Становление и развитие музыкального искусства и образования в Карачаево-Черкесии: конец XIX - начало XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Коркмазова, Людмила Нануевна

  • Коркмазова, Людмила Нануевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2011, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 179
Коркмазова, Людмила Нануевна. Становление и развитие музыкального искусства и образования в Карачаево-Черкесии: конец XIX - начало XXI вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Карачаевск. 2011. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Коркмазова, Людмила Нануевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Становление и развитие музыкального искусства в Карачаево-Черкесии.

1.1. Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии до 1917 года.

1.2. Развитие музыкального искусства в межвоенный период (1920-40 гг.).

1.3. Музыкальная жизнь Карачаево-Черкесии в послевоенный советский и постсоветский периоды.

Глава 2. Музыкальное образование в Карачаево-Черкесии.

2.1. Музыка в системе общеобразовательной школы.

2.2. Становление и развитие профессионального музыкального образования (1950-е- 1991 гг.).

2.3. Состояние музыкального образования и музыкознания в постсоветский период.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие музыкального искусства и образования в Карачаево-Черкесии: конец XIX - начало XXI вв.»

Актуальность темы исследования. Музыкальное искусство является' важной составляющей: культурного уровня- общества; его развития. В свою очередь, важным элементом; государственной политики в сфере культуры и, просвещения^ в деле гармоничного развития* личности остаётся, система музыкального образования. Какизвестно, в современном мире основным каналом взаимообмена, культурными, достижениями считается образование. Именно включенность этнических культур Карачаево-Черкесии в образовательные процессы, в частности, происходящие на территории: российского государства, в значительной мере расширили как идентификационное поле местных культур, так и облегчили процесс вхождения их в мировое культурное сообщество. Доминирующая* роль образования во всех культурах уже и не обсуждается.

По нашему убеждению, важной составляющей уровня общей культуры и образованности человека является музыка в её самых различных проявлениях. Она в той или иной степени влияет не только на процессы в сфере культуры и образования; определяя.дальнейшие пути их эволюции и модернизации, но и оказывает определённое воздействие на социальные аспекты общественной^ жизни, на развитие уровня гражданственности и ответственности в обществе.

Кроме того, актуальность, данного исследования подтверждается- возникшим на рубеже ХХ-ХХ1 веков и продолжающимся до сих пор кризисным состоянием системы музыкальной культуры и образования в КЧР. Выявление же причин этого кризиса без анализа пути, пройденного музыкальным образованием, искусством республики, без научного обобщения государственной политики в этой сфере не представляется возможным.

Между тем, исследования по интересующей нас проблематике, затрагивающие различные аспекты становления, развития и современного состояния музыкальной культуры и образования в Карачаево-Черкесии, отсутствуют. Этим, собственно, и объясняется актуальность темы нашего исследования. тепень научной разработанности' проблемы. В' сложнейшем процессе развития современной культуры музыкальное искусство и образование занимают одно из ведущих мест, однако в различной литературе этот факт хоть и не игнорируется полностью, но освещается поверхностно. Вопросы музыкального образования косвенно затрагиваются во многих работах российских учёных, но в основном в контексте возникновения и становления той или другой музыкальной теории, что превращает историю музыкального образования в историю музыкально-теоретических школ (направлений), оставляя без внимания функции широкого музыкального просвещения.

Работы по истории становления и развития музыкального искусства и образования довольно редки и стали появляться, в основном, в последние годы. В частности, в работах Т.А. Брежневой, А.Н. Дьяконова1 и других сформулированы некоторые методологические подходы к проблеме исследования музыкального образования в России. В прошлом ни в многотомных трудах по истории музыки, ни в работах по истории педагогики и образования, ни в ■собственно исторических исследованиях не было разделов, посвященных конкретно истории- развития сети музыкальных учебных заведений. Нет такого труда и в научно-музыкальной литературе Карачаево-Черкесии. Однако интересующие нас вопросы всё же нашли своё фрагментарное отражение в ряде историко-культурных трудов.

Следует отметить, что некоторые вопросы и материалы теоретического и идеологического плана, имеющие отношение к теме нашего диссертационного исследования, а также некоторая информация по истории музыкального образования в России в целом, разрозненные сведения о формировании сети общеобразовательных и среднеспециальных учебных заведений в стране, о

1 См.: Брежнева Т.А. История становления и развития музыкального образования в Курском крае: вторая четверть XIX - начало XX вв. / Дис. . канд. ист. наук. - Курск, 2005; Дьяконов A.B. Становление и развитие театрально-музыкального образования в Саратовском Поволжье (XIX - 80-е гг. XX вв.) И Автореф. дис. . канд. ист.наук. - Саратов, 2009 и др. возникновении институтов и университетов, связанных, в том числе с музыкальным образованием, содержатся в различных работах по истории педагогики. Эти материалы содержатся в отдельных монографиях таких теоретиков и методистов, как Э.Б. Абдуллин, Э.С. Алёшина, Б.В. Асафьев, Е. Гуревич, С.И.-Дорошенко, В.В. Медушевский, A.B. Луначарский, в сборниках научных трудов, посвященных образованию.1 Изучение трудов перечисленных и других авторов даёт представление о пути развития музыкального образования в России, что позволило нам провести сравнительно-сопоставительный анализ, используя историко-образовательный материал по истории образования Карачаево-Черкесии.

Поскольку музыкальное образование является частью музыкальной культуры и поскольку музыкальная культура носит отчётливые черты национального своеобразия, для выявления своеобразия музыкального мышления исследуемых народов мы обращались к трудам как советских, так и современных авторов. В частности, определённую помощь мы получили из фундаментального исследования P.M. Грубера" и его продолжателей.

Определенные сведения об интересующей нас проблематике мы извлекли из работ, посвященных исследованию культурно-образовательных процессов, происходивших в советское время и особенно в 1920-30-е годы.3 Из трудов А.Б. Бурнашева, И.Я. Куценко, М.М. Бекижева, И.И, Рехвиашвили и других авторов нами извлечены сведения о специфике партийного руково

1 Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983; Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - М., 1977; Актуальные проблемы музыкальной педагогики. - М., 1981; Алёшина Э.С. Историко-педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом образовании (на материале Республики Бурятия) // Дис. . канд. пед. наук. - М, 2002; Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Изд. 2-е. - Л., 1973; Гуревич Е. Историко-культурные предпосылки и современное состояние музыкального образования й воспитания. - М., 1986; Дорошенко С.И. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое исследование. - Владимир, 1999; Луначарский A.B. О воспитании и образовании. -М., 1988; Медушевский В.В. Музыкальное образование // Спутник учителя музыки / Сост. T.B. Челы-шева. - М., 1993 и др.

2 Грубер P.M. История музыкальной культуры. - М.-Л., 1941.

3 Бурнашев А.Б. Культура, рожденная Октябрем. - Майкоп, 1958; Куценко И.Я. Революция и культура. Очерк истории борьбы партийных организаций Северного Кавказа за осуществление культурной революции в 1918-1932 гт.~ Краснодар, 1973; Бекижев М.М. Партийное руководство культурным строительством в Карачаево-Черкесии (1920-1967 гг.). - Черкесск, 1969; Он же. Формирование социалистической интеллигенции у народов Северного Кавказа. - Черкесск, 1978; Рехвиашвили И.И. Культурное строительство в Горской республике (1920-1924 гг.). - Орджоникидзе, 1967 и др. детва развитием культуры Карачая и Черкесии, Горской республики, а также об идеологии, господствовавшей в области образования в указанный период.

