Социологический анализ потребления в работах Ж. Бодрийяра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Папушина, Юлия Олеговна

  • Папушина, Юлия Олеговна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 153
Папушина, Юлия Олеговна. Социологический анализ потребления в работах Ж. Бодрийяра: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Москва. 2009. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Папушина, Юлия Олеговна

Введение.

Глава 1. Социологические воззрения Жана Бодрийяра.

1.1. Теоретические истоки концепции Жана Бодрийяра.

1. 2. Симулятивный проект Жана Бодрийяра.

1.2. 1. От эпохи Возрождения до наших дней: четыре фазы развития знака - четыре этапа истории общества.

1. 2. 2. Симуляция и воображаемое.

Выводы.

Глава 2. Потребление в работах Жана Бодрийяра: систематизация и прояснение основных понятий.

2. 1. Критика политической экономии - критика капиталистического общества 60-х гг. XX в.

2.2. Мобилизация и потлач -две стороны одного потребления.

2.3. Общество потребления в зеркале смыслов и представлений.

2.4. Знаковая меновая ценность вещи: определение и механизм формирования.

2. 5. Мифы общества потребления: содержание и функции.

2. 6. Потребление в зарубежной литературе 1960-х и 2000-х гг.

Выводы.

Глава 3. Смыслы потребления в СССР и в постсоветской России: сравнительный анализ.

3.1. Идеология потребления в СССР: дискурс и факты.

3. 2.«Запад» и «столица» - ключевые образы советского потребления.

3. 3. «Деньги» - ключевой образ постсоветского потребления.

3. 4. Особенности образа потребления в постсоветской литературе.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социологический анализ потребления в работах Ж. Бодрийяра»

Диссертационная работа посвящена исследованию творчества современного французского мыслителя Жана Бодрийяра (20. 07. 1929 - 06. 03. 2007).

Актуальность работы. Выбор данной темы обусловлен двумя обстоятельствами. Первое - важность идей Жана Бодрийяра для современной социальной теории. Они оказали влияние на такие отрасли социального и гуманитарного знания, как исследования потребления, культуры, масс-медиа и практики современного искусства, тендерной проблематики, власти и т.д. Редкие работы по теории коммуникации, социологии потребления и истории современной социальной мысли обходятся без ссылок на работы французского мыслителя.

Однако в российской социологии крайне немногочисленны работы, посвященные анализу, прояснению и систематизации основных понятий концепции Бодрийяра, учитывающие теоретические истоки и влияние исторического контекста на идеи этого мыслителя. Провести эту работу необходимо по следующим причинам:

1. Мировоззренческая позиция Бодрийяра, определившая его концепцию потребления, крайне редко осмыслялась самим мыслителем, поэтому часто остается непонятным возникновение тех или иных идей, проблем и положений в его концепции;

2. Между ранними работами Бодрийяра, посвященными собственно потреблению, и поздними работами, касающимися симулятивного проекта, неочевидна взаимосвязь, что приводит к своеобразному раздвоению в восприятии концепции французского мыслителя;

3. Важно осмыслить и оценить влияние движения протеста 60-х гг. во Франции на содержание основных понятий концепции Бодрийяра.

В современной социологии потребления имеет место ситуация, когда исследователи концентрируются главным образом на первых работах Жана Бодрийяра, посвященных преимущественно критике общества потребления, сложившегося во Франции в 60-х гг. XX в. Однако такой подход оставляет в тени значительное количество текстов, которые, не являясь в полном смысле социологическими, имеют большое значение для понимания бодрийяровских представлений о потреблении. В этой связи, постоянную для творчества Бод-рийяра тему потребления необходимо рассматривать, с одной стороны в контексте его более поздних работ, с другой стороны, учитывая интеллектуальные истоки и исторические условия формирования бодрийяровских идей.

Второе обстоятельство, с которым связан выбор данной темы, заключается в том, что, несмотря на признание российскими учеными вклада Бод-рийяра в современную социологию потребления, практически отсутствуют серьезные попытки применить идеи Бодрийяра для анализа процессов потребления в России. Хотя российское общество находится сейчас как раз в той ситуации, когда анализ «смысла и его нарушения» и «истолкование их (предметов) в терминах социальной логики», к чему призывал Бодрийяр, являются особенно актуальными. Дело в том, что процессы трансформации, которые на протяжении 18 лет идут в российском обществе, сильно изменили сферу вещного потребления. Однако оценок того, как эти процессы повлияли на такой аспект потребления как его смыслы и образы крайне мало.

Современное российское общество характеризуется переходным образом жизни, в котором нашли место элементы, представляющие столь разные исторические эпохи, типы обществ, культур и социально-экономических систем, что они часто плохо сочетаются между собой [92, 271]. Иными словами, смысловое пространство потребления в современном российском обществе включает как смыслы советского периода, так и новые элементы. Актуальность понимания смыслов потребления, свойственных переходному образу жизни, является отнюдь не сиюминутной, так как такой образ жизни может затянуться на несколько десятилетий [93, 39].

Степень изученности проблемы. В социологической литературе, как в зарубежной, так и в российской, сформировалось разделение всего корпуса текстов изучаемого автора на две равные по значению части. Первая часть работы, связанные с проблематикой потребления, вторая часть — работы, по-свящённые исследованию оснований общества и симуляции как принципу функционирования социума.

Возникло как бы два разных Бодрийяра, которые и изучаются разными исследователями. Каждый из двух аспектов творчества Бодрийяра отнюдь не обделен вниманием со стороны ученых. Автор данной работы опирается на анализ различных аспектов творчества Бодрийяра, который осуществлялся Г. Геноско, Д. Келлнером, А. Крокером, С. Лэшем и Р. Бойном, У. Меррином, Д. Рубенштейн, Ф. Кюссе и другими [60; 123; 129;126; 130; 132; 133; 142].

Следует также отметить вклад в «бодрийяроведение» переводчиков, делавших работы Бодрйияра доступными для англоязычного и русскоязычного читателя. М. Постеру и С. Н. Зенкину принадлежат не только переводы, но и статьи, содержащие авторскую оценку места бодрийяровской теории в современной социальной мысли [140; 49]. Особняком стоят работы В. Н. Фурса, А. А. Грицанова и Н. J1. Кацука [117; 33], которые выполняют функцию популяризации и прояснения бодрийяровских идей для неподготовленного читателя.

