Стиль прозы С.Т. Аксакова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Угрюмов, Владимир Евгеньевич

  • Угрюмов, Владимир Евгеньевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 176
Угрюмов, Владимир Евгеньевич. Стиль прозы С.Т. Аксакова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2010. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Угрюмов, Владимир Евгеньевич

Введение.3.

Глава 1. «Семейная хроника».12.

1.1. Зарождение эпоса семьи Багровых: традиции и жанровые особенности «Семейной хроники».12.

1.2. Новые места: начала лирическое и эпическое, мифопоэтические черты образа.23.

1.3. Добрый день Степана Михайловича: философское и символическое начала в повествовании.27.

1.4. Описание женитьбы молодого Багрова: синтез фольклорных и литературных жанровых мотивов.39.

1.5. Стилевые черты воплощения образа повествователя и авторской позиции.60.

Глава 2. «Детские годы Багрова-внука».87.

2.1.«Мир глазами ребенка» как художественная задача.87.

2.2. Стиль художественного автобиографизма и образ детства.90.

2.3. Образы кормилицы и матери: ход авторских ассоциаций.103.

2.4. Первая весна в деревне. От мифа к реальности.116.

Глава 3. «Воспоминания».128.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стиль прозы С.Т. Аксакова»

Стиль прозы С.Т.Аксакова - уникальное явление русской литературы. Исследование текстов его произведений «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания», «Записки об уженье рыбы» и записки ружейного охотника, а также «Историг моего знакомства с Гоголем» и др. показывает, как автор использует общепринятые в литературе категории («Сюжет», «композиция», «образ», «тропы» и пр.) и создает свой индивидуальный стиль. Мы рассматриваем стиль писателя не в качестве вопроса техники, а как особое видение, которое порождает определенный ход мысли и организует стилевое пространство. Аксаков переосмысляет опыт и традиции индивидуальных стилей прошлого и своих современников и творчески использует их для создания своего неповторимого художественного единства. Ко времени появления в печати «Семейной хроники» и других произведений С.Т.Аксакова в классической русской прозе уже были написаны «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Мертвые души» Н.В.Гоголя. Образцом русской прозы в 1820-е гг. А.С.Пушкин считал «Историю Государства Российского» Н.М.Карамзина, а ранее - его «Письма русского путешественника» и повести. Тем не менее В.В.Кожинов называет «Семейную хронику» «своего рода сердцевинным явлением отечественной литературы»[69, с.96]. Отметим, что С.Т.Аксаков стоит у истоков прозы определенной традиции. Несомненно, для него важна традиция сказа, и связана она не только с «Вечерами на хуторе близь Диканьки» Н.В.Гоголя, но и, например, с прозой О.М.Сомова 1820-х - 1831гг. Творческий процесс, результатом которого может стать литературное произведение (а может и не стать), есть процесс личностный. В.В.Кожинов, опираясь на воспоминания современников, отмечает, что «создавать свою «Хронику» Аксаков начал задолго до ее выхода в свет - не позднее 1820-х годов. В конце 1833 года в альманахе «Денница» опубликовано произведение «Буран» (без имени автора), которое можно рассматривать как набросок к «Семейной хронике»[69, с.96]. С большей степенью уверенности можно сказать, что описания бурана в «Капитанской дочке»(1836г.) и «Буран» С.Т.Аксакова имеют определенную текстовую близость. Н.В.Гоголь, по воспоминаниям Ю.Ф.Самарина, «с напряженным вниманием, . по целым вечерам вслушивался в рассказы Сергея Тимофеевича о заволжской природе и тамошней жизни. Он упивался ими, и на лице его видно было такое глубокое наслаждение, которое он и сам не в состоянии был выразить словами» [69, с.96].

С.Т.Аксаков в течение долгих лет рассказывал семейные предания, свою будущую «Хронику». Он творил книгу устно, посвящая ее многим людям. Так создаются великие эпические произведения народов, сплетенные из множества устных рассказов и записанные через много лет скитаний этих рассказов от человека к человеку. Многие будущие читатели были уже готовы к появлению «Хроники». В этом видится своеобразие и незаурядность судьбы уникального произведения. С.Т.Аксаков понимал, что господствующие в 20-х годах литературные направления враждебны его творческим способностям реалиста. Любовь к исконно русскому быту не вывела бы книгу С.Т.Аксакова в передовые, будь она написана в 20 — 30-е годы. Интересно признание самого писателя, записанное его сыном Иваном. Сергей Тимофеевич не раз говорил, что «если бы он вздумал писать «Семейную хронику» лет сорока или сорока пяти, а не шестидесяти, то она вышла бы несравненно хуже: краски были бы слишком ярки»[63, с. 13]. Созданное художественное произведение формирует своего создателя. Существует обратная связь от произведения к автору. Случай с С.Т.Аксаковым уникален в своем роде. Щедро раздаривая слушателям свои воспоминания, он оттачивал писательское мастерство, оставлял самое существенное из воспоминаний, избавлялся от «слишком ярких» красок. И когда «Семейная хроника», а затем «Детские годы Багрова-внука» явились на бумаге, они представляли собой стройные сложившиеся произведения.

