Стиль жизни: мода и эстетика повседневности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Куликова, Анастасия Сергеевна

  • Куликова, Анастасия Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 190
Куликова, Анастасия Сергеевна. Стиль жизни: мода и эстетика повседневности: дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2010. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Куликова, Анастасия Сергеевна

Введение

Глава 1. Феномен стиля жизни как научная проблема, концептуальные основания изучения стиля жизни.

1.1. Подходы к изучению стиля жизни М. Вебера, Г. Зиммеля и Т. Веблена.

1.2. Стиль жизни в трактовке М. Вебера, П. Бурдье, Г.-ГТ. Мюллера.

1.3. Дискурс стиля жизни в теории постмодернизма.

Глава 2. Индустрия моды как фактор формирования стиля жизни.

2.1. Индустрия моды как социально-эстетический феномен.

2.2. Объекты индустрии моды.

2.3. Основные теоретические интерпретации распространения моды.

2.4. Воздействие индустрии моды на формирование стиля жизни.

Глава 3. Эстетизация повседневной жизни в обществе постмодерна. Дизайн и эстетика повседневности.

3.1. Эстетика повседневности.

3.2. Дизайн и тотальная эстетизация человеческой жизни.

3.3. Взаимосвязь дизайна и стиля жизни.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стиль жизни: мода и эстетика повседневности»

Актуальность темы.

Настоящая работа посвящена исследованию эстетической категории стиля жизни. Актуальность представленной на защиту диссертации можно подтвердить следующими положениями: во-первых, в современном обществе происходит плюрализация и индивидуализация стилей жизни в условиях относительной выровненности информационной среды, бесконечное разнообразие которых несводимо к традиционным формам «классового поведения»; во-вторых, крайняя условность и подвижность социальной структуры в сегодняшней России обогащает жизненно-стилевой репертуар индивидов; в-третьих, стремительное проникновение эстетического в контекст повседневности позволяет говорить о тотальной эстетизации повседневной жизни в обществе постмодерна.

Традиционно понятие «стиль» было исключительно эстетической категорией. Впоследствии сферой его распространения стало признаваться все пространство культуры (стиль культуры, стиль мышления), а также жизненного поведения человека (стиль жизни). В современной литературе, посвященной проблеме стиля, приоритет принадлежит категории «стиль жизни», а все другие стилевые формы (стили искусства, научного мышления, культуры) считаются производными от нее. Проблема стиля жизни из периферийной темы эстетических исследований переместилась в фокусное пространство эстетики повседневности.

Категория "стиль жизни" на сегодняшний день широко используется представителями различных дисциплин, связанных с изучением общественной и культурной жизни: социологии, социальной психологии, экономики, маркетинга, истории, теории культуры и т.п. Возрастание интереса к социокультурной жизнедеятельности людей, проявляющейся в специфическом стиле жизни, обусловлено как общественно-практическими, так и научно-теоретическими факторами.

В настоящее время стало очевидным, что ускорение общественных процессов, изменение структурных компонентов социума во многом обусловили динамику качественных, содержательных характеристик жизнедеятельности людей, массовые личностные сдвиги. Такие изменения в социокультурной среде как появление новых технических средств для удовлетворения множащегося разнообразия запросов людей по отношению к питанию, жилищу, одежде, предметам бытового и личного назначения, вызвали изменения в оценочных критериях, возросли требования к их эстетическим характеристикам, дизайну. Растущая дифференциация показателей благосостояния, эстетических ценностей людей, содержания их занятий углубляет плюрализацию стилей жизни в современном обществе.

Объект исследования: стиль жизни как социально-эстетическая категория.

Предмет исследования: взаимосвязь стиля жизни с индустрией моды и эстетизацией повседневности в условиях культуры постмодерна.

Степень разработанности проблемы:

Стиль жизни относится к числу наиболее популярных, но при этом, слабо разработанных категорий современной эстетики. Несмотря на достаточно продолжительную историю существования, стиль жизни в эстетических исследованиях остается скорее речевым оборотом, нежели категорией, подразумевающей вполне конкретный набор смыслов. Его статус маргинален, содержание метафорично, подвержено изменениям в зависимости от контекста и проблематизации исследования. Причина отсутствия теоретической завершенности концепта «стиль жизни», возможно, заключена в том, что категория всегда играла периферийные, второстепенные роли в научных теоретических разработках.

Большое внимание в первой главе диссертационного исследования уделено концепциям стиля жизни Вебера М., Веблена Т., Зиммеля Г., Бурдье П., Мюллера Г.-П., Баумана 3., Бека У.1 и Бодрийяра Ж. Обращение к социологическим теориям стиля жизни обусловлено междисциплинарным

1 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. характером исследования. По мнению диссертанта, эстетический выбор стиля жизни находится в прямой зависимости от социальной самоидентификации индивида, поэтому обращение к этим теоретическим разработкам представляется уместным в процессе исследования.