Бодрийяр серьёзно повлиял, главным образом, на англоязычных авторов П. Корригэна, Б. Миллота, С. Морравски, А. Аппадураи и Дж. Ритцера, а в их лице - на англоязычную социологию потребления [125; 136; 140; 138; 142]. Благодаря перечисленным ученым идеи Бодрийяра стали важной частью современной социологии потребления. Аналогичная работа в России была осуществлена В. И. Ильиным, В. В. Радаевым и Я. М. Рощиной [51; 52; 91; 82].

Цепью работы является оценка применимости бодрийяровской концепции для анализа смыслов потребления в советском и постсоветском обществах. Для этого необходимо провести анализ социологического аспекта творчества Бодрийяра, систематизировать и интерпретировать понятия, которые данный автор предлагает для анализа феномена потребления в современном обществе.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Выявить социологический аспект понятий, составляющих основу концепции Бодрийяра;

2. Выявить влияние общесоциологических взглядов Бодрийяра на его интерпретацию потребительской проблематики;

3. Определить, в чем заключается специфика подхода, использованного Бодрийяром для анализа потребления;

4. Определить, какие понятия бодрийяровской концепции и насколько применимы для эмпирических исследований потребления;

5. Применить понятия, предложенные Бодрийяром, для анализа смыслов потребления в советском обществе;

6. Применить понятия, предложенные Бодрийяром, для анализа смыслов потребления в постсоветском обществе.

Научная новизна работы заключается в том, что:

1. Проведена систематизация и дана новая социологическая интерпретация основных понятий теории Бодрийяра (таких, как «симулякр», «символическое», «масса», «мобилизованное» и «потлачеобразное» потребление, «знаковая меновая' ценность»), а также выявлено значение концепции французского мыслителя для современной социологии потребления;

2. Предложена оригинальная трактовка симуляции, которая заключается в понимании симулякров как коллективных образов и смыслов, характерных для повседневной жизни различных социальных групп, представлений индивидов, идеологии и искусства, отличительной особенностью которых является большой вес иллюзорных, воображаемых представлений, мечтаний;

3. В результате проведенного анализа образов и смыслов официальных и неофициальных потребительских дискурсов в советском обществе, в потребительских практиках этого периода было выявлено существование симулякров и показана важность их роли;

4. При сравнении образов и смыслов (в том числе и симуля-тивных) советского и постсоветского потребления выявлена их преемственность, а также изменения, связанные с трансформационными процессами в российском обществе.

Объект исследования.

Объектом исследования являются тексты трех типов.

Первый тип — это тексты Бодрийяра, значимые, во-первых, для понимания общей интеллектуальной эволюции изучаемого автора, во-вторых, для понимания его взглядов на общество, в-третьих, для понимания его представлений о потреблении. В число этих работ входят: «Система вещей» (1968), «Общество потребления. Его мифы и структуры» (1970), «К критике политической экономии знака» (1972), «Зеркало производства» (1973), «Символический обмен и смерть» (1976), «В тени молчаливого большинства или Конец социального» (1978).

Второй тип текстов - это произведения французских и российских писателей, посвященные роли и месту потребления в современном обществе середины и конца XX - начала XXI вв. Французская литература представлена следующими произведениями: Э. Триоле «Розы в кредит» (1959), Ж. Перек «Вещи» (1965), С. де Бовуар «Прелестные картинки» (1966), Ф. Бегбедер «99 франков» (2000), К. Орбэн «Шмотки. Роман из мира моды» (2002).

В советской литературе тема потребления затронута в таких произведениях, как: Ю. Трифонов «Старик» (1978), «Обмен» (1969) и «Дом на набережной» (1976), сборник рассказов С. Довлатова «Компромисс» (1981), романы А. Кабакова «Все поправимо. Хроники частной жизни» (2004), В. Аксенова «В поисках грустного беби. Роман об Америке» (1986), В. Сорокина «Очередь» (1985). Современная российская литература, затрагивающая проблематику потребления, представлена романами С. Минаева «,Hyxless»

2006), О. Робски «Casual» (2004) и «День счастья - завтра» (2005), В. Пелевин «Generation Р» (1999) и серией иронических детективов Д. Донцовой (1999-2008).

Третий тип текстов - результаты опубликованных исследований советской идеологии потребления и смыслов потребления в советском и российском обществах А. И: Тихомировой, О. Ю. Гуровой, Е. Р. Ярской-Смирновой, 11. В. Романова, JI. Горалик, Е. Ю. Герасимовой, С. А. Чуйкиной, С. А. Ушакина, Б. А. Грушина, JI. Н. Жилиной, А. А. Овсянникова, И. И. Петтай, И. М. Римашевской, Ю. А. Левады. Акцент в исследовании был сделан на анализ качественных данных.

Предмет исследования.

Предметом исследования являются общесоциологические взгляды и концепция потребления Бодрийяра.

Практическая значимость.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании соответствующего раздела курса «История социологии» и «Социология потребления», а также послужить теоретической основой для эмпирических исследований в области социологии потребления.

Методологическая основа.

В трудах представителей российской историко-социологической школы заложено представление о существовании в социально-научном сознании «кризисного» и «стабилизационного» типов [51, 14]. В диссертационной работе Бодрйияр рассматривается как яркий представитель «кризисного» типа социально-научного сознания, которое акцентирует проблематику конфликта и дезинтеграции, критикует «сциентистски-технократическое «овеществление» и «отчуждение» человека в условиях «потерпевшей неудачу» западной цивилизации» [53, 139].

Поскольку сам Бодрийяр не оставался в рамках той или иной из множества социологических парадигм, к которым он обращался в поисках наиболее адекватных категорий для выражения своего замысла (неомарксизм, социология сакрального, семиотическая традиция, экономика дара), было бы некорректно анализировать его работы, ограничиваясь рамками одной теории. В то же время Бодрийяр не создал собственной методологии анализа социальной реальности.

