Социальная коммуникация как фактор развития музыкальной театральной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Лисенкова, Анастасия Алексеевна

  • Лисенкова, Анастасия Алексеевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2003, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 214
Лисенкова, Анастасия Алексеевна. Социальная коммуникация как фактор развития музыкальной театральной культуры: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2003. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Лисенкова, Анастасия Алексеевна

Введение

1. Социальная коммуникация в художественной культуре

1.1 Коммуникативная природа культуры

1.2 Социальная коммуникация в художественной культуре и творчестве

1.3 Место социальной коммуникации в театральной сфере

2. Система социальной коммуникации в театральной музыкальной культуре

2.1 Особенности коммуникационных процессов в музыкальном театре

2.2 Социальная среда театра

2.3 Цели, задачи и формы социальной коммуникации в театральной сфере

3 Модель развития социальной коммуникации музыкального театра

3.1 Музыкальный театр в системе социальной коммуникации

3.2 Организационное обеспечение коммуникационной деятельности музыкального театра

3.3 Программа развития социальной коммуникации в музыкальном театре

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная коммуникация как фактор развития музыкальной театральной культуры»

Актуальность исследования

Проблема коммуникации - одна из центральных в культурологии. Коммуникативны по своей природе и культура и сам процесс человеческого познания. Коммуникационные процессы становятся все более значимой сферой российской политики, экономики, деятельности государственных структур, общественных организаций в решении задач консолидации и развития российского общества.

Особую актуальность тематике данного исследования придает также само место коммуникации в современной культуре. Возникновение новых способов коммуникации обусловлено потребностями развития производства, потребления, новым образом жизни, новыми формами жизнедеятельности человека, создающимися на этой основе. Все это выступает причиной динамики содержания культуры, перехода к иной системе ценностных ориентаций. Эти преобразования вызывают к жизни новые потребности в общении, в том числе, влекут за собой развитие и смену способов и форм социальной коммуникации в художественной культуре.

На современном этапе развития общества коммуникация в художественной культуре реализуется не только посредством ее традиционных форм, таких, как живое и письменное слово, музыка, изображение, танец. Доминирующую роль в современном обществе играют средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино), электронные коммуникации, Интернет. СМИ раскрывают новые возможности социальной ориентации человека посредством распространения социально-культурной информации, регулирующей его поведение, формирующей его самосознание, сплачивающей в организованную историческую силу, мобилизующей на участие в социальной жизни.

Функционирование художественной культуры в обществе осуществляется через социально-организованные формы, которые представляют собой форму коммуникации. Деятельности учреждений культуры свойственны специфические методы, определяющие масштабы тиражирования и распространения произведений.

Деятельность учреждений культуры в плане социальной коммуникации обусловлена необходимостью поддержания взаимодействия искусства и публики в определенных коммуникационных формах, соответствующих особенностям этой публики, представляющей в данном случае коммуникативной общностью.

Говоря о публике, невозможно не рассматривать такую форму коммуникации как театрально-зрелищную. Театр - специфический социальный институт художественной культуры. Ему присущи специфические социально-культурные цели и связанные с ними функции, внутренняя организационная структура и соответствующие ей формы взаимоотношений между субъектами театральной деятельности. Общество вырабатывает специфические средства регулирования этих отношений, а также систему управления различными сторонами театрального дела.

В русской культурной традиции театр всегда занимал особое место, как художественный, духовный, нравственный и даже - топографический центр города. Сегодня культурные установки горожан новых поколений формируются под интенсивнейшим воздействием СМИ, прежде всего -телевидения. В этих условиях роль театра в жизни общества приобретает особую динамичность, видоизменяются традиционные контакты сцены и зала, отношения театра со смежными исполнительскими искусствами. Человек становится телезрителем прежде, чем научится говорить. Навыки восприятия театрального искусства он обретает, как правило, лишь после обретения опыта экранного видения, а значит, и в зависимости от него. Формирование установки на театр, потребности в нем обусловлено той же самой зависимостью. Следовательно, сегодня процесс развития учреждений культуры (в том числе и театральных) невозможен без учета современных коммуникационных технологий.

Особенности коммуникации в сфере театральной музыкальной культуры заключаются и в необходимости формировать (сохранять) и продвигать имидж коллектива, театра, налаживать отношения с властью, СМИ, организованной общественностью и населением, привлекать финансовый, промышленный, торговый капитал к участию в поддержке ее проектов и программ. В свою очередь, некоммерческие организации (к ним относится и театр) помогают всем этим реальным и потенциальным партнерам формировать и продвигать их собственные имидж и репутацию, приобретать известность, получать дополнительные возможности рекламы, т.е. осуществлять и их коммуникацию.

Чрезвычайно показательна в этом плане именно музыкальная театральная жизнь, в которой сводятся воедино самые разнообразные, если не все практически формы и виды социальной коммуникации.

Сегодня дело не в том, что надо заняться организацией социально-коммуникационного пространства, а в том, чтобы выстроить эту деятельность в систему и сделать ее эффективной. Грамотно и эффективно организованная коммуникация позволяет резко повысить социальную значимость и эффективность художественного творчества, доступ к его результатам различных социальных групп.

Театр выступает средством укрепления общественных связей, в силу синтеза социализирующих возможностей общения с сотворческой природой театрального переживания. Выступая средством социально-значимого межличностного взаимодействия, театральное искусство способно служить цели консолидации групп и индивидов вокруг определенных ценностей.

Появление новых информационных технологий дало новые импульсы развитию современной художественной культуры. Возникли новые жанры сценического искусства. И особую роль в современном обществе играют те из них, в которых современные коммуникативные средства используются в наибольшей степени. Ярким примером в этом плане является расцвет такого жанра как мюзикл.

Кроме того, само существование и развитие художественной культуры проявляет все большую зависимость от интеграции с широким контекстом современных средств социальной коммуникации. Реклама, связи с общественностью, научная и гуманитарная экспертиза, художественное образование, освещение в СМИ, формирование и развитие общественного мнения - все эти аспекты социального бытия искусства глубоко и принципиально зависимы от организации соответствующих видов социальной коммуникации, ее качества и эффективности.

Все это обусловливает важность исследования путей и способов оптимальной организации эффективной коммуникативной деятельности в современной театральной музыкальной культуре.

