Социология революции П.А. Сорокина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Ломоносова, Марина Васильевна

  • Ломоносова, Марина Васильевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 162
Ломоносова, Марина Васильевна. Социология революции П.А. Сорокина: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Санкт-Петербург. 2006. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Ломоносова, Марина Васильевна

Введение.

Глава 1. Историко-научные и личностные основания развития социологии революции, как специальной отрасли социологических знаний.

1.1. Исторический обзор основных взглядов на революцию и предпосылки формирования социологии революции.

1.2. Революционная деятельность П.Л.Сорокина и её влияние на проблематику научных исследований ученого.

1.3. Социологическая публицистика ПА.Сорокина. Первые опыты научного осмысления революционного процесса.

Глава 2. Теоретическая реконструкция социологии революции П А.Сорокина: основные положения и проблемы.

2.1. Социология революции: объект, предмет, задачи и теоретико-методологические основания.

2.2. Причины возникновения революции и характеристика её основных этапов.

2.3. Развитие основных положений социологии революции в научном наследии ПА.Сорокина 1926 -1939гг.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социология революции П.А. Сорокина»

Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) считал, что социальное согласие является одним из основных показателей качества человеческого существования, а его отсутствие говорит о том, что общество или социальный институт находятся в состоянии кризиса. За прошедшие более чем полвека с того времени, как П.А.Сорокин писал свои труды, человечеству не только не удалось достигнуть социального согласия на глобальном и локальном уровнях, но и появилось множество острых проблем и противоречий, требующих незамедлительного решения. При этом в эпохи глобальных социальных перемен обостряется интерес к обобщающим описаниям исторического процесса, к историческим метарассказам, так произошло и с революциями. Революция как специфическое явление общественно-политической жизни имеет глубокие исторические корни и входит составной частью в фундаментальную проблему человечества - применение насилия ради достижения определенных целей. Современные, «новые», «цветные» революции вновь заставляют исследователей возвращаться к историческому опыту прошлых веков с целью поиска объяснительных схем и моделей, несмотря на то, что мода на постмодерн не способствует систематизации образов и фактов в какой-либо системе координат, предполагающей поступательность исторического развития.

В настоящее время в отечественной социологии появляется достаточно большое количество работ, посвященных творчеству П.А.Сорокина. Тем не менее, социологическая концепция революции, занимающая весьма значительное место в его творческом наследии, является практически неисследованной. Это связано с двумя факторами. Во-первых, ряд работ посвященных этой проблеме оказался недоступным для отечественного исследователя. Во-вторых, долгое время в нашей стране не существовало плюрализма подходов и концепций при исследовании революции как социального явления, поэтому если в советское время и появлялись отдельные работы, то они носили критический характер с позиций исторического материализма. Но происходящие в последние десятилетия значительные изменения ценностных ориентаций нашего общества, с неизбежностью повлекли за собой ломку старых теоретических конструкций и смену методологической парадигмы в целом. Все это происходило на фоне всплеска интереса к политической истории страны, в частности к истории революции. Этот интерес давно вышел за пределы академических рамок, а проблема русской революции вновь стала предметом политических дискуссий в средствах массовой информации. В возникшем противостоянии публицистики и науки последнее слово стало принадлежать первой, . и . на уровне обыденного сознания утверждается представление о революции как о случайном и негативном явлении в истории России, которое постоянно закрепляется «информацией», поступающей из СМИ. Так например, революция 1905г., продолжает находиться в тени исторического сознания, несмотря на то, что она была первой социальной революцией в России, в результате которой впервые оформились в ясно очерченный партийный ландшафт те течения - социалистическое, либеральное, консервативное, националистическое, - которые впоследствии структурировали российское политическое сознание вплоть до следующих революций. Тем не менее, миф о революции 1905г. как «генеральной репетиции Октября», созданный в советское время, продолжает оставаться в исторической памяти практически без изменений.

Таким образом, актуальность темы "Социология революции П.А.Сорокина" состоит в реконструкции и анализе концепции революции П.А.Сорокина, ее теоретических основ и конкретно-исторической практики в контексте истории России. Исследования в данной области требуют особо взвешенного подхода к источникам, как традиционным, так и историографическим, учитывая это, обращение к исследованиям П.А.Сорокина, посвященным революциям вообще и русской революции в частности, представляется вполне оправданным, поскольку данный мыслитель соединяет в себе блестящего социолога, политика (участника революционных событий в России) и публициста, который оставил после себя огромное научное наследие, оказавшееся недостаточно осмысленным современным научным сообществом. Но здесь, важной и сложной методологической проблемой в контексте исследования является проблема взаимоотношения социологии и политики в творчестве ученого и проблема автономности научного знания. В этом ракурсе особое значение получает, так называемый, социальный заказ в науке, который тоже нельзя рассматривать однопланово. Совпадение социального заказа с логическим движением социологической науки, как правило, значительно способствует благоприятному её развитию, что и произошло в 20-30-е гг. в США с теориями П.А.Сорокина. В то же время, невостребованность науки и научных результатов нельзя объяснить исключительно социальной политикой государства. Проблема невостребованности научного знания имеет и другую сторону, связанную с закономерностями развития научного сообщества, и отчасти именно этими закономерностями можно объяснить периодическое «исключение» из социологии теорий, концепций и мыслей П.А.Сорокина.

