Социальная работа как социокультурный институт тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, доктор философских наук Пономарев, Петр Андреевич

  • Пономарев, Петр Андреевич
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2005, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 260
Пономарев, Петр Андреевич. Социальная работа как социокультурный институт: дис. доктор философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2005. 260 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Пономарев, Петр Андреевич

Введение.

Глава I. Социокультурный подход к социальной работе.

1.1. Современные теоретико-методологические подходы к социальной работе.

1.2. Социокультурный взгляд на социальную работу.

1.3. Социальная работа и философия образования.

Глава II. Социокультурное содержание социальной работы.

2.1. Философско-методологические основы социальной работы.

2.2. Духовно-нравственная культура как мировоззренческая основа социальной работы.

2.3. Религиозно-духовный аспект социальной работы.

Глава III. Историко-культурный опыт социальной работы.

3.1. Зарубежный опыт подготовки социальных работников.

3.2. Нравственно-религиозные и организационные основы развития социальной работы в России.

3.3. Историко-культурные традиции подготовки социальных работников в России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная работа как социокультурный институт»

Актуальность темы исследования. Коренные идеологические и социально-политические преобразования в российском обществе в начале 90-х годов повлекли существенные изменения социальной политики государства и системы социальной защиты людей. В новых социально-экономических условиях объективно возникла необходимость перехода от государственно-административной к профессиональной социальной работе, соединяющей в себе государственную и общественную поддержку. Остро встал вопрос о соответствующей подготовке квалифицированных кадров.

Социальная работа относится к тем видам деятельности, которая распространяется на все слои общества, независимо от возраста, пола, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных убеждений, образования и имеет целью оказание разносторонней помощи людям, оказавшимся в трудном положении, столкнувшимся с проблемами, которые они не могут (или думают, что не могут) решить самостоятельно. Социальная работа сводится к социальной помощи и защите и может осуществляться в рамках административно-должностных процедур. Но в современных условиях многократно усложняющейся общественной жизни резко возрастает уровень психологической и организационной беспомощности людей, привыкших к стандартным способам деятельности. Для большого числа людей любое нарушение этих стандартов, любой конфликт означают стресс, невроз, ощущение собственной беспомощности и невозможности преодоления проблемы. Просто помогать таким людям -значит делать за них то, что они вполне могли бы сделать и сами, если бы имели уверенность в себе и простейшие коммуникативные и организационные навыки, которые они, по каким-то причинам, не имеют. Поэтому центр социальной работы уверенно смещается от простой материальной и правовой помощи и защиты к психолого-педагогической подготовке.

Таким образом, современный социальный работник решает не только конкретные социальные проблемы своих клиентов, но и помогает людям осваивать новые моральные ценности и нормы, находить жизненные смыслы и духовно-нравственные ориентации. Его деятельность направлена на гармонизацию межличностных отношений, отношения между личностью и социумом и, в конечном итоге, на гуманизацию и стабилизацию социума. Это значит, что требования к подготовке социальных работников увеличиваются, ведь они смогут эффективно решать свои профессиональные задачи только тогда, когда будут представлять собой цельные, высоконравственные личности, ориентированные на высокие идеалы высокой духовности.

В настоящее время еще не сложились адекватные новым социально-экономическим условиям педагогические системы. Имеющиеся образовательные практики, нацеленные на передачу максимального объема знаний и недооценивающие духовно-нравственную основу человеческого становления и развития, ограничивают формирование человеческой индивидуальности и объективно приводят к кризису социокультурной и личностной идентичности. Это в полной мере относится к процессу профессиональной подготовки будущих социальных работников. В условиях, когда российское общество в связи с девальвацией культурно-нравственных ценностей советского периода охвачено духовным кризисом, особенно актуальны вопросы формирования духовно-нравственной культуры будущих социальных работников, разработка концептуальных оснований системы всесторонней подготовки будущих социальных работников.

Степень научной разработанности темы. Большой вклад в разработку теории социальной работы внесли В.Г. Бочарова, Т.И. Великолуг, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, И.Г. Зайнышев, И.А. Зимняя, ГШ. Клушина, Г.Д. Кузнецова, ШО. Клименко, P.M. Куличенко, А.И. Лященко, В.А. Никитин, П.Д. Павленок, A.M. Панов, В.А. Сластенин, JI.B. Топчий, В.В. Трухачева, М.В. Фирсов, Н.Б. Шмелева, Е.И. Холостова и другие (более 20 определений социальной работы). Из западных исследователей надо отметить Г. Бернер, Л. Юнссон, М. Саппс и К. Уеллс, Ш. Рамон и Р. Сарри.

Анализ социальной работы в историко-культурном и этнокультурном контексте был проведен в диссертации Е.П. Агапова.

Теоретические разработки по данной теме отличаются разнообразием, но, вместе с тем, и некоторой односторонностью, поскольку они, как правило, проводятся прежде всего с профессиональной точки зрения, в рамках имеющегося опыта. Но в наше время, в связи с новыми условиями общественной жизни и новыми проблемами, требуются более общие подходы к социальной работе, определяемые требованиями к ее практике и педагогике в их взаимодействии. Такие подходы могут быть реализованы в рамках философии культуры, философской антропологии и философии образования, при опоре на традиционные национальные культурные и духовные ценности.

В настоящее время социально-функциональный (клиентоцентрированный) подход к социальной работе все активнее вытесняется системно-социальным подходом, в фокусе которого находится задача гармонизации отношений в обществе и в рамках которого работают Р.И. Ерусланова, В.А. Луков, В.А. Иванников, В.Г. Попов, Л.П. Якушев, В.В. Колков, Т.Ф. Яркина и другие. Представляется оправданным расширение этого подхода до социокультурного, включающего в понятие социальной работы национально-исторические ценности, объединенные формами культурной целостности. Предельные формы такой целостности, рассматривали создатели русского космизма Н.Ф. Федоров, Н.К. и Е.И. Рерих, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, Н.А. Умов и другие, а из современных - В.В. Налимов, В.П. Казначеев, Л.В. Лесков.

Российская национально-историческая и культурная тысячелетняя традиция опирается на духовные, христианские ценности. Богатейший фонд исследований по вопросам духовности, духовной культуры, морали и нравственности в рамках истории философии и культуры оставили русские религиозные философы: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, С.П. Шевырев, B.C. Соловьев, С.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, Г.Г. Шпет, Н.О.Лосский, В.В.Зеньковский, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А. Белый, В.В. Розанов, Л.И. Шестов, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев и другие.

Существенный вклад в разработку теории культуры внесли современные ученые: С.С. Аверинцев, Л.Г. Ионин, JI.E. Кертман, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, В.Е. Давидович, Г.В. Драч, М.М. Бахтин, B.C. Библер и другие. Исследованием духовной культуры как религиозной, занимались Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, B.C. Соловьев, А.И. Ильин, С.Л Франк и другие, а из совеременных - архиепископ Кирилл, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, А.А. Какурин, ГТ.В. Симонов, ГТ.М. Ершов, Ю.П. Вяземский, В.И. Митрохин.

