Социальный капитал современной диаспоры в контексте культурных изменений: на примере армянского сообщества Саратовской области тема диссертации и автореферата по ВАК 22.00.06, кандидат социологических наук Захарян, Инара Эдвардовна

Диссертация и автореферат на тему «Социальный капитал современной диаспоры в контексте культурных изменений: на примере армянского сообщества Саратовской области». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 478496
Год: 
2013
Автор научной работы: 
Захарян, Инара Эдвардовна
Ученая cтепень: 
кандидат социологических наук
Место защиты диссертации: 
Саратов
Код cпециальности ВАК: 
22.00.06
Специальность: 
Социология культуры
Количество cтраниц: 
183

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Захарян, Инара Эдвардовна

Введение.

Глава 1. Социальный капитал диаспоры в рамках ключевых подходов социологии культуры.

1.1.Теоретические подходы к трактовке социального капитала этнического сообщества.

1.2. Этничность как основа формирования социального капитала.

Глава 2. Социальный капитал мигрантов как механизм включения в общество и воспроизводства социальной памяти этнической группы.

2.1. Социальный капитал формальных институтов: роль национально-культурной общины в процессе инклюзии мигрантов.

2.2. Социальный капитал семьи: ретроспективная идентичность в жизненных историях двух поколений мигрантов.

Глава 3. Формы социального капитала армянской диаспоры: тенденции развития.

3.1.Социальный капитал двух поколений мигрантов: постоянство и перемены.

3.2 Фото-интервью: социальный капитал и этничность в «изображениях диаспоры».

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Социальный капитал современной диаспоры в контексте культурных изменений: на примере армянского сообщества Саратовской области"

Современное общество представляет собой полиэтническое образование, в рамках которого становится неизбежным постоянное взаимодействие различных этнических сообществ, обладающих изначально своей самобытной культурой, системой ценностей. Сегодня на территории Российской Федерации трудно выделить регион, отличающийся этнической однородностью, это связано, в первую очередь, с исторической особенностью страны - многонациональностью, определяющей с давних времен характер межкультурного взаимодействия.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки новых подходов к изучению социокультурных последствий миграции, особенностей существования этнических сообществ. Многочисленные миграции, являющиеся неотъемлемым условием существования современного общества, привели к образованию новых групп населения, неизбежному постоянному взаимодействию этнических сообществ, выработке адаптационных стратегий, основанных на доступных мигрантам связях. Помимо процессов, связанных с политическими, экономическими и социокультурными последствиями, миграции вызывают качественные изменения внутри этнического сообщества, связанные с необходимостью адаптации, преодоления сложных жизненных ситуаций и достижения благополучия. В качестве приоритетного ресурса, используемого приезжими на начальных этапах включения в общество, выступают связи внутри группы, основанные на родственных, земляческих отношениях, общей этничности. Социальный капитал сообщества становится гарантированным механизмом доступа к социокультурным благам, он предопределяет возможные адаптационные стратегии, пути решения проблем и включения в общество. Однако возникает ряд противоречий, обусловленных, с одной стороны, ограниченностью внутренних связей, необходимостью выйти за пределы группы с целью включения в принимающее общество, с другой, -стремлением сохранить этнокультуру.

Этнические сообщества формируются на пересечении социокультурных у пространств, соответствующих культурным образцам принимающего общества и собственной ценностной системы, что определяет смешение повседневных практик, приводящее к образованию качественно новой идентичности. Социокультурные изменения, связанные как с травматическим опытом переселения, так и с проживанием в инокультурной среде, прослеживаются на протяжении нескольких поколений мигрантов, в частности примером смешения этнокультурных практик является полуторное поколение мигрантов. Процессы трансформации ценностной системы, культурного заимствования, утраты элементов этноидентичности принимают неизбежный характер, отражаясь на целостности сообщества. Стремление к сохранению этнокультуры находит выражение в сознательном конструировании этничности, трансляции семейно-исторической памяти, ее визуализации, организацию деятельности национально-культурного объединения, направленной на воспроизводство идентичности. Диаспора характеризуется наличием внутренних связей, которые становятся ресурсом для её представителей, открывающим доступ к социокультурным и экономическим благам, связей между поколениями, обеспечивающими функционирование этнической группы в пространстве региона. Исследование социального капитала диаспор обладает особой важностью в аспекте выявления роли общинных связей в социальной интеграции.

Степень разработанности темы. Социальный капитал стал одним из инструментов для изучения общества, приобретая трактовки, отражающие различные подходы к исследованию социальных проблем. Концептуализация социального капитала связана с работами П. Бурдье, который определяет его как потенциальный ресурс, связанный с обладанием устойчивой сетью отношений. Теория Дж. Коулмана, согласно которой социальный капитал характеризуется как ценность, предоставленная социальной структурой акторам, позволяет выявить значения диаспоральных связей в преодолении проблем мигрантами, использовании для достижения собственных целей. 4

Вопросы, касающиеся существования норм и доверия внутри сообщества, исследуются на основе теории Р. Патнема.

