Становление экономической культуры российского общества тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.11, кандидат философских наук Бикметова, Наиля Халимовна

Диссертация и автореферат на тему «Становление экономической культуры российского общества». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 402884
Год: 
2010
Автор научной работы: 
Бикметова, Наиля Халимовна
Ученая cтепень: 
кандидат философских наук
Место защиты диссертации: 
Уфа
Код cпециальности ВАК: 
09.00.11
Специальность: 
Социальная философия
Количество cтраниц: 
141

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бикметова, Наиля Халимовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ. ю

1.1. Экономическая культура: понятие, структура и содержание.

1.2. Социальные функции экономической культуры.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

2.1. Социально-экономические процессы в эпоху глобализации.

2.2. Основные тенденции становления экономической культуры в современном российском общес тве.:.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Становление экономической культуры российского общества"

Актуальность темы исследования определяется требованиями сегодняшнего времени. В современной России в последние годы происходят серьезные социально-экономические преобразования. Становление повой системы хозяйствования, в том числе предпринимательской деятельности, в новых социокультурных условиях идет сложно и противоречиво. Развитие экономической сферы общества напрямую зависит от неэкономических факторов, таких как духовные и социальные ценности конкретных групп. Именно эти факторы формируют границы, в рамках которых осуществляется собственно экономическая деятельность. Экономические и социальные изменения 'тесно связаны и между собой, и с уровнем развития культуры. Процессы дифференциации структуры и специализации функций культуры происходят и в ходе эволюции экономики и общества.

Очевидно, что успехи в сфере экономики невозможны без активного участия субъектов экономических отношений. Одной из характеристик этих субъектов является экономическая культура, имеющая свои особенности, длительную историю формирования в1 России и влияющая па развитие экономики. В настоящее время состояние российской экономической культуры характеризуется неопределенностью и противоречивостью, что обусловлено, прежде всего, разрушением прежнего экономического пространства, утратой прошлых ценностей и идеалов 1 . Трудности современного этапа развития российской экономики и общества во многом обусловлены низким уровнем экономической кул ьту р ы.

Время диктует необходимость совершенствования механизмов формирования новой экономической культуры, дальнейшего преобразования и развития экономической 'теории, экономического образования, включающего воздействие средств массовой информации, возрождение форм экономической подготовки в трудовых коллективах, совершенствование экономического воспитания в семье, учебных заведениях.

1 См.: Гчееииок А А. Философия как угоним дли к\лы\ры // Вопросы философии. 2009 С 12. Ракиюв А И Наукл. образование и супсриидчариалыюе обшеано // Вопросы философии. Н" 10. 2009 С 60-65

Философское осмысление взаимосвязи культуры, общества, экономики позволяет обосновать требование последовательной гуманизации экономики, форм экономической активности, придания им социально ориентированного и культурно опосредованного характера. Роль экономической культуры в жизни общества постепенно возрастает, этому способствует дальнейшая активизация взаимодействия различных культур, систем ценностей, мировоззрений'.

Проблема формирования высокого уровня экономической культуры общества является одной из актуальных проблем, поскольку от этого уровня в конечном счете зависит успех всех преобразований, осуществляемых в России. Основными свойствами новой экономической культуры должны стать партнерство, правосознание, уважение законности, норм нравственности, цивилизованность в экономической деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Современные исследования различных аспектов экономической культуры, взаимовлияния культуры и социума, экономики имеют давшою традицию в философии, экономике, социологии. Эволюция форм социально-экономического устройства общества определяла специфику требований общества к экономической культуре личности, что отмечали 'такие философы, как Конфуций, Платон, Аристотель. Большое внимание экономической культуре общества уделяли ученые Средневековья, Нового времени.

Экономическую культуру общества, личности исследовали также и такие зарубежные философы, как К. Маркс, Э. Гуссерль, Д. Камю, Ф. Ницше, Э. Фромм, М. Хайдеггер, А. Шопенгауэр, О. Шпенглер, 3. Фрейд, Ж.-П. Сартр, И. Фихте.

Особое мес то в российской гуманистической мысли занимают труды М.М. Бахтина, II.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.И. Вернадского, А.Ф. Лосева, И.О. Лосского, В.В. Розанова, П.А. Флоренского, Н.Ф. Федорова, СЛ. Франка, B.C. Соловьева, Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова, которые оригинально освещали вопросы становления экономической культуры общества и личности. См. напр . Момджяп К X Внеление в социальную философию. М . 20(Ь

Разработкой проблемы экономической культуры в отечественной философии активно занимались и занимаются Д.М. Азаматов, П.В. Алексеев, Р.Г. Апресян, Л.И. Арнольдов, A.M. Багаутдинов, B.C. Барулин, В.Л. Бачипип, О.Л. Беленкова, В.Н. Бугера, А.А. Вальков, У.С. Вильдапов, Г.Ы. Волков, Н.В. Гаврилсико, Б.С. Галимов, А.А. Гусейнов, В.И. Давидович, JI.II. Коган, А.Ф. Кудряшев, Э.С. Маркарян, В.М. Мсжуев, В.В. Миронов, К.Х. Момджяи, Д.А. Нуриев, Э.А. Орлова, С.М. Поздясва, Ф.С. Файзуллип.

Концептуальный анализ экономической культуры проведен в работах

A.I I. Авдонина, B.l I. Барышкова, JI.A. Зелспова, М.С. Kai ana, В.А. Канке, В.Ж. Келле, В.Ы. Кемерова, H.II. Козловой, В.Ф. Левичевой, А.13. Лукьянова, Л.И. Новиковой, Ф.М. Негапова, В.II. Орлова, З.Я. Рахматуллипой, Л.П. Сверчкова, С.II. Семёнова, И.Б. Сесюпипой, B.C. Стенина, Л.Б. Султановой, В.И. Толстых, Ж.'Г. I 01цспк0, А.К. Улсдова, II.M. Урмапцева, В.1 . Федотовой, И.В. Фроловой,

B.C. Хазиева, II.A. Шергенг.