Цель исследования состоит в выявлении содержания и системы организации социальной коммуникации как фактора развития музыкальной театральной культуры.

Задачи исследования

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- выявление роли и значения социальной коммуникации в художественной культуре - в театральной сфере;

- обобщение и уточнение особенностей социальной среды учреждений художественной культуры и коммуникационных процессов (внешних и внутренних) в музыкальном театре;

- анализ системы социальной коммуникации в музыкальной театральной культуре;

- систематизация целей, задач и форм социальной коммуникации в театральной сфере;

- обоснование модели организации коммуникационной деятельности музыкального театра;

- разработка эффективной программы развития социальной коммуникации современного музыкального театра.

Степень разработанности проблемы

Проблемы социально-психологического взаимодействия искусства и публики раскрыты в работах Н.А.Хренова.

С точки зрения социологического исследования искусства особый интерес представляют труды Ю.У. Фохт-Бабушкина.

Наиболее важными в рассмотрении социально-экономических проблем театрального искусства являются публикации Г.Г.Дадамяна.

Организация и технология социальной коммуникации, социальных связей и отношений рассмотрены в работах С.Катлипа, В.А.Моисеева, А.В. Соколова.

Характер, особенности, тенденции развития современных технологий социальной коммуникации, их влияние на развитие организаций и учреждений сферы художественной культуры отражены в работах, Е.А. Левшиной, Г.Л. Тульчинского, М.А.Шишкиной и других авторов.

Модели современных эффективных технологий в области социальной коммуникации представлены как в отечественных, так и зарубежных публикациях, среди которых наиболее важными применительно к тематике диссертации являются работы С.Блэка, Д.Е.Грюнига, Д.Доти, С.Катлипа, В.А.Моисеева, Д.Ньюсома, Г.Г.Почепцова, Ф. Сайтела, А.Сентера, А.В.Соколова, Д.В.С.Терк, А.Н.Чумикова, М.А.Шишкиной, И.П.Яковлева.

Определенное значение для тематики исследования представляют также философские, психологические, социологические, искусствоведческие исследования творчества.

Вместе с тем, следует отметить относительно слабую изученность в отечественной литературе процессов и возможностей интеграции различных видов и форм социальной коммуникации в организации деятельности социальных институтов художественной культуры, организационного обеспечения эффективности подобной интеграции.

Объект диссертационного исследования составляет современная музыкальная театральная культура и реализуемые в ней виды и технологии социальной коммуникации.

Предмет исследования - развитие социальной коммуникации в современном крупном музыкальном театре как социальном институте, в котором реализуется синтез музыкальной, изобразительной, певческой, танцевальной, управленческой видов коммуникации на разных уровнях - от индивидуальных контактов до СМИ.

Базой исследования является Пермский государственный Театр оперы и балета им. П.И.Чайковского - один из старейших театров страны с богатыми музыкально-сценическими традициями.

Методология и методы исследования

Анализ развития социальной коммуникации в театральной музыкальной культуре представляет особый интерес и как реализация междисциплинарного комплексного исследования этого сложного явления. Поэтому методологической базой данной работы является междисциплинарный подход, включающий культурологические, психологические, эстетические, музыковедческие, исторические исследования социальной коммуникации.

Анализ философских, культурологических работ, исследований в области теории, методики, организации и управления социальными коммуникациями (в том числе, специально - в художественной культуре), показал, что для решения задач диссертационного исследования имеются определенные научные предпосылки. Сформулирован круг основных культурологических, социальных, организационных идей, положений и подходов, необходимых для теоретического исследования развития социальной коммуникации в театральной музыкальной культуре и необходимых опытно-практических разработок.

Социально-культурная природа коммуникации, ее роль и значение в развитии различных сфер жизни обществ раскрыты в работах Х.-Г. Гадамера, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Ю.Хабермаса и других зарубежных и отечественных специалистов по философии, культурологии и социальной коммуникации.

Существует обширная отечественная и зарубежная литература, представляющая результаты философских и искусствоведческих исследований коммуникативных процессов художественной культуры, изначальной ориентированности ее на зрителя (В.В.Селиванов, У.Эко и др.). Ряд мыслителей нынешнего и прошлого веков (М.Бубер, Л.С. Выготский, Ж.П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс и др.) показали необходимость интерсубъективной коммуникации для формирования личности в ее бытии с другими

Сущность и специфика социальной коммуникации в художественной культуре раскрыта в работах В.Н. Дмитриевского, Л.В.Петрова, И. Л. Савранского и других.

Принципы коммуникативности, открытости, диалогичности художественного творчества были обозначены в работах М.М. Бахтина и B.C. Библера, которые подчеркивали открытость креативного процесса, коммуникативность механизмов креативного мышления.

Для решения исследовательских задач был использован комплекс научных методов:

Системно-типологический подход в историческом исследовании помог целостно увидеть функции социальной коммуникации в художественной культуре.

Контент-анализ текстов научных публикаций, законодательных и нормативных актов, организационных документов, программ и проектов, а также опросы специалистов, анализ опыта работы коммуникационных служб театра, включенное наблюдение, непосредственная работа, разработка и реализация проектов по развитию социальных связей и контактов, апробация предлагаемых рекомендаций, - все это послужило основой для теоретических обобщений и практических разработок.

Использованные источники и материалы:

Научные публикации (монографии, статьи, электронные ресурсы), законодательная база, регулирующая деятельность учреждений культуры и их социальные контакты, проекты, программы и прочая документация, а так же материалы собственного исследования.

Гипотеза исследования

Развитие современной музыкальной театральной культуры и художественной культуры в целом предполагает реализацию широкого спектра видов и технологий социальной коммуникации.

Это возможно только при условии использования современных технологий социальной коммуникации и их профессионального организационного обеспечения, что позволяет выстроить систему адресатов коммуникации соответствующих социальных групп, их ожиданий, а значит, и возможных направлений, целей и форм работы с ними.

Эффективная организация социальной коммуникации, ее информационное и организационное обеспечение создают необходимые условия художественного, социального и экономического развития соответствующих социальных институтов - учреждений и организаций художественной культуры.

Организация исследования

Диссертационное исследование осуществлялось на протяжении четырех лет (1999-2003годы) в несколько этапов. На каждом из них решались свои специфические задачи, которым соответствовали используемые методы.