Идеи Дж. Тернера относительно существования уровней функционирования социального капитала лежат в основе обозначения макро, мезо- и микроуровней социального капитала диаспоры. Вопросы классификации форм капитала затрагиваются X. Иссером, который выделил личностный капитал акторов и капитал, предоставляемый обществом индивидам. Социальный капитал как реальный или потенциальный ресурс рассматривается в работах П. Боргатти, К.Джонса и М.Г. Эверета.

Доверие как один из основополагающих принципов накопления социального капитала этнического сообщества рассматривается, исходя из идей М. Пелдема, Ф. Фукуямы. Проблема ограниченности социального капитала сообщества показана в работах Р. Флорида. Роль социального капитала в образовании этнических меньшинств показана В. Кастильоне, М. Феннема и Дж. Тилли. А. Портес подчеркивает зависимость социального капитала от включенности индивида в социальную структуру. В рамках сетевой теории (Р. Берт, М. Грановеттер, Н. Лин) становится возможным изучение социального капитала как ресурса в контексте межличностных отношений, сети отношений.

Среди российских ученых значительный вклад в развитие социального капитала внес В. Радаев, связывающий обладание капиталом с членством в группе. В плоскости повседневной жизни роль социального капитала обозначена Р. Роуз. Анализ феноменов российского общества с применением концепции произведен в трудах Е. М. Аврамовой, Г. Градосельской, Л.

Колесниковой, А. Конькова, В. Римского, П. Шихирева. Типология зарубежных подходов представлена Л. Стрельниковой, методы и перспективы изучения социального капитала рассматриваются О.

Демкивым. В основе изучения аспектов социокультурных изменений теория социокультурной динамики П. Сорокина, подчеркнувшего роль культурных факторов в социокультурных изменениях, идеи Н. Смелзера о 5 зависимости культурных перемен от овладения новыми знаниями и ценностями. Сравнение «традиционного» и «современного» представлено в рамках теории Фр. Тенниса, с точки зрения идей М. Мид о типах культурной преемственности возможно изучение изменений в межпоколенческом срезе.

Диссертационная работа предполагает исследование социального капитала этнического сообщества, в связи с этим возникает необходимость анализа источников, касающихся особенностей проживания этнических групп в условиях миграции. В исследовании использованы работы, посвященные трактовке категории диаспора (У. Сафран, X. Тололян, Г. Шеффер). Часть работ посвящена классификации этнодифференцирующих признаков (Р. Кинг, К. Пэригаард, Ж. Тощенко, А. Христу, Т. Чаптыкова).

Конструктивистский подход к анализу этничности представлен Б. Андерсоном, Э. Геллнером, В. Малаховым, В. Тишковым. Ф. Барт вводит понятие культурной границы, поддерживаемой этническими маркерами, направляющими социальную жизнь, влекущими ожидаемое поведение, отношения. X. Бхабха исследует вопрос образования культурных гибридов, предрасположенности сообществ к смешению, обусловленной их «пористостью»; проблема гибридизации анализируется в работах Ж. Питерса. В рамках конструктивистской теории рассматриваются особенности проявления идентичности (Р. Барт, Р. Брубейкер).

Исследования этнических сообществ получили развитие как в зарубежной литературе, так и у представителей российского научного сообщества. К. Киссау, Л. Моралес, Л. Джорба, О. Хангер рассматривают повседневную жизнь мигрантов, стратегии адаптации, транснациональные связи, объединяющие приезжих с членами семьи, оставшимися на родине. В. Мукомель, И. Кузнецов, помимо теоретических вопросов, анализируют особенности проживания этнических групп в российском социально-культурном пространстве.

Армянская диаспора стала предметом исследований Э. Мелконяна,

В. Дятлова, Е. Фирсова. К. Мокин в результате исследования, проведенного 6 среди представителей армянского сообщества Саратовской области, приходит к выводу о существовании определенных категорий приезжих, принадлежность к которым определяет адаптационные стратегии мигрантов. Н. Шахназарян делает акцент на повседневной жизни представителей армянского сообщества, ею рассмотрены вопросы, затрагивающие стратегии выживания, формирование новых идентичностей. Н. Нагиб на основе анализа фотоархива армянских мигрантов показывает роль визуальных материалов в передаче семейной памяти. Проблема функционирования коллективной памяти разработана М. Хальбваксом, П. Нора.

Концепция социального капитала является в настоящее время одной из актуальных категорий анализа социальных проблем, существуют разработанные теории социального капитала. Социальные феномены требуют более глубокого анализа, разностороннего исследования, чему может способствовать рассматриваемая концепция. Этнические сообщества не являются исключением. Интерес представляют процессы, происходящие внутри группы, мотивы выбора стратегий адаптации, механизмы сохранения культурной памяти, этнокультуры в условиях миграции. Возможности изучения данных аспектов предоставляет концепция социального капитала. Требуют внимания вопросы, касающиеся причин конструирования этнических сообществ, факторов их развития, процессов, происходящих внутри группы: реконструкция и гибридизация идентичности, соотношение сплоченности и «проницаемости», готовности к принятию норм и ценностей извне.