М. Вебер использует термин «стиль жизни» при разработке теории стратификации общества, основанной на трех показателях: собственности,

•у власти и престиже . Стиль жизни отражает, по его мнению, особенности субкультуры статусных групп, проявляющиеся в наборе черт, принципов, навыков поведения, на основании которых воздаются почести на уровне общества в целом, а также происходит дистанцирование статусных групп. Стиль жизни выступает, таким образом, в роли инструмента, приписывающего индивиду его статус и причастность к группе. Заложенная Вебером традиция изучения стиля жизни в контексте социальной стратификации по сей день остается наиболее влиятельной.

Предметом изучения Т. Веблена стали демонстративные практики потребления, именно в этом контексте он обратился к проблематике стиля жизни. Как и теория статусной стратификации общества Вебера, теория демонстративного потребления описывает механизм борьбы за социальные позиции, открывающие доступ к различного рода ресурсам и почестям. Демонстративное потребление, ассоциируемое с определенным жизненным стилем, символизирующим социальные достижения, жизненный успех, позволяет индивиду воспроизводить свою принадлежность к избранному сословию, классу. Веблен, таким образом, стал основоположником традиции изучения стиля жизни в контексте потребительского поведения. По мнению Г. Зиммеля4 проблематика стиля жизни актуализировалась в контексте изучения идентификационных процессов в условиях прогрессирующей стилевой дифференциации культуры. Поиск личностью 2

Вебер М. Основные понятия стратификации // Соц. ис, 1994. №5; Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

3 Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984.

4 Зиммель Г. Избранное. В 2 т. T.2. Созерцание жизни. М.:"Юристъ", 1996; Зиммель Г. Мода // Георг Зиммель. Избранное, Том 2. Созерцание жизни. - М.: Юрист, 1996. собственной идентичности путем достижения баланса между внутренними и общественными импульсами и представляет собой, по версии Зиммеля, стиль жизни.

В трудах П. Бурдье5 тема стиля жизни также не является центральной, однако, именно он впервые придал стилю жизни категориальное и инструментальное значение. Определение стиля жизни конструируется Бурдье через два понятия - социальное пространство и габитус. Стиль жизни представляет собой целостное множество отличительных предпочтений, отражающих одну и ту же выразительную интенцию (вкус) во всех повседневных практиков индивидов, занимающих одинаковую социальную позицию (класс) в социальном пространстве.

Г.П. Мюллер6 определяет стиль жизни как структурированные в пространстве и времени образцы жизнедеятельности, зависящие от материальных и культурных ресурсов, и проявляющиеся в способах устройства дома, потреблении и т.п.

Традиции изучения стиля жизни в контексте потребительского поведения и идентификационных процессов оказались одинаково востребованными в теории общества постмодерна, постулирующей мозаичность культуры и социальной структуры общества, то есть мультикультурализм и дифференциацию по стилям жизни.

Здесь стиль жизни отождествляется с актами конструирования и презентации собственной идентичности посредством манипулирования символическими значениями потребляемых вещей. Идейными вдохновителями данного подхода являются 3. Бауман7 и Ж. Бодрийяр8.

Бурдье П. Практический смысл. СПб и М.: Алетея, 2001; Бурдье П. Практическое чувство. — СПб, Алетейя, 2001; Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. Электронный журнал, 2005. Том 6; Бурдье П. Социология политики. - М.: Socio-Logos, 1993; Бурдье П. Структура, габитус и практика. Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. Вып.2; Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. Электронный журнал. 2002. Том 3.

6 Mueller Н.-Р. Sozialstruktur und Lebensstile. Der neuere lheoretische Diskurs ueber sozial Ungleichlieit. Fnuufurt/Main.: Suhrkamp 1992. 7

Бауман 3. Индивидуализированное общество. - M.: Логос, 2002; Бауман 3. Мыслить социологически. - М.: Аспект-Пресс, 1996.

8 Бодрийар, Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000; Бодрийяр Ж. Система пещей. - М, Рудомино, 1995.

Теоретической основой второй главы, посвященной индустрии моды и брендингу стиля жизни, являются работы Бодо Ф., Аакера Д., Андреевой А.Н., Барта Р., Гофмана А., Кузнецовой Т.В., Ятиной ЛИ.9, Килошенко М.10, Ковалева А.Д.11, Любимовой Т.Б., а также западные монографии и журнальные публикации следующих теоретиков индустрии моды: Agins Т., Blumer H.G., Breward С., Frings G.S., King C.W., Robinson D.E., Sapir E., Schiffman L., Schultz D., Smith D.C., Sproles G.B., Steele V., Tomplinson A., Young A., Webb В., Weeden P., Wileman A., Williams R.12, Winters A.A. При наличии достаточно большого количества исследований феномена индустрии моды не обнаружено концептуального единства в ее понимании. При этом важно заметить, что самой категории стиля жизни и ее зависимости от модных тенденций, в литературе, посвященной индустрии моды, уделено очень мало внимания, что значительно затруднило поиски необходимой информации для диссертационного исследования. Среди обобщающих работ, посвященных индустрии моды, большое

13 14 внимание было уделено монографиям и статьям Бодо Ф. , Барта Р. ,

1 S 1 /: la to

Гофмана А.Б. , Кузнецовой Т.В. , Любимовой Т.Б , Breward С. , Robmson

Ятина Л.И. Концепция индустрии моды: проблема инноваций // Ненасильственные методы коммуникации в культуре и общественной жизни: Восток, Запад, Россия. СПб., 1997; Ятина Л.И. Методика сравнительного исследования стилей жизни // Рабочие тетради по компаративистике. Вып. 2. СПб, 2001; Ятина Л. И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. I, № 2; Ятина Л.И. Полистилизм: новый этап в развитии моды // Рубеж, 2001, № ]б-17.