Нельзя не отметить влияние Н.В .Гоголя на написание «Семейной хроники». К моменту знакомства с автором «Вечеров на хуторе близ

Диканьки» С.Т.Аксакову было уже за сорок. Он сразу признает в Н.В.Гоголе великого писателя и мнение свое не меняет до конца жизни. Из переписки двух писателей видно, как многое их сближает. Быть адресатом Н.В.Гоголя — это уже прикоснуться к тайнам творчества. «История моего знакомства с Гоголем» подробно анализируется в нашем исследовании. С.Т.Аксаков стремится постичь личность Н.В.Гоголя через его творчество. При разных задачах можно обнаружить много общего в стилевых приемах писателей. Внимательное отношение к мельчайшим подробностям быта, к деталям, яркие поэтические картины природы, доброе авторское отношение к человеку со всеми его недостатками и достоинствами, — все это наполняет их произведения. Замечателен образ дороги, являющейся нитью, связующей события в произведениях С.Т.Аксакова и Н.В.Гоголя. Дорога излечивает Сережу Багрова от тяжелой болезни. «Заметив, что дорога мне как будто полезна, мать ездила со мной беспрестанно.» [1, т. 1, с. 291]. В дороге он начинает осознавать себя, постигать окружающий мир. С великой дороги переселения начинается «Семейная хроника». Дорога - это особый вид пространства, это движение и исцеление от недугов. Отрывками называются главы «Семейной хроники», с отрывочных воспоминаний начинаются «Детские годы Багрова-внука». Жизнь каждого писателя — это одна бесконечная дорожная исповедь перед самим собою. Отрывки как дорожные впечатления, как предметы, летящие навстречу, становящиеся на мгновение важными и пропадающие за поворотом времени. Отрывки, не соединенные вымыслом, но растущие в памяти. С.Т.Аксаков не выдумывал, он писал только то, что имело место в действительности. Он даже переживал по этому поводу: «Какой я писатель! . Я только передатчик и простой рассказчик: изобретения у меня на волос нет»[93, с. 358]. Такого рода признания не единичны у самых выдающихся писателей XIX века. Известно, например, признание Н.В.Гоголя в «Авторской исповеди»: «Я никогда ничего не создавал в воображении и не имел этого свойства. У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных мне известных» [4, с.446]. С.Т.Аксаков в письме к Н.В.Гоголю, датированном 17 апреля 1844 года, сообщает: «Я надувал сам себя, чтобы жить спустя рукава. Я добровольно кидался в толпу непризнанных, я примеривал на себя их пошлость и таким образом отделывался от трудных подвигов разумной жизни. Я уже думал прожить так целый век; но нашелся человек, близкий мне как великий художник. Он стал передо мной лицом к лицу, поднял со дна души давно заброшенные мысли и говорит: «Пойдем вместе! Я вот что делаю с собой. Помоги мне, а я помогу тебе» [112, с.171]. Это восклицание -характерный пример взаимного обогащения двух выдающихся писателей. Опираясь на свои воспоминания, С.Т.Аксаков создает произведение, в котором отражает подлинный стиль русской жизни. И, как справедливо замечает В.В.Кожинов: «.аксаковская книга стала своего рода прообразом величайших «семейных» романов - «Войны и мира» и «Анны Карениной», «Подростка» и «Братьев Карамазовых».[69, с.96]

В данный работе мы подробно исследуем те выразительные средства литературы, которые применяет С.Т.Аксаков, создавая свой художественный мир. Наша задача состоит в том, чтобы показать, как автор применяет традиционные элементы поэтики для создания своего индивидуального стиля. Здесь проходит граница между поэтикой (или эстетикой поэзии) и теорией стиля. Ю.И. Минералов во введении в «Теорию художественной словесности» пишет: «Поэтика как специальная научная отрасль изучает метафоры и иные тропы, вообще художественную образность, а также сюжетику, композиционные приемы и т.п. С «отвлеченной точки зрения — безотносительно к их модификациям в стиле конкретных художников, в конкретных произведениях, в конкретных контекстах. . необходима и иная отрасль, которая сделала бы акцент на противоположном — на том, как, какими путями модифицирует, интерпретирует (то есть «употребляет») по-своему данный конкретный художник литературные средства, как он действует, чтобы сделать внеиндивидуальное - «индивидуально-неповторимым», лично-особенным» [98, с.10-11]. Ю.И.Минералов указывает на замечание А.Ф.Лосева о соотношении поэтики и стилистики: «Учение о метафоре вообще есть поэтика (или эстетика поэзии). Но учение о том, как употребляет (разрядка наша - Ю.М.) метафору Пушкин или Тютчев, есть уже часть стилистики» [85, с.226]. Исследуя произведения С.Т. Аксакова, мы исходим из того же. Мы исследуем, как употребляет метафору автор, создавая произведение. Определяя поэтику произведений художника, мы показываем, как художник видит и применяет, как интерпретирует по-своему определенные выразительные свойства. Именно такой подход к творчеству художника дает возможность рассуждать о феномене личного стиля. Только большой художник способен из имеющихся общих изобразительно-выразительных литературных средств сложить свой неповторимый мир и свой стиль. Сам термин «поэтика» понимаем в двух смыслах: отрасль литературоведения и система литературных изобразительных средств. Нас интересует второе значение. Рассматривая тексты произведений Аксакова, мы выявляем те изобразительные средства, сюжетно-копозиционные приемы, различные метафоры, «растворенные» в литературном тексте. Они образуют поэтику индивидуального стиля и находятся в действии, выполняя художественные задачи, возложенные на них автором. Это действие, заданное автором, мотивированно и преследует определенную художественную цель.

Понятие индивидуального стиля писателя исследовали многие литературоведы и продолжают исследоваться сегодня. Это говорит о том, что тайна творческого процесса художника неисчерпаема. Вот что замечает об этом В.В.Виноградов: «Основной категорией сферы лингвистического изучения художественной литературы обычно признается понятие индивидуального стиля», которое есть «структурное единство системы средств и форм словесного выражения в его развитии», т.е. в предании движения изображаемой действительности, в ее переработке для создания эстетической ценности. И далее: «В стиле писателя соответственно его художественным замыслам объединены, внутренне связаны и эстетически оправданы все использованные художником языковые средства»[36, с.233]. Г.О.Винокур высказывал решительную точку зрения на язык как на совокупность стилистических систем: «Каждый стиль рассматривается как своеобразная система, противопоставленная другим системам.»[31, с.224]. Характеризуя индивидуальную работу писателя, его принцип отбора и компоновки языковых средств, мы частично подпадаем под обаяние «броско выраженной мысли»[98, с.15] Ж.-Л. Бюффона, что «стиль —это сам человек». Но правильно замечает Ю.И.Минералов, что «для тех же, кто безоговорочно руководствовался этой формулой, творческая индивидуальность сливалась с личностью человека как типовой, а момент таланта . редуцировался» [98, с.15]. В такой формуле теряется само таинство творчества и тот «момент таланта», когда зарождение произведения, его внутренняя динамика, его «сердцебиение» становится открытием и для читателя, и часто для самого автора. Продолжая развивать мысль о стиле, Г.О.Винокур пишет: «Понятие стиля языка основано на своеобразных внутренних экспрессивно-смысловых принципах отбора, объединения, сочетания и мотивированного применения выражений и конструкций»[37, с.255].