В последнее время особенно многочисленны работы, в которых нравственность рассматривают в неразрывной связи с духовностью', это В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев А.Ф.Никитин, С.Б.Крымский, В.В.Картава, И.В. Силуянова, Г. Шаталова, Н.Н. Моисеев, Л.П. Буева, В.А. Ремизов, В.А. Кутырев, В.И. Мурашов, В.Д. Шадриков, В.А. Пономаренко, В.Г. Рындак, Е.В. Бондаревская, А. Новиков, И.А. Карпюк, Т.И. Власова, А. Косичев, Г. Платонов, С.Д. Лаптенок, Н.В. Басова и другие.

В русской религиозной философии и религиозной мысли идею духовного воспитания через православие разрабатывали И. Ильин, В. Зеньковский, а из отцов Церкви - Иоанн Златоуст, Авва Дорофей, Максим Исповедник, Георгий Гелист Плифон, Феофан Затворник, св. Тихон Задонский, преп. Симеон Новый Богослов, митрополит Илларион, Кирилл Туровский, Нил Сорский, митрополит Владимир, Серафим Саровский, священник Сильвестр («Домострой»), протопоп Аввакум, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий и другие. На основе сборника духовных текстов «Добротолюбие» современный греческий архимандрит Иерофей Влахос написал книгу под названием «Православная психотерапия». Задачу воспитания социальных работников в духе толерантности и религиозной терпимости ставит В. Таланов. Таким образом, налицо тенденция к усиленному освоению разнообразного опыта отечественной духовной культуры.

Объектом исследования является социальная работа, рассматриваемая как социокультурный институт, в процессе ее исторического возникновения и развития.

Предметом исследования являются условия, средства и механизмы (педагогические и организационные) выстраивания социальной работы в соответствии с современными требованиями.

Цель диссертационного исследования - сделать комплексный анализ социальной работы, объединяющий социальный, культурный и нравственно-духовный аспекты.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- провести анализ существующих представлений о социальной работе для выяснения степени их адекватности современным требованиям;

- рассмотреть историко-культурные условия возникновения и развития социальной работы (помощи) для выявления ее инвариантных институциональных структур;

- на этой основе выявить адекватные требования к социальной работе и подготовке социальных работников, т.е. условия, определяющие их эффективность;

- рассмотреть философские, нравственные и религиозно-духовные основания социальной работы и сознания социальных работников;

- проанализировать историко-культурный (западный и отечественный) опыт социальной работы и педагогики.

Теоретико-методологическая основа исследования. Главным в данном исследовании является системный метод, применяемый как в историческом, так и в функциональном аспектах бытия культуры. Тема предполагает рассмотрение в педагогическом, социологическом, культурологическом, социокультурном и философском аспектах. Поэтому главной методологической задачей диссертанта был поиск адекватных форм соотнесения всех этих аспектов друг с другом и их взаимное обогащение. Теоретический смысл исследования - в расширении представления о социальной работе от узкоутилитарного (административного и/или теоретического) до социокультурного (социально-практического). Гипотеза исследования выражается в следующем тезисе: необходимой составляющей как социальной работы, так и подготовки социальных работников является духовно-нравственная культура.

Научная новизна исследования выражается в следующих пунктах:

- предложен социокультурный подход к анализу социальной работы, объединяющий в себе теоретико-аналитический, прогностико-проективный, коммуникативно-деятельностный, психотерапевтический, морально-нравственный и духовный аспекты;

- социальная работа рассмотрена на всех уровнях мировоззренческой культуры, от обыденно-практического до универсально-космического;

- выдвинуты подлинные общественные приоритеты в социальной работе и вытекающие из них антропологические (психологические, моральные и интеллектуальные) требования к подготовке социальных работников, определяемые идеалами социальной гармонии и целями социальной стабильности;

- показано, что настоящий социальный работник должен быть воспитан в плане духовного самоопределения, т.е. его личность должна определяться не просто его социальной ролью (должностью), и не просто его моральным или профессиональным долгом, но и его пониманием своего места и роли в обществе и в мире целом, т.е. миссией;

- в качестве материала для духовного воспитания социальных работников предложен философско-методологический, культурологический, духовно-нравственный и религиозно-духовный опыт российской культурной традиции;

- проанализирован зарубежный и отечественный опыт развития социальной работы и подготовки социальных работников в плане выявления его культурных, духовно-нравственных и организационных оснований.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Традиционные подходы к социальной работе рассматривают ее чаще всего, как расширенную форму социальной (как правило, материальной) помощи, оказываемой нуждающимся обществом и/или государством, и имеющей целью смягчение социальной напряженности. При этом возможно смещение этих форм в сторону государственных учреждений, что вступает в противоречие с культурными традициями. Трактовка социальной работы при советском строе, вытекающая из идеи классового равноправия, привела к ее обезличиванию и бюрократизации, к утрате ее подлинного назначения, заключающегося в создании для нуждающихся условий (не только объективных, но и субъективных) самостоятельного решения своих проблем. Это значит, что социальную помощь и связанную с ней работу нельзя сводить к реабилитации, т.е. к восстановлению чего-то утраченного. Такое расширение задач социальной работы ведет к изменению понимания ее сущности, в основе которой, как представляется, в действительности лежат ценности общечеловеческого гуманизма. Поэтому подлинным фокусом социальной работы является социальный работник, способный на подлинно гуманное отношение к клиенту, и на обеспечение воспитания такового должны работать теоретический, практический, правовой, политический, педагогический и другие моменты его подготовки.

2. Главная особенность социальной работы заключается в необходимости постоянно выходить за пределы традиционных норм (особенно в случаях законодательных и бюрократических препон) ради оказания реальной и своевременной помощи людям. Умение делать это эффективно и не создавая новых проблем, требует особых качеств сознания, мировоззрения и личности социального работника.

3. Социальный работник должен уметь анализировать ситуацию клиента не только в обыденно-практическом плане, но и в морально-мировоззренческом, а последнее невозможно без прочного духовного основания. Речь идет о так называемых экзистенциальных проблемах человека, игнорировать которые в социальной работе в наше время невозможно (и на которых паразитируют разные мошенники типа целителей, предсказателей, знахарей и т.п.). Анализом и решением таких проблем занимается психотерапия, и ее подход заключается в попытках вывода человека на более высокий уровень осознания своих проблем с помощью философских, псевдофилософских и мифологических представлений (типа космического сознания, эзотерических учений и т.п.). Однако, ее недостатком является игнорирование этнокультурных и историко-культурных особенностей человека, что снижает эффективность социальной работы.

4. Современные требования к социальному работнику выходят далеко за пределы должностных обязанностей и даже за пределы традиционно понимаемого профессионального и морального долга. Он должен обладать такими интеллектуальными и коммуникативными качествами, как проектно-деятельностное отношение к любой ситуации, системное видение ситуации, видение уровней содержания ситуации, опирающимися на такие умения, как способность понимания - интеллектуальный фундамент коммуникации, и способность управления коммуникацией.

5. Из этого вытекает, что антропологический облик социального работника складывается из следующих черт: тип личности - рефлексивный, саморазвивающийся; тип морального сознания - направленный на общественное служение; тип духовности - общечеловеческий. Эти черты существуют и могут быть сформированы только в единстве, в силу их взаимозависимости, и для этого необходима опора в виде соответствующей философии. Наиболее подходящей для этого, во всех отношениях, представляется русская религиозная культурная традиция и философия.

