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Волгоград. 2005. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гулевский, Алексей Николаевич

Введение.'.

Глава 1. Этническая и национальная идентичность: понятия, теоретические подходы, основные характеристики.

1.1 Идентичность, идентификация. Типы идентичности и ее характер

1.2. Основания, признаки и особенности этнической идентичности.

1.3. Национальная идентичность: культурная общность или политическое сообщество граждан

Глава II. Диалектика этнической и национальной идентичности в социальной реальности

2.1. Тождественность национальной и этнической идентичности.

2.2. Основания противоположности и борьба этнической и национальной идентичности.

2.3. Признаки и принципы различия национальной и этнической идентичности.

2.4. Культурные основы различения этнической и национальной идентичности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Соотношение этнической и национальной идентичности»

Актуальность темы исследования. Впервые в научной литературе интерес к проблемам национальной и этнической идентичности возник в 19 веке, что было связано с бурными общественными процессами, которые переживала Европа и Южная

Америка, где возникли и ширились движения за освобождение от колониальной зависимости и появились новые национальные государства.

С середины 70-х годов двадцатого века концепции национальной и этнической идентичности стали обретать все большую значимость, как t ответ на меняющуюся геополитическую ситуацию постколониального мира и • политическую активизацию этнических меньшинств в промышленно развитых странах. Интерес к указанной проблематике в последние годы неуклонно возрастал. Особенно актуально это стало для современной России, сотрясаемой в настоящее время этническими конфликтами разного уровня и разной степени сложности. Кроме того, конфликты между государственной властью и этническими элитами породили в стране угрозу терроризма. Актуальность проблемы

• « обусловлена также происходящими сейчас в России процессами объединения субъектов федерации, которые показали, что деление

Российской Федерации только по национально-территориальному принципу не всегда оправдано. К сожалению, советская наука уделяла недостаточно внимания данным вопросам, считая их второстепенными, поэтому после распада СССР они очень остро встали перед Россией.

Значительные ошибки, предрассудки и просто заблуждения в рассуждениях о национальной и этнической проблематике связаны как с t большой сложностью рассматриваемых проблем, так и с недостатками в методологии, которую применяли при анализе последних. Действительно насущными становятся вопросы о том, что лежит в основе этнической и национальной идентичности, можно ли между ними ставить знак равенства, как эти типы идентичности соотносятся между собой и с национальную принадлежность миллионам россиян и как должна самоопределить себя Россия: как многонациональная империя или как полиэтничная нация?

Не отвечать на эти и другие вопросы уже нельзя, так как различного рода политические решения порождают новые проблемы. Именно поэтому анализ природы, сущности и соотношения этнической и национальной идентичности становится все более востребованным.

Степень изученности проблемы. Рассмотрением этнических и национальных проблем занимаются различные социальные науки: философия, история, социология, политология, этнография, антропология, социобиология.

Многие зарубежные и отечественные ученые делают акцент на изучении различных аспектов этнической и национальной идентичности. Так, выявляя сущность этнической и национальной идентичности правомерно выделить несколько основных подходов:

- примордиалистский ( К. Гирц, П. Ван ден Берге, С. Гринберг, Б. Малиновский, Э. Рэдклифф-Браун, Э.Смит, У. Коннор и др.), трактующий этничность как общность с объективными характеристиками принадлежности: территория, язык, расовый тип, религия, психический склад, мировоззрение и т. д. К этой традиции можно отнести работы JI.H. Гумилева, Г.П. Кибасовой и И.А. Петровой, Н.Н. Седовой.

- инструменталистский ( С. Олзак, Дж. Нейгел, Ф. Барт, М.Н. Губогло), исходящий из того, что этничность детерминируется ситуационно.

- конструктивистский ( Б. Андерсон, Э. Хобсбаум, В.А. Тишков, В.В. Коротеева, B.C. Малахов и др.), объясняющий национальную и этническую идентичность как сконструированную реальность, а не как объективную данность.

- теория этноса (Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, С.А. Арутюнов, М.О. Мнацакян, С.А. Кравченко и др.) В объяснении этничности имеет сходство с примордиализмом. Был сделан вывод о том, что каждой социально-экономической формации свойственен свой тип этнической общности.

