Своеобразие творческой индивидуальности чеченских поэтов второй половины XX – начала XXI вв. Шайхи Арсанукаева и Шаида Рашидова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Хазуева Барият Абусупьяновна

  • Хазуева Барият Абусупьяновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 163
Хазуева Барият Абусупьяновна. Своеобразие творческой индивидуальности чеченских поэтов второй половины XX – начала XXI вв. Шайхи Арсанукаева и Шаида Рашидова: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет». 2019. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хазуева Барият Абусупьяновна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Проблемно-тематические и художественно- 14 эстетические особенности лирики Шайхи Арсанукаева в контексте развития чеченской и общероссийской поэзии 19601980-х гг.

1.1. Своеобразие мировоззренческих основ и творческой 14 концепции

1.2. Художественно-эстетическая и структурно-стилевая роль 37 мотивного комплекса на тему природы

1.3. Художественная реализация философской концепции любви и 53 времени

Выводы к первой главе

ГЛАВА II. Особенности творческой индивидуальности 77 Шаида Рашидова в контексте развития чеченской поэзии 1960 -2010 гг.

2.1. Проблемно-тематический комплекс лирики в контексте 77 авторской художественно-философской концепции жизни и творчества

2.2. Многоплановость художественного осмысления темы любви

2.3. Тема искусства и художника, назначения поэта и поэзии: 119 интертекстуальные пересечения с прецедентными текстами русской

и мировой литературы

Выводы ко второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Своеобразие творческой индивидуальности чеченских поэтов второй половины XX – начала XXI вв. Шайхи Арсанукаева и Шаида Рашидова»

ВВЕДЕНИЕ

Наблюдения над основными закономерностями и тенденциями развития чеченской литературы ХХ века в плане жанрово-родовой структуры произведений позволяют обнаружить в ней преобладание эпических, прозаических жанров над лирическими, стихотворными. Наивысшие достижения чеченской литературы ХХ столетия были созданы именно в прозе. Это произведения классиков чеченской литературы Саида Бадуева, Саид-Бея Арсанова, Халида Ошаева, Магомета Мамакаева, Арби Мамакаева, Абузара Айдамирова и других. Но лирика как литературный род, в наибольшей степени опирающийся на традиции национального фольклора, в свою очередь, занимала значимое место в общем литературном процессе, выполняя свои генетические функции отражения внутреннего мира личности в контексте изменений социокультурной ситуации. В чеченской литературе по праву достойное место занимает творчество известных мастеров чеченской лирики второй половины ХХ - начала XXI вв. Шайхи Арсанукаева и Шаида Рашидова, отразивших свое сложное время через призму человеческих чувств, размышлений и переживаний.

В историко-хронологическом плане творчество названных поэтов относится к послевоенному периоду. Важность и необходимость этого уточнения обусловлена тем, что это один из наиболее трагичных этапов истории чеченского народа, подвергнувшегося жестоким испытаниям. Несомненно, что творческая интеллигенция в первую очередь реагирует на кризисные состояния общества и личности, пытаясь в художественной форме осмыслить происходящее, а лирика как наиболее мобильная и в тоже время чувственно-эмоциональная литературная форма обладает особой воздействующей способностью.

Не менее важным фактором, обусловившим выбор тематики диссертационного исследования и его объекта, является то, что Шайхи Арсанукаев и Шаид Рашидов в созданном ими художественном мире

3

отражают ментальность своего народа, осмысливают грани и проявления национальной идентичности, ставшей опорой для чеченского народа на его пути к самоопределению и независимости. Существенно в научно-исследовательском плане, что оба поэта опираются на фольклорные и литературные традиции, при этом проявляя свою творческую индивидуальность в совершенствовании художественной формы и освоении современной тематики и проблематики. Эти стороны литературной деятельности Шайхи Арсанукаева и Шаида Рашидова, в свою очередь, являются предметом настоящего исследования.

Как мы отмечали ранее, ряд причин, как объективных, так и субъективных, прежде всего сложность и драматизм историко-общественных процессов в жизни чеченского народа в ХХ веке, а также некоторые особенности национальной ментальности привели к доминированию в литературе эпических, по преимуществу прозаических произведений, как крупных, так и малых форм. В результате в чеченском литературоведении сложилась традиция анализа по преимуществу прозаического творчества профессиональных авторов. В частности, значительное число диссертаций и монографических исследований по вопросам истории и теории чеченской литературы посвящено прозе (докторские и кандидатские диссертации и научные труды М.М. Губанукаевой (2006), Л.М. Ибрагимова (2011), С.И. Инаркаевой (1999), М.В. Исмаиловой (2007), О.А. Джамбекова (2016), Т.Б. Джамбековой (2010), Л.М. Довлеткиреевой (2010), Х.М. Мусаева (1985), Л.С. Тасуевой (1975), Р.Б. Татаевой (2011), Х.В. Туркаева (1984, 1987), Р.К. Ужаховой (1984), Р.А. Чахкиевой (1975) и других).

Фундаментальных исследований чеченской поэзии значительно

меньше. При этом отметим, что лирическому творчеству Ш. Арсанукаева и

Ш. Рашидова посвящено немало рецензий, юбилейных статей, предисловий к

сборникам стихов. Однако до настоящего времени отсутствуют работы

обобщающего характера, в частности диссертационные исследования и

монографии, в которых всесторонне или в контексте определенной научной

4

проблемы анализировалась бы художественная специфика их лирического творчества на фоне проблемно-тематического, философского, ментально-национального пространства развития чеченской литературы XX века.

Ш. Арсанукаев и Ш. Рашидов - поэты, которых в пространстве и масштабе исторического времени отделяет друг от друга всего лишь одно десятилетие, но для насыщенного острыми драматическими (и трагическими для чеченского народа) коллизиями и потрясениями ХХ века это достаточно значимый период национальной истории. Оба поэта пережили со своим народом тяжелейшие годы репрессий (1944-1956 гг.), у обоих они пришлись на период становления их в личностном плане. Исторические испытания закалили характеры Арсанукаева и Рашидова, сформировали их мировоззрение, отношение к миру, своему народу и миссии поэта, который призван отражать и выражать национальную историю и картину мира. Они прошли через период восстановления исторической справедливости, реабилитации своего этноса, ощутили позитивное влияние периода «оттепели» и кризисных явлений 90-х и рубежа ХХ-ХХ1 вв. Исторический контекст, любовь к свой земле, к своему народу, стремление в поэтической форме отразить национальную ментальность объединяют художественные миры Арсанукаева и Рашидова и позволяют рассматривать их творчество в сравнительно-типологическом ракурсе.

По мнению историков литературы, Ш. Арсанукаев как автор лирического высказывания проявляет себя глубоким и сосредоточенным философом, историком, аналитиком, лирика Ш. Рашидова, на первый взгляд, кажется более легкой для восприятия, не столь философичной, но при внимательном проникновении в образную систему становится очевидным, что поэт является тонким выразителем «песенной души» своего народа. Дарование каждого из них индивидуально и неповторимо. И эти грани таланта чеченских поэтов требуют специального научного осмысления.

Таким образом, необходимость выявления особенностей идиостиля Ш.Арсанукаева и Ш.Рашидова, а также их роли в процессе эволюции

5

чеченской поэзии определяет актуальность темы данного исследования и его перспективность для чеченского литературоведения.

Объектом исследования являются тексты лирических произведений Ш. Арсанукаева и Ш. Рашидова (на русском языке и в переводе на русский язык).

Предмет исследования - эстетические, структурно-стилевые, семантические и национально-ментальные особенности лирики Ш. Арсанукаева и Ш. Рашидова, а также место и роль поэтов в истории чеченской литературы, их влияние на эволюцию современной чеченской литературы. Также в ряду предметного исследования находится изучение мировоззрения, поэтического мышления поэтов в контексте развития литературного процесса Чечни, Северного Кавказа и России в целом.

Целью работы является всестороннее системное филологическое исследование творческой индивидуальности чеченских поэтов Ш. Арсанукаева и Ш. Рашидова в плане научной идентификации эстетических, идейно-тематических, структурно-стилевых и национально-ментальных особенностей их лирики, а также выявление их роли в процессе развития чеченской поэзии в контексте теории диалога культур и через выявление интертекстуальных связей с прецедентными текстами литературного пространства.

