Структурообразующая роль лейтмотивов и символов в романах Ч. Диккенса тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.03, кандидат филологических наук Шувалова, Ольга Олеговна

Диссертация и автореферат на тему «Структурообразующая роль лейтмотивов и символов в романах Ч. Диккенса». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 167179
Год: 
2003
Автор научной работы: 
Шувалова, Ольга Олеговна
Ученая cтепень: 
кандидат филологических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
10.01.03
Специальность: 
Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)
Количество cтраниц: 
238

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шувалова, Ольга Олеговна

Введение.

Глава 1. Символика Ч. Диккенса в литературном контексте

I.Диккенс и английская литературная традиция

§1 Особенности творческого метода Ч. Диккенса.13х

§2 Творчество Ч. Диккенса и литературная традиция.

II. Особенности и роль символики в английской литературе

§1Вопросы теории символа и лейтмотива.

§2Символика в предшествующей Диккенсу литературной традиции

2.1. Символика в поэме Мильтона "Потерянный рай".

2.2.Специфика символики английской романтической литературы.

2.3.Символика "Первой книги Юрайзена" У. Блейка.

2.4.Символика С.Т.Колриджа.

2.5. Символ в творчестве Байрона.

2.6. Символ в творчестве Китса.

2.7. Символика в творчестве П.Б. Шелли.;.'.

2.8. Символика в романе Ч.Р. Метьюрина "Мельмот Скиталец".

Глава 2. Лейтмотивы и символы в творчестве Ч. Диккенса

§ 1 Особенности и роль лейтмотивов в творчестве Ч. Диккенса 1.1 .Специфика лейтмотивов в романах Ч. Диккенса раннего периода творчества.

1.2.Лейтмотивы распада и разложения в романах Ч. Диккенса.

1.3.Природные лейтмотивы в творчестве Ч. Диккенса.

1.4."Характерные" лейтмотивы в творчестве Ч. Диккенса.

1.5.Особенности лейтмотивов в романах Ч. Диккенса

1850-х, 1860-х годов.!.:.'.

§2 Особенности и роль символики в творчестве Ч. Диккенса.

2.1. Образы, отражающие тенденцию перехода от лейтмотивов к символам в творчестве Ч.Диккенса.

2.2. Символика в романе Ч. Диккенса "Холодный дом".

2.3. Символика в романе Ч. Диккенса "Крошка Доррит".

2.4. Символика в романе Ч. Диккенса "Наш общий друг".'.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Структурообразующая роль лейтмотивов и символов в романах Ч. Диккенса"

Предметом данного научного исследования стала символика и лейтмотивы в творчестве Ч.Диккенса. Многими исследователями обсуждался вопрос о необычном свойстве реализма Ч. Диккенса, проявляющемся в особой роли воображения и ярко представленном нравственно-эстетическом идеале. Эти черты отразились в использовании лейтмотивов в ранний период творчества и символов в произведениях зрелого и позднего периодов. Лейтмотивы и символы становятся важными элементами структуры романов писателя: объединяют различных персонажей, связывают социальную проблематику ' романа с христианскими нравственными идеями добра и сострадания, позволяют раскрыть психологию героя. Эволюция от лейтмотивов к символам отражает важные изменения в мировоззрении писателя, усложнение представлений о реальности и здесь особенно заметна структурообразующая функция символа, который подчиняет себе все элементы романа, служит источником развития значений и, таким образом, конструирует текст. Важность лейтмотивов и символов, в художественном мире писателя и их организующая функция в тексте определили наше обращение к теме "Структурообразующая роль лейтмотивов и символов в творчестве Ч. Диккенса".

Творчество Ч. Диккенса многократно привлекало внимание исследователей. Однако вопросы символики писателя часто оказывались за пределами научных изысканий диккенсоведов, хотя в отечественном литературоведении практически в каждом научном труде, посвященном Диккенсу, встречаются упоминания о символике его романов. Н.П. Михальская отмечает "символические параллели" в произведениях писателя 1850-х годов, В.В. Ивашева указывает на присутствии символики в "Повести о двух городах", А.А.Елистратова обращает внимание на метафорическую символику, выражающую скрытую взаимосвязь настоящего, будущего и прошедшего", " грозные пророческие намеки", передаваемые с помощью символики, H. JL Потанина рассматривает в творчестве писателя "игру символических противопоставлений Зимы -Лета (Смерти - Жизни), Тления - Произрастания, Старости - Юности, Тьмы - Огня, Жатвы - Посева" и т. д1. Ученые пишут о конструирующей роли символики в романе, задающей "круг капиталистической действительности" и "связывающей персонажей высшего общества и низов" (Т.И.Сильман, И.М.Катарский2), устанавливают связи символики Ч. Диккенса с социальной критикой действительности (Н.П. Михальская, Т.И.Сильман, И.М.Катарский), с нравственными христианскими идеалами (Н.Дьяконова, H.JI. Потанина,) и с романтическими идеями (А.А.Елистратова, Т.В.Анисимова, Р.Ш.Царева, Боборыкина Т.А)3. В то же время вопросы символа в творчестве Диккенса не становятся предметом специального научного рассмотрения в отечественной науке, а только упоминаются при исследовании тех или иных аспектов творчества.

Зарубежные ученые также отмечают символику в творчестве английского романиста. Особое внимание к ним возникает в 60-х годах, когда делаются попытки увидеть в Диккенсе "предтечу" литературы XX века, и возникают споры о символике писателя. Д. Килхем4, например, считает изучение символа губительным для общего' понимания романов Диккенса, поскольку анализ символики "далек от объяснения целостности H П МихальскаяЛарлз Диккенс. М. 1987; В. Ивашева Английсий реалистический роман; Елистратова А. А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. M. 1972. ;НЛ.Потанина Диккенс и народная игровая традиция ("прения зимы и лета" в структуре художественного повествования)ЯХ Пуришевские чтения. Материалы научной конференции. М.,1984

2 Сильман Т. И. Диккенс. Очерки творчества. Л. 1970; Катарский И.М. Диккенс: критико-биографический очерк. M. I960 ^

3 Анисимова Т. В. Творчество Диккенса 1830-40-х годов. Проблема становления индивидуального писательского стиля. М. 1989; Царева Р. Ш Новые подходы к изучению англо-американской литературы. Стерлитамак. 1998; Боборыкина Т. А. Художественный мир повестей Ч. Диккенса. "Гиппократ" С-Пб.

4 Dickens & the XX Century. Toronto 1962 романа, может стать основой разрушения его образной структуры". Ему возражает другой диккенсовед Д. Р„ЭрСОн', который справедгаво утверждал, что протест Д. Килхема против исследования символики лишь указывает на возможные изъяны такото анализа, но само изучение "не должно быть парализовано ими". На присутствие символики в позднем • творчестве Диккенса указывает также Барнард Ричарде0. Он отвечает усложнение образного строя романа от простых форм к многозначным, которые все теснее связывались с символами и темами, объединяющими самые сложные художественные структуры".

