«Советский государственный праздник в социальном конструировании нового общества. 1918 – 1941 гг.» тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, доктор наук Барышева Елена Владимировна

  • Барышева Елена Владимировна
  • доктор наукдоктор наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 408
Барышева Елена Владимировна. «Советский государственный праздник в социальном конструировании нового общества. 1918 – 1941 гг.»: дис. доктор наук: 07.00.02 - Отечественная история. ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет». 2021. 408 с.

Оглавление диссертации доктор наук Барышева Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОВЕТСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ

1918-1941 гг.: ИСТОРИОГРАФИЯ И ТЕОРИЯ

1.1.Советские государственные праздники в исторической науке: основные направления исследований

1.2.Теоретические и методологические подходы в изучении советских государственных праздников

1.3.Советский государственный праздник как коммуникативное явление

50

1.4.Модель «праздничного конструирования» новой реальности

ГЛАВА 2. СОВЕТСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ:

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ И ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ

2.1. Организация праздников партийными, государственными и общественными институтами

2.2. Агитпроп ЦК ВКП(б), Сектор искусств и массовых мероприятий Наркомата просвещения, Культсектор ВЦСПС

2.3. Общество строителей Международного Красного стадиона

2.4. Государственный институт истории искусств

2.5. Советские государственные праздники в структуре повседневности (1918-1941 гг.)

ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СОВЕТСКОГО ПРАЗДНИКА

3.1. Символическое оформление праздника

3.2. Физкультурные парады

3.3. Фото- и радиорепортажи, кинематограф

4.1. Изменение городского пространства

4.2. Праздники в парках культуры в структуре социалистического города

ГЛАВА 5. КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ

ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ

5.1.Восприятие государственных праздников населением

5.2.Критика праздничных мероприятий государственными, общественными организациями и в средствах массовой информации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему ««Советский государственный праздник в социальном конструировании нового общества. 1918 – 1941 гг.»»

Актуальность проблемы

После прихода к власти в октябре 1917 г. большевики должны были решать сложнейшие экономические и политические задачи. За несколько месяцев 1917 г. рухнули многовековые устои государства (монархия, сословное устройство общества, частная собственность и др.). Страна переживала тяжелейший экономический кризис, разруху, жила в условиях гражданской и продолжающейся мировой войны. Для легитимации новой власти требовалось создание и продвижение ценностей, способных консолидировать общество. Решение этой задачи осложнялось тем, что большая часть населения, на которую опиралась новая власть, была малограмотной.

В системе мер, направленных на изменение ценностных приоритетов населения, в качестве важнейшего инструмента власть обращается к выстраиванию системы советских государственных праздников. Праздники и праздничный ритуал, их символическое визуальное оформление обеспечивали решение агитационно-пропагандистских и мобилизационных задач, транслируя основные идеологемы в наиболее простой, доступной и эмоциональной форме.

Наиболее важными при этом оказываются революционные праздники -День Интернационала или День международной солидарности трудящихся (1 мая) и празднование годовщины октябрьской революции (7 ноября), которые должны были закрепить в массовом сознании основные идеи и ценности советского государства.

В изучаемый период (1918-1941 гг.) складывается понимание праздника, соответствующее не только общим гуманитарным принципам, но и

определенному социально-политическому моменту. Праздник в данном контексте определяется как:

• день торжества в память выдающегося исторического или гражданского события, отмечаемого публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т. д.;

• официально установленный день отдыха по случаю празднования этих выдающихся событий;

• день массовых игр, развлечений;

• счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь событием ..Л

Советский государственный праздник, как и любой другой, соответствует основным теоретическим положениям праздника как ритуала, где ритуальное повествование о героическом прошлом как о мифе, не только объясняет прошлое и закрепляет универсальные истины, но и создает новые смыслы, объясняющие настоящее. Доминировавший в дореволюционной России праздничный церковный ритуал постепенно вытесняется светским государственным, который призван был решать актуальные для власти идеологические задачи.

Изменения в социуме, происходившие в первые годы советской власти коснулись пространства между историей и памятью. Процесс потери культурных практик мира дореволюционного и возникновение новой «пролетарской» культуры создавал иные формы «исторического воспоминания». Это ярко проявилось в организации праздничных ритуалов. Такого рода организованные «исторические воспоминания» служили задаче объединения людей в соответствии с определенной идеологией 2 . Собравшись на праздничном мероприятии, посвященном очередной годовщине революции, советские люди не просто делились воспоминаниями, а создавали объединявший их общий

1 Толковый словарь русского языка / ред. Д.Н. Ушакова. М., 1939. Стб. 699.

2 WinterJ. Sites of Memory. In: Memory Book: Histories, Theories, Debates. Ed. by: Susannah Radstone, Bill Schwarz. Published by: Fordham University. (2010). p. 313-314.

рассказ о революции. Стирание в памяти людей воспоминаний о жизни до революции должно было способствовать их идентификации в новом обществе в качестве советских граждан.

Проходящие из года в год, в одно и то же время празднества становились ритуалами, стандартизированными коммуникативными действиями, в которых происходило общение не только через видимые знаки, но и через определенные символы. Революционное прошлое в государственных праздниках первых лет советской власти репрезентировалось как образец для настоящего. Памятные обряды конструировали общее прошлое текущего настоящего. При этом создавалась «история», существенно отличавшаяся от реально происходивших событий. Таким образом, «праздничная история» провоцировала корректировку настоящего. Ритуал празднования годовщин Октябрьской революции 1917 г. становился способом конструирования реальности через идеологическое воспитание масс, формирование востребованной властью общей исторической памяти, совместного публичного эмоционального переживания событий и насаждение определенного «единственно правильного» восприятия прошлого и настоящего.

В социальном конструировании новой исторической реальности участие в праздничном ритуале становилось для масс способом обучения, предлагающим опыт модельной ситуации (участие в юбилейных мероприятиях навязывало эмоциональное восприятие революции как единственно верного пути, отождествление себя с другими членами общества предполагало следование за советской моделью поведения). Значительную роль в закреплении новой модели поведения населения играли изменения, происходившие в стране, в первую очередь экономического плана.

На восприятие населением политической власти большое влияние оказывали также политические установки, стереотипы, ценности и традиции, существующие в социальных группах. Их укоренению в массовом сознании способствовала организованная соответствующим образом практика

коммеморации. В большевистской России именно коммеморативные практики оказали влияние на складывание государственного ритуала празднования революционных юбилеев и дат.

Память о революции служила поддержанию мифа о легитимности революционных изменений. Политические, социальные, демографические и культурные перемены, происходившие в течение двух последующих десятилетий, нуждались в идеологической поддержке Этому способствовало распространение большевистского мифа о закономерности революции, в том числе и в ходе праздничных мероприятий. Миф, воспринятый революционно настроенным населением и эстетически оформленный художниками и театральными деятелями, способствовал складыванию нового слоя граждан, которые воспринимали историю революции как рассказ о единственно верном выборе в развитии российского государства, совершенном большевиками. Таким образом, формировалась «коллективная память общества», необходимая, как отмечал М. Хальбвакс, в социальной практике для выживания общества и являющаяся залогом его идентичности3.

Образ революции, который складывался у современников, а не само событие как таковое, играл роль символической репрезентации и способствовал передаче опыта и сведений о прошлом. М. Хальбвакс называет такой прием оживления исторического прошлого типом памяти, конструирующим и консолидирующим социальные группы.

Советские праздничные ритуалы в процессе своей эволюции формировали рассказ о революционных днях и событиях революционной борьбы. Под их влиянием складывались легенды о героической борьбе рабочего класса за освобождение от буржуазно-капиталистического гнета.

День свержения старого режима и установления советской власти символизировал новый порядок и бросал вызов его «всемирным врагам». Сила и

3 Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3(40-41). С. 6.

мускулинность, которыми веяло от физкультурников, принимавшими участие в демонстрациях, или от военных, маршировавших на Красной площади и других площадях страны, демонстрировали как своим соотечественникам, так и внешнему миру авторитет и достижения революции. Внедрение таких памятных дат, превращенных в массовые праздники, было явлением, которое ученые характеризовали как «изобретение традиции»4.

