СОВЕТСКАЯ ЭКРАННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА КОНЦА 80-х – НАЧАЛА 90-х гг. ХХ века (Тематическая направленность, сценарий, стилистика, жанры) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Барышников Кирилл Борисович

  • Барышников Кирилл Борисович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 199
Барышников Кирилл Борисович. СОВЕТСКАЯ ЭКРАННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА КОНЦА 80-х – НАЧАЛА 90-х гг. ХХ века (Тематическая направленность, сценарий, стилистика, жанры): дис. кандидат наук: 10.01.10 - Журналистика. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 2015. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Барышников Кирилл Борисович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЭКРАННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА КАК СРЕДСТВО

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

1.1 Экранные СМИ как средство социально-политической коммуникации

1.2. Советские экранные СМИ до 1985 года: типология и их место в системе информационной коммуникации в СССР

1.3 Общественное мнение и экранные СМИ эпохи СССР

ГЛАВА 2.ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭКРАННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ В

ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ И ГЛАСНОСТИ В СССР (1985-1991 гг.)

2.1. Экранная публицистика и СМИ периода перестройки и гласности в СССР: новые ориентиры, социальные и творческие задачи

2.2.Дегероизация советской эпохи на примерах произведений экранной публицистики - фильмов «Власть Соловецкая», «Легко ли быть молодым?», «Ягода-малина», «Так жить нельзя», «Время отпуска»

2.3. Жанр как средство реализации авторской установки

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЖАНРОВЫЕ И ЛИТЕРАТУРНО-СЦЕНАРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКРАННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ ПЕРИОДА КОНЦА 80-х -НАЧАЛА 90-х годов ХХ ВЕКА

3.1 Сценарий фильма: композиционная и лексическая составляющая сюжетной фабулы (на примере фильмов «Легко ли быть молодым?», «Ягода-малина», «Власть Соловецкая. Свидетельства и документы», «Время отпуска»)

3.2. Закадровый авторский и дикторский тексты, интервью участников экранных событий как средство реализации авторской позиции сценаристов и режиссеров фильмов «Власть Соловецкая. Свидетельства и документы» и «Так жить нельзя»

3.3. Экранные СМИ новейшего времени. Реальность и Перспективы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «СОВЕТСКАЯ ЭКРАННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА КОНЦА 80-х – НАЧАЛА 90-х гг. ХХ века (Тематическая направленность, сценарий, стилистика, жанры)»

ВВЕДЕНИЕ

За последние два с лишним десятилетия в российском обществе неуклонно повысился интерес к документальному кино прошлых лет. В большей степени внимание отечественного телезрителя привлекают документальные фильмы, созданные в период перестройки и гласности в СССР, с 1985 по 1991 годы. Одна из главных причин - отсутствие полноценной зрелищно-выразительной, полифонической отечественной кино- и теледокументалистики на экранах российских телевизионных каналов. Современное документальное кино, и даже продуктивно развивавшаяся в начале 90-ых годов ХХ века телевизионная публицистика, практически полностью исчезли из телевизионного репертуара, уступив место пресловутым и бессмысленным ток-шоу и программам развлекательного содержания. Кинопрокат интегрирован в жесткую систему кинорынка, где жанр документального кино абсолютно не конкурентоспособен по отношению к блокбастерам, триллерам, боевикам и другим представителям экранного жанра игрового (художественного) кино. Это одна из главных причин исчезновения документальной кинопродукции из кинопроката. Практически перестала развиваться отечественная школа проблемного социального документального кино, так и не нашедшая своей ниши в репертуаре кинопроката и сетке вещания телевизионных каналов после распада СССР. Полностью исчез, как направление творческой деятельности и экранный жанр, научно-популярный кинематограф.

Известный советский кинооператор и режиссер, создатель 20-серийной эпопеи «Великая Отечественная» Роман Кармен в своих воспоминаниях высказал актуальную для всех исторических времен мысль: «Бывает, что происходящее сегодня властно вынуждает перелистать страницы прошлого».1

В данной работе под «экранной публицистикой» будут рассматриваться произведения кинодокументалистики и телевизионные программы, удовлетворяющие типологическим требованиям публицистики, безразлично к

1 Кармен Р. Л. Но пасаран!// Рядом с солдатом // М.: Советская Россия, 1972 г. - С. 5

форме технического исполнения: кинопленка или электронные носители (видеоформат), а также условиями их просмотра.

Экранная публицистика (произведения кинодокументалистики и телевизионной публицистики) этого периода является наиболее интересной темой для научного исследования основных тенденций развития СССР в данном историческом отрезке времени. Документальное кино, как официально зафиксированный факт наиболее важных, основополагающих событий и процессов в жизни страны и общества, зафиксированных в кинематографических произведениях выдающихся советских кинорежиссеров этого времени, является самым убедительным подтверждением и реальным доказательством всей сложности этого уникального исторического периода - последних лет существования СССР.

В рассматриваемом историческом периоде тематика и проблематика большинства документальных фильмов, созданных советскими режиссерами-кинодокументалистами, была актуальна и своевременна для зрителей, граждан СССР, ежедневно сталкивающихся с реалиями и проблемами жизни конца 80-х - начала 90-х годов ХХ века. Кинематографисты и творческие деятели телевидения, создавшие новое направление в области экранных СМИ - экранную публицистику, главным образом, кинодраматурги, сценаристы и режиссеры, показали в своих фильмах разные периоды отечественной истории, используя в процессе создания своих экранных произведений, документальный материал советского времени из Госфильмофонда, архива кинохроники СССР, Государственного Литературного и исторического архивов. В этих экранных произведениях жизнь советского человека была показана с принципиально другой позиции, в диаметрально противоположном официальной советской идеологии и средствам массовой информации и пропаганды ракурсе. Советский человек уже не был показан полноправным вершителем собственной судьбы, инициатором социального прогресса. Это был социальный продукт диктаторского строя, его идеологического произвола и

пропаганды, результат воспитания общества, где, с позиции сценаристов и

4

режиссеров подобных экранных произведений, доминантой политической и государственной власти все было подчинено интересам единственной персоны, в лице главы государства, безальтернативной партии власти. Государственная политика в таком обществе была основана на формировании ложных духовно-нравственных и культурных ценностей, идолопоклонстве фундаментальной идеи марксизма-ленинизма и, как следствие подобной государственной идеологии, полной социальной деперсонификации личности человека, отдельного индивидуума. Реальные заслуги в сфере социально-экономических, политических и историко-культурных достижений советского общества на протяжении его 70-летней истории были вычеркнуты и аннулированы большинством творческих деятелей отечественного кинематографа и СМИ периода перестройки и гласности в СССР.

Забыты выпускавшиеся в предыдущие годы объединением «Экран» и документалистами бывших союзных республик замечательные фильмы Латвии, Литвы. Эстонии, Белоруссии, Молдавии. Запрос на это кино в обществе не актуализируется. Активно развивающаяся за рубежом экранная публицистика не востребована в современной российской действительности на фоне развлекательных и информационно-новостных программ многочисленных отечественных телеканалов. К большому сожалению, сегодня искусство кино в форме публицистической журналистики становится историей, а роль документального кино, как выразителя политических приоритетов конкретной исторической эпохи, постепенно сходит на нет.

