Танец как образно-пластическое воплощение национального характера: На примере русской и корейской культур тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Ли Ен Чжин

  • Ли Ен Чжин
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 177
Ли Ен Чжин. Танец как образно-пластическое воплощение национального характера: На примере русской и корейской культур: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2004. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Ли Ен Чжин

Введение

Гл. 1. Национальный характер как предмет междисциплинарного научного исследования.

1.1. Проблема национального характера в современном гуманитарном знании

1.2. Русский национальный характер

1.3. Корейский национальный характер 69 Выводы

Гл. 2. Танец и национальный характер

2.1. Русский народный танец как воплощение национального характера

2.2. Корейская танцевальная традиция и национальный характер

2.3. Характерный танец и национальный характер 118 Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Танец как образно-пластическое воплощение национального характера: На примере русской и корейской культур»

Актуальность исследования состоит в том, что проблемы национальной и этнической идентичности, национального характера, национального самоопределения выдвинулись в число приоритетных проблем, определяющих своеобразие современного состояния мировой, в том числе российской, культуры. Активизация поисков своих этнических и национальных истоков и корней, интерес к традициям и обычаям своего народа и своей культуры, стремление возродить утраченные, сохранить еще живущие традиции характерны как для современной России, так и для других стран, в том числе Кореи.

Весь комплекс этнических и национальных проблем находится в центре внимания научного сообщества современной России. Организуются и проводятся научные конференции и симпозиумы, посвященные проблемам этноса, нации, национального характера, межнациональных отношений и конфликтов, и т. п. Этому посвящены многочисленные сборники статей и монографии. Формируются новые, возрождаются преданные забвению в советское время научные дисциплины: этнология, этнопсихология, этнолингвистика, этносемиотика, этнокультурология и др.

Одним из основных понятий, с помощью которых современная наука осмысляет комплекс этнических и национальных проблем, является «национальный характер». Феномен национального характера имеет множество форм проявления, из которых в большей мере изучены язык (как разговорный, так и язык жестов, поз, дистанций общения) и ментальность, и практически не изучены художественные формы воплощения национального характера, в частности, танец. А ведь именно танец, будучи частью обряда и ритуала, празднично-развлекательной и профессиональной художественной культуры, воплощает в синтезе пластики, движения и музыки полно и, может быть, не менее адекватно, чем язык, национальное начало культуры, национальный характер.

Степень разработанности проблемы. Проблема национального характера ^ имеет основательную традицию научного изучения. Она ставилась и исследовалась в культурной антропологии, философии культуры, социологии и социальной психологии. Определенный вклад в ее разработку внесли сравнительное языкознание, психолингвистика и лингвокультурология.

Американские культурашропологи (А. Кардинер, Р. Бенедикт, М. Мид, Э. Эриксон и др.) показали, что культура формирует определенный психологический тип личности, который воплощает основные ценности этой культуры и, в свою очередь, формирует культуру. Формирующее воздействие обеспечивается доминирующим положением определенного типа личности с присущими ей психическими особенностями («базовая личность» или «основная личностная структура»). Поскольку американские ученые исследовали культуры # традиционного типа, речь шла по существу о национальном или этническом характере, который проявляет себя в определенных моделях поведения, формирующихся принятой в данной культуре системой воспитания и обучения.

В русской научной традиции XIX - начала XX веков проблема национального характера, прежде всего и главным образом русского характера, является одной из ключевых в острых дискуссиях о судьбах страны и путях ее исторического развития. Уже в работах ранних славянофилов (А. С. Хомякова, К. С. Аксакова) русский национальный характер определялся как производный от уклада жизни, общественных отношений и особенностей веры, т. е. является культурозависимым и культуросодержательным. В трудах мыслителей второй • половины XIX и начала XX века (Ф. М. Достоевского, Н. А. Бердяева,

Г. П. Федотова, С. JI. Франка и др.) учитывалась и сословно-классовая дифференциация русского общества, дававшая соответствующие модификации национального характера, а также исторические изменения, которые претерпевал русский характер.

Национальный характер широко исследуется в социологии и социальной f психологии (Г. М. Андреева, К. Касьянова, 3. В. Сикевич, В. Стефаненко и др.).

Национальный характер исследуется в этих научных дисциплинах как одно из проявлений больших социальных групп, как часть психического склада нации с учетом регуляторов социального поведения - нравов, обычаев, традиций и в целом - образа жизни, языка общения, системы ценностей, ментальных и поведенческих стереотипов. Предлагается учитывать историческую динамику национального характера, наличие в нем стабильных и переменных черт, связанных с историческими изменениями (М. А. Баженова) и региональными особенностями (Н. В. Сверкунова).

Весьма важное для постижения феномена национального характера, национальных ментальностей, «образов мира» и активно развивающееся направление исследования национального характера связано с психолингвистикой, этнолингвистикой и лингволингвокультурологией (В. Гумбольдт, А. А. Потебня, Д. Н. Овсянико-Куликовский, Т. В. Булыгина, А. Вежбицкая, С.А. Кошарная, А, А. Мельникова, А. Д. Шмелев и др.). Лексика, грамматика и синтаксис языка становятся основой для анализа особенностей мышления, реконструкции национальной картины мира и национального характера.

Перечисленные направления исследования национального характера осуществлены в подавляющем большинстве случаев на материале европейской, североамериканской (США) и русской культуры. Из культур дальневосточного региона, Южной и Юго-Восточной Азии представлена, пожалуй, лишь Япония. Корейский национальный характер еще ждет своего исследования.

Воплощение национального характера в танце - проблема, которая лишь затрагивается в искусствоведческих исследованиях. В работах о классическом танце и балете (Г. Добровольская, В. М. Красовская, О. Н. Петров, К. А. Скальковский) и характерном танце (Ю. Слонимский, Н. Стуколкина, А. В. Лопухов, А. В. Ширяев) об этом речь идет лишь в связи с танцевально-характерными эпизодами балетного спектакля. При этом национально-характерное в танце здесь лишь одна из особенностей танца, отнюдь не главная.

В исследованиях, посвященных народному и народно-сценическому танцу, вопрос о представленности в танце национального характера освещен более обстоятельно, но, все же, в самом общем плане. Характер освещения этого вопроса констатирующе-описательный. Это касается как немногочисленных исследований о национальных танцах народов, входивших в состав СССР, а после 1991 года - в состав Российской Федерации (М. Ч. Кудаев - карачаево-балкарская этнохореография; 3. Я. Рахматуллина - башкирская хореография), так и работ о русском народном танце (К. Голейзовский, Г. В. Иноземцева, А. Кукин) и русском народно-сценическом танце (Е. Луцкая, А. Чижова, С. Д. Салимова).