Говоря о методологии теоретического анализа, следует, прежде всего, сказать о том, какова интеллектуальная позиция автора^ диссертации по отношению к теоретизированию Бодрийяра. Позиция исследователя здесь заключается в том, чтобы, не становясь продолжателем дела Бодрийяра, его адвокатом или обвинителем, понять, каково значение концепции Бодрийяра для истории социологии, и такой ее области, как социология потребления. При работе с текстами Бодрийяра этот, казалось бы, тривиальный вопрос, имеет вполне практический смысл. Дело в том, что,стиль письма и теоретизирования французского мыслителя обладает способностью очаровывать и навязывать свой язык, поэтому необходимо осторожно относиться к декларациям, самоназваниям и самоопределениям, которые исходят от самого Бодрийяра.

Социологический анализ потребления, который предпринимает Бодрийяр, очень близок традициям понимающей социологии, основы которой были заложены М. Вебером. Казалось бы, апелляция к подходу, в основании которого лежит мотивированность, осмысленность и ориентированность деятельности действия на других, которое предполагает активного субъекта, входит в противоречие с иррациональностью-Бодрийяра, его заявлениями о смерти социального. Однако анализ потребления в работах Бодрийяра представляет собой именно проникновение в типичные смыслы, значения и образы, которые характерны для.обыденного сознания граждан общества потребления, а также их интерпретацию.

Анализ работ Бодрийяра, нацеленный на выявление подхода, которым он пользуется для исследования функционирования смыслов потребления в современном ему западном обществе, привел нас к выводу о том, что бод-рийяровская симуляция — часть более широкого понятия «воображаемое».

Оно имеет значительную историю разработки, вклад в которую внесли такие авторы как Г. Башляр, Ж. Лакан, Ж. Jle Гофф и С. Жижек [7; 8; 61; 44; 45]. Социологический аспект воображаемого заключается в том, что оно — «феномен коллективный, общественный и исторический», существующий как «коллективные образы», выраженные в словах и сюжетах, в художественной продукции и литературе [61,10 - 11].

Применение концепции французского мыслителя к анализу современного потребления не предполагает поиск в современной России тех же самых смыслов и образов, которые обнаружил Бодрийяр во французском потреблении середины XX в. Задача автора диссертации - в том, чтобы, используя категорию симулякра, обнаружить характерные для постсоветской России образы и смыслы, выявляя отличие последних как от бодрийяровских, так и советских. Смыслы и образы советского и постсоветского потребления анализировались нами под особым углом зрения, а именно: какова в них доля воображаемого, и как оно влияет на реальное потребительское поведение индивида.

Эмпирическая часть диссертационной работы представляет собой вторичной анализ материалов эмпирических исследований смыслов потребления в советском обществе и в постсоветской России. Применение любых теоретических построений для эмпирического исследования определенного объекта предполагает выделение в нем индикаторов, которые отражают наличие и выраженность изучаемого свойства. В данном случае термин «индикатор» можно использовать лишь условно, обозначая им те измерения, в которых проявляет себя «воображаемое». Сюда входят: во-первых, область смыслов потребления, которые артикулируются самими потребителями; во-вторых, область идеологических смыслов, кото]рые высказываются различными группами по поводу потребления; и, в-третьих, смыслы потребления, которые отражает литература, относящаяся к изучаемому периоду. Использованные в работе методы исследования.

В силу теоретической специфики диссертационной работы основным методом исследования является историко-социологический и теоретический анализ. Перечисленные выше теоретические работы Бодрийяра анализировались методом деконструкции текстов, который заключается в выявлении истоков используемых Бодрийяром понятий, новизны, внесенной французским мыслителем, и влияния исторического контекста на их содержание.

Литературные произведения исследовались с помощью качественного анализа текстов. Вначале были выделены смыслы потребления, которые артикулировались в произведениях (единицы анализа), затем эти смыслы были индуктивно обобщены в группы, что позволило сформировать категории анализа. Анализ результатов исследований и отечественных литературных произведений шел параллельно, что позволяло сопоставлять получаемые результаты и корректировать выводы. Положения, выносимые на защиту.

1. Работы Бодрийяра о потреблении и его работы, посвященные знаку и гиперреальности, исходят из разных интерпретаций симуляции. Определение симуляции в ранних работах о потреблении как воображаемого, продукта идеологизированного сознания эволюционировало в поздних работах к трактовке ложной, «испорченной» копии, которая вытесняет из социальной реальности истинные объекты и поэтому является злом.

2. Эволюцией в понимании понятия симуляции объясняется трансформация бодрийяровских представлений об обществе от его определения как тех но структуры (то есть совокупности людей, ,а также присущих им потребностей и способностей, включенных в систему промышленного производства) к раздвоению социального на ложное (симуляция и все, что с ней связано) и подлинное (иррациональное, сакральное и жертвенное).

3. Специфика анализа потребления в работах Бодрийяра заключается в том, что он (в отличие от Дж. Гэлбрейта, А. Турена, Э. Тоффлера) переносит акцент с изучения структуры потребления, его объемов, влияния на него изменений в способе производства, на анализ иллюзорного аспекта представлений' смыслов-и образов, которые формируются в обыденном сознании гражданина общества потребления.

4. В потреблении советской эпохи главную роль играл симулякр1 Запада. Страна происхождения потребляемых симулякров Запада была прямо связана с социальным статусом-и уровнем, доходов и являлась критерием престижа. Представления- о Западе, к которым отсылали симулякры, формировались из неполной информации, потребления? кинопродукции и вещей, которые проникали через «железный занавес», а воображение придавало этому образу целостность.

5. Для потребления постсоветской- эпохи наиболее значимым является симулякр богатства, хотя симулякр Запада также продолжает существовать и играть важную роль. Симулякр богатства представляет собой образ роскошного потребления, отраженный в телевидении и литературе, благодаря которым он стал доступен массовому потребителю.

Объем и структура работы.

