Сострадание как социально-философский феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Старостин, Владимир Петрович

  • Старостин, Владимир Петрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Якутск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 169
Старостин, Владимир Петрович. Сострадание как социально-философский феномен: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Якутск. 2008. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Старостин, Владимир Петрович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СОСТРАДАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1. Содержание и сущность сострадания как социального явления.

1.2. Место и роль сострадания в социально-нравственной жизни общества.

1.3. Человеческое сострадание в отечественной философской мысли.

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОСТРАДАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

2.1. Объективные и субъективные факторы становления и развития феномена сострадания как нравственного качества личности.

2.2. Императив сострадательности в формировании личности.

2.3. Сострадание в контексте социально-нравственных параметров гражданского общества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сострадание как социально-философский феномен»

Актуальность исследования. В условиях меняющихся социальных, политических, экономических отношений в современной философской мысли происходят перемены, порой воспринимаемые совершенно непредсказуемыми, неоправданными и противоречивыми. В социальной философии доказана несостоятельность теорий, которые в основе своей базировались на рассмотрении общественных интересов, где индивиды воспринимались бессловесными винтиками огромного социального механизма, действующего под несомненным дик 1 атом общих всемирно-исторических законов. Сегодня не представляются достоверными и концепции, представляющие человеческий мир как не связанные друг с другом субъектно-объектные отношения. Все более дают о себе знать глобальные цивилизационные процессы, охватившие все стороны и облает жизнедеятельности людей. В последнее время появились не только сторонники такого рода социальных изменений, поддерживающие такие сдвиги, но и явные их противники. Они требуют не только своевременного прогнозирования, строгого контроля, а выступают за необходимость нейтрализации негативных проявлений глобализации. Поэтому вопрос о философской рефлексии над всемирно-историческими проблемами становится архиважным делом современной науки. К г тому же, за эти годы социальная философия как наука, определяющая общественную обусловленность человеческой деятельности и рассматривающая методологические и мировоззренческие перспективы исторических изменений, все более находит обоснование своего предмета в практической, прагматической ориентации, включающей возможность дать ответ на актуальные проблемы современности.

Как и современная гносеология, которая до этого осмысливала мир на основе субъектно-объектных отношений, социальная философия начинает искать более весомые аргументы в исследованиях в сфере интерсубъектности, а объектом ее пристального внимания становятся новые виды социальных коммуникаций, явлений и попек обоснования в нравственных, моральных устоях современного общества.

Социальная философия - это неотъемлемая часть всего философского знания 1 и в ней используя общие принципы и логические универсалии философии, происходит осмысление сути общества, которое берется в неразрывном единстве с индивидом, человеком, личностью. Само становление социально-философских категорий происходило одновременно с определением философии как мировоззренческой науки. И весь многовековой путь развития философии наравне с бесчисленными творческими и научными прозрениями был освящен и достижениями социально-философской мысли. Правда, как указывают некоторые философы, в ней отсутствует необходимая должная полнота и теоретическая целостность. Поэтому все общественно значимые явления, социально* нравственные феномены на каждом историческом этапе требует своего философского осмысления. В этом содержится одно из отличий социально-философского знания, имеющего особую сложность реализации собственного концептуального построения. Это всегда оставалось делом будущего.

Сострадание, как и ее противоположность — равнодушие, не только непростые нравственные явления, но и чрезвычайно сложная социальная сущность действительности и бытия человека, некие «симптомы» «действительных противоречий общественной реальности, составляя внутренний смысл движения истории и выступая как шкала и мерило достигнутого»1. Наши попытки осмыслить г ее в категориях этики приведут к нескольким трудноразрешимым вопросам. Например, является ли альтруизм общебиологическим феноменом, встречающимся даже у животных, или все же мы видим разные виды проявления инстинкта самосохранения? Как нам оценить, являются ли состраданием и милосердием финансовый вклад людей, скопивших свое состояние явно неправедным путем?

Как объяснить мизантропию — как эгоистическое желание откупиться и приобрести билет, пусть даже в иллюзорное будущее после смерти или как благое дело, требующее всемерной поддержки? Вообще, какая нравственная категория противостоит состраданию: враждебность, жестокосердие, злонамеренное г ь, ненависть или равнодушие? Есть ли место состраданию как социальному явлению в современном мире, в эпоху все более развертывающихся глобальных процессов?

Степень разработанности темы. Проблема сострадания, милосердия в философии, которая рассматривается в данной диссертации, была поставлена со всей остротой еще И. Кантом и А. Шопенгауэром, но ее истоки и зачатки мы можем найти как в древнеиндийской и древнекитайской, так и в античной философии.

Традиции сострадания, милосердия и благотворительности 'в истории общественной и духовной жизни нашей страны занимало и занимает особое место. В последнее время, в силу своей общественной значимости и актуальности, внимание исследователей к данной научной проблематике начинает увеличиваться, складывается определенная историография. Однако сама проблема сострадания все еще находится в тени других сфер нравственной, этической, социальной тематики. В современной отечественной философской науке практически нет исследований, которые комплексно осветили бы этот феномен. Это связано с общими процессами, происходящими в современной моральной философии. В годы советской власти, с установления диктата марксисткой идеологии вплоть до шестидесятых годов прошлого столетия, тема сострадания, благотворительности, милосердия была закрыта как вредная, упадническая и недостойная задач, стоявших перед строителями светлого будущего.

В числе дореволюционных авторов, изучавших данное явление, следует назвать A.C. Хомякова, Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева, JI.H. Толстого, H.A. t

Бердяева, Е.А. Преображенского, К.Д. Кавелина, П.Б. Струве и др.

Несмотря на то, что впоследствии произошел раскол отечественной этики на моральную идеологию строителей коммунизма в советской России и зарубежную русскую этико-философскую мысль, исследования проблем г нравственности в СССР не прекращались никогда. И если даже милосердие не всегда было в центре внимания философов, но проблематика сочувствия, солидарности каким-либо образом затрагивали многих советских обществоведов. f

Можно с уверенностью Сказать, что все исследователи нравственности, многие философы нашей страны в той или иной мере рассматривали проблему сострадания как одну из значительных тем в истории и теории социальной и моральной философии, развивавшейся, в основном, в системе исторического материализма и общей идеологии.

Огромный интерес вызывает философский анализ милосердия и сострадания, как сложных социальных и нравственных явлений, который производили JI.

Шестов, В.Н. Чернов, П.А. Кропоткин, A.B. Луначарский, E.H. Трубецкой, Э.Л.

Радлов, Л.П. Карсавина, М.М. Бахтин, Н.О. Лосский, И.А. Ильин и др. К тому же их рассмотрение было, порой, с противоположных изначальных идейных позиций.