На первом этапе (1999-2000гг) проводился теоретический анализ материалов, относящихся к теме исследования. Были обобщены выводы диссертационных исследований по проблемам изучалась теория социальной коммуникации в художественной культуре, менеджменту в социально-культурной сфере, изучено содержание документов, монографий, сборников, статей, других публикаций отечественных и зарубежных специалистов. На основе анализа и обобщения теоретико-методологических аспектов проблемы было выявлено состояние ее разработанности, сформулирована исходная рабочая гипотеза, обоснованы методология, методика и определены организационные вопросы дальнейшей работы.

На втором этапе (2000 - 2001гг.) проводилось эмпирическое исследование с целью выявления форм и направлений социальной коммуникации музыкального театра. В ходе исследования опрошены различные группы экспертов и руководителей учреждений культуры и органов управления ими, в основном, входящие в Ассоциацию театров Урала. Одновременно проводились наблюдения, профессиональная и общественная экспертиза, что позволило получить достаточное количество объективных данных, отражающих состояние социальной коммуникации в современной отечественной театральной музыкальной культуре. А так же опросы зрителей с целью выявления интереса публики к тем или иным названиям репертуарной афиши и способам получения информации о театральных постановках. Была проведена выборка из 100 зрителей Пермского академического театра оперы и балета, которые дали индивидуальную оценку уровню спектаклей и своей мотивации при посещении спектаклей театра (Приложение 4 диссертации).

На третьем этапе (2001 - 2002гг.) были разработаны и прошли апробацию рекомендации по развитию социальной коммуникации музыкального театра, внедрению современных технологий развития связей с общественностью. Была также проведена предварительная экспертная оценка выполненного исследования.

Четвертый этап исследования (2002 - 2003 гг.) заключался в окончательном оформлении материалов исследования, внесении необходимых коррективов.

Одновременно был разработана и внедрена в учебный процесс новая учебная программа курса "Связи с общественностью в сфере культуры".

На защиту выносятся

1. Концепция особенностей и условий эффективной социальной коммуникации в театральной музыкальной культуре, включающая:

- обоснование роли и значения социальной коммуникации в художественной культуре для повышения эффективности деятельности соответствующих организаций и учреждений;

- систематизация видов и технологий социальной коммуникации, реализуемых в сфере художественной культуры;

- обобщение отечественного и зарубежного опыта организационного и информационного обеспечения развития социальных связей и отношений социальных институтов художественной культуры.

2. Экспериментально обоснованная модель социальной коммуникации крупного музыкального театра, включая:

- анализ современного состояния коммуникационной деятельности театра;

- создание на базе театра службы развития социальной коммуникации в направления деятельности которой входит: работа с прессой, привлечение дополнительных финансовых вложений, поддержание интереса постоянных зрителей к событиям театральной жизни и привлечение потенциальных зрителей, связи с общественностью и реклама, маркетинговые исследования, повышение социальной значимости театра в регионе, путем организации специальных акций, создания имиджа отдельных исполнителей и всего коллкетива.

3. Программа развития социальной коммуникации музыкального театра, включающая:

- рекламно-информационную стратегию;

- стратегию работы со спонсорами;

- создание волонтерской службы;

- стратегию работы со зрителями.

Научная новизна исследования:

- Раскрыто значение социальной коммуникации как решающего фактора повышения социальной и экономической эффективности процессов в художественной культуре;

- Обобщены и систематизированы виды социальной коммуникации в художественной культуре;

- Уточнены и систематизированы представления об эффективных современных технологиях социальной коммуникации, состоянии и тенденциях развития международного и отечественного опыта социальных связей и отношений учреждений и организаций художественной культуры;

- В интегрированном виде (на примере музыкального театра) представлена система коммуникативных связей и отношений социального института художественной культуры.

- Обоснована роль учреждения культуры как социального института -коммуникативного центра, интегрирующего два основных уровня социальной коммуникации: (1) собственно художественной коммуникации и (2) социальной коммуникации, обеспечивающей успешную реализацию коммуникации первого уровня.

- Определена сущность современного музыкального театра как центра полифункциональной социально-культурной коммуникации, интегрирующего практически все виды социальной коммуникации - как по каналам и носителям информации (музыкальная, живописная, текстовая, живая речь и т.д.), так и по ее функциям (художественная, социально-политическая, экономическая и т.д.).

- Предложена функциональная модель развития театра как центра социального взаимодействия и коммуникации.

- Выявлены проблемы организационного и профессионального обеспечения развития социальной коммуникации и контактов современного музыкального театра;

- Разработана и применена на практике коммуникационная модель учреждения культуры (музыкального театра), учитывающая специфику управления данным социальным институтом в современных условиях;

- Экспериментально обоснована модель организации и обеспечения эффективной социальной коммуникации современного учреждения культуры.

Практическая значимость работы

Результаты исследования позволяют повысить роль современных коммуникационных технологий в сфере музыкальной театральной культуры.

Материалы и рекомендации по организационному обеспечению эффективной социальной коммуникации в музыкальной театральной культуре могут использоваться учреждениями культуры и региональными органами управления сферой культуры при выработке и реализации стратегии развития сферы.

Выявленные и описанные в работе современные технологии социальной коммуникации в художественной культуре могут использоваться в практике организации социально-культурной коммуникации, работе учреждений и организаций культуры, при создании служб, отделов и подразделений в учреждениях культуры, занимающихся внедрением современных коммуникационных технологий.

Предложенные концепция и модель создания службы развития социальной коммуникации музыкального театра могут быть использованы для создания и совершенствования системы социальной коммуникации и связей с общественностью, информационного и методического обеспечения управления учреждениями культуры.

Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в подготовке специалистов сферы культуры - открытии специализаций, разработке систематических курсов, практике преподавания ряда тем и спецкурсов управленческого цикла при подготовке специалистов по управлению социально-культурной деятельностью, а также в подготовке и переподготовке работников культуры, управленческих органов сферы культуры.