Экономическая культура как объект социологического исследования рассмотрен в трудах JI.M. Архангельского, К.М. Бабосова, O.K. Валитова, Дж.М. Гилязитдинова, IO.H. Дорожкипа, С.В. Нгорышсва, О.В.Лармипа, И.М. Орешиикова, C.II. Плотникова, Р.Ю. Рахматуллипа, АЛI. Семашко, В.М. Соколова, В.А. Ядова.

В настоящее время все больше утверждается деятельностная интерпретация понятия «экономическая культура». Представляя собой способ деятельного существования людей в сфере общественно-экономических отношений, экономическая культура характеризуется с точки зрения развития сущностных сил, применяемых в процессе преобразующей деятельности. Она раскрывает степень активности, уровень усвоения опыта, экономических навыков и их реализацию. Таким образом она определяет меру развития человека как субъекта экономической деятельности.

Автор придерживается позиции ученых, которые считают, что не деятельность, а общественное отношение должно послужить той общей основой, с помощью которой анализируется столь глубокое явление, как культура1. При этом доминирующей становится не субъективная сторона исторического процесса, а совокупность производственных отношений.

Таким образом, проблема формирования экономической культуры общества всегда была и остается в сфере ин тересов исследователей, изучающих различные аспекты этого сложного процесса. Эти исследования проводились и проводятся в различные исторические эпохи и отвечают потребностям общества и духу своего времени.

В настоящее время в обновляющейся России требуется переосмысление целого ряда существующих научных подходов и проведение новых комплексных исследований. Современная практика настоятельно требует теоретического анализа проблем становления экономической культуры, с учетом реальностей современного, динамично изменяющегося российского общества.

Методологической основой диссертации явились философские, культурологические, экономические' концепции исследователей, выявивших общие закономерности развития экономической культуры, ее историческую обусловленность. Автор применял, прежде всего, диалектический метод исследования, понимая диалектику как учение о противоречиях. Системный подход позволил интегрировать исследовательский материал, накопленный различными областями гуманитарного знания. Сравнительно-исторический метод позволил путем сравнения объяснить направленность и логику развития экономической культуры и изучить ее современное состояние. Основные элементы концептуального подхода были реализованы в общей схеме исследования - от понятия культуры к изучению места и функций экономической культуры в материальной и духовной жизни общества.

Объектом исследовании является экономическая культура российского общества. Предметом исследования выступаю!' основные закономерности и тенденции обновления экономической культуры, характерные для См.: Вмера В.К Сушпоеп. челонека М . На\ ка. 2005 -С 231 современного российского общества в его динамике.

Цель исследования — социально-философский анализ изменений в экономической культуре современного российского общества, выявление духовных истоков ее становлении. Данная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач: обосновать понятие, сущность, основные характеристики и содержание экономической культуры, определить место экономической культуры в материальной и духовной жизни российского общества; исследовать базовые ценности, динамику становления и развития российской экономической культуры, роль индивидуализма и коллективистских ценностей; проанализировать основные тенденции развития современной экономической культуры российского общества, ее ценностное содержание, будущие перспективы в реально существующем социокультурном мире; изучить функции экономической культуры в социальной системе и её роль в регуляции экономической деятельности в условиях обновления современного российского общества.

Элементы научной новизны исследования состоит в следующем:

- обосновано положение, согласно которому становящаяся экономическая культура имеет духовную природу и является значимым фактором социальной регуляции;

- установлено, что экономическая культура современного российского общества имеет относительно автономный социально-онтологический статус, в переходный период проявляющийся, во-первых, в преемственности элементов сменяющих друг друга старой и повой надстроечных систем духовной культуры, а во-вторых, в наличии в ее содержании идеальных элемен тов нового типа;

- доказано, что ведущее направление в процессе становления новой экономической культуры задается экстраполяцией культурных мотивов, имеющих идеальный характер, па экономические реалии;

- выявлено, что в основе динамики экономической культуры современного российского общества лежит полицентризм ценностей и норм с его главным внутренним противоречием индивидуализма и коллективизма;

- определено, что экономическая культура в условиях современной России выполняет функцию мотивации предпринимательской активности, духовной и нравственной легитимизации экономического успеха посредством усвоения па личностном уровне ценностей и норм хозяйственной этики.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что осуществленный социально - философский анализ экономической культуры и се роли в процессе становления новых экономических отношений позволяет найти пути эффективного внедрения культурно обоснованных способов экономической деятельности, ее субъективного обоснования и социально значимой легитимизации.

Концептуальные положения и выводы, разрабо танные автором, позволяют обновить и расширить существующие теоретические представления экономической культуры, определить перспективные для российских условий основные направления ее развития. Полученные результаты могут послужить дальнейшим основанием научных разработок, найти применение в преподавании гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях.

Апробация работы. Теоретические положения диссертационного исследования были апробированы в ходе участия автора па научных конференциях, в том числе: па республиканской научно-практической конференции «Молодые ученые - юбилею УТИС» (Уфа, 2001 г.), па республиканской научно-теоретической конференции « Великой Победе - 60 лет» (Уфа, 2005 г.), па международной научной конференции «III Садыковские чтения» (Уфа, 2006 г.), па международной научной конференции «Философия в XXI веке» (Уфа, 2006 г.), региональной научно-практической конференции «Развитие предпринимательства в малых городах и поселениях» (Бирск, 2006 г.), Всероссийской конференции «Конкурентоспособность регионов: факторы и стратегии управления» (Уфа, 2006 г.), па конференции «V Садыковские чтения» (Уфа, 2009 г.), па V Российском философском конгрессе «Паука. Философия.