Проблема соотношения и взаимодействия этнической и национальной идентичности между собой и с другими типами идентичности является недостаточно разработанной. Одни авторы отождествляют эти виды идентичности, другие проводят различие, однако в целом в употреблении этих понятий остается много неясного. Особенно слабо эта проблема разработана в отечественной литературе. Чаще всего термины этническая и национальная идентичность употребляются как синонимы.

В зарубежной литературе указанная проблематика разрабатывается в работах Э. Яна. В отечественной литературе она рассматривалась в работах Ю. Бромлея, М. Куличенко, В. Тишкова, В. Авксеньтева, В. Малахова, В. Сухачева, Д. Краснянского, а также в работах М. Молчанова, О. Малиновой, В. Пастухова.

Некоторые исследования, сделанные еще советской наукой, во многом устарели, другие не представляют собой глубокого системного исследования. Скорее, в них только формулируется сама проблема. Ввиду актуальности и сложности проблемы необходимо ее философское осмысление."

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является определение соотношения и сущности этнической и национальной идентичности и выявление их диалектического взаимодействия в социальной реальности.

Для . реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи.

- Конкретизировать в связи с целью исследования понятия идентичность и идентификация;

- Проанализировать современные теоретические концепции этнической идентичности, и определить сущностные характеристики этнической идентичности и этнической общности;

- Провести анализ теоретических концепций национальной идентичности выявить ее исходные принципы;

- Рассмотреть процесс появления наций в Европе на примере Франции и Германии. Установить обладали ли эти нации языковой общностью до и после момента своего появления. Выявить основания появления этих наций;

- Проанализировать сущностные основания тождества, различия и противоположности этнической и национальной идентичности;

Дать характеристику России в контексте соотношения этнической и национальной идентичности.

Объектом исследования явились различные типы социальной идентичности.

Предметом исследования стало соотношение этнического и национального типов идентичности.

Методологической базой исследования послужили: цивилизационный подход, системный анализ, метод восхождения от абстрактного к конкретному, принцип историзма, принцип единства исторического и логического и другие диалектические принципы и методы. На- отдельных этапах исследования применялись методы феноменологического и семантического анализов.

Научная новизна исследования.

- дан сравнительный анализ идентичности индивидов в прошлом и в настоящем;

- обоснован множественный характер идентичности в современном обществе;

- доказательно определено основание национальной идентичности;

- показана различная степень устойчивости этнической и национальной идентичности;

- представлены основные виды соответствия этнической и национальной идентичности в социальной реальности, такие как тождество, различие, противоположность;

- этническая и национальная идентичности соотнесены как научные абстракции и как категории, отражающие реальные процессы.

Научная новизна исследования раскрывается в положениях выносимых на защиту.

1. В прошлом идентичность индивидов задавалась их происхождением и принадлежностью к определенному социальному слою, представлялась данностью, которую индивиды не были властны изменить. В современном обществе идентичность перестала быть фиксируемой навсегда данной реальностью. Человек как целостность сейчас находит себя вне себя в своем деянии и в этом отношении постоянно конструирует самого себя. Индивиды могут выбирать и конструировать свою тождественность с определенной общностью, образом жизни, ценностями. При этом они совершают не один, а целую серию выборов, в зависимости от очерчиваемого круга доступных коллективных принадлежностей или коалиций. Человек принципиально незавершен, он постоянно ищет себя, что обусловливает в настоящее время множественный характер идентичности.

2. Национальная идентичность не является продуктом развития этнических . общностей. Она имеет свое собственное основание идентификации в виде политических сообществ граждан. Ни одна из появившихся наций не обладала на момент своего появления общностью культурных признаков (язык, традиции, обычаи и т.д.). Нации всегда представляли и представляют собой поликультурные и полиэтничные образования.

3. Этническая и национальная идентичности имеют различную степень устойчивости. Выбор национальной идентичности обусловлен политическими и экономическими предпочтениями индивидов, что делает его ситуационным, подвижным. Этническая идентичность характеризуется признаком постоянства, так как основана на общности культуры и происхождения, которые являются устойчивыми и не меняются быстро.

4. Этническая и национальная идентичности в социальной реальности могут находиться в трех видах соответствия:

4.1 Отождествляться. В политике это отождествление выражается стремлением какой либо этнической общности захватить власть в государстве и установить свой диктат над представителями других этнических общностей. Этнократия может проявляться как в ограничении прав этнических меньшинств, так и в политике геноцида. Название этнической общности переносится также на название нации. В культуре происходит отождествление этнической культуры с культурой всей нации. В общественном массовом сознании указанные принадлежности не различаются,, возникает путаница и сложности в самоопределении. Происходит также отказ от своей этнической идентичности в пользу титульной.

