Современная мордовская поэма: традиции и новаторство: 1970-1990 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Кочеткова, Наталья Николаевна

  • Кочеткова, Наталья Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Саранск
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 155
Кочеткова, Наталья Николаевна. Современная мордовская поэма: традиции и новаторство: 1970-1990: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Саранск. 2004. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кочеткова, Наталья Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Эволюция жанра поэмы в мордовской литературе.

ГЛАВА 2. Идейно-эстетическое и сюжетно-композиционное своеобразие поэм о Великой Отечественной войне.

Г ЛАВА 3. Национально-эпические традиции в современной мордовской поэме.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современная мордовская поэма: традиции и новаторство: 1970-1990»

Актуальность работы. Являясь одним из ведущих жанров словесного искусства мордвы, поэма открывала и открывает широкие возможности для исследования общих закономерностей литературного развития, художественного единого процесса во всей совокупности жанров и видов литературы, решения проблем традиций и новаторства, героя и пафоса, национального и интернационального, метода и стиля, своеобразия творческой индивидуальности. Она позволяет глубоко проникать в социально-исторические основы национальной культуры мордвы. Опираясь на традиции родного фольклора и опыт русской классической литературы, этот жанр вбирает многогранный комплекс литературного процесса, своевременно реагирует на происходящие в жизни этноса события. Предметом изображения современной мордовской поэмы является герой с ярко выраженным национальным характером, внутренний мир которого раскрывает духовное богатство мордовского народа, вскрывает глубокие корни, связывающие его с родной землей.

Становление и развитие мордовской поэмы было близким с развитием жанра в типологически сходных литературах: марийской, удмуртской, коми, коми-пермяцкой. В начале двадцатого века поэма еще не являлась ведущим жанром, но уже с 1930-х гг. в так называемых младописьменных литературах начинается освоение крупных жанров - поэмы, повести, драмы, романа. В эти годы в литературе Поволжья и Приуралья было создано немало произведений крупного жанра, вошедших в золотой фонд национальных литератур. Мордовская поэма в 1930 - 1950-е гг. получает новое идейно-художественное наполнение, несмотря на ряд определенных трудностей, вызванных отсутствием опыта, литературной борьбой среди писателей, репрессиями и т.д.

До начала 1950-х гг. доминировал эпический тип поэмы. Видимо, это происходило потому, что лирическая поэма требовала не только повествования увиденного, но и глубоких размышлений о происходившем, а для этого необходимы и более разносторонние знания, более углубленное проникновение в суть вещей. Но, тем не менее, чем интенсивнее развивались жанры эпики в этот период, тем лиричнее становилась поэма. Аналогичный процесс наблюдался и в поэзии других поволжских народов.

В 1970 - 1990-е гг. поэма приобретает новые возможности, она развивается как один из самых жизнеспособных жанров поэзии. В поэтических сборниках этих лет и отдельных книгах опубликованы поэмы, в числе которых немало интересных, идейно и художественно значительных произведений. Большие заслуги в современном развитии этого жанра принадлежат нашим лучшим поэтам - И. Калинкину, С. Кинякину, И. Кудашкину, А. Тяпаеву, М. Моисееву, А. Мартынову, В. Кригину и другим. Их поэмы отличаются жизнеутверждающим пафосом и проникновением во внутренний мир героев со сложной неординарной судьбой. Связь с национальной почвой делает их произведения яркими, глубокими, интересными. Особую актуальность этот вопрос приобретает сегодня, когда внимание общества обращено к национальным вопросам. Время требует нового осмысления многих проблем литературы, через которые можно глубже понять национальный характер, жизнеспособность этноса. Поэзия, естественно, не может быть исключена из данного процесса.

Пик в углублении национально-поэтических традиций и создании произведений с большим идейно-эстетическим значением приходится на поэзию периода Великой Отечественной войны, которая унаследовала лучшие классические традиции (поэмы-сказы Ф. Беззубовой, поэмы

А. Малькина, А. Мартынова). На современном этапе в мордовской поэзии появляются поэмы И. Кудашкина «.А Волгась шуди» («.А Волга течет»), А. Малькина «Лямбе пильгокит» («Теплые следы»), А. Мартынова «Ванда», И. Калинкина «Пиче вирь» («Сосновый бор») и др. Будучи участниками и свидетелями войны, они очень ярко и точно сумели передать в своих произведениях горестные чувства детей, потерявших отцов на войне; матерей, ждущих сыновей с фронта; сестер, оплакивающих братьев, не вернувшихся с войны. Вместе с тем следует отметить, что мордовским поэмам этих авторов характерна особая философская насыщенность, данный жанр обрел большую глубину психологизма, значительность философских раздумий над событиями прошлого. Введение фольклорных элементов, контрастирующих средств (изображение красоты и гармонии природы и разрушительных сил войны), развитое ассоциативное мышление становится характерной чертой национальной эпической поэзии.

