Суфизм в татарской литературе: Истоки, тематика и жанровые особенности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, доктор филологических наук Сибгатуллина, Альфина Тагировна

  • Сибгатуллина, Альфина Тагировна
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 2000, Елабуга
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 381
Сибгатуллина, Альфина Тагировна. Суфизм в татарской литературе: Истоки, тематика и жанровые особенности: дис. доктор филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Елабуга. 2000. 381 с.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Сибгатуллина, Альфина Тагировна, 2000 год

1. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. -Сазань: Таткнигоиздат, 1976. 319 с.

2. Алишев С.Х. Исторические судьбы народов Среднего Товолжья XVI-нач. XIX вв. М.: Наука, 1990. - 269 с.

3. Альгар Хамид. Последний накшбандийский шейх Волго-/ральского региона (пер. с англ.) // Татарстан. 1995. - № 7-8. - С. 02-108.

4. Акаев В. Суфийские братства в Чечне, их взаимоотношения участие в современной общественно-политической жизни // 1аучная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону. - 1996. - № 3.

5. Акаев В. Суфийские братства и ваххабиты // Азия и Африка сегодня. № 6. 1998. - С. 47- 54.

6. Акимушкин О.Ф. Суфийские братства: сложный узел роблем // Предисловие к кн. Тримингэм Дж. С. Суфийские орденыисламе. Пер с англ. М.Наука, Главная редакция восточной итературы, 1989. - С. 3- 13.

7. Амирханов P.M. Татарская социально-философская мысль редневековья. В 2-х кн. Казань, 1993. 1 кн. - 125 е.; 2 кн. - 112 с.

8. Амирханов Р. Ислам в истории татарской общественной ысли // Татарстан. 1993. - №4. - С. 82-83.

9. Амирханов Р. "Сказание о Йусуфе" и его ценности // атарстан. 1993. - №10. - С.77-78.

10. Арабская средневековая культура и литература. М. Наука" 1978.

11. Арипов М.К. Навои и суфизм. (К 530-летию сл дня эждения) // Философские науки. 1971. - № 1. - С. 132-138.

12. Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и антюркизма в России М. 1934.

13. Ахмедов Б.А. Жития мусульманских "святых" как сторический источник. // Источниковедческие разыкания. -билиси: "Мецниерыба", 1985. С. 207-214.

14. Ахмеров П.Н. Описание печати Ахмеда Ясеви // Известия >бщества археологии, истории и этнографии при императорск. Сазанск. Ун-те. Т. 13. вып. 6, 1896. С. 530-537.

15. Бабаджанов Б. Из истории Кубравийского братства в эухаре. // Узбекистан - вклад в цивилизацию. Бухара и мировая культура. Вып. 3 Ч. 1. -Бухара, 1995 - С. 37-40.

16. Бакиров М. X. Генезис и древнейшие формы •бщетюркской поэзии: Автореферат дисс. доктора филол. наук.-Сазань, 1999.- 96 с.

17. Бартольд В.В. Сочинения: В 9 т. М.: Изд-во вост. лит., 986. - Т.6. - 784 с.

18. Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М., 1970.

19. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская итература. М.: Наука,

20. Главн. редакция вост. литературы, 1965. 523 с.

21. Березиков Е. Святые ислама. Казань: Татарск. Книжн. зд-во, 1996- 160 с.

22. Березин Н. Булгары на Волге. Казань, 1853.

23. Бобровников В.О. Ислам и советское наследие в колхозах ¡еверо-Западного Дагестана // Этнографическое обозрение. 1977. № 5. - С. 132-141.

24. Боровков А.К. Очерки по истории узбекского языка определение языка хикматов Ахмада Ясеви) // Советское остоковедение. 1948. - С. 229-250.

25. Брагинский И.С. Волшебная шкатулка. Одиннадцать голетий таджикской поэзии // Дружба народов. 1973. - № 8.

26. Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. М. 1974.

27. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы агар (до революции 1917 г.) М. - Пбг: Госиздат, 1923. - 106 с.27а. Вильданов А. Просветительская литература Башкирии и оэзия Мифтахетдина Акмуллы: Автореферат канд. дисс. Уфа, 978.

28. Всем нужная вера с Багдадским Мевланя Халидом. 1-е зд-е. Стамбул.Изд-во Вакифа Ихласа № 1. - 1993. - 120 с.