Определяющее значение для нашего исследования имели статьи исследователя И.М. Корчмарского,1 проделавшего огромную работу по изучению становления и развития художественной самодеятельности в КЧР в 19201930-е годы. Бесценные сведения были собраны им и о периоде развития культуры карачаевцев в период депортации в 1940-е - 1950-е годы. Эти сведения дают представления о стремлении народа сохранить свою музыкальную культуру в другой инокультурной среде и о желании народа профессионализировать своё искусство, в частности музыкальное.

Особое значение для нашего исследования имела монография, изданная в 1974 году, «Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии»2 ведущего деятеля культуры Карачаево-Черкесии, композитора и учёного A.A. Дау-рова, возглавлявшего Черкесское музыкальное училище, носящее сегодня его имя. Из неё нами были извлечены сведения о тенденциях развития профессионального музыкального искусства объединённой Карачаево-Черкесии.

Отдельные сюжеты в рамках темы нашего исследования нашли своё отражение в обобщающих коллективных трудах по региональной истории. Базовое значение в этом вопросе для нас имели «Очерки истории Карачаево-Черкесии» и «Очерки истории Ставропольского края».

Только в конце XX - начале XXI веков начинаются планомерные исследования в области художественной культуры народов Карачаево-Черкесии, а точнее традиционного музыкального искусства, причём, в большинстве своем не историками.4 Из трудов культуролога З.Н. Алемединовой (Загашто

1 Корчмарский И.М. Становление и развитие самодеятельного творчества народов Карачаево-Черкесии // Фольклор народов Карачаево-Черкесии (Жанр и образ): сб. научных трудов. - Черкесск, 1988. - С. 113 - 143; Он же. Музыкальное творчество карачаевцев в 1940-50-е годы / www.elbrusoid / org / conten/ musics / р123506/shtml.

Дауров A.A. Музыкальная культура нарбдов Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1974.

3 Очерки истории Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1972. - Т. II; Очерки истории Ставропольского края: в 2 т. / Отв. ред. A.A. Коробейников. - Ставрополь, 1984.

4 Алемединова З.Н. Знание по этнокультурологии как важнейшее условие ориентации учителя в проблеме национально-регионального компонента образования // Проблемы разработки национального регионального компонента гуманитарного образования. Тезисы докладов научно-практической конференции. - Нальчик, 1996. - С. 37; Она же. Художественная культура полиэтнической Карачаево-Черкесии ковой) нами извлечены сведения о специфике возникновения, развития и становления музыкальных культур народов Карачаево-Черкесии. В* монографии музыкального педагога З.П. Батруковой «Музыкальная, культура народов Карачаево-Черкесии», статьях музыковеда Б.Б. Кардановой выявлены особенности музыкального воспитания в культурах народов КЧР, позволившие нам сделать вывод о необходимости введения национально-регионального компонента образования для детей региона-. Благодаря работам JI.A. Киваловой (Вишневской), Ф.К. Ортабаевой и других в научной литературе сложилось определённое убеждение в некотором сходстве и различии музыкального мышления карачаевцев и черкесов, что, по нашему мнению, должно было, учитываться при формировании программ для обучения детей музыке.

Кроме того, данные авторы рассматривали отдельные сюжеты по интересующей нас теме, но носили в основном локальный и узко хронологический характер. В этой связи многие вопросы, особенно в сфере музыкального образования, остались не освещенными и малоисследованными в науке Карачаево-Черкесии. Поэтому у нас имеются основания утверждать, что проблема становления и развития музыкального искусства и образования в том виде, в каком она сформулирована в теме данной диссертации, ещё не становилась предметом специального и комплексного исторического исследования. Следует отметить, что правильная постановка и частичное разрешение нашими предшественниками ряда важных вопросов создали необходимые предпосылки для того, чтобы приступить к всестороннему освещению и анализу заявленной темы. как исторически сложившаяся целостность. - Черкесск, 2003; Батрукова З.П. Музыкальное воспитание и образование // Формирование и развитие креативности и концептуального мышления дошкольника и младшего школьника средствами искусства и природы. Тезисы научно-практической конференции. -Карачаевск, 2000; Она же. Музыкальная культура народов Карчаево-Черкесии. - Карачаевск, 2002; Кар-данова Б.Б. Современное бытование музыкального искусства ногайцев // Современное искусство народов Карачаево-Черкесии: сборник научных трудов / Под ред. A.B. Шишкановой. - Черкесск. - С. 67-85; Кива-лова Л.А. Черты раннефольклорного интонирования в черкесских и карачаевских народных песнях // Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии: сборник научных трудов. - Черкесск, 1993; Ортабаева Ф.К. Древнейшие музыкальные жанры народов Карачаево-Черкесии // Фольклор народов Карачаево-Черкесии: сборник научных трудов. - Черкесск, 1991; Юнусова З.Н. Ислам. Музыкальная культура и современное образование в России. - M., 1997 и др.

Объектом исследования является национальная художественная культура народов Карачаево-Черкесии.

Предметом исследования определены основные этапы становления, динамика и перспективы развития музыкального искусства и образования Карачаево-Черкесии в выделенный период.

Целью данной работы является историческая реконструкция предпосылок становления, особенностей- и динамики развития музыкального искусства и образования в Карачаево-Черкесии в различных социально-политических условиях исследуемого периода.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение ряда конкретных задач: показать состояние музыкальной культуры народов КЧР и отношение к ней властей до 1917 г.; воссоздать историю развития музыкальной культуры и образования в довоенный период (1920-1940 годы); осветить проблемы и особенности музыкальной жизни Карачаево-Черкесии в послевоенные годы (1940-1950-е годы); проанализировать основные этапы становления музыкального образования; рассмотреть специфику развития музыкального образования в послевоенный советский период; оценить состояние и перспективы развития музыкального образования и музыкознания в постсоветский период.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX до начала XXI веков. Выбор нижней временной границы обусловлен тем, что именно после окончания Кавказской войны самодеятельное творчество стало приобретать профессиональные черты, хотя наиболее конкретные изменения в рассматриваемой сфере относятся уже к послереволюционному периоду. На постсоветском пространстве изменились не только ценности, но и вектор социокультурного развития российских народов. Это повлекло за собой кризисные тенденции во многих областях жизнедеятельности общества, в том числе и в музыкальном мире. Этим обусловлена верхняя' хронологическая рамка исследования.

Территориальные рамки исследования охватывают современную территорию Карачаево-Черкесской Республики с учётом тех изменений, которые происходили в результате административно-территориальных преобразований на различных этапах государственного строительства.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования базируется на принятых подходах, существующих в современной исторической науке. В'теоретическом плане работа строится на модели исторической реконструкции. В анализе истории музыкального искусства и образования существуют три основных подхода: цивилизационный, интонационный и парадигмально-педагогический. Историческая ретроспектива, предпринятая в нашем исследовании, показала, что наиболее перспективными в раскрытии поставленной цели являются цивилизационный и парадигмально-педагогический, включающие в себя не только институциональное оформление процесса становления музыкального искусства и образования, но и раскрывающие сущность политики государства в области культуры и просвещения.

Методологической основой исследования стали общенаучные принципы объективности, историзма и системности, которые обусловили опору на конкретно-исторический подход. Реализация общего исследовательского замысла, а также решение поставленных задач потребовали применения многоуровневой методологической системы исторического познания, включающей в себя общенаучные, междисциплинарные и специальные методы: проблемно-хронологический, метод сопоставления и актуализации, статистический, историко-сравнительный и другие. При систематизации и отборе материалов из документальных источников использовался метод сопоставительного анализа.

Совокупное использование названных методологических средств позволило раскрыть особенности становления и развития музыкального искусства и образования, а также политику руководства страны и Карачаево-Черкесии в интересующем нас вопросе.

