Своеобразие художественной природы сонетного цикла: На примере цикла Джорджа Мередита "Современная любовь" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Коноплюк, Наталья Владимировна

  • Коноплюк, Наталья Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Самара
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 201
Коноплюк, Наталья Владимировна. Своеобразие художественной природы сонетного цикла: На примере цикла Джорджа Мередита "Современная любовь": дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Самара. 2005. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Коноплюк, Наталья Владимировна

Введение.

Глава 1. Цикл Дж.Мередита и традиция английского сонетного цикла.

§ 1. Сонетный канон и стихотворения цикла «Современная любовь».

§ 2. Лироэпическая природа сонетного цикла.

Глава 2. Особенности жанрового содержания цикла Дж.Мередита

Современная любовь».

§ 1. Содержательные особенности цикла Дж.Мередита как отражение его художественно-эстетических взглядов.

§ 2. Романические приемы организации сюжета цикла: «прозаизация» повествования.i.

§ 3. Особенности пространственно-временной организации цикла.

Глава 3. Особенности поэтико-композиционной организации цикла

Современная любовь».

§ 1. Взаимодействие лирических и эпических принципов в композиции

Современной любви».

§ 2. Эпические и лирические начала поэтико-стилистической системы

Современной любви».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Своеобразие художественной природы сонетного цикла: На примере цикла Джорджа Мередита "Современная любовь"»

Один из наиболее значительных писателей последней трети XIX века, соединивший в своем творчестве многие ключевые тенденции того времени, Джорж Мередит больше известен как автор социально-психологических романов, оказавших существенное влияние на формирование эстетических взглядов Т.Гарди и Д.Гиссинга, Г.Джеймса и В.Вулф, О.Уайлда и Д.Джойса. За полтора века, истекших с момента публикаций первых произведений Мередита (1850), накоплен значительный опыт изучения его творчества. В отечественном литературоведении первые попытки анализа его работ были сделаны еще на рубеже XIX-XX веков, когда в печати появились статьи О.Филона (1896) и З.А.Венгеровой (1897) посвященные роману Мередита «Странный брак». Достаточно широко отечественными литературоведами освещались различные вопросы, касающиеся биографии Мередита, жанровой специфики его романов, особенностей его повествовательной манеры (труды М.В.Урнова, Н.П.Михальской, В.В.Захарова, М.Б.Феклина, Р.Н.Гензелевой, В.В.Бадикова).

Однако романы Мередита - хотя и значительная, но далеко не единственная сторона его творчества. «Поэтом по предпочтению, романистом по профессии» называет его американский исследователь Ф.Бартлетт1, и действительно, Мередит начал и закончил свою литературную карьеру как поэт. Его перу принадлежат десять прижизненно изданных поэтических сборников, и сам он неоднократно отмечал, что несмотря на высокую оценку его романов, считает себя прежде всего поэтом. Его поэтическое наследие оценивается критикой далеко не однозначно и мало известно широкой публике2. Значительная часть его стихотворений

1 Bartlett, P. George Meredith. - Longman, Green and Co, 1963. - P.5.

2 Поэтические произведения Мередита, включая цикл «Современная любовь», практически не переводились на русский язык. Исключение составляет сборник Английский сонет XVI-XIX веков: Сборник/Сост. А.Л.Зорин. - М., 1990, в котором действительно представляет интерес только для историков литературы, однако лучшие произведения Мередита несомненно заслуживают пристального изучения. Это прежде всего относится к одному из его шедевров - циклу «Современная любовь», опубликованному в апреле 1862 г. в сборнике "Modern Love" and Poems of the English Roadside, with Poems and Ballads".

Этот цикл - уникальное явление в английской поэзии XIX века. Написанный автором, чья литературная репутация практически полностью основана на прозе и чей поэтический талант оспаривался многими критиками, цикл стал одним из наиболее ярких произведений своего времени. Не принятый и не понятый современниками, он, тем не менее, оказался более жизнеспособным, чем многие из официальных литературных фаворитов того времени, и спустя более чем столетие после первой публикации его неоднократно называли и называют «одним из лучших поэтических циклов в английской литературе XIX века»1.

Как уже отмечалось, наши отечественные литературоведы обошли цикл своим вниманием, видя в Мередите исключительно романиста, в то время как на родине писателя, в Великобритании и в США изучение его творчества затрагивает весь спектр его произведений как прозаических2, так и поэтических. В рамках нашего исследования наиболее ценными для нас оказались: представлены переводы отдельных стихотворений из цикла "Современная любовь" и нескольких "правильных" сонетов Мередита, выполненных Г.Кружковым. Нам также не известно о существовании каких-либо отечественных теоретических исследований в этой области, за исключением комментариев Э.Красновой к указанному сборнику.

1 Краснова Э. Примечания к кн. Английский сонет XVI-XIX веков: Сборник/Сост. А.Л.Зорин. - М., 1990. - С.678. См. также Going, William Т. Scanty Plot of Ground: Studies in the Victorian Sonnet. - The Hague - Paris, 1976. - P. 102; Harris, W. Sifting and Sorting Meredith's Poetry.//The Victorian Experience: The Poets. Ed. by R. Levine. - Ohio University Press, 1982. - P. 133; Lucas, J. Meredith as Poet.//Meredith Now. Some Critical Essays. Ed. by Ian Fletcher. - Lonod: Routledge and K.Paul, 1971. - 317 p. - P. 32.

2 Подробный обзор библиографии исследований прозы Мередита см. в дис. М.Б.Феклина (Феклин М.Б. Роман Д.Мередита «Эгоист» в контексте литературы последней трети XIX века. Дис. канд. филолог, наук. - М., 1990.).

1) работы, изучающие факты биографии Мередита (труды Дж.Хэммертона, Дж.Б.Пристли, Р.Сенкурта, С.Сассона, Ф.Бартлетта, Д.Уильямса);

2) работы, рассматривающие различные аспекты его поэтического творчества (труды Р.Ла Гальена, Дж.Тревельяна, Дж.Канлиффа, Ч.Тинкера, Дж Лукаса, У.Харриса, Н.Келвина);

3) работы, делающие попытки определить его место в истории викторианской поэзии (работы С.Шортера, Х.Уокера, Дж.Сейнтсбери, Дж.Канлиффа, Б.Эванса, А.Джека, Дж.Тиллотсона, М.Стоник, Б.Ричардса).