29. Восточная поэтика. Специфика художественного образа. М.: Наука, Гл. редакция вост. лит. 1983. 262 с.

30. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской листике // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 62-87.

31. Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. М. 1980.

32. Ганиева Р.К. Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали. -1зд-во Казанск. ун-та, 1988.- 171 с.32а.Ганиева Р.К. Восточный Ренессанс и его традиции в юркских литературах. Автореферат дисс. доктора филол. наук. Казань, 1992.

33. Геворкян А.Р. Пессимизм и религия // Вопросы шлософии. 1998. - № 1. - С. 160-169.

34. Генон Р. Язык птиц. О смысле карнавальных праздников, 'айны буквы "нун" // Вопросы философии. 1991. - № 4.

35. Геюшов Н.Д. Символ любви у Дж.Руми и М. Физули // ¡оветская тюркология. 1988. - № 2, - С. 51-62.

36. Гордлевский В. А. Избранные соч. III т. История и культура. М. 1962.

37. Грюнебаум Г.Э.фон. Классический ислам. Очерк истории 300-1258) М.: Гл.редакция восточн. лит. "Наука" 1988. - 216 с.

38. Грюнебаум Г.Э.фон. Основные черты арабо-мусульманской ультуры. Статьи разных лет. М.: Наука, 1981.

39. Демидов С. М. Суфизм в Туркмении (эволюции и ережитки). Ашхабад, Ылым, 1978.

40. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. -.: Политиздат, 1990. -280 с.

41. Жемчужное ожерелье: Антология арабской средневековой оэзии и прозы. Пер. с арабского. М.: Издательская фирма Восточная литература" РАН, 1996. -420 с.

42. Журавский A.B. Своеобразие религиозной системы ислама, атериалы "круглого стола" на тему "Ислам и общество" // Вопросы илософии. 1993. № 12. С. 5-11.

43. Зайнуллин Г.Г. Татарская богословская литература XVIII-ачала XX веков и ее стиле-языковые особенности. Диссертация вшде научного доклада на соискание уч. степ, доктора филол. гаук. Казан, 1999. - 107 с.

44. Залеман К. Легенда про Хаким Ата // Известия импер. ^кад. наук. Т. IX. № 2. - С-П. 1898.

45. Захидов В. Мир идей и образов Алишера Навои. Ташкент, 961.

46. Ибрагимов Н.И. Позднесредневековый арабский книжный пос. Ташкент, 1994.

47. Известия императорской Академии наук. Т. IX. № 2. -!Пб, 1898.

48. Известия Общества археологии, истории и этнографии при мпер. Казанском университете. Т. 13. Вып. 1. 1895. С. 9-34.

49. Из истории башкирской литературы XIX века: Статьи, сатериалы. Уфа, 1989. -160 с.

50. Из истории суфизма: источники и социальная практика, б. Статей. Ташкент: Фан, 1991. - 146 с.

51. Имамов В. Запрятанная история татар. Наци-онально-свободительная борьба татарского народа в 16-18 веках за создание езависимого государства). Набережные Челны. Газетно-книжное зд-во КАМАЗ", 1994. - 80 с.

52. Инайят Хан. Мистицизм звука. М.: Сфера, 1998. - 333 с.

53. Ислам. Краткий справочник. М.: "Наука", Гл. редакция эст. лит., 1986.

54. Ислам в татарском мире: история и современность. Материалы международного симпозиума, Казань, 29 апреля-1 мая 996 г.) Казан, 1997.

55. Ислам на территории бывшей Российской империи, нциклопедический словарь. Вып. 1. М.: Издательская фирма Восточная литература" РАН, 1998. - 159 с.

56. Исхаков Д. Сеиды в позднезолотоордынских татарских осударствах. Казань, изд-во "Иман", 1997. - 78 с.

57. Исхакова-Вамба Р. А. О некоторых связях народной музыки :азанских татар с арабской культурой // Музыкальная юльклористика. Вып. 2. М. 1978.

58. Камалов Т. Зия Камали: мыслитель, просветитель, »елигиозный деятель. Казань, изд-во "Иман", 1997. - 53 с.

