Стенопись Восточной Белоруссии XVII-XVIII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.12, кандидат искусствоведения Трифонова, Наталья Яковлевна

  • Трифонова, Наталья Яковлевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1998, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.12
  • Количество страниц 184
Трифонова, Наталья Яковлевна. Стенопись Восточной Белоруссии XVII-XVIII вв.: дис. кандидат искусствоведения: 07.00.12 - История искусства. Санкт-Петербург. 1998. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Трифонова, Наталья Яковлевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

I глава. Стенопись Восточной Белоруссии XVII-начала

XVIII вв

I раздел. Историко-культурная ситуация в Восточной

Белоруссии в XVII-начале XVIII в

II раздел. Памятники монументальной живописи Восточной

Белоруссии XVII-начале XVIII в

II глава. Стенопись Восточной Белоруссии середины-третьей

четверти XVIII в

I раздел. Историко-культурная ситуация в Восточной

Белоруссии в середине-третьей четверти XVIII в

II раздел. Стенопись костелов Восточной Белоруссии 20-60-х

годов XVIII в

III раздел. Развитие стенописи в православных храмах Восточное

Белоруссии в середине-третьей четверти XVIII в. /на примере росписей Никольской церкви в г. Могилеве . 72 III глава. Стенопись Восточной Белоруссии конца XVIII-начала

XIX в

I раздел. Историко-культурная ситуация в Восточной Белоруссии

в конце XVIII-начале XIX в

II раздел. Развитие стенописи Восточной Белоруссии с 1772 по

начало 1790-х гг

III раздел. Стенопись Восточной Белоруссии 1790-х- первых

десятилетий XIX в

Заключение

Библиография

Приложения

Каталог памятников

Список иллюстраций

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История искусства», 07.00.12 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стенопись Восточной Белоруссии XVII-XVIII вв.»

ВВЕДЕНИЕ

В ХУИ-ХУШ веках территория Восточной Белоруссии, охватывавшей верхнее Поднепровье и земли по нижнему течению Двины и Сожа, представляла регион, который выделялся в своем экономическом, общественно-политическом и культурном развитии. Она входила в состав Мстиславского, Витебского, Полоцкого воеводств Речи Посполитой, что по современному административному делению соответствует Могилевской и части Витебской и Гомельской областей, а после первого раздела (1772) была включена в состав Российской империи.

Находившаяся с XI века Полоцке православная кафедра после передачи ее в 1632 году униатам была перенесена в Могилев. Виленский диоцез, образовавшийся во второй половине XVII века, в 1740-х годах на территории Мстиславского воеводства был представлен 26 деканатами с 428 костелами.

Как и для других европейских стран, для этого региона было характерно активное развитие монументальных форм. Росписи создавались в православных, католических храмах и светских сооружениях. В 1972-1978 годах реставраторами Специальных научно-реставрационных производственных мастерских Министерства культуры БССР (СНРПМ МКБССР) под руководством В. Лукашевича снята побелка с росписей в купольной части могилевской Никольской церкви. Группой реставраторов СНРПМ МК БССР отреставрированы снятые ввиду аварийного состояния сооружения росписи в белыничском кармелитском комплексе (1978). Силами тех же специалистов при участии членов Католической громады в 1992-1994 годах от позднейших записей раскрыта стенопись пресбитериума и стен центрального нефа могилевского кармелитского костела. Частично раскрыты

от поновлений XIX века фрески костела кармелитов в Мстиславле. Росписи Богоявленской церкви Кутеинского, Свято-Духовской Тупичевского и Троицкой Маркова монастырей, а также Богоявленской и Покровской церквей в Могилеве, ряда костелов в Витебске, Полоцке, Могилеве не дошли до нашего времени. В памятниках стенописи восточного региона ХУН-третьей четверти XVIII века нашли отражение особенности развития художественной культуры Белоруссии, во многом связанные с формированием стиля барокко. Однако в силу специфических черт развития данного региона лежащее в основе этого процесса взаимодействие сильных православных религиозно-эстетических традиций и западноевропейских влияний проявилось наиболее ярко и содействовало становлению локальных черт.

Созданные в конце XVIII - начале XIX века росписи церквей Рождества Богородицы в Славгороде (Пропойске) и Покровской в Вейно близ Могилева наряду с декором ряда светских сооружений позволяют воссоздать картину развития в монументальной живописи классицистического направления.

Особенности изобразительного языка росписей, определявшиеся взаимодействием двух художественных традиций, отразили формирование национальной художественной культуры. Изучение указанных памятников позволяет глубже проникнуть в эти процессы, что оказывается очень актуальным в свете развернувшегося в настоящее время утверждения национального самосознания. В то же время тесная связь, существовавшая между Белоруссией и соседними русским и украинским народами, делает эти памятники интересными при изучении их культур. Однако, время, войны, социальные катаклизмы очень часто оказывались губительными для памятников монументальной живописи.

Отмеченные выше моменты, а также острая необходимость восполнения в какой-то мере утрат, которые понесла монументальная

живопись, без чего воссоздаваемая картина будет неполной и недостаточно объективной, определяют актуальность обращения к данной теме.

Объектом нашего изучения стали более 30 памятников монументальной живописи Восточной Белоруссии ХУН-начала XIX века росписи храмов оршанского Кутеинского, Мстиславского Тупичевского, витебского Маркова монастырей, Богоявленской и Никольской церквей в Могилеве, церкви Рождества Богоматери в Славгороде (Пропойске) и Покровской в деревне Вейно (близ Могилева), а также костелов кармелитских и иезуитских монастырей в Могилеве, Мстиславле, Полоцке, Витебске, Белыничах и некоторые другие. Обращение к монументальной живописи восточного региона указанного периода связано с работой автора над кругом проблем древнебелорусского искусства и соответствует его менталитету. Одной из особенностей разработки данной темы явилась необходимость наряду с изучением сохранившихся памятников привлечь известные в настоящее время по литературным источникам, а также произведения живописи, графики. Предметом нашего исследования стали особенности местной художественной традиции. При этом учитывалось то, что в силу географического положения Восточная Белоруссия была тем регионом, где жили и творили представители разных народов и конфессий, несших как восточноевропейские, так и западноевропейские традиции.

Цель данной работы - проследить, как в процессе активных стенописных работ на территории Восточной Белоруссии ХУП-ХУШ веков формировалась местная художественная традиция. При этом намечено решение следующих задач: - проследить развитие в стенописи православных храмов ХУП-на-чала ХУШ века традиций древнерусского и южнославянского искусства- рассмотреть особенности складывающегося в середине-третьей четверти ХУШ века барочного стиля - проследить развитие новых тенденций наряду с традиционными в стенописи конца ХУШ-начала

XIX века- определить значение и место памятников монументальной живописи восточного региона в развитии искусства Белоруссии XVII- XVIII веков.

Изучение памятников монументальной живописи Восточной Белоруссии проводилось на комплексной основе. Анализу изобразительного языка росписей предшествовало рассмотрение исторического фона, социальной и культурной среды в указанном регионе. Исследование каждого памятника предварялось обзором истории его строительства и декорировки, для чего использовались доступные архивные и литературные источники на русском, белорусском, украинском, польском языках, и велось в контексте русского, украинского и западноевропейского искусства.

Наряду с архивными изысканиями основой для атрибуции памятников стало визуальное изучение стилевых особенностей сохранившихся росписей, а также иллюстративного материала, описей интерьеров, воспоминаний очевидцев в том случае, когда стенопись не сохранилась до настоящего времени. При анализе широко использовался сравнительный метод. В качестве аналогий привлекались гравюры белорусских и украинских изданий, иконы могилевских мастеров.