История изучения цикла «Современная любовь» в своем развитии прошла несколько стадий. В критических отзывах 60-70-х годов XIX века преобладает этический аспект оценки произведения Мередита1. На рубеже XIX-XX веков появляются работы Р.Ла Гальена, Дж.Тревельяна, Дж.Канлиффа, пытающиеся определить место цикла в контексте всего поэтического творчества автора. В этот период доминируют опыты интерпретации сюжета цикла в его связи с биографией Мередита. Новый всплеск интереса к циклу наблюдается в 60-70-х годах прошлого столетия, что, очевидно, связано со столетним юбилеем произведения. В 1978 году Ф.Бартлетт издает наиболее полное двухтомное собрание поэтических сочинений Мередита. В этот период в англоязычных научных журналах появился целый ряд работ, рассматривающих отдельные аспекты поэтики цикла (в частности, статьи Н.Фридмана, У.Т.Гоуинга, Ф.Бартлетта, Э.Голдена, Е. Кокс Райт и др.). Важным шагом на пути изучения «Современной любви» стало исследование, посвященное викторианскому

1 См., к примеру, мнение издателя газеты "Зритель" Р.Х.Хаттона: "В грязных чувствах большинства людей есть нечто привлекательное, но необходимо дать грязи осесть, а не хвалиться ею перед всем миром. Мистер Мередит, похоже, полагает, что грязь живописна" (цит. по изд. Harris, W. Sifting and Sorting Meredith's Poetry.// The Victorian Experience: The Poets. Ed. by R. Levine. - Ohio University Press, 1982. - P.l 19.). сонетному циклу, представленное в книге У.Гоуинга1, уделившего произведению Мередита отдельную главу.

Таким образом, очевидна определенная традиция обособления поэтических и прозаических произведений Мередита, что, на наш взгляд, носит несколько искусственный характер. Поэзию Мередита нельзя рассматривать в отрыве от его прозы и, в первую очередь, романов. Подобное разделение значительно ограничивает возможности, перспективы исследования. В творчестве Мередита лирика и проза не противопоставлены друг другу, они взаимодополняют и взаимовлияют друг на друга, и поэтому понять специфику одной без учета особенностей другой невозможно. С другой стороны, для интерпретации цикла «Современная любовь» немаловажным представляется и включение его в традицию английского сонета и сонетного цикла, что позволит уточнить жанровую природу как всего произведения в целом, так и отдельных стихотворений, входящих в его состав.

Таким образом, актуальность нашего исследования связана с тем, что в нем предложен системный подход к изучению цикла Мередита, с целью рассмотреть его особенности, с одной стороны, в широком контексте эволюции жанра сонета, а с другой, - в более узких рамках художественной системы Дж.Мередита и в частности его романов.

Эти две глобальные задачи предопределили использование в нашем исследовании методов монографического, историко-типологического, историко-теоретического, биографического, формального, содержательного и сравнительного анализа. Диссертация основывается на теоретико-методологических идеях, выдвинутых М.М.Бахтиным, В.М.Жирмунским, Л.И.Тимофеевым, Б.В.Томашевским, Ю.Н.Тыняновым, а также на разработках в области теории и истории сонета (Л.Гроссман, К.С.Гаспаров,

1 Going, William Т. Scanty Plot of Ground: Studies in the Victorian Sonnet. - The Hague - Paris, 1976.

М.Л.Гаспаров, И.-Р.Бехер и др.) и в области теории поэтического цикла (М.Н.Дарвин, Л.Е.Ляпина, В.А.Сапогов, И.В.Фоменко).

В качестве объекта исследования выступает цикл Дж.Мередита «Современная любовь» в его окончательной редакции 1887 года1.

Предмет исследования - эпические и лирические начала жанрового содержания и поэтико-композиционной организации цикла Дж.Мередита.

Цель диссертационного исследования - выявление характера взаимодействия лирических и эпических принципов организации цикла «Современная любовь» на различных уровнях его содержания и формы, обусловливающих синтетичность его художественной природы.

Проблема, объект, предмет и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:

1) показать связь стихотворений, составляющих цикл «Современная любовь», с жанром сонета и выявить существующие связи цикла с жанровой традицией английского сонетного цикла XVI- XIX веков;

2) рассмотреть родовые особенности приемов организации сюжета и принципов повествования в цикле;

3) выявить особенности пространственно-временной организации цикла;

4) проследить взаимодействие лирических и эпических принципов в композиции «Современной любви»;

5) дать характеристику эпических и лирических начал поэтико-стилистической системы цикла Мередита.

Научная новизна работы заключается в обращении к малоизвестному для отечественного читателя произведению Дж.Мередита, а также в предлагаемом «целостном подходе» к изучению данного произведения, подразумевающем включение его в контекст, с одной стороны, жанра сонетного цикла, а с другой, - художественной системы творчества

1 The Poetical Works of George Meredith. - London, 1928. - P.133-155.

Мередита, что, в свою очередь, создает условия для системного анализа особенностей взаимодействия межродовых признаков в структуре сонетного цикла.

Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что в ней:

1) представлен анализ жанровых особенностей английского сонета XIX века;

2) предложено понятие сонетного цикла;

3) дано обоснование лироэпической природы сонетного цикла и произведен анализ особенностей взаимодействия межродовых признаков на различных уровнях произведения.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данных, полученных в ходе исследования, в преподавании общих курсов по истории английской литературы в вузе, а также специальных курсов, посвященных английской поэзии XIX века.

Материалы, полученные в ходе исследования, были использованы на лекционных и практических занятиях со студентами факультета иностранных языков Тольяттинского Государственного Университета, основные теоретические выводы и положения были апробированы в виде докладов и сообщений на межвузовских научных конференциях (ТГУ, Самарского ГПУ, Ульяновского ГПУ), на научно-практических конференциях ТГУ. По материалам исследования опубликованы восемь статей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сохранение в стихотворениях, составляющих цикл «Современная любовь», доминантного жанрового признака сонета XIX века -антитезы -свидетельствует о существовании их генетической связи с жанром сонета и позволяет рассматривать их в качестве уникальной разновидности сонетной формы.