Рассматривая стиль прозы С.Т.Аксакова и историю создания его произведений, мы столкнулись с очень необычным явлением рождения произведения. «Семейная хроника» является результатом устных рассказов писателя, постоянного движения и обновления. К такой художественной работе наиболее подходит сформулированное Ю.И.Минераловым определение: «Личный стиль воплощает особый ход мысли, присущий данному автору, особый ход художественных ассоциаций, ему присущий. Соответственно и поэтика индивидуального стиля должна пониматься, очевидно, не просто как «система изобразительных средств», но как система или комплекс действий - актов создания изобразительных средств художником в ходе его работы над конкретными произведениями». [98, с.20]

Ю.И.Минералов говорит о «процессуальных категориях». Он развивает высказывания В. фон Гумбольта о том, что стиль является «лишь отражением» «картины внутреннего развития мысли».[53, с.187] В. фон Гумбольт замечает, что стиль — это отражение «взаимодействия частей внутри целого».[53, с.187]. Целым воспринимается само готовое художественное произведение, а части - это малые и большие крупинки народной культуры, рассыпанные и вновь собранные автором в причудливые соединения, которыми с избытком богат текст «Семейной хроники» и других произведений С.Т.Аксакова. Все они отражают развитие авторской мысли, из их пластичности складывается индивидуальный стиль. Это подтверждает наше исследование. Ю.И.Минералов размышляет, «что индивидуальный стиль, его поэтика - не только и не столько данность (продукт, результат), сколько деятельность, процесс». [98, с.21] Вся работа над произведением не кончается с постановкой «точки», а обозначает его индивидуальный стиль как мысль, ведущая к открытию. М.Пришвин спрашивал: «Почему это равняется открытию, если даже общественную мысль, о чем люди говорят повседневно, удается высказать образами? Не потому ли это бывает иногда, что люди повторяя мысль, утрачивают смысл ее и вновь узнают, когда мысль является в образе?» [7, с. 188]. М.Пришвин назвал книгу С.Т.Аксакова «богоданной книгой», а самого писателя - «наш Гомер». Это краткое словосочетание есть ключ ко всему индивидуальному стилю С.Т.Аксакова. Рассказывая свои произведения, С.Т.Аксаков словно пробовал на слух звучание будущих текстов, придавал им пластичность и органичность. «Говорить - значит не передавать свою мысль другому, а только возбуждать в другом его собственные мысли»[125, с.541], - замечал А.А.Потебня. Развивая замечание А.А.Потебни. можно предполагать, что говорить — значит возбуждать свои собственные мысли, задавать им движение, порождать новые и новые образы действительности, настраивать рождающийся текст, воплощать свое видение. В этом «богоданность» книги С.Т.Аксакова. Само развитие событий «Семейной хроники» от тесноты до исхода старика Багрова в новые «обетованные» земли Оренбургской губернии и заселение их, от постройки мельницы и ее вращения и вращения всего окружающего мира, от дедушкиного крылечка, как центра—трона живого мира, до рождения наследника и ликования природы, до осознания берегов мира наследником Сережей Багровым, до именования прилетевших к нему весной птиц. «Хроника» С.Т.Аксакова построена по сферическим законам, где центр — сначала старик Багров на своем крылечке, а затем — его наследник Сережа, организатор новой, но завещанной ему по наследию вселенной.

Очень точно характеризует временное начало стиля произведений С.Т.Аксакова понятие «стилевого пространства», определенное Ю.И.Минераловым. Развивая мысль Гегеля о «целокупном пространстве», а точнее то, что точка «движется в себе и заставляет возникнуть линию», «через движение линии возникает плоскость» и т.д. [46, с. 191] Ю.И.Минералов приводит нам любопытные аргументы, помогая взглянуть на индивидуальный стиль автора как на «целокупное пространство». Он показывает, что индивидуальный стиль, его отличительность зарождается и определяется задолго до окончательного формирования произведения. «Все, что предшествует во времени окончательным текстам произведений, по которым обычно и судят о стиле - варианты, черновики и т.п., — все это входит в стиль, - пишет Ю.И.Минералов, - причем составляет ту самую подводную часть айсберга, которая заведомо является основой, наиболее весомой.».[98, с.286] Становится ясно, что стиль необходимо рассматривать как весь процесс зарождения и формирования окончательного текста. Блестящий рассказчик своих «невыдуманных историй», С.Т.Аксаков определял движение своей мысли множеством устных рассказов. Такой взгляд наиболее интересен при определении индивидуального стиля С.Т.Аксакова. Движение мысли автора, сам процесс рождения аксаковского мира, игра художественных средств, когда культура не прошлое, а настоящее, сделали книгу С.Т.Аксакова «богоданной книгой» о жизни простой и великой в мелочах, о жизни человека заодно с природой. В этом таится обаяние и неповторимость индивидуального стиля «Семейной хроники» и других произведений С.Т.Аксакова.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Угрюмов, Владимир Евгеньевич

Заключение

Актуальность исследованной темы. Творчество Сергея Тимофеевича Аксакова, одного из крупнейших русских художников слова XIX века, давно находится в поле зрения литературоведения. Однако внимание исследователей сосредотачивалось на вопросах жизни и творчества мастера, на вопросах идеологического подтекста и особенностях реализма писателя. Традиционно подчеркивалось влияние на творчество С.Т.Аксакова философии славянофилов. В то же время индивидуальность стиля писателя, его «слог», эпическая образность, неявная субъективность, психологизм и, главное, живая связь с русским культурным наследием, с народными поверьями и христианскими традициями выявлены в литературоведении менее детально. Все перечисленное определяет актуальность темы диссертации «Стиль прозы С.Т.Аксакова».