Интерпретация революции как героического события, открывшего путь в светлое будущее, создавала миф, который активно презентовался в ходе праздничных мероприятий. Годовщины Октябрьской революции стали не просто праздниками, а вехами в истории страны, создававшими такую историю революции и Советского государства, какой ее хотела видеть партийная власть. Только в первую ее годовщину в 1918 г. праздник имел характер скорби в память о погибших в революционном огне товарищах. Затем юбилейные торжества превратились в ежегодный формализованный праздничный ритуал с театрализованными шествиями и демонстрациями трудящихся. Десятью годами позже, подчеркивая важность празднования революционных дат, нарком просвещения А.В. Луначарский отмечал, что каждый праздник, каждая годовщина революции - «это подведение итогов, это планы на будущее, это смотр своих сил». При этом он обращал внимание на психологический аспект праздника - «момент высокого коллективного переживания, коллективной радости», - который и должен был оказывать воздействие на общество. Форма раскрытия революционной темы должна была быть «приподнятой», «парадной»5.

Не менее важное значение в советском обществе имел и Первомай -день международной солидарности трудящихся. Политические маевки в России стали проводиться еще в дореволюционный период, а после революции 1917 г.

4 Winter J. Sites of Memory.p. 316.

5 Луначарский А.В. О детском революционном празднике // Луначарский А.В. О массовых

празднествах, эстраде и цирке. М, 1981. С. 126.

праздник становится государственным и получает официальное название «День Интернационала».

В целом, празднование годовщин революции и Первомая служили инструментами конструирования социальной реальности

Проблема исследования состоит в определении места и роли праздника в переломную историческую эпоху как способа конструирования новой социальной реальности путем создания коммеморативной практики, формирующей советскую идентичность.

Степень изученности

Изучению праздника как социокультурного феномена посвящено значительное количество теоретических и прикладных исследований. Праздник и праздничную культуру изучают культурологи, искусствоведы, филологи, фольклористы, философы, социологи, психологи, коммуникатологи, политологи.

Философы рассматривают праздники в контексте социальной повседневности 6, мифологии, принципов национальной идентичности 7 . В социальной философии сущность праздник и обязательное наличие коллективного действия в нем рассматривается как самосохранение социальной группы, механизмом же сохранения целостности группы является коллективная суггестия, воздействующая на физическое и психическое состояние членов

6 Магомедова А.А. Феномен повседневности: Социально-философский анализ: автореф.

диссертации ... кандидата философских наук. Санкт-Петербург, 2000.

7 Юрлова С. В. Новая модель праздничной культуры и проблема национальной идентичности

// Медиакультура новой России. Т. 2. Екатеринбург-М., 2007. С. 239-254; Юрлова С. В. «Праздник, который всегда...» (или вновь о проблеме сущности праздника) // Духовный мир современного человека: противоречия, проблемы, поиски и решения. Челябинск, 2004. С. 70-75; Юрлова С. В. «Вечный праздник», или Мифология общества потребления // Известия Уральского государственного университета. 2010. № 2 (76). С. 15-22.

коллектива8. Философско-культурологический подход присущ исследованию карнавала как формы праздничной культуры9.

Современная российская этнография и культурология уделяют довольно много внимания празднику. Общая теория праздника как универсального явления культуры представлена в трудах С.П. Гурина, Н.Ф. Максютина, А.И. Щербинина, которые в своих исследованиях обращаются к проблеме происхождения и развития праздника10.

Л.А. Абрамян, Г.А. Шагоян рассматривают праздник в рамках структуралистского подхода, заложенного В. Тэрнером11. С.С. Аверинцев и Д.С. Лихачев выделяли ритуально-смеховую функцию праздника12 . Социально-философский аспект проблемы изучается М.Н. Эпштейном13. Последний, в частности, на примере древнегреческих праздников и средневековых карнавалов выделяет в качестве их общей характерной черты эмоциональное единение его участников «в общем восторге душами и телами»14.

Наиболее близкими к нашему исследованию представляются исследовательские подходы к праздникам как к историко-культурному

8 Бурменская Д.Б. Праздник как средство самосохранения социальной группы: автореф.

диссертации ... кандидата философских наук. Чита, 2011.

9 Ляшок А.С. Карнавал как форма праздничной культуры: философско-культурологический

анализ: автореф. диссертации ... кандидата философских наук. Краснодар, 2004; Шубина И.Б. Зрелище в культуре: автореф. диссертации ... кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2005.

10 Гурин С.П. Проблема маргинальности в антропологии. Саратов, 2002; Максютин Н.Ф.

Очерки истории досуга. Казань: Медицина, 1998; Щербинин А.И. Политический праздник: концепт и коммуникация // Политическая концептология. 2014. № 3. С. 45-59.

11 Абрамян Л.А., Шагоян Г.А. Динамика праздника: структура, гиперструктура, антиструктура

// Этнографическое обозрение. 2002. № 2. С. 37-45.

12 Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир, 1988, № 9, с. 234-235; Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси // Избранные работы в 3-х тт. Л., 1987, т. 2; Лихачев Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси. М., 1976.

13 Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX - XX веков. М, 1988.

14 См.: Там же. С. 283.

феномену, своеобразной форме культурной памяти 15. Значимыми для нас оказываются и исследования, посвященные анализу политических праздников как элемента культуры, в которых выделяется роль власти в формировании системы праздников16.

Большой массив исследований, лежащий в плоскости изучаемой нами проблемы, связан с изучением массовой культуры в раннесоветского периода. Исследователи обращают внимание на то, что в первые послереволюционные годы значительное распространение получили массовые театрализованные действа, развивавшиеся по законам мифотворчества17.

Российский культуролог Н.А. Хренов обращает внимание на коммуникативные, культурологические и социально-психологические аспекты традиционных зрелищ в праздничной культуре18. Рассматривая различные этапы в истории праздничных зрелищ, он отмечает, что потребность в традиционных формах зрелищ существовала и в советской культуре. Хренов выделяет для праздничных зрелищ функцию демонстрации преобладавших в общественной психологии коллективных ценностей, классовой солидарности и политического единства. По его мнению, повторяемость («циркулярность») зрелищ в советское время «убивала» эмоциональность, присущую праздничной культуре 19 . Рассматривая коммуникацию как общение, Н.А. Хренов полагает, что в 1920-е

15 Орлов О. Л. Праздничная культура России. СПб., 2001.; Попова В.Н. Праздник как форма

культурной памяти: государственные праздники России XX - начала XXI вв.: автореф. диссертации ... кандидата культурологии. Екатеринбург, 2011; Макашова А.С. Государственные праздники в современной культуре России: рецепция исторического наследия: автореф. диссертации ... кандидата культурологии. СПб, 2014.

16 Лаврикова И.Н. Политический праздник в системе культуры. Тверь, 2013.

17 Бондарева М.С. Идеологические и художественные практики России 1917-1925 годов как

инвариант массовой культуры: диссертация ... кандидата культурологии. - Кострома, 2004.

18 Хренов Н.А. «Человек играющий» в русской культуре. - СПб., 2005; Хренов Н.А. Зрелища

в эпоху восстания масс. М., 2006.

19 См.: Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс. М, 2006. С.10-12.

годы традиционные зрелища следует рассматривать скорее, как средство регуляции общественной психологии20.

Ряд исследователей определяют праздник как социально-культурный институт общества, способный выступать организационным и социально-педагогическим началом. В этом плане интересной представляется трактовка праздника польским ученым К. Жигульским. По его определению «... праздник всегда организуется вокруг определенной ценности, добра, лишь выраженных с помощью символа, а иногда - с помощь игры или мифа, но, тем не менее, с ними не тождественного. Таким образом, праздник является одним из институтов общества, призванных охранять, пропагандировать и обновлять ценности его

культуры, то есть ценности, вокруг которых данное сообщество организует свою

21

сознательную жизнь»21.

По мнению А.В. Бенифанда праздники, хотя и реализуют политические, идеологические, правовые, мировоззренческие, эстетические, нравственные и коммуникативные функции, главной для них все же остается рекреативная функция (отдых, разрядка, восстановление сил)22.

А.И. Мазаев в своем исследовании обращает внимание на функционально-социологические и эстетико-культурные возможности советских массовых празднеств, соотносит праздник с миром идеалов, коллективным переживанием

23

идеальных устремлений23.