Цель диссертационного исследования заключается в определении роли социального капитала этнокультурной диаспоры в процессе формирования и сохранения сообщества на примере армянской диаспоры г. Саратова. На достижение указанной цели направлено решение следующих задач:

- систематизировать теоретические подходы к определению социального капитала, на основе теорий выявить особенности социального капитала этнического сообщества; исходя из конструктивистской концепции 7 этничности, рассмотреть характерные черты современных этнических сообществ, факторы их образования и существования в социально-культурном пространстве региона;

- проанализировать стратегии адаптации, механизмы воспроизводства семейно-исторической памяти, проблему гибридизации этнической идентичности полуторного поколения, сохранения традиционных норм в условиях миграции, используя материалы биографических интервью с представителями армянской диаспоры г. Саратова;

- на основе экспертных интервью с сотрудниками «Армянской общины Саратовской области «Крунк»» определить роль социального капитала национально-культурного объединения в процессе включения мигрантов в социокультурное пространство региона, реконструкции этнической идентичности;

- опираясь на результаты опроса, выделить формы социального капитала, способствующие решению первоначальных проблем, которые возникают вследствие переезда; сравнить особенности социального капитала двух поколений армянских мигрантов г. Саратова;

- по материалам фото-интервью выявить образы, символы, которые представители диаспоры соотносят со своей этнической группой.

Объектом диссертационного исследования является социальный капитал современной этнической диаспоры. В качестве предмета выступают формы проявления социального капитала диаспоры в контексте культурных изменений.

Основная гипотеза исследования. В условиях социокультурных изменений социальный капитал становится фактором сохранения этнокультуры, диаспоры в иноэтнической среде, что основано на взаимном признании собственной этничности ее представителями. Межличностные связи выступают в качестве источника поддержки, используемого мигрантами на первоначальных этапах проживания в регионе. Сохранение этнической культуры представителей диаспоры происходит в рамках 8 семьи за счет воспроизводства культурных практик. Несмотря на сохранение элементов традиционного семейного уклада в семье, идентичность полуторного поколения приобретает черты гибридности. Социальный капитал, предоставляемый национально-культурным объединением, ограничен в связи с отсутствием отлаженного механизма взаимодействия с мигрантами и культурно-просветительской направленностью деятельности.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили результаты авторского исследования, включающего:

1. Данные анкетного опроса двух поколений мигрантов, проведенного с целью сравнения социального капитала двух поколений мигрантов (N=120, 2012, Саратов). Обработка данных осуществлялась с применением статистического пакета SPSS.

2. Данные анализа биографического интервью в семьях диаспоры по проблеме реконструкции этнической идентичности ~ и выбора стратегий адаптации и экспертного интервью с сотрудниками национально-культурного объединения «Армянская община Саратовской области «Крунк»» (N=17, 2011-2012, Саратов).

3. Материалы фото-интервью с представителями армянского этнокультурного сообщества г. Саратова (N=7, 2012, Саратов).

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Диссертационная работа выполнена в рамках специальности 22.00.06 - Социология культуры, тема исследования соответствует п. 2. Культура и социальные взаимодействия. Социальные функции культуры; п. 3. Социальная структура общества и культурные различия; п. 6. Социальная динамика культуры. Социальные механизмы преемственности и инноваций в культуре; п. 7. Проблема субъекта культурных изменений. п. 14 Культурная социализация и самоидентификация личности Паспорта специальностей научных работников ВАК Министерства образования и науки РФ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются непротиворечивыми теоретическими положениями, сформулированными на основе обоснованных социологических теорий, результатов количественного и качественного исследования, корректным применением оснований социологии культуры, соотнесением с данными исследований отечественных и зарубежных ученых и научных коллективов.

Научная новизна диссертации заключается в постановке, обосновании и решении задач анализа социального капитала современной диаспоры в контексте культурных изменений и может быть сформулирована в следующих позициях:

- по-новому обоснована роль диаспоральных связей в процессе проживания сообщества в условиях миграции на основе ключевых концепций социального капитала и конструктивистских теорий этничности;

- на основе материалов биографического интервью осуществлена авторская интерпретация роли межпоколенческих связей в процессе реконструкции этнической идентичности, рассмотрена проблема формирования гибридной идентичности;

- по данным экспертного интервью проанализирована деятельность национально-культурного объединения в контексте работы с мигрантами, обозначены перспективные пути развития;

- новые данные, полученные в результате опроса, позволили выделить формы проявления социального капитала двух поколений мигрантов; впервые к исследованию вопроса восприятия диаспоры ее представителями применен метод фото-интервью.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили концепции социального капитала П. Бурдье, Дж. Коулмана, Р. Патнема, Ф. Фукуямы, сетевой подход в определении социального капитала Р. Берта, М. Грановеттера, Н. Лин, конструктивистская теория этничности Б. Андерсона, Э. Геллнера, В. Малахова, В. Тишкова, концепция культурной гибридности X. Бхабха, идея об уровнях социального капитала Дж.