Рассмотрение росписей проводилось в хронологической последовательности, позволяющей отчетливо проследить эволюцию их художественного стиля, и определившей структуру работы. В первой главе рассмотрены памятники стенописи православных храмов ХУИ-начала XVIII века. В двух разделах второй главы исследуется стенопись церквей и костелов середины-третьей четверти XVIII века. В третьей главе прослежено развитие стенописи Восточной Белоруссии после ее присоединения к России(1772). Каждой из глав предпослан обзор особенностей историко-культурной ситуации. Итоги исследования подведены в заключении. За ним следует список использованной литературы, приложения, список памятников с

указанием времени создания, материальной характеристики, фундаторов, конфессиональной принадлежности, авторов архитектурного решения и росписей, состояния на 1995 год. Порядковые номера памятников в этом списке отражены на прилагающейся карте. В соответствии со списком иллюстраций пронумерованы фотографии памятников в альбоме, составляющем вторую часть работы.

Обзор источников. Материалы по истории строительства и декорировки храмов Восточной Белоруссии содержатся в разных документальных источниках. Это хроники, которые велись в XVII-XVIII веках в Могилеве, Витебске. В "Хронике" города Могилева, переведенной на русский язык в 1887 году Н. Гортынскими напечатанной на языке оригинала в 35 томе "Полного собрания русских летописей" кроме упоминания о погибшей фреске, которая находилась на одной из брам, приведены даты постройки некоторых православных церквей и костелов. Есть также данные об иконах, в некоторых случаях называется имя автора. (75,239- 281) Содержащиеся в "Записках" игумена Ореста, представляющих своеобразный очерк истории Могилева, сведения позволяют в некоторых случаях более точно определить время создания тех или иных росписей. Так из заметок игумена следует, что Покровская (Вознесенская) церковь не могла быть построена ранее 1660 года и, следовательно, неверно датировать находившиеся там росписи 1639 годом, как это делается в некоторых сравнительно недавно вышедших изданиях. (31,XVI) В первый выпуск сборника "Могилевская старина" вошел текст Борколабовской хроники.(74,17-34)

Приходно-расходные книги могилевского магистрата за конец XVII-начало XVIII века, книги гродских и земских судов Витебска, Полоцка, Мстиславля за этот же период, которые хранились с 1862 года в Витебском архиве древних актов и в которых нередки упоминания о художниках,

выполнявших различные живописные работы, занимают важное место в "Историко-юридических материалах" (Витебск, 1871-1906. Вып.1-32).

Ценный материал содержится в документах монастырских архивов, в частности, в приходно-расходных книгах (НИА РБ. Ф.2322, 2548). Большой интерес представляют сведения о церквях и костелах, составлявшиеся для органов епархиального управления (НИА РБ. Ф. 2301, 2531), "визитах", то есть своеобразных ревизиях культовых учреждений (НИА РБ. Ф. 1781; РГИА. Ф. 822).

В начале XIX века коллекции документов из епархиальных архивов Полоцка, Витебска, могилевского магистрата были приобретены Петербургской археологической комиссией. Часть их была опубликована в многотомных изданиях "Актов, относящихся к истории Западной России" (Спб.,1848-1853. Т.1-5), "Актов, относящихся к истории Южной и Западной России"(Спб., 1863-1892. Т.1-20). Материалы архива при могилевском братском монастыре, документы, касающиеся истории Кутеинского монастыря, вошли во второй том "Археографического сборника документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси", изданного в Вильно. (30,4951,55-56) Описание архива Полоцкой Духовной консистории было сделано и напечатано А.П. Сапуновым.

Особую группу среди опубликованных документальных источников составляют записки путешественников ХУН-первой половины XIX века. В "Записках" стольника А. Толстого, посетившего Могилев и другие города Восточной Белоруссии в 1697 году, находится упоминание о росписях могилевского Богоявленского собора, которые располагались по всему интерьеру здания. (35,461-462) Русской путешественницей О. Шишкиной, посетившей в 1848 году Кутеинский монастырь, отмечено, что выполненные прямо по доскам росписи покрывали стены Богоявленской церкви сверху до

низу и в ряде случаев отличались оригинальностью композиционных решений. (98,87)

Историография.. Процесс интенсивного изучения памятников стенописи, находившихся на территории Восточной Белоруссии, начался в прошлом столетии. Для XIX-начала XX века было характерно исследование нераскрытых памятников на историко-краеведческом уровне. Работы этого времени содержали важные наблюдения общего порядка, а также сведения о росписях в некоторых храмах. Авторами их были как русские, так и белорусские ученые. В ознакомительном труде М. Без-Корниловича "Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений, к ней относящихся" упоминаются композиции на исторические темы в мстиславском кармелитском костеле. (34,190)В начале 1860-х годов в Вильне печатается издание "Замечательное™ Северо-Западного края". Источником для исследования могут служить рисунки художника Д.М. Струкова, совершившего в этот период поездки по Белоруссии. В "Опыте описания Могилевской губернии" А,С, Дембовецкий сообщает о хорошо сохранившихся росписях на стенах иригвора Богоявленской церкви Кутеинского монастыря. (80,100-102) Эти же сведения повторяет П.Н. Батюшков. (33,146) Наиболее подробное описание стенописи храма приводится в работе Ф. Жудро, посвященной кутеинской обители. По мнению автора, церковь была расписана в 1639 году. Основанием для такой датировки послужила дата под находившейся на стене за главным престолом картиной "Тайная вечеря". (49,5-6)Эта дата утвердилась в исследованиях современных белорусских ученых. В очерке по истории Белыничского монастыря того же автора упоминаются росписи в бывшем кармелитском костеле, заштукатуренные в 1880 году. (50,12,20) Исследователи истории Тупичевской обители близ Мстиславля П. Полубинский, М. Краснянский отметили как одну из достопримечательностей росписи монастырского храма.

"Наружные стены, - пишет П. Полубинский, - под сенью расписаны видами Мстиславских сражений и других событий, коим подвергался город Мстиславль /.../ Внутренний вид главного 7-ми этажного иконостаса еще интереснее по древней живописи и резьбе с позолотою и составляет верх искусства художника. Стены храма расписаны фресками из жития святых угодников и истории Ветхого Завета." (84,316-321) Живопись, по мнению М. Краснянского, невысокого качества, но " /.../ дышит наивным глубоким религиозным чувством." (70,12)

Исследования о древностях Восточной Белоруссии с привлечением архивных материалов известных белорусских ученых Е.Р. Романова, А.П. Сапунова, Д.И. Довгялло печатались в "Могилевских ..." /1838-1917/ и "Витебских губернских ведомостях"/1838-1918/, "Памятных книжках", издававшихся могилевским и витебским губернскими статистическими комитетами. Е.Р. Романовым издается три выпуска "Могилевской старины -сборника статей из неофициальной части "Могилевских губернских ведомостей". Одна из них, написанная Д.И. Довгялло, посвящена униатскому храму в д. Конаши и содержит подробное описание находившихся там росписей. (45,53-57) Изображения в пяти куполах Троицкой церкви Витебского Маркова монастыря подробно описал секретарь витебского статистического комитета A.M. Сементовский. Им отмечена также композиция, представлявшая князя Владимира, закладывающего церковь святого Спаса. (92,119) В исследовании церквей и костелов на территории Восточной Белоруссии принимали участие члены Археологической комиссии A.M. Павлинов, П.П. Покрышкин. В ходе подготовки девятого археологического съезда, состоявшегося в Вильне, A.M. Павлиновым изучались храмы Витебска и Полоцка. Материалы этих исследований были опубликованы в статье "Древние храмы Витебска и Полоцка". Описывая интерьер Троицкой церкви Маркова монастыря ученый замечает:

"Внутренность церкви расписана по доскам и не представляет никакого интереса." (81,23) Подобная негативная оценка кроме авторской субъективности может быть объяснена позднейшими поновлениями росписей.

