Социально-философский анализ форм отчуждения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Исмагилов, Камиль Наилевич

  • Исмагилов, Камиль Наилевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 156
Исмагилов, Камиль Наилевич. Социально-философский анализ форм отчуждения: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2001. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Исмагилов, Камиль Наилевич

Введение.;.

1. Генезис проблемы отчуждения в социальной философии.

1.1. Социально-философские традиции анализа проблемы отчуждения.

1.2.Методологические проблемы обоснования классификации форм отчуждения.

1.3. Основные модели социогенеза и проблема отчуждения.

2. Анализ форм отчуждения в современном обществе.

2.1. Механизм взаимодействия интеграторов и форм отчуждения в историческом измерении.

2.2.Интеграторы и формы отчуждения в современном обществе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философский анализ форм отчуждения»

Актуальность темы исследования. На исходе второго тысячелетия человечество подошло к осознанию себя единым целым, планетарным сообществом, геологической силой. Столь же масштабный характер приобрели и проблемы, волнующие человечество. Парадоксально, но накопленная планетарная мощь возможностей человека поставила его на грань самоликвидации из-за неразумного или неподконтрольного использования этих возможностей. Техносфера, принесшая столько благ, может катастрофически изменить окружающую среду до характеристик, при которых человек уже не может существовать, выхолостить и необратимо изменить саму его природу. Социально-политические институты, возникшие для самоорганизации в целях выживания, могут мобилизовать разные части человечества на взаимоуничтожающее столкновение. Небывалое до сих пор расширение и интенсификация взаимодействия культур оборачивается унификацией и примитивизацией духовного многообразия различных составляющих частей человечества.

Трагическая парадоксальность бытия человека на фоне его научно-технических, политико-экономических и духовных свершений в большинстве исследований описывается через понятие "отчуждение". Отчуждение как феномен действительности представляет узел-пересечение противоречий индивидуального и социального бытия человека, его сущности и существования (своего рода сбой механизма воспроизводства человека и его бытия или же болезнь социального организма).

Социально-философский анализ форм отчуждения, направленный не на фиксацию этого феномена, а на изучение конкретных способов его существования, их роли в социальной истории и соотношения с другими сторонами человеческого бытия, может позволить поставить точный диагноз современному кризисному этапу в развитии человечества, способствовать самоосознанию, мобилизации защитных сил социального организма и поиску выходов из кризиса.

Вторая сторона актуальности темы исследования заключается в том, что социально-философский анализ форм отчуждения может способствовать самоопределению социальной философии в ходе структурной перестройки философских дисциплин, происходящих после завершения советского периода нашей истории. Направление нашего исследования помогает взаимосвязано решать две ключевые задачи такой перестройки. Первую из задач вслед за А. Суворовым1 можно сформулировать так: исходный пункт, куда гуманистическая мысль должна вернуться после вульгарно-коммунистического тупика - это проблема отчуждения индивидов от исторических судеб человечества в целом, отстраненности от вопроса быть или не быть, существовать или не существовать вообще социуму. Но при этом важно и как это сделать. Вторая задача заключается, по мнению В.Е.Кемерова, в том, что "необходимо максимально сблизить понятие о человеке и о людях с реальностью человеческих взаимоотношений и социальных форм, в этих отношениях проступающих" .

Степень разработанности темы. В литературе проблема отчуждения представлена через частично осознанные или не сформулированные в философском плане подступы в античной философии, теософические построения средневековья, историко-политическое объяснение у теоретиков «общественного договора» до выдвижения ее на одно из центральных мест в концепциях немецкой

1 Суворов А. Отчуждение, человечество, личность//Свободная мысль. 1993. №16. С.38.

2 Кемеров В.Е. Перспективы социальной философии//Социемы. Вып.1. Екатеринбург. 1993. С.4. классической философии и далее в экзистенциализме и близких к нему течениях западной философской мысли XX века, неомарксизме. Это работы Аристотеля и Платона [см. 82], а затем Т.Гоббса [31,32], Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо [133, 134, 135] и других теоретиков общественного договора, и далее - И.Г.Фихте [161], И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля [30], Л.Фейербаха [157], К.Маркса [83-89], Ф.Ницше [98,99], З.Фрейда [162], М.Хайдеггера, Ж.П.Сартра, Ж.Ипполита, Х.Ортега-и-Гассета [105,106], Э.Фромма [163], М.Марковича [82].

В работах этих авторов представлены определения отчуждения, теории, объясняющие его природу, причины, способы существования в социальном мире, возможные пути преодоления отчуждения.

Многие исследователи реализовали свое понимание проблемы отчуждения в своих моделях человеческой истории. Работы Н.Я.Данилевского, П.А.Сорокина, А.Д.Тойнби, О.Шпенглера [172] и других показали возможность использования понятия "отчуждение" в соединении с другими социально-философскими понятиями в единой модели.

Отечественные ученые внесли определенный вклад в развитие исследований по проблематике отчуждения. Работая в русле общеевропейской философской традиции, В.С.Соловьев, Л.Шестов и Н.А.Бердяев [12,13,14], в отличие от близких к ним экзистенциалистов, больше выходили и на такие стороны проблемы, как необходимость и возможность преодоления отчуждения. Эти идеи разрабатывались в трудах философов советского периода, но уже в русле марксистского подхода. Это работы Г.С.Батищева, Ю.Д.Гранина, Э.В.Ильенкова, С.М.Ковалева [69], В.И.Копалова [71], Я.И. Кузьминова [75], В.И. Маркова [107], Э.С. Набиуллиной [75], А.П. Огурцова [102],

Т.И.Ойзермана [103], Р.В.Радаева [75], Т.П.Субботиной [75], М.Б.Сапунова [107].

