Сублимация творчества в контексте реализации ценностей социального взаимодействия тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.11, кандидат философских наук Хомик, Виталий Мефодьевич

Диссертация и автореферат на тему «Сублимация творчества в контексте реализации ценностей социального взаимодействия». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 169556
Год: 
2003
Автор научной работы: 
Хомик, Виталий Мефодьевич
Ученая cтепень: 
кандидат философских наук
Место защиты диссертации: 
Ставрополь
Код cпециальности ВАК: 
09.00.11
Специальность: 
Социальная философия
Количество cтраниц: 
166

Оглавление диссертации кандидат философских наук Хомик, Виталий Мефодьевич

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования сублимации творчества

§1.1 Аксиологическая методология анализа сублимации творчества

§1.2 Сублимация творчества в ценностных ориентациях личности

Глава 2. Реализация принципа сублимации творчества в управлении современным обществом

§2.1 Сублимация творчества в проекциях социального развития

§2.2 Проблемность сублимации творчества в социально-философской онтологии

§2.3 Контуры перспективной системы сублимации творчества

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Сублимация творчества в контексте реализации ценностей социального взаимодействия"

Актуальность темы исследования. Современное понимание сублимации творчества индивида и общества позволяет считать доказанным, что во все эпохи, наибольших совокупных результатов добивались те цивилизации и культуры, политические системы и режимы, общества и государства, которые делали предметом постоянного возведения к высшей ценности - построение гуманных отношений, справедливых для большинства людей.

Возведение творчества к высшей ценности, его определение, изучение и рационализация средствами социальной философии - это вопрос об уровне социально-исторических, культурных и экономических притязаний общества в целом. Творчество - это и состояние социума, и показатель стремления человека к благополучной жизни, обеспеченной, достойной и процветающей. Такие стремления постоянно корректируются как сознательно организованными, так и стихийными идеологическими, социальными и политическими процессами и конфликтами.

Уже сегодня ни одно государство или общество не может долго жить в самоизоляции, не расплачиваясь за это нарастающей отсталостью по всем направлениям, в том числе сужением материальных возможностей и духовных горизонтов личности и общества. Социально-философский анализ сублимации творчества содержит ответ на вопрос о том, как и во имя чего, строить социальные связи в постоянно обновляющемся микро- и макросоциальном пространстве.

Ориентация морального сознания и всего духовного мира личности на новые потребности, порожденные развитием социальных отношений, с одной стороны, и отставание морального сознания и практики, наличие противоречий и конфликтности в сфере социального управления - с другой, требуют новых подходов к определению условий сублимации творчества над общественным и индивидуальным сознанием. Возможности сознательного научного управления всеми процессами общественной жизни неразрывно связаны с установлением критериев сублимации творчества, которые, в свою очередь, создают объективные и субъективные ориентации в интересах возвышения социальных отношений на новый, более высокий уровень, в едином комплексе представлений о гуманизации всех сторон общественной жизни. В этих целях необходимо по-новому проанализировать место и роль сублимации творчества в социальном управлении, обосновать включение проблем духовности и нравственности в методологию его философского анализа.

Сублимация творчества, как интегративная компонента индивидуального и общественного сознания, не должна абсолютизировать какие бы то ни было конкретные модели социального устройства, а тем более - канонизировать их. Для преодоления конфликта ценностей, необходимо исходить из презумпции терпимости и взаимодополняемости, ориентироваться на поиски конструктивного социального взаимодействия, на исключение любых форм дискриминации и расширение свободы творчества.

Степень научной разработанности проблемы. Традиция социально-философского исследования жизнедеятельности личности, общественных отношений, широко представлена в трудах отечественных и зарубежных авторов. Несмотря на то, что современная сублимация творчества до сих пор не была выведена в качестве самостоятельного предмета философского анализа, характерной чертой ряда трудов является стремление ученых рассматривать проблемы наиболее справедливого общественного устройства исходя из приоритета общественных отношений и ценности личности. С этим связано внимание философов к вопросам общественного детерминизма (В. Эйхгорн, Э. Хаан) рациональности и логики социальных наук (Т. Адорно, П.П. Гайденко, Э. Гуссерль, К. Поппер).

Всеобщие эпистемологические предпосылки познавательного процесса, рассмотренные по отношению к частному социально-философскому знанию, имеющему, впрочем, важное социально-культурное значение, позволяют выделить при анализе сублимации творчества исследования, осуществляемые не менее чем в двух направлениях -сциентистские (неопозивитизм, критический рационализм, неореализм и др.), а также антисциентистские (экзистенциализм, философская антропология, ряд направлений религиозной философии). Самостоятельные постулаты реализации сублимации творчества предлагались в трудах Н. Гартмана, Д. Скотта, М. Шелера, Б.П. Вышеславцева.

Механизм взаимодействия общества и личности в творчестве, раскрывается при исследовании воздействия на личность социальной среды, в том числе микросреды (Л.П. Буева, Ю.В. Сычев), коллектива (Г.М. Гак, П.Е. Кряжев, А.К. Уледов), а также в анализе связи общественных отношений со структурой личности (Б.Г. Ананьев, A.B. Дроздов, К.К. Платонов), посредством выделения в личности социально значимых свойств, черт, имеющих массовую типизацию (Г.Л. Смирнов), при рассмотрении личности как элемента конкретных социальных структур, совокупности социальных функций (А. Мейер), с помощью анализа усвоения индивидом определенной системы социальных ролей (И.С. Кон), развития социальной роли личности (Е.А. Ануфриев), выделения и изучения ценностной ориентации личности (В.П. Тугаринов, З.И. Файнбург). Активно изучается деятельность личности в обществе, человек как субъект общественных отношений: тип связей индивидов с миром (Т.Я. Ярошевский), становление индивида в личность посредством его дел и общественной позиции (П.Е. Кряжев), социальная деятельность (Л.П. Буева), источники деятельности личности (Д.А. Кикнадзе, H.A. Мосодавио, Л.М. Романовская), их роль (Л.В. Сохань), структура и прогнозирование (X. Кулов), проблема смысла жизни (Э. Керн, В.И. Шинкарук), свободы и ответственности личности (Г. Аптекер, В.Е. Давидович, Т.И. Ойзерман, Г.Л. Смирнов).

Системно-исторический подход позволил выделить в структуре сублимации творчества те элементы, о наличии которых писали в свое время классики социально-утопических теорий Т. Мор, Д. Уинстэнли, Т. Кампанелла, Д. Верас, Г. Мабли и их последователи во Франции, в Англии и России.

Исходные фактические положения для выявления социокультурной детерминации сублимации творчества сформулированы с учетом идей и выводов, содержащихся в трудах A.C. Ахиезера, С.Б. Борисова, П.С. Гуревич, JI.A. Коган, Н.И. Лапина, Э.Х. Салахова, A.M. Шишкова.