Уильям Эпсон7 также признавал важность символики в . произведениях Диккенса, но не считал ее символикой в полном смысле слова. Исследователь полагал, что "моменты, которые все называют символическими, являются точно такими же, как те, которые были названы театральными". Театральность действительно ' свойственна произведениям Днккенса, „о символика в поздний период творчества писателя не может быть сведена к понятию театрального приема, не исчерпывается им. Работы 60-х годов отражают зыбкость представления о символе в зарубежном литературоведении ТОГ0 времени. Это относится и к исследованию Дж. Уэйна* "Крошка Доррит", где он фиксирует две основные метафори, на которых строится роман: ™Рьма и семья, и к работе Килхема, использующего термин эмбпема, а также к статьям из сборника "Dickens: Modern judgments'^., 1968). Тем не менее, ряд моментов, отмеченных в этих работах, являются существенными для исследования символики Диккенса. К таким моментам можно отнести наблюдения Кетля' о конструирующей роли образа "мусорные кучи" в G-Rearson Dickens. The present position/Ibid. романе "Наш общий друг", развитие значений образа тюрьма в романе "Крошка Доррит", отмеченное Дж. Уэйном.

Исследование ф. и К. Ливесов10 продолжает тенденцию исследования символа Диккенса и обращает внимание на развитее природных образов (ветер, река, море) в творчестве писателя 1850-х годов, подчеркивая организующую роль символики в соединении "проблем современной цивилизации и проблем общечеловеческих". Это движение к христианскому, нравственному прочтению * творчества писателя существует в целом ряде работ. Толкование , символики и образов Диккенса как продолжение романтической традиции присутствует в работе "From romantics to Victorians", труде Лукаса11, религиозное христианское звучание образов Ддккенса прослеживает М.Уиллер, Д. Уэлдер12. Однако, при всей их научной ценности, эти работы также не снимают вопрос о необходимости изучения символики в произведениях писателя, поскольку символика не является в них отдельным предметом исследования, о ней только упоминают. Интересна работа К.Брукса13, где обращается внимание на символ в .творчестве писателя и рассматривается символическая структура романов'Диккенса 1850*х 1860-х годов, а также делается попытка определить границы категорий символ, аллегория и др. При всех ее достоинствах данная работа также не исчерпывает полностью вопрос о символе в творчестве Ч. Диккенса, так как исследователь мыслит свой труд в рамках традиции изучения викторианского явления "typological symbolism", и символика Диккенса занимает автора только в ее "типологическом значении". n Leavis F. R. & Leavis Q. D. Dickens the Novelist L. 1970 Lucas J. Romantic to modem literature. Essays and ideas of culture. N. Jersey 1982

1999, WalderD. Dickens and Region. Boston.

Brooks Ch. Signs for the Times. L. 1984

Лейтмотивы Ч.Диккенса, как . упоминая в работах отечественны* Не°ДН0Кра™°

Т.В.Анисимова14 отмеы " 3фуб?ЖНЫХ исследователей.

-Щ*^;.:---в романах писателя 183 0 4П «словесных лейтмотивов лейтмотивов писателя в " ^мазова" выявляет роль

Сильмаи, М.Се а ТИ К°МИЧеСК°ГС ^ Раскрыт характера^ и ИРГ3" ФУНКЦШ° ЛеЙ1™ «

Исследователи'6 ~ " ств^их многам персонаж:а, традицией просветительских романов с ' Про™™й. с лейтмотивами героев Филдинга, Смоллет* гГ""' ХаРаКТерИС" —ет связь лейтмотива ласки Г " ^ Т'РаЙТ"

Копперфилд" в ВДожестаенншш приеРм°2елЧс "Д-Д рассматривает влияние романов Стер~ ^^ Шенди", «Сентиментальное п^е"" И Т™а особенно романа «Векфилдский священник" "" Л~Я-выявляет преемственность теории « ' " ^ Пр03У ™™ и лейтмотивов Диккенса. ш ПРИЧУДЫ' "*°нька" Стерна и истоках природных лейтл«^ Ис™ания затрагивав вопрос об у родных лейтмотивов Ч. Дикке^* ^ : - . звезды, пламя камина и дР й о„ ' ^ИКтень> ™ свет о^ов —куюр0ман1с~^ГГНЫЙ ^ ^

0С°5- Р- —ных лейшотивов Пр°СЛеживает неизменности нравственн го ^Г ^ В

- закона, управляющего са,еГГоТс™1мРТ9ю° ДИКМСа ' Проблема „„„

Алмазова и.и. Некоторые способы а|гги шим,,вдмы,ого

I. , 999 Уо1 """ ЬЫ - «"¡шеи ^ оГ, ь ь с у мирозданием" в романах Ч. Диккенса . Н.Я.Дьяконова отмечает влияние романтических природных образов на лейтмотивы английского романиста, В. .Набоков выявляет особенности семантики лейтмотивов "сад" и "птица" в романах писателя и их-связь с библейской и романтической традицией. Однако типы лейтмотивов романов Диккенса, их эволюция и переход от лейтмотивов к символам планомерно не рассматривается исследователями.

Таким образом, вопрос о последовательном (от ранних произведений к поздним) комплексном исследовании лейтмотивов и символов в творчестве 4. Диккенса до сих пор остается открытым, и это определило наш интерес к разработке данной темы, а организующая, конструирующая • роль символики и лейтмотивов, отмеченная целым рядом исследователей, наметила аспект, которому уделяется главное внимание в данной диссертации.

Символ - категория более сложная, чем лейтмотив, он относится не столько к особенностям стиля, сколько к философии. В художественном произведении он приобретает некоторые черты тропа, но все же в большей степени остается категорией гносеологической. Именно поэтому в Диссертации представлена история употребления символов в предшествующих Диккенсу литературных эпохах, но нет подобных разделов, посвященных лейтмотивам.

Актуальность данного исследования связана с необходимостью целостного подхода к изучению символов и лейтмотивов в творчестве 4. Диккенса, с недооцененной важностью этих элементов в художественном мире писателя, с исследовательским интересом к вопросам'символики в современном литературоведении и необходимостью четко развинчивать понятия лейтмотив и реалистический символ в романах Диккенса.

Твист" "Л °М "ССЛеД°ВаНИЯ бы™ -бра„ы романы „0дивер ИСТ, Лавка Древностей", позволяющие увидеть развитие лейтмотивов н Раннем этапе творчеств писателя, роман «Тортовый дом Домби и

Сын , который отражает переход от лейтмотивов к символам, романы

Холод„ыи дом", «Крошка Доррнт", где особенно ярко представлена имв шо.х годов> и роман „наш общий

Г ИССЛеД°ВаТЬ СИМВ°ЛИКУ В ~ писателя.

Та^м образом, выбор произведений был обусловлен задачей проследить поо эволюцшо лейтмотавов и лов в

Те„ретико.иетодологнческ.ой бамй положения, представленные в работах Л. ф. Лосева, П.Л. Флоренского, НЖМелет.нско™, В.В.ТомашевскоГО, В.Е.Хализева, В.КТопорова,

ДЛеРКИНСа' по вопросам теории леитмотива, аллегории, работ. М.М.Вахтина, Н.Я.Дьяконовой,

НЛ ^т ЕЛИСТРаТ°В0Й' НЛ-Михальской,

ГК1 ' Г"—' "'"-Соколовой, ' ' Г.Н.Храповицкой,

-Инвесов, Г.П. Лэндоу, дж. уэйна, ХЛай ТЫ^, по истппнп - „ у ' Ажерарда, по вопросам истории английской литературы и творчества Ч. Диккенса симв!7вЬ ДИССеРтаЦИИ ' К°МПЛеКСНОе ИССЛе~ лейтмотивов и символов в творчестве Ч. Диккенся тт™

-~ т:~ -—>

1К .^ „„„ л

Проследить эволюцию лейтмотивов и символов в творчестве писателя.

1 . ,

4- Определить роль лейтмотивов и символов в художественном мире романов Ч. Диккенса.