59. Каптерева Т.П. Искусство стран Магриба. Средние века. 1овое время. М. "Искусство". 1988. С. 19-38.

60. Касимова 3.Общие тенденции в учении накшбандия и кзистенциализме // Узбекистан вклад в цивилизацию. Бухара и сировая культура. Вып. 3 Ч. 1. - Бухара, 1995 - С. 45-48.

61. Керимов Г.М. Аль-Газзали и суфизм. Баку: Элм, 1969. -08 с.

62. Керимов Г.М. О некоторых противоречиях между суфиями богословами ортодоксального ислама // Известия АНзербайджанск. ССР. Серия: Общественные науки. 1964. - № 5. -. 111-118.

63. Кириллина С. А. Ислам в общественной жизни Египта $торая половина XIX начало XX в.) - М.: Наука. Главная редакция □ст. лит., 1989. - 203 с.

64. Кириллина С.А. Культово-обрядовая практика суфийских ратств Египта (Х1Х~начало XX века) // Суфизм в контектсте усульманской культуры. С. 87-90.

65. Климович Л.И. Ислам. М., 1962.

66. Климович Л.И. Ислам в царской России. М.: Госуд. нтирелиг. Изд-во, 1936. -408 с.

67. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и ифологии. М.: Политиздат, 1986. -270 с.

68. Кныш А.Д. Суфизм // Ислам: историографические очерки. М. 1991. С. 150-160.

69. Коран. Пер. с араб. Акад. И.Ю. Крачковского. М. СП КПА. 1990. - 512 с.

70. Коран. Перевод смыслов и комментарии ВалерииГороховой. 2 изд-е перераб. и дополн. 1996.

71. Краубаева А. Идейно-художественные особенности "Кысас 5абгузи" и "Мухаббат-нама": Автореферат дисс. Канд. филол. 1аук. Алма-Ата, 1974. -26 с.

72. Куделин А.Б. Поэзия Юнуса Эмре. М.:Наука, 1980. -76 с.

73. Кулизаде 3. О некоторых противоречиях в опреде-лении оценке суфизма в нашей литературе // Известия АН Азербайдж. "СР. Серия: общественные науки. Баку, 1965. - № 5. - С. 92-100.

74. Кулизаде 3. Закономерности развития восточной шлософии XIII-XV вв. и проблема Запад-Восток. Баку: изд-во Элм", 1983. - 284 с.

75. Курбанмамадов Акназар. Эстетическая доктрина суфизма. Опыт критического анализа) / АН Тадж. ССР. Отд. Филос. -Душанбе: Дониш, 1987. 108 с.

76. Маллицкий Н. Ишаны и суфизм // Сборник материалов о мусульманству. Под редакцией В.И. Ярового-Равского. С. -1етербург, 1899. - С.85-100.

77. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М. 1973.

78. Миннегулов X. Татарская литература и восточная классика. Вопросы взаимосвязей и поэтика) Казань: изд-во Казанск. ун-та, 993. - 384 с.

79. Мифы народов мира. Энциклопедия. В двух томах. 2-е изд. М.: Российская энциклопедия. Олимп, 1997.

80. Мухамедходжаев А. Абдуррахман Джами и накшбандия / Известия АН Таджике. ССР. Серия: востоковедение, история, илология. № 3 (15). - 1989. - С. 43-48.

81. Мухамедходжаев А. Гносеология суфизма. Душанбе, Цониш", 1990. -114 с.

82. Мухамедходжаев А. Идеология накшбандизма. Душанбе, 991.

83. Мухамедходжаев А. Мировоззрение Фаридетдина Аттора. Душанбе, 1974.

84. Нурбахш Джавад. Таверна среди руин. Семь эссе о суфизме.Пер. с англ. JI.M. Тирасполського. 4-е изд-е. М., 1997. - 136 с.

85. Нурбахш Джавад. Рай суфиев. (Пер. с англ.) М., 1995. -112 с.

86. Нурбахш Джавад. Психология суфизма (Дел ва нафс). lep. с англ. JI.M. Тираспольского. М., 1996. - 176 с.

87. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках. JI. 966.

88. Позднев П. Дервиши в мусульманском мире. Оренбург, 886.

89. Пухаченкова Г.А. Хонако Богоутдина в типологическом спекте // Бухара и мировая культура: Динамика культурного сроцесса в столицах восточных цивилизаций. Выпуск 1. Бухара, 993. - С.115-117.