10 Килошенко M. Психология моды. СПб., 2001.

11 Ковалев А.Д. Книга Ирвинга Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни» и социологическая традиция // Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково Поле, 2000.

12 Williams R. Culture and Society 1780-1950. - London, 1958.

13 Бодо Ф. "Шик & Шарм". - M.: Слово/Slovo, 2006. Перевод изд.: Mode du siecle, Editions Assouline,

Paris, France, 1999.

14

Барт P. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. M.: 1989; Барт Р. Мифологии. M.: Издательство им. Сабашниковых, 2000; Барт Р. Система моды/ Пер. с фр. - М., Издательство им. Сабашниковых, 2003.

Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004; Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково Поле, 2000.

16 Кузнецова Т.В. Феномен моды: эстетика и диалектика// Философские науки,- 1991.- № 6.

17 Любимова Т. Б. Мода и ценность. // Мода: за и против. / Под ред. Толстых В. И. М., 1973.

18 Breward С. The Culture of Fashion. - Manchester University Press, Manchester, 1995; Breward C. Cultures, Identities, Histories: Fashioning a Cultural Approach to Dress // The Fashion Business. Theory, Practice, Image. Ed. by N. White and I. Griffiths. Oxford-N.Y., 2000.

D.E.19, Steele V.20 и др. Однако ни в одной из перечисленных монографий и статей нет разделов, посвященных проблеме взаимосвязи индустрии моды и стиля жизни. В области системы комплекса маркетинговых коммуникаций и потребительского поведения в индустрии моды следует особо отметить

22 23 24 • монографии Аакера Д. ~ , Андреевой А.Н. , Agins Т. , Blumer H.G. , Frings G.S.25, King S.W.26, Sapir E.27, Schiffinan L., Kanuk L.28, Schultz D.29, Smith D.C.30, Sproles G.B.31, Tomplinson A.32, Young A.33, Webb B.34, Weeden P.35, Wileman A., Jary M.36, Winters A.A., Winters P.F.37

19

Robinson D.E. Fashion Theory and Product Design. II Harvard Business Review. - 1958. -No.36

November-December).

20

Steele V. Fashion: Yesterday, Today and Tomorrow // The Fashion Business. Theory, Practice, Image. Ed. by N. White and I. Griffiths. Oxford - N.Y., 2000.

21 Аакер Д. Создание сильных брендов/ Пер. е англ. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2003; Аакер Д., Йохимштайлер Э. Бренд - лидерство: новая концепция брендинга/ Пер. с англ. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2003.

22

Андреева А.Н. Концепция портфеля дизайнерских брендов в фэшн - бизнесе: постановка проблемы// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. - 2003. - Вып.2 (№16); Андреева А.Н. Фэшн - маркетинг дизайнерских торговых марок: ситуация в Санкт — Петербурге в начале XXI века// Вестник Санкт - Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. — 2002. — Вып.1; Андреева А.Н. Маркетинговые коммуникации дизайнерских брендов в фэшн — бизнесе// Маркетинговые коммуникации.-2003. -№1(13).

23

Agins Т. Editorial Plugs for Apparel Are in Style II Wall Street Journal. - 1992. -October 6; Agins T. The

End of Fashion: How Marketing Changed the Clothing Business Forever. - HarperCollins Publishers/Quill, 2001.

24

Blumer, Herbert G. Fashion: from class differentiation to collective selection // Sociological Quarterly, 1969; Blumer, H.G. Fashion // International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 5. N.Y.: The Macmillian Company and The Free Press, 1968.

25 Frings G.S., Fashion from Concept to Consumer. 7th ed., 2002.

26 King C.W. Jr. Fashion Adoption: A Rebbutal to the «Trickle Down» Theory I Ed. S.A.Greyser II Proceedings of the American Marketing Associations. - Chicago: American Marketing Associations, 1963.

27 Sapir E. Fashion (1931) // Sociological Theory. N.Y., 1956.

28 Schiffman L., Kanuk L. Consumer Behavior. - Prentice-Hall, Englewood Cliffs, NJ, 1997.

29 Schultz D., Barnes B. Strategic Brand Communication Campaigns. - 5th ed. - NTC Business Books, 1999.

30 Smith D. C, Park С W. The Effects of Brand Extensions on Market Share and Advertising Efficiency II Journal of Marketing Research. - 1992. - Vol. 29, No. 3.