Проведенное диссертационное исследование с одной стороны нацелено на анализ стиля С.Т.Аксакова как целостного феномена, а не взятых в отдельности тех или иных его граней, с другой — раскрывает конкретную связь творчества С.Т. Аксакова с литературой русского реализма. В исследовании был определен стиль С.Т.Аксакова как особое, только ему присущее видение, которое, в свою очередь, порождает индивидуальный ход мысли писателя. В ходе исследования отмечено характерное движение мысли писателя от «тесноты» к освобождению и освоению нового пространства. В «Семейной хронике» это переселение старика Багрова с семьей и крестьянами в новые земли и устройство крестьянского космоса, в центре которого находится вращающаяся мельница и сам хозяин на крылечке своего дома как на престоле. Расширение пространства продолжается женитьбой сына и рождением наследника. Мифопоэтическое начало «Семейной хроники», лирико-символическое описание сотворения Нового мира, эпическая мощь и простота образов главных героев и их дел создают интонационные параллели произведения с книгами Ветхого Завета. В этом заключена «богоданность» книги С.Т.Аксакова, о которой писал М.М.Пришвин. Заключительные отрывки «Семейной хроники» наполнены поэтическими описаниями природы и яркими образами отношений между людьми с учетом традиций фольклора, народной житейской мудрости и христианской культуры. Теплая авторская лирическая интонация, объединяющая в себе все события «Хроники», существует в доверительной хоровой поддержке «малых и великих» персонажей, живущих в единении с природой. Стилевые приемы С.Т.Аксакова подчеркивают приверженность крестьянской общины к эпическому миросозерцанию. И не только автор, но все его персонажи находятся в неком едином творческом акте своей жизни. В «Детских годах Багрова-внука» нами исследовано освобождение сознания ребенка из тесноты-темноты первых обрывочных воспоминаний к осознанию картины мира, к первой Пасхе в деревне и именования весенних птиц, летящих к нему навстречу. Особенная важность этого произведения заключается в изображении двух разных семейств как источников жизни, переходящих в будущую — третью и результат этого соединения - рождение и воспитание ребенка. «Воспоминания» показывают последовательное болезненное освобождение ребенка из тесноты родного дома в «новые земли» студенческой жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Угрюмов, Владимир Евгеньевич, 2010 год

1. Аксаков С.Т. Собрание сочинений : в 4 т. / С.Т. Аксаков. - М. : Художественная литература, 1955.

2. Герцен А.И. Полное собрание сочинений и писем / А.И. Герцен ; под ред. М.К. Лимке. М., 1922. - Т.17.

3. Гоголь Н.В. Мертвые души : поэма / Н.В. Гоголь. — М. : Сов. России, 1988.

4. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. / Н. В. Гоголь. М. : АН СССР, 1952 . -Т. VIII.

5. Державин Г.Р. Избранная проза. / Г.Р.Державин. — М., 1984.

6. Короленко В.Г. Собрание сочинений / В.Г. Короленко. М. : Гослитиздат, 1954. - Т. 5.

7. Пришвин М. Весна света / М. Пришвин. — М., 1953.

8. Пришвин М. Желанная книга / М. Пришвин. — М., 1987.

9. Пруст М. Обретенное время : роман. / Марсель Пруст ; [пер. с фр. А.Смирновой]. СПб. : Амфора, 2007. - 476 с.

10. Ю.Пушкин A.C. Полн. собр. соч. в 17 т. / А.С.Пушкин. М. : Воскресенье, 1995. - Т. 8.

11. П.Салтыков Щедрин М.Е. Полн. собр. соч. / М.Е. Салтыков - Щедрин. -Л., 1934.-Т. 17.

12. Абрамцево: гос. ист.-худож. и лит. музей-заповедник. — М.: Сов. Россия, 1981. —217 е.: ил.

13. Аксакова-Сиверс Т.А. Семейная хроника / Т.А. Аксакова-Сиверс. -Paris : Atheneum, Сор, 1988. Кн.1. - 371с.: ил.

14. М.Аксаков Сергей Тимофеевич // Театр : энциклопедия. —- М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002.—С. 12-13.

15. Аксаковские чтения : материалы конф. 1983 г. — Абрамцево, 1988. — 113 с. (Абрамцево: Материалы и ислед. / Гос. ист.-худож. и лит. музей -заповедник «Абрамцево» ; вып.1).

16. Аксаковские чтения : материалы науч. конф. 1985, 1987 гг. -М., 1989. 48 с. - (Абрамцево: Материалы и исследования / гос. ист.- худож. и лит. музей -заповедник «Абрамцево» ; вып.2).

17. Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых. — Уфа, 2001.

18. Аксаковский сборник / Башк. отд-ние Междунар. фонда славян, письменности и культуры. Уфа : Экология, 1998.

19. Александров A.A. Сказка о Девице Красной, Чудище Косматом и цветочке Аленьком: по мотивам сказки С. Аксакова "Аленький цветочек": сценарий. // Сказки для детского театра. — 2007.— N 11 .— С. 80-100

20. Анненкова Е. И. Гоголь и Аксаков : лекция / Е.И. Анненкова Л. : ЛГПИ, 1983-48 с.