Новые моменты в исследовании проблематики отчуждения были внесены в 80-е и 90-е г. г. Они были связаны с выходом за рамки канонизированного марксизма и вовлечением работ иных философских школ и традиций. Можно назвать труды таких отечественных исследователей, как А.А.Грицанова [37], А.И.Демидова [55],

A.Ф.Еремеева [49], И.И.Кального [55], А.Н.Кочергина [73],

B.А.Кравченко [], Н.И.Лапина [76], В.М.Лейбина [55], В.А.Лоскутова [80], Б.В.Мееровского [55], В.Н.Новикову [55], В.И.Овчаренко [37], В.Н.Руденко [130], В.Н.Сагатовского [55], К.С.Тигрова [55], С.Н.Чугунова [55], А.Г.Щелкина [55].

Однако, как в западной, так и в отечественной философской традиции социально-философский анализ отчуждения, ориентированный "не столько на общие определения отчуждения, его сущности, "природы" и т.п., сколько на выяснение его различных социально-исторических форм" , далек от завершения.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является объединяющие, интегративные факторы социальных связей. Предметом исследования избраны формы отчуждения, представленные как конкретно-исторические способы существования отчуждения.

Цели и задачи исследования. Основная цель нашего исследования - формирование социально-философской классификации форм отчуждения на основе предложенного нами методологического подхода к проблеме отчуждения.

Поставленная цель определяет главные задачи исследования. Необходимо:

1 Новый социально-философский словарь. Екатеринбург: Уральский литератор. 1993. С.35.

- проследить эволюцию проблемы отчуждения в философской мысли, определить достигнутое исследователями в изучении этого феномена действительности и использовании ими понятия "отчуждение" в описании истории социального мира; обосновать методологический подход для дальнейшего социально-философского анализа проблемы отчуждения, соотношения названного понятия и основных понятий социальной философии;

- разработать и исследовать модель социальной истории, узловыми пунктами которой были бы формы отчуждения в их соотношении с существенными сторонами комплекса взаимодействий индивидов в социуме;

- на основе данной модели попытаться проанализировать современное состояние социума и выявить тенденции его дальнейшего развития.

Методологическая база исследования. Основаниями настоящего исследования являются принципы историзма, системности, развития и мозаичности. Значительную роль в формировании нашей концепции сыграли работы 90-х годов В.Е.Кемерова [61,62,63].

Методологическим же ядром данного исследования явились концепция локально развивающихся миров и принцип мозаичности, обоснованные Б.С.Галимовым и А.И.Селивановым [28,29,140]. Применительно к объекту и предмету социальной философии и соотносительно с темой нашего исследования использована следующая интерпретация положений данных концепции и принципа:

Социум представляет собой локальный мир в потоке бытия как в пространственном разрезе, так и во временном (этап, ступень, период) и, вместе с тем, несет в себе все многообразие целого. То, что через локальный мир проходят все нити целого (скажем, в социуме действуют всеобщие закономерности, в социальном есть взаимодействия физические, химические, механические, биологические), делают его частью целого. Но своеобразие локального мира, его способность к саморазвитию, самовосстановлению, самовоспроизводству, определяются особой, только ему присущей систематизацией, гармонизацией всего комплекса взаимодействий. Потому познание локального мира - это прежде всего выделение конкретного способа, системы интеграции всех взаимодействий, реализованной именно в этом мире. И развитие в данном случае предстает как возникновение нового типа (либо) комплекса взаимодействий, закрепляемого в ряду поколений системы с помощью всего комплекса ее взаимодействий.

Практически в узких рамках данной работы это означает, что мы сосредоточиваемся на выявлении именно этого нового типа взаимодействий на каждом этапе развития социума, не выстраивая все этапы на оси развития лишь определенного взаимодействия, социальной связи.

Источники исследования. По вопросам первобытной истории, сходного и различного в поведении первых людей и высокоорганизованных животных это работы И.Акимушкина [1], В.П.Алексеева [2], Ю.М.Бородая [19], Н.В.Клягина [67], Ю.М.Плюснина [113], В.М.Розина [125], Т.Г.Румянцевой [132]; о соотношении географического, территориального и социального факторов

A.С.Ахиезера [7], Л.Н.Гумилева [39] и евразийцев [3,48,59,136-139,152156]; о религиозном компоненте социального мира - Э.Блейна [16], J1.А.Гоготишвили [33], В.К.Кантора [56], В.Н.Келасьева [60], В.Страды [147], В.Шаповалова [169]; о национально-этнической составляющей исторического процесса - А.А.Гусейнова [146], Э.Дюркгейма [148],

B.С.Степина [146], В.И.Толстых [146], С.Хантингтона [166]; по экономическим и политическим аспектам темы - М.Бунге [20], А.И.Волкова [25], А.Н.Медушевского [91], В.М.Межуева [92], А.П. Цыганкова [168]; а также исследования, касающиеся нескольких сторон или периодов истории - Ф.Ариеса [6], И. Базилевой [9], В. Белкина [11], И. Валлерстайна [22], К.С.Гаджиева [26,27], Б.Л.Губмана [38], А.В.Гулыги [40], А.Я.Гуревича [42], В.П.Данилова [43], К.Добровольского [45], И.М.Дьяконова [47], К.А.Зуева [51], Ю.М. Каграманова [54], Г.С.Киселева [65], Н.Клопыжниковой [66], А.М.Ковалева [68], И.С.Кона [70], В.А.Красилыцикова [74], Р.Милеса [93], А.П.Назаретяна [96], Ю.Л.Нестеренко [97], А.С.Панарина [108, 109], И.К.Пантина [110], А.Печчеи [111], А.Подберезкина [115], Б.Ф.Поршнева [119], А.В.Разина [122], Г.Рормозера [126], Е.Самарской [139], Д.Скотта [143], Дж.П.Скэнлана [144], В.Стороженко [11], Дж.М.Тревельяна [151], Д.Фурмана [165], В.Г.Хороса [167], Ю.А.Шичалина [170], В.Шилова [171], П.Эмерсона [9], Ю.А.Ющенко [174], Н.С.Юлиной [173], материалы научного обзора социологических теорий национализма [148], научной конференции «Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века» [8, 29, 44, 78, 79, 90, 95, 104, 114, 117,121], «круглых столов» «Бюрократия, авторитаризм и будущее демократии в России» [21], «Ислам и общество» [53], «Российская ментальность» [128], «Российская модернизация» [129].

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- рассмотрены концепции и исследования по проблеме отчуждения с позиции их достаточности для классификации конкретно -исторических форм отчуждения; предложена и реализована методология классификации конкретно-исторических форм отчуждения: обосновано введение понятия интегратор», как существенной стороны социальной связи, основного ее фактора; социальная форма отчуждения представлена как искаженная, превращенная форма интегратора; выделено семь конкретно-исторических пар интегратор-форма отчуждения;

- обоснован механизм смены социальных форм (социумов) как переход социума на новый этап развития происходит в результате смены господствующего интегратора, когда предыдущий интегратор-гегемон на исходе своей эволюции приобретает отчужденный от человека характер;

- современный этап в развитии человечества охарактеризован как кризис политического интегратора-гегемона, этап преодоления такой формы отчуждения как тоталитаризм.

Теоретическое и практическое значение работы. Предложенная концепция дала возможность осуществить социально-философскую экспликацию данных современного общественно-гуманитарного знания, по-новому взглянуть на социальную историю и развитие социума.

Разработанная модель может быть использована для сопоставления, обобщения данных различных дисциплин, изучающих общество, а также при разработке конкретных предложений и программ для деятельности государственных органов и организаций.

Апробация работы. Положения работы апробированы на конференциях "Социальные конфликты: роль органов власти и общественно-политических сил" (Екатеринбург, 1992) и "Ленин и актуальные проблемы современности" (Уфа, 1997), на "круглом столе" "Межнациональные отношения: проблемы, поиски, решения " (Ижевск, 1999), "Динамика мотивации труда в условиях трансформации российского общества" (Уфа, 2000), "Проблемы социально-экономического положения молодежи в Республике Башкортостан" (Уфа,

11

2000) и в публикациях автора. Общий объем публикаций составил 1,8 п. л.

Положения проведенного исследования были апробированы в преподавательской и политической деятельности диссертанта. Так, на основе предложенной в данной работе модели социальной истории были разработаны и преподавались в средней общеобразовательной школе №5 поселка Чишмы Республики Башкортостан авторские курсы интегрированного предмета "Человек и общество" (11-е классы с 19921993 по 1997-1998 учебные года) и предмета "История мировых цивилизаций" (10-е классы с 1994-1995 по 1997-1998 учебные года).

Диссертация обсуждена на кафедре философии Башкирского госуниверситета и рекомендована к защите в декабре 2000 года.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы (176 наименований). Объем диссертации - 143 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Исмагилов, Камиль Наилевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что проблема отчуждения с началом Нового времени вышла на одно из центральных мест в европейской философии, став в ряде философских систем и школ даже проблемой атрибута человека и его бытия в социуме. Описывая парадоксальность человеческого существования, указывая на кризисно-болевые точки, переходные этапы его индивидуального и коллективного бытия, термин отчуждение все же в основном использовался как средство иллюстрации, демонстрации или доказательства более общих философских идей. Поэтому чаще всего отчуждение предстает как форма трансцендентных сил, воздействующих на этот мир.

Во-вторых, во многих исследованиях отчуждение имеет откровенно аксиологический характер, потому как средство выявления истины почти не работает.

С одной стороны, это понятие теряет свои эвристические возможности в силу недостаточно определенного соотношения с другими понятиями и категориями,. А с другой, из-за недостаточной исследованности его проявлений в действительности, генезиса способов существования данного феномена в истории социального мира.

Сосредоточившись на социально-философском анализе проблемы отчуждения, удалось преодолеть трансцендентный и аксиологический уклоны в использовании его как средства исследования истории человека и социума, показать историчность его форм, установить связи с другими описательно-объяснительными понятиями и выстроить историко-генетическую классификацию способов его существования. Показано, что отчуждение есть превращенная форма разновидностей взаимодействий индивидов в социуме, причем именно существенного, определяющего ядра таких взаимодействий, социальных связей в ипостаси их объединительных, интегрирующих функций.

Таким образом, отчуждение предстало как этап в развитии, эволюции интеграторов как ядра социальных связей, формирующих в свою очередь исторические типы социумов. Выявление же на историческом материале конкретных интеграторов, их взаимосвязанности позволило определить и четко очерченные формы отчуждения, классифицировать их.

В итоге получена модель человеческой истории, описывающая и объясняющая становление человечества следующим образом. Каждый социум является комплексом взаимодействий, социальных связей, гармонизированных господствующим, ведущим интегратором. Переход социума на новый этап развития происходит в результате смены господствующего интегратора, когда предыдущий интегратор-гегемон на исходе своей эволюции приобретает отчужденный от человека характер. В ходе истории интеграторы накапливаются, сосуществуют в социуме, оказывают влияние друг на друга. Но характер, тип социума и индивида на каждом этапе определит именно господствующий интегратор.

Первоначально социум формировался зоологическим интегратором, объединяющий фактор которого был основан на биологической силе. Этот объединитель превратился на исходе своей эволюции в насилие, что привело к кризису соответствующего социума, его смене обществом, сформированным кровно-родственным интегратором. Преодоление клановости, как отчужденной формы данного интегратора, стало возможным для социума, в котором гармонизатором комплекса социальных связей, взаимодействий выступил территориальный интегратор. Автаркия, как превращенная форма последнего, привела к распаду этого типа социума и рождению нового, носящего религиозно-языковой характер. Следующий исторический тип социума создан в результате возрастающего действия национального интегратора, не только в основном снявшего такую форму отчуждения, как фундаментализм, но и подготовившего выход на первые роли экономического интегратора, в том числе превращением в свою отчужденную форму - в шовинизм. Развитие же самого экономического интегратора вылилось в такую форму отчуждения как вещизм и привело к торжеству политического объединителя.

В середине XX века мы получили тоталитаризм как превращенную форму политического интегратора, очередной кризис как переходный этап в развитии социума.

Каждый последующий интегратор вбирал в себя возможности и средства предыдущего, добавляя к этому нечто существенно новое, но не элиминировал их, не поглощал полностью. Поэтому и в современном обществе продолжается действие предыдущих интеграторов как в отчужденной, так и в неотчужденной формах в секторах, фрагментах социальной реальности, на уровне локальных сообществ. Это вторая характеристика современности после констатации его переходности от политического интегратора к новому объединителю.

И третий вывод, полученный в итоге использования нашей модели, заключается в том, что скорее всего новый интегратор можно определить как духовный. И это не только переход к новому типу социума, но еще и рубеж второго качественного перелома в истории человечества. Первый произошел на стыке периодов господства религиозно-языкового и национального интеграторов и обозначен нами как переход от биосоциальных типов социумов к артеприродным.

На биосоциальном этапе основной силой воспроизводства человеческого бытия являлись биологические возможности человека и среды. Даже отчуждение персонифицировалось в конкретном человеке, играющем ключевую роль в иерархической структуре общества - вожде, патриархе, хане, первосвященнике. На артеприродном этапе включаются в воспроизводство бытия возможности мертвой материи, создается качественно новая среда, артеприрода (в отличие от простой модификации прежней природы). Отчуждение обезличивается, проявляется через социальные институты.

Характеристики нового периода развития человечества пока туманны, возможно лишь в общих чертах говорить о возрастании доли нерепродуктивной, творческой деятельности, большем значении информации, выходе на первый план во всех сферах жизнедеятельности критериев Истины, Добра, Долга, Красоты. Однако, наша модель подсказывает и более конкретное поле приложения сил - действия по преодолению форм отчуждения и в первую очередь тоталитаризма как исторически последней формы отчуждения.

Преодолевая исчерпанность общефилософского подхода в «обточке» категории отчуждения, как инструмента познания социальной реальности, социальная философия позволяет придать этой категории большую определенность и эвристичность через классификацию форм отчуждения как реального и одного из ключевых, узловых феноменов социальной действительности во всей динамике ее истории.

Вводя эту категорию в систему социально-философских понятий через формулу «форма отчуждения есть инобытие (превращенная форма) интеграторов как существеннейших сторон социальных связей, определяющих в свою очередь реальные исторические социальные формы», мы определяем ее место и роль не только в понятийном аппарате, но и значение в иерархии феноменов реальности.

Решение задачи выделения конкретных отчужденных форм обусловило создание своего рода сети координат для «измерения», исследования исторического процесса через историко-генетический ряд типов социумов и индивидов, и по сути классификация отчужденных форм обернулась социально-философской теоретической моделью истории.

Мы выделили семь историко-генетических форм отчуждения: насилие, клановость, автаркию, фундаментализм, шовинизм, вещизм и тоталитаризм, проследили их взаимосвязь. Это позволило уточнить как общую модель исторического процесса, так и понимание современности, выйти на прогнозные задачи.

Эти семь форм отчуждения непротиворечиво группируются по цивилизационным разломам на две группы: биосоциальный (традиционный) тип форм отчуждения и на артеприродный. Иерархия данных форм отчуждения дает возможность непротиворечиво объяснять и реальный исторический процесс, нащупать ключи к решению многих связанных с этим процессом исследовательских проблем, а с другой стороны непротиворечиво интерпретировать фактически без ограничения историософические построения, оценки и выводы различных исследователей, интегрировать накопленные различными обществоведческими дисциплинами знания с целью описания функционирования и развития больших систем на уровне бытия и сознания человеческих индивидов.

Через анализ современности как суммы и системы предыдущего исторического развития, через выявление вектора истории сформированная модель достаточно плодотворно работает и в направлении выработки политики осуществления осознанных и непротиворечащих действительности шагов в деле совершенствования конкретных социумов и индивидов.

Вместе с тем, предложенная классификация форм отчуждения достаточно открыта. Во-первых, в том смысле, что предложенные формы могут уточняться, видоизменяться, не нарушая целостности всей системы, в своих частях. Мы, например, остановились на определении семи форм. Их может быть выделено (при соответствующем обосновании, конечно) больше или меньше.

С другой стороны, возможно усложнение модели через введение подвидов форм (их дробление), а также через типологизацию смешанных, составных форм. И это может быть оправдано для более детального изучения определенного социума (типа индивида) на более коротком временном отрезке или ограниченном пространственном участке, а также для осуществления других локализованных исследовательских задач.

При этом через основные (главные) формы будет сохраняться в озможность сопоставления как с другими социумами, так и с магистральным историческим процессом в целом. Это позволит лучше координировать отдельные исследования, накапливать знания, лучше их систематизировать.

Во-вторых, открытость нашей модели проявляется и в том, что опыт данной классификации может быть реализован чисто методологически для создания иной сети координат, отличной от нашей модели.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Исмагилов, Камиль Наилевич, 2001 год

1. Акимушкин И. Проблемы этологии. М.: Молодая гвардия, 1985.191с.

2. Алексеев В.П. Человек: эволюция и таксономия (некоторые теоретические вопросы). М.: Наука, 1985. 286с.

3. Алексеев Н.Н. Евразийцы и государство//Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. С.161-173.

4. Андреев Д.Л. Роза мира. М.: Товарищество «Клышников, Комаров и К», 1992. 302с.

5. Арсеньев А. С. Размышления о работе С.П. Рубенштейна «Человек и мир»//Вопросы философии. 1993. №5. С. 130-160.

6. Ариес Ф. Возрасты жизни/УФилософия и методология истории. М.: Прогресс,1977. С.216-244.

7. Ахиезер А.С. Россия как большое общество// Вопросы философии. 1993. №1. С.3-19.

8. Багаутдинов A.M. Взаимосвязь духовности и морали как условие выживания человека// Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: Материалы научно-практической конференции. Уфа, 29-31 мая 1997 г. Уфа, 1997.

9. Базилева И., Эмерсон П. Власть, психология и политика консенсуса// Право и власть. М.: Прогресс, 1990. С.279-293.

10. Барулин В.С.Основные тенденции развития современной социальной философии//Социальная философия в конце XX века. М.:Изд-во МГУ,1991.С.28-32.

11. Белкин В., Стороженко В. От выживания к устойчивому развитию//Свободная мысль. 1995. №5. С.32-41.

12. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.607 с.

13. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 1990. 288 с.

14. Бердяев Н.А. Человек и машина// Вопросы философии. 1989. №2. С.147-162.

15. Бицилли П.М. «Восток» и «Запад» в истории старого света// Россия между Европой и Азией. М., 1993. С.24-35.

16. Блейн Э. Завещание Флоровского// Вопросы философии. 1993. №12. С. 78-86.

17. Блюменберг X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии// Вопросы философии. 1993. №10. С.69-92.

18. Бойков В., Тощенко Ж. Отчуждение: экономическое сознание в социологическом измерении//Диалог. 1990. №13. С.51-57.

19. Бородай Ю.М. К вопросу о социально-психологических аспектах происхождения кровнородственной общины// Принцип историзма в познании социальных явлений. М.: Наука, 1972.

20. Бунге М. Холотехнодемократия: альтернатива капитализму и социализму// Вопросы философии. 1994. №6. С.42-46.

21. Бюрократия, авторитаризм и будущее демократии в России// Вопросы философии. 1993. №2. С.3-32.

22. Валлерстайн И. Америка и мир: сегодня, вчера и завтра//Свободная мысль. 1995. №4. С.67-77.

23. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.519 с.

24. Винер Н. Кибернетика, или Управление связь в животном и машине. М.: Наука, 1983. 343 с.

25. Волков А. И. Человеческое измерение прогресса. М.: Политиздат, 1990. 228 с.

26. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века//Вопросы философии. 1992. №2. С.3-25.

27. Гаджиев К. С. Размышления о свободе//Вопросы философии 1993.№2. С.33-48.

28. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. 246 с.

29. Галимов Б.С., Селиванов А.И. Философская модель мозаичности// Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: Материалы научно-практической конференции. Уфа, 29-31 мая 1997 г. Уфа, 1997.

30. Гегель Г. Феноменология духаУ/Гегель Г.Соч.Т.4.М.: Соцэкгиз, 1959.400 с.

31. Гоббс Т. О гражданине// Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1964. С.277-409.

32. Гоббс Т. Левиафан//Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х томах. Т.2.М.: Мысль, 1964. 784 с.

33. Гоготишвили Л. А. Мифология хаоса: о социально-исторической концепции А.Ф. Лосева//Вопросы философии. 1993.№9. С.39-48.

34. Грамши А. Тюремные тетради//Грамши А. Избранные произведения: В 3-х т. Т. З.М.: Изд. Иностр. Лит., 1959. 565 с.

35. Грецкий М. Н. Антонио Грамши политик и философ. М.: Наука, 1991. 159 с.

36. Грецкий М.Н. Марксисты Запада и развитие общества//Социальная философия в конце XX века. М., 1991. С. 169-171.

37. Грицанов А. А., Овчаренко В. И. Человек и отчуждение. Минск: Выэйш. Шк„ 1991. 126 с.

38. Губман Б. Л. Философия и проблема смысла истории// Вечные философские проблемы. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1991. С.3-21.

39. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1992. 336 с.

40. Гулыга А.В. История как наука//Философские проблемы исторической науки. М., 1969.

41. Гуревич П. Гуманизм как проблема и как ересь//Свободная мысль. 1995. №5. С.55-65.

42. Гуревич А.Я. Об исторической закономерности//Философские проблемы исторической науки. М.,1969.

43. Данилов В.П. Аграрная реформа и аграрная революция в России//Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. М.: Прогресс, 1993. С.310-321.

44. Десяткина М.В. Мораль и нравственность на исходе XX века// Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: Материалы научно-практической конференции. Уфа, 29-31 мая 1997 г. Уфа, 1997.

45. Добровольский К. Традиционная крестьянская культура// Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. М.: Прогресс, 1993. С.195-199.

46. Дынич В.И., Ельяшевич Н.А., Толкачев Е.А., Томильчик JI.M. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения//Вопросы философии. 1994.№12. С. 122-134.

47. Дьяконов И.М. Пути истории. М.: Наука,1994. 384 с.

48. Евразийство (Формулировка 1927 г.)//Россия между Европой и Азией. М., 1993. С.217-229.

49. Еремеев А. Ф. «Новое бытие» превращенных форм (разновидностей) общественного сознания/ЛТроблемы отчуждения в современной теории культуры, этике и эстетике. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1990. С.5-25.

50. Ершов Ю. Г. Человек. Социум. История: социально-философские проблемы теории исторического процесса. Свердловск, 1990. 152 с.

51. Зуев К. А. О. Тоффлер. Сдвиг власти//Вопросы философии. 1993.№7. С.188-191.

52. Иноземцев B.JI. За пределами экономического общества. М., «Наука», 1998. 640 с.

53. Ислам и общество: материалы «круглого стола»//Вопросы философии. 1993.№12. С.3-26.

54. Каграманов Ю.М. Фуга о свободе: историософия Пьера Шоню//Вопросы философии. 1993.№4. С.166-179.

55. Кальной И.И., Новикова В.Н., Чугунов С. Н. Отчуждение как социокультурный феномен//Философские науки. 1991.№11.

56. Кантор В. К. Западничество как проблема «русского пути»//Вопросы философии. 1993.№4. С.24-34 .

57. Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы»//Вопросы философии. 1994. №5. С.27-46 .

58. Каракозова Э. В. Моделирование в общественных науках: философско-методологические проблемы. М.: Высшая школа, 1986. 101с.

59. Карсавин Л.П. Основы политики//Россия между Европой и Азией. М., 1993. С.176-216.

60. Келасьев В.Н. Интегративная концепция человечества. СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1992. 208 с.

61. Кемеров В. Е. Перспективы социальной философии//Социемы. Вып. 1. Екатеринбург. 1993. С.4-14 .

62. Кемеров В. Е. Общество и язык социально-философская проблемаУ/Социемы. Вып. 4. Екатеринбург. 1994. С.4-19 .

63. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Аспект-пресс, 1996.214 с.

64. Кестлер А. Дух в машине//Вопросы философии. 1993.№10. С.93-122

65. Киселев Г. С. Трагедия общества и человека: попытка осмысления опыта советской истории. М.: Наука, 1992. 118 с.

66. Клопыжшкова Н. Настроение крестьянства и аграрное реформирование//Свободная мысль. 1995. №5. С. 15-26 .

67. Клягин Н. В. От доистории к истории: палеосоциология и социальная философия. М.: Наука,1992. 188 с.

68. Ковалев A.M. Исследование общества как элемента мировой экосистемы//Социальная философия в конце XX века. М.:,1991. С. 128-132.

69. Ковалев С. М. О человеке, его порабощении и освобождении. М.: Политиздат, 1970. 303 с.

70. Кон И.С. История в системе общественных наук//Философия и методология истории. М.,1977. С.5-36 .

71. Копалов В. И. Отчуждение, его исторические возможности и перспективы/ /Проблема отчуждения в современной теории культуры, этике и эстетике. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1990. С.25-41 .

72. Корягина Г.Р. О понятии «духовность»// Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: Материалы научно-практической конференции. Уфа, 29-31 мая 1997 г. Уфа, 1997.

73. Кочергин А.Н. Марксистская социальная философия: иллюзии и реальность// Социальная философия в конце XX века. М.,1991. С.38-45.

74. Красильщиков В. А. Модернизация и Россия на пороге XXI века//Вопросы философии. 1993.№7. С.40-56 .

75. Кузьминов Я. И., Набиуллина Э. С., Радаев Вад. В., Субботина Т. П. Отчуждение труда: история и современность. М.: Экономика, 1989. 285 с.

76. Лапин Н.И. О многомерности истории// Социальная философия в конце XX века. М.,1991. С.113-118.

77. Ласлетт П. История и общественные науки//Философия и методология истории. М., 1977. С.199-215 .

78. Лившиц Р.П. Концепция коэволюции и стратегия самоограничения// Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: Материалы научно-практической конференции. Уфа, 29-31 мая 1997 г. Уфа, 1997.

79. Личковах В.А. Парадигма универсализма в современном мировоззрении// Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: Материалы научно-практической конференции. Уфа, 29-31 мая 1997 г. Уфа, 1997.

80. Лоскутов В. А. Социализм как историческая тотальность //Социализм и Россия. М. : Наука, 1990. С.30-53 .

81. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М.: Прогресс, 1991. 412 с.

82. Маркович М. Маркс об отчуждении//Вопросы философии. 1989. №9. С.36-51 .

83. Маркс К. К критике гегелевской философии права// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С.219-368.

84. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология//Там же. Т. 3. С.7-544.

85. Маркс К. Наброски ответа на письмо В. И. Засулич//Там же. Т. 19. С.400-421.

86. Маркс К. Капитал/ /Там же. Т. 23.

87. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года//Там же. Т. 42. С.41-174.

88. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов// Там же. Т. 46. 4.1.С.3-508; 4.2. С.5-521.

89. Маркс К. Экономические рукописи 1861-1863 годов// Там же. Т. 47. С.3-612; Т.48.С.З-548.

90. Мартишина Н.И. К определению понятия «информационное общество»// Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: Материалы научно-практической конференции. Уфа, 29-31 мая 1997 г. Уфа, 1997.

91. Медушевский А. Н. Демократия и тирания в новое и новейшее время// Вопросы философии. 1993. №10. С.3-23.

92. Межуев В.М. О некоторых позитивных аспектах социально-исторической теории марксизма// Социальная философия в конце XX века. М.,1991. С. 16-23.

93. Милее Р. Властвующая элита. М., 1951. 432 с.

94. Момджян К.Х. Маркс и современная история// Социальная философия в конце XX века. М.,1991. С.4-16.

95. Мячин Ю.Н. Человек в природе и природа в человеке// Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века:

96. Материалы научно-практической конференции. Уфа, 29-31 мая 1997 г. Уфа, 1997.

97. Назаретян А.П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс?//Вопросы философии. 1992. №2. С.82-94 .

98. Нестеренко Ю.Л. Формационный принцип и логика современного исторического процесса// Социальная философия в конце XX века. М.,1991. С.124-126.С.

99. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Изд. МГУ, 1990. 300 с

100. Ницше Ф. Воля к власти. М.: ТОО "Транспорт", 1995. 300 с.

101. Новикова Л., Сиземская И. Парадигма русской философии исто-рии//Свободная мысль. 1995. №5. С.42-54 .

102. Новый социально-философский словарь. Екатеринбург: Уральский литератор, 1993. 60 с.

103. Огурцов А. П. Отчуждение и человек: историко-философский очерк//Человек, творчество, наука. Философские проблемы. М., 1967. С.41—82

104. Ойзерман Т. И. Проблемы отчуждения и буржуазная легенда о марксизме. М. 1965. 79 с.

105. Орешников И.М. О гуманистической ориентации нового эпохального мышления// Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: Материалы научно-практической конференции. Уфа, 29-31 мая 1997 г. Уфа, 1997.

106. Ортега-и-Гасет X. Размышления о технике//Вопросы философии. 1993. №10. С.32-68 .

107. Ортега-и-Гасет X. Восстание масс//Вопросы философии. 1989. №3.

108. Основные тенденции и проблемы философии XX века: тексты лекций. М.: Изд-во МАИ, 1992. 41 с.

109. Панарин А. С. Политология на рубеже культур/ЛВопросы философии. 1993. №8. С. 15-30.

110. Панарин А. Джентльмены неудачи в океане невзгод//Свободная мысль. 1995. №4. С.16-27 .

111. Пантин И.К. Россия в мире: историческое самоузнавание //Вопросы философии. 1993. №1. С.20-30 .

112. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. 312 с.

113. Платонов С. После коммунизма. М.: Молодая гвардия, 1989. 255 с.

114. Плюснин Ю. М. Проблема биосоциальный эволюции: теоретико-методологический анализ. Новосибирск, 1990. 237 с.

115. Подаль Р.Я. Ценностные основания человеческой деятельности на рубеже нового тысячелетия// Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: Материалы научно-практической конференции. Уфа, 29-31 мая 1997 г. Уфа, 1997.

116. Подберезкин А. Через духовность к возрождению Отечества//Свободная мысль. 1995. №5. С. 87-99.

117. Поздяева С.М. Человек и его мир: Учебное пособие по философии. Уфа, 1996.

118. Поздяева С.М. От постиндустриализма к информационному обществу: проблема социокультурного выбора// Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: Материалы научно-практической конференции. Уфа, 29-31 мая 1997 г. Уфа, 1997.

119. Поппер К. Что такое диалектика//Вопросы философии. 1995. №1. С.118-138.

120. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории//Философские проблемы исторической науки. М.,1969.

121. Пригожин И. От существующего к возникающему. М.: Наука, 1985.327 с.

122. Пронина М.И. О гуманизме как общественном идеале XXI века// Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: Материалы научно-практической конференции. Уфа, 29-31 мая 1997 г. Уфа, 1997.

123. Разин А.В. Критика концепции предыстории // Социальная философия в конце XX века. М., 1991.С. 118-121.

124. Риск исторического выбора в России: материалы «круглого стола»//Вопросы философии. 1994. №5. С.3-26.

125. Розентол С.Б. Этическое измерение человеческого существования: прагматический путь Мида за пределами абсолютизма и реализмаУ/Вопросы философии. 1995. №5. С. 137-142.

126. Розин В.М. Природа сексуальности/ТВопросы философии. 1993. №4. С.79-88.

127. Рормозер Г. К вопросу о будущем России//Вопросы философии. 1993. №4. С.15-23.

128. Рорти Р. Философия и будущее//Вопросы философии. 1994. №6. С.29-34.

129. Российская ментальность: материалы «круглого стола» //Вопросы философии. 1994. №1. С.3-40.

130. Российская модернизация: проблемы и перспективы// Вопросы философии. 1993. №7. С.3-39.

131. Руденко В.Н. Становление и эволюция теории отчуждения в советской философии: от проблемы к идеологии отчужденного действия//Проблемы отчуждения в современной теории культуры, этике и эстетике. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1990. С.52-63.

132. Рузавин Г. Парадигма самоорганизации как основы нового мировоззрения//Свободная мысль. 1993. №17-18. С.51-62.

133. Румянцева Т. Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. Минск: Университетское, 1991. 148 с.

134. Руссо Ж. Ж. Рассуждения о науках и искусствах//Руссо Ж.-Ж. Избранные произведения в 3-х т. T.l. М.: Наука, 1961.

135. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре, или Опыт о форме Республики//Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. С. 166-169.

136. Руссо Ж. -Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права// Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. С.170-177.

137. Савицкий П. Н. Евразийство//Россия между Европой и Азией. М., 1993. С.100-113.

138. Савицкий П. Н. Два мира//Там же. С. 114-122.

139. Савицкий П.Н. Хозяин и хозяйство//Там же.С.131-160.

140. Самарская Е. Социализм в перспективе постиндустриализма//Свободная мысль. 1995. №4. С.39-50.

141. Селиванов А.И. Мозаичная философия развивающегося мира. Уфа: Изд-во БГУ, 1997. 160 с.

142. Силин А. На тропе в будущее. М.: Знание, 1989. 205 с.

143. Силин А. Стабильна ли наша цивилизация?//Свободная мысль. 1995. №5. С.3-14.

144. Скотт Д. Моральная экономика крестьяества как этика выживания// Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. М.: Прогресс, 1993. С.202-210.

145. Скэнлан Дж. П. Нужна ли России русская философия// Вопросы философии. 1994,№1. С.61-67.

146. Сокулер 3. А. Спор о детерминизме во французской философской литературе//Вопросы философии 1993. №2. С. 140-149.

147. Степин B.C., Гусейнов А.А., Межуев В.М., Толстых В.И. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям//Квинтэссенция: Философский альманах. М.: Политиздат, 1992. С.4-46.

148. Страда В. Западничество и славянофильство в обратной перспективе// Вопросы философии. 1993. №7. С.57-63.

149. Социологические теории национализма: научно-аналитический обзор. М., 1991. 34 с.

150. Суворов А. Отчуждение, человечество, личность//Свободная мысль. 1993. №16. С.36-45.

151. Тейяр-де Шарден П. Феномен человека. М.: НаукаД987. 240 с.

152. Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. М.: Изд. Иностр. Лит., 1959. 607 с.

153. Трубецкой Н. С. Об истинном и ложном национализме// Россия между Европой и Азией. М. 1993. С.36-47.

154. Трубецкой Н. С. «Русская проблема» //Там же. С.48-58.

155. Трубецкой Н. С. О туранском элементе и русской культуре//Там же. С.59-76.

156. Трубецкой Н.С. Мы и другие//Там же. С.77-89.

157. Трубецкой Н.С. Обшеевразийский национализм//Там же. С.90-99.

158. Фейербах JI. Сущность христианства. М.: Мысль, 1965. 414 с.

159. Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967. С. 185-193.

160. Философская энциклопедия. Т.5. М., 1970. С. 386-389.

161. Философский энциклопедический словарь. М., 1988.

162. Фихте И. Г. Ясное, как солнце сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии: Попытка принудить читателей к пониманию. М.: Тетра, 1993.

163. Фрейд 3. О психоанализе//Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. 346-381 с.

164. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.

165. Фуко К. Жизнь: опыт и наука//Вопросы философии. 1993. №5. С.4353.

166. Фурман Д. «Перевернутый истмат»? От идеологии перестройки к идеологии «строительства капитализма» в России//Свободная мысль. 1995. №3. С.12-25.

167. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? Реферат статьи//Свободная мысль. 1993. №17-18. С.17-27.

168. Хорос В. Г. В поисках ключа к прошлому и будущему// Вопросы философии. 1993. №5. С.99-110.

169. Цыганков А.П. Вызов капитализма: П. Бергер о социальных ориентирах современного общества//Вопросы философии. 1993. №12. С.94-113.

170. Шаповалов В. О категориях культурно-исторического процесса в России//Свободная мысль. 1993. №6. С.68-78.156

171. Шичалин Ю.А. «Осевые века» европейской истории//Вопросы философии. 1995. №6. С.75-86.

172. Шилов В. Социалистический консерватизм в посткоммунистических обществах//Свободная мысль. 1995. №3. С.67-77.

173. Шпенглер О. Закат Европы.Новосибирск: Наука,1993. 584 с.

174. Юлина Н.С. Философия для детей//Вопросы философии. 1993. №9. С. 151-158.

175. Ющенко Ю.А. К вопросу о типологии и направленности исторического процесса/УСоциальная философия в конце XX века. М.,1991. С.121-123.

176. Ясперс К. Современная техника//Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С.119-146.

177. Ясперс К. Духовная ситуация времени//Философские науки. 1988. №11. С.85-94; №12. С.102-112.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.