В 1905 году П.П. Покрышкин обследовал могилевскую Никольскую церковь. В одной из записей ученого, хранящейся в санкт-петербургском архиве института истории материальной культуры и приведенной в исследовании О.В. Терещатовой, отмечено: "Интересная стенопись /не фрески/ западного стиля XVII-XVIII веков. Мне кажется, было бы интересно открыть ее перед тем, как расписывать храм орнаментом."(97,111) Материалы обследований некоторых храмов Восточной Белоруссии публиковались в "Известиях Императорской Археологической комиссии". Некоторые, например, чертежи к ремонту церкви Богоявления в Витебске, снимки интерьера и экстерьера витебской Рынково-Воскресенской церкви, хранятся в настоящее время в фонде Археологической комиссии архива Института материальной культуры.

Задачу исследования и фиксации наиболее ценных в художественном отношении памятников ставила перед собой Витебская ученая архивная комиссия, развернувшая в конце XIX-начале XX века активную работу в этом направлении. В поле зрения исследователей попадала и стенопись храмов Восточной Белоруссии. На основании осмотра полоцкой Богоявленской церкви Д. Леонардов в 1910 году отмечает: " Из стенной живописи можно упомянуть только изображения апостолов и святителей /фигуры в рост человека/ в фонаре купола и евангелисты на парусах его. Работа среднего достоинства, но для своего времени - достаточная. На арках и сводах между ними сделаны украшения в виде незатейливых орнаментов /.../" (18,35) В тематической широте и оригинальности трактовки сюжетов в отличие от A.M. Павлинова видел исключительную ценность росписей Троицкой церкви

Маркова монастыря П.М. Красовицкий. В качестве примера исследователь приводит также одну из композиций витебской Воскресенско-Заручавской церкви, на которой "враг, всеявший плевлы" изображен с коровьей головой, причем живописец "сумел придать этому лицу злорадно-самодовольную усмешку." (69,27) Обобщая свои наблюдения над росписями каменных храмов Витебщины П.М. Красовицкий отмечает: "Стены и своды /.../ были расписаны клеевой краскою по штукатурке священными изображениями и орнаментами (Барокко, Рококо). Излюбленными сюжетами были евангельские события и притчи, отчасти события, описанные в кн. Деяний апостольских и ветхозаветныя. Отметить какую-либо определенную традицию в распределении сюжетов затруднительно. Живопись итальянская, иногда очень слабая по технике, но не лишенная оригинальности в изображении лиц и сцен /.../ типы и костюмы отражают особенности эпохи и края." (69,16) Отмеченные П.М. Красовицким особенности изобразительного языка росписей, их иконографическая свобода, дополняют наблюдения, сделанные И.М. Истоминым при изучении стенописи юго-западной России. Исследователь указывает на сильное влияние западной гравюры, в частности Библии Пискатора, а к числу композиций с "намеками на более оригинальное творчество" относит те, в которых "воспроизводится богословская тенденция по адресу ереси Ария, учений Лютера, Кальвина, словом, протестантских учений, столь распространенных в Юго-Западной России в XVI, XVII и XVIII вв." (58,25)

Значительную роль в популяризации памятников Виленщины и Белоруссии сыграла деятельность Товарищества друзей наук /ТРЫ/в Вильно. В издаваемом им журнале "Литва и Русь" публикуется ряд материалов о костеле в Мстиславле. Один из них принадлежит известному историку и издателю Яну Обету. Ученый не только анализирует особенности художественного языка находившихся там росписей, но и пытается связать их

автора с кругом голландских мастеров. (113,33) Вслед за Я. Обетом исследователь истории ордена кармелитов Я.М. Гижицкий считает, что фрески на исторические сюжеты этого костела выполнены в XVII веке и напоминают работы голландских художников этого столетия, а орнаментальное обрамление в стиле рококо выполнено во время проведения ремонтных работ в 1768 году при приоре Томаше Киркоре. (123,357)Следует заметить, что Мстиславские росписи высоко оценивались и другими исследователями. Так Ф. Сурин, отмечая композиции, представляющие события ^середины XVII столетия, характеризует их как талантливо написанные. Им обращено внимание также на портрет над дверями в закристию (по мнению исследователя - это донатор костела Кароль Мадолинский). (121,110) В то же время этот исследователь считал, что росписи костела св. Станиславав Могилеве "/.../ совершенно незнаменитой кисти", что, очевидно, связано со значительными поновлениями 1860-х годов. (122,112-113) Они подробно описаны в "Рат^шкиге^упо-тогаЬуш". (109,361-382) Уже упоминавшийся исследователь Я.М. Гижицкий дает, на наш взгляд, наиболее правдоподобное объяснение сюжета одной из фресок могилевского храма. Параллельно польскими исследователями делается попытка составления биографических словарей художников, включивших сведения о работавших в Восточной Белоруссии мастерах. Некоторые из них принадлежат Э. Раставецкому. (115,31)

В послереволюционный период изучение памятников приобрело более планомерный и постоянный характер. В ряду исследований, появившихся в 1920-е годы, следует отметить работу Т. Ржеусской, посвященную росписям Свято-Духовской церкви Тупичевского монастыря. Внимательный анализ стенных композиций, их иконографии позволил автору отметить наряду с сохранением византийской системы расположения изображений оригинальность композиционных решений и свободную эскизную манеру

росписей, находившихся в притворе в отличие от более традиционных росписей центральной части храма. Очевидно, это обстоятельство вызвало затруднение в датировке живописного цикла. Однако, сравнивая его с близкими по тематике росписями могилевской Покровской церкви (вторая половина XVIII века) автор отметил их различие, что позволяет отнести стенопись Мстиславского храма к более раннему периоду - второй половине ХУН-началу XVIII века. (87,148) Фрагментам росписей Барколабовского монастыря уделил внимание попавший в конце 1910-х годов на территорию Белоруссии немецкий исследователь А. Иппель. (64,13) Богатый материал был собран в результате экспедиционной работы, проводившейся в послевоенный период с целью обнаружения и сохранения произведений живописи, скульптуры, прикладного искусства. Его научная обработка способствовала появлению в1960-е годы первого исследования М.С. Кацера по истории белорусского искусства дооктябрьского периода с разделами, посвященными росписям церквей и костелов ХУИ-ХУШ веков. Причем важное место в них занимают памятники Восточной Белоруссии. В стенописи православных храмов исследователь отмечает тенденцию к освобождению от "догматов и приемов, сложившихся в иконописи". (65,82) При анализе росписей Тупичевского монастыря, которые, по мнению автора, были созданы во второй половине XVII века, он обращает внимание на такие особенности, как "перспективное изображение пространственной среды, передача анатомии обнаженного тела и динамизм фигур, стремление к психологической характеристике персонажей." (65,83) Указано также на их композиционную и тематическую близость фресковым изображениям могилевской Богоявленской церкви. (65,85) Останавливаясь на росписях Троицкой церкви Маркова монастыря, М.С. Кацер отметил их тематическую широту и определенный барочный характер. (65,115) Так как фрески костелов этого периода были изучены в меньшей степени, исследователь при их

