Становление профессионально значимых качеств будущего педагога средствами театральных технологий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Бганко, Ольга Дмитриевна

  • Бганко, Ольга Дмитриевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Оренбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 188
Бганко, Ольга Дмитриевна. Становление профессионально значимых качеств будущего педагога средствами театральных технологий: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Оренбург. 2000. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бганко, Ольга Дмитриевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА.

1.1. Сущность профессионально значимых качеств педагога.

1.2. Становление профессионально значимых качеств будущего педагога с позиции теории действия.

1.3. Анализ возможностей театральных технологий в процессе становления профессионально значимых качеств будущего педагога.

Выводы.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА.

2.1. Формирование индивидуальности будущего педагога в процессе педагогического творчества.

2.2. Развитие коммуникативной выразительности будущего педагога.

2.3. Обогащение опыта студентов навыками режиссуры педагогических явлений.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление профессионально значимых качеств будущего педагога средствами театральных технологий»

Актуальность исследования обусловлена востребованностью творческого педагога, обладающего не только определенными знаниями, умениями и навыками, но и опытом действия в постоянно изменяющихся социально-педагогических ситуациях, способного активно и целеустремленно преобразовывать действительность, избегая штампов и стереотипов.

Поиск путей, обеспечивающих гуманизацию и оптимизацию педагогического процесса в вузе, его индивидуально-творческий, развивающий характер, побудил обратиться к теории и практике театральной педагогики, Театральные технологии помогают овладеть процессом творчества, мастерством межличностного взаимодействия, развивают творческий потенциал личности в целом, содействуют выявлению и становлению педагогических способностей и умений.

Предпосылкой для использования элементов театральной педагогики, прежде всего ее технологий, в становлении профессионально значимых качеств (ПЗК) будущего учителя является принципиальное тождество и творческая однотипность педагогической и актерской деятельности, сходство компонентов педагогического и актерского мастерства.

Проблема развития ПЗК стала предметом многих педагогических исследований, в которых обоснованы сущность и классификация профессионально значимых качеств (Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, А. К. Маркова, В. Ф. Шадриков и др.); разработана характеристика профессионального поведения педагогов (Ю. Н. Кулюткин, Л. М. Митина, К. К. Платонов и др.): охарактеризованы педагогические условия становления профессионально значимых качеств студентов в процессе образования (С. Б. Елканов. В. А. Кан-Калик, Д. А. Белухин и др.); разработаны теории профессионального мастерства педагогов (И. А. Зя-зюн, Е. М. Павлютенков, Г. К. Селевко и др. ).

Выявлением общих сторон педагогической и театральной деятельности занимались П. К. Энгельмейер (1909), А. С. Шафранова (1923); идея использования достижений театральной педагогики в подготовке учителя разрабатывалась в трудах П. П. Блонского, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинского и др. Теоретический анализ работ современных исследователей (Л. С. Выготского, В. И. Загвязинского, М. С. Кагана, В. В. Краевского, А. Н. Леонтьева, Н. В. Рождественской и др.) подтверждает принципиальное сходство педагогической и актерской деятельности.

Воспитанию средствами театра в средней школе посвящен целый ряд исследований (К. А. Арбузов, Л. А. Никольский, Е. К. Чухман, Е. В. Язовицкий). Использование театральных технологий в формировании актерских способностей к перевоплощению в ходе профессиональной подготовки студентов неоднократно приковывало к себе внимание педагогов (О. М. Головко, Н. В. Иванова, Н. Г. Ксенофон-това и др.).

Особый интерес для нас представляют научные исследования, рассматривающие процесс развития ПЗК с позиции теории действия (Ф. Н. Гоноболин, К. М. Левитан, А. К. Маркова), а также связанные с использованием технологий театральной педагогики для постановки речи, движения, режиссерских и актерских навыков педагога (В. А. Гунько, А. В. Гребенкин, Т. Г. Пеня, И. В. Юстус и др.). Педагогическая техника с использованием театральных технологий как объекта познания, формирования и функционирования отражена в работах Ю. П. Азарова, В. М. Букатова, А. П. Ершова и др.

Анализ педагогического опыта и научной литературы показывает, что студенты получают недостаточную подготовку к реализации педагогического действия; отсутствуют технологии развития ПЗК будущих педагогов. В то же время театральная педагогика накопила ценный багаж знаний и технологий в этом плане. Выявленное противоречие между возможностью использования театральных технологий для повышения уровня ПЗК будущего педагога и неразработанностью педагогических условий их введения в педагогический процесс вуза обусловило выбор темы исследования: «Становление профессионально значимых качеств будущего педагога средствами театральных технологий».

Целью исследования является обоснование педагогических условий использования театральных технологий в становлении профессионально значимых качеств будущего учителя.

Объект исследования: образовательный процесс в высшем учебном заведении.

Предмет исследования: становление профессионально значимых качеств будущего педагога при использовании театральных технологий в образовательном процессе.

Гипотеза исследования: успешное становление профессионально значимых качеств будущего педагога происходит эффективнее, если:

- развитие индивидуальности педагога осуществляется в результате специальной работы над образом будущего профессионала;

- формирование коммуникативной выразительности обеспечивается тренингом внешне адекватных проявлений внутреннего состояния при общении с учащимися;

- обогащение опыта будущего педагога сопряжено с овладением режиссурой педагогических явлений.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены его основные задачи:

1. Раскрыть сущность профессионально значимых качеств будущего педагога и особенности их становления.