6. Такие идеи русских религиозных философов, как идея соборности и идея всеединства как нельзя лучше отражают суть современной идеологии и педагогики социальной работы. Суть первой - в опоре на исторические особенности национального единства русского народа: религиозность, общинность, самопожертвование. Суть второй - в осознании всеобщей зависимости событий, деяний, судеб, как индивидуальных, так и общественных, и выведение из этого осознания требований к личности, исключающих отделение ее от общества, обуславливающих ее гармоничное саморазвитие в рамках не только общества и всего мира, но и бытия вообще, опираясь на идею Божественного абсолюта. Только на таком уровне может быть преодолена теоретическая и практическая разобщенность таких важнейших моментов человеческого сознания, как мораль, нравственность и духовность, лежащая в основе всех социальных, в том числе и религиозных, конфликтов.

7. Несмотря на то, что философские и общекультурные основания идеологии социальной работы за рубежом существенно не совпадают с нашими, богатый исторический теоретический и организационный опыт как социальной работы, так и социальной педагогики стран Запада, безусловно, полезен и заслуживает осмысления (и, отчасти, освоения). Исторически социальная работа на Западе складывалась из деятельности общественных и государственных структур, что и задавало основу профессионализма в этой сфере. Именно установка на интересы общества всегда определяла смысл и содержание социальной работы (в отличие от установки только на интересы государства), и ее развитие всегда понималось, как обусловленное развитием общества на всех его уровнях (а не только на классовом, как в советском обществе). Именно поэтому на Западе возникли такие (научные и учебные) дисциплины, как конфликтология, социальное управление и социальное планирование, крайне полезные для нас в условиях демократизации.

8. Национальные историко-культурные особенности социальной работы (помощи) в России всегда понимались в ее отнесенности к христианским добродетелям (благотворительности), следуя которым любой человек, даже князь, мог повышать свой авторитет, проявляя свою духовность. Именно поэтому возникновение социальной работы, как социального института, на Руси связывается с инициативой князей, а его развитие - с деятельностью Православной церкви. Отстранение общественной инициативы от социальной работы в советском обществе и монопольное присвоение ее государством привели к ее вырождению, что вылилось в начале перестройки в ее кризис. Сейчас проводится работа (прежде всего законодательная), чтобы оживить общественную инициативу в социальной работе, сделать ее выгодной для всех слоев населения, всячески повышать ее эффективность и авторитет. Но для этого необходимо развертывание массовой подготовки специалистов, обеспеченных соответствующими теоретическими и практическими знаниями и умениями.

9. В настоящее время многими исследователями предлагаются образовательные модели для подготовки социальных работников, но им, как правило, не хватает культурологической, историко-культурной и философской содержательности. Восполнение этого крайне необходимо для развития теоретических оснований социальной работы. Для этого полезно обратиться к истории подготовки социальных работников в России, которая до революции велась в рамках общественных организаций и только при советском строе приобрела профессиональный статус, хотя, по сути дела, свелась к должностным обязанностям соответствующих чиновников. В наше время требуется не только воссоздание общественной инициативы в социальной работе, но и определение культуросообразного соотношения таковой с государственной практикой социальной работы.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Предлагаемое исследование расширяет теоретические основания социальной работы, как социального и государственного института, вводя ее в контекст отечественной философской и религиозной культуры. Соответствующий учебный курс напрямую связан с гуманитарными дисциплинами вообще и позволяет существенно углубить подготовку социальных работников за счет выведения их профессионального мировоззрения на уровень философско-личностной убежденности.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных международных, всероссийских, межрегиональных, региональных и межвузовских конференциях и конгрессах, таких как: Южно-Российская научно-практическая конференция педагогических работников высших и средних учебных заведений «Витагенные педагогические технологии как условие развития личности» (Новочеркасск, 1999); ежегодные межрегиональные научно-теоретические конференции, посвященные актуальным проблемам социальной истории и социальной работы (Новочеркасск, 2000-2005); ежегодные годичные собрания Южного отделения РАО и региональные психолого-педагогические чтения (20012005); международная конференция «Language and Communication» (Ростов-на-Дону, 2001); Третий Российский философский конгресс: рациональность и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002); Вторая международная научно-практическая конференция «Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности» (Ростов-на-Дону, 2002); I Международный конгресс «Славянский педагогический собор» (Тирасполь, 2002); Третья международная конференция «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития совре-менной России» (Ростов-на-Дону, 2004); ежегодные научно-теоретические конференции по проблемам гуманитарного образования (Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, Шахты, 2000-2005).

Результаты исследования докладывались на заседаниях отдела социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы и кафедры философии и культурологии Ростовского-на-Дону педагогического университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 356 наименований. Общий объем диссертации-261 страница.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Пономарев, Петр Андреевич

Заключение

Проведенное исследование показывает, что рассматриваемая в контексте гуманитарных наук социальная работа в наше время предстает как более широкое образование, чем обычная профессия и государственный институт. Суть в том, что любая профессия изначально есть способ удовлетворения потребностей других людей, оказания им помощи в этом. С развитием общественного разделения труда возникает конкуренция между профессиями, борьба за социально-экономическое выживание, одним из методов которой является монополизация профессиональных услуг. Средства монополизации меняются, развиваются и совершенствуются по мере развития общества. Сначала это борьба за спрос посредством рекламы (себя) и антирекламы (конкурента), затем различные способы подавления конкурента (включая насильственные и незаконные), затем по мере увеличения масштаба общественного распространения профессии применяются экономические способы борьбы (типа демпинга - снижения платы за услуги), в дальнейшем для обеспечения этой борьбы начинают использоваться экономико-политические (коррупция) и чисто политические способы (проведения льготных законов и т.п.).

С наступлением постиндустриальной эпохи фокус обеспечения монопольного положения профессий смещается в сторону социально-психологических средств: совершенствуются методы рекламы, которая теперь совмещается с работой средств массовой информации и отчасти образования. Тем самым в сознание подрастающего поколения изначально закладываются установки правильного реагирования на монопольный статус профессий. При этом развитие самих профессий, в плане качества предоставляемых услуг, всегда отстает от процесса из монополизации. Это означает, что задача самообеспечения профессии всегда преобладает над задачей предоставления услуг и обеспечения общественных нужд, что приводит к паразитированию профессий на обществе. Так обычная услуга превращается в «медвежью», помощь - во вред, а профессия - в средство зарабатывания денег даже за счет явного снижения качества услуг. Но, в конечном счете, это ведет к падению авторитета профессии в обществе и к осознанию потребности в саморазвитии. Адекватным способом саморазвития профессии является улучшения качества услуг за счет внутренних резервов (производство и внедрение изобретений, улучшение организации предоставления услуг, устранение препятствий в оказании услуг, улучшение подготовки работников и совершенствование условий и способов этой подготовки и т.п.). Это значит, что сохранение за любой профессией способности оказывать профессиональные услуги прямо зависит от способности ее работников обеспечивать ее собственное развитие. Но это возможно прежде всего за счет их собственного развития во всех отношениях. Все это относится и к социальным работникам, как государственным работникам, уровень ответственности которых зависит прежде всего от их морального и духовного сознания, от масштаба их мировоззрения.