Общество» (Новосибирск, 25-28 августа 2009 г.).

По теме диссертационного исследования опубликовано 10 научных работ, в том числе 2 монографии и 2 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ. Общий объем публикаций - 11,6 н.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (два параграфа в каждой), заключения и списка использованной литературы, включающего 250 наименований. Общий объем диссертации - 140 страниц.

Заключение диссертации по теме "Социальная философия", Бикметова, Наиля Халимовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать ряд общих выводов, имеющих принципиальное значение для социально - философского позпапия экономической жизни и становления повой системы хозяйствования. Изученный опыт развития стран Запада и Востока свидетельствует о том, что сам по себе механизм свободного рынка без достаточных социокультурных и духовных предпосылок не только пе может способствовать системному развитию общества, по и сам не может полноценно функционировать. Поэтому проблемы современного российского общества не могут быть решены на основе о тделения «экономики» от «гуманитарной культуры». Напротив, залогом их решения является скрупулезный учет социокультурных и духовных оснований экономической деятельности и их использование в культурной, религиозной, воспитательной политике.

Экономическая культура - это качественная характеристика исторически обусловленной системы общепринятых форм экономического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая существенные особенности экономических отношений и интересы социальных субъектов в виде совокупности духовных и экономических ценностей и моделей поведения. Она формируется в процессе общественно-экономической практики и приводит к образованию устойчивых норм и правил экономического взаимодействия, способствующих передаче накопленного опыта. Благодаря этому экономическая культура становится механизмом воспроизводства и развития экономических отношений общества в целом и отдельной личности в разнообразных деятельностпых и предметных формах.

Экономическая культура растворена во всей совокупности экономических отношений, которые представляют собой пе только форму проявления, но и способ существования культуры. Поэтому сущность экономической культуры заключается не в уровне экономического развития человека или его деятельности, а в экономических отношениях, обусловливающих природу самого человека и способы сто деятелыюстпого существования.

Основными характеристиками экономической культуры являются: связь с производственной деятельностью людей; определенные экономические знания, интерес к определенной деятельности, мастерство и профессионализм; нахождение в определенном пространстве - пространстве экономических отношений; тесная связь с правом и нравственностью; устойчивые стереотипы сознания, которые повторяются пе только из года в год, но и из века в век.

Экономическая культура выступает качественной характеристикой развития личности или группы. Она отражает состояние экономического сознания и поведения людей, определяет их адаптивные и творческие возможности в процессе освоения окружающего мира. Развитие человека, его творческих сил и форм общения составляет главное содержание экономической культуры. Поэтому ее изучение позволяет выявить человеческое измерение экономики.

Экономическая культура в структуре духовной жизни общества представляет собой совокупность внешнего и внутреннего аспектов, где внешний аспект - это тс ценности и социальные нормы, которые характеризуют функционирующие внутри экономики институты, а также ценности и нормы, порожденные не экономическими, а другими социальными институтами общества, лежащие вне экономики, по напрямую взаимодействующие с пей, а внутренний аспект - продукты функционирования социальных групп иди индивидуума, к которым относятся экономические интересы и потребности; экономическое сознание и мышление; экономические знания и умения; экономическая деятельность, се качества и свойства. Данные аспекты экономической культуры взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обеспечивает целостность экономической культуры в структуре духовной жизни, в основе которой лежит тот факт, что с одной стороны, культурные особенности экономических институтов формируют культурные черты населения, , а последние влияют па породившую их институциональную культуру.

В российской экономической культуре отмечается не только полиморфизм, то есть многообразие ценностей, что в той или иной степени присутствует в каждой развитой культуре, по и противоречивость ценностных ориептаций и тенденций. В пей присутствуют как практицизм и индивидуализм, рациональные установки на накопление богатства и бытовое обустройство, достижитслыюсть и этика успеха, так и отрицание, и осуждение этих установок. Государство сыграло весьма значительную роль в формировании российской экономической культуры. Эта роль принципиально отличалась от той, которую сьпрало государство в развитии экономики Запада, государственное начало постоянно присутствовало в качестве фактора формирования российской экономической культуры, вступая в сложные взаимодействия с индивидуальным и общинным началом.

Экономические реформы в пашей стране связаны с возникновением и распространением новых экономических ценностей и норм, их укоренением в общественном сознании и поведении. То, что пе получает закрепления в культуре, становится причиной разобщения и конфликтов, поскольку воспринимается как фактор дезорганизации общества. Поэтому любые изменения должны сопровождаться соответствующим культурным обеспечением. Культурные перемены предшествуют экономическим, создавая для них почву и мотивацию.

Главная проблема формирования цивилизованной экономики и высокого уровня экономической культуры состоит- не в слабости индивидуалистических и прагматических мотивов, и пе в пагубном влиянии государства или коллективистского сознания, а в структурной дезорганизации иерархии ценностей и всей социокультурной системы, разрушении нормативной институциональной основы общества. Проблема современного периода состоит в том, что слишком интенсивное разрушение одних ценностей и насаждение других не сопровождалось созданием синтетического уровня, на котором было бы возможно продуктивное взаимодействие старого и нового. Экономическая культура создает определенную духовпо-цснпостпую парадигму экономического развития и способствует его укреплению. Ценности должны быть вплетены в механизм управления экономикой, и регулировать ее функционирование.