Однако в первой половине XXI века интерес к советской истории, в том числе и последних лет существования СССР, значительно вырос, по сравнению, с предыдущим десятилетием.2 Появилась целая видеоэнциклопедия истории СССР. Отечественная кинодокументалистика и телевизионная публицистика становятся темой научных конференций3, много-

2

Жуковская Д. Марина Голдовская - мастер современного фильма// Новая газета № 92. - С. 11- 12. 2008.

Колодижнер А А.. Подниекс Юрис. Язык судьбы / Интервью 1992 г. // Искусство кино № 2. 1993. - С. 41.

численных дебатов и дискуссий4 в средствах массовой информации.5 Обращение к недавнему прошлому последней в новейшей и мировой истории, самой большой в геополитическом смысле империи постоянно находит отражение не только в современной зарубежной и российской публицистике, искусствоведении, культурологии, но также в литературе и кинематографе. Политические деятели, политологи, социологи, культурологи и искусствоведы еще не пришли к единому мнению в оценке исторического значения шестилетней эпохи «перестройки» в СССР (с 1985 по 1991 год), позитивных и негативных последствий этого исторического периода для советского общества и мировой истории.

Актуальность темы исследования. Экранная публицистика периода перестройки и гласности в СССР оказала заметное влияние на общественное мнение большинства советских граждан, выступила катализатором его социальной активности с установкой на разрушение стереотипов восприятия «классической» советской экранной публицистики. Существенное значение имела авторская позиция создателей экранных произведений документального кино и телевизионной публицистики, выраженная не только в изобразительно-постановочных средствах, невербальной форме эмоционального и ассоциативно-психологического воздействия на зрителей, но и с использованием непосредственно вербальных методов: сценария, экранного интервью и закадрового авторского текста, направленная на переосмысление установившихся стереотипов. Удивительно, но в суете периода перестройки и гласности в СССР, эти явления не привлекали достаточного внимания исследователей отечественных СМИ и экранной публицистики и, соответственно, не получили научного осмысления.

Сегодня, во втором десятилетии XXI века, подводя итоги прошед-ших25 лет после распада СССР, зритель невольно начинает сравнивать па-

4 Барышников К. Б. Социальный пафос фильма Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?». М.: Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки, № 6. 2012 г. - С. 162 - 168.

Барышников К. Б. Неусвоенные уроки прошлого: фильм «Власть Соловецкая». М.: Обсерватория культуры, № 2, 2011 г. - С. 88 - 97.

радигмы 90-х годов с реалиями сегодняшнего дня, пытаясь разобраться, как и почему антисоветская пропаганда сумела за такой короткий отрезок времени совершить свою разрушительную работу; выявить самые «болевые точки» современного общества, которые «были взяты на прицел», использовать различные творческие методы и приемы обличения исторической действительности прошлого. Все эти творческие тенденции составляли основу советской экранной публицистики 90-х годов ХХ века.

В своей монографии «Документальный иллюзион. Отечественный ки-нодокументализм - опыты социального творчества» историк документального кино Л. Н. Джулай дает наиболее точную оценку развития, состояния и направленности тематического исследования советской экранной публицистики периода перестройки и гласности в СССР: «Переоценка автором как личности, вероятно, самое принципиальное из того, что характеризует перестроечный кинопроцесс. И фильмы это свидетельствуют - не только своими плюсами, но и минусами... Новыми плюсами и новыми минусами».6

Поэтому исследование экранной публицистики периода перестройки и гласности в СССР, в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века, в осмыслении этапа современных экранных баталий на телеэкранах и в Интернет-ресурсах, весьма актуально и необходимо.

Актуальность данного исследования усиливается при сопоставлении вербально-текстовых компонентов экранных произведений советского (до 1991 года включительно) периода исторического времени.

Научная новизна данного исследования определяется вышеуказанной причиной: исследование конкретной текстовой компоненты экранной публицистики периода перестройки и гласности в СССР в определенных исторических обстоятельствах. Данная работа является одним из первых системных исследований творческого наследия советской экранной публицистики периода перестройки и гласности в СССР (1985 - 1991 гг.). Автор ра-

6 Джулай Л. Н. Документальный иллюзион. Отечественный кинодокументализм - опыты социального творчества. - М.: Материк. 2005. - С. 203

боты исследует появление новой тенденции в экранной публицистике и экранных СМИ периода перестройки и гласности в СССР, в дальнейшем трансформировавшейся в отдельную жанровую категорию этих экранных произведений - «обличение». Это творческое явление стало предпосылкой дальнейшего развития экранных СМИ их сценарно-драматургической структуры и режиссуры. В наполнении тематического контента телевизионных каналов стали преобладать авторские телевизионные программы.

Эта работа также является первым масштабным исследованием творчества выдающихся деятелей советской кинодокументалистики: режиссера-оператора Марины Голдовской, новатора «погружения в новый кинематографический жанр» выдающегося советского кинорежиссера игрового кино Станислава Говорухина. Не меньшего внимания заслуживает работа одного из первооткрывателей жанра авторского кино, талантливого латвийского кинорежиссера Юриса Подниекса. Обращение к творчеству кинематографиста - сценариста, режиссера, оператора и продюсера из Латвии в культурно -историческом контексте современности имеет международное значение и может представлять большой интерес для латвийской и российской культурологии и искусствоведения, в части изучения особенностей развития национального кино Латвии в советский период.

Степень научной разработанности темы. Развитие документалистики в контексте социально-политической и культурологической практики развития современного российского государства рассматривается в трудах таких исследователей, как Н. С. Гегелова, И. М. Дзялошинский, В. В. Егоров, Я. Н. Засурский, А Г. Качкаева, С.В. Коновченко, АГ. Киселев, С. Г. Корконосенко, Г. В. Кузнецов, В. А. Сидоров, А А. Мухин, А Г. Рихтер, С. С. Смирнов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский.

В некоторых работах зарубежных исследователей, посвященных российской документалистике, рассматриваются различные аспекты функционирования отечественного документального кино. В этом ряду ярко выделя-

п

ются работы Монро, Э. Прайса и Т. Рантанена , исследование состояния отрасли документального кино в монографии Э. Мицкевич «Телевидение, власть и зрители в России»8.

Для вышеназванных ученых свойственен подход, ориентированный на анализ социально-политической, культурологической и образовательной конъюнктуры в конкретный период истории страны. Такой подход к анализу документалистики показывает, что в настоящее время контент документального кино зависит от экономических, социальных, политических, организационных, территориальных, моральных и других объективных и субъективных факторов. Соответственно, все это предопределяет жанровую структуру современной кинодокументалистики, форматы и особенности произведений экранной публицистики.

В рамках данного исследования, при рассмотрении проблем типологической идентификации жанров, видов и форматов экранной публицистики -наиболее интересных и наглядно-иллюстративных произведений отечественной экранной публицистики периода 1985 - 1991 гг. с учетом перспектив динамики ее трансформации было сделан акцент на традиции отечественной филологической науки. В трудах наиболее видных ее представителей -М. М. Бахтина, А. Н. Веселовского, Г. Д. Гачева, Л. Я. Гинзбурга, В. П. Днепрова, В. В. Кожинова, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Ю. Н. Тынянова, О. М. Фрейденберга, В. Б. Шкловского, Л. В. Чернец и ряда других9 - теория жанров занимает одно из системообразующих мест в данном исследовании.