Источниковая база: исследованиям состоит из ряда, документальных массивов. Первый включает неопубликованные материалы» из различных архивохранилищ. Основная; часть материала по политике государства в области общего и специального образованиям извлечена из; фондов;Государственного архива КЧР (ГА КЧР): ФР 1 - Судебный следователь Первого участка, ФРЙ19 - Протоколы заседаний съезда Советов по реорганизации КЧАО. Баталпа-шинск, ФР 418 — Зеленчукский орган управления культуры (1945-1986 гг.), ФР 815 - Карачаевский орган управления культуры (до 1957 г. - Клухорский) (1945-1979 гг.), ФР 914 — Карачаево-Черкесское республиканское училище культуры и искусств Министерства просвещения РСФСР (1960-1998 гг.).

В этих фондах отложились ежегодные отчёты детских музыкальных школ Карачаево-Черкесии, школ искусств, училища и университета о состоянии учебно-воспитательной' и научно-исследовательской работы, материалы, 'стандарты образования, планы работы различных подразделений учебных заведений, программы, справки и другая информация; дающая объективные данные об их развитии. Анализ архивных материалов дал возможность раскрыть сущность и направленность реорганизации системы музыкального образования в Карачаево-Черкесии в выделенный период, вскрыть специфику развития музыкальной культуры КЧАО в послевоенный период, противоречия как в практике, так и в подходах к реализации основных мероприятий в рамках государственной политики в области национально-музыкального образования.

Кроме того, в ГА КЧР использовался научно-справочный аппарат: «Статистический справочник за 1922-1923 годы», в котором выявлены тенденции роста образовательной сети, количественный и национальный состав учащихся.

В работе активно использовались также фонды Карачаево-Черкесского областного музея (КЧОМ), с 1989 года - Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник (КЧ ИКПМЗ). В них содержится важная информация по первым самодеятельным коллективам (вокальным, вокально-хореографическим и др.).

В процессе работы использовались и материалы архива отдела культуры Малокарачаевского района, содержащего интересные материалы не только о прославленных в прошлом музыкальных коллективах, но и современных молодых исполнителях.

В диссертационном исследовании использованы также опубликованные материалы. К ним, в первую очередь, можно отнести группу источников, содержащую законодательные и нормативные акты, документы советского и постсоветского периодов по вопросам образования, в том числе и музыкального.1 Представленные документы хронологически охватывают интересующий нас период с первых дней установления советской власти и до конца советского периода. Материалы съездов и пленумов КПСС дают полное представление об идеологической направленности просвещения и образования. Особенно чётко это прослеживается по материалам 15-ти томного издания «Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1970)». К этой же группе источников относятся законы и нормативные акты, изданные в различные годы. В частности, нами использовались законы Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании» для выявления основных тенденций в образовании в последние десятилетия со

1 Из истории советского музыкального образования: сб. материалов и документов. 1917-1927 / Сост. А. Ба-ренбойм и др. - Л., 1969; КПСС и Совет Министров СССР об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране. Тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР. - М, 1958; КПСС о культуре, просвещении и науке: сб. документов. - М., 1963.; Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1970). Изд. 8-е. В 15-ти т. - М., 1970-1984.; Вопросы идеологической работы КПСС: сборник документов. - М, 1972; Закон Российской Федерации «Об образовании» // Высшее образование в России. -1992. -. № 3; Закон Российской Федерации «Об образовании» (новая редакция от 13 января 1996). - М., 1996; Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». - М., 1997; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования РФ // Национальная доктрина развития образования в России. - М., 2002. ветского периода. Кроме того, для выявления изменений в области образования нами проанализированы: «Государственный образовательный, стандарт высшего профессионального образования РФ», «Национальная доктрина развития образования в России».

Данные по количеству музыкальных учебных заведений и контингенту обучающихся в них учеников и студентов, извлечены нами из. статистических сборников РСФСР и КЧР' и по отчетам, хранящимся в ГА КЧР и Министерстве культуры КЧР.

Некоторые факты извлечены из личных архивов деятелей музыкальной культуры КЧР, получены < в беседах с руководителями детских музыкальных школ (ДМШ), детских школ искусств (ДТТТИ) и различных подразделений Министерства культуры КЧР. Эти материалы касаются первых преподавателей музыкальных школ, их деятельности на пути становления профессионального музыкального образования в Карачаево-Черкесии.

Важными источниками стали материалы периодической печати, в частности центральные СМИ: «За правду» (1913 г.), «Музыка и революция» (1926 г.), «Правда» (1913, 1957 гг.), «Революция и горец» (1931, 1932 гг.), «Советская Россия» (1957 г.). В'числе региональных изданий использованы материалы газет: «Красный Карачай» и «Красная Черкесия» (1930-1940-е гг.), «Къызыл Къарачай» (1942-1943 гг.), «Казахстанская правда» (1957 г.), «Музыкальная культура» (2006 г.), а также публикации в официальном областном издании, газете «Ленинское знамя» (в постсоветское время - «День республики»), начиная с 1960-х и до 2000-х годов. В газетах советского периода регулярно появлялись материалы о различных смотрах, конкурсах и фестивалях, в которых Карачаево-Черкесия принимала самое активное участие. В постперестроечное время эти материалы почти исчезли, поскольку художественная культура Карачаево-Черкесии оказалась в глубоком кризисе.

Были использованы также электронные ресурсы сети Интернет, например, статья «Музыкальное творчество карачаевцев в 1940-50-е годы» И.М.

Корчмарского, скрупулезно собиравшего из разных источников крупицы сведений о музыкальной культуре послевоенной Карачаево-Черкесии в период его работы в этом регионе в 1970-1980-х годах. Перечисленные источники дали возможность решить поставленные задачи.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что процесс становления^ и развития музыкального искусства и образования в Карачаево-Черкесии показан не только в реальных исторических условиях исследуемого периода, но в аспекте межкультурного взаимодействия русского народа и народов КЧР. Элементами новизны обладают также следующие результаты: осуществлена периодизация исследуемой проблемы, которая, на наш взгляд, в своем развитии прошла четыре этапа. Первый этап - период дореволюционного развития музыкальной культуры, закончился к 1917 году. На этом этапе преобладало устное народное творчество. Второй этап охватывает 1920-1940-е годы и характеризуется формированием социалистической идеологии в культуре вообще и в области музыкального искусства в частности. Третий этап длился с 1950-х до начала 1990-х годов, в течение которых значительно расширилась сеть детских музыкальных школ (ДМШ) и детских школ искусств (ДШИ), появились средне-специальные ступени музыкального образования в Карачаево-Черкесии, повысилось внимание к развитию национальных культур за счёт подготовки национальных музыкальных профессиональных кадров. С начала 1990-х годов до настоящего времени продолжается четвёртый этап, включающий в себя, с одной стороны, новые поливариантные возможности развития музыкального образования, с другой стороны, характеризующийся определённым кризисом в этой сфере; установлено, что вплоть до 1920-х годов музыкальная культура абазин, ногайцев, карачаевцев, черкесов и во многом казаков развивалась в русле устной традиции, то есть музыкальная культура народов северокавказской окраины Российской империи существовала в основном в творчестве самодеятельных исполнителей. Система профессиональной музыкальной подготовки на данной-территории фактически отсутствовала; впервые определён музыкальный потенциал культуры народов Карачаево-Черкесии, предрасположенный к профессионализации музыкального искусства; высказано* мнение о том, что воспитательный и образовательный потенциал музыкального искусства в советский и постсоветский* периоды^ использовался образованием не в полном объёме по'причине отсутствия музыкально-исторической литературы по искусству народов КЧР, учебной литературы по художественной культуре народов КЧР, а также недостатка профессиональных специалистов по мировой художественной культуре; обосновано, что в современной музыкальной культуре Карачаево-Черкесии наблюдается спад, обусловленный, по нашему мнению, отсутствием государственной поддержки творчества самодеятельных и профессиональных коллективов, уменьшением притока абитуриентов музыкально-педагогических учреждений, падением престижа педагогических профессий.