Экономическая культура в совокупной системе социальной регуляции предпринимательской деятельности выполняет функцию мотивации хозяйственной активности; духовной и нравственной легитимизации экономического успеха посредством усвоения па личностном уровне ценностей и норм хозяйственной этики и формирования на институциональном уровне системы отношений между обществом в целом и предпринимательством как его подсистемой, элемен тами которой являются меценатство, благотворительность; регуляции отношений внутри системы хозяйства посредством формирования систем менеджмента, деловой культуры и этики, рекламы.

Становление повой системы хозяйствования осуществляется через механизм дифференциации, усложнения экономической жизни и экономической культуры, появление новых хозяйственных ролей, форм и институтов экономики при обязательном поддержании определенной целостности общества. Экономическая культура является важнейшим фактором регуляции и развитая предпринимательской деятельности, поскольку способствует дифференциации хозяйственной жизни посредством мотивации предпринимательской активности, актуализации достижительпых установок и стимулирования предпринимательской деятельности.

Без баланса дифференциации и интеграции общество либо становится крайне неустойчивым и нестабильным, либо приходит в состояние стагнации. Экономическая культура, как фактор легитимизации предпринимательского успеха и новых видов хозяйственной деятельности, новых экономических ролей и функции способствует интеграции общества, поддержанию его целостности.

В процессе становления повой системы хозяйствования возникает кризис идентичности, который обусловлен дифференциацией общества и растущим многообразием хозяйственных ролей его стилевых проявлений. Экономическая культура как фактор регуляции и развития предпринимательской деятельности обеспечивает сохранение идентичности общества, т.е. формирование таких форм деятельности, которые соответствуют культурному контексту.

Происходит1 усвоение (или отторжение) форм и стилей деятельности, их адаптация к существующим условиям, а также гармонизация изменений стилей и форм с изменением социокультурной обстановки.

Наиболее перспективным направлением дальнейшего исследования, па наш взгляд, является ряд проблем, с которыми связана экономическая культура постиндустриального общества. Это, прежде всего, факт глобализации экономики и культуры. Существуют совершенно различные оценки глобализации. Одни исследователи видят в пей естественную и здоровую тенденцию. Другие, напротив, угрозу для сохранения социокультурной самобытности. А поскольку социокультурная самобытность признана залогом многополярности и духовного разнообразия мира, то именно в глобализации видится главная угроза для мирового развития.

Еще одной важнейшей проблемой экономической культуры является оценка приоритетов в экономическом развитии. Если гуманистические интерпретации постиндустриализма трактуют его как приоритет-информационной экономики над экономикой производства, то другая группа исследователей, не отрицая правомерности такого подхода, отмечает сверхразвитие виртуальной экономики финансов, являющееся важнейшей особенностью постиндустриального мира. Причем если развитие наукоемкого информационного сектора в современной российской экономике явно тормозится ее общим системным кризисом, то именно виртуальная финансовая экономика находит здесь благоприятную среду.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бикметова, Наиля Халимовна, 2010 год

1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. - 1992. №8. -С. 146-148.

2. Абеляр П. Теологические трактаты. (Сост. Нерстипой С.С.).М.: Прогресс. Гнозис, 1995.-413 с.

3. Абульхапова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. - 260 с.

4. Автономов В. Рыночное поведение: рациональный и этический аспекты // Мировая экономика и международные отношения. М.-1999.-№ 12.-С.6-13.

5. Адамчук В. В., Ромашов О.В., Сорокина M.li. Экономика и социология труда: Учебник для вузов.- М., 2001.- 407 с.

6. Азаматов Д.М.: Девяткина Р.И. Здоровье как константа внутреннего мира человека. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т. 4. - С. 706.

7. Алексеев П.В. Философы России XIX — XX столетий. Биографии, идеи, груды. 3-е издание., перераб. и дон. - М.: Академический Проект, 1999. — 944 с.

8. Ананьев IO.B. Культура как интегратор социума. МЛ 1ов-город: ННГУ, 1996.- 174с.

9. Анатомия кризисов. М.: 1999. - 280 с.

10. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 1994. - 236 с.

11. Аристотель. О душе. Собр. соч. в 4 т. М.: 1975. - С. 396-448.

12. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: 1981.- 156 с.

13. Афанасьева А.И. В поисках моральных ориентиров// Социс. № 3. 2004 . С. 138- 140.

14. Ахиезер А.С. Социокультурная динамика России // Политические исследования. 1991. № 5. - С. 26-35.

15. Брапдт Г.А. Культура как предмет философии // Вестник ЛГУ. 1991. - сер.6. Вып. 3. - С. 13-14.

16. Барроп Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. №2. - С. 2-8.

17. Барулин В. С. Социальная философия. 4.1. М.: 1993. - 180 с.

18. Баткип JI.M. Индивидуальность и личность в истории // Одиссей, 1990. М.: Наука, 1990.-С. 6-8.

19. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник. М.: 1989. - С. 85-89.

20. Бачипин В. Д. Духовная культура личности. М.: 1986. - 196 с.

21. Бек У. Общество риска. На пути к другому модсрпу.М.: 2000. 230 с.

22. Беленкова О.А. Антропологический фактор социального управления в социохозяйствепной сфере общественного производства. Диссер тация док. филос. наук. Москва. 2004 г. 336 с.

23. Белов В.А. В защиту индивидуальности. М.: 1997. - 185 с.

24. Бенедикт Р. Модели культуры. Наука об обычаях. Вильнюс: 1986. 131 с.

25. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. - 384с.

26. Бердяев П.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480с.

27. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: 1989. - 215 с.