Кроме того, актуальность обращения к данной теме обусловлена существованием социологии революции, как отдельной области социологии. В . отечественной социологии, после того как в 80-х годах были расшатаны схемы и концепции анализа данного социального явления на основе методологических установок исторического материализма, новые подходы существуют на уровне гипотез и выступают скорее в качестве материала для публицистики, чем в качестве предпосылок для проведения научного исследования. При этом именно П.А.Сорокин является основоположником социологии революции.

В зарубежной социологии ситуация несколько иная, поскольку существуют специальные организации, занимающиеся изучением революционных процессов (например Гуверовский институт войны, мира и революций в США, Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований), проводятся отдельные социологические исследования, посвященные революциям, а в учебниках по социологии содержатся разделы, посвященные революции, наряду с другими социальными изменениями.

Поэтому, для отечественной социологии разработка данной темы представляет и общетеоретическое значение.

Степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной социологии представляется недостаточной, что и повлияло на выбор темы диссертационного исследования. Следует отметить, что существует большое количество работ, посвященных отдельным аспектам творчества П.А.Сорокина, тогда как его социологическая концепция революции практически не подвергалась историками социологии специальному изучению. Вся имеющаяся научная литература по данной проблематике связана с двумя основными тематическими блоками. Первый блок посвящен научному наследию П.А.Сорокина в целом. Второй блок - социологии революции и истории революции

В истории социологической мысли существовали определенные традиции исследований вопроса места и роли революций в общественном развитии, прежде всего это касается марксистской социологии. Поскольку идея насильственной революции была центральной идеей в политической доктрине марксизма, то не только сами ее основоположники, но и их последователи: В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, Г.В.Плеханов и многие другие, уделяли в своих трудах большое внимание революционному процессу.

В работах "советского периода", посвященных анализу общеметодологических проблем теории революционного процесса, особого внимания заслуживают исследования Ю.А.Красина, М.А.Селезнева, Л.А.Казаковой, М.Л.Гавлина, А.И.Соболева, С.А.Ланцова. Труды этих авторов являются наиболее фундаментальными исследованиями по проблемам революции, хотя жесткие идеологические ограничения не позволили им провести объективное научное исследование. В постсоветской России исследований, посвященных проблемам революции практически не проводилось. Исключение составляет труд И.В.Стародубовской и B.A.May «Великие революции от Кромвеля до Путина»', в котором авторы пытаются проанализировать, как современные российские события могут повлиять на развитие теории революции и что может дать теория революции для понимания происходящего в России. Кроме этого, особого внимания заслуживает исследование Г.А.Завалько «Понятие «революция» в философии и Стародубовская И.В., May В.А. Великие революции от Кромвеля до Путина. М: Вагриус, 2001. 440 с общественных науках: проблемы, идеи, концепции»1, в котором рассмотрены основные проблемы, связанные с использованием понятия «революция» в философии и общественных науках с XVII века до наших дней.

В XX столетии в рамках немарксистской социологии сформировалось целое направление, изучающие революционные процессы. У истоков этого направления стояли П.А.Сорокин и К.Бринтон. Именно Сорокину принадлежит и сам термин "социология революции", который закрепился в качестве названия этого направления в социологии.

Йз работ более позднего периода, посвященных проблемам революции, необходимо отметить исследования Х.Арендт, З.Бзежинского, Ч.Джонсона, Д.Кеннана, Б.Мура, М.Риджей, М.Хагопиана, С.Хантингтона, С.Эйзенштадта, Ч.Элвуда и др.

Степень изучения социологии революции П.А.Сорокина зависит от уровня осмысления в современной науке его наследия в целом. Что касается, исследований научного творчества П.А.Сорокина в рамках отечественной социальной мысли, то первые упоминания о нем в советской литературе появляются только в конце 60-х гг., начале 70-х гг. в связи с активизацией критики американской социологической и политической мысли (Голосенко И.А. , Бормотова С.С.3, Момджян К.Х.4). Работы этого периода посвящены в основном критическому анализу философско-исторических и социологических воззрений

1 Завалько Г.А. Понятие «революция» в философии и общественных науках: проблемы, идеи, концепции. М.: Ком Книга, 2005. 320 с.

2 Голосенко И.А. Критика философско-исторических и социологических концепций П.Сорокина. Автореф.дис. канд.филос. наук. JL, 1967.

3 БормоТова С.С. Ленинская критика реакционных общесоциологических концепций П.Сорокина и других антимарксистов в первые годы советской власти (1917-1922 гг.). Автореф.дис. канд.филос. наук. М., 1967.

4 Момджян К.Х. Критический анализ теории социокультурных суперсистем в философско-исторической концепции П.Сорокина. Автореф.дис. канд.филос. наук. М., 1974.

П.А.Сорокина. Принимая во внимание тот факт, что огромное научное наследие ученого до появления этих исследований было практически недоступно для отечественных специалистов, можно сделать вывод, что работы Голосенко И.А., Бормотовой С.С., Момджяна К.Х. не затронули весь массив социологических проблем в трудах П.А.Сорокина, но послужили базой для дальнейших исследований.