В наше время в мире существует и развивается много общественных движений общецивилизационного масштаба, ставящие себе целью ни больше, ни меньше как сохранение и/или развитие мира в целом, в той или иной его части, контексте или аспекте. Таковы, например, экологическое движение, спасающее природу, антивоенные движения, движения «Общественная (человеческая) экология», «Экология культуры», «Экология духа» и т.д. и т.п. Представляется, что предельной смысловой рамкой для всех этих движений является именно понятие «социальная работа» в том виде, как оно развернуто в диссертации, поскольку все они, безусловно, работают на весь мир. Все это позволяет рассматривать социальную работу в ее подлинном масштабе, как явление общекультурное и историческое, т.е. как подлинный социальный институт, что позволяет выдвигать и подлинные критерии и идеалы ее функционирования и развития во всем мире и в России, в частности. В целом, смысл социальной работы заключается в обеспечении развития обществ на планете в направлении формирования общечеловеческого единства.

В наше время в России развитие профессий все еще идет по линии борьбы за монопольность и против конкурентов, что порождает многочисленные проблемы, неувязки, неэффективность, недовольство, социальную напряженность и т.д. Сознание профессиональных работников сейчас, в условиях кризиса, направлено прежде всего на обеспечение сохранения профессии, дающей им заработок, даже за счет пренебрежения к качеству работы. Сохранение такого положения дел может быть выгодно только для людей, думающих не об общественных интересах, а только о своих собственных. Понятно, что передача профессиональных навыков следующему поколению работников направлена прежде всего на сохранение всех профессиональных традиций, а для их изменения в эволюционном режиме сейчас просто не хватает времени. Поэтому так важна работа по подготовке специалистов нового поколения, а именно - способных к саморазвитию в профессиональном отношении и, тем самым, - к развитию своей профессии. Но именно этот момент до сих пор не является предметом внимания ни Министерства образования, ни большинства педагогов. Система образования перестраивается медленно и с большим трудом.

Эти недостатки, полностью понимаемые сейчас только специалистами, проистекают из естественных особенностей переходного периода в нашем обществе к «рыночно-демократическому» строю. В этих рамках формирование социальных институтов (особенно, ранее не существовавших) проходит некий цикл, включающий осознание обществом и его политическими институтами собственных проблем, предъявление своих запросов по этому поводу государству (что требует времени), осознание государственными структурами серьезности этих требований и длительный процесс создания, исправления и совершенствования правовых условий и средств решения этих проблем, как «сверху», со стороны государства, так и «снизу», со стороны общества. В настоящее время вполне естественна недооценка роли и значения социальной работы со стороны государства (как, впрочем, и науки, и педагогики, и образования и других важных социальных институтов). На все пока не хватает средств, но вполне очевидной для всех здравомыслящих людей является политическая значимость социальной работы, как наиболее оптимального средства создания и поддержания социальной гармонии в самом широком смысле и недопущения социальных конфликтов и потрясений.

Все эти соображения ставят перед теоретиками социальной работы новые, важные и сложные задачи по ее развитию и совершенствованию. С одной стороны, требуется формировать профессиональную социальную работу в России в сложнейших социальных условиях, когда борьба за выживание является главным делом для каждого, для любой социальной группы. В таких условиях самообеспечение за чужой счет объективно расценивается как вполне допустимое и нормальное. Много времени пройдет, пока общество не осознает снова, что только единство и взаимопомощь помогает выживать всем, а значит нужно воспитывать подрастающее поколение именно в таком духе. Особенно это касается людей, обязанностью которых является забота о других людях. Известно, что доброе отношение нельзя купить за деньги. В этом случае любое недовольство зарплатой ведет к сознательному ухудшению качества работы со стороны работника, как восстанавливающее справедливость. Клиент в этом случае предстает в виде пассивного объекта, к которому может быть только формальное отношение, обусловленное должностными обязанностями. При практически полном отсутствии контроля такая работа выглядит формально безупречной, а по сути - халтурой, мало помогающей клиенту (если не усугубляющей его положение). Устанавливать независимый контроль невозможно и бессмысленно. Особенно это касается тех, кто должен не просто оказывать помощь обращающимся за ней, но искать нуждающихся в помощи самостоятельно. Это наиболее трудная часть социальной работы, поскольку она прямо зависит от совести социального работника, который должен решать сам, кто реально нуждается в помощи, а кто может обойтись без нее. При решении такого вопроса имеют большое значение психологические, моральные и духовные качества социального работника. Ведь если этот человек был по жизни обижен на кого-то лично, на какой-то разряд людей (связанный с национальностью, социальным положением, профессией, уровнем культуры, религиозностью и т.п.), то в своей работе он будет бессознательно мстить таким людям, считая себя поступающим правильно и правым. Такие люди всегда оправдывают себя и сами представляют проблему. Люди же, изначально воспитанные в духовном плане, не стремятся сделать из помощи другим людям средство для компенсации собственных стрессов и неврозов, их сознание работает на качественно другом уровне.

В истории общества функцию такого воспитания всегда выполняла религия, и есть надежда, что в наше время она будет восстановлена. Но делается это не само по себе, а усилиями заинтересованных людей, понимающих всю важность этого. Ведь то, что для обычных людей воспринимается, как подвиг (вернее, как непонятная глупость, наносящая ущерб тому, кто ее делает, -бескорыстно помогает другим людям), то для духовных людей это их образ жизни, которым нечего гордиться. В истории (и в российской истории) именно такие люди всегда были образцом, идеалом для других (например, известная мать Тереза), на них всегда можно было положиться. Именно таких людей и не хватает сейчас в России и именно таких людей нужно готовить в самом широком масштабе для обеспечения потребностей в социальных работниках. Для этого необходимо расширение контактов с православной церковью, привлечение ц вовлечение ее в образовательный процесс вообще и социальных работников, в частности. Все это будет способствовать улучшению социально-политического положения в России.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Пономарев, Петр Андреевич, 2005 год

1. Агапов Е.П. Социальная помощь в контексте культуры. Дисс. докт. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2001.

2. Актуальные проблемы культуры XX века. М., Знание, 1993.

3. Актуальные проблемы социального воспитания. ВНИК «Школа -микрорайон». М., 1990 г.

4. Амонашвили Ш. Почему не прожить нам жизнь героями духа. Мысли в учительской. М., 2003.

5. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М., 2001.

6. Андрущенко Т.Ю., Шитова Э.П. Подготовка специалиста социальной работы в Волгоградском педагогическом университете //Высшее профессиональное образование в области социальной работы: Опыт и проблемы. М., МГСУ, 2002.

7. Антология ненасилия. М.-Бостон, 1991.

8. Антология социальной работы в России. Т. 1-3. М., 1994-1995 гг.

9. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьёзного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб, 2003.

10. П.Апресян Р.Г., Марченко Г.И. Размышления после конференции //Философские науки, № 11,1990.

11. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.

12. Арсентьев Н.М. Содержание подготовки специалиста по социальной работе//Высшее профессиональное образование в области социальной работы: Опыт и проблемы. М., МГСУ, 2002.

13. Архимандрит Серафим (Алексиев), архимандрит Сергий (Язаджиев). Почему православному христианину нельзя быть экуменистом. СПб, 1992.

14. Бадя JI.В. Благотворительность и меценатство в России: краткий исторический очерк. М., 1993.

15. Баркер Р. Словарь социальной работы / Сокр. пер. с англ. М., 1994.