Что касается исследований корейского танца (Е. Я. Суриц, Ан Сон Хи, Кван Бен Рин, Ли Э Сун, Ли Сан By, Цой Сын Хи и др.), то их авторы также ограничиваются констатацией воплощенности национального характера в народном и других формах корейской танцевальной традиции, не исследуя этот вопрос специально. Дело осложняется еще и тем, что и феномен корейского национального характера не стал еще предметом специального исследования в науке.

Объектом исследования является национальный характер в различных формах его проявлений в культуре.

Предмет исследования - танец как образно-пдастическое воплощение национального характера, взятого в двух культурных разновидностях: русского и корейского характера.

Целью работы является сравнительно-культурологическое исследование народного, народно-сценического и характерного танца как воплощения национального, русского и корейского, характера. Поставленная цель % предполагает постановку и решение следующих задач: историографическое исследование проблемы национального характера в современной науке; - определение и анализ основных черт русского национального характера;

- описание и анализ совокупности особенностей корейского национального характера;

- исследование русского народного и народно-сценического (народно-характерного) танца как образно-пластической модели русского характера;

- выявление особенностей воплощения национального характера в корейском танце; анализ специфики проявления национального начала и национального характера в характерном танце.

Методология и методы исследования. В основу исследования положен комплексный культурологический подход к явлениям культуры, опирающийся на методы и результаты исследований целого ряда гуманитарных научных дисциплин: философии, историографии, социологии, социальной психологии, этнологии, искусствоведения. Это обеспечило многоаспектность и системный характер исследования танца, его рассмотрение в системе национальной культуры как образно-пластического воплощения национального характера. Принцип историзма позволил показать феномен танца в динамике исторического развития.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- проведено историографическое исследование проблемы национального характера, реконструированы становление и развитие проблемы национального характера в американской культурной антропологии, русской философии второй половины XIX - первой половины XX веков, современной социологии и социальной психологии;

- осуществлен комплексный культурологический анализ феномена национального характера, в том числе русского и корейского характера;

- проведено культурологическое исследование народного и характерного танца в аспекте воплощения воплощения в танце черт и особенностей национального характера;

- выявлены и проанализированы особенности образно-пластического воплощения в танце русского и корейского национального характера. Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы диссертации, содержащиеся в работе факты и идеи могут быть использованы в практической работе, связанной с русско-корейскими контактами в сфере культуры. Материал диссертации может быть использован также при подготовке и чтении учебных курсов по культурологии, истории мировой культуры, социологии, социальной психологии, истории искусств, истории и теории танца.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Основные положения диссертации докладывались на аспирантском семинаре, на международной научной конференции «Мировая политика и идейные парадигмы эпохи» (Санкт-Петербург, 2004), а также изложены в трех публикациях.

Гл. 1. Национальный характер как предмет междисциплинарного научного исследования

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ли Ен Чжин

Выводы

Проведенный во второй главе диссертации анализ особенностей выражения национального характера в искусстве танца показал, что каждая из разновидностей танцевального искусства по-своему воплощает те или иные черты национального характера, создавая свой собственный образ национально-характерного.

Русский народный (фольклорный) танец является частью традиционной крестьянской обрядово-праздничной культуры и воплощает русское национальное начало как крестьянское, языческое и "великорусское". Это запечатлено в тематике хороводных и плясовых песен, в особом положении песни в обрядово-календарном цикле русской крестьянской культуры, в костюмах, в особенностях музыки, ее темпе и ритме, рисунке танца, танцевальных движениях и жестах. Русский народный танец аутентично, адекватно воплощает русский национальный характер в его женской и мужской ипостасях. Женская ипостась русского характера обрела свое выражение в русском хороводе, в медленном женском хороводе, создающем образ величавого плавного течения. Мужская ипостась русского характера — молодечество, удаль, широтаю - воплощена в пляске и переплясе. Как хоровод, так и особенно пляска и перепляс, импровизационны. В импровизации проявляется творческое личностное начало русского национального характера, гармонично дополняемое коллективизмом, присущим русской менталъности и русскому характеру. Соединение в танце медленной и быстрой частей, мощные нарастания темпа от медленного до предельно быстрого, внезапные, неожиданные переходы и элементы можно интерпретировать как проявление противоречивости, амбивалентности, непредсказуемости русского национального характера - общепризнанной его особенности, отмечавшейся и исследователями XIX - первой половины XX века, и современными учеными.

Проявление национального характера в народно-сценическом (народно-характерном) танце осуществляется на принципах актерского перевоплощения. Профессиональный танцовщик (танцовщица), прошедший школу классического танца и принадлежащий русско-европейской, элитарной культуре, исполняет поставленный профессиональным балетмейстером танец и соответствующую роль. Стилистика народно-сценического танца близка крестьянскому и городскому низовому фольклору, но представляет собой эстрадно-концертную его стилизацию. В русском народно-сценическом (народно-характерном) танце создается эстрадно-концертный, фолъклористский, стилизованный в духе русской городской, а в советскую эпоху - советской - праздничной культуры, образ русского народного характера.

Характерный танец, развивавшийся в русле классического танца и искусства балета, изначально был танцем народным. Народным в том отношении, что воплощал образы простых людей, людей из народа — крестьян, солдат, торговцев, слуг и т. п. Эта ипостась народности имела также и национальную окраску. Но в гораздо большей мере национальная специфика выразилась в народных национальных танцах, получивших распространение в балетном искусстве со второй половины XVГП века и, особенно - в XIX и XX веках. Именно такой, народно-национальный характерный танец и нес в себе те черты национального характера, которые воплощались в костюме, отдельных движениях и жестах, прежде всего - жестах рук - позах, темпе и ритме танца, его музыке.

В ходе исторического развития, особенно с середины XIX века, характерный танец постепенно эмансипировался, плотнее приблизился к фольклорному первоисточнику, чем и обусловилось более адекватное проявление в нем национального начала, национального характера. Но способом воплощения народно-национального начала в классическом характерном танце, живущем в пространстве балетного искусства, была и остается в значительной мере, несмотря на процесс его фольклоризации, классицистская (классико-романтическая) стилизация, "перевод" языка народного фольклорного танца на язык танца классического.

Национальный характер манифестируется в классическом характерном танце знаково-эмблематически. Почерпнутые из народного танца и стилизованные в соответствии с принципами классической хореографии отдельные позы, движения, жесты и другие танцевальные выразительные средства лишь условно-схематически очерчивают национально характерное, намечая генетическую связь с фольклорным первоисточником - русским народным танцем. Пользуясь терминологией социологии и социальной психологии, можно сказать, что мы имеем здесь дело с воплощенным на языке классического танца стереотипом национального характера или классико-романтическим танцевальным стереотипом национального характера.