описании ограничивается указанием на барочный характер и возможную близость художников в отдельных случаях к иезуитам. (65,87) Далее следует назвать главу, посвященную искусству Белоруссии, в четвертом томе "Искусства народов СССР", написанную тем же автором. В ней М.С Кацер более широко использует архивные источники. Так, ссылаясь на данные архива князей Огинских, исследователь называет имена авторов росписей Троицкой церкви Маркова монастыря в Витебске, а создание росписей могилевского кармелитского костела приписывает Гловацкому и Пиотровскому. (66,43,243) Отдельным культурным центрам на территории Восточной Белоруссии уделяла внимание О.Д. Горшковоз (44,11), Э.И. Ветер, которая попыталась на примере росписей белыничского монастыря выявить особенности стенописи этого региона. (38,383-386) Несомненным шагом вперед в изучении монументальной живописи Белоруссии является работа О.В. Терещатовой "Старажытнабеларусш манументальны жывашс Х1-ХУШ стст.", в которой большое внимание уделено стенописи восточного региона. Автор включает в обзор не только известные памятники, но и те, которые стали доступны для изучения только в последнее время благодаря работе реставраторов. В ряде случаев О.В. Терещатовой делается попытка оригинального прочтения отдельных сюжетов, вводятся новые архивные материалы, позволяющие ставить вопрос об авторстве росписей. Особенности художественного языка росписей православных и католических храмов рассматриваются на фоне историко-культурной ситуации, сложившейся в Белоруссии в ХУН-ХУШ веках. По мнению исследователя, заключение Брестской унии привело к значительным изменениям как в структуре живописного декора православного храма, которая становится более свободной и связанной с актуальными религиозно-мировоззренческими проблемами, так и в его стиле. (97,97) Характеризуя последний, автор обращает внимание на те же особенности, что и М.С. Кацер. Вместе с тем,

выявление своеобразия белорусской стенописи требовало проведения более широкого сравнительного анализа с памятниками русской, украинской и западноевропейской монументальной живописи.

Опыт исследовательской работы обобщен в соответствующих томах "Псторьп беларускага мастацтва", где развитие традиций стенописи в XVII-XVIII веках прослеживается в контексте эволюции белорусского искусства этого периода.

В числе исследований современных украинских, литовских, польских ученых, касающихся проблем развития монументальной живописи Восточной Белоруссии, следует назвать труд П. Жолтовского «Монументальний живопис на Украш1 ХУП-ХУШ ст.» (Киев, 1988), «Росписи Потелыча» Л. Миляевой (М.,1971), статья Т. Добровольского во втором томе «Истории польского искусства» (Краков, 1962), материалы сессии польского товарищества историков искусства «Искусство первой половины XVIII в.», среди них статьи А. Стоги. (119,249-265;120,365-376) Наряду с названным исследователем, анализирующим истоки иллюзионистической живописи и ее эволюции, их затрагивают также С. Червонная, С. Богданис, К. Чербуленис в статьях, посвященных отдельным памятникам стенописи на территории Литвы, а также общих обзорах. Новейшие биографические сведения и данные о произведения хуже упоминавшегося А. Гловацкого находятся в соответствующем томе "Словаря польских художников". (117,174) Важный вклад в сбор материалов о художниках-иезуитах, в том числе и работавших на территории Восточной Белоруссии, внесен Я. Поплатком, Е. Пашендой. (114,84-85,106-107,120-121)

Процесс интенсивного изучения памятников на территории Белоруссии, в том числе и стенописи ее восточных районов, начавшийся в прошлом столетии, нашел отражение в значительном числе публикаций историко-краеведческого характера. Значение материалов, собранных

дореволюционными исследователями заключается в том, что они, имея возможность непосредственного знакомства с памятниками монументальной живописи, в значительной степени не дошедшими до нашего времени, оставили их подробное описание, отметили стилевые особенности и в некоторых случаях предложили датировку, утвердившуюся в последующих исследованиях.

Второй этап связан со становлением в последние десятилетия реставрационной школы в Белоруссии. Наряду с проведенной реставрационной работой выявление ранее неизвестных архивных материалов по истории строительства и декорировки храмов сделало возможным не только уточнение атрибуции памятников, но и обобщение конкретного материала.

Исследовательская работа многих лет дала богатый материал, который вылился в ряд публикаций как обобщающего характера, так и касающихся отдельных памятников монументальной живописи. Однако, несмотря на проделанную работу, многие вопросы, связанные с изучением монументальной живописи, в том числе рассмотрение живописных циклов восточного региона как цельного явления с выделением определяющих тенденций развития, остаются открытыми.

Данная работа является одной из первых попыток исследования развития стенописи в восточных районах Белоруссии в ХУИ-ХУШ веках. Обращение к данной теме предполагало выявление своеобразия тематики состава, изобразительного языка росписей и отражения в них процессов формирования стилевых особенностей при включении в обзор наряду с сохранившимися росписями памятников, известных по литературным источникам, и уточнении их атрибуции. В ходе работы использовались -результаты проведенных в ряде памятников реставрационных работ -материалы по истории строительства и декорировки храмов, как

опубликованные, так и хранящиеся в Национальном архиве РБ, архивах Санкт-Петербурга, Вильнюса. Из числа последних более 10 были введены в научный оборот впервые Это позволило включить в исследование 6 новых памятников, определить время создания отдельных росписей и их состав, установить имена некоторых мастеров. Однако, в силу специфики исследуемого материала, заключающейся в том, что он в ряде случаев не дошел в первоначальном виде, далеко не всегда удавалось установить иконографический источник.

Похожие диссертационные работы по специальности «История искусства», 07.00.12 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История искусства», Трифонова, Наталья Яковлевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Анализ состава росписей ХУН-начала XVIII века позволяет говорить о тщательно продуманной богословской программе, в которой ощущается полемическая направленность.

Как и в стенописи России, Украины, широкое развитие наряду с такими традиционными циклами, как христологический, богородичный, получили сюжеты из Ветхого Завета, Апокалипсиса, а также "Патерика Печерского". Тему стойкости в вере развивали изображения страданий апостолов.

Очевидно, программы росписей создавались при участии наиболее просвещенных членов церковных братств, которые поддерживали тесную связь с киевским центром учености. Известно, что в 1635 году на польском языке под редакцией С. Коссова издается "Патерик Печерский". В 1638 году печатается "Тератургема" Афанасия Кальнофойского. Для этой книги митрополит Петр Могила, уделявший большое внимание укреплению моральных устоев монашествующих, доставил рассказы о чудесах Печерских.

Однако стремление к актуализации программы росписей приводило каждый раз к созданию оригинального решения, обусловленного архитектоникой сооружения и в самых общих чертах приближающегося к византийскому Так, если в храмах Львовщины сюжеты "Успение" и "Страшный суд" располагались на северной, либо южной стене, то в кутеинском храме они находились в непосредственной близости один от другого.

Одновременно с процессами обогащения и актуализации тематики значительные изменения претерпевает иконография и тесно связанные с ней иконописные приемы. Важную роль в становлении реалистических традиций, определявших развитие как иконописи, так и стенописи ХУН-первых десятилетий XVIII века, сыграли гравюры украинских и белорусских, в первую очередь кутеинских изданий, служивших образцами для местных изографов, так и западноевропейские, под прямым или опосредованным воздействием которых складывались иконографические решения эсхатологических сюжетов, циклов страстей Христовых и страданий апостолов. С середины XVII века этот процесс, на наш взгляд, становится все более ощутимым. Он определялся не только обращением мастеров к таким иконографическим источникам как "Библия" Пискатора, с 1660-х годов известной в своеобразной переработке мастера Ильи, но и непосредственным знакомством с западноевропейским искусством. Ярким примером тому может служить творчество граверов Тарасевичей, о котором говорилось выше.