В исторической науке изучение советских государственных праздников берет начало уже в первые послереволюционные годы. Но, если в советской историографии основной акцент в научной исторической литературе делался на

20 Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс. С. 17.

21 Жигульский К. Праздник и культура: Праздники старые и новые. Размышления социолога.

М., 1985. С.72. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX - XX веков. М., 1988.

22 Бенифанд А.В. Праздник: сущность, история, современность. Красноярск: Изд-во Красноярского университета,1986. С. 26-28.

23 Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования / Отв. ред. А. А. Карягин. М., 1978.

агитационно-массовом и пропагандистском характере праздника, то постсоветские исследователи, используя различные методологические подходы, обращаются к проблемам взаимоотношений власти и обществе в контексте феномена советского праздника, советизации общества, интерпретации истории революции в ходе торжеств24. Обращение к новым источникам (в том числе визуальным) дало больше возможностей для рассмотрения праздника как средства эстетического воспитания советского общества 25 . Особый интерес представляет изучение символического воздействия государства на общество26.

Вместе с тем ряд научно актуальных проблем нуждается в дальнейшем осмыслении. Особенно интересными в научном плане оказываются проблемы, требующие междисциплинарных подходов к исследованию. В исторической науке одной из таких актуальных проблем является проблема социального конструирования советского общества в ходе праздничных мероприятий.

Подробнее историография советских государственных праздников будет проанализирована в первой главе настоящей работы.

Объект исследования - государственные праздники первых десятилетий советской власти.

Предмет исследования - механизмы социального конструирования советского общества 1918-1941 гг.

24 Рольф М. Советские массовые праздники. М., 2009. С. 73-75.

25 См.: Гройс Б. Gesamtkunstwerk Сталин. М., 2013; Гюнтер Х. Тоталитарное искусство как

синтез искусств // Соцреалистический канон: Сборник статей / под общ. ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. СПб., 2000.

26 См.: Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре. М., 1998; Малышева С.Ю. Историческая

мифология советских «революционных празднеств» 1917-1920 годов // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2003. № 10. С. 231-254; Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть. К изучению политической культуры российской революции 1917 года. СПб.,2012; Соболева Н. А. Российская государственная символика: история и современность. М., 2002. и др.

Хронологические рамки.

Нижняя граница - 1918 г. - определяется началом мероприятий советской власти по подготовке и проведению первых государственных праздников.

Основное внимание уделено периоду изучаемого периода как времени, когда собственно сформировались и ритуально закрепились основные принципы, приемы проведения государственных праздников, которые тиражировались впоследствии по установленной схеме с незначительными изменениями.

Верхней границей является 1941 г., когда в связи с началом Великой Отечественной войны сложившаяся традиция проведения государственных праздников была временно прервана.

Географические рамки ограничены Москвой и Петроградом/ Ленинградом. Складывавшиеся в изучаемый период формы и методы социального конструирования советского общества апробировались именно в этих столичных городах и впоследствии распространялись на весь Советский Союз. В тоже время в исследовании, как пример, рассматриваются и отдельные факты празднования памятных дат и в других крупных индустриальных городах и районных центрах страны.

Цель исследования - определение основных характеристик и механизмов коммуникации советских государственных праздничных ритуалов 1918 -1941 гг.

Задачи:

Постановка цели предполагает решение следующих взаимосвязанных

задач:

1. выявить основные походы к изучению праздника, обосновать выбор

теоретических и методологических оснований исследования проблемы;

2. проанализировать цели и задачи советского революционного государственного праздникак как механизма конструирования социального поведения и формирования новой социальной идентичности

3. изучить институциональные аспекты организации праздников партийными, государственными и общественными органанми;

4. выявить механизмы репрезентации советского праздника в символическом оформлении городского пространства, праздничной топографии социалистического города, в физкультурых парадах и праздничных мероприятиях в парках культуры, в фото и радиорепортажах и кинематографе;

5. исследовать восприятие современниками советских государственных праздников 1 мая и 7 ноября.

Методы исследования

Общеисторические методы научного исследования: нарративный, историко-генетический, структурно-функциональный, историко-

сравнительный, историко-типологический и историко-системный позволили решить поставленные задачи.

Нарративный метод был применен при анализе источников, их систематизации и описании.

Историко-генетический метод использован для демонстрации истории складывания и эволюции системы советских государственных революционных праздников.

Историко-типологический метод способствовал выявлению общего и особенного в юбилейных мероприятиях советского государства в первые послереволюционные годы и в последующие два десятилетия.

В исследовании был применен историко-системный метод изучения исторических явлений и процессов как целостных систем. Анализ структуры и функций советских государственных праздников первых десятилетий советской

власти, внешних и внутренних связей и динамических изменений в проведении праздничных мероприятий позволил определить законы действий социальных систем и их моделирование, соотнести замыслы и проекты создания нового общества с реальными событиями советской истории 1918-1941-х гг.

Рассмотрение системы государственных революционных праздников советского общества как системы с устойчивыми элементами, связанными между собой базировалось на структурно-функциональном анализе Т. Парсонса. Праздники выполняли рекреативную, воспитательную и мобилизующую функции, важные для существования советского общества как системы в целом. Выделенные Т. Парсонсом экономический, политический, социентальный и культурный элементы общества в полной мере отражают функции государственных праздников, возлагаемые на них органами власти и партийными деятелями.

Сравнительно-исторический метод был использован для изучения системы советских государственных революционных праздников не как самостоятельного явления, а в контексте исторического развития советского общества. Многие проявления идеологической политики в праздничных мероприятиях с одной стороны были тождественны на протяжении всего изучаемого периода, а с другой имели определенные вариации, зависящие от конкретного исторического периода. Применение сравнительно-исторического метода, основанное на конкретных фактах, способствовало выявлению общего и повторяющегося в созданной советской властью системе государственных праздников и юбилеев.

В совокупности историко-типологические, историко-системные и историко-сравнительный методы позволили изучить сложные и противоречивые явления советской идеологии и повседневной жизни 1920-х - 1930-х годов через призму государственных революционных праздников.

Базовым для нашего исследования является методологический подход, предложенный западными социологами Питером Бергманом и Томасом

Лукманом в рамках которого мы рассматриваем государственный праздник как значимое коммуникативное событие, создаваемое властью. В условиях революционных изменений «упорядоченной реальности» приводящих к кризису повседневного мира, разрушению привычных форм и моделей поведения людей власти требовался механизм систематизации, ритуализации и конструирования новой исторической реальности. В концепции Бергера и Лукмана такое социальное конструирование предполагает хабитуализацию, опривычивание, превращение новых явлений в повседневность. Повторяемые действия (к которым относятся праздничные события), согласно этой концепции, становятся определенными образцами, формирующими новую историческую память и повседневность, а сам праздник используется как способ конструирования

" 27

исторической реальности27.

Другими близкими методологическими подходами, лежащим в основании нашей работы, являются подходы О. Конта и К. Жигульского, в которых праздник рассматривается как инструмент социального управления, а праздничный ритуал как институт воспроизводства социального порядка28.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор наук Барышева Елена Владимировна, 2021 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамян Л.А. Динамика праздника: структура, гиперструктура, антиструктура / Л. А. Абрамян, Г. А. Шагоян // Этнографическое обозрение. - 2002. - № 2. - С. 37-45.

2. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности / С. С. Аверинцев // Новый мир. - 1988. - № 9. - С. 234-235.

3. Агитационно-массовое искусство : оформление празднеств / Акад. художеств СССР, НИИ теории и истории изобразит. Искусств[и др.] ; авт.-сост. И. М. Бибикова, Н. И. Левченко. - Москва : Искусство, 1984. - 290 с. - (Советское декоративное искусство : материалы и документы, 19171932).

4. Агитационно-массовое искусство первых лет Октября: материалы и исследования / Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР, Гос. Третьяковская галерея ;редкол.: Е. А. Сперанская (ред.) [и др.]. -Москва : Искусство, 1971. - 223с., 44 л. ил.

5. Алещенко Н.М. Москва в планах развития и реконструкции. 1918-1985 / Н. М. Алещенко ; Ин-т рос. истории РАН. - Москва : Изд-во Гл. арх. упр. г. Москвы, 2009. - 238 с.

6. Ассман Я. Культурная память : письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Ян Ассман ; пер. с нем. М.