В корейской танцевальной культуре отразились основные религиозно-идеологические составляющие корейской ментальности и соответствующие телесные практики. От даосизма и даосских техник тела в корейской танцевальной пластике закрепился эффект парения, создающий иллюзию преодоления земного тяготения и воплощающий идею срединной гармонии, образующейся взаимодействием Человека, Неба и Земли и порождающей все сущее. Возможно, здесь мы имеем дело с даосским идеалом бессмертия, превращением человека в существо, обладающее способностью полета через над земное и космическое пространство.

Во многих корейских танцах отсутствует статика, фиксированные позы. Такой тип пластики соответствует даосским представлениям о мироздании как вместилище энергии ки (кит. ци), которая пребывает в непрерывном движении. Этому соответствует и образ дао как безбрежного и непрерывно меняющегося потока. Танцевальная пластика, инспирированная даосизмом, как и специальные даосские практики психотренинга и психофизиологической регуляции, демонстрируют подчинение тела закономерностям космоса, утверждая возможность единения макро- и микрокосмоса и подчинения их единым ритмам дао.

Танцы, имеющие буд дийское происхождение (сынму - танец монаха - и салъпхури), культивируют соответствующие ментальные представления, психотезнические и телесные практики. Сынму вводит зрителей в особое эмоциональное состояние, своеобразное провозвестие нирваны. Салъпхури демонстрирует непостоянство и изменчивость земных эмоциональных переживаний.

Конфуцианство оказало влияние на дворцовые танцы ильму и чхондже. Ильму запечатлел конфуцианские черты корейского национального характера -мужское доминирование в ритуальной области культуры, сдержанность в пластических проявлениях, веру в достижение гармонии мироздания и социального устройства. Чхондже - в разнообразии субжанров ("танец в цветочной короне", "танец с барабанами", "танец с мечами" и др.) - женский танец, предназначавшийся для развлечения государя и придворных и воплотивший конфуцианский идеал женсственности - скромности, нежности, почтительности.

С шаманскими ритуалами кут, направленными на обретение счастья, здоровья, долголетия и процветания, связаны крестьянские танцы удо кут и чводо кут. Близость к шаманскому ритуалу определяет нарастание темпа - от медленного до чрезвычайно стремительного и усложнение ритма.

Крестьянские танцы в прошлом завершали собой проведение ритуалов кут, поскольку коллективный танец повышал, согласно традиционным представлениям, мощь ритуального воздействия. В современной корейской культуре крестьянские танцы принято считать самыми близкими национальному характеру.

Еще одна грань национального характера корейцев воплощена в жанре танцев в масках, истоки которого восхдят к придворной культуре XIII века. Танцы в масках связаны с архаическими анимистическими представлениями и буддизмом. В этих танцах, в частности, в танцах из Янджу и Понсана, воплотились такая черта национального характера корейцев, как обусловленная языческой архаикой склонность к специфическому юмору, связанному с семантикой телесного низа - сексуальными и анальными отправлениями.

Русский характерный танец в контексте классического балетного спектакля может быть определен как русско-европейский. В нем воплощена русско-европейская ипостась русского национального характера.

Развитие корейского танца в XX веке также позволяет говорить о феномене характерного танца и новых исторических версиях воплощения в танце корейского национального характера. Один из вариантов развития корейского танца в прошлом столетии представлен в творчестве Цой Сын Хи. Поставленные ею сценические танцы в значительной мере опираются на национальную танцевальную традицию, главным образом, традицию шаманских, буддийских и дворцовых танцев, связанных с конфуцианством. Образное и ритмопластическое содержание сценических танцев Цой Сын Хи впитало в себя также некоторые элементы классического европейского танца и танца модерн. Можно утверждать, что здесь мы имеем дело с профессионально-концертной стилизацией исходного фольклорного материала и — соответственно - с особой версией образно-пластического воплощения корейского национального характера, а именно - с его актерским, игровым, фольклористским, стилизованным в духе синтеза корейской танцевальной традиции и европейской концертно-сценической практики первой половины XX века воплощением национального характера.

Опыты классико-романтической стилизации корейского танца в Южной Корее последней четверти XX века с использованием наследия, техники, танцевального языка европейского классического танца и балета, предпринятые Им Сен Намом, Ким Чонук и др. являют собой пример воплощения в танце корейско-европейского модуса корейского национального характера.

Заключение

Проведенное исследование показало, что для современной культуры, в том числе русской и корейской культуры, характерны активные поиски своих этнических и национальных истоков, интерес к традициям и обычаям своего народа и своей культуры, стремление возродить утраченные, сохранить еще живущие традиции. Ключевым в этих поисках является феномен национального характера. Междисциплинарное культурологические исследование национального характера позволило выявить его составляющие и показать их в динамике исторического развития.

Национальный характер представляется собой одну из ипостасей, одно из проявлений нации как особой социальной общности, складывающейся в относительно завершенной, зрелой форме в буржуазном обществе. В нации на первый план выступают культурообразующие, а не этноспецифические признаки, а именно: общий уклад (образ) жизни, общность исторической судьбы и культурной традиции, территориальная общность, язык, на котором общаются и посредством которого мыслят представители социальной общности, и единый комплекс мировоззренческих и идейно-нравственных представлений и установок, духовно-нравственных ценностей (общая идеология).

В многонациональных, мультикультурных социальных общностях национальный характер имеет двухуровневую (возможно, и более: трех-, четырех- и т. д.) структуру. Первый уровень составляет общенациональные культурные константы, представленные мировоззренческим, идейноидеологическим комплексом, образом жизни, языком, общностью исторической судьбы и культурной традиции, общностью территории. Второй -частнонациональные, этнокультурные составляющие. Они состоят из тех же структурных компонентов (мировоззрение, историческая судьба и традиция, язык и. т. д.), но включенных в общенациональный комплекс и, как правило, субординационно подчиненных первому уровню. Таков русский национальный характер - на фоне и над полиэтничностью, многонациональностью и мультикультурностью русской культуры. Важнейшпя особенность второго уровня структуры национального характера состоит в преимущественном проявлении этнонациональной специфики, очерченной наиболее рельефно и отчетливо. В моноэтнических (мононациональных) или близких к моноэтничности национальных общностях, таких как Корея, национальный характер имеет одноуровневую структуру.

