Создание конкурентных преимуществ театральных организаций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.05, кандидат экономических наук Смирнов, Александр Николаевич

  • Смирнов, Александр Николаевич
  • кандидат экономических науккандидат экономических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ08.00.05
  • Количество страниц 149
Смирнов, Александр Николаевич. Создание конкурентных преимуществ театральных организаций: дис. кандидат экономических наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда. Москва. 2004. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Смирнов, Александр Николаевич

Введение

Глава 1. Конкурентные преимущества услуг театральной ор- 10 ганизации как объекта исследования

§1.1. Театральная организация как институт культуры и сферы 10 рынка услуг

§1.2. Внутренняя и внешняя среда театральных организаций в 23 условиях рынка

§1.3. Анализ конкурентных преимуществ услуг театральных 41 организаций

Глава 2. Формирование механизмов создания конкурентных 66 преимуществ театральных организаций

§2.1. Формирование эффективных структур управления теат- 66 ральными организациями

§2.2. Фандрайзинг как технология создания конкурентных пре- 80 имуществ театральных организаций

§2.3. Механизмы формирования привлекательного имиджа те- 107 атральных организаций Заключение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Создание конкурентных преимуществ театральных организаций»

Актуальность темы исследования определяется социальной значимостью театральных организаций России. Театральные организации исторически являются одной из важнейших составляющих сферы культуры российского общества. Они играют важную социальную, политическую и культурную роль. Технологии управления театральными организациями, существовавшие в условиях административно-командной системы, хотя и имели некоторые признаки рыночного механизма, в современных условиях применяться уже не могут. Поэтому поиск форм и методов совершенствования управления театральными организациями, направленного на возрождение театральных традиций, привлечение зрителей на спектакли, становление современной системы спонсорства и меценатства, пропаганду российского театра в стране и зарубежом, не только актуален, но и исторически обусловлен.

Социальная значимость театральных организаций не позволяет механически переносить на них модели, присутствующие в материальном производстве. Однако, несмотря на то, что их деятельность не может плодотворно осуществляться, если будет ориентироваться лишь на рыночный механизм взаимодействия спроса и предложения, пренебрежение правилами поведения в условиях рынка может поставить под сомнение существование самой театральной организации.

Разнообразие театральных форм, их правового статуса, многочисленность организаций определяет насыщенность рынка предложений театральных услуг. Вместе с тем отсутствует интенсивный рост платежеспособного спроса со стороны главных потребителей - зрителей. В таких условиях театру как некоммерческой организации необходима материально-техническая и финансовая поддержка. Однако привлечь дополнительные ресурсы возможно только победой в конкурентной борьбе, в результате формирования и развития конкурентных преимуществ.

В настоящее время проблема создания конкурентных преимуществ, привлекающих инвестиционные и благотворительные ресурсы, затрагивает не только частные, но и государственные и муниципальные театральные организации, так как государство и муниципальные образования не могут обеспечить свои театры достаточным финансированием, позволяющим не только выживать, но и активно развиваться.

Изученность проблемы. Рассматриваемой теме посвящены как отечественные, так и зарубежные публикации. В нашей стране общим методологическим проблемам управления организациями сферы услуг, к которой традиционно относят театральные организации, посвящены работы Г.Л. Азоева, В.Ф. Уко-лова, P.A. Фатхутдинова, А.П. Челенкова и др.

Исследуются экономические основы благотворительности и фандрайзин-га как технологии привлечения финансовых ресурсов в социально-культурную среду. Им посвящены труды А.М. Бабича, Л.Н. Галенской, Г.Г. Дадамяна, А.И. Дымниковой, Е.А. Левшиной, H.A. Михеевой, А.Я. Рубинштейна, Г.Л. Туль-чинского. Среди западных ученых можно выделить работы В. Бомоля, В. Боу-эна, П.Дж. Димажио, О. Новотного, К.Л. Столпер, Я. Фишера, К.Б. Хопкинса и ДР

Вместе с тем изучение и поиск путей решения проблем создания конкурентных преимуществ услуг театральных организаций находится в стадии своего становления, что предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Общая цель исследования состоит в разработке теоретических основ конкурентных преимуществ услуг театральных организаций и определении эффективных экономических и управленческих механизмов их формирования.