2. Выявить возможности использования театральных технологий в системе образования на основе теории педагогического действия,

3. Определить и экспериментально проверить логику использования театральных технологий в становлении профессионально значимых качеств будущего педагога.

Методологическую основу исследования составляют; концепции педагогического образования и фундаментальные идеи о необходимости развития педагогического мастерства и творческой индивидуальности педагога (К. Д. Ушинский. А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, В. А. Сухомлинский, В. Д. Шадриков и др.); психолого-педагогические теории развития личности будущего педагога (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. К. Маркова, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.); теоретические положения по развитию профессиональных качеств учителя (В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, И. А. Зязюн, Ю. Н. Кулюткин, К. М. Левитан, В. Г. Рындак и др.); основные положения театральной педагогики (А. П. Ершова. П. П. Ершов, Ю. А. Завадский, Б. Е. Захава, М. О. Кнебель, К. С. Станиславский, М. А. Чехов и др.).

В работе применялись следующие методы исследования: анализ философской, социологической, психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по вопросам актерского мастерства и режиссуры; анализ уроков учителей школ, уроков и творческих дел студентов; анкетирование, тестирование, интервьюирование; педагогическое наблюдение, беседа; анализ творческих работ студентов; статистическая обработка материалов исследования.

Базой исследования являлись факультеты Оренбургского государственного педагогического университета: иностранных языков, физико-математический, естественно-географический, педагогики и методики начального образования, социальной педагогики; городской педагогический класс довузовской подготовки, городской Центр детского и юношеского творчества и Центр эстетического воспитания детей и молодежи г. Оренбурга.

Исследование проводилось поэтапно в 1992—2000 гг.

На первом (теоретическом) этапе (1992—1994) изучено состояние проблемы исследования, определены его цели, задачи, проанализированы теоретические источники. Проведен контент-анализ учебников, учебных пособий, программ педагогического вуза по вопросу повышения педагогического мастерства студентов. Осуществлялось наблюдение: изучение потребностей, интересов, мотивов, способностей студентов, составляющих их направленность на педагогическую деятельность. Исследовались возможности театральных технологий, разрабатывался интегрированный спецкурс.

На втором (формирующем) этапе (1994—1996) проведена поэтапная апробация логики использования театральных технологий в педагогическом процессе вуза. Разработана концепция исследования и технология ее реализации с целью развития у студентов потребности в повышении уровня профессиональных навыков и умений. Совершенствовались лекции, с учетом изучения теоретических аспектов театральных технологий проводились практикумы, консультации, анализ деятельности студентов в процессе обучения и педагогической практики.

На третьем (аналитическом) этапе (1996—2000) проводилась опытно-экспериментальная работа с целью выявления динамики становления профессионально значимых качеств и их реализации в ходе педагогической практики; дан анализ результатов творческой деятельности студентов; систематизированы и обобщены результаты исследования, апробированы положения, выносимые на защиту; оформлена диссертационная работа.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

- в уточнении сущности профессионально значимых интегральных качеств педагога как индивидуальности, коммуниканта, деятеля;

- в обосновании процесса становления профессионально значимых качеств с позиции теории действия;

- в выявлении основных педагогических условий, способствующих становлению профессионально значимых качеств: формирование индивидуальности будущего педагога в процессе педагогического творчества, развитие коммуникативной выразительности будущего педагога, обогащение опыта будущего педагога навыками режиссуры педагогических явлений.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания спецкурса, целью которого является становление профессионально значимых качеств будущего педагога средствами театральных технологий. Материалы диссертации расширяют и обогащают палитру методических приемов и способов профессиональной деятельности будущего педагога.

Достоверность основных положений и выводов исследования обеспечивалась использованием широкого спектра теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету и задачам; тщательным количественным и качественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессионально значимые качества будущего педагога необходимо рассматривать как совокупность интегральных качеств, отражающих специфичность функций педагога, вступающего во взаимодействие со школьниками как индивидуальность, коммуникант и деятель. Профессионально значимые качества — это длительно существующая характеристика, проявляющаяся в поведении педагога в различных ситуациях педагогических действий, а также высокий уровень компетентности, соответствующий требованиям профессиональной деятельности.

2. Становление профессионально значимых качеств с позиции теории действия выступает как процесс приобретения и реализации свойств человека — субъекта профессиональной деятельности. При этом действие как форма выражения мыслей, чувств и активности обеспечивает результативность педагогической деятельности, повышая действенно-практическую сферу профессионального мастерства педагога, и способствует эффективности реализации профессионально значимых качеств педагога.

3. Основными педагогическими условиями становления профессионально значимых качеств будущего педагога являются:

- формирование индивидуальности как интегрального качества будущего педагога, что обеспечивает развитие самобытности и уникальности личности, позволяет оказывать воспитывающее влияние на учеников;

- развитие коммуникативной выразительности как интегрального качества будущего педагога, что создает на основе синтеза духовной культуры и адекватных внешних проявлений оптимальную атмосферу для профессионального общения с учащимися;

- обогащение опыта студентов навыками режиссуры педагогических явлений, что способствует творческому решению основных задач урока и внеучебных занятий, позволяет избежать непоследовательности и дезорганизации, создает целостность эмоционального и технологического обеспечения взаимодействия учащихся и педагогов.

