Тема семьи в творчестве М.Горького: На материале драматургии 1908-1916 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Кабак, Марина Анатольевна

  • Кабак, Марина Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 173
Кабак, Марина Анатольевна. Тема семьи в творчестве М.Горького: На материале драматургии 1908-1916 гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2005. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кабак, Марина Анатольевна

Введение.

Глава 1. «Мысль семейная» М.Горького в контексте

Дискуссии о семье и браке на рубеже XIX-XX веков.

1.1. Вопросы семьи и брака на рубеже XIX-XX веков.

1.2. «Мысль семейная» в эстетике и творчестве М.Горького.

Глава 2. Аспекты художественного воплощения темы семьи в драматургии М.Горького 1908-1916 гг.

2.1. М.Горький - драматург. Своеобразие поэтики и проблематики пьес 1908-1916 гг.

2.2. Коломийцевы и Железновы: драма обречённых.

2.3. «Берегите детей!» (Пьеса М.Горького «Последние»).

2.4. «Железные» отцы и дети-«никудышники.

Глава 3. Образ женщины-матери в драматургии

М.Горького 1908-1916 гг.

3.1. «Святая грешница» Васса Железнова.

3.2. Две матери в пьесе «Последние».

3.3. Тема материнства в пьесе «Чудаки».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тема семьи в творчестве М.Горького: На материале драматургии 1908-1916 гг.»

Сегодня, в начале XXI века, фигура Максима Горького, как и столетие назад, приковывает к себе внимание широкой общественности. Личность и творчество писателя подвергаются придирчивой критике, скрупулезно рассматриваются факты его биографии, переоценивается значение отдельных произведений. Стремление показать Горького «без грима» подчас совершается в угоду своеобразной моде на сенсации, на ниспровержение прежних идеалов. Однако даже самым яростным оппонентам приходится сегодня признать, что имя Максима Горького не может быть вычеркнуто из истории общественной и культурной мысли России, из контекста сложных духовных и эстетических исканий всей русской литературы конца XIX и первых десятилетий XX века. Произведения художника стали отражением своего времени — бурной эпохи войн и социальных катаклизмов. Не будет считаться ошибкой утверждение, что сегодня изучение творчества Максима Горького начинается практически заново. Объективно и беспристрастно оценить место и роль художника в литературном процессе XX столетия — первостепенная задача современной литературоведческой науки.

О Максиме Горьком и его творческом наследии написано много. Отечественное горьковедение представлено таким именами, как Б.А.Бялик, В.В.Новиков, В.А.Десницкий, А.А.Волков, И.А.Груздев, Б.В.Михайловский, Л.А.Спиридонова, В.С.Барахов, - авторами фундаментальных исследований художественной системы Горького-писателя и драматурга, его биографии и личности. Однако большинство монографий, касающихся творчества художника, были написаны до 1970-х годов, когда в советском литературоведении имя Горького неизменно связывалось с определением «пролетарский писатель» и «создатель соцреализма», а его произведения рассматривались преимущественно с точки зрения отражения в них социальной проблематики. После 70-х годов интерес к Горькому заметно снизился: казалось, что ничего нового прибавить к уже сказанному невозможно. На конец

80-х - начало 90-х годов приходится новая волна «увлечения» Горьким благодаря публикации не известных ранее материалов, касающихся жизни и творчества писателя, и этот интерес зачастую носил больше скандальный характер, чем стремление объективно оценить «белые пятна» в истории русской литературы XX века. Авторы многочисленных газетных и журнальных статей акцентировали свое внимание на вопросе взаимоотношений Горького и официальных властей после революции 1917 года, а также на загадке смерти писателя. Максима Горького поочередно называли то жертвой «кремлевского заговора», то рупором официальной идеологии, то ярым оппонентом Сталина. Однако все эти утверждения были мало аргументированы и рассчитаны лишь на однодневную сенсацию. Отрадно, что в последние годы, на рубеже столетий и тысячелетий, преодолена и эта негативная тенденция. Сегодня в центре внимания исследователей и критиков - Горький-художник, гуманистические проблемы творчества прозаика и драматурга, его новаторство и связь с русской классической реалистической традицией. Последнее десятилетие ознаменовались выходом в свет ряда интереснейших исследований, касающихся личности и творчества М.Горького. К ним можно было бы отнести книги Л.А.Спиридоновой «М.Горький: диалог с историей» (Москва, 1994) и «М.Горький: новый взгляд» (Москва, 2004), JI.Я.Резникова «Максим Горький известный и неизвестный» (Петрозаводск, 1996), антологию «Максим Горький: pro et contra» (Санкт-Петербург, 1996), В.В.Баранова «Горький без грима. Тайна смерти» (Москва, 1996), и «Максим Горький: подлинный и мнимый» (Москва, 2000), И.Н. Примочкиной «Горький и писатели русского зарубежья» (Москва, 2003), В.С.Барахова «Драма Максима Горького» (Москва, 2004). Новая попытка осмыслить биографию писателя представлена в книге норвежского исследователя Гейра Хьетсо «Максим Горький. Судьба писателя» (Москва, 1997). Состоялись публикации архивных материалов, осуществляемые ИМЛИ им. А.М.Горького: серийное издание «М.Горький и его эпоха. Исследования и материалы», «М.Горький: неизданная переписка», в которых впервые представлена переписка Горького с Лениным, Сталиным, Каменевым и другими деятелями политики и культуры. С 1995 года издается вторая серия Полного собрания сочинений М.Горького - Письма. Большая часть эпистолярного наследия, вошедшего в это издание, публикуется впервые, ф Вышли книги «А.М.Горький и Будберг. Переписка (1920-1936)» (Москва, 2001); сборник «Вокруг смерти Горького. Документы, факты, версии» (Москва, 2001). Стали доступными для читателей и исследователей мемуары В.Ф.Ходасевича, Р.Роллана, Е.Д.Кусковой, которые существенно восполняют пробелы в биографии писателя.

О неослабевающем интересе ученых-литературоведов к творческому наследию Максима Горького, о поиске новых направлений современных исследований свидетельствует проблематика докладов и тезисов Горьковских чтений, проводимых в Нижнем Новгороде каждые два года. «Аспекты мифопоэтического мышления М.Горького», «Эволюция богостроительных мотивов в творчестве М.Горького», «Проблема крестьянства в мировоззрении и художественном творчестве М.Горького», «Идея синтеза в русской литературе рубежа веков и творчество М.Горького», «Неоромантизм и неореализм в творчестве Горького» - таков далеко не полный перечень новых и перспективных направлений исследований, заявленных на конференциях + последних лет.

Интерес к творчеству Максима Горького, в частности, к его драматургии, подтверждает и театральная афиша Москвы: в постоянном репертуаре ведущих театров столицы и театров-студий - несколько пьес Горького: «Варвары» в театре-студии П.Фоменко, «Последние» - в Театре п/р О.Табакова, «Мещане» во МХАТ им.Чехова (постановщик - К.Серебренников). «Второе рождение» переживает пьеса «На дне». Сегодня она идет сразу в нескольких московских театрах: во МХАТе им. Горького (постановщик - В.Белякович), в Центральном театре Российской армии (постановщик - Б.Морозов), в Театре п/р О.Табакова (постановищик - А.Шапиро), в Театре на Юго-западе (постановщик -В.Белякович), под названием «Без солнца» - в театре «Сопричастность» (постановщик — И.Сиренко). В драмах Горького перестали видеть сиюминутное, злободневное, а обратились к вечному, непреходящему. Режиссеры, актеры и зрители отдают должное мастерству Горького-драматурга, необыкновенно образному и красочному языку, ярким характерам и философской глубине его драм. Театр быстрее, чем литературоведение, нашел «нового», нехрестоматийного Горького, подсказывая направления и для науки.