4.2 Различаться. В политике это выражается создании гражданской нации. Руководящие посты в государстве занимают представители разных этнических общностей, которые не стремятся к выходу из состава нации и признают ее необходимость. В культуре происходит различение национальной и этнической культур, при этом первая шире второй. Национальная культура объединяет этнические культуры, входящие в ее состав, и именно они придают нации колоритность. В общественном массовом сознании происходит сознательное различение двух типов идентичности: по происхождению и по гражданству.

4.3 Противопоставляться. В политике происходит борьба между двумя типами идентичности, когда какая либо этническая общность желает вырваться из состава нации. В культуре она - в возрождении родного языка, обычаев и традиций этнической общности и их использование в противовес национальным. В общественном массовом сознании - в отрицании национальной идентичностью этнической идентичности и наоборот. Одни индивиды отождествляют себя только с нацией другие только с этносом.

5. Россия представляет собой пример поздней нации с очень сильной оппозицией в виде развитых этнических общностей. В результате возникла конкуренция двух типов идентичности, при которой этническая идентичность обладает пока превосходством в сознании россиян.

6. Этническая общность и нация не являются просто научными абстракциями или семантико-метафорическими категориями. Это отражение реального процесса самоидентификации, имеющего различные основания. Множество людей в действительной жизни с необходимостью идентифицируют себя в историко-культурном, так и в политико-гражданском смысле.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты дают новую концептуальную основу для национального развития России, позволяет разработать научно значимую программу предотвращения межэтнических конфликтов, могут служить методологической основой социально-философских, этнологических, социологических, политологических и исторических исследований. Выводы и основные положения могут быть использованы в учебных и учебно-методических курсах по философии, социологии, политологии, этнологии и истории.

Апробация работы. Положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях: Материалы Третьей Международной научной конференции « Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2004); Материалы к первой общероссийской научно-практической конференции

Молодежь и формирование гражданского общества в России» (Волгоград, 2005); межвузовских конференциях студентов и молодых ученых Волгоградской области, теоретических семинарах кафедры философии Волгоградского государственного технического университета. По теме диссертации опубликовано пять работ, общим объемом 2,7 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Гулевский, Алексей Николаевич

Заключение.

Итак, подводя итоги проведенного исследования, хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что в сверхсложных социальных организмах, каковыми являются современные индустриальные общества, идентичность - социальное образование, формирующееся в ходе социального взаимодействия. Индивид видит себя таким, каким его видят другие. Его конструирование происходит не из внутренней самости, а из общества. Идентичность имеет множественный характер. Индивид представляет собой совокупность определенных ролей, поэтому у него не одна, а несколько идентичностей. В процессе социализации индивид учится справляться со многими социальными ролями. Среди различных типов идентичности можно выделить устойчивые и неустойчивые. Устойчивые типы идентичности возникли еще в архаичном и аграрном обществах. Их устойчивость базировалась главным образом на вере в авторитеты прошлого, и беспрекословному подчинению этим авторитетам. Неустойчивые типы идентичности возникли в индустриальном и постиндустриальном обществах. Их неустойчивость связана с делегитимацией старых институтов, угасанием крупных общественных движений и ощущением эфемерности всех авторитетов прошлого. В индустриальном обществе индивид стал автономным субъектом. Он получил возможность выбирать свою идентичность по своему усмотрению и изменять ее, опираясь на рациональный выбор и личную ответственность, базирующуюся на христианской морали. В постиндустриальном обществе появляется дисперсный, фрагментарный субъект. В итоге идентичность стала чем-то ускользающим от схватывания. Она не желает быть обнаруженной, разоблаченной. Идентичность стала постоянным конструированием себя из иллюзий относительно себя, постоянно предъявляемых на опознание и подтверждение в социальное пространство.

Особое место среди типов идентичности занимают этническая и национальная идентичность, которые необходимо различать.

Среди различных подходов к изучению этнической идентичности особое внимание привлекает примордиализм и конструктивизм. Синтез этих подходов приводит к определению этнической идентичности как отождествление (соотнесенность) индивидов и групп с определенной культурной целостностью, последняя может быть как объективной, так и воображаемой. Этническая идентичность является наиболее устойчивым типом идентичности, хотя индивид может иметь несколько этнических принадлежностей.