Второй этап изучения творчества П.А.Сорокина связан с началом переиздания и перевода его трудов российского и американского периодов творчества в конце 80-х гг., начале 90-х гг. В это время, благодаря активной работе Ю.А.Согомонова были опубликованы в научных журналах такие статьи и фрагменты работ П.А.Сорокина российского периода, как «Социальный прогресс и принцип счастья», «Духовный облик М.М.Ковалевского как мыслителя» и ряд др. Изучением и переводом работ американского периода занимались В.В.Сапов, И.А.Голосенко, Т.С.Васильева. В это же время становятся доступными архивные материалы, связанные с научной и политической деятельностью П.А.Сорокина, а наиболее значимые исследования в этой области принадлежат Ю.В.Дойкову.

Третий этап изучения наследия П.А.Сорокина связан с созданием Международного института Питирима Сорокина - Николая Кондратьева в 1999 году. Одним из основных направлений деятельности Института является перевод и издание работ П.А.Сорокина в России. Наиболее значимые труды, изданные при содействии Института: «Социальная и культурная динамика» (2000) и «Социология революции» (2005).

Таким образом, в качестве источниковой базы исследования выступают социологические тексты П.А.Сорокина; критические тексты, посвященные осмыслению его концепций; тексты ученых, разрабатывающих аналогичные проблемы; а также работы по социологии и истории революций.

Объект, предмет, цели и задачи исследования. Объектом исследования является социология революции как специальная отрасль социологического знания.

Предметом исследования выступают социологическая концепция революции П.А.Сорокина и её теоретико-методологические основы.

Цель исследования анализ теоретических и методологических основ социологии революции П.А.Сорокина, а также теоретическая реконструкция основных положений социологии революции П.А.Сорокина

Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

1. Выявить предпосылки формирования социологии революции как специальной отрасли социологического знания.

2. Охарактеризовать социально-политические условия периода становления П.А.Сорокина как ученого, их влияние на формирование проблематики научных исследований и на появление социологической публицистики П.А.Сорокина революционного периода.

3. Проанализировать основные концепции социальной революции.

4. Выявить теории, оказавшие влияние на формирование социологической концепции революции П.А.Сорокина в целом.

5. Проанализировать представленные П.А.Сорокиным причины революции, её процессуальные и функциональные характеристики.

6. Выявить логику и методологию социологической концепции революции П.А.Сорокина и определить объект, предмет и задачи социологии революции как специальной социологической дисциплины. Теоретико-методологические основы исследования.

Поскольку для достижения цели исследования необходимо проанализировать работы, созданные на протяжении длительного периода времени и в различных социально-исторических условиях, в качестве общей методологической базы исследования выбраны сравнительный историко-социологический и системный подходы. Особое значение для исследования темы диссертации имеют произведения П.А.Сорокина, его социологическая концепция революции, методология «социологического интегрализма» и его социологические воззрения в целом. Кроме этого, в диссертационном исследовании для анализа научной литературы и документов использованы общенаучные методы (логический, методы анализа, синтеза, систематизации) познания в их конкретизации применительно к изучаемому предмету, а также компаративистский метод для изучения различных теоретических конструкций.

Научная новизна исследования определяется тем, что это первая в истории отечественной социологии работа, посвященная социологической концепции революции П.А.Сорокина. Научная новизна обусловлена системностью анализа работ П.А.Сорокина, критических работ, посвященных осмыслению его социологии; анализом идейно-теоретических истоков, теоретико-методологических основ его социологии революции; рассмотрением П.А.Сорокина как основоположника изначально нового направления исследований в социологии -социологии революции, а далее - отдельной отрасли социологии; перспективностью дальнейшего исследования социологии П.А.Сорокина; введением в научный оборот ряда новых, не рассматривавшихся ранее источников и архивных данных. Кроме этого, в исследовании уточнен понятийный аппарат, детализировано понятие «революция», оценены эвристические возможности различных концепций анализа революций.

Новизна работы может быть конкретизирована следующим образом:

1. Обосновано выделение социологии революции в качестве отдельной отрасли социологии, что связано не только с потребностями научного познания и поиска, но и с той значимой ролью, которую играют революции в развитии общества.

2. В результате теоретической реконструкции показано, что социология революции П.А.Сорокина является прикладной (практической) социологической дисциплиной, т.к. в своих выводах опирается на данные общей теоретической социологии. При этом, в её структуре можно выделить предмет, исследовательские задачи и специальную теоретико-методологическую базу.

3. Исследования революции П.А.Сорокина, повлиявшие на появление социологии революции, как отдельной области социологии, занимают весьма значительное место среди последующих за ними теорий и концепций революции ХХв.

4. На основе изучения специальной литературы и архивных данных доказано, что на появление социологической концепции революции П.А.Сорокина огромное влияние оказали объективные факторы: обучение и работа в Психоневрологическом институте, и его политическая деятельность. Именно непосредственное участие П.А.Сорокина в событиях 1905-1917гг. позволило ему создать серию публицистических работ, в которых он впервые предпринял попытку социологического анализа революции, при этом он часто обращался к психологии в поисках объяснительных моделей и учитывал исторический опыт предшествующих революций других стран, что позволило ему заложить теоретико-методологическую основу для дальнейшего исследования и выделения «социологии революции» в качестве отдельного направления социологии.

5.' Выявлено, что уже в «российский» и «ранний американский» период научного творчества П.А.Сорокину был свойственен методологический «интегрализм», в то время как, большинство исследователей связывают появление «интегрализма П.А.Сорокина» с фундаментальным исследованием «Социальная и культурная динамика» (1937 г.).