Разрушение штампов, отказ от сложившихся стереотипов мышления позволяют исследователям совершенно по-новому взглянуть на проблему Горький-художник. «Совершенно ясно, что настала пора найти новые подходы к изучению художественной системы писателя. За последние годы литературоведы нередко обращаются к теории единого текста (выделено автором. — М.К.), рассматривая все произведения классика в совокупности, как один текст, развивающийся по мере эволюции взглядов автора. При этом выявляется эстетическая самодостаточность каждого произведения во временном и вневременном литературном контексте. Эта теория применима и к творчеству Горького, который всю жизнь фактически писал одну главную книгу», - отмечает Л.А.Спиридонова в своей книге «М. Горький: новый взгляд»1.

Действительно, творческое сознание любого художника многомерно, неоднозначно, оно не укладывается в рамки каких-либо классификаций и определений. Творческий путь писателя - это, по сути, эволюция от произведения к произведению его любимых идей и образов, реализация наболевших вопросов. У Максима Горького было несколько таких сквозных тем, получивших воплощение в прозе, драматургии и публицистике разных лет. Среди них можно было бы назвать:

• тему мещанства как явления нравственно-психологического

• тему интеллигенции, ее роли в обществе

1 Спиридонова JI.А. М.Горький: новый взгляд. - М., 2004. - С. 182.

• тему интеллигенции, ее роли в обществе

• философскую тему взаимоотношений добра и зла, правды и лжи, веры и неверия

• тему культуры (назначения науки, искусства).

От произведения к произведению разрабатывались образы утешителя, праведника, героя, человека-деятеля, «выломившегося» из своей среды человека.

К сквозным мотивам творчества Горького можно отнести и тему семьи. Для Горького «семейная» тема - значимая и знаковая, выходящая далеко за рамки отношений непосредственно внутри семьи. Вопросы семьи для писателя и драматурга - прежде всего вопросы социально-философские, а не «биологические» или бытовые. Реализуясь в самых разнообразных художественных мотивах и образах, эта тема прочно связывает творчество Горького в единое целое, начиная от ранних рассказов и заканчивая крупнейшим романом-«завещанием» «Жизнь Клима Самгина».

Рассматривая этапы реализации этой темы в творчестве Горького, необходимо отметить, что она зазвучала особенно остро и полемично в пьесах 1908-1916 годов, в так называемый «второй драматургический период». В горьковедении дооктябрьскую драматургию Горького принято делить на два периода, или цикла. В первый цикл обычно включают пьесы «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905), «Враги» (1906). Второй цикл составляют пьесы 1908-1916 гг.: «Последние», «Чудаки», «Дети» («Встреча»), 1-ый вариант «Вассы Железновой» («Мать»), «Фальшивая монета», «Зыковы», «Старик» и незаконченная пьеса «Яков Богомолов». В третий, послеоктябрьский цикл, входят пьесы 30-х годов: «Сомов и другие», «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», II редакция «Вассы Железновой».

Объединение дооктябрьских пьес в два цикла появилось еще в 1930-40-е годы, в пору первых серьезных исследований драматургии М.Горького. Ю.В.Юзовский, обосновывая это положение, писал: «На втором этапе драматургии Горького меняется ее характер, даже внешний облик: открытое и непосредственное столкновение социальных групп, свойственное предыдущему этапу, уступает место взаимоотношениям опосредованным, скрытым, так сказать «подпольным» (отражающим время, для которого характерны были); массовые сцены с выводом на подмостки большого количества действующих лиц уступают место картинам, ограниченным более тесными и камерными рамками, с заостренной теоретико-философской проблематикой, что опять-таки характерно для того периода временного затишья в массовом действии»1.

Б.А.Бялик замечает: «Хотя начало работы М.Горького над «Последними» было отделено лишь одним годом от создания «Врагов», между ними проходит явственная веха, отделяющая один период горьковской драматургии от другого. (.) Здесь нет таких определяющих всю коллизию конфликтов, как конфликт Нила и Бессеменовых в «Мещанах», двух враждебных друг другу отрядов интеллигенции - в «Дачниках», двух классовых лагерей - во «Врагах» . Кроме того, Б.А.Бялик, единственный из всех исследователей, выделил несколько характерных черт, свойственных пьесам второго драматургического цикла. Особенностями этих пьес, по мнению исследователя, являются:

• сужение коллизии, которая ограничивается в пьесах 1908-1916 гг. только внутрисемейным конфликтом, как следствие этого фактора -укрупнение психологических портретов персонажей;

• вынесение классовой борьбы за сцену, ее отражение только через судьбы героев;

• появление мотивов и образов философского, почти символического значения, содержание которых выходит за рамки социально-бытовых мотивировок;

• отсутствие указаний на конкретно-историческое время.

1 Юзовский Ю. В. Максим Горький - драматург. - М., 1959. - С.71.

2 Бялик Б. А. М.Горький - драматург. - М., 1977. - С.226.

Однако та «явственная веха», которая, по словам Б.Бялика, отделяла пьесу «Враги» от пьесы «Последние», превратилась в почти глухую «стену». Пьесы, написанные драматургом с 1908 по 1916 гг. и получившие определение «камерных», «теоретико-философских», до сих пор практически неизвестны широкому кругу зрителей и читателей: они почти не ставились в театрах, не включались в сборники произведений М.Горького (за исключением, конечно, многотомных собраний сочинений)1. Исследования пьес этого цикла представлены на сегодняшний день лишь главой из монографии Б.А.Бялика «М.Горький — драматург», брошюрой того же автора «О пьесе Горького «Фальшивая монета», двумя десятками статей разных авторов, касающихся различных аспектов трактовки и постановки пьес, а также несколькими диссертациями, посвященными, преимущественно, особенностям языка и стиля горьковских драм: Вальков П.В. «Некоторые синтаксические особенности диалогической речи по пьесе Горького «Васса Железнова» (вариант 1910 года)», 1954; Ахматова P.M. «Язык и стиль пьесы Горького «Последние»», 1964, Айзикович Я.Г. «Стилистическое мастерство А.М.Горького-драматурга (по первому и второму вариантам пьесы «Васса Железнова»)», 1964. Особенностям горьковского подтекста и его функции посвящено диссертационное исследование Комлик Н.Н. «Подтекст в драматургии Горького 1910-х годов (на материале драм «Фальшивая монета» и «Старик»)», 1985. В диссертации Фениной С.В. «Две редакции пьесы М.Горького «Васса Железнова»» (1963) проводится сопоставительный анализ двух редакций пьесы на уровне сюжета, композиции, языка и стиля. Всестороннему анализу подвергается пьеса «Последние» в диссертационной работе В.Сойфера «Пьеса М.Горького «Последние», 1967. Поскольку все вышеперечисленные работы касаются лишь какого-либо одного аспекта, можно говорить о малой изученности пьес периода 1908-1916 гг. А между тем, это, пожалуй, самый интересный этап драматургического творчества Максима Горького в смысле

1 Все пьесы этого периода включены в Собрание сочинений М.Горького в 30 тт. (М., Гослитиздат, 1949-1955) и в Полное собрание сочинений. Художественные произведения в 25 тт. (М., «Наука», 1968-1976). становления его мастерства: он не только возвращается к освещению прежних проблем на очередном жизненном и творческом «витке», но и активно ищет новые жанровые формы, существенно меняет поэтику драм.