2. Авторский сонетный цикл представляет собой замкнутое содержательно-конструктивное единство относительно самостоятельных стихотворений, принадлежащих к жанру сонета, структурно оформленное автором и объединенное общей темой, жесткой сквозной композицией, лирическим сюжетом и общностью стилистических приемов. Жанровую специфику сонетного цикла определяет сложное внутреннее взаимодействие лирических и эпических характеристик.

3. Связь цикла Мередита с традицией английского сонетного цикла присутствует на всех уровнях текста, и, прежде всего, на сюжетном и образном, и определяется пародийной сущностью произведения. Объектом пародии в данном случае выступает елизаветинский цикл любовных сонетов как особая форма лирической поэзии.

4. Наибольшее значение эпические элементы организации цикла приобретают в «Современной любви» на уровне содержания, тогда как на формальном уровне роли эпических и лирических структур примерно сопоставимы. Специфику сюжетной организации цикла «Современная любовь» предопределяют доминирование в ней романных принципов построения сюжета и повествовательной структуры, в результате чего сюжет приобретает ярко выраженную фабульность, что нехарактерно для сонетного цикла в целом.

5. Композиционная структура «Современной любви» образована относительно равноправными в циклообразующем плане лирическими и эпическими приемами, что обеспечивает сохранение сильного лирического момента внутри фабульного сюжета. Поэтико-стилистическая система цикла, в целом оставаясь в рамках стихотворной речи, также обнаруживает следы влияния прозы.

Цели и задачи диссертации определяют ее структуру и объем. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего произведения Дж.Мередита и 197 источников на русском и английском языках, и двух приложений. Во введение обосновываются актуальность, объект, предмет, цели, задачи и методология исследования,

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Коноплюк, Наталья Владимировна

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

Изучение особенностей поэтико-композиционной организации произведения Дж.Мередита дает основание для следующих выводов.

Своеобразие композиции «Современной любви» во многом связано с взаимодействием лирических и эпических композиционных приемов, имеющих приблизительно равноправные функции.

К лирическим композиционным приемам можно отнести использование нумерации как способа пространственной организации сонетов внутри цикла, а также сложную систему реминисценций и аллюзий на предыдущие стихотворения, создающих дополнительные связи между эпизодами. Кроме того, особая композиционная роль принадлежит сквозным образам Природы, Любви и Смерти, обеспечивающим единство эмоционально-психологического настроя произведения.

Композиционная роль фабульных элементов цикла заключается в создании своеобразного сюжета романного типа с подчеркнутой хронологией событий. Эпичность структуры цикла подчеркивают и такие «романные» элементы композиции как вставные эпизоды и лирические отступления, сопровождающие развитие основных сюжетных линий. При этом лирические элементы, с одной стороны, выполняют роль скреп, заполняя «зияния» между фабульными эпизодами, а с другой - обеспечивают целостность и фиксированность структуры цикла, образуя различного рода связи между отдельными стихотворениями.

Анализ особенностей поэтико-стилистической системы цикла подтверждает наблюдения о взаимопроникновении специфических особенностей поэтической и прозаической речи в стилистике произведений Дж.Мередита. С одной стороны, стихотворная форма в сочетании с приемами усиления экспрессивности речи (метафорами, афоризмами, символами) являются несомненными признаками лирической формы. С другой стороны, Мередит использует приемы, создающие эффект "прозаизации" языка: межстиховые переносы, обусловливающие перебои ритма стихотворной речи и приближающие ее к прозе, и разнообразные формы передачи чужой речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детальный анализ разных содержательных и формальных уровней цикла Дж.Мередита «Современная любовь» в настоящем исследовании позволил оценить всю сложность и самобытность синтетической художественной природы данного произведения и проследить связь самобытной индивидуальной творческой манеры автора как с глубинными традициями английского сонетного цикла, так и с особенностями его романного творчества. Подводя итог проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Несмотря на наличие формальных отличий между стихотворениями, составляющими цикл «Современная любовь», и каноническим сонетом, очевидно существование генетической связи между этими двумя формами, проявляющаяся в сходствах схем рифмовки (деление текста стихотворения на катрены с новыми рифмами в каждом напоминает о схеме английской формы (abab cdcd efef gg), а использование опоясывающей рифмовки - о катренах итальянской (abba abba)), присутствии традиционной сонетной триады («теза - антитеза - синтез»), наличии двух основных типов тематического членения текста (приближенный к пропорциям английской формы (12:4) и приближенный к «итальянскому» типу (10:6)). Отмеченные родственные связи стихотворений цикла Мередита и канонического сонета, и в первую очередь, наличие в первых доминантного признака сонета антитезы, позволяют говорить о том, что в случае с «Современной любовью» мы имеем дело с уникальной разновидностью сонетной формы, призванной решать стоящие перед автором особые художественные задачи.

Эстетическая программа, сформулированная Дж.Мередитом в его произведениях, во многом предопределила его критическое отношение к традиции английских сонетных циклов предыдущих периодов, что обусловило их пародийную переработку в рамках «Современной любви».

Трансформация традиции прослеживается в следующих содержательных особенностях цикла:

- ироническое противопоставление заглавия произведения и его содержания;

- острота социальной проблематики, не свойственная любовным циклам предшествующих эпох;

- усиление роли социального конфликта в характерном для петраркистского цикла сложном трехуровневом конфликте (конфликт отношений, социальный и психологический конфликт), что придает основному • конфликту произведения субстанциональный характер;

- замена жизнеутверждающего пафоса бессмертия любви, свойственного петраркистскому циклу, на акцентированную бессмысленность мучительной совместной жизни двух людей, чья любовь умерла. При этом положительно окрашенным эмоциям петраркистской традиции Мередит противопоставляет преимущественно отрицательные чувства своего героя;

- традиционность использованного поэтом метода психологической характеристики лирического героя цикла посредством обнажения внутреннего мира его переживаний в ходе его борьбы с чувством, уравновешивается у Мередита тонким психологизмом изображения не только образа лирического героя, но и обычно менее индивидуализированных женских образов. Усложнение сюжетной линии цикла происходит за счет введение дополнительной пары героев (соперник и Леди), в результате чего, сюжет цикла воспринимается как обратная сторона традиционного петраркистского сюжета. Анализ содержательной стороны цикла Дж.Мередита обнаруживает доминирование в ней эпических характеристик. Эффект эпичности повествования создается за счет фабульности сюжета и сложной системы повествовательных позиций. Сюжетный уровень цикла имеет много общего с аналогичными структурами романов Дж.Мередита, что проявляется в его характерных особенностях (камерность, концентричность, единство действия, разработанность двух пересекающихся сюжетных линий, обусловливающих единство действия, использование автором узко бытового конфликта (супружеская измена) для психологического исследования актуальных социальных проблем). Романические черты прослеживаются и на уровнях типа проблематики, личности героя, его конфликта с внешним миром, наличии романных коллизии и перипетий и сложном взаимодействии сюжетных линий. Характерной особенностью цикла является соединение в нем типично эпической дистанции между событиями и оценками повествователя и «автопсихологичностью» лирического повествования от первого лица.