Апробация материалов исследования осуществлялась: на научно-практических семинарах педагогов школ и учреждений дополнительного образования (городского, областного и регионального уровня); на заседаниях кафедр педагогики (1995), социальной педагогики (1998—

2000); на вузовских конференциях (ежегодно); межвузовской конференции по проблемам социальной педагогики (Оренбург, 1999); на Российских конференциях по проблемам воспитания и дополнительного образования (Москва, 1998; Оренбург, 2000); на международной научно-практической конференции «Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия — Германия» (Оренбург, 2000).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Бганко, Ольга Дмитриевна

Выводы

Индивидуально-личностное творческое начало учителя связано с педагогической деятельностью, потребностью и способностью в творческом самовыражении.

Индивидуальность как ПЗК будущего педагога — это эмоциональный фон, неповторимый почерк, окрашивающий все его действия, это уникальное свойство личности, позволяющее оказывать воспитательное влияние на учеников.

Формирование творческой индивидуальности самобытной личности педагога-гуманиста эффективно происходит с помощью театральных технологий, стимулирующих эстетическое восприятие культуры, искренность человеческих мыслей и чувств, развитие воображения. внимания, интуитивного творческого мышления. Благодаря этому педагог оттачивает свой профессиональный образ и уровень сознательной, свободной, вариативной учебно-воспитательной деятельности, поддерживая творческое самочувствие и эмоциональную положительную атмосферу, проявляя педагогическую этику и оптимизм. Сформировать индивидуальность —- значит развить способность к саморегуляции, составить программу деятельности и руководить ею, создать систему мотивов, заряд творческой активности, осознать и принять «образ» будущего педагога, обеспечивающий этическую сторону деятельности. Студенты сориентированы на индивидуальный стиль предстоящей деятельности, становление которого происходит при условии постоянного, целенаправленного самовоспитания и самореализации.

Динамика коммуникативной выразительности педагога отражает внешнее и внутреннее состояние, мысли и чувства в процессе общения с другими участниками педагогического процесса. Артистизм учителя способствует созданию благоприятной обстановки, положительной атмосферы. Становление коммуникативной выразительности как профессионально значимого качества связывается с определенными целенаправленными воздействиями на психофизическую природу студента для ее совершенствования и развития. Поэтому мы использовали системы театральных тренингов, развивающих психофизический аппарат и формирующих умения и навыки будущих педагогов.

Профессионально значимое качество «деятель» рассматривается в приобретении синтеза теоретических знаний, прикладных умений, которые применяются в определенных условиях конкретного времени. Опыт овладения навыками режиссуры педагогических явлений помогает студентам осваивать в деятельности учение о сверхзадаче, стимулирует осознанное построение учебных занятий с позиций драматургии человеческого взаимодействия, возникающего на основе точного научно-педагогического замысла и развивающегося затем по законам педагогической импровизации.

Ценность использования театральных технологий проявлялась в том, что педагог вооружался не только практическими действиями, но умением сознательно работать над собой, обеспечивая гармонию и полифонизм отношений адекватно педагогической ситуации.

Особое значение в обогащении опыта будущего учителя имеет анализ педагогических явлений, позволяющий спроектировать предстоящие действия, способствующие становлению ПЗК студентов.

Специального внимания требует педагогическая диагностика, отражающая изменения в становлении ПЗК будущего педагога, так как она позволяет своевременно отследить встречающиеся затруднения и скорректировать процесс педагогической деятельности с использованием наиболее адекватных театральных технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутые положения гипотезы об условиях успешного становления профессионально значимых качеств будущего педагога средствами театральных технологий и позволило сделать ряд выводов.

Становление профессионально значимых качеств как педагогическая проблема рассматривается исследователями как сложный многогранный процесс, который происходит в результате единства взаимодействия будущего педагога с окружающим миром и осознанного преобразования им как внешней, так и внутренней жизнедеятельности.

Мы подходим к процессу становления профессионально значимых качеств с позиции теории действия, понимая под педагогическим мастерством высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. Профессионально значимые качества при этом трактуются как центральное основание, определяющее профессионально-ролевое поведение и закрепившееся отношение к своей профессии. В соответствии с этой позицией профессионально значимые качества выступают как интегральные качества, отражающие специфичность профессиональных функций педагога: как индивида, как коммуниканта, как деятеля. Кроме того, качество характеризует имеющийся уровень профессионализма как длительно существующая характеристика, определяет содержание поведения педагога, отражает его деятельностный аспект.

Становление профессионально значимых качеств будущего педагога в процессе обучения в вузе происходит как приобретение определенных признаков профессионального поведения и реализация свойств человека, связанных с решением педагогических задач, в соприкосновении с которыми вырабатывается высокий профессиональный уровень педагогических действий. Сформированность профессионально значимых качеств обеспечивается действиями педагога: гностическими, проектировочными, конструктивными, организационными, коммуникативными. Педагогическое действие специфично тем, что это педагогически оправданный, спланированный, импровизированный поступок воспитателя, ведущий к преобразованию ситуации и личности ребенка. Действие не может быть сведено к внешнему деланию, к оперированию, к своей исполнительной части, к движениям. Оно включает чувственную и познавательную части как его регуляторный механизм. Преобразование внешних педагогических действий повышает уровень профессионально значимых качеств. В процессе становления профессионально значимых качеств выделяют три этапа: первый направлен на преодоление имеющихся недостатков; второй — на утверждение профессионально значимых качеств; третий — на совершенствование имеющихся положительных профессионально значимых качеств.

Театральные технологии, используемые с позиции теории действия, имеют совокупность возможностей в становлении профессионально значимых качеств, так как воздействуют на чувства и мышление будущих педагогов при помощи особых способов и приемов. Они способствуют управлению творческим самочувствием, вдохновением, воображением, вниманием и эмоциями. Учат мастерски владеть голосом, пластикой, движением, оттачивают стиль и артистизм будущих педагогов.