Наиболее плодотворным для изучения нравственных процессов в социальных отношениях советского общества оказался период с середины шестидесятых до середины семидесятых годов, характеризующихся в целом приоритетом общетеоретических, формально-логических исследований, которые были связаны с необходимостью категориальной систематизации формирующейся маркспстскоt ленинской социально-этической теории. Именно в этот период развертывается широкая дискуссия по проблемам предмета, категорий и системы этики и общественной нравственности, их специфики и структуры, сущности и функций. Среди авторов этого времени достаточно назвать ведущих теоретиков морали Л.М. Архангельского, A.A. Гусейнова О.Г. Дробницкого, А.И. Титаренко, В.Г. Ефимова, и др. также рассматривавших с различных точек зрения проблемы сострадания и милосердия.

К девяностым годам XX века произошло общее ослабление идеологического диктата коммунистической партии в сфере философии, в том числе и в области изучения нравственности. Это привело, «с одной стороны, к ее «эмансипации» от практической жизни и переходу к имманентной морально"! рефлексии, а с другой — к «моралсвсдческому» практицизму, вызвавшему интенсивный рост прикладных видов этического знания: биоэтики, политической г, этики и этики ненасилия, хозяйственной этики и этики предпринимательства, этики права и этики науки и т. д.» . В библиотеке философской литературы появились интересные труды Р.Г. Апресяна, Л.Б. Волченко, Е.Л. Дубко, В.Н. Назарова, В.Н. Шердакова и др., они расширили и углубили понимание исторических корней различных этических категорий и проблем.

Постановка проблемы. Рассмотрение и изучение всей представленной философской литературы по данной тематике, изданной в нашей стране, приводи г нас к заключению, что сострадание в отечественных научных кругах не рассматривалось как особая форма общественного сознания и бытия. И это гнесмотря на то, что ее трактовка не оставляла равнодушным практически ни одну социально-историческую философскую теорию. Любая осуществившаяся идеология, так пли иначе, обращала на нее внимание, так как проблема сострадания охватывает все стороны человеческой жизнедеятельности, начиная от экономики, политики и заканчивая сферами социальной работы, медицины, права, образования и воспитания.

Проблема сострадания до сих пор не ставилась как всеобщая и, таким образом, не рассматривалась как имеющий непреходящую ценность социальный феномен. Сострадание не было и не стало объектом пристального социально-философского анализа. Более того, с усилением глобализационных процессов проблемы страдания и сострадания, равнодушия и сочувствия, начинают выпадать из поля зрения философского рассмотрения, что появляется в желании представлять их только как узко-психологическую или конкретно-этическую проблематику. Исходя из этого, по нашему мнению, особенно актуальным п необходимым является попытка постановки проблемы сосградация, ее трактовка с позиций современной социальной философии, рассмотрение личностных, социальных, исторических связующих основ данной проблематики.

Цель исследования и исследовательские задачи. Цели исследования и недостаточная разработанность многих теоретико-философских проблем сострадания в современной научной литературе и авторское видение проблемы обрисовывают круг исследовательских задач, с помощью которых возможна реализация поставленной (цели. Как наиболее важные из них рассматриваются следующие:

- раскрыть социальное содержание и мировоззренческую сущность явления сострадания, его биологические и социальные корни, а также рассмотреть облекаемые в специфические социальные, историко-культурные формы проявления сочувствия и человеколюбия, равнодушия и бессердечия;

- определить реальный социальный статус и место сострадания как важнейшего регулятора общественных отношений;

- выявить в отечественной философской мысли различные примеры постановки и рассмотрение данной проблематики, как особого рода человеческого освоения окружающего мира;

- проследить динамику процессов социализации сострадания, влияние различных факторов окружающего на зарождение сострадательности;

- прояснить содержание процессов и способов институциализации сострадания па основе применения обществом здравого смысла, милосердия, сознательного самоограничения таких форм свобод, которые представляют социальную и биологическую опасность;

- рассмотреть явления элитарной и массовой культуры, средств массовой коммуникации, институции гражданского общества, которые с различных позиций оказывают наибольшее воздействие на общественное сознание с целью трансформации человеческих сообществ из равнодушных в сострадательные и, возможно, наоборот.

Методология и теоретические источники исследования. Методология данного исследования определялась дисциплинарной спецификой социальной философии, главная задача которой состоит в том, чтобы понять, что такое общество в действительности, сущности и существовании. Следует учитывав специфичность научности социальной философии. Это проявляется в форме диалога и конкуренции натуралистической, социологической, конфессиональной, формационной, цивилизационной и иных теоретических концепций понимания общества, его свойств и исторических форм. И хотя мы и говорим, что социально-философская мысль исторична и поэтому она как бы «пропечатывается» в событиях и фактах действительности, но все же они рассматриваются как явления, носящие во многом символический, метафорический и идеализированный характер. Особенная сложность, специфичность сострадания состоит в том, что крайне трудно выявить его элементы в социальных структурах и обществе в целом.

Исследование сострадания как мировоззренческого, культурного универсалия потребовало применения комбинированного метода общефилософского, социально-философского, социально-исторического и социально-этического рассмотрения реальности. В методологии данного исследования значительное место занимает диалектическая совокупность принципов общего и частою, философского и специального познания (действительность, историчность, целостность, системность, детерминированность, определенность и т. д.). Исходя из специфики исследования, потребовалось применение социальных, историко-философских, культурологических методов.

Научная новизна. Научная новизна результатов исследования состоит в совокупности теоретических выводов и положений, полученных при рассмотрении сострадания как актуализирующейся проблемы социально-философской рефлексии.

Проблема сострадания, как в общей философии, так и в социальной философии до сих пор не ставилась в концептуальном плане и в этом смысле данная работа является первой за последние годы попыткой глубокого социально-философского анализа проявления сострадания в общественных отношениях и связях. Ранее в отечественной философии сострадание не рассматривалось как специфическое личностно-социальное явление. Концепция, требующая г сострадательного измерения аспектов развития общества, является не просто новым взглядом на социальные проблемы современности — это действительное I ь складывающихся отношений сегодняшнего дня. Только учет социального проявления такого феномена, каковым является сострадание, может привести к особой настройке общественной жизни, гармонизации различных сфер человеческого бытия. Только в этом случае общество имеет шанс перехода на следующую ступень своего развития, а философия — на научную и практическую актуальность и востребованность.