Таким образом, тема войны вызвала острый интерес к национальной истории, ее героическим страницам, выработала стих повышенной эмоциональности и драматизма.

Что касается теоретико-литературоведческого анализа особенностей национальной эпической поэзии в Мордовии, то он начался лишь в 1950-е гг. В «Очерках истории мордовской советской литературы» (1956) была заложена основа историко-литературного изучения жанра с точки зрения идейно-тематической содержательности. В двухтомном издании «Истории мордовской советской литературы» (1968) уже даются попытки определения жанрового своеобразия поэмы. В трехтомной «Истории мордовской советской литературы» (1968 - 1974) дается наиболее полная картина зарождения и развития литературы и здесь же анализируется роль отдельных поэтов в развитии национальной литературы. В этом плане особо следует выделить исследования критиков и литературоведов Н. Черапкина

В братском содружестве», 1969 и «Притоки», 1973), В. Горбунова («Поэзия - душа народа», 1973), А. Борисова («Художественный опыт народа и мордовская литература», 1977), А. Алешкина («Единство традиций», 1978 и «Эпос дружбы», 1985), М. Имярекова («Писатель и жизнь», 1992). В своих работах они рассматривают мордовские поэмы в аспекте их эстетической общности с чувашской и марийской поэмами, говорят о появлении национальной поэзии, отмечая ее черты, спорят об освоении национальной литературой народно-поэтической культуры: от прямого заимствования до творческого освоения богатств фольклорного материала, делают попытки выявить эстетические и художественные особенности ряда мордовских поэм в аспекте преемственности национально-эпических традиций, рассматривают типологию жанра поэмы в литературах народов Поволжья. Впервые ими был представлен наиболее полный анализ поэм, рассказов, романов, показана история создания произведений, их сюжетно-композиционное построение.

Несомненно, эти работы являются основой теоретико-литературоведческого анализа особенностей национальной эпической поэзии. Но, тем не менее, мордовская поэма нуждается в углублении своего аналитического начала, совершенствовании специфических форм психологического анализа, в выходе к живым общественно-социальным столкновениям и проблемам, чтобы обеспечить себе дальнейшее плодотворное развитие. В связи с этим назрела необходимость исследования происходящих явлений в современной мордовской поэзии, объективной оценки произведениям, созданным в последние десятилетия. Поэтому современная мордовская поэма стала предметом нашего специального исследования.

Цели исследования. Основной целью диссертации является анализ эволюции жанра мордовской поэмы, выявление основных тенденций ее художественного развития в жанровом ракурсе, а также рассмотрение отдельных поэм о войне, определение основных тенденций, характерных для современного состояния жанра с точки зрения идейно-тематической, жанровой, в аспекте традиций и новаторства, исследование национального и общечеловеческого, метода и стиля, творческой индивидуальности.

Для достижения поставленных целей предполагается решение ряда конкретных задач: выявить закономерности возникновения мордовской поэмы и показать ее динамику на последующих этапах литературного процесса; исследовать современное состояние жанра поэмы и рассмотреть на конкретном художественном материале ее жанровые особенности; установить, чем отличается современная поэма о войне от поэмы военного времени как в идейно-эстетическом, так и жанрово-стилевом плане.

Материалом исследования являются поэмы И. Калинкина, И. Кудашкина, А. Тяпаева, А. Мартынова, И. Девина, П. Любаева и др., чьи произведения во многом определяют художественный уровень современной мордовской поэзии, а также литературно-критические статьи, рецензии, посвященные отдельным поэтам и их произведениям, заслуживающим наибольшего внимания.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили научно-теоретические положения, выдвинутые в трудах ученых по проблемам литературы и искусства: А. Бушмина, Г. Поспелова, А. Абрамова, М. Храпченко, А. Алешкина, В. Горбунова, Н. Черапкина, О. Кузнецовой и др.

Научная новизна исследуемой проблемы определяется тем, что жанр поэмы в мордовской литературе относится к репрезентативным жанрам и поэтому представляет собой один из важных аспектов при изучении своеобразия национально-художественных традиций мордовской литературы в целом. В целях выявления идейно-эстетических, художественно-исторических корней, национального своеобразия произведения мордовских поэтов рассматриваются в теоретическом и описательном плане. Кроме того, в нашей работе впервые рассматриваются мордовские поэмы, изданные в 1970 - 1990 гг., не введенные пока в научно-исследовательский оборот.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в исследование насущных проблем современной мордовской литературоведческой науки, а также в применении и возможности дальнейшего исследования результатов анализа, полученных в виде обобщений в вузовских лекционных курсах, спецкурсах и спецсеминарах. Работа может найти применение и в практике преподавания мордовской литературы в школах Республики Мордовия.