28. Бери Э. Люди, которые играют в шры. М.: 1994. - 175 с.

29. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М.: 1984. - 205 с.

30. Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование социальных потребностей молодежи: опыт социологического анализа. М.: 1978. - 183 с.

31. Библер В. С. От паукоучепия к логике культуры. М.: 1991. - 320 с.

32. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социс. 2004. № 7. - С. 46-51.

33. Брагип Г.М., Исмуратов С.Б. Экономика страны и культура // Экономическая и педагогическая культура,- Челябинск: Институт коммерции МГУК, 1999,- С.35-42.

34. Брагин Г.М., Попов A.II. Философия гуманной экономики.- Челябинск:

35. Институт коммерции МГУ К, 1999.- 207 с.

36. Брандт Г.Л. Культура как предмет философии // Вестник ЛГУ. сер.6. 1991. №20.-Вып. 3.-С. 14-18.

37. Бугера В.Е. Сущность человека. М.: Наука. 299 с.

38. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность // С.Н. Булгаков. Сочинения. .TII. М., 1993.

39. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении паук // Бэкон. Ф. Соч. В 2-х т. -М.: Мысль, 1997. Т. 1.-458 с.

40. Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. -Уфа: 1998. 148 с.

41. Варюшипа М.В. Структура культуры мира как элемента культуры личности студента. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т. 4. - С. 580.

42. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - 704с.

43. Вебер М. 11ротестаптская этика. Сборник М.: ИНИО! I, 1992- 208 с.

44. Вернадский В. И. Начало и вечная жизнь. М.: 1989. - 151 с.

45. Видепссн Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: 1989. - 86 с.

46. Вильдапов У.С. Гносеологический анализ трансцендентальной субъективности. Уфа. 2000.

47. Возчиков В.Д. Самореализация как постижение мсдиасмыслов// Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т. 4. - С. 457.

48. Воронина Т. 11. Философские проблемы образования в информационном обществе //Автореферат дис. д-ра филос. паук. М.: 1995. - 36 с.

49. Воронова Н.И. Массовая культура// Вопросы философии. 2005. № 8. - С. 184- 187.

50. Гайсип Ф.А. Проблемы реформирования образования в условиях обновления российского общества// Авюреф. диссерт. доктор, социол. наук. — Уфа. 1996. 32 с.

51. Гайсип Ф.А., Попов В.Д. Духовность сущность человска.Уфа. 1995. -116 с.

52. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов. 1981.- 256 с.

53. Галимов Б.С., Васильева И.Г. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека. Уфа. 2001. 54 с.

54. Галимов Б.С., Мусин. Г.Х. Биосоциальная система: опыт потребпостного подхода. Уфа. 2000. - 280 с.

55. Гальперин 11. Я. Введение в психологию. М.: 1976. - 136 с.

56. Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Энциклопедия философских паук. Т. 3. -М.: 1977.-406 с.

57. Гспкип Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. 2-е изд.- М.: 1999,-412с.

58. Гирусов Э.В., Платонов Г.В. Устойчивое развитие путь к ноосфере // Вестник МГУ, серия 7. - № 1. - 1997. - С. 14-19.

59. Гобозов И. А. Кризис современной эпохи и философия постмодернизма // Философия и общество. 2000. № 2. - С. 84-85.

60. Гордон J1.A. Социальная адаптация в современных условиях //Социс. 1994. №9.-С. 13-16.

61. Гуманитарная культура как фактор преобразования России// Социологические исследования. 1999. №1. - С. 146-149.

62. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало. М.: 1994. - 136 с.

63. Гурсвич 11.С. Культурология. Учебное пособие. М.: 1996. - 288 с.

64. Гурсвич П.С. Философия человека. М.: 2001. Ч. 2. 209 с.

65. Гуревич А. Я. К читателю // Одиссей. 1989. - С. 6-9.

66. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-па Дону, 1983. - 122 с.

67. Дслокаров К.Х. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис // Общественные науки и современность. 1994. № 2. - С. 93-99.

68. Денисова II.IO. Единство культур как ценность // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса.

69. М.: 2005. Т. 4. - С. 281-282.

70. Джахая Л.Г. Мир человека и человек в мире. // Филос. науки. 1990. № 1. - С. 109-112.

71. Дилигепекий Г.Г. Индивидуализм старый и новый: личность в постсоветском социуме. // Политические исследования. 1999. № 3. С. 5.

72. Добренысов В.И. Российское общество: современное состояние и перспективы // Вестник МГУ. Сер. Социология. № 1. - 2004. - С 7-27.

73. Долгопятова Т. Российские промышленные предприятия: особенности переходной модели поведения // Предприпимательство.-М.-1999.-№1 .-С.11-14.

74. Дубинин Н.П. Что такое человек? М.: Мысль, 1983. - 123 с.

75. Дятлов В.И. Предпринимательские меньшинства: торгаши, чужаки или посланные Богом? М., 1999.-С. 97.

76. Евстигнеева Е.А. Феномен веры и активность сознания // Философские науки. 1987. № 7. - С. 80-86.

77. Егорова JI.C. Социокультурные процессы в изменяющейся России: тендерный аспект. М.: 2000. - 108 с.

78. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: 1996. - 450 с.

79. Есип С. Что происходит с нашей культурой? // Российская Федерация сегодня. 2005. № 10. - С. 2-3.

80. Железняков Н.А. Экономическое поведение населения России в период становления рыночных отношений: Рос. акад. службы при Президенте Рос. Федерации.-М., 1999.

81. Зарубина Н.П. Модернизация и хозяйственная культура (концепция М. Вебера и современные теории развития) //Социологические исследования, 1997. -№ 4.

82. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные пауки и современность. № 3. 2005.-С. 5-16.

83. Заславская Т. И. Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очеркитеории. Новосибирск: Наука.Сиб.отд-пие. 2000.-448 с.

84. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус// Социологические исследования.- 1999.-№23.-С.3.

85. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. -М.: 1986. 355 с.

86. Зеленков М.Ю. Роль морального потенциала общества в обеспечении национальной безопасности государства// Вестник Московского университета . Серия Социология и политология. № 2. 2005. - С. 31-142.

87. Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей // Философские пауки. 1987. № 4. - С. 16-19.

88. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994. 443 с.

89. Иванова Е.В. Стратегическое планирование системы довузовского экономического образования. СПб., 1999.

90. Игпатовский П.А. Экономическая жизнь социалистического общества.- М.: Экономика. 1998,- 248 с.

91. Иконникова С. Н. От монополии к мозаичпости культуры // Культура на пороге третьего тысячелетия. Сборник. СПб, 1994. - 153 с.

92. Иконникова С.II. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987.-205 с.

93. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: 1991. - 464 с.

94. Ильин И. Путь духовного обновления. Собр. соч. М.: 1993. 'Г. 1.- 302 с.

95. Имамичи 'Г. Моральный кризис и метатехпические проблемы // Вопросы философии. 1995. № 3. - С. 80-82.

96. Ипглегарт Р. Модернизация и постмодернизм. М.: 2000. - 153 с.

97. Иноземцев B.JI. Вестерпизация как глобализация. // Вопросы философии. № 4. 2004. - С. 58-70.

98. История экономических учений /Под ред. В. Автопомова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учебное пособие.- М., 2000.- 784 с.

99. Каган М.С. Человеческая деятелыюсть.-М., 1974.-328 с.

100. Камю А. Бунтующий человек. М.: 1990. - 156 с.

101. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч.: В 6 т. М.:1966.-Т. 6. -420 с.

102. Кант И. Соч. В 6-ти тт. Т.4. 480 с.

103. Капитализм и рынок: экономисты размышляют / Под ред. Кузнецова В.И.-М.: Наука, 1999.-208 с.

104. Капустин В., Ютисип И. Либеральные ценности в сознании россиян. М.: 2004. - 130 с.

105. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая пос тиндустриальная волна па Западе. Антология. М.: Academia. 1999. - 205 с.

106. Каталог биосферной концепции культуры. М.: 1987. - 102 с.

107. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег (1936): Пер. с апгл.-М., 1978.

108. Келасьев В.Н. Интегративная концепция личности. М.: 2003. 105 с.

109. Келле В.Ж. Духовное и интеллектуальное в культуре: к методологии анализа.// Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т. 4. - С. 308-309.

110. Кспжибаев Л.Н. Теоретические основы оценки резервов повышения уровня экономической культуры. Челябинск, 1999.-20 с.

111. Коган JI.II. Философская теория ценностей. СПб. 1997. -231 с.

112. Koran Л.Н. Триединство свободы // Вопросы философии. 1997. №5. - С. 31-39.

113. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль. 1984. - 180 с.

114. Козловский П. Этика капитализма.-СПб.: Экои.шк., 2001 .-158 с.

115. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М. 1984. - 230 с.

116. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. -576 с.

117. Кудряшсв Л.Ф. Единство паук: основания и псрспсктивы. Свердловск. 1988. 184 с.

118. Кудряшев. Л.Ф. Деятельность, основание, мировоззрение // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: материалы паучпо-практической конференции. Уфа. 1997.- С. 5-8.

119. Кузьмина И. Социокультурные основания изучения альтернативных культур // Молодежь и проблемы современной художественной культуры. -JL: 1990.-С. 5- 12.

120. Кузьмииов Я.И. Наша экономическая культура сегодня //Об-во и экономика,- М,- 1999,- №1/2.- С.28-40.

121. Кузнецов li.H. Университетское экономическое образование: как выбраться из тупика// Экономика и мат. методы.-М., 1999. С.767-776.

122. Культура в современном мире. 1998. - Вып. 1. - С. 7-12.

123. Культура. Нравственность. Религия (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1989. № 11. С. 43-46.

124. Культурология (под ред. Радугипа А.Д.). М.: Изд-во Центр, 1996. - 400с.

125. Культурология. История и теория культуры. М.: 1996. - 206 с.

126. Курлов А.Б. Качество инженерной подготовки как проблема социального исследования. М.: 1992. - 206 с.

127. Кутырсв В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н.Новгород, 1994. - 143 с.

128. Лапина Т.С. Культурогепный потенциал философии. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4 С. 311.

129. Левашов В.К. Морально-политическая консолидация российского общества в условиях неолиберальных трапсфомаций. // Социс № 7 . 2004. С. 27-31

130. Леви B.JI. Искусство быть собой. М.:3папис, 1991. - 256с.

131. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: 1983. - 152 с.

132. Левичсва В.Ф., Щербипова В.Ф. Материальное и идеальное в общественном производстве: Экономико-философский анализ.- Л.: Изд-во Ленинград, гос. ун-та, 1997.- 175 с.

133. Лекторский В.А. Субьскт, объект, познание. М.: 1980. - 389 с.

134. Леонтьев А.П. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -302с.

135. Леонова О.Л. Феномен экономической культуры // Российский экономический журнал.-1999.-№ 9.-С.88-95.

136. Логиповский С. Нравственность в экономике и экономической теории //Вопросы экономики. М., 2000,- № 7.-С.158-160.

137. Лосев А. Ф. Дух // Философская энциклопедия в 6 т. Т. 2. М.: 1962.- 320 с.