Важную роль в развитии барочных традиций в стенописи Восточной Белоруссии середины-третьей четверти XVIII века сыграли художники-иезуиты, выходцы из Велькопольши и Вармии. Среди них можно назвать М. Бейтника, Я. Бретзера, работавших также в Вильно. О связях с этим центром монументальной живописи косвенно может свидетельствовать имя виленского епископа Ф, Зенковича в надписи у хоров могилевского костела кармелитов. Одним из центров, который мог оказать влияние на развитие костельной монументальной живописи восточного региона, был Львов. Это подтверждает проведенный выше анализ композиционных решений отдельных росписей могилевских и львовских костелов, свидетельствующий об их определенной близости. Некоторые исследователи склонны приписать авторство росписей могилевского кармелитского костела монаху этой конгрегации Г. Чайковскому. Но сведениям 3. Горнунга в костеле св. Мартина во Львове хранилась копия его автопортрета с палитрой и кистью в руках. Любопытно, что изображение художника перед мольбертом с теми же атрибутами находится на своде бокового нефа могилевского кармелитского костела. В то же время, как видно на примере белыничского костела, наряду с привлечением приглашенных мастеров, кармелиты, очевидно, использовали местных художников, что сказалось в своеобразных приемах синтеза искусств, выборе сюжетов и их изобразительном решении.

Определенной стилевой окраске произведений мастеров Восточной Белоруссии, явившейся результатом своеобразного усвоения живописно-пластических приемов западноевропейской барочной живописи, способствовали связи с "малярией" Киево-Печерской лавры, которым способствовал Г. Конисский. Об этом свидетельствует определенная близость состава и изобразительного языка алтарных росписей Никольской церкви ряду украинских памятников, а также композиция "лик царей и цариц" Свято-Духовской церкви Тупичевского монастыря, возникшая, очевидно, под влиянием получивших широкое распространение в стенописи украинских церквей торжественных процессий.

Дальнейшее развитие монументальная живопись Могилевщины и Витебщины получает в конце XYIII-начале XIX века. В живописных работах, развернувшихся в 1780-е годы в полоцком иезуитском коллегиуме, принимал участие Г. Грубер, на творчество которого, очевидно, оказали влияние образцы Дж. Б. Пиранези (1720-1778), Д. Галли-Бабиенны (16961757), работавшего сначала в Вене, а затем в Дрездене. Над оформлением костелов и как театральный декоратор много работал А. Гловацкий. Вероятно, при содействии Г. Конисского смоленскими мастерами поновляются росписи могилевской Никольской церкви. Несколько позднее при участии русских мастеров H.A. Львова и В.Л. Боровиковского строится и декорируется собор Иосифа в Могилеве. Формировавшие в этот период центры профессиональной подготовки художников способствовали росту их мастерства. Наряду с характерным для живописи данного региона сохранением традиционной иконографии и иконописных приемов в росписях униатских храмов прослеживается использование свойственных костельной стенописи приемов декорировки и западноевропейских композиционных схем. Вместе с тем созданием при участии русских мастеров декора Иосифовского собора в Могилеве было положено начало формированию новой образной системы и приемов художественной выразительности, отвечавших светской направленности всего культурного процесса. В славгородской церкви характерные для классицизма искания тектонической ясности и простоты способствовали созданию при различии индивидуальных живописных манер цельной системы с богатой и своеобразной программой. В то же время станковые по своему характеру росписи вейненской церкви, при четкой подчиненности их расположения архитектонике этого центрического здания, не образуют такого единства. Это, наряду с отмеченными выше особенностями изобразительного языка, свидетельствует, что классицистическое направление, оказав несомненное влияние на принципы организации декора местными мастерами, не получило в их творчество стилевой чистоты и единства.

Проанализированный материал позволяет сделать следующие выводы: 1. Росписи XVII- первых десятилетий XVIII века, представляющие первый этап развития монументальной живописи Восточной Белоруссии, отличаются оригинальной тематикой и изобразительным языком. Становление особенностей местной художественной традиции в этот период шло на основе переосмысления мастерами восточного региона образно-пластической системы древнерусского искусства, получившей своеобразное преломление в стенописи Софийской, Спасо-Преображенской церквей в Полоцке и ряде других памятников предшествующего периода, и сопровождалось сплавлением форм, присущих народному творчеству, с барочными формами. Проводниками новых художественных тенденций становились церковные братства с их школами, где использовались достижения западноевропейской схоластики, и типографиями.

2. Особенности складывающегося на втором этапе своеобразного барочного стиля определяло взаимодействие традиций декорировки православных храмов с росписями костелов. Используя приемы западноевропейской барочной живописи, стенопись середины-третьей четверти XVIII века сохраняла связанную с зависимостью от плоскости стены некоторую условность в передаче объема и пространства.

3. Особенности стенописи на третьем этапе в конце XVIII- начале XIX века наряду с барочными чертами, ставшими важным элементом местной художественной традиции, определяло формирование новой образной системы и приемов художественной выразительности. На их освоение местными мастерами при способствовавшей формированию новых мировоззренческих основ деятельности народных училищ, типографий, оказало влияние участие в работах русских художников.

На протяжении столетий Могилевщина и Витебщина играли важную роль в развитии стенописного искусства Белоруссии.

В силу сложившихся особенностей историко-культурной ситуации в ХУН-первых десятилетиях XVIII века монументальная живопись православных храмов восточного региона стала продолжательницей восточнославянских традиций стенописания на территории Белоруссии. Определявшее процесс формирования национального своеобразия творческое переосмысление отчетливо прослеживается в обогащении тематики росписей (некоторые из сюжетов не находят себе аналогии в иконописи), значительных изменениях в приемах декорировки и изобразительном языке.

Традиции декорировки православных храмов продолжали развиваться в середине-третьей четверти XVIII века. Их взаимодействие со стенописью костелов приводило к созданию образцов барочного синтеза искусств, в котором, в отличие от других регионов, стенопись играла доминирующую роль. В рамках барочной стенописи этого периода развивались элементы исторического жанра, пейзажа, натюрморта.

Стенопись Восточной Белоруссии конца ХУШ-начала XIX века представляет развитие стиля классицизма в православной художественной среде, происходившее в условиях активных культурных контактов с Россией. В своеобразных образцах, которые дал этот регион, прослеживается попытка синтеза в известной мере самостоятельных искусств, основанного на их координации и подчинении архитектуре. Это приводило к изменению роли стенописи в декоре интерьера. Монументальная живопись, несшая в барочном ансамбле едва ли не основную смысловую и эмоциональную нагрузку, в ряде случаев приобретает чисто декоративный характер, либо приближается к станковым произведениям.

Собранный материал, включающий ряд новых памятников, позволяет приблизиться к воссозданию объективной картины развития стенописи указанного региона благодаря уточнению атрибуции ряда памятников, предложенной современными белорусскими учеными (определению времени создания отдельных росписей, .установлению имена мастеров из Смоленска, которые привлекались к живописным работам в могилевской Никольской церкви), состава некоторых росписей, например, Троицкой церкви Маркова монастыря, установлению иконографии четырех раскрытых фресок могилевского кармелитского костела. Выделенные на основе его анализа основные этапы развития монументальной живописи восточного региона тем самым полнее обрисовывают основные тенденции развития художественной культуры Белоруссии. Он может иметь практическое значение в связи с развернувшимися реставрационными работами в ряде памятников Могилевщины и Витебщины:

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Трифонова, Наталья Яковлевна, 1998 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Архив ИИЭФ HAH РБ (Архив Ии-та искусствознания, этнографии и фольклора Нац. Акад. наук Респ. Беларусь)

1. Фонд М.С. Кацера, оп. 2, ед. хр. 7, 1940-е гг.

2. Фонд М.С. Кацера, оп. 2, ед. хр. 8, 1940-е гг.

3. Фонд М.С. Кацера, папка 8, конверт 4. БАН Литвы (Б-ка Акад. наук Литвы)

4. Инвентарь белыничского кармелитского костела за 1825 г. F-273-263. ГИА Литвы (Гос. ист. арх. Литвы)

5. Приходно-расходная книга белыничского кармелитского монастыря за 1754-56 гг. Фонд 694, оп. 1, ед. хр. 4360. НИА РБ (Нац. ист. арх. Респ. Беларусь)

6. Акты визитации иезуитских монастырей за 1817 г. Фонд 1781,оп. 28, ед. хр. 216.