Анализ различных подходов к национальной идентичности приводит к выводу, что наиболее адекватным является этатистский подход. Исходя из этого, национальную идентичность можно определить как соотнесенность индивидов и групп с определенной общностью граждан государства. Национальная идентичность является подвижной, ситуативной и множественной. Политические и экономические интересы граждан изменчивы, что обуславливает смену национальной принадлежности.

Объективными признаками национальной идентичности являются: 1. Наличие гражданства; 2. Общность социально-политической жизни; 3. Общность экономических интересов; 4. Общий официальный язык; 5. Общность демократических ценностей; 6. Общие перспективы, будущность.

Объективную основу этнической идентичности на теоретическом уровне составляют следующие элементы: 1. Общая система ценностно-мировоззренческих представлений. 2. Общность языка. 3. Общность обрядов. 4. Общность обычаев и привычек. 5. Общность религии. 6. Общность исторических судеб (общее прошлое).

Этническая и национальная идентичность в социальной реальности могут отождествляться, противопоставляться и сознательно различаться.

На уровне общественного массового сознания эти типы идентичности часто отождествляются с расовой и религиозной идентичностью. Черты лица, цвет волос, цвет кожи и другие морфологические признаки, на обыденном уровне, играют порой более важную роль, чем гражданство и культурные традиции. Изучение общественного массового сознания на материалах социологических опросов, а также собственные исследования автора, проводимые с волгоградскими студентами, показали, что часть респондентов различают этническую и национальную идентичность. Хотя в целом, идентификация россиян в отношении национальной и этнической идентичности представляет синкретное единство различных противоречивых признаков. Подобная ситуация свидетельствует о том, что на территории России еще не сложилась окончательно единая российская нация. С другой стороны, нельзя не замечать попыток России, создать такую нацию. Ликвидация из паспортов графы национальность - верный шаг в этом направлении. Россия представляет собой пример поздней нации. Первый шаг в этом направлении сделал СССР, создав общность советских граждан. Однако именно в новой России наиболее полно реализуется идея нации.

Этническая идентичность не является вечной и неизменной. Эта идентичность характерна в большей степени для аграрных обществ. Индустриальные общества стремятся к культурной унификации, выбивая тем самым основу этнической идентичности. В современном обществе национальная идентичность становится более значимой для индивидов, чем этническая идентичность.

Национальная идентичность - это идентичность развитых индустриальных обществ, что обусловливает ее исторические границы. Возможно, в будущем у индивидов отпадет надобность в принадлежности к тому или иному государству, что приведет к отказу от использования национальной идентичности.

Культурная основа этнической идентичности - переплетение культуры рода и культуры территориального царства. Восприятие времени - циклическое. Характерен приоритет коллектива над личностью. Личность не чувствует себя свободной, так как действует в соответствии с обычаями и традициями. Главным регулятором общественных отношений являются моральные нормы характерные для той или иной этнической общности.

Культурная основа национальной идентичности - христианство, в особенности протестантизм. Восприятие времени - линейное. Национальная идентичность имеет историческое начало и не является вечной. Характерен индивидуализм, автономия личности. Личность чувствует себя более свободной, независимой от внешних запретов, характерных для этнической идентичности. Главным регулятором общественных отношений являются нормы права, которые являются всеобщими для всех граждан государства (членов нации).

В политике этническая идентичность может выражать себя стремлением стать этнонацией с этнократическим режимом. Этнонационализм влечет международную миграцию, социальную дезориентацию, появление коммуникативных барьеров и барьеров для социальной мобильности.

В политике, этническая идентичность проявляет себя в установлении доминирования коллективных интересов и норм поведения над личными, а также установлении господства одного этноса над другими этносами. Последние получают статус меньшинств, несмотря на то, что в ряде случаев они составляют численное большинство государства.

Этнонациональная политика может быть охарактеризована как нелиберальная, недемократическая, склонная к различным формам диктатуры.

Вместо гражданского права используются местные традиции и обычаи, вместо гражданского самоуправления - традиционные формы власти - наследственных родовых и общинных старейшин, судов, горских князей и т.п.

Национальная идентичность проявляет себя в политике через государственный национализм, который является более мягким для представителей этнических меньшинств. Для подлинных наций характерен демократический режим, соблюдение гражданских прав и свобод.