Работа состоит из трёх глав, введения, заключения и списка литературы. Первая глава, включает описание мировоззренческих принципов и теоретических истоков изучаемой концепции, систематизацию представлений Бодрийяра об обществе и обоснование использования понятия «воображаемое» применительно к симуляции; вторая глава представляет собой систематизацию концепции потребления в1 работах Бодрийяра и интерпретацию основных понятий, которые в нее входят; содержанием третьей главы является анализ особенностей вещного потребления в советском и постсоветском обществах сквозь призму концепции потребления Бодрийяра.

Объём и структура работы.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена анализу мировоззренческих принципов и систематизации представлений Бодрийяра об обществе; вторая — интерпретации

1 Определение симулякра см. на стр. 5, п. 2 раздела Научная новизна. основных, понятий, использованных, французским мыслителем для анализа потребления, в контексте его общесоциологических взглядов; третья глава представляет собой попытку применить некоторые понятия, предложенные Бодрийяром для анализа потребления в советском и постсоветском обществах. Общий объём работы составляет 152 стр. Апробация работы.

Результаты диссертационного исследования обсуждались на следующих конференциях: Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования, 2006; Потребление как коммуникация - 2007, 29 - 30 июня 2007г.; Постоянный научный семинар кафедры культурологии ПГТУ, руководитель - зав. каф. культурологи, д. ист. н. О. JT. Лейбович.

Основные положения диссертации отражены в 8 научных публикациях общим объемом 3 п. л.

Список опубликованных работ по теме диссертации.

Работы, опубликованные автором в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

1. Папушина Ю.О. Вещь, товар, знак: потребление и коммуникация // Личность, культура, общество. 2007. Т. 9. Вып. 1 (34). С. 158 - 165. 0,5 печ.л.

Другие работы, опубликованные автором по теме диссертации

2. Папушина Ю.О. Политика в обществе потребления // Новые политические культуры в России: истоки, содержания, формы. Материалы двадцатой Всероссийской, конференции студентов, аспирантов, докторантов «Майские чтения» (.14 мая 2008 г.) - Пермь, 2008. С. 40 - 43. 0,2 печ.л.

3. Папушина Ю.О. Реальность и гиперреальность в работах Ж. Бодрийяра // Научный поиск: парадигмы, проекции, практики: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Братск; Иркутстк: Ир-кут. гос. Ун-т, 2007. С. 290 - 297. 0,3 печ.л.

4. Папушина Ю.О. Понятийный аппарат Ж. Бодрийяра: пути верификации (на примере исследования предметной среды жилища в крупном российском городе) // Вестник.Пермского государственного университета. Социология. Вып. 2(18) - Пермь, 2008. С. 6 - 18. 0,9 печ. л.

5. Папушина Ю.О. Проблематика города в работах Ж. Бодрийяра // Культурные миры большого города. Материалы девятнадцатой Всероссийской конференции студентов, аспирантов, докторантов «Майские чтения» (17 мая 2007 г.) - Пермь, 2007. С. 9 - 11. 0,1 печ.л.

6. Папушина Ю. О. Потребление в работах Ж.Бодрийяра: ценностный аспект // "Политическое" и "Социальное" в информационную эпоху. Сборник статей аспирантов факультетов прикладной политологии и социологии ГУ-ВШЭ / Отв.ред. к.э.н., профессор М.Ю.Урнов, д.ф.н., профессор Л.В.Поляков, д.ф.н. Г.В.Иванченко Москва, 2007. С. 46 - 59. 0,8 п.л.

7. Папушина Ю.О. Предметная среда и образ жизни в работах Ж. Бодрийяра // Потребление как коммуникация: Научная конференция молодых учёных. 01-02 июля 2006 года. Материалы конференции. - СПб: Ин-терсоцис, 2006. С. 35 - 37. 0,1 печ.л.

8. Папушина Ю.О. Теория К. Левина как метод построения теории в прикладном исследовании жилища // Потребление как коммуникация - 2007: Научная конференция. 29 - 30 июня 2007г. Материалы конференции. - СПб: Интерсоцис, 2007. С. 53 - 56. 0,1 печ.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Папушина, Юлия Олеговна

Выводы.

Первый вопрос, на который необходимо ответить в выводах, это вопрос о том, жили ли советские люди в обществе потребления, и приблизилось ли современное российское общество к этому типу. Ответ на оба вопроса будет отрицательный. Советское общество нельзя назвать обществом потребления, так как, во-первых, в нем отсутствовала такая необходимая составляющая как широкий выбор товаров и услуг по доступным для масс потребителей ценам. Не было такого конституирующего признака общества потребления как изобилие, которое по Бодрийяру является важнейшим стимулом изменения представлений и установок потребителей. Во-вторых, даже при относительно возросшем благосостоянии конца 60-начала 70-х гг. лишь очень небольшая часть советских потребителей, покупая вещи, руководствовалась мотивами смены их марки или модели, стремлением иметь вещи не хуже, чем у других, стремлением идти в ногу со временем. В-третьих, возможности для конструирования себя посредством потребления были серьезно ограничены установленными рамками зарплаты, дефицитом, государственной идеологией и контролем над повседневной жизнью граждан.

Современное российское общество не является обществом потребления в силу следующих причин: доходы и прочие ресурсы в обществе распределены крайне неравномерно, в результате чего большая часть населения не имеет того уровня жизни, при котором корректно говорить об обществе потребления; вещи в сознании потребителей все еще тесно связаны со статусом [63, 35]; невелика доля в структуре общества среднего класса, потребности которого являются основным двигателем развития общества потребления.

Второй вопрос, на который следует ответить, имели ли место в советском и постсоветском обществе процессы симуляции и потребления симу-лякров, которые являются ядром концепции Бодрийяра. Обнаруженные в результате исследования смыслы Запада, столицы и богатства представляют собой симулякры, так как они не соответствуют реальности, отсылают не к ней, а к фантазму, который сформировался из неполной информации, потребления кинопродукции и вещей, которые проникали через «железный занавес».

Влияние идеологии на потребление симулякра Запада заключалось в том, что «железный занавес» и попытки манипулирования делали его еще более привлекательным. Советская идеология с ее противоречивостью, половинчатостью и стратегическим просчетом в области выбора в соперники США оказывала незначительное влияние на реальные потребительские практики. Господство государственной идеологии не могло остановить формирование негласных, но гораздо более важных для индивидов потребительских дискурсов.