Эта общая цель достигается решением следующих конкретных задач:

- выявить сущность и специфику внешней и внутренней среды театральных организаций и определить комплекс факторов, влияющих на их конкурентоспособность;

- определить направления использования зарубежного и отечественного опыта по анализу и созданию конкурентных преимуществ театральных организаций;

- выявить механизмы формирования привлекательного имиджа театральных организаций;

- разработать механизм создания конкурентных преимуществ театральных организаций на рынке благотворительных ресурсов России.

Объектом исследования выступают театральные организации.

В исследовании под театральными организациями понимаются некоммерческие учреждения и общественные организации, основной деятельностью которых является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве, а также различные формы их объединений (союзы, ассоциации и проч.).

Предметом исследования выступают социально-экономические и связанные с ними управленческие отношения по формированию конкурентных преимуществ театральных организаций.

Теоретической и методологической базой исследования служат достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых, классиков теорий стратегического менеджмента, конкурентных преимуществ, экономики и менеджмента в сфере услуг; прикладные исследования по данной проблеме; законодательные и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие управление организациями социально-культурной сферы.

Новые научные результаты, полученные лично автором в ходе исследования:

1. Разработана концепция создания конкурентных преимуществ услуг театральных организаций, в том числе:

1.1. Выделены два главных блока факторов внешней среды, влияющих на конкурентоспособность театральных организаций:

1) экономический: поставщики информации и иных интеллектуальных ресурсов, поставщики материальных ресурсов, инвесторы и доноры (спонсоры и меценаты), рынок потенциальной рабочей силы как поставщик рабочей силы, потребители и конкуренты;

2) общественно-политический: органы государственной и муниципальной власти, общественные организации, политические партии и объединения, группы особых интересов, средства массовой информации, эксперты (театральные критики), индивидуальные участники общественно-политической жизни.

1.2. Разработана классификация конкурентных преимуществ театральных организаций. Наиболее значимый классификационный признак — место возникновения в структуре организации. По этому признаку выделяются следующие конкурентные преимущества:

1) творческие, возникающие в художественных и артистических подразделениях, в том числе: высокое актерское мастерство, адаптация классического материала к современным условиям, оригинальные сценография и музыкальное сопровождение;

2) технические, возникающие в технических подразделениях, в том числе: современные технологии и оборудование, обеспечивающие высокое качество музыкального сопровождения, аудио- и видеоэффектов, создания реквизита, декораций;

3) управленческие, возникающие в подразделениях административно-управленческого персонала, в том числе: современные маркетинговые технологии продвижения театральных проектов, привлекательный имидж организации, наличие в структуре театральной организации богатого попечительского совета.

1.3. Сформирована система технологий создания конкурентных преимуществ услуг театральных организаций, включающая в себя бизнес-обоснование театральных проектов, формирование и продвижение привлекательного имиджа театра, фандрайзинг, гибкие структуры управления театральными организациями.

1.4. Выявлены и структурированы потребности потенциальных потребителей театральных услуг (зрителей), доноров, инвесторов, учредителей, удовлетворение которых является главной целью театральных организаций.

К наиболее значимым потребностям зрителей относятся: потребность в новых знаниях, освоение новых навыков; потребность слиться с большинством, стремление иметь компанию, группу; потребность быть продуктивным, креативным, порождающим новые идеи, способствующие творческой деятельности; потребность быть значимым в глазах своего ближайшего окружения.

Наиболее значимые потребности доноров, инвесторов и учредителей: оправдание ожиданий коллег; радость делать добро; желание делать пожертвования, руководствуясь интеллектуальными и эстетическими побуждениями. Из них вытекают социально-культурные цели их деятельности, в том числе: формирование привлекательного имиджа организации или частного лица, способствование развитию культуры данного региона и нации в целом.

2. Определены цели, критерии и порядок создания интегрированных организационных структур управления, в том числе: межрегиональных ассоциаций стационарных театров и межмуниципальных ассоциаций антрепризных театров. Интегрированные организационные структуры рассматриваются как эффективный механизм создания конкурентных преимуществ театра.