Апробация результатов исследования осуществлена как в экспериментально-практическом, так и в теоретико-методическом планах:

- разработаны и внедрены в практику учебная программа «Связи с общественностью в сфере культуры» и «Маркетинг организаций культуры»;

- технологии и модели социальной коммуникации, предложенные в данном диссертационном исследовании использованы в деятельности Пермского Государственного театра оперы и балета им. П.И.Чайковского: реализован проект создания отдела маркетинга и связей с общественностью и программа развития коммуникационной деятельности театра;

- по материалам исследования опубликованы 5 статей и 2 статьи принято к публикации;

- результаты исследования легли в основу сообщений и докладов на научных конференциях:

Проблемы гуманитарных знаний» (Пермская государственная медицинская академия, 21 марта 2001г.);

Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в ВУЗе, техникуме, школе» (Пермский государственный технический университет 5 апреля 2001г.); «Совершенствование образовательных процессов и технологий в ВУЗе искусства и культуры накануне XXI века» (Пермский государственный институт искусств и культуры, 10 октября 2000г.);

Проблемы культуры и искусства» (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 26 апреля 2000г.)

- диссертация обсуждена и получила поддержку на заседании кафедр теории и истории культуры, менеджмента и экономики сферы культуры С.-Петербургского государственного Университета культуры и искусств.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и 16 приложений. Основной текст диссертации насчитывает 167 страниц, приложения - 29 страниц. Библиография включает 205 наименования отечественных и зарубежных публикаций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Лисенкова, Анастасия Алексеевна

Заключение

С изменением технологии социальных коммуникаций меняются и организационные подходы к коммуникационной деятельности в художественной культуре. В последние десятилетия, по мере интернационализации рынка культуры, они трансформируются в процедуры исследований с целью углубленного понимания художественного творчества, экономики культуры, самого процесса коммуникации в сфере культуры. Эти критерии сегодня являются базисными на рынке культурных ценностей, они же определяют и соответствующие требования к организации всей процедуры коммуникации.

Так, одна из основных проблем, выдвигаемая нашим временем в области обеспечения театрального процесса, - проблема, связанная с получением и предоставлением информации как о себе, так и о других участниках этого процесса. Театры не могут существовать без информационного обмена друг с другом и своей аудиторией.

Являясь общественной организацией, театр, как никто другой нуждается в службе, которая бы координировала его действия в отношениях с общественностью, создавая положительный имидж.

Работа со зрителями необходима для оправдания миссии театра, тогда как целью привлечения покровителей, спонсоров является получение финансовой и материальной поддержки.

Разные области коммуникации в театральной музыкальной сфере неразрывно взаимосвязаны. Театры, качественно разрабатывающее свою индивидуальную, высокопрофессиональную рабочую программу, становятся более интересными для посетителей и для общества в целом. Внимание прессы, создание собственного уникального имиджа и прочной репутации позволяет привлечь интерес частных и корпоративных покровителей, спонсоров, что, в свою очередь, способствует улучшению внутренней работы театра и созданию индивидуальной репертуарной политики.

Хорошо выполненные функции фандрейзинга помогут изыскать дополнительные вложения для поддержания бюджета театра, а широкое освещение театра в СМИ привлечет дополнительных зрителей.

В данной диссертационной работе разработана стратегия развития социальной коммуникации в музыкальном театре.

Проведенный анализ социальной коммуникации в рамках художественной культуры позволяет сделать вывод о решающей роли коммуникации в любом учреждении культуры, как социальном институте.

Используя современные технологии коммуникационного продвижения, театры оптимальным образом могут реализовывать приоритеты развития данного конкретного учреждения.

Существование театра в условиях современного рынка невозможно без четко налаженной коммуникационной стратегии продвижения, учитывающей его специфику, в том числе и адаптивность его организационной структуры, ограниченность финансовых ресурсов, но широкого спектра возможных коммуникационных технологий.

Автором предлагается модель и система стратегических решений коммуникационного продвижения музыкального театра, как элемента художественной культуры, с использованием современных коммуникационных технологий.

Данная модель разработана и применена в действующем учреждении культуры - Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского. Она отвечает требованиям оперативной коммуникационной технологии и отражает возможности функционирования учреждения культуры в рамках современного театрального рынка.

В рамках Пермского театра оперы и балета на основе разработок данного диссертационного исследования создан отдел маркетинга и PR для решения коммуникационных задач театра.

Успешное применение выше описанного подхода показало, что сфера отечественного музыкального театрального искусства представляет собой широкое и перспективное поле деятельности для дальнейших теоретических изысканий и практических работ в области социальной коммуникации в художественной культуре.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Лисенкова, Анастасия Алексеевна, 2003 год

1. АН Moi. The Diy Guide to Public Relations / M. Ali // Advertising Age. -1970.- 14 August

2. Beard M. Running a Public Relations Department / M.Beard. L., 1997. -130p.

3. Black S. The essential of Public Relations. / S.Black. L.: Rogan page, 1993.- 192p.

4. Grunig J.E. Exellence in Public Relations and Communications Management: Lawrence Erlbaum Ass.Publ. / J.E.Grunig. New Jersy: Hillsdale, 1992. -666p.

5. Hart N. Strategic Public Relations./ N.Hart. L. - 1995, 250p.

6. Hunt T. Public Relations Techniques. / T.Hunt, J.E.Grunig. N.Y.: Harcourt Brace Coll. Publishers, 1994. - 418p.

7. Lesswele H.D. The Uses of Content Analysis in Studying Social Change / H.D.Lesswele // Social Science Information. L., 1968. - S.78-80.

8. Munch R. Die Entfaltung der gesellschaftlichen Communication / R.Munch. Munch R. Dynamik der kommunictionsgesellshaft Suhrkamp Verlag. -Frankfurt am Main, 1995. S. 77-107.

9. Stone N. The Management and Practice of Public Relations / N.Stone. L., 1995.-304 p.

10. Wekwerth M. Theater und wissenshaft / M.Wekwerth. Berlin, 1970. - 78 p.

11. White J. Strategic Communication Management. Making Public Relations work. / J.White, L.Mazur Wokingham: Addison-Wesley, 1995. - 277p.

12. Wilcox D.L. Public Relations Writing and Media Techniques / D.L.Wilcox, L.W.Nolte. N.Y.: Harper Collins, 1995. - 514 p.

13. Wilcox D.L.Public Relations: Strategy and Tactics / D.L.Wilcox, Ph.H.Ault, Agee W.K. N.Y., 1998. - 20 lp.

14. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации /Р.Ф.Абдеев. -М.: ВЛА-ДОС, 1994. 300с.