21. Анненкова Е. И. Аксаковы / Е.И. Анненкова. Спб., 1988.

22. Арзуманова О. Абрамцево времени Аксаковых // Музей-заповедник «Абрамцево»: очерк-путеводитель. — М.: Изобразит, искусство, 1984. — С. 15-72.

23. Афанасьев А. Поэтическое воззрение славян на природу.: в Зт. М.: Индрик, 1994.

24. Баженова E.H. "Московские классики", или Кокошкинский кружок просвещенных театралов / Е. Н. Баженова // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. — 2006. —N 5. — С. 24-43.

25. Барсуков Н. Жизнь и труды М.П. Погодина / Н. Барсуков. СПб., 1901.-Т. XV.

26. Барышников П.И. Жизнь Сергея Тимофеевича Аксакова. / П.И. Барышников. М., 1891.

27. Бахтин М. Автор и герой в эстетической деятельности: К филосовским основам гуманитарных наук / М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000.

28. Бахтин М. Философия поступка // Бахтин М. Человек в мире слова. -М. : Изд-во Росс, открытого университета, 1995.

29. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М. : Искусство, 1979.

30. Беляев С. «Музыка должна быть языком души» : музык.-биогр. заметки о С. Т. Аксакове // Урал. — 2004 .— N 7 .— С. 139-146.

31. Боборыкин П.Д. Воспоминания : в 2 т. / П.Д. Боборыкин. — М. : Художественная литература, 1965. —Т. 1.

32. Богданов В. Становление человека // Аксаков С. Детские годы Багрова-внука; Гарин-Михайловский Н. Детство Темы; Станюкович К. Рассказы; Мамин-Сибиряк Д. Рассказы. — М.: Дет. лит., 1994. — С. 3-13. — (Б-ка мировой лит. для детей).

33. Булгаков М. Сергей Тимофеевич Аксаков // Охота и охотничье хозяйство. — 2007 .— N 1 .— С. 31-33.

34. Буткевич О.В. Красота: Природа. Сущность. Формы / О.В. Буткевич.-2-е изд. Л. : Художник РСФСР, 1983.

35. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

36. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики / В.В. Виноградов. -М., 1981.

37. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку / Г. О. Винокур. -М., 1959.

38. Витгенштейн Л. Философские исследования // Язык как образ мира / Сост. К.Королев М.: ООО «Изд-во ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. 568 с.

39. Войтоловская Э. С.Т.Аксаков в кругу писателей-классиков : док. очерки. —М. : Дет. лит., 1982. — 220 е.: ил.

40. Войтоловская Э.Л. О книге С.Т.Аксакова «История моего знакомства с Гоголем» // Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Терцина. 1957. - Т. 131.

41. Войтоловская Э.Л. С.Т. Аксаков в кругу писателей- классиков: докум. очерки. Для ст. возраста. / Э.Л. Войтоловская. Л.: Дет. лит. Ленингр. отд-ние, 1982.- 220 с. ил. - (Шк. б-ка).

42. Волков И.Ф. Теория литературы : учеб. пособ. И. Ф. Волков. — М., 1995.

43. Вяльсова А.П. Текстовые функции причастий и деепричастий // Русская словесность. — 2005. —N2. — С. 36-45.

44. Гармашова И. В. Одно поместье на двоих, и два таланта на каждого : к 205-летию со дня рождения С. Т. Аксакова и к 155-летию со дня рождения С. И. Мамонтова // Мясная индустрия. — 2006 .— N2 .— С. 6768.

45. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка / А.Н. Гвоздев. -М., 1955.

46. Гегель Г.В.Д. Наука логики / Г.В.Д. Гегель. М., 1973. - Т. I.

47. Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности / А.И. Горшков-М. : Просвещение, 1995.

48. Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка / А.И. Горшков. -М., 1984.

49. Горшков А.И. Язык предпушкинской прозы / А.И. Горшков. М., 1982.

50. Греч Н.И. Записки о моей жизни / Н.И. Греч. М., 1990.

51. Гудков Г.Ф. С.Т. Аксаков : краевед, очерки / Г.Ф. Гудков, З.И. Гудкова. Уфа : Башк. кн. изд-во, 1981.- 175с. : ил., 1л. порт.

52. Гудкова Г.Ф. Семья и окружение : краевед, очерки / Г.Ф. Гудкова, З.И. Гудкова. Уфа : Башк. кн. изд-во, 1991. - 373, II. с. : ил.

53. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. М. : Прогресс, 2000.

54. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т.: H-V. М.: ТЕРРА, 1995. - 688 с.

55. Дневник Веры Сергеевны Аксаковой. СПб., 1913.

56. Добролюбов H.A. Сочинения С. Аксакова / H.A. Добролюбов. Спб., 1911.

57. Долматова Е. Что за прелесть эти сказки! / Е. Долматова // Детское творчество. — 2006 .— N 3 .— С. 9-10.

58. Досталь М.Ю. Юбилейные Абрамцевские чтения / М. Ю. Досталь // Славяноведение. —2005.— N 1.— С. 123-124.

59. Дьяконова Н. Сравнительное литературоведение / Нина Дьяконова // Нева. — 2007.— N 8.— С. 227-229.— Рец. на кн.: Селитрина Т. Сравнительное литературоведение / Т. Селитрина. Уфа : Вост. ун-т, 2006.

60. Дюнькин Н.И. С.Т. Аксаков. 1791 -1859. Биография и разбор его главных произведений / Н.И. Дюнькин, А.И. Новиков. Спб., 1911.

61. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиция, стиль / Б.Ф. Егоров. JL, 1980.

62. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи / А. И. Ефимов. М., 1961.

63. Иван Сергеевич Аксаков в его письмах». М., 1892. - Т. 3.

64. Иванова Э. Что за прелесть эти сказки! / Э. Иванова // Искусство в школе. — 2008.— N 1.— С. 23-26.