10

Тернера. Роль и значение коллективной памяти в процессе сохранения этнической культуры рассматривается, исходя из идей М. Хальбвакса, П. Нора. Теоретические рамки исследования проблемы включенности мигрантов в принимающее общество составили работы М. Астоянц, И. Россихиной. Социальный капитал как одна из социологических концепций позволяет проанализировать процессы взаимодействия, взаимовлияния индивидов, социальных систем. Методология нарративного анализа, использованного при анализе биографического интервью, представлена в работах Е. Мещеркиной, Е. Ярской-Смирновой. Анализ визуальных данных основан на идее П. Штомпки о фотографии как методе исследования, теории фотографии Р. Барта, исследовании семейного фотоархива Н. Нагиб. Сбор и анализ данных произведены в соответствии с инструментарием прикладного исследования, разработанным И. Девятко, В. Ядовым.

Апробация. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на городских, научных, международных научно-практических конференциях, семинарах: Международной научно-практической конференции «Общероссийская и национальная идентичность» (Пятигорск, 2012), семинаре «Социология социальной политики: между академическим интересом и общественным запросом» (Москва, 2012), Международной научно-практической конференции «Социальная работа в поликультурном обществе» (Ижевск, 2011), Российской научной конференции «Социальное время культуры: культурная политика и социальная память» (Саратов, 2011), городской научной конференции «Современное общество перед лицом социальных и гуманитарных проблем» (Саратов, 2010), на курсах «Миграционные процессы и миграционная политика» (Москва, 2011).

Публикации. По теме диссертационного труда опубликовано 9 научных работ общим объемом 4,5 п.л., в том числе три публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертации включает введение, три главы (шесть параграфов), заключение, список использованной литературы, приложения.

Заключение диссертации по теме "Социология культуры", Захарян, Инара Эдвардовна

Заключение

Социальный капитал диаспоры выражается в связях внутри этнической группы, выступающей в качестве ресурса, используемого мигрантами с целью преодоления сложных жизненных ситуаций, связанных с процессом адаптации, сохранения этнокультуры в условиях миграции. Социальный капитал диаспоры формируется на основе родственных, земляческих отношений, этничности. Социальный капитал диаспоры становится гарантированным источником помощи, обращение к нему определяет возможность выхода за пределы группы, доступа к «закрытым» связям, накоплению слабых связей, являющихся более эффективными в решении проблемных вопросов.

Этничность является основой формирования и поддержания связей внутри группы, поскольку социальный капитал связывается с членством в группе, при этом этничность позволяет быть включенным в сообщество. Причисление членов группы к ней возможно благодаря сознательному воспроизводству составляющих этничности, в качестве которых могут выступать элементы культуры, принципы традиционного воспитания, нарративы, отсылающие к объединяющим мифам, коллективной, исторической памяти.

В пространстве повседневной жизни связь мигранты стремятся реконструировать связь со своей родиной и историей. Реликвии, напоминающие о прошлой жизни, становятся воплощением семейной памяти, фигурируют в социальном пространстве домохозяйства, создавая символические эмоциональные ниши и особые границы между этническим и инокультурным, прошлым и настоящим. Вещная среда семейной памяти воссоздает культурный капитал, сохраняя рамки, позволяющие людям определять и презентировать свою этническую идентичность в ситуации миграции.

Диаспора «проницаема», обладает способностью к восприятию инокультурных тенденций, что приводит к гибридизации идентичности, к

108 смешению идентичностей, образующих гибридную, качественно новую идентичность. Особенно это присуще мигрантам полуторного поколения, выросшим в месте пребывания. Гибридизация идентичности у полуторного поколения проявляется в противопоставлении и смешивании культурных практик - традиционных, воспринимаемых в семье и общине, и иных, соответствующих их целям и стремлениям, воспринимаемых из разнообразных источников, чаще связанных с пространствами, для которых характерны конфигуративные модели культурной преемственности.

Национально-культурное объединение реализовывает цели по оказанию поддержки приезжим, юридической помощи, легализации проживания в регионе, развитию этнокультуры. По Уставу цель общины обозначена как совместная деятельность членов Общины по защите общих интересов, развитию духовного, культурного, нравственного и делового потенциала армян Саратовской области. Реальная практика деятельности членов общины показывает приоритетность культурно-просветительской работы, задача которой обозначается как сохранение культурных традиций, сплочение армян, проживающих на территории региона. Объединение признается неформально закрытым институтом в силу разницы в культурных кодах членов сообщества, существует определенная степень недоверия, которое может привести к ослаблению социального капитала внутри группы, к разобщенности этнической группы. В качестве перспектив развития общины выделены работа с социальными службами, увеличение объема социального капитала институтов, расширение возможностей по работе с вновь прибывшими мигрантами.

По результатам фото-интервью, в понимании представителей этнической группы диаспора выражается в событиях, играющих роль объединяющего мифа, несущих в себе травматический опыт, в мероприятиях, «собирающих воедино» членов группы независимо от места их происхождения, возрастной категории. Диаспора понимается через символы, изначально воспринимаемыми в качестве этнических. Семейные и

109 личные фото-архивы создают эмоциональные ниши, в которых находят выражение воспоминания о прошлой жизни. Фотоснимки событий из жизни после переселения становятся доказательством существования и продолжения семейно-исторической памяти, этнической группы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Захарян, Инара Эдвардовна, 2013 год

1. Абраамян J1. Армения и армянская диаспора: расхождение и встреч // 21-й ВЕК. -2005. №2.- с. 11

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле. - 2001.- 288 с.

3. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М.: Наука. 1989. - 246 с.

4. Арутюнова Е.М. Отношение к межнациональному общению в московской студенческой среде // Социологические этюды: сборник статей аспирантов М.: ООО Вариант, ИС РАН, 2006.- С. 590-603

5. Арутюнян Ю.В. Армяне в Москве // Социологические исследования. 2001. №9. -с. 55-62

6. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры. - 2004. - 368 с.

7. Астоянц М. С., Россихина И. Г. Социальная инклюзия: попытка концептуализации и операционализации понятия// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. - № 12. -С. 51-58

8. Барт P. Caméra lucida. M.: Ad Marginem. - 1997. - 222 с.

9. Барт Ф. Введение // Этнические группы и социальные границы. М.: Новое издательство. - 2006. - С. 11-19

10. Бауман 3. Текучая современность. СПб.: Питер. - 2008 - 240 с.

11. Бергер Т., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум. - 1995. - 323 с.

12. Брубейкер Р. Этничность без групп. М.: ГУ ВШЭ. - 2012. - 408 с.

13. Бурдье П. Начала/ Пер. с фр. Шматко Н.А. M.: Socio-Logos. - 1994.- 288с.

14. Бурдье П. Социология политики/ Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко M.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.

15. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. -Том 3. № 5. - С. 60-74.

16. Вайзер Дж. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ. - 2009. - С. 64-108

17. Варданян М. Мигранты: этническое самосознание армянской молодежи вне исторической Родины// Развитие личности. 2007. - № 2. - С. 15-36

18. Вебер М. Основные социологические понятия // Западноевропейская социология XIX-начала XX веков. М.: Международный Университет Бизнеса и Управления. - 1996. - С. 455-491

19. Вишневский Ю. Р., Трынов Д. В., Шапко В. Т. Гражданская культура студентов: тенденции и проблемы формирования// Социологические исследования. 2009. - № 4. - С. 108-117

20. Воробьев С. Гражданское общество и модернизация России// Власть.- 2009. № 4. - С. 18-21

21. Воронин Г.Л. К вопросу об измерении уровня реализации социального капитала (по результатам РМЭЗ)// Учреждение Российской академии наук Институт социологии РАН. URL www.isras.ru/abstractbank/1210150708.pdf. Режим доступа 02.11.2010

22. Гавров С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества М.: МГУКИ. - 2002. - 146 с.

23. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс. 1991. - 320 с.

24. Геллнер Э. От родства к этничности// Цивилизации. 1997. - Вып. 4.- С. 95-102

25. Геллнер Э. Рейнджер Т. Пришествие национализма. Мифы нации икласса//Путь: международный философский журнал. 1992. - № 1. - С. 9-61112

26. Гидденс Э. Последствия современности. М.: Праксис. - 2011. - 352с.

27. Грановеттер М. Сила слабых связей// Экономическая социология. -2009.-Т. 10. №4.-с. 31-51

28. Дробижева JI. М. Интеграционные процессы в полиэтническом российском обществе// URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=908. Режим доступа 11.11.2010

29. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение М.: Канон. - 1995,— 352 с.

30. Дятлов В. «Если человек не отбирает ресурс, а приносит его, власти относятся лояльно» // Деловой экспресс. 2007. - №24 (730). - С. 4

31. Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры. -1999.-№ 1.-С. 8-23

32. Дятлов В. Миграции, мигранты, «новые диаспоры»: фактор стабильности и конфликта в регионе// Байкальская Сибирь: из чего складывается стабильность. М.; Иркутск: Наталис. - 2005. - с. 95-137

33. Дятлов В., Мелконян Э. Очерки социокультурной типологии армянской диаспоры. Ер.: Институт Кавказа. - 2009. - 207 с.

34. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании»//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30

35. Кардумян В. Армянская диаспора в России // Обозреватель. 2007. № 12. - С. 45-48

36. Кимлика У. Либеральное равенство// Современный либерализм. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция. - 1998. - С. 138-190

37. Козырева П. М. Межличностное доверие в контексте формирования социального капитала// Социологические исследования. 2009. - № 1. - С. 43-54

38. Коньков А. Т. Социальный капитал и его функция в экономическом взаимодействии // URL: sakhgu.ru/journal/filel7.doc. Режим доступа 23.11.2010

39. Корепанов Г. С. Региональная идентичность как базовая категория социологии регионального развития// Власть. 2009. - № 1. - С. 43-50

40. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий// Общественные науки и современность. 2001. - № 3. - 121-139 с.

41. Круткин В Л. Кит Мокси: о визуальных исследованиях и иконическом повороте// Вестник удмуртского университета. 2001. - вып. 2. -С. 31

42. Круткин B.J1. Фотографический опыт и его субъекты // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность/ Под. ред. Е. Ярской Смирновой, П. Романова, В. Круткина. - Саратов: Научная книга. - 2006. -С.43-61

43. Лебедева Н.М. Теоретические подходы к исследованию взаимных установок и стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России М.: РУДН. - 2009. - 420 с.