6. Доказана логическая непротиворечивость и неразрывное единство «российского» и «американского» периодов творчества.

Практическая значимость результатов исследования: Использование идей социологии революции П.А.Сорокина (с учетом критической переработки устаревших положений) может служить теоретической базой для анализа современных кризисных явлений и их прогнозирования. Выводы и фактический материал исследования могут использоваться в научно-исследовательской работе в области теоретической социологии, истории социологии, политической социологии.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания курсов истории и теории социологии, а так же специальных дисциплин («Социология П.А.Сорокина» и «Социология революции»).

Перспективность и актуальность исследования нашли своё подтверждение в процессе апробации основных положений и выводов диссертации на научно-практических конференциях: «Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век» (Москва, 2001) «М.М.Ковалевский и российская общественная мысль» (Санкт-Петербург, 2001), «Reiseriten-Reiserouten» (Konstanz, 2005), «Социальные трансформации в социокультурной динамике XX-XXI веков» (Киев, 2006).

Материалы исследования были использованы при чтении спецкурса «Социология П.А.Сорокина», курса «История социологии».

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Ломоносова, Марина Васильевна

Заключение.

Есть -книги, срок жизни которых весьма краток, а есть и такие, что переживают века, несомненно, «Социология революции» П.А.Сорокина имеет все шансы «пережить века». Подтверждением этого, служит тот факт, что спустя более чем 80 лет с момента написания и первого выхода в свет, эта работа была почти одновременно переиздана на двух континентах - в Америке и России. И это не удивительно, так как именно с этим исследованием П.А.Сорокина связано появление социологии революции, как отдельного направления в социологии.

Американский социолог Дж. Масионис в своём учебнике «Социология», который выдержал девять изданий, определяет революцию как «.самую крайнюю форму социального движения, сторонники которого добиваются коренного изменения основ всего общества. Преследуя иногда конкретные цели, иногда утопические мечты, его приверженцы отвергают установленные социальные институты как ущербные и предлагают радикально новые варианты.1». В контексте рассмотренных теорий и концепций революций в первом параграфе первой главы настоящего исследования, становится понятно насколько неполной является данная трактовка, как впрочем, и многие другие.

Поскольку именно П.А.Сорокин стоял у истоков формирования в рамках немарксистской социологии целого направления, изучающего революционные процессы, то обращение к его социологической концепции революции представляется вполне оправданным.

Следует отметить, что на зарождение социологии революции П.А.Сорокина наряду с методологическими и историко-научными аспектами повлияли два личностных' фактора, а именно: учеба и дальнейшая работа в Психоневрологическом институте и экспериментальных лабораториях института совместно с В.М.Бехтеревым и его коллегами, а так же - политическая деятельность. Теория коллективной рефлексологии В.М.Бехтерева и в меньшей степени, её американский вариант - бихевиоризм, послужили в качестве основных концепций на которые изначально опирался П.А.Сорокин в своих исследованиях революции.

Не меньшее влияние на научные исследования П.А.Сорокина оказала и его политическая деятельность, в рамках которой он изначально воспринимал революцию - как единственное средство достижения социального идеала, опирающегося на традиции, сложившиеся рамках философии Просвещения и социалистических доктрин. Но затем, именно политические события и последующие за ними социальные потрясения, повлияли не только на переоценку П.А.Сорокиным своих политических воззрений, но и на формирование его социологии революции. Именно личная вовлеченность П.А.Сорокина в события 1905-1917гг. позволили ему создать серию публицистических работ, в которых он впервые предпринял попытку социологического анализа революции. Революционная публицистика П.А.Сорокина - одна из блестящих страниц его научного наследия, интересна:не только тем, что является своеобразной летописью революции. Прежде всего, в ней нашли отражение профессиональная и политическая деятельность П.А.Сорокина. Именно на страницах своих публицистических статей ученый-социолог анализирует революцию как социальное явление, пытается отыскать объективные причины и закономерности происходящих процессов в обществе. Но уже на этом этапе осмысления революции он обращался к психологии в поисках объяснительных моделей и учитывал исторический опыт предшествующих революций других стран, что позволило ему сформулировать проблематику дальнейших исследований и выделить «социологию революции» в качестве отдельного направления социологии. Поэтому, «Социология революции» была так называемой «итоговой» работой, к которой он пришел после большого количества публицистических статей 1917г. и серии исследований 1920 - 1922 гг., в которых он анализировал последствия революции,' гражданской войны и НЭПа в России.

Социология революции понимается П.А.Сорокиным, прежде всего как практическая, прикладная дисциплина, предметом исследования которой выступает революция. Учитывая сложность определения данного понятия, в «Социологии революции» при определении понятия «революция» на первое место выступают её процессуальные характеристики, определение основных этапов развития. Главным для П.А.Сорокина, является принципиально новый подход и взгляд на . революцию и «реакцию», как на единое целое: «.любой революционный период, как целое неизбежно состоит из двух частей, неразрывно связанных друг с другом и неотделимых одна от другой, как неотделима голова живого человека от его туловища.»1. Кроме этого, П.А.Сорокин выделяет достаточно большое количество причин (факторов) наступления революционных потрясений, причем сама классификация не отвечает всем требованиям" казуальной логики и научного объяснения на основе выявления причинно-следственных связей, но ему удалось выявить некий «идеальный тип» причины Сорокин П.А. Социология революции. М.:Издательский дом«Территория будущего»,РОССПЭН, 2005.С.29. тем более, что те данные биологии, физиологии и психологии начала 20 века на которые опирался П.А.Сорокин, в настоящее время признаны, по крайней мере, устаревшими. революции, её модель, которая обретает свои характеристики в зависимости от исторического периода и общества, в котором происходит революция. Поскольку, он считает, что поведение человека представляет собой сложный комплекс актов (рефлексов, инстинктов) наследственных или безусловных и актов (реакций, рефлексов) приобретенных, условных, то ущемление главных инстинктов и рефлексов у значительной части общества, невозможность их минимально-необходимого удовлетворения, с одной стороны и неспособность социальных групп, защищающих порядок и обладающих всей совокупностью средств и инструментов власти, противостоять усилившимся попыткам низвержения существующего строя, с другой стороны, приводят к революционным потрясениям.