65. ИРЛИ. Ф.З.Оп. 11. Д. №8, Пл. 2-2 об.

66. ИРЛИ. Ф. 3. On. 3. Д. № 14. Л. 27.67.ИРЛИ. Ф.З. Д. № 13. П.55

67. Каабак Л.В. Бабочки в мифах, легендах и литературе / Л.В. Каабак // Химия и жизнь XXI век. — 2006 .— N 11 .— С. 60-63.

68. Кожинов В.В. Победы и беды России / В. В. Кожинов. М. : ЭКСМО -Пресс, 2002.

69. Кошелев В.А. Время Аксаковых / В. А. Кошелев // Литература в школе. 1993. - № 4. - С. 9-16.

70. Кошелев В.А. Сто лет семьи Аксаковых : монография / В. А. Кошелев Бирск, 2005.

71. Краснова Е. Внутренняя точность событий и чувств. Воспитание С. Т. Аксакова : из "Очерков воспитания замечательных людей" / Екатерина Краснова ; предисл. редакции журн. // Духовно-нравственное воспитание. — 2007 .— N6.—С. 45-54.

72. Краткая летопись жизни и творчества С.Т.Аксакова; Материалы к биографии С.Т.Аксакова ; Критика о творчестве С.Т.Аксакова // Аксаков С. Детские годы Багрова-внука; Аленький цветочек / С. Аксаков. — М. : ACT : Олимп, 1998. — С. 356-482.

73. Крымский В.Д. О воспитательном значении произведений. С.Т. Аксакова/В. Д. Крымский. Ташкент, 1893.

74. Кудина Г. Мамин праздник : уроки по программе "Литература как предмет эстетического цикла" / Г. Кудина, 3. Новлянская // Искусство в школе. — 2006 .— N 1 .— С. 20-23.

75. Кузнецов В. "Утихнут мнимые бури." : к 212-й годовщине со дня рождения великого русского писателя С. Т. Аксакова / В. Кузнецов // Москва.2003.—N 10.— С. 211-215.

76. Курилов В.В. Основные проблемы стиля /В. В. Курилов // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1968. - № 52.

77. Кусов B.C. От межевой карты к геоинформатике / В. С. Кусов // Московский журнал. История государства Российского. — 2004 .— N5 .— С. 39-45.— ил.: рис., 3 фот.

78. Лармин О.В. Художественный метод и стиль / О.В. Лармин. М., 1964.

79. Леви-Брюль. Первобытное мышление / Леви-Брюль. М., 1930.

80. Летарова-Гистер М. А. Сказка С. Т. Аксакова "Аленький цветочек" и устная сказочная традиция XX в. / Летарова-Гистер М. А. // Живая старина.2004.—N4.— С. 7-10.

81. Литературное наследство. 1952. - Т.58. - С. 707-728.83 .Литературно-художественный календарь октября // Начальная школа.2001 .— N10.—С. 119-125.

82. Лобанов М.П. Сергей Тимофеевич Аксаков / М.П. Лобанов. М., 1987.

83. Лосев А.Ф. Философия имени / А.Ф. Лосев. М., 1927.

84. Лосев А.Ф. Язык. Символ. Миф : труды по языкознанию / А.Ф. Лосев.

85. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 480 с.

86. Любжин А. Казанская гимназия в XVIII столетии / Любжин А. // Лицейское и гимназическое образование. — 2004 .— N 1 .— С. 33-36.— Окончание. Начало: N 8-9, 2003.

87. Любичанковский A.B. Проблема понимания культурных ландшафтов в современной науке / Любичанковский A.B. // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2007.— N 10.— С. 28-34. — Библиогр.: с. 34 (28 назв.).

88. Майков В.В. Н.В.Гоголь и С.Т. Аксаков. К истории литературных влияний / В.В. Майков, Спб. : тип В. Киршбаума, 1892.

89. Макашин С. Салтыков Щедрин М.Е. / С. Макашин. - Изд. 2-е. - М. : Гослитиздат, 1951.- Т. 1.

90. Манн Ю.В. Аксаков Сергей Тимофеевич / Манн Ю.В. // Русские писатели : биогр. словарь : в 2 т. — М.: Просвещение, 1990. — Т. 1. — С. 2224.

91. Манн Ю.В. Семья Аксановых : ист.- лит. очерк : для ст. шк. возраста. / Ю.В. Манн ; [худож. А.Чириков].- М. : Дет. лит., 1992. -399,1.с. : ил. -(Люди. Время. Идеи).

92. Машинский С. С.Т.Аксаков: Жизнь и творчество / Машинский С. — Изд. 2-е. — М. : Худож. лит., 1973. — 575 с. : ил.

93. Медынцева Г.Л. Сивцев Вражек, 30 / Медынцева Г.Л. // Русская словесность. — 2003. — N 4. — С. 73-79.

94. Межов В.И. Сергей Тимофеевич Аксаков / В.И. Межов. Спб., 1888.

95. Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века / Минералов Ю.И. М. : Выш. школа, 2003,- 301 с.

96. Минералов Ю.И. Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 1859) / Минералов Ю.И. // История русской литературы XIX века (40 - 60-е годы) : учебное пособие. - М. : Высш. школа, 2003. - Гл. «Высокая классика». - С. 156-165.

97. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность) / Ю.И. Минералов. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

98. Михайлов A.B. Методы и стили литературы. / А.В.Михайлов. М.: Изд-во ИМЛИ РАН им. A.M. Горького, 2008. - 176 с.

99. Низовский А. Абрамцево / Низовский А. // Усадьбы России. — М. : Вече, 2005. — С. 3-9.

100. Никитина Е.П. Книга о "вековой" семье / Никитина Е.П. // Русская литература. — 2007. — N 2.— С. 201-203.— Рец на кн.: Кошелев В. А. Сто лет семьи Аксаковых / В. А. Кошелев.- Бийск, 2005.- 380 с.