В цикле Мередита сочетаются лирическое отсутствие привязок времени и места действия к реальным историческим датам и географическим объектам с их реалистичностью и важной сюжетной ролью. Хронологическое время оказывается биографически значимым для героев и служит приемом раскрытия психологических мотивировок их поведения. Созданию эффекта эпичности повествования способствует эпический разрыв между временем событий и временем повествования о них. Эпическая функция пространства в цикле обусловлена, с одной стороны, системой сюжетнозначимых пространственных оппозиций, а с другой, - его визуальностью, свойственной как жизнеподобным, так и воображаемым, метафорическим пространствам. Романные хронотопы, возникающие на пересечении реального времени и воображаемого пространства создают дополнительный смысловой уровень текста.

Композиционная целостность цикла «Современная любовь» обеспечивается за счет равноправного взаимодействия лирических и эпических композиционных приемов. К приемам, имеющим лирическую природу, принадлежат прием нумерации, заимствованный Мередитом из традиции сонетных циклов, особенности структуры сонетов, соединяющих характеристики двух классических форм и имеющих акцентированную открытость содержания, связь «экс постериори» (реминисценции, аллюзии), систему образов и символов. К эпическим приемам относятся хронологичность расположения фабульных эпизодов, вставные эпизоды и лирические отступления. Таким образом, лирические приемы исполняют роль связок между эпическими элементами повествования, что создает композиционнозначимую лирическую структуру внутри фабульной линии цикла.

Для поэтико-стилистической системы цикла характерно соединение особенностей поэтической и прозаической речи. Лирическая экспрессивность речи обусловлена насыщением текста метафорами, символами и м афоризмами, различными видами инверсий, избыточ^ымупотребление знаков препинания. Метафоризм речи «Современной любви» в сочетании с системой образов-символов обеспечивает сложный философский подтекст цикла. При этом важно отметить, что экспрессивность является характерной чертой и для речи прозаических произведений Мередита. В то же время в речи «Современной любви» присутствуют особенности, приближающие ее строй к строю речи прозы, а именно эллиптические конструкции, межстиховые переносы в сочетании с перебоями ритма и разные формы передачи чужой речи (диалоги, монологи, прямая и несобственнопрямая речь).

В целом проведенный анализ позволяет говорить о том, что в художественной системе цикла Дж.Мередита эпические и лирические структуры оказываются качественно равноправными, что подтверждает наше предположение о том, что жанровое своеобразие данного произведения определяется его ярко выраженной лироэпической природой. Таким образом, проанализировав особенности взаимодействия лирических и эпических принципов \ организации цикла на различных уровнях содержания и формы и доказав синтетичность его художественной природы, мы решили все поставленные задачи, а, следовательно, сформулированную на начальном этапе работы цель можно считать достигнутой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Коноплюк, Наталья Владимировна, 2005 год

1. Произведения Дж.Мередита

2. Meredith, G'. Amazing Marriage. Leipzig: Bernard Tauchinz, 1897.

3. Meredith, G. Diana of the Crossways. Boston, Roberts Brothers, 1888.

4. Meredith, G. One of Our Conquerors. Leipzig: Heinemann and Balestier; London,1897.

5. Meredith, G. The Egoist. London: Constable, 1910.

6. Meredith, G. The Essay on the Use of Comic Spirit.// Archibald Constable & Co.:1.ndon, 1897.

7. Meredith, G. Modern Love.// The Poetical Works of George Meredith. London,1928.-P.133-155.

8. Александров А.А. Роман в стихах.// Краткая литературная энциклопедия. Гл. ред. А.А.Сурков. В 9 т. М.: Сов. энциклопедия, 1971. - Т.6. - 1040 с. -стлб. 363.

9. Аникст А. «Сонеты» Шекспира. //Шекспир У. Сонеты: Для ст. шк. возраста/ Пер. с англ. С.Я.Маршака. Мн.: ИПП «Тивали-Стиль», 1995. -368 с. - С.5-24.

10. Ахундова Б.А. О «лирическом романе» А.П.Чехова. // Литературные направления и стили./ Под. ред. П.А.Николаева, Е.Г.Рудневой. М.: Изд-во московского университета, 1976. - 392 с. - С.276-286.

11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: «Худож. лит.», 1975. -502 с.

12. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. -318с.

13. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. -М.: «Худож. лит.», 1975. 502 с. - С.234-407.

14. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: «Худож. лит.», 1975. - 502 с. - С.447-483.

15. Белый А. < Послесловия в сборники «Стихотворения, 1923» > Вместо предисловия.// ~ Стихотворения и поэмы. M.-JL: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1966. - 656 с. - С.550-553.

16. Бельская Л.Л. О сюжетно-композиционном единстве лирического цикла («Персидские мотивы») С. Есенина.//Сюжетосложение в русской литературе. Даугавпилс: Даугавпилс. ГПИ, 1980. - 158 с. - С.97-105.

17. Ю.Бехер И.-Р. Философия сонета, или малое наставление по сонету. (Опыт).// ~ О литературе и искусстве. М.: Худож. лит., 1981. - 527 с. - С.407-432.

18. П.Богданов В.А. Роман.// Краткая литературная энциклопедия. Гл. ред. А.А.Сурков. В 9 т. М.: Сов. энциклопедия, 1971- - Т.6. - 1040 с. - стлб. 350-361.

19. Брюсов В. Ремесло поэта. Собр. соч. в 7 т. Т.З. - М.: «Худож. лит.», 1975. -694 с.

20. Введение в литературоведение.//Под ред. Г.Н.Поспелова, П.А.Николаева, И.Ф.Волкова и др. М.: Высшая школа, 1988. - 528 с.