Если в советское время доминирующим было потребление симулякров Запада, то в постсоветское время они, хотя и сохранились, отошли на второй план, уступив пальму первенства деньгам, богатству. Выдвижение денег и богатства как главного смысла и образа постсоветского потребления обусловлено тем, чго российское общество очень поляризовано, элита в нем изолирована от остальных слоев. Кроме того, в современном российском обществе сильно развита зрительская зависть, а на уровне менталитета высокой ценностью обладает расточительное потребление.

Заключение.

В результате диссертационного исследования были получены нижеследующие результаты:

1. Дана социологическая интерпретация основных понятий концепции

Бодрийяра («симулякр», «символическое», «масса», «мобилизованное» и «потлачеобразное» потребление, «знаковая меновая ценность»), что является вкладом в российскую научную литературу, в которой доминирует философское и культурологическое прочтение бодрийяровской концепции. Критический анализ интерпретируемых понятий показал глубокую взаимосвязь концепции Бодрийяра с такими интеллектуальными школами, как Франкфуртская и Коллеж социологии, что оказало решающее влияние на постановку социологических вопросов и на содержание ответов, которые давал на них французский мыслитель. Кроме того, анализ основных понятий позволил выявить эволюцию, которую претерпело понятие «симулякр» и вместе с ним бодрийяров-ское теоретизирование в целом. Наконец, было обнаружено, что влияние исторического контекста на теоретизирование Бодрийяра было особенно значительно в анализе потребления и заключалось в ангажированной позиции французского мыслителя по поводу функции потребления в современном ему обществе и роли потребителя;

2. Произведена систематизация основных понятий концепции Бодрийяра, которая выстраивается вокруг противопоставления ложной и подлинной реальностей и соответствующих им категорий. Ложной реальности соответствуют категории «симулякр», «масса», «социальное», категории марксистской политической экономии, «техноструктура», а подлинной реальности - категории «символическое», «знаковая меновая ценность», «потлач». В процессе систематизации автор работы был в равной степени далек как от того, чтобы утверждать полное отсутствие у Бодрийяра всякой системы, так и от того, чтобы убеждать читателя, что для французского мыслителя характерна строгая логика и «железная» последовательность. В фокус внимания попадали только понятия, пронизывающие весь корпус работ Бодрийяра;

3. Впервые в российской социологии сделана попытка применить понятие симулякра для исследования смыслов потребления. Для решения этой задачи автором диссертации была акцентирована специфика симулякра в бодрийяровских работах, посвященных потреблению, и поставлена проблема симуляции как воображаемого. Это позволило определить симулякр как коллективные образы и смыслы, характерные для повседневной жизни различных социальных групп, отличительной особенностью которых является большой вес иллюзорных, воображаемых представлений, мечтаний;

4. Была выявлена специфика бодрийяровского анализа общества похребления, которая заключается в исследовании образов, смыслов и пред-ствлений, свойственных гражданам общества потребления. Бодрийя-ровская концепция наиболее полно отражает смыслы потребления, характерные для периода ее создания, но и предугадывает многие элементы, которые позже интерпретировались как черты потребления постмодернистской эпохи: конструирование идентичности посредством потребления, культ молодости и здоровья. Было также обнаружено, что в бодрийяровском анализе, значительное место в котором занимали рекламные тексты и материалы СМИ, не было слышно голоса самого потребителя. На этом основании в исследование самого диссертанта были включены также тексты, представляющие результаты эмпирических исследований смыслов потребления, и литературные произведения известных зарубежных, советских и российских аворов, чья идеологическая позиция и биография известны, что позволяет более адекватно оценивать полученные результаты.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Папушина, Юлия Олеговна, 2009 год

1. Авраамова, Е. М. Появился ли в России средний класс? Текст. // Средний класс в современном российском обществе. М: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), РНИСиНП, 1999. С. 21 - 30.

2. Аксенов В. П. В поисках грустного беби. Роман об Америке Текст. // Независимый литературно-художественный и общественно-политический альманах «Конец века». М.: 1991. С. 5 - 123.

3. Андреенкова, Н. В. Производство Текст. // Российская социологическая энциклопедия / Под <эбщ. ред. Г. В. Осипова. М: Изд. гр. НОР-МА-ИНФРА, 1998. С. 420.

4. Ашкеров, А. Ю. Экономическая и антропологическая интерпретация социального обмена Электронный ресурс. // Социологический журнал. 2001. № 3. (http://www.socjournal.ru/article/625)

5. Багыгин, Г. С., Девятко И. Ф. Миф о «качественной социологии» Электронный ресурс. // Социологический журнал. № 2. 1994. (http://sj.obliq.ru/)

6. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса Текст. М.: Художественная литература, 1965. -340 с.

7. Башляр, Г. Вода и грёзы. Опыт о воображении материи Текст. / Пер. с франц. Б. М. Скуратова. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998.-268 с.

8. Башляр, Г. Грёзы о воздухе. Опыт о воображении движения Текст. / Пер. с франц. Б. М. Скуратова. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999.-344 с.

9. Бегбедер Ф. 99 франков Текст.: Роман / Фредерик Бегбедер; Пер. с фр. И. Волевич М.: Иностранка , 2002 311с.

10. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака Текст. / Пер. с фр. Д. Кралечкина. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Библион - Русская книга, 2004. - 304с.

11. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры Текст. / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. М.: Республика; Культурная революция, 2006. - 269с.

12. Бодрийяр, Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту Текст. / Пер. с франц. Н. Суслова. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 200с.

13. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла Текст. / Пер. с фр. Л.Любарской, Е.Марковской. М.: Добросвет, 2000. 257с.

14. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть Текст. / Пер. и предисл. С. Зенкина. М.: Добросвет, 2000. 387с.

15. Бодрийяр, Ж. Система вещей Текст. / Пер. с франц. С. Зенкина М.: Ру-домино, 2001. 219с.

16. Бодрийяр, Ж. Соблазн Текст. / Пер. с франц. А. Гараджи. М.: Ad mar-gicn, 2000.-317с.

