Сценическая история драматического произведения на уроках литературы в старших классах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Ткаченко, Антон Александрович

  • Ткаченко, Антон Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 199
Ткаченко, Антон Александрович. Сценическая история драматического произведения на уроках литературы в старших классах: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2015. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ткаченко, Антон Александрович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава I. Теоретические основы использования сценической

истории драматического произведения на уроках литературы

1.1. Актуальные проблемы изучения художественной природы драмы

в литературоведении и театроведении

1.2. Роль читателя в постижении драматического произведения

1.3. Использование сценической истории драматического произведения в теории и практике преподавания литературы

1.4. Специфика восприятия школьниками сценических интерпретаций (по результатам констатирующего эксперимента) 70-83

Выводы по I главе

Глава II. Методика работы с историей сценических постановок на

уроках литературы в старших классах

2.1. Обоснование и разработка системы работы со сценической историей в процесс анализа драматического произведения

2.2. Использование сценической истории на вступительных занятиях

как способ создания установки на чтение

2.3. Сценическая история как инструмент анализа драматического произведения на уроках литературы

2.3.1. Роль сопоставления актёрских интерпретаций в постижении образа-персонажа в новых историко-литературных контекстах 112-120

2.3.2. Анализ театральных интерпретаций образа-персонажа с использованием аудиальных и визуальных ресурсов

2.3.3. Постижение поэтики пьесы в процессе анализа сценографических решений спектакля

2.3.4. Выявление жанрового своеобразия драматического произведения путём сопоставления авторской позиции и режиссёрских решений спектакля

2.4. Использование сценической истории на заключительном этапе

работы с драматическим произведением

2.5. Результаты обучающего эксперимента

Выводы по II главе

Заключение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сценическая история драматического произведения на уроках литературы в старших классах»

ВВЕДЕНИЕ

В условиях происходящего информационного перенасыщения, а также в связи с современной тенденцией к визуализации всего, даже минимальных рекламных текстов, процесс чтения зачастую стал подменяться процессом просмотра. В конечном итоге это ведёт к снижению способности за художественным словом увидеть образ и влияет на падение интереса к чтению. Драматические произведения, предполагающие постановку на сцене, таким образом, также неизбежно теряют своего читателя.

Функция эстетического наслаждения постепенно сдаёт позиции информативной функции, чтение как вид учебной и общекультурной деятельности меняется. Поэтому перед учителем-словесником стоит нелёгкая задача - сформировать в процессе литературного образования не только способность вдумчивого чтения, но и потребность читать художественный текст и вести диалог с его автором. Методист В.Г. Маранцман видел цель литературного образования не только в интеллектуальном освоении, но и в «эмоциональном присвоении гуманистического потенциала искусства и науки, отработке эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми» [86:13].

В системе литературного образования необходимо рассматривать художественный текст с учётом современной социокультурной ситуацией. Главная её особенность - это постоянный рост «темпов изменений в восприятии, мышлении, сознании и других психологических, психофизиологических и личностных характеристиках человека» [182:2]. Мировоззрение человека детерминируется знаниями, которые «складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей» [104:44], что напоминает новостную ленту в любой социальной сети: случайный набор картинок, пафосных изречений, разрозненных сведений, претендующих на научность. Всё это оказывает давление на процесс мышления современного школьника, формируя

«клиповое мышление» (С.Лем), которое снижает способность к анализу, и «геймеровское мышление» (Д.И.Фельдштейн), являющееся последствием зависимости от компьютерных игр и снижающее творческий потенциал растущего человека.

Вопросы чтения, понимания, интерпретации и функционирования художественного текста носят достаточно дискуссионный характер, оставаясь ведущими в исследованиях по методике преподавания литературы. Разработка новых подходов к взаимоотношению ученика и учителя на уроке, изучение литературного произведения как «открытой системы» (У.Эко), привлечение фактов интенсивной жизни классических произведений в «большом времени» (М.М.Бахтин) углубляет их содержание, даёт возможность для диалога читательских интерпретаций, а зачастую и переставляет смысловые акценты. Это позволяет учителю говорить о «растущем смысле» («вибрации смысла» - Д.С. Лихачёв, «потенциале восприятия» - М. Науман, «актуализации художественного текста» - У. Эко) классического произведения. Эти и другие актуальные вопросы находят своё отражение в работах многих отечественных методистов (О.Ю. Богданова [25; 26], В.А. Доманский [58], С.А. Зинин [66], С.А. Леонов [84], В.Г. Маранцман [95; 98], Е.С. Романичева [138; 139], И.В. Сосновская [162], М.В. Черкезова [193], В.Ф. Чертов [198], Т.Л. Шишигина [212], Л.С. Якушина [226] и др.) и в содержании программ литературного образования.

Важное значение в данном контексте приобретает чтение драматических произведений. Двойственная природа драмы, особый тип организации художественного драматического текста (разделение на действия, явления, акты; отсутствие повествователя; особая роль паратекста и др.) диктует свои законы изучения, которые нужно учитывать в процессе её преподавания школьникам, как правило, с небольшим опытом (или отсутствием такового) чтения пьес и просмотра спектаклей. Отталкиваясь от утверждения, которое нам представляется справедливым, что драму нельзя только читать, что она «мертва» или «дремлет» до тех пор, пока не разыграна

на театральной сцене, учитель литературы, на наш взгляд, должен максимально использовать при изучении пьесы её сценический потенциал.

Изменившиеся способы восприятия искусства и, в частности, театральных постановок могут стать хорошим подспорьем современному учителю. Мы говорим о возможности смотреть спектакль, находясь не в зрительном зале, а у себя дома (трансляции через интернет). Однако, упоминая об этой возможности, необходимо учитывать как положительные, так и отрицательные её аспекты. С одной стороны, сама атмосфера театра, предполагающая погружение в этот одновременно воображаемый и реальный мир, в данном случае никак не может помочь зрителю. Простой просмотр спектакля с экрана (как кино), не производит равного по силе эмоционального эффекта. При этом можно отвлекаться, ставить на паузу, возвращаться к спектаклю чуть позже. По нашему убеждению, от этого страдает первичное восприятие, и впечатления от увиденного становятся несколько иными, не такими сильными и яркими. С другой стороны, появляется возможность обратиться к спектаклю в любое время, пересмотреть взволновавшие моменты, заметить что-то, что было упущено при первичном просмотре. Необходимо продуктивно использовать эту возможность.

До настоящего времени методика обращения к видеофрагментам спектакля выстраивалась преимущественно так же, как и работа с киноинтерпретацией, так как не было такой технической возможности, которая позволяла бы воспроизвести отдельный фрагмент спектакля в любой момент и в любом месте. Поскольку искусство кино и театра организованы по разным художественным принципам, подходить к анализу фильма и спектакля также целесообразно с различных позиций.

Если авторский текст не претерпел больших изменений, появляется возможность сопоставления фрагментов из разных спектаклей, что выведет учащихся на размышления о многогранности образа, неоднозначности трактовки. Целесообразно ввести понятие театральный текст как особый

текст, созданный режиссёром (вместе с художником-постановщиком, актёрами, художником по свету, композитором) на основе литературного текста, включающий в себя не только диалоги героев, но и детальное описание мизансцен (организации пространства, перемещения персонажей по сцене, их жестов, мимики). Цель театрального текста - описать что, где, когда и как должно произойти на сцене, чтобы донести основную идею, сформулированную в тексте литературном.

«Двойное авторство» (Н.И.Ищук-Фадеева), заложенное уже в самой телеологии рода, позволяет рассматривать драму с двух точек зрения: литературной и сценической. Этим вопросам посвящены труды отечественных и зарубежных ученых в области литературоведения и театроведения: Н.И. Ищук-Фадеевой [73], Ю.В. Бабичевой [5], В.Е. Головчинер [46; 47], Л.В. Чернец [195; 196], В.Е. Хализева [186; 187], Б.О. Костелянеца [79], И.П. Ильина [70; 71], Э. Бентли [20], М.Я.Полякова [127], А. Юберсфельд [220; 221], П. Пави [121], Х.-Т. Лемана [83], М.Яна [71: 5055] и др.

Рассматривая драму исключительно как род литературы, учёные пренебрегают принадлежностью любого драматического произведения сцене, устанавливая тот факт, что написанный текст, зафиксированный в знаках, может сказать больше спектакля, меняющегося со временем. Представители данного направления используют в анализе понятийный аппарат литературоведения, накопленный тысячелетиями. Нужно отметить, что с некоторыми доводами стоит согласиться, принимая во внимание художественную самоценность и литературную оригинальность отдельных образцов классической драматургии (пьесы A.C. Грибоедова, A.C. Пушкина, A.A. Блока, В.В. Набокова) или существование так называемых «драм для чтения» («Lesedrama» или «Buchdrama»).