Базовая гипотеза исследования:

Творчество чеченских поэтов XX - начала XXI вв. Ш. Арсанукаева и

Ш. Рашидова имеет типологическую общность в идейно-тематическом и

ментально-мировоззренческом плане, обусловленном социально -

историческим контекстом, и оказало существенное воздействие на развитие

чеченской лирики. В то же время каждый из этих авторов имеет свой

неповторимый идиостиль, индивидуальную творческую манеру и

художественное видение. В пространстве северокавказской и русской

литератур творчество Арсанукаева и Рашидова занимает значимое место в

силу своей гуманистической направленности, художественной ценности и

6

неповторимости национальной картины мира, созданной ими в своих лирических текстах.

Для достижения намеченной цели и подтверждения гипотезы исследования требуется решение ряда исследовательских задач:

- идентифицировать в поэтических текстах Арсанукаева и Рашидова типические и индивидуально-специфические проявления философской, духовно-нравственной и национально-ментальной позиции, отразившиеся в проблемно-тематической и художественно-эстетической системе их лирики;

- провести жанрово-тематическую и лейтмотивную классификацию лирики Арсанукаева и Рашидова;

- проанализировать специфику образной системы и характера лирического героя;

- охарактеризовать масштабность творческих личностей чеченских поэтов посредством выявления способов интерпретации фольклорных и мифопоэтических традиций, интертекстуальных связей с прецедентными текстами русской классики, мировой и отечественной литературы, выразившихся в форме интертекста;

- выявить в плане историко-литературной преемственности инновационные черты лирики Шайхи Арсанукаева и Шаида Рашидова (художественно-образная система, сочетание традиционного и инновационного, авторского начала в лирике, мифопоэтические и архетипические аллюзии, интертекст и др.), оказавшие влияние на эволюцию современной чеченской поэзии;

- определить место творчества Шайхи Арсанукаева и Шаида Рашидова в истории чеченской поэзии 1960-2010-х гг. и векторы их влияния на её дальнейшее развитие в контексте теорий диалога культур и межтекстового диалога.

Степень научной разработанности темы

Как мы отметили, история и теория чеченской лирики не подвергались

до настоящего момента отдельной научной интерпретации в формате

7

диссертационных и монографических исследований. В основном это литературное пространство анализируется в исследовательских статьях, рецензиях, журнальных и газетных публикациях. При этом следует отметить, что теоретическая база для многоаспектного исследования чеченской лирики уже достаточно сформирована. В частности, национальными литературоведами скрупулезно описаны и проанализированы в качестве генетического основания развития всей чеченской литературы фольклорные истоки в плане жанровой, тематической и художественной специфики. Можно выделить следующие научно-исследовательские труды:

- докторская диссертация Т.Б. Джамбековой «Роль фольклора в эволюции чеченской прозы ХХ века» (2009); кандидатская диссертация О.А. Джамбекова «Жанровые и поэтические особенности чеченских героико-исторических песен илли» (2008); кандидатская диссертация И.Б. Мунаева «Поэтика чечено-ингушских героико-исторических песен илли (проблема формирования жанра и его системные связи)» (1981); кандидатская диссертация Х.У. Юсупхаджиевой «Особенности языка чеченской художественной литературы» (2000); кандидатская диссертация З.М. Ахмадовой «Диалог этноментального и общекультурного в северокавказской русскоязычной поэзии рубежа XX-XXI вв.» (2014); кандидатская диссертация В. Ш. Расумова «Чеченская народная необрядовая лирика (жанровые и поэтические особенности)» (2016);

- исследование и тексты У. Б. Далгата «Героический эпос чеченцев и

ингушей» (1972); пособие И.А. Дахкильгова «Исторический фольклор

чеченцев и ингушей» (1978); статьи Т.Б. Джамбековой «Героико-эпические

песни илли как фактор истории чеченцев» (в соавторстве с М.В. Исмаиловой,

2001), «Общечеловеческие ценности в творчестве У. Яричева» (в соавторстве

с Л.М. Янаевой, 2003), «Чеченское устное народное творчество» (в

соавторстве с О.А. Джамбековым, 2009), «Краткий словарь

литературоведческих и фольклорных терминов (на чечен. яз.) (в соавторстве

с О.А. Джамбековым, 2009) и др.; статьи О.А. Джамбекова «Чеченский

8

фольклор» (1990), «История записи и публикаций чеченских народных лирических песен в XIX-XX вв.» (1999), «О некоторых особенностях метрики чеченской народной поэзии» (2003) и др.; статья М.Д. Дикаева «Чечено-ингушская народная социально-бытовая лирика» (1968); исследования В. Туркаева «Роль русской литературы и родного фольклора в становлении национальных литератур. 60-е годы XIX - 40-е годы XX века» (1978); «Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей» (1978); публикация Б. Тимурзиева «Чеченский поэт-интернационалист Умар Яричев» (2011) и др.

Научная новизна работы. В диссертации впервые проводится всестороннее монографическое исследование лирики Шайхи Арсанукаева и Шаида Рашидова в сравнительно-типологическом ракурсе. Научная новизна определена также современным исследовательско-методологическим подходом к литературоведческой интерпретации творчества этих поэтов в контексте проблематики, связанной с воплощением национальных образов мира и диалога культур в их поэзии. Впервые проводится комплексный анализ мифопоэтических основ и интертекстовых структур в лирике чеченских поэтов с выходом на выявление векторов их влияния на современную чеченскую лирику.

Методологической основой диссертации являются основные положения трудов крупнейших учёных в области отечественного и национального литературоведения - М.М. Бахтина (1974, 1975, 1986),

A.Н. Веселовского (1989), В.Б. Виноградова (1988), Г.Д. Гачева (1981, 1998),

B.М. Жирмунского (1974, 1975), Н.Н. Конрада (1972), Д.С. Лихачёва (1968, 1979), Ю.М. Лотмана (1972), Е.М. Мелетинского (1976), И.Г. Неупокоевой (1963), В.Я. Проппа (1989) и др.

В осмыслении методологических проблем важную роль сыграли научные концепции литературоведов Северного Кавказа Л.А. Бекизовой (1972), Г.Г. Гамзатова (1990), Л.П. Егоровой (1970), М.Ш. Кунижева (1968), Г.И. Ломидзе (1960), Р.Г. Мамия (2001), А.Х. Мусукаевой (2013), У. Панеша

9

(1990), К.К. Султанова (2001), 3. Х. Толгурова (1990, 1999), К.Г. Шаззо (2013) и др., в особенности работы исследователей чеченской литературы -Ю.А. Айдаева (1976, 1987), Я.С. Вагапова (1962), В.Ю. Гиреева (2010), У. Далгата (1972, 1975, 1981), И.А. Дахкильгова (1978, 1981), О.А. Джамбекова (1999, 2003), Т.Б. Джамбековой (2015), С.И. Инаркаевой (1999, 2014), М.В. Исмаиловой (2007), В. Корзуна (1966), И.Б. Мунаева (1979, 1981, 1984,1988, 2005), X. Ошаева 91959, 1960), Х.В. Туркаева (1968, 1971, 1978, 1983, 1991,1999, 2007), Р.К. Ужаховой (1988), С.-М. А. Хасиева (1991), М.Д. Чентиевой (1964, 1967), А. Шерипова (1918) и других.

В диссертации используются следующие общенаучные и филологические методы исследования - аналитический, историко-культурологический, сравнительно-типологический, компаративистский с учетом подходов художественной антропологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Чеченская поэзия, имеющая глубокие традиции в народном творчестве и получившая развитие в письменной литературе начиная с 1920-х годов, в существенной степени уступала по объему и масштабу национальной художественной прозе, что было обусловлено рядом черт этноментального характера.

2. Художественные миры лирики Шайхи Арсанукаева и Шаида Рашидова имеют ряд типологических схождений, в частности творчество обоих поэтов приходится на один социально-исторический период, что определяет общий контекст лирического высказывания. В произведениях обоих поэтов центральным лейтмотивом идет тема исторической памяти и любви к Родине и к своему народу, а также стремление в поэтической форме отразить национальную картину мира. В качестве генетической основы произведений Арсанукаева и Рашидова выступают фольклорные, мифопоэтические и архетипические художественные структуры и образы.

3. При всех типологических схождениях следует отметить черты

уникальности творческой индивидуальности Ш. Арсанукаева и

10

Ш. Рашидова. Особенности идиостиля Арсанукаева проявляются в глубокой философичности, созерцательности и аналитичности поэтического образа и высказывания. Поэзия Рашидова внешне более ясная, непосредственная, оптимистичная, но, по сути, является не менее глубоким, склонным к символике и иносказанию выражением «песенной души» своего народа. При этом глубина и масштабность художественного видения поэтов отражается в гармоничном сочетании традиций национальной лирики и интертекстовых структур, апеллирующих к прецедентным текстам русской, отечественной и мировой литературы.