Важное значение в современных исследованиях сублимации творчества принадлежит трудам классиков мировой философии. Наиболее значимые для данного исследования теоретические положения содержаться в работах Н. Аббаньяно, А. Дж. Айера, Э. Кассирера, С. Киркегора, Э. Левинас, X. Ортега-и-Гассета.

Вместе с тем, перечисление объемного списка имен и авторов, не является свидетельством достаточной изученности возможных подходов к раскрытию предмета исследования средствами социальной философии. И хотя диссертация не претендует на всеобъемлющее определение такой сложной конструкции как сублимация творчества, тем не менее, настоящая работа открывает новый ракурс, а следовательно, создает и новые возможности для дальнейших продуктивных исследований по теме.

Цель диссертационного исследования состоит во всестороннем обосновании философского понимания сублимации творчества, как аксиологически выраженной концепции индивидуального и общественного сознания в меняющемся мире.

Достижение названной цели предполагает решение следующих основных задач:

- раскрыть содержание сублимации творчества через призму социально-философской теории истории и культуры общества;

- определить специфику влияния социокультурных факторов на структуру, цели и логику построения социально-философской теории сублимации творчества;

- на основе анализа трудов отечественных и западноевропейских исследователей, установить методологию определения наиболее эффективных подходов к изучению сущности и особенностей сублимации творчества в современных условиях;

- выявить условия и охарактеризовать причины возрастания потребности современного общества в социально-философском обосновании сублимации творчества;

- выделить универсальные принципы формирования аксиологических интенций в системах сублимации творчества;

- показать возрастание роли сублимации творчества в социальных трансформациях современного общества, в том числе при определении его гуманистических перспектив.

Объектом исследования является философское обоснование аксиологических приоритетов сублимации творчества.

Предмет исследования - феномен реализации сублимации творчества в общественном и индивидуальном сознании, в период социальной трансформации и массовой переоценки ценностей.

Методологической основой исследования стали реализованные в социальной философии представления о сущности самосознания и самоопределения творчества, как проявления оригинальной мыслительной деятельности в структуре общей социализации человека.

В соответствии с концепцией, положенной в основу исследования, важное значение для его выполнения имели представленные в истории философской мысли идеи о глубокой внутренней связи сознания и практики людей; о построении единой системы оценок, на основе которых может идти речь о возможности формирования и развития сублимации творчества как целостного, внутренне структурированного интегративного образования.

С учетом многообразия форм бытия и способов освоения их человеком, в диссертационном исследовании применен принцип реализма. В области общефилософской методологии такой подход предполагает синтез идей и принципов диалектики, универсального эволюционизма, синергетики, циклического подхода, принципа коэволюции, гуманистического мышления.

Научная новизна исследования состоит в следующих положениях:

- в диссертации определяются основные подходы к формированию целостной концепции сублимации творчества, во взаимосвязи его онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов, дан обстоятельный анализ философской концептуализации феномена сублимации творчества;

- представлено теоретико-методологическое обоснование разработки оптимальных способов и принципов организации творческой социальной деятельности современного человека;

- предметно выраженная, практически ориентированная сублимация творчества рассматривается как средство активизации жизнедеятельности общества и личности;

- на основе обращения к проблематике познания социальных процессов в философии и науке, рассмотрены исторические формы материального и духовного производства, видового многообразия сублимации творчества и вариантов его действенной реализации;

- осуществлен анализ прогнозируемых изменений сублимации творчества, связанных с формированием свободных и универсальных общественных отношений; на фоне возрастания значения принципа чередования простого и сложного, взятого в его социокультурологическом аспекте;

- показано влияние сублимации творчества на философские построения в теории и практике создания общенациональной идеи, в обосновании логики и перспектив современного цивилизационного развития.

Исходя из указанных пунктов новизны, на защиту выносятся следующие основные тезисы:

1. Социально-философская теория сублимации творчества обусловлена исторически преходящими формами оценочной деятельности, как совокупности норм и стандартов разумной деятельности человека. Предметно сублимация творчества воплощена в совокупности реалистических, но высоких целей. Аксиологические аспекты мировоззрения, формирующиеся в определенных социокультурных условиях, отражают специфику сублимации творчества в единстве и многообразии концептуальной структуры духовно-нравственных, интеллектуальных конструктов.

2. Повседневно реализуемая идеология сублимации творчества не должна преднамеренно разъединять общество. Поскольку полное отсутствие социальных конфликтов невозможно, философская концептуализация сублимации творчества выявляет конструктивные пути в направлении преодоления противоречий и разрешения конфликтов. При таком подходе социальная база творчества представлена совокупностью индивидуальных взаимодействий субъектов, способных к совместным рациональным действиям и к критическому осмыслению социальной реальности.

3. Философская теория сублимации творчества опирается на новейшие достижения и идеи в основных сферах социальной жизни именно потому, что самостоятельной такой теории в настоящее время еще нет, а в будущем без нее не обойтись. Следовательно, система сублимации творчества должна быть открыта всему социально-философскому и историческому опыту личности и общества, и развиваться как открытая система.

4. Социально-философская теория сублимации творчества предполагает углубленный анализ позитивных факторов развития общества и человека, потому она постоянно требует корректировки себя практикой. Оптимальным является прогнозирование развития общества на 40-50 лет, а отдельного субъекта, на период в 5-10 лет. Разница существенная, однако, общая интегративная предрасположенность сублимации творчества позволяет выявлять и исследовать в ее структуре общие элементы, независимо от параметров временной и пространственной реализации.

5. В работе установлено, что философские исследования сублимации творчества позволяют получать результаты, обеспечивающие оптимизацию условий социализации личности, способствующие повышению эффективности индивидуальной и групповой деятельности, в интересах формирования индивидуального мировоззрения и новых смыслов человеческого бытия.

6. Научная разработка философской теории сублимации творчества обеспечивает выявление мотивационных резервов социально активного поведения личности, создает условия для преодоления негативных явлений в исследовании проблем общества и личности.

Теоретическая и практическая значимость. Материалы диссертационной работы, полученные результаты и содержащиеся в ней выводы, предполагают новое решение актуальных проблем в социально-философской теории сублимации творчества личности. В диссертации предложен принципиально новый методологический подход к изучению широкого круга вопросов, связанных с аксиологическим обоснованием творческих интенций современного человека.

Настоящее исследование также может быть использовано в практике социального управления, а его материалы положены в основу учебных, специальных и факультативных курсов по философии и социологии.

Апробация диссертации. Основное содержание и выводы диссертации представлены в 3 публикациях, общим объемом 4,9 п.л. Отдельные результаты работы докладывались и были обсуждены на ряде региональных и межвузовских научных конференций, в том числе по направлениям «Новые и перспективные технологии образования», в 2001 и 2003 гг. в Ставропольском государственном аграрном университете и филиале Военно-воздушной инженерной академии. На межвузовской - V научно-методической (г. Ставрополь, 2000-2002 гг.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения, примечаний и библиографии.