17. Бодрийяр, Ж. Экстаз коммуникации Электронный ресурс. // The Anti-Aesthetic. Essays on Postmodern Culture / Ed. H. Foster. Port Townsend: Bay Press, 1983. (Tr. John Johnston) / Пер. с англ. Д. В. Михель. (www.sociology.narod.ru)

18. Болдырев, И., Вайнград, М. Коллеж социологии и Институт социальных исследований: Батай и Беньямин Электронный ресурс. // Новое литературное обозрение 2004, № 68, http://magazines.mss.ru/nlo/2004/68/vai2.html

19. Бурлачук, В., Танчер, В. Символ и симулякр. Концепция символа в социологии постмодерна Текст. // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. № 1. С. 15-29.

20. Веблен, Т. Теория праздного класса Текст.: Пер. с англ. / Т. Веблен; Вступ. ст. с. 5-56 С. Г. Сорокиной. М.: Прогресс , 1984 367с.

21. Войцеховский Б. Интервью с писателем В. Пелевиным Электронный ресурс. // http://www.pelevin.info/pelevin1390.html

22. Воображение Текст. // Еникеев, М. И., Кочетков, О. Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М.: Юрид. лит., 1997. С. 37 39.

23. Герасимова, Е., Чуйкина, С. Общество ремонта Электронный ресурс. // Неприкосновенный запас. 2004. № 2. http://magazines.russ.ru/nz/2004/34/ger85.html

24. Горалик, Л. Антресоли памяти: воспоминания о костюме 1990 года Электронный ресурс. // Новое литературное обозрение. 2007. №8182. http://magazines.russ.ru/nlo/2007/84/go23.html

25. Горшков М. К. Российский менталитет в социологическом измерении Текст. // Социс. 2008. № 6. С. 100 114.

26. Гостев, А. А. Воображение Текст. // Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Изд. гр. НОРМА-ИНФРА, 1998. С. 69-70.

27. Гофман, А. Б. Мода и Люди, или Новая теория моды и модного поведения Текст. Спб: Питер, 2004. 208 с.ил., табл.

28. Гофман, А. Б. Существует ли общество?: от психологического редукционизма к эпифеноменализму в интерпретации социальной реальности Текст. // Социс. 2005. № 1. С. 18 25.

29. Гофман, А. Б. Что такое «престижное потребление»? Текст. // Гофман, А. Б. Классическое и современное: Этюды по истории и теории социологии / А. Б. Гофман. М.: Наука, 2003. С. 721 - 731.

30. Грицанов, А. А., Кацук, Н. J1. Жан Бодрийяр Текст. / А. А. Грицанов, J1. Н. Кацук. Минск: Книжный дом, 2008. - 256 с.

31. Грушин, Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения Текст. Очерки массового сознания россиян времён Хрущёва, Брежнева, Горбачёва и Ельцина в 4-х книгах. Жизнь 2-я. Эпоха Брежнева (часть 1) М.: «Прогресс-Традиция», 2003. - 448 с.

32. Гудков, Л., Дубин, Б. Общество телезрителей: массы и массовые коммуникации в России конца 90-х годов Текст. // Мониторинг общественного мнения. 2001. № 2. С. 31 45.

33. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры Текст. М.: Искусство, 1972. 318с.

34. Гурова, О. От бытового аскетизма к культу вещей: идеология потребления в советском обществе Текст. // Люди и вещи в советской и постсоветской культуре: Сб. статей / Новосиб. гос. унив-т. Новосибирск, 2005. С. 6- 17.

35. Гэлбрейт, Дж. К. Новое индустриальное общество Текст. / Дж. К. Гэл-брейт ; [пер. с англ.: П. А. Алябьев и др.] М.: ЭКСМО, 2008. - 1200 с.

36. Де Бовуар, С. Прелестные картинки Текст.: роман / Симона де Бовуар; [пер. с фр. Л. Зониной] СПб: Азбука-классика , 2006. 219с.

37. Довлатов, С. Компромисс Текст. СПб: Издательский дом «Азбука-классика», 2008. - 224 с.

38. Донцова, Д. А. Записки безумной оптимистки: Автобиография Текст. М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - 320 е., плл.

39. Дюби, Ж. Трехмастная модель общества, или Представление средневекового общества о себе самом Текст. / Пер. с фр. Ю. А. Гинзбург. -М.: Языки русской культуры, 2000. 320 с.

40. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка Текст. Толково-словообразовательный. М.: Рус. яз., 2000. Т 2: А - О. - 1088 стр.

41. Жижек, С. Возвышенный объект идеологии Текст. / Пер. с. англ. В. Софронов, науч. ред. С. Зимовец М.: Издательство «Художественный журнал», 1999.-321 с.

42. Жижек, С. Добро пожаловать с пустыню Реальности Текст. / Пер. с англ. Артема Смирного М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. -160 с.

43. Жилина, Jl. Н. Потребности, культура потребления и ценностные ориентации личности Текст. Социологический аспект / Jl. Н. Жилина; Акад. обществ, наук при ЦК КПСС М. : АОН , 1988 220 с.

44. Ильин, В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность Электронный ресурс.// http://www.hse.ru/journals/wrldross/vol052/ilyn.pdf

45. Ильин, В. И. Поведение потребителей Текст. СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 223с.

46. История теоретической социологии Текст. В 4-х т. Т. 4 / Ответ, ред. и составитель Ю. Н. Давыдов. М.: Изд-во «Канон+» ОИ «Реабилитация», 2002. - 736с.

47. Кабаков, А. Все поправимо. Хроники частной жизни Электронный ресурс. // Знамя. 2003. № Ю. http://magazines.russ.rU/znamia/2003/l 0/lcabak.html

48. Кайуа, Р. Игры и люди Текст. // Р. Кайуа. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры / Р. Кайуа; Сост., пер. с фр. и вступ. статья С. Н. Зенкииа. М.: ОГИ, 2007. С. 33 - 206.

49. Коллеж социологии Текст. СПб.: Наука, 2004. - 588 с.

50. Кудрявцев, В. Т. Воображение Текст. // Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - С. 81 - 82.

51. Кюссе, Ф. Теория-норма Текст.: продолжительность влияния // Республика словесности: Франция в мировой интеллектуальной культуре. М: Новое Литературное Обозрение, 2005. С. 103 - 125.