При этом мы не можем отрицать тот факт, что любой драматург, пишущий пьесу, надеется, что она будет поставлена на сцене. И появление в XX веке режиссёрской профессии находит этому подтверждение. «На место

господства драматурга и актёра - двух основных сил прежнего театра -пришло господство новой художественной воли, одного художника -режиссёра, который стал демиургом всего того, что происходит на сцене и в зале», - отмечают A.M. Смелянский и О.В. Егошина [157: 5]. Этот факт позволяет сформировать два подхода к драматическому тексту с точки зрения сценического воплощения. Первый, когда автор является другом и соратником - «ласковой силой», направляющей читателя (Ж.-П. Сартр [153]). Второй подход, когда «каждый текст - только предлог» (М. Сюлли), и при прочтении происходит полное игнорирование авторства. Художественный текст расценивается как вспомогательный элемент в организации спектакля, акценты смещаются к «театру как представлению, театру как зрелищу, для которого литературная основа - всего лишь одна из возможных подставок» [72]. Эта тенденция последних десятилетий получила в немецком театроведении название «постдраматический театр» (Х.-Т. Леман) - театр без драмы.

Такое отношение к классическому литературному произведению обедняет его художественную ценность, сводя всё к фарсу. На наш взгляд, в школьной практике необходимо придерживаться третьей позиции, в которой текст литературный (пьеса) и текст театральный (постановка) выступают наравне, дополняя друг друга. Такой подход требует особого читателя. Очевидно, что читатель драматического произведения должен обладать набором несколько иных интерпретационных умений, чем читатель эпоса или лирики. Для описания его сути введём понятие читатель-зритель, подразумевая под ним идеального читателя драматического произведения и в определённой мере подготовленного театрального зрителя, обладающего развитым воссоздающим воображением, умением внутреннего разыгрывания и, благодаря этому, способным за драматическим действием увидеть авторский замысел и потенциал сценического воплощения. С целью воспитания такого читателя в рамках уроков анализа драматического произведения необходимо способствовать совершенствованию читательских,

а также формированию зрительских компетенций учащихся. Если читательские компетенции закреплены в Федеральных государственных образовательных стандартах, то содержание зрительских компетенций нуждается в уточнении.

Анализ научных исследований по рассматриваемой проблеме, школьных программ и учебных пособий показывает, что в методике преподавания драмы сложилась устоявшаяся модель изучения, когда в русле историко-генетического подхода исследуются ценностно-художественные свойства пьесы. Однако зачастую без внимания остаётся историко-функциональное рассмотрение, что, как правило, приводит к однолинейности и шаблонности толкования произведения. На наш взгляд, обращение к биографии произведения, историко-функциональным аспектам изучения особенно актуально в процессе освоения школьниками драмы, так как она, исходя из своей двойной эстетической сущности, предполагает воплощение пьесы в визуальном образе спектакля, а спектакль - это, с одной стороны, оригинальное явление искусства, а с другой - художественная интерпретация литературного текста.

Осмыслить сложность, неоднозначность классического текста помогает просмотр и изучение театральных постановок, материалов театральной прессы и литературно-критических работ, представляющих широкую картину различных восприятий, трактовок, толкований творчества того или иного автора, порой взаимоисключающих, а чаще дополняющих друг друга. Обращение к сценической биографии драматического произведения на всех этапах его изучения помогает выявить специфику драмы, определить основные идейно-художественные особенности произведения, способствует развитию интереса обучающихся к чтению в целом. Об этом свидетельствует появление работ Т.В. Чирковской [205; 206], Т.С. Зепаловой [63; 64; 65], В.Г. Маранцмана [97], З.С. Смелковой [155], Е.С. Роговера [134-137], в которых предлагаются отдельные приёмы включения в процесс изучения пьесы её сценической биографии.

Несмотря на то, что сложилась определённая традиция школьного изучения классической драматургии в работах Ц.П. Балталона [6; 7], М.А. Рыбниковой [149; 150], В.Г. Маранцмана [98; 99], H.A. Демидовой [55], Н.О. Корста [78], Н.И. Кудряшева [81], С.Н. Юзбашева [222] и др. По-прежнему актуальной остается проблема поиска эффективных подходов, вытекающих из художественной природы драмы как рода литературы с двойной эстетической сущностью и учитывающих современное прочтение пьес.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена:

1) необходимостью реализации задач развития читательских, а также формирования зрительских компетенций учащихся, с целью обеспечения качественного анализа драматического произведения;

2) отсутствием в современной методической науке системного подхода к проблеме использования сценической биографии драматического произведения на разных этапах его изучения;

3) распространением новых форм коммуникации и восприятия искусства и отсутствием научно обоснованной методики использования данных форм на уроках литературы.

Основная цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методики использования сценической истории драматического произведения на уроках литературы в старших классах, а также в экспериментальной проверке эффективности предложенной методики.

Объект исследования - процесс изучения драматических произведений в старших классах.

Предмет исследования - методика использования сценической истории драматического произведения на уроках литературы в старших классах.

В ходе теоретического исследования проблемы была выдвинута следующая гипотеза: изучение драматического произведения в старших классах станет более эффективным и будет способствовать

совершенствованию читательских и формированию зрительских компетенций, развитию интереса к драматургии, если

учитывать типологические особенности драматического произведения (его двойную эстетическую сущность, положение между литературой и театром, сценичность) и использовать факты сценической истории на уроках литературы;

в процессе анализа текста основываться на принципах, диктуемых рецептивной эстетикой, герменевтическим подходом и семиотикой текста (целеполагания, различения понимания и интерпретации, герменевтического круга, контекстуальной интерпретации), воссоздавать множественность смыслов произведения путём использования учебного диалога читателей и зрителей разных эпох, оставаясь при этом в пределах «спектра адекватности» интерпретации;

опираться на специфические особенности читателя драматического произведения (читателя-зрителя), связанные с работой воссоздающего воображения, умением внутреннего разыгрывания, способностью за драматическим действием увидеть авторский замысел и потенциал сценического воплощения;

на основе типологических особенностей драмы и системно-деятельностного подхода в обучении разработать систему приемов работы со сценической историей, направленную на развитие не только читательских, но и зрительских компетенций, включающую в себя традиционные (устное словесное рисование, чтение по ролям, мизансценирование, исторический комментарий, сравнительно-сопоставительно анализ, работа с названием) и специфические, приближенные к деятельности режиссёра, актёра, сценографа, композитора, театрального критика приёмы анализа текста («читка пьесы», «прослушивание аудиозаписи», «кастинг актёров», «приём-провокация», просмотр трейлера спектакля, приём «вживания в образ», приём визуализации, приём «наполни паузу содержанием», «интервью на фоне спектакля», «музыкальные ассоциации»).

Цель, объект, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. Обосновать обращение к сценической истории драматического текста в аспекте философских, литературоведческих, театроведческих и психологических трудов, необходимых для построения методической системы.

2. Проанализировать особенности обращения к сценической истории в процессе анализа драматического произведения в старших классах на разных этапах развития методической науки и школьной практики.

3. Выявить специфику восприятия драмы и её сценических интерпретаций современными старшеклассниками, определить факторы, влияющие на формирование их интереса к драматургии и театру.

4. Определить круг теоретико-литературных и театроведческих понятий, необходимых для работы со сценической историей драматического произведения.

5. Разработать и научно обосновать методику работы со сценической историей как инструментом анализа и интерпретации в процессе изучения драматического произведения в старших классах, основанную на принципе системности, поэтапности, усложнения материала (специфической сущности драмы и приёмов работы с ней; уровня интерпретационных умений).

6. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики и наметить перспективы исследования избранной проблемы.

Методологическую основу исследования составляют: исследования литературоведов Ю.В. Бабичевой [5], В.Е. Головчинер [46; 47], Л.В. Чернец [194], В.Е. Хализева [186; 187], Б.О. Костелянеца [79], Н.И. Ищук-Фадеевой [73], И.П. Ильина [71], Э. Бентли [20], И.Н. Чистюхина [207] и др., связанные с методологией анализа драматического произведения и раскрывающие типологические признаки драматического текста;

работы Х.-Г. Гадамера [43], В. Изера [69], Х.-Р. Яусса [227; 228], Р. Барта [8-11], У. Эко [215], М.Б. Храпченко [192], Д.С. Лихачёва[92], Л.Н.