Тема семьи как одна из важнейших для драматурга звучала и в ранних пьесах, и в пьесах 30-х годов, достигнув особой силы художественной выразительности и социально-философских обобщений в драмах, написанных после 1905 года: в «Последних» и «Вассе Железновой», «Зыковых» и «Чудаках», «Фальшивой монете» и «Старике». Этому способствовали те художественные приемы, которые драматург выработал к этому времени. Однако в обширной критической литературе нет работ, специально исследующих «семейную» тему. При анализе произведений, прозаических и драматических, исследователи (в том числе и авторы перечисленных выше диссертационных работ), безусловно, не обходят стороной «семейный» вопрос, но рассматривают его только как «один из». Долгие годы проблема виделась слишком узкой, недостойной отдельного серьезного разговора.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется общей задачей современного литературоведения найти новые подходы в изучении художественного наследия Горького, в частности, его драматургии как части «единого текста» творчества художника.

Научная новизна работы обусловлена обращением к малоисследованной проблеме — теме семьи как одному из сквозных мотивов творчества М.Горького, а также исследовательским вниманием к малоизученному материалу - пьесам 1908-1916 гг., в которых названная тема получила особое звучание и силу социально-философских обобщений благодаря специфическим художественным приемам, найденным драматургом в этот период.

Определить своеобразие художественного воплощения темы семьи в драматургии М.Горького 1908-1916 гг. - цель данной работы. В процессе исследования были поставлены конкретные задачи:

1) основываясь на конкретном художественном, литературно-критическом, а также эпистолярном наследии М.Горького, выявить своеобразие его понимания семьи в свете дискуссии о семье и браке на рубеже Х1Х-ХХ веков

2) определить идейные аспекты темы семьи и своеобразие их художественного воплощения в пьесах 1908-1916 гг.

3) указать на особенности индивидуального авторского стиля в названных драмах

4) исследовать художественное воплощение образа женщины-матери в пьесах «Последние», «Васса Железнова», «Чудаки».

Теоретической и методологической основой диссертации явились труды М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, В.В. Виноградова, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Б.Н. Томашевского, Ю.Н. Тынянова, рассматривавших методологические вопросы эстетики и поэтики; исследования в области стиля В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, Ю.И. Минералова, Г.Н.Поспелова; работы по теории и истории драмы В.М. Волькенштейна, Б.О. Костелянца, И.С. Пала, В.А. Сахновского-Панкеева, а также исследования художественной системы М.Горького-прозаика и драматурга, проведенные Б.А. Бяликом, А.А. Волковым, В.А. Десницким, Б.В. Михайловским, В.В. Новиковым, Л.А. Спиридоновой, Ю.В. Юзовским.

Теоретическая значимость. Исследование дает возможность более полно представить творческие искания и эстетические принципы Максима Горького, его размышления о семье как категории социально-нравственного, философского и эстетического порядка. Результаты исследования показывают, какие приемы использует автор, воплощая доминантные нравственно-философские идеи времени в пьесах, перенося «семейно-бытовое» в план «бытийного».

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в преподавании систематического курса русской литературы XX века, истории русской драматургии, а также в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству М.Горького.

Основные положения диссертационного исследования были апробированы в докладах на аспирантских семинарах, межвузовских и международных конференциях и последующих публикациях:

Пьесы М.Горького 1908-1916 гг. (к проблеме периодизации горьковской драматургии в литературной и театральной критике)» // Международная конференция «Максим Горький — художник. Проблемы, итоги и перспективы изучения». XXIX Горьковские чтения. - Нижний Новгород, 2000.

Проблема взаимоотношения поколений в драматургии М.Горького 19081916 гг.» // Межвузовская научно-практическая конференция «Мировая словесность для детей и о детях» — МПГУ, 2000.

Пьеса «Последние» в контексте жанрово-стилевых исканий Горького-драматурга периода 1908-1916 гг.» // Межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы эволюции русской литературы XX века». Шешуковские чтения. - МПГУ, 1999.

Коломийцевы и Железновы: две грани одной проблемы» // XXX Горьковские чтения. - Нижний Новгород, 2002.

Мифопоэтическая основа и художественное воплощение образа Матери в творчестве М.Горького» // Третья всероссийская конференция молодых ученых «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых». - Москва, 2004.

Пьесы «Чудаки» и «Яков Богомолов» (к проблеме эволюции темы интеллигенции в дооктябрьской драматургии М.Горького)»// Межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы эволюции русской литературы XX века». Шешуковские чтения. - МПГУ, 2000.

Кроме того, опубликованы статьи:

Начало драматургического пути М.Горького» // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. - Москва, 2000.

Тема Матери в пьесе М.Горького «Чудаки» // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. - Москва, 2001.

Диссертация состоит из введения, использованной и цитируемой литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Кабак, Марина Анатольевна

Заключение

Завершая исследование темы семьи в творчестве М.Горького, подведем некоторые итоги. В своей работе мы остановились лишь на некоторых аспектах художественного воплощения этой многогранной, малоизученной проблемы, сделав главным объектом исследования драматургию Горького 1908-1916 гг. В пьесах этого периода драматург достиг особой силы художественной выразительности и социально-философских обобщений.

Анализ художественного наследия М.Горького показывает, что тему семьи можно отнести к сквозным мотивам творчества художника, прочно связывающим (наряду с темой мещанства, темой интеллигенции, философской темой о правде и лжи, добре и зле, вере и неверии) прозу, драматургию и публицистику Горького разных лет в единый текст. Реализуясь в самых разнообразных мотивах и образах, тема семьи присутствует в творчестве художника, начиная с ранних рассказов и заканчивая крупнейшим романом-«завещанием» «Жизнь Клима Самгина».

У Максима Горького не было четко сформулированных социально-этических взглядов на семью, не было своей «концепции». На горьковское понимание семьи большое влияние оказал его собственный тяжелый опыт жизни в «неблагополучной» семье и непосредственные наблюдения над социальными болезнями современного ему русского общества, что нашло непосредственное воплощение в творчестве. В ранний период творчества «семейная» тема звучала у Горького на жесткой, критической ноте. Отчуждение близких людей, губительная рутина семейной жизни, унизительное положение женщины, аморальность брака в просвещенном обществе стали объектами изображения в рассказах писателя 1890-х годов. Одним из главных вопросов, занимавших писателя, был конфликт «отцов и детей» в самом широком, мировоззренческом смысле. С молодым поколением, детьми художник связывал надежды на будущее, ибо верил в историческую молодость русской нации. Тем очевиднее для него было губительное воздействие действительности на хрупкую душу юношества. Молодые герои Горького, чаще всего сироты или никому не нужные, нелюбимые дети, недополучившие родительской, материнской любви, не выдерживают схватки с «миром-зверем». Они гибнут или вырастают нравственно сломленными, духовно и физически немощными, что усиливает драматизм конфликта поколений. «Отцы» не видят в детях надежды и опоры, оправдания своих грехов, «дети» не могут и не хотят эти грехи оправдывать.

