Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана: На примере изучения национального изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, доктор педагогических наук Кемешев, Диллабай Анварович

  • Кемешев, Диллабай Анварович
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 409
Кемешев, Диллабай Анварович. Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана: На примере изучения национального изобразительного искусства: дис. доктор педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2001. 409 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Кемешев, Диллабай Анварович

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА

1.1. Краткий курс истории памятников художественной культуры Казахстана

1.2. Особенности развития казахского декоративно-прикладного искусства.

1.3. "Образовательные" и "воспитательные" возможности, заложенные в казахском изобразительном искусстве

Глава 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В СИСТЕМ!1-,

ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО ИСКУССТВА

2.1. Возможные формы ознакомления студентов высших учебных заведений с художественной культурой Казахстана. Ы Декоративно-прикладное искусство Казахстана и его специфика.

2.3. Анализ программы обучения национальному изобразительному искусству

2.4. Определение уровня специальной подготовки студентов средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства Казахстана

Глава 3. ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО ИСКУССТВА.

3.1. Формирование профессионально-педагогической направленности будущих учителей

3.2. Профессиограмма учителя изобразительного искусства

3.3. Моделирование педагогической ситуации учителя изобразительного искусства

Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСШВЫ Ф0РМИР03АНЙЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ДЕГЮРАТИВЮ-ПРИЮГАДЮГЛУ ИСКУССТВУ . 1о

4.1. Психолого-педагогические основы трудовой деятельности (на примере изобразительного искусства).

4.2. Основные закономерности формирования умений и навыков учащихся по декоративно-прикладному искусству.

4.3. Возрастше и индивидуальные особенности учащихся в формировании навыков по декоративно-прикладному искусству

Глава 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСШВЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА

УЧАЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ДЕКОРАТИЗЖ-ШЖВДНЫМ ИСКУССТВОМ.

5.1. "Воспитательные" возможности декоративно-прикладного искусства.

5.2. Планирование и методика организации занятий по декоративно-прикладному искусству

5.3. Роль и значение декоративно-прикладного искусства в производственном обучении

5,4. Развитие декоративно-прикладного творчества учащикся при изучении специальных дисциплин в кружковой работе

Глава 5. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА

В СИСТЕМЕ ОРГА Н13АЦШ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ХУД0Ш1ГТЗЕНЮ~ХР:1^Г1ЕСК11Н МКУЛЬТЕТОВ

БЫСЕИХ УЧЕБШХ ЗАВЕДЕНИЙ.

С.I. Основы организации педагогической практики студентов художественно-графических факультетов 6.2. Особенности организации педагогической практики будущих учителей изобразительного искусства в Казахстане

6.3» Методика руководства учебно-воспитательной и профессиональной деятельности студентов на педагогической и производственной практике , 6.4» Экспериментальное исследование пути формирования умений и навыков у студентов во время педагогической и производственной практики

Глава 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСЮВЫ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬ ЮГО ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА

7.1. Задачи искусствоведческой подготовки студентов средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства Казахстана

7.2. Народное декоративно-прикладное искусство Казахстана в системе искусствоведческой подготовки будущих учителей

О'ГуО

--о V

7.3. Некоторые важные материалы искусствоведения, краеведения и художественно-профессиональной подготовки будущих учителей . 3£

7.4. Методические рекомендации по изучению декоративно-прикладного искусства Казахстана в системе искусствоведческой подготовки студентов

ОБЩИЕ ВЫВОДУ ПО ИССВДОВАШЮ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана: На примере изучения национального изобразительного искусства»

Актуальность исследования, В современных рыночяах условиях перед высшей школой появились новее задачи в деле подготовки высоко квалифицированных специалистов. Проблема подготовки студентов педагогических вузов к художественному образованию и эстетическому воспитание школьников всегда являлась однчм из приоритетных направлений кадровой политки любого государства» В свою очередь художественное образование и эстетическое воспитание школьников во многом зависят от качества подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Что касается содержания подготовки художтков-педагогов в условиях Казахстана, то оно во многом обусловлено степенью использования различного материала казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Тщательный анализ состояния специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических университетов республики показал, что степень готовности студентов к художественно^ образованию и эстетическому воспитанию школьников все еве отстает от требований сегодняшнего дня, не вполне соответствует задачам изучения казахского национального декоративно-прикладного искусства в школе.

Сложившаяся ситуация является результатом традиционной подготовки учителей изобразительного искусства, при которой обучение и воспитание часто находится вне связи с художественной культурой казахского народа, когда не используются достижения народной педагогики, опирающейся на достижения самобытного национального искусства Казахстана. Как показала практика художественного образования и эстетического воспитания школьников, сегодня при обучении не в должной мере используются материалы современного казахского декоративно-прикладного искусства, изделия народжх художественных промыслов, творчество народных мастеров и памятники архитектуры* Очень часто отсутствуют элементарные условия, необходимые для успешного овладения студентами ХГФ педагогическим, искусствоведческим, художественным и методическим мастерством, столь необходимым для грамотного художественного образования и эстетического воспитания школьников. Проблема встает острее, если отметить почти полное отсутствие научно-методических исследований, направление на изучение закономерностей гармонии художественного образования и эстетического воспитатя школьников, а также должную методическую подготовку будущих учителей.

Изучение профессионально-педагогической подготовки будущего учителя имеет богатую историю« Это, в значительной степени, обусловило жше обращение к исследованиям психологов и педагогов - классиков, заложивших плодотворную основу решетя проблемы, - С«Л*Рубимигейна, А. Н.Леонтьева, К,К.Платоновой, Л«И*Божевича, В»Н.Мясишевой, Н.Л.Левитовой, В.С.Мерли ной и др. Большой вклад в раскрытие сущности профессионально педагогической готовности учителя внесли исследования Н.Ф.Гоноболина, Н»В*Кузьминой, В.А.Сластенина, А*И*Щербакова, Л.Г,Арчажнико-вой, Н»Я*Гришановича и др.

В последнее годы вопросы теории и методики эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения в преподавании спецпредметов изобразительного искусства находят широкое отражение в трудах Н. Я Ростовцева, В.С.Кузина, Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Н.Н.Анисимова, Б.П.Титова, Т.Я. Шпикаловой, Е.В.Шорохова, А.С.Хворостова, Л.Г.Медведева, В.К. Лебедко, Н.К.Шабанова, В.П.Зинченко и др.