7 Монро Э.Прайс. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М., 2000; Монро Э.Прайс. Масс-медиа и государственный суверенитет. Глобальная информационная революция и ее вызов власти государства. М., 2004; Рантанен Т. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России. М., 2004.

8 Mickiewicz Ellen. Television, Power and the Public in Russia. Cambridge:University Press, 2008.

9 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. М., 1979; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1960;Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979;. Веселовский А.Н. Избранные труды и письма. СПб., 1999;Веселовский А.Н. Историческая. Изд. 2-е, доп. СПб., 1999; Лотман Ю.М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики: поэтика. М.,1989; Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968; Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Изд. 2-е. М., 1977; Днепров В.П. Черты романа ХХ века. М.-Л., 1965; Кожинов В.В. Происхождение романа. Теоретически- исторический очерк. М., 1963; Лихачев Д.С. Очерк по философии художественного творчества. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993).

Для понимания особенностей текста в кинодокументалистике важны лингвистические и речевые аспекты создания и реализации в документальном кино отдельных программ, проектов и фильмов. Этому посвящены труды Б. Я. Мисонжникова, В. И. Конькова, А. Д. Васильева, М. А. Кронгауза, О. А. Лаптевой, Н. Ю. Ломыкиной, С. Б. Рассадина, С. В. Светаны-Толстой, С. И. Сметаниной, О. А. Сусской и других специалистов10.

Предмет исследования - содержательная составляющая произведений советской экранной публицистики и составляющие ее творческие средства: сценарий, закадровый текст, а также жанровое оформление авторской позиции публицистического произведения.

Объектом исследования являются авторские произведения советской экранной публицистики: кинодокументалистики и телевизионной публицистики периода 1985 - 1991 годов, отражающие специфику изменения общественного сознания, разрушение советских стереотипов восприятия действительности.

Научный метод исследования. В основе данного исследования использованы:

1) Системный подход. Советская экранная публицистика конца 80-х -начала 90-х гг. ХХ века рассматривается как элемент системы всей общественно-политической и культурной структуры страны.

2) Метод контент-анализа, основанный на изучении наиболее значительных произведений экранной публицистики указанного периода.

СПб., 1998; Пономарева Е.В. Стратегия художественного синтеза в русской новеллистике 1920-х годов. Челябинск, 2006; Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977; Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983; Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М., 1982.

10 Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления. М., 2003; Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. М.:, 2008; Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. Изд. 5-е, стереотипное. М., 2003; Ломыкина Н.Ю. Просодические характеристики речи телеведущих (на материале программ социально -культурной тематики): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2006; Мисонжников Б.Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). СПб., 2001; Рассадин С.Б. Испытание зрелищем: Поэзия и телевидение. М., 1984; Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект / Под ред. В.И.Конькова. СПб., 2007; Светана-Толстая С.В. Русская речь в массмедийном пространстве / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2007; Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века. СПб., 2002; Сусская О.А. Телевизионный коммуникатор: специфика и проблемы речевого общения: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1990.

Целью данной диссертационной работы является анализ методов и средств литературного и выразительного решения основных публицистических произведений документального кино и телевизионных программ конца 80-х - начала 90-х годов ХХ века, определившие основные общественные процессы в СССР в этот период.

Основные задачи исследования:

1) Выявить масштаб и новизну тем, нашедших отражение в советской экранной публицистике конца 80-х - начала 90-х годов ХХ века.

2) Исследовать литературные (сценарий, закадровый текст, жанры) и выразительные приемы экранной публицистики периода перестройки и гласности в СССР (1985 - 1991 гг.), и обобщить их значение с позиций их воздействия на формирование нравственных, духовных и социально-экономических ценностей советского общества периода перестройки и гласности в СССР.

3) Исследовать влияние авторской позиции на систему выразительных и изобразительных средств творческого решения произведений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Произведения экранной публицистики стали инструментом преобразования и изменения мировоззренческих взглядов, духовно-нравственных и социокультурных ценностей советского общества в период перестройки и гласности в СССР.

2. За счет внесения дискуссионных тенденций и форм дискурса в обществе, активизации обсуждения актуальных проблем исследуемого исторического времени решение данной задачи основано на изменении основного пафоса произведений - заменой жизнеутверждающей, оптимистической риторики на обличительную, без перспективы выхода из социально-политической ситуации.

3.Решение этой задачи достигается выбором героев и героики произведения, жанров (репортаж, документальное наблюдение, расследование), сти-

листическими приемами. Особое значение приобретает авторский закадровый текст: лексические, интонационные приемы его построения.

4. Реакция зрительской аудитории значительно повлияла на творческие приемы авторов произведений экранной публицистики: от темы и выбора героев до методов изложения содержания.

Теоретической базой исследования являются труды специалистов в области кинодокументалистики, телевизионной публицистики, журналистики, теории коммуникаций, социологии и культуры. С теоретической точки зрения в анализе специфики функционирования, развития и особенностей экранной публицистики как средства коммуникации автора со зрителем был проанализирован ряд работ отечественных и зарубежных исследователей, определивших принципиальные подходы к рассмотрению и изучению данного направления: Т. Э. Адамьянц, Э. Г. Багирова, М. А. Бережной, В. М. Березина, Ю. А. Богомолова, Р. А. Борецкого, П. Бурдье, В. М. Вильчека, Н. С. Гегеловой, А. М. Зайцевой, А. А. Кащук, Р. Д. Копыловой, Г. В. Кузнецова, М. В. Лукова, М. Маклюэна, В. О. Михалковича, Е. Н. Молчановой, С. A. Муратова, О. Ф. Нечай, З. Е. Паперного, В. С. Саппака, А. Л. Сокольской, В. С. Хелемендика, В. Л. Цвика, Г. Шиллера, В. А. Шкуратова, А. Я. Юровского и других исследователей11.

11 Адамьянц Т. Э. К диалогической телекоммуникации: от воздействия - к взаимодействию. М., 1999; Баги-ров Э. Г. Очерки теории телевидения. М., 1978; Бережная М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. СПб., 2009; Березин В.М. Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. - М., 2003; Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: РИП-холдинг, 2004;Бого молов Ю.А. Курьер муз: Диалектика продуктивного и репродуктивного в творчестве на радио и ТВ. М., 1986; Богомолов Ю. А. Хроника пикирующего телевидения: 2000-2002. М., 2004; Богомолов Ю.А. Затянувшееся прощание: Российское кино и телевидение в меняющемся мире. М., 2006; Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! М., 2002; Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002; Вильчек В.М. Контуры. Наблюдения о природе телеискусства. Ташкент, 1967; Вильчек В.М. Под знаком ТВ. М., 1987; Гегелова Н.С. Сравнивая две эпохи отечественного телевидения // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию направления «Журналистика» в РУДН и 50-летию филологического факультета. РУДН, 15 апреля 2011 г. - М.: РУДН, 2011. - С. 53-59; Зайцева А.М. Поэтика пространственно-временных отношений на телевизионном экране. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1976; Кащук А.А. Суггестивные свойства телевидения (социально-культурный аспект): Автореф. дисс. ...канд. искусствоведения. М,, 2007; Копылова Р.Д. Контакт. Заметки о феномене телевизионности. М., 1974; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2004; Луков М.В. Телевидение: конструирование культуры повсе-