Егоровой [61], Н.В. Осьмакова [120], И.А. Есаулова [62], А.И. Белецкого [16], М.В. Строганова[171], М.Наумана [107], А.Г. Горнфельда [51], Д.Н. Овсянико-Куликовского [113], Ж.-П. Сартра [153], М. Фуко [183] и др., в которых нашли отражение вопросы взаимоотношений автора и читателя, проблемы чтения, понимания, интерпретации текста и жизни произведения во времени;

- труды М.Ю. Лотмана [93], П. Пави [121], А. Юберсфельд [220; 221], У. Эко [215] по семиотике театрального текста;

театроведческие труды A.M. Смелянского [156], К.Л. Рудницкого [143; 144; 145], И.Н. Соловьёвой [160], Т.К. Шах-Азизовой [208; 209], М.Я. Полякова [127], Х.-Т. Лемана [85], М. Яна [71] и др., посвященные осмыслению и анализу проблем сценических интерпретаций, театральной режиссуре и теоретическим аспектам драматургии;

работы режиссёров Г.А. Товстоногова [176; 177], Дж. Стрелера [170],

A.В. Эфроса [216-219], Л.А. Додина[57], В.Э. Мейерхольда [101], К.С. Станиславского[163-168], В.И. Немировича-Данченко [108], П. Брука [29] и др., посвящённые практическим и теоретическим аспектам режиссуры;

исследования психологов Л.С. Выготского[41; 42], А.Н. Леонтьева [85], С.Л.Рубинштейна [142], О.И. Никифоровой [110; 111] и др., чьи научные интересы были связаны с особенностями восприятия художественных произведений;

исследования известных русских методистов-словесников Ц.П. Балталона [7], О.Ю. Богдановой [25; 26], Ф.И. Буслаева [31], В.И. Водовозова [38; 39], В.В. Голубкова [49; 50], Н.А. Демидовой [55], Т.С. Зепаловой [63; 64; 65], Н.О. Корста [78], Н.И. Кудряшева [81], Т.Ф. Курдюмовой [82; 91],

B.Г. Маранцмана [95; 99], В.П. Медведева [100], М.А. Рыбниковой [149; 150], Н.М. Соколова [159], В.Я. Стоюнина [169], Т.В. Чирковской [205; 206] и др.;

публикации исследователей В.А. Доманского [58], С.А. Зинина [66], A.M. Зуевой [68], А.Г. Кутузова [33], Е.К. Маранцман [86], Е.С. Роговера [134-136], Е.С. Романичевой [139], З.С. Смелковой [155], И.В. Сосновской

[162], Т.Л. Шишигиной [212], Е.Р. Ядровской [223] и др., посвященные анализу драматического произведения в старших классах.

Для осуществления цели работы, проверки гипотезы и реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоретический: изучение и анализ литературоведческой, философской, театроведческой, психологической, методической литературе по проблеме исследования;

социолого-педагогический: анализ учебных программ, методических рекомендаций и учебников в аспекте исследуемой проблемы; разработка методической системы, наблюдение за организацией работы со сценической историей в процессе анализа драматического произведения на уроках литературы в старших классах; беседы с учащимися и словесниками; обобщение опыта работы по исследуемой проблеме;

экспериментальный: организация и проведение констатирующего, обучающего и контрольного эксперимента;

статистический: анализ и обобщение результатов эксперимента. Организация и этапы исследования.

Эксперимент осуществлялся с 2010 по 2014 год в средних общеобразовательных учреждениях г. Москвы и г. Вологды. В педагогическом эксперименте приняли участие 246 учащихся 10-11 классов. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2010-2011 гг.) - изучение литературы по проблеме диссертации; составление плана экспериментальной работы; определение гипотезы исследования, проведение констатирующего эксперимента с целью конкретизации объекта и предмета исследования; разработка методики экспериментальной работы; анализ результатов констатирующего эксперимента.

Второй этап (2011-2013 гг.) - формулирование теоретических положений формирующего эксперимента; проведение формирующего эксперимента в старших классах гимназии №1048 г. Москвы, частной школы

«Золотое сечение», школы №1 г. Вологды, Вологодского многопрофильного лицея. В ходе эксперимента осуществлялось уточнение и корректировка разработанной методической системы.

Третий этап (2013-2014 гг.) - уточнение и корректировка отдельных методических рекомендаций; систематизация и обобщение данных, полученных в ходе обучающего эксперимента, оформление диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

с опорой на типологические особенности драмы обоснована необходимость исследования проблемы обращения к сценической истории на разных этапах анализа драматического произведения;

определена функция сценической истории как ведущего инструмента анализа текста драматического произведения, работа с которым на уроке литературы строится на основе принципов, диктуемых рецептивной эстетикой, герменевтическим подходом и семиотикой текста (целеполагания, различения понимания и интерпретации, герменевтического круга, контекстуальной интерпретации);

уточнены специфические признаки драматического произведения и его жизни во времени (двойная эстетическая сущность, положение между литературой и театром, сценичность), способствующие реализации его на сцене и эффективному изучению на уроках литературы;

определены главные особенности читателя драматического произведения (читателя-зрителя), связанные с работой воссоздающего воображения, умением внутреннего разыгрывания, способностью за драматическим действием увидеть авторский замысел и потенциал сценического воплощения;

теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена методика работы со сценической историей драматического произведения как средством развития интерпретационных умений старшеклассников с учётом принципов поэтапности, системности и постепенного усложнения материала;

предложены задания, направленные на развитие не только читательских, но и зрительских компетенций, включающие в себя традиционные (устное словесное рисование, чтение по ролям, мизансценирование, исторический комментарий, сравнительно-сопоставительно анализ, работа с названием) и специфические, приближенные к деятельности режиссёра, актёра, сценографа, композитора, театрального критика приёмы анализа текста («читка пьесы», «прослушивание аудиозаписи», «кастинг актёров», «приём-провокация», просмотр трейлера спектакля, приём «вживания в образ», приём визуализации, приём «наполни паузу содержанием», «интервью на фоне спектакля», «музыкальные ассоциации» и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: проанализирована и раскрыта роль сценической истории как методического инструмента в процессе изучения драматического произведения в старших классах с опорой на научные исследования в области философии, литературоведения, театроведения, психологии и методики преподавания литературы;

уточнены и обоснованы типологические признаки драмы, характеризующие её двойную эстетическую сущность (положении между литературой и театром), определена особая роль сценичности как специфического признака драмы, который даёт возможность в процессе построения методической системы перевести текст литературного произведения на язык театрального искусства;

проанализированы подходы к сценической истории с позиций историко-функционального и системно-деятельностного методов (в рамках первого учитывается сценическая «биография» литературного текста, что позволяет учащимся увидеть неоднозначность и многогранность авторского замысла и его режиссёрского и актёрского воплощения; в соответствии с принципами второго выстраивается работа на каждом этапе анализа пьесы);

уточнены применительно к школьному преподаванию литературы понятия «театральный текст», «сценический потенциал», «читатель-зритель», «зрительские компетенции»;

определены принципы работы со сценической историей (принцип «прочтения драмы», когда литературный и театральный текст выступают на равных, принцип природосообразности, последовательности, усложнения и разнообразия форм занятий и видов деятельности от урока к уроку);

охарактеризованы пути работы со сценической историей на разных этапах изучения драматического произведения, эффективность которых проверена экспериментально:

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ткаченко, Антон Александрович, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова, Е. А. Изучение драмы в школе / Е. А. Акулова; Ленингр. гор. ин-т усовершенствования учителей. - Л. : [б. и.], 1948. - 31 с.

2. Акулова, Е. А. Фонвизин в школе / Е. А. Акулова. - М. ; Л. : Учпедгиз, 1953.-88 с.

3. Аникст, А. А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова / А. А. Аникст ; АН СССР, Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. - М. : Наука, 1972.-643 с.

4. Алчевская, X. Д. Что читать народу? Критич. указатель кн. для нар. и дет. чтения / сост. учительницами Харьков, част. жен. воскр. школы X. Д. Алчевскою и др. - СПб. : Тип. В. С. Балашева, 1889. - 26 с.

5. Бабичева, Ю. В. Эволюция жанров русской драмы XIX - начала XX века : учеб. пособие к спецкурсу / Ю. В. Бабичева; [науч. ред. Вавилова М. А.]; Вологод. гос. пед. ин-т. - Вологда : ВГПИ, 1982. - 127с.