Решению поставленной в диссертации проблемы способствовали труды ведущих философов, искусствоведов, педагогов и психологов: А.Г.Егорова, М.Ф.Овсянникова, А.И.Бурова, В.К. Скатерщикова, В.В.Ванелова, А.А.Дмитриевой, Г.Б.Минервина, Э.И.Моноазока, Н»И.Болдырева, Б.Т.Лихачева, Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, В.И.Киреенко, Б.Ф.Ломова, Н.Н»Волкова, Б.М.Теплова, П.М.Якобсона, М. Н»Афасиджева, в области вузовской художественной педагогики и методики -Б.А.Басманова, Г.В.Беды, А.А.Васильева, В.Г.Волкова, Б.А.Гав-рилко, В. Н.0сипова, В.П.Зинченко, В.С.Кузина, Е.Ф.Кузнецова, А.А.Масленникова, Л. Г. Медведева, В.А.Никало, H.H. Луки на, В. К. Лебедко, А.С.Цучкова, Н. Н.Ростовцева, И.В.Солодухина, A.C. Терентьева, А.А.Унковского, Е.В.Шорохова, Н.К.Шабанова, А.П. Ящухина и других.

Следует отметить, что проблема теории и методики специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана на материале изобразительного и декоративного искусства является достаточно новой для педагогической науки. Исследования в этой области появились в последние десятилетия. В настоящее время имеется ряд научных разработок, посвященжх отдельным проблемам теория и методики специальной подготовки художника-педагога на материалах отдельных видов национального изобразительного искусства (на материале школ (Российской Федерации) - В.Г.Смирнов, В.П.Сюзова, Н»А»Боголюбов,

П.В.Лосюк; (Азербайджан) - В.Д.Халилов , С.И»Алиев, Г.И.Алек-баров; (Киргизстан) - Э.Х.Муратова, А«А.Сарбагишев; (Таджик-стан) - Я.А.Савзонов; (Узбекистан) - У.Халмуратов, Р»Ашурова, А.Мумунов, Р. Хасанов, А.Инагамов, К. Касьгмов, А. СеЙдуллаев, С«Булатов« Н.Талипов, О.Цуртаев. На материале вкол Казахстана выполнен ряд исследований - Э.Абиловой, Э.Зальцман, А. О.Кама-ковым, К.Амиргазишм, К.Ёрали№м, Е.Асылхановым, Л.В.Котенко, Ж.Балкеновнм, Б.Ижановым, А. Ивах новым, Д»Кемешевым, К.Болат-баевым).

Таким образом, важность настоящего исследования обусловлена потребностью определения содержания, специфика национального декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательных целях, необходимостью разработки форм, методов, необходимостью осуществления художественно-профессионального подхода к процессу декоративно-прикладного искусства, искусствоведческой, художественной, эстетической и методической подготовки будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах педагогических университетов республики.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования "Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебшх заведениях Казахстана (на материале изучения национального изобразительного искусства)".

Проблема исследования - повышение теоретического и методического уровня специальной подготовки художника-педагога в высших учебшх заведениях Казахстана»

- 10

Объект исследования - теория и практика, обеспечивающие развитие специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана средствами изобразительного и декоративного искусства.

Предмет исследования - теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебяга заведениях Казахстана при изучении национального изобразительного искусства.

Цель исследования - повышение теоретического и методического уровня специальной подготовки художжка-педагога в высших учебшх заведениях Казахстана.

Гипотеза исследования заключается в следующем: качественное изменение специальной подготовки художников-педагогов в Казахстане средствами национального изобразительного искусства возможно при следующих условиях: I. Бели рассматривать казахское национальное изобразительное и декоративно-прикладное искусство как важнейшее средство эстетического воспитания и художественного образования будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. 2. Если специальная подготовка студентов средствами казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства будет соответствовать разработанному в педагогической науке уровню профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности и будет носить системно-комплексшй характер. 3. Если учебно-воспитательный процесс строить с учетом соблюдения специфических форм и методов художественного образования и эстетического воспитания средствами национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

- II

В соответствии с проблемой, гипотезой, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа философских, психологических и педагогических источников, опытно-экспериментальной работы раскрыть теоретииеские и методические основы специальной подготовки художников-педагогов в вузах Казахстана средствами национального изобразительного искусства.

2. Выявить место и роль казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства в системе специальной подготовки учителей к осуществлению художественного образования и эстетического воспитания средствами национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе системно-комплексного подхода.

3. Осуществить анализ современного состояния педагогической науки в плане подготовки будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства к художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников,

4. Определить необходимые условия качественной специальной подготовки студентов к преподаванию изобразительного и декоративно-прикладного искусства на материале казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

5. Разработать критерии художественно-профессиональной готовности учителя изобразительного и декоративно-прикладного искусства к обучению и воспитанию школьников средствами казахского национального изобразительного и декрративно-прикладного искусства.

6. Разработать и экспериментально проверить методику изучения казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства на лекционно-практических занятиях по специальшм дисциплинам художественно-графического факультета.

- 12

7. Определить формы, методы использования произведений казахского декоративно-прикладного искусства в процессе проведения педагогической и производственной практики студентов.

8« Экспериментально проверить содержание и методику организации разжх вариантов спецкурсов, спецсеминаров, спецпрактикумов, кружков на материале национального казахского декоративно-прикладного искусства.

9. Разработать методические рекомендации, программы по подготовке учителей декоративно-прикладного искусства к организации занятий по декоративно-прикладному искусству и проведению художественно-воспитательной работы в школе средствами декоративно-прикладного искусства Казахстана.

Научная новизна исследования состоит:

- в обосновании и экспериментальной проверке основных теоретических и методических положений специальной подготовки художника-педагога в вузах Казахстана;

- в определении места и роли казахского национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства в специальной подготовке будущих художников-педагогов;

- в создании методических разработок для обучения и воспитания студентов по основным видам декоративно-прикладного искусства Казахстана;

- в разработке критериев профессионально-художественной готовности студентов к проведению занятий по изобразительному искусству с активжм включением материала по национальному казахскому искусству.

Практическая значимость исследования заключается в том, что получению результаты могут быть использован* в дальнейшем совершенствовании содержания и методики преподавания основшх дисциплин, специальных курсов, методики организации педагогической, пленермой, производственной практики, при корректировке программы основного учебного курса. Материалы исследования могут найти применение в процессе художественного образования и эстетического воспитания школьников, в работе по повышенно квалификации учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства в университетах республики Казахстан;

Методологической основой настоящего исследования являются труды и высказываию классиков педагогики и народного образования о воспитании и обучении об изобразительном искусстве и эстетике; решения правительства республики Казахстан по проблемам нравственного воспитания и народного образования, культуры и искусства; указы Президента республики в области народного просвещения; достижения современной искусствоведческой, педагогической и психологической науки.