Благодаря театральным технологиям студенты осваивают в педагогической деятельности учение о сверхзадаче, выстраивают учебные занятия с позиции драматургии человеческих отношений, используют навыки режиссуры педагогических явлений.

Развитие индивидуальности будущего педагога происходит наиболее эффективно в творческой деятельности, где формируется образ педагога-профессионала, нестандартно осуществляющего варианты решения педагогических задач.

Обогащение будущего педагога как коммуниканта обусловлено включением его в ситуации получения, синтеза и передачи информации школьникам.

Накопление опыта использования педагогических действий педагога как деятеля способствует освоению студентами навыков и умений режиссуры педагогических явлений.

Проведенная опытно-экспериментальная работа обнаруживает эффективность избранной нами логики использования театральных технологий в становлении профессионально значимых качеств будущих педагогов.

Индивидуальность будущего педагога формируется средствами театральных технологий в педагогическом творчестве, обеспечивая неповторимость его образа, самобытность личности как профессионала, умеющего осуществить самопрезентацию во взаимодействии с детьми. Именно это оказывает воспитывающее влияние на ученика. В ходе формирования индивидуальности студента необходимо поддерживать активность личности, поднимающейся на уровень сознательной свободной вариативной деятельности, стимулировать гуманистические установки и творческую инициативу. Продуктивному решению задачи способствуют тренинги по саморегуляции, развивающие игровые технологии, элементы драматизации, этюдный метод, метод импровизации, метод создания ассоциативного образа. Обязательным при этом является органическое соединение в работе эстетики — техники. Таким образом, индивидуальность педагога-творца напрямую связана с законами творчества, включающими процессы переживания и воплощения.

Особое внимание необходимо уделять целесообразной внешней выразительности педагога в процессе его коммуникации с детьми. Театральные технологии формируют умения адекватно и эмоционально отражать внутренние состояния, мысли и чувства педагога, из которых родятся сознательные действия. Целесообразно в этом смысле использовать на занятиях педагогического театра метод физических действий, работу над живой выразительной речью и словесным действием, над умением вызывать творческое самочувствие и динамику творческого внимания, над сценическим движением как элементом культуры, обеспечивающим публичность деятельности.

Чрезвычайно важна роль театральных технологий в обогащении опыта студентов в области создания ими действенного фона педагогической деятельности. Основным средством при этом выступает режиссура педагогических явлений, позволяющая реализовать идейный замысел конкретного урока, воспитательного занятия, моделируя его этапы в соответствии с законами драматургии педагогического действия с использованием выразительных, вспомогательных средств. Продуктивно при этом использование дидактических систем драматизации и драматизированных педагогических игр, проектирование контуров постановочного плана, работа над сверхзадачей и сквозным действием педагогических занятий с использованием действенного анализа.

Исследование показало, таким образом, что становление профессионально значимых качеств личности студента происходит эффективно при реализации следующих педагогических условий:

- формирование индивидуальности как интегрального качества будущего педагога, что обеспечивает развитие самобытности и уникальности личности, позволяет оказывать воспитывающее влияние на учеников;

- развитие коммуникативной выразительности как интегрального качества будущего педагога, что создает на основе синтеза духовной культуры и адекватных внешних проявлений оптимальную атмосферу для профессионального общения с учащимися;

- обогащение опыта студентов навыками режиссуры педагогических явлений, что способствует творческому решению основных задач урока и внеучебных занятий, позволяет избежать непоследовательности и дезорганизации, создает целостность эмоционального и технологического обеспечения взаимодействия учащихся и педагогов.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий характер. Перспективными направлениями дальнейших научных поисков в области театральной и школьной педагогики могут стать: изучение особенностей профессиональной этики педагога, развитие педагогического артистизма как профессионального мировосприятия и мироощущения, обеспечение качества воспитательных процессов в учреждениях дополнительного образования средствами театральной педагогики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бганко, Ольга Дмитриевна, 2000 год

1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Учеб. пособие для пед. спец. вузов. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1990. — 139 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980. — 334 с.

3. Айзенк Г. Проверьте свои способности! / Пер. с англ. — Рига: Виеда, 1992, — 176 с.

4. Алексеева Л. П., Шаблыгина Н. С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. — М., 1994. — 44 с.

5. Амонашвили Ш. А. Единство цели: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1987. —- 206 с.

6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1980. — 230 с.

7. Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. —- М.: Просвещение, 1968. —335 с.

8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.

9. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. — Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 567 с.

10. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития. — Казань, 1994.— 244 с.

11. Арбузов К. А. Театральные уроки в современной французской школе // Режиссер работает в школе: теоретические и методологические проблемы / Под ред. Е. К. Чухман. — М.: Изд. АПН СССР, 1991. — С. 52—66.

12. Архангельский С. И. Роль и функции дидактической подготовки учителя в системе высшего педагогического образования: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов, ун-тов. — М: Просвещение, 1984. — 208 с,

13. П.Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Изд-во хМГУ, 1990. —367 с.

14. Ахаян Т. К. Исследование аксиологических проблем воспитания учащихся. — СПб., 1996. — 98 с.

15. Ахаян Т. К. Нравственное формирование личности школьников в коллективе. — Л., 1977. — 123 с.

16. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.

17. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (Дидактический аспект). — М., 1982. — 192 с.

18. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 444 с.