101. Николаева Н.Г. Мотив великого грешника и блудного сына в повести С.Т. Аксакова «Семейная хроника» / Николаева Н.Г. // Текст: варианты интерпретации. Бийск, 2000. — Вып. 5. - С. 96-100.

102. Новый мир. 1937. - № 6. - С. 20-21.1040 литературе для детей. Л., 1958. - Вып. 3. - С. 277.

103. Овчинникова C.B. Многоликий город Уфа / С. В. Овчинникова, В. В. Овчинников // Мир русского слова. — 2006 .— N4 .— С. 105-110.

104. Огарева М.С. Педагогический потенциал произведения С. Т. Аксакова "Детские годы Багрова-внука" / Огарева М.С. // Начальная школа.2007 .— N 9 .— С. 20-24.— Библиогр.: с. 24 (5 назв.).

105. Орлов A.C. Язык русских писателей / A.C. Орлов. M.-JL, 1948.

106. Островский А.Н. О театре : записки, речи и письма / А.Н. Островский. M.-JL, 1947.

107. Острогорский В.П. Сергей Тимофеевич Аксаков : критико-биографический очерк В.П. Островского / В.П. Острогорский. Спб., 1891.

108. Отечественные записки. — 1852. №5 библиографическая хроника.

109. Отечественные записки. — 1855. № 7.

110. Панаев И.И. Литературные воспоминания / И.И. Панаев. М. : Гослитиздат, 1950.

111. Пахомов Н. Сергей Тимофеевич Аксаков / Пахомов Н. // Русские писатели в Москве. — М. : Моск. рабочий, 1987. — С. 147-165.

112. Письма С.Т., К.С. и И.С.Аксаковых к И.С.Тургеневу с введ. и прилож. Л. Майкова. -М., 1894.

113. Петров Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства / Ю. В. Петров. Л., 1980.

114. Петрова Т. В аксаковском "Надежино" / Т. Петрова // Мир музея. — 2005 .— N 6 .— С. 28-31 : ил.: 7 фот.

115. Петрова Т. Праздник в честь Аксаковых / Т. Петрова // Мир музея.2006 .— N 1 .— С. 43 : ил.: 4 фот.

116. Платонов А. Размышления читателя / А. Платонов. М., 1980.

117. Покровский В.И. Сергей Тимофеевич Аксаков. Его жизнь и сочинения : сборник историко-литературных статей / В.И. Покровский ; сост. В. Покровский. Изд. 2-е, доп. - М. : тип Г.Лисснера и Д. Собко, 1912.

118. Покровский К.В. Историко-бытовой и этнографический материал в произведениях Аксакова / К.В. Покровский. М. : тип. Г.Лисснера и Д. Собко, 1911.

119. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля / Г.Н. Поспелов. -М., 1970.

120. Потебня A.A. Из записок по русской грамматике / A.A. Потебня. -М., 1977.-Т. 4.

121. Потебня A.A. Из записок по теории словесности / A.A. Потебня. -Харьков, 1905.

122. Потебня A.A. Слово и миф / A.A. Потебня. М. : Правда, 1989.

123. Потебня A.A. Эстетика и поэтика / A.A. Потебня. М., 1976.

124. Пранцова Г.В. "Осталось во мне об этом приятное воспоминание" : специфика изучения автобиографических рассказов И. С. Шмелева из цикла "Как я встречался с Чеховым" / Г. В. Пранцова // Русская словесность. — 2004.—N8.—С. 25-32.

125. РО ИР ЛИ, ф. 3, оп. 7, № 91.

126. Ростовцев Ю.А. Место культурного паломничества / Ростовцев Ю.А. // Студенческий меридиан. — 2003.— N 7.— С. 42-45.

127. Русская мысль. 1915. - Кн. VIII.

128. Русская беседа. 1856., кн. 1.

129. Русские повести XIX века : в 2-х т. — М., 1956.

130. Русский архив, 1896. Кн.1. - С. 151

131. Русский художественный архив. — М., 1892. Вып. 3 - 4. - С. 131 —132.

132. Русское обозрение. 1897. - Т. 3. - С. 202.

133. Рылина И.С. Симбирск литературный / И. С. Рылина // Хроники краеведа. —2007.—N6.— С. 18-19.

134. Рылина И.С. Творческое наследие Сергея Тимофеича Аксакова : из опыта работы Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества / И. С. Рылина // Новая библиотека. — 2006.— N 6.— С. 9-11.

135. Савина Л.Н. Своеобразие психологизма автобиографических повестей о детстве (Л.Н. Толстой, С.Т. Аксаков, Н.Г. Гарин — Михайловский) / Л. Н. Савина // Диалог культур. 2002. - № 4. - С. 80-86.

136. Сакулин П.Н. Теория литературных стилей / П.Н. Саккулин. — М., 1928.

137. Сакулин П.Н. Филология и Культурология // П.Н. Сакулин ; сост., автор вступ. статьи и коммент.: Ю.И. Минералов. М., 1990.

138. Селитрина Т.Л. Англоязычная критика о С.Т.Аксакове / Т. Л. Селитрина // Аксаковский сборник. Уфа, 2001. - Вып. 3. - С. 87-95.

139. Селитрина Т. Л. Жанровая специфика «Семейной хроники» С.Аксакова в трудах отечественных и зарубежных литературоведов / Т. Л. Селитрина// Аксаковский сборник-Уфа, 2005.- Вып. 4. С. 40-47.

140. Селитрина Т.Л. «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова и «В поисках утраченного времени» М.Пруста: (Опыт типологического исследования) / Т. Л. Селитрина // Аксаковские чтения (1996-1997 гг.). С. 71-77.

141. Смирнов В.Д. Аксаковы, их жизнь и литературная деятельность / В.Д. Смирнов. СПб., 1895.