4. Лейтмотивная тема Родины и родной природы раскрывается в лирике обоих поэтов через многообразную семантику образов и предметов растительного и животного мира. В этом же тематическом комплексе функционируют архетипичные мотивы стихий земли, камня, воды, воздуха и огня, придающие лирическим произведениям чеченских поэтов глубокую символичность и национальный колорит.

5. Поэтическая рефлексия Ш.Арсанукаева и Ш.Рашидова в проблемно-тематическом плане крайне многообразна - мотивный комплекс их текстов нацелен на художественное осмысление таких содержательных параметров, как лирико-философское постижение любви в качестве интимного чувства, родной природы как части мироздания, традиционной народной культуры и истории, и, наконец, в плане осознания своего предназначения как поэта.

6. В лирике поэтов выявляется несколько основных аспектов

реализации идеи диалога культур, пронизывающих всю их деятельность в

гармоничном сочетании национального, этнического и общечеловеческого,

что оказало существенное влияние на дальнейшее развитие чеченской

лирики. Векторы влияния на современную национальную литературу

чрезвычайно разнообразны и масштабны, в первую очередь в плане

художественно-эстетических и структурно-стилевых авторских приемов, в

разработке оригинальных тем и мотивов, в постановке проблемы, в

органичном синтезе авторского художественного мироотражения,

интертекстовых структур и мифопоэтических, архетипичных образов национальной культуры.

Теоретическая значимость диссертационного исследования

определяется тем, что впервые подвергается научной интерпретации целый комплекс вопросов, связанных с проблемами филологического анализа чеченской поэзии в целом. На материале творчества Ш.Арсанукаева и Ш.Рашидова теоретизированы различные аспекты поэтического воплощения национальных образов мира и идей диалога культур, отраженных через интертекст в их диалектическом единстве. Выявлены и классифицированы идейно-тематические, лейтмотивные и художественно-выразительные приоритеты лирики чеченских поэтов и векторы их влияния на эволюцию современной чеченской лирики.

Практическая значимость диссертации связана с возможностью использования результатов настоящего исследования в процессе создания специальных учебных курсов и учебных пособий по истории чеченской поэзии ХХ века для средних и высших учебных заведений Чеченской Республики.

Апробация основных положений и результатов исследования.

Основные положения и научные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры чеченской филологии и кафедры литературы и методики ее преподавания Чеченского государственного педагогического университета. Материалы исследования были представлены в виде докладов на Дешериевских чтениях (Грозный, 2016), на региональной научно-практической конференции «Проблемы преподавания словесности в школах и вузах Северо-Кавказского федерального округа» (Грозный, 6-7 декабря 2014) и международной научно-практической конференции «Язык и литература в образовательном и культурном пространстве Юга России и Кавказа (Грозный, 15-17ноября 2018).

По теме исследования опубликовано 9 научных работ, в том числе 4

статьи в научных журналах и изданиях, включенных в Перечень,

12

рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования РФ.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА I. Проблемно-тематические и художественно-эстетические особенности лирики Шайхи Арсанукаева в контексте развития чеченской и общероссийской поэзии 1960 - 1980-х гг.

1.1. Своеобразие мировоззренческих основ и творческой концепции

Неповторимая индивидуальность личности, характера, гражданской, духовно-нравственной позиции и литературно-эстетической концепции Шайхи Арсанукаева определяется различными факторами - его особой принципиальностью, последовательностью, требовательностью к себе, находящими полноценное отражение в его лирике.

«Специфика лирики в том, что человек присутствует в ней не только как автор, не только как объект изображения, но и как его субъект, включенный в эстетическую структуру произведения в качестве действенного ее элемента. При этом прямой разговор от имени лирического «я» не обязателен. Авторский монолог - это лишь предельная лирическая форма» (Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа, 1988, с. 10).

В 1940-х - середине 1950-х гг. в чеченской литературе (как и во всей отечественной литературе в целом) доминировала в определенной степени декларативная поэзия, которая поднимала актуальные и нужные патриотические темы, но не представляла особой художественной ценности. Эволюция поэзии в этот период непосредственно связана с изменением форм лирического конфликта. В начале 1960-х годов, когда в сложных условиях формировалось мировоззрение и творческая индивидуальность Шайхи Арсанукаева и Шаида Рашидова, в отечественной критике развернулись споры о поэзии, состояние которой внушало тревогу - в первую очередь самим поэтам.

Эти дискуссии по поводу объективности и смелости критики, качества, глубины и яркости поэзии стали началом преодоления застоя в лирике, выразившегося в снижении ее художественного уровня, тематическом и

жанровом однообразии, обилии стереотипных и идеологизированных клише в образной системе и языке. Стремясь ответить на запросы времени, поэты поставили своей целью художественное осмысление социокультурных проблем современности. Этот период, концептуальной особенностью которого стало преодоление бесконфликтности, можно охарактеризовать как переходное состояние литературного процесса. В результате обновилась жанрово-тематическая система, появились стихотворения реалистической, в определенной мере критической направленности, свидетельствовавшие о том, что поэты воспринимают и отражают жизнь в ее диалектическом развитии, и поиски лирики неотделимы от реальных жизненных конфликтов.

Объективные процессы освоения новых содержательных форм, приведшие к расширению творческого диапазона чеченской поэзии, закономерно на довольно непродолжительное время привели к некоторому удалению от традиций национальной этнической поэзии, традиционной народной культуры. Отметим, что эти тенденции, обусловленные социокультурными изменениями и постижением опыта иноязычной и инонациональной поэзии (Кавказа, России, Европы, Азии, мира), имеют типологический характер и свойственны практически каждой национальной литературе на новописьменном этапе. В целом это процесс усиления связи аутентичного искусства и искусства других стран и столетий.

История литературы показывает, что через стадию усвоения и

переработки опыта других культур, как правило, проходит большинство

новописьменных литератур, но в дальнейшем, по достижении определенной

зрелости в интертекстовых вариантах национальные авторы возвращаются к

фольклорным и мифопоэтическим корням, к сюжетам, поэтике народной

словесной культуры. Таким образом, в сравнительно-историческом плане

период определенного дистанцирования от традиций словесного творчества

можно рассматривать как объективный и необходимый процесс, в результате

которого представители новописьменных литератур глубже оценивают

этнонациональный потенциал своей родной культуры, формируя на

15

современном этапе новый виток и новый уровень собственной национальной идентичности. В этот период фольклорная традиция в поэзии проявляется не явно, а имманентно, опосредованно, не столько на уровне фольклорных сюжетов, мотивов, образов, приемов, сколько в углубленной и обобщенной форме архетипического сознания.

Одним из крупнейших, выдающихся и своеобразных чеченских поэтов, принадлежащих к поколению эпохи шестидесятничества, является Шайхи Арсанукаев. Сам феномен шестидесятничества в отечественной истории и культуре второй половины ХХ века характеризуется в первую очередь утверждением самоценности личности, проявления которой не ограничиваются выполнением общественного и трудового долга, речь идет о качествах духовно-нравственного плана, о человеческих принципах и ценностях.

По мнению учёного-литературоведа К. Гайтукаева, «в сознательном

стремлении избежать громких деклараций на злобу дня, ярких фраз или

необычных рифм, рассчитанных на внешний эффект, и было заключено то

индивидуальное своеобразие, что отличало Ш. Арсанукаева от других

поэтов» (Гайтукаева К., 1979, с. 22). Профессор Хасан Туркаев ещё в

семидесятых годах XX века писал: «Лирический герой Ш. Арсанукаева,

прислушиваясь к безмолвному говору родных гор, всем существом ощущает

себя частицей прошлой (трагической, но полной героизма) истории Чечни.

Да, радостных и спокойных дней в истории чеченцев было мало. Однако

никакие повороты судьбы не сломили гордый и свободолюбивый дух её

предков» (Туркаев Х.В., 2007, с. 224). Литературовед Э. Минкаилов писал,

«что критики и исследователи литературы не балуют Ш. Арсанукаева

вниманием. Пока о нём не написано ни одной значительной работы, в

которой была бы дана оценка его многогранного творчества» (Минкаилов

Э.С., 2003, с. 1080). И до сегодняшнего дня данное утверждение актуально.