Исследование в данной диссертации феномена сострадания на разных г когнитивных уровнях приводит нас к следующим выводам:

- на общефилософском уровне осмысление сострадания по его родовой сущности выводит на более широкие и глубокие обобщения объема и содержания данного феномена как общественного универсалия в эпоху развития глобальных процессов;

- па социально-философском уровне при анализе отношения общества к феномену сострадания, данное явление раскрывается как всеобщее социально-культурное явление, прослеживаемое во всем всемирно-историческом развитии человеческого общества; именно сострадательное отношение потомков к своим предкам может стать основой истинного понимания исторических процессов;

- на конкретном уровне при исследовании какой-нибудь особенной и единичной формы сострадания феномен проявляется наиболее ярко и рельефно как подлинно человеческое в человеческом. В перспективе исследуемый феномен будет осуществляться и в будущем, в механизмах сострадательного взаимодействия индивидуального и общественного, личностного и государственного, поэтому станет наиболее актуальной проблема институациализации сострадания в рамках гражданского общества.

Одна из инноваций исследования содержится в выводе, что атрибутивные характеристики родового понятия сострадания приобретают конкретный характер применительно к социальным качествам человека, а человек определяется как-активный субъект сострадательной деятельности: отношения к себе, другим людям, событиям и фактам, к обществу и человечеству в целом. На этом основании делается вывод, что сострадание присутствует во всех сферах социума: отношениях форм социального бытия, социальной системы, социальных общностей, социальных взаимодействиях и социального образа жизни, социальных ценностях и идеалах. Таким образом, сострадание рассматривается в широком смысле как взаимовосприятие, взаимодействие, поддержание, солидарность, сочувствие, приобретает черты особой непреходящей, не только конкретно этической, но и всеобще личностно-социальной ценности.

Основные положения исследования. Основные положения резюмируются следующим образом: сострадание понимается как важный методологически, логически и гносеологически нагруженный социальный феномен, изначально имеющий статус универсалия и имеет явно интерсубъектный характер, выходящий далеко за рамки диалектики биологического и личностного состояния людей;

- сострадание как социально-философское и общественно-нравственное понятие имеет признак всеобщности, качественной специфичности, субордпппроваппости с другими философскими понятиями и доказуемости его свойств, что ярко представлено в развитии всей философской мысли;

- сострадание — это особый способ сосуществования и взаимодействия людей в любом социуме, который характеризуется процессом соединения и преодоления противоположностей, проявления толерантности и компромисса; возможность достижения гармонии в различных формах человеческих сообществ.

В результате исследования диссертантом были исследованы и выносятся на защиту следующие положения: г

- сострадание — социальный феномен, который онтологически определен и качественно разграничен от всех остальных форм восприятия социальной реальности, выступает важнейшим элементом нравственного становления личности; феномен сострадания — как общечеловеческая ценность выступает фундаментальным фактором, определяющим степень проявления человека в человеческом и человеческого в социальном;

- взаимодействие и взаимоотношения между феноменом сострадания и другими общественными явлениями: добродетельностью, справедливостью, солидарностью г и т. д. выступают основами дальнейшего развития человеческого сообщества как гармоничной системы. Непреходящий характер сострадания будет все более актуализироваться в современных условиях - по мере глобализации социальных процессов и понимания требовательной необходимости гуманизации социума. Без развития деятельной сострадательности общества невозможно построение гуманного правового гражданского общества.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы могут стать основой исследований по рассмотрению состояния нравственности современного российского общества, этоса, истории и этики глобализирующего мира и будут отправной точкой для фундаментального анализа такого сложного социального феномена как сострадание. Они будут полезны для всех, кто интересуется историей и проблемами общественной морали. Сама постановка вопросов, вытекающих из данной проблематики, может стать основой для аргументации в отстаивании той или иной позиции.

В практической преподавательской и научно-исследовательской деятельности материалы и выводы диссертационной работы могут быть применены как основа самостоятельного спецкурса по обозначенной теме, а также входить в курсы по социальной философии, этике, истории философии для студентов педагогических, юридических, медицинских, биологических и других специальностей и направлений. Особую роль выводы исследования могут оказать в научном обосновании юридического клинического обучения. з

Апробация диссертационной работы. Тема, план, основные положения и выводы представляемой работы неоднократно обсуждались па семинарах аспирантов и молодых ученых, заседаниях кафедры философии, истории и социально-экономических наук Якутской государственной сельскохозяйственной академии, кафедры философии Якутского Государственного Университета им. М.К. Аммосова, кафедры этики философского факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова и кафедры искусствоведения Высшего Театрального Училища им. М.С. Щепкина.

Основные идеи работы были изложены в тезисах выступлений на IV 1

Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005); Ломоносовских чтениях «Россия в XXI веке и глобальные проблемы современности» (Москва, 2005); VII Энгельмеперовских чтениях «Интернет - Культура - Этика» (Дубна, 2005); международных конференциях: «Генетические аспекты патологии человека: Проблемы сохранения генофонда коренных народов Севера» (Якутск, 2005) п «Искусственный интеллект: философия, методология, инновации» (Москва, 2006); 1-ых российско-украинских философских чтениях молодых ученых (Киев, 2006); республиканской научно-практической конференции «Законодательная (представительная) власть: история и с современность», посвященной 100-летию Государственной Думы России (Якутск-, 2006) и отражены в соответствующих публикациях автора.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с тремя разделами каждая, заключения, а также библиографии.

1 Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. труды / Сост. Р.Г. Апресян. М.: Гардарики, 2002. -С. 252-253.

2 История этических учений- Учебник / Под ред. A.A. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003. -С. 894.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Старостин, Владимир Петрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человек живет в определенное время, в определенном месте. Его жизнь проходит в реальном мире, очень далеком от идеала, который диктует свои, порой, жестокие правила для выживания. Как и любому живому существу, ему приходится подчиняться не им придуманным законам. Но человек, будучи разумным существом, обладающим способностью к свободному формированию и творческому осуществлению своего бытия на основе целенаправленного преобразования действительности, не удовлетворяется одним лишь развертыванием в природной среде. Активно обустраивая и борясь за свое место в мире, мы противостоим внешнему окружению, стараемся дистанцироваться от диктата инстинктивно-биологических влечений и нужд.

В процессе социализации и персоналнзации, в котором ведущую роль играет уже не природа, а социальная среда, человеческий индивид формируется и становится личностью, осваивая формы культуры в процессе жизнедеятельности в обществе. Только личность позволяет человеку быть самостоятельным и творчески активным, обладать индивидуальным внутренним духовным миром, стать относительно независимым субъектом общественных отношений, коммуникаций, общения, взаимодействия в познавательной и предметно-практической деятельности, иметь способность самоопределения, саморегуляции и самосовершенствования. Лишь на личностном уровне, на основе воспринятого собственно-внутреннего Я, возможна самоидентифпкацня, самопознание, осознание своей самости, целостности, собственного достоинства и требований своего разума, воли и совести.