Проблематика жанров кинодокументалистики, широко и всесторонне освещается в трудах таких известных отечественных ученых, как Е. В. Ахмадулин, Г. П. Бакулев, Г. Н. Бровченко, А. С. Вартанов, Н. Л. Волковский, Н. С. Гегелова, А. А. Грабельников, Н. А. Голядкин, Иванова Е. П., И. Е. Имамова-Стефанчук, И. Ю. Лапина, Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова,

Г. С. Мельник, А. А. Новикова, Р. В. Овсепян, Е. В. Поберезникова,

12

А. В. Черных . Именно в работах этих теоретиков и практиков отечественных СМИ были представлены в той или иной форме темы обозначенной пробле-

дневности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2006; Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. Пер. с англ. М., 2003; Михалкович В.И. О сущности телевидения. М., 1998; Молчанова Е.Н. Телевидение в культуре современного информационного общества: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2005; Муратов С.А. Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003; Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М.,2001; Муратов С. А. ТВ - эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). М., 2000; Нечай О.Ф. Ракурсы: о телевизионной коммуникации и эстетике. М., 1990; Паперный З. Лирика и документальность. «Экран 1964» М., 1965 г. С. 100.;Саппак В.С. Телевидение и мы. Четыре беседы. М., 1963; Саруханов В. А. Азбука телевидения, или И это все о нем?.. СПб., 2005; Саруханов В.А. Драматургия телевидения, или Сначала было слово?... СПб., 2005; Сокольская А.Л. Поэтика ТВ: пути и поиски. М., 1980; Хелемендик В.С. Союз пера, микрофона и телекамеры (Опыт системного исследования). М., 1977; Цвик В.Л. Телевидение переходного периода (тенденции и проблемы реформирования в условиях информационного рынка): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1997; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. Пер. с англ. М., 1980 г.; Шкуратов В.А. Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира. Ростов н/Д, 2006; Юровский А.Я. А. Я. Телевидение - поиски и решения: Очерки истории и теории советской тележурналистики. М., 1975; Юровский А. Я. Телевидение - поиски и решения: Очерки истории и теории советской тележурналистики. 2-е изд., доп. М., 1983; Телевидение: режиссура реальности. М., 2007; Сорок мнений о телевидении. М., 1978; Телерадиоэфир: История и современность/ Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2005; Телерадиоэфир: История и современность / Под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2008; Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.

12 Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики. М.; Ростов н/Д,2008; Бакулев Г. П. Конвергенция медиа и журналистика. М., 2002; Бровченко Г. Н. Публицистический сценарий как этап творческого процесса. Учебно-методическое пособие. М. 1989; Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. М., 2003; Вартанов А.С. Российское телевидение на рубеже веков: проблемы, программы, лица: учебное пособие. М., 2009; Волковский Н.Л. Отечественная журналистика. 1950-2000. В 2 ч. Ч.1. СПб., 2006; Гегелова Н.С. Культурная миссия телевидения: Монография.- М. - Изд-во РУДН, - 2011 г. - 263 с.; Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. М., 2004; Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2001; Иванова Е. П. Формирование и развитие публицистики на государственном телевидения Татарстана. Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М., 2005 г.; Имамова-Стефанчук. Истории киноискусства с 1920 по 1950 гг. М., 1958; Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974; Лебон Г. Психология масс. Минск; М., 2000; Луман Н. Медиа коммуникации. М., 2005; Луман Н. Общество как социальная система. М., 2004; Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005; Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М., 2001; Меншел Р. Рынки и безумство толпы. Современный взгляд на природу массового умопомрачения. М., 2005; Моль А. Социодинамика культуры. Изд. 2-е стереотипное. М., 2005; Нейс-бит Д. Мегатренды. М., 2003; Нейсбит Д. Старт! Или Настраиваем ум!: Перестрой мышление и загляни в будущее. М., 2009; Рашкофф Л. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003; Ромм М.И. Беседы о кино. М.,1964; Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. Изд. 2-е, доп. М., 1967; Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. М., 2004; Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. М., 2002; Трауберг Л.З. Избранные произведения: В 2-х т. М., 1988; Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. М. , 1971; Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации: Социологические наблюдения. Ленинград, 1977; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2006; Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». М., 2007; Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства. М., 2002; Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М., 2003.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Барышников Кирилл Борисович, 2015 год

БЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ЛИТЕРАТУРА а) Монографии:

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации [Текст] / Р.Ф. Абдеев. - М.: «ВЛАДОС». 1994. - 336 с.

2. Адамьянц Т. Э. К диалогической телекоммуникации: от воздействия -к взаимодействию. М.: ИС РАН. 1999. - 136 с.

3. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции [Текст] / С.С. Аверинцев. - М.: Российский университет, 1996. -315 с.

4. Базен А. Что такое кино? - М.: «Искусство». 1972. - 384 с.

5. Андроникова М. И. Об искусстве портрета. - М.: «Искусство». 1975. -326 с.

6. Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978. - 151 с.

7. Бакулев Г. П. Конвергенция медиа и журналистика. - М., 2002. - 109 с.

8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М: Прогресс, 1989. -616 с.

9. Барышников К. Б. Отечественная кинодокументалистика как средство социально-политической коммуникации в конце 1980 -х - начале 1990-х гг. М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2014. - 106 с.

10. Беляев И. К. Спектакль без актера. М.: «Искусство». 1982. - 151 с.

11. Беляев И. К. Спектакль документов. М.: «Искусство». 1986. - 352 с.

12. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006. - 269 с.

13. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. - М., 2004. - 425 с.

14. Богомолов Ю. А. Хроника пикирующего телевидения: 2000-2002. - М, 2004. -368 с.

15. Богомолов Ю.А. Затянувшееся прощание: Российское кино и телевидение в меняющемся мире. - М., 2006. - 320 с.

16. Богомолов Ю.А. Курьер муз: Диалектика продуктивного и репродуктивного в творчестве на радио и ТВ. - М., 1986. - 191 с.

17. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002. - 157 с.

18. Вартанова Е. Л. Теория СМИ Актуальные вопросы М: Интегрум, 2009. -488 с.

19. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. М., 2003. - 319 с.

20. Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления. - М., 2003. - 224 с.

21. Вильчек В.М. Контуры. Наблюдения о природе телеискусства. - Ташкент, 1967. - 212 с.

22. Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: Процесс, тенденции, противоречия Екатеринбург: Екатеринбургский гос. ун-т, 1998. - 183 с.

23. Гегелова Н.С. Культурная миссия телевидения: Монография.- М. - Изд-во РУДН, - 2011 г. - 263 с.

24. Голдовская М. Е. Творчество и техника (Опыт экранной публицистики) - М.: Искусство, 1986. -191 с.

25. Голдовская М Е. Человек крупным планом. - М.: «Искусство». 1981. - 215 с.

26. Голдовская М Е. Женщина с киноаппаратом. - М.: «Материк». 2002. -250 с.

27. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М.: «РИП-холдинг». 2001.- 336 с.

28. Дебор Г. Общество спектакля. - М., 2000. - 183 с.