Этнонациональный уровень национального характера во всей полноте проявления своих свойств и наиболее ярко, рельефно воплощен в традиционной, народной культуре, в том числе в ритуальных действиях, обязательным компонентом которых и выступал танец. Поэтому народный танец представляет собой воплощение этнонационального характера и общенациональная надстройка здесь не играет существенной роли.

Русский народный, фольклорный танец представляет собой часть традиционной крестьянской обрядово-праздничной культуры и воплощает русское национальное начало как крестьянское, языческое и "великорусское".

Женская ипостась русского воплощена в медленном женском хороводе, создающем образ величавого плавного течения. Мужская ипостась русского характера, его молодечество, удаль, лихость, широта запечатлена в пляске и переплясе. Как хоровод, так и особенно пляска и перепляс, импровизационны. В импровизации проявляется творческое и личностное начало русского национального характера, которое дополняет коллективизм, присущий русской ментальности и русскому характеру. Противоречивость, непредсказуемость русского характера проявляется во внезапных сменах быстрых и медленных частей русского народного танца, в обилии неожиданных элементов, контрастах очень медленных, плавных и быстрых, ускоряющихся до предельно возможного, частей.

Корейская танцевальная традиция представлена двумя разновидностями танца: танцем народным и танцем дворцовым. Обе они воплотили разные грани корейского национального характера, в значительной мере сформированного как архаическими, шаманскими верованиями, так и пришедшими из Китая буддизмом, даосизмом и конфуцианством. Наиболее адекватно воплощающими особенности корейского национального характера считаются крестьянские танцы, связанные с шаманскими ритуалами куш, имевшими преимущественное распространение в народном быту еще в XIX веке. Шаманские ритуальные танцы предполагают полное владение исполнителем своими психическими состояниями и телесной энергетикой, поскольку такие танцы являются принятыми в корейской культуре способами вступления в контакт с духами ради получения их помощи в лечебной и защитительной магии.

Русский народно-характерный (народно-сценический) танец создает эстрадно-концертный, фольклористский, стилизованный в духе русской городской, а в советскую эпоху - советской - праздничной культуры образ русского народного характера.

Корейский народно-сценический танец представляет актерское, игровое, стилизованное в духе синтеза корейской танцевальной традиции и европейской концертно-сценической практики первой половины XX века воплощение корейского национального характера.

Классический характерный танец в рамках классического и романтического балета XIX - XX веков представляет собой знаково-эмблематическое ритмо-пластическое воплощение национального характера, его стилизованный, классико-романтический образ. Русский характерный танец в классическом балете представляет русско-европейскую ипостась русского национального характера. Классико-романтическая стилизация корейского танца в современном танцевальном искусстве Кореи являет собой пример воплощения в танце корейско-европейского модуса корейского национального характера.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Ли Ен Чжин, 2004 год

1. Абакарова Р. М. Этос этноса. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре / Р. М. Абакарова. СПб. : СПб. филос. о-во, 2003.- 175 с.

2. Аверченко И. В. Природа ритуального танца / И. В. Аверченко // Религиоведение. 2003. - № 1. - С. 10-15.

3. Александрова В. Н. Испанский народный танец / В. Н. Александров. Л. : Госмузиздат, 1959. - 54 с.

4. Алиев Г. Хореографическое искусство Азербайджана на пересечении культурных традиций Востока и Запада / Г. Алиев. М. : Флинта : Наука, 2001. - 240 с.

5. Американский характер: очерки культуры США. М. : Наука, 1991.-381 с.

6. Американский характер : Импульс реформаторства : очерки культуры США. М. : Наука, 1995. - 319 с.

7. Американский характер : традиция в культуре : очерки культуры США. М. : Наука, 1998. - 412 с.

8. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. - М. : Владос, 2002. - 430 с.

9. Ан Сон Хи. Корейский танец / Ан Сон Хи, Т. Ткаченко, Н. Львов. М. : Искусство, 1956. - 147 с.

10. Аристотель. Поэтика / Аристотель // Аристотель. Соч. : в 4 т. М., 1983. - Т. 4. - С. 645-681.

11. Аронсон А. Общественное животное. Введение в социальную психологию / А. Аронсон. М. : Аспект-Пресс, 1999. - 517 с.

12. Баграмов Э. А. К вопросу о научном содержании понятия "национальный характер" / Э. А. Баграмов. М. : Наука, 1973. - 320 с.

13. Баженова М. А. Немцы и русские : особенности национального характера / М. А. Баженова // Социология и общество. Перв. Всерос. социол. конгр.: тезисы. СПб., 2000. - С. 328—330.

14. Барышникова Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова. -М. : Искусство, 1999. 236 с.

15. Баткин JI. Пристрастия. Избр. эссе и статьи о культуре / JI. Баткин. 2-е изд., доп. - М. : Рос. гос. гуман. ун-т, 2002. - 640 с.

16. Бахрушин Ю. А. История русского балета / Ю. А. Бахрушин. 3-е изд. - М. : Искусство, 1977. - 287 с.

17. Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные песни / Н. Бачинская. — М. ; Л. : Искусство, 1951. — 457 с.

18. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США / Р. Бенедикт // Антология исследований культуры. СПб., 1997. -С. 271-284.

19. Бенедикт Р. Хризантема и меч : Модели японской культуры / Р. Бенедикт. М. : РОССПЭН, 2004. - 256 с.

20. Бердяев Н. А. Судьба России : Опыты по психологии войны и национальности / Н. А. Бердяев. М. : Изд-во МГУ, 1990. - 256 с. -Репр. изд. 1918 г..

21. Бердяев Н. А. Философия неравенства : Письма к недругам по социальной философии / Н. А. Бердяев // Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. - С. 7-242.

22. Бережнова М. Л. Русские Сибири : Сложение идентичности / М. Л. Бережнова // История. Культура. Общество : Междисциплинар. подходы : прогр. спец. курсов и тексты лекций : в 2 ч. М., 2003. -Ч. 2.-С. 315-353.

23. Бешкок М. М. Танцевальная культура адыгов с древних времен до наших дней / М. М. Бешкок. Майкоп : Адыгея, 2000. -68 с.

24. Блазис К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы / К. Блазис. М. : Тип. Лазаревского Вост. ин-та вост. яз., 1864. - 225 с.

25. Блок Л. Д. Классический танец : история и современность / Л. Д. Блок. М. : Искусство, 1987. - 556 с.

26. Большакова А. Ю. Феномен русского менталитета : осн. направления и методы исслед. / А. Ю. Большакова // Российская ментальность : методы и проблемы изучения. М., 1999. - С. 95-96.

27. Борисов А. А. Мультикультурализм : теории и практики / А. А. Борисов // История. Культура. Общество : междисципл. подходы : прогр. спецкурсов и тексты лекций. М., 2003. - Ч. 2 - С. 513-575.