Несмотря на то, что существует единодушное мнение читателей и учёных о

значимости литературно-художественной концепции и всего творчества

16

поэта, несмотря на весьма высокие оценки его творчества филологами самого высокого уровня, всестороннее полноценное научное исследование его лирики пока не осуществлено.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хазуева Барият Абусупьяновна, 2019 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Раздел первый Монографии и статьи

1. Абалаева, М. Поэт лирического склада. «Шаид Рашидов, пройдя сквозь все перипетии судьбы, был и остается большим поэтом и настоящим человеком» [Электронный ресурс] / М. Абалаева. - Режим доступа: http://vesti95.ru/2014/07/poet-liricheskogo-sklada/

2. Абдулаева, Х.Р. Творчество первых чеченских литераторов. Начало XX века / Х.Р. Абдулаева // Нация. Личность. Литература. - М.: Наследие, 1996. - Вып. 1. - С. 226-239.

3. Абдулатипов, Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я» / Р.Г. Абдулатипов. - М.: Мысль, 1991. - 171 с.

4. Айдаев, Ю.А. Зеркало жизни: сб. лит.-критич. ст. / Ю.А. Айдаев. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1987. - 147 с.

5. Айдаев, Ю.А. От эпической песни до эпопеи: сб. лит.-критич. ст. / Ю.А. Айдаев. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1975. - 93 с.

6. Актуальные проблемы изучения фольклора и литератур народов Северного Кавказа и Дагестана: тез. докл. регион. науч. конф. - Махачкала, 1987. - 104 с.

7. Александров, А.А. Роман в стихах / А.А. Александров // Краткая литературная энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1971. - Т. VI, стлб. 363.

8. Алиева, А.И. Жанрово-исторические разновидности героического эпоса адыгских народов / А.И. Алиева // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. - М., 1980. - С. 228-247.

9. Алироев, И.Ю. Сравнительно-сопоставительная лексика нахских языков / И.Ю. Алироев. - Тбилиси, 1970. - 44 с.

10. Алироев, И.Ю. Язык, история и культура вайнахов / И.Ю. Алироев. - Грозный: Книга, 1990. - 368 с.

11. Алироев, И.Ю. Названия оружия в нахских языках / И.Ю. Алироев // Археолого-этнографический сборник. - Грозный, 1976. - Т. IV.

12. Алироев, И.Ю. Нахские языки и культура / И.Ю. Алироев. -Грозный, 1978. - 289 с.

13. Антология чечено-ингушской поэзии. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1981. - 463 с.

14. Апресян, Г. Певец Аргуна / Г. Апресян // Дружба народов. - 1959. - № 6. - С. 247.

15. Арутюнова, Н.Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры / Н.Д. Арутюнов // Res philologica = Филологические исследования / ред. Д.С. Лихачев. - М.; Л., 1990. - С. 71-88.

16. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. Т. I / А.Н. Афанасьев. - М.: Сов. писатель, 1995. - 800 с.

17. Ахмадов, Я.З. Исторические реалии в героических песнях илли / Я.З. Ахмадов // Поэтика чеченских героических песен илли. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1983. - С. 32-48.

18. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. -М.: Худож. творчество, 1975. - 504 с.

19. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. -М.: Искусство, 1986. - 444 с.

20. Бахтина, В.А. Время в волшебной сказке / В.А. Бахтина // Проблемы фольклора. - М., 1975. - С. 157-163.

21. Бахтина, В.А. Пространственные представления в волшебных сказках / В.А. Бахтина // Фольклор народов РСФСР. - Уфа, 1974. - С. 81-91.

22. Бекизова, Л.А. Становление и развитие младописьменных литератур в условия содружества советских наций / Л.А. Бекизова // Единство, рожденное в борьбе и труде. - М., 1972. - С. 255-282.

23. Белецкая, Е.М. Поединок с девой-воительницей в героических илли / Е.М. Белецкая // Вопросы поэтики и жанровой классификации чеченских героико-исторических песен илли. - Грозный, 1984. - С. 83-86.

24. Берггольц, О. Против ликвидации лирики / О. Берггольц // Лит. газета. - 1954. - 28 окт. - С. 3-4.

25. Берже, А.П. Чечня и чеченцы / А.П. Берже. - Тифлис: Тип. гл. упр. Наместника Кавказа, 1859. - 141 с.

26. Верольский, Ю. Наш край и литература / Ю. Верольский. -Грозный: Чеч-Инг. кн. изд-во, 1969. - 128 с.

27. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. -М.: Высш. шк., 1989. - 408 с.

28. Взаимодействие культур Запада и Востока: сб. ст. - М.: Наука, 1991. - 168 с.

29. Виноградов, В.Б. Исторический эпос о вайнахско-кабардинских отношениях / В.Б. Виноградов // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа (ГЭНСК). - Грозный, 1988. - С. 137-140.

30. Вопросы поэтики и жанровой классификации чеченских героико-исторических песен илли / под ред. И. Мунаева. - Грозный, 1984.

31. Вопросы эстетики фольклора и литератур чеченцев и ингушей. -Грозный, 1985. - 32 с.

32. Гайтукаев, К.Б. Традиции А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова в лирике А. Сулейманова / К.Б. Гайтукаев // Вопросы литературных связей. -Грозный, 1979. - Т. VIII. - С. 121-137.

33. Гайтукаев, К.Б. В пламени слова. Критические статьи и исследования / К.Б. Гайтукаев. - Грозный: Книга, 1989. - 224 с.

34. Гакаев, Д. Штрихи к историко-культурному портрету чеченцев // Гакаев, Д. Очерки политической истории Чечни (XX век): в 2 ч. / Д. Гакаев. -М.: Изд-во ЧКЦ, 1997. - С. 9-50.

35. Гамзатов, Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии / Г.Г. Гамзатов. - Махачкала: Учпедгиз, 1990. - 309 с.

36. Гаспаров, М.Л. Поэзия и проза. Поэтика и риторика / М.Л. Гаспаров // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М.: Наследие, 1994. - С. 126-159.

37. Гатагова, Л.С. Образ Кавказа в русском общественном сознании (XVII-XIX вв.) / Л.С. Гатагова // Образы регионов в общественном сознании и культуре России (XVII-XIX вв.). - Тула, 2011. - С. 153-199.

38. Гачев, Г.Д. Образ в русской художественной культуре / Г.Д. Гачев. - М., 1981. - 247 с.

39. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций / Г.Д. Гачев. - М.: Academia, 1998. - 429 с.

40. Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. -Грозный, 1988. - 167 с.

41. Гинзбург, Л. О лирике / Л. Гинзбург. - Л.: Худож. лит., 1977. -

443 с.

42. Гинзбург, Л. О литературном герое / Л. Гинзбург. - Л.: Сов. писатель, 1979. - 222 с.

43. Гиреев, В.Ю. История и проблемы формирования чеченского литературного языка / В.Ю. Гиреев; Мин-во образования и науки Чеченской Респ., Ин-т развития образования Чеченской Респ. - Грозный: Ин-т развития образования Чеченской Респ., 2010. - 191 с.

44. Головинский, П. Заметки о Чечне и чеченцах / П. Головинский // Сборник сведений о Терской области (ССТО). - 1878. - Вып. 1. - С. 253.

45. Гордин, Я.М. Кавказская Атлантида. 300 лет войны / Я.М. Гордин. - 2-е изд. - СПб.: Время, 2014. - 512 с.

46. Гусейнов, Ч.Г. Этот живой феномен: советская многонациональная литература вчера и сегодня / Ч.Г. Гусейнов. - М.: Сов. писатель, 1988. - 429 с.

47. Гусейнов, Ч.Г. Проблема двуязычного художественного творчества в советской литературе / Ч.Г. Гусейнов. - М., 1972. - 18 с.

48. Далгат, У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей / У.Б. Далгат.

- М.: Наука, 1972. - 467 с.

49. Далгат, У.Б. Литература и фольклор / У.Б. Далгат. - М.: Наука, 1981. - 304 с.

50. Далгат, У.Б. О фольклорно-этнографическом контексте литературного произведения / У.Б. Далгат // Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. - М., 1975. - С. 233.

51. Далгат, У.Б. Типовые черты нартского эпоса / У.Б. Далгат // Типология нартского эпоса. - М., 1975. - С. 213-214.

52. Дахкильгов, И.А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей / И.А. Дахкильгов. - Грозный, 1978. - 136 с.