Научная новизна исследования определяется - 1) отсутствием работ, посвященных специально лейтмотивам и символам писателя, 2) комплексным анализом и лейтмотивов и символов в творчестве Ч. Диккенса, дающим возможность увидеть эволюцию в использовании этих средств от ранних романов к произведениям позднего периода, 3) рассмотрением символики Диккенса в единой связи с предшествующей литературной традицией, романтической в том'числе:

Практическая значимость работы заключается в. возможности использования ее материалов и результатов- для чтения лекций, Проведения практических занятий и спецкурсов по творчеству Диккенса, особенностям символа, проблемам викторианской литературы, а также на уроках литературы в школах гуманитарной направленности.

Апробация работы. По теме исследования были опубликованы б статей, основные положения работы были представлены „а заседании аспирантского объединения кафедры Всемирной литературы МПГУ, конференции "Пуришевские чтения"(2003 г).

Структура ра6оты определяется поставленными задачами' исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Во введении обосновывается выбор темы, степень изученное™ И принцип отбора материал, Первая глава состоит из двух частей, одна из которых посвящена связям Диккенса с литературной традицией, вторая - собственно те0рии символа и символике в предшествующих писателю литературных эпохах. Во второй главе исследуются символы и лейтмотивы в творчестве Ч. Диккенса. Она

Заключение диссертации по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)", Шувалова, Ольга Олеговна

Заключение.

Лейтмотивы (природные, характерные, лейтмотивы разложения) и символы являются важными элементами строения романов Ч. Диккенса.

Структурообразующая функция в меньшей степени свойственна лейтмотивам. Однако постоянно присутствующая в романах Диккенса оппозиция лейтмотивов разложения положительным природным лейтмотивам, связанным с христианскими идеалами'любви, и чистоты, и индивидуальным лейтмотивам, создающими комический эффект, разрушающий действие зла, определенным образом организует текст романа, связывает различных героев, проводя идеи противостояния добра и зла. Лейтмотивы Диккенса иногда приобретают символическое значение, но в них связь обозначаемого и обозначающего достаточно однозначна и закреплена в предшествующей литературной традиции (река

- время, море - вечность, сад - Эдем, птица - чистая душа - символика первой степени), таким образом, они не становятся порождающей моделью, как символы второй степени, но также обладают определенной возможностью организации художественного текста, создавая проекцию конкретных явлений на христианские идеи о пути души, о победе добра или зла в человеке. Особая роль природных лейтмотивов и символов первой степени в произведениях писателя роднит творчество Диккенса с романтиками.

В гораздо большей степени структурообразующая функция в романах Диккенса свойственна символу, который активно проявляет себя в романах 1850-х, 1860-х годов. Основой для построения символа в творчестве писателя 1850-х, 1860-х годов служат появившиеся в предшествующих романах лейтмотивы разложения, идейная образность которых позволяет писателю создать такие сильные многозначные символы как "Канцлерский суд" в "Холодном доме", "тюрьма" в "Крошке t

Доррит", "мусорные кучи" в "Нашем общем друге". Главные символы в романах писателя (также как и лейтмотивы разложения, из которых вытекает их образность) всегда обладают отрицательной коннотацией, указывая на сложность положения человека в мире, сложность самого мира и враждебность его человеку. В романах 50-х годов влияние внешнего мира приобретает черты рокового психологического и нравственного воздействия, что определяет эмоциональное воздействие символа и его гносеологическую функцию. Симвблы в романах писателя включают в себя ряд отрицательных значений,: которые реализуются в событиях и характерах, однако, при этом сохраняют многозначность, не сводятся к чистому определению, что является признаком символа. Нельзя с уверенностью сказать, что действительность, сущность которой выражают эти символы, это только система общественного устройства, или государства, или только условия существования капиталистического общества, поскольку помимо всех этих конкретных смыслов, обозначенных символом, есть еще значение, более общее, глобальное, которое связывает символ романа с общей нравственной христианской концепцией писателя о противостоянии добра ri зла в душе человека, о сложных процессах, происходящих в человеческой душе. Символ становится важным фактором структурирования художественного текста.

В творчестве писателя усложняется тип лейтмотивов и их функция и вместе с тем происходит эволюция от лейтмотивов (в романах 1840-х) к символам (в произведениях 1850-60-х).

Изменения возникают и в символике. От переходного явления -обобщенного образа, который содержит в себе черты аллегории и символа - "фирма Домби и Сын" писатель обращается к структурообразующим символам в романах 1850-х годов (Канцлерский'суд, тюрьма), которые подчиняют все пространство романа, как и "Домби и Сын", создают г особый закрытый мир и распространяют гнетущую атмосферу тьмы и разложения на каждую сюжетную линию. Но эти1 символы,'в отличие от

Фирмы "Домби и Сын», не получают непосредственно™ авторского истолкования, как аллегорический образ фирмы в самом начале романа, но раскрывают свое значение постепенно, по мере развития сюжета и раскрытая характеров персонажей, уничтожая зияние между образом и его осмыслением. В романе последнего периода "Наш общий другсимволическая структура снова меняется. В "Нашем общем друге" символ не создает единой атмосферы, как символы в предшествующих романах, но он присутствует в повествовании как некое напоминание, как тайна, которую необходимо разрешить, он уничтожается в конце романа, когда положительное начало явно побеждает. Символу г, этбм романе снова ясно противопоставлены природные лейтмотавы и символ первой степени( река), которые не были столь активны в произведениях 1850-х, где каждый герой ощущал несвободу от системы и невозможность вырваться из-под ее влияния, что отражала доминирующая, всеохватывающая символика этих романов. Снова возникающая оппозиция природных образов и символа определяет понимание силы человеческой личности, способной преодолеть отрицательное влияние действительности и . собственную слабость.

Выбор и построение символов и лейтмотивов у Диккенса могут быть соотнесены с "типологическим символизмом"Оур010§юа1 symbolism"), свойственным викторианской литературе. Образы тумана и грязи, Канцлерского суда, тюрьмы являясь реальными объектами романа, постепенно приобретают также "иной", символический смысл, как этого требует "типологический реализм", утверждавший необходимость соединения детального изображения реальной действительности и глубокого христианского смысла. Соотношение обозначаемого и обозначающего в символике писателя 50-х годов также проявляет тенденцию "№оЮг,са1 зупЛоНзт". Мир строится по принципу главного символа, вытекает из переосмысления первоначальной идейной образности: грязь-*физический распад предметов^духовное разложение общества; туман - непрозрачность->духов„ая слепота; тюрьма -несвобода-замкнутость души и т. Л). Тендёнодя присутствующая в творчестве Диккенса, отражает нравственную христианскую направленность произведений писателя.

Лейтмотивы и символы являются важнейшими элементами творчества Ч. Диккенса и выполняют структурообразующую функцию. Они создают внутреннее единство романа, объединяют различных персонажей и сюжетные линии, позволяют соединить социальный, нравственный и психологический аспекты, современность и вечные идеи и ценности. Особенно значима структурообразующая функция символа, чьи особенности (наличие зияния между обозначаемым и обозначающим, ряд актов развития) являются основой для постоянной, накапливания значений, позволяя автору выразить сложные для познания предметы, и организовать весь художественный текст романа.

Лейтмотивы и символы в творчестве писателя органически связаны между собой.