29. Джулай Л. Н. Документальный иллюзион: Отечественный кинодоку-ментализм - опыты социального творчества. 2-е изд. доп. и перераб. -М.: «Материк»». - 2005. -240 с.

30. Дробашенко С. В. Экран и жизнь. М.: «Искусство». 1962. - 197 с.

31. Дробашенко С.В. Пространство экранного документа. - М: «Искусство». 1986. -320 с.

32. Егоров В.В. Телевидение. Страницы истории. /Монография/ М.: «Аспект пресс». 2004. - 202 с.

33. Жабский М. И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись 1969 -2005 гг., М.: «Канон+РООИ» «Реабилитация». 2009. - 775 с.

34. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 19902007. М.: Изд-во МГУ, 2007. - 464 с.

35. Зубков Г. И. Моя журналистика: факт, обращенный в образ. - М., Изд-во РУДН (Российский университет дружбы народов), 2006. - 728 с.

36. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Части 1, 11, 111. - Л, 1972. - 440 с.

37. Клер Р. «Размышления о киноискусстве. Заметки к истории киноискусства с 1920 по 1950 гг.. М.: Искусство, 1958 . -230 с.

38. Кракауэр 3. Природа фильма. - М.: «Искусство». 1974. -. 255 с.

39. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. - М.:, 2008. -232 с.

40. Куран Дж. Медиа и демократия: переосмысление. // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М.: «Едиториал УРСС». 2003. -188 с.

41. Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. Изд. 5-е, стереотипное. М., 2003. - 520 с.

42. Лауристин М. СМИ и информационные потребности аудитории / Эффективность средств массовой информации. - Минск, 1986. - 103 с.

43. Лисакович В. П. Наши поиски и наши беды. / В кн.: Современный документальный фильм. - М.: Искусство, 1970. -220 с.

44. Листов В. С. И дольше века длится синема.// Русская идея на Лешки-ном лугу// С. 90. - М.: «Материк». 2007. - 372 с.

45. Лихачев Д.С. Очерк по философии художественного творчества. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993). - СПб, 1998.

46. Лебон Г., Тард Г. Психология толп. - М., 1998. - 416 с.

47. Лебон Г. Психология масс. - Минск, 2000. - 319 с.

48. Лотман Ю. М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики: поэтика. Статьи. Заметки. Выступления (1962 - 1993 гг.) - М.: «Искусство». 1998. - 704 с.

49. Луман Н. Медиакоммуникации. - М., 2005. - 280 с.

50. Луман Н. Общество как социальная система. - М., 2004. - 232 с.

51. Луман Н. Реальность массмедиа. - М., 2005. - 256 с.

52. Малькова Л. Ю. Современность как история. Реализация мифа в документальном кино - М.: «Материк». 2001. - 188 с.

53. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. -М.: «КАНОН-Пресс Ц», «Кучково поле». 2003. - 464 с.

54. Малькова Л.Ю. Современность как история реализации мифа в документальном кино. - М.: Материк, 2001. - 188 с.

55. Меншел Р. Рынки и безумство толпы. Современный взгляд на природу массового умопомрачения. М., 2005. - 234 с.

56. Микоша В. В. Я останавливаю время. - М.: «Алгоритм». 2005 г. - 352 с.

57. Михалкович В.И. О сущности телевидения. - М., 1998. - 50 с.

58. Моль А. Социодинамика культуры. Изд. 2-е стереотипное. - М., 2005. -416 с.

59. Монро Э. Прайс. Масс-медиа и государственный суверенитет. Глобальная информационная революция и ее вызов власти государства. М., 2004. -332 с.

60. Монро Э. Прайс. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. - М., 2000. - 236 с.

61. Муратов С. А. ТВ - эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). - М., 2001. - 240 с.

62. Муратов С. А. Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром. - М., 2003. - 101 с.

63. Муратов С. А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. - М.,2001. - 175 с.

64. Никифоров А. Очерк в кино. - М.: «Искусство». 1962. - 118 с.

65

66

67

68

69

70.

71.

72

73

74

75

76

77

78.

79

80

Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища. - СПб.: «Але-тейя». - 2008. - 208 с.

Прожико Г. С. Экран мировой документалистики (очерки становления зарубежного документального кино). - М.: ВГИК, 2011. - С. 181. - 454 с.

Рассадин С.Б. Испытание зрелищем: Поэзия и телевидение. - М., 1984. - 223 с.

Рантанен Т. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России. - М., 2004. - 160 с. Рашкофф Л. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. - М., 2003. - 173 с.

Росолорская В. Русская кинематография в 1917 году. - М.: Искусство, 1937. - 172 с. Саппак В. С. Телевидение и мы. Четыре беседы. - М.: Искусство, 1988. - 168 с. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т., Четыре теории прессы. - М., 1998. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века. - СПб., 2002. -384 с.

Сокольская А.Л. Поэтика ТВ: пути и поиски. - М., 1980. - 127 с. Стреков И. «Ленинская киноправда» Дзиги Вертова (Поиск драматургической структуры документального фильма). (Кафедра драматургии кино). М.: ВГИК. 1971. - 25 с.

Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики М.: Изд-во полит. лит-ры, 1982. - 345 с.

Тимофеева Л.Н. «Возмущения» в системе политических коммуникаций: кому это выгодно?// Анализ систем на рубеже тысячелетий: теория и практика. - М., 1997. - С. 157-158.

Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации: Социологические наблюдения. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение. 1977. - 188 с. Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. - М. , 1972. - 190 с. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М., 1997. - 448 с.

81. Хелемендик В. С. Союз пера, микрофона и телекамеры (Опыт системного исследования). - М.: Мысль, 1977. - 315 с.

82. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. Перев. с англ.: В. М. Погостин и А. Н. Бурмистенко. М.: «Мысль». 1980. - 325 с.

83. Шуб Э. И. Жизнь моя - кинематограф. - М.: «Искусство». 1972. - 472 с.

84. Эриксен Т.- Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М., 2003. - 208 с.

85. Юровский А. Я. Телевидение - поиски и решения: Очерки истории и теории советской тележурналистики. 2-е изд., доп. М., 1983. - 184 с.

б) Авторефераты и диссертации:

86. Березин В.М. Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук: 10.01.10 Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания [Текст]. - М.: 2003. - 343 с.

87. Голдовская М. Е. Советская кинооператорская школа и ее роль в мировом кино: диссертация ... кандидата искусствоведения Москва, ВГИК, [Текст]. 1968. - 239 с.

88. Грабельников А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. [Текст] Российский университет дружбы народов. - Москва, 2001. - 349 с.

89. Зайцева А. М. Поэтика пространственно-временных отношений на телевизионном экране. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - [Текст]. М.: 1976. - с.

90. Иванова Е. П. Формирование и развитие публицистики на государственном телевидения Татарстана. Автореферат диссертации на соискание

ученой степени кандидата филологических наук. - [Текст]. М. ИПК, 2005 г. - 28 с.

91. Кащук А. А. Суггестивные свойства телевидения (социально-культурный аспект): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. [Текст]. - М., 2007. - 24 с.

92. Ломыкина Н. Ю. Просодические характеристики речи телеведущих (на материале программ социально-культурной тематики): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. [Текст]. - М., 2006. - 25 с.