21. Н.Вершинин И.В., Луков В.А. Предромантизм в Англии. Самара: Изд-во СГПУ,2002.

22. Веселовский А.Н. Из введения в историческую поэтику.//~ Историческая поэтика. М.: Высш. школа, 1989. - 404 с. - С.42-58.

23. Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение, Владос, 1995. - 256 с.

24. Володарская Л.И. Первый английский цикл сонетов и его автор.//Сидни. Ф. Астрофил и Стелла. Защита поэзии. М.: Наука, 1982. - 367с. - С.257-291.

25. Воробьев Ю.В. Некоторые особенности строфики в английской поэзии XVIII и XIX веков. Дис. канд. филолог, наук. М, 1968.

26. Гаспаров М.Л. «Синтетика поэзии» в сонетах Брюсова.// ~ Избранные труды . В 2т. Т. II, О стихах. - М.: Языки рус. культуры, 1997. - 501 с. -С.306-319.

27. Гаспаров M.JI. К анализу композиции лирического стихотворения.//Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк, 1977.- 301 с.-С.160-161.

28. Гаспаров M.JI. Очерк истории европейского стиха. М.: Наука, 1989. -302с.

29. Гаспаров M.JI. Сонет.//Краткая литературная энциклопедия./Гл. ред. А.А. Сурков. В 9 т. М.:Сов. энциклопедия, 1972. - Т.7. - 504 с. - стлб.67-68.

30. Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм.//Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В Зх т. Т.2.- М.: Изд-во АН СССР, 1964. 486 с. - С.17-36.

31. Герасимов К. Сонет в творческом наследии Валерия Брюсова.//Валерий Брюсов. Проблемы мастерства:Сб. науч. тр. Ставрополь: Ставроп. ГПИ, 1983.- 168 с.-С.34-62.

32. Герасимов К.С. Диалектика канонов сонета.//Гармония противоположностей: Аспекты теории и истории сонета. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1985. - 198 с. - С.17-51.

33. Гинзбург JI. О лирике. JL: Сов. писатель, 1974. - 407 с.

34. Гинзбург JI. Сонеты Иоганнеса Бехера.//Бехер И.Р. Сонеты. М.: Гослитиздат, 1960. - 191с.

35. Горбунов А.Н. «Стесненный размер».// Английский сонет XVI-XIX веков. Сб./Сост. А.Л.Зорин. М.: Радуга, 1990. - 699 с. - С.41-60.

36. Громова В.В. Сюжет в целостности лирического произведения.//Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк, 1977.- 301 с. С.161-163.

37. Гроссман Л. Поэтика сонета.//Проблемы поэтики. М.- Л.: «Земля и фабрика», 1925. - 206с. - С. 117-140.

38. Дарвин М. Изучение лирического цикла сегодня.//Вопросы литературы. -1986.-№10.-С.220-230.

39. Дарвин М. Цикл.//Литературная учеба. 1985. - № 2. - С. 227-230.

40. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. Учеб. пособие -Кемерово: КемГУ, 1983.

41. Дементьева Н.А. Художественное пространство жанра инвективы (на материале поэзии М.Ю.Лермонтова). // Жанровое своеобразие русской и зарубежной литературы XVIII-XX веков: Сборник статей. Самара: Изд-во СГПУ, 2002. - 253 с. - С. 107-115.

42. Донская Е.Л. О генезисе и развитии английского сонета XVI века.//Филологические науки. 1988. - № 2. - С.30-34.

43. Егоров Б.Ф. О жанре, композиции и сегментации.//Жанр и композиция литературного произведения. Межвузовский сб. Вып. 1. Калининград, 1974.- 155 с.-С. 9-15.

44. Есин Е.Б. Время и пространство. // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие для вузов. / Чернец Л.В., Хализев В.Е., Бройтман С.Н. М.:, 2000. - С.47-62.

45. Есин Е.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта, Наука, 1998. - 248 с.

46. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 438 с.

47. Жирмунский В.М. О национальных формах ямбического стиха.//- Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. - 407 с. - С.362-375.

48. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.

49. Захаров В.В. Джорж Мередит и его роман «Эгоист»//Мередит Д. Эгоист. Комедия для чтения. М.: «Художественная литература», 1970. - 623 с. -С.592-608.

50. Захаров В.В. Романы Дж. Мередита 1870х годов. Дис. канд. филолог, наук. Л., 1960.44.3елинский А.Э. Лирические циклы и проблема циклизации в творчестве В.Я. Брюсова. Дис. канд. филолог, наук. Алма-Ата, 1986.

51. История зарубежной литературы XIX века./ Под ред. Е.М.Апенко. М.: ПБОЮЛ Захаров М.А., 2001. - 416 с.

52. Исупов К.Г. О жанровой природе стихотворного цикла.//Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк, 1977. - 301 с. - С. 163-164.

53. Кожинов В.В. Жанр.//Краткая литературная энциклопедия. Гл. ред. А.А. Сурков. В 9 т. М.: Сов. энциклопедия, 1964. - Т.2. - 544 с. - стлб.915-916.

54. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция.//Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В Зх т. Т.2. - М.: Изд-во АН СССР, 1964. -732 с. - С.408-485.

55. Кормилов С.И. Некоторые проблемы современной теории сонета.//Филологические науки. 1993. - № 3. - С. 32-41.

56. Кошемчук Т.А. Сонеты Максимилиана Волошина. Дисс. на соиск. ученой степени канд. филолог, наук. Тбилиси, 1990.

57. Краснова Э. Примечания к кн. Английский сонет XVI-XIX веков: Сборник/Сост. А.Л.Зорин. М.: Радуга, 1990. - 699 с. - С.605-698. •

58. Кузьмин Б.А. Романы Дж.Мередита (1860-1870-е гг.). // ~ О Голдсмите, о Байроне, о Блоке. Статьи о литературе. Сост., подготовка текста Н.Галь и Э.Кузьминой. -М.: «Худож. лит.», 1977. 310 с. - С .133-167.

59. Кузьмичев И.К. Введение в теорию классификации литературных жанров.//Ученые записки Горьковского гос. университета. Т.79. - 1968. -С.3-74.

60. Лейдерман Н.Л. К определению сущности категории «жанр».//Жанр и композиция литературного произведения. Межвуз. сб. Вып. 3. -Калининград, 1976. 123 с. - С.3-13.