Заключение диссертации по теме "Социальная философия", Хомик, Виталий Мефодьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аксиологическое обоснование проблемы исследования сублимации творчества, рассматривается как сущностной принцип, исходное основание для определения, формирования и развития научного понимания его содержания и функций. Субъективное отношение к познанию сублимации творчества, возвышается над различными парадигмами видения мира и человека. Происходящее на этой основе рождение нового категориального строя, связано с появлением новой культуры мышления и позволяет раскрыть содержание сублимации творчества, через призму социально-философской теории, а также истории и культуры общества.

Обращение к идеям и трудам отечественных и западноевропейских исследователей, позволяет определить наиболее эффективные подходы к изучению сущности и особенностей сублимации творчества в современных условиях. Рефлексия философского знания способствует познанию этого сложного явления не с предметной стороны, а в аспекте видения внутреннего мира человека, т.е. со стороны человеческих смыслов и образов, которые возникают в тех или иных социокультурных процессах. Теоретическое осмысление сублимации творчества, при координации общегуманитарного и общенаучного подходов к ее исследованию, в социальной философии должно осуществляться в форме системного анализа культурно-исторических универсалий, которые, в отличие от понятий, обеспечивают большее понимание людей друг другом в ходе развития социально-культурных процессов. Во-первых, сублимация означает переход к предметному рассмотрению творчества и, во-вторых, переход к самосознанию, то есть саморефлексию человека по отношению к оценкам собственной творческой выраженности. Саморефлексия в сублимации творчества позволяет человеку освобождаться от непосредственной привязанности к сущему и развивать индивидуальность на основе способности к мышлению.

Выделение универсальных принципов формирования аксиологических интенций в системе сублимации творчества, требует обоснования идей свободы, которые могут быть положены в основу автономного мышления индивида или сознания определенной группы. Историко-философский подход позволяет раскрыть содержание сублимации творчества в различных философских системах. Социально-философская методология, в целом, допускает появление дополнительных вопросов, поиск ответа на которые позволяет выявить условия и охарактеризовать причины возрастания потребности современного общества в формировании оснований философии творчества, в связи с радикальными социальными преобразованиями.

Исходным положением социально-философского анализа феномена сублимации творчества, является его понимание, как реально определяемого комплексного, целостного отношения человека к действительности и к самому себе. Видовое многообразие сублимации каждого исследуемого типа творчества, формировалось в историческом процессе антропо-социогенеза и всякий раз ее содержание дополняется новыми элементами ценностного отношения к современности и перспективам индивида и общества. Сублимация творчества формируется на границе познавательного и проективного, усиливая субъективную способность к автономизации, самосознанию и самоопределению индивида. Реальное бытие человеческого рода и каждого отдельного человека усложняется в процессе их развития и, как специфическая общественная потребность, появляется необходимость в дифференцированной системе социального - практического и духовного управления. Недостижимый идеал социализации - это исключительно духовное, внеинстинктивное управление человеческой деятельностью. На уровне философского анализа, социальная деятельность трактуется, с одной стороны как процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, воссоздавая стороны предмета как реально, так и идеально (И.Т. Фролов). Другой взгляд на деятельность раскрывает ее значение на уровне практики, на уровне духовной, и художественно-образной регуляции

М.С. Каган). Деятельность в структуре сублимации творчества, может быть определена, таким образом, как особая активность личности, направленная на мир объектов, во взаимодействии с другими субъектами.

Действительно, поскольку любые ценностные отношения являются одним из видов духовной деятельности, взаимосвязанным со всеми другими, и выполняют определенные функции в культуре и общественной жизни, постольку философское понимание творчества предполагает соотнесение двух ведущих аспектов ее изучения - внутреннего и внешнего.

Философская теория сублимации творчества объясняет его многовариантность и динамичную изменчивость в допустимых пределах, т.е. признаваемых обществом, границ. В иной ситуации сублимация творчества также продолжает сохранять свои сущностные характеристики и способствует реализации основных функций, в интересах рационального противопоставления себя окружающим, противостояния индивида и общества. Сублимация творчества влияет на выбор ситуаций и способов действий, на профотбор и распределение социальных ролей, на выявление статусных позиций индивидов, и социально - стратификационные характеристики индивидуальности. Своеобразной функцией творчества, как на индивидуальном, так и на групповом, общественном уровнях, является определение стиля и организация свободного общения между людьми.

Полноценной, актуальной и адекватной разнообразным проявлениям социального, философской теории сублимации творчества, до настоящего времени не создано, а уже в ближайшем будущем без нее не обойтись. Предмет творчества не существует сам по себе, следовательно, система сублимации творчества должна быть открыта всему социальному, философскому и историческому опыту индивида и группы, и сама должна быть открытой системой. Требование к открытости связано с необходимостью выявления социальных характеристик и стилей совместной деятельности людей, в зависимости от отдельных свойств и нелинейных структур социализации и социального, а также в связи с повышением эффективности вероятностного прогнозирования.

Согласно представлениям автора, изменение творческих ориентаций и их корректировка, есть результат активного влияния деятельности на творческое самоопределение субъекта. Индивидуальный стиль социализации, социальный выбор и профессиональный отбор, снижение непреклонности традиций и объективных требований деятельности современного человека, определяют возможности исследования сублимации творчества, как объекта социально-философского анализа.

Возрастание роли сублимации творчества в социальных трансформациях современного общества, в том числе и при определении его гуманистических перспектив, связано с необходимостью различать индивидуальную и совместную деятельность людей. В индивидуальной деятельности исследователь сталкивается с решением проблемы субъект-объективных отношений, а в совместной - субъект-субъективных. Проблема влияния сублимации творчества на стиль деятельности человека разработана пока очень недостаточно. Со своей стороны, автор указывает на влияние индивидуальных различий на интенсивность и разнообразие формирования и развития творческих ориентаций.

Диалектика субъективных составляющих сублимации творчества определяется наличием в деятельности человека состояний монотонии и утомления, возникающих в условиях монотонной деятельности как двигательного, так и интеллектуального содержания. Социально-философский подход, таким образом, должен быть в значительной степени дополнен общенаучными исследованиями динамики психолого-педагогических компонентов сублимации творчества. Роль индивидуальных различий в определении сублимации творчества, ее основных характеристик и перспектив развития возрастает, что связано, прежде всего, с возрастанием динамики социальных процессов. В современных условиях, динамика сублимации творчества не только детерминируется типом социальной организации общества, но и, в свою очередь, выступает надежным индикатором социализирующих параметров индивидуального и общественного развития.

Творчество определяет не только стиль и направленность деятельности личности, но и сказывается на выборе тех ситуаций социализации, в которых проявляется индивидуальность конкретного субъекта. Социально-философский анализ позволяет ввести в круг исследования проблемных ситуаций по теме сублимации творчества, их совокупность в стандартных, привычных, а также и в высокореактивных ситуациях, стимулируемых как бедностью набора ситуаций деятельности, так и, высокой степенью прогнозируемого риска. Важное значение здесь имеет распределение ожиданий наказания (ущерба) и поощрения (приобретения).