16. Барыз Д. Социальная работа с семьями в Англии. М., 1993.

17. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999.

18. Бачинин В.А. Духовная культура личности. М., Политиздат, 1986.

19. Белый А. Пути культуры//Вопросы философии. 1991, № 11.

20. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

21. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии//Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство кесаря. М., 1995.

22. Берлянд И.Е. Игра, как феномен сознания. Кемерово, 1992.

23. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Екатеринбург, 1999.

24. Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992.

25. Берне Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание. М., 1986.

26. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

27. Блинков Ю.А. Подготовка специалистов по социальной работе в Курском государственном университете: опыт, проблемы, поиски решений//Высшее профессиональное образование в области социальной работы: Опыт и проблемы. М., МГСУ, 2002.

28. Богуславский М. Ценности образования и бесценность общения// Педагогика, № 5, 1995.

29. Богуславский М.В. Философия образования в трактовке мыслителей российского зарубежья//Педагогика, № 9, 2000.

30. Боденко Б.Н. Социальный работник: миссия, профессия, должность //Работник социальной службы, № 1(1), 1997.

31. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2000.

32. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, Изд-во РПГУ, 2000.

33. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

34. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. Круглый стол «Духовность, художественное творчество, нравственность»// Вопросы философии, № 2, 1992.

35. Вавилов А.П., Злобин П.Е. Становление и развитие высшего профессионального образования в области социальной работы в России // Высшее профессиональное образование в области социальной работы: нормативно-методические материалы. М., МГСУ, 2002.

36. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процессаУ/Педагогика, № 4, 1998.

37. Валицкая А.П. Философские основы современной парадигмы образования//Педагогика, № 3, 1997.

38. Ванье Ж. Трудное созревание для ненасилия//Философские науки, № 11, 1990.

39. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М., Издательский центр «Академия», 1999.

40. Введение в русскую философию. М., 1995.

41. Великолуг Т.И. Профессиональная практическая подготовка специалиста по социальной работе в медицинском вузе. Дисс. канд. пед. наук. М., 1998.

42. Власова Т.И. Воспитание духовности личности /Личностно-ориентированное образование в контексте культуры /Известия Южного отделения Российской Академии образования. Выпуск II. Ростов-на-Дону: ООО НЦ «Булат», 2000.

43. Власова Т.И. Диагностика гражданской культуры школьников и студентов: Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

44. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов-на-Дону, Изд-во РГПУ, 1999.

45. Влахос И. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.

46. Всемирная энциклопедия: Философия/Под ред. А.А.Грицанова. М., ACT, Мн., Харвест, Современный литератор, 2001.

47. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования: тренинг самосознания. Екатеринбург, Деловая книга, 1998.

48. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы/ Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2. М., 1996.

49. Гегель Г.В.Ф. Собрание соч. Т. 4. М., 1959.

50. Гегель Г.В.Ф. Философия духа. М., 1997.

51. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования//Педагогика. 2002, № 7.

52. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998.

53. Гильмутдинова Н.А. Игра в контексте различных образовательных парадигм/ Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.). В 5 т. Т. 4. М., 2005.

54. Госс-Майер X. Основы ненасилия: пояснение понятия// Философские науки, № 11, 1990.

55. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы: Учебное пособие. М. 1994.

56. Григорьева Т.П. Проблема всечеловека //Новая эпоха новый человек. Материалы международной конференции. М., 2000.

57. Громова Н.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта //Социологические исследования, № 10, 1991.

58. Громыко Ю.В. Проектное сознание. М., 1996.

59. Гуревич П.С. Философия культуры. Учебник для высшей школы. М., NOTA BENE, 2001.

60. Гусейнов А.А. Ненасилие и перспективы обществаУ/Философские науки, № 11, 1990.

61. Гусейнов А.А. 198 методов ненасильственных действий //Философские науки, № 12,1991.

62. Гусейнов А.А. Этика ненасилия//Вопросы философии, № 3, 1992.

63. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., Гардарики, 2000.

64. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. Учебное пособие. М., 2000.

65. Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе. М., Наука, 1994.

66. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы: Учебное пособие. М., Социально-технологический институт, 1997.

67. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. РГУ, 1979.

68. Давидович Е.В. В зеркале философии. Ростов-на-Дону, Феникс, 1997.

69. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

70. Декларация принципов терпимости. Париж, 1955.

71. Дергунова JI.A. Человек и современная культура: проблема дисгармонии и ее последствия /Роль антикризисных явлений в достижении стабильности в обществе. Сборник научных трудов. Шахты, 2004.

72. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб, 2003.

73. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М., ВЛАДОС, 1999.

74. Дистервег А.О. О природосообразности и культуросообразности в обучении//Народное образование, № 7, 1998.

75. Добротолюбие. В 5 томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992 (репринт).

76. Дронова Н.В. В мире иллюзий: социокультурный анализ наркомании на современном этапе//Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) В 3 т. Т.З. Ростов-на-Дону, 2002.

77. Дубинский В.И. Социальная работа в Германии. М., 1996.

78. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ//Вопросы психологии, № 5,1993.

79. Едалина Н.А. Самоопределение личности как путь к себе. Екатеринбург, 2003.

80. Ерусланова Р.И. Гуманистическая сущность социальной работы // Социальная работа: проблемы духовности и нравственности в теории и практике / Под ред. Р.И. Еруслановой, Д.Е. Иванова. Чебоксары, 1998.

81. Жуков В.И. Социальное образование в России: опыт и проблемы подготовки специалистов/Отв. ред. П.В.Злобин. М., Союз, 1997.

82. Жуков В.И. Социальное образование: взгляд в будущее/Ученые записки. Научно-теоретический журнал, № 1 (17), 2000.

83. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы (учебно-методическое пособие). М., Социально-технологический институт, 1999.

84. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999.

85. Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996.

86. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993.

87. Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. М., 1918.

88. Зимняя И.А. Социальная работа в зеркале ценностей российского народа // Российский менталитет и учет его особенностей в социальной работе / Под ред. И.А. Зимней. Сер. Социальная работа. Набережные Челны, 1994. Вып. 10.

89. Зимняя И.А. Социоэкология личности наука о социальной работе // Теоретические основы подготовки социальных работников / Под ред. И.А.Зимней. Сер. Социальная работа. М., 1992. Вып. 5.

90. Зимняя И.А. Функционально-ролевой репертуар и методы социальной работы// Российский журнал социальной работы, № 1, 1996.

91. Зинченко А.П. Игровая педагогика. Тольятти, 2000.

92. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования//Педагогика, № 5, 1997.

93. Зинченко В.П., Моргунов Е.В. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.

94. Зятева J1.A. Философско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания//Педагогика, № 7, 2002.

95. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996.

96. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальная технология. М., Союз, 1999.

97. Ильин И.А. Наши задачи. Париж Москва, 1992.

98. Ильин И.А. О грядущей России. Избранное. Статьи. М., 1993.

99. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

100. История педагогики. Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учебное пособие для педагогических университетов/Под ред. А.И.Пискунова. М., ТЦ «Сфера», 1997.

101. История педагогики. Часть 2. С XVII до сер. XX в.: Учеб. пособие для педагогических университетов/Под ред. А.И.Пискунова. М., ТЦ «Сфера», 1998.