Кроме этого, в концепции П.А.Сорокина представлена развернутая схема изучения воздействия революции на общество в самом широком философско-социологическом плане. Он проводит анализ воздействия революции на общество по следующим основным показателям:

- на-численность и качество населения;

- на экономику страны;

- на государство, власть, политику;

- на морально-правовые отношения;

- на духовную (особенно религиозную) жизнь;

- на образование, науку и культуру;

- на'народную (национальную) психику и идеологию.

П.А.Сорокин считает, что революция (особенно если за ней следует гражданская война) отрицательно влияет на демографические процессы: резко сокращается численность населения, повышается кривая смертности и понижается кривая рождаемости, ухудшается качественный состав населения.

В процессе изучения влияния революции на общество, П.А.Сорокину удалось • вывести достаточно интересную закономерность - «закон социального иллюзионизма», в соответствии с которым результат любой революции всегда оказывается иным, чем это казалось в её начале, противоречащим её лозунгам. Причем все отрицательные последствия революции больнее всего бьют по наименее защищенным слоям общества. Это подтверждается опытом всех крупных революций.

Анализ причин возникновения революций и её последствий представленный в социологической публицистике П.А.Сорокина и его "Социологии революции" был только первым этапом в его исследованиях кризисных состояний общества в целом. В дальнейшем, основные положения социологии революции были развиты П.А.Сорокиным в его классических трудах: «Социальная мобильность» и «Социальная и культурная динамика». Причем, если в социологической публицистике и в работе «Социология революции» его интересовали, прежде всего, причины и процессуальные характеристики данного явления, то в «Социальной мобильности» ; на первый план выходят её функциональные параметры, что неразрывно связано с изучением процесса социальной мобильности.

В середине 30-х годов П.А.Сорокин приступил к радикальному пересмотру своих концепций, поэтому дальнейшее рассмотрение революции как социального явления, представленное, прежде всего, в его исследовании «Социальная и культурная динамика» опиралось на иные теоретико-методологические основания.

В "Социальной и культурной динамике" одним из основополагающих методологических принципов, на которых строится его исследование, становится рассмотрение общества, культуры и личности как трех аспектов, модулей единого интегрированного социокультурного пространства, а категория «культурная суперсистема» является исходной для типологизации культурного развития. Каждая суперсистема ценностей - это специальный вид исторической целостности, интегрированный в некий духовный идеологический стиль. Концепция революции органично в этом смысле вплетается в концепцию «культурных суперсистем». В глобальном масштабе, согласно П.А.Сорокину, величайшие революции в истории человечества - это смена одной формы культуры, другой. А на локальном уровне -революции возникают тогда, когда происходит быстрое и коренное изменение высших ценностей в одной части общества, тогда как другая либо не принимает перемены, либо двигается в противоположном направлении. Кроме этого, он пересматривает свою оценку «социальной революции» в целом. Если в фундаментальных исследованиях «Социология революции» и «Социальная мобильность» революция выступала в качестве «социальной патологии», которая требует «профилактики и лечения», то позднее он приходит к выводу о том, что революции неизбежны они существовали и будут существовать всегда в истории человечества. За 14 веков европейской цивилизации П.А.Сорокин выявил всего 10 случаев, когда полный мир (без войн и «внутренних нарушений») просуществовал почти 50 лет, при этом годы социального мира в среднем составляют только 5-6 лет. Тем не менее, революции являются неким «показателем» кризисного и переходного периода в истории отдельных стран и культуры в целом.

Как было уже отмечено, высокая эвристическая значимость многих эмпирических выводов П.А.Сорокина относительно причин, функциональных и процессуальных характеристик революции позволяет использовать их в качестве объяснительных моделей для изучения современных политических и социальных изменений, в том числе «новых революций», «цветных революций».

В.В.Сапов, А.Ю. Согомонов и И.А. Голосенко указывали на целостность научного творчества П. Сорокина не только по причине преемственности его трудов русского и американского периодов, его видения структуры социологического знания, но также по причине неизменности интегральной сущности всех его работ, считая, что все его мировоззрение было пронизано интегральным синтезом и на уровне сциентических программ, и в политических взглядах, и даже на уровне жизненной философии. В этом смысле принципиальное отличие между ранним и поздним Сорокиным заключается лишь в глобализме его теории: если он начинал довольно традиционно для социальной мысли рубежа веков, изучая конкретные социальные явления и факты, то в «гарвардский период» превратился в могущественного макросоциолога. Социологическая концепция революции П.А.Сорокина является ярким подтверждением, этой точки зрения. Поэтому, на примере развития социологии революции П.А.Сорокина, можно полностью проследить эволюцию его научного мировоззрения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Ломоносова, Марина Васильевна, 2006 год

1. Азарх А.Э., Малышева Д.Б., Шестопал А.В. Концепции революции в развивающихся странах (критические очерки). М.: Наука, 1979.