Социально-философская конструкция создает новые возможности для выявления в сублимации творчества личностного фактора, определяющего динамические параметры индивидуальности в становлении и развитии организаторских способностей человека. Модель организаторской деятельности по приему и переработке заданной информации в вероятной социальной ситуации складывается на основе заключений о степенях способности индивида к организаторской деятельности. Категориальный аппарат социальной философии обеспечивает перевод вероятностной информации в комплекс жизненных и профессиональных установок творчества современного человека. Это сложный процесс, в котором достоверность полученных результатов обеспечивается, прежде всего, за счет индивидуальных самооценок по признакам наличия, или отсутствия феномена сублимации.

В философском исследовании сублимации творчества, необходимо различать уровни развития группового взаимодействия, тех отношений, посредством которых люди выбирают конкретные ценностные ориентации. В социальных группах высокого уровня развития, доминируют деловые и ценностно-ориентационные отношения. Они, в свою очередь, определяют содержание и форму проявления межличностных отношений в творчестве.

Индивидуальные различия в качественных характеристиках сублимации творчества, зависят от показателей социальной активности человека, степени удовлетворения потребностей в общении, параметров оптимизма, инициативности, предприимчивости, оценки достигнутых результатов и стратификационных уровней. Социально-философская обусловленность раскрывает зависимость между социальной контактностью и способностями человека. Особенно четко проявляется роль сублимации творчества в сложных, стрессовых ситуациях. При этом установлено, что у многих индивидов именно в напряженных, сложных ситуациях, возрастает продуктивность творчества и результативность их деятельности оказывается гораздо выше, чем в «стандартной» ситуации. Перспективным для проведения самостоятельного социально-философского исследования является вопрос о выяснении связи сублимации творчества и эффективности совместной деятельности людей. Имеющиеся по этому вопросу факты очень противоречивы, однако функциональные взаимоотношения, реализуемые в определениях философской картины творчества, требуют упорядочения на типологическом уровне. В то же время, типизация не избавляет от необходимости тщательно учитывать степень сложности конкретных социальных взаимодействий в разных видах общественно значимой деятельности людей.

Современное состояние всех сфер общественной жизни свидетельствует, что стремление к установлению предельной планомерности, заорганизованности, централизации сверху, приводит к обратному - к непредсказуемым, стихийно выливающимся последствиям. По сути дела, к нежелательному и труднопреодолимому кризисному состоянию. С такого рода «эффектом бумеранга» человек сталкивается, если он не принимает во внимание обратные воздействия природных и социальных систем, неоднозначность и нелинейность этих связей.

Проведенный анализ показал, что изучению различных аспектов сублимации творчества посвящено большое количество исследований и в отечественной философии, и в зарубежной. С учетом содержания отмеченных исследований их можно поделить на две большие группы: аналитические и комплексные.

В аналитических исследованиях изучаются отдельные стороны, этапы и формы творчества. В комплексных исследованиях предпринимаются попытки осмыслить процесс сублимации творчества в целом, от начала до конца, с учетом всего многообразия факторов, действующих на него.

В отечественной и зарубежной социальной философии сложились различные подходы к разработке целостных концепций сублимации творчества. Осуществленный в 1 главе анализ показывает, что они позволяют подойти к творчеству с системных позиций, вскрыть ряд существенных закономерностей сублимации творчества как целостного процесса, наметить перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Вместе с тем в большинстве концепций не удалось преодолеть аналитичность при изучении данного феномена. Это, в частности, проявляется в том, что отмеченных концепциях, как было сказано, процесс творчества редуцируется до формирования только отдельных, пусть и достаточно интегративных параметров, таких как нравственная культура, социальная зрелость, профессиональная пригодность и т.д.

Проявлением аналитичности является ориентация исследователей либо на объективную продуктивность человека либо на субъективный характеристики творчества и развития. Следствием такой ориентации является достаточно жесткое противопоставление интересов общества и индивида в ходе достижения социальных ценностей, что не всегда согласуется с реальностью.

В большинстве подходов реализуется так называемая адаптивная модель творческого развития, в которой сублимация рассматривается лишь как приспособление человека к социально-культурным требованиям. Это также противоречит реальности, так как отсюда становится неясным, за счет чего происходит обогащение нормативного способа деятельности, развитие творческих составляющих в целом.

Характерным для ряда подходов является и слабый учет активности человека в ходе сублимации культуры в целом. Активность в основном исследуется на уровне самосознания личности. Практически остаются неизученными и механизмы самодетерминации развития и творчества. Прослеживается тенденция рассматривать сублимацию творчества как пассивный процесс накопления индивидом некоторых свойств и качеств, для которого не требуется непосредственного участия личности.

Кроме того, в проанализированных нами подходах слабо затрагиваются вопросы динамики детерминации на различных этапах творческого становления, нечетко определены критерии сублимации творчества и основания для периодизации данного процесса.

Проведенный в диссертации обзор подходов свидетельствует и том, что становление творчества - сложный многоуровневый процесс, социокультурная сущность которого может быть выявлена в ходе системного анализа на основе таких категорий, как социализация, индивидуализация, развитие и научение, жизненный путь личности и формы ее активности.

В ходе теоретического анализа удалось зафиксировать комплекс понятий, которые с различных сторон характеризуют процесс и результаты сублимации творчества. Назовем некоторые из них: профессиональная социализация и индивидуализация, жизненный путь личности, критерии творчества, творческие кризисы, периодизация нравственного становления, единицы и нормы сублимации и ряд других. Данные понятия, несомненно, могут составить основу концептуального аппарата целостной философской концепции сублимации творчества.

Материалы данного раздела позволяют конкретизировать некоторые понятия, которые характеризуют различные стороны становления профессионала. Понятия «творчество» и «сублимация творчества» являются синонимами и используются для выявления роли социальных регуляторов в ходе становления и развития личности. Понятия «сублимация творчества» и «возвышение ценности» используются для характеристики изменений, происходящих с индивидом в ходе развития: первое понятие описывает становление творческих способностей и мотивов, а второе - аксиологически ориентированного опыта. Наконец, понятие «творческий путь личности» используется в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть личностный смысл процессов мира ценностей, их управляемость человеком и включенность в контекст его реальной жизни. «Сублимацию творчества» следует использовать в качестве интегрального понятия, учитывающего все аспекты процесса развития личности и общества следует использовать в качестве интегрального понятия, учитывающего все аспекты процесса развития личности и общества.

В диссертации представлены некоторые положения социально-философской концепции становления личности, которая явилась результатом обобщения существующих подходов к данной проблеме и систематизации социально-психологических исследований по теме.