102. История русской философии: Учебник для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. М., Республика, 2001.

103. Каган М.С. Философия культуры. СПб, ТОО ТК «Петрополис», 1996.

104. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб, ТОО ТК «Петрополис», 1997.

105. Кадровое обеспечение социальных служб: подготовка и перепоготовка / Отв. ред. Е.И. Холостова. М., 1997.

106. Как построить своё «я». Под ред. В.П. Зинченко. М., 1991.

107. Какурин А.А. Что такое духовность?//Школа духовности. 2000, №3.

108. Ш.Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн.1, T.l. М., Просвещение. 1988.

109. Кармин А.С. Культурология. Спб., Лань, 2001.

110. Карпюк И.А. Воспитательная система школы: Пособие для руководителей и педагогов общеобразовательных школ. Мн., Универсистетское, 2002.

111. Карсавин Л.П. О личности // Религиозно-философские сочинения. T.l М„ 1992.

112. Карсавин Л.П. Основы политики // Мир России Евразия. М., 1995.

113. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви /А.В. Карташев. Сочинения. Т. 1 Париж, 1959.

114. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984.

115. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. T.l. М., 1861.

116. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике//Педагогика, № 5, 1994.

117. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига, 1995.

118. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси. Сергиев Посад, 1892.

119. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом. М., 1996.

120. Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. Ростов-на-Дону, 2001.

121. Койнова Ю.В. Формирование профессиональной компетенции социальных работников в процессе вузовского обучения (на материале Германии). Диссертация. канд. пед. наук. М., 1996.

122. Коласьев В.Н. Подготовка специалистов по социальной работе в Санкт-Петербургском государственном университете//Высшее профессиональное образование в области социальной работы: Опыт и проблемы. М., МГСУ, 2002.

123. Колков В.В. Методологические аспекты формирования теории социальной работы/ Работник социальной службы, № 1(1), 1997.

124. Колков В.В. Системный подход в преподавании теории социальной работе: Методологический семинар/Составитель-редактор В.В.Колков. М., Институт социальной работы, 1997.

125. Колков В.В. Теоретико-методологические представления о сущности социальной работы/Проблемы теории и методологии социальной работы. М., 2000.

126. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М., 1984.

127. Кондратьев В.М., Матронина Л.Ф. Образование в условиях глобализации/Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) В 3 т. Т. 1. Ростов-на-Дону, 2002.

128. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. Справочное учебное пособие. М., Щит-М, 2001.

129. Конфликтология. Хрестоматия. М.-Воронеж, 2002.

130. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979.

131. Косичев А., Платонов Г. Духовность и проблема воспитания //Высшее образование в России. 1998, № 1.

132. Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией //Педагогика, № 6,1996.

133. Кремнева T.JI. Технологии обучения практике социальной работы в Великобритании//Педагогика, 2001, № 1.

134. Крылова Н. Введение в круг культурологических проблем образования/Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. Вып. 4. М., 1996.

135. Кувакин В. Современный гуманизм // Высшее образование в России, 2002, №4.

136. Кувакин В. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). М., 1998.

137. Куличенко P.M. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: Учебное пособие. Тамбов. Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1997.

138. Куличенко P.M. Становление и развитие факультета социальной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина /Высшее профессиональное образование в области социальной работы: Опыт и проблемы. М., МГСУ, 2002.

139. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, Феникс, 2001.

140. Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. М., 2000.

141. Кусжанова А.Ж. Социальная сущность образования/ Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) В 3 т. Т.1. Ростов-на-Дону, 2002.

142. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия//Вопросы философии, № 8, 2001.

143. Лавриненко И.М. Подготовка кадров для социальной сферы в институте молодежи: опыт, проблемы, поиски решений// Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов /Отв. ред. П.Е. Злобин. М., Союз, 1997.

144. Лапин Н.И., Пригожин А.И. «Социальные инновации» новое направление в организационной психологии на Западе /Психологический журнал, № 5, 1982.

145. Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи: Пособие для педагогов и руководителей школ. Мн., Амалфея, 2001.

146. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов, 1990.

147. Лекторский В.А. Духовность и рациональность//Вопросы философии. 1996, № 2.

148. Лекции по технологии социальной работы. В 3-х частях /Под ред. Холостовой Е.И. М., СТУ, 1998.

149. Ленина Ю.А. Интегративная модель подготовки социального работника //Российский журнал социальной работы. 1996, № 2.

150. Леонтьева В. Гуманистические перспективы образования //Высшее образование в России. 1999, № 4.

151. Линде Н.Д. Психотерапия в социальной работе. М., 1996.

152. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия// Вопросы философии, № 2, 1995.

153. Логвинов И.И. Философия образования и педагогика: точка зрения дидакта//Педагогика, № 3, 1997.

154. Лоренц У. Социальная работа в изменяющейся Европе. Киев, 1997.

155. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

156. Лосский Н.О. Ценность и бытие// Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М, 1994.

157. Макарова Н.И. Педагогика ненасилия в контексте новых образовательных технологий/ Рационализм и культура на пороге третьеготысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) В 3 т. Т.1. Ростов-на-Дону, 2002.

158. Макарова Н.И. Философское осмысление педагогики ненасилия/ Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.). В 5 т. Т. 4. М., 2005.

159. Макарцева Н.Н. Педагогика гармонии и синтеза/ЯТедагогика, № 2,1996.

160. Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., Академия, 2001.

161. Максимова М.Н. Новые направления в подготовке специалистов по социальной работе//Высшее профессиональное образование в области социальной работы: Опыт и проблемы. М., МГСУ, 2002.

162. Мапельман В.М. Этическое измерение глобально-космических проектов//Общественные науки и современность, № 1, 2000.

163. Марков М. Технологии и эффективность социального управления. М., 1982.

164. Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 1999.

165. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. М., 2001.

166. Миллер С. Психология игры. СПб, 1999.

167. Милосердие. Учебное пособие /Под ред. М.П. Мчелдова. М., «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998.

168. Митрохин JI.H. Будет еще хуже, если. // Вопросы философии.1997, №2.

169. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., Изд-во «института практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

170. Мурашов В.И. Кризис духа и его преодоление //Школа духовности. 2000.

171. Мурашов В.И. Духовность принцип новой эпохи //Школа духовности. 2001.

172. Назаретян А.П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс?//Вопросы философии, № 3,1992.

173. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? //Педагогика, № 3,1997.

174. Наранхо К. Гешталытерапия. Воронеж, 1995.

175. Некрасов А. Развитие концепций социального благосостояния и подготовка специалистов в области социальной работы за рубежом// Российский журнал социальной работы. 1997, № 1.

176. Некрасова Е.Н Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М., Мартис, 1997.

177. Ненасильственные движения и философия ненасилия: состояние, трудности, перспективы (материалы «круглого стола») //Вопросы философии, № 8,1992.

178. Нещеретный П.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.

179. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека// Педагогика, № 4,1998.

180. Никитин В.А. Проблемы и направления обеспечения качества образования в области социальной работы // Высшее профессиональное образование в области социальной работы: Опыт и проблемы. М., МГСУ, 2002.

181. Никитин В.А. Социальная работа как специфический вид социальной деятельности П Проблемы теории и образования в области социальной работы: Сборник научных статей. М., 1999.