52. Jle Гофф, Ж. Средневековый мир воображаемого Текст.: Пер. с фр. / Общ. ред. С. К. Цатуровой. М.: Издательская группа «Прогресс», 2001.-440 с.

53. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада Текст.: Пер. с фр./ Общ. ред. Ю. Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича. М.: Прогресс, Прогресс Академия, 1992. - 180 с.

54. Общественное мнение 2008 Текст. Ежегодник. М.: Левада-Центр,2008. 192 с.

55. Левада, Ю. А. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993 2000 Текст. М.: Московская школа политических исследований, 2000. - 576 с.

56. Макеева, К. Творчество Виктора Пелевина Электронный ресурс. // http://www.pelevin.mfo/pelevin1330.html

57. Маленков, Г. М. Речь на пятой сессии Верховного Совета СССР Текст. Челябинск, 1953.-44 с.67лМаркузе, Г. Одномерный человек Текст.: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ. М.: REFL-book, киев: Port Royal. 1994. 368 с.

58. Минаев, С. ДухкББ Текст.: Повесть о ненастоящем человеке / Сергей Минаев М: ACT: ACT Москва: Транзиткнига, 2006. - 364 с.

59. Мосс, М. Очерк о даре Текст. // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. С. 83 - 222с.

60. Перек, Ж. Вещи. Одна из историй шестидесятых годов Текст. М., 1967,- 110 с.

61. Повседневность середины 90-х годов глазами петербуржцев Текст. / Отв. ред. И. И. Травин, Ю. Симпура. - СПб.: Европейский дом, 1999. -226 с.

62. Подделка Текст. // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: [В 3. т.] / [Аверина С.А. и др.], Т. 3 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. С. 31.

63. Пелевин В. Generation Р Текст. М.: «АСТ», 2005. 336 с.

64. Посконин, В. С. Французская публицистика и историография «красного мая» 1968 года Текст. М: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 160 с.

65. Радаев, В. В. Социология потребления: основные подходы Текст. // СОЦИС. 2005. № 1.С. 5-17.

66. Радаев, В. В. Экономическая социология Текст.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Социология" / В. В. Радаев . М.: Издат. Дом ГУ-ВШЭ, 2005. 601 с.

67. Решения XXVI съезда КПСС боевая программа деятельности Ленинского комсомола Текст. (Материал в помощь комсомольскому активу, пропагандистам, лекторам, докладчикам). М, 1981. 42 с.

68. Римашевская II. М. Две России социальная поляризация российского общества Текст. // Справедливые и несправедливые неравенства в современной России. Сб. / Ред.-сост. - Р. В. Рывкина. М.: Издательство «Референдум», 2003. С. 43 - 56.

69. Рисмухамедов, Р. А. Концепции идеологии А. Грамши и JI. Альтюссера и их рецепция в современном неомарксизме Текст. Автореферат на соискание уч. степени канд. с. н. СПб, 2003.

70. Робски О. Casual Текст. М.: «РОСМЭН ПРЕСС». 2005. - 334 с.

71. Робски, О. День счастья завтра Текст. - М.: «РОСМЭН - ПРЕСС», 2005.-367 с.

72. Родионова, С. А. Репрезентация Текст. // Новейший философский словарь: 3-е изд., испр. / [Гл. науч. ред. и сост. Грицанов А. А.] Минск.: Книжный дом, 2003. С. 826 - 828.

73. Романов, П., Ярская-Смирнова, Е. Фарца: подполье советского общества потребления Электронный ресурс. // Неприкосновенный запас. 2005. № 5. http://magazines.russ.ru/nz/2005/43/rol2-pr.html

74. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 Т. М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2002.

75. Рощина Я. М. Социология потребления Текст.: учеб. пособие / Я. М. Рощина М.: Изд. дом ГУ - ВШЭ, 2007. - 447 с.

76. Рывкина Р. В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов Текст. / Социс. 2001. № 1. С. 32 39.

77. Рывкина, Р. В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен Текст.: Курс лекций. М.: Издательский дом ГУ - ВШЭ, 2004. - 440 с.

78. Семёнов, A. JI. Левое студенческое движение во Франции Текст. М: Наука, 1975.-231 с.

79. Сильверстайн, М. Дж. Зачем платить больше? Новая роскошь для среднего класса Текст. / Майкл Дж. Сильверстайн и Нил Фиск ; [Пер. с англ.: Е. Китаевой] М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 364 с.

80. Смит, Т. Критика марксизма в последних работах Бодрийяра Электронный ресурс. // Rethinking Marxim. Vol. 3. Num. 3-4. 1990. / Пер. Д. Колесников, http://contr.info.ru

81. Сокал, А., Брикмон, Ж. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна Текст. Перевод с англ. Д.Ю.Кралечкина в соавторстве с А.А. Костиковой. Предисловие С.П.Капицы. М., Дом Интеллектуальной Книги, 2002. 241 с.

82. Сорокин, В. Очередь Электронный ресурс. М.: Издательство: «Захаров», 2007. http://lib.ru/SOROKJN/ochered.txt

83. Средние классы в России Текст.: экономические и социальные стратегии / Е. М. Аврамова и др.; Под ред. Т. Малеевой; Моск. Центр Карнеги. М. Гендальф, 2003. - 506 с.

84. Тарасов, A. IN MEMORIAM ANNO 1968 Электронный ресурс. // «Забриски Rider», 1999, № 8 http://www.margenta.ru/zabriski/memor.htm

85. Тенденции социокультурного развития России. 1960 1990-е гг. Текст. / Отв. ред. - И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. - М.: 1996. - 520 с.

86. Тихомирова, А. В 280 километрах от Москвы Электронный ресурс.: особенности моды и практик потребления одежды в советской провинции (Ярославль 1960 1980-е годы) // Неприкосновенный запас. 2004. № 5. http://magazines.russ.ru/nz/2004/37/tihl6.html

87. Тихомирова, А. От Шрайбикуса до «индейцев и ковбойцев» Электронный ресурс.: ГДР в жизненном мире советского ребенка 1980-х годов // Непркосновенный запас, 2008, № 2. http://magazines.russ.ru/nz/2008/2/ti21 .html

88. Тихомирова, А. Советское в постсоветском: размышления о гиб-ридности современной российской культуры потребления одежды Электронный ресурс. // Неприкосновенный запас. 2007. № 4. http://magazines.russ.ru/nz/2007/54/ti 10.html

89. Толстых, В. И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы Текст. М.: Политиздат, 1975. - 184 с.