93. Луков М. В. Телевидение: конструирование культуры повседневности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. [Текст]. - М.: 2006. - 167 с.

94. Молчанова Е.Н. Телевидение в культуре современного информационного общества: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. [Текст]. - Ставрополь: 2005. - 155 с.

95. Сусская О. А. Телевизионный коммуникатор: специфика и проблемы речевого общения: Автореферат на диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. [Текст]. М.: 1990. - 24 с.

96. Цвик В.Л. Телевидение переходного периода (тенденции и проблемы реформирования в условиях информационного рынка): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. [Текст]. -М.: 1997. - 47 с.

в) Учебные пособия, учебные издания:

97. Андреенков В.Г., Маслова О.М. (отв. ред.). Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент. - М.: «Наука». 1990. (в кн. 2 - 225 с.). - 457 с.

98. Ахмадулин Е. В. Основы теории журналистики. - М.; Ростов н/Д,2008. -392 с.

99. Багиров Э. Г. Телевидение как процесс. Телевизионный коммуникатор.

- М.: «Наука». 1978. - 152 с.

100. Беляев И. К. Введение в режиссуру. Курс для документалистов. Части 1 и 2. М.: Институт Повышения квалификации для работников телевидения и радиовещания. 1998. - 1 ч. - 81 с; 2 ч. - 157 с.

101. Бережная М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. - СПбУ., 2009. - 328 с.

102. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. -М.: РИП-холдинг, 2004. - 174 с.

103. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения.

- М.: МГУ, 1991. - 126 с.

104. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! - М., 2002. - 259 с.

105. Бровченко Г. Н. Публицистический сценарий как этап творческого процесса. Учебно-методическое пособие. - М.: МГУ. 1989. - 72 с.

106. Вартанов А.С. Российское телевидение на рубеже веков: проблемы, программы, лица. Учебное пособие. - М., 2009. - 480 с.

107. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. - СПб, 2004. - 320 с.

108. Вильчек В. М. Под знаком ТВ. - М., 1987. - 329 с.

109. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. /Учебное пособие/ Изд-во М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2001. -124 с.

110. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М., 2005.

- 448 с.

111. Кириллова Н. Б. Медиасреда российской модернизации. - М., 2005. -400 с.

112. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 1997. - 304 с.

113. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. - М., 2004. - 400 с.

114. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. - М., 2001. - 416 с.

115. Мастера кинорежиссуры о социалистическом реализме. Сборник статей под ред. Громова Е. С. - М. Госкино СССР. - 132 с.

116. Мисонжников Б. Я. Феноменология текста (Соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). - СПб, 2001. -490 с.

117. Лебедев Н А Очерк истории кино СССР. - М.: Искусство, 1965. - С. 5 - 6. -373 с.

118. Мирошниченко С.В. Разработка проекта документального кинофильма. / Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство кино и телевидение»/ Под ред. П.К. Огурчикова и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - С. 273. - 863 с.

119. Нечай О.Ф. Ракурсы: о телевизионной коммуникации и эстетике. М., 1990. - 117 с.

120. Неигровое кино: теоретические и практические проблемы режиссуры. -М.: ВГИК, 1992. - С. 105.

121. Новикова А. А. Современные телевизионные зрелища. - СПб: «Алетейя». - 2008. -208 с.

122. Политические коммуникации: Учеб. пособие для студентов вузов / [Петрунин Ю. Ю. и др.]; под ред. А. И. Соловьева. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 332 с.

123. Ракитова А.И. Историческое познание. - М., 1982. - 303 с.

124. Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект / Под ред. В.И. Конькова. - СПб., 2007. - 398 с.

125. Саруханов В. А. Драматургия телевидения, или Сначала было слово?. - СПб, 2005. - 660 с.

126. Светана-Толстая С.В. Русская речь в массмедийном пространстве / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2007. - 343 с.

127. Скуленко М. И. Убеждающее воздействие публицистики. Киев: Науко-ва думка, 1986. - 234 с.

128. Телевидение: режиссура реальности. - М., 2007. - 359 с.

129. Телерадиоэфир: История и современность/ Под ред. Я. Н Засурского. - М., 2005. -239 с.

130.

131

132

133

134

135

136

137.

138

139

140

141

142

143

144

145

Гламурный тоталитаризм и современность . Телевизионная индустрия в эпоху стабильности. // Телерадиоэфир: История и современность/ Под ред. А Г. Качкаевой. -М., 2008. -239 с.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - Учебное пособие. -М.:Аспект Пресс, 2000. - 310 с.

Фомичева И. Д. Социология СМИ.М.: Аспект-пресс, 2007. - 335 с. Цвик В.Л. Журналист с микрофоном. Учебное пособие. - М.: Изд-во «МНЭПУ». 2000 г. - 59 с.

Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. Учебное издание. - М.: «Аспект-пресс». 2009. - 382 с.

Шварценберг Р. Ж. Политическая социология. В 3-х ч./ пер. с фр. - М., 1992. Ч.1. - С. 174. - 180 с.

г) Отдельные издания:

Блок А. А. Полное собрание сочинений. Т. 1. М.: «Альфа-книга». 2013. - 1020 с.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. - М.: «Искусство». 1979. -320 с.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: «Искусство». 1990. - 543 с. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: «Искусство». 1979. - 423 с.

Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. 2-е изд. - М., 2006. - 269 с.

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М., 2000. -387 с.

Высоцкий В. С. Нерв. Стихотворения. /«Чужой дом» ( «Эх, раз, еще

раз!...»)/. М.: «Современник». 1981. - 208 с.

Вебер М. Избранные сочинения.- М.: 1990. - 809 с.

Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М.: «Искусство». 1966. - 320 с.

Вопросы кинодраматургии. Выпуск 2-ой. - М. 1956 г. - 292 с.

146.

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159.

160.

161

Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. - М.: Из-во «Флинта». 2008. -288 с.

Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Изд. 2-е. - М., 1977. - 413 с. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х тт., т. 1. - М., 1964. - С. 61. -583 с.

Гоголь Н. В. Невский проспект. //Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 5 т. - М.: Академия наук СССР, 1952 . Т.3. - 463 с.

Гончаров А. А. Режиссерские тетради. - М.: Всероссийское театральное общество. 1980. - 376 с.

Горький А. М. Рассказы. Очерки. Воспоминания. Пьесы. // Город желтого дьявола. //"Библиотека Всемирной литературы". М.: «Художественная литература». 1975. - 618 с.

Дмитриев А. В., Латынов В. В. Массовая коммуникация: пределы политического влияния. - М., 1999. - 110 с. Достоевский Ф. М. Бесы. Роман. М.: Азбука-классика. 2012. Зак М. Е. Михаил Ромм и его фильмы. М.: «Искусство». 1988 . - 304 с. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. - М. «Искусство». 1987. - С. 6. - 352 с.

Медведев А. Н., Чернышев А. А. Десятая муза. Рассказы о киноискусстве. «Вчера, сегодня, завтра.» М.: «Детская литература». 1977. - 176 с.

Кармен Р. Л. Но пассаран!// Рядом с солдатом // М.: «Советская Россия». 1972. - 384 с.

Кинокомедии (сборник). Евгений Помещиков, Виктор Гусев. Киносценарии. - М. 1945. - 184 с.