31 Sproles, G. B. Analyzing fashion life styles - principles and perspectives // Journal of Marketing, Fall 1981, Vol. 45; Sproles G. B. Behavioral Science Theories of Fashion / Ed. M.R. Solomon II The Psychology of Fashion. -Lexington: D.C. Heath/Lexington Books, 1985; Sproles G. B. Fashion Theory: a Conceptual Framework II Advances in Consumer Research. 1974. Vol.1, Issue 1.

32 Tomplinson A. Consumption, Identity and Style: Marketing, Meanings and the Packaging of Pleasure. -Routlege, London, 1990.

33 Young A. Recurring Cycles of Fashion 1760-1937. N. Y„ 1939.

34 Webb B. Retail Brand Marketing in the New Millennium I Eds. T. Hines, M. Bruce И Fashion Marketing. Contemporary Issues. - Butterworth-Heinemann, Oxford, 2001.

35 Weeden P. Study Patterned on Kroeber's Investigation of Style II Dress - Journal of the Costume Society of America. - 1977. - No. 3.

36 Wileman A., Jary M. Retailer Power Plays: From Trading To Brand Leadership. -Macmillan, London, 1997.

37 Winters A.A., Winters P.F., Paul С Brandstand: Strategies for Retail Brand Building. - Visual References Publications, New York, 2002.

Потребность научных разработок в области маркетинга и управления продуктами индустрии моды привела к появлению в 2001 г. международного научно-практического журнала "Journal of Fashion Marketing and Management", основной целью которого является всесторонне изучение возникающих тенденций и проблем, влияющих на быстро меняющиеся условия индустрии моды. В России эквивалентом этого издания можно назвать журнал «Индустрия моды», появившийся относительно недавно, где рассматриваются основные проблемы моды как бизнеса и уделено довольно значительное внимание маркетинговым коммуникациям известных дизайнерских брендов. Оба эти издания были ценным источником информации для диссертационного исследования, особенно в вопросах теорий распространения модных тенденций и маркетинговых стратегий брендов.

Теоретической основой третьей главы диссертационного исследования

38 39 были труды о повседневной жизни Лефевра А. , М. де Серто , Лелеко В.Д.40, Chaney D.41, а также многочисленные работы, посвященные in проблематике дизайна - Быстровой Т.Ю. , Глазычева В.Л. , Ковешниковой Н.А.44, Ляшенко В.А.45, Шепетиса Л.К.46 и др.

Ориентиром для научных изысканий в области дизайна послужили философские работы Г.Н. Лолы47, Хыо Лейси48, М.С. Кагана49, Г.П. Выжлецова50, В.Л. Глазычева51, Е.В. Жердева52, М.Ф. Овсянникова53, Г.А.

38 Lefebvre Н. Everyday Life in the Modern World. L., 1971.

39 De Certeau M. The Practice of Everyday Life. Berkley, 1984.

40 Лелеко В.Д. Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 года. Серия "Simposium", выпуск 16. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

41 Chaney D. Lifestyles. - London and new York : Routledge, 1996.

42 Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. - Екатеринбург, 2001.

43 Глазычев В.Л. О дизайне. - М.,1970.

44 Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. - М., 2006.

45 Ляшенко В.А., «Дизайн как фактор научно-технического прогресса», М., 2009.

16 Шепетис Л.К. Искусство и среда. Место искусства в современной эстетической среде. - M.: Наука,

1993.

47 Лола Г.Н. Дизайн. М., 1998.

48 Хью Лейси. Свободна ли наука от ценностей. СПб, Логос, 2001.

49 Каган М.С. Морфология искусства. Л., 2000; каган М.С. Философия культуры. СПб, 2002.

50 Выжлецов Г.П. О дизайне. Л., 1998.

51 Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. M., Европа, 2006.

52 Жердев Е.В. Дизайн вчера, сегодня. Завтра. М., 2001.

Орлова54, В.Ю. Медведева55, статьи и монографии X. Г. Тхагапсоева, JI.H. Столовича, Р.А. Степучева. Особое место в истории исследования дизайна в нашей стране в последние три десятилетия занимают работы К.М. Кантора, Г. П. Щедровицкого, B.JI. Глазычева, В .Я. Дубровского, О.И. Генисаретского и др., большинство из которых работали над «проективной» концепцией дизайна56. Среди зарубежных авторов диссертант опирался в большей

57 степени на фундаментальные исследования Ж. Бодрийяра . Следует упомянуть, что предмет дизайна долгое время обладал чертами полумаргинального объекта исследования и не был своевременно включен в социально-философский аспект, но сейчас эта тема глубоко изучена и очень популярна.

Обобщая этот краткий и далеко не полный обзор, следует сказать, что за последнее время исследования в области проблематики стиля жизни продвинулись далеко вперед, особенно в западной литературе, именно поэтому большой акцент осуществляется именно на западные (в основном, англоязычные) источники. В то же время процесс изучения проблематики стиля жизни выводит исследователей на новые проблемные и концептуальные уровни, требующие более глубокого погружения в накопленный материал. Несмотря на длительную историю теоретических исследований, посвященных этому вопросу, и сегодня не существует однозначных рецептов решения этой задачи.