Человек и общество представляют собой два неотделимых друг от друга атрибута социальной реальности, органичной частью которой является мораль. А истинная человеческая жизнь невозможна без морального выбора — выбора созидательного, целенаправленного и осознанного. Нельзя сделать нравственный выбор там, где уже имеется образец наилучшего поступка, где заранее просчитано одобряемое решение. Вот поэтому нельзя в полной мере оценивать с позиций моральности или аморальности действия людей как в первобытном состоянии («борьба всех против всех»), родовом обществе («поступай как все»), так и в обществе тоталитарном. Если ты заранее знаешь, как правильно поступать (например, согласно требований партийного устава или морального кодекса), то сложно говорить собственно о самостоятельном поступке и свободном выборе вообще.

Каково же соотношение должного и ценностного в истории этической мысли? При рассмотрении всего богатства этических идей становится ясно, что подавляющее большинство этих концепций категории блага, ценности выступают как первооснова оправдания в морали. Это и гедонистически-эвдемонистическая традиция, начинающаяся в античной философии, связанная с именами Демокрита, Эпикура, Лукреция, продолженная Т.Гоббсом, Д. Юмом, французскими и английскими материалистами XVII века, утилитаристами, вновь подхваченная Л. Фейербахом, Д. Дрейком, поздним Б.Расселом и др.

Понятие блага, как исходная категория нравственности, имеет своими предпосылками этические идеи Сократа, Платона, Аристотеля, Б. Спинозы, А. Шефтсбери, Дж. Мура и-их последователей в рамках школы аксиологического интуитивизма. А среди приверженцев категории должного как основы этического можно назвать древних стоиков и киников, Лютера, Канта, Кьеркегора, сторонников теории нравственного чувства Х1Х-ХХ веков.

Последователей первой тенденции намного больше. Это объясняется тем, что «основная задача виделась в философском объяснении содержания нравственных требований к человеку (для чего они нужны человеку или обществу, какова их природная, социальная или сверхъестественная целесообразность), постольку, естественно, всякое долженствование основывалось в конечном счете на понятие ценности («высшего блага», пользы, интереса и цели)»1. Таким образом, главная задача этики состоит в том, чтобы убедить человека в самоценности моральных поступков, в их достоверности «по природе» или «от бога». По мнению Сократа, если человек видит, что для него является благом, то он просто не способен выбрать зло, «предпочесть недоброе»2. Это могло быть как божественное просветление, так и результат нравственного воспитания. В противовес сократовскому упованию на победу силы разума киники и стоики акцентировали свое внимание на понятии долженствования: оно должно было стать обязательным требованием от человека самообуздания и самопринуждения чувств, инстинктов и о эмоций , что в поздней античности было афористически выражено Овидием: «Вижу и одобряю лучшее, но следую худшему»4. Такого рода выводы мы найдем и в древнекитайской философии, у Конфуция: «Увы, я не видел, чтобы добродетель любили так же, как красоту»5. В древнеиндийской традиции внутреннее совершенство человека и исполнение обязательных законов выступают как разные ступени моральности6.

А является ли должным сострадание? В Новое время И. Кант оказался одним из первых критиков «этики блага» и свой взгляд на справедливость он переводил практические потребности развития общественных отношений на язык априорных определений и постулатов разума. Источником такого вида справедливости Кант представляет категорический императив - обязательный нравственный закон, в абстрактной форме выражающий идею равенства и самоценности человеческой личности. Только исходящее из абстрактной рефлексии может быть признано истинно добрым и добродетелью как таковое. Вот почему сострадание по его мысли является проявлением слабости человеческого индивида и не может быть добродетелью.

Необходимость сострадательного отношения к окружающим вытекает из положения о нерасторжимости связи жизни в целом и страдания, оппонирует ему А. Шопенгауэр. Любое человеческое желание вытекает из потребности, из недостатка, из страдания и потому удовлетворение, чувство счастья есть ни что иное, как устраненная мука. Как ни печально и пессимистично, но радость есть лишь конец страдания. Совершенное с добротой, любовью и человеколюбием в другом - это познание чужого страдания, понятое из собственного страдания. В процессе сострадания происходит взаимопроникновение, взаимопознание и обмен духовными ценностями, установление содержания общечеловеческого единства и сравнение с ними своих средств и целей.

Рассмотрение феномена сострадания на когнитивном и концептуальном уровнях подводит нас к следующим выводам:

- сострадание, являясь интимным внутренним человеческим чувством, возникло в глубокой психологической архаике как общебиологический инстинкт самосохранения, удовлетворения групповых эгоистических устремлений и желаний;

- впоследствии по мере усложнения человеческого общества, сострадание вышло за рамки индивидуального чувства и уже мировоззрениях Древнего мира осмыслялся как универсальное, воистину социальное проявление человеческого в человеческом;

- таким образом, как этический феномен, сострадание не удерживается только в индивидуальных помыслах и поступках, а в социально-философском контексте выступает как общечеловеческий принцип построения общественных отношений и непреходящая ценность и важнейший элемент государственной институции социума;

- подлинная сострадательность, деятельное милосердие и человеколюбие приобретают социально-философскую характеристику своего проявления и функционирования и становятся объектом всестороннего философского анализа.

В процессе исследования мы приходим к общему выводу, что без сострадания оказывается невозможным стабильное функционирование общества как гармоничной системы, становится сложным реальная рациональная фиксация в истории событий, феноменов, фактов, что препятствует ощущению общечеловеческого процесса как единого деяния прошлого, настоящего и будущего. А утеря сострадательности ведет к забвению уроков и морали истории, обнищанию человеческого сознания и самосознания каждого человека как части общности.

Замысел данной работы заключался в том, чтобы посредством концептуального анализа раскрыть подлинную сущность сострадания как особого специфического вида нравственного состояния бытия человека. А также попытаться осмыслить генезис и функционирование феномена сострадания как философской универсалии в процессе существования социума. При этом ход развертывания материальной и духовной жизнедеятельности общества как предмет философского исследования рассматривался в рамках этого явления. Все это нашло свое отражение в логике изложения материала посредством использования в органическом единстве общефилософских универсалий и социально-философских, морально-нравственных понятий при раскрытии содержания темы и рассматриваемого явления. В связи с отсутствием современных исследований по данной тематике, автору пришлось давать собственную интерпретацию и определение различным понятиям как социальным, так и моральным.