28. Бороноев А. О. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны / А. О. Бороноев, П. И. Смирнов. 2-е изд., доп. - СПб. : СПб. панорама, 2001. - 192 с.

29. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы : теория, история, современность / Ю. В. Бромлей. М. : Наука, 1987. - 301 с.

30. Бромлей Ю. В. Человечество это народы / Ю. В. Бромлей, Р. Г. Подольный. - М. : Мысль, 1990. - 391 с.

31. Булыгина Т. В. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев. М. : Языки рус. культуры, 1997. - 574 с.

32. Васильева Е. Танец / Е. Васильева. М. : Искусство, 1978. -247 с.

33. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики / А. Вежбицкая. М. : Языки рус. культуры, 2001.- 150 с.

34. Верная Чхунхян. Корейские классические повести XVII -XIX веков / предисл. А. Ф. Троцевич. — М. : Худож. лит., 1990. 381 с.

35. Волков С. В. Корея / С. В. Волков, Т. М. Симбирцева. М. : Наука, 2000. - 340 с.

36. Волков С. Ранняя история буддизма в Корее : (санчха и государство) / С. В. Волков. М. : Наука, 1985. - 152 с.

37. Волков С. В. Правящий слой традиционной Кореи / С. В. Волков // Корея : История. Экономика. Культура. Филология : сб. ст. : к 80-летию проф. М. Н. Пака. М., 1998. - С. 160-174.

38. Воробьев М. В. Корея до второй трети VII века. Этнос, общество, культура и окружающий мир / М. В. Воробьев. СПб. : Петербургское востоковедение, 1997. — 428 с.

39. Воробьев М. В. Очерки культуры Кореи / М. В. Воробьев. -СПб. : Петербургское Востоковедение, 2002. 192 с.

40. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса / Б. П. Вышеславцев. — М. : Республика, 1994. 368 с.

41. Вышеславцев Б. Русский национальный характер / Б. Вышеславцев // Вышеславцев Б. Русский мир. Заметки по русской истории. М., 2003. - С. 621-640.

42. Габрусенко Т. В. Эти непонятные корейцы / Т. В. Габрусенко. -М. : Наука, 2003.-230 с.

43. Гаевский В. М. Дивертисмент : судьба классического балета / В. М. Гаевский. — М. : Искусство, 1981.-383 с.

44. Гальцева Р. О месте славянофилов в истории русской культуры и философии / Р. Гальцева, И. Роднянская // Филос. энцикл. : в 5 т. М, 1970.- Т. 5. - С. 27-28.

45. Гер дер И. Г. О воздействии поэзии на нравы народов в древнейшие и новые времена / И. Г. Гердер // Гердер И. Г. Избр. соч. -М.; Л., 1959.-С. 56-180.

46. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. М. : Искусство, 1964. - 368 с.

47. Горелов А. Русская народная внеобрядовая песни / А. Горелов // Русская народная поэзия. Лирическая поэзия. Л., 1984. - С. 6-20.

48. Глухарева О. Н. Искусство Кореи с древнейших времен до конца 19 века / О. Н. Глухарева. М. :Искусство, 1982. - 390 с.

49. Глушковский А. Воспоминания балетмейстера / А. Глушковский. М. ; Л. : Искусство, 1940. - 180 с.

50. Гребенщиков С. М. Белорусская народносценическая хореография / С. М. Гребенщиков. — Минск : Наука и техника, 1976. -248 с.

51. Григорьев А. Эстетика и критика / А.Григорьев. М. : Искусство, 1980. - 496 с.

52. Григорьева С. А. Словарь языка русских жестов / С. А. Григорьева, Н. В. Григорьев, Г. Е. Крейдлин. М. ; Вена : Языки рус. культуры : Венский славистический альманах, 2001. — 256 с.

53. Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н.Я.Данилевский. -М. : Прогресс, 1991. 430 с.

54. Джарылгасинова Р. Ш. Корейцы / Р. Ш. Джарылгасинова // Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. М., 1982. -С. 75-89.

55. Дмитриеве. С. Славянофилы / С.С.Дмитриев // Филос. энцикл. словарь.-М., 1983.-С. 615-616.

56. Добровольская Г. Танец. Пантомима. Балет / Г. Добровольская. — Л. : Искусство, 1975. 128 с.

57. Добровольская Г. Характерный танец / Г. Добровольская // Балет. Энциклопедия. -М., 1980. С. 619-620.

58. Егоров Б. Ф. Национальный характер / Б. Ф. Егоров // Егоров Б. Ф. От Хомякова до Лотмана. М., 2003. - С. 11-102.

59. Захаров Р. Красочное представление // Правда. 1959. -9 янв.

60. Захаров Р. Слово о танце / Р. Захаров. М. : Мол. гвардия, 1979.- 159 с.

61. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография / Д. К. Зеленин. -М. : Наука, 1991. 511 с.

62. Иконникова С. Н. История культурологических учений / С. Н. Иконникова ; СПб. гос. ун-т культуры и искусств. СПб., 2001. -3 ч.

63. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России / И. А. Ильин. М. : Рарог, 1992. - 2 т.

64. Ильин И. А. Одинокий художник : Статьи, речи, лекции / И. А. Ильин. М. : Искусство, 1993. - 348 с.

65. Ильичева М. «Тщетная предосторожность» в Петербурге / М. Ильичева ; Акад. рус. балета им. А. Я. Вагановой. СПб., 2001. -287 с.

66. История Кореи (Новое прочтение) / Под ред. А. В. Толкунова.- М. : МГИМО : РОССПЭН, 2003.-430 с.

67. Кавелин К. Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры / К.Д.Кавелин. М. : Правда, 1989. -652 с.

68. Кагарлицкий Б. Этнические проблемы и национальный вопрос в современном российском обществе / Б. Кагарлицкий // Социальный капитал и социальное расслоение в современной России. -М., 2003.-С. 73-92.

69. Каменский 3. Славянофилы / 3. Каменский // Филос. энцикл. : в 5 т. — М., 1970. Т. 5. - С. 25-27.

70. Кантор В. К. Русский европеец как явление культуры (филос.- ист. анализ) / В. К. Кантор. М. : РОССПЭН, 2001. - 404 с.

71. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. 3-е изд., стереотип. - М. : Едиториал УРСС, 2003. -264 с.

72. Касьянова К. О русском национальном характере / К. О. Касьянова. М. : Наука, 1994. - 245 с.

73. Катаев В. Е. Национальный характер : опыт философского исследования / В. Е. Катаев. Иваново : ИвГУ, 2000. - 141 с.