М. Сокольской. - Москва : Яз. слав. культуры, 2004. - 363 с. -(БШ&аБМопса).

7. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - Москва: Худож. лит., 1965. - 527с.

8. Белоусов А.Я. Праздники старые и новые : (некоторые философские аспекты проблемы празднования) / А. Я. Белоусов. - Алма-Ата : Казахстан, 1974. - 198 с.

9. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США / Рут Бенедикт// Антология исследований культуры. - Санкт-Петербург : Унив. кн., 1997. - Т. 1. - С. 271-284.

10. Бенифанд А.В. Праздник : сущность, история, современность / А. В. Бенифанд. - Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. - 140 с.

11. Бергер П. Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания / Питер Бергер, Томас Лукман. - Москва : Academia-Центр : Медиум, 1995. - 322 с. - (Первые публикации в России).

12. Бернстийн Ф. Л. Представление о здоровье в революционной России / Фрэнсис Бернстийн // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова. - Москва : Вариант : ЦСПГИ, 2009. - С. 183-214.

13. Богданова Н.А. «Десятки тысяч народа дышали свободно как никогда»: «праздники революции» в провинциальных городах России в марте 1917 года / Н. А. Богданова, О. В. Чуракова//Революции в отечественной и мировой истории: к 100-летию российских революций 1917 года : материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 14 апреля 2017 г. / под ред. В. М. Доброштана[и др.]. - Санкт-Петербург : СПГУТД, 2017. - С. 44-47.

14. Бондарева М. С. Идеологические и художественные практики России 1917-1925 годов как инвариант массовой культуры :

автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Бондарева Мария Сергеевна. - Кострома, 2004. - 22 с.

15. Боннел В. Иконография рабочего в советском политическом искусстве / Виктория Боннел // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме. - Москва: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. - С. 183-215.

16. Бурменская Д.Б. Праздник как средство самосохранения социальной группы : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Бурменская Дарима Баировна. - Чита, 2011. -23 с.

17. Ванченко Т.П. Семантико-семиотические основы праздника / Т. П. Ванченко. - Москва : МАКС Пресс, 2006. - 229 с.

18. Вардин И. В. Майский праздник коммунизма / Ил. Вардин. - Петроград: Гос. изд-во, 1920. - 30 с.

19. Вашик К. Реальность утопии : искусство русского плаката XX века : пер. с нем. / Клаус Вашик, Нина Бабурина. -Москва : Прогресс-Традиция, 2004. - 415с.

20. Геннеп А. Обряды перехода : систематическая изучение обрядов : пер. с фр. / Арнольд ван Геннеп. - Москва: Вост. лит. РАН, 2002. - 198с. -(Этнографическая библиотека).

21. Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре / В. В. Глебкин. - Москва : Янус-К, 1998. - 167с.

22. Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство / Игорь Голомшток. - Москва : Галарт, 1994. - 294 с., [32] л. ил.

23. Государственный научно-исследовательский институттеатра и музыки. -Ленинград ; Москва : Искусство, 1947. - 85с.

24. Горбачев О.В. Теории конструирования социальной реальности в ХХ в. и советский проект / О.В. Горбачев // 1917 год в России: социалистическая идея, революционная мифология и практика. - Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2016. - С. 29-49;

25. Гройс Б. Gesamtkunstwerk Сталин / Борис Гройс. - Москва :Ад Маргинем Пресс, 2013. -168 с.

26. Гурин С. П. Проблема маргинальности в антропологии/ С. П. Гурин; под ред. Н.И. Петрова. - Саратов :[б. и.], 2002.- 130 с.

27. Гюнтер Х. Тоталитарное искусство как синтез искусств / Ханс Гюнтер //Соцреалистический канон : сборник статей / под общ. ред. Х. Гюнтера, Е. Добренко. -Санкт-Петербург : Акад. проект, 2000. - С. 19-26.

28. Деканова М.К. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Деканова Марьяна Кабаровна. -Самара, 2009. -19 с.

29. Добренко Е. А. «Красный день календаря.» / Е. Добренко // Советское богатство : статьи о культуре, литературе и кино : к шестидесятилетию Ханса Гюнтера / подред. М. Балиной[и др.]. - Санкт-Петербург : Акад. проект, 2002. - С. 97-123.

30. Доброхотов В.Я. Принципы, формы, методы большевистской пропаганды и агитации в первые годы Советской власти (октябрь 1917-1920 гг.) : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.00 / Доброхотов Валерий Яковлевич. -Ленинград, 1967. - 42 с.

31. Ершова Т.А., Беляева И.П. Создание центрального парка культуры и отдыха в Ленинграде // ЦПКиО им. С. М. Кирова, 1932-2007 : [альбом] / Центральный парк культуры и отдыха им. С. М. Кирова, Елагиноостровский дворец-музей ; [сост. Беляева И. П., Ершова Т. А., Колосова М. А.] Санкт-Петербург : [б. и.], 2007. 195 с.

32. Ефремова В. Н. Государственные праздники как инструменты символической политики в современной России : автореферат дис. ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Ефремова Валентина Николаевна. - Москва, 2015. -22 с.

33. Жигульский К. Праздник и культура : праздники старые и новые : размышления социолога : пер. с польского/ Казимеж Жигульский. -Москва : Прогресс, 1985. - 336с.

34. Закович Н.М. Праздники и обряды как элемент советской культуры / Н. М. Закович, В. А. Зоц // Вопросы научного атеизма. - 1980. -Вып. 26. - С. 165177.

35. Золотоносов М. Н. ГХипхокрахо^. Исследование немого дискурса :аннотированный каталог садово-паркового искусства сталинского времени / Михаил Золотоносов. - Санкт-Петербург :ИНАпресс, 1999. - 201 с.

36. Ильюхов А. А.Жизнь в эпоху перемен: материальное положение городских жителей в годы революции и Гражданской войны / А. А. Ильюхов. - Москва: РОССПЭН, 2007. - 261 с. - (Социальная история России XX века).

37. Исаев А. А. Праздник Великой Октябрьской социалистической революции на Дальнем Востоке СССР в 1930-е гг. как часть политико-идеологической работы среди населения региона / А. А. Исаев // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2018. - № 1 (190). -С. 203-210.

38. Кайуа Р. Миф и человек ; Человек и сакральное/ Роже Кайуа ; [пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. - Москва : О.Г.И., 2003. - 293 с.

39. Канетти Э. Масса и власть / Элиас Канетти ; пер. с нем. и предисл. Л. Г. Ионина. - Москва: АёМа^теш, 1997. - 527 с. - (Философия по краям: международная коллекция современной мысли).

40. Карпинский В. А. Величайшая из революций : краткая история Великой Октябрьская революции в России. 25 октября (7 ноября) 1917 г. - начало 1921 г. / В. Карпинский. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва ; Ленинград : Госиздат, 1925. - 61 с.

41. Карпинский В.А.Два года борьбы : вторая годовщина Великой Октябрьской революции / В. А. Карпинский. - Москва: Гос. изд-во, 1919.

- 16с.

42. Кирьянов И.К. «День 7 ноября - что за день календаря?»: столетие практик памяти и забвения Октябрьской революции 1917 г. / И. К. Кирьянов, А. А. Скоселев // Вестник Пермского федерального исследовательского центра.

- 2019. - № 4. - С. 80-92.

43. Киселева Е.В. Формирование образа советской власти средствами агитации и пропаганды: октябрь 1917-1920 гг.: на материалах Орловской и Брянской губерний : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Киселева Елена Викторовна. - Брянск, 2011. -24 с.

44. Кислицына А.Н. Массовые праздники в Петрограде в 1917-1922 гг.: история организации и проведения : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Кислицына Анна Николаевна. - Санкт-Петербург, 1999. -21с.

45. Кислицына А. Н. Массовые праздники в Петрограде в 1917-1922 гг.: история организации и проведения : монография / А. Н. Кислицына. -Санкт-Петербург : СПГУТД, 2013. - 177 сс

46. Козлов В.П. Документальная память в архивоведческом знании / В. П. Козлов ; Российская академия наук, Архивный совет при Президиуме Российской академии наук [и др.] Москва : Древлехранилище : Архив РАН, 2017 - 329 с.

47. Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть: к изучению политической культуры российской революции 1917 года / Б. И. Колоницкий. - Санкт-Петербург : Лики России, 2012. - 318 с.

48. Конт О. Дух позитивной философии / О. Конт ; пер. с фр. И. А. Шапиро. -Изд. 3-е. - Москва : URSS, 2012. - 76, IV с. - (Из наследия мировой философской мысли: история философии).

49. Кринский В.Ф. Элементы архитектурно-пространственной композиции / В. Ф. Кринский, И. В. Ламцов, М. А. Туркус. -Москва : Стройиздат, 1968.

- 168 с.

50. Кур-Королев К. Новый человек, или социальная инженерия при сталинизме: некролог по мечтам о новом человека / К. Кур-Королев // История сталинизма: итоги и проблемы изучения: материалы международ. науч. конф. Москва, 5-7 декабря 2008 г. - Москва: РОССПЭН, 2011. - С. 372-377.

51. Кустова Э. Советский праздник 1920-х годов в поисках масс и зрелищ / Эмилия Кустова // Неприкосновенный запас. - 2015. - № 3. - С. 57-77.

52. Кухер К. Парк Горького : культура досуга в сталинскую эпоху, 1928-1941 / Катарина Кухер ; пер. с нем. А. И. Симонова. - Москва : РОССПЭН, 2012.

- 349 с., [12] л. ил.

53. Лаврикова И.Н. Политический праздник в системе культуры / И. Н. Лаврикова. - Изд. 2-е, доп. - Тверь : Колледж им. А. Н. Коняева, 2013. -242 с.

54. Лассуэлл Г. Техника пропаганды в мировой войне / Гарольд Ласвель ; сокр.пер. с англ. в обработке Н. М. Потапова ; с предисл. М. Гуса. -Москва ; Ленинград : Госиздат, 1929. - 199 с. - (Библиотека иностранной военной литературы).

55. Лебедянский М.С. Живопись, рожденная Октябрем : становление и развитие социалистического реализма в русской советской живописи, 1920-1930-е гг. / М. С. Лебедянский. - Москва : Искусство, 1986. - 249 с.

56. Левкиевская Е. Е. Русская идея в контексте исторических мифологических моделей и механизмы их образования / Е. Е. Левкиевская // Современная российская мифология / сост. М. В. Ахметова. - Москва : РГГУ, 2005. - С. 175-206.

57. Лившин А. Я.Настроения и политические эмоции в Советской России.1917-1932 гг. /Александр Лившин. - Москва: РОССПЭН , 2010. -341 с. - (История сталинизма).

58. Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси // Избранные работы : в 3 т. / Д. С. Лихачев. - Ленинград: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1987. -Т. 2. - С. 343417.

59. Лихачев Д.С. «Смеховой мир» Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко ; АН СССР. - Ленинград: Наука, Ленингр. отд-ние, 1976. - 200с. - (Из истории мировой культуры).

60. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. -2-е изд., испр. - Москва : Искусство, 1995. - 319 с.

61. Лотман Ю. М. Избранные статьи : в 3 т. Т. 1 : Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю. М. Лотман. - Таллинн: Александра, 1992. - 479 с.

62. Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Семиосфера : Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки /Ю.М. Лотман. - Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 2004. -С. 191-199.

63. Ляшок А. С. Карнавал как форма праздничной культуры: философско-культурологический анализ автореферат дис. ... кандидатафилософскихнаук : 24.00.01 / Ляшок Анна Сергеевна. -Краснодар, 2004. - 27 с.

64. Магомедова А.А. Феномен повседневности: социально-философский анализ :автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Магомедова Аминад Ахмеднуриевна. - Санкт-Петербург, 2000. - 19 с.

65. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление: опыт историко-теоретического исследования / А. И. Мазаев ; отв. ред. А. А. Карягин. - Москва : Наука, 1978. - 392 с.

66. Мазур Л.Н. Формирование социальной структуры советского общества / Людмила Николаевна Мазур // 1917 год в России: социалистическая идея,

революционная мифология и практика. - Екатеринбург: Издательство УрФУ, 2016. С. 47-496.

67. Макарова Н.Н. Новый человек на Магнитострое: конструирование эмоционального репертуара / Н.Н. Макарова // 1917 год в России: социалистическая идея, революционная мифология и практика. -Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2016. С. 675-682.

68. Макашова А.С. Государственные праздники в современной культуре России: рецепция исторического наследия : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Макашова Анастасия Салиховна. - Санкт-Петербург, 2014. - 21 с.

69. Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга / Н. Ф. Максютин. - Казань: Медицина, 1998. - 125 с.

70. Малиновский Б. Магия, наука и религия / Бронислав Малиновский. -Москва : Рефл-бук : CEU, 1998. - 288 с.

71. Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного изменения / Бронислав Малиновский // Антология исследований культуры. - Санкт-Петербург : Унив. Книга, 1997. - Т.1 : Интерпретация культуры. -С. 371-384.

72. Малышева С.Ю. Историческая мифология советских «революционных празднеств» 1917-1920 годов / С. Ю. Малышева // Диалог со временем : альманах интеллектуальной истории. - Москва: УРСС, 2003. - Т. 10. - С. 231-254.

73. Мамардашвили М.К. Символ и сознание : метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский ; под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. - Москва: Яз. рус. культуры, 1997. - 217 с. - (Язык. Семиотика. Культура).

74. Мордасова М.А. Праздничная культура Южного Урала в 1917-1941 гг. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Мордасова Мария Александровна. - Челябинск, 2005. - 26 с.

75. Морозов А.И. Конец утопии : из истории искусства в СССР 1930-х гг. / А. И. Морозов. - Москва : Галарт, 1995. - 218 с., [32] л. ил.

76. Мосс М. Социальные функции священного : избранные произведения / Марсель Мосс ; пер. с фр. под ред. Утехина И. В. - Санкт-Петербург : Евразия, 2000. - 444 с.

77. Киселев А. С. Девятая годовщина Октября : международное положение и рост хозяйства СССР / А. С. Киселев. - Москва : Ленинград : Госиздат, 1926. - 80 с.

78. Кэмпбелл Д. Мономиф. От эпилога к прологу / Джозеф Кэмпбелл. -Москва : Грааль, 2001. - 58 с. - (Серия "Путь жизни").

79. Муратова А.С. Обряд и праздник / А. С. Муратова // Мир психологии. -2001. - № 4. - С. 67-76.

80. Невежин В. А. Празднование революционных юбилеев у «законодателей моды»: опыт США и Франции / Владимир Невежин, Екатерина Сапрыкина // Революция - 100: реконструкция юбилея / под ред. Г. Бордюгова. -Москва : АИРО-XXI, 2017. -С. 19-50.

81. Невежин В.А. Застолья Иосифа Сталина. Книга третья. Дипломатические приемы 1939 - 1945 гг. / Владимир Невежин. - Москва: АИРО-XXI, 2020. 784 с.

82. Нежигай Э.Н. Городская культура Кубани периода НЭПа / Э. Н. Нежигай. - Краснодар: КСЭИ, 2010. - 289 с.

83. Неклюдов С. Ю. Структура и функция мифа / С. Ю. Неклюдов // Современная российская мифология : сборник статей / сост. М. В. Ахметова. - Москва : РГГУ, 2005. - С. 9-26.

84. Нора П. Как писать историю Франции / Пьер Нора // Франция - память / [Пьер Нора и др. ; пер. с фр. Д. Хапаевой]. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. -С. 66-94.

85. О'Махоуни М. Спорт в СССР : физическая культура - визуальная культура : пер. с англ. / Майк О'Махоуни. -Москва : Новое лит. обозрение, 2010. -293с. - (Культура повседневности).

86. Орлов О. Л. Праздничная культура России / О. Л. Орлов. - Санкт-Петербург : КультИнформПресс, 2001. - 159 с.

87. Паперный В. З. Культура Два / Владимир Паперный. - Москва : Новое лит. обозрение, 1996. - 382 с.

88. Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления : основы режиссуры, технологии, организации и методики / Б.Н. Петров. -Москва : СпортАкадемПресс, 2001. - 351 с.

89. Попова В.Н. Праздник как форма культурной памяти: государственные праздники России XX - начала XXI вв. : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Попова Виктория Николаевна. - Екатеринбург, 2011. - 22 с.