7. Визита белыничского кармелитского монастыря за 1805 г. Фонд 1781, оп. 36, ед. хр. 1387.

8. Визита Мстиславского кармелитского монастыря за 1841 г. Фонд 1781, оп. 26, ед. хр. 1454.

9. Ведомость о Свято-Троицкой церкви витебского Маркова монастыря. Фонд 2548, оп. 1, ед. хр. 54. 1910-1912 гг.

10. Дело по застрахованию строений, принадлежащих Вейнянской Покровской церкви. Фонд 2301, оп. 1, ед. хр. 390. 1910 г.

11. Дело по застрахованию строений, принадлежащих мстиславскому Тупичевскому женскому монастырю. Фонд 2301, оп. 1, ед. хр. 537. 19101912 гг.

12. Инвентарь белыничского кармелитского костела за 1845 г. Фонд 2380, оп. 1, ед. хр. 14.

13. Инвентарь княжицкого кармелитского костела за 1807 г. Фонд 1781, оп. 26, ед. хр. 1389.

14. Инвентари костелов Витебской и Могилевской губернии за 1818 г. Фонд 781, оп. 26, ед. хр. 1398 г.

15. Инвентарь Мстиславского кармелитского костела. Фонд 1781, оп. 26. ед. хр. 1500. 1907 г.

16. Каталог книг библиотеки витебского Маркова монастыря. Фонд 2548, оп. 1, ед. хр. 854. 1882 г.

17. Опись имущества витебского Маркова монастыря. Фонд 2548, оп.1, ед. хр. 34. 1818 г.

18. Опись полоцкого Богоявленского собора, сделанная Д. Леонардовым. Фонд 2771, оп. 1, ед. хр. 159. 1910 г.

19. Рапорт архикафедрального архитектора И. Вишневецкого. Фонд 1781, оп. 28, ед. хр. 287. 1818 г.

20. Рапорт Елисея Бреймера. Фонд 1781, оп. 5, ед. хр. 1. 1785 г.

21. Regestr przychodow у rozchodow cerkwi Swietego Mikolaja Mohylewskiey na 1785-1787 rok. Фонд 2322, оп. 1, ед. хр. 2.

ОПИ ГИМ (Отд. письм. источников Гос. ист. музея)

22. [Расход церковных денег...]. Фонд 14, д. 2013. 1796 г..

23. Реестр находящимся в рязанской вотчине селе Константинове при строении каменной Божией церкви Пропойским каменщикам. Фонд 14, д. 2027. 1794 г.

РГИА (Рос. гос. ист. арх.)

24. Дело о ремонте Покровской церкви в г. Орше. Фонд 797, оп. 30, 3 отд., 2 стол, ед. хр. 40. 1860 г.

25. Инвентарь белыничского костела за 1830-31 гг. Фонд 822, оп. 12, ед. хр. 2791.

26. О ремонте церквей Борколабовского монастыря. Фонд 797, оп. 30, 3 отд., 2 стол, ед. хр. 40. 1860 г.

ЦГАДА (Центр, гос. арх. древних актов)

27. Счета графа А.М. Голицына. Фонд 1236, оп. 10, ед. хр. 917. 1796 г.

28. Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже 18- 19 веков,- М.:Искусство, 1975.-421 с.

29. Археографический сборник документов, относящихся к истории СевероЗападной Руси, издаваемый при Управлении Виленского учебного округа: В. 14 т. - Вильна, 1867-1904,- Т. 1: [Документы 1406-1800 гг.] / Сост.

П. Гильтебрандт, Ф. Елеонский, А. Миротворцев,- 1867,- 411 с.

30. Там же. Т.2: [Документы 1454-1818 гг.]- 1867,- 381 с. с разд. паг.

31. Там же. Т.5: [Документы 1502-1793 гг.] / Изд. О. Щербицким и А. Демьяновичем,- 1871,- 256, 136 с.

32. Архгтэктура Беларуси Энцыкл. дав ед./ Рэдкал.: А.А. Вошау 1 шш,- Мшск: Беларус. Энцыкл., 1993,- 620 с.

33. Батюшков П.Н. Белоруссия и Литва: Ист. судьбы Северо-Западного края.-Спб.: Тип. Т-ва «Общественная польза», 1890,- 376, 182 с.

34. Без-Корнилович М. Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений, к ней относящихся.-Спб.: Тип. 3 отд. Е. И. В. канцелярии, 1855,- 356 с.

35. Белоруссия в эпоху феодализма: Сб. документов: В 3 т. / Сост. А.И. Азаров и др.- Минск: Изд-во АН БССР, 1960,- Т. 2: С середины XVII до конца XVIII века до воссоединения с Россией,- 560 с.

36. Блинова Т.Б. Иезуиты в Белоруссии,- Мшск: Беларусь, 1990,- 110 с.

37. Брюсова В.Г. Фрески Ярославля XVII- начала XVIII века,-М.: Искусство, 1984,- 337 с.

38. Ветер Э.И. Фрески Белыничского монастыря // Наш радавод.- Гродна, 1991,-Кн. 3, ч. 2,- С. 383-386.

39. Высоцкая Н.Ф. Темперная живопись Белоруссии конца XV-XVIII веков в собрании Государственного художественного музея БССР: Кат. / Науч. ред. A.B. Аладова,- Минск, 1986,- 207 с.

40. Гаршкавоз В.Д. Да пытання аб аутарстве манументальных pocnicay: Фрэскавы цыкл у Гродна // Помнш старажытнабеларускай культуры: Новыя адкрыцщ,- Мшск: Навука i тэхшка, 1984,- С. 143-148.

41. Гюторыя беларускага мастацтва: У 6 т. / АН БССР. 1н-т мастацтвазнауства, этнаграфп i фальклору; Гал. ред. C.B. Марцэлеу.- Мшск: Навука i тэхшка, 1987-1994,- Т. 2: Другая палова XVI-канец XVIII ст.- 1988,- 384 с.

42. Пет. Бел. ССР: У 5 т. / АН БССР. 1н-т псторьп'; Гал. рэд. I.M. 1гнаценка,-Mîhck: Навука i тэхшка, 1972-1975,- Т. 1: Першабытнаабшчынны лад на тэрыторьп Беларусь Эпоха феадал1зму/.Гал. рэд. K.I. Шабуня,- 1972. 632 с.

43. Голубев С. История Киевской духовной академии.- Киев: Унив. тип., 1886,-Вып. 1: Период домогилянский,- 1886.-233, 117 с.

44. Горшковоз О.Д. Монументальные ансамбли Белоруссии XVIII века: Памятники Гродно, Несвижа, Слонима: Автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.04 / Акад. художеств СССР. Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры,- JI., 1986- 24 с.

45. Довгялло Д.И. Остатки униатского храма // Могилевская старина / Под ред. Е.Р. Романова,- Могилев, 1903,- Вып. 3,- С. 53-57.

46. Жолтовський П.М. Малюнки Киево-Лаврсько1 ÎKOHonncHoi майстерш: Альбом - каталог.- Кшв: Наук, думка, 1982.- 287 с.

47. Жолтовський П.М. Монументальний живопис наУкрапп XVII-XVIII ст,-Кшв: Наук, думка, 1988,- 160 с.

48. Жолтовський П.М. Украинський живопис XVII-XVIII ст,-Кшв: Наук, думка, 1978,- 161 с.

49. Жудро В. Оршанский Богоявленский Кутеинский монастырь или древняя Белорусская лавра,- Могилев на Днепре: Губ. тип., 1912,- 20, 7 с.