В рамках предлагаемой концепции обсуждены проблемы детерминации и критериев сублимации творчества проблемы неравномерности и периодизации общекультурного развития человека. Раскрыто содержание понятия «социальная ситуация творческого развития», определены ведущие критерии сублимации творчества, зафиксированы основания его периодизации.

В этой связи, при обсуждении проблем сублимации творчества показано, что оценка его результативности возможна только на основе комплексного критерия, учитывающего и социальные, и индивидуальные требования, а также уровень притязаний индивида.

Результатом сублимации творчества в данной концепции является общественный субъект, который обеспечивает переход от адаптивной стадии развития к творческой. Субъект существенно перестраивает «естественные» или «непосредственные» закономерности социокультурного развития за счет того, что он становится организатором и регулятором этого процесса.

Субъект сублимации творчества «дозирует» степень собственной вовлеченности в процесс социализации, фиксирует уровень достижений, определяет соотношение профессионального и жизненного пути. Основным показателем сублимации творчества является общекультурная зрелость человека и сформированость подструктуры социального самосознания.

Выявленные закономерности позволили конкретизировать и уточнить социально-философское содержание процессов сублимации творчества и аксиологически выраженного становления индивида.

Удалось показать, что начало конкретного этапа социального, профессионального развития не совпадает с началом позже, когда индивид принимает новую ситуацию культурного профессионального развития и осознает несоответствие своих возможностей требованиям общества. До этого момента происходит как бы завершение линий развития, которые были обозначены на предыдущих этапах социализации, и опробование проверенных временем способов деятельности в новых условиях.

Важную роль в расширении наших представлений о сублимации творчества сыграло выделение кризисов творчества ключевых моментов социального развития. Они являются социально-психологическими индикаторами того, что индивид осознает необходимость изменения самого себя. Возникновению и продуктивному преодолению сублимации творчества во многом способствует правильно организованная социокультурная практика. Именно она помогает личности осознать реальные требования творчества и определить перспективы своего развития, прогнозировать ситуации сублимации.

Проведенное исследование показало продуктивность деятельностного подхода к анализу сублимации творчества.

Вместе с тем за рамками диссертации остался целый комплекс проблем, возникших по ходу теоретического социально-философского анализа темы.

Объем настоящей монографии не позволил подробно остановится на проблеме соотношения субъекта сублимации творчества и субъекта профессиональной, культурной деятельности. Данная проблема имеет принципиальное значение для понимания творческих составляющих процесса становления личности от ее решения зависит определение таких понятий, как профессионально важные и социально значимые качества индивида, критерии сублимации творчества и творческой деятельности и ряд других.

Не удалось уделить достаточного внимания обсуждению взаимодействия и взаимовлияния таких форм творческой активности человека, как учебная, учебно-профессиональная и профессиональная деятельность. В отечественной социальной философии подробно разработаны концепции учебной и профессиональной деятельности, но недостаточно исследован переход от учебной деятельности к профессиональной, от творчества - к сублимации творчества, в качестве ведущего условия формирования и развития личности и общества.

143

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Хомик, Виталий Мефодьевич, 2003 год

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации (диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XX1.века). - М.: Владос, 1994.

2. Аболин JI.M. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. 1989. - №4.

3. Абрамов М.А., Федорова М.М. О свободе. М.: «Прогресс-традиция», 2000.

4. Авалмани С.Ш. Природа знания и ценности. Тбилиси: 1989.

5. Айламазьян A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение // Вопросы психологии.- 1990. №4.

6. Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. М.: Высшая школа, 1991.

7. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск, Наука. Сиб. отделение, 1990.

8. Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценности.- Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1987.

9. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997.

10. Аникеева E.H., Семушкин A.B. Диалог цивилизаций: Восток-Запад // Вопросы философии. 1998. - №2.

11. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.- М.: Просвещение, 1988.

12. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Наука, 1970.

13. Антипов Г.С., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как ценностной системы. Новосибирск. 1988.

14. Арендт X. Ситуация человека. Разделы 24-26, главы V. // Вопросы философии. 1998. -№11.

15. Арефьева Г.С. Социальная активность. Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познания. М.: Наука, 1974.

16. Аристотель. Соч. В трех т. Т. 1. М.: Политиздат, 1969.

17. Артемьева Т.В., Микешин М.И. Философия как судьба // Вопросы философии. 2000. - №2.

18. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Издательство МГУ, 1979.

19. Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности к культуре достоинства // Вопросы психологии. - 1990. - №5.

20. Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. - №6.

21. Афанасьев Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? // Вопросы философии. 2000. - №7.

22. Ахиезер A.C. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России) // Вопросы философии. 1998. - №2.

23. Ахиезер A.C. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии. 2000. - №9.

24. Ахиезер A.C. Ценности общества и возможности реформ в России // Общественные науки и современность, 1994. №1.

25. Баженов Л.Б. Эволюция материи и ее структурные уровни // Вопросы философии. 1981. - №2.

26. Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков, 1988.

27. Баксанский O.E., Глинский Б.А. Моделирование и когнитивные репрезентации. — М.: «Альтекс», 2000.

28. Баксанский O.E., Кучер E.H. Образ мира: когнитивный подход. М.: «Альтекс», 2000.

29. Балл Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1990. - №6.

30. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. - №1.

31. Барботько Л.М., Войтов В.А., Мирский Э.М. Тотальная идеология против тоталитарного государства // Вопросы философии. 200. -№11.

32. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994.

33. Баталов Э.Я. В мире утопии. М.: Политиздат. 1989.

34. Батурин H.A. Проблема оценивания и оценки в общей психологии // Вопросы психологии. 1989. - №3.

35. Белый А. Символизм как миропонимание // Сост., вступ. ст. и прим. Л.А. Сугай. М.: Республика, 1994.

36. Бердяев H.A. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. М.: Политиздат, 1990.

37. Бердяев H.A. Душа России. Л.: Сказ, 1990.

38. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Республика, 1994.

39. Бердяев H.A. Судьба России. Опыта по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990.

40. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: 1983.

41. Берлин И. Стремление к идеалу // Вопросы философии. 2000. - №5.

42. Бернстайн Р. Дж. Возрождение прагматизма // Вопросы философии. -2000. №5.

43. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляции поведения. М.: Наука, 1978.

44. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Издательство МГУ, 1982.

45. Бонецкая Н.К. К истокам софиологии // Вопросы философии. 2000. -№4.

46. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1969.

47. Борзых В.В. Моральная прогностика: методология, способы, проблемы. М: Знание, 1986.

48. Боровик B.C. Социальные механизмы взаимоотношения интересов и политической активности советской молодежи. М.: Политиздат, 1990.

49. Борязь В.Н. Молодежь. Методология проблемы исследования. JL: Наука, 1973.

50. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. 2000 - №4.

51. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

52. Бреховских С.М. Основы функциональной системологии материальных объектов. М.: Педагогика, 1986.