90. Раджабов М. Р. Абдурахман Джами и таджикская шлософия 15 века. Душанбе, "Ирфон", 1968.

91. Рационалистическая традиция и современность: Ближний Средний Восток. М.: Наука, Главн.редакция вост.лит. 1990.67 с.

92. Религиозные традиции мира. В двух томах. Пер. с англ. -1., Крон-Пресс, 1996. Т.2. 640 с.94. "Русский вестник" Кн. 7-8. М. 1894.

93. Сагадеев A.B. Из истории эстетической мысли народов лижнего и Среднего Востока: Автореферат канд. дисс. М. 1964.

94. Сагадеев A.B. Абд-ар Рахман Бадави и экзицтенци-онализм арабских странах // Современная философия и социологическая ысль стран Востока. М., 1965.

95. Самойлович. Махтумкули и Хаким Ата // Махтумкули. Сборник статей о жизни и творчестве поэта) Ашхабад, 1960.

96. Саяпова A.M. Дардменд и проблема символизма в татарской итературе начала XX века: Автореферат диссертации на шскание ученой степени доктора филол. Наук. Казань. 1998. 46 с.

97. Саяпова A.M. Идеи суфизма в творчестве Дардменда // аучный Татарстан. 1996. - № 3. - С. 62-67.

98. Сборник материалов по мусульманству. Спб. 1899.

99. Сборник материалов для Сыр-Дарьинской области. Выпуск . Ташкент 1891.

100. Серикова JI. Роль и содержание суфийских терминов в кытъа" Навои // Советская тюркология. 1974. - № 6. - С. 53-¡2.

101. Смирнов A.B. Великий шейх суфизма. М.: Наука, 993. - 328 с.

102. Смирнов Е.Т. Дервишизм в Туркестане // Сборник гатериалов по мусульманству. Под редакцией В.И. Ярового-'авского. С. -Петербург, 1899. - С. 49-72.

103. Советский энциклопедический словарь. М.: "Советская нциклопедия". - 1987. - 1599 с.

104. Степанянц М. Т. "Исламская этика" и ее социальный смысл / Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 100-109

105. Степанянц М.Т. Исторические судьбы суфизма // Вопросы »илософии. 1980. -№6

106. Степанянц М. Т. Концепция "совершенного человека" в ворчестве Джалал Дина Руми и Мухаммада Икбала // Творчество 1ухаммада Икбала. М. 1982. - С. 136-140.

107. Степанянц М. Т. Поиск скрытого смысла // Предисловие книге: В поисках скрытого смысла. Духовное учение Руми. М.: аучно-издательск. фирма "Ладомир". -1995. - С. 5-19.

108. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М.: аука, 1987. - 190 с.

109. Степанянц М.Т. Философское наследие суфизма в □ временном мире // Философское наследие Востока и эвременность. М.: Наука, Главная редпкция восточной итературы. 1983. - С. 124-136.

110. Степанянц М.Т. Человек в традиционном обществе Востока )пыт компаративистского подхода) // Вопросы философии. 1991. № 3 - С. 140-151.

111. Степанянц М.Т. "Исламская этика" и ее социальный смысл ' Вопросы философии. 1966. - № 2. - С. 100-109.

112. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.: 1аука, 1989. - 342 с.

113. Суфийская мудрость (Сост. В.В.Лавский. Мн.: ИПП Лотаць", 1998. - 398 с.

114. Сухарева О. А. Ислам в Узбекистане. Ташкент, 1960.

115. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. -/.:Наука. Главн.редакция восточн.лит. 1989. 328 с.

116. Туркестанские ведомости. -1904.- № 147; 1910.- № 97

117. Удам X. "Новое творение" в суфизме // Учен. Записки 'артусского государственного университета. Вып. 558. Язык и :ультура народов Востока и их рецепция в Эстонии. С. 98-105.

118. Угринович Д. М. Искусство и религия: (теорет. очерк). -L: Политиздат, 1982. 288 с.

119. Уманец С. Религиозная метафизика мусульманского >остока // Вопросы философии и психологии. 1981. Книга 7, - С. 03-121. Книга 8. - С.59-71.