90. Трансформация социальной структуры и социальная стратификация российского общества / Отв. ред. 3. Т. Голенкова, 3-е изд. М.: Издательство Института социологии РАН, 2000. - 481 с.

91. Триоле, Э. Розы в кредит Текст. Петрозаводск: Петроком, 1992. 223 с.

92. Трифонов Ю. В. Дом на набережной Текст. / Ю. В. Трифонов. -М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»», 2002. С. 8- 159.

93. Трифонов Ю. В. Обмен Текст. // Трифонов Ю. В.Избранное: Роман. Повести. Минск, «Вышэйшая школа», 1983. С. 340 374.

94. Трифонов Ю. В. Старик Текст. // Трифонов Ю. В.Избранное: Роман. Повести. Минск, «Вышэйшая школа», 1983. С. 132 339.

95. Усманова, А. Р. Код Текст. // Постмодернизм. Энциклопедия. / Под ред. А. А. Грицанова, М. А. Можейко. — Минск: Интепресссервис: Книжный дом, 2001. С. 211.

96. Уолцер М. Компания критиков: социальная критика и политические пристрастия XX века Текст. / Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. - 360 с.

97. Феррони, В. В. Теория симулякров Ж. Бодрийяра: «Ностальгия по настоящему» Текст. // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. 1, Гуманитарные науки. Воронеж, 2001. Вып. 2. С. 223 - 234.

98. Фуре, В. Н. Радикальная социальная теория Жана Бодрийяра Электронный ресурс. // Социологический журнал. 2002. № 1. http://www.socjournal.ru/review/482

99. Шпаковская, JI. JI. Общественная ценность антиквариата Электронный ресурс. // Социологический журнал. 2001. № 3 4. http.V/www.socjournal.ru/article/270

100. Ястребицкая, A. J1. Средневековая культура и город в новой исторической науке Текст. / A. JI. Ястребицкая. М. : Фирма "Интер-пракс", 1995.-411 с.

101. Baudrillard, J. Simulacra and Simulations Text. // Selected Writings. / Ed. Mark Poster. Stanford: Stanford University Press, 1988. - 230 p.

102. Baudrillard, J. The mirror of production Text. / Tran. by Mark Poster. St. Louis: Telos Press. 1975. 167 p.

103. Boyne, R., Lash, S. Symbolic exchange: taking theory seriously Text. An interview with Jean Baudrillard // Theory, culture and society. Vol. 12. 1995. P. 79-95.

104. Conmarlc, P. Sociology of mass culture Text.: Durkheim, Mills, Baudrillard. Toronto: University of Toronto Press, 2002. 385 p.

105. Corrigan, P. Sociology of Consumption Text. L.: Sage, 1994. 258 P

106. Genosko, G. Baudrillard and sings Text.: Signification ablaze. London, 1994,- 194 p.

107. Gundel, S., Castelli, С. T. The glamour system Text. N. Y.: PALGRAVE MAC MILLAN, 2006. 21 lp.

108. Jansson, A. Image culture Text.: Media, consumption and everyday life in reflexive modernity / Andre Jansson Goteborg : Dep. of journalismа. mass communication (JMG). Goteborg univ. , Cop. 2001 388 c.

109. Kellner D. Jean Baudrillard after modernity: provocations on a provocateur and challenger Electronic resource. // International Journal of Baudrillard studies. 2006. Num. 1. Vol. 3. http://www.ubishops.ca/BaudrillardStudies/vol3l/kellner.htm

110. Kellner, D. Jean Baudrillard: from Marxism to postmodernism and beyond Text. Stanford, 1989. 246 p.

111. King, A. A critique of Baudrillard's hyperreality Text.: towards sociology of postmodernism // Philosophy and social criticism. 1998. Vol. 24, №б. P. 47-65.

112. Krolcer, A. Baudrillard's Marx Text.// Theory, culture and society. Cleavlend. 1985. № 3 P. 69 83.

113. Lash, S. Dead of symbols Text.: An Introduction // Theory, culture & society. Cleveland, 1995. - Vol. 12, № 4. P. 71 - 78.

114. Lipovetsky, G. La societe d'hyperconsommation Text.// Le debat. 2003. № 124. P. 74-98.

115. Merrin, W. To play with phantoms Text.: Jean Baudrillard and evil demon of simulacrum // Economy and Society. 2001. Vol. 30. P. 85 111.

116. Millot, B. Symbol, Desire and Power Text.// Theory, Culture and Society. Vol. 5. Num. 4, November. 1988. P. 675 694.

117. Modlesky, T. Feminity as Mas(s)querade Text.: A feminist approach to mass culture. // Popular Culture: A reader. / Ed. By R. Guins & O. Z. Cruz. London, 2005. P. 47 54.

118. Morawski, S. Michle Jowy and Jean Baudrillard as two specimens of philosophically-minded sociology Text.// Polish sociology bulletin. Wroclaw ect., 1989. №3 - 4. P. 109 - 113.

119. Poster, M. Translator's introduction Text.// J. Baudrillard. The mirror of production. / Tran. by Mark Poster. St. Louis: Telos Press. 1975. P. 5 -20.

120. Ritzer, G., Stcpnisky J., Lemich J. The "magical" world of consumption: transforming nothing into something Text.// Berkeley journal of sociology: A critical review. 2005. № 49. P. 117 136.

121. Rubcnshtein, D. This is not a president: Baudrillard, Bush and enchanted simulation Text.// The hysterical male : New feminist theory. -Basingstoke; L., 1991. P. 253 265.

122. The Social life of things Text.: Commodities in cultural perspective / Ed. by Arjun Appadurai. Cambridge (Mass.) etc.: Cambridge univ. press , 1988 XIV, 329 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.