2. Анатомия кризисов. М.: Наука. 1999. 238 с.

3. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. М.: «Канон+», 1998. 400 с.

4. Бердяев Н.А О политической и социальной революции //Русская свобода. Еженедельник. № 4. С.5-10.

5. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии.М.:Наука, 1994.399 с.

6. Бормотова С.С. Ленинская критика реакционных общесоциологических концепций П.Сорокина и других антимарксистов в первые годы советской власти (1917-1922 гг.). Автореф.дис. канд.филос. наук. М., 1967.

7. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. СПб.: Санкт-Петербургская панорама, 2001. - 147 с.

8. Будон Р. Место беспорядка. Критика социального изменения. М.: Аспект Пресс, 1998.-284 с.

9. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 1999.

10. Вальдман В.А. К вопросу о клинике голодания // Юбилейный сборник в честь 25-летия врачебно-научной деятельности (1894 1919) проф. И.И.Грекова. Пг., 1921. -441 с.

11. Войтинский B.C. Двенадцать смертников. Суд над социалистами-революционерами в Москве. Берлин: «Издание заграничной делегации П.С.Р.», 1922. С.114 -127.

12. Гернет М.Н. Преступление и борьба с ним в связи с эволюцией общества.М.: 1914.

13. Гидденс Э. Социология. М.: УРСС, 1999. - 704 с.

14. Головин Н.А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004. 160 с.

15. Голосенко И.А. Критика философско-исторических и социологических концепций П.Сорокина. Автореф.дис. канд.филос. наук. Л., 1967.

16. Голосенко И.А. Питирим Сорокин как историк социологии.// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том 1. № 4. С. 18 30.

17. Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка. // СОЦИС, 2000, № 4. С. 108 116.

18. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар: Коми кн. изд-во., 1991.

19. Голосенко И.А. Социологическая ретроспектива дореволюционной России: Избранные сочинения: в 2-х книгах. Пб.:Социол. об-во им. М.М.Ковалевского. 2002.- 129 с.

20. Грациози А. Война и революция в Европе:1905 1956. М.:РОССПЭН, 2005. 288 с.

21. Дарендорф Р. Тропы из утопии. М.: Праксис, 2002. 536 с.

22. Джонстон Б. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // Социологические исследования. 1999. № 6. С. 13-24.

23. Джонстон Б. Сорокин и Парсонс в Гарварде: институтский конфликт и происхождение ведущей традиции // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1995. № 2. С. 106-117; №З.С. 117-127.

24. Джонстон Б. Экзистенциальная феноменология и социология Питирима Сорокина //Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. № 2 . С. 37-50.

25. Дойков Ю.В. Питирим Сорокин // США: экономика, политика, идеология. 1992. № 6. С. 57-65.

26. Ермаков С.М. Понятийные аспекты терроризма, С.53 //Терроризм угроза человечеству в XXI веке.- М.:Ин-т востоковед. РАН, Крафт+,2003. С. 49-61.

27. Жижйленко А.А. Преступность и её факторы. Пг., 1922.

28. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX XX вв. М.:Аспект Пресс, 2001 -181с.

29. Завалько Г.А. Понятие, «революция» в философии и общественных науках:проблемы, идеи, концепции. М.: КомКнига, 2005. 317с.

30. Зомбарт В. Социология М.: Едиториал УРСС, 2003. - 144 с.

31. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX века. М, 1991. - 254 с.

32. Иванов А.Е. Студенчество после первой русской революции: общественно-организационные и политические ориентации. Штрихи к социальному портрету // Революция и человек. Социально-психологический аспект.М.,1996. 224 с.

33. Из глубины: Сборник статей о русской революции/ С.А.Аскольдов, Н.А.Бердяев, С.А.Булгаков и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 298 с.

34. История России: В 2 т. Т.2: С начала XIX в. до начала XXI века / Под ред. , А.Н.Сахарова. М.: ООО «Издательство ACT», 2005. 862 с.

35. Канев С.Н. Революция и анархизм: из истории борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма (1840-1917). М.: Мысль, 1987.328 с.

36. Кареев Н.И. П.А. Сорокин // Основы русской социологии. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996.-368 с.

37. Каутский К. Происхождение христианства. М.: Политиздат, 1990. -463 с.

38. Керенский А.Ф. Русская революция. 1917. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. 384 с.39.' Ковалевский М.М. Социология. Соч. в 2 т., СПб.: Алетейя, 1997. т.1, - 288 е.

39. Козер Л. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. М.: Норма, 2006. 528 с.

40. Козер Л. Функции социального конфликта. Пер с англ. О.А.Назаровой. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 208 с.

41. Кола Д. Политическая социология. М.: Весь мир, НФРА-М, 2001.406 с.

42. Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Соцэкгиз, 1936. 265 с.

43. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики (Предварительный эскиз) // СОЦИО-ЛОГОС: Под ред. В.В.Винокурова, А.Ф.Филипова. М.: Прогресс, 1991. - 94 с.