Не ставя под сомнение целесообразность диалектико-материалистическоп интерпретации социальной жизни, что отразилось во включении особого раздела, раскрывающего диалектику социального и биологического, автор взял в качестве ключевого метода исследования более разностороннее рассмотрение явления сострадания. В этом случае сострадание приобретает статус особого социально-философского понятия, и тем самым, как нам представляется, ее функционирование в обществе рассматривается как специфическая форма человеческого бытия. Данное положение исходит из убеждения, что социальная реальность развертывается не только, с одной стороны, как общность, общество и не только как человек, индивид, личность - с другой, но только в неразрывном единстве, в постоянном взаимопроникновении и взаимодействии того и другого.

Сущность и существование социальной реальности, основанной и творчески созидаемый в человеческой жизнедеятельности, реализуется одновременно и неразрывно друг от друга, где происходит взаимопереход материального и идеального. Считаем оправданным вывод, чго современная философия как наука выступает в качестве опосредующей силы прошлого, насюящего и будущего всеобщего общественного развития человека. Такое видение действительно объединяет научное познание и практическую деятельность, принципы рациональности и морали, мир объективного познания и мир духовных ценностей.

Дальнейшее исследование феномена сострадания может быть связано с изучением гносеологической основы данного явления. Недостаточная изученность эпистемологии таких важнейших нравственных категорий как милосердие и человеколюбие, сострадательность общества и благотворительность, отсутствие современной научной философской интерпретации подобного рода феноменов было одним из препятствий в изучении рассматриваемого явления.

Возникновение и функционирование любого общего морального требования может быть рассмотрено лишь в ретроспективе, по происшествии определенного отрезка времени, т.е. в «прошлом», в процессе последующего теоретического анализа разносторонних общественных связей и отношений. Только в этом случае возможна оценка практической значимости той или иной нравственной нормы, того или иного морального требования. Однако, в конкретно-историческом плане, во время развертывания «настоящего», мы не можем сказать, насколько верна будет та или иная жизненная позиция, тот или иной вид нравственности в «будущем». С опытом, в бесконечном повторении становится видимым необходимость и осознается обязательность предписания. Вот почему иные моральные нормы, законы имеют здесь и сегодня характер действий явно не рациональных, не отвечающих требованиям целесообразности и полезности. Такова суть реализации морали в социуме — ее функции необходимы и полезны обществу, но распознаются только на более высоком уровне социально исторического обобщения и теоретической абстракции. Сострадание как аксиологический императив осознавался и признается общечеловеческой ценностью, которую трудно вычленить и зафиксировать в социальной жизни, но без утверждения и развития которой невозможно представить дальнейший прогресс человеческого общества. Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. труды / Сост. Р.Г. Лпресян. М.: Гардарики, 2002. -С. 317.

2 Платон Сочинения: В 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1968. -С. 247.

3 Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. M., 1969. -С. 86-93.

4 Овидий. Метаморфозы. Л.: Госполитиздат, 1938. -С. 48.

5 ВасильевЛ.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. -С. 108.

6 Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М.: Наука, 1969. -С. 17.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Старостин, Владимир Петрович, 2008 год

1. Аникеев, А.Н. О материалистических традициях в индийской философии / А.Н. Аникеев. М. : Наука, 1965. - 260 с.

2. Антология мировой философии : в 4 т. — М.: Мысль, 1970. — Т. 2. 776 с. ;:

3. Антология феноменологической философии в России / Под общ. ред. и предисл. И.М. Чубарова. М. : Логос, 1997. - Т. 1. - 513 с. - ISBN 57333-0455-3.

4. Апресян, Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р.Г. Апресян. М. : Ин-т философии РАН, 1995. - 353 с. - ISBN 5-201-01862-9.

5. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Соч.: в 4 т. — М. : Мысль, 1983. Т. 4. - С. 53-293 .

6. Аристотель. Политика / Аристотель // Соч.: в 4 т. — М. : Мысль, 1983.-Т. 4.-С. 375-644.

7. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории /

8. Аристотель. -Мн. : Литература, 1998. 1391 с. - ISBN 985-437-401-7.f

9. Бахтин, М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья н Ренессанса / М.М. Бахтин. -М. : Художественная литература, 1990. 541 с. -ISBN 5-280-00710-2.

10. Бердяев, H.A. О назначении человека (Опыт парадоксальной этики) / H.A. Бердяев. Париж, 1931. - 132 с.

11. Бердяев, H.A. Откровение о человеке в творчестве Достоевского / H.A. Бердяев // Русская мысль, 1918. С. 39-61.

12. Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового завета / С рус. пер. с паралл. местами и словарем. — М. : Российское Библейскоегобщество, 2002. 292 с. - ISBN: 5-85524-073-8.

13. Биофилософия / РАН, Ин-т философии ; ред. А. Г. Шаталов М.: Ифран, 1997. - 267 с. - ISBN 5-201-01930-7.

14. Блок, М. Апология истории или ремесло историка / М. Блок. — М. : Наука, 1986. 256 с. — (Памятники исторической мысли).

15. Богданов, А. А. Всеобщая организационная наука (Тектологпя). / A.A. Богданов. Л. ; М. : Книга, 1925. - Ч. 1. - 300 с.

16. Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М. : Наука, 1969.-410 с.

17. Богомолов, A.C. Античная философия / A.C. Богомолов М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 368 с.

18. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. -М. : Республика, 1994.-415 с. ISBN 5-250-02140-9.

19. Вебер, М. Избранное. Образ общества.: Пер. с нем. / М. Вебер. — М. : Юрист, 1994. 704 с. - ISBN 5-7357-0048-0.

20. Васильев, JI.C. Культы, религии, традиции в Китае / JT.C. Васильев. М. : Наука, 1970. - 483 с.

21. Вольтер. Философские сочинения / Вольтер. М. : Наука, 1988. -752 с. - ISBN 5-02-008001-2.

22. Гадамер, Х.-Г. Телевидение породит новых рабов / Х.-Г. Гадамер // Литературная газета. — 1997. 23 июля. - С. 7.

23. Гаспаров, M.JJ. Поэзия вагантов: вступ. статья. / М.Л. Гаспаров // Поэзия вагантов М. : Наука, 1975. - 606 с.

24. Гегель. Сочинения / Гегель. -М. ; Л., 1929-1959. Т. 1-14.

25. Геном клонирование, происхождение человека/под общ. Ред. Л.И. Курочкина. -Фрязино: ВЕК2, 2004. 224 с. - (Наука для всех). - ISBN 5-85099-138-7.

26. Гоббс, Т. Соч. Соч.: в 2 т. / Т. Гоббс. М. : Наука, 1991. - Т. 2. -688 с. - ISBN 5-244-00020-9.

27. Гулыга, A.B. Немецкая классическая философия / A.B. Гулыга. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Рольф, 2001. - 416 с. - ISBN 5-78360447-х.