15. Азбука рекламы, паблисити и паблик релейшанс учебная программа выживания: Информационный указатель менеджерам, маркетерам, релайтерам, имиджмейкерам, спичрайтерам, промоутерам и рекламистам.- СПб.: АТА «Болгар», 1998. 68 с.

16. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И.В.Алешина. М.:

17. ИКФ ЭКСМОС, 2002. 480с. П.Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров / И.В.Алешина. - М.: Гном-пресс, 1997. - 256 с.

18. Апель К.О. Трансформация философии / К.О. Апель. М.: Логос, 2001. -344с.

19. Арто А. Театр и его двойник / А.Арто. М.-СПб.: Симпозиум, 2000. -198с.

20. Астахова Т.В. Связи с общественностью для третьего сектора / Т.В.Астахова. М.: Знак, 1996. - 320 с.

21. Белогрудов О.А. Музыкальная культура Перми: Публицистика: Оперный театр: Филармония / О.А.Белогрудов: Обл.гос. филармония Пермь, 1989.- 130с.

22. Блажнов Е. Public relations. Приглашение в мир цивилизованных рыночных отношений и общественных отношений. Учебное пособие для деловых людей / Е. Блаженов. М.: ИМА-Пресс, 1994. - 158 с.

23. Блок А. Собрание сочинений в 6 т. Т.5 / А. Блок. М.: Правда, 1971. -558с.

24. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз / С. Блэк. Ростов-на Дону: Феникс, 1998.-318 с.

25. Борев В.Б. Художественное общение и его языки: Теоретико -коммуникативные и семиотические проблемы художественной культуры / В.Ю. Борев // Художественная коммуникация и семиотика. М., 1986. -С. 64 - 69

26. Борев В.Ю. Культура и массовая коммуникация / В.Ю. Борев. М.: Наука, 1986.-301 с.

27. Боринский К. Театр / К. Боринский. СПб., 1907. - 110 с.

28. Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR / Б.Л. Борисов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.-624 с.

29. Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти / Б.Л. Борисов.- М.: РИП-холдинг, 1998. 240 с.

30. Браун Л. Имидж ключ к успеху / Л. Браун. - СПб.: Питер-пресс, 1996. -284 с.31 .Брехт Б. О театре / Б. Брехт. М.: Иностранная литература, 1960. - 363 с.

31. Буари Ф. А. Паблик рилейшнз или стратегия доверия / Ф.А. Буари. М.: Имидж-Контакт/Инфра-М, 2001. - 178 с.

32. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации / Ю.П. Буданцев. -М.: МНЭПУ, 1995.- 111с.

33. Вдовенко И. Театр и новые технологии: интерактивностть, телесность, текст / И. Вдовенко // Искусство и новые технологии. СПб, 2001 - 145 с.

34. Веберн А. Лекции о музыке. Письма / А. Веберн. М.: Музыка, 1975. -143 с.

35. Векслер А. Связи с общественностью для бизнеса / А. Векслер. -Н. Новгород: PR-Эксперт, 2001.- 194 с.

36. Векслер А.Ф. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность / А.Ф. Векслер, Г.Л. Тульчинский. Н. Новгород: PR-Эксперт, 2002. -310с.

37. Векслер А.Ф. Связи с общественностью для некоммерческих организаций: Технология успеха / А.Ф. Векслер. Н. Новгород: Биржа плюс Пресс-клуб, 1998. - 46 с.

38. Верхоланцев В. Город Пермь, его прошлое и настоящее: Краткий исторический справочник / В. Верхоланцев. Пермь, 1913. - 204с.

39. Викентьев И.Л. Приемы public relations и рекламы / И.Л. Викентьев. -СПб.: ТОО «Триз-Шанс», 1995. 228 с.

40. Волоков В. Система «театр зритель» как объект социологического исследования / В. Волоков //Вопросы социологии театра. - М., 1982. -47с.

41. Ворошилов В.В. Журналистика и рынок. Проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации / В.В. Ворошилов. СПб,1997.-232 с.

42. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. М.: Искусство,1998.-443 с.

43. Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного: Пер. с нем. / Х.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991. - 366 с.

44. Гадамер Х.-Г. Истина и метод / Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1992. -699с.

45. Гаккель Л.Е. Девяностые: Конец века глазами петербургских музыкантов / Л.Е. Гаккель. СПб., 1999. - 120 с.

46. Галушко Р.И. Западное телевидение и «массовая культура» / Р.И. Галушко. -М.: Московский ун-т, 1991. 140 с.

47. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре: В 2 т. Т. 1 Западный опыт / А.И. Глаголев. М., 1991. - 200 с.

48. Гозенруд А. Музыкальный театр в России / А. Гозенруд. М.: Музыка, 1959.- 150 с.

49. Давыдов Ю.М. Социальная психология и театр / Ю.М. Давыдов // Театр. 1969. - №12. - С.7.

50. Дадамян Г.Г. Проблемы аудитории театров / Г.Г.Дадамян. М., 1992. -210 с.

51. Дадамян Г.Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства / Г.Г. Дадамян. М.: ВТО, 1982. - 152 с.

52. Дебор Г. Общество спектакля / Г. Дебор. М.: Логос, 2000. - 219 с.

53. Делез Ж. Логика смысла / Ж. Делез. М., 1995. - 275 с.

54. Деньги и благотворительность. М, 1994. - 40 с.

55. Деррида Ж. Позиции / Ж. Деррида. Киев, 1996. - 215 с.

56. Дианова В. Особенности общения в театральном искусстве / В. Дианова //Театр и художественная культура. М., 1980. - 263 с.

57. Дмитриевский В. «Театр уж полон.» / В. Дмитриевский. Л.: Искусство, 1982. - 195 с.

58. Дмитриевский В.Н. Некоторые вопросы изучения роли театра в духовной жизни общества / В.Н. Дмитриевский //Точные методы в исследовании культуры и искусства. М., 1971. - 470 с.

59. Дмитриевский В.Н. Театр и город в контексте культурной политики /В.Н. Дмитриевский // Город и искусство: Субъекты социокультурного диалога. М., 1996. - 188 с.

60. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз / Д. Доти. М.: Филинъ, 1996. -285с.

61. Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций / И.Н. Дубина. Новосибирск: СО РАН, 2000. - 192 с.