6. Балталон, Ц. П. Наблюдение и опыты по эстетике зрительских восприятий / Ц. П. Балталон // Вопросы философии и психологии. - М. : Типо-литография Товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1900. - Кн. III (53). -С. 264-286.

7. Балталон, Ц. П. Пособие для литературных бесед и письменных работ/Ц. П. Балталон. - М.: Тип. Волчанинова, 1891. -68 с.

8. Барт, Р. Система моды ; Статьи по семиотике культуры / Р. Барт; сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Зенкина. - М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2003.-511 с.

9. Барт, Р. Смерть автора / Р. Барт; пер. с фр. С.Н. Зенкина // Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Р. Барт; пер. фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

10. Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Р. Барт; сост., общ. ред. Г. К. Косиков // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. - М. : Издательство Московского университета, 1987. - С. 387-422.

11. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. - М.: Академический Проект, 2010. - 351 с.

12. Бахтин, М. М. К методологии литературоведения / М. М. Бахтин // Контекст-1974 : Литературно-теоретические исследования. - М., 1975. - С. 203-212.

13. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин; сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. - М. : Искусство, 1979. - 423 с.

14. Бахтин, Н. Н. Воспитательное значение театра / Н. Н. Бахтин // Сб. педагог, ст. в честь редактора журнала «Педагогический сборник» А. Н. Острогорского. - СПб., 1907. - С. 321-345.

15. Бахтин, Н. Н. Театр и его роль в воспитании / Н. Н. Бахтин // Сборник «В помощь семье и школе». - М. : Польза, 1911. - 240 с.

16. Белецкий, А. И. Избранные труды по теории литературы / А. И. Белецкий; под общ. ред. Н. К. Гудзий. - М., 1964. - 478 с.

17. Белинский, В. Г. Собрание сочинений в девяти томах / В. Г. Белинский. - М. : Художественная литература, 1976-1982. - Т. I. - С. 47-128.

18. Белинский, В. Г. Собрание сочинений в девяти томах / В. Г. Белинский. - М. : Художественная литература, 1976-1982. - Т. И. - С. 7-93, 182-243.

19. Белинский, В. Г. Избранные эстетические работы : в 2 т. Т. 1. / В. Г. Белинский ; сост. Н. К. Гей. - М.: Искусство, 1986. - 559 с.

20. Бентли, Э. Жизнь драмы / Э. Бентли; пер. с англ. В. Воронина, предисл. И. В. Минакова. - М. : Айрис-Пресс, 2004. - 405 с.

21. Берёзкин, В. И. Об исторической эволюции искусства театральных художников / В. И. Берёзкин // Советские художники театра и кино : Сб. статей / Сост. В. Н. Кулешова; ред. А. П. Васильев. - М. : Советский художник, 1984. - 320 с.

22. Берёзкин, В. И. Художник в театре Чехова / В. И. Берёзкин. - М. : Изобразительное искусство, 1987. - 240 с.

23. Берман, Б. О. За порогом интерпретации / Б. О. Берман // Вопросы литературы. - 1981. - №3. - С. 262.

24. Бизо, Д. Беседа о Чехове с Иштваном Хорваи / Д. Бизо // Советско-венгерские связи в художественной культуре : Сб. статей / М-во культуры СССР, Ин-т истории искусств, АН ВНР, М-во культуры Венгер. Нар. Республики ; отв. ред.: И. Светлов, JI. Солнцева. - М. : Наука, 1975. -279 с.

25. Богданова, О. Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы : Пособие по спецкурсу / О. Ю. Богданова. - М., 1979. -74 с.

26. Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы : Учеб. для вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; под ред. О. Ю. Богдановой. - М. : Academia, 1999. - 397 с.

27. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1997. - 352 с.

28. Браже, Т. Г. Проблемы изучения русской литературы в IX классе вечерней школы. Книга для учителя / Т. Г. Браже. - М. : Просвещение, 1986.

- 175 с.

29. Брук, П. Блуждающая точка: Статьи. Выступления. Интервью / П. Брук; перев. с англ. М. Ф. Стронина, предисл. Л. А. Додина. - СПб. ; М. : Малый драматический театр; Артист. Режиссер. Театр, 1996. - 270 с.

30. Бунаков, Н. Ф. Избранные педагогические сочинения / Н. Ф. Бунаков. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. - С. 307-316.

31. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Ф. И. Буслаев.

- М. : Просвещение, 1992. - 510 с.

32. Бычков, В. В. Гадамер // Лексикон нонклассики: Художественно-эстетическая культура XX века / В. В. Бычков; под ред. В. В. Бычкова. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. - 607 с.

33. В мире литературы. 5-11 кл. : Программа по литературе для общеобразоват. учрежд. / А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С. Романичева и др.; под ред. А. Г. Кутузова. - 4-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2009. - 79 с.

34. Вайль, П., Генис, А. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1 / П. Вайль, А. Генис. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003. - 960 с.

35. Вайман, С. Т. Вокруг сюжета / С. Т. Вайман // Вопросы литературы. - 1980. - №2. - С. 114-134.

36. «Вишнёвый сад» на оперной сцене. - URL: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/16294.

37. «Вишнёвый сад». Спектакль в двух действиях в постановке Н. Коляда. - URL: http://www.kolyada-theatre.ru/ru/cherry-garden.

38. Водовозов, В. И. Избранные педагогические сочинения / В. И. Водовозов; сост. В. С. Аранский; под ред. В. 3. Смирнова; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958.-632 с.

39. Водовозов, В. И. Словесность в образцах и разборах / В. И. Водовозов. - СПб. : Издание JI. Ф. Пантелеева, 1905. - 432 с.

40. Всё - в саду. Чехов // Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. - М. : Независимая газета, 1999. - 254 с.

41. Выготский, JI. С. Психология искусства / JI. С. Выготский; общ. ред. В. Иванова; предисл. А. Н. Леонтьева; коммент. Л. С. Выготского, Вяч. В. Иванова. - 2-е изд., испр. и доп.. - М. : Искусство, 1968. - 576 с.

42. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций : Из неопубликованных трудов / Л. С. Выготский; под ред. А. Н. Леонтьева и др.; АПН РСФСР, Ин-т психологии. - М. : Изд-во АПН, 1960. - 499 с.

43. Гадамер, Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.-Г. Гадамер. - М.: Искусство, 1991. - 367 с.

44. Георгиевский, П. Е. Руководство к изучению русской словесности. В 4-х частях. Ч. II / П. Е. Георгиевский. - 2-е изд. - СПб. : Типография И. Глазунова, А. Смирдина и Ком., 1842. - 309 с.

45. Гоголь, Н. В. Полное собрание сочинений: В 14 т. Т. 10 / АН СССР; ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); гл. ред. Н. Л. Мещеряков; ред.: В. В. Гиппиус (зам. гл. ред.) и др. - М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1940. - 540 с.

46. Головчинер, В. Е. Эпическая драма в русской литературе XX века / В. Е. Головчинер. - Изд 2-е, доп., и испр. - Томск : Изд-во Томе. гос. пед. ун-та, 2007. - 320 с.

47. Головчинер, В. Е. Неклассическая драма в русской литературе / В. Е. Головчинер // Литература и театр. - Самара : Самарский университет, 2006.-С. 46-60.

48. Голубев, В. Объяснительное чтение художественных произведений в городских училищах, в духовных и двухклассных училищах, также в низших классах средней школы: Часть 1. Задачи и методы объяснительного чтения художественных произведений / В. Голубев. - Киев : Типо-литография Товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1912. - 80 с.

49. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы : учеб. пособие для пед. вузов / В. В. Голубков. - Изд. 5-е, перераб. - М. : Учпедгиз, 1952.-464 с.

50. Голубков, В. В. Наглядность в преподавании литературы в средней школе / В. В. Голубков // Вопросы методики преподавания литературы в школе: сб. ст. под ред. Н. И. Кудряшева. - М. : Изд. АПН РСФСР, 1961.-С. 494.

51. Горнфельд, А. Г. О толковании художественного произведения. / А. Г. Горнфельд. - СПб.: Тип. Первой СПб. трудовой артели, 1912.-31 с.

52. Гриндер, М. НЛП в педагогике. Исправление школьного конвейера / М. Гриндер, Л. Лойд. - М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2001. -307 с.

53. Дегожская, А. С. К вопросу изучения драматического произведения в школе / А. С. Дегожская // Очерки по методике преподавания литературы в средней школе. - Л., 1940. - С. 75-78.