90. Поршнева О.С. Новый человек как компонент революционного советского проекта: ключевые проблемы изучения в современной историографии / О. С. Поршнева //Эпоха социалистической реконструкции: идеи, мифы и программы социальных преобразований : сборник научных трудов / редкол.: О. В. Горбачев (отв. ред.) [и др.]. -Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2017. - С. 6-18.

91. Поршнева О.С. «Новый человек» как феномен советского проекта индустриального развития (1920 - нач. 30-х гг.) / О. С. Поршнева // Индустриальное развитие региона и мира: история и современность : сборник материалов Всероссийской научной конференции, Екатеринбург, УрФУ, 19-20 октября 2018 г. / О. М. Семерикова (отв. ред.) [и др.]. -Ектеринбург : Изд-во УМЦ УПИ, 2019. - С. 231-240.

92. Розенберг У. Г. «По ту сторону Великой Метаистории» Войны и Революции / Уильям Розенберг// Эпоха войн и революций (1914-1922) международный коллоквиум (Санкт-Петербург, 9-11 июня 2016 г.) :

научные доклады. - Санкт-Петербург : С.-Петерб. ин-т истории РАН, 2016. - С. 291-321.

93. Рольф М. Советские массовые праздники / Мальте Рольф ; пер. с нем. В. Т. Алтухова.- Москва : РОССПЭН, 2009. - 438 с. - (История сталинизма).

94. Руднев В. А. Советские праздники, обряды, ритуалы / В. А. Руднев. -Ленинград : Лениздат, 1979. - 206 с.

95. Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд / К. Л. Рудницкий. - Москва: Наука, 1969. - 526 с.

96. Рыклин М. К. Пространства ликования тоталитаризм и различие / Михаил Рыклин. -Москва : Логое, 2002. - 274с.

97. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе: очерки и лекции : пер. с англ. / А. Р. Рэдклифф-Браун. - Москва : Вост. лит., 2001. - 303 с. - (Этнографическая библиотека).

98. Слепухин В. В. «Новый» человек в советской культурной политике 19201930-х годов / В. В. Слепухин // Cultureand Civilization. - 2017. - Vol. 7, Is. 5А. - P. 604-608.

99. Соболева Н. А. Российская государственная символика: история и современность / Н.А. Соболева. - Москва : ВЛАДОС, 2002. - 206 с.

100. Спирина Т. П. Социальное поведение личности как философская проблема автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Спирина Татьяна Павловна. - Волгоград, 2001. - 25 с.

101. Н. М. Тарабукин о В. Э. Мейерхольде / ред.-сост. О. М. Фельдман. -Москва : О. Г. И., 1998. - 110 с.

102. Тодорский А. И. Год с винтовкой и плугом : 1917, 7 ноября (25 октября 1918) / Александр Тодорский. - Весьегонск : Весьегонский уездный исполн. ком., 1918. - 79с.

103. Толстой В.П.Советская монументальная живопись / В. П. Толстой. -Москва : Искусство, 1958. - 304 с.

104. Трантова И.С. Роль музеев в организации празднований годовщин революций 1905 и 1917 годов в Самарской губернии в 1920-30-е гг. / И. С. Трантова // Культурно-исторические исследования в Поволжье: проблемы и перспективы : материалы II Всероссийского научно-методологического семинара, 25-26 октября 2013 г. /редкол.: Л. М. Артамонова (отв. ред.) [и др.]. - Самара: СГИК, 2015. - C. 153-157.

105. Тугендхольд Я.А. Живопись революционного десятилетия (1918- 1927) // Из истории западноевропейского, русского и советского искусства: избранные статьи и очерки / Я. А. Тугендхольд. -Москва : Сов. художник, 1987. - С. 225-245.

106. Тугендхольд Я.А. Смотр искусства //Из истории западноевропейского, русского и советского искусства : избранные статьи и очерки / Я. А. Тугендхольд. - Москва : Сов. художник, 1987. - С. 197-207.

107. Ульянова С. Б. «Культурный» досуг в пространстве советской фабрики в 1920-е - начале 1930-х годов / С. Б. Ульянова // Культура и власть в СССР, 1920-1950-е годы : материалы IX международной научной конференции Санкт-Петербург, 24-26 октября 2016 г. - Москва : РОССПЭН, 2017. - С. 530-540.

108. Ульянова С. Б. Политические демонстрации как форма освоения городского пространства в 1920-е годы / С. Б. Ульянова, Н. В. Офицерова // Проблемы российской истории / редкол.: В. А. Токарев (гл. ред.) [и др.].

- Магнитогорск : Изд-во Магнитогор. гос. ун-та, 2015. - Вып. 13 : Социалистический город и социокультурные аспекты урбанизации. - С. 214-220.

109. Федоров В. В. Мифосимволизм архитектуры / В. В. Федоров, И. М. Коваль.

- Изд. 2-е. - Москва : URSS, Либроком, 2009. - 206с.

110. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город / Шейла Фицпатрик. - Москва: РОССПЭН, 2001.

- 332 с.

111. Франция - память / [Пьер Нора и др. ; пер. с фр. Д. Хапаевой]. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - 325с. - (Новая петербургская библиотека. Коллекция "Память века").

112. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память / Морис Хальбвакс// Неприкосновенный запас. - 2005. - № 2-3 (40-41). - С. 8-27.

113. Хан-Магомедов С.О. Александр Веснин и конструктивизм : живопись, театр, архитектура, рисунок, книжная графика, оформление праздников / Селим Омарович Хан-Магомедов. - Москва : Архитектура-С, 2007. -411 с.

114. Хан-Магомедов С.О. «Сталинский ампир»: проблемы, течения, мастера / С. О. Хан-Магомедов // Архитектура сталинской эпохи : опыт исторического осмысления / сост. и отв. ред. Ю. Л. Косенкова. - Москва : НИИТИАГ РААСН, 2010. -С. 10-24.

115. Хаттон П. История как искусство памяти / Патрик Х. Хаттон; пер. с англ. В. Ю. Быстрова. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2003.- 422 с.

116. Хигер Р. Я. Романтико-символические поиски в советской архитектуре двадцатых годов (Илья Голосов) / Р. Я. Хигер // Советская архитектура. -1970. - № 19. - С. 156.

117. Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс / Н. А. Хренов. - Москва : Наука, 2006. - 646 с. - (Серия "Искусство в исторической динамике культуры").

118. Хренов Н. А. «Человек играющий» в русской культуре / Н.А. Хренов. -Санкт-Петербург :Алетейя, 2005. - 604с.

119. Цивьян Ю. Г. Историческая рецепция кино : кинематограф в России, 18961930 / Ю. Г. Цивьян. - Рига: Зинатне, 1991. - 492с.

120. Чекмарев В. М.Сталинская Москва. Становление градостроительной темы «мировой коммунистической столицы» / В. М. Чекмарёв. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2012. - 74 с.

121. Чубаров И. М.Коллективная чувственность : теории и практики левого авангарда / Игорь Чубаров. - 2-е изд. - Москва : Изд-во Высшей школы экономики, 2016. - 342 с. - (Серия Исследования культуры).

122. Шалаева Н.В. «Рабочие гулянья» как форма праздничной культуры 1920-х гг. / Н. В. Шалаева // Власть. - 2013. - № 8. - С. 152-155.

123. Шалаева Н. В. Формирование образа советской власти в российском обществе в 1917 - 1920-е гг.: социокультурный аспект :автореферат дис. ... доктора исторических наук : 24.00.01 / Шалаева Надежда Владимировна. -Саратов, 2014. - 39 с.

124. Шалаева Н. В. Формирование репрезентативного образа власти в советскойкультуре1917-1920-х гг. / Н. В. Шалаева ; под общ. ред. В. И. Бегинина, В. Я. Романченко. - Саратов: Саратовский источник, 2012. - 146 с.

125. Шаповалов С. Н. Историческая трансформация российских (советских) государственных праздников в 1917-1991 гг. : на материалах Краснодарского края и Ростовской области : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Шаповалов Сергей Николаевич. - Краснодар, 2011. - 26 с.

126. Шелавин К. И. 1-ое Мая в России : от первого празднования по 1923 г. / К.Шелавин. - 2-е изд., доп. - Ленинград : Прибой, 1924. - 104, IV с.;

127. Шелавин К. И. Первое Мая в России : от первого празднования по 1925 г. / К. Шелавин. - 4-е изд. - Ленинград : Прибой, 1926. - 78 с.