Опыт но-экспериментальная база. Особенности данного исследования заключались в том, что главжм источником его был методический анализ массового опыта художественно-графических факультетов педагогических университетов и школ Казахстана. № протяжении ряда лет проводилась опытная работа по определению взаимосвязи художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами национального казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства и методической подготовкой будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства к учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе. Опытными базами служили районы и города Южно-Казахстанской области: Толебийский, Сузакский, Казгурт-ский, Сайрамский районы, города: Ленгер, Шымкент, Туркестан, Манкент педагогические университеты и общеобразовательные школы.

В соответствии с задачами и выдвинутыми гипотезами на художественно-графические факультеты направлялись методические рекомендации в виде брошюр, сборников, программы и др. С помощью анализа передового опыта подготовки учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, труда и метода наблюдения, мы получили возможность обобщить достижения в практике работы художественно-графических факультетов, оценить положительные и выявить негативные моменты«

В самом общем виде ход исследования можно представить следующим образом. Первый этап (1990-1994 гг.) - осознание важности проблемы изучежя декоративно-прикладного искусства в системе художественно-профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Второй этап (1994-1996 гг.) - изучетае методических, педагогических кощепций, оформление, уточнение и обоснование гипотезы; выявлеше важности системно-комплексного подхода в подготовке будущих учителей к художественному образованию и эстетическому воспитанию средствами казахского национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства; разработка системы средств обучежя и воспитания (программы, учебники для студентов, пособия для преподавателей, методические разработки). Третий этап (1996-1999 гг.) - опытно-экспериментальная проверка гипотезы и концептуальшх положений работы, корректировка методики будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства средствами декоративно-прикладного искусства Казахстана, внедрение результатов исследования в практику обще-образователымх школ и художественно-графических факультетов педагогических ушверситетов республики Казахстан.

- 15

На защиту выносятся:

I* Теоретическое обоснование и экспериментально-методическая проверка основных положежй о том, что качественное изменение специальной подготовки студентов в высших учебных заведениях Казахстана к проведению изобразительного и декоративно-прикладного искусства возможно при условии активного использования в процессе обучения национального казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания и художественного образования будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

2. Содержание, формы и метода специальной подготовки студентов к преподаванию изобразительного и декоративно-прикладного искусства определяются степенью взаимосвязи искусствоведческой, художественно-практической и методической подготовки средствами национального казахского декоративно-прикладного искусства,

3. Профессионально-педагогическая направленность процесса изучерия национального казахского декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах педагогических университетов республики Казахстан обусловлена соответствием школьной практики художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами национального декоративно-прикладного искусства.

Результаты исследования внедрею в практику работы учителей изобразительного, декоративно-прикладного искусства и классных руководителей, а также в курс лекций и практических занятий по методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства, композиций, истории искусства, скульптуры на художественно-графических факультетах в Международном казахско-турецком университете имени Х*А.Ясави Ш.О.,

Южно-Казахстанском государственном университете имени М*0«Ауезова«

Апробация работы» Результаты исследования докладывались и получили одобрение на республиканских (Казахстан) педагогических чтениях г. Алматы, на Международном совещании учителей изобразительного искусства (г* Ташкент), на областных научно-методических конференциях (г. Шымкент) по вопросам совершенствования художественного образования и эстетического воспитания школьников ИУУ (г. Шымкент), на научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава в ЮжноКазахстанском государственном университете имени М.0.Ауезова и Международном казахско-турецком университете имени Х#А.Ясави Сг* Туркестан), на заседвдаях лаборатории эстетического воспитания и изобразительного искусства И00 Минобразования РФ (г. Москва).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Кемешев, Диллабай Анварович

Результаты исследования показали, что одним из важных педагогических условий успешности художественного образования и эстетического воспитания школьников (особенно сельских национальных школ) является подготовка студентов художественно-графического факультета средствами национального казахского декоративно-прикладного искусства и разработка содержания учебных заданий, методики, программы, ее подготовки, наличия учебно-методических пособий для учебно-воспитательных работ вуза.

5. Исследование дает основание сделать вывод о том, что профессиональная подготовка учителя декоративно-прикладного искусства определяется качеством выполнения им народных изделий, образовательных, воспитательных и просветительских функций, которые проявляются в различных компонентах целостной педагогической деятельности. Подготовка учителя декоративно-прикладного искусства к осуществлению профессиональной деятельности предусматривает выработку у него нравственно-эстетической позиции, комплексного формирования психолого-педагогических и специальных знаний и умений, развития способности творчески осмысливать и решать педагогические задачи, проявлять качества художника-педагога, постоянно заниматься самообразованием.

Разработанная нами модель процесса профессионально-художественной подготовки учителя декоративно-прикладного искусства охватывает все стороны подготовки специалиста: общепедагогическую, искусствоведческую, художественно-практическую и методическую. Моделирование педагогических ситуаций в процессе изучения национального декоративно-прикладного искусства способствует формированию педагогических умений и навыков будущих учителей декоративно-прикладного искусства. б. В ходе исследования нами были получены следующие конкретные результаты:

1. Проанализировано историческое развитие художественного образования в Казахстане и его современное состояние для изучения на -художественно-графических факультетах педагогических университетов республики.

2. Выделены методические основы изучения национального казахского декоративно-прикладного искусства в процессе преподавания специальных предметов будущих учителей декоративно-прикладного искусства.

3. Определены место и роль национального казахского декоративно-прикладного искусства в системе художественного образования, эстетического воспитания школьников в подготовке учителей декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах педагогических вузов республики Казахстан.

4. Обосновано содержание, специфика, сущность национального казахского декоративно-прикладного искусства.

5. Определена педагогические условия, обеспечивающие успешное изучение казахского декоративно-прикладного искусства в общем образовании школьников и подготовке педагогических кадров вузов.

6. Разработана методика изучения национального декоративно-прикладного искусства в процессе преподавания специальных предметов (рисунок, живопись, композиция, скульптура, спецтехнология, методика преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства, история искусства).

7. Разработаны программы специальных курсов, для кружковых работ: по керамике, обработке дерева, кожи, металла, ювелирный дизайн, кошмаваляние и др.