В деле гармонизации жизни, установления нормальных, «человеческих» отношений между людьми огромную роль Горький отводил женщины-матери. Этот образ прошел определенные этапы развития в творчестве художника. От констатации бесправного положения женщины в газетных очерках 1890-х годов, через воспевание гордости и независимости героинь в романтических новеллах — к созданию женских образов, играющих большую роль в идейно-художественной концепции ранних пьес (Поля в «Мещанах», Марья Львовна в «Дачниках», Надежда Монахова в «Варварах»). Этапным произведением стала повесть «Мать», в которой понятие «материнство» трактуется автором в самом широком нравственно-философском аспекте. Своеобразным «кодексом материнства» стали сказки о матерях в цикле «Сказки об Италии».

После поражения первой русской революции тема семьи в творчестве М.Горького оказывается теснейшим образом связанной с темой России, ее исторических судеб. Повести «Исповедь», «Лето», «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Детство», «В людях», цикл рассказов «По Руси» представляют собой широкую панораму русской действительности. Множество образов, бегло очерченных характеров в этих произведениях, составляют общее лицо нации. Человечество, люди представляются Горькому одной большой семьей, выращенной и выкормленной женщиной - «матерью всем людям», тогда как семья в ее «биологическом» смысле - составляющей этого макрокосма. С этой точки зрения пьесы 1908-1916 гг. представляют исключительный исследовательский интерес.

Художественное своеобразие пьес «Последние», «Чудаки», «Васса Железнова», «Фальшивая монета», «Зыковы», «Старик» заключается в том, что, несмотря на наличие в них всех внешних атрибутов (замкнутого пространства дома, ограниченного числа действующих лиц, «семейной» фабулы), они не являются семейно-бытовыми драмами в общепринятом смысле. Обозначенные Горьким в большинстве случаев как «сцены», пьесы не превращаются в «картинки» семейного быта и нравов купечества, мещанства или дворянства. Напротив, драмы несут в себе сложный сплав философских, символических, публицистических мотивов и образов, их конфликт выходит далеко за рамки семейных отношений. Помимо внешних, сюжетообразующих конфликтов, в пьесах присутствуют конфликты скрытые, «подтекстные», выводящие эти драмы из сферы конкретно-бытовой в сферу социально-философскую.

Одно из главных мировоззренческих столкновений, рассмотренных в пьесах, - конфликт «отцов и детей» - приобретает здесь онтологический характер. Либо «отцы» становятся помехой на пути детей («Последние»), либо «дети» - на пути родителей («Васса Железнова», «Зыковы», «Старик»). Путь тех и других обречен, потому что старшее поколение рано или поздно «сойдет со сцены», а молодое поколение не сможет стать им достойной сменой. Причина в том, что энергия родителей оказывается либо слишком велика («Васса Железнова», «Зыковы», «Старик»), либо вовсе отсутствует («Последние»). Горький обнажает глубинную проблему социального пути России, когда новое поколение не в состоянии взять на свои плечи груз деятельности своих родителей. Неизбывность этого конфликта подчеркивается тем, что ни одна пьеса не имеет оптимистического финала. Все герои в одинаковой степени оказываются «последними». На этом фоне все их попытки самоутвердиться или самоопределиться, добиться правды или найти смысл жизни, преумножить капитал или найти способ его потратить выглядят «бессмысленной» и «бесполезной» суетой. В спорах, разговорах герои продолжают вести «вечный» поиск истины, выясняют, что есть правда и ложь, добро и зло, тем самым дополняя горьковскую «человеческую комедию».

Смысловая многозначность пьес обусловлена особенностями их поэтики. Пришедшиеся на годы эстетического спора о «новой драме», происходившего на рубеже XIX-XX веков, они стали творческой репликой Горького в этой дискуссии. Широкий пласт предметной, словесной и образной символики, мастерски выписанный диалог, архитектоника пьес создавали особый горьковский подтекст, который позволял драматургу при сравнительно небогатом событиями внешнем действии вложить в них глубокое внутреннее содержание, сказать больше, чем показать. В этом Максим Горький во многом сближался с драматургами модернистской направленности с их стремлением к психологизации, символизации и жанротворчеству. Переключение внимания Горького-драматурга от группового социального портрета к психологическому портрету социальной группы или отдельного представителя той или иной группы, от непосредственных мировоззренческих, идеологических столкновений — к конфликтам опосредованным, внутренним, замыкание коллизии пьес на «малых» проблемах по сравнению с широтой обобщений его ранних драм - это не уход в «мелкотемье», а, наоборот, свидетельство мастерства художника, его творческой зрелости. В этот период драматургического творчества сказалось умение Горького видеть в частном общее, в судьбе семьи - судьбу - сословия, в судьбе человека — судьбу поколения. Сложные и интересные вопросы поэтики горьковских драм 19081916 гг. еще только ждут своего всестороннего исследования.

Анализ художественных произведений рубежа XIX-XX веков показывает, что большинство прозаиков и драматургов - современников Максима Горького - при обращении к теме семьи делали предметом своего изображения «физиологию» или «изнанку» семейных отношений. В этом виделось своеобразное новаторство, протест против мещанской морали, господствовавшей в обществе. Максим Горький в освещении вопросов семьи стал продолжателем традиций русских классиков: А.Н.Островского, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Связь Горького с классикой, традиции и новаторство в трактовке художником темы семьи также представляются нам одним из перспективных направлений будущих исследований.

159

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кабак, Марина Анатольевна, 2005 год

1. Горький М. Повести, рассказы, стихи 1892-1894 / Горький М. Собрание сочинений в 30 тт. М.: Гослитиздат, 1949-1955. - Т. 1. - 511 с.

2. Горький М. Рассказы, стихи 1895-1896 / Указ. изд. Т.2. - 587 с.

3. Горький М. Рассказы 1896-1899 / Указ. изд. Т.З. - 535 с.

4. Горький М. Повести, очерки, рассказы 1899-1900 / Указ. изд. Т.4. — 443 с.

5. Горький М. Повести, рассказы, очерки, стихи 1900-1906 / Указ. изд. Т.5. — 496 с.

6. Горький М. Пьесы 1901-1906 / Указ. изд. Т.6. - 559 с.

7. Горький М. Повести, рассказы, очерки, наброски 1906-1907/ Указ. изд. Т.7. -539 с.

8. Горький М. Повести 1907-1909 / Указ. изд. Т.8. - 512 с.

9. Горький М. Повести 1909-1912 / Указ. изд. Т.9. - 639 с.

10. Горький М. Сказки, рассказы, очерки 1910-1917/ Указ. изд. Т. 10. - 527 с.