53. Дахкильгов, И.А. Мифы и легенды вайнахов / И.А. Дахкильгов. -Грозный: Книга, 1991. - 336 с.

54. Дешериев, Ю.Д. Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов / Ю.Д. Дешериев. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1963.

- 555 с.

55. Дешериев, Ю.Д. Закономерности развития литературных языков народов СССР в советскую эпоху / Ю.Д. Дешериев. - М.: Наука, 1976. - 431 с.

56. Дешериева, Т.И. Исследование видо-временной системы в нахских языках / Т.И. Дешериева. - М.: Наука, 1970. - 271 с.

57. Джамбеков, О.А. Роль и место женщины в общественном устройстве чеченцев: по материалам чеченской народной бытовой лирики / О.А. Джамбеков // Вайнах. - 2003. - № 3. - С. 29-33.

58. Джамбекова, Т.Б. Поэтический мир Ш. Арсанукаева / Т.Б. Джамбекова, М.В. Исмаилова // Литературное обозрение: история и

современность. - Махачкала: Изд-во Дагестан. гос. пед. ун-та, 2015. - № 5. -С. 25-27.

59. Дикаев, М.Д. Чечено-ингушская народная социально-бытовая лирика / М.Д. Дикаев // Ученые записки. Сер. филологическая. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1968. - С. 77-84.

60. Дирр, А.М. Языковой и поэтический дар чеченцев и дагестанцев / А.М. Дирр. - Тифлис, 1914.

61. Дыхаев, В. Поэтический образ Родины / В. Дыхаев. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1968. - 73 с.

62. Егорова, Л.П. К вопросу о взаимодействии русской литературы и литератур народов Северного Кавказа после Октября / Л.П. Егорова // Труды КЧНИИ. - Черкесск, 1970. - Вып. 4. - С. 397-424.

63. Жирмунский, В.М. Теория стиха / В.М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1975. - 664 с.

64. Жирмунский, В.М. Тюркский героический эпос / В.М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1974. - 727 с.

65. Завриев, М.А. В поисках художественного метода (критические статьи) / М.А. Завриев. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1988. - 67 с.

66. Завриев, М.А. О поэзии / М.А. Завриев // В поисках художественного метода: сб. критич. ст. - Грозный: Книга, 1988. - С. 26-39.

67. Задорожная, И. Арсанукаев Шайхи Абдулмуслимович [Электронный ресурс] / И. Задорожная. - Режим доступа: https://vk.com/topic-16087069_22527982.

68. Ибаева, М. Творчеству чеченских писателей и фольклору народа уделено особое внимание [Электронный ресурс] / М. Ибаева. - Режим доступа: http://www.grozny-inform.ru/main.mhtml?Part= 12&PubID=4895.

69. Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1979. - 238 с.

70. Инаркаева, С.И. Чеченская проза: монография / С.И. Инаркаева. -Грозный: Изд-во ЧГУ, 2014. - 120 с.

71. Интернационализм и атеизм в литературе и фольклоре чеченцев и ингушей. - Грозный: Чеч.-Инг. ин-т истории, социологии и филологии при Совете Министров ЧИАССР, 1979. - 122 с.

72. Исламов, А.А. Обычай «избегания» (avoidance) у чеченцев и ингушей / А.А. Исламов // Известия ЧИНИИИЯЛ. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1972. - Т. I, вып. 1. - С. 133-155.

73. Квасницкая, К. Вместе с народом / К. Квасницкая // Дружба народов. - 1958. - № 7. - С. 251-252.

74. Кожинов, В.В. К проблеме литературных родов и жанров / В.В. Кожинов // Теория литературы: основные проблемы в историческом освещении: в 3 т. Т. 2: Роды и жанры литературы. - М., 1964.

75. Конрад, Н.Н. К вопросу о литературных связях / Н.Н. Конрад // Интернациональное и национальное в литературах Востока. - М., 1972. - С. 5-19.

76. Корзун, В.Б. Фольклор горских народов Северного Кавказа / В.Б. Корзун. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1966. - 204 с.

77. Крупнов, Е.И. Древнейшее культурное единство Кавказа и кавказская этническая общность / Е.И. Крупов. - М., 1963. - 4 с.

78. Кудаева, З.Ж. Пчела в адыгских мифоэпических воззрениях / З.Ж. Кудаева // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. - 2012. - Вып. 1. - С. 25-27.

79. Культура Чечни: история и современные проблемы / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Межрегион. обществ. движение за развитие культур и обществ. -полит. связей с Чеченской Республикой «Новое время» [«Керла Зама»]; отв. ред. Х.В. Туркаев. - М.: Наука, 2002. - 380 с.

80. Кунижев, М.Ш. Мысли об адыгейской литературе: сб. ст. / М.Ш. Кунижев. - Майкоп, 1968. - 126 с.

81. Кусаев, А.Д. Ш. Арсанукаев. Певец мира и добра [Электронный ресурс] / А.Д. Кусаев. - Режим доступа: http://checheninfo.ru/11003-sh-arsanukaev-pevec-mira-i-dobra.html.

82. Кусаев, А.Д. Писатели Чечни: био-библиографические очерки. Кн. 1 / А.Д. Кусаев. - Грозный, 2005. - 407 с.

83. Кусаев, А.Д. Писатели Чечни: био-библиографические очерки. Кн. 2 / А.Д. Кусаев. - Грозный, 2007. - 495 с.

84. Лихачев, Д.С. Поэтика художественного времени / Д.С. Лихачев // Поэтика древнерусской литературы. Раздел 4. - М., 1979. - С. 209-351.

85. Лихачев, Д.С. Внутренний мир литературного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74-87.

86. Ломидзе, Г.И. Единство и многообразие: вопросы национальной специфики советской литературы / Г.И. Ломидзе. - 2-е изд. - М., 1960. - 527 с.

87. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю.М. Лотман. - М.: Просвещение, 1972. - 271 с.

88. Лорсанукаев, У. Лирическая душа поэта. К годовщине со дня рождения поэта Шахида Рашидова. [Электронный ресурс] / У. Лорсанукаев. - Режим доступа: http://vesti95.ru/2012/11/656876587/

89. Мальсагов, А.О. Нарт-орстхойский эпос вайнахов / А.О. Мальсагов. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1970. - 178 с.

90. Мальсагов, А.У. Писатели советской Чечено-Ингушетии / А.У. Мальсагов, Х.В. Туркаев. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1969. - 146 с.

91. Мальсагов, З.К. Чеченский народный стих / З.К. Мальсагов // Известия Ингушского НИИ. - Владикавказ, 1933. - Т. IV.

92. Мальсагов, З.К. Чеченский народный стих / З.К. Мальсагов // Известия ЧИНИИИЯЛ. - Орджоникидзе; Грозный, 1935. - Т. IV, вып. 2.

93. Мамий, Р.Г. Вровень с веком: идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы второй половины XX в. / Р.Г. Мамий; Адыг. респ. ин-т гуманит. исслед. - Майкоп: Качество, 2001. - 337 с.

149

94. Мациев, А.Г. Очерки по лексикологии современного чеченского языка / А.Г. Мациев. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1973. - 146 с.

95. Межидов, Д.Д. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы / Д.Д. Межидов, И.Ю. Алироев. - Грозный: Книга, 1992. - 207 с.

96. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. - М.: Наука, 1976. - 407 с.

97. Мижаев, М.И. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов / М.И. Мижаев. - Черкесск,1973. - 208 с.

98. Минкаилов, Э.С. Слово о чеченской поэзии / Э.С. Минкаилов // Антология поэзии народов Северного Кавказа. Т. I, ч. 1. - Пятигорск, 2003. -С. 1080-1084.

99. Музаев, Н.Д. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров / Н.Д. Музаев. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1974. - 234 с.

100. Музаев, Н.Д. Чеченская литература на путях социалистического реализма / Н.Д. Музаев. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1963. - 79 с.

101. Музаев, Н.Д. Заметки о современной чечено-ингушской литературе / Н.Д. Музаев // Известия ЧИНИИЯЛ. Т. IV, вып. З: Вопросы чечено-ингушской литературы. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1964. - С. 32-55.

102. Музаев, Н.Д. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров / Н.Д. Музаев. - Грозный, 1974. - 235 с.

103. Мунаев, И.Б. Торжественно-грустный напев. Лиро-эпические узамы в чеченском фольклоре / И.Б. Мунаев // Литературная газета. - 2007. -26 дек.