8. Разработаны планы работы педагогической и производственной практики.

9. Разработана система заданий для студентов-практикантов художественно-графического факультета»

10. Разработаны вопросы методики работы со студентами по формированию педагогической направленности на занятиях спецпредметов, специальных курсов.

11. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные позволили выдвигать ряд рекомендаций, позволяющих успешнее решать задачи по формированию у студентов профессионально-педагогических умений и навыков учителя декоративно-прикладного искусства; установить методическую взаимосвязь с обучением национальному казахскому изобразительному искусству в процессе преподавания специальных дисциплин художественно-графического факультета с использованием его во время педагогической и производственной практики; постоянно контролировать уровень сформированности у студентов профессионально-художественных умений по декоративно-прикладному искусству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами научно-теоретическое и экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы.

В настоящее время, в сложнейших условиях коренной перестройки всех сфер жизни и деятельности нашего общества, когда задача всестороннего гармонического развития личности, развития ее духовной культуры, индивидуальности и творческой активности по-прежнему остается одной из центральных проблем современности, настоятельной необходимостью жизни, проблема педагогической разработки круга вопросов формирования эстетических чувств у школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства становится исключительно актуальной.

I. На становление и развитие художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения Казахстана оказал влияние ряд факторов, а именно: развитие национальной казахской культуры и профессионального искусства; появление национальных кадров художественного творчества; созданные сети художественньтх школ, студий, колледжей, университетов; методические разработки вопросов художественного образования и эстетического воспитания. Безусловно, это сыграло решающую роль в становлении и развитии художественного образования, эстетического воспитания в общеобразовательных школах республики, так как это происходило одновременно с процессом обогащения и сбли жения художественной культуры других народов. Вот почему казах ское изобразительное и декоративно-прикладное искусство в последний период стало известным до всенародного и вплоть до мирового масштаба, о чем свидетельствует участие казахских

- 340 художников на межреспубликанских и зарубежшх выставках. Об огромном подъеме в общеобразовательном и художественном развитии говорит созданная широкая сеть художественно-графических факультетов педагогических университетов.

2. Художественное образование и эстетическое воспитание в национальных школах целесообразно начинать с ознакомления школьников с национальным декоративно-прикладным искусством, художественным наследием родного края. Содержание перечисленного близко и понятно детям с малых лет. При этом большую роль играет изучение произведений мастеров национального казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих традиции и жизнь народа, красоту родной природы. Эффективность художественного образования и эстетического воспитания школьников обусловлена профессионально-педагогической подготовленностью учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В целях повышения эстетической культуры студентов на художественно-графическом факультете педагогических университетов необходимо усиление подготовки студентов средствами национального казахского изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

3. Разработанное содержание внеклассных, внешкольных воспитательных работ, проводимых средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства Казахстана, дает возможность разнообразно варьировать специальные курсы в системе подготовки будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В настоящее время в условиях рыночной экономики всего нашего общества, его социально-политических и культурных основ, в условиях коренного улучшения подготовки кадров учителей художественного образования в республике, создания единой государственной системы эстетического воспитания, проблема научной разработки теоретико-методических и практических основ использования изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в частности Казахстана, в подготовке учителей декоративно-прикладного искусства в педагогических вузах не только не теряет своей актуальности, а, наоборот, значительно обостряется и приобретает особо важное значение.

Научно-теоретические основы преподавания декоративно-прикладного искусства Казахстана на художественно-графических факультетах педагогических университетов составляют ведущие, главное теоретическое положение, принципы, являющиеся основополагающими, фундаментом методики, преподавания национального декоративно-прикладного искусства и, соответственно, методики эстетического воспитания и художественного образования, ."ауч-но-теоретическими основами являются: а) процесс изучения декоративно-прикладного искусства Казахстана на художественно-графических факультетах педагогических университетов, а, соответственно, процесс художественно-профессиональной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства является комплексной проблемой, в которую составными частями входят психологический, общепедагогический, искусствоведческий, этнопедагогический и узко дидактический аспекты. Это требует рассмотрения данной проблемы во- всех указанных аспектах, в их органической взаимосвязи и дальнейшей педагогической реализации; б) курс обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических университетов должен быть основан

- 342 на органическом сочетании старых традиций и нового современного в содержании, приемах, методах художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами казахского декоративно-прикладного искусства; в) процессы воспитания и обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических университетов должны строиться на единстве национального и интернационального. Важнейшим средством этого служит раскрытие студентами сугубо национального и общего с другими народами в узорах, орнаментах, приемах, технике и технологии их выполнения, практического использования.

Разработанные учебже программы предполагают разнообразие методики обучения и воспитания в зависимости от творческой индивидуальности педагога и местных условий университета. Такая же вариативность возможна и в составлении планов работы спецкурсов и факультативов по декоративно-прикладному искусству Казахстана. Как свидетельствуют результаты эксперимента, его апробация, данные программы и методика соответствуют требованиям современной рыночной экономики, то есть перестройки высшей и общеобразовательной школы, современной концепции народного образования в республике Казахстан.

4. Как показали результаты научно-искусствоведческого и методического исследования, национальное казахское изобразительное и декоративно-прикладное искусство имеет историю своего развития, обладает высокими художественными достоинствами, глубокими историческими традициями. Содержание национального декоративно-прикладного искусства раскрывает жизнь народа, героический труд людей, которые прославили Отчиз^,

- 343 отражает красоту природы и народного быта. Народное декоративно-прикладное искусство Казахстана еще не получило своего места в художественном образовании и эстетическом воспитании студентов педагогических университетов.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Кемешев, Диллабай Анварович, 2001 год

1. Альберти Леон-Батиста, Десять книг о зодчестве. В 2-х т.- М.: Изд-во ВАА, 1935. 246 с.

2. Алпатов М.в. Всеобщая история искусства, М.-Л.: Искусство, 1948. Т. I. - 468 с.

3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник, педагог, школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160с

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977. 373 с.

5. Андреев А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория. М.: Знание, 1981. - 64 с.

6. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981. - 92 с.

7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

8. Абдуллаез С.Ф. Теоретические и методические основы исполь зования народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана в подготовке учителей изобразительного искусства: Автореф. дисс. . канн. пед. наук. М., 1989. - 16 с.

9. Алексеева Л.В. Особенности преподавания лепки на заочных отделениях художественно-графических факультетов педагогических институтов: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- М., 1968. 16 с.