11. Горький М. Рассказы 1912-1917 / Указ. изд. Т. 11. - 442 с.

12. Горький М. Пьесы 1908-1915 / Указ. изд. Т. 12. - 467 с.

13. Горький М. Повести 1913-1923 / Указ. изд. Т.13. - 644 с.

14. Горький М. Повести, рассказы, очерки, воспоминания, сказки, стихотворения 1912-1923 / Указ. изд. Т. 14. - 335 с.

15. Горький М. Рассказы, очерки, заметки из дневника, воспоминания 1921-1924 / Указ. изд. Т.15.-432 с.

16. Горький М. Рассказы, повести 1922-1925 / Указ. изд. Т. 16. - 603с.

17. Горький М. Рассказы, очерки, воспоминания 1924-1936 / Указ. изд. Т.17. -491 с.

18. Горький М. Пьесы, сценарии, инсценировки 1921-1936 / Указ. изд. Т.18. -439 с.

19. Горький М. Жизнь Клима Самгина / Указ. изд. Т.19-22 .

20. Горький М. Варианты к произведениям 1892-1897 / Горький М. Полное собрание сочинений. Варианты к художественным произведениям. М.: «Наука», 1975-1976. - Т.1.- 582 с.

21. Горький М. Варианты к произведениям 1897-1907 / Указ. изд. Т.2. — 690 с.

22. Горький М. Варианты к произведениям 1907-1912 / Указ. изд. Т.З. 711 с.

23. Горький М. Варианты к произведениям 1907-1928 и 1929-1934 / Указ. изд. -Т.4.-711 с.

24. Публицистика и письма М.Горького

25. Горький М. Статьи 1895-1906 / Горький М. Собрание сочинений в 30 тт. М.: Гослитиздат, 1949-1955. Т.23. - 458 с.

26. Горький М. Статьи, речи, приветствия 1907-1928 / Указ. изд. Т.24. - 575 с.

27. Горький М. Статьи, речи, приветствия 1929-1931 / Указ. изд. Т.25. - 518 с.

28. Горький М. Статьи, речи, приветствия 1931-1933 / Указ. изд. Т.26. - 463 с.

29. Горький М. Статьи, доклады, речи, приветствия 1933-1936 / Указ. изд. Т.27. -589 с.

30. Горький М. Письма к Е.П.Пешковой 1895-1906 / Архив Горького. М.: «Наука», 1954-1971. - Т.5. - 415 с.

31. Горький М. Письма к Е.П.Пешковой 1906-1932 / Указ. изд.- Т.9. 487с.

32. Горький М. Переписка с сыном / Указ. изд. Т. 13. - 573 с.

33. А.М.Горький и Будберг. Переписка (1920-1936). М.: ИМЛИ РАН, 2001. -316 с.

34. Горький М. Письма, телеграммы, надписи 1889-1906 / Горький М. Собрание сочинений в 30 тт. -М.: Гослитиздат, 1949-1955. Т.28. - 599с.

35. Горький М. Письма, телеграммы, надписи 1907-1926 / Указ. изд. Т.29. -671с.

36. Горький М. Письма, телеграммы, надписи 1927-1936 / Указ. изд. Т.30. -819с.

37. Переписка Горького: В 2 тт. М.: Наследие, 1986. - Т.1. - 762с.; Т.2. - 698 с.

38. Художественные произведения других авторов

39. Айзман Д. Ледоход. В кн.: Сборник товарищества «Знание» за 1905 год. -Спб., 1905. Кн.5. - С.39-72.

40. Андреев Л. Анфиса / Андреев Л. Собрание сочинений в 6 тт. М.: Худ. лит., 1993-1995. - Т. 3. - С.215-279.

41. Андреев Л. Екатерина Ивановна / Указ. изд. Т.4. - С.451-513.

42. Арцыбашев М. Ревность. Пьеса. М., 1913. 79 с.

43. Арцыбашев М. Закон дикаря. Пьеса. М., 1915. 74 с.

44. Гусев-Оренбургский С. В приходе. В кн.: Сборник товарищества «Знание» за 1905 год.- Спб., 1905.-Кн.5.-С.145-167.

45. Гусев-Оренбургский С. Страна отцов / Указ. изд. Кн.4. - С. 128-296.

46. Найденов С. Дети Ванюшина. В кн.: Драматургия «Знания»: Сборник пьес. М.: Искусство, 1964. - С.221-284.

47. Потапенко И. Высшая школа. Пьеса. Спб., 1903. - 81 с.

48. Чириков И. Иван Мироныч. В кн.: Драматургия «Знания»: Сборник пьес. -М.: Искусство, 1964. С.336-410.

49. Чириков Е. На поруках. В кн.: Сборник товарищества «Знание» за 1905 год. -Спб., 1905. -Кн.2.-С.96-119.

50. Юшкевич С. Король. В кн.: Драматургия «Знания»: Сборник пьес. М.: Искусство, 1964.-С.411-485.

51. Литературоведение, критика, публицистика

52. Адамович Г. С того берега. Критическая проза. М.: Наследие, 1996. - 540 с.

53. Азадовский К. М.Горький в «Архиве Ницше» // Литературная газета. -1996. -10 января.

54. Айзикович Я. Стилистическое мастерство А.М.Горького-драматурга (попервому и второму вариантам пьесы «Васса Железнова»): Автореф. дис. канд. филол. наук. Баку, 1964. - 21 с.

55. Айхенвальд Ю. Максим Горький. В кн.: Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей.- М.: Республика, 1994. С.78-93.

56. Алексеева А. Сценическое толкование гуманистических идей пьесы А.М.Горького «Последние» в Горьковском театре драмы: Материалы Горьковских чтений 1978 года. Горький, Волго-Вятское книжное изд-во, 1978. -С.15-19.

57. Алперс Б. Особенности структуры горьковской драмы. В кн.: Алперс Б. Искания новой сцены. М.: Искусство, 1985. - С.241-267.

58. Анастасьева И. «Мысль семейная» и религиозно-философское движение рубежа XIX-XX вв. // Вестник МГУ: Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. М.: Изд-во МГУ, 2003. - № 3.- С.36-42.

59. Анненский И. Драма «На дне». Кн.: Анненский И. Избранное. М.: Худ. лит., 1987. -С.88-101.

60. Антон Крайний З.Гиппиус. Литературный дневник (1899-1907). СПб, 1908.-218 с.

61. Арабажин К. Критические заметки // Театральная Россия. 1905. - № 1. -С.27-43.

62. Арго К. О пьесе Горького «Васса Железнова» // Солнце России. -1911.-№8. С.9-15.

63. Ахматова Р. О политически заостренных значениях слов в пьесах М.Горького / Исследования по эстетике слова и стилистике художественной литературы: Сб. науч. тр. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. - С.28-33.

64. Ахматова Р. Язык и стиль пьесы Горького «Последние»: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1964. — 21 с.

65. Балухатый С. Вопросы изучения драматургии Горького / Горький и театр: Сборник статей. Отв. ред. С.И.Касторский. - М.-Л.: Искусство, 1938. - С.43-69.

66. Баранов В. Горький без грима. Тайна смерти. Роман-исследование. М.: Аграф, 1996. - 273 с.