138. Лосев А. Ф. Страсть к диалектике: литературные размышления философа. -М.: 1990.-205 с.

139. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М.: 1991. - 420 с.

140. Лосский И.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция М.: Республика, 1995. 400 с.

141. Лотмап Ю.М. Семиосфера. С. -Петербург: Искусство, 2001. - 181 с.

142. Лукьянов А.В. Историко-критичсское введение в философию естествознания. Уфа. 2003. 200 с.

143. Лукьянов А.В. Философия. Предвидение. Духовность. Уфа: 993. 269 с.

144. Лукьянов А.В., Пушкарева М.А. Немецкая классическая философия религии. Уфа. 2002 г. 230 с.

145. Люббе Г. В ногу со временем. Историческая идентичность // Вопросы философии. 1994. № 4. - С. 96-98.

146. Макашева II.А. Взаимосвязь этики и теории в истории экономической мысли: МГУ. Экон. фак. М., 1995.-42 с.

147. Мамардашвили М. К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке.-М.: 1991. С. 8-21.

148. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: 1995. - 284 с.

149. Мамардашвили М.К. Классический и псклассический идеалы рациональности. М.:Изд-во Лабиринт, 1994. - 89 с.

150. Мамонтов С.П. Основы культурологии / РОУ.-М., 1999.-208 с.

151. Маркаряи Э.С. Теория культуры и современная наука.-М., 1993.-284 с.

152. Маркузе Г. Одномерный человек. Гл. IX. М.: 1996. - 206 с.

153. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности (тексты). М.: МГУ. 1982. - С. 111-136.

154. Мид М. Культура и мир детства. М.: 1987. - 109 с.

155. Миронов А., Андреев Э. Социально- гуманитарное знание и образование в новом измерении // Социально- гумани тарное знание. 1999. № 1. С. 3

156. Миронов В. В. Наука и философия в системе мировоззренческих ориептаций современной культуры / Автореферат дис. д-ра филос. наук. -М.: 1997.-26 с.

157. Моисеев Н.Н. Логика универсального эволюционизма и коонеративность // Вопросы философии. 1989. №8. - С. 65-69.

158. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: 1990. - 302 с.

159. Момджяп К.Х. Введение в социальную философию. М.: 1997. - 260 с.

160. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 1989. - 205 с.

161. Муравьев Ю.А. Истина. Культура. Идеал. М.: Прометей, 1995. - 89 с.

162. Мюллер-Армак А. Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии.- СПб., 1999.- С.265.

163. Набок ИЛ. Рок-культура как эстетический феномен: Автореф. дис. д-ра филос. паук. М.: 1993. - 32 с.

164. Неганов Ф.М. Рациональное и иррациональное: человек и бытие. Уфа. 1996.- 168 с.

165. Нуриев Д.А. Понятие материи в философии ( системный анализ). Уфа. 1995.- 175 с.

166. Нуриев Д.А. Логические отношения понятий: Учебное пособие. Уфа. 1997. -64 с.

167. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М.: Высшая школа. 1984. - 105 с.

168. Олейников Ю.В., Опосов А.Л. Ноосферпый проект социокультурной эволюции. М.: 1999. - 306 с.

169. Олсоп М. Роль нравственности и побудительных мотивов в обществе // Вопросы экономики.-М., 1996.- № 8. С. 28 -31.

170. Орешников И.М. Философия пауки и техники. Уфа: 1999. 126 с.

171. Орлов Б.В., Эйнгорн Н.К. Духовные ценности. Проблема отчуждения. Екатеринбург, 1993. 183 с.

172. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: 1994. - 103 с.

173. Ортсга-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.Искусство, 1991. -586 с.

174. Оруджев З.М.: Кузнецова Т.В. Культура и цивилизация.// // Вестник МГУ. Сер. Философия . № 2. - 2005. - С. 82-103.

175. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование.М.: 2000.260 с.

176. Панферов К.Н. Экономическая культура: (Соц.-философ.анализ).- М., 2000.- 60 с.

177. Петухов Е.С., Орешников И.М. Формирование экономической культуры -непременное условие высокоэффективной деятельности. -Уфа, 1999.

178. Печчеи А. Человеческие качества. М.: 1990. - 203 с.

179. Плеханов Г. Избранные философские произведения. -Т. 1-5.-М., 1956 г.

180. Помпеев 10. История экономической культуры.- СПб., 1998.- 192 с.

181. Пономарев Л.П. Экономическая культура: сущность, направления развития.-М.: Мысль, 1999.-269 с.

182. Поздясва С.М. Российское общество в условиях модернизации. Уфа: 1998 -208 с.

183. Позняков В.В. Идентификация личности в культуре // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. - С. 371-373.

184. Пол ищу к В.И. Мировая и отечественная культура. Екатеринбург, Нижневартовск, 1993. 431 с.

185. Попов М.Ю. Нравственная ресоциализация личности: феномен российской модернизации//// Вестник МГУ. Сер. Социология. № 3. 2004. С 20-36.

186. Рахматуллипа З.Я. Башкирская традиция. Уфа: 2002. -240 с.

187. Рерих II. К. Избранное М.: 1979. - 396 с.

188. Рих JI. Хозяйственная этика.-М., 1996.-810 с.

189. Розип В.М. Введение в культурологию. М.: 1994. - С. 12-15.

190. Россия сегодня па перекрестке мнений.// Вестник Российского Философского Общества . Москва. - 2000. № 4. - С. 91.

191. Рыбчепко Т.В. Экономическая культура инженерно-технических работников и ее формирование в условиях переходного периода. -Свердловск, 1999.