50. Жудро Ф.А. Белыничский Рождество-Богородицкий монастырь: [Ист. очерк.].- Могилев н/Днепре: Скоропеч. и литогр. Ш. Фридланда, 1894.-[2], 21 с.

51. Жудро Ф.А. Богоявленский братский монастырь в г. Могилеве: [Ист. очерк].- Могилев: Тип. Губ. правл., 1899,- [2], 51 с.

52. Закалинская Е.П. Вотчинные хозяйства Могилевской губернии во второй половине XVIII века / Могилев, обл. худ. музей,- Могилев, 1958,- 80 с.

53. Збор помшкау псторьн 1 культуры БеларуЫ: Магшеуская вобласць / АН БССР. 1н-т мастацтвазнауства, этнаграфн 1 фальклору; Гал. рэд.: С.В. Марцэлеу,- Мшск: Беларус. Сав. Энцыкл., 1986.- 408 с.

54. Игнатенко А.П. Борьба белорусского народа за воссоединение с Россией (вторая половина ХУП-ХУШ в.).- Минск: Изд-во БГУ, 1974,- 190 с.

55. Игнатенко А.П. Ремесленное производство в городах Белоруссии в XVII-XVIII вв.- Минск: Изд-во Мин-ва высш., сред. спец. и проф. образования БССР, 1963,- 187 с.

56. Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии: Избр. произведения XVI- нач. XIX в. / АН БССР. Ин-т философии; Под общ. ред. В.А. Сербента,- Минск: АН БССР, 1962,- 524 с.

57. Истомин М.П. К истории живописи в Киево-Печерской лавре в XVIII ст. // Чтения в Ист. о-ве Нестора Летописца,- Киев, 1895.- Кн. 9, вып. 2.- С. 6475.

58. Истомин М.И. Фрески ХУН-ХУШ вв. в храмах и костелах Юго-Западной России и отголоски прошлого в них // Археологические известия и заметки,- М„ 1900,- Т. 7.-С. 251-252.

59. Историко-юридические материалы, извлеченные из актовых книг губерний Витебской и Могилевской, хранящихся в Центральном архиве в

Витебске, и изданные под ред. архивариуса сего архива Сазонова: В 32 вып.- Витебск: Тип. Губ. правд., 1871,- Вып.1: [Приходо-расходные книги г. Могилева за 1679-1681 гг. Акты, извлеч. из книг Витеб. земского суда за 1593-1626 гг.].- 377 с.

60. Там же. Вып. 8: [Приходо-расходные книги г. Могилева на1691 г. Акты,

извлеч. из книг Могилев, магистрата за 1591-1634 гг.].- 1877,- 530 с.

61. Там же. Вып. 12: [Приходо-расходная книга г. Могилева за 1698 г. Акты, извлеч. из книг Могилев, магистрата за 1716-1725 гг.].- 1881,- 530 с.

62. Там же. Вып. 17: [Приходо-расходная книга г.Могилева за 1710 г. Акты, извлеч. из книг Могилев, магистрата за 1766-1787 гг.].- 1888.- 415 с.

63. Там же. Вып. 26: [Извлеч. из приходо-расходной книги г. Могилева за 1715 г. Акты, извлеч. из книг Витеб. гродского суда за 1721 г., из книг Витеб. земского суда за 1641 г., из книг Полоцк, гродского суда за 1667 г., из книг Полоц. земского суда за 1671 г., из книг Оршан. земского суда за 1668-1680 гг.].- 1895.- 516 с.

64. Каталог Минской областной выставки древностей и изящных изделий: Выставка 10-й армии / Сост. А. Иппель,- Минск: Печ. и изд. Таз. 10-й армии', [1918].-38 с.

65. Кацер М.С. Изобразительное искусство Белоруссии дооктябрьского периода: Очерки,- Минск: Наука и техника, 1969,- 201 с.

66. Кацер М.С. Искусство Белоруссии // История искусства народов СССР:

В 9 т.- М.: Изобр. искусство, 1976,- Т.4: Искусство конца XVII-XVIII веков / Под ред. А.Ю. Нурок и М.А. Орловой,- С. 225-252.

67. Квитницкая Е.Д. Могилевский Спасский монастырь // Архитектурное наследство,- 1976,-N24,- С. 109-112.

68. Конон В.И. От Ренессанса к классицизму: (Становление эстет, мысли Белоруссии в XV-XVIII вв.) / АН БССР. Ин-т философии и права; Ред. A.C. Майхрович,- Минск: Наука и техника, 1978,- 158 с.

69. Красавицкий П.М. Памятники церковной старины Полоцко-Витебского края и их охранение // Полоцко-Витебская старина.- Витебск, 1911.- С. 164.

70. Краснянский В.Г. Город Мстиславль Могилевской губернии с 50 автотипиями,- Вильна: [Изд. Сев.-зап. отд. РГО], 1912,- 99 с.

71. Мальдис А.И. Формирование новой белорусской литературы в ее взаимосвязи с другими славянскими литературами (ХУП-Х1Х вв.) // Славянские литературы в процессе становления и развития: От древности до сер. XIX в.- М.: Наука, 1987,- С. 121-144.

72. Мелешко В.И. Могилев в ХУ1-середине XVII века,- Минск: Наука и техника, 1988,- 262 с.

73. Михайловский Б.В., Пуришев Б.И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. до начала XVIII в,-М.; Л.: Искусство, 1941,- 279 с.

74. Могилевская старина: Сб. статей «Могилев, губ. вед.» / Под ред.

Е.Р. Романова. В 3 вып.- Могилев: Тип. Губ. правл., 1900-1903— Вып. 1: 1898 и 1899 гг.- 1900,- 86 с.

75. Могилевская хроника Т.Р. Сурты и Ю. Трубницкого // Полное собрание русских летописей. -М.: Наука, 1980,- Т. 35.- С. 239-281.

76. Могилевский историко-этнографический музей: [Кат.].- Могилев: Губ. тип., б.г.- 82 с.

77. Морозов В.Ф. Комплекс Богоявленского монастыря в Полоцке:

(К вопросу о творчестве Д. Кваренги в Белоруссии) //Архитектурное наследство,- 1978,- N 2,- С. 29-30.

78. Морозов В.Ф. Церковь в Славгороде: гипотезы об авторстве // Архитектура Белоруссии,- 1991.- N 1.- С. 43-44.

79. Описание документов архива западно-русских униатских митрополитов: В 2 т.- Спб.: Синод, тип., 1907. -Т. 2: (1701-1839).- 8, 1631 с.

80. Опыт описания Могилевской губернии в историческом, физико-географическом, этнографическом, промышленном, сельскохозяйственном, лесном, учебном, медицинском и статистическом отношениях: В 3 кн. / Сост. по программе, [с предисл.] и под ред.

A.C. Дембовецкого,- Могилев, 1882-1884. Кн. 1-3.

81. Павлинов A.M. Древние храмы Витебска и Полоцка // Труды IX археологического съезда в Вильне,- М.: Тип. Лисснера и Романа, 1895,- Т. 1.-С. 1-27.

82. Памятники православия и русской народности в Западной России в XVII-XVIII вв.- Киев: Тип. И.И. Чоколова, 1905,- Т. 1, ч. 2: Акты по истории заграничных монастырей Киевской епархии XVII-XVII./ Изд. Киев. Дух. акад.; Под ред. Ф. Титова,- С. 35-56, 529-1136.

83. 1-я Усебеларуская мастацкая выстаука: Кат. аддз. старажыт. мастацтва / Апрац. М. Шчэкащхш,- Мшск, 1926,- 30 с.

84. Полубинский П. Тупичевский монастырь // Могилев, епарх. ведомости.-1884,-№ 16,-С. 316-321.