53. Брожик В. Марксистская теория оценки. М.: Политиздат, 1982.

54. Бромлей Ю., По дольный Р. Человечество-это народы. М.: Мысль, 1990.

55. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М.: Наука, 1971.

56. Булатов М.А. Диалектика и культура. Киев: Наукова думка, 1984.

57. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.

58. Булкин А.Н. Философская оценка социальной уверенности. -Ставрополь: Издательство СГУ, 2000.

59. Валицкий А. Коммунистическая утопия и судьба социалистического эксперимента в России // Вопросы философии. 1998. - №8.

60. Васков А.Г. Человеческое измерение прогресса. М.: Наука, 1990.

61. Васюков B.JI, Фундаментальный труд ученого // Вопросы философии. -2000 -№1.

62. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избр. произв. М.: Политиздат, 1990.

63. Вебер М. Философия и социология религии // Работы по социологии религии и культуры. Вып. 1. - М.: Республика, 1991.

64. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990. - №4.

65. Виндельбанд В. Философия культуры. М.: Мысль, 1994.

66. Витгенштейн Л. Лекции о религиозной вере (предисловие к публикации З.А. Сокулер) // Вопросы философии. 1998. - №5.

67. Волков Г.Н. Три лика культуры. М.: Наука, 1986.

68. Воробьева Л.И., Снегирева Т.В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода // Вопросы психологии. 1990. - №2.

69. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса // Вступ. Ст. и комент.

70. B.В. Сапова. М.: Респбулика, 1994.

71. Гаджиев К.С. Размышления о свободе // Вопросы философии. 1993. -№2.

72. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума // Вопросы философии. 2000 - №6.

73. Гареев Э.С., Дорожкин Ю.Н. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации // Социологические исследования. 1993. -№1.

74. Геворкян А.Р. Пессимизм и религия // Вопросы философии. 1998. -№1.

75. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990.

76. Гегель Г.В. Наука логики. М.: Политиздат, 1970.

77. Гегель Г.В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 2 / Пер. с нем.1. C.Петербург: Наука, 1994.

78. Гивишвили Г. В. О сверхсильном антропном принципе // Вопросы философии. 2000 - №2.

79. Гобозев И.А. Смысл и направленность исторического процесса. М.: Наука, 1987.

80. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии: Пять избранных портретов. М.: Феникс, 1994.

81. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия -М.: Мысль, 1982.

82. Гранин Ю.Д. Марксов проект общественного переустройства: философско-социологический конспект // Социологические исследования -1991.-№6.

83. Гречаный В.В. Об аксиологическом аспекте философии. Л.: Наука, 1973.

84. Гречаный В.В. Философско-методологическое значение ценностной проблематики. JL: Наука. 1976.

85. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988. - №4.

86. Гулыга A.A. Кант. 3-е изд. М.: Соратник, 1994.

87. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. 2000. - №10.

88. Гуревич П.С. Обществознание. М.: «Центр гуманитарного образования». 2000.

89. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // В сб.: «Культурология XX века». Антология. М.: Наука, 1995.

90. Декарт Р. Сочинения: в 2 т. Т.2 / Пер. с латин., Фр. - М.: Мысль, 1994.

91. Демин М.В. Проблема ценности и ценностного отношения // Вестник МГУ. Серия «Философия». 1974. - №2.

92. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. - №10.

93. Дмитриев A.B. Конфликтология. М.: «Гардарики», 2000.

94. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Просвещение, 1978.

95. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственные развития личности в наследии русских философов конца XIX-начала XX в. / Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании. М.: 1994.

96. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Издательство МГУ, 1979.

97. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М.: Мысль, 1967.

98. Дробницкий О.Г. Наука и ценности (состояние проблемы и ее постановка) // Философские науки. 1973. - №4.

99. Дротянко Л.Г. Социокультурная детерминация фундаментальных и прикладных наук. 2000. - №1.

100. Дружинин В.В., Кокторов Д.С., Кокторов Н.Д. Введение в теорию конфликта. М.: Знание, 1989.

101. Дубровиский Д.И. Психические явления и мозг. М.: Просвещение, 1971.

102. Дудченко О.Н., Мытиль A.B. Семейная самоидентификация в кризисном обществе // Социальная идентификация. М.: Институт социологии РАН, 1993.

103. Дудченко О.Н., Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. 1995. - №6.

104. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.: Мысль, 1965.

105. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М.: Республика, 1991.

106. Егоров И.А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции // Вопросы философии. 2000 - №3.

107. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977.

108. Жданов Г.Б. Информация и сознание // Вопросы философии. 2000 -№11.

109. Жеребин А.И. О прошлом и будущем одной иллюзии // Вопросы философии. 2000. - №10.

110. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988.

111. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. 1989. - №6.

112. Захарова A.B. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. - №1.

113. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Наука, 1986.

114. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Логос, 1995.

115. Зенкин A.A. Новый подход к анализу проблемы парадоксов // Вопросы философии. 2000. - №10.

116. Зинченко В.П. Психология доверия // Вопросы философии. 1998. -№7.

117. Золотухина-Аболина Е.В. Философия обыденной жизни. Экзистенциальные проблемы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1994.

118. Иванов A.B. Запад-Россия-Восток (сравнительно-типологический анализ познавательных стратегий и ценностных ориентаций). М.: Издательство МГУ, 1992.

119. Ивин A.A. Основная логика оценок. М.: Наука, 1970.

120. Ивин A.A. Теория аргументации. М.: «Гардарики», 2000.

121. Ивин A.A. Философия истории. М.: «Гардарики», 2000.

122. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Логос, 2000.

123. Иконникова С.Н. Молодежь. Социальный и социально-психологический анализ. Л.: Наука, 1974.

124. Иконникова С.Н. Становление и развитие личности молодого человека (социальный аспект). М.: Просвещение, 1972.

125. Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М.: Просвещение, 1970.

126. Ильенков Э.В. Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии // Диалектика-теория познания: Историко-философские очерки. М.: Политиздат, 1964.

127. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. 2-е изд. - М.: Наука, 1984.

128. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М.: Просвещение, 1994.

129. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Наука, 1991.

130. Иноземцев B.JI. Собственность в постиндустриальном обществе и исторической перспективе // Вопросы философии. 2000. - №12.

131. Иорданский В.Б. О едином ядре древних цивилизаций // Вопросы философии. 1998. - №12.

132. Ищенко Н.П. Социальное становление советской молодежи. Киев: Наукова думка 1989.

133. Каган М.С. Философская теория ценности. С.Петербкрг: ТОО ТК «Петрополис», 1997.

134. Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. 1989. - №4.

135. Кантор К. Два проекта всемирной истории // Вопросы философии. -1990. №2.

136. Капаров Е.Г. Политическая культура молодежи. М.: Политиздат, 1986.