С учётом результатов проведённого анализа на защиту выносятся следующие положения:

1. В 1920-1930-е годы музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии существовала только в устной традиции. Учреждений, готовящих музыкальные кадры, на территории Карачая и Черкесии не было. Этот период характеризуется началом становления и планового развития художественной самодеятельности, появлением художественных коллективов из числа местных национальностей.

2. В военные и первые послевоенные годы (1940-е годы) самодеятельное искусство Карачая и Черкесии понесло урон. Новая волна его развития возникла после возвращения карачаевцев в родные места (1950-е годы). Но и в эти годы развитие музыкального искусства народов Карачаево-Черкесии ещё не вышло на уровень подготовки профессиональных кадров.

3. Первоначальные представления о музыкальном искусстве дети местных народов до 1950-х годов получали в средней общеобразовательной школе, где уроки пения велись по общесоюзным учебным программам, куда не были включены, сведения о музыкальных культурах народов, к которым эти дети принадлежали. Иными словами, развитию этномузыкальных традиций внимание в общеобразовательных программах не уделялось.

4. - Возникновение детских музыкальных школ замедлялось отсутствием профессиональных кадров как преподавательского, так и руководящего состава. С открытием первых детских музыкальных школ (1951 г.), музыкального училища (1960 г.), а также появлением большой группы энтузиастов в учебные программы был включен национально-региональный компонент, что, в свою очередь, вызвало интерес к музыкальной профессии и приток детей в детские музыкальные школы, детские школы искусств и абитуриентов, музыкального училища. Таким образом, становление сети музыкально-образовательных учреждений Карачаево-Черкесии можно отнести к 1950-м годам XX века.

5. Наполнение смыслом и содержанием национально-регионального компонента в образовании, в изучении музыкального искусства народов КЧР стало возможным лишь с открытием сектора искусствоведения в структуре Научно-исследовательского института Карачаево-Черкесской автономной области (1990 г.) и музыкально-педагогического факультета в структуре Карачаево-Черкесского педагогического университета им. У.Д.Алиева (1992 г.).

6. В целом в музыкальной культуре Карачаево-Черкесии сегодня наблюдается спад, начавшийся, как и во всей России, с 1990-х годов. Выход из кризиса видится, в частности, в поднятии статуса учителя музыки ДМШ, преподавателя училища и вуза, за счёт увеличения государственной и республиканской идеологической и материально-технической поддержки искусствоведческого образования, более взвешенной политики в области подбора руководящих кадров для музыкально-образовательных учреждений.

Теоретическая и практическая значимость, работы заключается в том, что на основе материалов, изложенных в диссертации, возможна выработка новых теоретико-методологических подходов в области развития музыкального искусства, совершенствования политики государственных структур в этой сфере, создания национально-педагогических теорий в сфере музыкального образования в многонациональной среде. Практическую значимость данная работа представляет для организаторов музыкального образования разных уровней, руководителей министерств, директоров школ и училищ,- ректоров вузов в части дальнейшего совершенствования музыкально-учебных учреждений. Материалы работы могут использоваться1 при написании различных работ, учебников и учебных пособий по Отечественной истории, а также при чтении курсов лекций в вузах и ссузах, в музыкальных и общеобразовательных школах, в культурно-просветительской работе.

Апробация результатов. Основные результаты, структура и содержание исследования обсуждались на заседаниях кафедры Отечественной истории Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева. Выводы и основные положения диссертации докладывались автором на региональной научно-теоретической конференции «Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения» (Нальчик, 2001 г.); на международной научной конференции «Кавказ: история, культура, традиции, языки», посвященной 75-летию АБИГИ им. Д.И. Гулиа AHA (Сухум, 2004 г.); на VI конгрессе этнографов и антропологов России (СПб., 2005 г.).

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 8 статей, общим объемом 3,1 печатных листов, в том числе 2 в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации определена логикой проведенного анализа, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Коркмазова, Людмила Нануевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Логика проведённого исследования развития музыкального искусства и образования в Карачаево-Черкесии позволяет сделать следующие выводы.

Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии до 1917 года и вплоть до 1920-х годов, времени становления первой государственности народов КЧР, развивалась в русле устной традиции, существовала в основном в творчестве самодеятельных исполнителей. О наличии системы профессиональной музыкальной подготовки на этой территории документальных сведений нами не установлено. Главными же причинами отсутствия в регионе системы как общего, так и музыкального образования явились социально-политическая нестабильность, территориально-административная необустроенность и экономическая отсталость местных народов, ставшие следствием реакционной, антинародной политики царского правительства.

В 1920-е годы произошло становление и плановое развитие художественной самодеятельности. Причём, её состояние в области было не равнозначным. Большую, в сравнении с другими районами, активность проявили жители Карачая, что позволило им уже на первых смотрах и олимпиадах народного творчества показать всё богатство своей традиционной музыкальной культуры. Кроме того, в эти годы начался планомерный рост сети изб-читален, клубов и Домов культуры, при которых организовывались музыкальные кружки. Но руководителями этих коллективов пока были или непрофессионалы, или представители других, не местных, национальностей, что иногда пагубно сказывалось на репертуаре и уровне исполнительского мастерства самодеятельных артистов.

Период 1930-х годов стал временем, когда самодеятельность превратилась в мощное средство идеологического и эстетического воспитания народа. Все художественно-культурные мероприятия инициировались партийными и советскими органами и проходили под их строгим контролем как в области репертуара, так и подбора исполнителей. Особенностью этого периода можно считать появление руководителей художественными коллективами из числа местных национальностей, а также рост интереса к традиционным искусствам, что стало причиной их постоянного включения в концерты и ре-пертуары участников смотров и олимпиад, подтвердивших как богатство музыкальных культур народов Карачаево-Черкесии, так и стремление народов к развитию музыкального искусства и обязательному озвучиванию традиционных народных музыкальных произведений на сценических площадках области, края, страны. Это позволило подтвердить огромное количество талантливых музыкантов у всех народов Карачаево-Черкесии и прогнозировать в дальнейшем развитие профессионального музыкального искусства, начало которого было отодвинуто Великой Отечественной войной 1941-1945 годов.

Советское руководство было крайне заинтересовано в развитии художественной самодеятельности народов СССР, считая его мощным орудием идеологического и эстетического воспитания, что обеспечило с его стороны поддержку планового развития художественной самодеятельности народов Карачаево-Черкесии до Великой Отечественной войны.

В военные и первые послевоенные годы самодеятельное искусство Ка-рачая и Черкесии понесло урон в связи с депортацией карачаевского народа. Тем не менее деятельность учреждений художественной самодеятельности, поддержанная партийным и советским руководством, возобновилась уже в 1943 году. Художественная самодеятельность карачаевцев развивалась и в период депортации, поддерживаемая партийным и советским руководством на местах расселения. Новая волна развития художественной самодеятельности Карачаево-Черкесии возникла после возвращения карачаевцев в родные места.