10. Амиргазин К.Ж. Художественная обработка кожи и меха

11. Содержание и методика обучения в кружках общеобразовательных школ Казахской ССР): Автореф. дисс. . канн, пед. наук. М. , 19 . - 15 с.- 347

12. Артемьев T.M. Методический аспект проблемы способностей.- М.: Наука, 1977. 183 с.

13. Архангельский С.И. Лекция по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. - 348 с.

14. Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школыи требования к педагогическому мастерству. М.: Знание, 1976. - 40 с.

15. Асылханов E.G. Изучение декоративно-прикладного искусства Казахстана в общеобразовательной школе и педагогических институтах республики: Автореф. дисс. . кацо. пед. наук.- М., 1985. 16 с.

16. Ахтариева Л.Г. Особенности психологической подготовленности студентов к профессионально-педагогической деятельности: Автореф, дисс. . канд. психол. наук. М., 1978.- 15 с.

17. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. М.: Высшая школа, 1984. - 44 с.

18. Агапов В., Кадьтрбаев М. Сокровища древнего Казахстана.- Алматы, 1979.

19. Афанасьева Т. Темперамент и фантазия. // Журнал "Художник", № 9, 1984. М.

20. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание (Опыт исследования на материале пространственных искусств).- М.: Новая Москва, 1925. 286 с.

21. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. М.: Советский художник, 1981.- 1Ы с.

22. Бактейн И.М. Изобразительное искусство и формирование эстетических способностей. В кн.: Всесоюзная межмузейная- 348 конференция "Музей и дети": Тезисы докладов секционных заседаний 12 октября 1982 г. Ташкент, 1982. С. 196-201.

23. Беджанов Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов (на примере Северного Кавказа): Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- М., 1975. 25 с.

24. Бежанов М.Х. Скульптура и пластическая анатомия. Методические рекомендации и примерная программа по проведению специального курса для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. М., 1989.- 32 с.

25. Беркинблит Т.Б., Петровский A.B. Фантазия и реальность.- М.: Политиздат, 1968. 127 с.

26. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. М., 1993. - 32 с.

27. Богоявленский Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.

28. Бодалева A.A. Формирование понятий о другом человеке как личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 135 с.

29. Брунер Д.Ж. Психология познания: (За пределами непосредственной информации). /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. - 411 с.

30. Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение.- М.: Знание, 1983. 96 с.

31. Дараган М.В. Основы школьного декоративно-оформительского искусства. М.: Просвещение, 1983. - 95 с.- 349

32. Булатов С. С. Народное декоративно-прикладное искусство Узбекистана в эстетическом воспитании школьников: Дисс. . докт. пед. наук. М., 1993. - 35 с.

33. Булатов C.G. Резьба по ганчу. Ташкент. Укутувчи, 1990. - 77 с.

34. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, Живопись. Композиция. 2-е изд. М. : Просвещение, ХУЫ.- 240 с.

35. Богуславская русская глиняная игрушка. JI., 1975.

36. Байпаков K.M. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья. Алматы, 1986.

37. Булатов М.С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии 1Х-ХУ вв. М., 1978.

38. Булатов С.С. Кружки прикладного искусства. Ташкент,1988.

39. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М. : Просвещение, 1986.

40. Варнеке Б. Плиний об искусстве. Одесса, 1918. - 185 с.

41. Васильев И.А., Поплужный В. Л. , Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М. : Изд-во МГУ, 1980. - 192 с.

42. Вейль Г. Симметрия. /Пер. с англ. М.: Наука, 1968.- 190 с.

43. Вейн А. Мозг и творчество. // Наука и жизнь, 1983, № 3. С. 78-83.

44. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973.- 96 с., илл.

45. Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе: Респ. сб. науч. тр. / Отв. ред. Шварц И.Е. Пермь: Б.И., 197У. - 104 с.- 350

46. Возрастная психология взрослых: Тезисы доклада к научной конференции 27-29 октября 1971 г. Вып. I, JI.: Иэд-во АПН СССР, 197I, - 129 с.

47. Волков Н.Е. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 508 с.

48. Зундт В. Фантазия как основа искусства. /Пер. с нем» -СПб). М.: Н. О.Вольф, 1914. - 146 с.

49. Выготский JI.G. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. - 379 с.

50. Вербицкий A.A. Активное обучение. М.: Высшая школа, 199I. - 204 с.

51. Выготский Л. С. Психология искусства. 2-е изд. М., 1968.

52. Волкова Ü. К соотношению эстетики и искусствознания. Методическое пособие современного иикусствоведа. Вып. I.- JI., 1975.

53. Вязьмин Б. Декоративное искусство Средней Азии и Казах-става. // Декоративное искусство СССР, 1972, № 10.

54. Воропаева В. Рождение сувенира. // Юных художник, 1981, № 4.

55. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988.

56. Газанига М. Расщепленный человеческий мозг. // Восприятие. Механизм и модели. М., 1974. - С. 47-57.

57. Гиберти Л. Комментарий. М., 193b. - j.76 с.

58. Гинзбург й.Ь., Чистяков И.П. и его педагогическая система.- Л.-М.: Искусство, 1940. 204 е., илл.

59. Гольдентрихт С.С,, Гальперин М. 11. Специфика эстетического сознания. М.: Высшая школа, 1974. - iOi с.5У. Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. М.: Просвещение,1965. 260 с.

60. Гоноболин Ф. Н. Психологический анализ педагогических способностей. // Способности и интересы. М., 1962. С. 132-145.

61. Готтенданкер Р. Основы психологического эксперимента. /Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 463 с.

62. Григорьев В.5. Эстетическое и трудовое воспитание студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов на основе обучения граверно>-медальерному искусству: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1979. - 16с.

63. Государственный музей искусств Казахской ССР. Алматы: Онер, 1981. - 279 с.

64. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.

65. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М., 1967.

66. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). Новосибирск, 1982.

67. Глухенькая Н. Петриковка. // Юный художник, 1984, № 9.

68. Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение, 1988.

69. Давыдов В.В. Виды обобщения и обучения. М.: Педагогика, 1972. - 423 с.

70. Даниэль С. Язык педагога. М.: Художник, 198л, № 10. 0. Ы-62.

71. Джексон Джун. Поделки из бумаги. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1979. - 63 с.

72. Дейнека A.A. Учитесь рисовать. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. - 222 с., илл.

73. Демчев П. Г. Содержание и организация подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов по художественному оформлению школы средствами- 352 наглядной агитации: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- М., 1989. 16 с.