192. Садыков Ф.Б. Особенность советской цивилизации. Уфа: 1998. - 308 с.

193. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат. 1990.-360 с.

194. Седова Н.Н. Моралыю-правствеппыс ориентации и социальная активность// Социс. № 8. 2004. - С. 88 - 94.

195. Семенов С.II., Семенова А.Н. Духовная жизнь общества // Современные социально-экономические проблемы общества. Уфа: 2000. - 140 с.

196. Сеи JI. Об этике и экономике.-М.: Наука, 1996.-160 с.

197. Ссп-Симоп К. Избранные сочинения.-Т. 1-2,- M.-JI., 1948.

198. Симонов Г1.В., Ершов П.М.: Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. -М.: 1989. 190 с.

199. Сладкова О.Б. Категории «должное» и «сущее» как универсалии российского культурного сознания. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4 С. 397 -398.

200. Смит Л. Исследование о природе и причинах богатства пародов,- М., 1962,200. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.

201. С. Собр. соч. в 2 т. М.: 1988. Т. 1. - 306 с.

202. Сорокин П.Л. Человек. Цивилизация. Общество. М.: 1992. - 542 с.

203. Социальная идентификация личности. М.: 1993. - 217 с.

204. Социальная неравновесность переходного общества. Интервью Т.Заславской// OI 1С. 1996. № 4. С. 11.

205. Социальная философия. ЮНИТИ, 1995. С. 128.

206. Стенин B.C. Философская антропология и философия науки. М. 1992.192 с.

207. Столович J1.H. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. № 7. 2004. - С.86-98.

208. Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного периода. Гродно, 1998. - 296 с.

209. Султанова Л.В. Философия пауки. Уфа. 2008 г.

210. Таранов В.И. Об экономическом образовании в России // Деньги и кредит.-М.-1999.-№ 12.-С.63-65.

211. Тоффлср Э. Третья волна. М.: 1999. - 300 с.

212. Трубецкой П.П. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. - 230 с.

213. Туманов С. В. Современная Россия: Массовое сознание и массовое поведение (опыт иптегративпого анализа). М.: 2000. - 263 с.

214. Уледов Л. К. Духовная жизнь общества: Методологические проблемы исследования. М.: Мысль. 1980. - 183 с.

215. Уледов Л.К. Духовное обновление общества. М.: 1990,- 175 с.

216. Урсул Л.Д. Государство в стратегии устойчивого развития. М.: 2000. 203 с.

217. Устияп И. Экономическая этика// Экономист.-М., 2000.-№3 .-С.91-96.

218. Ухаиов В. Л. Человек в информационно-техническом мире. Хабаровск, 1999. - 136 с.

219. Файзуллии Ф.С. Самоуправление и саморегуляция в развитии личности.// Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т. 3. - С. 153.

220. Файзуллип Ф.С. Этническое сознание и самосознание. Уфа: 1998. 208 с.

221. Федоров 10. М. Универсум морали. Тюмень, 1992. - 380 с.

222. Федотова В. Г. Цепа прогресса. М.: 1988. - С. 48.

223. Федотова В.Г. Духовное и душевное // Человек и духовность. Рига, 1990. -320 с.

224. Философия в современной культуре: новые перспективы. Круглый стол. // Вопросы философии. № 4. 2004. - С. 3-47.

225. Философский словарь. М.: 2001. - 306 с.

226. Фишер Л. О повой культурной политике России // ОПС, 1994. № 5. С. 20-21.

227. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6. - С. 74-78.

228. Франк СЛ. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Па-ука, 1995. 656 с.

229. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: 1 Iporpccc. 1990. - 186 с.

230. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. 350 с.

231. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: 1992. - 183 с.

232. Фролова И.В. Современное социогумапитарпое познание. Уфа. 2009 г.

233. Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, 1992. - 203 с.

234. Фромм Э. Искусство любви // Философия и жизнь. М.: 1990. - 270 с.

235. Хагуров Л.Л. Социальный кризис как кризис культуры // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского ,конгресса. М.: 2005. - Т. 4. - С. 419.

236. Хазисв B.C. Истины бытия и познания. Уфа. 2007 г. 286 с.

237. Холт P.II. Основы финансового менеджмента / Пер. с англ.- М: Дело, 2001.-127 с.

238. Хорпи К. Наши внутренние конфликты. СПб., 1997. - 203 с.

239. Хоскипг А. Курс предпринимательства. Практическое пособие / Пер. с англ.- М: Международные отношения, 2001.- 352 с.

240. Хьелл JI.: Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер Ком, 1999. - 608 с.

241. Целостность систем хозяйственного управления. Киев: Институт экономики, 1999.- 110 с.

242. Ценностные ориентации в американском социальном сознании и реалий межкультурного взаимодействия // Вести МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1996. №2. - С. 67-69.

243. Шергенг Н.А. Понятие трансцендентального субъекта в контексте парадигмы классического философствования. Уфа. 2007 г.

244. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993. №8.-С. 5-7.

245. Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. -1999.-№5.-С.98-107.

246. Юнг К. Психологические типы. СПб.: Ювснта. - М.: Прогресс-Универс, 1995. - 603 с.

247. Ядов В.А. Социологические исследования. Программа, методы. М.: наука. 1987.-367 с.

248. Яковец Ю. В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии. 1997. № 1. - С. 8-9.

249. Янгузин А.Р. Диалектика форм общественного сознания и ее философские реминисценции. Уфа. 2009 г.

250. Янбулатова О.Ю. Экономическая культура как фактор социально-экономического развития,- Кострома, 2000.- 24 с.

251. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М.: 1989. - 223 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 402884