В качестве целей создания ассоциаций выступают необходимость в сокращении организационных и производственных расходов, повышение эффективности привлечения дополнительных финансовых средств в процессе проведения фандрайзинговой кампании, организация совместных гастролей и обменов, развитие механизмов продвижения вторичных продуктов. Главные условия их создания - базирование на различных географических рынках или различные виды театральной деятельности.

3. Разработан механизм проведения фандрайзинговых кампаний, основанный на выделении в организационной структуре благотворительного фонда следующих функциональных подразделений: координационного совета фонда (определение стратегических целей кампании, выбор типов взаимодействия с донорами); отдела текущего планирования фандрайзинговой кампании (определение размера и типа субсидий, планирование соотношения будущих доходов от деятельности театра и от пожертвований, составление графика конкретных мероприятий); отдела информационного обеспечения фандрайзинговой кампании (подготовка информационного и рекламного материала об истории театра, его персонале, целях и творческих программах, о гастрольной деятельности, обзоры прессы о деятельности театра, заказ специальных фандрайзинговых брошюр, рассчитанных на разные категории потенциальных доноров); отдела учета и оперативного анализа фандрайзинговой кампании (сбор и учет информации, оперативный анализ); отдела изучения и работы с донорами (изучение новых и возобновляющих вклады доноров); отдела по работе с волонтерами (подготовка волонтеров и работа с ними).

4. Разработана концепция бизнес-плана типовой театральной программы как инновационного проекта. Показано, что он должен содержать ответы на три главных вопроса: на кого ориентирован новый спектакль; какие условия и ресурсы необходимы для реализации проекта; каков социальный и экономический эффект как для театра, так и для донора или инвестора. Предложено учитывать специфику театральных организаций и театральных программ, в частности, путем установления цен на билеты на уровне ниже средних или даже ниже себестоимости с планированием покрытия убытков за счет дотаций (бюджетных или донорских) или получения доходов от дополнительной деятельности. Разработан алгоритм создания веб-сайта театральной организации в целях формирования культурного имиджа. В частности, предложено следующее минимальное содержание структуры веб-сайта: история, афиша, актеры, спектакли, обратная связь.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности применения выводов и результатов при разработке основных норм и принципов управления конкурентоспособностью театральных организаций России в процессе внедрения технологий эффективного взаимодействия с учредителями и донорами. Выполненная работа представляет существенный интерес для менеджеров организаций социально-культурной сферы. Методологические и теоретические положения могут быть использованы в системе профессионального образования продюсеров и менеджеров театральных организаций.

Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации апробированы в ходе практической деятельности автора и обсуждены на научно-практических конференциях, проходивших в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Северо-Западной академии государственной службы, Калининградском государственном университете, Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко и Институте научной информации по общественным наукам РАН. Различные аспекты исследования изложены в публикациях автора общим объемом 2,2 п.л.

Логика и структура диссертации обусловлена целями, задачами и логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Смирнов, Александр Николаевич, 2004 год

1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации.2. Налоговый кодекс РФ.

2. О культуре: Основы законодательства Российской Федерации № 3612-1 от 09.10.1992 г. (в редакции от 23.06.99 № 115-ФЗ, 27.12.2000 № 150-ФЗ,3012.2001 № 194-ФЗ, 24.12.2002 № 176-ФЗ, 23.12.2003 № 186-ФЗ).

3. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Закон Российской Федерации № 135-Ф3 от 11.08.1995 г. (в редакции от2103.2002 № 31-Ф3,25.07.2002 № 112-ФЗ, 04.07.2003 № 94-ФЗ).

4. О некоммерческих организациях: Закон Российской Федерации № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. (в редакции от 26.11.1998 № 174-ФЗ, 08.07.1999 № 140-ФЗ, 21.03.2002 № 31-Ф3,28.12.2002 № 185-ФЗ).

5. О рекламе: Закон Российской Федерации № 108-ФЗ от 18.07.1995 г. (в редакции от 18.06.2001 № 76-ФЗ, 14.12.2001 № 162-ФЗ, 30.12.2001 № 196-ФЗ).