Художественная самодеятельность объединённой КЧАО в советский период была представлена искусством всех народов через создание и активную концертную деятельность вокально-инструментальных, танцевальных и вокально-хореографических коллективов, деятельность которых в первые десятилетия после войны стала основой для развитей самодеятельного искусства и в последующие годы. Основным достижением коллективов художественной самодеятельности стало сохранение, развитие и адаптация к новым условиям традиций певческого и танцевального искусства абазин, казаков, карачаевцев, ногайцев и черкесов. Руководство деятельностью художественных коллективов осуществлялось отделами культуры на местах.

В довоенные и первые послевоенные годы развитие музыкального искусства народов Карачаево-Черкесии ещё не вышло на уровень подготовки профессиональных кадров.

Первоначальные представления о музыкальном искусстве дети местных народов до 1950-х годов получали в средней общеобразовательной школе, где уроки пения велись по общесоюзным учебным программам, в которых вплоть до последней четверти XX века национально-региональный компонент не предусматривался. Ученики школ Карачаево-Черкесии, как и по всей России, получали общее представление о развитии музыкальной культуры, не включавшее в себя получение теоретических знаний и владение музыкальным инструментом.

Развитие профессионального музыкального образования в Карачаево-Черкесии началось в 1950-х годах с открытием детских музыкальных школ в, г. Черкесске (1951 г.), г. Карачаевске (1959 г.), ст. Зеленчукской (1959 г.). Структура этих и открывавшихся впоследствии школ была сходна с общероссийскими.

Учащиеся ДМШ Карачаево-Черкесии на протяжении всего советского периода демонстрировали высокий уровень профессиональной подготовки, занимая на Всероссийских конкурсах и фестивалях большое количество призовых мест. Творчество юных музыкантов стало важной частью общей музыкальной культуры Карачаево-Черкесии и свидетельством высокого уровня образования, дававшегося в ДМШ.

Успехи первых ДМШ дали возможность открыть следующую ступень в музыкальном образовании в КЧР - среднеспециальную. В 1960 году в г. Черкесске было открыто музыкальное училище, готовившее преподавательские кадры для ДМШ, но слабая материальная база училища, неуклонно ухудшающаяся демографическая ситуация в КЧАО, постепенное снижение авторитета музыкальных профессий привели к тому, что количество поступающих из года в год уменьшалось.

Тем не менее силами энтузиастов с привлечением студентов и преподавателей в стенах училища сформировались симфонический оркестр и оркестр народных инструментов. Выпускники школ и училища стали активными участниками музыкальной жизни республики, поднимая её на профессиональный уровень.

Важнейшим итогом деятельности музыкально-образовательных учреждений Карачаево-Черкесии в советский период стала тенденция к неуклонному внедрению национально-регионального компонента в музыкальное образование. Это произошло за счёт открытия отделений и классов национальных музыкальных инструментов и изучения в школьном и училищном курсе «Музыкальная литература» первых исследований учёных по развитию музыкальных культур местных народов.

Несмотря на сложности, в пореформенный период развитие детского музыкального образования в республике продолжилось. Были открыты новые ДМШ, организованы новые детские школы искусств. Уже в начале первого десятилетия XXI века в сторону увеличения стала меняться ситуация с набором школьников. В большинстве ДМШ и ДШИ стали организовываться классы игры на национальных инструментах. Выпускники ДМШ по-прежнему доказывали свою высокую профессиональную подготовку, занимая призовые места на Международных, Всероссийских и региональных конкурсах и фестивалях.

Методика работы преподавателей ДМШ и ДШИ республики сегодня вызывает большой интерес у деятелей музыкального образования России, которые посещают Карачаево-Черкесию с целью обмена опытом.

Высшее музыкальное образование в КЧР осуществляется на музыкально-педагогическом факультете КЧГПУ им. У.Д.Алиева, открытом по инициативе ректората университета в 1992 г., что совпало с началом социальноэкономических и политических реформ в России. Это не могло не сказаться отрицательно на его дальнейшем развитии. В соответствии с распоряжением Министерства образования России в его программу был введен национально-региональный компонент, включающий в себя изучение музыкальной культуры народов КЧР. Тем не менее Министерством образования КЧР материальной поддержки факультету оказано не было. В отсутствие достаточного количества национальных инструментов и специальной литературы к 2000-ным годам факультет оказался в глубочайшем кризисе, на грани закрытия.

Однако сегодня на МПФ КЧГУ им. У.Д.Алиева успешно развивается начатая в 1990 году в стенах Карачаево-Черкесского НИИ научно-исследовательская работа по вопросам возрождения национальных музыкальных культур народов республики. Студенты и преподаватели факультета активно включаются в изучение не только традиционной музыки этносов КЧР, но и исследуют её современное состояние, создавая наукоёмкие дипломные работы и монографии. Кроме того, преподаватели факультета постоянно работают над созданием методик преподавания предметов, включенных в национально-региональный компонент образования.

В заключении следует отметить следующее: в музыкальной культуре Карачаево — Черкесии сегодня наблюдается спад, начавшийся как и во всей России, с конца 1990-х годов. Постепенно исчезли многие музыкальные коллективы, значительно уменьшился приток абитуриентов музыкальных отделений как в училище, так и в вузе, замедленными темпами идёт восстановление престижа музыкально-педагогических профессий. Однако очевидный потенциал музыкального образования, подтверждаемый в республике успешной деятельностью ДМШ и ДТТТИ, позволяет делать положительные прогнозы в области дальнейшего развития музыкальной культуры и образования Карачаево-Черкесии.

Учитывая, что история музыкального образования республики в предыдущие годы была освещена лишь в единичных, разрозненных публикациях, а имеющиеся в архивах материалы в силу объективных причин являются не полными, представленный на защиту труд фактически можно считать первой попыткой создания целостной истории музыкального образования с учётом специфических историко-политических и историко-культурных особенностей развития конкретного субъекта российской культуры - многонациональной КЧР.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Коркмазова, Людмила Нануевна, 2011 год

1. Архивные источники

2. Государственного архива КЧР (ГА КЧР). ГА КЧР. ФР 1 Судебный следователь Первого участка.

3. ГА КЧР. ФР 19 — Протоколы заседаний съезда Советов по реорганизации КЧАО. Баталпашинск.

4. ГА КЧР. ФР 418 Зеленчукский орган управления культуры (1945-1986 гг.).

5. ГА КЧР. ФР 815 Карачаевский орган управления культуры (до 1957 г. -Клухорский) (1945-1979 гг.).

6. ГА КЧР. ФР 914 — Карачаево-Черкесское республиканское училище культуры и искусств Министерства просвещения РСФСР (1960-1998 гг.).

7. ГА КЧР. Научно-справочный аппарат. Статистический справочник за 1922-1923 годы. Баталпашинск.

8. Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник (КЧИКПМЗ). НВФ 2470-3. Ф. 10. Д. 9.

9. КЧ ИКПМЗ. НВФ 1195. Ф. 10. Д. 5, 75, 82, 249.

10. Вопросы идеологической работы КПСС Текст.: сборник документов. -М., 1972.

11. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования РФ Текст. -М., 1995-2002.

12. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании Текст.: сборник документов 1917 1947 гг. - М.- Л. 1974.

13. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. // Высшее образование в России. — М., 1992. №3.

14. Закон Российской Федерации «Об образовании» (новая редакция от 13 января 1996) Текст. -М., 1996.

15. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Текст. М., 1997.

16. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Серия «Федеральный закон») Текст. 4-е изд. М.: ИНФРА, 2001. - 53 с.

17. КПСС и Совет Министров СССР об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране Текст.: тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР. М., 1958.

18. КПСС о культуре, просвещении и науке Текст.: сборник документов. М: Политиздат, 1963.

19. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1970) Текст. Изд. 8-е. В 15-ти т.-М., 1970-1984.