Копылова Р. Д. Контакт. Заметки о феномене телевизионности. - М., 1974; Ленин В. И. «Партийная организация и партийная литература»(1905) и «Памяти Герцена»(1912). Полн. собр. соч. М.: «Политпросвещение». 1989. Леонов Н. С. Крестный путь России 1991 - 2000. М, «Издательство «Русский дом», 2002. . - С. 54. -528 с.

162. Микоша В. В. Годы и страны: Записки кинооператора. Мемуары. М.: «Искусство». 1967. - 568 с.

163. Превер Ж. Дети райка. Киносценарии. М.: «Искусство». 1986. - 320 с.

164. Пушкин А С. Борис Годунов. Драма. Т. 5. М.: Академия Наук СССР. 1962 г.

165. Ромм М. И. Беседы о кино. М. «Искусство». 1964. - С. 308. - 365 с.

166. Сац Н. И. Всегда с тобой. М.: «Детская литература». 1978. - 224 с.

167. Сорок мнений о телевидении. - М.: «Искусство». 1978. - 256 с.

168. Товстоногов Г. А. О профессии режиссера. Изд. 2-е, доп. - М., 1967. -358 с.

169. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. - М., 2004. - 669 с.

170. Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. - М., 1999. - 784 с.

171. Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. - М., 2001. - 398 с.

172. Трауберг Л.З. Избранные произведения: В 2-х т. - М., 1988. - 496 с. (1 т.); 544 с. (2 т.).

173. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: 1977. - 576 с.

174. Феллини Ф. Феллини о Феллини. Статьи, интервью, воспоминания, сценарии. - М.: «Искусство». 1984. - 487 с.

175. Феллини Ф. Феллини о Феллини. Статьи, интервью, воспоминания, сценарии. - М.: «Искусство». 1968. - С. 281. - 288 с.

176. Фревиль Ж. «Без гроша», роман. Цитируется по книге: Скрябин Л. Тайны морских катастроф. - М.: «Транспорт». 1978. - С. 385. - 431 с.

177. Чехов А. П. «Вишневый сад». Пьеса. В кн. Чехов А. П, Собр соч. в 12 т. Государственное издательство Художественной литературы. М. 1960.

178. Шкловский В.Б. О теории прозы. - М., 1983. - 267 с.

179. Шкуратов В.А. Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира. -Ростов н/Д, 2006. - 400 с.

180. Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства. - М: Смысл, 2002. - 336 с.

181. «Экран 1964». Сборник «Ежегодник кино» Сб. М.: «Искусство». 1965 г. - 388 с.

182. «Экран 1968» .Сборник «Ежегодник кино» Сб. М.: «Искусство». 1969 г. - 320 с.

183. «Экран 1988» .Сборник «Ежегодник кино» Сб. М.: «Искусство». 1989 г. - 272 с.

СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

а) Энциклопедии, словари, справочники, архивные издания:

184. XV съезд ВКП(б). Стенографический отчет. 1928. С. 60.

185. XIII съезд РКП(б). Стенографический отчет. 1924. С. 132.

186. Большой Энциклопедический словарь. //Большая российская энциклопедия/ ред. А. М. Прохоров. - 2-е издание, переработанное и дополненное, с ил.; М. 2002. ISBN 5-85270-160-2, ISBN 5-7711-0004-8

187. Баллестрем К.Г. Власть и мораль (основная проблема политической этики). // Философские науки. - М., 1991. - №7.

188. Виноградова С. М. Журналистика: человеческое измерение (обзор научной литературы) [Текст] / С.М. Виноградова // Логос, общество, знак (к исследованию проблемы феноменологии дискурса): сб. науч. тр.; отв. ред. Б.Я. Мисонжников. - СПб: ООО Выставочн. ред.-изд. комплекс «БРИГ-ЭКСПО», 1997. - С. 9-13.

189. Дубин Б.В. От инициативных групп к анонимным медиа: Массовые коммуникации в российском обществе [Текст] / Б.В. Дубин // М.: Pro et Contra, 2000. - Т. 5. - № 4. - С. 42 - 64.

190. Ковалов О. А. Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Т. 5. СПб, Сеанс, 2004. - 760 с.

191. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия». 1987. - 752 с.

192. Первый век нашего кино. Энциклопедия. / Авторы-составители К. Э. Разлогов и др. - М. Изд-во «Локид-Пресс», 2006. - 910 с.

193. Пресс-материалы МКФ Лейпциг-80. М., 1981.

194. Садуль Ж. История киноискусства. - М.: Изд-во Иностранной литературы. 1957. - 464 с.

195. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т. 1- 4. М. 1958 - 1963. - 3500 с.

196. Судаков Д., Ясаков О. Новейшая история отечественного кино. 1986— 2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, Сеанс, 2002. - 760 с.

197. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации [Текст] / Ф.И. Шарков: словарь-справочник. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 191 с.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ а) Статьи в периодической печати:

198. Барышников К.Б. Социальный пафос фильма Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?». М.: Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки, № 6. 2012 г. - С. 162 - 168. - 220 с.

199. Барышников К. Б. Режиссер и оператор Марина Голдовская между прошлым и будущим. Но всегда в настоящем. М.: Вестник МГУ, № 5, 2011 г. - С. 147 - 160. - 160 с.

200. Барышников К. Б. Неусвоенные уроки прошлого: фильм «Власть Соловецкая». М.: Обсерватория культуры, № 2, 2011 г. - С. 88 - 97. - 148 с.

201. Барышников К. Б. Две легенды документального кино Лени Риффен-шталь и Марина Голдовская. М. : Живопись. Музыка. Кино. Театр. №1, 2011 г. Стр. 111 - 132. - 198 с.

202. Барышников К. Б. Личность вне времени: режиссер и педагог Марина Голдовская. // Россия и мир: вчера, сегодня, завтра. Актуальные проблемы гуманитарного знания.// Научный сборник. М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2014 г. - С. 303 - 309. - 312 с.

203. Бондарев Ю.В., Белов В. И., Распутин В. Г. «Легко ли быть молодым?». - «Правда» № 313 (25300). - 09.11.1987 г.

204. Бурдье П. Поле политики, поле социальных наук, поле журналистики. / Социоанализ Пьера Бурдье. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. -М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001. - С. 108. -228 с.

205. Гегелова Н. С. Сравнивая две эпохи отечественного телевидения // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию направления «Журналистика» в РУДН и 50-летию филологического факультета. РУДН, 15 апреля 2011 г. - М.: РУДН, 2011. - С. 53-59. - 0, 4 п. л.

206. Гинзбург Л.Я. О документальной литературе и принципе построения характера [Текст] / ЛЯ. Гинзбург // Вопросы литературы. - 1970. - №27. - С.62 - 91.

207. Жуковская Д. Марина Голдовская - мастер современного фильма// Новая газета № 92, 2008 г. - С. 11-12.

208. Кармен Р. Л. Суровая правда// Искусство кино № 2.,1968. - С. 39.

209. Колодижнер А. А. Подниекс Юрис. Язык судьбы / Интервью 1992 г. // Искусство кино. 1993. № 2. С. 41.

210. Лазарсфельд П., Мертон. Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие. // Макаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. — М., 2000. - С. 144-145.