67. Баранов В. Максим Горький: подлинный или мнимый. М.: Аграф, 2000. -326 с.

68. Баранов В. Беззаконная комета: Роковая женщина М.Горького. М.: Аграф, 2001.-351 с.

69. Барахов В. Горький, которого мы не знаем // Литературная газета. -1993. 10 марта.

70. Барахов В. Драма Максима Горького. М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 380 с.

71. Басинский П. Крушение гуманизма // Вопросы литературы. 1991. - № 2. — С.28-38.

72. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Искусство, 1975. — 478 с.

73. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. — 445 с.

74. Белинский В. О драме и театре. М.-Л.: Искусство, 1948. - 538 с.

75. Белова Т. Драматургия М.Горького 1900-х гг.: Проблемы жанрового анализа. Саратов: Изд-во Саратов, пед. инс-та, 2000. — 239 с.

76. Бердяев Н. Метафизика пола и любви. В кн.: Русский Эрос или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. - С.78-85.

77. Бердяев Н. Размышления об Эросе. Указ. изд. С.86-94.

78. Бердяев Н. Философия неравенства. М.: Мысль, 1990. - 435 с.

79. Борисова М. Слово в драматургии М.Горького. Саратов: Изд-во Саратовского пед. инс-та, 1970.— 153 с.

80. Бочарова И. Две Вассы / Горьковские чтения 1959-1960: Тезисы докладов. -М.: ИМЛИ, 1962. -С.З6-41.

81. Булгаков С. Свет Невечерний. В кн.: Русский Эрос или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. - С.103-114.

82. Бялик Б. Эстетические взгляды Горького. Л.: Искусство, 1939.-289 с.

83. Бялик Б. О пьесе Горького «Фальшивая монета». М.: ВТО, 1947. — 54 с.

84. Бялик Б. Драматургия М.Горького советской эпохи. М.: Сов. писатель, 1973.-520 с.

85. Бялик Б. М.Горький драматург. - М.: Сов. писатель, 1977. - 710 с.

86. Бибиков И. М.Горький как драматург. М., 1903. - 106 с.

87. Бразоль Б. Критические грани. Спб., 1910. - 155 с.

88. Брехт Б. О театре. М.: Искусство, 1960. - 511 с.

89. Ваксберг А. Гибель Буревестника. М.Горький: Последние двадцать лет. М.: Терра-спорт, 1999.-398 с.

90. Вальков П. Некоторые синтаксические особенности диалогической речи в пьесе Горького «Васса Железнова» (вариант 1910г.): Автореф. дис. канд. филол. наук. JT, 1954.-21 с.

91. Васильев П. «Берегите детей!» / Работа над горьковским спектаклем: Сб. ст.- Отв. Ред. Б.А.Бялик. М.: Искусство, 1967. - С.84-105.

92. Веселовский А. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. — 404 с.

93. Видищев Б. Время и пространство в драматургии М.Горького / Проблемы идейно-художественных ценностей: Сб. науч. ст. Саратов: Изд-во Саратовского пед. инс-та, 1978. — С. 158-175.

94. Винник Н. Проблемы метода и стиля дооктябрьской драматургии Горького. -Днепропетровск: Изд-во Днепропетров. пед. инс-та, 1972. 182 с.

95. Виноградов В. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976. — 511 с.

96. Вихров В. Зыковы. В кн.: Вихров В. В поисках героя. На темы литературные и театральные. — Симферополь: Таврия, 1971. — С.86-99.

97. Вихров В. Горьковский спектакль. — Указ. изд. С.38-71.

98. Вокруг смерти Горького. Документы, факты, версии: Сб. ст. Отв. ред. Л.А.Спиридонова. - М.: ИМЛИ РАН, 2001.- 196 с.

99. Волькенштейн В. Драматургия. 5-е издание. М.: ВТО, 1969. - 639 с.

100. Вопросы театра: Сб. ст. Отв. ред. Н.К.Дмитриев. - М.: ВТО, 1966. - 242 с.

101. Воровский В. Две матери. В кн.: Воровский В. Статьи о русской литературе.- М.: Худ. лит-ра, 1986. С.74-96.

102. Воровский В. Из истории новейшего романа (Горький, Куприн, Андреев). -Указ изд.-С.97-139.

103. В спорах о театре: Сб. ст. М.: Изд-во Писателей в Москве, 1914. — 173 с.

104. Вуль Р. К творческой истории пьесы М.Горького «Яков Богомолов» / Тезисы четвертой научной конференции горьковедов Поволжья.- Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1961. С.51-56.

105. Гайдебуров П. Проблемы пьесы «Старик» / Горьковский альманах за 1946 год. М.: Изд-во ВТО, 1948. С.108-138.

106. Галант И. Психозы в творчестве М.Горького. Л.: Прометей, 1928. - 211 с.

107. Гиголов Г. Драматургия М.Горького 1902-1906гг. в современной ей критике и публицистике. — Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1975. — 216 с.

108. Голубков М. Максим Горький. М.: Изд-во МГУ, 1997. - 335 с.

109. Горбунова Е. Идеи. Конфликты. Характеры. М.: Искусство, 1960. - 422 с.

110. Гордон Г. Брак и проституция в суждениях современной молодежи (по материалам общестуденческой анкеты 1912г.) // Новая жизнь. -1913. № 2. -С. 13-27.

111. Горин Н. Основные идеи произведений М.Горького. Спб., 1902. — 86 с.

112. Городецкий С. Молодняк // Утро. 1908. - 29 сентября.

113. Глагол С. Голоушев С.С. «Анфиса» // Утро России. 1910.- 27 января.

114. Григорьев М. Горький драматург и критик. М.: Искусство, 1946. — 335 с.

115. Григорьев М. Драматургия Горького и Чехова / Горький и театр: Сб. ст. — Отв. ред. С.И.Касторский. M.-JL: Искусство, 1938. - С.51-89.

116. Груздев И. Горький и его время. JL: Искусство, 1948. - 644 с.

117. Груздев И. Горький. Биография. M.-JI.: Искусство, 1949. - 512 с.

118. Груздев И. Горький. М.: Сов. писатель, 1960. — 639 с.

119. Гус М. «Зыковы» и «Варвары». В кн.: Гус М. Литература и эпоха. Литературно-критические статьи. М.: Сов. писатель, 1963. - С.94-119.

120. Данилов С. Очерки по истории русского драматического театра. М.-Л.: Искусство, 1948.-711 с.

121. Десницкий В. М.Горький. Очерки жизни и творчества. М.: Худ. лит-ра, 1949.-409 с.

122. Дефье О. М.Горький и «жизнетворческие» искания русской литературы на рубеже XIX-XX веков / М.Горький — сегодня: проблемы эстетики, философии, культуры: Материалы Международной конференции. Н.-Новгород, Изд-во Нижегородского ун-та, 1996. - С.73-76.

123. Дикий А. Язык и характер в драматургии Горького / Слово в спектаклях Горького: Сб. ст. Отв. ред. В.М.Десницкий. - . М.: ВТО, 1954. - С.61-86.

124. Дунаев М. А.М.Горький. В кн.: Дунаев М. Православие и русская литература. М.: Христианская литература, 1999. - С.145-178.