74. Кибасова Г. П. Этническое пространство / Г. П. Кибасова. -Волгоград : Волгогр. гос. мед. ун-т, 2003. 244 с.

75. Ким Тэ Хун. Пхансори : проблемы становления, развития и интерпретации : автореф. дис. . канд. искусствоведения / Ким Тэ Хун ; СПб. гос. консерватория. СПб., 1997. - 42 с.

76. Классики хореографии. JL : Искусство, 1937. - 420 с.

77. Климов А. Основы русского народного танца / А. Климов. -М. : Искусство, 1981. 270 с.

78. Киреевский И. В. Критика и эстетика / И. В. Киреевский. -М. : Искусство, 1979. 439 с.

79. Ключевский М. М. Русская история. Полн. курс лекций. -М. : Мысль, 1995.-3 кн.

80. Койре А. Философия и национальная проблема в России начала XIX века. М. : Модест Колеров, 2003. - 304 с.

81. Кон И. С. К проблеме национального характера / И. С. Кон // История и психология. -М., 1971. С. 122-158.

82. Корея : История. Экономика. Культура. Филология : сб. ст. : к 80-летию со дня рожд. проф. М. Н. Пака / МГУ им. М. В. Ломоносова; Межд. центр кореевед.; сост. и ред. Л. Р. Концевич. М., 1998. - 458 с.

83. Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов / О. А. Корнилов. М.: Изд-во МГУ, 1999.-341 с.

84. Кошарная С. А. Миф и язык : Опыт лингвокультурологической реконструкции рус. мифологической картины мира / С. А. Кошарная. — Белгород : Изд-во БелГУ, 2002. -288 с.

85. Кравцова М. Е. История культуры Китая / М. Е. Кравцова. -СПб. : Лань, 1999.-415 с.

86. Красовская В. Новаторство и традиции / В. Красовская // Красовская В. Статьи о балете. М., 1967. - С. 87-112.

87. Красовская В. Русский балетный театр начала XX века / В. Красовская. Л. : Искусство, 1971. - 320 с.

88. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины XVII века / В. М. Красовская. — Л. : Искусство, 1979. — 340 с.

89. Краткий психологический словарь. — М. : Политиздат, 1985. -431 с.

90. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык / Г. Е. Крейдлин. М. : Нов. лит. обозрение, 2002. -592 с.

91. Кречмер Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. 2-е изд. - М. ; Л. : Медгиз, 1930. - 124 с.

92. Крыжицкий Г. И. Экзотический театр. Ява, Индо-Китай, Турция, Персия, Корея / Г. И. Крыжицкий. Л. : Academia, 1927. -78 с.

93. Крысько В. Г. Социальная психология / В. Г. Крысько. М. : ОМЕГА-Л, 2003. - 364 с.

94. Кудаев М. Ч. Карачаево-балкарская этнохореография и символика / М. Ч. Кудаев. Нальчик : Эльбрус, 2003. - 104 с.

95. Кульпина В. Г. Лингвистика цвета : термины цвета в польском и русском языках / В. Г. Кульпина; Фак-т иностр. яз. Моск. гос. ун-та. М. : Моск. лицей, 2001. - 470 с.

96. Ланьков А. Н. Корея : будни и праздники / А. Н. Ланьков. -М. : Междунар. отношения, 2000. 473 с.

97. Латов В. С. Искусство свободной Кореи / В. С. Латов. М.: Искусство, 1965. — 115 с.

98. Лелеко В. Д. Тема любви в русской философии "серебряного века" / В. Д. Лелеко // Наука и культура русского зарубежья. СПб., 1997.-С. 100-111.

99. Ли Ги Бек. История Кореи : новая трактовка / Ли Ги Бек. -М. : Первое марта, 2000. 463 с.

100. Ли Сан By. Развитие национального искусства Кореи и национальный балет / Ли Сан By. СПб. : Гиперион, 2001. - 99 с.

101. Лихачев Д. С. Заметки о русском / Д. С. Лихачев. 2-е изд., доп. - М. : Сов. Россия, 1984. - 64 с.

102. Лихачев Д. С. О национальном характере русских / Д. С. Лихачев // Вопр. философии. 1990. - № 4. - С. 3-6.

103. Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н. э. / А. Ф. Лосев. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. 415 с.

104. Лосский Н. О. Характер русского народа / Н. О. Лосский // Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991. - С. 236-366.

105. Лосский Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. -М. : Высш. шк., 1991. 559 с.

106. Лопухов А. В. Основы характерного танца / А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров. Л. : Искусство, 1939. - 188 с.

107. Луцкая Е. Жизнь в танце / Е. Луцкая. М : Искусство, 1968.50 с.

108. Любавский М. К. Историческая география России в связи с колонизацией / М. К. Любавский. М. : О-во взаимопомощи студентам-филологам, 1909. - 405 с.

109. Любавский М. К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX века / М. К. Любавский. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1996. - 688 с.

110. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб. и др. : Питер, 1999.-688 с.

111. Малышева В. А. Языковая личность как воплощение национального характера / В. А. Малышева // Национальный менталитет и языковая идентичность : межвуз. сб. тр. Пермь, 2002. -С. 31-37.

112. З.Марков В. М. Республика Корея : традиции и современность в культуре второй половины XX в. / В. М. Марков. Владивосток : Дальневост. гос. ун-т, 1999. — 304 с.

113. Н.Мельникова А. А. Язык и национальный характер: Взаимосвязь структуры языка и ментальности / А. А. Мельникова. -СПб. : Речь, 2003.-318 с.

114. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. М. : Наука, 1988. - 429 с.

115. Милюков П. Н. Славянофильство / П. Н. Милюков // Христианство : Энцикл. словарь : в 3 т. М., 1995. - Т. 2. - С. 592-594.

116. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры / П. Н. Милюков. М. : Прогресс-Культура, 1993. - 3 т.

117. Михневич В. Исторические этюды русской жизни. Т. 2 / В. Михневич. СПб. : Тип. Ф. Сущинского, 1882. 431 с.

118. Моисеев И. Народный танец / И.Моисеев // Балет : Энциклопедия. -М., 1981.-С. 363.

119. Моисеева Н. А. Русский национальный характер : социальные вызовы и альтернативы / Н. А. Моисеева // Российское общество и социальные вызовы в 21 веке. Второй Всерос. социол. конгресс. Материалы : в 3 т. М., 2003. - Т. 3. - С. 421-422.

120. Морина JI. В. Этническое своеобразие народной танцевальной культуры / JI. В. Морина // Русская история и русский характер. Материалы междунар. конф., поев. 90-летию JI. Н. Гумилева. СПб., 2002. Т. 3. - С. 192-198.