61. Линник Ю. Слово о сонете.//Русский сонет. Первая четверть XX века. -Петрозаводск: Карелия, 1991. 254 с. - С.5-13.

62. Ляпина Л.Е. Проблема целостности лирического цикла.//Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк, 1977. - 301 с. - С. 164-166.

63. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. СПб., 1999. - 279 с.

64. Мальчукова Т.Г. О жанровой природе и композиции стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».//Жанр и композиция литературного произведения. -Петрозаводск: ПГУ, 1981. 168 с. - С.3-24.

65. Манзуркин Л. «Суровый Дант не презирал сонета.«.//Литературная учеба.- 1985.-№1 С.196-206

66. Михайлов И. «Люблю тебя, законченность сонета».//Литературная учеба. -1979.-№5.-С.193-201.

67. Михальская Н. Мередит.// Зарубежные писатели. Библиографический словарь. В 2 ч. Ч. 2. М-Я/Под ред. Н.П. Михальской. - М.: Просвещение, 1997.-448 с. - С.35-37.

68. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 516 с.

69. Москвичева Г.В. К вопросу о жанровой теории лирического рода литературы.//Ученые записки Горьковского гос. университета. Т.79. -1968. -С.264-275.

70. Мурьянов М. Символика розы в поэзии Блока.// Вопросы литературы. -1999. №6.-С. 98-103.

71. Пашковска-Хоппе К. Некоторые структурно-композиционные особенности «Сонетов» Шекспира. Автореферат дис. канд. филолог, наук. М., 1970. -17 с.

72. Пашковска-Хоппе К. Основные модели синтаксической композиции сонетов Шекспира.//Шекспировские чтения 1976. М.: Наука, 1977. - 284 с.- С.195-214.

73. Плавскин З.И. Четырнадцать магических строк.// Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология/Сост. А.А. Чамеев и др. -JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. 496 с. - С.3-28.

74. Послесловие: Поэзия Англии, поэзия CLLIA.//Anthology of English and American Verse. Moscow, 1972. P.583-610.

75. Поспелов Г.Н. Лирика: Среди литературных родов. М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. - 208 с.

76. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972. - 272 с.

77. Редько Я.П. Поэтика цикла «Избяные песни» Н. Клюева. Дисс. на соиск. ученой степени канд. филолог, наук. Красноярск, 1998.

78. Редько Я.П. Поэтика цикла «Избяные песни» Н. Клюева. Дисс. на соиск. ученой степени канд. филолог, наук. Красноярск, 1998.

79. Рогов В. Сонет.//Литературная учеба. 1984. - № 3. - С.220-226.

80. Сапогов В.А. Сюжет в литературном цикле.//Сюжетосложение в русской литературе. Даугавпилс: Даугавпилс. ГПИ, 1980. - 158 с. - С.90-97.

81. Сапогов В.А. Цикл .//Краткая литературная энциклопедия./Гл. ред. А.А. Сурков. В 9 т. М.: Сов. энциклопедия, 1975. - Т.8 - 568 с. - стлб.398-399.

82. Сельвинский И. Студия стиха. М.: Сов. писатель, 1962. - 346 с.

83. Сельвинский И. Студия стиха. М.: Советский писатель, 1962. - 346 с.

84. Сквозников В.Д. Лирика.//Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В Зх т. Т. 2. - М., 1964. - С. 173-237.

85. Сонькин В.В. Сонет в южнославянских литературах эпохи модерна. Дисс. на соиск. ученой степени канд. филолог, наук. М, 1998.

86. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. - 448 с.

87. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М.: «Советский пиатель», 1982. - 344 с.

88. Тимофеев Л.И. Теория стиха. М.: Гослитиздат, 1939. - 232 с.

89. Титаренко С.Д. Сонет в русской поэзии первой трети XIX века Дис. канд. филолог, наук. Томск, 1983.

90. Титов В.Е. Целостность и внутренняя структура лирического цикла А. Блока «Ямбы».//Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк, 1977. - 301 с. - С.166-168.

91. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. М.: Учпедгиз, 1959. -535 с.

92. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1996. -334 с.

93. Тынянов Ю.Н. Литературный факт.// ~ Поэтика. История литературы. Кино. М.: «Наука», 1977. - 576 с. - С.255-270.

94. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр.// ~ Поэтика. История литературы. Кино. М.: «Наука», 1977. - 576 с. - С.227-252.

95. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М.: Худож. лит., 1986.- 382 с.

96. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: «Искусство», 1970. - 223 с.

97. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М.: Прогресс, 1978. - 325 с.

98. Федотов О. Сонет серебряного века.//Сонет серебряного века: Русский сонет конца XIX начала XX века. - М.: Правда, 1990. - 767 с. - С.5-3 7.

99. Феклин М.Б. Роман Д.Мередита «Эгоист» в контексте литературы последней трети XIX века. Дис. канд. филолог, наук. М., 1990.

100. Филюшкина С.Н. Современный английский роман: Формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1988. - 184 с.

101. Фоменко И.В. О принципах композиции лирических циклов.//Известия АН СССР. Сер. литературы и языка Т.45.- № 2. - 1986. - С.130-137.

102. Фридман Л. Исследуя лирические жанры.//Вопросы литературы. 1975. -№9, - С.265-273.

103. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. - 398 с.

104. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 256 с.

105. Храпченко М. Историческая поэтика: основные направления исследований.//Вопросы литературы 1982, - № 9, - С.67-83.

106. Чередниченко В. Проблемы теории и истории сонета: К итогам симпозиума.//Литературная Грузия. 1985 - № 8, - С. 169-174.

107. Шаповалова Г.К. Синтаксические особенности сонетов И.Р. Бехера: Структурные типы предложений и средства связи текста. Дис. канд. филолог, наук. М, 1993.

108. Эйхенбаум Б. Роман-лирика.// ~ О литературе. М.: Сов. писатель, 1987.-540 с. -С.351.

109. Эсалнек А.Я. Типология романа (теоретический и историко-литературный аспекты). М.: Изд-во МГУ, 1991. - 159 с.

110. Эткинд Е. Демократия, опоясанная бурей.//Блок и музыка. Л.-М.: «Сов. композитор», 1972. - 280 с. - С.58-84.

111. Эткинд. Е. Материя стиха. СПб.: Гуманит. союз, 1998. - 506 с.