104. Мунаев, И.Б. О чеченском песенном фольклоре: предисл. к сб. «Чеченская народная поэзия в записях Х1Х-ХХ вв. Илли, узамы» / И.Б. Мунаев. - М.: Новый ключ, 2005. - 353 с.

105. Мунаев, И.Б. Поэтическая система эпитетов в героико-исторических илли / И.Б. Мунаев // Вопросы поэтики и жанровой

150

классификации чеченских героико-исторических песен илли. - Грозный, 1984.

106. Мунаев, И.Б. Трансформация древнеэпического мотива богатырского рождения в героико-исторических песнях илли / И.Б. Мунаев // Интернационализм и атеизм в литературе и фольклоре чеченцев и ингушей: сб. науч. статей ЧИНИИСФ. - Грозный, 1979.

107. Мунаев, И.Б. Опыт комплексного изучения героико-исторических илли / И.Б. Мунаев, Я.З. Ахмадов // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа (ГЭНСК). - Грозный: Изд-во ЧИНИИСФ, 1988. - С. 52-60.

108. Мунаев, И.Б. Чеченский эпический сказитель-илланча Магомед Гакашев (Гакаш Мохьмад) [Электронный ресурс] / И.Б. Мунаев // Официальный сайт Министерства культуры Чеченской Республики. - Режим доступа: http://mk-chr.ru/

109. Мусукаева, А.Х. К вопросу общности литератур народов Северного Кавказа / А.Х. Мусукаев // Известия Южного Федерального университета. Филологические науки. - Ростов н/Д, 2013. - № 3.

110. Народные сказители // Очерки истории чечено-ингушской литературы. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1963. - С. 39-45.

111. Национальное и интернациональное в чеченском и ингушском фольклоре и литературах. - Грозный, 1990. - 207 с.

112. Немирович-Данченко, В.И. Вдоль Чечни / В.И. Немирович-Данченко // Вайнах. - 1998. - № 1. - С. 77.

113. Неупокоева, И. Проблемы взаимодействия современных литератур / И. Неупокоева. - М., 1963. - 227 с.

114. Очерк истории чечено-ингушской литературы. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1963. - 240 с.

115. Ошаев, Х.Д. К истории возникновения чеченских героико-исторических песен илли / Х.Д. Ошаев // Известия ЧИНИИЯЛ. Т. II, вып. 1: История. - Грозный, 1960.

116. Ошаев, Х.Д. Чеченское устное народное творчество: предисл. к сб. «Чеченские илли и лирические песни» / Х.Д. Ошаев, З.Д. Джамалханов. -Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1959. - С. 3-15.

117. Панеш, У.М. Типологические связи и формирование художественно эстетического единства адыгских литератур / У.М. Панеш. -Майкоп, 1990. - 281 с.

118. Петишева, В.А. Функции пейзажа в русской классике / В.А. Петишева // Русская словесность. - 2007. - № 5. - С. 15-22.

119. Писатели Чечни. Биографический справочник. - Грозный, 2003.

120. Писатель и правда жизни: сб. лит.-критич. ст. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1974. - 109 с.

121. Поспелов, Г.Н. Лирика: среди литературных родов / Г.Н. Поспелов. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 208 с.

122. Поэтика чеченских героических песен илли: сб. ст. - Грозный,

1983.

123. Поэтический строй русской лирики: сборник. - Л.: Наука, 1973. -

353 с.

124. Поэзия Чечено-Ингушетии / пер. С. Липкина. - М.: Худож. лит., 1938. - 82 с.

125. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность / В.Я. Пропп. - М.: Наука, 1989. - 233 с.

126. Роднянская, И.Ф. Художественное время и художественное пространство / И.Ф. Роднянская // Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.

127. Роль фольклора в формировании духовной жизни народа: сб. ст. - Черкесск, 1986. - 144 с.

128. Русская художественная культура и вопросы духовного наследия чеченцев и ингушей: сборник / Чечено-Ингушкий ин-т истории, социологии и филологии при Совете Министров ЧИАССР; отв. ред. Х.В. Туркаев. -Грозный, 1982. - 161 с.

129. Семенов, Л.П. Ингушская и чеченская народная словесность / Л.П. Семенов // Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. I, вып. 3: Литература. - Грозный, 1959. - С. 152-189.

130. Сигаури, И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен / И.М. Сигаури. - М.: Русская жизнь, 1997.

131. Смирнова, Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина XIX-XX вв. / Я.С. Смирнов. - М.: Наука, 1983. -264 с.

132. Степанова, Т.М. Лермонтовский текст в интерпретации интеллектуальной прозы Северного Кавказа / Т.М. Степанова // Лермонтов и Кавказ: материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Ставрополь, 18-19 сентября 2012 года. - Ставрополь, 2012. - 240 с.

133. Султанов, К.К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы / К.К. Султанов. - М.: Наследие, 2001.- 194 с.

134. Тактика выжженной земли [Электронный реурс]. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/

135. Танкиев, А.Х. К проблеме эстетического сознания в фольклоре и современной ингушской литературе / А.Х. Танкиев // Советская литература и Кавказ. - Грозный: Книга, 1991. - С. 88-94.

136. Танкиев, А.Х. О системе ценностей в героико-эпических песнях илли вайнахов / А.Х. Танкиев // «Джангар» и проблема эпического творчества тюркско-монгольских народов: тез. докл. и сообщений. - Элиста, 1978.

137. Танкиев, А.Х. Свет народного сознания вайнахов / А.Х. Танкиев. - Грозный, 1990. - 167 с.

138. Танкиева, Л.Х. Генезис образов одиноких юношей-богатырей и недоступных дев-воительниц в волшебных сказках ингушей / Л.Х. Танкиева // Культурная жизнь Юга России. - 2009. - № 3. - С. 75-77.

139. Татаева, С.В. Особенности музыкального исполнительского мастерства чеченских илланчей / С.В. Татаева // Вопросы поэтики и

153

жанровой, классификации чеченских героико-исторических песен илли. -Грозный, 1984. - С. 63-74.

140. Тимаев, А.Д. Лирические узамы / А.Д. Тимаев, И.Б. Мунаев. -Орга. - 1986. - № 1. - С. 110-114.

141. Толгуров, 3.Х. Информационно-эстетическое пространство поэзии Северного Кавказа / З.Х. Толгуров. - Нальчик: Эльбрус, 1999. - 128 с.

142. Толгуров, Т. Классический образ: некоторые аспекты функционирования в поэзии народов Северного Кавказа / Т. Толгуров // Эльбрус. - 1990. - № 2. - С. 76-79.

143. Томашевский, Б. Теория литературы. Поэтика / Б. Томашевский.

- М., 1998. - 333 с.

144. Туркаев, Х.В. Чувства добрые. Предисловие к сборнику «Чеченские песни о кабардинцах» / Х.В. Туркаев. - Нальчик: Эль-Фа, 1999.

145. Туркаев, Х.В. Чеченская советская поэзия: (20-40-е гг.) / Х.В. Туркаев. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1971. - 180 с.

146. Туркаев, Х.В. В семье братских литератур: сб. ст. / Х.В. Туркаев.

- Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1983. - 223 с.

147. Туркаев, Х.В. Жажда неутоленная / Х.В. Туркаев. - М.: Мол. гвардия, 2007. - 311 с.

148. Туркаев, Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей: роль русской литературы и родного фольклора в становлении национальных литератур 60-е гг. XIX - 40-е гг. XX в. / Х.В. Туркаев. -Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во. 1978. - 348 с.

149. Туркаев, Х.В. Путь к зрелости: заметки о современной чечено-ингушской литературе / Х.В. Туркаев, А.У. Мальсагов. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1968. - 86 с.

150. Туркаев, Х.В. На переломе: монография, литературоведческие, литературно-критические и публицистические статьи / Х.В. Туркаев. -Грозный: Книга, 1991. - 367 с.

151. Туркаев, Х.В. Чеченские песни о кабардинцах: пер. с чеч. / Х.В. Туркаев. - Нальчик: Эль-Фа, 1999. - 81 с.

152. Ужахова, Р.К. Женские образы в героико-историческом эпосе / Р.К. Ужахова // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа (ГЭНСК). - Грозный, 1988. - С. 128-132.

153. Уздеева, Т.М. Тема нравственного возмездия в повести «Выговор» С.-Х. Нунуева / Т.М. Уздеева // Нана: журнал. Материалы науч.-практ. конф. «Национальное и общечеловеческое в чеченской литературе». -Грозный, 2003.