182. Никитина JI.E. Исходные методологические и теоретические основания социальной педагоги ки//Проблемы теории и методологии социальной работы. М., МГУС, 2000.

183. Новиков А. О национальном характере образования и воспитания // Народное образование. 2001, № 4.

184. Новиков А. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М., 2000.

185. Новиков А.И. История русской философии Х-ХХ веков. Спб., Лань, 1998.

186. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2. М., 1996.

187. Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. Вып. 4. М., 1996.

188. Новые ценности образования: образование и сообщество. Вып. 5. М„ 1996.

189. Образование в области социальной работы в России. М., 1996.

190. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации /Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри., Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М., Аспект-Пресс, 1996.

191. Обучение социальной работе: состояние и перспективы. М., ИПСР, 1997.

192. Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. М., ФАИР-Пресс, 2001.

193. Опыт аналитического обзора и представления материалов по социальной работе/ Социальная работа. Вып. 2, 1992.

194. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

195. Орлов Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике//Педагогика, № 4, 1993.

196. Орлова Э.А. Общественный статус социальной работы: культурно-антропологическая интерпретация //Российский журнал социальной работы, №2, 1996.

197. Основы современной философии: Учебник. 3-е изд., доп. СПб., 2001.

198. Основы социальной работы. М., 1997.

199. Основы социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. Е.В.Ханжина. М., 2001.

200. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок. 2-е издание, М., ИНФРА-М, 2001.

201. Панов A.M. Социальное развитие и социальная работа: проблемы и возможности на пороге XXI века/ Работник социальной службы, № 1-2 (5-6), 1999.

202. Педагогическое наследие русского зарубежья. М., 1993.

203. Перевезенцев С.В. О смысле бытия и философии образования русского народа //Педагогика, №8, 2001.

204. Перевозчикова JI.C. Гуманистическая парадигма образования/ Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.). В 5 т. Т. 4. М., 2005.

205. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

206. Платонова Н.М. Дидактика социального образования: особенности обучения социальной работе. СПб., Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001.

207. Платонова Н.М. Особенности внедрения инновационных технологий обучения в муниципальном образовательном учреждении //Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов/Отв. ред. П.Е.Злобин. М., Союз, 1997.

208. Подготовка социальных работников как многоуровневый процесс/Актуальные проблемы состояния и перспективы социальной работы в России/Отв. ред. И.А.Зимняя (сер. Социальная работа Вып. 6). М., 1992.

209. Покотилова Т. Благотворительность и нравственность /Alma mater, 1998, №3.

210. Пономаренко В.А. Психология духовного профессионала. М., 1997.

211. Попов J1.A. Десять лекций по этике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., «Ось-89», 2001.

212. Принципы ненасилия. Классическое наследие. Отв. ред. В.М.Иванов. М., 1991.

213. Приоритеты современной педагогики: мир-экология-сотрудничество. / Под ред. Э. Соколовой. М., 1993.

214. Психология и педагогика. Учебное пособие /Под ред. А.А.Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. М., Изд-во Института логотерапии, 2002.

215. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. М., Центр, 2001.

216. Рассел Ф., Акофф Р. Рассогласование между системой образования и требованиями к успешному управлению//Вестник высшей школы, № 2, 1990.

217. Религии народов современной России. Словарь. М., 1999.

218. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

219. Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности //Философские науки. 1997, №2.

220. Ретюнских Л.Т. Философия игры. М., 2002.

221. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., Педагогика, 1990.

222. Розелли Н. Социальная работа. М., Социнновация, 1994.

223. Российская энциклопедия социальной работы /Под ред. А.М.Панова и Е.И. Холостовой. Т.1. М., Институт социальной работы, 1997.

224. Российская энциклопедия социальной работы/Под ред. А.М.Панова и Е.И. Холостовой. Т.2. М., Институт социальной работы, 1997.

225. Ростовцев А.Н. О гуманистической модели образования XXI века/ Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.). В 5 т. Т. 4. М., 2005.

226. Русская философия: Имена. Учения. Тексты. Сб./Сост. Солнцев Н.В. М., «ИНФРА-М», «Весь мир», 2001.

227. Русский космизм. М., 1993.

228. РыдановаИ.И. Основы педагогики общения. Минск, 1998.

229. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. М., Владос, 2002.

230. Рябова Л.В. Феномен Учителя жизни. Ростов-на-Дону, 1995.

231. Сальников В.П., Сандулов Ю.А., Гуцериев Х.С., Кальной Н.И. Философия для аспирантов: Учебник для адъюнктов высших образовательных учреждений МВД России. 2-е издание /Под ред. И.И. Кального. СПб., Лань, Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001.

232. Саппс М., Уеллс М. Опыт социальной работы. Введение в профессию. М., 1994.

233. Святохина Г.Б. Ключевые принципы образования учения Живой Этики/ Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.). В 5 т. Т. 4. М., 2005.

234. Сейтов А. Проблемы управления в XXI веке (по материалам Римского клуба)//Общественные науки и современность, № 4, 1992.

235. Селиванов Ф.А. Атасфера противоположность ноосферы// Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы

236. Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) В 3 т. Т.З. Ростов-на-Дону, 2002.

237. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. М., 1994.

238. Семенов И.Н. Акмеология новое направление междисциплинарных исследований человека/Юбщественные науки и современность, № 3,1998.

239. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М., 2000.

240. Серафим Саровский. О цели христианской жизни. (Беседа старца Серафима с Н.А.Мотовиловым) «Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век/ Под ред. И.Т.Фролова. М., 1995.

241. Сидоров В.Н. Деятельность социального работника: роли, функции и умения. М., 2000.

242. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М., Школа-Пресс, 1995.

243. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.

244. Соболев В.Н. Как формировать идеалы в условиях многонационального окружения//Педагогика, № 6, 1994.

245. Современный гуманизм. Материалы и исследования. М., 2000.

246. Современный словарь по педагогике/Сост. Рапацевич Е.С. Мн., Современное слово, 2001.

247. Современный философский словарь /Под ред. В.Е. Кемерова. Москва. Бишкек. Екатеринбург. 1996.

248. Соина О.С. Моралист (опыт этической характеристики) //Человек, №4, 1995.

249. Соколова Л.Б. Духовность как интегративная сила воспитания //Школа духовности. 2001, № 1.

250. Соловьев А.В. Постмодернизм и социальная работа/Работник социальной службы, № 1(1), 1997.

251. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия //Соч. в 2 Т., Т.1 М., 1988.

252. Соловьев B.C. Первый шаг к положительной этике// Соч. в 2-х Т., Т.2. М., 1988.

253. Соловьев B.C. Собр. Соч. в 2 Т., Т.1. М., 1990.

254. Соловьев С.М. Сочинения. Кн. 1. История России с древнейших времен. Т. 1. М., 1988.

255. Социальная защита: региональные модели. М., 1995.

256. Социальная работа в Германии и Австрии. Социальная работа. Вып. 4, 1992.

257. Социальная работа в Германии. М., 1996.

258. Социальная работа в системе Человек-Культура-Общество. Саратов. СГТУ. 1994.

259. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., Союз, 1996.

260. Социальная работа за рубежом: Учебное пособие для вузов (материалы для практических занятий)/Под ред. П.Я. Циткилова. Ростов-на-Дону, Пегас, 1999.