20. Народное образование в СССР Текст.: сборник нормативных актов. -М.: Юридическая Литература, 1987. 336 с.

21. Национальная доктрина развития образования в России Текст. М., 2002.

22. Из истории советского музыкального образования Текст.: сборник материалов и документов. 1917-1927 / сост. Л.А. Баренбойм [и др.]. Л: Музыка, 1969. - 306 с.

23. О том, что сделано Текст. // Бюллетень Наркомпроса. В 2-х вып. Пг., 1919.

24. Программа по дисциплине «История музыкального образования» (Для специальности №030700 «Музыкальное образование) Текст. / сост. Е.В.Николаева. Карачаевск: КЧГУ, 2002.

25. III Горский съезд Советов. Владикавказ, 1923 Текст.: стенографический отчет // Съезды Советов Союза СССР, союзных и автономных советских социалистических республик: сборник документов. В 3-х томах. 1917- 1936 гг. Т. 1.-М., 1959. С. 115.

26. Съезды Советов Союза СССР, союзных и автономных социалистических республик Текст.: сборник документов. В 7-ми т. Т. IV. Ч. I: 1923-1937 гг.-М., 1962.-С. 105-106.

27. Учебные программы для детских музыкальных школ Текст. М., Л., 1945.

28. Периодические издания Центральные:

29. За правду Текст. 1913. - № 46.

30. Музыка и революция Текст. 1926. - № 1.

31. Правда Текст. 1957. - № 68. - 8 октября.

32. Революция и горец Текст. 1929. - №5, №9; 1931.- № 9; 1932. - № 1 -3; 1933.-№10-12.

33. Советская Россия Текст. 1957. - 8 октября.1. Региональные:

34. Казахстанская правда Текст. — 1957. 6 января.35. ■ Красный Карачай. Орган Карачаевского областного комитета ВКП (б) Текст.: 1936-1943 гг.

35. Къызыл Къарачай. Орган Карачаевского областного комитета ВКП (б) Текст.: 1942-1943 гг.

36. Красная Черкесия. Орган Черкесского окружкома ВКП (б) Текст.: 1935-1944 гг.

37. Ленинское знамя (с 4 декабря 1991 года «День республики») Текст.: 1960-2000-е гг.

38. Музыкальная культура. — 2006. № 5. - 28 апреля.1. Интернет ресурсы

39. Корчмарский, И.М. Музыкальное творчество карачаевцев в 1940-50-е годы Электронный ресурс. / И.М. Корчмарский // Режим доступа: www.elbrusoid / org / conten/ musics / pl23506 / shtml.1. Литература

40. Абазины: историко-этнографический очерк Текст. — Черкесск: Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1989. — 237 с.

41. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе Текст. / Э.Б. Абдуллин. М.: Просвещение, 1983. - 111 с.

42. Абилов, А. А. Очерки истории советской культуры народов Дагестана Текст. / А. А. Абилов. Махачкала, 1960.

43. Актуальные проблемы высшего музыкального образования Текст. -М., 1977.

44. Актуальные проблемы музыкальной педагогики Текст. — Саратов: Научная книга, 2003. 156 с.

45. Алексеев, В.П. Происхождение народов Кавказа Текст. / В.П. Алексеев. -М.: Наука, 1974. 316 с.

46. Алиев, У.Д. Национальный вопрос и национальная культура в СевероКавказском крае Текст. / У.Д. Алиев. Ростов-на-Дону: Севкавкнига и Край-нациздат, 1926. - 128 с.

47. Алемединова, З.Н. Художественная культура полиэтнической Карачаево-Черкесии как исторически сложившаяся целостность Текст. / З.Н. Алемединова. Черкесск, 2003. - 390 с.

48. Алемединова, З.Н. Художественная культура черкесов. Театр Карачаево-Черкесии (Страницы истории) Текст. / З.Н. Алемединова. Нальчик, 1998. - 194 с.

49. Алиев, И.И. Этнические репрессии Текст. / И.И. Алиев. М.: Радио Софт, 2008.-472 с.

50. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании Текст. / Б.В. Асафьев. Изд.2-е. - Л.: Музыка, 1973. - 144 с.

51. Асафьев, Б.В. (Игорь Глебов). Теория музыкально-исторического процесса как основа музыкально-исторического знания Текст. /Б.В. Асафьев // Задачи и методы изучения искусств: сборник статей. — Пг., 1924.

52. Атлас музыкальных народных инструментов СССР Текст. М., 1963.

53. Ашхотов, Б.Г. Гъыбзэ в системе жанров адыгского фольклора Текст. / Б. Г. Ашхотов // Вопросы Кабардино-Балкарского музыкознания: сборник статей. . Нальчик, 2000. С. 18-29.

54. Батрукова, З.П. Историко-героические песни в музыкальном фольклоре карачаевцев Текст. / З.П. Батрукова // Алиевские чтения: тезизы научно-практической конференции преподавателей и аспирантов КЧГУ. Карача-евск, 2004.-С. 301-302.

55. Батрукова, З.П. Музыка эпоса народов КЧР Текст. / З.П. Батрукова // Алиевские чтения: тезисы научно-практической конференции преподавателей и аспирантов КЧГУ. Карачаевек, 2002.

56. Батрукова, З.П. Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии Текст.: пособие / З.П. Батрукова. — Карачаевск, 2002.

57. Бекижев, М.М. Партийное руководство культурным строительством в Карачаево-Черкесии (1920-1967 гг.) Текст. / М.М. Бекижев. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1969.-192 с.

58. Бекижев, М.М. Формирование социалистической интеллигенции у народов Северного Кавказа Текст. / М.М. Бекижев Черкесск, 1978.

59. Богатырев, П.Г. Вопросы народного искусства Текст. /П.Г. Богатырев. -М., 1971.- 168с.

60. Боголюбов, Е.В. Культура и общество. Вопросы истории и теории Текст. / Е.В. Боголюбов. М.: Издательство Московского университета, 1978. - 231 с.

61. Бугай, Н.Ф., Мекулов, Д.Х. Народы и власть: социалистический эксперимент Текст. / Н.Ф. Бугай, Д.Х. Мекулов. Майкоп, 1994. - 426 с.

62. Бурнашев, А.Б. Культура, рожденная Октябрем Текст. / А.Б. Бурнашев. -Майкоп, 1958.

63. Введение в теорию художественной культуры Текст. / ред. проф. Л.М. Мосолова. СПб: Научный центр проблем диалога, 1993. - С. 224.

64. Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии Текст.: сборник научных трудов. Черкесск, 1993. - 184 с.

65. Гордеева, Т.Ю. Музыкальный звук как феномен культуры Текст. / Т.Ю. Гордеева. М.: Флинта, 2007. - 117 с.

66. Горохов, В. А., Коханова Л. А. // Основы непрерывного образования в СССР Текст. / В. А. Горохов, Л. А. Коханова. М.: «Высшая школа»,1987 г.

67. Грубер, P.M. История музыкальной культуры Текст. / P.M. Грубер.1 T. L. -М., JL., 1941. — 593 с.

68. Гуревич, Е. Историко-культурные предпосылки и современное состояние музыкального образования и воспитания Текст. / Е. Гуревич. М., 1986.73: Дауров, А.А. Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии Текст. А.А.Дауров. Черкесск, 1974.

69. Депортация карачаевцев. Документы рассказывают.; Сборник документов Текст. / сост. Р. С. Тебуев. КЧИГИ, Черкесск, 1995. - 344 с.

70. Депортация народов СССР (1930-е 1950-е гг.) Текст. - М., 1992.- С. 38.

71. Дорошенко, С.И. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое; исследование Текст. / С.И: Дорошенко. Владимир, 1999.