Методологические основания исследования заданы как предметом анализа, так и основными задачами.

Данное диссертационное исследование построено на логико-аналитическом, структурно-функциональном и культурно-историческом методах и представляет собой логическое конструирование относительно новой для

53 Овсянников М.Ф. Эстетика и производство. М., МГУ, 1969.

54 Орлов Г.А. Проблемы ритма художественного времени и пространства в искусстве. СПб, 2000.

55 Медведев В.Ю. Опыт эстетической опенки технически сложных изделий культурно-бытового назначения. Л., Знание, 1983; Медведев В.Ю. Система оснований эстетической оценки произведений дизайна. Вестник СПГУТД, 1997, №1.

56 Кантор К.М. Два проекта всемирной истории // Вопросы философии. 1990. №2.

57 Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. эстетики категории стиля жизни. Логико-аналитический метод дает возможность максимально объективного взгляда на природу категории стиля жизни, позволяет избежать односторонней трактовки существования этого понятия в культуре. Культурно-исторический метод позволяет исследовать изменения в статусе стиля жизни внутри культуры общества потребления, сменившего традиционное общество. И, наконец, структурно-функциональный метод дает нам возможность исследовать индустрию моды, дизайн и стиль жизни как систему и проследить механизмы взаимосвязи и функционирования элементов внутри этой системы.

Цель исследования.

Основной целью диссертационной работы является анализ социально-эстетической категории стиля жизни, рассматриваемой сквозь призму индустрии моды и эстетики повседневности. В диссертационном исследовании ставится ряд более конкретных задач:

- рассмотреть феномен стиля жизни как научную проблему эстетики;

- проанализировать социально-эстетическую категорию "стиля жизни";

- выявить взаимосвязь индустрии моды и стиля жизни, оценить значение брендинга стиля жизни и его роль в современном обществе потребления;

- охарактеризовать эстетизацию повседневной жизни общества постмодерна и дизайн как основной инструмент этой эстетизации;

- рассмотреть дизайн как способ организации предметно-пространственной среды, оказывающей опосредованное влияние на модель поведения человека;

- проследить взаимосвязь дизайна и стиля жизни.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, и заключения. К работе прилагается библиографический список литературы. Объем диссертации -185 страниц машинописного текста, библиографический список изложен на 19 страницах машинописного текста и включает в себя 283 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Куликова, Анастасия Сергеевна

Заключение.

В данном диссертационном исследовании категория стиля жизни была подвергнута всестороннему теоретическому анализу в общем контексте теории индустрии моды, дизайна и эстетики повседневности. Первая глава диссертации посвящена изучению наиболее весомых концептуальных разработок стиля жизни. В результате процедур сравнения и систематизации удалось выделить три основных подхода к интерпретации стиля жизни в соответствии с общими теоретическими положениями.

Первый подход связывает анализ стилей жизни с проблемами социальной стратификации общества — традиция, берущая начало в работах М. Вебера. Здесь категория стиля жизни является атрибутом статусных групп, социальных классов, характеризующими поведенческие особенности в повседневном поведении их сторонников: манеры, эстетические вкусы, питание, быт, выбор одежды и т.п. Демонстрация определенных стилевых особенностей жизненных практик соответствующих статусных групп является обязательным условием интегрирования личности в данную группу, с одной стороны, а, с другой стороны, служит инструментом статусного дистанцирования.

Весомый вклад в развитие данного подхода внес П. Бурдье. В его трудах эта тема не является центральной, однако, именно он впервые придал стилю жизни категориальное и инструментальное значение. Определение стиля жизни конструируется Бурдье через два других понятия — социальное пространство и габитус. Обладание определенным количеством ресурсов (капиталов), позволяет агенту занять соответствующую позицию в социальном пространстве - социальном классе. Сформированные таким образом условия существования инкорпорируются в габитусе агента в виде схем восприятия и одновременно схем воспроизводства повседневного опыта. Приспособление практик к условиям существования, их соотнесение формирует эстетический вкус в виде выразительной интенции, объединяющий социальные практики агента в единый стиль жизни. Отсюда стиль жизни представляет собой целостное множество отличительных предпочтений, выражающих одну и ту же интенцию во всех повседневных практиках агентов, занимающих одинаковую позицию в социальном пространстве. В данном случае дистанцирование посредством различения становится обязательным условием позиционирования и закрепления стилей жизни социального класса в социальном пространстве.

Формирование второго подхода связано с работами Т. Веблена и его теорией демонстративного потребления. Основная мысль теории заключается в том, что потребительские практики людей носят демонстративный характер, в основе котрого лежит механизм обоюдного социального сравнения. Функцией потребительских практик становится демонстрация отдельных элементов стиля жизни желаемого, но необязательно наличного социального статуса. Таким образом, демонстративное потребление, ассоциируемое с определенным стилем жизни, символизирующим социальные достижения, жизненный успех, позволяет индивиду воспроизводить свою принадлежность к избранному сословию, классу. В работах Веблена прозвучала тема, в дальнейшем ставшая очень популярной среди теоретиков постмодерна: потребитель манипулирует символическим и статусным значениями предметов, тем самым, имитируя (симулируя) определенный стиль жизни; а также создавая некий текст, сообщение, которое может и должно быть прочитано его адресатом.