19. Бганко О. Д. Социально-теоретические предпосылки использования в вузе театральной педагогики // Теоретические и практические аспекты социальной педагогики. Вып. 1. — Оренбург, 1998. — С. 26—31.

20. Бганко О. Д. Становление профессионально значимых умений и навыков будущих учителей средствами театральной педагогики: Спецкурс. — Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1995. — 17 с.

21. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 176 с.

22. Белозерцев Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.

23. Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. 4.1. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.— 318 с.

24. Белухин Д. А. Учитель: от любви до ненависти. (Техника профессионального поведения): Кн. для учителя. — М.: Народное образование, 1994.-- 144 с.

25. Беляева В. А. Духовно-нравственное становление будущего учителя // Педагогика. — 1998. — № 5. — С. 67—69.

26. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1986. — 420 с.

27. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. — М.: Наука, 1990. — 494 с.

28. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.

29. Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения и психологические сочинения: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1979. — 304 с.

30. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.

31. Бодалев А. А., Рудкевич JI. А. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика. — 1995. — № 3. — С. 19— 23.

32. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность. — М.: Педагогика, 1999. — 37 с.

33. Брагина Т. В. Мастерство учителя на уроке: Метод, материалы для учителей средней шк. — М., 1992. — 39 с.

34. Браже Т. Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. — 1993. — № 2. — С. 70—75.

35. Браже Т. Г. Развитие творческого потенциала личности учителя. — М., 1989. —304 с.

36. Буева J1. П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. — 216 с.

37. Букатов В. М. Реализация общепрактических требований как условие художественно-творческого развития подростков на театральномотделении школы искусств: Дис. . канд. пед. наук. — М., 1988. — 191 с.

38. Букатов В. М. Учителю о режиссуре настойчивого поведения // Педагогика. — 1996. № 3. -- С. 53—57.

39. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура речи и искусство речи. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 576 с.

40. Вершловский С. Г., Литвинова Н. П., Симонова Т. М. Особенности профессионального становления молодого учителя // Советская педагогика. — 1984. — № 4. — С. 76—81.

41. Вишнякова Н. Ф. Структура профессиограммы педагогического творчества // Формирование основ педагогического мастерства. — Кишинев, 1989. —206 с.

42. Вульфов Б. 3. Учитель, профессиональная духовность // Педагогика. — 1995. —№2. — С. 48—52.

43. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. —479 с.

44. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Яро-шевского. —- М.: Педагогика, 1987. — 344 с.

45. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 44 с.

46. Гаязов А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995. — 238 с.

47. Гильмеева P. X. Профессиональное развитие учителя в современных условиях: Монография. — Казань, 1996. — 103 с.

48. Гиппиус С. Психогимнастика чувств. — М.-Л., 1967. — 324 с.

49. Головко О. М. Система К. С. Станиславского в процессе формирования педагогической техники будущего учителя: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1991. — 15 с.

50. Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. — М.: Просвещение, 1965. — 260 с.

51. Гордеева Н. Д. Функциональная структура действий. — М., 1982. — 209 с.

52. Гребенкин А. В. Проблема взаимосвязи внешней и внутренней техники актера на уроках сценического движения в детском театральном образовании: Дис. . канд. пед. наук. — М., 1996. — 167 с.

53. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. — М.: Просвещение, 1990. — 143 с.

54. Гримак JI. П. Резервы человеческой техники: Введение в психологию активности. — М.: Политиздат, 1989. — 319 с.

55. Гунько В. А. Методические принципы и приемы обучения словесному действию — основе выразительного чтения: Практикум по выразительному чтению в пед. инст.: Дис. . канд. пед. наук. — М., 1980. — 180 с.

56. Дурай-Новикова К. М. Формирование профессиональной готовности к деятельности. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 175 с.

57. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. — М., 1989. — 189 с.

58. Елканов С. В. Профессиональное самовоспитание учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 143 с.

59. Ершов П. М. Сочинения: В 3-х т. Т. 1: Технология актерского искусства / Отв. ред. В. М. Букатов. — М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 288 с.

60. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя. — М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998. — 336 с.

61. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока общения и поведения учителя: Пособие для учителя. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 232 с.

62. Завадский Ю. А. Об искусстве театра. — М.: ВТО, 1965. — 347 с.

63. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987. — 159 с.

64. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб., 1995.—264 с.

65. Заир-Бек Е. С. Педагогическое проектирование в системе образования: Метод, материалы. —СПб.: Изд-во СПбГДТЮ, 1994. — 19 с.

66. Занков JI. В. Избранные педагогические труды. — М., 1990. — 392 с.

67. Запорожец А. В., Венгер JI. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. — М., 1967. — 320 с.

68. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1996. — 318 с.

69. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986. — 221 с.

70. Зинченко В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика. — 1997. — № 5. — С. 3—17.71.3юзько М. В. Психологические консультации начинающего учителя. — М.: Просвещение, 1995. — 207 с.

71. Иванова Н. В. Элементы театральной педагогики в системе профессиональной подготовки учителя: Дис. . канд. пед. наук. — Минск, 1993. — 187 с.

72. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации ремесла школьного урока. — М.: АО «Аспект Пресс», 1993. — 127 с.

73. Ильин Е. Н. Путь к ребенку. — М.: Просвещение, 1988. — 221 с.

74. Использование психолого-педагогических знаний в практической деятельности учителя / Под ред. Г. С. Сухобской, Н. М. Божко, В. Н. Козиева. — М.: Педагогика, 1983. — 189 с,

75. Каган М. С. Человеческая деятельность. — М.: Политиздат,1974.— 326 с.