Апробация диссертации. Работа обсуждалась на заседании кафедры финно-угорских литератур Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Основные положения диссертации нашли отражение в статьях, тезисах, опубликованных в республиканских литературно-художественных журналах, и в специальной печати, а также в докладах и сообщениях на научно-теоретических конференциях разных уровней: ежегодные Огаревские чтения (1999, 2000); конференции молодых ученых Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева (2001); Всероссийская научная конференция финно-угроведов (Саранск, 2000).

Структура и объем диссертации. Структура исследования обусловлена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Кочеткова, Наталья Николаевна

Заключение

Современная поэма - это объемное стихотворение с национально-исторической проблематикой, состоящее из цепи событий и переживаний, связанных авторской идеей, осмысленное на более высоком философско-эстетическом уровне художественного обобщения.

В большей части современных поэм преобладает лироэпическая основа, о чем свидетельствуют рассмотренные выше произведения. Неоспорим факт усиления философского начала в современной российской поэме на тему Великой Отечественной войны.

Завоеванием лироэпоса стало углубленное изучение состояния души героев, психологизм, социальная заостренность проблем и тем. Это жанр глубокого серьезного содержания, затрагивающий и решающий проблемы человечества. И как на один из самых важных ее признаков надо указать на двуплановость поэмы. Два пласта времени исследуют авторы: время историческое и современное.

Поэму наших дней нельзя уложить в классическую схему. Она находится в непрерывном развитии, в поиске своей жанровой формы. Все это хорошо видно на примере мордовской поэмы, которая формируется и развивается в диалектической соотнесенности с социально-историческими и духовными запросами времени.

Изучив созданные за последние несколько десятилетий мордовские поэмы, исследуя самые характерные разновидности жанра и отдельные удачные произведения, мы пришли к следующим общим выводам:

Мордовская поэма как жанр сформировалась под благотворным воздействием двух факторов — идейно-эстетического опыта русской классической и российской поэмы и традиций национального фольклорно-поэтического эпоса.

Становление мордовской поэмы происходило путями, близкими с развитием жанра в литературах восточно-европейских финно-угров: марийцев, удмуртов, коми, коми-пермяков.

Мордовская поэма 1970 — 90-х гг. составляет новый, современный этап в истории жанра. Произведения этого периода отличаются большой актуальностью, общественным звучанием и художественными достоинствами. Поэма новейшего времени хотя и не лишена некоторых противоречий, тем не менее она составляет один единый этап благодаря общей направленности проблемно-тематической и жанровой тенденции.

Проблемная основа лучших поэм 1970 — 1990-х гг. — исследование сложных взаимоотношений человека и истории. Одним из главных интересов современной мордовской поэмы является познание ценностей национальной истории. В частности, таковыми являются поэмы на тему Великой Отечественной войны. Если в поэмах периода войны главным было прославление героев, изображение победных боев («Монь ялгам» - «Мой товарищ» А. Мартынова; «Поэма аф куломать колга» - «Поэма о бессмертии» А. Малькина; «Аванень» - «Матери» П. Кириллова), то в дальнейшем осмысливаются не только победные бои, но и горечь утрат, тяжесть поражений. Остро звучит тревога за человека и судьбу мира («Поэма церазень колга» - «Поэма о сыне» и «Сембода сенем морясь» - «Самое синее море» И. Девина; «Курмозь мода» - «Горсть земли» В. Волкова; «.А Волгась шуди» - «. А Волга течет» И. Кудашкина; «Шумбрат, тядяй» -«Здравствуй, мама» и «Отцовский характер» С. Кинякина; «Алят» -«Мужчины» А. Тяпаева; «Кустемат» - «Ступени» Д. Надькина; «Горе матери» и «Ванда» А. Мартынова).