142. Смирнов С.Г. С.Т.Аксаков. Юбилей. / С.Г. Смирнов. М.: т-во тип. А.И. Мамонтова, 1895.

143. Соколов А.Н. Принципы стилистической характеристики языка литературно-художественного произведения /А. Н. Соколов // Филологические науки. 1962. - № 3.

144. Соколов-Микитов И. Честное слово // Соколов-Микитов И. Собр. соч.: в 4 т. — Л. : Худож. лит., 1987. — Т. 4. — С. 214-219.

145. Солганик Г.Я. Стилистика текста : учеб. пособ. / Г.Я. Солганик. -М., 1997.

146. Стародуб К. Аксаков Сергей Тимофеевич / К. Стародуб // Литературная Москва : ист.-краевед. энциклопедия для школьников. — М.: Просвещение, 1997. — С. 17-19.

147. Сын отечества. -М., 1852. Кн. 10 : Критика и библиография.

148. Темирова А. Певец семьи и отечества / А. Темирова // Родина. — 2005.—N12.—С. 115-116 : ил. : 6 фот.

149. Терещенко А. Быт русского народа / А. Терещенко. Спб., 1848. -4, 1-7.

150. Тимофеев Л.И. Теория литературы / Л.И. Тимофеев. М., 1945.

151. Тимофеев М.К. Язык с позиции философии, психологии, математики :учеб. пособие / М. К. Тимофеев ; Новосиб. гос. ун-т. -Новосибирск, 2007. 144 с.

152. Типы Аксакова. Изд. 2-е. - Спб., 1914.

153. Томашевский Б.В. Стилистика : учебное пособие / Б.В. Томашевский. 2-е изд., испр. и доп. - Л., 1983.

154. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. М., 1996.

155. Труды императорского вольного экономического общества. 1852.1. Т. 2.

156. Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Аксаков Сергей Тимофеевич 1791-1859 : биобиблиографический справочник для учителей, воспитателей и родителей / Г. Н. Тубельская // АиФ - Новая библиотека. — 2004.—N 4 .— С. 40.— Библиогр.: с. 40 (8 назв.).

157. Успенский Б.А. Семиотика искусства / Б.А.Успенский. М., 1995.

158. Уэллек Р. Теория литературы / Р. Уэллек, О. Уоррен. М., 1978.

159. Федин К. Писатель. Искусство. Время / К. Федин. -М., 1957.

160. Филатова-Шишкова В. "Неугомонный русопят" : к 160-летию со дня смерти адмирала, министра народного просвещения, писателя и государственного деятеля Александра Семеновича Шишкова. / Филатова-Шишкова В. // Наш современник. — 2001.— N 4.— С. 284-287.

161. Фосслер К. Грамматические и психологические формы в языке / Фосслер К. // Проблемы литературной формы : сборник. Л., 1928.

162. Хюднер К. Истина мифа / К. Хюднер. М.: Республика, 1996.

163. ЦГАЛИ Ф. 10. Оп. 3. Д. № 90. Л.5.

164. Чванов М. «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение» : беседа с вице-президентом Международного фонда славянской письменности и культуры М. Чвановым. / беседовал В. Морозов // Наш современник. — 2002. —N 9.—С. 145-153.

165. Чванов М. А. Это грозное слово Ислам или минарет имени. Иисуса Христа / М. А. Чванов // Сибирские огни. — 2006 .— N 4 .— С. 3-24.

166. Чванов М.А. Аксаковские места в Башкирии / М.А. Чванов. Уфа : Башк. кн. изд-во, 1976. - 71с. : ил.

167. Чернец Л.В. Литературные жанры / Л. В. Чернец. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. - 192 с.

168. Чуксеева А.П. Деревенька Абрамцево : здесь родилась "Девочка с персиками" / Анна Чуксеева ; фото авт.; худож. В. Поленов, В. Серов ; авт. цитат М. Горький // Отечество. — 2007 .— N 5 .— С. 22-25 : 2 фот., 4 репр.

169. Шабалина Л. Слово и музыка / Л. Шабалина // Урал. — 2004 .— N 12.— С. 251-252.— Рец. на кн. : Беляев С. Три портрета в обрамлении музыки / С. Беляев. Екатеринбург : Банк культурной информации, 2004.

170. Шаров А. Сергей Тимофеевич Аксаков / А. Шаров // Волшебники приходят к людям. — М. : Дет. лит., 1985. — С. 21-49.

171. Шолохов А. "Белый генерал" : к 160-летию со дня рождения М. Д. Скобелева (1843-1882) / А. Шолохов // Государственная служба. — 2003.— N 5.—С. 128-142.

172. Щерба Л.В. Современный русский литературный язык : избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба. М., 1957.

173. Щерба Л.В. Языковая система в речевой деятельности / Л. В. Щерба.-Л., 1974.

174. Юшков Н.Ф. Материалы для истории русской литературы и театра. Первый студент Казан, ун-та : столетней памяти С.Т. Аксакова 1791-1891. / Н.Ф. Юшков. Казань : тип. Губ. правл., 1891.

175. Яновский-Максимов Н. М. Последние годы Багрова- внука. С.Т. Аксаков в Абрамцева : для сред, и старш. возраста. / Ник. М. Яновский -Максимов. М. : Дет. лит., 1966.

176. Hulme T.E. Notes on Language and Style / T. E. Hulme, Read Herbert; University of Washington Book Store. Washington, 1929.

177. Kinney Arthur F. Faulkner s Narrative Poetics: Style as Vision / Kinney

178. Arthur F. University of Massachusetts Press, 1978.

179. Strun Jr. William. The Elements of Style / Strun Jr. William. -Macmillan, 1959.

180. Ullmann Stephen. Style in the French Novel / Ullmann Stephen. -Barnes & Noble, 1964.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.