В творчестве Диккенса происходит эволюция от лейтмотивов к символам, которая определяется переходом от изображения отдельных явления к изображению системы, принимающей роковые, устрашающие Формы. Эта эволюция происходит постепенно и выражается в усложнении значений лейтмотивов и их более четком построении в романах от Оливера Твиста" к «Домби и сыну", появлении переходных явлений символов-обобщенных образов-аллегорий (фирма Домби и Сын). Эволюция касается и самой символики, где переход от доминирующего символа в романах 1850-х к оппозиции (отрицательный символ -природные лейтмотивы) в романах 1860-х отражает идею автора о способности человека преодолеть губительное влияние социального зла.

Как уже отмечалось исследователями, для творчества писателя большое значение имело наследие английского романтизма. Данное исследование показывает, что лейтмотивы и символы Диккенса также в большой степени связаны с романтической традицией. .Также как в романтической традиции, самое сокровенное значение символа у Диккенса находится в нравственной, духовной плоскости, связано с категориями добра и зла и загадкой человеческой души. Общей можно считать также задачу связи времен, соотношения современности с вечным и пробуждения воображения, роднящую символику Диккенса и романтиков. Многомерность, которая свойственна романтической символике, присутствует и в творчестве великого викторианца, где символ часто соприкасается с аллегорией, а лейтмотивы подчас приобретают символическое значение (река, море, сад, птица - символы первой степени). Исследование выявляет также рад. . конкретных моментов сходства лейтмотивов, символов Диккенса и символики романтической. Это сходство природных лейтмотивов Ч. Диккенса (река, море, тень и свет, сад, птица) и романтических символов (тьма Байрона, соловей Китса, альбатрос Колриджа и т. д.), которые часто строятся на основе образов уже осмысленных в предыдущей литературной или христианской традиции, как и многие лейтмотивы-символы первой степени Диккенса (сад, птица, река, море). Также можно говорить о близости идейной • образности романтической символики и символики викторианского писателя: образы разложения служат основой для развития значения не только романтических символов Жизнь в Смерти Колриджа, тьмы

Байрона, Юрайзена Блейка, но и тюрьмы, холода и грязи, мусорных куч в романах Ч. Диккенса.

Лейтмотивы и символика Диккенса имеют ряд принципиальных отличий от символики романтической. Символы Диккенса а также лейтмотивы разложения в ранних романах связаны с социальным злом, в отличие от романтических символов, не имеющих прямой проекции на конкретное социальное явление. Символика Диккенса - реалистическая символика, она более рациональна и ей не свойственна та экзотичность, яркость и фантастичность, которые важны для символики романтической.

Наоборот, выбор символов Диккенса отражает поиск • сложного и таинственного в обыденном и реальном. Потому,, хо^тя значение символа

Диккенса предельно обобщено и лишено конкретности, в- нем нет той особой романтической недоговоренности, которая создается в романтическом символе во многом за счет его экзотичности и предельной эмоциональности.

Глобальность' идей, включенных в символы Диккенса, дает возможность видеть в нем наследника Мильтона и Блейка Примечания.

ДИККеНСа" С19// Извес™ АН, серия яит-рм и языка ■W ' heeIer М- Heaven- Не". and Victorians. Cambridge 1999. Потанина H Л Тенюшев Б И тао™ э~±кТо=БР^ и

С^ГНС Ч' РеЧЬ На баНКСТе В ЧеСТЬ Литературы и искусства.//Диккенс Собр соч в 30-ти томах. Т. 28 честертонГ^"к ^ Чап ттГч По"^™ "Д°Машнего "ения".//Указ. соч. Т.28 С.115 чсстертон J. к. Чарльз Диккенс. М.: Радуга 1982. С.35

From Romantics to Victorians.L. 1985 ï

ХГовИа^АПГГГ°РЧеСта0Ч- ДИККеНС3' РоМаШ" последнего периода. М. 1950 С.161 л' : "ЗСЛеДИе ™иского романтизма и современность. M. 1960 С 34 Iw!Tmu 0ЛЬ И пР°блемь1 западноевропейского романа. M. 1972. С 1 ¿2 * СоГлова И И 'Z^ZT" К 10X4610110 ™-амеР™ской литературы. Стерлитамак. 1998 С.31 ÎSÏÏK^ST прерафаэлитов в контексте "средневековой, возрождения" в аГн^пГ"; 18б°-Х ГОДОВ- ПР°блема нравственно-эстетического идеала. « Dickens ЛЪе world of his novel. 1958P.323; Бахтин M M Слово в романе./Вопросы литературы и эстетики M 1975-Р К rwtt v- 7 Г' Г . . dialog foin, New Haven &T>ndon Ш0 ^ n°Vel StUdlCS m xu P. К. Carrett Ibid. P. 29 Бахтин М. М. Слово в романеУ/Вопросы литературы и эстетики М. 1975 С. 200 х,у Анисимова Т. В. Творчество Диккенса 1830-40-х годов. Проблема становления индивидуального писательского стиля. М. 1989 С. 165 xv Честертон Указ соч. С. 75

XVI Сильман Т. И. Диккенс. Очерки творчества. Л. 1970; Елистратова А. А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. М. 1972.; Barnard R. Imagery and Theme in the Novel of Dickens. Bergen- NY. 1962 239 p. ; xvu Елистратова А. А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. М. 1972. С. 100 x™ Barnard Richards. Ibid. Р.98

Боборьгкина Т. А. Художественный мир повестей Ч. Диккенса. "Гиппократ" С-Пб. 1996 С. 7 " Берзилаева Д. Р. Жанровые особенности поздних романов Ч.Диккенса. М. 1986. С. 15 хи Катарский И.М. Диккенс: критико-биографический очерк. М. 1960 С.211 ххи Михальская Н.П.Чарлз Диккенс. М. 1987; Катарский И.М.Указ. соч.

МихальскаяН.П. Указ.соч. С.25 xxiv МихальскаяН.П. С.30 ШР. К. Carrett Ibid. P. 32 Ивашева В. Английсий реалистический роман ХГХвека в его современном звучании M. 1974; Williams R. The English novel: From Dickens to Laurence. L. 1970; Уилсон Э. Мир Ч. Диккенса. xxv" Greene The young Dickens//Collected essays. 1970 L. Harmond worth. P. 17

Уилсон Э. Указ. соч. *хЬ| Н. Л. Потанина Указ. соч. С.7

Wheeler M. Heaven, Hell, and Victorians. Cambridge.: Cambridge univ. press, 1999. P.l42 """ P. K. Carrett Ibid. P. 51 xxxu Maglavera S. Time patterns in later Dickens: a study of thematic implications of the temporal organization of "Bleake House". Leiden 1994 P. 73 xxxiii M. Hollington Time in "Little Dorrit'7 The English novel in the nineteenth century. Urbana - Chicago -London 1972 P. 125 xxiv Ивашева В. Указ соч. С. 98 ; , xxv Phillips W.C. Dickens, Reade and Collins sensational novelists. N-Y 1962; Shore W. wilkie Collins in Ch. Dickens and his friends L. 1909; Collins Ph. Dickens & Crime. L - N-Y 1962. xx" Кешокова E.A. Уилки Коллинз и "сенсационная" школа английского романа XIX-го века. Канд. Дисс. М. 1978 С. 24 xxxvu Урнов M. В. Вехи традиции в английской литературе. М. "Художественная литература" 1986. ХХХУШ Ткачева Н. В. Малая проза 4. Диккенса. Проблема "чужого слова". Автореф. канд дисс. M. 2003 С. 4 хххи Карельский А. В. От героя к человеку. М. Советский писатель. 1990. ** Там же С.17 ^ Там же С; 20 х1" Диккенс Ч. Обращение к читателям в первом номере "Домашнего чтения"./ Диккенс Собр соч в 30-ти томах. Т. 28 С. 115 х"ц Карельский А. В. Указ.соч. С 229 xUv Честертон Г. К. Чарльз Диккенс. M. 1982.; xIv Дьяконова Н. Указ.соч. С. 20 Диккенс 4. Указ. соч. С. 115 xiv" Кольридж Biographia literariai/ Избранные труды. М.:Искусство,1987.С. 178 хМЦ Честертон Г. К. Чарльз Диккенс. М. 1982. С. 121 xlil Цвейг С. Собрание сочинений в семи томах. М. 1963, Т.6 С.453. 1 From Romantics to Victorians ' ' • Ibid. P. 288 lu Потанина H. Л. Проблема идеала в творчестве Диккенса. Тамбов 1997. С. 14