154. Умаров, С.Ц. К вопросу об историческом осмыслении вайнахского нартского эпоса / С.Ц. Умаров // Известия. Вопросы чечено-ингушской литературы. - Грозный, 1979. - Т. IV, вып. 3.

155. Устное поэтическое творчество чечено-ингушского народа // Очерк истории чечено-ингушской литературы. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1963. - С. 8-38.

156. Хавчин, В. В единстве с народом / В. Хвчин // Дон. - 1960. - № 9. - С. 180-182.

157. Хамидова, З.Х. Проблема перевода чеченских героико-исторических песен на русский / З.Х. Хамидова // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа (ГЭНСК). - Грозный, 1988. - С. 145-149.

158. Хасиев, С.-М. Чеченцы / С.-М. Хасиев // Пхьармат. - 1991. - №

159. Чентиева, М. Творчество М.А. Мамакаева / М. Чентиева // Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. IV, вып. З: Вопросы чечено-ингушской литературы. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1964. - С. 3-31.

160. Чентиева, М.Д. Черты современника и проблемы чечено-ингушской художественной литературы / М.Д. Чентиева. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1967. - 86 с.

161. Чеснов, Я.В. Генетические представления в менталитете

чеченцев (на материале полевых этнографических материалов, собранных в

155

Чечне и Грузии 1980-1990 годов) / Я.В. Чеснов // Культура Чечни. История и современные проблемы. - М., 2002. - 381 с.

162. Чеченская народная поэзия XIX-XX вв. - М.: Новый Ключ, 2005.

- 360 с.

163. Чеченский фольклор / сост. Д.К. Бардавелидзе, Р.И. Пареулидзе.

- Тбилиси: Кавказский дом, 1996. - 149 с.

164. Чеченский этический кодекс / сост. JI.M. Ильясов, P.M. Дошаев. -М.: Пантори, 2006. - 223 с.

165. Чеченско-русский словарь / сост. А. Мациев. - М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1961. - 629 с.

166. Чеченцы в истории, политике, науке и культуре России: исследования и документы / РАН, Ин-т этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая; авт. проекта и отв. ред. Х.В. Туркаев. - М.: Наука, 2008. -630 с.

167. Чеченцы: история и современность. - Махачкала, 2001.

168. Шамилёв, Абу-Хусайн. Писатели Ичкерии [Электронный ресурс] / Абу-Хусайн Шамилёв. - Режим доступа: http: // www.chechen.org/bookshttp:// (дата обращения: 25.03.2013).

169. Шаззо, К.Г. Художественный конфликт и творческий метод в новой русской и младописьменных литературах XX века / К.Г. Шаззо. -Майкоп, 2013.

170. Шерипов, А.Д. О чеченских народных песнях: предисл. к сб. «Из чеченских песен» / А.Д. Шерипов. - Владикавказ, 1918.

171. Яковлев, Н.Ф. Синтаксис чеченского литературного языка / Н.Ф. Яковлев. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. - 319 с.

172. Арсанукаев, Ш.А. Современный чеченский стих (на чеч. яз.) / Ш.А. Арсанукаев // Орга. - 1984. - № 2. - С. 63-69.

173. Вагапов, Я.С. Чеченское стихосложение (на чеч. яз.) / Я.С. Вагапов // Орга. - 1962. - № 1. - С. 59-61.

174. Джамбеков, О.А. История записи и публикаций чеченских народных лирических песен в Х1Х-ХХ вв. (на чеч. яз.) / О.А. Джамбеков // Проблемы чеченской филологии. - Грозный, 1999. - № 1. - С. 22-28.

175. Джамбеков, О.А. О некоторых особенностях метрики чеченской народной поэзии (на чеч. яз.) / О.А. Джамбеков // Орга. - 2003. - № 3. - С. 53-55.

176. Нажаев, А. Нохчийн иллеш / А. Нажаев, С. Ибриев. - Грозный,

1926.

177. Нохчийн иллеш, эшарш. Нохчийн фольклор. Т. I = Чеченские илли, песни. Чеченский фольклор / сост. 3. Джамалханов, С. Эльмурзаев. -Грозный, 1959.

178. Нохчийн фольклор = Чеченский фольклор. - Грозный: Книга, 1990. - 529 с.

179. Сто мелодий. Эпические песни илли и лирические песни (на чеч. яз.) / сост. Я.И. Хасбулатов. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1977.

180. Чеченские песни. Т. I. (на чеч. яз.). - Грозный, 1959.

181. Чеченский фольклор. Т. V (на чеч. яз.) / сост. И. Мунаев. -Грозный, 2007. - 540 с.

182. Чеченский фольклор (на чеч. яз.) / сост., предисл., науч. коммент. О.А. Джамбекова. - Грозный: Книга, 1990. - 592 с.

183. Чеченский фольклор. Т. I. Героико-эпические илли и лирические песни (на чеч. яз.) / сост. С. Эльмурзаев, 3. Джамалханов. - Грозный, 1959.

184. Чеченский фольклор. Т. IV (на чеч. яз.) / сост. С. Эльмурзаев. -Грозный, 2005.

Раздел второй

Диссертации и авторефераты диссертаций

185. Абдулаева, Х.Р. Чеченская проза: историко-культурный аспект: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Абдулаева Хеда Решедовна. -М., 1998. - 26 с.

186. Агаева, З.А. Пейзаж как атрибут национального мировосприятия и художественного своеобразия в творчестве Расула Гамзатова: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Агаева Замира Ахмедовна. - Махачкала, 2004. - 19 с.

187. Алиева, Х.М. Художественное своеобразие поэзии Расула Гамзатова: аспект национально-русского взаимодействия: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Алиева Хадижат Магомедовна. - Махачкала, 2012. - 19 с.

188. Богатырева, С.В. Россия и Кавказ в литературе и публицистике XX -начала XXI вв.: дис. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Богатырева Светлана Владимировна. - Майкоп, 2008. - 23 с.

189. Вагапов, Я.С. Чечено-Ингушские эпические песни XVI-XVШ в.: автореф. дис. .канд. филол. наукю. (648) / Вагапов Якуб Сираджинович. -Грозный, 1969.

190. Воронина, М.С. Динамика развития национальных литератур Северного Кавказа в условиях лингво-культурной ситуации (двуязычия): автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Воронина Марина Сергеевна. -Нальчик, 2004. - 23 с.

191. Губанукаева, М.М. Фольклорное и художественное мировидение С.-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Габунукаева Марха Мушалиевна. - Майкоп, 2006. - 20 с.

192. Далиева, Э.Х. Ингушская поэзия начала XX века. Народные традиции. Генезис и поэтика жанров: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Далиева Эсет Хусейновна. - Махачкала. 2003. - 22 с.

193. Джамбеков, О.А. Жанровые и поэтические особенности чеченских героико-исторических песен илли: автореф. дис. канд. ...филол. наук: 10.01.09 / Джамбеков Овхад Алихаджиевич. - Майкоп, 2007. - 24 с.

194. Джамбекова, Т.Б. Роль фольклора в эволюции чеченской прозы XX века: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.02 / Джамбекова Тамара Белаловна. - Майкоп, 2010. - 24 с.

195. Довлеткиреева, Л.М. Современная чеченская «военная» проза: историко-культурный контекст, жанровый состав, поэтика: 1990-2010 гг.: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Довлеткиреева Лидия Махмудовна. - Махачкала, 2010. - 21 с.

196. Ибрагимов, Л.М. Художественное воплощение национальной ментальности в чеченской прозе XX века: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Ибрагимов Лёма Махмудович. - Махачкала, 2011. - 167 с.

197. Инаркаева, С.И. Эволюция жанров «малой прозы» в современной чеченской литературе: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Инаркаева Субран Исламовна. - Майкоп, 1999. - 18 с.

198. Исаев, Э.А. Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов: автореф. дис. .д-ра филос. наук: 09.00.13 / Исаев Эди Асуевич. - Махачкала, 2009. - 47 с.

199. Исмаилова, М.В. Проблемы традиций и жанровые разновидности в чеченском романе 80-90-х гг. XX века: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Исмаилова Макка Вахаевна. - Майкоп, 2007. - 19 с.

200. Карасаев, А.Т. О фразеологизмах чеченского языка: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.09 / Карасаев Айсаш Кайсумович. - Грозный, 1978. - 15 с.