74. Дехтяренко Л. П. Формирование профессионально-педагогических интересов у студентов художественно-графических факультетов: Автореф. дисс. . кацд. пед. наук. -Алматы, 1978. 25 с.

75. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: (Учебное пособие для слушателей ФПК директоров общеобразовательных школ и в качестве учебных пособий по спецкурсу для студентов педагогических институтов).

76. Под ред. Скаткина М.Н. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1981. 319 с.

77. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 314 с.

78. Дранков B.JI. О природе художественного таланта: Дисс. . кацд. психол. наук. JI., 1976. - 180 с.

79. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск: Изд-во СПГИ им. К.Маркса, 1974. - 151 с.

80. Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: (Учебное пособие для вузов). 2-е изд. перераб. и доп.- Минск: Изд-во БГУ, 1981. 383 с.

81. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: Просвещение, 1976.

82. Ельманова В.Е. Формирование гностических умений будущих педагогов: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Л., 1973. - 20 с.

83. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М., 1982. - 277 с.- зъз

84. Ералин К.Е. Изобразительное искусство Казахстана в системе художественно-профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства и художественного труда в педагогических институтах: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. М., 1992. - 29 с.

85. Ералин К.Е. Декоративно-прикладное искусство Казахстанав системе эстетического воспитания и художественного образования. Шьтмкент: ЧПИ им. Ауезова, 1991. - 65 с.

86. Зинченко В.П., Мунипов Б.М., Гордон В.М. Исследование визуального мышления. // Вопросы психологии, 1973, № 2. С. 3-14.

87. Зинченко В. П. Непроизвольные запоминания. М.: Просвещение, 1961. - 311 с.

88. Зись А. Н. Искусство и эстетика: Традиционные категории и современные проблемы. М.: Искусство, 1У75. - 447 с.

89. Искусство и научно-технический прогресс. М.: Искусство, 1973. - 462 с.

90. Иогансон Б.В. Роль интуиции и логики в художественном творчестве. // 0 композиции. М.: Искусство, 1959. - 186с.

91. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 кл. Книга для учителей. М., 1УУ1.

92. VI. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи. М.: Просвещение, 1УЬ4. - 224 с.

93. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968.

94. Ильясов И.И, Структура процесса учения. М., 1967.

95. Изобразительное искусство. X, 2, 3, 4 курсы. М., 1977.

96. Искусство оформления книг. Л., 1966.

97. Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М.Иэгаршевой. М.: Просвещение, 1987.

98. Кардовский Д. Н. Об искусстве. М.: Искусство, 1968.- 357 с.

99. Качиновский М.И. Практикум по моделированию. М.: Учпедгиз, 1958. - 179 с.

100. Клике P.P. Художественное проектирование экспозиции,- М.: Высшая школа, 1978. 266 с.

101. Кнреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.

102. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. 277 с.

103. Коробовский Ю. Г. Развитие пространственного воображенияи логического мышления студентов художественно-графических факультетов: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- М., 1974. 25 с.

104. Каменский Я. А. Великая дидактика. М., 1939. Т. I.- 312 с.

105. Кемешев Д.А. Организация кружка по художественной керамике в школе. Математика и информатика. Алматы, 1995, № 5. - 24 с.

106. Кемешев Д.А. Изобразительное искусство Казахстана в системе организации педагогической практики студентов художественно-графического факультета педагогических институтов. Методическое пособие. М.: Прометей,1991. 33 с.

107. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-3 классы трехлетней школы. М.: ЦИУУ, 1989. - 2 п.л. (в соавторстве).

108. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту.- М.: Наука, 1968. 207 с.

109. Краткий словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1983.- 247 с.

110. Крутецкий В.А. Исследование специальных способностей, их структуры и условий их формирования и развития.

111. В кн.: Проблемы возрастной и педагогической психологии.- М.: Педагогика, 1978. С. 206-221.

112. Крымов художник и педагог: Статьи и воспитания.- М.: Советский художник, I960. 268 с.

113. Кузин B.C. Вопросы изобразительного искусства. М.: Просвещение, 197I. - 144 с.

114. Кузин B.C. Психология: (Учебник для художественных училищ). 3-е изд. М.: Агар, 1997. - 303 с.

115. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. - 205 с.

116. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JI.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 114 с.

117. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 176 с.

118. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. 98 с.

119. Кудрявцева Т.В. Психология технического мышления.- М.: Педагогика, 1975. 303 с.

120. Кухарев Н.В. Психолого-педагогические способности и качества учителя: (Методические рекомендации по овладению педагогическим мастерством). Гомель: Гомельский обл. совет пед. общества БССР, 1979. - 40 с.

121. Курс рисования, составленный А.Сапожниковым. СПб, 1848. - 346 с.

122. Казахская национальная одежда. Алматы: Жалын, 1976. г НО с.

123. Крылов Н. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 19 . - 144 с.

124. Комарова Т.О. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1991. - 254 с.

125. Краткая энциклопедия. Т. I. Казахская CGP. Алматы, 1985. - 589 с.

126. Керамика средневекового Отрара. Алматы: Онер, 1991.- 211 с.

127. Кардовский Д. Н. Об искусстве. М., I960.

128. Кудрявцев Т.В. Психология технического творчества.- М., 1981.

129. Куписевич Ч, Основы обшей дидактики. М., 1986.

130. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования.- М.: Просвещение, 1У76.

131. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. М.: Просвещение, 1980.- 357

132. Крмпанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.: Просвещение, 1985.

133. Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 1984.

134. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2-х томах.- M.-JT.: Академия, 1935. Т. 2. 490 с.

135. Леонтьев A.A. Педагогическое обобщение. М.: Знание, 1979. - 46 с.

136. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд.- М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.

137. Леушина Л.И., Невская А.Л., Павловская М.Б. Различные способы обработки зрительной информации в правом и левом полушариях. // Психологический журнал, 1981. Т. 2. № 3. С. 01-94.

138. Лилов А. Природа художественного творчества. /Пер. с болг М.: Искусство, 1981. - 479 с.

139. Ломоносов Р. Г. Декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов: Автореф. дисс. . каэд. пед. наук. М., 1970. - 20 с.

140. Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей: 100 таблиц с объяснительным текстом. СПб.: Изд-во А.Ф.Девриен, 1867. - 174 с.

141. Лурия А.Р., Симерницкая Э. Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вер-бальномнестических функций. // Физиология человека. 1975, т. I, № 3. С. 411-417.