112. Adams Lee, S. English Sonnets and Sonnet Writers.//The Ladies' Repositiry March - 1857 - XVII-9. - P. 166-171.

113. Baily, J. The Poetry of George Meredith.//The Fortnightly Review -LXXXVI 1909. - Pp.32-46.

114. Bartlett, P. George Meredith. London. Published for the British Council and the National Book League by Longmans, Green [1963] - 44 p.

115. Bartlett, P.B. Explanatory notes on "Modern Love".//The Poems of Geoge Meredith. /Edited by Phyllis B. Bartlett.- New Haven: Yale University Press, 1978. 2 v. (xlix, 1253 p.) - VI. II - P. 1135-1174.

116. Barton, E.J., Hudson, G.A. A Contemporary Guide to Literary Terms with Srategies for Writing Essays about Literature. Boston, N.Y., 1997.

117. Batho, E., Dobree, B. The Victorians and After (1830-1914). - London: Cresset Press, 1938. - 370 p.

118. Blank, Philip E. Lyric Forms in the Sonnet Sequences of Barnabe Barnes.

119. The Hague: Mouton, 1974. 162 p.

120. Chambers, E.K. Meredith's "Modern Love".//A Sheaf of Studies. London. Oxford University Press, 1944. - 157 p. - P. 71-83.

121. Chesterton, G.K. The Victorian Age in Literature. London: Williams & Norgate, New York: Holt & Co, 1928. - 256 p.

122. Chew, Samuel C. The 19th Century and After (1789-1939). London, 1948.

123. Clodd, E. George Meredith: Some Recollections.//The Fortnightly Review. -LXXXV 1909. - Pp. 19-31.

124. Coleridge S.T. Sheet of Sonnets.// available from html:.//www.sonnets.org/coler.l.htm; Internet; accessed 17 November 2001.

125. Conrad, P. The Everyman History of English Literature. London, Melbourn: Dent, 1985.

126. Cooke, John D., Stevenson, L. English Literature of the Victorian Period. -New Yoerk, Appleton-Centuiy-Crofts, 1949. 438 p.

127. Crosland T.W.H. The Cannon .// available from html:.//www.sonnets.org/canon.htm; Internet; accessed 17 November 2001

128. Crutwell, P. The English Sonnet. London: Longman, 1966. - 56 p.

129. Cunliffe, J.W. English Literature during the Last Half-Century. New York: The Macmillan Company, 1923. - 357 p.

130. Cunliffe, J.W. Modern Thoughts in Meredith's Poems.//PMLA VOL. XXVII - 1. March, - 1912. - Pp. 1-25.

131. Elizabethan Sonnet, the.//The Cambridge History of English and American Literature in 18 Vis (1907-1921) V. Ill, http:.// available from www.bartleby.com/213; Internet; accessed 12 December 2001.

132. Erskine, J. The Sonnet-Series.// ~ The Elizabethan Lyric. N.Y., 1916.// available from http:.//www/sonnet.jrg/erskinea.htm; Internet; accessed 13 December 2001.

133. Evans, B. Ifor. English Poetry in the Later 19th Century. - London: Methuen, 1933.

134. Evans, I. A Short History of English Literature. Harmondworth: Penguin Books, 1976.-400 p.

135. Fowler, A. Kinds of Literature. An Introduction to the Theory of Genres and Modes. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982. - 357 p.

136. Fowler, A. Triumphant Forms. Structural Patterns in English Poetry. -Cambridge, 1970.

137. Fraser, G.S. A Short History of English Poetry. Somerset: Open Books, 1981.-386 p.

138. Frye, H. The Elizabethan Sonnet.//- Literary Reviews and Criticism. N.Y., London, G.P.Putnam's sons, 1908. - 312 p. - Pp. 1-18.

139. Fuller, J. The Sonnet. London. Methuen & Co, 1972. - 58 p.

140. Fussell, P. Poetic Meter and Poetic Form. New York: Random House, 1965.-205 p.

141. Galea, I. Victorianism and Literature. Cluj-Napoca: Daicia, 1996. - 225 p.

142. George Meredith, Samuel Butler, George Gissing.//The Cambridge History of English and American Literature in 18 Vis (1907-1921) V. XIII - available from http:.//www.bartleby.com/223; Internet; accessed 12 December 2001.

143. Going, William T. Scanty Plot of Ground: Studies in the Victorian Sonnet. -The Hague: Mouton, 1976. 173 p.

144. Hammerton, G.A. George Meredith, his Life and Art in Anecdote and Criticism. Edinbourgh: J.Grant, 1911. - 391 p.

145. Harris, W. Sifting and Sorting Meredith's Poetry.//The Victorian Experience, the Poets. / edited, by Richard A. Levine. Athens: Ohio University Press, 1982. -202 p. -P.l 15-137.

146. Harrison, A.H. Cristina Rossetti in Context. The University of North Carolina Press, 1988.

147. Haublein, E. The Stanza. London: Methuen, 1978. - 125 p.

148. Hemberger, A. Change is in the Air But Can the Victorians Smell It?: Meredith's Modern Love as a Telling Aroma. - available from http:.//65.107.211.206/victorian/authors/meredith/hemberger.html.; Internet; accessed 6 March 2003.

149. Henley, W.E. George Meredith // ~ Views and Reviews: Essays in Appreciation. New York: Charles Scribner's Sons, 1890. - P.43-55.

150. Hewitt, K. Understanding English Literature. Oxford, 1997. -280 p.

151. Honnighausen, L. The Symbolist Tradition in English Literature: a study of pre-Rafaelitism & fin de siude. Cambridge, New York: Cambridge University Press, 1988. -349 p.

152. Hunter, G.K. The Dramatic Technique of Shakespeare's Sonnets.//Shakespeare. The Sonnets. A Casebook. Ed. by P. Jones. London: Macmillan, 1977. - 258 p. - P.120-133.

153. Jack, A.A. Poetry and Prose; Being Essays on Modern English Poetry. Port Washington, NewYork, Kennikat Press, 1969. - 278 p.

154. Johnson, C.F. Forms of English Poetry. N.Y., 1904. - available from http:.// www.sonnets.org/johnsoncf.htm; Internet; accessed. 21 November 2000.

155. Johnson, E.D.H. The Alien Vision of Victorian Poetry: Sources of the Poetic Imagination in Tennyson, Browning, and Arnold. Princeton: Princeton University Press, 1952. - 224 p.