Iu' Диккенс Ч.Речь в Королевском обществе музыкантов 8 марта 1860 года//Диккенс Указ. соч. Т. 28

С.515

Uv Stone Н. Dickens and the invisible world.; lv Швачко M. В. Чарльз Диккенс и сказка. Нижний Новгород 1994 С.8

1у| Подробнее о влиянии Шекспира, театре и театральности в художественном мире Диккенса смотри Хайченко Е.Г. Великие романтические зрелища. М.1996; From romantics to Victorians.; Потанина H. Л. Мелодраматические элементы в романах 4. Диккенса:проблема тетральности и драматизма/Вестник Тамбовского университета:Сер. Гуманитарные науки. Тамбов 1998 С.3-6; Потанина Н. Л. Сценическая маска шута в художественном мире 4. Диккенса./ Там же С. 730

Сильман Т. И. Диккенс. Очерки творчества. Л. 1970 С.280 Ivui Lucas J. Romantic to modem literature. Essays and ideas of culture. N. Jersey 1982

Акименко Проблема художественной условности в романах Ч Диккенса 60-х гг. Нижний Новгород 1994 С.10 ь Соколова Н. И. Литературное творчество прерафаэлитов в контексте "средневекового возрождения" в викторианской Англии. М. 1995. С. 34 ы From Romantics to Victorians. ы R. Gilmour The Novel in Victorian Age. P. 78 Соколова H. И. Указ. Соч.; Brooks Cr. Ibid.; Leavis F. R. & Leavis Q. D. Dickens the Novelist L. 1970. '"""Флоренский П. А. Обратная перспектива./ Флоренский П. А. Сочинения., М. 1990 Т. 2 С. 88. kv Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М. 1990

Флоренский П. А. Обратная перспектива. С. 102 kvu Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М. 1970 и™ Лосев А. Ф. Указ соч. С.36 kU Там же С.42 ta Там же С.37 : .

0"'Там же С. 185 Там же С. 170 ■ ' Мелетанский Е. М. Поэтика мифа М. 1995 С. 172 Perkins D. The Quest for permanence. The Symbolism of Wordsworth, Shelly, Keats. Cambridge 1959 Perkins D. Ibid. P. 69

ХХУ1 H6rminghausen L. The symbolist tradition in English Literature. A Study of Pre-Raphaelitism and Fin de Siecle. Cambridge. New York 1988. Ibid. P. 106

Ьо'™! G. P. Landow W. Holman Hunt and typological symbolism'. N. Haven- London 1979 P. 14 ** Ibid. P. 16

Brooks Cr. Signs for the Times. L. 1984 '"""Ibid. P. 53 ^ Ibid. P. 54 kxxiii Walder D. Dickens and Religion. Boston - Sydney 1981;

Uxxiv John Wain Little Dorrit// Dickens & the XX Century. Toronto 1962 taxv .Ibid. P. 175 i

Leavis F. R. & Leavis Q. D. Dickens the Novelist L. 1970. P. 216 lxxxvu Литературно-энциклопедический словарь M., 1987 boa"u Роднянская И.Б. Лейтмотив/Литературно-энциклопедический словарь'М., 1987 ' кххи Barnet S., Berman М., Burto W. Dictionary of the Literary, Dramatic and Cinematic terms. L. 1964 xc Wilpert G von Sachworterbuch der Literatur /Ссылка дается по изданию Теоретическая поэтика: понятия и определения. Авт-сост. Н.Д.Тамарченко М., РГГУ.2002 С.467

Л.К.Незванкина, Л.М.Щемелева Мотив / Литературно-энциклопедический словарь M., 1987 хси Зыховская Н.А. Словесные лейтмотивы в творчестве Достоевского. Автореф дис. Екатеринбург 2000.С.6 xcffi Dictionary of World Literary terms/By J.Shipley L. 1970 xciv Shaw H.Dictionary of Literary terms N-Y 1972 xcv Honninghausen L. Ibid.; R. Newsom Dickens on the romantic of familiar things. 1997 Дьяконова H. Указ. соч. хЫ Лосев А. Ф. Указ соч. С. 174 хсу" Зыкова Е. П. Образ "огражденного сада": природа, Бог и свобода в поэзии английских романтиков. С. 100/ Темница и свобода в художественном мире романтизма. М., ИРЛИ РАН 2002. хетШ Павлова Т.А. Милтон M.1997C. 400

ХС1Х Артамонов С. Д. Сорок веков мировой литературы. Т.З M. 1997 С. 244 с Шелли П.Б. Защита поэзии // Шелли П.Б. Письма. Статьи. Фрагменты (пер. 3.E. Александровой). - М.: "Наука", 1972 (АН СССР "Лит. памятники"). Л.Романчук Метаморфозы образа Сатаны в творчестве английских романтиков. Днепропетровск. 1998 С .4 еи The Symbolic Imagination. Coleridge and the Romantic Tradition.Princeton. 1977. C1U A. Ostriker Notes/W. Blake The complete poems! c,v Йейтс У. Этот странный Уилл Блейк/ У. Блейк Видения Страшного суда. М. 2002, С. 6. " Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. М. 1960, С.32 m Damrosch L. Symbol and Truth in Blake's Myth. Princeton, 1980 P.70 ,

Piper H. W. The Singing of Mount Abora. L. 1987 P.26 ^ Лосев A. Ф. Указ. соч. С. 260 Там же С. 268 '• ' Vа Маковский M.M. Сравнительный анализ мифологической символики в индоевропейских языках. M. 1996 С. 175 г

Сухарев С. Л. Стихотворение Байрона "Darkness" в русских переводах.// Байрон и мировая литература. M.C22I схп Шелли Предисловие// Шелли П.Б. Прометей Освобожденный. С-Пб. 1904. Там же. С. 2. Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец. Пер. с англ. А.М.Щедрина. Л. "Наука" 1983 т Алексеев М. П. Ч. Р. Метьюрин и его "Мельмот Скиталец"С.578./Мельмот Скиталец Л. "Наука" 1983

PiperH. W. IbiA P. 25 и™ Лосев A. Ф. Указ. соч. С. 209

CTVUI C.M.Bowza The romantic imagination. Oxford 1961 c*Dt Диккенс 4. Собрание сочинений в 30-ти томах. М.: Художественная литература. 1957-1963. Т. 4 С.76. При дальнейшем цитировании этого издания в скобках будут указаны номера тома и страницы. т Поль Зюмтор. Опыт построения средневековой поэтики. С-Пб. 2003 С. 35 M Здесь и далее перевод Е. Калашниковой. сххи В.Ивашева Указ. соч.; Т.И.Сильман Указ. соч. : сяи'й Лосев А. Ф. Указ. соч. С.205

С1Х|У Кеттл А. Введение в историю английского романа. М.: Просвященир 1966С. 58 Елистратова А.А. Указ соч. С. 175 Там же С. 230

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Шувалова, Ольга Олеговна, 2003 год

1. Английская поэзия в русских переводах (X1. - XIX века). М.: Прогресс, 1981. - 689с.