121. Морина JI. В. Мифология и феноменология танца : Автореф. дис. . канд. филос. наук / Л. В. Морина; СПбГУ. СПб., 2003. - 20 с.

122. Мун Бюн Нам. Танцевальная культура Кореи. Традиции и современность : автореф. дис. . канд. культурологии / Мун Бюн Нам ; СПб. гос. ун-т культуры и искусств. — СПб., 2001. 17 с.

123. Народные лирические песни / вступит, ст., под гот. текста и примеч. В. Я. Проппа. — Л. : Сов. писатель, 1961. 610 с.

124. Народный танец. Проблемы изучения : сб. науч. тр. / Всерос. науч. исслед. ин-т искусствознания ; сост. и отв. ред. А. А. Соколов-Каминский. - Л., 1991.-255 с.

125. Народы мира : ист.-этногр. справ. / гл. ред. Ю. В. Бромлей. -М. : Сов. энцикл., 1988. 640 с.

126. Новерр Ж—Ж. Письма о танцах и балетах / Ж. Ж. Новерр. -Л. ; М. : Искусство, 1987. - 375 с.

127. Пак М. Н. История и историография Кореи: избр. тр. / М.°Н.°Пак. М. : Вост. лит., 2003. - 911°с.

128. Пасютинская В. Волшебный мир танца / В. Пасютинская. -М. : Просвещение, 1985. 223 с.

129. Парыгин Б. Социальная психология / Б. Парыгин. — СПб. : СПб. гуманитарный ун-т профсоюзов, 1999. 592 с.

130. Петров О. Н. Балет в русском искусстве второй половины 19 века / О. Н. Петров // Вестник Акад. рус. балета. 1995. - № 4. - С. 7295.

131. Платонов Ю. П. Основы этнической психологии / Ю. В. Платонов. СПб. : Речь, 2003. - 452 с.

132. Потебня А. А. Эстетика и поэтика / А. А. Потебня. М. : Искусство, 1976. — 614 с.

133. Проективный философский словарь : Новые термины и понятия / под ред. Г. JI. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. СПб. : Алетейя, 2003.-512 с.

134. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера : Далекие предки I-XVII вв. / ред. Ю. П. Сенокосов. М. : Прогресс-Культура, 1994. - 464 с.

135. Рахматуллина 3. Я. Башкирский национальный дух : Социол.- филос. очерк / 3. Я. Рахматуллина. Уфа : БашГУ, 2002. — 154 с.

136. Розеншильд К. История зарубежной музыки. / К. Розеншильд.- 2-е изд., доп. М. : Музыка, 1969. - 280 с.

137. Руднева А. В. Курские танки и карагоды / А.В.Руднева. -М. : Искусство, 1975. 248 с.

138. Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. - 496 с.

139. Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. М. : Искусство, 1994. - 2 т.

140. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия. Л. : Худож. лит., 1984.-584 с.

141. Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. М. : Искусство, 1982. - 544 с.

142. Русский народ : терминология, исследования, анализ / сост. А. Р. Андреев, В. Д. Кривошеев, И. Э. Круговых. — М. : Кучково поле : Полиграф, ресурсы, 2001. 384 с.

143. Русский народный танец: История и современность: материлы II Всерос. науч. практ. конф. по рус. нар. танцу, февр. 2003 г., г. Владимир. / сост. Т. В. Пуртова; науч. ред. В. И. Уральская. -М. :ГРНДТ, 2003.- 110 с.

144. Русский эрос, Или Философия любви в России. М. : Мысль, 1991.-444 с.

145. Садохин А. П. Этнология / А. П. Садохин. М. : Гардарики, 2002.-256 с.

146. Салимова С. Д. Эстетические основы узбекского национального сценического танца / С. Д. Салимова. Ташкент: Знание, 1983. 24 с.

147. Санг Куинг Ким. Северокорейские танцы : культурная политика и современное состояние: дис. . канд. культурологии / Санг Куинг Ким ; РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 1998. - 195 с.

148. Сверкунова Н. В. Региональная сибирская идентичность : опыт социол. исслед. / Н. В. Сверкунова // Материалы Перв. Всерос. социол. конгр. СПб., 1999. - С. 150-155.

149. Сеймченко Д. И. Человек с острым типом мышления / Д. И. Сеймченко. — Красноярск : Изд-во Красноярского гос. ун-та, 2000. 420 с.

150. Симбирцева Т. М. Корея на перекрестке эпох / Т. М. Симбирцева. М. : Наука, 2000. - 258 с.

151. Сикевич 3. В. Русские : «образ народа» / 3. В. Сикевич. -СПб. : Изд-во СПбГУ, 1996. 203 с.

152. Скальковский К. А. Танцы, балет, их история и место в ряду изящных искусств / К. А. Скальковский. Изд. 2-е. - СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1886.-280 с.

153. Скворцов Н. Г. Социальная природа этничности : социологический и социально-антропологический аспекты / Н. Г. скворцов. СПб. : СПб. гос. ун-т, 1997. - 184 с.

154. Скворцов Н. Г. Социальная приода этничности : социол. и социально-антропол. аспекты : Автореф дис. . д-ра социол. наук / Н. Г. Скворцов; СПб. гос. ун-т, 1997. 42 с.

155. Скудина Г. Балет / Г. Скудина // Музыкальные жанры. М., 1968.-С. 287-305.

156. Слонимский Ю. О. Путь характерного танца / Ю. О. Слонимский // Основы характерного танца / Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И. Л., 1939. - С. 3-32.

157. Соколов-Каминский А. А. Советский балет сегодня /

158. A. А. Соколов-Каминский. М. : Знание, 1984. - 112 с.

159. Соловьев В. С. Национальный вопрос в России /

160. B.С.Соловьев // Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. Т. 1. М, 1989.1. C. 259-637.

161. Степанов Ю. С. Константы : Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академ, проект, 2001. -990 с.

162. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. М. : Академ, проект, 1999. - 233 с.

163. Стуколкина Н. Четыре экзерсиса : Уроки характерного танца / Н. Стукокина. -М. : Всерос. театр, о-во, 1972. 398 с.

164. Стуколкина Н. Характерный танец и его преподавание / Н. Стуколкина, А. Андреев // Стуколкина Н. Четыре экзерсиса. М., 1972.-С. 29-50.

165. Суриц Е. Я. Корейский балет и его проблемы / Е. Я. Суриц // Театр.- 1957.-№4.-С. 166-173.

166. Суриц Е. А. Все о балете : Словарь-справочник / Е. А. Суриц. М. ; Л. : Музыка, 1966. - 160 с.