44. Кондратьев Н.Д. План и предвидение // Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989. 102 с.

45. Кошен О. Малый народ и революция. М.: Айрис-пресс, 2004. - 296 с.

46. Критика начала XX века/ Сост., вступит, ст., преамбулы и прим. Е.В. Ивановой. М.: ACT, 2002.-425 с.

47. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука. 2000. - 526 с.

48. Ланцов С.А. Социальные революции и общественный прогресс. Л.: ЛГУ, 1990, 160с."

49. Лебон Г. Психология социализма.СПб., 1908.

50. Ленин В.И. Сочинения. 4 изд., Т. 21., с. 189-190.

51. Маркс К., Энгельс Ф.Сочинения. Т. 1., 448 с.

52. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1962. Т. 18. 415 с.

53. Масионис Дж. Социология. 9-е изд. СПб. Литер, 2004. 752,

54. Момджян К.Х. Критический анализ теории социокультурных суперсистем в философско-исторической концепции П.Сорокина. Автореф.дис. канд.филос. наук. М., 1974.

55. Монсон П. Современная западная социология : теории, традиции, перспективы. СПб: издательство «Нотабене», 1992. 279 с.

56. Обнинский В. Летопись Русской революции, Т.З. Дума и революция. Издание

57. B.М.Саблина. М.,1907. 73 с.

58. Омельченко Н.А. Политическая мысль русского зарубежья. Очерки истории (1920 начало 1930-х годов) — М.: Планета детей, 1997. - 256 с.

59. Петров М.Н. Механизмы государственных переворотов: Историко теоретическое исследование. М.: ACT; Мн.: Харвест, 2005. 400 с.

60. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. (Материалы к Международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения П.А. Сорокина). СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999.

61. Плаггенборг Шт. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма / Пер. с нем. Ирины Карташевой. -СПб.: Журнал "Нева", 2000.-416 с.

62. Плимак Е.Г. Революционный процесс и революционное сознание. М.: , Политиздат, 1983. - 240 с.

63. Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций (сравнительно-политический анализ). М.: Изд-во "Весь Мир", 2000. - 360 с.

64. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001. -296 с.

65. Политические партии России. Конец XIX первая треть XX века. Энциклопедия. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996.-434 с.

66. Помпеев Ю. 1917. Февральский вихрь. Эти великие полгода: Диалоги (дилогия) о революционных событиях. Л. Советский писатель 1987г. 686 с.

67. Репейников Ф.Лутохин Д.А. Лицо революции // Воля России. Прага, 1925. № IV.1. C.134-146.

68. Робеспьер М. Избранные произведения. В 3 т. М.: Наука, 1965. Т.З.

69. Ростовцев М.И. Политические статьи. СПб.: Наука, 2002. - 208 с.

70. Сапрыкин В.А. Революция и контрреволюция: Прометеи и плутократы. М: БФГТЗ «Слово», 2005. 416 с.

71. Смирнов И.П. Социософия революции. СПб: Алетейя, 2004. - 369 с.

72. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. - 351 с.

73. Сорокин П.А. Город и деревня // Крестьянская Россия. Прага, 1923, C6.IV, С.3-23.

74. Сорокин П.А. Долгий путь: Автобиографический роман. Сыктывкар: "Шипас", < 1991. 302 с.

75. Сорокин П.А. Ещё раз о моральном состоянии России (ответ Е.Д.Кусковой) // Воля России. 1923. №1. С.32-39.

76. Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб.: Алетейя, 2000. - 300 с.

77. Сорокин П.А. Моя философия интегрализм. // Социологические исследоания. 1992. № 10. С.134-139.

78. Сорокин П.А. Нравственное и умственное состояние России // Воля России (Прага). 1922. № 4. С.25-33; № 5. С.21-23.

79. Сорокин П.А. Популярные очерки социальной педагогики и политики. Ужгород, 1923.

80. Сорокин П.А. Рец.: Бехтерев В.М. Общие основания рефлексологии. Пг., 1918. С.163 // Социобиблиологический вестник. 1919. № 4-6. С.29-30.

81. Сорокин П.А. Рец. на статью З.И.Лилиной «От коммунистической семьи к коммунистическому обществу / Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М.: Наука, 1994. С. 331-333.

82. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Ярославль: Изд-во Яросл. кредит, союза кооператоров, 1920. 291с.

83. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. -448 с.

84. Сорокин П.А. Россия . после НЭПа (К пятилетнему юбилею Октябрьскойреволюции) // Крестьянская Россия. Прага, 1923, Сб.И-III, С.140-159.

85. Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление. Рига: Наука и жизнь, 1913.-48 с.

86. Сорокин П.А. Система социологии. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1991.-187 с.

87. Сорокин П.А. Славянофильство наизнанку. Опьянение от слов // Воля народа. № 116,120, сентябрь.1917.

88. Сорокин П.А. Современное состояние России. Прага, 1922. 107 с.

89. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений.1. СПб.: РХГИ, 2000.-669 с.

90. Сорокин П.А. Социальная мобильность. М.: Academia; LVS, 2005. - 588 с.

91. Сорокин П.А. Социология революции. М.:Издательский дом «Территория будущего», РОССПЭН, 2005. 562 с.

92. Сорокин П.А. Страницы из русского дневника. //Рубеж: Альманах социальных исследований. 1991. Сыктывкар, 1991. С. 57-73; 1992. С. 3-18.