76. Кан-Калик В. А. Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. — 173 с.

77. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987. — 190 с.

78. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с.

79. Каргапольцев С. М. Теория и практика гуманизации личности младшего школьника в процессе музыкального восприятия: Дис. . д-ра пед. наук. — М., 1997. — 412 с.

80. Карнушкин М. А. Основные компоненты постановочного плана и их реализация: Пособие для студентов IV—V курсов театрального отделения и режиссеров народного театра. — Куйбышев, 1978. — 110 с.

81. Келасьев В. Н., Яковлев И. В. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. — М.: РАО ЦСП, 1994. — 127 с.

82. Кирьякова А. В. Аксиологический подход к развитию творческого потенциала личности // Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика: Материалы рес-публ. конф. — Оренбург, 1993. — С. 28—32.

83. Кирьякова А. В. Ориентации личности в мире ценностей // Магистр. — 1998. — № 4. — С. 37—50.

84. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. — Оренбург, 1996. — 188 с.

85. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск: МГУ, 1993. — 123 с.

86. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. — М.: ВТО, 1984. — 526 с.

87. Ковалев А. Г. К вопросу о структуре способностей к избирательной деятельности // Проблемы способностей. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С. 54—59.

88. Колесников Л. Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. — М.: Педагогика, 1991. — 269 с.

89. Колесникова И. А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы // Кадры науки, культуры, образования. — М., 1990.— С. 23—29.

90. Кочетов А. И. Культура педагогического исследования. — 2-е изд. — Минск: Ред. журн. «Адукацыя выхаванке», 1996. — 312 с.

91. Кочетов А. И. Формирование творческих качеств будущего учителя. — Минск, 1986. — 166 с.

92. Краевский В. В. Повышение квалификации педагогических кадров // Педагогика. — 1992. — № 7—8. — С. 55—58.

93. Краткий психологический словарь-хрестоматия / Сост. Б. М. Петров; Под ред. проф. К. К. Платонова. — М.: Высшая школа, 1974. — 134 с.

94. Кривцова С. В. и др. Сценарии тренинга педагогической эффективности. — М.: Инсайт, 1992. — 287 с.

95. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. — М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.

96. Ксенофонтова А. Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе. — Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1995. — 99 с.

97. Ксенофонтова Н. Г. Элементы театральной педагогики в обучении студентов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Л., 1979. — 18 с.

98. Кузьмин Н. Н. Единство теории и практики как общий принцип профессиональной подготовки будущего учителя // Профессионально-педагогические умения и пути их формирования: Межвуз. сб. науч. тр. — Воронеж, 1985. — С. 7—20.

99. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 183 с.

100. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя. — М.: Высшая школа, 1990. — 117 с.

101. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность и талант учителя. — Д.: Знание, 1985. — 32 с.

102. Кузьмина Н. В., Реан A. JI. Профессионализм педагогической деятельности. — СПб., 1993. — 160 с.

103. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. — М.: Просвещение, 1985. — 128 с.

104. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. — М., 1981. — 120 с.

105. Курбатов В. И. Стратегия делового успеха: Учеб. пособие для студ. вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 416 с.

106. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.

107. Лай В. А. Школа действий. — Изд. 2-е. — Пг., 1920. — 137 с.

108. Лай В. А. Экспериментальная педагогика. — М.-Л.: Московское акц. изд. о-во, 1927. — 120 с.

109. Ланда Л. Н. О кибернетическом подходе к теории обучения // Вопросы философии. — 1962. — № 9.

110. Левитан К. М. Личность педагога: Становление и развитие. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. — 168 с.

111. Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии. — М.: Наука, 1994. — 191 с.

112. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1979. — 217 с.

113. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. —304 с.

114. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М.: Изд-во МГУ, 1971. —304 с.

115. Лернер И. Я. Учебный предмет, тема, урок. — М.: Знание, 1985. —80 с.

116. Лисина М. И., Эльконин Д. Б. Вопросы психического развития// Вопросы детской и педагогической психологии на 18-м Между-нар. конгрессе психологов. — М., 1969. —С. 18—23.

117. Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. — Л., 1986. —265 с.

118. Лузина Л. М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. — Ташкент: Фан, 1986. — 96 с.

119. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. — М.: Просвещение, 1992. — 220 с.

120. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М„ 1977.

121. Макаренко А. С. О воспитании. — М.: Политиздат, 1988. — 256 с.

122. Мандельштам О. «Сохрани мою речь.»: Лирика разных лет. Избранная проза. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 576 с.

123. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.

124. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: 1996. — 308 с.

125. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.

126. Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. — М.: «Рефл-бук»; К.: Ваклер, 1997.— 304 с.

127. Мейлох Б. С. Творчество А. С. Пушкина: Развитие художественной системы: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 160 с.

128. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. — М.: Знание, 1981. —96 с.

129. Митина JT. М. Учитель как личность и профессионал. — М.: Изд-во «Дело», 1994. — 216 с.

130. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской — М.: Педагогика, 1981. — 210 с.

131. Мочалов Ю. А. Композиция сценического пространства (Поэтика мизансцены): Учеб. пособие для учеб. заведений культуры. — М.: Просвещение, 1981. —239 с.

132. Мудрик А. В. Общение как фактор восприятия школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 111 с.

133. Мясищев В. Н. Психологическая наука в СССР. — М., 1960. — 653 с.

134. Найн А. Я. Инновации в образовании. — Челябинск: ТУ ПТО администр. Челяб. обл.: Челяб. филиал ИПО МО РФ, 1995. — 288 с.