44. Линч К. Образ города. М.: Стройиздат. - 1982. - 328 с.

45. Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении// Кавказский этнографический сборник. М.: Издательство Академии наук СССР. - 1955.-С. 232-262

46. Лурье С. Ереван: мифология современного города// URL psyhology.org/civilization/contents.htm/ Режим доступа 10.09.2009

47. Малахов В. Символическое производство этничности и конфликт // Язык и этнический конфликт. М.: Гендальф. - 2001. - С. 115-137

48. Мелик-Шахназаряна Л. Характер армянского народа// Армянскаялитература, История Армении, Религия. URL114http://www.amenianhouse.org/mshakhnazaryan/nf-m/character.html. Режим доступа 02.11.2009

49. Мертон, Р. К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль М.: Изд-во МГУ. - 1994. - С. 393-461

50. Мещеркина Е.Ю. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий// Социс. 2002. - № 7 - с. 61-67

51. Милитарев А. О содержании термина «диаспора» (к разработке дефиниции) // Диаспоры. 1999. - № 1. - С. 24-33

52. Мнацаканян М.О. Национализм и глобализм: национальная жизнь в современном мире. М.: Анкип. - 2008 - 468 с.

53. Мокин К.С. Диаспора как политический конструкт // Территория добра. Опыт социальной работы на территории Саратовской области: сб.науч.статей / Ред.Иванушкина Т.И, Нечаева С.М., Утенков Г.Н. Саратов: Научная книга. - 2006. - С.114-127

54. Москва этническая: грозит ли городу геттоизация// URL http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0177/tema03.php. Режим доступа 16.01.2011

55. Мукамуля А. Национальные меньшинства: Правовые основы и практика. Саратов: Изд-во СГАП. - 2006. - 105 с.

56. Налчаджян A.A. Этнопсихология. СПб.: Питер. - 2004. - 381 с.

57. Низамова JI.P. Российские и западные трактовки мультикультурализма// Социологические исследования. 2009. - № 10. — С.80-89.

58. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского унта. - 1999. - С. 17-50

59. Панков Д. В поисках национальной идентичности: Стратегии и тактики современной российской медиаполитики // Власть. 2008. - № 6. - С. 38-40

60. Петров В.Н. Этнические миграции в современной России: детерминанты и типология// Социологические исследования. 2009. - № 10. -С. 48-57.

61. Печурина А. «Там русский дух.»: вещи в доме как способ визуализации идентичности мигрантов в Великобритании // Визуальная антропология: настройка оптики/ Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ. - 2009. - С. 212-228.

62. Пешкова В. Гражданские основы государственности и этнокультурное разнообразие современной России//Власть. 2009. - № 3. - С. 30 - 34.

63. Полоскова Т.В. Современные диаспоры. Внутриполитические и международные аспекты. М.: Научная книга. - 2002. - 177 с.

64. Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. М.: ИС РАН. - 2003. -340 с.

65. Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. N 546 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации»// Российская газета от 6 сентября 2005 г. N 197

66. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация// Общественные науки и современность. 2003. - № 2. - с. 5-16

67. Рикёр П. Память, история, забвение. М.: Издательство гуманитарной литературы. - 2004. - С. 124

68. Ритцер Дж. Современные социологически теории — СПб.: Питер, 2002. 688 с.

69. Рождественская Е., Семенова В. Социальная память как объект социологического изучения // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2011.- № 6. С. 30

70. Рождественская Е.Ю. Перспективы визуальной социологии// Социологический журнал. 2008. - № 4. - С. 70—83

71. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя //Социологические исследования. 2010. - № 9. - С. 50-58

72. Рукавишников В.О. Межличностное доверие: измерение и межстрановые сравнения// Социс. 2008. - № 2 - С. 17-25

73. Сафонова М.А. Организация миграционного потока: студенческие сети Казахстан-Петербург// Журнал социологии и социальной антропологии.- 2008. № 4. - С. 107-132

74. Соболева И.В. Деформации социального капитала и перспективы их преодоления// URL www.imepi-eurasia.ru/baner/Soboleva.doc. Режим доступа 10.11.2010

75. Соколов А. Национальная традиция как фактор глобализации // Власть. 2009. -№4 - С. 37-41

76. Социоанализ Пьера Бурдьё. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя. - 2001. — 228 с.

77. Социология: Энциклопедия' / Сост. A.A. Грицанов, B.J1. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Книжный дом. -2003.-1312 с.

78. Союз армян России. Цели и основные направления деятельности// http://www.sarinfo.org/ideology/goals.shtml

79. Татарко А. Н. Культурно-психологические особенности социального капитала этнических групп России // Психологический журнал. 2009. -Т. 30, N 2. - С. 67-80.

80. Тер-Саркисянц А.Е. Армяне: История и этнокультурные традиции -М.: Изд. фирма Восточная литература РАН. 1998. - 397 с.

81. Тишков В. А. Единство в многообразии: публикации из журнала «Этнопанорама» 1999-2011 гг. Оренбург: Издательский центр ОГАУ. -2011.-232 с.