261. Социальная работа и подготовка социальных работников в Швеции, Великобритании, Канаде, США. Социальная работа. Выпуски 1, 3. М., 1992.

262. Социальная работа. Журнал АСОПИР.

263. Социальная работа/Под ред. В.И.Курбатова. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999.

264. Социальная работа: отечественная и зарубежная. В 2-х т. М., Тула. 1993.

265. Социальная работа: теория и практика. Учеб. пособие/Отв. ред. Е.И. Холостова и А.С. Сорвина. М., ИНФРА-М, 2001.

266. Социальная система и социальная работа в Федеративной республике Германии. Франкфурт, 1988.

267. Социальное обеспечение в странах Северной Европы. М., МГСУ., 1994.

268. Социально-философские проблемы образования. М., 1992.

269. Справочное пособие по социальной работе/Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. М., 1997.

270. Степин B.C. Культура//Вопросы философии, 1999, № 8.

271. Степин B.C. Личность в технотронную эпоху//Наука в России.1993, №2.

272. Стог А. Об общественном призрении в России. СПб., 1818.

273. Суд над системой образования: стратегия на будущее. Под ред. У.Д. Джонстона. М., 1991.

274. Сухоруков М. Социальная работа в России//Социальная защита, № 1, 1996.

275. Тайчинов М.Г., Хамматова С.А. Духовная культура основа воспитания //Школа духовности. 2000, № 3.

276. Таланов В. Образование и культура толерантности//Высшее образование в России, 2001, № 3.

277. Тевлина В.В. Социальная работа в России в конце XIX начала XX века// Вопросы истории. 2002, № 1.

278. Темникова Л.А. Благотворительность в истории России. М., 1996.

279. Темникова Л.А. Проблема возрождения духовно-нравственной культуры общества в процессе подготовки специалистов социальной работы//Этика социальной работы: Материалы методологического семинара. М., СТИ, 2000.

280. Теория и методика социальной работы. (Краткий курс). М., Союз,1994.

281. Теория и методика социальной работы. Тт. 1-2. М., Союз, 1994.

282. Теория и методология социальной работы: Учебное пособие /С.И.Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.А.Ельчанинов и др. М., Наука, 1994.

283. Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. Социальная работа. Вып. 1. М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1992.

284. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 1, Тула, 1991.

285. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М-Тула, 1993.

286. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. М., 1999.

287. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. М, 2000.

288. Технология социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. М., 2002.

289. Тоненкова М.М. Космические основания социологии духовной жизни будущей России//Социально-гуманитарные знания. 2002, № 3.

290. Топчий Л.В. На пути к новому качеству подготовки специалистов по социальной работе//Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов/Отв. Ред. П.Е. Злобин. М., Союз, 1997.

291. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М., 1994.

292. Трофимова Т.А. Подготовка специалистов по социальной работе в Тюменском государственном нефтегазовом университете //Социальная работа: Опыт и проблемы подготовке специалистов/ Отв. ред. П.Е. Злобин. М., Союз, 1997.

293. Труды БИОГЕЛГЕОХИМ АН СССР. Т. 16. М., 1980.

294. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

295. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991.

296. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М., 1914.

297. Философия образования для XXI века. М., 1992.

298. Философия образования. «Круглый стол»//Педагогика, № 6, 1995.

299. Философия социальной работы. Монография/ Под ред. В.И. Митрохина. М., МГСУ Союз. 1998.

300. Философия: Учебник для вузов/Под ред. JI.A. Никитич. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

301. Философская энциклопедия в 5 т. Т. 3. М., 1964.

302. Философская энциклопедия в 5 т. Т. 5. М., 1970.

303. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). М., Институт практической психологии. Воронеж, НПО «МОДЭК». 1997.

304. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., ВЛАДОС, 1999.

305. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Тория социальной работы. М., 2000.

306. Фокин В.А. Теория и практика социального воспитания учащихся профессионально-технической школы // Центр социальной педагогики РАО. М., 1996.

307. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

308. Франк С.Л. Крушение кумиров//Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

309. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии/ Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.

310. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж 1956.

311. Хаффнер Ф. Социальная политика и система социального обеспечения. Эшборн, 1994.

312. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

313. Хлебников В. Шведский опыт социальной помощи престарелым// Вестник социальной работы. М., Союз. 1994, № 2.

314. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.

315. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993.

316. Холостова Е.И. Становление теории социальной работы. М, 1999.

317. Холостова Е.И. Сущность социальной работы в обществе// Проблемы теории и методологии социальной работы. М., 2000.

318. Хомяков А.С. Полн. Собр. Соч. В 8 т. Т. 1. М., 1982.

319. Циолковский К.Э. Научная этика. Калуга, 1930.

320. Чешев В.В. Проблема антропосоциогенеза: философский аспект// Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) В 3 т. Т.З. Ростов-на-Дону, 2002.

321. Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. М., Центр общечеловеческих ценностей. 1992.

322. Шадриков В.Д. Духовность как реализация личностного смысла бытия. Школа духовности. 2000, № 2.

323. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. 2-е. М., Логос. 2001.

324. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002.

325. Шалин В.В. Толерантность в свете глобализации современного общества//Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия:

326. Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) В 3 т. Т.З. Ростов-на-Дону, 2002.

327. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности. (Новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики нашего дня)//Вопросы филоофии, № 11, 1997.

328. Шапиро Б.Ю. Об опыте организации послевузовского образования в области социальной работы// Российский журнал социальной работы. 1997, №1.

329. Шапиро Б.Ю. Проблема целостного подхода в обучении социальной работе// Образование в области социальной работы в России. М., 1996.

330. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е. М., ФАИР-ПРЕСС, 2000.

331. Шарп Дж. Ненасильственная борьба: лучшее средство решения острых политических и этических конфликтов//Философские науки, № 11, 1990.

332. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М., 1993.

333. Шердаков В.Н. Добро и зло. (Очерк нравственной философии). М., Гардарики. 2001.

334. Шипунова Т.В. Миссия и цели системы социальной работы /Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы: Феноменология и социальные технологии. Барнаул, 1999.

335. Школа социальных педагогов и социальных работников. Выпуск 1-6. М., Социнновация. 1991.

336. Школьник Г.И. От единого мировоззрения к личностным ценностям //Педагогика, № 5, 1994.

337. Штейнер Р. Воспитание к свободе. М., 1993.

338. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1). М., 2004.

339. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. М., 1993.

340. Щедровицкий П. Педагогика свободы // Кентавр. Методологический и игротехнический альманах, № 1, 1993.

341. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

342. Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. В 3-х т. М., 1994.

343. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

344. Этика ненасилия. Под общей ред. А.А.Гусейнова. М., 1991.

345. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова. М., Гардарики. 2001.

346. Юлина Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М. Липмана//Вопросы философии, № 2, 1995.

347. Юлина Н.С. Обучение разумности и демократии: педагогическая стратегия «Философия для детей»//Вопросы философии, № 10, 1996.

348. Яркина Т.Ф. Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики. М., 1997.

349. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи//Педагогика, № 2, 1996.

350. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека и его формирования в биоэнергетической среде. М., 1996.

351. Ярская-Смирнова В.Н. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998.

352. Ярская-Смирнова В.Н. Философские смыслы социального образования/ Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.). В 5 т. Т. 4. М., 2005.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.