142. Маркова А.К., Абрамова Г.С. Психолого-педагогические аспекты проблемы индивидуальных различий. // Вопросы психологии, 1977, № 2. С. 96-104.

143. Мастера искусств об искусстве. М.: ОГИЗ, 1933. Т. П.- 536 с.

144. Мастера искусств об искусстве. М.: Искусство, 1969. Т. У. - 536 с.

145. Мастера искусств об искусстве. М.: Искусство, 1969. Т. У1. - 573 с.

146. Махмутов М.И, Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. - 367 с.

147. Матросов B.JI. Сластенин В.А. Новой школе нового учителя. Сб. "Педагогическое образование**. - М. : МГПИ им. В.И.Ленина, 1990. - 163 с.

148. Миликов A.A. Проблемы методико-педагогической подготовки студентов художественно-графических факультетов m современном этапе. // Художественно-графический факультет и школа. Л., 1980. С. III-II7.

149. Минервин Г.В., Муниров В.М. О красоте машин и вещей.- М.: Просвещение, 1975. 152 с.

150. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М.: Искусство,Î967.

151. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX вв. - М.: Искусство, 1967.

152. Моляко В.А. Психологическое изучение творческой личности.- Киев: Общ-во "Знание" УССР, 1978. 27 с.

153. Муканов К. Изделия из шерсти. Алматы: Кайнар, 1990.- 102 с.

154. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство.- Алматы: Онер, 1986. 251 с.

155. Манизер М.Г. Об основах композиции (сочинения). В кн.: О композиции. - M., 1959.

156. Макаров К.А. Декоративность как форма выражения красоты: Автореф. дисс. . кацп. пед. наук. М., 1966.

157. Мейлах B.C. Процесс творчества и художественное восприятие. М., 1985.

158. Мурина Е.Б. Проблема синтеза пространственных искусств.- М., 1982.

159. Миннарт М. Свет и цвет в природе. М.: Наука, 1969.

160. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. - 336 с.

161. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 343 с.

162. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.- М., 1983.

163. Неверов 0. Агатовая ваза Мазарины. // Юный художник, 1984, № 9.

164. Общая психология: (Учебник для педагогических институтов). /Под ред. Петровского A.B. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1976. - 479 с.

165. Орлова Т.И. Гносеологический анализ природы художественного мышления: Дис. . канд. филос. наук. Киев, 1981. - 218 с.

166. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа: Некоторые размышления о профессии. М.: Просвещение, 1972. - 79 с.

167. Осипова Е.М. Формирование педагогической направленности мышления будущего учителя: (Методические указания и задания для студентов педагогических институтов и преподавателей школ). Усть-Каменогорск: Б.И., 1975. - 106с.- 360

168. Одворалов ELB. Скульптура и скульптурные материалы.- М.: Изобразительное искусство, 1982. 163 с.

169. Одноралов Б.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. М.: Просвещение,1288. - 170с,

170. Основы декоративного искусства в школе: (Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов). /Под ред. Нешумова В.В., Щедрина Е.Д. М.: Просвещение, 1981. - 175 с.

171. Основы эстетического воспитания. /Под ред. А.К.Дремова.- М.: Высшая школа, 1975. 327 с.

172. Очерки истории советского искусства. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. М.: Советский художник, 1980. - 263 с.

173. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения.- М.: Наука, 1982. 308 с.

174. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976. 280 с.

175. Попов М.М. Иллюстрированная методика рисования.- СПб., 1909. 217 с.

176. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство.- М.: Советская энциклопедия, 1986 (в 2-х т.). 563 с.

177. Преподавание спецдисциплин на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Курск, 1978.- 162 с.

178. Природа искусства и механизмы художественной деятельности. /Под ред. Илиади А.И. JI.: Изд-во ЛГУ, 1975. - 205с.

179. Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах /Под ред. Кузьминой Н.В. Л.: Знание, 1970. - 83 с.- 361

180. Проблемы способностей: (Материалы конференции 22-24 июня I960 г. Ленинград). /Отв. ред. член-корр. АПН РСФСР, проф. Мясищев В.Н. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 308 с.

181. Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин: Изд-во НИИ педагогики, 1980. - 199 с.

182. Психологические исследования познавательных процессов и личности. // Сб. статей. М.: Р&ука, 1983. - 216 с.

183. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. /Пер. с нем. М.: Педагогика, 1981.- 224 с.

184. Психология процессов художественного творчества. /Под ред. Мейлаха B.C. и Хренова H.A. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1980. - 285 с.

185. Психология рисунка и живописи: (Вопросы психологического исследования формирования образа). /Отв. ред. Игнатьев Е.И. NU: Изд-во АПН РСФСР, 1954. - 224 с.

186. Цузанов В.И. Макетирование. Проектная классификация макетов. // Техническая эстетика, 1983, № 6. 56 с.

187. Пискунов А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя. М., 1985. - 42 с.

188. Проблемы народного искусства. М.А. Некрасовой и К.А.Макарова. М., 1982.

189. Пономарьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. М., 1976.

190. Пантелеева Л. В., Каме нов Е., Станоевич-Кастори М. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ.- М.: Просвещение, 1981.- 362

191. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. /Гл. ред. В.М.Лолевой. М.: Советская энциклопедия, 1986.

192. Развитие психологических функций взрослых людей. /Под ред. Ананьева Б.Г., Степановой Е.С. М., Педагогика, 1972. - 245 с.

193. Развитие художественных способностей. // Сб. статей. /Под ред. Саку ли ной Н.П. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 368 с.

194. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. Межвузовский сборник научных трудов.- М. : МПГУ им. В.И.Ленина, 1983. 176 с.

195. Раппопорт С.Х. Мышление в образах и декоративность.- В кн;: Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки. M., 1969. - 188 с.

196. Революция искусство - дети. Материалы и документы. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 1987. - 476 с.

197. Ремпель Л. И. Искусство среднего востока. Избранное труды по истории и теории искусств. М. : Советский художник, 1978. - 286 с.

198. Репин И.Е. Далекое и близкое. М.: Искусство, 1964.- 586 с.

199. Рибо Т. Творческое воображение. /Пер. с франц. СПб.: Тип. Ю. Н.Эрлих, 1901. X. - 318 с.

200. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве.- JI. : Наука, 1974. 298 с.

201. Роговин М.С. Логическая и психологическая структура диагноза. // Психологические проблемы рационализации деятельности. Вып. 4. Ярославль, 1979.- 363

202. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. - 238 с.