54. Дегожская, А. С., Чирковская, Т. В. Первоначальная работа над текстом комедии «Ревизор» в VIII классе / А. С. Дегожская, Т. В. Чирковская // Литература в школе. - 1957. - №2. - С. 28-40.

55. Демидова, Н. А. Особенности изучения драматических произведений / Н. А. Демидова // Методика преподавания литературы в ср. спец. уч. заведениях / под ред. А. Д. Жижиной. - М. : Высшая школа, 1982. -С. 17-24.

56. Дерман, А. Б. О мастерстве Чехова / А. Б. Дерман. - М. : Советский писатель, 1959. -208 с.

57. Додин, Л. А. Режиссер Лев Додин: «Мы снова и снова пытаемся задавать вопросы Чехову» : беседа с художеств, рук. Малого драмат. театра, Санкт-Петербург / записал Р. Берченко // Известия. - 14 августа-16 августа. -2009.-С. 1, 10.

58. Доманский, В. А. Культурологический подход в преподавании школьных курсов литературы / А. В. Доманский // Современное состояние и перспективы развития методики преподавания русского языка: тезисы докл. -М., 1993. - С.156-158.

59. Драгомощенко, А. Превосходство Чехова / А. Драгомощенко. -TextOnly. - 2009. - № 3 (30). - URL: http://textonly.m/case/?article=31112&issue=30.

60. Евреинов, H. Н. О театральной пьесе: экстракт статьи // Евреинов H.H. Демон театральности / сост., общ. ред. и комм. А. Ю. Зубкова и В. И. Максимова. - М.; СПб. : Летний сад, 2002. - 366 с.

61. Егорова, Л. П. Историко-функциональное изучение литературы как проблема литературоведения / Л. П. Егорова // Историко-функциональное изучение литературы и публицистики: истоки, современность, перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 1819 мая 2012 г. / общ. ред. А. А. Фокин. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2012. - С. 8-17.

62. Есаулов, И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н.В. Гоголя) / А. И. Есаулов. - М.: РГГУ, 1995.- 102 с.

63. Зепалова, Т. С. Как мы учим смотреть и оценивать спектакль / Т. С. Зепалова //Литература в школе. - 1962. -№3. - С. 31-39.

64. Зепалова, Т. С. Старшеклассники пишут о театре / Т. С. Зепалова // Творческие сочинения в старших классах (на литературные темы) : сб. под ред. Н. В. Колокольцева. - М. : Просвещение, 1966. - С. 122-137.

65. Зепалова, Т. С. Уроки литературы и театр: пособие для учителей / Т. С. Зепалова. -М. : Просвещение, 1982. - 174 с.

66. Зинин, С. А. Использование сопоставительного анализа в работе над поэтикой художественного произведения в старших классах / С. А. Зинин // Поэтика художественного текста на уроках литературы : сб. статей под ред. О. Ю. Богдановой. - М. : МПГУ, 1997. - С. 28-38.

67. Зноско-Боровский, Е. А. Русский театр начала XX века / Е. А. Зноско-Боровский. - Прага : Пламя, 1925. - 444 с.

68. Зуева, А. М. Изучение драматических произведений в школе: методические рекомендации / А. М. Зуева. - Уссурийск : Изд-во УГПИ, 1997. - с.

69. Изер, В. Процесс чтения: феноменологический подход / В. Изер ; сост. И. В. Кабанова // Современная литературная теория. Антология. - М. : Флинта, Наука, 2004. - 344 с.

70. Ильин, И. П. Постмодернизм и новая теория театра / И. П. Ильин // Диапазон. - № 2. - М., 1995. - С. 16-20.

71. Ильин, И. П. Концептуальные проблемы новой теории драмы / И. П. Ильин // Учёные записки МГПИ. - М., 2004. - Т. 2. - С. 41-58.

72. Исаева, Н. Театр и его сумерки. О книге Ханс-Тиса Лемана «Постдраматический театр» / Н. Исаева // Театр. - 2013. - №10. - URL: http://oteatre.info/teatr-i-ego-sumerki-o-knige-hans-tisa-lemana-post-dramaticheskij-teatr/.

73. Ищук-Фадеева, Н. И. Жанры русской драмы. Ч. 1: Традиционные жанры русской драматургии / Н. И. Ищук-Фадеева. - Тверь : Твер. гос. ун-т, Лилия Принт, 2003. - 87 с.

74. Карпов, Е. П. Две последние встречи с Антоном Павловичем Чеховым / Е. П. Карпов // Ежегодник императорских театров. - 1909. - Вып. V. - С. 7.

75. Карягин, А. Драма как эстетическая проблема / А. Карягин. - М. : Наука, 1980.-227 с.

76. Клумбите, Д. А. Особенности изучения драматического произведения в национальной школе / Д. А. Клумбите // Методика преподавания русской литературы в национальной школе / под ред. М. В. Черезковой и А. Д. Жижиной. - 2-е изд., перераб. - СПб. : Просвещение, 1992.-С. 266.

77. Кнебель, М. О. Вся жизнь / М. О. Кнебель. - М. : Всерос. театр, общество, 1967. - 587 с.

78. Корст, Н. О. Анализ драматического произведения / Н. О. Корст // Преподавание литературы в старших классах. - М. : Просвещение, 1964. - С. 97.

79. Костелянец, Б. О. Драма и действие : лекции по теории драмы / Б. О. Костелянец. -М. : Совпадение, 2007. - 504 с.

80. Крымский, С. Воспитание и театр / С. Крымский // Семья. - 1903. -№50. -С. 9.

81. Кудряшев, Н. И. Изучение драматических произведений // Литература в школе. - 1946. - №2. - С. 62-63.

82. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы : о формировании ист. подхода к художеств, лит. / Т. Ф. Курдюмова. - М. : Просвещение, 1974. - 175 с.

83. Леман, Х.-Т. Постдраматический театр / Х.-Т. Леман ; пер. с нем., вст. ст. и коммент. Н. Исаевой. - М. : АВСс1ез1£п, 2013. - 312 с.

84. Леонов, С. А. Развитие устной речи учащихся старших классов на уроках литературы : учеб. пособие к спецкурсу / С. А. Леонов ; науч. ред. Богданова О. Ю.; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - М. : МГПИ, 1988. -83 с.

85. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

86. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы (базовый и профильный уровни) / В. Г. Маранцман, Е. К. Маранцман, Е. Р. Ядровская ; под ред. В. Г. Маранцмана. - 3-е изд. - М. : Просвещение. -176 с.

87. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (базовый и профильный уровни) / под ред. В. Ф. Чертова. - М.: Просвещение, 2007. - 126 с.

88. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (базовый уровень). 10-11 классы (профильный уровень) / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. - 12-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 256 с.

89. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова; под ред. Ю.В. Лебедева. - М.: Просвещение, 2009. -160 с.

90. Литература. Программа для школ и классов с углубленным изучением литературы. 5-11 классы / М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков; под ред. М. Б. Ладыгина. - М. : Дрофа, 2006. - 138 с.

91. Литература. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дрофа, 2005.-93 с.

92. Лихачёв, Д. С. Принцип историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения / Д. С. Лихачёв // Вопросы методологии литературоведения. - М. ; Л. : Наука, 1966. - С. 142-169.

93. Лотман, Ю. М. Избранные статьи. В 3 т. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю. М. Лотман. - Таллинн: Александра, 1992. - 479 с.

94. Макаренко, А. С. Сочинения. В 8 т. Т. IV / А. С. Макаренко. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.-С. 423.

95. Маранцман, В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников / В. Г. Маранцман. - Л. : ЛГПИ, 1974. -176 с.

96. Маранцман, В. Г. Возрастные и индивидуально-типологические различия восприятия школьниками художественных текстов / В. Г. Маранцман // Вопросы психологии. - 1985. - №5. - С.54-60.

97. Маранцман, В. Г. Содружество искусств на уроках литературы / В. Г. Маранцман // Искусство анализа художественного произведения. - М. : Просвещение, 1971. - С.187-203.

98. Маранцман, В. Г. Читательское восприятие и художественная мысль автора в школьном анализе литературного произведения / В. Г. Маранцман // Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа: учен. зап. ЛГПИ им. А.И.Герцена. - Т. 509. -Л.: ЛГПИ, 1972.-С.114-148.

99. Маранцман, В. Г., Чирковская, Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе / В. Г. Маранцман, Т. В. Чирковская. -М.: Просещение, 1977. - 206 с.

100. Медведев, В. П. Пьесы А.Н. Островского в школьном изучении / В. П. Медведев. - Л.: Просвещение, 1971. - 143 с.