28. Гусейнов, A.A. Великие моралисты / A.A. Гусейнов. М. : Республика, 1995. - 351 с. - ISBN 5-250-02541-2.

29. Гусейнов, A.A. Возможно ли моральное обоснование насилия /г

30. A.A. Гусейнов // Вопросы философии. 2004. - № 3. - С. 19-27.

31. Гусейнов, A.A. Этика / A.A. Гусейнов, Р.Г. Апресян. — М. : Гардарики, 2002. 472 с. - ISBN 5-8297-0012-3.

32. Дарвин, Ч. Происхождение человека и половой отбор / Ч. Дарвин. -Спб. : Наука, 1991.-568 с.-ISBN 5-02-026166-1.

33. Дойч, К. Основные изменения в политологии / К. Дойч // Политические отношения: прогнозирование и планирование. Ежегодник, 1977. М. : Наука, 1979. - 231 с.

34. Достоевский, Ф.М. Бесы / Ф.М. Достоевский. JI. : Лениздат, 1990. - 639 с. - ISBN 5-289-00619-2.

35. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский // Собр. соч. Л. : Наука, Ленингр. отд., 1991. - Т. 9. - 569 с. - 5-02-028078-х.

36. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч. в 15т./ Ф.М. Достоевский. -Л. : Наука, 1976.

37. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. / Ф.М. Досгоевскрш -Л. : Наука, 1981.

38. Т. 22.-407 е.; Т. 23.-423 с.

39. Дробницкий, О.Г. Моральная философия: Избр. труды. / Сост. Р.Г. Апресян / О.Г. Дробницкий. М. : Гардарики, 2002. - 523 с. - ISBN 58297-0099-9.

40. Дубинин, Н.П. Генетика, поведение, ответственность / Н.П.

41. Дубинин, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев. М. : Политиздат, 1982. -303 с.

42. Ефимов, В.Т. Этика и моралеведение / В.Т. Ефимов // Вопросы философии. 1982. - №2. - С. 67-75 .

43. Зарубина, H.H. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности /Щ.Н. Зарубина // Социс. 2005. - № 7 (255). - С. 13-21.

44. Зиновьев, A.A. Зияющие высоты / A.A. Зиновьев. М. : Изд-во ПИК, 1990. - Т. 1. - 320 с. - ISBN 5-227-00643-1.

45. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. М. : Художественная литература, 1987. - 191 с.

46. История зарубежной литературы. Раннее средневековье. Возрождение: под общ. ред. В.М. Жирмунского. М. : Учпедиздат, 1959. -560 с.

47. История китайской философии : пер. с кит. / общ. ред. и послесл. М.Л. Титаренко.-М. : Прогресс, 1989.-552 с. ISBN 01-001036-4.

48. История этических учений: учебник / под ред. A.A. Гусейнова. -М. : Гардарики, 2003. 911 с. - ISBN 5-829-0167-7.

49. История философии: Энциклопедия. — Мн. : Интерпрессервис;

50. Книжный Дом, 2002. 1376 с. - (Мир энциклопедий). - ISBN 985-6656-20-6.

51. Кавелин, К. Наш умственный строй / К. Кавелин М. : Правда, 1989. — 420 с. - (Из истории отечественной философской мысли).

52. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. СПб. : Петрополис, 1997. - 205 с. - ISBN 5-224020-013-3.

53. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство /А. Камю. -М.: Политиздат, 1990.-415 с. ISBN 5-250-01279-5.

54. Кант, И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Кант И. Трактаты и письма / И. Кант. М., 1980. - С. 292-297 .

55. Кант, И. Основы метафизики нравственности // Соч.: в 6 т. / И.

56. Кант. М. : Мысль, 1965. - Т. 4. Ч. 1 - С. 219-310 .

57. Кант, И. Собр. соч. в 8 т. / И. Кант. М. : ЧОРО, 1994. - Т. 4. -395 с. - ISBN 5-06-005708.

58. Кант, И. Соч.: В 6 т. / И. Кант. М. : Мысль, 1964. -Т. 1 -798 е.;- Т. 3 799 е.;- Т. 4 ч. 1 457 с.

59. Карапешянц, A.M. Первоначальный смысл основных конфуцианских категорий / A.M. Карапетянц // Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М. : Наука, 1982. - С. 88-263 .

60. Киркегор, С. Наслаждение и долг / С. Киркегор. СПб., 1894. -380 е.; - Киев : Airland, 1994. - 504 с. - ISBN 966-2415-13-1.

61. Классическая йога ("Иога-сутра" Патанджали и "Вьяса-бхашья") / пер. с санскр., введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. — М. : Наука, Гл. ред. вост. лит-ры, 1992. 260 с. -ISBN 5-02-017601.

62. Кон, КС. Введение в сексологию / И.С. Коп. М. : Медицина, 1988. - 320 с. - ISSN/ISBN 5-225-00129.

63. Коплстон, Ф. История философии. XX век / Ф. Коплстон ; пер. с а игл. П.А. Сафронова. М. : Центрполиграф, 2002. - 269 с. - ISBN 5-95240049-3.

64. Кропоткин, П.А. Взаимная помощь, как фактор эволюции / П.А. Кропоткин. СПб. : изд. тов-ва «Знание», 1907. - 351 с.

65. Кропоткин, П.А. Этика : изб. тр. / П.А. Кропоткин. М. : Политиздат, 1991. -496 с. - ISBN 5-250-01295-7.

66. Къеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. М. : Республика, 1993.-383 с.-ISBN5-250-01827-0.

67. Кэмпбелл, Д.Т. Социальные диспозиции индивида и их групповаяфункциональность: Эволюционный аспект / Д.Т. Кэмпбелл

68. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М. : Наука, 1979.-С. 76-102.

69. Локк, Дж. Соч.: В 3 т. / Дж. Локк. М. : Мысль, 1985. - Т. 2. -560 с.

70. Лоренц, К. Врожденный запрет на братоубийство / К. Лоренц //t

71. Лит. газета. 1974. — 16 янв. — С. 7.

72. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц М. : Прогресс -Универс, 1994. - 272 с. - 5-01-004949-8.

73. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон / А.Ф. Лосев. М. : Искусство, 1969. - 715 с.

74. Лосский, И.О. Избранное / Н.О. Лосский ; АН СССР, Ин-т философии М. : Правда, 1991. - 622 с. - (Из истории отечественной философской мысли).

75. Макинтайр, А. После добродетели: Исследования теории морали ; пер. с англ. В.В. Целищева / А. Макинтайр. М. : Академический Проект ; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 384 с. - ISBN 5-8291-0084-3.