125. Дурылин С. Горький на сцене / Горький и театр: Сб. ст. Отв. ред. С.И.Касторский. - М.-Л.: Искусство, 1938. - С.84-115.

126. Егорова Ю. Новое прочтение повести Горького «Мать» / Максим Горький -художник. Проблемы, итоги и перспективы изучения: Материалы международной конференции. Н.-Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2002.-С.119-123.

127. Егошина О. Формирование образа М.Горького и его ранняя драматургия: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1993. - 16 с.

128. Есаулов И. «Жертвы и жертвенность» в повести М.Горького «Мать» // Вопросы литературы. 1998. - № 6. - С.57-65.

129. Жирмунский В. Поэтика русской поэзии. СПб.: Азбука-классика, 2001. -485 с.

130. Забурдаев Н. В семье Кашириных. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1976.-389 с.

131. Зерницкая Э. Горький и театр. М.: Искусство, 1968. - 387 с.

132. Золотницкий Д. М.Горький / Русские драматурги: Сб. ст. Отв. ред. С.Н.Данилов. - М.-Л.: Искусство, 1962. - С.98-159.

133. Иванов Н. Мифотворчество русских писателей (М.Горький, А.Н.Толстой). -Ярославль, 1997. 157 с.

134. Иванов Н. Древнеславянский языческий миф в художественном мире М.Горького, А.Н.Толстого, М.Пришвина. М.: Прогресс, 2000. - 294 с.

135. Ившина Л. Тема капитализации в пьесах М.Горького 10-х гг. XX в. («Васса Железнова», «Зыковы», «Старик»): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1954. -21 с.

136. Калустова Н. Изображение женщины-матери в творчестве М.Горького 1912-1917гг. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1975. 298 с.

137. Калустова Н. Сердце матери и правда революции. М.: Просвещение, 1985. -280 с.

138. Калустова Н. Тема материнства в пьесе М.Горького «Последние» / Ученые записки Чечено-Ингушского государственного педагогического института (филологическая серия). Вып.15.- № 27. Грозный, 1968. - С.45-63.

139. Карабанов Н. «Ревность» М.Арцыбашева // Театр. 1913. - 19 октября.

140. Касторский С. Из истории текста пьес М.Горького / Горький и театр: Сб. ст. Отв. ред. С.И.Касторский. - M.-JL: Искусство, 1938. - С.84-95.

141. Касторский С. Драматургия М.Горького. Наблюдения над идейно-художественной спецификой. M.-JL: АН СССР, 1963. — 328 с.

142. Ким О. М.Горький и развитие социально-психологической драмы 30-х годов: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1993. - 16 с.

143. Коган М. Морфология искусства. JL: Искусство, 1972. - 467 с.

144. Колобаева Л. Концепция личности в творчестве М.Горького. М.: Изд-во МГУ, 1986.- 144 с.

145. Комлик Н. Подтекст в драматургии Горького 10-х гг. (на материале драм «Фальшивая монета» и «Старик»): Автореф. дис. канд. филол. наук. Томск, 1985.-21 с.

146. Костелянц Б. Лекции по теории драмы. Драма и действие. Л.: ВТО, 1976. -603 с.

147. Летопись жизни и творчества А.М.Горького. М.: АН СССР, 1959. - 896 с.

148. Лосев А. Проблема художественного стиля. — Киев: Мысль, 1994. — 525 с.

149. Лотман Ю. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. СПб.; Искусство, 2000. 703 с.

150. Луначарский А. Максим Горький. В кн.: Луначарский А. Статьи о советской литературе.- М.: Сов. писатель, 1958. — С.91-120.

151. Львов Я Розенштейн Я. За океаном // Новости сезона. 1911,- 16 октября.

152. Максим Горький: pro et contra. Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей 1890-1910гг.: Антология. Спб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного инс-та, 1997. - 795 с.

153. Марков П. В Художественном театре. Книга завлита. М.: Искусство, 1976. -371 с.

154. Марков П. Новейшие театральные течения (1898-1923). Опыт популярного изложения. М.: Прометей, 1924. - 188 с.

155. Маслова Е. К истории создания А.М.Горьким пьесы «Последние» / Ученые записки МОПИ им. Крупской. Том CXYII. Литература, выпуск четвертый. М.: Изд-во МОПИ, 1965. - С. 167-183.

156. Материалы к пьесе М.Горького «Фальшивая монета»: Сб. ст. Отв. ред. К.И. Нечаев. - М.: ВТО, 1944. - 86 с.

157. Мережковский Д. Горький и Достоевский. В кн.: Акрополь. Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991. - С.96-138.

158. Минакова А. Мифопоэтика М.Горького в литературном процессе XX века / A.M. Горький и литературный процесс XX в.: Материалы Международной конференции. Н.-Новгород: Волго-Вятское книжное изд-во, 1994. - С.93-101.

159. Минералова И. Литература поисков и открытий (Жанровый синтез в русской литературе рубежа XIX-XX вв.) М.: Прометей, 1991. - 107 с.

160. Минералов Ю. Теория художественной словесности. Поэтика и индивидуальность. М.: Мысль, 1997. - 386 с.

161. Минский Н. Прения на заседаниях РФС // Новый путь. 1903. - Сентябрь. — С.11-19.

162. Мирский В. Соловьев Е. Наша литература. «Отцы и дети» // Журнал для всех. 1903. - № 6. - С.74-81.

163. Митин Г. «Евангелие от Максима» // Литература в школе. 1989. - № 4. -С. 19-27.

164. Митрофанов Г. Лексико-фразеологическая синонимика пьесы М.Горького «Последние» / Вопросы метода и стиля: Сб. науч. тр. Томск: Изд-во Томского пед. инс-та, 1963.-С.69-74.

165. Михайловский Б. Драматургия М.Горького эпохи первой русской революции. М.: АН СССР, 1951.-371 с.

166. Михайловский Б., Тагер Е. Творчество М.Горького. М.: Просвещение, 1969.-426 с.

167. Муратова К. Горький на Капри. JL: Искусство, 1971. - 298 с.

168. Набоков В. Лекции по русской литературе. М.: Изд-во «Независимая газета», 1998.-327 с.

169. Неизвестный Горький (К 125-летию со дня рождения): Сб. ст.- Отв. ред.

170. B.C. Барахов. М.: Наследие, 1994. - 273 с.

171. Нейман Б. Речь персонажей в пьесах М.Горького / О художественном мастерстве М.Горького: Сб. ст. Отв. ред. Б.А. Бялик. - М.: АН СССР, 1960.1. C.165-181.

172. Немирович-Данченко В. Из прошлого. М.: ВТО, 1938. - 411 с.

173. Немирович-Данченко В. Избранные письма. М.: Искусство, 1979. - Т.2. 1910-1943.-431 с.

174. Немирович-Данченко Вас. По поводу // Россия. 1901. - 1 марта.

175. Нечаева В. Работа Горького над пьесой «Фальшивая монета» /Литературное наследство. М.: Наука, 1965. - Т.74. - С.75-92.

176. Нусинов И. Два текста «Вассы Железновой» В кн.: Нусинов И. Избранные работы. М.: Сов. писатель, 1959. - С.94-129.