137. Капустин Б.Г. Современность как принуждение и свобода // Вопросы философии. - 1998. - №4.

138. Каргалова М.В. Молодежь Европы в поисках выхода. М.: Молодая гвардия, 1990.

139. Качоха В. Проблема общего блага в современной демократии // Вопросы философии. 2000. - №9.

140. Кемеров В.Е. О философской моде в России // Вопросы философии. -2000-№11.

141. Кессиди Ф.Х. О парадоксе России // Вопрос философии. 2000. - №6.

142. Киссель М.А. Экзистенциализм и проблемы «переоценки ценностей» // Проблемы ценности в философии. M.-JL: Наука, 1966.

143. Климов Е.А. К молодежи, посвятившей себя психологии // Вопросы психологии. 1989. - №3.

144. Клягин B.C., Николаев В.И. Время и молодежь. Минск: Наука и техника, 1979.

145. Князева E.H. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. 1998. - №4.

146. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.

147. Коршунов A.M. Социальное признание, ценность и оценка // Философские науки. 1977. - № 6.

148. Косарева JI.M. Ценностные ориентации и развитие научного знания // Вопросы философии. 1987. - № 8.

149. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для вузов. 3-е изд., Волгоград: Комитет по печати, 1996.

150. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М.: Республика, 1991.

151. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. 1991. - № 12.

152. Кузнецов Б.Г. Ценность познания. М.: Наука, 1975.

153. Кузнецова А.Я. Социально-биологические аспекты социализациимолодежи. Рига, 1977.t

154. Кучуради И. Оценка, ценности и литература // Вопросы философии. -2000.-№10.

155. Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. - №6.

156. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. - № 9.

157. Ларошфуко Ф. Мемуары и максимы. М.: Политиздат, 1971.

158. Левин Г.Д. Свобода воли. Современный взгляд // Вопросы философии. 2000. - №6.

159. Лейбин В.Н., Новик И.Б. Критический анализ социально-философских предпосылок западной глобалистики // Элементы человеко-машинной системы моделирования процессов глобального развития. Вып. 3. - М.: Просвещение, 1983.

160. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: «УРСС». 2000.

161. Лекторский В.А., Витгенштейн и некоторые традиции отечественной мысли // Вопросы философии. 1998. - №5.

162. Леонтьев A.A. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1975.

163. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. -№3.

164. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. М.: Молодая гвардия, 1990.

165. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. М.: ДЕЛО, 2000.

166. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Наука, 1994.

167. Лосский Н.О. Бог и мировое зло./Сост. А.П. Поляков, П.В. Алексеев, A.A. Яковлеев. М.: Республика, 1994.

168. Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991.

169. Макаров А.И. Боэций о значении определения и описания для понимания категорий // Вопросы философии. 2000. - №5.

170. Макаров А.И. Нравственные ценности отечественной культуры и цивилизации // Современная цивилизация и моральные ценности. М.: Просвещение, 1982.

171. Максименко С.Д. Проблема в возрастной и педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. - №4.

172. Мамардашвили М.К. Из краткого введения в философию // Вопросы философии. 2000. - №12.

173. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Наука, 1990.

174. Маркович А. Маркс об отчуждении // Вопросы философии. 1989. - №9.

175. Маркс К., Энгельс Ф. // Пол. Соб. Соч. Т.Т. 2, 3, 6, 21, 22. - М.: Политиздат, 1965.

176. Маршакова-Шайкевич И.В. Анализ вклада России в развитие социальных и гуманитарных наук // Вопросы философии. 2000. - №8.

177. Маслов В.П. Томаш Масарик и роль личности в истории // Вопросы философии. 2000. №8.

178. Матюшкин A.M. Основные направления исследований мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. - № 1.

179. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Наука, 1972.

180. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен.- Ставрополь: Издательство СГУ, 1995.

181. Медведев Н.П. Ценности и их роль в жизни общества. Ставрополь: Издательство СГУ, 1993.

182. Миголатьев A.A. О человеческих потребностях // Социально-политический журнал. 1998. - №6.

183. Микешина JI.A. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Наука, 1990.

184. Мильдон В.И. Миллениумы русский западный: образы эсхатологии // Вопросы философии. 2000 - №7.

185. Миронов А.Ю. Историзм и теология // Вопросы философии. 2000. -№11.

186. Митрохин JI.H. Религия и культура. М.: ИФ РАН, 2000.

187. Моисеев H.H. Философия истории и современность // Социально-политический журнал. 1993. - № 8.

188. Молодежь и демократизация современного общества: социологическийанализ // Под ред. Щавеля С.А. Минск, 1990. é

189. Монтель М. Опыты. Избранные главы: Пер. с фр. / Сост., вступ. ст., примеч. В.П. Яковлев. Ростов-на-Дону. - Изд-во «Феникс», 1998.

190. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Д.: Издательство ЛГУ, 1987.

191. Москаленко В.В. Социализация личности (философский аспект).- Киев: Наукова думка, 1986.

192. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Издательство ЛГУ, 1983.

193. Мшвениерадзе В.В. Философия политической культуры. М.: Прометей, 1989.

194. Народонаселение: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

195. Нарский И.С. Ценность и полезность // Философские науки. 1969. - № 3.

196. Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры. СПб.: «Русский христианский институт».

197. Неформальные объединения молодежи и идеологическая борьба (сборник обзоров). АН СССР ИНИОН. М.: 1988.

198. Новик И.Б. Вопросы стиля мышления в естествознании М.: Просвещение, 1975.

199. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного // Вопросы философии. -2000-№10.

200. Ожогов Ю.П. Политическая культура молодежи. М.: Политиздат, 1981.

201. Ойзерман Т.И. К характеристике философии Шеллинга: принцип тождества необходимости и свободы // Вопросы философии. 1998. - №2.

202. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. 2000. - №2.

203. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М.: Наука, 1977.

204. Пантин И., Плимак Е. Идеи Маркса на переломе человеческой цивилизации // Коммунист. М.: 1990. - №4.

205. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Издательство МГУ, 1989.

206. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985.

207. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Наука, 1969.

208. Платон. Соч. В трех томах. Т. 3. - М.: Политиздат, 1972.

209. Плеханов Т.В. Философия истории. М.: Просвещение, 1989.

210. Постмодернизм и культура (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1993. - №3.

211. Пригожин А.И. Переоткрытие времени // Вопросы философии.- 1998. №8.

212. Пригожин А.И. Сущность переходных процессов // Социология перестройки. М.: Республика, 1990.

213. Пуляев В.Т. О гуманизме, будущем России и социально-гуманитарном знании // Социально-политический журнал. 1998. - №3.

214. Ракитов А.И. Историческое познание. М.: Просвещение, 1982.

215. Рассел Б. Философский словарь разума, материи и морали / Пер. С анг. -М.: 1996.

216. Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.И. Щербаков. М.: Педагогик, 1990.

217. Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. М.: «Эдиториал УРСС», 2000.