167. Терещенко А. Быт русского народа / А. Терещенко. М. : Рус. кн., 1997-1999. -5 ч.

168. Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии / В. А. Тишков. М. : Наука, 2003. - 544 с.

169. Торчинов Е. А. Введение в буддологию / Е. А. Торчинов. -СПб. : СПб. филос. о-во, 2000. 303 с.

170. Торчинов Е. А. Даосизм. «Дао-Дэ цзин» / Е. А. Торчинов. 2-е изд. - СПб. : Азбука-классика : Петербург. Востоковедение, 2004. -256 с.

171. Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку / Б. Уорф // Новое в лингвистике. М., 1960. - Вып. 1. - С. 35-46.

172. Уральская В. И. Выразительные средства современного хореографического искусства / В. И. Уральская // Вопросы воспитания балетмейстера в театральном вузе: сб. статей. М., 1980. - С. 24-39.

173. Фокин М. Против течения / М. Фокин. Л. ; М. : Искусство, 1972.-639 с.

174. Франк С. Л. Русское мировоззрение / С. Л. Франк. СПб.: Наука, 1996. - 737 с.

175. Франк С. J1. Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) / С. J1. Франк // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. - С. 89-110.

176. Хамраева Г. В. Общие законы сценической хореографии и национальный образ танца (на примере ансамбля «Бахор») : автореф. дис. . канд. искусствоведения / Г.В.Хамраева. Ташкент, 1986. -16 с.

177. Характерный танец : судьба в современном театре, перспективы на будущую жизнь. Дискуссия за «круглым столом» в ред. журн. «Балет» // Балет. — 1994. — № 5. С. 16-17.

178. Хлыстова Н. А. По ту и эту сторону : опыт деконструкции / Н. А. Хлыстова. Томск : Изд-во ИОА СО РАН, 2003. - 322 с.

179. Частотный словарь русского языка / Под ред. Л. Н. Засориной. М. : Рус. яз., 1977. - 735 с.

180. Червонная С. М. Все наши боги с нами и за нас : Этнич. идентичность и этнич. мобилизация в соврем, искусстве народов России / С. М. Червонная. М. : ЦИМО, 1999. - 298 с.

181. Чижова А. Танцует «Березка» / А. Чижова. М. : Искусство, 1967.-91 с.

182. Чижова А. Государственный хореографический ансамбль "Березка". М. : Сов. Россия, 1972. - 76 с.

183. Чудновский М. А. Ансамбль Игоря Моисеева / М. Чудновский. М. : Знание, 1959. - 32 с.

184. Шестак Л. А. Русская языковая личность : коды образной вербализации / Л. А. Шестак. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003. -352 с.

185. Шереметьевская Н. Танец на эстраде / Н. Шереметьевская. -М. : Искусство, 1985. 416 с.

186. Широкова М. Д. Танцевальные представления в масках / М. Д. Широкова // Вестник центра корейского языка и литературы. -СПб., 1996.-Вып. 1.-С. 186-190.

187. Шмелев А. Д. Русская языковая модель мира. Материалы к словарю / А. Д. Шмелев. М. : Языки рус. культуры, 2002. - 436 с.

188. Штелин Я. Музыка и балет России XVIII века / Я. Штелин. -СПб. : Союз художников, 2002. 319 с.

189. Эриксон Э. Г. Детство и общество. / Э. Г. Эриксон. — 2-е изд., перераб. и доп. СПб. : Речь, 2002. - 415 с.

190. Этнопсихологический словарь / Под ред. В. Г. Крысько. М. : Моск. психол.-социал. ин-т, 1999. - 342 с.

191. Южалина Н. С. Менталитет как социокультурная целостность : автореф. дис. . канд. культурологии / Н. С. Южалина; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2003. - 30 с.

192. Юрков С. Е. Под знаком гротеска : антиповедение в русской культуре (XI начало XX вв.) / С. Е. Юрков. - СПб. : Летний сад, 2003.-210 с.

193. Яницкая М. Русский национальный танец: проблемы изучения. СПб. : Искусство, 1991. - 163 с.

194. Duiker Н. С. National Character and National Stereotypes / H. C. Duiker, N. H. Frijda. — Amsterdam : University of Amsterdam, 1962. 342 p.

195. Erikson E. H. Ethnicity and Nationalism: Anthropological Perspectives / E. H. Erikson. London : Boulder, 1993. - 420 p.

196. Gorer G. National character : theory and practice / G. Gorer // Personality in nature, society and culture. -N. Y., 1953. P. 245-259.

197. Kardiner A. The Individual and his Society / A. Kardiner, R. Linton. -N. Y., 1945.

198. Kardiner A. C. The Psychological Frontiers of Society / A. C. Kardiner, D. Bois, R. Linton, J. West. N. Y. : Columbia Univ. Press, 1950.-475 p.

199. Kim С. H. The Meaning of new Dane and Seung Нее Chois Love My Dance / Kim С. H. Seoul, 1989. - 288 p.

200. Kim С. H. In Search of a Common Cultural Identity / С. H. Kim // Koreana. 1995. Vol. 9. -N. 1. - P. 35-36.

201. Klackhohn C., Mowrer О. H. Culture and Personality : a Conceptual Scheme / C. Klackhohn, O. Mowrer // The American Anthropologist. 1944. - Vol. 46.

202. Linton R. Acculturation in seven American Indian tribes. N. Y.; L., 1940.-320 p.

203. Mead M. The study at a distance / M. Mead, P. Metraux. -Chicago, 1953.

204. Mead M. National Character / M. Mead // Antropology todey : an encyclopedie inwentory. Chicago : Chicago Univ. Press, 1953. - P. 642667.

205. Sulzbach W. National Consciousness / W. Sulzbach. -Wachington, 1943.-320 p.1. На корейском языке

206. Ким Чен Ир. Теория танцевального искусства / Ким Чен Ир. -Пхеньян, 1990.-320 с.211 .Ким Юн Хи. Балетная деятельность Ким Чонук / Ким Юн Хи. -Сеул, 1992.-120 с.

207. Ли Э Сунн. Особенности танцев Цой Сын Хи / Ли Э Сунн. -Токио, 1981.- 120 с.

208. Сан Суннам. История корейского танца / Сан Суннам. — Сеул : Кымгансан, 1988. 180 с.

209. Хан Юнги. Сотворение балета и музыки / Хан Юнги // Балетная Корея. 1987. - Осень-зима. - С. 92-94.

210. Цой Сын Хи. Основы корейского танца / Цой Сын Хи. -Пхеньян : Чосон есуль чхульпханса, 1958. 258 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.