72. Жданов, А. Вступительная речь и выступления на совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП (б) в январе 1948 г. Текст. / А. Жданов. М.: Госполитиздат, 1952.

73. Закс, Л. Музыка в контекстах духовной культуры Текст. / JI. Закс // Критика и музыкознание: сборник статей. Л:, 1987. - С. 46-68.

74. Иванюков, Н. И., Ковалевский, М. М. У подошвы Эльбруса Текст. / Н. И. Иваннюков, М. М. Ковалевский. Вестник Европы, книги 1-2. Спб., 1886.

75. Идейно — воспитательная работа КПСС. Историография проблемы Текст. Л., 1986. - 630 с.

76. История музыкального образования как наука и как учебный предмет Текст. // Материалы V Международной научно-практической конференции 1- 2 декабря 1999 года. -М., 1999.

77. Кабалевский, Д. Б. Идейные основы музыкального воспитания в Советском Союзе Текст. / Д. Б. Кабалевский // Музыкальное воспитание в .современном мире. — М., 1973.

78. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца Текст.: кн. для учителя / Д.Б. Кабалевский; сост. В.И. Викторов.-М.: Просвещение, 1981.- 192 с.

79. Кабалевский, Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. Статьи, выступления разных лет Текст. / Д.Б. Кабалевский. М.: Знание, 1984. - 64 с.

80. Каган, М.С. Музыка в мире искусств Текст. / М.С. Каган. СПб.: УТ, 1996.-232 с.

81. Калмыков, И.Х. Черкесы: историко этнографический очерк Текст. / И.Х. Калмыков. Черкесск, 1974. - 344 с.

82. Карачаево Черкесия за полвека (1922-1971 гг.) Текст. - Черкесск: КЧ отделение Ставропольского книжного издательства, 1972.- 198 с.

83. Карачаевцы: историко этнографический очерк Текст. - Черкесск, 1978. -336 с.

84. Карачайлы, (Хубиев) Ислам. Сатирические песни Карачая Текст. / И. Ху-биев // Советский Северный Кавказ. 1930. - №1.

85. Карачайлы, (Хубиев) Ислам. О горской музыке и её пионерах Текст. / И. Хубиев // Революция и горец. 1930. - №12.

86. Карачайлы, (Хубиев) Ислам. Писатели и поэты Карачая Текст. / И. Хубиев // На подъёме. 1929. - №2.

87. Карданова, Б.Б. Обрядовые песни ногайцев (к характеристике жанров) Текст. / Б.Б. Карданова // Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии: сборник научных трудов. Черкесск, 1993. - С. 60 - 76.

88. Карданова, Б.Б. Современное бытование музыкального искусства ногайцев Текст. / Б.Б. Карданова // Современное искусство народов Карачаево-Черкесии: сборник научных трудов / Под ред. A.B. Шишкановой. Черкесск. - С. 67-85.

89. Кивалова, JI.A. Черты раннефольклорного интонирования в черкесских и карачаевских народных песнях Текст. / JI.A. Кивалова // Вопросы искусстванародов Карачаево-Черкесии: сборник научных трудов. Черкесск, 1993. -С. 76-92.

90. Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования Текст. // Сборник научных трудов Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. М., 1986.

91. Концепция обновления и развития национальных систем в Карачаево-Черкесии Текст. Черкесск, 1994. — 20 с.

92. Корабельникова, Л.З. Музыкальное образование Текст. / Л.З. Корабель-никова // История русской музыки. В 10-ти т. Т. 6. М.: Музыка, 1989. - С. 167-188.

93. Коркмазова, Л.Н. О специфике становления системы музыкального образования в Карачаево — Черкесской республике Текст. / Л.Н. Коркмазова // Научные проблемы гуманитарных исследований. Вып. 1. — Пятигорск, 2010. -С. 63-70.

94. Коркмазова, Л.Н. Уроки русской композиторской школы в творчестве Ю. Абдокова Текст. / Л.Н. Коркмазова // Вестник КЧИГИ. Серия «Филология и искусствоведение». Россия в исторических судьбах народов Карачаево — Черкесии. Черкесск, 2010 . - С. 296 - 300.

95. Корнетов, Г.Б. Всемирный историко-педагогический процесс в зеркале цивилизационного подхода Текст. / Г.Б. Корнетов // Современные проблемы истории образования и педагогической науки: монографический сборник. В 3-х т. Т. 1.-М., 1994.

96. Корчмарский, И.М. Становление и развитие самодеятельного творчества народов Карачаево-Черкесии Текст. / И.М. Корчмарский // Фольклор народов

97. Карачаево-Черкесии (Жанр и образ): сборник научных трудов. Черкесск, 1988.-С. 113-143.

98. Куценко, И.Я. Революция и культура. Очерк истории борьбы партийных организаций Северного Кавказа за осуществление культурной революции в 1918-1932 гг. Текст. / И.Я. Куценко. Краснодар, 1973.

99. Ленин, В.И. О культурно-национальной автономии Текст. / В.И. Ленин // За правду. -1913.-28 ноября. № 46.

100. Лавров, Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа Текст. / Л. И. Лавров-Л., 1978.

101. Лавров, Л. И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX века Текст. / Л. И. Лавров КЭС, 4. М., 1969.

102. Леонтьева, О.Т. Карл Орф Текст. / О.Т. Леонтьева. М., 1984.

103. Ливанова, Т.Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры Текст. / Т.Н. Ливанова. — М., 1938.

104. Луначарский, A.B. В мире музыки Текст. / A.B. Луначарский. М.: Советский композитор, 1958.

105. Луначарский, A.B. Десять лет культурного строительства в стране рабочих и крестьян Текст. / A.B. Луначарский. -М., Л.: Гос. изд-во, 1927. 134 с.

106. Луначарский, A.B. Музыка и революция Текст. / A.B. Луначарский. -М., 1926.

107. Луначарский, A.B. О воспитании и образовании Текст. / A.B. Луначарский.-М., 1988.-304 с.

108. Мазель, Л. О природе и средствах музыки. Теоретический очерк (об основах музыкального искусства и его эволюции) Текст. / Л. Мазель. — М.: Музыка, 1991. 79 с.

109. Малкандуев, Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев Текст. / Х.Х. Малкандуев. Нальчик, 1990.

110. Медушевский, В.В. Музыкальное образование Текст. / В.В. Меду-шевский // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. — М., 1993. С. 95-127.

111. Миллер, В. Ф. Кавказско-русские параллели Текст. / В. Ф Миллер. М., 1892.

112. Миллер, В. Ф., Кавалевский, М. М. В горских обществах Кабарды. Текст. / В. Ф. Миллер, М. М. Кавалевский. — Вестник Европы, 1884, книга 4.

113. Митрофанов, А.П. Музыкальное искусство горцев Северного Кавказа Текст. / А.П. Митрофанов // Революция и горец. 1932. - №2.1.

114. Михайловская, Н. Музыка и дети Текст. / Н. Михайловская. М. 1977.

115. Музыка. Большой энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. — 672 с.

116. Музыка и революция Текст.: методико-библиографические материалы / Государственная библиотека МССР им. Н. К. Крупской; сост. И.Г. Иванова. Кишинев: ГБ МССР, 1987. - 20 с.

117. Музыкальный миллениум: искусство истории история искусства. Musical millennium: art of history - history of art Текст.: сборник научных статей. - Петрозаводск: Периодика, 2000. — 208 с.

118. Налоев, 3. М. У истоков песенного искусства адыгов Текст. / 3. М. Налоев-// Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. В 5 томах. Т. 1.-М., 1980. С. 7-26.