101. Мейерхольд, В. Э. Статьи, письма, речи, беседы / коммент. А. В. Февральского. В 2 ч. Ч. 2 (1917-1939) / В. Э. Мейерхольд. - М. : Искусство, 1968.-643 с.

102. Мерзляков, А. Ф. Рассуждение о драме вообще / А. Ф. Мерзляков // Труды Общества любителей российской словесности. - 1820. - Ч. XVII. -С. 62-107.

103. Молдавская, Н. Д. Воспитание читателя в школе : самостоят, работа над текстом художеств, произведения как одно из условий литератур, развития старшеклассников / Н. Д. Молдавская. - М. : Просвещение, 1968. -127 с.

104. Моль, А. Социодинамика культуры : пер. с фр. / А. Моль; вступ. ст. ред. и примеч. Б. В. Бирюкова [и др.]. - М. : Прогресс, 1973. - 406 с.

105. Надеждин, Н. И. Литературная критика. Эстетика / Н. И. Надеждин; вступит, ст. Ю. Манна. - М. : Художественная литература, 1972. -575 с.

106. Найденов, Б.С. Выразительное чтение пьесы / Б. С. Найденов // Литература в школе. - 1964. - №1. - С. 56-58.

107. Науман, М. Литературное произведение и история литературы / М. Науман. - М. : Радуга, 1984. - 423 с.

108. Немирович-Данченко, В. И. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки: 1877 - 1942 / В. И. Немирович-Данченко; сост., вст. ст., коммент. Л. М. Фрейдкиной. - М. : ВТО, 1980. - 375 с.

109. Неструх, Я. Г. Чтение пьесы по ролям как приём анализа (А.П. Чехов «Вишневый сад») / Я. Г. Неструх // Искусство анализа художественного произведения. - М. : Просвещение, 1971. - С.212-237.

110. Никифорова, О. И. Методы изучения психологии читателя и восприятия литературы / О. И. Никифорова // Художественное восприятие : сб. ст. ; под ред. Б. С. Мейлаха. - Л. : Наука, Ленинград, отд-ние, 1971. - С. 141-147.

111. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы. / О. И. Никифорова. - М. : Книга, 1972. - 152 с.

112. Новиков, Н. И. Об эстетическом воспитании / Н. И. Новиков // Антология педагогической мысли России XVIII в. - М. : Педагогика, 1985. -С. 341-347.

113. Овсянико-Куликовский, Д. В. Теория поэзии и прозы : (теория словесности): руководство для средней школы и для самообразования / Д. В. Овсянико-Куликовский. - 3-е изд., знач. перераб. - М. : Изд. Т-ва И. Д. Сытина, 1914.-148 с.

114. Овчинникова, С. И. Юрий Каюров : биография коллективная / С. И. Овчинникова // Звезды Малого театра : сборник / под ред. Б. М. Поюровского. - М. : АСТ-Пресс Книга, 2002. - С. 150-160.

115. Одоевский, В. Ф. Музыкально-литературное наследие / В. Ф. Одоевский. - М.: Музгиз, 1956. - С. 89, 211.

116. Острогорский, В. П. Краткий учебник теории поэзии : для муже, и жене. учеб. заведений и самообразования / В. П. Острогорский. - 6-е изд. -СПб. : Тип. В. Безобразова и Ко, 1911. - 106 с.

117. Острогорский, В. П. Памяти П. С. Мочалова / В. П. Острогорский // Ежегодник Императорских театров. - Сезон 1900-1901 гг. - Прил. 3-е. - С. 1.

118. Острогорский, В. П. Беседы о преподавании словесности : допущено в учит, б-ки низших учеб. заведений / В. П. Острогорский. - 4-е изд. - СПб. : Тип. Ю. Н. Эрлихъ, 1913. - 112 с.

119. Острогорский, В. П. Выразительное чтение : пособие для учащих и учащихся / В. П. Острогорский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Тип. М. Г. Волчанинова, 1886. - 136 с.

120. Осьмаков, Н. В. Психологическое направление в русском литературоведении: Д. Н. Овсянико-Куликовский : учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Н. В. Осьмаков. - М.: Просвещение, 1981. - 160 с.

121. Пави, П. Словарь театра / П. Пави; пер. с фр. и ред. К. Разлогов. -М. : Прогресс, 1991.-480 с.

122. Паперный, 3. С. «Вопреки всем правилам...» : пьесы и водевили Чехова / 3. С. Паперный. - М. : Искусство, 1982. - 285 с.

123. Плучек, В. Человеку нужны настоящие, красивые человеческие чувства / В. Плучек // Наш Чехов : деятели мирового театра о произведениях и творчестве А. П. Чехова. - Театр. - 1985. -№1. - С. 157.

124. Пнин, И. Опыт о просвещении относительно России / И. Пнин. -СПб., 1804. - URL: http://az.lib.rU/p/pnin_i_p/text_0090.shtml.

125. Поливанов, JI. И. Методическая русская хрестоматия : с прил. 1) стилистики и теории прозы в связи с приготовит, курсом логики; 2) теории поэзии; 3) пояснит, разборов и примеч. (3-е изд. 3-го т. «Русской хрестоматии», вновь доп.) : пособие при практ. изуч. теории словесности, логики и при руководствовании в соч. учеников V, VI, VII и VIII кл. сред, учеб. заведений. Ч. 1-2. / JI. И. Поливанов. - М. : Тип. М. Н. Лаврова, 1883.

126. Полоцкая, Э.А. «Вишнёвый сад» : Жизнь во времени / Э. А. Полоцкая. - М. : Наука, 2003. - 381 с.

127. Поляков, М. Я. О театре : поэтика, семиотика, теория драмы / М. Я. Поляков; вступ. ст. Ю. Б. Борева; ред. А. Раскин; худ. М. Селезнев ; Независимая Академия эстетики и свободных искусств. - М. : A. D. & Т., 2001.-384 с.

128. Потебня, А. А. Эстетика и поэтика : сб. / А. А. Потебня ; сост., вступит, ст., примеч. И. В. Иванько, А. И. Колодной. - М. : Искусство, 1976. -614 с.

129. Пресняков, О. П. Поэтика познания и творчества : теория словесности А. А. Потебни / О. П. Пресняков. - М. : Худож. лит., 1980. - 218 с.

130. Пронин, А. Изобретение вальса / А. Пронин // Империя драмы. -2009.-№32 - URL: http://www.alexandrinsky.ru/magazine/rubrics/rubrics_311. html.

131. Пругавин, А. С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области умственного развития и просвещения / А. С. Пругавин. - СПб. : Типография И. Н. Скороходова, 1895. - 551 с.

132. Ревякин, А. И. Идейный смысл и художественные особенности пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова / А. И Ревякин // Творчество А. П. Чехова : сб. статей: пособие для учителя. - М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. - С. 90.

133. Режиссёрские экземпляры К.С. Станиславского: 1898 - 1930. В 6 т. Т 3. - М. : Искусство, 1983. - С. 293.

134. Роговер, Е. С. Прием мизансценирования драмы и наглядное обучение / Е. С. Роговер // Литература в средней школе. - Вып. 5. - Л., 1971. -С. 219-242.

135. Роговер, Е. С. Русская и зарубежная драматургия в школьном изучении. В 2 ч. : учебное пособие. Ч. 1. / Е. С. Роговер. - СПб. ; М. : САГА : Форум, 2007. - 350 с.

136. Роговер, Е. С. Русская и зарубежная драматургия в школьном изучении. В 2 ч. : учебное пособие. Ч. 2. / Е. С. Роговер. - СПб. ; М. : САГА : Форум, 2007. - 429 с.

137. Роговер, Е. С. Русские драматурги XIX века: пособие для абитуриентов. / Е. С. Роговер. - СПб. : Образование, 1996. - Вып.1. - 186 с.

138. Романичева, Е. С. Школьное литературное образование и задачи современной методической науки : к постановке проблемы / Е. С. Романичева // Русская словесность. - 2004. - №5. - С. 2-5.

139. Романичева, Е. С., Сосновская, И. В. Введение в методику обучения литературе: учеб. пособие / Е. С. Романичева, И. В. Сосновская. -М.: Флинта: Наука, 2012. - 240 с.

140. Романова, Е. В. Театр в эстетико-семиотическом дискурсе / Е. В. Романова. - Автореф. дисс. на соискание уч. степени к. ф. н. - М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. - С. 20.

141. Рубакин, Н. А. Психология читателя и книги : краткое введ. в библиогр. психологию / Н. А. Рубакин ; вступ. ст. Ю. А. Сорокина. - М. : Книга, 1977.-264 с.

142. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / Л. С. Рубинштейн ; сост., коммент. и послесл. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. - СПб. : Питер, 1999. - 705 с.

143. Рудницкий, К. Л. Русское режиссерское искусство: 1898 - 1907 / К. Л. Рудницкий. - М. : Наука, 1989. - 384 с.

144. Рудницкий, К. Л. Русское режиссерское искусство: 1908 - 1917 / К. Л. Рудницкий. - М. : Наука, 1990. - 279 с.

145. Рудницкий, К. Л. Спектакли разных лет / К. Л. Рудницкий. - М. : Искусство, 1974. - 343 с.

146. Русанов, Н. А. Трагедия «Борис Годунов» в школе / Н. А. Русанов // Из практики преподавания рус. яз. и литературы : сб. ст. - Куйбышев: ОГИЗ, 1941.-С. 79.

147. Русская драматургия начала XX века : сборник / сост. и авт. примеч. С. К. Никулин. - М. : Современник, 1989. - 526 с.

148. Рыбникова, М. А. Избранные труды / ред. коллегия Д. Д. Благой [и др.]; сост. В. В. Щевелев. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 609 с.

149. Рыбникова, М. А. По вопросам композиции / М. А. Рыбникова. -М., 1924.-С. 85-87.

150. Рыбникова, М. А. Работа словесника в школе / М. А. Рыбникова. -М. ; СПб., 1922.-С. 58.

151. Самарин, Ю. А. Воспитание воображения школьника / Ю. А. Самарин ; Ленинградский гор. ин-т усовершенств. учителей. - Л. : [б. и.], 1947.-80 с.

152. Самарин, Ю. А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников / Ю. А. Самарин. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. - 504 с.

153. Сартр, Ж.-П. Что такое литература? / Ж.-П. Сартр ; пер. с фр. Н. И. Полторацкой. - СПб. : Алетейя, 2000. - 466 с.

154. Сент-Бев, Ш.-О. Шатобриаи в оценке одного из близких друзей : определение биографического метода / Ш.-О. Сент-Бев // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. : трактаты, ст., эссе / сост., общ. ред. Г. К. Косикова. - М. : Изд-во МГУ, 1987. - 510 с.

155. Смелкова, 3. С. Литература как вид искусства : книга для учителя и учащихся лицеев, гимназий, школ с углублен, изуч. гуманит. предметов / 3. С. Смелкова. - М. : Флинта : Наука, 1997. - 283 с.

156. Смелянский, А. М. Наши собеседники : русская классическая драматургия на сцене советского театра 70-х годов. / А. М. Смелянский. - М. : Искусство, 1981. -367 с.

157. Смелянский, А. М., Егошина, О. В. Век режиссуры // Режиссерский театр от Б до Ю : Разговоры под занавес века. / Ред.-сост. А. М. Смелянский, О. В. Егошина ; ред. 3. П. Удальцова. - М. : Московский Художественный театр, 1999. - С. 5-9.

158. Снежневская, М. А. Особенности изучения драматургических произведений / М. А. Снежневская // Вопросы методики преподавания литературы в школе : сб. ст. ; под ред. Н. И. Кудряшева. - М.: АПН РСФСР, 1961.-С. 338-361.

159. Соколов, H. М. Устное и письменное слово учащихся / H. М. Соколов. - М. ; Л. : Гослитиздат, 1927. - 119 с.

160. Соловьева, И. Н. Ветви и корни / И. Н. Соловьева. - М. : Московский Художественный театр, 1998. - 159 с.

161. Соловьев-Несмелов, Н. А. Драматические произведения в детской литературе и их воспитательно-образовательное значение / Н. А. Соловьев-Несмелов // Педагогический листок. - 1895. - №3. - Июль-сентябрь. - С. 36-41.

162. Сосновская, И. В. Читательская рефлексия как условие понимания ценностных смыслов в художественном произведении / И. В. Сосновская // Литература в школе. - 2011. - №5. - С. 33-35.

163. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский ; предисл. Т. В. Дорониной. - М. : Вагриус, 2007. - 448 с.

164. Станиславский, К. С. Работа актёра над ролью : материалы к книге / К. С. Станиславский. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 4. - М. : Искусство, 1957.-551 с.

165. Станиславский, К. С. Работа актёра над собой : дневник ученика : ч. 1 и 2 / К. С. Станиславский. - М. : Искусство, 1951. - 668 с.

166. Станиславский, К. С. Собр. соч. в 8 т. Т.1. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский ; ред. Н. Д. Волков ; примеч. Н. Д. Волков, В. Р. Канатчикова. -М. : Искусство, 1954. - 515 с.

167. Станиславский, К. С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. / К. С. Станиславский. - М. : Искусство, 1953. - 240 с.

168. Станиславский, К. С. - Чехову. 22 октября 1903 г. Москва // Переписка А. П. Чехова в двух томах. Т. 2. - М. : Художественная литература, 1984. - С. 207.

169. Стоюнин, В. Я. О преподавании русской литературы / В. Я. Стоюнин; 5-е изд. - СПб. : Типо-литогр. и фотот. П. И. Бабкина, 1898. - URL: http://elib.gnpbu.ru/text/stoyunin_o-prepodavanii-russkoy-literatury_l 898/fs,l/.

170. Стрелер, Дж. Театр для людей : мысли записанные, высказанные и осуществленные / Дж. Стрелер. - М. : Радуга, 1984. - 312 с.

171. Строганов, М. В. Читатель / М. В. Строганов // Художественное восприятие : основные термины и понятия : словарь-справочник / под ред. М. В. Строганова. - Тверь, 1991. - С.41-46.

172. Сулимов, М. В. Посвящение в режиссуру / М. В. Сулимов ; вступит, ст. С. Д. Черкасского. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. - 575 с.

173. Сулимов, М. В. Режиссер наедине с пьесой / М. В. Сулимов. -СПб., 1992. - URL: http://www.theatre-library.ru/files/s/sulimov_mv/ sulimov_mv_l .html.

174. Сценическая история // Театральные термины и понятия: Материалы к словарю / сост. С. К. Бушуева, А. П. Варламова, Н. А. Таршис ; ред. А. П. Варламова, А. В. Сергеев. - Вып. 1. - СПб., 2005. - 249 с.

175. Театральная энциклопедия. Т. 2. Гловацкий-Кетуракис / Ред. П. А. Марков. - М.: Советская энциклопедия, 1963. - 1216 стлб.

176. Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены. В 2 кн. Кн. 1. О профессии режиссера / Г. А. Товстоногов ; сост. Ю. С. Рыбаков, предисл. К. JI. Рудницкого. -Л. : Искусство, 1980. - 303 с.

177. Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены. В 2 кн. Кн. 2. Статьи, записи репетиций / Г. А. Товстоногов ; сост. Ю. С. Рыбаков. - 2-е изд., доп. и испр. -М. : Искусство, 1984.-367 с.

178. Троицкий, J1. С. Ознакомление с творческой историей в школьном преподавании литературы / JI. С. Троицкий // Уч. записки ЛГПИ им. М. Н. Покровского, ф-т языка и литературы. - Л., 1938. - С. 179-182.

179. Труды Первого Всероссийского съезда сценических деятелей. В 2 ч. Ч. II. - СПб., 1898. - С. 79-80.

180. Туровская, М. Сближение / М. Туровская // Театр. - 1979. - № 6. -С. 36.

181. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) - URL: 1Шр://минобрнауки.рф/документы/2365.

182. Фельдштейн, Д. И. Функциональная нагрузка академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества : доклад на общем собрании РАО 29 октября 2013 г. / Д. И. Фельдштейн // Проблемы современного образования. - 2013. - №5. URL: http://www.raop.ru/assets/files/Feldshtein_29_10_2013.pdf.

183. Фуко, M. Что такое автор? / М. Фуко; сост. И. В. Кабанова // Современная литературная теория. Антология. - М. : Флинта : Наука, 2004. -344 с.

184. Хализев, В. Е. Два текста / В. Е. Хализев // Театр. - 1979. - № 6. -С.53.

185. Хализев, В. Е. Драма / В. Е. Хализев // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. - М. : НПК Интелвак, 2001. - Стлб. 242.

186. Хализев, В. Е. Драма как род литературы : поэтика, генезис, функционирование / В. Е. Хализев. - М. : Изд-во МГУ, 1986. - 259 с.

187. Хализев, В. Е. Драма как явление искусства / В. Е. Хализев. - М. : Искусство, 1978.-240 с.