62. Дымникова А.И. Как просить деньги на культуру / А.И. Дымникова. -СПб.: Нотабене, 1998. 130 с.

63. Дымникова А.И. Поиск средств / А.И. Дымникова // Сцена. 1997. -№11.-С. 34-37.

64. Егорова И. Каждодневное и вечное / И. Егорова // Независимая газета. -1994.-2 дек.

65. Еремеев А.Ф. Границы искусства: Социальная сущность художественного творчества / А.Ф. Еремеев. М., 1987. - 143 с.

66. Жидков В. Научно техническая революция и театр / В. Жидков // Театр и художественная культура. - М., 1980. - 214 с.

67. Журналистика и культура. СПб., 1998. - 88с.

68. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства / Н.Н. Зарубина. М.: Магистр, 1998. - 360 с.

69. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR / А.Б. Зверинцев. СПб.: Союз, 1997. - 288 с.71.3ись А. Искусство и эстетика / А. Зись. М., 1967. - 493 с.

70. Иванченко Г.В. Реальность Паблик рилейшнз / Г.В. Иванченко. М.: Смысл, 1999.- 153 с.

71. Иконникова С. Н. Очерки по истории культурологии: Учеб. пособие для студентов учеб. заведений, обучающихся по спец. "Культурология" / С.Н. Иконникова. СПб.: ИГУП, 1998. - 407 с.

72. Имшинецкая И. Креатив в рекламе / И. Имшеницкая. М: РИП-Холдинг, 2002.- 172 с.

73. Ирд К. Знать своего зрителя / К. Ирд // Театр. 1971. - №3. - С.39

74. Искусство в контексте социальной экономики / Отв. ред. А.Я. Рубинштейн. М., 1998. - 351 с.

75. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1996. - 414 с.

76. Каган М.С. Музыка в мире искусств / М.С. Каган. СПб.: Ut, 1996. -232с.

77. Каган М.С. Искусство в системе культуры / М.С. Каган. JL: Наука, 1987. - 272 с.

78. Каган М.С. Культура как объект философского исследования / М.С. Каган //Роль духовной культуры в развитии личности. JL, 1979. -С.11.

79. Каган М.С. Мир общения / М.С. Каган. Л., 1988. - 195 с.

80. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М.С. Каган. Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

81. Каган М.С. Социальные функции искусства / М.С. Каган. Д.: Знание, 1978.-234 с.

82. Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. СПб., 1997. -315 с.

83. Каган М.С. Человеческая деятельность / М.С. Каган. М., 1974. - 286 с.

84. Казаков Ю.В. На пути к профессионально правильному. Российский медиа-этос как территория поиска / Ю.В. Казаков. М.: Центр прикладной этики, 2001. - 103 с.

85. Каменец А.В. Анализ деятельности театров РФ: Аналитический обзор ГИВЦ Минкультуры РСФСР / А.В. Каменец. М., 1999. - 77 с.

86. Катлип С. Паблик рилейшнз: теория и практика / С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум. М.: Вильяме, 2000. - 624 с.

87. Келлер И.И. Пермский ордена трудового красного знамени государственный театр оперы и балета им П.И. Чайковского / И.И. Келлер, А.С. Кокурина, Ю.Ф. Надеждин. Пермь: Кн. изд-во, 1972. -79с.

88. Кирюнин А.Е. Имидж региона как интериоризация культуры / А.Е. Кирюнин. М.: Кн.Дом «Университет», 2000. - 132 с.

89. Клюев А.С. Музыка и жизнь / А.С. Клюев. СПб .: Ut, 1997. - 158 с.

90. Коммуникация в культуре: Материалы науч. теорет. семинара 14-16 марта 1996г. - Петрозаводск, 1996. - 92 с.

91. Коробович Ю.Г. Служба культуры / Ю.Г. Коробович, С.В. Перминова, Г.Л. Тульчинский. Л.: Лениздат, 1988. - 105 с.

92. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз / В.Г. Королько. М.,-К.: Рефл-бук, Ваклер, 2000. - 528 с.

93. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с анг. / Ф. Котлер. М.: Ростинтер, 1996.-315 с.

94. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А.Д. Кривоносов. СПб.: СПб ГУ, 2001. - 254 с.

95. Культура и власть. Материалы российско-американского семинара. -СПб., 1994.-80 с.

96. Культура и культурная политика / Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. - 240с.

97. Культура и СМИ: Социально-экономические проблемы. -М., 1985, 149с.

98. Культура: Организация, управление, экономика. СПб., 1992. - 195с.

99. Культурология. XX век: Энциклопедия. В 2 т. СПб.: Университетская книга; Алетейя, 1998. - 447 с.

100. Кэссон Г. Как завоевать престиж / Г. Кэссон. М.: Фаир, 1998. - 176с.

101. Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски / Т.Ю. Лебедева. М.: МГУ, 1996. - 132 с.

102. Лебон Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. СПб.: Макет, 1896. -311с.

103. Левшина Е.А. Почему в театре необходим отдел маркетинга /Е.А. Левшина//Сцена.- 1997.- №11.- С. 35

104. Левшина Е.А. Управление и регулирование: Альтернативные решения / Е.А. Левшина // Театр между прошлым и будущим. М., 1989. - С. 123

105. Леонтьев А. Поэтический язык как способ общения с искусством / А. Леонтьев // Вопросы литературы. 1973. - №6. - С.99

106. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры / Ю.М. Лотман // Труды по знаковым системам: Вып. 4. Тарту, 1973. - С. 120- 145.

107. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры: Вып. 1 / Ю.М. Лотман. -Тарту, 1970.- 150 с.

108. Лотман Ю.М. Феномен культуры / Ю.М. Лотман // Семиотика культуры. Ученые зап. гос. ун-та. Вып. 463: Труды по знаковым системам. Тарту, 1978. - С. 72 - 89

109. Луначарский А. Чему служит театр / А. Луначарский. М., 1925. - 42 с.

110. Макдоналд Дж. Прислушивайтесь к зрителю / Дж. Макдональд // Сцена. 1997. - № 11. - С.26 - 27.

111. Малахов В.А. Культура и человеческая ценность / В.А. Малахов. -Киев, 1984.- 112 с.