128. Шерпелев Л. И. Агитационно-пропагандистская работа Коммунистической партии в связи с проведением революционных праздников и юбилеев (1918-1927 гг.) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.00 / Шерпелев Леонид Иванович. - Горький, 1971. - 23 с.

129. Шубина И. Б. Зрелище в культуре : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Шубина Ирина Борисовна. - Ростов-на-Дону, 2005. - 28 с.

130. Щербинин А. И. Политический праздник: концепт и коммуникация / А. И. Щербинин // Политическая концептология. - 2014. - № 3. - С. 45-59.

131. Эдельман Р. Серьёзная забава: История зрелищного спорта в СССР / Роберт Эдельман. - Москва: Советский спорт, 2008. - 400 с.

132. Эко У. Функция и знак (семиология архитектуры) // Отсутствующая структура : введение в семиологию : пер. с итал. / Умберто Эко. - Санкт-Петербург : Симпозиум, 2006. - С. 255-328.

133. Элиаде М. Аспекты мифа : пер. с фр. / Мирча Элиаде. -Москва : Акад. проект, 2000. - 223с. - (Концепции).

134. Элиаде М. Космос и история : избранные работы : пер. с фр. и англ. / Мирча Элиаде ; общ. ред. И. Р. Григулевича, М. Л. Гаспарова. - Москва : Прогресс, 1987. - 311 с.

135. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны : о литературном развитии XIX - XX веков / Михаил Эпштейн. - Москва: Сов. писатель, 1988. - 414с.

136. Юрлова С.В. «Вечный праздник», или Мифология общества потребления / С. В. Юрлова // Известия Уральского государственного университета. -2010. - № 2 (76). - С. 15-22.

137. Юрлова С. В. Новая модель праздничной культуры и проблема национальной идентичности / С. В. Юрлова // Медиакультурановой России : методология, технологии, практики : [материалы Международной научной конференции "Судьба России: вектор перемен", 8-10 июня 2007 г., г. Екатеринбург] / редкол.: Н. Б. Кириллова (отв. ред.) [и др.]. - Екатеринбург ; Москва : Акад. проект, 2007. - Т. 2. - С. 239-254.

138. Юрлова С. В. «Праздник, который всегда.» (или вновь о проблеме сущности праздника) / С. В. Юрлова // Духовный мир современного

человека: противоречия, проблемы, поиски и решения : материалы I Общероссийской заочной научно-практической конференции. -Челябинск, 2004. - С. 70-75.

139. Bell C. Ritual Theory, Ritual Practice / Catherine Bell. - New York : Oxford Univ.Press, 1992. - 270 p.

140. Bloch M. Ritual and Deference // Essays on Cultural Transmission / Maurice Bloch. - Oxford : Berg, 2005. - P. 123-138.

141. Brooks J. Thank You, Comrade Stalin! Soviet Public Culture from Revolution to Cold War / Jeffrey Brooks. - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2000. 319 р.

142. Clark K. Petersburg, Crucible of Cultural Revolution / Katerina Clark. -Cambridge: Harvard University Press, 1995. - 484 р.

143. Corney F. Telling October : memory and the making of the Bolshevik Revolution / Frederick C. Corney. - Ithaca: Cornell Univ. Press, 2004. - 301 p.

144. Henry W. Morton. Soviet Sport: Mirror of Soviet Society / Henry M. Morton. -New York : Collier Books, 1963. - 221 р.

145. Groys B. The Art of Totality / Boris Groys// The Landscape of Stalinism :the Art and ideology of Soviet Space / ed. by E. Dobrenko, E. Naiman. -Seattle ; London: Univ. of Washington Press, 2003. - P. 96-110.

146. Kenez P. The Birth of the Propaganda State. Soviet Methods of Mass Mobilization. 1917-1929 / P. Kenez. - Cambridge: Cambridge University Press, 1985. - 308 р.

147. Kotkin S. MagneticMountain. Stalinism as a Civilization / S. Kotkin. - Berkeley: University of California Press, 1995. - 639 р.

148. Moore S. F. Secular ritual: Forms and Meanings / S. F. Moore, B. G. Myerhoff // Secular Ritual / edited by Sally F. Moore, Barbara G. Myerhoff. Assen : Van Gorcum, 1977. - 293 р.

149. Petrified Utopia : Happiness Soviet Style / ed. by Marina Balina, Evgeny Dobrenko. - London : Anthem Press, 2011. - 307 р.

150. Petrone K. "Life has become more joyous, comrades": Celebrations in the Time of Stalin / Karen Petrone. - Bloomington: Indiana University Press, 2000. - 266

P.

151. Winter J. Sites of Memory // Memory Book: Histories, Theories, Debates /ed. by Susannah Radstone and Bill Schwarz. -New York : Fordham Univ. Press, 2010. - P. 312-324.

Справочные издания и путеводители

1. Зиновьев А.Н. Сталинское метро : исторический путеводитель / Александр Зиновьев. - Москва : [б. и.], 2011. - 235 с.

2. Кириков Б. М. Архитектура ленинградского авангарда : путеводитель / Б. М. Кириков, М. С. Штиглиц. - Санкт-Петербург : Коло, 2008. - 383 с.

3. Москва - Берлин. Берлин - Москва, 1950-2000 : каталог выставки / [рук. проекта: И. Антонова и Й. Меркерт]. - Мюнхен ; Нью-Йорк ; Москва : Престель : Галарт, 1996. - 709 с. : ил.

4. Москва в фотографиях. 1920-1930-е годы : [фотоальбом] / авт.-сост.: Е. Е. Колоскова (рук.) [и др.]. - Санкт-Петербург : Лики России, 2010. - 303 с. : ил. Книги отличаются только годом издания.

5. Путеводитель по Московскому парку культуры и отдыха "Сокольники" :лето 1938 года. - Москва: 11 тип. Мособлполиграфа, 1938. - 16с., 1 л. плана.

6. Толковый словарь русского языка / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков. -Москва : ОГИЗ. ГИС, 1935-1940. - Т. 3.- 1939. - 1424 стб.

7. Meyers Neues Lexicikon. Bd. 4. - Leipzig : Bibliographisches Institut, 1972. - 704 S.

8. Thines G. Dictionnaire général des sciences humaines / Georges Thinès et Agnès Lempereur. - Paris : Éd. Univ. 1975. - 1033 p.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

РГАЛИ. Ф. 28495. Оп. 1. Д. 495. Л. 2

Фотография парада и демонстрации на Красной площади 7 ноября 1927 г.

Приложение 2.

РГАЛИ. Ф. 28495. Оп. 1. Д. 495. Л. 3.

Фотография парада и демонстрации на Красной площади 7 ноября 1927 г.

В.Ф. Рындин. Эскизы оформления Манежной площади и Александровского сада в Москве к празднику 1-е Мая 1937 г.

/

В.Ф. Рындин. Эскизы оформления Манежной площади и Александровского сада в Москве к празднику 1 -е Мая 1937 г.

В.Ф. Рындин. Эскизы оформления Манежной площади и Александровского сада в Москве к празднику 1-е Мая 1937 г.

В.Ф. Рындин. Эскизы оформления Манежной площади и Александровского сада в Москве к празднику 1-е Мая 1937 г.

В.Ф. Рындин. Эскизы оформления Манежной площади и Александровского сада в Москве к празднику 1 -е Мая 1937 г.

В.Ф. Рындин. Эскизы оформления Манежной площади и Александровского сада в Москве к празднику 1-е Мая 1937 г.

В.Ф. Рындин. Эскизы оформления Манежной площади и Александровского сада в Москве к празднику 1 -е Мая 1937 г.

★ к,

В.Ф. Рындин. Эскизы оформления Манежной площади и Александровского сада в Москве к празднику 1-е Мая 1937 г.

В.Ф. Рындин. Эскизы оформления Манежной площади и Александровского сада в Москве к празднику 1-е Мая 1937 г.

Коллекция белогвардейских и эмигрантских листовок (1917 - 1927 гг.) К рабочим, крестьянам и красноармейцам,

День праздника власть имущих есть день траура для трудящихся.