Идейно-эстетические идеалы, составляющие пафос современных мордовских поэм о Великой Отечественной войне, находят живой отклик в сердцах читателя-современника. Главными вопросами, затрагиваемыми в современных поэмах, становятся достижения национальной культуры и древнейшие достоинства и нравственные идеалы национального характера

Нармоттне лиихть шинь стямав» («Птицы летят к восходу»), «Лихтибрятне шавихть пайкт» («Родниковый звон») и «Монь морозе -пичень поразе» («Моя песня - сосновая роща») И. Кудашкина, «Журавлиная ива» И. Калинкина). Многие из поэм представляют современное бытие человека и народа как результат человеческого опыта. А ряд других поэм подходит к историчности художественной мысли с обратной стороны, обобщая закономерности жизни посредством концепции современного человека («Кизот-вайгяльбет» («Годы-версты») С. Кинякина; «Высота» И. Пиняева). Поэма развивает проблемы защиты окружающей среды («Пиче вирь» («Сосновый бор») И. Калинкина; «Норовжорч» («Жаворонок») А. Мартынова), становления личности («Сэпей медь» («Горький мед») И. Калинкина), любви («Кортан седеем марто» («Разговариваю с сердцем») И. Калинкина, «Ванда» А. Мартынова).

В творчестве современных мордовских авторов успешно осваиваются новые жанровые разновидности поэтического эпоса, такие, например, как лирико-философская поэма («Высота» И. Пиняева); поэма-репортаж, представляющая собой лирико-публицистические раздумья, «о времени и о себе» («Перекличка лет» А. Моро); лирическая поэма, тяготеющая к романтическому типу изобразительности, идущей от традиций устно-поэтического творчества («Иляса» («На чужбине») А. Малькина; «Пиче вирь» («Сосновый бор») И. Калинкина). Для 1970 - 1990-х гг. характерны такие идейно-эстетические поиски и поэтические формы, которые условно можно назвать «антилирическими» («Ниле вет, ниле шит» («Четыре ночи, четыре дня») В. Кригина). Одной из особенностей изображения героического в мордовской поэзии наших дней является стремление авторов эпических произведений к поиску героического начала в жизни современника («Ару сельмот» («Чистые глаза») А. Тяпаева; «Бессмертный подвиг» П. Гайни).

Наблюдается устойчивая тенденция развития поэмного эпизма -переход от ясного эпического описания и предметного образа к широкому обобщению явлений действительности. В лучших поэмах эпическая основа подчиняется стремящемуся к глубокому идейному взгляду, индивидуальному восприятию поэта, открывается по-новому, поэтически. Это результат сильной лиризации поэтического эпоса.

Лиризация как одна из важнейших основ развития современной поэмы с начала 1950-х гг. становится организующим ход жанра фактором. С одной стороны, видоизменяя эпические структуры и накладывая на них печать индивидуальности поэта, она выступает как прямое жанровое проникновение поэмы и лирики. Поэмность лирической речи вытекает из расширения интересов творческого «Я», из значительности составляющих основу лирических обобщений исторических явлений и философской насыщенности поэтической мысли.

В жанровой структуре современной мордовской поэмы определенное значение имеют жанрово-стилевые формы мордовского народного творчества. Традиционные национально-фольклорные формы в поэме соединились с новейшим жанровым мышлением, увеличили исторический кругозор и внутренний эпизм жанра. Изучение фольклорных традиций в мордовской поэзии имеет непосредственное отношение к осмыслению проблем национального своеобразия.

Современная мордовская поэма - это явление прежде всего лироэпическое по своей сути, глубоко самобытное и оригинальное по форме, что позволяет рассматривать ее в динамике развития поэтической мысли, выявляя историко-функциональное бытие части взаимодействия различных жанрово-стилевых исканий в рамках национальной формы.

Мордовская поэма 1970 — 1990-х гг. - диалектическое единство жанровой соотнесенности традиций и новаторства. Обновления исторического опыта жанра она достигает на основе лучших достижений прошлого. Традиции поэтического эпоса 1920-х гг., поэтический опыт военных лет, последующие открытия М. Бебана, А. Моро, Н. Эркая, М. Безбородова легли в основу художественных поисков поэтов двух последних десятилетий. Современная мордовская поэма достигает новаторства благодаря развитию новых сложных философских и нравственных вопросов о человеке и истории, диктуемых нашим временем, а также современному уровню поэтического мышления - наибольшего обобщения и синтетизма явлений, масштабности слова, широкого использования условно-символических образов, большого разнообразия сюжетных форм и языковых решений.

Современное состояние мордовской поэзии свидетельствует о росте художественного мастерства и таланта поэтов, удачного сочетания национального и общечеловеческого, эволюции национальной литературы по пути более углубленного исследования духовного мира нашего современника, разнообразного анализа сложной российской действительности средствами поэзии, обогащения литератур народов Поволжья и Приуралья национальными, самобытными красками.