112. Маритен Ж. Ответственность художника / Ж. Мартинен // Самосознание Европейской культуры. М., 1991. - С. 101-128

113. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С. Маркарян. -М.: Мысль, 1983.-284 с.

114. Массовые коммуникации в контексте современных культурно -информационных процессов: Науч.-аналитич. обзор / Ред. акад. М.К. Козыбаев. Алма - Ата: Гылым, 1990. - 60 с.

115. Мастенбрук В. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / В. Мастенбрук. М., 1996. - 156 с.

116. Махлина С.Т. Взаимодействие видов искусства / С.Т. Махлина. Д.: Знание, 1974. - 19 с.

117. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства: Опыт энциклопедического словаря. В 2 т. / С.Т. Махлина. СПб.: СПб ГУК, 2000.-552 с.

118. Махлина С.Т. Художественная культура и личность при социализме / С.Т. Махлина, И.Л. Носова // Роль духовной культуры в развитии личности / Ред. С.Н.Иконникова. СПб. - 1979. - С. 43 - 47.

119. Махлина С.Т. Эстетика и художественная культура: Курс лекций. Вып. 1. / С.Т. Махлина; СПбГАК, Кафедра теории и истории культуры. СПб.: СПбГАК, 1997.-80 с.

120. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры / С.Т. Махлина. -СПб, 1995.-216 с.

121. Мейерхольд В. Статьи, письма, речи, беседы. В 2 т. Т. 2 / В. Мейерхольд. М.: Искусство, 1968. - 304 с.

122. Мельник Г.С. Mass-media: Психологические процессы и эффекты / Г.С. Мельник. СПб., 1996. - 96 с.

123. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер с анг. / М.Х. Мескон, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1992. - 702 с.

124. Мирошниченко A.A. Public Relations в общественно-политической сфере / А.А. Мирошниченко. М., 1998. - 210 с.

125. Митрофанова А. Новый авангард или хаос как творческое наслаждение / А. Митрофанова // NewMediaLogia. М., 1996. - С.62 - 64

126. Михеева Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере / Н.А. Михеева, Л.Н. Галенская. М.: Прогресс. - 2000. - 283 с.

127. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз средство социальной коммуникации (теория и практика) / В.А. Моисеев. - Киев: ДаКор, 2002. - 500 с.

128. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз. Теория и практика / В.А. Моисеев. -М.: Омега-Л, 2001.-376 с.

129. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. М.: Прогресс, 1973. -406с.

130. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие /А. Моль. М., 1966.-380 с.

131. Моруа А. В зрительном зале миллионы / А. Моруа // Иностранная литература 1962. - №10. - С. 233 - 240.

132. Музыкальный театр: События, проблемы. М., 1996. - 311 с.

133. Мурашко Ю.М. Планирование и проведение PR-кампаний. Теория и практика / Ю.М. Мурашко. СПб.: Невский ин-т языка и культуры, 2001. - 116с.

134. Ньюсом Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз / Д. Ньюсом, Д.В.С. Терк, Д. Крукеберг. М.: Имидж-контакт, 2001. - 628 с.

135. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства / X. Ортега-и-Гассет. М., 1992.-310 с.

136. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет.-М., 1991.-390 с.

137. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. - 98 с.

138. НО.Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. М.: АспектПресс, 1997. - 240 с.

139. Пахомова Н.В. Театр в социальном пространстве / Н.В. Пахомова //Театральная жизнь: Взаимосвязи во времени и пространстве. СПб., 1998. - С.8,10

140. Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз от бизнеса до политики / Е.Н.Пашенцев. М.: Финпресс. - 2002. - 504 с.

141. Пашенцев Е.Н. Связи с общественностью. Мировая практика и современная Россия / Е.Н. Пашенцев. М.: ИТРК, 2000. - 284 с.

142. Петров JI.B. Массовая коммуникация и искусство / JI.B. Петров. Л.: Знание, 1971.-20с.

143. Петров Л.В. Массовые коммуникации и культура: Введение в теорию и историю: Учеб. пособие / Л.В. Петров; Гос. ун-т культуры. СПб.: СПбГУК, 1999.-211 с.

144. Положение об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства. Утв. пост, правительства РФ от 26 июня 1995г. №609 // Бюджетные организации. Учет и налоги. - М., 1997, 496 с.

145. Пот Jl. Маркетинг как философия / Л. Пот // Сцена. 1997. - №11. -С.24.

146. Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов. Строительство воображаемых миров в мифе, сказке, анекдоте, рекламе, пропаганде и паблик рилейшнз / Г.Г. Почепцов. Киев.: АДЕФ-Украина, 1997. - 328 с.

147. Почепцов Г.Г. Имиджеология / Г.Г. Почепцов. М.-К.: Рефл-бук-Ваклер, 2000. - 768 с.

148. Почепцов Г.Г. Информационные войны / Г.Г. Почепцов. М.-К.: Рефл-бук-Ваклер, 2000. - 183 с.

149. Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917г. / Г.Г. Почепцов. М., 1998. - 235 с.

150. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г.Г. Почепцов. М.-К.: Рефл-бук-Ваклер, 1999. - 352 с.

151. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г.Г. Почепцов. -М.-К.: Рефл-бук-Ваклер, 1999. 624 с.

152. Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением / Г.Г. Почепцов. М.: Центр, 1998. - 352 с.

153. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер / Г.Г.Почепцов. Киев.: ИМСО МО Украины, 1998. - 256 с.

154. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации / Г.Г. Почепцов. М., 1998.-631 с.

155. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г.Почепцов. М.-Киев: Рефл-бук-Ваклер, 2001. - 656 с.

156. Пришвин М.М. Заметки о творчестве / М.М. Пришвин // Контекст. -1978: Литературно теорет. исследования. - М., 1978. - С. 268 - 296.

157. Рамат Е. Реклама в системе маркетинга / Е. Рамат. Харьков, 1995. -187с.

158. Роль духовной культуры в развитии личности / Ред. С.Н. Иконникова. -СПб, 1979.-281 с.

159. Российская Федерация. Закон. О рекламе: Федеральный закон. Ст. 19. Спонсорство // Российская газета. - 1995. - 25 июля.

160. Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях: Федеральный закон // Российская газета. 1995. - №903. - С. 6

161. Российская Федерация. Президент (1991 2000; Б.Н. Ельцин). О дополнительных мерах государственной поддержки культуры иискусства Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации // Российская газета. 1993. - №432. - С. 4

162. Рябов В.Ф. Социальная природа искусства: К вопросам о предмете искусства / В.Ф. Рябов. Л., 1982. - 120 с.

163. Савранский И.Л. Коммуникативно эстетические функции культуры / И.Л. Савранский. - М.: Наука, 1979. - 129 с.

164. Селиванов В.В. Взаимосвязь искусства и публики / В.В. Селиванов // Искусство и общество. Л., 1978. - С. 220 - 224

165. Семиотика и проблемы коммуникации. Ереван, 1981. - 234 с.

166. Скотт М. PR теория и практика / М. Скотт. М.: Вильема, 2000. - 268 с.

167. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации / А.В. Соколов. СПб.: СПбГУП, 1996. - 319 с.

168. Соколов И.Н. Технологии популярности или PR / И.Н. Соколов. -Минск: Правда, 1999. 190 с.

169. Сохор А. Н. Музыка как вид искусства / А.Н. Сохор. М.: Музыка, 1976.- 191с.

170. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. М.: Искусство, 1983. - 45 с.

171. Станиславский К. Собрание сочинений. В 8 т. Т.5 / К.Станиславский. -М.: Искусство, 1958. 594 с.

172. Статус специалиста по связям с общественностью и его профессиональная подготовка. СПб.: СПбИВЭСЭП, 1999. - 148 с.

173. Стрелер Дж. Театр для людей / Дж. Стрелер. М.: Радуга, 1984. - 96 с.

174. Суворова Л. Театр как социальная ценность / Л. Суворова // Театр и художественная культура. М., 1980. - С. 200 - 234.

175. Схерпенхейзен Э. Театр в меняющейся внешней среде / Э. Схерпенхейзен, Я. Кноппер // Сцена. 1997. -№11. - С. 15 - 17

176. Театр в свете социологических исследований: Сб. науч. трудов. Л.: ЛГИТМИК, 1990,- 180 с.

177. Тульчинский Г. Л. PR фирмы. Технология и эффективность / Г.Л. Тульчинский. СПб, 2001. - 292 с.

178. Тульчинский Г.Л. Public relations. Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство / Г.Л. Тульчинский. СПб.: СПб ГАК, 1994.-292 с.

179. Тульчинский Г.JI. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский. -СПб.: Лань, 2001.-382 с.

180. Тульчинский Г. Л. Технология менеджмента в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский. СПб., 1996. - 87 с.

181. Тульчинский Г. Л. Фандрейзинг. Поиск спонсорских средств / Г.Л. Тульчинский. СПб., 1996. - 90 с.

182. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей: Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века: История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. СПб.: Алетейя, 2000.-556 с.

183. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека / Ю.У. Фохт-Бабушкин. М., 1982. - 368 с.

184. Фохт-Бабушкин Ю.У. Человек в мире художественной культуры / Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1982. - 185 с.

185. Хабермас Ю.Х Моральное сознание и коммуникативное действие: Пер. с нем./ Ю.Х. Хабермас; Ред. Б.В. Марков. СПб.: Наука, 2000. - 384 с.

186. Хофф Р. Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести / Р. Хофф. М, 1999. - 212 с.

187. Хренов Н.А. Социально-психологический аспект посещаемости театра / Н.А. Хренов // Театр и зритель. М., 1972. - С. 101 - 112

188. Хренов Н.А. Место зрелищных искусств в художественной культуре / Н.А. Хренов. М, 1977. - 180 с.

189. Хренов Н.А. Социально психологические аспекты взаимодействия искусства и публики / Н.А. Хренов. - М.: Наука, 1981. - 101 с.

190. Художественная коммуникация и семиотика. М., 1986. - 121 с.

191. Хэйвуд Р. Все о Public Relations. Как добиться успеха в бизнесе, используя связи с общественностью / Р. Хэйвуд. М.: Лаборатория Базовых Знаний-Бином, 1999. - 256 с.

192. Челидзе Л.Л. История и культура / Л.Л. Челидзе // Культура в свете философии. Тбилиси, 1979. - С. 226 - 285

193. Черри К. О человеческой коммуникации / К. Черри. М., 1972. - 171 с.

194. Чумиков А.Н. Связи с общественностью / А.Н. Чумиков. М., 2001.240 с.

195. Шекова Е.Л. Особенности маркетинга в сфере культуры / Е.Л. Шекова // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. - №3. - С.З - 5

196. Шиллер Ф. Собрание сочинений. В 6 т. Т.6 / Ф. Шиллер. М., 1957. -315 с.

197. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М.А. Шишкина. СПб, 1999. - 444 с.

198. Штернин C.JI. Российские театры в виртуальном мире / C.JI. Штернин // Театральная жизнь: Взаимосвязи во времени и пространстве. СПб., 1998. - С.40 - 43

199. Эко У. Заметки на полях «Имени Розы» / У. Эко // Эко У. Имя Розы. -М., 1989.-С. 451 -464

200. Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественный интерес. В 3-х т. / Под общ. ред. А.Я. Рубинштейн. М.: Ин-т социал. экономики; СПб.: Алетейя, 2002 -1792 с.

201. Т. 1: Рынок культурных услуг: Публика театров 90-х гг. 2002. -634с.

202. Т. 2: Экономическая политика в сфере культуры: Новый век новый взгляд. - 2002. - 456 с.

203. Т. 3: Цифровая версия культурной деятельности: В конце столетия. -2002. 702 с.

204. Яковлев И. Паблик Рилейшнз в организациях / И. Яковлев. СПб.: Петрополис, 1995. - 286 с.

205. Якубовский А. Театр времен Ельцина и Жириновского / А. Якубовский. М., 1997. - 213 с.

206. Якупов А. Музыкальная коммуникация. Вопросы теории и практики управления: Исследования / А. Якупов. М.-Новосибирск, 1993. - 191 с.1. Театр и окружающая среда1. Философия и окр^дашя

207. Лилюратцршс к1ГЛ1'т!Л'ц течешя v I /1. Стоимость оцле-товоамысш пВторс1. Сенпн-ти-тий1. ЗСПККП!иЗеи)1. Эстетический аспект

208. Форма семейного абонементаэмблема театра)1. Семейный абонемент.1. ФИО

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.