6. ГОСТ Р 50691-94. Модель обеспечения качества услуг. Введ. 01.01.1995.

7. О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 329 от 25.03.1999 г. (в ред. Постановления Правительства РФ № 919 от 23.12.2002).

8. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике. М.: Дело и Сервис, 2002. - 256 с.

9. Агафонова В.В. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации личности предпринимателя: автореф. дисс. . канд. пед. наук. СПб., 1995. - 23 с.

10. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. -М.: ОАО "Типография "НОВОСТИ"", 2000. 256 с.

11. Айзенберг М.Н. Менеджмент рекламы. М.: ТОО "ИнтелТех", О-во "Знание России", 1993. - 80 с.

12. Алешина И.В. Поведение потребителей. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. -384 с.

13. Алтухова Н.В., Прыткова Г.С., Тимуш Л.Г. Маркетинг и сертификация услуг. Саратов: СГТУ, 1999. - 82 с.

14. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.

15. Антипов K.B., Баженов Ю.К. Паблик рилейшинз для коммерсантов. М.: Издат. дом "Дашков и Ко", 2000. - 132 с.

16. Бабич А.М. Экономика и финансирование социально-культурной сферы/ КГУ. Центр экспертизы и маркетинга. Казань, 1996. - 242 с.

17. Баландин B.C., Яшин Н.С., Багиров Э.А. Конкуренция в бизнес-системах: маркетинг, коммерческая деятельность, эффективность. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. — 173 с.

18. Баркеро К.Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов. Ключ к успеху. Пер. с исп. со 2-го изд. -М.: Дело, 1997. - 80 с.

19. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход/ Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. - 864 с.

20. Блок С.Р. История некоммерческого менеджмента// Выживет ли культура в условиях рынка: сб. статей американских авторов по менеджменту некоммерческих организаций. — СПб.: Нотабене, 1996.

21. Богданов A.A. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. Кн. 1. - М.: Экономика, 1989.

22. Бодуан Ж-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшинз: предмет и мастерство: Пер. с фр. М.: Консалтинговая группа "ИМИДЖ-Контакт": ИНФРА-М, 2001. - 233 с. - (Серия "Современные консалтинговые технологии").

23. Бринк И.Ю., Савельева H.A. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.

24. Бурменко Т.Д. Многоликость услуг: проблемы определения и классификации// Современные услуги: природа, подходы к классификации, качество. Иркутск, 2000. - С.19 - 24.

25. Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. Бизнес-план фирмы: Теория и практика. М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство "ЭКМОС", 2000. -176 с.

26. Быковицкая Н. Д. Анализ и формирование организационно-экономического механизма управления объекта социально-культурной сферы: автореф. дисс. . канд. эк. наук. СПб., 1998. - 17 с.

27. Варламов К.И. Тектология предшественница и будущее менеджмента// Истоки российского менеджмента. - М.: Луч, 1997.

28. Виханский О.С. Стратегическое управление. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с.

29. Вознесенский С.Н. Рубинштейн А.Я. Совершенствование хозяйственного механизма управления в сфере культуры. М., 1988. — 57 с.

30. Волков В.Н., Чабровский В.А. Цель: прогнозирование, анализ, структуризация/ Ассоциация прогнозистов. СПб. исследоват. центр. — СПб., 1995.-113 с.

31. Воронин С.В. Теории "филантропии". М.: Мысль, 1981. - 160 с. -(Современные буржуазные экономические теории: критический анализ).

32. Воронова E.H. Экономика культуры. Рязань: Урочье, 1997. - 192с.

33. Востряков Л.Е. Региональные управленческие отношения в сфере культуры: поиск новой управленческой парадигмы/ Институт социологии РАН. -М., 1996.г110с.

34. Гастарян К. Сфера культуры и экономика// Экономист. 2003. - № 1.-е. 80-88.

35. Гибсон С. Финансирование культуры в период перехода к рыночной экономике: Доклад. Париж: ЮНЕСКО, 1995. 50 с.

36. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. М.: Дело, 1999.

37. Гольский Б.Н. Российская благотворительность: технологии и пути развития// Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. - № 0. - с. 16-21.