76. Мамут, Л.С. Государство в ценностном измерении ; ин-т госуд. и права /Л. С. Мамут.-М. : Норма, 1996.-48 с. ISBN 5-89123-218-9.

77. Маркс, К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 23.

78. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. М. : RELF-book, 1994. - 368 с. - ISBN 5-87983-016-0.

79. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против» / Н.И. Киященко и др. М. : Гуманитарий, 2003. - 512 с. - ISBN 5-89221-048-0.

80. Материалисты Древней Греции. — М. : Госполитиздат, 1955. — 238 с.

81. Мейер, Д.И. Русское гражданское общество / Д.И. Мейер. М. : Статут, 1997. - Т. 2. - 232 с. - ISBN 5-89398-007-7.

82. Мережковский, Д.С. Больная Россия: Избранное / Д.С. Мережковский. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. - 269 е.: ил. - (История российской культуры). - ISBN 5-288-00964-3.

83. Мифы Древней Индии. Бхагаватгита. — М. : Кристалл, 2000. 512 с. (Библиотека мировой литературы). - ISBN 5-306-00062-2.

84. Момджян, К.Х. Социум. Общество. История / К.Х. Момджян. -М.: Наука, 1995. 256 с. - ISBN 5-7133-1167-8.

85. Нарский, С. Западноевропейская философия XVII века / С.

86. Нарский М. : Высш. шк., 1974. 402 с.1

87. Назарчук, A.B. Этика глобализирующегося общества / A.B. Назарчук. -М. : Директмедиа Паблишинг, 2002. 381 с. - ISBN 5-94865-0014.

88. Ницше, Ф. Антихристианин / Ф. Ницше // Сумерки богов. М. : Прогресс, 1989.-С. 17-93.

89. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего // Соч.: в 2 т. / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990. - Т. 2. - С. 238^406. -ISBN 5-244-00138-8.

90. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. - 297 с. - ISBN 5-211-01926-1.

91. Новак, Я.А. Социобиология и принцип социогенеза с точки зрения биологии и философии / Я. А Новак // Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. — М. : Наука, 1984. С. 226232.

92. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под ред. Степина B.C. М. : Мысль, 2001. - Т. 4. - 605 с. - ISBN 5-244-00965-6.

93. Носов, Е. Что мы переживаем? / Е. Носов // Лит. газета. 1988. — 20 апр.-С. 13.

94. Овидий. Метаморфозы / Овидий. — М. ; Л. : Госполитиздат, 1938.-366 с.

95. Ортега-и-Гассет, X. Дегуманизация искусства / X. Ортега-и-Гассет. М. : Радуга, 1991. - 639 с. - ISBN 5-05-002557-5.

96. Ортега-и-Гассет, X Что такое философия / X. Ортсга-и-Гассет. -М. : Наука, 1991.-408 с.-ISBN 5-02-008115-9.

97. Оруэлл, Д. 1984 / Д. Оруэлл. СПб. : Азбука-классика. 2004. -420 с. - ISBN 5-267-00633-5.

98. Панарин, A.C. Искушение глобализмом / A.C. Панарин. М. : Русский национальный фонд, 2000. - (Серия: «Россия и мир: итоги XX века». Альманах). - 374 с. - ISBN 5-94191-001-0.

99. Парсонс, Т. Научная дисциплина и дифференциация пауки / Т. Парсонс, Н. Сторер У/ Научная деятельность: Структура и институты. М. : Наука, 1980.-С. 27-55.

100. Писарев, Д.И. Сочинения: в 4 т. / Д.И. Писарев. М. : Госполитиздат, 1955. —Т. 1.-511 с.

101. Платон. Сочинения: в 3 т. / Платон. — М. : Мысль, 1971. — Т. 2. — 610 с.

102. Плюскин, Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции: Теоретико-методологический анализ / Ю.М. Плюскин. — Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1990. 240 с . - ISBN 5-02-029596-5.

103. Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. B.C. Нерсесянц. М. : Эдиториал УРСС, 2000. - 256 с. - ISBN 83600065-4.

104. Попов, Б.Н. Особенности философского знания / Б.Н. Попов. -Якутск : ЯФ Изд-ва СО РАН, 2001.- 168 с.

105. Попов, Б.Н. Роль образования в культурном мире человека / Б.Н. Попов // Наука и образование. 1999. - № 3. (15). - С. 30-32.

106. Попов, Б.Н. Философия воспитания: учеб. пос. для студентоввузов / Б.Н. Попов. М. : Академия, 2000. - 150 с. - ISBN 5-75130697-х.

107. Попов, Б.Н. Этика / Б.Н. Попов. М. : Академия, 1999. - 190 с. -ISBN 5-06-003703-7.

108. Разин, A.B. Этика: история и теория. Учебное пособие для вузов /

109. A.B. Разин. -М. : Академический Проект, 2002. 496 с. - ISBN 5-8291-01823.

110. Розанов, В.В. Уединенное / В.В. Розанов ; АН СССР, Ин-т философии М. : Правда, 1990. - Т. 2.-710 с. — (Из истории отечественной философской мысли).

111. Ролз, Дж. Теория справедливости ; пер. изд.: A theory of justice / J. Rawls/ Дж. Ролз. Новосибирск : Изд-во НГУ, 1995. - 535 с. - ISBN 586091-165-3.

112. Руссо, Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Ж.Ж. Руссо. М. : Терра-Книжнйй клуб, 2000. - 544 с. - ISBN 5-273-00164-1.

113. Руссо, Ж.Ж. Трактаты / Ж.Ж. Руссо. М. : Наука, 1969. - С. 704.

114. Рьюз, М. Дарвинизм и этика / М. Рьюз, Э. Уилсон // Вопросы философии. 1987.-№ 1.-С. 99-104.

115. Сартр, Ж.П. Экзистенциализм — это гуманность / Ж.П. Саргр // Сумерки богов. М. : Изд-во полит, лит-ры, 1989. - С. 319-344 .

116. Семеренко, PIJI. Афоризмы Конфуция / И.И. Семеренко. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 304 с.

117. Скворцов, A.A. Русская религиозная этика войны XX века / A.A. Скворцов. -М. : МАКС Пресс, 2002.-224 с. ISBN 5-317-00551-5.

118. Соловьев, B.C. Оправдание добра. Нравственная философия /

119. B.C. Соловьев. -М. : Республика, 1996.-476 с. ISBN 5-250-02614-7.

120. Сорокин, П.А. Система социологии. Т. I. Социальная аналитика. Ч. 1. Учение о строении простейшего (родового) социального явлення / П.А.

121. Сорокин. — Пг. : Изд-во тов-ва «Колос», 1920. 360 с.

122. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / ГХ.А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. - 543 с. - ISBN 5-250-01297-3.