Т. Веблен, таким образом, стал основоположником традиции изучения стиля жизни в контексте потребительского поведения, правда, с учетом небольших трансформаций, а точнее, частичной потерей его идей. Речь идет о том, что книга Веблена «Теория праздного класса», без сомнения «канонизирована» теориями потребления, однако, его идея о демонстративности актов потребления, как стремлении быть увиденным, замеченным, стремлении стать явным, как об одном из механизмов достижения статуса, в исследованиях потребительского поведения часто ускользает от внимания ученых.

Основоположником третьего подхода изучения стиля жизни принято считать Г. Зиммеля. В данном случае проблематика жизненных стилей актуализировалась в контексте изучения идентификационных процессов в условиях прогрессирующей стилевой дифференциации культуры. Поиск личностью собственной идентичности путем достижения баланса между общественными и внутренними импульсами, по версии Зиммеля, и представляет собой стиль жизни.

Взгляды Зиммеля на возрастающую культурную дифференциацию общества были развиты теоретиками общества постмодерна, постулирующих полистилизм культуры. По их мнению, современность диктует новые критерии стратификации общества, а именно стили жизни, конструируемые индивидом посредством использования символических образов потребляемых вещей, предлагаемых рынкам в виде «наборов идентичности», придающих некую интенцию жизненным практикам. В наиболее общем виде можно определить стиль жизни как идентичность, достигаемую посредством потребления вещей-знаков.

Кроме того, 3. Бауман, У. Бек и др. развивают идею индивидуализации общества, в соответствии с которой процесс идентификации приобретает новые черты. Если ранее, в эпоху модерна, идентичность была достаточно стабильным образованием и имела групповые формы, как правило, связанные с происхождением и профессиональной занятостью, определяющую и классовую принадлежность, что давало акторам преимущества в виде социальной и экономической защищенности, то в обществе эпохи постмодерна ситуация коренным образом изменяется. Общество нового типа перекладывает всю отвественность за собственную судьбу на плечи людей и не дает никаких гарантий. Индивидуализация в этом плане направлена на ликвидацию жизненных основ мышления в традиционных категориях крупных общественных групп — социальных классов, сословий и слоев. В итоге идентификация превращается в перманентный процесс. И поскольку жестких, статичных социальных структур не существует, как не существует и определенности в нормах, правилах и символике культуры, то стиль жизни, вслед за идентичностью превращается в динамичную, пластичную, склонную к трансформациям структуру.

Полистилизм культуры общества конца XX - начала XXI веков — отправная точка в исследовании взаимосвязей моды и стилей жизни Л.И. Ятиной. Здесь, как и в предыдущих исследованиях, исследователь не упускает из внимания потребительские практики, что вполне оправдано постмодернистским прочтением феномена моды. Стиль жизни в современном обществе не может рассматриваться в виде функции социальных группировок, он является автономным образованием, в первую очередь, зависящим от воли индивида и только во вторую очередь от навязываемых обществом стереотипов поведения. Отчасти, именно это и обеспечивает поливариатиэность стилей жизни в современном обществе.

Во второй главе диссертационного исследования подробно освещается развитие моды как индустрии, рассматриваются объекты, находящиеся в зоне ее воздействия, анализируются основные теоретические интерпретации распространения тенденций, а также воздействие индустрии моды на формирование стилей жизни в обществе.

Если исследователи 60-70-х годов XX в. для описания моды рассматривали отдельные критерии (так было принято в теории проектирования костюма), то в настоящий момент этого оказалось недостаточно, так как мода, существующая только в костюме, уже не характерна для современной культуры. Она может зародиться в дизайне интерьеров или орнаментации тканей, но затем непременно приобретет характер всеобщей тенденции, охватывающей все стороны жизни человека. Таковы современные законы создания моды и стиля - всеобщность в рамках жизни людей определенного социального слоя или группы. Реальное совокупное предложение моды и ее продолжительность заключаются именно в распространенности идеи на все сферы, окружающие человека, т.е. в способности моды стать стилем жизни. Дизайнеры, ориентированные на современные технологии рынка модной продукции, вынуждены не только разрабатывать несколько линий одежды, но и искать собственную нишу, предлагая специфический «стиль жизни», характерный для определенного бренда (например, империя lifestyle by Helmut Lang, Ralph Lauren, Versace, Hermes или Prada). Сегодня концепция «брендинга стиля жизни», согласно которой ценности, образы и ассоциации, предлагаемые брендом, отражают тех, кто является настоящим и стремящимся к подобному стилю жизни потребительским сегментом, стала широко применяемой практикой брендинга в индустрии моды.