38. Гуменная И.Г., Стровский Л.Е. Имидж фирмы. Екатеринбург: Изд-во УралГТУ, 1997. - 92 с.

39. Дадямян Г.Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. -М.: ВТО, 1982. 152 с.

40. Дадамян Г.Г. Условия рынка и театральный менеджмент// Сцена. — 1994.- №6.

41. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. СПБ.: Издательство "Питер", 2000. - 244 с. - (Серия "Теория и практика менеджмента").

42. Джоббер Д., Ланкастер Дж. Продажи и управление продажами. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 622 с.

43. Димажио П.Дж. Выживет ли культура в условиях рынка?// Выживет ли культура в условиях рынка: сборник статей американских авторов по менеджменту некоммерческих организаций. СПб.: Нотабене, 1996. - С. 32 - 63.

44. Дмитриевский В.М., Стрельцова Е.Н. Театральная деятельность в 1999 г. М.: ГИВЦ МК РФ, 2000.

45. Донскова M.B. Услуга и критериальный подход деления народного хозяйства// Современные услуги: природа, подходы к классификации, качество. Иркутск, 2000. - С. 25 - 27.

46. Дуликов В.З. Об организационном компоненте социокультурного менеджмента// Актуальные проблемы социокультурного менеджмента: сб. научи. тр./ Научн. ред. В.М. Чижов, Г.Н. Новикова. М.: МГУКИ, 2002. - С. 65 -69.

47. Дымникова А.И. Управление культурой в рыночной экономике. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. -184 с.

48. Жаркова Л.С. Коммерческая деятельность учреждений культуры. — М.: МГУК, 1994.-87 с.

49. Жаркова Л.С. Системообразующие элементы менеджмента социально-культурной деятельности// Актуальные проблемы социокультурного менеджмента: сб. научн. тр./ Научн. ред. В.М. Чижов, Г.Н. Новикова. М.: МГУКИ, 2002.-С. 56-65.

50. Желяев H.H. Организационно-экономический механизм функционирования организаций социально-культурной сферы в условиях переходной экономики: автореф. -М., 1997.

51. Журавлев В.А. Формирование организационных структур управления предприятием в условиях перехода к рыночной экономике: автореф. дисс. . канд. эк. наук/ НГАЭиУ. Новосибирск, 1997.

52. Закутана Г.П., Кедровская Л.Г., Шумов Ю.А. Информационное обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг. — М., 1991. 98 с.

53. Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, МПСИ, 2000.

54. Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-184 с.

55. Иванов H.H. Организации сферы услуг как объекты управления: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 23 с.

56. Иванов H.H. Сфера услуг как объект исследования и управления: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 22 с.

57. Иванов H.H. Управление сферой услуг: инфраструктурный подход. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 143 с.

58. Иванов С.А. Системное управление факторами внешней среды как основа устойчивого развитии малого предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2000.

59. Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000. - 224 с. -(Серия "Краткий курс").

60. Имери В. Как сделать бизнес в Internet: Пер. с англ. 3-е изд. - К.; М.; СПб.: Диалектика, 1998. - 464 с.

61. Как просить деньги на культуру: Реферат книги К Л. Столпер, К.Б. Хопкинс "Успешный фандрейзинг для учреждений культуры". СПб.: Нотабене, 1995. - 92 с.

62. Калугин В.К. Спешите делать добро: О благотворительности в России. СПб.: Петербург - XXI век, 2000. - Кн. 1. - 191 с.

63. Каплицкая A.A. аспекты менеджмента и маркетинга в деятельности учреждений сферы культуры: автореф. дисс. . канд. фил. наук. — М., 1998.

64. Клеппер Е.В., Нагибина В.В., Чарная И.В. Основы экономики культурно-просветительских учреждений. — М.: МГИК, 1989.

65. Колтынюк Б.А. Инвестиционное проектирование объектов социально-культурной сферы. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 431 с.

66. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере/ РАН: Институт мировой экономики и международных отношений; Шейман И.М., Якобсон Л.И., Демидова Л.С. и др. М.: Наука, 1995. -153 с.