135. Никольская С. Т., Майорова А. В., Осокин В. В. Выразительное чтение: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. — Л.: Просвещение, 1990. — 208 с.

136. Никольский Л. А. Элементы режиссерского творчества на уроке литературы // Современные проблемы театрально-творческого развития школьников / Под ред. Е. К. Чухман, А. П. Ершова. — М.: Изд-во АПН СССР, 1989 — С. 20—37.

137. Новицкая JT. П. Уроки вдохновения. Система К. С. Станиславского в действии. — М.: ВТО, 1984. — 382 с.

138. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986.— 794 с.

139. Организационно-педагогические условия развития профессиональных интересов подростков в общественных организациях и внешкольных учреждениях / Под ред. А. Я. Журкиной. — М., 1994.

140. Основы педагогического мастерства: Метод, рекомендации. — Полтава, 1982.— 99 с.

141. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. Я Зязюна. — М.: Просвещение, 1989. — 302 с.

142. Осухова Н. Г. Пути и средства гуманизации образования: Мо-тивационный аспект: Учеб. пособие. — Астрахань, 1990. —93 с.

143. Осухова Н. Г. Становление индивидуальности педагога // Кадры науки, культуры, образования. — М., 1990. — С. 16—23.

144. Павлютенков Е. М. Профессиональное становление будущего учителя // Советская педагогика. — 1990. — № 11. — С. 64—69.

145. Панкратов Т. К. Общие педагогические условия развития интересов студенчества. — Казань: Изд-во КГУ, 1971. — 58 с.

146. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.

147. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. Т. 2. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — 832 с.

148. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. — 255 с.

149. Пеня Т. Г. Создавая спектакль, изменяем себя. // Режиссер работает в школе: теоретические и методологические проблемы / Под ред. Е. К. Чухман. — М.: Изд. АПН СССР, 1991, — С. 80—85.

150. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология: Пер. с фр. — М.: Просвещение, 1969. — 659 с.

151. Платонов К. К. Структура и развитие личности. —- М.: Наука, 1986.— 255 с.

152. Платонов К. К., Адаскин Б. И. Об изучении и формировании личности учащегося. — М.: Высшая школа, 1966. — 224 с.

153. Подгорная А. К. Театральная педагогика в развитии профессионально-творческих способностей студентов педагогического колледжа: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1997. — 14 с.

154. Поламишев А. М. Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы: Учебное пособие для студентов театральных институтов культуры. — М.: Просвещение, 1982. — 224 с.

155. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сборник научных трудов / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. — Екатеринбург, 1995. — 224 с.

156. Попова В. И. Развитие профессионально-педагогической направленности студентов во внеаудиторной деятельности: Дис. . канд. пед. наук. — Оренбург, 1997. — 192 с.

157. Проблемы освоения театральной педагогики в профессиональной подготовке будущего учителя. — Полтава: Гос. ком. СССР по нар. образ., 1991. — 389 с.

158. Профессиональная ориентация молодежи на профессии типа «человек — человек»: Метод, рекомендации. — Л., 1987. — 65 с.

159. Психологические проблемы самообразования учителя / Под ред. Г. С. Сухобской. — М.: Педагогика, 1986. — 194 с.

160. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. —440 с.

161. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. —494 с.

162. Пустовалов В. М. Формирование нравственного опыта подростков в процессе спортивной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук, — М., 1980.— 26 с.

163. Режиссер работает в школе: теоретические и методические проблемы: Сб. науч. тр. / Под ред. Е. К. Чухман. — М.: Изд. АПН СССР, 1991. — 130 с.

164. Резвицкий И. И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. — VI.: Политиздат, 1984. — 141 с,

165. Рождественская Н. В. О слагаемых актерских способностей. Диагностика и развитие актерской одаренности. — Л., 1985. —- 132 с.

166. Российская педагогическая энциклопедия / Под. ред. В. В. Давыдова: В 2 т. — М., 1993.

167. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957.

168. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1989. — 704 с.

169. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.— 384 с.

170. Рындак В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. — М.: Пед. вестник, 1997. — 244 с.

171. Рындак В. Г. Формирование творческого потенциала учителя. — М.: РАО, 1994. — 152 с.

172. Рындак В. Г., Мещерякова Л. В., Калинина Т. М. Учитель и творчество (теория и опыт). — М.: Пед. вестник, 1998. — 156 с.

173. Савкова 3. В. Как сделать голос сценичным. — М.: Искусство, 1975.— 176 с.

174. Саитбаева Э. Р. Учитель: восхождение к профессионализму. — Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1996. — 82 с.

175. Салыдева С. В. Социально-педагогические основы профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования. — М., 1998. — 75 с.

176. Сальцева С. В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Дис. . д-ра пед. наук. — М., 1996. — 340 с.

177. Сальцева С. В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Монография. —- Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. — 151 с.

178. Сафонова 3. Г. История образования в России: Учеб. пособие к курсу «Философия и история образования»: В 2 ч. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1997.

179. Сафонова 3. Г. Развитие методов воспитательной работы: Учеб. пособие. — Оренбург: ОГПИ, 1991. —95 с.

180. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. — М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.

181. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом: Учебное пособие. — М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 264 с.

182. Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. — М., 1962. — 139 с.

183. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. — М., 1984. — 161 с.

184. Синицина И. Е. Педагогический такт и мастерство учителя. — М., 1983.—248 с.

185. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. — М., 1986. — 150 с.