203. Ростовцев H.H. Учебный рисунок: (Учебное пособие для педагогических училищ). М.: Просвещение, 1976.- 287 с., илл.

204. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М., 1973.

205. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981. - 218с

206. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка. М.: Просвещение, 1982. - 320 с.

207. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: (Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений и институтов. 2-е изд. М#: Учпедгиз, 1946. - 704 с.

208. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - 423 с.

209. Русское народное искусство. Л.: Учпедгиз, 1959. - 179 с

210. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. Опыт работы Центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования на Сенеже. М.: Искусство, 1974. - 176 с.

211. Разина Т.М. О профессионализме народного творчества.

212. Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М., 1968.

213. Рисунок в высшей художественной школе. М., 1957.

214. Рисунок. Практическое руководство для начинающих и самодеятельных художников. М., 1965.

215. Самохин В.Н. Эстетическое воспитание. М.: Мысль, 1985. - 207 с.- 364

216. Савицкий С.JI. Работа с глиной, гипсом и папье-маше. М. : Просвещение, 1975. 75 с.

217. Салтыков А.Б, Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1969. - 112 с.

218. Сапожников А. Н, Курс рисования. СПб., 1855. - 176 с.

219. Сидоренко Б,В., Корешков В.В. Композиции как средство выразительности. // Металлург, 1992, № 7.

220. Симонов П.П. "Сверхзадача" художника в свете психологии и нейрофизиологии. // Психология процессов художественного творчества. Л., 1984. С. 38-43.

221. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М. : Просвещение, 1976. - 160 с.

222. Социальная психология личности. М. : Шука, 1979. - 340с.

223. Степанов Г.П. Взаимодействие искусств. Л.: Художник РСФСР, 1973. - 180 с.

224. Сюзова В.Ф. Исследование вопросов эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах (Декоративная работа): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. M., 1971. - 20 с.

225. Сохор А. О методологии научного познания искусства. Методология проблемы современного искусства. Вып. I.- Л., 1975.

226. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. - М., 1974.

227. Салтыков А,Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1968.

228. Сенин М,И. Интерьер современных общественных зданий.- Киев, 1969.- 365

229. Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовым плакат, М., 1989.

230. Тамарин В.Э,, Яковлева Д.С. К вопросу о формировании педагогического мышления у студентов. // Вопросы психологии личности и труда. Свердловск, 1873.

231. Теоретические проблемы психологии личности. /Отв. ред. Шорохов Е.В. М.: Наука, 1974. - 317 с.

232. Теория и практика педагогического эксперимента. /Под ред. Пискунова А.И., Воробьева Г.В. М.: Педагогика, 1979. - 207 с.

233. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 536 с.

234. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. - 172 с.

235. Томилова Г.А. Опыт формирования педагогической направленности у студентов университета: Дисс. . канд. пед. наук. Л., 1975. - 155 с.

236. Узоры симметрии. /Пер. с англ. М,: Мир, 1980. - 629 с.

237. Тебуев Р.Х. Художественная токарная обработка древесины на занятиях кружков и факультативов общеобразовательных школ. М.: МГЛИ им. 3.И.Ленина, 1984. - 36 с.

238. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М., 1984.

239. Токарев С.А. Этнография народов СССР. М., 1968.

240. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1981.- 175 с.

241. Туркестан, /Сост. АЛР. Насырова. Алматы: Онер, 1993,- Збб

242. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц. М., 1969.

243. Устинов А.Г. Дизайн в японской школе. // Техническая эстетика, 1988, № б. 34 с,

244. Ушинекий К.Д. Избр. соч. Т. 2. М.: Просвещение, 1939. - 534 с.

245. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду.- М.: Просвещение, 1982.

246. Функциональная асимметрия мозга. Мосидзе З.М., Рижина-швили P.C., Самодашвили Э.В., Турашвили Р.И. Тбилиси: Менниереба, 1977. - 118 с.

247. Фахреддинова Д.А. Декоративное искусство Узбекистана.- Ташкент, 1973.

248. Хакимова Р. Н. Шродное художественное творчество как средство эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеклассной работы. М., 1980. - 22 с.

249. Хворостов A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: Автореф. дисс. . докт. пед. наук.- М., 1983. 32 с.

250. Художественное воспитание в школе I ступени: Материалы к составлению программ. М., 1925. - 78 с.

251. Художественная культура: Понятия, термины. /Сост. Дорогова Д. Н. М.: Знание, 1978. - 206 с.

252. Художественное восприятие. /Под ред. Мейлаха B.C.- Л.: Наука, 1971. 387 с.

253. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения.- Л.: Наука, 1983. 279 с.

254. Художественное проектирование. /Под ред. Б.В. Нещумова и Е.Д.Щедрина. М,: Просвещение, 1979. - 167 с.г- 367

255. Холмянский Л. M. Макетирование и графика в художественном > конструировании. M., 1978. - 116 с.

256. Холмянский Л.М., Щипанов A.C. Дизайн. М. : Просвещение, 1985. - 185 с.

257. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе.- М, : Просвещение, 1979. 176 с.

258. Художественное творчество и ребенок. /Под ред. Н. А. В е ту ли ной. M., 1972.

259. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения.- Л.: Наука, 1983. 179 с.

260. Халезова Н.Б., Курочкина H.A., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1986.

261. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка k в детском саду. М»: Просвещение, 1984.

262. Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладногоi искусства. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962.- 67 с.

263. Чистяков П.П. Письма, записные книжки. Воспоминания.- M., 1953. 645 с.

264. Чебышева В.В. Психологические основы формирования производственных умений и навыков. М.: Высшая школа, 1980.- 78 с.

265. Ченино Ченини. Трактат о живописи. M., 1933.

266. Шахова А.И. Эстетическое воспитание подростков во внешкольных учреждениях: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- M., 1982. 24 с.

267. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражениядействительности. М. : Наука, 1971. - 223 с.i }

268. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1979. - 323 е., илл.

269. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение, 1979. - 191 с.

270. Шпикалова Т.Я. Декоративное рисование 1-3 классов.- М.: Просвещение, 1986.

271. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности учителя. JI.: Просвещение, 1967. - 265 с.

272. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969. - 271 с,

273. Шадриков В. Д. Проблемы систематизации в профессиодаль ной деятельности. М., 1982.

274. Шугаев В.М. Орнамент на ткани. М., 1969.

275. Школа изобразительного искусства. В 10 т. