Социальное служение религиозных организаций тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.13, кандидат философских наук Костылева, Татьяна Александровна

Диссертация и автореферат на тему «Социальное служение религиозных организаций». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 234381
Год: 
2006
Автор научной работы: 
Костылева, Татьяна Александровна
Ученая cтепень: 
кандидат философских наук
Место защиты диссертации: 
Омск
Код cпециальности ВАК: 
09.00.13
Специальность: 
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры
Количество cтраниц: 
167

Оглавление диссертации кандидат философских наук Костылева, Татьяна Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Социальное служение как объект философского и религиозного осмысления.

1.1 Понятие и сущность социального служения.

1.2 Религиозные и философские представления о социальном служении.

ГЛАВА II. Конфессиональная специфика понимания социального служения.

2.1 Социальные доктрины христианских церквей как теоретическая основа социального служения.

2.2 Социальное служение в контексте социальных доктрин иудаизма и ислама.'.

2.3 Социальное служение религиозных организаций как фактор устойчивого развития постсоветской России.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Социальное служение религиозных организаций"

Актуальность темы исследования. Проблема социальной значимости религии вообще и социальной деятельности религиозных организаций, в частности, в современной отечественной философской литературе практически не получила развития. С одной стороны, в России исторически обусловлена относительно слабая роль церкви в осуществлении социальной работы1. С другой стороны, советская идеология отнюдь не способствовала осознанию конфессиональных возможностей в решении социальных проблем. Официальные источники советского периода содержат информацию, отражающую однозначную оценку данного вопроса, которую должно было разделять советскому гражданину. Например, в школьных учебниках по истории говорилось о том, что Русская православная церковь служила господствующим классам в проведении ими антинародной политики, создавала препятствия для научно-технического прогресса страны, мешала культурному развитию общества, старалась заглушить прогрессивную общественную мысль. Подобный настрой определял отношение и к другим распространенным на территории страны конфессиям, например, к исламу: «В СССР и других социалистических странах, где социальные корни религии подорваны, ислам, как и другие религии, все более и более превращается в пережиток прошлого»2, - или к иудаизму: «Жизнь исповедующих иудаизм обременена множеством архаических ограничений, ритуалов, пищевых запретов и т.п. Иудаизм, как и другие религии, всегда являлся. средством духовного угнетения трудящихся»3.

Безосновательно было бы заявлять о том, что государство не справлялось с возложенным целиком на его плечи социальным бременем. Тем не менее, церковь (мечеть, синагога), безусловно, в состоянии выполнять традиционно

1 Подразумевается принципиальное терминологическое отличие социальной помощи, традиционно являвшейся функцией русской церкви, от социальной работы.

2 Большая советская энциклопедия. В 30 т. - М., 1972. - Т.10. - С.486.

3 Там же, 1973. -Т.П.- С.55. принадлежавшие ей функции нравственного воспитания подрастающих поколений, решения отдельных семейно-бытовых проблем, помощи в социальном определении дезадаптированных индивидов, потерявших работу, семью, привычную социальную среду.

Несмотря на убедительные уверения официальной власти России о стремительном улучшении экономического положения населения, трудно не заметить потерю авторитета множества социально значимых и при этом низко оплачиваемых профессий, разрыв уровня жизни большинства фактически бедствующего населения и незначительной части экономической и политической элиты. Страну по-прежнему покидают наиболее талантливые, образованные специалисты. Социологами поставлен неутешительный диагноз о вымирании нации в связи с традиционной для нее социальной болезнью -алкоголизмом. Эти и ряд других социальных проблем нуждаются в скорейшем разрешении, что является задачей всех институтов общества и государства, включая и религиозные объединения.

Религия, отражая понимание человеком мира, в том числе и социального, будучи в определенных исторических сообществах доминирующим типом общественного сознания, содержит в себе емкую систему подробнейших знаний об устройстве общественной жизни как воплощении божественного проведения. В Средние века в христианской Европе, в мусульманских странах господствовало мнение, что в Откровении содержатся все конкретные предписания относительно общественных порядков, устройства и характера власти, отношений господина и слуги, должника и заимодавца, семейной жизни. Природа и конкретные формы власти, государства, правовые нормы выводились из Священного Писания. Секуляризация общества утвердила представление о государстве как о процессе и результате деятельности самих людей. Однако проблемам общественной жизни по-прежнему уделяется значительное место в религиозной системе взглядов на мир и не только в мировоззренческом или богословском плане. Религия не остается в стороне от насущных проблем современности, тревожащих человечество, выражает свою готовность принять деятельное участие в их разрешении. Наиболее сильные позиции она может занять в традиционной для себя сфере поддержки незащищенных слоев населения, без которой не возможно представить себе современное цивилизованное правовое государство. Для этого церковь, синагога, мечеть не только осуществляют многовековую деятельность по оказанию практической помощи нуждающимся, но и стремятся выработать надежный теоретический фундамент этой деятельности - собственные социальные доктрины, которые, опираясь на догматы вероучений, отвечали бы потребностям социального развития сегодня, обращаясь ко всем людям без конфессиональных и иных ограничений.

Степень разработанности проблемы. Основой для анализа богословского понимания социального служения явились священные книги (Библия, Тора, Коран), энциклики глав Ватикана и труды Августина, Фомы Аквинского, Ария, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, A.M. Иванцова-Платонова, Ансельма Кентерберийского, В.Н. Новика (о. Вениамина), М.А. Олесницкого, Патриарха Московского и всея Руси Алексия И, Ф.Г. Пибоди, Пелагия, Г.Н. Троицкого, Г.В. Флоровского, Т. ван дер Форта. Современное богословие, адаптируя догматы вероучений к духовным и практическим основам жизнедеятельности современного общества, столкнулось с вопросами соотнесения идеи греховности человека с идеей служения церкви этому человеку, принципа правоверности с принципом свободы совести, роли церкви в секуляризованном обществе, причастности религиозных организаций к бедам человечества и т.д. Актуализация богословами этих противоречий, активизация деятельности религиозных общин, их пристальный интерес к глубинным началам существования человека и общества позволяет рассматривать поднятые проблемы в религиозно-философском и философско-антропологическом дискурсе.

Философское понимание феномена социального служения религиозных организаций складывалось в наследии H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, М. Вебера, И.А. Ильина, Ф. Ницше, B.C. Соловьева, C.JI. Франка, Э. Фромма,

A.C. Хомякова, А. Шопенгауэра, в научных работах Н.С. Гордиенко, М.И. Даниловой, JI.B. Денисовой, JI.M. Дмитриевой, Т.А. Кузьминой, Ю. Майка, JI.H. Митрохина, М.Г. Писманика, С.С. Хоружего, Т.Г. Человенко, И.Н. Яблокова. Надо отметить тенденцию включения понятия социального служения религиозных организаций в поле философских исследований, но фундаментальных работ, уясняющих этот феномен, дающих ему определение, рассматривающих его в приложении к российской современности нет.

Методологическим основанием рассмотрения социального служения в поле философской проблематики послужили категории активности и деятельности, разработка которых принадлежит Е.А. Ануфриеву,

B.Х. Беленькому, М. Веберу, М.В. Демину, А.Н. Илиади, Е.Г. Комарову, П.Е. Кряжеву, А.Н. Леонтьеву, A.B. Маргулису, Э.С. Маркаряну, А.П. Маркову, Т. Парсонсу, Ю.М. Резнику, В.И. Слободчикову, Л.П. Станкевичу, Г.Л. Тульчинскому, Г.П. Щедровицкому, Э.Г. Юдину. Категория деятельности представляется хорошо разработанной в отечественной философской мысли, однако, в некоторых работах, освещающих какие-либо аспекты активности и деятельности, допускается неоправданное, по нашему мнению, отождествление этих понятий.

Анализ процесса формирования социальных доктрин был проведен с привлечением текстов социальных концепций христианских конфессий (католицизма, православия, христиан веры евангельской, адвентистов седьмого дня), ислама, иудаизма, а также исследований В.Л. Видемана, М.Д. Грубарг, A.B. Еремина, К.Н. Костюка, А.И. Кырлежева, H.A. Лайша, П. де Лобье, М.П. Мчедлова, A.A. Нуруллаева, В.Н. Семенко, Н.В. Сомина, Й. Хеффнера, Е.Г. Холмогорова. Формирование социальных доктрин мировых религиозных конфессий в России - процесс не только не завершенный, но, на наш взгляд, переживающий начальную свою стадию. Самая ранняя и разработанная концепция - социальная концепция русской православной церкви, вышедшая в свет в 2000 г., нуждается в существенном развитии. Для авторов концепций чрезвычайно значимы осмысление и оценка созданных ими документов отечественной научной и философской общественностью. Однако философских работ по этой проблематике мало, практически все они опубликованы в форме статей. Ни в одной из них не сопоставляется несколько конфессиональных концепций, а рассматривается та или иная концепция, либо отдельные ее положения.

Проблема исследования обусловлена недостаточным философским осмыслением социального служения религиозных организаций и может быть выражена в следующих вопросах: 1. В чем состоит сущность служения? 2. Какова специфика религиозного служения? 3. В чем заключаются конфессиональные особенности религиозного служения?

Цель работы: исследование социального служения религиозных организаций, его причин, содержания, смысла и значения.

Задачи исследования:

- дать определение понятия «социальное служение»;

- выявить специфику религиозного и философского обоснования социального служения;

- проанализировать теоретические основания христианских и нехристианских форм служения;

- рассмотреть социальное служение как фактор устойчивого развития современной России.

Методологические основы исследования. Научное исследование опиралось на следующие основные философские принципы: системности, междисциплинарности, интегративности, а также на принципы историзма, диалогичности, критерии объективности. Диссертант руководствовался также сложившимися в теории, истории социальной работы и социологии положениями и выводами по исследуемой проблематике.

При рассмотрении различных христианских и нехристианских конфессиональных концепций, энциклик, решений Соборов, формирующих в итоге религиозные социальные доктрины, были использованы методы сравнительного анализа, сопоставления, принцип дополнительности.

Основные результаты исследования и его научная новизна.

1. Выявлена современная тенденция смещения акцентов в деятельности религиозных центров, организаций с непосредственного богослужения на диаконию - служение обществу и человеку. Усиленное внимание церкви к этим аспектам своей деятельности, создание богословами соответствующих теоретических работ позволяет использовать термин «служение» в религиозно-философском и философско-антропологическом контексте.

2. Дано определение понятия «социальное служение» как совокупности организованных форм социальной деятельности религиозных организаций. Служение - это деятельность индивидов, групп, институтов, организаций, которая может носить как церковный, так и внецерковный характер.

Служение как религиозная деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Социальное служение в духовной сфере составляют разработка социальных религиозных идей, систематизация теологических догматов о жизни общества и человека, сочинение богословских произведений по проблемам обновления современной церкви. Практическое религиозное служение ориентировано на решение тяжелых социальных проблем современного общества и, тем самым, на реализацию божественного замысла о мире.

3. В результате сопоставления социальных программ и концепций различных религиозных конфессий обнаружена общность взглядов на характер социальных проблем и перспективы их решения: а) служение религиозных организаций создает объективные возможности для полноценного осознания обществом социальных проблем секуляризованного государства; б) социокультурные проблемы оцениваются как последствия секуляризации и глобализации с опорой на светские представления о глобалистических процессах; в) социальное служение религиозных организаций, особенно в Западной

Европе, принимает во внимание современные представления о социальном правовом государстве и гражданском обществе, где основными ценностями признаются права и свободы человека, солидарность.

4. Обосновано, что социальное служение является одним из факторов устойчивого развития государства.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что его результаты могут быть использованы: во-первых, в качестве методологической основы для дальнейшего исследования процесса обновления, переживаемого современными мировыми религиями; во-вторых, для изучения социального служения и его роли в становлении правового государства и гражданского общества по принципам справедливости, солидарности, милосердия, значимости каждого человека; в-третьих, для преподавания лекционных курсов по религиоведению, философской антропологии, социальной философии в высших учебных заведениях; в-четвертых, средствами массовой информации, влияющими на формирование общественного сознания, отношения к происходящим в обществе социальным изменениям.

Кроме этого материалы диссертации могут быть приняты во внимание представителями властных структур в осуществлении политики взаимодействия с религиозными организациями, отвечающей современным требованиям и способствующей решению проблем, стоящих перед нашим обществом.

Апробация полученных результатов. Результаты исследования докладывались и обсуждались на круглом столе «Благотворительность в России: истоки, история, современное состояние» (Омский региональный благотворительный фонд возрождения народной культуры «Наша Родина -Сибирь» 6 мая 2006 г.)

Результаты исследования также нашли отражение в выступлениях на следующих научных конференциях: «К культуре мира - через диалог религий, диалог цивилизаций» (Омск, 2000), «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2000, 2001, 2002, 2005), «Визуальная культура: дизайн, реклама, полиграфия» (Омск, 2003), «Человек - культура - общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований» (Москва, 2002), «Онтология и аксиология права» (Омск, 2005).

Структура и содержание диссертации определены ее целями и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.

Заключение диссертации по теме "Религиоведение, философская антропология, и философия культуры", Костылева, Татьяна Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реальные проблемы общества и человека в последнее время находят все большее отражение в мировоззренческих системах. В том числе религиозных. Документы религиозных организаций, посвященные социальным проблемам, содержат оценку всего многообразия социальных ситуаций, экономических, политических, межгосударственных, военных, культурных и прочих вопросов. Религиозные организации не остаются в стороне от этих проблем. Помимо предложения реальной практическо-прикладной помощи нуждающимся как исполнения своей исконной функции, они стремятся к расширению своего влияния на общественное сознание, радея за нравственность человечества как фактор его выживания.

Социальное измерение духовности, по мнению священнослужителей, выражается через солидарность всех людей доброй воли в умножении добра в обществе. На умножение добра в обществе и ориентировано социальное служение. Понятие «социальное служение» определяется как совокупность организованных форм социальной деятельности религиозных организаций, направленных на осуществление религиозной миссии в общественной практике.

Служение - та деятельность индивидов, групп, институтов, организаций, которая может носить как церковный, так и внецерковный характер. Оказание социальной помощи, осуществление социальной работы требует чаще всего специальной подготовки и подразумевает деятельность во внерелигиозных областях: экономической, политической, производственной, профессиональной, государственной, научной, художественной. Таким образом, проявляется служение как нерелигиозная (по объективному содержанию, предмету и результатам) деятельность. Тем не менее, одним из мотивов этого служения выступает религиозный мотив - действовать во благо человека - образа божьего. Благотворительность выступает в качестве реализации божественного замысла.

Служение как религиозная деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Социальное служение в духовной сфере составляют разработка социальных религиозных идей, систематизация теологических догматов о жизни общества и человека, написание богословских произведений по проблемам обновления современной церкви. Практическое религиозное служение ориентировано на решение тяжелых социальных проблем современного общества и, тем самым, на реализацию божественного замысла о мире.

Сопоставление социальных программ и концепций различных религиозных конфессий обнаруживает общность взглядов на характер социальных проблем и перспективы их решения.

Религиозные организации, способные на профессиональном уровне находить решение отдельных проблем социальной сферы, представляются нам полноценным участником в жизни современного общества, а социальное служение - фактором устойчивого развития государства.

Глобальные проблемы современности, такие, как сохранение цивилизации в ядерный век, защита среды обитания, охрана здоровья и др., объединили представителей различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Мысль о том, что благо человека, создание достойных условий для его полноправной материальной и духовной жизнедеятельности должно быть главной целью практических усилий, утверждается в различных мировоззренческих системах, и достижение этой цели совместными усилиями важнее, чем мировоззренческие различия.

В современных условиях основная проблема диаконии состоит в том, чтобы найти новые формы социального служения, которые удовлетворяли бы нуждам отдельных лиц, семей и общества и в то же время способствовали социальной справедливости на местном, национальном, региональном и всемирном уровнях. Одной из главных форм общественного служения церкви является установление и развитие ее социального партнерства как с государством, так и с иными структурами - благотворительными, образовательными, научными, культурными и другими.

На наш взгляд, такое социальное партнерство государства и религиозных организаций, расширит возможность последних вести работу в области милосердия и благотворительности, получая необходимую поддержку в виде налоговых и иных льгот, материально-технического обеспечения и субсидирования, финансирования на конкурсной основе разработанных ими благотворительных программ и т.д.

Религиозные организации вправе создавать благотворительные фонды и некоммерческие автономные организации, организовывать благотворительные акции, кампании по сбору благотворительных пожертвований для реализации конкретной благотворительной программы. Важной базой благотворительности религиозных организаций, помимо пожертвований прихожан и гуцанитарной помощи, может стать собственная хозяйственно-производственная деятельность: производственные, сельскохозяйственные, реставрационные, строительные и другие предприятия.

Весьма продуктивными видятся:

- создание законодательной базы, регулирующей вопросы расширения и углубления взаимосвязей государства, благотворительных организаций, предпринимательства и религиозных организаций в сфере благотворительности;

- разработка совместных социальных программ и действий, носящих как кратковременный, так и долговременный характер;

- заключение соответствующих договоров между государственными и религиозными организациями, которые расширили бы возможности религиозных организаций вести работу в области милосердия и благотворительности, получая необходимую финансовую поддержку от местных органов власти;

- подготовка кадров, обладающих определенными нравственными, психологическими и профессиональными качествами;

- регулярное проведение научных конференций, круглых столов и семинаров по проблемам благотворительности, в которых бы принимали участие представители государственных структур, ученые, представители различных конфессий, общественные деятели;

- содействие дальнейшему развитию благотворительной деятельности религиозных организаций, которая способствовала бы реализации концепции устойчивого развития и толерантности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Костылева, Татьяна Александровна, 2006 год

1. Ананичев, A.C. Специфика социально-педагогической деятельности православных религиозных центров / A.C. Ананичев. М., 2002. - 22 с.

2. Андрющенко, М.Т. Социальная активность деятельность - вера / М.Т. Андрющенко // Философские и социологические проблемы формирования социальной активности. - Владимир, 1989. - 230 с.

3. Арефьева, Г.С. Социальная активность / Г.С. Арефьева. М.: Политиздат., 1974.-224 с.

4. Архангельский, В.М. Филантропические начинания русского правительства XVIII в / В.М. Архангельский. Смоленск, 1900. - 116 с.

5. Безрогов, В.Г. Конфессиональный аспект социализации индивида, проблема трансляции религиозных ценностей и толерантности в межпоколенных отношениях / В.Г. Безрогов // Религиоведение. 2002. -№ 2. - С.111-123.

6. Бердяев, H.A. Философия свободы / H.A. Бердяев; сост. В.В. Шкода. -Харьков: Фолио, 2002. 354 с.

7. Бердяев, H.A. Царство Божие и царство Кесаря / H.A. Бердяев; сост. П.В. Алексеев. -М.: Республика, 1995. 383 с.

8. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Минск, 1998. -1224 с.

9. Благотворительность и милосердие: сб. науч. трудов / под общ. ред. В.Н. Ярской. Саратов, 1997. - 244 с.

10. Богров, JL. Благотворительность: реальность и перспективы / JI. Богров, А. Гузанов, Н. Ладенков // Век XX и мир. 1990. - № 10 - С.51-58.

11. Большая советская энциклопедия. В 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1972.-508 с.

12. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред С.А. Кузнецов. СПБ: Норинт, 2001. - 1536 с.

13. Большой толковый социологический словарь: пер. с англ. М., 1999. - Т.1. -* 544 е.; Т.2.-528 с.

14. Борисов, Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XV вв. / Н.С. Борисов. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 205с.

15. Булгаков, C.B. Настольная книга священно-церковнослужителя / C.B. Булгаков. -М.: Изд-во Московской патриархии, 1993. 1772 с.

16. Булгаков, С.Н. Православие: очерки учения православной церкви / С.Н. Булгаков. M., 1991. - 416 с.

17. Булгаков, С.Н. Свет невечерний / С.Н. Булгаков. М.: Республика, 1994. -415 с.

18. Булгаков, С.Н. Христианский социализм / С.Н. Булгаков. Новосибирск.: Наука, 1991.-350 с.

19. Варичев, Е.С. Православная церковь: история и социальная сущность / Е.С. Варичев. М.: Сов. Россия, 1982. - 115 с.

20. Вебер, М. Избранное. Образ общества: пер. с нем / М. Вебер. М.: Юрист, 1994. - 704 с.

21. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма: избранные произведения /М. Вебер.-М., 1990.-547 с.

22. Вениамин (Новик, В.Н.), о. Православие. Христианство. Демократия: сб. статей / о. Вениамин (Новик, В.Н.). СПб.: Алетейя, 1999. - 368 с.

23. Власов, П.В. Благотворительность и милосердие в России / П.В. Власов. М., 2001.-301 с.

24. Всемирная энциклопедия: философия / глав, научн. ред. и сост. A.A. Грицанов. -М., 2001. 1297 с.

25. Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе: материалы междунар. конф. -М.: МАРС, 2000. 215 с.

26. Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного эроса / Б.П. Вышеславцев. М.: Республика, 1994. - 368 с.

27. Гагаев, A.A. Религия и школа России: сущность православных педагогических традиций / A.A. Гагаев // Интеграция образования. 2002. -№4.-С. 72-80.

28. Гак, В.Г. Новый французско-русский словарь / В.Г. Гак, К.А. Ганшина. М., 1994.-1194 с.

29. Гараджа, В. Переосмысление / В. Гараджа // Наука и религия. М, 1989. -№ 1.-С.2-5.

30. Гасанов, З.Т. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости / З.Т. Гасанов // Педагогика. 2003. - № 5. -С. 18-26.

31. Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ / пер. с англ. Ю.П. Сенокосов. М.: Прогресс, 1995. - 417 с.

32. Гордиенко, Н.С. Современное русское православие / Н.С. Гордиенко. Д.: Лениздат, 1988. - 304 с.

33. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / под ред. Ф.Г. Овсиенко и др.. М.: МАРС, 1996. -253 с.

34. Государство и традиционные религиозные организации в сфере образования: конституционно-правовой аспект: сб. ст. М., 2002. - 86 с.

35. Государство и Церковь в России: история взаимодействия в сфере благотворительности: материалы межрегион, науч.-практ. конф. Иваново, 2002.-200 с.

36. Грубарг, М.Д. К истокам социального учения иудаизма / М.Д. Грубарг // Социс. 2002. - №4. - С.86-96.

37. Гудименко, Д.В. Филантропия / Д.В. Гудименко // Политическая энциклопедия. М., 1999. - Т.2. - С.555-556.

38. Гусейнов, A.A. Этика / A.A. Гусейнов, Р.Г. Апресян. М.: Гардарики, 1999. -472 с.

39. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. /

40. B.И. Даль. М., 1980. -Т.1.-699 е.; Т.2. - 779 с.

41. Данилова, М.И. Протестантизм как феномен культуры / М.И. Данилова // Протестантизм и протестанты в России: прошлое, настоящее, будущее: материалы науч.-богослов. практ. конф- Заокский, 2004. Вып.2.1. C.99-107.

42. Демин, М.В. Природа деятельности / М.В. Демин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -168 с.

43. Денисова, JI.B. Догматическое основание метафизических систем: монография / Л.В. Денисова. Омск: ОмЮИ МВД РФ, 1999. - 242 с.

44. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. -366 с.

45. Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций: материалы Покров, пед. чтений / ред. А. Зелененко и др.. СПб.: Изд-во РГПУ, 2001.-234 с.

46. Диалог цивилизаций: исторический опыт и перспективы XXI века / под ред. Ю.М. Почты. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002. - 300 с.

47. Дмитриев, А. Церковь и христианство на Руси / А. Дмитриев. М.: Моск. рабочий, 1931. - 63 с.

48. Дмитриева, Л.М. Техническая и художественная деятельность: религиоведческий аспект / Л.М. Дмитриева, Ю.С. Вернадская. М.: Наука, 2004.-280 с.

49. Добрускин, М.Е. О социальных функциях церкви (на материалах РПЦ) / М.Е. Добрускин // Социс. 2002. - № 4. - С.76-86.

50. Дозорцев, П. Основы социальной доктрины Русской православной церкви: труд и собственность / П. Дозорцев // Право и жизнь. 2001. - № 38. -С. 330-338.

51. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на архиерейском Соборе Русской православной церкви // Журнал Московской патриархии. -№ 3. 1997. - С.38-39.

52. Ефименко, М.Н. Религия. Традиция. Общество: опыт социально-философского анализа российского регионального развития: монография / М.Н. Ефименко. Оренбург: Изд-во Оренбург, гос. пед. ун-та, 2001.-295 с.

53. Заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской православной церкви от 28 декабря 1996 года // Журнал Московской патриархии. 1997. - №2 - С. 10.

54. Зейпель, И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви / И. Зейпель. М.: Путь, 1913.-317 с.

55. Икбал, М. Реконструкция религиозной мысли в исламе: пер. с англ. / М. Икбал. М.: Вост. лит., 2002. - 199 с.

56. Ильин, И.А. О грядущей России: избр. статьи / И.А. Ильин; сост. Н.П. Полторацкий. М.: Воениздат, 1993. - 367 с.

57. Ильин, И.А. Одинокий художник / И.А. Ильин. М.: Искусство, 1993. -347 с.

58. Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин // Собр.соч. В 10 т.-М.: Русская книга, 1993. Т.1. - С.39-281.

59. Иоанн Павел II. Мысли о земном / Иоанн Павел И. М.: Новости, 1992. -422 с.

60. Исламская цивилизация в преддверии XXI в (к 600-летию ислама в Сибири): материалы международной научной конференции. Омск, 1994. - 189 с.

61. Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

62. Каневский, К. Социальная концепция Русской православной церкви / К. Каневский // Рос. юстиция. 2003. - № 2. - С. 53-66.

63. Кирилл (митр. Смоленский и Калининградский). Русская Православная Церковь в современной России: служение обществу, трудности возрождения / Кирилл (митр. Смоленский и Калининградский) // Вопросы экономики. -2002.-№ 1.-С. 23-31.

64. Ключевский, В.О. Православие в России / В.О. Ключевский. М.: Мысль, 2000.-623 с.

65. Копаница, М.М. Современные социальные концепции русского православия / М.М. Копаница. Харьков: Вища шк., 1988. - 148 с.

66. Коран / пер. смысл, и коммент. Иман В. Пороховой. 7-е изд. - М.: Рипол классик, 2004. - 800 с.

67. Куцая, М.А. Религия и церковь в гражданском обществе: российская специфика / М.А. Куцая // Гуманитар, исслед. 2000. - Вып. 4. - С. 107-117.

68. Кюнг, Г. Великие христианские мыслители / Г. Кюнг. СПб., 2000. - 397 с.

69. Лаврененко, Л.Я. Социокультурная природа благотворительности и формы ее реализации (история становления и развития) / Л.Я. Лавриненко. М.: Academia Апк и ПРО, 2000. - 132 с.

70. Ладоренко, В.Е. Религия и благотворительность / В.Е. Ладоренко // Личность семья - общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы: материалы междунар. науч.-практ. конф. -М., 1994. -241 с.

71. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леотьев. М., 1975. -340 с.

72. Липин, С.А. Служение основа самобытности русского народа / С.А. Липин // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - № 5. - С.295-299.

73. Лобье, П. де. Социальная доктрина католической церкви. Опыт воплощения христианского идеала / П. де Лобье. Брюссель, 1984. - 254 с.

74. Лукин, Ю.Ф. Социальная активность и протест / Ю.Ф. Лукин. Архангельск, 1989.-26 с.

75. Лупарев, Г.П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса / Г.П. Лупарев // Государство и право. 1995. -№11.-С.22-30.

76. Лыкошин, П.И. Благотворительная Россия / П.И. Лыкошин. СПб., 1901. -Т. 1,2.-217 с.

77. Майка, Ю. Социальное учение Католической Церкви: опыт исторического анализа / Ю. Майка; пер. с польск. A.B. Гура. Рим: Изд-во Святого Креста, 1994.-480 с.

78. Макбрайд, У. Глобализация и межкультурный диалог / У. Макбрайд // Вопросы философии. 2002. - №12. - С.80-97.

79. Малышева, Д.Б. Религиозный фактор в формировании и эволюции российской общности / Д.Б. Малышева // Мировая экономика и междунар. отношения. 2003. - № 1. - С. 64-76.

80. Маняхина, М.Р. Становление и развитие поликонфессионального взаимодействия в культуре Сибири в XVII в. / М.Р. Маняхина // Вестн. Тобол, пед. ин-та им. Менделеева. -2003. -№ 1. С. 147-162.

81. Маргулис, A.B. Категория деятельности человека / A.B. Маргулис // Философские науки. 1975. -№ 2. - С.41-49.

82. Материалы Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ, Храм Христа Спасителя 13-16 августа 2000 г. М.: Рождество-2000, 2001. - 478 с.

83. Митрохин, JI.H. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки) / JI.H. Митрохин. СПб.: РХГИ, 1997. - 480 с.

84. Митрохин, JI.H. Философия религии: опыт истолкования Марксова наследия / JI.H. Митрохин. М.: Республика, 1993. - 416 с.

85. Мчедлов, М.П. Особенности конфессиональной социальной доктрины (К принятию «Основ социальной концепции РПЦ») / М.П. Мчедлов II Религия и право. 2001. - № 2. - С. 17-30.

86. Мчедлов, М.П. Современные социальные движения и религия / М.П. Мчедлов. М.: Знание, 1985. - 63 с.

87. Мюллер, В.К. Англо-русский словарь / В.К. Мюллер. М.: Русский язык, 1989.-844 с.

88. На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1990. - 480 с.

89. На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989. - 219 с.

90. Наше общее будущее: доклад Междунар. комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСТР) / под ред. С.А. Евтеева, P.A. Перелета. М.: Прогресс, 1989.-С.86.

91. Нещеретный, П.И. Исторические корни и традиции благотворительности в России / П.И. Нещеретный. М., 1993. - 299 с.

92. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. М., 1990. - 200 с.

93. Новая философская энциклопедия. В 4 т. М.; Т.1, 2000. - 723 е.; Т.2, 2001. -718 с.

94. Нуруллаев, A.A. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации / A.A. Нуруллаев // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Политология. -2001.-№3.-С. 28-35.

95. О социальной концепции русского православия / под общ. ред. М. П. Мчедлова; ИЦ «Религия в современном обществе». М.: Республика, 2002. -399 с.

96. Образование, культура, православие: пути их взаимодействия и миссия в XXI веке / отв. ред. И.Г. Рябий. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2002. - 307 с.

97. Общество, государство, религия / ред.-сост. В.Г. Харитонова. Чебоксары: ЧГИГН, 2002. - 127 с.

98. Овсиенко, Ф.Г. Особенности формирования социальных доктрин православия и католицизма / Ф.Г. Овсиенко // Религиоведение. 2001. - № 2. - С. 3-8.

99. Овсиенко, Ф.Г. Православие в контексте развития федеративных и этнополитических отношений в Российской Федерации / Ф.Г. Овсиенко, H.A. Трофимчук; отв. ред. JI.B. Скворцов // Религия и культура. М, 2000. -С.90-107.

100. Одинцов, М.И. Государственно-церковные отношения: от моделей прошлого к будущему / М.И. Одинцов // Государственно-церковные отношения в России.-М., 1993.-С. 12-22.

101. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 2-е изд., испр. и доп. - М., 1994.-821 с.

102. Осипов, А.И. Дела веры. Богословские аспекты социального служения церкви / А.И. Осипов // Православная беседа. 2001. - № 6 - С.4.

103. Основные положения социальной программы российских мусульман. М.,2001.-51 с.

104. Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России. М., 2003. - 224 с.

105. Ю5.Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. М., 2000. -758 с.

106. Платонов, О. Глобализация религиозного сознания / О. Платонов // Молодая гвардия. -2002. -№ 9. С. 124-134.

107. Полное собрание творений святого отца нашего Иоанна Златоуста. СПб., 1898.-591 с.

108. Полный православный богословский энциклопедический словарь. М.: Возрождение, 1992. - 1120 с.

109. Понкин, И.В. Религия, образование и право / И.В. Понкин. М.: Юрид. центр,2002. 88 с.

110. ПЗ.Поспеловский, Д.В. Русская православная церковь в XX веке / Д.В. Поспеловский. М.: Республика, 1995. - 511 с.

111. Поучение Владимира Мономаха // Изборник. М., 1992. - 288 с.

112. Православие культура - образование: сб. ст. по материалам межрегион, науч.-практ. конф. / отв. ред. Г.Н. Миненко. - Кемерово: Кузбассвузиздат,2002.-426 с.

113. Православие и духовное возрождение России: науч.-публицист. дискурс. -Екатеринбург: ПироговЪ, 2003.-413 с.

114. Православное богословие и благотворительность (диакония): сб.ст. / сост. П.Л. Печерская, ред. Б.П. Останин. СПб., 1996. - Вып.З. - 248 с.

115. Практика тюремного служения / Русская православная церковь; учебный ком. Сергиев Посад, 2002. - 251 с.

116. Преподобный Иосиф Волоцкий: послание иконописцу / Роман. М.: Изобр. искусство, 1994. - 137 с.

117. Проблема «христианского социализма» // Франк С.Л. Непрочитанное.: статьи, письма, воспоминания. М., 2001. - 375 с.

118. Проблемы свободы совести, веротерпимости и преодоления религиозного и этноконфессионального экстремизма: материалы межрегион, науч.-практ. конф. Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 2000. - 139 с.

119. Проблемы социального служения и образовательной деятельности Русской православной церкви: материалы межрегион, науч.-практ. конф. / отв. ред. Г.Н. Миненко. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.-235 с.

120. Прокофьев, С.Е. Церковь, государство, общество. Опыт взаимодействия / С.Е. Прокофьев // Материалы к архиерейскому собору по рассмотрению социально-православной концепции. М., 2000. - С.117-123.

121. Протестантизм в Сибири: история и современность: материалы междунар. науч. &онф. Омск: Полиграфа 1998. - 196 с.

122. Пчелинцев, А. Государство, религия, закон: социологический анализ / А. Пчелинцев, Л. Рагозина // Религия и право. 2001. - № 1. - С. 26-30.

123. Резник, Ю.М. Введение в социальную теорию: социальная системология / Ю.М. Резник. М.: Наука, 2003. - 525 с.

124. Религия в информационном поле российских СМИ. М.: Гильдия религ.журналистики: Пробел-2000, 2003. 142 с.

125. Религия и церковь в Сибири. Тюмень: РУТРА, 2002. - 154 с.

126. Религия, общество и государство в XX веке. М., 1991. - 143 с.

127. Решетников, A.B. Межинституциональное взаимодействие медицины и религии как предмет медико-социологического исследования /

128. A.B. Решетников // Экономика здравоохранения. 2001. - № 11/12. -С. 65-68.

129. Роль христианина в современном российском обществе: коммюнике семинара // Церковный вестник. 2004. - № 8. - С. 11-19.

130. Свобода совести: новые подходы и новые вызовы: материалы междунар. конфе. М.: РАГС, 1998. - 91 с.

131. Сергий (Старгородский), епископ. Православное учение о спасении / епископ Сергий (Старгородский). СПб, 1903. - 244 с.

132. Сибирь на перекрестье мировых религий / отв. ред. А.П. Деревянко. -Новосибирск: НГУ, 2002. 259 с.

133. Сиверцев, М.А. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации / М.А. Сиверцев // Человек. 2002. - № 5. - С. 76-87.

134. Синелина, Ю.Ю. О характере процесса секуляризации в России / Ю.Ю. Синелина // Вопросы философии. 2002. - № 12. - С. 220-227.

135. Слободчиков, В.И. Деятельность как антропологическая категория /

136. B.И. Слободчиков//Вопросы философии. -2001. -№3. -С.51-52.

137. Словарь по этике / под ред. A.A. Гусейнова, И.С. Кона. М.: Политиздат, 1989.-448 с.

138. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой. М., 1997.-418 с.

139. Соловьев, B.C. Идолы и идеалы / B.C. Соловьев // Смысл жизни в русской философии. СПб., 1995. - 349 с.

140. Соловьев, B.C. Нравственность и политика. Исторические обязанности России / B.C. Соловьев // Сочинения. М., 1989. - Т. 1. - 471 с.

141. Сосковец, Л.И. К вопросу о месте и роли религиозных организаций в российском обществе: история и современность / Л.И. Сосковец // Учен. зап. С.-Петерб. им. Бобкова фил. Рос. тамож. акад. 2002. -№ 1. - С. 139-207.

142. Социальная работа / под ред. В.И. Курбатова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 576 с.

143. Социальная работа. Теория и практика / отв. ред. Е.И. Холостова. М.: ИНФРА-М, 2001.-427 с.

144. Социальная работа: словарь-справочник / под ред. В.И. Филоненко; сост. Е.П. Агапов и др.. М.: Контур, 1998. - 480 с.

145. Социальное служение Русской православной церкви: исторический опыт и современное состояние: материалы науч.-практ. конф. Сыктывкар, 1998. -117 с.

146. Социально-политическая проблематика в современном христианстве. М., 1990.-112 с.

147. Социально-политические представления в исламе. История и современность / отв. ред. И.М. Смилянская. М.: Наука, 1987. - 120 с.

148. Социальные проблемы религиозной мысли Запада. Научно-аналитический обзор / под общ. ред. М.П. Тапочки, В.И. Гараджи М,1990. - 60 с.

149. Творения Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. Изд. 3. - М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1889. - Ч. 1-2. - 254 с.

150. Тетерский, C.B. Введение в социальную работу / C.B. Тетерский. М., 2000. -496 с.

151. Троицкий, Г.Н. Христианская ответственность за экономическое и социальное развитие мира / Г.Н. Троицкий // Журнал Московской Патриархии. 1968. - №11.- С.53-59.

152. Тульчинский, Г.JI. Проблема осмысления действительности. Логико-философский анализ / Г.Л. Тульчинский. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1986.- 176 с.

153. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. / М. Фасмер. -М., 1986.-Т. 1.-371 с.

154. Философия социальной работы: монография. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998.-208 с.

155. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. - 576 с.

156. Фирсов, М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. М.: ВЛАДОС, 2000.-432 с.

157. Флоровский, Г.В. Пути русского богословия / Г.В. Флоровский. Киев, 1991. - 600 с. к

158. Фома Аквинский. Онтология и теория познания: фрагменты соч. / Фома Аквинский; Ин-т философии РАН. М., 2001. - 207 с.

159. Фома Аквинский. Сумма против язычников / Фома Аквинский; ред. Т.Ю. Бородай. Долгопрудный: Вестком, 2000. - 463 с.

160. Фофанов, В.П. Социальная деятельность как система / В.П. Фофанов. -Новосибирск: Наука, 1981.-201 с.

161. Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. М.: Республика, 1992. -511 с.

162. Франк, С.Л. Сочинения / С.Л. Франк; ред. Ю.П. Сенокосов; Ин-т философии АН СССР. М.: Правда, 1990. - 607 с.

163. Фромм, Э. Иметь или Быть? Психоанализ и религия. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм; ред. Н. Петренко, О. Иванчук. -Киев: Ника-Центр, 1998. 393 с.

164. Фромм, Э. Пути из больного общества / Э. Фромм // Проблема человека в западной философии. М., 1988. - 654 с.

165. Хеффнер, Й. Христианское социальное учение: пер. с нем. / Й. Хеффнер; обр. и доп. JI. Роосом. М.: Духовная библиотека, 2001. - 324 с.

166. Хомяков, A.C. Полное собрание сочинений / A.C. Хомяков. 3-е изд. - М., 1886.-Т.2.-480 с.

167. Хоружий, С.С. После перерыва. Пути русской философии / С.С. Хоружий. -СПб., 1994.-329 с.

168. Человек и духовно-культурные основы возрождения России / сост. Г.П. Выжлецов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 288 с.

169. Чумаченко, Т.А. Советское государство и Русская православная церковь в 1941 1961 гг. / Т.А. Чумаченко // Религиоведение. - 2002. - № 1. - С. 14-37.

170. Шилкина, Н.Е. Особенности влияния религиозных ценностей на социальные нормы современного российского общества / Н.Е. Шилкина. Барнаул, 2002. -20 с.

171. Шмоллер, Г. Происхождение, сущность и значение современной благотворительности: пер. с нем. / Г. Шмоллер. М., 1903. - 178 с.

172. Шопенгауэр, А. Идеи этики / А. Шопенгауэр // Избранные произведения. -М., 1993.-284 с.

173. Шустрова, А. Психиатрия и церковь: возможен ли союз? / А. Шустрова. М., 2003.-239 с.

174. Щапов, Я.Н. Государство и церковь в Древней Руси X-XIII вв. /Я.Н. Щапов. -М., 1989.-321 с.

175. Элбакян, Е.С. Христианская трудовая этика: сравнительный анализ конфессиональных особенностей / Е.С. Элбакян // Религиоведение. 2003. -№2.-С. 61-69.

176. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 1893. - Т.7. - 553 с.

177. Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат М., 1991. - Т.6. - 624 с.

178. Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития / под общ. ред. В.Н. Рагузина. Оренбург: ОГАУ, 2002. - 454 с.

179. Яблоков, И.Н. Социология религия / И.Н. Яблоков. М.: Высш. шк., 1979. -181 с.

180. Янышев, И. Православно-христианское учение о нравственности / И. Янышев. СПб., 1906. - 229 с.

181. Ясперс, К. Ницше и христианство / К. Ясперс; ред. Т.Ю. Бородай. М.: Медиум, 1994.-114 с.

182. VII Всемирный Русский народный собор // Церковный вестник. 2002. -№ 23 Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.tserkov.info.

183. Беседа о социальной концепции православия Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.luther.ru. 4.

184. Видеман, B.JI. Социальная доктрина Русской Православной Церкви в свете институционального толкования / B.JI. Видеман // НГ-Религии. 2000 Электронный ресурс. - Режим доступа: http://religion.ng.ru.

185. Войдите в радость Господа своего // Размышления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о человеке, вере и Церкви: фрагменты книги Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.miloserdie.ru.

186. Иванов, В.Н. Новая цивилизация путь России в будущее Электронный ресурс. / В.Н. Иванов. - Режим доступа: http://www.odin.ru.

187. Костюк, К.Н. Становление социального учения в православии / К.Н. Костюк // Социально-политический журнал. 1997. - № 6 Электронный ресурс. -Режим доступа: http:// www.civitasdei.boom.ru.

188. Курносов, A.M. Концепция устойчивого развития России: мифы и реальность / A.M. Курносов // Рождественские чтения. 1998 Электронный ресурс. -Режим доступа: http://oroik.netda.ru.

189. Кырлежев, А.И. Церковь и мир в социальной концепции Русской Православной Церкви / А.И. Кырлежев // Русская мысль. 2000 Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.religare.ru.

190. Основы социальной концепции российского иудаизма Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.archipelag.ru.

191. Основы социальной концепции Российского объединенного Союза христиан веры Евангельской Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.archipelag.ru.

192. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.russian-orthodox-church.org.ru.

193. Пастырская конституция о Церкви в современном мире // Документы II Ватиканского Собора Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.agnuz.info.

194. Сергий (Солнечногорский), митрополит. Социальное служение долг Церкви, обязанность государства, призвание человека / митрополит Сергий (Солнечногорский) // Исторический вестник. - 2000. - № 9-10 Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.vob.ru.

195. Середкина, Е.В. «Мировой этос» Г. Кюнга: взгляд из России Электронный ресурс. / Е.В. Середкина. Режим доступа: http://www.rusoir.ru.

196. Сомин, Н.В. Социальная доктрина православия и идея личного спасения Электронный ресурс. / Н.В. Сомин. Режим доступа: http://chri-soc.narod.ru.

197. Социальная концепция Русской Православной Церкви // ^Академия «Гражданское общество» Электронный ресурс. Режим доступа: http://academy-go.ru.

198. Социальное учение католической церкви Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.catherine.spb.ru.

199. Тиллих, П. Любовь, сила и справедливость. Их онтологические качества и применение в сфере этики Электронный ресурс. / П. Тиллих. Режим доступа: http://www.gumer.info.

200. У российских мусульман появилась социальная концепция // Религия и общество Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.religio.ru.

201. Холмогоров, Е.Г. Застенчивая иерократия: заметки на полях «Основ социальной концепции РПЦ» Электронный ресурс. / Е.Г. Холмогоров. -Режим доступа: http://www.archipelag.ru.

202. Hildesheimer, F. Aux siecles classiques, la naissance d'une charite moderne / F. Hildesheimer //Notre histoire. -Fevrier, 1996. P.l 1-29.

203. Kabasilas, N. Eis ten Theian Leitourgian, XVII.4 / N. Kabasilas. Paris, 1967. -164 p.

204. Nazianzenos, G. Homily XIV / G. Nazianzenos. 14, MPG. - Vol. 35.1. - Col. 876AB.

205. Papaderos, R.A. Liturgical Diakonia / R.A. Papaderos // An Orthodox Approach to Diakonia. Consultation of Church and Service. Orthodox Academy of Crete. November 20-25,1976.-Geneva, 1980.-P.85-102.

206. Photios. Homily II.4, ed. Laourdas, op. cit / Photios. 117 p.

207. Scholarios, G. Peri Eleemosynes, ed. L. Petit and others, Oeuvres Completes de Georges Scholarios / G. Scholarios. Paris, 1928. - Vol. I. - 154 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 234381