93. Сорокин П.А. То, что часто забывается. // Крестьянская Россия. Прага, 1923, ' C6.II-III, С. 14-31.

94. Сорокин П.А. Что такое социализм? Пг.: Револ.мысль, 1917. 11 с.

95. Сорокин П.А. Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве. Ярославль: Изд-во Яросл. кредит, союза кооператоров, 1917. 236 с.

96. Социология в России. Под. ред. Ядова В.А.,М: Изд-во ин-та соц.РАН, 1998 529с.

97. Спиридович А.И. Революционное движение в России. Партия Социалистов-Революционеров и ее предшественники. Петроград, 1916 г., Часть 2. 579 с.

98. Стародубовская И.В., May В.А. Великие революции от Кромвеля до Путина. М.: Вагриус, 2001.-440 с.

99. Ю1.Степун Ф.А. Чаемая Россия. СПб.: РХГИ, 1999. 112 с.

100. Ю2.Туган-Барановский М.И. Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь. СПб., 1894.

101. ЮЗ.Тимашев Н.С. Три книги о П.А.Сорокине // Социологос. Вып.1. М., 1991. С. 128.

102. Ю4.Уоддис Дж. «Новые» теории революции (Критический анализ взглядов Ф.Фанона, Р.Дебре, Г.Маркузе). М.: Прогресс, 1975. - 528 с.

103. Ю5.Урланис Б.С. История военных потерь. СПб.: Полигон, 1998. -559 с.

104. Хоффер Э. Истинноверующий: Личность, власть и массовые общественные движения. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 200 с.

105. Чубайс И.Б. Как преодолеть идентификационный кризис. Россия в XXI в. // Мир России, 2000, № 2, т.1Х (социология, этнология), С. 3-27.

106. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М: ACT, 2003. - 476 с.109'. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999. 416 с.

107. ИО.Яковец Ю.В, Великие прозрения Питирима Сорокина. // Социологические исследования. 1999. № 6. С. 3-13.

108. Adams Brooks. The theory of social revolution.N.Y.,1913.

109. Arendt H. On Revolution. N.Y.: Faber&Faber, 1963. 343 p.

110. Cowell, F.R. Values in Human Society: The Sociology of P.A. Sorokin. Boston: Porter Sargent. 1967.

111. Davies J.S. The History of Violence in America. N.Y., 1969. P.l 13.

112. Johnson Ch. Revolutionary change. L., 1968, P.12.

113. Johnston B. Pitirim A. Sorokin: An Intellectual Biography. Lawrence, Kans.: University Press of Kansas. 1995.

114. Hyams E. A Dictionary of Modern Revolution. Taplinger Publishing Co., N. Y., 1973.

115. Kerbo, Harold R. Sociology. Social Structure and Social Conflict. Macmillan Publishing Company, N. Y., 1989. P. 574.

116. Meuter H. Kolner Vierteljahrshefte fur Soziologie. 1926. Heft. 4. S.46I 464.

117. Pitirim A. Sorokin in Review, edited by Philip J. Allen. Durham, N.C. :Duke University Press. 1963.

118. Return of Pitirim Sorokin; edited by Sergey A. Kravchenko and Nikita E. Pokrovsky. Moskow. 2001. P. 257.

119. Sociological Theory, Values an Sociocultural Chance: Essays in Honor of Pitirim A. Sorokin, edited by Edward A. Tiryakian. 1963. New York: Free Press of Glencoe. 1963.

120. Sorokin P.A. Man and Society in Calamity. The effects of war, revolution, famine, pestilence upon human mind, behavioral, social organization and cultural life. N.Y.: E.P. Dutton and Co., 1942. P.352.

121. Sorokin P. A. Power and Morality: Who Shall Guard the Guardians? / with W.A. Lunden. Boston, Mass: P. Sargent, 1959. P. 204.

122. Sorokin P.A. Social and Cultural Dynamics. N.Y., 1962, Vol.1, P.103.

123. Sorokin P. A. Society, Culture, and Personality: Their Structure and Dynamics: A System of General Sociology. N.Y.: Harper & Bros., 1947. xiv. P. 742.

124. Sorokin P. A. S.O.S. The Meaning of our Crisis. Boston: Beacon Press, 1951. xi. P. 177.

125. Sorokin P.A. The Reconstruction of Humanity. Boston: Beacon Press, 1948. xxi. P. 247.

126. Sorokin P. A. The Sociology of Revolution. Philadelphia: J.B.Lippincott Co; London, 1925.

127. Wolfe B.D. Three Who Made a Revolution. New York: Dell, 1964. Архивные данные:

128. ИР ЛИ. Архив Венгерова С.А. Ф.377, оп.З, .№ 883. «Наша программа». Изложение программы партии социалистов-революционеров. Печатное издание. СПб, 1908.

129. ИРЛИ, Ф. 592. Архив Лутохина Д.А. Сорокин П.А. Письма его (4) к Лутохину Д. А. 17лл., № 10.

130. ИРЛИ. Архив Сорокина П.А. Ф. 290, № 55. Сорокин П.А. Дневник его, С.17.

131. ЦГА СПб. Ф.3133. On. 1. Д. 1779. Л. 1. 133. ЦГИА СПб, Фонд 2265, оп.1, Д.906.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.