2. Байрон Д.Г. Избранные произведения. М.¡Гослитиздат, 1953 501с.

3. В. Блейк. Стихи. М.:Искусство, 1978. — 263с.

4. Диккенс Ч. Собрание сочинений в 30-ти томах. М.: Художественная литература. 1957-1963.

5. Кольридж С.Т.Избранные труды. М.¡Искусство, 1987. 350с.

6. Метьюрин Ч. Мельмот Скиталец Л.: Наука, 1983. -583с.

7. Мильтон Д. Потерянный райю СПб.:Кристалл1999 607с.

8. Шелли П.Б. Прометей Освобожденный. С-Пб. 1904.- 390с.

9. Blake W. The book of Urizon. L.: Thames and Hudson, 1979. -102p.

10. W. Blake The complete poems. L. 1985. 689p.

11. Byron G. N.G. Selections. M.: Progress, 1973 526p.

12. Coleridge S.T. Poetical Works. Oxford.: Oxford univ. press, 1980. -614p.

13. Coleridge S. T. Biographia Literaria. L. 1907

14. Dickens Ch. The Works of Ch. Dickens. 4 vol:N-Y.: Appleton, 1868 -69

15. Keats J. Poetical Works. M.: Progress, 1966 237p.16.

16. Maturin Ch. R. Melmoth the Wander. Lincoln.: Univ. of Nebraska press, 1961.-412p. 17.Milton The Paradise Lost. L. 1967. 528p. 18.Shelley P.B. Prometheus Unbound. L. 1965 - 489p.1. Научные труды• »

17. Алексеев M. П. Ч. Р. Метьюрин и его "Мельмот

18. Скиталец".//Ч.Метьюрин Мельмот Скиталец Л.: Наука, 1983 С.578

19. Алексеев М.П. Английская литература: Очерки и исследования. Л. :Наука1991,460 с.

20. АникинГ.Н. МихальскаяН.П. История английской литературы. М. .-Наука, 1975

21. Анисимова Т. В. Творчество Диккенса' 1830-40-х гoд¿в. Проблема становления индивидуального писательского стиля. . Дисс.канд.филол. наук. М.:МПГУ,1989.-234с.

22. Анисимов Байрон// Классическое наследие и современность М. 1960

23. АрмандИ.Л.Значение детских образов в творчестве Ч.Диккенса.

24. Дисс.канд. филол. наук. М.:МПГУ (Без указания года издания) -320с.

25. Артамонов С. Д. Сорок веков мировой литературы. Т.З М.¡Прогресс, 1997-350 с.

26. Ю.Бахтин М. М. . Слово в романе./Вопросы литературы и эстетики М. 1975.-421 с.

27. П.Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в" романе. Очерки поисторической поэтике/ Бахтин М.М. Эпос и роман СПб.: Азбука 2000. -300с.

28. Батай Ж. Литература и Зло: Э.Бронте, Блейк, Пруст и т.д. М.:МГУ.1994 200с.

29. Бельский А. Сатира в социальных романах Ч.Диккенса 1849-1857 гг. Аф-т. дисс. канд. филол. наук.М.:МГПИ,1955. 17с.

30. Бидерманн Г. Энциклопедия символов М.: Республика, 1996. 333с.

31. Боборыкина Т. А. Художественный мир повестей Ч. Диккенса. "Гиппократ" С-Пб,1996.-138 с.

32. П.Васильева Т.Н. Поэма Блейка "Мильтон'7/Уч. зап. кишиневского ун-та. Кишинев, 1963 Т. 60 С14-21 <

33. Великий романтик. Байрон и мировая литература. М.: Наука, 1991. -237с.

34. Веселовский А.Н. Историческая поэтика М.: Высшая школа, 1989. —404с.

35. ГегельГ. Эстетика М. 1969. 340с.

36. Гуськова А.Б. О романе Ч.Диккенса "Холодный дом"// Charles Dickens Bleak House.M. 1957. Р.3-8

37. ДемуроваН.М. Английская детская литература 1.740-1870-х гг. Аф-т. дисс. д-ра. филол. наук. М.МГПИ, 1983 -450с.

38. Дьяконова Н.Я. Английская проза эпохи романтизма./Английская романтическая повесть (на англ. языке) М. Прогресс 1980 С.5-40

39. ДьяконоваН.Я. Философские истоки миросозерцания Диккенса. // Известия АН, серия лит-ры и языка 1996 №1, С. 12-25

40. ДьяконоваН.Я. Лондонское романтики и проблемы английского романтизма. Л.: Наука, 1970. 135с.

41. ДьяконоваН.Я.Английский романтизм. Проблемы эстетики. М.: Наука, 1978.-157с.

42. ДьяконоваН.Я. Ките и его современники М.Наука,-1973. — 128с.:

43. ДьяконоваН.Я.Лирическая поэзия Байрона. М.: Наука 1975. — 135с.

44. ДьяконоваН.Я. ЯковлеваГ.В. Философско-эстетические воззрения С.Т.Колриджа//С.Т. Колридж Избранные труды.М.: Искусство, 1987,1. С.3-25

45. ЗО.Елизарова М. Е. Реализм Диккенса и проблема комического. М.: Наука, 1950-89с.31 .Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М.: Наука, 1966-257с.

46. Елистратова А. А. Байрон М.: Наука, 1956. 85с.

47. Елистратова А. А. У. Блейк М.: Знание, 1957. 93с.

48. Елистратова А. А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. М.: Наука, 1972. 235с.

49. Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. М.: Наука, 1960. 261с. . • .

50. ЕлистратоваА.А. К проблеме соотношения реализма и романтизма (На мат-ле истории английской литературы конца 18-нач.19 века) М. 1956. -37с.

51. ЕлистратоваА.А Поэмы и лирика Колриджа// Сэмюэл Тэйлор Колридж.Стихи. М.:Искусство, 1974, С.3-12

52. ЕсауловН.Н. К вопросу о генезисе английского романтизма (просветительские традиции и поэзия романтиков) // Межвузовский сборник научных трудов. Традиции и новаторство немецкого и английского романтизма конца 18-нач.19 века. Владимир 1986 С. 92-110

53. ЖирмунскийВ.М.Из истории западноевропейских литератур.'Избр.тр. Л. .-Наука, 1981. 303с.

54. ЖирмунскийВ.М.Блейк.//В.Блейкв переводах С.Маршака. Избранное. М. ¡Искусство, 1965, С.3-8

55. ЖирмунскийВ.М. Байрон и Пушкин. Л.: Наука, 1978. 357с.

56. ЖирмунскийВ.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977-327с.

57. Ивашева В.В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании М.:Наука, 1974. — 378с.

58. История английской литературы в 3-х тт. M-JL: Наука, 1945-1958

59. История всемирной литературы в 9-ти тт. М., 1983-1994

60. История зарубежной литературы в 2-х ч. М.1991

61. Йейтс У.Т.Этот странный Уилл Блейк// У. Блейк Видения Страшного суда. М. 2002, С. 6.