188. Хализев, В. Е. Драматургия / В. Е. Хализев // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. - М. : НПК Интелвак, 2001. - Стлб. 249.

189. Хализев, В. Е. К теории литературной критики / В. Е. Хализев // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. - 1977. - №1. - С. 8.

190. Холодова, Г. «Вишнёвый сад»: между прошлым и будущим / Г. Холодова//Театр. - 1985.-№ 1.-С. 58.

191. Храпченко, М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М. Б. Храпченко. - 2-е изд. - М. : Сов. писатель, 1972. -406 с.

192. Храпченко, М. Б. Художественное творчество, действительность, человек / М. Б. Храпченко. - М. : Советский писатель, 1982. - 416 с.

193. Черкезова, М. В. Литературное образование в национальной школе: традиции и реальность / М. В. Черкезова // Литература в школе. -2004.-№2.-С. 23-25.

194. Чернец, Л. В. Жанры пьес А. Н. Островского / Л. В. Чернец // Русская словесность. -2009. -№1. - С. 11-19.

195. Чернец, J1. В. Анализ произведения и сотворчество читателя / Л. В. Чернец // История литературы и художественное восприятие : сб. науч. тр. -Тверь, 1991.-С.116-126.

196. Чернец, Л. В. О формах интерпретации литературных произведений / Л. В. Чернец // Художественное восприятие : проблемы теории и истории. - Калинин, 1988. - С.42-53.

197. Чернова, И. И. Анализ композиции драмы «Гроза» А. Островского в IX классе / И. И. Чернова // Уч. записки Псковского пед. ин-та. - 1958.-Вып. 5.-С. 93-110.

198. Чертов, В. Ф. Школьное изучение литературы в современной социокультурной ситуации / В. Ф. Чертов // Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы. МГУ имени М. В. Ломоносова. 4-6 июля 2012 г. Труды и материалы / под ред. M. Н. Ремнёвой. - М. : МГУ, 2012. - С. 195197.

199. Чехов, А. П. Письмо Чехову Ал. П., 10, 11 или 12 октября 1887 г. Москва // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. Т. 2. Письма, 1887 - сентябрь 1888 / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1975. - С. 127-129.

200. Чехов, А. П. Письмо Книппер-Чеховой О. Л., 14 октября 1903 г. Ялта // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. Т. 11. Письма, июль - декабрь 1903 / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М. : Наука, 1982. - С. 272-274.

201. Чехов, А. П. Письмо Алексееву (Станиславскому) К. С., 30 октября 1903 г. Ялта // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. Т. 11. Письма, июль - декабрь 1903 / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М. : Наука, 1982. - С. 291-292.

202. Чехов, А. П. Письмо Алексееву (Станиславскому) К. С., 5 ноября 1903 г. Ялта // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. Т. 11. Письма, июль - декабрь 1903 / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1982. - С. 297-298.

203. Чехов, А. П. Письмо Книппер-Чеховой О. Л., 29 марта 1904 г. Ялта // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Письма : в 12 т. Т. 12., 1904. Дарственные и другие надписи / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М. : Наука, 1983. - С. 73-74.

204. Чехов, А. П. Письмо Книппер-Чеховой О. Л., 10 апреля 1904 г. Ялта // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Письма : в 12 т. Т. 12. Письма, 1904. Дарственные и другие надписи / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М. : Наука, 1983. - С. 81-82.

205. Чирковская, Т. В. Методика работы над драматическими произведениями : привлечение сценической истории при изучении драмы / Т. В. Чирковская // Уч. записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Литература в ср. школе. - Т. 203. - Л., 1959. - С. 97.

206. Чирковская, Т. В. Особенности изучения драматических произведений / Т. В. Чирковская // Лекции по методике преподавания литературы. - Л., 1975. - Вып. I. - С. 113, 117.

207. Чистюхин, И. Н. О драме и драматургии / И. Н. Чистюхин. -Орёл, 1999.-293 с.

208. Шах-Азизова, Т. К. Чехов и западно-европейская драма его времени / Т. К. Шах-Азизова; АН СССР, Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. - М. : Наука, 1966. - 151 с.

209. Шах-Азизова, Т. К. Искусство медленного чтения / Т. К. Шах-Азизова // Советская культура. - 1984. - 1 марта. - С. 306.

210. Шереметевский, В. П. Каков Хлестаков на самом деле и за кого подчас принимают его : опыт литературной беседы для учащихся старшего возраста / В. П. Шеремтевский // Шереметевский В.П. Сочинения. - М. : Т-во типогр. А. И. Мамонтова, 1897. - С. 127-185.

211. Шереметевский, В. П. Слово в защиту живого слова в связи с вопросом об объяснительном чтении / В. П. Шереметевский // Шереметевский В.П. Сочинения. - М. : Т-во типогр. А. И. Мамонтова, 1897. -С. 35-91.

212. Шишигина, Т. Л. Методика изучения классического произведения русской литературы XIX века в старших классах школ гуманитарного профиля: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02/ Т. Л. Шишигина ; МГПИ.-М., 1994.-221 с.

213. Щац, В. и др. Ольга Леонидовна Книппер-Чехова - Переписка с А. П. Чеховым - Воспоминания и статьи. Ч. 1 / В. Щац, С. Данилова, Э. Ринчино, Е. Шилини, Н. Корнеева. - М. : Искусство, 1972. - 448 с.

214. Щербатов, М. М. О способах преподавания разных наук. Опольные науки / М. М. Щербатов // Русская философия второй половины XVIII века : хрестоматия / сост. Б. В. Емельянова. - Свердловск : Изд. Урал, ун-та, 1990.-С. 239-242.

215. Эко, У. Роль читателя : исследования по семиотике текста / У. Эко ; пер. с англ. и итал. С. Серебряного. - СПб. : Symposium; М. : Изд-во РГГУ, 2005.-502 с.

216. Эфрос, А. В. Избранные произведения. В 4 т. Т. 1. Репетиция -любовь моя / А. В. Эфрос. - 2-е изд., доп. - М.: Фонд Русский театр, Изд-во Парнас, 1993.-318 с.

217. Эфрос А. В. Избранные произведения. В 4 т. Т. 2. Профессия: режиссер / А. В. Эфрос. - 2-е изд., доп. - М.: Фонд Русский театр, Изд-во Парнас, 1993. -367 с.

218. Эфрос, А. В. Избранные произведения. В 4 т. Т. 3. Продолжение театрального романа / А. В. Эфрос. - 2-е изд., доп. - М.: Фонд Русский театр, Изд-во Парнас, 1993. -431 с.

219. Эфрос, А. В. «Не надо так грубо и вульгарно...» : о принципах театрального осмысления классики / А. В. Эфрос // Современная драматургия. - № 2 (апрель-июнь). - 2009. - С. 250-255

220. Юберсфельд, А. Читать театр / А. Юберсфельд // Как всегда - об авангарде: Антология французского театрального авангарда / сост., пер. с франц., коммент. С. Исаева. - М. : ТПФ Союзтеатр, 1992. - С. 190-196.

221. Юберсфельд, А. Школа зрителя. Читать театр - 2 / А. Юберсфельд // Как всегда - об авангарде: Антология французского театрального авангарда / сост., пер. с франц., коммент. С. Исаева. - М. : ТПФ Союзтеатр, 1992.-С. 196-202.

222. Юзбашев, С. Н. Основные методические принципы анализа драматургических произведений в старших классах средней школы. Авфтореф. дис. ...к.п.н. / С. Н. Юзбашев. - М., 1963.

223. Ядровская, Е. Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования : 5-11 классы : автореферат дис. ... доктора пед. наук : 13.00.02 / Е. Р. Ядровская. - СПб., 2012.-42 с.

224. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. - М. : Искусство, 1964. - 87 с.

225. Якушева, Л. А. «Вишнёвый сад» А. П. Чехова как объект художественной интерпретации / Л. А. Якушева // Анализ литературного произведения. - Вологда : Русь, 2001. - С. 61.

226. Якушина, Л. С. Восприятие художественного произведения учащимися : особенности восприятия драматического произведения, изучаемого обзорно / Л. С. Якушина // Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1984. - С.21-34.

227. Яусс, Г. Р. История литературы как вызов теории литературы / Г. Р. Яусс ; сост. И. В. Кабанова // Современная литературная теория. Антология. - М.: Флинта : Наука, 2004. - С. 192-201.

228. Яусс, Х.-Р. К проблеме диалогического понимания / Х.-Р. Яусс // Вопросы философии. - 1994.-№ 12.-С. 97-106.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.