201. Музаев, Н.М. Новейшая чеченская литература на путях социалистического реализма: автореф. дис. .канд филол. наук / Музаев Нурдин. - М., 1966.

202. Мунаев, И.Б. Поэтика чечено-ингушских героико-исторических песен илли (проблема формирования жанра и его системные связи): автореф.

159

дис. .канд. филол. наук: 10.01.09 / Мунаев Исмаил Булачевич. - М., 1981. -18 с.

203. Татаева, Р.Б. Своеобразие авторской концепции в осмыслении исторических проблем в русскоязычной чеченской прозе 20-90 гг. XX века: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Татаева Ровзан Бовкиевна. -Махачкала, 2011. - 24 с.

204. Толгуров, Т.З. Информационно-эстетическое пространство поэзии Северного Кавказа: автореф. дис. .д-ра филол. наук: 10.01.02 / Толгуров Тахир Зейтунович. - Нальчик, 2001. - 50 с.

205. Туркаев, Х.В. Зарождение и становление реализма в чеченской и ингушской литературах (60-е годы XIX - 40-е годы XX в.): автореф. дис. . д-ра филол. наук: 10.01.02 / Туркаев Хасан Вахитович. - Тбилиси, 1984. -39 с.

206. Унарокова, Р.Б. Народная песня в системе традиционной культуры адыгов (эстетико-информационный аспект): автореф. дис. .д-ра филол. наук: 10.01.09 / Унарокова Раиса Батмирзовна. - Махачкала, 1999. -44 с.

207. Чахкиева, Р.А. Эволюция повествовательных форм в чечено-ингушской литературе (преемственность и национальные закономерности развития младописьменной литературы): дис. . канд. филол. наук: 10.01.03 / Чахкиева Рахима Ахмедовна. - М., 1975. - 201 с.

208. Юсупхаджиева, Х.У. Особенности языка чеченской художественной литературы: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.09 / Юсупхаджиева Хадижат Узумхаджиевна. - М., 2000. - 22 с.

Раздел третий

Литературные источники

209. Арсанукаев, Ш.А. Утро в горах / Ш.А. Арсанукаев. - Грозный,

1965.

210. Арсанукаев, Ш.А. Родник любви / Ш.А. Арсанукаев. - Грозный,

1967.

211. Арсанукаев, Ш.А. Искорка огня / Ш.А. Арсанукаев. - Грозный,

1969.

212. Арсанукаев, Ш.А. В пути / Ш.А. Арсанукаев. - Грозный, 1970.

213. Арсанукаев, Ш.А. Вершины / Ш.А. Арсанукаев. - Грозный, 1971.

214. Арсанукаев, Ш.А. Голубые дороги / Ш.А. Арсанукаев. - Грозный,

1973.

215. Арсанукаев, Ш.А. Закон высоты / Ш.А. Арсанукаев. - Грозный,

1975.

216. Арсанукаев, Ш.А. Песнь родника / Ш.А. Арсанукаев; пер. с чеч. И. Озеровой. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1977. - 87 с.

217. Арсанукаев, Ш. Сочинения. Т. I: Сийна гене: (стихаш, поэмаш, драма) / Ш. Арсанукаев. - Грозный, 2009. - 415 с.

218. Арсанукаев Ш.А. Стихи на русском. [Электронный ресурс] // Шайхи Арсанукаев. Сайт, посвященный памяти поэта, писателя. - Режим доступа: http://shaihiarsanuk.clan.su/index/stikhi_na_russkom/0-5

219. Баратынский, Е. На смерть И.В. Гёте [Электронный ресурс] / Е. Баратынский. - Режим доступа: https://rustih.ru/evgenij-baratynskij-na-smert-gete/

220. Волны Аргуна. Стихи чечено-ингушских поэтов. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1957. - 183 с.

221. Данте, Алигьери. Божественная комедия. Ад. Песнь первая / Алигьери Данте; пер. М. Лозинского. - СПб.: Вита Нова, 2002. - 343 с.

222. Дахкильгов, И.А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей / И.А. Дахкильгов. - Грозный, 1978. - 136 с.

223. Державин, Г.Р. Река времен в своем стремленьи [Электронный ресурс] / Г.Р. Державин. - Режим доступа: https://rustih.ru/gavriil-derzhavin-reka-vremen-v-svoem-stremleni/

224. Книга Екклесиаста [Электронный ресурс] // Христианский портал

161

«Апологетика». - Режим доступа: http://apologetica.ru/biblie/eccles1.html (дата обращения: 14.07.2019).

225. Майоров, Н.П. Мы были высоки, русоволосы: стихи / Н.П. Майоров. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1969. - 143 с.

226. Мамакаев, М. Разговор с матерью: стихи, поэмы / М. Мамакаев. -Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1959. - 207 с.

227. Мамакаев, М. Утро над Аргуном / М. Мамакаев. - М.: Сов. писатель, 1958. - 91 с.

228. Маяковский, В. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче [Электронный ресурс] / В. Маяковский. - Режим доступа: https://rustih.ru/vladimir-mayakovskij.

229. Падаров, А. Предисловие / А. Падаров // Рашидов, Ш.Р. Догу дог = Горит сердце / Ш.Р. Рашидов. - Грозный: Грозненский рабочий, 2014. - С. 3-7.

230. Поэты Чечено-Ингушетии: сб. стихов. - Грозный, 1939. - 120 с.

231. Пушкин, А.С. Стихотворения / А.С. Пушкин. - Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1986. - 248 с.

232. Рашидов, Ш.Р. Утренняя роса = 1уьйренан тхи / Ш.Р. Рашидов. -Грозный, 1968.

233. Рашидов, Ш.Р. Звездная ночь = Седарчийн буьйса / Ш.Р. Рашидов. - Грозный, 1971.

234. Рашидов, Ш.Р. Ожидание = Сатийсар / Ш.Р. Рашидов. - Грозный,

1975.

235. Рашидов, Ш.Р. Земля отцов = Дайн латта / Ш.Р. Рашидов. -Грозный, 1979.

236. Рашидов, Ш.Р. Огонь с гор = Ломара цк / Ш.Р. Рашидов. -Грозный, 1986.

237. Рашидов, Ш.Р. Исток / Ш.Р. Рашидов. - М.: Современник, 1988.

238. Рашидов, Ш.Р. Мои тополя / Ш.Р. Рашидов. - М.: Современник, 1989. - 92 с.

239. Рашидов, Ш.Р. Материнские слезы = Ненан б^ьрхиш / Ш.Р. Рашидов. - Грозный, 1995.

240. Рашидов, Ш.Р. Поле жизни: стихи и поэмы / Ш.Р. Рашидов. -Грозный: Книга, 1990. - 222 с.

241. Рашидов, Ш.Р. Иллеш, эшарш = Эпические и эстрадные песни / Ш.Р. Рашидов. - Махачкала, 1995.

242. Рашидов, Ш.Р. Кхоллам = Судьба / Ш.Р. Рашидов. - Махачкала,

1997.

243. Рашидов, Ш.Р. Дикалла = Доброта / Ш.Р. Рашидов. - Махачкала,

1999.

244. Рашидов, Ш.Р. Ненан б^ьрхиш = Слезы матери / Ш.Р. Рашидов.

- Махачкала, 2000.

245. Рашидов, Ш.Р. Сацахьа, латта! = Остановись, планета! / Ш.Р. Рашидов. - Грозный, 2007.

246. Рашидов, Ш.Р. Къайле =Тайна / Ш.Р. Рашидов. - Грозный, 2008.

247. Рашидов, Ш.Р. Яьссин тог1ехь = В долине Аксая / Ш.Р. Рашидов.

- Грозный: Грозненский рабочий, 2010. - 463 с.

248. Рашидов, Ш.Р. Дорога жизни / Ш.Р. Рашидов. - Грозный, 2012.

249. Рашидов, Ш.Р. Догу дог: стихаш, поэмаш, повесташ, дийцарш, легенда = Горит сердце / Ш.Р. Рашидов. - Грозный: Грозненский рабочий, 2014. - 494 с.

250. Чудесные родники. Сказания, сказки и песни народов Чечено-Ингушетии / подбор, подгот. текстов и примеч. С.-Б.А. Арсанова; вступ. ст. В.Б. Корзун. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1963. - 376 с.

251. Чуевский, В. Гори, гори, моя звезда [Электронный ресурс] / В. Чуевский - Режим доступа: https://stixi-poeti.ru/blogs/luchshie-stihi-podborka/vladimir-chuevskii.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.