85. Путевые заметки стольника П.А. Толстого о Могилевской губернии в 1697-99 гг. //Могилевская старина. -Могилев: Тип. Губ. правл., 1898,-Вып. 1.-С. 1-7.

86. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским /[Пер. по рукописи с араб, и предисл. к вып.-1-5 Г.А. Муркоса].- М., 1896-1900,-Вып. 1-5.

87. Ржавуская Т. Насценныя pocnicbi у царкве б. Тутчэускага манастыра у Мсщслаул1 // Зап. аддз. гумашт. навук. Пр. камю. ricTopbii мастацтва-Мшск, 1928,-Т. 1. Кн. 6, сш. 1.-С. 179-182.

88. Робинсон А.Н. Вместо введения. Идеологические закономерности движения литературного барокко // Развитие барокко и зарождение

классицизма в России XVII- начала XVIII в./ Отв. ред. А.Н. Робинсон.-М.: Наука, 1989.-С. 4-26.

89. Русско-белорусские связи: Сб. документов (1570-1667 гг.) / Отв. ред. Л.С. Абецедарский, М.Я. Волков.- Минск: Высш. шк., 1963,- 534 с.

90. Сакович А.Г. Народная гравированная книга Василия Кореня, 1692-1696,-М.: Искусство, 1983,- 167 с.

91. Сапунов А.П. Витебская старина: Т. 1,4,5 / Сост. и изд. А. Сапунов.-Витебск, 1883-1888.- Т. 5, ч. 1: Материалы для истории Полоцкой епархии,- 1888,- [2], 6, 168, 650, 20 с.

92. Сементовский A.M. Белорусские древности, изданные

A.M. Сементовским. .- Спб: [Типолитогр. П. Стефанова], 1890,- Вып. 1.136 с.

93. Сементовский А. Витебск: Ист. очерк // Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год.- Спб: Изд-во Витеб.губ. стат. ком, [1864].- С. 93276.

94. Троська Яз. Шэсць экскурсш па Магшеву // Наш край,- 1925,- N 2,- С. 26.

95. Улащик H.H. Введение в изучение белорусско-литовского летописания.-М: Наука, 1985.-262 с.

96. Цейтлина М.М., Золотухо Н.И. Исследование произведений изобразительного искусства и качество реставрации // Критерии оценки качества реставрации музейных ценностей: Тез. док. науч. конф. / Всесоюз. науч. -исслед. ин-т реставрации.- М., 1990,- С. 115-118.

97. Церашчатава В.В. Старажытнабеларусю манументальны жывашс XI-XVIII стст,- Мшск: Навука i тэхшка, 1986,- 183 с.

98. Шишкина О. Заметки и воспоминания русской путешественницы по России в 1845 году: В 2 ч,- Спб.: Тип. 2-го отд-ния Собств. е.и. в. канцелярии, 1848,-Ч. 1-2.

iuy

99. Шматау В.Ф. Беларуская кшжная гравюра XVI-XVIII стагоддзяу.- Мшск: Навука i тэхшка, 1984,- 183 с.

100. Шчэкащхш М.М. Рыгор Мядзьвецга-невядомы беларусю малер канца XVIII сталецьця // Зап. аддз. гумаштар. навук. Пр. камю. псторьн мастацтва,- Mîhck, 1928,- Т. 1. Кн. 6, сш. 1,- С. 195.

101. Шынкев1ч А.М. Аршанская даунша,- Mîhck: Полымя, 1992.- 142 с.

102. Энгельгардт JI.H. Записки Льва Николаевича Энгельгарда, 1766-1836.-М.: Рус. арх., 1867.-238 с.

103. Bohdewicz P. Materia-fy do dziejow budowy ko^ciola karmelitow trzewiczkowych P.W. Wszystkich Swietych w Wilnie // Biul. historyi sztuki.-

1984,- R. XLVI. N. 4,- S. 355-369.

« . . .. /

104. Brzezgo B. Sztuki piçkne w kollegium oraz Akademii OO. Jezuitow w

Polocku w XVIII i XIX w. // Pr. Sekcji Historii sztuki T-wa Przyjaciof'nauk w Wilnie.- 1939,- T. 3,- S. 30-39.

105. Chodynicki I. Wiadomos'ci historyczna о fundacyach klasztorow zakonu

/ • / karmelitanskiego niegdys w Polsce i Litwie, a pozniej pod panowaniem

Austryi, Rossyi, i Pruss, zostaj^cych.- Lwow: Wyd. K. Jabloriskiego 1846.» 109,3 s.

106. Emond C. L'iconographie Carmelitaine dans les anciens Pays-Bas méridionaux.- Bruxelles, 1961.

107. Hornung Z. StanisJ'aw Stroinsld, 1719-1802,- Lwow: T-wo naukowe, 1935,157 s.

108. Jel. A - Krz. J. Wiejna // Slownik geograficzny Krôlestwa Polskiego i innych

kraj6w slowianskich.- Warszawa, 1900,- T. 13,- S. 302.

/ *

109. Jozef z Zacharyszek. Koscioi archikatedralno-metropolitalny w Mohylewie //

Pam^tnik religijno-moralny.- 1860,- R. 19,- T.5, N 4.- S. 361-382.

110. Kopera A. Czajkowski Grzegorz (1709-1757) // Polski siownik biograficzny.-Krakow: Nakl. Pol. Akad. Umet., 1938,- T. 4,- S. 153.

f

111. Lorentz S. Jan Krzysztof Glaubitz-architekt Wilenski XVIII w.- Warszawa, 1937.

112. Miller A. Teatr polski i muzyka na Litwie, jako strazniec kultury zachodu: (1745-1865).- Wilno: Nakl. wyd. im. Stanislawa i Tekli z hr. Rorchow -bopacinskich, 1936,- 245 s.

113. Obst J. Freski w kosciele Mscisfewskim // Litwa i Rus.- 1912,- Zesz. 4,-S. 28-33.

114. Poplatek J., Paszenda J. Stownik jezui tow artystow.- Krakow, Wyd-wo Apostolstwa Modlitwy,1972.- 298 s.

115. Rastawiecki E. Stownik malarzow polskich tudziez obcych w Polsce osiadlych lub czasowo w niej przebywajpych.- Warszawa: Nakl. autora, 1850,- T. 1.- 8, 334 s.

116. Stownik artystow poskich i obcych w Polsce dzialajg^ych:

Malarze, rzezbiarze, graficy.- Wroclaw: Zakl. Narod. im. Ossolinskich, PAN, 1971,- T. 1: A-C.- 418 s.

117. TaM >Ke.- Wroclaw: Zakl. Narod. im. Ossolinskich, PAN, 1975,- T. 2: D-G.-418 s.

118. Stownik biograficzny teatru polskiego: 1765-1965,- Warszawa: Panst. Wyd-wo nauk, 1973.-906 s.

119. Stoga A. Quadratura w malarstwie polskim XVIII w. malowidfa na

sldepieniach // Biul. bistoryi sztuki.- 1980,-N 3/4,- S. 365-376.

/ *

120. Stoga A. Malarstwo scienne na Warmii w XVIII w. i jego odds^ywanie // Sztulca 1 pol. XVIII wielcu: Materiafy Ses. Stow. Historykow Sztuki. Rzeszow, list. 1978,-Warszawa, 1981,- S. 249-264.

121. Suryn F. Mscisfew // Tygodnik il.- 1872.- N 245,- S. 110.

122. Suryn F. Wspomnienne Mohylewa//Tygodnik il.- 1871,-N 192,- S. 112-115.

123. Wofyniak (J.M. Gizycki). Z przeszlosci karmelitow na Litwie i Rusi: Z 2 cz.-Krakow: Nakl. OO. karmelitow na Piasku, 1918,- Cz. 1-2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.