В третьей главе диссертационного исследования анализируется эстетизация повседневной жизни общества постмодерна, а также рассматривается эстетика повседневности и дизайн как современный феномен проявления эстетического в повседневном.

Академический дискурс последних декад XX века характеризуется появлением исследовательских направлений, одним из которых выступает изучение повседневности. В 70-80-е годы появляются серьезные исследования современной повседневной жизни, среди которых необходимо выделить такие выдающиеся и прочно вошедшие в научный дискурс (по крайней мере, на Западе) труды как «Повседневная жизнь в современном мире» А.Лефебра" и «Практика повседневной жизни» М.де Серто" . В противовес принятому тогда представлению о повседневности Лефебр противопоставляет обычно упоминаемую рутинность повседневной жизни со всеми ее утомительными задачами — «власти повседневной жизни», манифестации которой включают адаптацию тела, времени, пространства, желания, окружающей среды и дома.

274 Lefebre Н. Everyday Life in the Modern World. L., 1971.

275 De Certeau M. The Practice of Everyday Life. Berkley, 1984.

Обращение к понятию «повседневность», включение эстетического в контекст повседневности можно рассматривать как начало интеграции эстетики в общий для гуманитарных наук второй половины XX в. процесс постижения реальности повседневной жизни. В рамках эстетики искусствознания, однако, это постижение имело более чем вековую традицию. Традицию, в которой эстетическое в повседневном было представлено и могло быть представлено только искусством, а среди видов искусства — теми, что эстетически организуют предметно-пространственную среду обитания человека, а именно архитектурой и прикладным искусством, в XX в. - дизайном.

В XX в. главным специалистом по эстетизации повседневности становится дизайнер. Во второй половине XX в. дизайн начинает интегрировать, включать в орбиту своих интересов и практику родственные, но бывшие прежде самостоятельными виды деятельности по созданию эстетизированной реальности во всех возможных ее проявлениях. Как дизайнерская мыслится теперь и работа парикмахера, косметолога, модельера одежды, имиджмейкера, режиссера массовых зрелищ и средств массовой коммуникации. Расширение традиционной сферы дизайна, увеличение числа его социальных функций, превращение в технологию организации жизни, жизненных стилей терминологически оформляется как «нон-дизайи» (т.е. выходящий за рамки традиционного) или тотальный дизайн. Таким образом, можно сделать вывод о том, что художественная интенция в современной культурной ситуации превращается в дизайнерскую по преимуществу.

Категория стиля жизни тесно связана с таким понятием дизайна как архетип. Вместе они образуют взаимодополняющие «разнонаправленные» стороны произведения дизайнерского искусства. Архетип фиксирует «единственность», устойчивость пространственно - технологического предназначения и устройства вещи или комплекса, которые могут быть реализованы практически без ущерба для утилитарного начала множеством стилевых вариаций, отвечающих конкретным социально-эстетическим ожиданиям потребителей разного уровня жизни, культуры и т.п. Тем самым консервативность художественного содержания архетипа с помощью модификаций его формы преобразуется в свободу выбора ответов на запросы разных слоев общества.

Новая экспансия эстетического начала в повседневную жизнь европейцев в

70-80-е гг. XX в., обеспеченная в значительной мере зрелостью и новым « качеством дизайнерской деятельности, заставила говорить об «эстетизации повседневной жизни» не только специалистов по эстетике, но и социологов. Так, Г. Шульце говорит о западногерманском обществе 80-х гг. как «обществе переживаний», в котором одной из главных ценностей жизни является возможность испытывать положительные и разнообразные переживания и среди них важнейшие — переживания эстетические. Люди озабочены качеством субъективных переживаний и заняты созданием «красивой, приятной и увлекательной жизни».

Событийно-предметный план современного процесса эстетизации повседневности в общих чертах очерчен в докладе известного польского эстетика Б. Дземидока на XIII Международном конгрессе по эстетике. Докладчик развертывает перечень сфер и модусов повседневной реальности, которые включаются в «эстетосферу» (термин М.С. Кагана) повседневности постмодерна. Это - жилище; производство и предъявление потребительских товаров; обряды, ритуалы; туризм; спортивные зрелища, граничащие с искусством (фигурное катание, спортивная гимнастика); конкурсы красоты и шоу культуристов; косметика; параспортивные - парахудожественные занятия (аэробика или культуризм); парамедицина (пластическая хирургия или стоматология); художественноподобные формы популярной культуры: рекламное творчество, показы мод, эстрадные зрелища, фотопродукция, видеоклипы, цветные календари, почтовые открытки и т.п. Этот перечень, хотя и является хаотичным, представляется ценным как попытка охвата в первом приближении всех возможных проявлений эстетического в повседневной жизни. Широта набросанной панорамы явлений в данном случае важнее хаоса, хотя и он отражает реалии и интеллектуальную парадигму культуры постмодерна.