82. Тишков В. Диаспора и понятие «родина»// URL: http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/lekcii2/lekcii/n42diaspor.html. Режим доступа 01.06.2011

83. Тишков В. Диаспора как коллективная память и предписание// URL http ://w w w .valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/lekcii2/lekcii/n43diaspor .html Режим доступа 13.02.2012

84. ТИШКОВ В. ЭТНОС ИЛИ 3THH4H0CTb?//URLhttp://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/etnosili.html Режим доступа 15.01.2013

85. Тишков В.А Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука. - 2003. - 544 с.

86. Тишков В.А. Увлечение диаспорой (о политических смыслах диаспорального дускурса)// Диаспоры. 2003. - №2 - С. 169

87. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1996. -№ 12. - С. 33-42

88. Устав Саратовской региональной общественной организации «Армянская община Саратовской области «КРУНК». 2007. Рукопись любезно предоставлена секретарем общины

89. Ушакин С. Нам этой болью дышать? // Травма: пункты / под ред. С. Ушакина, Е. Трубиной. М.: Новое литературное обозрение. - 2009. - С. 8-27.

90. Фаис О.Д. Полуторное» поколение как новая категория иммигрантов в Италии общий абрис проблемы //Европейская интеграция и культурное многообразие. 4.1 Идентичность и миграция/ Отв. ред. М.Ю. Мартынова. -М.: ИЭА РАН. - 2009. - С. 62-80

91. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»// Российская газета от 20 декабря 2001 г. N 247

92. Фирсов Е.Ю. Российские армяне и их исследователи// Этнографическое обозрение 2006. - №1. - С. 72-91.

93. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М., Изд-во Классика-XXI. - 2005. - 430 с.

94. Флоринская Ю. Дети мигрантов в России: доступ к образованию и медицине// http://demoscope.ru/weekly/2012/0515/analit02.php 07.12.2012.

95. Фукуяма Ф. Великий разрыв М.: ACT: Ермак. - 2004. - 471 с.

96. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию М.: ACT, Ермак. - 2004. - 730 с.

97. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек/ Пер. с англ. МБ. Левина. М.: ACT, Ермак. - 2004. - 588 с.

98. Фукуяма Ф. Что такое социальный капитал? // День. 2006. -№ 177

99. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. - № 2-3. - С. 8-27

100. Херсковиц М. Дж. Процессы культурного изменения// URL http://lib.uni-dubna.ru/searcMIles/kultdaijest/kultherskprocesskult.htm Режим доступа 15.04.2013

101. Цели и основные направления «Союза Армян России»// URL http://www.sarinfo.org/ideology/goals.shtml Режим доступа 03.01.2011

102. Черныш М.Ф. Этнические и общегражданские ценности в сознании россиян// Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России М.: Издательство Института социологии РАН. - 2006-С. 103-114

103. Шабаев Ю.П., Садохин А.П., Шилов Н.В. Этнонациональные движения в новой социокультурной реальности// Социологические исследования. 2009. - № 10 - С. 57-66

104. Шахназарян Н. Народные нарративы о нации: этнография войны в Карабахе// URL http://www.gusaba.ru/cntnt/festshrift/shahnazary.html. Режим доступа 05.06.2012

105. Шахназарян Н. "А где же мы свои?" Бегство и миграции армян Азербайджана// Вестник Евразии. Независимый научный журнал. 2008. - № 2.-С,96-124

106. Шахназарян Н. FeminaSovietica: рутина выживания по-кавказски// Вестник Евразии. Независимый научный журнал. 2006. -№4.-С. 119-160

107. Шеффер Г. Диаспоры в мировой политике // Диаспоры. 2003. -№1. - С. 179

108. Широкогоров С. М., Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений// Известия восточного ф-та Дальневосточн. ун-та (Шанхай). 1923. - XVIII. Т. I

109. Anderlini L., Gerardi D., Lagunoff R. Social Memory, Evidence, and Conflict// Review of Economic Dynamics. 2009. - № 13. - P. 559-574.

110. Aldridge S., Halpern D., Fitzpatrick S. Social Capital: A Discussion Paper. London, England: Performance and Innovation Unit. - 2002. -P. 93-104

111. All about photovoice// URL http://www.photovoice.com Режим доступа 02.03.2013

112. Bhabha H. DissemiNation: time, narrative, and the margins of the modern nation, in Nation and Narration, ed. London, New York: Routledge. -1990. - P. 302

113. Boccagni P. Private, public or both? On the scope and impact of transnationalism in immigrants' everyday lives// Diaspora and Transnationalism. Concepts, Theories and Methods/ Baubock R., Faist Th. (eds) Amsterdam University Press. - 2010 - P. 185-204

114. Brubaker R. The "diaspora" diaspora //Ethnic and racial studies. N.Y., 2005.-Vol. 28, №1.- P.l-19.

115. Bruneau M. Diasporas, transnational spaces and communities// Diaspora and Transnationalism. Concepts, Theories and Methods/ Baubock R., Faist Th. (eds) Amsterdam: Amsterdam University Press. - 2010. - P. 35-49

116. Burt R. The Social Capital of Structural Holes The New Economic Sociology : Developments in an Emerging Field. New York: Russell Sage Foundation. - 2002. - P. 201-247.