123. Сосновская, Н.Ф. Проблема добра и зла в этических взглядах Ф.М. Достоевского: автореф. дис. . канд. фил. наук / Сосновская Н.В. Л., 1975.-22 с.

124. Спенсер, Г. Основания социологии. Данные социологии / Г. Спенсер. Спб. : Изд. И.И. Билибина, 1876. - Т. 1.-511 с.

125. Спенсер, Г. Социальная статика: Изложение социальных законов, обуславливающих счастье человечества / Г. Спенсер. СПб. : Изд. Врублевского В., 1906. - 536 с.

126. Спиноза, Б. Этика, доказанная в геометрическом измерении // Избранные произведения: в 2 т. / Б. Спиноза. — М. : Политиздат, 1957. — Т. I. -С. 359-618.

127. Титаренко, А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования / А.И. Титаренко. М. : Мысль, 1974. -278 с.t

128. Толстой и традиции ненасилия в XX веке: Материалы симпозиума ИФ РАН. -М. : ИФРАН, 1995. С. 40-350.

129. Толстой, H.H. Путь жизни / Л.Н. Толстой. М. : Республика, 1993. - 437 с. - ISBN 5-250-01940-4.

130. Торчинов, Е.А. Даосизм. «Дао дэ цзин» ; пер. Е.А. Торчинова. / Е.А. Точинов. СПб. : Центр «Петербургское востоковедение», 1999. - 288 с. -ISBN 5-85803-130-7.

131. Упанишады ; пер. с санкр., предисл. и коммент. А.Я. Сыркина. — М. : Наука, 1967. 336 с.г

132. Философский энциклопедический словарь. М. : Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

133. Фрейд, 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры / 3. Фрейд. М. : Алетея, 1997. - 222 с. - ISBN 5-7390-0519-1.

134. Фромм, ' Э. Человек для себя ; пер. с англ. и послесл. JT.A. Чернышевой / Э. Фромм. Мн. : «Коллегиум», 1992. - 253 с. - ISBN 5-88388002-9.

135. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко. М.: Касталь, 1996. - 448 с. - ISBN 5-85374-006-7.

136. Хабермас, Ю. Примирение через публичное употребление разума. Замечания о политическом либерализме Джона Роулса / Ю. Хабермас // Вопросы философии. 1994. - № 10. - С. 53-67.

137. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М. : Ad Marginem, 1997.-451 с.-ISBN 5-88059-021-6.

138. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Время и бытие. Статьи и выступления. М. : Республика, 1993. - С. 27-36.

139. Хрестоматия по психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М. : Изд-во МГУ, 1980. - 296 с.

140. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. М. : Прогресс, 1992.-340 с.-ISBN 5-8029-0415-1.

141. Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер. М. : Прогресс, 1973.-343 с.

142. Шейнма'н-Топштейи, С.Я. Платон и ведическая философия / С.Я. Шейнман-Топштейн. -М. : Наука, 1978. — 178 с.

143. Шелер М. Избранные произведения / М. Шелер. М.: Изд-во «Гнозис», 1994. - 490 с. - ISBN 5-7333-0447-2.

144. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей / М. Шелер. СПб.: Университетская книга, 1999. - 230 с. - ISBN 5-02-026812-7.

145. Шердаков, В.Н. Сострадание / В.Н. Шердаков // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и A.A. Гусейнова. М.

146. Гардарики, 2001. С. 452-453.

147. Шишов, О.Ф. Смертная казнь в истории России / О.Ф. Шишов // Смертная казнь: за и против / Под ред. С.Г. Келиной М. : Юридическая литература, 1989. - 527 с. - ISBN 5-7260-0150-8.

148. Шмит, К. Понятие политического / К. Шмит // Вопросы социологии. 1992. 1. - С. 92 - 102.

149. Шопенгауэр, А. Поли. собр. соч.: В 9 т. / А. Шопенгауэр. М. : Изд.-во Д.П. Ефимова, 1910-T. IV-612 с.

150. Шопенгауэр, А. Собрание сочинений: в 5-ти т. / А. Шопенгауэр. -М. : Московский клуб, 1992. Т. 1. - 395 с. - ISBN 5-7642-0004-0.

151. Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность / А. Шопенгауэр.- М. : Республика, 1992. 448 с. - ISBN 5-250-01826-7.

152. Эко, У. Пять эссе на темы этики ; пер. с итал. Е.А. Костюкевич / У. Эко. СПб. : «Симпозиум», 2002. - 158 с. - ISBN 5-89091-210-0.

153. Эспинас', А. Социальная жизнь животных: Опыт сравнительной психологии с прибавлением краткой истории социологии / А. Эспинас. — СПб. : Тип. Д-ра М.А. Хана, 1882. 496 с.

154. Этика: Учебник / Под общ. ред. A.A. Гусейнова и E.JI. Дубко. -М. : Гардарики, 1999.-493 с. ISBN 5-8297-0030-1.

155. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и A.A. Гусейнова. М. : Гардарики, 2001. - 671 с. - ISBN 5-8297-0049-2.

156. Эфроимсон, В.П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) / В.П. Эфроимсон // Новый мир. — 1971. — № 10.-С. 193-213. '

157. Юдин, Б.Г. О человеке, его природе и его будущем / Б.Г. Юдин // Вопросы философии. 2004. - № 2. - С. 16-28.

158. Юсим, М.А. Этика Макиавелли / М.А. Юсим. М. : Наука, 1990.- 158 с. ISBN 5-02-009007-7.146. Ясперс, К. Введение вмлософию / К. Ясперс. Мн. :

159. Пропилеи, 2000. 194 с. - ISBN 985-6329-36-1.

160. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М. : Изд-во полит, лит-ры, 1991. - 526 с. - (Серия «Мыслители XX века») - ISBN 5-25001357-0.

161. Apel K. -O. The Ecological Crisis asa Problem of Discourse Ethics / K. Apel // Oefsti AJ (ed.) Ecology and Ethics. A Report from the Melbi Conference, 18-23 Juli 1990. Vitenskap, 1990. - 231 p.

162. Chan Wing-tsit. A. Sourse Book in Chinese Philosophy / A. Chan Wing-tsit. Princeton; L., 1963.-738 p.

163. Scweitzer A. Out of My Life and Thought. An Autobiography / A. Scweitzer. N. Y., 1963.- 147 p.

164. Trivers R.I. The Evolution of Reciprocal Altruism / R.I. Tri vers // SBD.-P. 213-226.

165. Wilson E.O, Sociobiology: The New Synthesis / E.O. Wilson. -Cambridge (Mass), 1975. 548 p.1. На английском языке:

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.