67. Кондратьев А. Маркетинг: концепции и решения. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест: Институт экономических стратегий, 2003. - 160 с. (Успешный бизнес. Мастер-класс).

68. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж/, Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. 2-е европ. изд. - М; СПб.; К.: Издат. дом "Вильяме", 2002. - 944 с.

69. Кримминс Дж., Кип М. Предпринимательство в некоммерческом секторе// Выживет ли культура в условиях рынка: сборник статей американских авторов по менеджменту некоммерческих организаций. СПб.: Нотабене, 1996. -С. 76-92.

70. Кузьмина A.A. Современные проблемы развития сферы услуг в России// Современные услуги: природа, подходы к классификации, качество. -Иркутск, 2000. С. 28 - 32.

71. Кэссон Г.Н. Как завоевать престиж/ Пер. с англ. М.: Агентство "ФАИР", 1998. -176 с. - (Успех в бизнесе).

72. Ламбен Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива: Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996. - 589 с.

73. Лапу ста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. М.: Инфра-М, 1998.

74. Левшина Е.А., Шевлягин К.В. Модели принятия и анализа решений в процессе управления ТЗП. Л.: ЛГИТМиК, 1988. - 96 с.

75. Левшина Е.А. Планирование проката репертуара драматического театра Л.: ЛГИТМиК, 1985. - 66 с.

76. Левшина Е.А. Формирование зрительской аудитории театров. — Л.: ЛГИТМиК, 1989. 70 с.

77. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт, 2001. - 221 с.

78. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1998. - 800 с.

79. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2001.

80. Михеева H.A., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 170 с.

81. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. СПб.: Издат-во Михайлова В.А., 2002. -318 с.

82. Морошкина О.В. Конкурентные преимущества и их источники: понятия и концепции. Волгоград, 2001. - 43 с.

83. Никитинский Л. Трудно делать добро: (Фонд Сороса: 1987 1997) -М.: Институт "Открытое общество", 1997. - 104 с.

84. Новотный О., Фишер Я. Экономика культуры: Пер. со словацкого -М.: Прогресс, 1987.

85. Общий и специальный менеджмент/ Общ. ред. АЛ. Гапоненко, А.П. Панкрухин. -М.: Изд-во РАГС, 2001.

86. Омаров М.М. Механизм хозяйствования в сфере культуры в условиях формирования рыночной экономики: дисс. . канд. экон« наук: 08.00.05/ РАГС при Президенте РФ. М., 1995. - 149 с.

87. Орлов Ю.М. Организационные структуры русских драматических театров. -М.:ГИТИС, 1979.

88. Осмаев М.К. Инвестиционные проблемы развития сферы культуры: дисс. . канд. эк. наук: 08.00.05/ РАГС при Президенте РФ. Кафедра конкретной экономики и финансов. М., 2003. -127 с.

89. Пидкасистый А.П. Экономическое поведение потребителей. М., 1997.-219 с.

90. Пилдич Дж. Путь к покупателю. М.: Прогресс, 1991.

91. Питере Т., Уотермен Р.В. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М.: Прогресс, 1986.

92. Попов С.Г. Социальный менеджмент. М.: Ось-89,2000. - 160 с.

93. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издат. дом "Вильяме", 2000.-495 с.

94. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.

95. Поршнев А.Г., Азоев Г.Л. Маркетинг. М.: Финстатинформ, 1999.98 с.

96. Пул Дж. X. Когда менеджмент приносит деньги: наставления учреждениям культуры всех стран. СПб.: КОНТРФОРС, 1999. - 192 с.

97. Пучкова Е.И. Принципы и условия применения маркетинговой информации учреждениями культуры// Маркетинг в России и за рубежом. 1998. -№ 5.-с. 76-85.

98. Реклама и содействие продаже: Пер. с англ. М.: ТОО Инжинирин-го-Консалтинговая Компания "ДеКА", 1994. - 56 с.

99. Рубинштейн А.Я. Введение в экономику исполнительского искусства. М., 1991.-383 с.

100. Серегина А.И. Экономические проблемы формирования потребностей в услугах культуры: автореф. М., 1980.

101. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.