186. Сластенин В. А. Педагогическая профессия и личность учителя // Педагогика / Под ред. С. П. Баранова и др. — М.: Просвещение, 1976.

187. Сластенин В. А. Подготовка педагогических кадров: опыт, проблемы, перспективы // Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. — М., 1981. — С. 3—11.

188. Сластенин В. А. Учитель и время // Советская педагогика. — 1990. — № 9, — С. 3—9.

189. Сластенин В. А., Тамарин В. Э., Яковлева Д. С. Теоретико-методологический аспект формирования активной личности учителя // Советская педагогика. — 1983. —№ 11. — С. 80—84.

190. Словарь иностранных слов. — М., 1990. — 624 с.

191. Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990 — 432 с.

192. Соколова Л. Б. Методологическая культура как фактор становления педагогической деятельности. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1996.- 111 с.

193. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. — М: Педагогика, 1991. — 240 с.

194. Сорока-Росинский В. Н. Школа Достоевского. — М.: Знание, 1978, —240 с.

195. Спирин Л. Ф. Методика педагогических исследований. — М., 1986.— 74 с.

196. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 3: Работа актера над собой. — М.: Искусство, 1955. — 501 с.

197. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 4: Работа актера над ролью. — М.: Искусство, 1957. — 550 с.

198. Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: Ак-меология воспитания и обучения. — М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998. — 368 с.

199. Страхов И. В. О психологической основе педагогического такта // Вопросы психологии. — 1960. — № 3.

200. Сухобская Г. С. Педагогическая рефлексия как основа формирования индивидуального стиля деятельности учителя, // Проблемы индивидуализации в СПК учителей: Сб. науч. тр. — СПб., 1992. —-С. 10—17.

201. Сухомлинский В. А. Письмо о педагогической этике // Народное образование. — 1970. — № 11. — С. 48—52.

202. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. — М.: Педагогика, 1979—1981.

203. Сухомлинский В. А. Методика воспитательного коллектива. — М.: Просвещение, 1981. — 191 с.

204. Сухомлинский В. А. О воспитании / Сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1975. — 272 с.

205. Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике / Предисл. О. В. Сухомлинской. — М.: Педагогика, 1990. — 303 с.

206. Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. — М., 1969. — С. 71—72.

207. Талызина Н. Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский JI. Б. Пути разработки профиля специалиста. — Саратов: Изд-во СГУ, 1987. — 126 с.

208. Тарасевич Н. Н. Обретение педагогического мастерства // Советская педагогика. — 1990. — № 11. — С. 73—77.

209. Творческая направленность деятельности педагога / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — Л., 1978. — 97 с.

210. Товстоногов Г. А. Круг мыслей. — Л.: Искусство. Ленингр. отделение, 1972. — 287 с.

211. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинско-го. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.

212. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т. 4. — М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. — 678 с.

213. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Антология педагогической мысли в России первой половины XIX в. — М., 1987. — С. 42—48.

214. Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.

215. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Пер с фр. — М.: Прогресс, 1970. — 195 с.

216. Хрестоматия по педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. / Сост. и вступ. очерки А. Красило, А. Новгородцевой. — М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 416 с.

217. Чернокозов И. И. Профессиональная этика учителя. — Киев, 1988. —223 с.

218. Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. Т. 2: Об искусстве актера. — М.: Искусство, 1995. — 588 с.

219. Чухман Е. К., Анакиева О. Ю. Театр в передовом педагогическом опыте // Современные проблемы театрально-творческого развития школьников / Под ред. Е. К. Чухман, А. П. Ершова. — М.: Изд. АПН СССР, 1989 — С. 76—99.

220. Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности. — Ярославль, 1979.

221. Шафранова А. С. К вопросу изучения профессий, в которых преобладает творческий экзамен // Гигиена труда. — 1923. — № 2. — С. 17—23.

222. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: В 4 т. — М.: Изд-во АН СССР, 1960—1963.

223. Шевченко Л. Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. — М.: Соборъ, 1997. — 506 с.

224. Щедровицкий Г. П., Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического обучения. — Л.: Просвещение, 1967. — 266 с.

225. Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1993. — 111с.

226. Щуркова П. Е., Залекер О. П. Педагогическая студия — М.: ТОО «Интелтех», 1993. — 62 с.

227. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1989. — 554 с.

228. Энгельмейер П. К. Теория творчества — СПб.: Образование, 19Ю.—208 с.

229. Энциклопедический словарь: В 2 т. — М.: Сов. энциклопедия, 1963—1964.

230. Юстус И. В. Использование дидактических средств драматизации как способа развития личности в образовании: Дис. . канд. пед. наук. — М., 1996. — 187 с.

231. Язовицкий Е. В. Педагогическое наследие К. С. Станиславского и эстетическое воспитание в школе: Автореф. дис. . д-ра пед. наук.—Л., 1973.— 35 с.

232. Brunner R. Lehrertraining Crundlagen, Verfahren, Ergebnisse. — Munchen: E. Reinhardt Verlaq, 1976. — 136 s.

233. Dieterich R., Elbing E., Peagitsch I., Pitscher H. Psychologie der Le-hrerpersonlichkeit. — Munchen: Based: E. Reinhardt Verlag, 1983. — S. 50—51.

234. Maslow A. H. Notes on Being-psychology // Reading in humanistic psychology / Ed. by Sutich A. Y., Vich M. A. — N.Y.: Free Press, 1969. — P. 59.

235. Maslow A. H. Toward psychology of Being. — N.Y., 1968. — P.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.