На протяжении десятков лет 1 мая был днем солидарности трудящихся всего мира в их борьбе против угнетателей и эксплуататоров. В этот день вопреки воле власть имущих трудящиеся выходили на улицу, демонстрируя свою мощь и единство. В этот день эксплуататоры и угнетатели трусливо прячутся за штыки одураченных ими солдат и полиции, ожидая достойного возмездия со стороны трудящихся.

1 мая 1917 18 года трудящимся России казалось, что сила отечественной буржуазии и ее вольных и невольных приспешников слишком ничтожна, октябрьская революция, совершенная руками рабочих и крестьян служила ярким примером мощи трудящихся и бессилия их вековых врагов. К сожалению, так только казалось. На место разгромленной в октябрьскую революцию буржуазии из помещиков, фабрикантов и офицеров явилась новая буржуазия без собственности в лице правящей коммунистической партии, спецов и технических сил тех же лиц тех же палачей романовского строя, только переменивших название начальников на комиссаров, но оставшихся по своей сущности теми же паразитами на живом теле трудящихся.

1 мая 1919 года рабочие пошли на демонстрацию коммунистической крепости под охраной чрезвычайников под страхом лишений рабочих и их изголодавшихся семей хлебного пайка, заработной платы, работы. Под страхом голода и расстрела рабочие молчаливо шли на указанные места -демонстрировали свое безсилие, а власть имущие рассылали лживые сообщения о поддержке рабочим классом произвола своих тиранов.

Так рабочие, крестьяне и красноармейцы воочию увидели, что свобода, кровью трудящихся вновь вырвана из рук трудящихся коммунистическими держимордами, на протяжении двух лет рабочие, крестьяне и красногвардейцы в угоду власть имущим расстреливали друг друга, голодали, друг друга усмиряли, восставали и так без конца. Власть имущая коммунистическая партия делала все возможное, чтобы довести часть рабочих и крестьян до отчаяния толкнуть их в объятия Колчака и Деникина и тогда кричать о надвигающейся контр-революции, толкать других крестьян и рабочих на усмирение на подавление кулацких восстаний. Обезсиленные и обезкровленные, наголодавшиеся крестьяне и рабочие, называвшиеся с одной стороны красноармейцами, с другой белогвардейцами в угоду донским и кремлевским палачам, расстреливали друг друга, подгоняемые сзади охранками, чрезвычайками, офицерами, спецами, попами, коммунистами. Друг без друга донская и кремлевская контр-революция существовать не могли. Иногда колчаковско-деникинская контрреволюция была раздавлена, для поддержания кремлевской контрреволюции понадобились кулацкие восстания в Тульской, Тверской, уфимской, Казанской губерниях и понадобились виселицы, переполнение тюрем контрреволюционерами, шестидесятилетними стариками и старухами в лаптях из сожженных и разрушенных деревень.

Трудармия и милитаризация предприятий - это новое крепостное право дополняет внутренне положение страны, цинично именуемое коммунистами "Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой ". С одной стороны голод, холод и невыносимый гнет для трудящихся, с другой стороны коммунистическая партия с ее присными комиссарами и спецами, сытые, веселые, справляющие дикую вакханалию насилий над трудящимися.

С таким багажом встречают рабочие, крестьяне и красноармейцы 1 мая 1920 года. Сзади тысячи неповинных убитых, замученных трудящихся, в настоящем голод, крепостное право и произвол власть имущих, впереди тоже

рабство, тоже насилие, голод для трудящихся и открытый наглый цинизм власть имущих.

Это рабское положение трудящихся России, должно возбудить еще больше чувства солидарности с трудящимися всего мира в борьбе за освобождение человеческой личности и труда от гнета и эксплоатации. Однако правящая клика не могла не загадить и этого светлого праздника трудящихся. Она решила сделать из трудящихся России штрейкбрехеров по отношению к рабочим всего мира. Правящая партия решила под руководством организованных технических сил "увековечить" 1 мая 1920 года шестью часами урочных работ. "Рабоче-крестьянское правительство " в своем цинизме по отношению к рабочим превзошло всякие ожидания. Несмотря на это трудящиеся России, распыленные и обескровленные не в состоянии оказать в этот день активного сопротивления и неподчинения правительству. Трудящиеся поэтому вынуждены будут под давлением репрессий и угроз коммунистических хозяев пойти на "Всероссийский субботник". Но трудящиеся в этот день не сделают ни одного удара молотом для укрепления существующего произвола своих тиранов.

День 1 мая 1920 года трудящиеся посвятят вопросу своей организации для борьбы с существующим гнетом. В этот день машины, работающие в пустую, будут лучшим протестом, выражением их солидарности с трудящимися всего мира.

Для решительной схватки со своими угнетателями трудящиеся будут ждать момента, когда наиболее организованная часть крестьян, рабочих и красноармейцев позовет их на это. К этому моменту должен быть готов каждый крестьянин, рабочий и красноармеец.

[После 3 апреля 1920 г.]

Численность участников демонстрации 7 ноября 1934 г. по городам

Советского Союза

(составлено по материалам Информационной справки ОГПУ) 817

Москва свыше 1 310 000 чел.

Ленинград 1 500 000 чел.

Киев 330 000 чел.

Одесса 225 000 чел.

Днепропетровск 122 000 чел.

Сталино и др. районы Донбасса 300 000 чел.

Челябинск 50 000 чел.

Магнитогорск 45 000 чел.

Златоуст 30 000 чел.

Баку свыше 10 0000 чел.

Тифлис 120 000 чел.

Эривань 20 000 чел.

Сталинград 100 000 чел.

Ташкент 150 000 чел.

Минск 60 000 чел.

Иркутск 35 000 чел.

Красноярск 80 000 чел.

Чита 20 000 чел.

Иваново 90 000 чел.

Курск 20 000 чел.

Орел 52 000 чел.

Воронеж 60 000 чел.

Новосибирск 133 000 чел.

Томск 6 000 чел.

Омск 45 000 чел.

Барнаул 25 000 чел.

Саратов 100 000 чел.

Балашов 20 000 чел.

Казань 80 000 чел.

Риг .И <ир*яяыл

В ПОРЯДКЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

>ЯЕ

Ш /

— Втирыя пунктом с: иоцатош а лраы*оааа*ю Октабрьснл* го.1паишаи

— Г м Не рановато и?.

Насиимнкс! >то же в десатой (оюашим, — *мд вопрос постам» raí раньше, ао мжржалса на сог.кспмнни, — i«uo вчера шкгуаяло аеаяеяне препатстаа*.

— Ara! Тог ¿a стааьте ею мраыа аупатош

Колонна треста ресторанов и кафо.

Колонна часового завода. Колонна работников некоторых госучреждений. Колонна торговых работников. Колонна работников химчистки.

«

тз

о «

о й к й

ю и) ю

£

и) р

р

-р* о

а

к

о *

О)

к к

О)

ПРИСПОСОБИЛСЯ

К Октябрьским торжествам пышно расцветает всякого рода халтура — драматическая, музыкальная, литературная и иная.

Рис. К. Елисеева

ХАЛТУРЩИК: - И я иду в ногу с рабочим классом..

Крокодил. 1924. № 23. С. 12.

Рис. Н. Купреянова. В ЗАСТРЯВШЕЙ КОЛОННЕ.

— Лозунг мы прихватили несвоевременный. По моему расчету, мы попадем на Красную площадь не раньше, чем к первому мая.

Крокодил. 1924. №23. С. 12

Рис. К. Ротова. ПЕРЕД ТРИБУНОЙ.

Пионер (очень важно):—Товарищи там, наверху! Передайте мой привет товарищу Рыкову. А то мне отсюда несподручно.

Рис. /о. ганфа. ПРАЗДНИК ПОНЕВОЛЕ.

— Ты, Маша, сегодня посидишь дома. Сегодня такой праздник, что нам неудобно не пойти.

— Как увидишь, Лидочка, киоск со сладостями, сразу начинай плакать. Я поддержу.

аязоа ~

В ИЗБЕ-ЧИТАЛЬНЕ ГТ питчо-т

Щ 1_§иКТШ

Неужели к Октябрьской годовщине уже украшаетесь?

Нет, щели старыми лозунгами затыкаем, — дует очень, будь оно проклято!

к

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.