102. Симонов П.В., Ершов П.В. Темперамент, характер, личность. М.: Наука, 1984.108. Смирнов Э.А. Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2000.

103. Смирнова В.Г. и др. Организация и её деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 2. -М.: ИНФРА-М, 1999. 240 с.

104. Смирнова Е.В. Современный арт-PR (на материале деятельности российских театров)// Социокультурный менеджмент в России на рубеже веков: сборник научных трудов. М., 2000. - 102 с.

105. Соколянский А. Театр и критика: переход к рыночным отношениям// Театр. 2000. - № 2. - С. 66 - 69.

106. Сосунова JI.А. Макроэкономическая концепция коммерции услуг. -СПб., 1997.

107. Столяров И.А. Современные методы и средства управления в отраслях культуры и искусства. М.: Экономика, 1983.

108. Ступакова М. Девять шагов бизнес-планирования. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест: Институт экономических стратегий, 2003. — 160 с. (Успешный бизнес. Мастер-класс).

109. Тарасов В. Тектология А.Богданова и неоклассическая теория организаций предвестники эры реинжиниринга// Проблемы теории и практики управления. - 1998. - № 4.

110. Тевене М. Культура предприятия/ Пер. с франц. 3-е изд. - СПб.: Издат. дом "Нева", 2003. - 128 с.

111. Томпсон A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии/ Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-576 с.

112. Травкин Е.Ю. Проблемы интеллектуальной собственности в социально-культурной деятельности// Актуальные проблемы социокультурного менеджмента: сб. научн. тр./ Научн. ред. В.М. Чижов, Г.Н. Новикова. М.: МГУ-КИ, 2002. - С. 123-145.

113. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. М.: Автор, 1993.

114. Тульчинский Г.Л. Маркетинг в сфере услуг. СПб.: СПбГАК, 1995.-92 с.

115. Тульчинский ГЛ. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, 2001.-383 с.

116. Управление, организация и экономика культурно-просветительских учреждений. М.: Просвещение, 1983.

117. Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: Контроллинг,1992.

118. Фатхутдинов P.A. Менеджмент конкурентоспособности товара. -М.: Интел-Синтез, 1995. 55 с.

119. Феофанов O.A. Реклама: новые технологии в России. СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 384 с. - (Серия "Маркетинг для профессионалов").

120. Филимонова H.H. Бизнес-планирование. Москва - Нижний Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 1999. -47 с.

121. Фокина МЛ. Формирование и развитие культурно-информационного комплекса. СПб., 1998.

122. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993.

123. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 560 с.

124. Художественная жизнь современного общества: В 4 т. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. - Т. 3. - 352 с.

125. Цей А.К. Экономические основы конкурентной стратегии фирмы в условиях становления рынка: автореф. — Ростов н/Д, 1997.

126. Черняк В.З. Бизнес-планирование. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. —470 с.

127. Чижиков В.М. Маркетинговые модели социокультурного менеджмента// Актуальные проблемы социокультурного менеджмента: сб. научн. тр./ Научн. ред. В.М. Чижов, Г.Н. Новикова. М.: МГУКИ, 2002. - С. 69 - 90.

128. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами: новые методы увеличения конкурентоспособности. СПб.: Бизнес Микро, 1999.-278 с.

129. Шапиро Р.Л. Основы управления театрально-зрелищными предприятиями. -Л., 1978.

130. Шевченко С.Ю. Инновационное развитие и конкурентоспособность: методология обоснования стратегических решений. СПб., 1996.

131. Экономика социальной сферы/ Игнатов И.Г., Батурин JI.A., Бутов В.И. и др. -Ростов-н/Д: МарТ; М.: Теса, 2001. 415 с.

132. Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественный интерес. В 3-х томах. Рынок культурных услуг: публика театра 90-х годов (отв. ред. А.Я. Рубинштейн, Ю.У. Фохт-Бабушкин). -СПб.: Алетейя, 2002. Т. 1.

133. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Гном и Д, 2001.-304 с.

134. Tally W. Motivation and Personality/ Rew. Ed. Van Nosiran 1982.

135. Throsby D. Economics and culture. Cambridge: Cambridge Univ. press, 2001.-208 p.136

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.