Польскому исследователю удалось выйти за пределы традиционной теоретической схемы, в которой эстетическое в повседневном мыслится только или преимущественно в связи с искусством. Он попытался обозначить контуры расширившейся к концу столетия территории погранично-художественных, «парахудожественных» и других эстетизированных форм современной культуры, резко возросшее число которых побуждает теоретиков говорить об эстетизации повседневности в 70-90-е гг. XX в.

Данная работа ставила своей целью:

- рассмотреть феномен стиля жизни как научную проблему;

- на основе рассмотренных научных концепций стиля жизни сделать вывод о том, что понятие "стиль жизни" является социально-эстетической категорией, именно социальная дифференциация позволяет конкретизировать эстетические детерминанты того или иного сообщества, ведущего определенный стиль жизни;

- проанализировать взаимосвязь индустрии моды и стиля жизни, оценить значение брендинга стиля жизни и его роли в современном обществе потребления;

- охарактеризовать эстетизацию повседневной жизни общества постмодерна и выявить дизайн как основной инструмент этой эстетизации;

- рассмотреть дизайн как способ организации предметно-пространственной среды, оказывающей опосредованное влияние на модель поведения человека;

- проследить взаимосвязь дизайна и стиля жизни.

В результате проведенного исследования, проанализировав весь комплекс вопросов, связанных с понятием стиля жизни в соответствии с его целью и задачами, можно сформулировать следующие выводы:

- стиль жизни выражает стремление человека найти опору собственному бытию и идентифицировать себя в социокультурном контексте;

- выбор эстетических детерминант того или иного стиля жизни напрямую зависит от социокультурной самоидентификации того или иного субъекта, поэтому можно сделать вывод о том, что стиль жизни является социально-эстетической категорией;

- очевидно большое влияние индустрии моды на формирование поливариантных стилей жизни;

- крайне важна роль дизайна в распространении эстетического в повседневности и утверждения категории стиля жизни во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

В целом же, отметим, что целенаправленные исследования стилей жизни в отечественной науке - явление достаточно редкое. Стиль жизни остается до сих пор пусть и популярным, часто используемым речевым оборотом, но еще пока не полноценной научной категорией. Главным образом, в силу своей теоретической непроработанности, что вполне объяснимо, учитывая небольшое количество монографий и научных дискуссий по данной проблематике. По этой причине большинство российских исследователей, приступая к изучению стилей жизни, как правило, опираются на западные источники.

Это тотально эстетизированная современность нуждается в дальнейшем теоретическом осмыслении.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Куликова, Анастасия Сергеевна, 2010 год

1. Аакер Д. Создание сильных брендов / Пер. с англ. М.: Издательский дом Гребенникова, 2003.

2. Аакер Д., Йохимштайлер Э. Бренд лидерство: новая концепция брендинга / Пер. с англ. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2003.

3. Адорно, Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.—СПб, 1997. No. 4 (August).

4. Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.

5. Андреева А.Н. Концепция портфеля дизайнерских брендов в фэшн — бизнесе: постановка проблемы//Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. 2003. - Вып.2 (№16).

6. Андреева А.Н. Фэшн маркетинг дизайнерских торговых марок: ситуация в Санкт — Петербурге в начале XXI века// Вестник Санкт — Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. - 2002. - Вып.1.

7. Андреева А.Н. Маркетинговые коммуникации дизайнерских брендов в фэшн бизнесе// Маркетинговые коммуникации. - 2003. - №1(13).

8. Ануфриева Р.А. и др. Стиль жизни личности: теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982.

9. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. М.: Прогресс-Универс, 1994.

10. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2000.

11. Барт Р. Система моды / Пер. с фр. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.

12. Батюта Е.А. Особенности потребления в информационную эпоху. См.: www.auditorium.ru.

13. Бауман 3. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. М.: Логос, 2002.

14. Бауман 3. Мыслить социологически / Пер. с англ. М.: Аспект-Пресс, 1996.

15. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

16. Бестужев-Лада И.В. Социологические проблемы образа жизни // Социс, 1974. №2.

17. Бодрийар, Ж. Символический обмен и смерть / Пер. с фр. М.: Добросвет, 2000.

18. Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с фр. М.: Рудомино, 1995.

19. Бодо Ф. "Шик & Шарм". М.: Слово/Slovo, 2006. Пер. с фр. - Paris: Mode du siecle, Editions Assouline, 1999.

20. Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua.

21. Большой толковый словарь русского языка/ Главный редактор Кузнецов С.А. СПб, Норинт, 2003.

22. Брейк М. Молодежная культура // Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000.

23. Бурдье П. Практический смысл. / Пер. с фр. СПб и М.: Алетея, 2001.

24. Бурдье П. Практическое чувство / Пер. с фр. СПб: Алетейя, 2001.

25. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. Электронный журнал, 2005. Том 6.

26. Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр. М.: Socio-Logos, 1993.

27. Бурдье П. Структура, габитус и практика. Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. Вып.2.

28. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. Электронный журнал. 2002. Том 3.

29. Бурстин Д.Дж. Сообщества потребления // THESIS. 1993, вып. 3.

30. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. — Екатеринбург, 2001.31.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.