120. Ученые записки Казанского университета, XX, Кн. 12. -'азань, 1903.

121. Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ вв. Антология) М.: Прогресс, 1993. - 400 с.

122. Фиш Радий. Джалалетдин Руми. М.: Наука. Главн. едакция вост. лит., 1985. - 267 с.

123. Фомкин М.С. О суфийских мотивах в "Благодатном нании" Юсуфа Баласагуни // Советская тюркология. 1990. -Г°5. - С. 68-74.

124. Фукс Карл. Казанские татары в статистическом и гнографическом отношениях. Краткая история города Казани, епринтное изд-е. -Казань, Фонд ТЯК, 1991. 210 с.

125. Хрестоматия по исламу. Пер. с арабского. М.: Наука. Іздательская фирма "Восточная литература". 1994 - 238 с.

126. Хузин Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время X начало XIII веков) - Казань: Изд-во "ФЕСТ", 1997. -184 с.

127. Хусаинов Г.Б. Башкирская литература ХІ-ХУІІІ вв.: Учебное пособие для вузов. Уфа: Гъилем, 1996. - 193 с.

128. Хусаинов Г. Б. Новонайденные рукописные хикметы £авля Кулия // Письменные памятники Башкирии (историко-шлологические исследования). Уфа, 1982. - С. 152-162.

129. Читтик У. В поисках скрытого смысла. Суфийский путь юбви. Духовное учение Руми. Пер. с англ., арабск. М.:Ладомир, 995. - 543 с.

130. Шамиль на Кавказе и и в России, (составила М.Н. ичагова). С. -Пг. 1889. -207 с.133а. Шарипова 3. Башкирская письменная литература 1 оловины XIX в. и творчество X. Салихова. Авторефат канд. дисс.-фа, 1985.

131. Шах Идрис. Суфизм. М.: "Клышников, Комаров и Ко", 994, - 447 с.

132. Шукуров Ш. Об изображениях пророка Мухаммада и роблеме сокрытия лика в средневековой культуре ислама // уфизм в контексте мусульманской культуры. С.

133. Юзеев А.Н. Марджани и суфизм // Языки, духовная ультура и история тюрков: традиции и современность. Труды еждународной конференции в 3-х т. 9-13 июнь 1992. Казань. Т. . - Москва, "Инсан". - 1997. - С. 202-205.

134. Юзеев Айдар. Татарская философская мысль конца ХУІІІ-IX веков (эволюция, основные направления и представители. В -х книгах. Казань. Изд-во "Иман". - 1998.

135. Юзеев А. Шихаб-ад-дин Марджани: мыслитель, юлигиозный реформатор, просветитель. Казань: Иман, 1997. ->0 с.

136. Юнусова В.Н. Ислам и музыкально-культурные традиции іародов Поволжья. (К проблеме взаимосвязи конфессии и :удожественной культуры) // Этнографическое обозрение. 1996. № 2. - С. 19-30.

137. Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М. Л., 1960.

138. Яндаров А. Суфизм и идеология национально-свободительного движения. Алма -Ата, 1975.

139. Ярлыкапов A.A. Ногайская степь: этнос и религия егодня // Этнографическое обозрение.- № 3.- 1998.- С.89-98.

140. Акмулла. Шигырьлвр Тезучесе М.Госманов) Казан: Татар.кит. нэшр., 1981.

141. Эгълвмов Медвррис. Иман тврезв шакый. Шигырьлвр, балладалар, поэмалар. Казан: Татар, кит. нвшр., 1996.

142. Эдвбият белеме сузлеге. Тезуче-редакторы А. Г. Эхмвдуллин.- Казан: Татар, кит. нэшр., 1990. 240 б.47а. Эхмвдуллин Азат.Фвтхи Бурнаш: ижаты Ивм тормыш юлы турында очерк.- Казан: Татар, кит. нвшр., 1988.- 176 б.

143. Эхмвтщанов Марсель. Татар швщврвлере. Беренче китап.- Казан: Татар, китап нвшр., 1995.

144. Бвдввам. Казан: Б.Л. Домбровский типогр. 1907.

145. Бврзвнщи Л^вгъфвр. Касыйдви мвулиден-нвби саллаллаЬу галвйЬи ввссвлам.- Казан: Хесвенов вврвсвсе, 1912.- 96 б.51