62. Карельский А. В. От героя к человеку. М.: Советский писатель, 1990. -378с. . , •• ♦

63. Катарский И.М. Диккенс: критико-биографический очерк. М.:Наука1965. 435с.

64. Катарский И. М. Позднее творчество Ч. Диккенса. Романы последнего периода. Дисс.д-ра. филол. наук. М.:МГПИ 1950. -537с.

65. Кеттл А. Введение в историю английского романа. М.: Просвящение 1966.-315с.

66. Кешокова Е.А. Уилки Коллинз и "сенсационная" школа английскогоромана ХГХ-го века. Дисс.канд. филол. наук. М.:МГУ 1978. 368с.

67. КлнменкоЕ.А. Проблемы стиля в английской литературе первой трети XIX веке Л., 1959.-348с.

68. КрасавченкоТ.Н. Английская литературная критика XX века. М.:ИНИОН, 1994. 458с

69. Краткая литературная энциклопедий в 9-ти тт. М. 1978

70. КупченкоМ.Л. Проблема нравственного воскресения в произведениях• • г

71. Ч.Диккенса//Вопросы филологии (Ленинградский университет)1974, Вып.4

72. Литературно-энциклопедический словарь. М. 1984. — 438с.

73. Ладыгин М.Б. К проблеме взаимодействия метода ижанра в романе Ч.Р.Мэтьюрина "Мельмот Скиталец'ТПроблемы метода и жанра в зарубежной литературе. Межвуз. сб-к научных трудов М., 1983, С.68-79

74. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума,ритуала и искусства. М.:Республика, 2000. — 370с.• *6 8. Литературные манифесты западноевропейских романтиков М.: Искусство, 1980. 432с.

75. ЛосевА.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Высшая школа, 1982 -435с.

76. ЛосевА.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Наука 1970. -384с.

77. Маковский М.М. Сравнительный анализ мифологической символики в индоевропейских языках. М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 1996 .-416с.

78. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа М. :Издательская фирма Восточная• »литература РАН, Школа Языки русской культуры, ^1995. 408 с.

79. Михальская Н.П. Образ России в английской художественной литературеХУШ-ХЗХ вв. М.:МПГУ, 1995. 150с.

80. Михальская Н.П.Чарлз Диккенс. М. 1987. -185с.

81. Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе (Остен, Диккенс,' • »

82. Флобер и т. д.) М.: Независимая газета, 1998. 507с.

83. Неупокоева И.Г. Революционный романтизм Шелли. М.: Наука, 1959. -257с.

84. Мортон А.Л. От Мэлори до Элиота.М.: Прогресс, 1970. 387с.

85. Мошкина Н.В. У.Блейк// Западная поэзия конца ХУШ-началаХ1Х века, М.: Лабиринт, 1999, С.З- 9

86. Некрасова Е.А. Уильям Блейк. М.:Изд-во моек, ун-та, 1960, 307с.

87. Нерсесова М.А. "Холодный дом" Ч. Диккенса. М.: Наука, 1971. 380с. 81.От мифа к литературе М.:Российский университет, 1993. - 350с.

88. Павлова Т.А. Милтон.М.1997. 328с.

89. ПирсонХ. Диккенс М.'Прогресс, 1963.-462с.

90. Потанина Н. Л., Тенюшев Б. И. Эстетические позиции Диккенса: позиция творческого воображения.// Эстетические концепции русских и зарубежных писателей. 1996

91. Потанина Н. Л. Романы Ч. Диккенса 1860-х годов. Проблема нравственно-эстетического идеала. М.1984

92. Потанина Н. Л. Проблема идеала в творчестве Диккенса. Тамбов 1997.

93. ПотанинаН.Л. Мелодраматические элементы в романах Ч. Диккенса:• >проблема тетральности и драматизма/Вестник Тамбовского университета: Сер. Гуманитарные науки. Тамбов 1998 С.3-6;

94. Потанина Н. Л. Сценическая маска шута в художественном мире Ч. Диккенса.//Вестник Тамбовского университета:Сер. Гуманитарные науки. Тамбов 1998

95. Проблемы английской литературы 19-20 вв. М. 1974

96. Прошкина О внутреннем монологе в романах Ч. Диккенса//Вестник ленинградского университета 1977 № 2 Вып.1 С.90-94

97. РеизовБ.Г. Диккенс и Достоевский// РеизовБ.Г.Из истории европейских• »литератур. Л 1970.

98. РодионоваН.В. Символика в романе Ч.Диккенса «Холодный дом/ Культура и текст. Спб 1997 Вып.1: литературоведение 4.2 С. 115-117

99. Л.Романчук Метаморфозы образа Сатаны в творчестве английских романтиков. Днепропетровск. 1998

100. СаркисоваН.М. Философская поэзия С.Т.Колридж,Дисс.докт. филол. наук. Минск. 1999. 463с.

101. Сильман Т. И. Диккенс. Очерки творчества. Л,- Наука, 1970 432с.

102. СоколоваН.И. Литературное творчество прерафаэлитов в контексте "средневекового возрождения" в викторианской Англии. М.:МПГУ, Дисс.д-ра. филол. наук. 1995.-456с.

103. СоловьеваН.А. У истоков английского романтизма. М.1988. 453с.

104. Струкова Т.Г. Жанр морского романа и его модификации.« английскойлитературе XIX-XX веков. Аф-т. дисс. канд. филол. наук. М.1999. -16с. : ' '•

105. Сухарев С. Л. Стихотворение Байрона "Darkness" в русских переводах.// Байрон и мировая литература. М. 1985

106. Тайна Ч.Диккенса М. 1990. 43 7с.

107. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Авт-сост. Н.Д.Тамарченко М., РГГУ.2002 С.467

108. Ткачева Н. В. Малая проза 4. Диккенс, Проблема "чужого слова". Автореф. канд дисс. М. 2003

109. ЮЗ. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтик, М, Аспект Пресс, 1996.-334 с. ' •

110. ТопоровВ.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ,' Исслед. в области мифопоэтики. М. 1995 378с.

111. Традиции и новаторство немецкого и английского романтизма конца

112. XVIII- начала XIX век, Межвузовский сборник научных трудов Владимир 1986. 346с.

113. Тугушева М. Чарлз Диккенс. Очерк жизни и творчеств, М, Наука,1979.-345с.

114. Уайльд О. Новая книга о Диккенса// Оскар Уайльд Избранное Т. 2 М. 1993

115. Уилсон Э. Мир Ч. Диккенса М.

116. Уоррен Р.П. Поэма, порожденная чистым воображением. Опытпрочтения./ Уоррен Р.П. Как работает поэт. .Статьи, интервью. М, Радуга 1988.-231с.

117. Урнов М.В. Байрон./История всемирной литературы Т.6 М ■ Наука, 1989 \

118. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М. Художественная литература, 1986. 376с.

119. УрновД.М. Гоголь и Диккенс/Сер. Лит-ры и языка Изд-во АНССР 1985 Т.44 №1

120. ИЗ. Филюшкина Автор и рассказчик в романе "Холодный дом"//

121. Индивидуальность писателя и литературно-рбщественный процесс. Воронеж 1978 С. 125-134

122. Флоренский П. А. Обратная перспектива.//'' Флоренский П. А. Сочинения. М. 1990 Т. 2 С. 88.

123. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М. 1990. 456с.

124. Хализев В.Е.Теория литературы М.: Высшая школа, 1999 342с.