177. Овчаренко А. Публицистика М.Горького самарского периода / Горьковские чтения 1953-1957. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1959. С.74-79.

178. Пал И. О жанре. М.: ВТО, 1962. - 311 с.

179. Пашенная В. Васса Железнова М.Горького / «Васса Железнова» М.Горького: Сб. ст. Отв. ред. В.М. Десницкий. - М.: ВТО, 1960. - С.51-64.

180. Певцова Р. Максим Горький и Фридрх Ницше. М.: Альфа, 2001. - 228 с.

181. Печенина Н. Драматургическое мастерство А.М.Горького. (На материале пьесы «Зыковы»). М.: Изд-во МПИ, 1962. — 193 с.

182. Пожиганова J1. Герой и время в драматургии М.Горького: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1989. - 21 с.

183. Поспелов Г. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972.— 271 с.

184. Примочкина И. Горький и писатели русского зарубежья. М.: ИМЛИ РАН, 2003.-467 с.

185. Редько А. Театр и эволюция театральных форм. Д.: Факел, 1926. — 144с.

186. Розанов В. Уединенное. В кн.: Русский Эрос или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. - С.272-278.

187. Розанов В Опавшие листья. — Указ. изд. С.241-257.

188. Розанов В. Мимолетное. Указ. изд. - С.225-231.

189. Розанов В. Семья как религия. Указ. изд. - 258-271.

190. Рыбак С. У истоков личности. Мир детства в изображении Горького. -Кишинев: Лумина, 1970. 176 с.

191. Савин А. Дети в произведениях М.Горького // Вестник воспитания. 1907. -№ 1. -С.200-205.

192. Самохвалова В. Тема матери в драме М.Горького «Васса Железнова» // Максим Горький художник. Проблемы, итоги и перспективы изучения: Материалы Международной конференции. - Н.-Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2002. - С.274-280.

193. Сахновский-Панкеев В. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. Л.: Искусство, 1969. - 675 с.

194. Свободов А. М.Горький — театральный рецензент / Горьковские чтения 1976. Тез. Докл. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1977. -С. 194-200.

195. Семенова А. «Окуровская Русь» как социально-исторический феномен в повестях М.Горького конца 1900 начала 1910 гг. - Вел.Новгород: Колокол, 2001.-269 с.

196. Соловьев В. Смысл любви. В кн.: Соловьев В. Сочинения: В 2 тт. М.: Прогресс, 1990. -Т.2. С.191-203.

197. Спиридонова JI.A. М.Горький: диалог с историей. М.: Наследие, 1994. — 591 с.

198. Спиридонова JI.A. М. Горький: новый взгляд. М.ИМЛИ РАН, 2004. - 262 с.

199. Степанов А. О загадочном образе «безумца» в сценах «Фальшивая монета» М.Горького. — Куйбышев: Изд-во Куйбышевского пед. инс-та, 1961. — 128 с.

200. Степанов А. Эстетические отношения типического характера к прототипу в сценах «Фальшивая монета». Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1964. - 106 с.

201. Страшкова О. Споры о театре и драме в эстетическом контексте конца XIX- начала XX веков. Эскизы. Часть вторая. Споры. М.: Прометей, 2000. - С. 129 с.

202. Сухих С. Заблуждения и прозрения Максима Горького. Н.-Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1992.-275 с.

203. Сухих О. М.Горький и идея Великого Инквизитора / А.М.Горький и литературный процесс XX века: Материалы Международной конференции. -Н.-Новгород: Волго-Вятское книжное изд-во, 1994. С.54-60.

204. Театр. Книга о новом театре: Сборник статей. — СПб.: Шиповник 1908. — 260с.

205. Тихонович В. О пьесе Горького «Васса Железнова» // Руль. 1911.-6 декабря.

206. Толгская Е. Проблемы русского национального характера в творчестве М.Горького предреволюционного десятилетия: Автореф. дис. канд. филол. наук.- М., 1988.-21 с.

207. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект-пресс. 1999. -333 с.

208. Турута И. Собственные имена в художественной речи А.М.Горького. (Прозвища и фамилии): Автореф. дис. канд. филол. наук. Киев, 1985. - 21 с.

209. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. М.: Наука, 1977. - 574 с.

210. Уайл Ирвин. Максим Горький: Взгляд из Америки. М.: Мир книг, 1993. -421 с.

211. Удодов А. Феномен М.Горького как эстетическая реальность: генезис и функционирование (1880-е начало 1900-х годов). - Воронеж: Воронежское книжное изд-во, 1999. - 336 с.

212. Фаресов А. Екатерининский театр // Петербургская газета. 1909. - 30 сентября.

213. Фенина С. Две редакции пьесы М.Горького «Васса Железнова»: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1963. - 21 с.

214. Фенина С. Изучение творческой истории драматургического произведения М.Горького // Ученые записки МОПИ им. Крупской. Вып.4, т.116. Литература. М.Изд-во МОПИ, 1962. - С.187-202.

215. Фесенко Э. Горький, которого мы не знали. Североморск: Изд-во Поморского ун-та, 1997. - 396 с.

216. Флоренский П. Столп и Утверждение Истины. В кн.: Русский Эрос или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. - С.391-405.

217. Хейфец Л. Режиссерские искания по пьесе М.Горького «Зыковы» / Мастерство режиссера: Сб. ст. Отв. ред. Л .Я Штернер. - М.: ГИТИС, 1994. — С.216-237.

218. Цагарели К. «Ревность» М.Арцыбашева (Опыт философски-психологического разбора). Харьков, 1913. — 89 с.

219. Чуковский К. Две души М.Горького. В кн.: Чуковский К. Сочинения: В 2 тт. М.: Худ. лит-ра, 1990. -Т.2.- С. 149-161.

220. Чулков Г. Годы странствий. М.: Мысль, 1991. - 524 с.

221. Щербаков К. Коломийцевы и достигаевы. В кн.: Щербаков К. Обретение мужества. Критика и публицистика. М.: ВТО, 1973. - С.203-230.

222. Эйхенбаум Б. Писательский облик М.Горького. В кн.: Эйхенбаум Б. О литературе. — JL: Худ. лит-ра, 1974. — С.263-298.

223. Эйхенбаум Б. О прозе. Д.: Худ. лит-ра, 1969. - 503 с.

224. Эфрос Н. Московский Художественный театр 1898-1923. М.-Пб.: Факел, 1924.-266 с.

225. Юзовский Ю. Творческие идеи Горького / Горький и театр: Сб. ст. — Отв. ред. С.И. Касторский. M.-JL: Искусство, 1938. С.178-189.

226. Юзовский Ю. «Васса Железнова» / «Васса Железнова»: Материалы и исследования. М.: ВТО, 1946. - С.229-247.

227. Юзовский Ю. «Зыковы» М.Горького / «Зыковы»: Материалы и исследования. М.: ВТО, 1946. - С.144-162.

228. Юзовский Ю. М.Горький и его драматургия. М.: Искусство, 1959. - 407 с.

229. Янтарева-Виленкина В. О счастливых и несчастных детях // Вестник воспитания.- 1907. № 4. - С. 161 -170.

230. Scherr, Barry Maxim Gorky / By Barry Scherr. Boston, Twayne, Cop. 1988.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.