Таким образом, в мордовской поэзии 1970 - 1990-х гг. продолжается почти вековой путь мордовской поэмы. Благодаря жизненной значимости, освоению художественных достижений прошлого и настоящего и большому жанровому разнообразию развитие поэмы становится очень динамичным и открывает новые перспективы, доказательством чему являются созданные в последние годы многочисленные произведения, свидетельствующие о жизнестойкости и новых возможностях мордовской поэмы: «Кизот-вайгяльбет» («Годы-версты») и «Сотке» («Узел») С. Кинякина; «Нармоттне лиихть шинь стямав» («Птицы летят к восходу»), «Лихтибрятне шавихть пайкт» («Родниковый звон»), «Монь морозе - пичень поразе» («Моя песня -сосновая роща»), «.А Волгась шуди» («. А Волга течет») И. Кудашкина; «Иван, Иванонь церась» («Иван, сын Ивана») А. Пудина; «Пиче вирь» («Сосновый бор») и «Журавлиная ива» И. Калинкина; «Высота» И. Пиняева; «Кевть и эйхнень пачк» («Сквозь камень и льды») В. Нестерова и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кочеткова, Наталья Николаевна, 2004 год

1. Абрамов А. М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. Проблематика, стиль, поэтика. 2-е изд. М.: Сов. писатель, 1975. 556 с.

2. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М.: Просвещение, 1975.352 с.

3. Алешкин А. В. Арьсемат = Размышления. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. 198 с.

4. Алешкин А. В. Время новых героев: Заметки о современной мордовской поэме // Край мордовский: Лит. худ. сб. № 2. Саранск,1977. С.214-225.

5. Алешкин А. В. Единство традиций. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. 192 с.

6. Алешкин А. В. Кадсы лемонц модать лангс.= Оставит имя на Земле. // Мокша. 1993. № 5. С. 25-27.

7. Алешкин А. В. Кода шачендыхть традициятне = Как рождаются традиции//Мокша. 1971. № 5. С. 81 84.

8. Алешкин А. В. На пути к человеку / А. В. Алешкин, М. И. Малькина // Современная мордовская литература (60 80-е гг.): В 2 ч. Саранск, 1993. Ч. 2. С. 5-25.

9. Алешкин А. В. Поэзиясь и кельгомась = Поэзия и любовь // Мокшень правда. 1995. 24 июня.

10. Алешкин А. В. Поэма бронзовай солдатть колга = Поэма о бронзовом солдате // Мокшень правда. 1967. 20 янв.

11. Алешкин А. В. След на земле // Дружба народов. 1967. № 10. С. 247 -275.

12. Алешкин А. В. Сонь тяштец аф мады = Не угаснет его звезда // Мокша.1978. №2. С. 65 -68.

13. Алешкин А. В. Эпическая поэзия младописьменных народов

14. Поволжья. Саранск: Изд-во мордов. ун-та, 1983. 83 с.

15. Алешкин А. В. Эпос дружбы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. 182 с.

16. Антология мордовской поэзии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. 496 с.

17. Байтеряков Н. Черемуха в цвету / Пер. с У&ЩУ Г. Фролова. М.: Современник, 1977. 107 с.

18. Баков X. И. Национальное своеобразие адыгской поэзии и проблемы творческой индивидуальности художника: Дис. . д-ра филол. наук. Карачаевск, 1995. 333 с.

19. Бардин П. Я. Иван Алексеевич Калинкин // Современная мордовская литература (60 80-е гг.): В 2 ч. Саранск, 1993. Ч. 2. С. 120 - 130.

20. Беззубова Ф. И. Песни нового времени: Стихи и поэмы / Пер. с мордов.-эрзя И. Рыжикова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. 124 с.

21. Белая Г. А. Стиль памяти. Проблемы традиции в наших спорах // Новый мир. 1983. № 9. С. 22 23.

22. Богданов А. Н. Теория литературы в связи с проблемами эстетики / А. Н. Богданов, А. Н. Гуляев, Л. Г. Юдкевич. М.: Высш. школа, 1970. 379 с.

23. Богомолов А. А. Геройде поэма = Поэма о герое // Изнямо. 1947. № 2. С. 97 99.

24. Борисов А. Г. Художественный опыт народа и мордовская литература. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. 189 с.

25. Борисов А. Г. Традициясь и новаторствась = Традиция и новаторство // Мокша. 1964. № 4. С. 55 59.

26. Брыжинский А. И. В едином строю. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. 120 с.

27. Брыжинский А. И. Вейкине стройсэ = В едином строю // Сятко. 1980. № 3. С. 72 75.

28. Бушмин А. С. Методологические вопросы литературоведческих28,29

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.