125. Хайченко Е.Г. Великие романтические зрелища. М, Гиппократ, 1996.-235с.

126. П8. Храповицкая Г.Н. Коровин А.В. История зарубежной литературы.

127. Западноевропейский и американский романтизм. М.гНаука 2002 -408с.

128. ХраповицкаяГ.Н. Двоемирие и символ в романтизме и символизме// Филологические науки М. 1999 №3 с.35-41

129. Холл Дж.А. Словарь сюжетов и символов в искусстве М.: Крон-пресс, 1997.-655с.

130. Царева Р. щ Новые подходы к изучению-англо-американскойлитературы. Стерлитамак. 1998. 240с.* »

131. Цвейг С. Диккенс// Собрание сочинений в семи томах. М, Художественная литература 1963, Т.6

132. Чамеев А.А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Л.: ЛГУ, 1986.-126с.

133. Чегодаев А.Д. Джон Констебль в мире героев Диккенса//Чегодаев А.Д. Статьи об искусстве Франции, Англии, США 18-20 вв М. 1968

134. Честертон Г. К. Чарльз Диккенс. М.: Радуга 1982. 356с.

135. Шайтанов И.О. Мыслящая муза М.:МПГУ, 1989 330с

136. Швачко М. В. Чарльз Диккенс и сказка. Аф^дисс.! канд. филол. наук. Нижний Новгород 1994. 16с.

137. Шелестюк Е.В. Символ versus троп: сравнительный анализ семантики/Фил. Науки 2001 № в С.50-59

138. Шкловский В.Б. О теории прозы М.Прогресс, 1983. 357с.

139. Энциклопедия символов, знаков„эмблем. М.2000. 567с

140. Яковлева Г.Н. Эстетические взгляды Колриджа и его лекции о Шекспире. Аф-т. дисс. канд. филол. наук. Л. 1971. 16с.

141. Ackroyd P. Dickens L. 1990. 453р.

142. Baker С. The Echoing Green. Romanticism, "Modernism and the

143. Phenomena of transference in poetiy. Princeton, Princeton university press, 1984. -377p.

144. Bowza CM Tbe romantic imagination. Oxford, Oxford university press, 1961.-348p.

145. Barnet S., Bennan M., Burto W. Dictionazy of the Litera^, Dramatic and Cinematic terms. L. 1964. 350p.

146. Barth J. The Symbolic Imagination. Princeton.: Princeton university press, 1977. -453p.

147. Brooks Cr. Signs for the Times. L. 1984.-480p.

148. Burgess A. English Literature L.rLongmans, 1974. 278p.

149. Byron and the Colloquial Tradition in English Poetry. L. 1984. 358p.

150. P. K. Carrett The Victorian Multiplot Novel Studies in Dialog Form. New1. Haven &L. 1980.-435p.

151. Carey J. The Violent Effigy: A Study of Dickens^ Imagination. L.: Faber and Faber, 1991.- 183p.

152. Collins Ph. Dickens & Crime. L N-Y.: St. Martinis press, 1962. - 371p.

153. Collins Ph. Dickens: the Critical Heritage. L.: Routledge and Paul, 1971. — 64 Ip.

154. Cluble J. Lovell E. English Romanticism L. 1983. 458p.

155. Curren S. Poetic Form and British Romanticism. N-Y Oxford: Oxford university press 1986.- 265p. ,

156. Damrosch L. Symbol and truth in Blake's Myth. Princeton: Princeton university press, 1980. 493p.t *

157. Dickens. Modern Judgments. L.: Macmillan,1973. 288p.

158. ElledgeP. Byron and the dynamics of metaphor. N-Y 1968. 354p.

159. English poetry of the romantic period 1789-1830. By Watson J.R. L. 1985.-387p.

160. English Romantic Poets L.- Oxford: Oxford university press, 1971. -325p.

161. Elliot T.S. Byron// English romantic poets. Modem essays in criticism L. Oxford N-Y: Oxford university press, 1960

162. From romantics to victorians.L. 1985.-378p.

163. From Dickens to Hardy L.: Penguin books, 1980. 345p.

164. Frye N. The Study of English Romanticism N-Y 1968. 385p.

165. Jonson E. Charles Dickens: An Introduction to his Novel. N-Y 1969. -432p.

166. Harvey A.D. English poetry in a changing society. L. : Penguin books, 1980.-415p.

167. Honninghausen L. The symbolist tradition in English Literature. A Study of Pre-Raphaelitism and Fin de Siecle. Cambridge. New York 1988. 467p.

168. M. Hollington Time in "Little Doirit"// The English Novel in the Nineteenth Century. Urbana Chicago - London 1972 •

169. Gerard. A. English romantic poetry. Ethos, structure and Symbol in

170. Coleridge, Wordsworth. Los Angeles 1968. J ~

171. R. Gilmour The Novel in Victorian Age. L.: Arnold, 1986. 221p.

172. Greene The young Dickens/ZColIected essays. L.:Harmond worth, 1970

173. Kaplan F. Dickens: A Biography. L. 1989. 342p.

174. Landow G. P. W. Holman Hunt and Typological Symbolism'. N. Haven London.: Yale univ. Press, 1979. - 192p.

175. Kelly G//English fiction of Romantic period 1789-1830. L-N-Y 1989

176. Leavis F. R. & Leavis Q. D. Dickens the Novelist L. 1970. 348p.

177. Lucas J. Romantic to modern literature. Essays and ideas of culture. N. Jersey 1982. -260p. ■

178. Maglavera S. Time patterns in later Dickens:, a study of thematic• implications of the temporal organization of "Bleake House". Leiden 1994. -258p.

179. Miller J.H. Charles Dickens. The world of his novel.L.1958. 348p.

180. R. Newsom Dickens on the romantic of familiar things. 1997

181. Perkins D. The Quest for permanence. The Symbolism of Wordsworth, Shelly, Keats. Cambridge.: Cambridge univ. press,1959. 280p.

182. Phillips W.C. Dickens, Reade and Collins sensational novelists. N-Y 1962. -327p.

183. Piper H. W. The singing of Mount Abora. LI : Penguin books, 1987. -298p.

184. Richards Bernard. Imagery and Theme in the novel of Dickens. Bergen-N-Y. 1962.-25 8p.

185. Sampson G. The Cambridge history of English Literature. Cambridge:238 : . .

186. Cambridge univ. press, 1961. 321 p

187. Speirs J. Poetiy towards novel. L. 1971. 280p.

188. Stone H. Dickens and the invisible world. L.: Macmillan, 1980. 370p.

189. Stonic M. Nineteenth-century English literature. L 1983.- 321p.

190. The Symbolic Imagination. Coleridge and the Romantic Tradition.Princeton. 1977.- 325p.

191. The English Romantic Poets. Ed. by F. Jordan N-Y 1985. 293p.

192. The Romantics L. 1981. 348p.

193. Williams R.The English novel: from Dickens to Lawrence L.I971 -254p.

194. WalderD. Dickens and Religion. Boston Sydney 1981.1421 p

195. Wheeler M. Heaven, Hell, and Victorians. Cambridge, Cambridge univ. press, 1999.-321p.

196. Williams R. The English Novel: from Dickens to Laurence. L. 1970 -325p.

197. John Wain LittleDorrit// Dickens & the XX Centwy. Toronto 1962

198. Wright T. Caresses that comfort, blows that bind sex, sentiment and sense of touch in "David Copperfield'Y/English L. 1999 Vol 48 №190 P 1-16

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 167179