211. Паперный З. С. Лирика и документальность. «Экран 1964» М.: Искусство. 1965 г. -С. 100 - 103. -388 с.

212. Подниекс Ю. «Я боюсь не успеть.» /После взрыва (документальное кино 90-х). // Сост. Г. Е. Долматовская, Г. И. Копалина. - М.: Андреевский флаг, 1995. - С. 190.

213. Прожико Г. С. На экране - документальная кардиограмма мира. // Искусство кино. - 1981. - № 5.

214. Рошаль Л. М. Эффект скрытого изображения. / « Искусство кино». - 1976. - №2 8.

215. Смирнов С. С. Наша Катюша. В сб.: «Экран 1964». М.: Искусство. 1965. - С. 101103. - 388 с.

216. Тимофеева Л. Н. «Возмущения» в системе политических коммуникаций: кому это выгодно?// Анализ систем на рубеже тысячелетий: теория и практика. - М., 1997. - С. 157-158.

217. Топаз М. Б. Алабинский мечтатель. //Телефорум. - 15.02. 2002 г.

218. Топаз М. Б. Я дышу, и камера дышит...Интревью М. Голдовской // Огонек. - 2006, № 49.

219. Угольникова И. Марина Голдовская: "Странная женщина, странная...»// //ТВ Парк. - 18.08.1997.

220. Федоров В. С. «Художественное» и «документальное» как общеэстетическая проблема [Текст] / В.С. Федоров // Гуманитарные науки: из опыта теоретической интерпретации. - СПб.: Фантомы, 1993. - С.113 - 119.

221. Черменская Г. В. Там плохо и тут плохо. В дороге хорошо/Юбщая газета. - 14.09.1995.

222. Шестопал Е. Б. Перспективы демократии в сознании россиян // Общественные науки и современность. - 1996. - №2. - С. 45-62.

223. «Я пока не устала радоваться». Интервью Марины Голдовской. //Terra Nova. - 2007. - № 30.

II. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

224. http: //ru.wikipedia.org/wiki

225. http://kinogildia.ru/

226. http://www.kino-teatr.ru/doc/movie/ros/97590/annot/

227. http://fullsite.org/movies/realspeak/214668-kyeti-vernis-domoi-cathy-come-home-1966-dvdrip.html

228. http://mic.org.ru Барышников К. Б. Москва, Международный Электронный журнал М1С(МЕДИА. ИНФОРМАЦИЯ КОММУНИКАЦИЯ), № 2, 2012. [Электронный ресурс] / Барышников К. Б.- Режим доступа:

229. Болотнова Н.С. Основные понятия и категории коммуникативной стилистики текста [Электронный ресурс] / Болотнова Н.С. - Режим доступа: http: //library.krasu.ru/ft/ft/ articles/0070155. pdf.

230. Болтянский Г. М. Русская дореволюционная хроника. Месгиш Ф. Вертя ручку. Рукопись. [Электронный ресурс] /Болтянский Г. М. - Режим доступа: http://3ys.ru/rossiiskii-dorevolyutsionnyi-kinematograf-stranitsy-istorii/inostrannye-kinooperatory-v-rossii.html

231. Засурский Я. Н. Мы можем многое почерпнуть у наших зарубежных коллег [Электронный ресурс] / Засурский Я. Н. - Режим доступа: http://www.dzyalosh.ru/02-dostup/books/opit/prohorov.html

232. «Концлагерь на киноэкране: документальный фильм «Соловки (Соловецкие лагеря особого назначения)» 1928-го года» Публикация сайта «Уроки Истории. ХХ век» Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» от 04.06.2010. http://urokiistorii.ru : [Электронный ресурс] / Уроки Истории. ХХ век. - Режим доступа: http: //www.urokii storii.ru/users/nozidut

III. ИСТОЧНИКИ Фильмы:

а) Неигровые (хроникальные, документальные, телевизионная

публицистика):

234. «Власть Соловецкая. Свидетельства и документы», режиссер М. Голдовская. К/с «Мосфильм», 1988 г. Премьерный показ: кинопремьера -

март 1989 г. к,/т «Россия»(Москва, СССР); телепремьера - 1 канал ЦТ, сентябрь 1989 г.

235. «Время отпуска», режиссер А. Малкин, АТУ(Авторское Телевидение), 1991 г., Премьера - 1-ый канал ЦТ, 31 августа 1991 г.

236. Высший суд», режиссер Г. Франк. Рижская киностудия, 1987 г. Пре-мьерный показ: Рига - ноябрь 1987 г.; Москва - январь 1988 г.

237. «Дениска-Денис», режиссер М. Голдовская., Т/О «Экран», 1976 г. Премьера - 1 канал ЦТ, январь 1977 г.

238. «Дуки» (Президент Джохар Дудаев). Т/О «Союзтелефильм», 1992 г. Премьера - 1 канал ЦТ «Останкино» , 29.05.1992 г.

239. «Здравствуйте, это Бедуля говорит!», режиссер М. Голдовская, Т/О «Экран», 1985 г. Премьера - 1-й канал ЦТ, декабрь 1985 г.

240. «Легко ли быть молодым», режиссер Ю. Подниекс. Рижская киностудия, 1986 г. Премьера - январь 1987 г. (Рига); март 1987 г. (Москва).

241. «Так жить нельзя», режиссер С. Говорухин. К/с «Мосфильм», 1990 г. Премьера - к/т «Россия», (Москва, СССР), 17.05. 1990 г.

242. «Кэти возвращается домой (Cathy come home)», в отечественном прокате: «Кэти, вернись домой!» Режиссер: Кен Лоуч (Великобритания), 1966 г. Премьера - Телеканал (ВВС) Би-Би-Си, 1966 г. Телевизионная премьера в СССР - 1-й канал ЦТ, 13.09.1981 г.

243. «Милая Отчизна», режиссер К. Барышников. ВИПК Гостелерадио СССР, 1992 г. (Интервью с режиссером Ю. Подниексом в Москве).

244. «Осколки зеркала», режиссер М. Голдовская. Совместное производство Россия и Франция. Телекомпания «Sodaperaga Productions», 1992 г.

245. «Острова. Марина Голдовская». Телепрограмма. Режиссер В. Трояновский. ГТРК «Культура», РФ. 2004 г. Эфир - 14. 07. 2011 г.,

246. ТК «Культура».

247. «Острова. Герц Франк». Телепрограмма. Режиссер Т. Скабард. ГТРК «Культура», РФ. 2004 г.

248. «Ткачиха», режиссер Н. Хубов, оператор М. Голдовская. Т/О «Экран», 1968 г. Не был завершен.

249. «Ягода-малина», режиссер Н. Хворова. ЦСДФ (Центральная студия документальных фильмов), 1988 г. Кинопремьера - 23. 01. 1989 г.

б) Игровые:

250. «Запретная зона», режиссер Н. Губенко. К/с «Мосфильм», 1988 г. Премьера - к/т «Россия», июль 1988 г.

251. «Интердевочка», режиссер П. Тодоровский. К/с «Мосфильм», 1989 г. Премьера - Центральный Дом Кино, г. Москва, август 1989 г.

252. «Маленькая Вера», режиссер В. Пичул. К/с им. М. Горького, 1987 г. Премьера - Центральный Дом Кино, г. Москва, сентябрь 1988 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.