Во внешней политике, гражданские нации ориентированы на формирование демократического мира.

Изучение национальной идентичности особенно актуально для современной России, особенно ввиду постигшего ее кризиса идентичности. Рассмотрение национальной идентичности как принадлежности к политической и правовой общности граждан является наиболее приемлемым для этого полиэтничного государства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гулевский, Алексей Николаевич, 2005 год

1. Абдулатипов Р.Г. Природа' и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991.-169 с.

2. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге 21 века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М. 1996. -212с.

3. Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: политика, люди и природа в лабиринтах смутного времени. М.,1994. - 227с.

4. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М., 1991. - 224с.

5. Алексеев В.П. Этногенез. М., - 1986. - 173с.

6. Алтухов В. JI. Философия многомерного мира // Общественные науки и современность. 1992. - №1 . - с. 16-34.

7. Андреев И. JI. Осторожно с «часами» истории // Вопросы философии. 1998. - №9.-38-53.

8. Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства. // Общественные науки и современность. 1991. - №1. -С.105- 114.

9. Авксентьев А. В. Авксентьева В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993.-222 с.

10. Авксентьев А.В. Этнические конфликты: история и типология//Социологические исследования, 1996, № 12 . с. 15-23.

11. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. Ставрополь, 2001. - 268с.

12. Актуальные проблемы развития национальных отношений, интернационального и патриотического воспитания. М. 1988. -352 с.

13. Араб-Оглы Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности. // Вопросы философии. 1990.- №8. - С. 10-13.

14. Арутюнов С. А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. М. 1989- 101 с.

15. Арутюнов С.А. Классификационное пространство этнической типологии//Советская этнография, 1986, № 4. с. 4-10.

16. Арутюнян А.А. Россия и ренессанс // Общественные науки и современность. 2001. - №3. с. 89-101.

17. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов А.А. Этносоциология: учебное пособие для вузов, М., 1998 . 255с.

18. Баранов Е.Г. Нациопатия источник конфликтов // Общественные науки и современность. - 1996. - №6. с. 67-75.

19. Барт К. Христианская община и гражданская община//Вопросы философии, 2002, № 2, с. 144-166.

20. Барт Ф. Личный взгляд на культурные задачи и приоритеты культурной и социальной антропологии. // Этнографическоеобозрение. 1995. - №3. с.25-32.

21. Барабанов Е. В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. 1991.-№8.-С. 102-117.

22. Бацын В. К., Кузьмин М. Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. М., 1998. - 156с.

23. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990. - 240 с.

24. Бороноев А.О. Основы этнической психологии. М.,1991. - 143с.

25. Бороноев А.О. Смирнов П. И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. М., 1992. - 264 с.

26. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М. 1995.-540 с.

27. Бергсон А. Два источника морали и религии. М. 1999. 237с.

28. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество это народы. М.,1990. -391 с.

29. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.М. 1983. 412с.

30. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973, 281 с.

31. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность, М. 1987. 334 с.

32. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 240с.

33. Берилл С. И. Окушко В. Р. О надэтничности как особенности российской культуры // Социс. 2003. - №8. - с. 143-145.

34. Брук С. И. Население мира: Этнодемографический справочник. М., 1981.-880 с.

35. Василенко И.А. Политология. Москва. 2004. - 287с.

36. Велер Г.Ф. Немецкая общественная история с 1700-1815 год, М. -1991.-341с.

37. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. - 804 с.

38. Вебер М: Образ общества. М.,1994. - 704 с.

39. Волкогонова О.Д., Татаренко И. В. Этническая идентификация русских, или искушение национализмом. // Мир России. 2001. - №2. - с. 23-31.

40. Гачев Г. Д. Национальный космо-психо-логос //Вопросы философии. -1994.-№12 с. 59-78.

41. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991. 320с.

42. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1989. 495с.

43. Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М.,1993. -432с. •

44. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. 574 с.

45. Деннингхауз С.В. Полиэтничность сквозь призму классового подхода. // Отечественная история. 1999. - №2. - с. 113-120.

46. Дробижева Л. М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития. // Советская этнография. -1985. -№5. -с. 21-30.

47. Дробижева Л.М. Штрихи национального самосознания. // Русские: Этносоциологические очерки. М., 1992. - 342с.48

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.