218. Розин В.М. Учение Данила Андреева «Роза мира» // Вопросы философии. 1998. - №2.

219. Рокмор Т. Об открытии Маркса после марксизма // Вопросы философии. 2000. - №4.

220. Росси Ф. Дж. Общественный авторитет разума. Критика, изначальное зло и предназначение человечества // Вопросы философии. -2000. №7.

221. Российская ментальность («круглый стол») // Вопросы философии.- 1994.-№1.

222. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. 1989. - №4.

223. Рылеева С.Н., Козлова Н.Д. Ценностные ориентации предпосылка программ переустройства общества // Общественные науки и современность.- 1992. -№ 1.

224. Самсонов A.JI. На пути к ноосфере // Вопросы философии. 2000.- №7.

225. Секст Эмпирик. Соч. В двух т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1976.

226. Семенов B.C. Уроки XX века и путь в XXI век. М.: ИФ РАН, 2000.

227. Семенов Л.И. Молодежная политика. М.: Наука, 1991.

228. Семигин Г.Ю. Политическая стабильность и безопасность // Социально-политический журнал. 1996. - №3.

229. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Издательство ЛГУ, 1990.

230. Синкевич З.В. Молодежная культура: «За» и «против». Заметки социолога. Л.: Наука, 1990.

231. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

232. Смирнова Е.Д. Логика и философия // Вопросы философии. 2000. -№12.

233. Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1991.

234. Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. М.: Политиздат, 1989.

235. Соловьев Вл. Русская идея. В сб. «Русская идея». М.: Политиздат, 1992.

236. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по теории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991.

237. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Под ред., сост. и предисл. А.Ю. Согамонов: Пер. с английского М.: Политиздат, 1992.

238. Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. - №10.

239. Степин B.C. Научное познание как опережающее отражение практики // Практика и познание. / Под ред. Д.П. Горького, A.A. Ветрова.- М.: Наука, 1973.

240. Степин B.C. Теоретическое знание. М.: «Прогресс-традиция», 2000.

241. Столович JT.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994.

242. Студенчество: социальные ориентиры и социальная практика. Актуальные очерки. / Под общ. ред. Иудина A.A., Овсянникова A.A. М.: Молодая гвардия, 1990.

243. Тахо-Годи A.A. Два фрагмента из «Дополнений к «Диалектике мифа»» // Вопросы философии. 2000. - №3.

244. Теория организации: Учебник. / Под ред. В.Г. Алиева. М.: Луч, 1999.

245. Тиме Г.А. Пессимизм духа и оптимизм АбсолютаПереживание» мысли Шопенгауэра и Гегеля в России XIX века) // Вопросы философии.- 2000. №7.

246. Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа.- М.: Политиздат, 1976.

247. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Политиздат, 1991.

248. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: 1990.

249. Тоффлер О. Будущее труда. Раса, власть и культура // Новая технократическая волна на Западе. М.: наука, 1986.

250. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Наука, 1960.

251. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Наука, 1968.

252. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прометей, 1990.

253. Уварова Е.Л. Молодежь и реальность современного мира.- Харьков, 1990.

254. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М.: Политиздат, 1985.

255. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М.: Политиздат, 1973.

256. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Политиздат, 1966.

257. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Просвещение, 1990.

258. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М.: Просвещение, 1985.

259. Уолцер М. О терпимости (под ред. Абрамова М.А.). М.: «Дик М. 2000», 2000.

260. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой и H.A. Саломатина. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999.

261. Фатхутдинов P.A. Управленческие решения: Учебник. 4-е изд., переработанное и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001.

262. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. 2000. - №4.

263. Фейгенберг И.М., Ровинский P.E. Информационная модель будущего как программа развития // Вопросы философии. 2000. - №5.

264. Фейербах JI. Избранные философские произведения. Т. 2. - М.: 1955.

265. Философия и ценностные формы сознания. М.: Политиздат, 1978.

266. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1983.

267. Фомина А.П. НТР и измерение ценностных ориентаций. Л.: Издательство ЛГУ, 1982.

268. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. - № 6.

269. Френч М. Премудрость в личности // Вопросы философии. 2000. -№4.

270. Фролов И.Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1979.

271. Фролов И.Т. Прогресс науки и будущее человека. М.: Наука, 1975.

272. Фромм Э. Ради жизни на земле (под ред. Гуревича П.С.). М.: «ACT», 2000.

273. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М.: Республика, 1992.

274. Хамиков М.С. Общественное мнение студенчества: проблема общественно-политической активности. М.: Педагогика, 1988.

275. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986.

276. Хесле В. Философия и экология. М.: Наука, 1993.

277. Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования. -Петрозаводск, 1984.

278. Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1996.

279. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

280. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Редкол.: И.Т. Фролов (отв. ред) и др. М.: Политиздат, 1995.

281. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: Издательство МГУ, 1992.

282. Швейцер А. Культура и этика. М.: Просвещение, 1973.

283. Шелер М. Избранные произведения. М.: Кентавр, 1994.

284. Шопенгауэр А. Избранные произведения / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. И.С. Нарский. М.: Просвещение, 1992.

285. Щедровицкий Г.П. Очерки по философии образования. М.: Прометей, 1993.

286. Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организации и метод развития коллективной мыследеятельности. // Нововведения в организациях. М.: Политиздат, 1983.

287. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М.: Политиздат, 1977.

288. Эпштейн М. Поступок и происшествие. К теории судьбы // Вопросы философии. 2000. - №9.

289. Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения ценностных ориентаций и наблюдаемого поведения. Тбилиси, 1970.

290. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М.: Наука, 1994.

291. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Карл Ясперс. Смысл и назначение истории. Изд. Второе. М.: Политиздат, 1994.

292. Drucker P.F. The age of discontinuity. Guidlines to our changing society. -N.Y., 1969.

293. Dumazedie J. Sociologie empirique du loisir. Critique et contrecritique de la civilization du loisir. P., 1974.

294. Fowastie Y. La grande metamorphose du XXe siecle. P., 1961. Fourastie Y. Le grand espoir du XXe siecle.

295. Fromm E. The revolution of hope. Toward a humanized technology. Toronto, 1968.

296. Galbraith J.K. The age of uncertainty. Boston, 1977.

297. Galtimg J. The true worlds: a transnational perspective. N.Y., 1980.

298. Hammer C.H. Toward a simpler world: The community idea. N.Y., 1978.

299. Kahn H. The coming boom // Economic, polit, a. social. N.Y., 1982.

300. Sen B.R. Towards a newer world. Dublin, 1982.

301. Wolf C.P. The structure of societal revolution // Social change explorations, diagnoses a. conjectures / Ed. by Zollschan O.K., Hirsch W. N.Y., 1976.

302. Quentin J.-P. Mutation 2000: le tournant de la civilisation. P., 1982. Habermas J. Toward a rational society. - L., 1971.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 169556