119. Нарты. Адыгский героический эпос Текст. Нальчик: ЭЛЬФА, 1995.796 с.

120. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев Текст. М.: Наука, издательская фирма «Восточная литература», 1994. — 656 с.

121. Орлова, Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. История. Становление. Сущность Текст. / Е.М. Орлова. М.: Музыка, 1984. - 302 с.

122. Ортабаева, P.A. Карачаево-балкарские народные песни Текст. /P.A. Ортабаева // Традиционное наследие. Черкесск: Карачаево — Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1977. — 152 с.

123. Ортабаева, Ф.К. Древнейшие музыкальные жанры народов Карачаево-Черкесии Текст. / Ф.К. Ортабаева // Фольклор народов Карачаево-Черкесии (Традиционные жанры и сказительное мастерство): сборник научных трудов. — Черкесск: КЧНИИИФЭ, 1991.-С. 139-150.

124. Очерки истории Карачаево-Черкесии Текст. Черкесск, 1972. - Т. II;

125. Очерки истории Ставропольского края: в 2 т. Текст. / Отв. ред. A.A. Коробейников. Ставрополь,-!984.

126. Павличенко, Ю.В. Интегральная индивидуальность и этнос Текст. / Ю.В. Павличенко. Карачаевск, КЧГПУ, 2001. - 206 с.

127. Проблемы музыкального образования на современном этапе в контексте истории отечественной музыки Текст.: межвузовский сборник Оренбургского государственного института искусств им. JI. и М. Ростроповичей. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999.

128. Рахаев, А.И. О музыке нартского эпоса Балкарии и Карачая Текст. / А.И., Рахаев // Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука; Изд. фирма «Восточная литература», 1994.

129. Рахаев, А.И. Песенная эпика Балкарии Текст. / А.И. Рахаев. Нальчик: Эльбрус, 1988. - 166 с.

130. Рехвиашвили, И.И. Культурное строительство в Горской республике (1920-1924 гг.) Текст. / И.И. Рехвиашвили. Орджоникидзе, 1967.

131. Рогов, E.H. Атлас истории культуры России (конец XVII-начало XX вв.) Текст. / E.H. Рогов. М.: Круг, Рапид-принт, 1993. - 766 с.

132. Российская педагогическая энциклопедия Текст. В 2-х тт. Т. 1. М., 1993.

133. Россия в исторических судьбах народов Карачаево — Черкессии Текст. // Вестник КЧ ИГИ. Серия «Общественные науки». Черкесск, 2009. - 244 с.

134. Сабанчиев, Х.М. Деятельность Кабардино-Балкарской парторганизации по осуществлению культурной революции Текст. / Х.М. Сабанчиев. -Нальчик, 1973.

135. Северный Кавказ: история и современность Текст.: коллективная монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2001. - 183 с.

136. Сизова, Е.Р. Классическое музыкальное образование в России: вопросы истории и теории Текст.: монография / Е.Р. Сизова. — Челябинск: Челябинский гос. институт музыки им. П.И. Чайковского, 2008. — 146 с.

137. Скребков, С. О национальном своеобразии в советской музыке Текст. / С. Скребков // Советская музыка. 1959. - № 5. - С. 89-124.

138. Современное искусство народов Карачаево-Черкесии Текст.: сборник научных статей / под ред. A.B. Шишкановой; КЧНИИ ИФЭ. Черкесск, 1991. - 187 с.

139. Социалистическая музыкальная культура. Традиции. Проблемы. Перспективы Текст. М., Музыка, 1974.

140. Социально экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево — Черкесии (1790 - 1917) Текст. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1985.-228 с.

141. Танеев, С. И. О музыке горских татар Текст. / С. И. Танеев // Вестник Европы. СПб., 1886, книга 1.

142. Фольклор народов Карачаево-Черкесии (Традиционные жанры и скази-тельское мастерство) Текст.: сборник научных трудов / отв. ред. А.И. Алиева.-Черкесск: КЧНИИ ИФЭ, 1991. 187 с.

143. Фольклорное сольфеджио. Учебно методическое пособие Текст. -Карачаевск - Черкесск, 2002.

144. Хабов, Г. О задачах развития советской музыки Текст. / Г. Хабов. М., Знание, 1953.

145. Ханаху, P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ) Текст. / P.A. Ханаху. Ростов-на-Дону, 2001'. - 192 с.

146. Халкечева, JI.H. К истории развития этномузыкологии в Карачаево-Черкесии Текст. / JI.H. Халкечева // Вестник КЧИГИ. Вып. №3. Черкесск, 2004.-С. 269-281.

147. Халкечева, JI.H. К вопросу о карачаево балкарских ударных музыкальных инструментах Текст. / JI.H. Халкечева // VI конгресс этнографов и антропологов России. — СПб., 2005. - С. 170 - 171.

148. Халкечева, JI.H. Отражение фольклорных традиций в песенном творчестве .композитора М.У. Ногайлиева Карамурзина Текст. / JI.H. Халкечева // Вестник КЧИГИ. Вып. №5. - Черкесск, 2007. - С. 160-176.

149. Харитонов, В. Взаимосвязь искусств Текст. / В. Харитонов. Екатеринбург, 1990.

150. Хутуев, И.И. Из истории культурного строительства в Кабардино-Балкарии Текст. /И.И. Хутуев. Нальчик, 1972.

151. Цуциев, Б. А. Экономическое и культурное развитие Северной Осетии за годы Советской власти Текст. / Б. А. Цуциев. Орджоникидзе, 1959.

152. Чурсин, Г.Ф. Музыка и танцы карачаевцев Текст. / Г.Ф. Чурсин // Кавказ. 1901. - №270.

153. Чурсин, Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа Текст. / Г.Ф. Чурсин. -Тифлис, 1913.-58 с.

154. Шаповалов, В.К. Этнокультурная направленность законов об образовании республик-субъектов Российской Федерации Текст./В.К. Шаповалов // Вестник СГПУ. Вып. 3. Ставрополь: СГПУ, 1995. - 226 с.

155. Шахназарова, Н. О динамике национального в музыке Текст. / Н. Шахназарова // Интернациональное «национальное в искусстве»: сборник статей. М.: Наука, 1974. - С. 87-123.

156. Шацкая, В.М. Отчет о музыкальной работе и очерки работы в опытной станции Текст. / В.М. Шацкая // Революция искусство - дети. — М., 1988. Ч. 2.

157. Юнусова, З.Н. Ислам. Музыкальная культура и современное образование в России Текст. / З.Н. Юнусова. М., 1997.

158. Диссертационные исследования

159. Алёшина, Э.С. Историко-педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом образовании (на материале Республики Бурятия) Текст.: дис. канд. пед. наук. / Э. С. Алёшина.-М., 2002.

160. Брежнева, Т.А. История становления и развития музыкального образования в Курском крае: вторая четверть XIX начало XX века Текст.: дис. канд. ист. наук: 07.00.02 / Т.А. Брежнева. - Курск, 2005.

161. Горлинский, В.И. Модернизация системы музыкального образования и воспитания в современной России: актуальные проблемы переходного периода Текст.: автореф. дис. докт-ра пед. наук / В.И. Горлинский. М., 1999.

162. Дьяконов, A.B. Становление и развитие театрально-музыкального образования в Саратовском Поволжье (XIX в. 80-е гг. XX в.) Текст.: автореф. дис. . канд. ист. наук: 07.00.02. - Саратов, 2009.

163. Степкина, Е.А. Развитие высшей школы на Ставрополье в условиях социально-экономической специализации региона (1965-2005 гг.) Текст.: автореф. дис. канд. ист. наук. Пятигорск, 2009.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.