156. Kelvin, N. A Troubled Eden. Nature and Society in the Works of George Meredith. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1961. - 250 p.

157. Klein, H.M. Introduction/English and Scottish Sonnet Sequences of the Renaissance /edited. With introduction and commentary by Holger M. Klein. 2 v. Hildesheim; New York: Olms, 1984. - v.l.- Pp. 1-37.

158. La Gallienne, R. George Meredith: Some Characteristics. London: Elkin Mathews, 1890. - 168 p.

159. Landow, G. P. Justifying God's Ways to Man (and Woman): The Victorian Long Poem. available from http.//65.107.211.206/victorian/genre/lngpoem. html; Internet; accessed 6 March 2003.

160. Lee, E. Victorian Theories of Sex and Sexuality. available from http.//65.107.211.206/victorian/gender/sextheory.html; Internet; accessed 6 March 2003.

161. Leishman, J.B. Themes and Variations in Shakespeare's Sonnets. London, Hutchinson 1961. -254 p.

162. Lever, Julius W. Introduction to Sonnets of the English Renaissance.//Sonnets of the English Renaissance /edited, by Julius W. Lever. -London: Athlone Press, 1974. 186 p. - P. 1-30.

163. Lever, Julius W. The Elizabethan Love Sonnet. London: Methuen; New York: Barnes & Noble Books, 1966. - 284 p.

164. Levy, J. On the Relations of Language and Stanza Pattern in the English Sonnet.//Worte und Werte. Berlin, 1961. - Pp. 214-231.

165. Lindsay, J. George Meredith, his Life and Work. London: Bodley Head, 1956.420 p.

166. Lucas, J. Meredith as Poet. //Meredith Now. Some Critical Essays. Ed. by Ian Fletcher. Lonod: Routledge and K.Paul, 1971. - 317 p. - P. 14-33.

167. Magnus, L. Meredith's Poetry. //The Fortnightly Review DXII - 1909. - P. 363-364.

168. Major Victorian Poets: Reconsideration, the./edited. by I. Armstong. London, Routledge & K.Paul, 1969. 323 p.

169. Minto, W. Characteristics of English Poets. Edinburgh , London: W.Blackwood & Sons, 1885. - 382 p.

170. Muir, K. Shakespeare's Sonnets. London; Boston: G. Allen & Unwin, 1979.- 179 p.

171. Noble, James A. The Sonnet in England.// ~ The Sonnet in England and Other Essays. London, 1893.// available from http:.// www.sonnets.org/noblea.htm; Internet; accessed 12 September 2001.

172. Oxford Illustrated History of English Literature, The. Ed. by Pat Rogers. -Oxford, N.Y., Oxford University Press, 1987. 582 p.

173. Payne, W. M. The Greater English Poets of the 19th Century. N.Y., 1967.

174. Pitcher, J. Tudor Literature. 1485-1603.//The Oxford Illustrated History of English Literature, /edited by Pat Rogers. Oxford, NewYork: Oxford University Press, 1987. - 528 p.- P. 59-111.

175. Porter, C.; Clarke, H. Introduction to Sonnets from the Portuguese by E. Barret Browning.//Browning E.B. Sonnets from the Portuguese. N.Y., 1946. -P. vii-x.

176. Priestley, J.B. George Meredith, by J.B. Priestley. New York: The Macmillan Company, 1926. - 204 p.

177. Princeton Encyclopedia of Poetry and Poetics/ Alex Preminger, editor. -Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1974. 992 p.

178. Reide, D.G. Dante Gabriel Rossetti and Love Poetry. available from http.//65.107.211.206/victorian/authors/dgr/dgrseti9.html; Internet; accessed 6 March 2003.

179. Richards, B. English Poetry of the Victorian Period (1830-1890). London, New York: Longman, 1988. - 319 p.

180. Saintsbury, G. A History of 19th Century Literature (1789-1900). London: Macmillan, 1918.

181. Sampson, G. The Concise Cambridge History of English Literature. -Cambridge University Press, 1961. 1071 p.

182. Sassoon, S. Meredith. London: Arrow Books, 1959. - 319 p.

183. Sencourt, R.E. The Life of George Meredith. London: Chapman & Hall, 1929. -339 p.

184. Shakespeare. The Sonnets. A Casebook. Ed. by P. Jones. London: Macmillan, 1977.-258 p.

185. Sharp, W. Sonnets of this Century. London, W.Scott, limited, 1886. - 3351. P

186. Shorter, C. Victorian Literature. 60 Years of Books and Bookmen. London: James Bowden, 1898. - 228 p.

187. Sonnet.//Encyclopaedia Britannica. VI.20. Chicago- London -Toronto, 1956. Pp.997-998

188. Stonyk, M. 19th Century English Literature. London: Macmillan, 1983. -307 p.

189. Swinburne, A.C. Mr. George Meredith's "Modern Love". //La Gallienne, R. George Meredith: Some Characteristics. London: Elkin Mathews, 1890. - 168 p. - Pp. xxiv-xxvii.

190. Tillotson, G. A View of Victorian Literature. Oxford: Clarendon Press, 1978.-396 p.

191. Tinker, Chauncey B. Meredith's Poetry. //~ Essays in Retrospect. London, 1948.

192. Tomlinson, C. The Sonnet: Its Origin, Structure and Place in Poetry. -London, 1874.

193. Trevelyan, G. Commentary on "Modern Love". //The Poetical Works of George Meredith. London, 1928.

194. Trevelyan, G. The Poetry and Philosophy of George Meredith. London, 1920.

195. Trilling, L; Bloom, H. Victorian Prose and Poetry. N.Y., 1973.

196. Vines, S. 100 Years of English Literature. London, 1950.

197. Walker, H. The Literature of the Victorian Era. Cambridge, Cambridge University Press 1921.

198. Wheeler, M. Heaven, Hell and the Victorians. Cambridge, N.Y.: Cambridge University Press, 1994. - 279 p.

199. Williams, D. George Meredith. His Life and Lost Love. London: Hamilton, 1977.-227 p.

200. Witt, Robert W. Of Comfort and Despair: Shakespeare's Sonnet Sequence. Elizabethan and Renaissance Studies. Salzburg: Inst. F. Anglistik u. Amerikanistik, 1979. - 233 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.