117. Castiglione D, Jan W., Wolleb G. The Handbook of Social Capital// The Handbook of Social Capital. UK: Oxford University Press. - 2008. -729 p.

118. Collier J., Collier M. Visual Anthropology: Photography as a Research Method. New Mexico: University of New Mexico Press Albuquerque. - 1986. -266 p.

119. Crumley C. Exploring Venues of Social Memory// Social Memory and History: Anthropological Perspectives. CA: Altamira Press. - 2002. - P. 39-41

120. Eriksen T. Ethnicity and Nationalism: Anthropological Perspectives. -London: Pluto Press. 1993. - 204 p.

121. Esser H. The two meanings of social capital// The Handbook of Social Capital. UK: Oxford University Press. 2008. - P. 22-50

122. Faist Th. Diaspora and transnationalism: What kind of dance partners// Diaspora and Transnationalism. Concepts, Theories and Methods/ Baubock R., Faist Th. (eds). Amsterdam: Amsterdam University Press. - 2010. - P. 9-34

123. Fukuyma F. Social Capital and Civil Society// The Institute of Public Policy. George Mason University. - October 1.1999

124. Halpern D. Social Capital. Cambridge: Polity Press. - 2005. - 388 p.

125. Harper D. Talking about pictures: a case for photo elicitation. Visual studies. - Vol. 17. No. 1. - 2002. - P.13-26.

126. Hj0llund L., Paldam M., Svendsen G. Social capital in Russia & Denmark//URL http://www.martin.paldam.dk/Papers/Gamle/SoKa4.pdf Режим доступа 01.03.2013

127. Kraidy M. Hybridity, or the Cultural Logic of Globalization. -Philadelphia: Temple University Press. 2005. - 232 p.

128. Lin N. A network theory of social capita// The Handbook of Social Capital. UK: Oxford University Press. - 2008. - P. 50-70

129. Morales L., Jorba L. Transnational links and practices of migrants' organisations in Spain // Diaspora and Transnationalism. Concepts, Theories and Methods/ Baubôck R., Faist Th. (eds). Amsterdam: Amsterdam University Press. - 2010. - P. 267-293

130. Havelock J., Krieg B., Murdock L., B. Palibroda A practical guide to photovoice: sharing pictures, telling stories and changing communities. -Winnipeg: The Prairie Women's Health Centre of Excellence. 2009. -84 p.

131. Naguib N. Storytelling: Armenian Family Albums in the Diaspora // Visual Anthropology. 2008. - Vol. 21. Issue 3. - P. 231-244.

132. Narayan D. Bonds and Bridges: Social Capital And Poverty. -Washington: World Bank. 1999. - 54 p.

133. Narayan D. Voices of the Poor: Poverty and Social Capital in Tanzania. Environmentally and Socially Sustainable Development Network, Studies and Monographs Series. Washington: World Bank. - 1997. - 96 p.

134. Paerregaard K. Interrogating diaspora: Power and conflict in Peruvian migration // Diaspora and Transnationalism. Concepts, Theories and Methods/ Baubôck R., Faist Th. (eds). Amsterdam: Amsterdam University Press. - 2010 . -P. 91 -108

135. Palibroda B., B. Krieg, L. Murdock and J. Havelock A practical guide to photovoice: sharing pictures, telling stories and changing communities. Winnipeg: The Prairie Women's Health Centre of Excellence. -2009.

136. Portes A., Landolt P. The Downside of Social Capital //The American Prospect.- 1996.-Vol.26 (May-June).-P. 18-21

137. Portes A., Rumbaut R. Introduction: The Second Generation and the Children of Immigrants Longitudinal Study // Ethnic and Racial Studies. 2005 . -Vol. 28, No. 6. - P. 983-999

138. Putnam R. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon & Schuster. - 2000. - 540 p.

139. Putnam R. E Pluribus Unum: Diversity and Community in the Twenty-first Century The 2006 Johan Skytte Prize Lecture// Scandinavian Political Studies. - № 30 (2). - P. 137-174

140. Putnam R. The Strange Disappearance of Civic America// The American Prospect. 1996. - № 24. -P. 34-48.

141. Rabinowitz Ph. Implementing Photovoice in Your Community// URL http://ctb.ku.edu/en/tablecontents/chapter3section20main.aspx Режим доступа 03.03.2013

142. Rochon T.R. Culture moves : ideas, activism, and changing values Princeton // URL http://lib.uwest.edu/catalog/culture-moves-ideas-activism-changing-values-thomas-r-rochon Режим доступа 12.02.3013

143. Safran W. Diasporas in Modern Societies: Myths of Homeland and Return // Diaspora. Vol.1. №1. - 1991. - P. 83-99

144. Smith M. K. Social capital // URL http://infed.org/mobi/social-capital Режим доступа 02.02.2013

145. Tololyan К. 1996: Rethinking Diaspora(s): Stateless Power in the Transnational Moment. Diaspora. Vol. 5 №. 1. - P.3-35.

146. Turner J.H. The formation of social capital// The International Network of the Practices of Fight Against Social Exclusion URL www.exclusion.net/images/pdf/778fimodturner.pdf Режим доступа 02.11.2010

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 478496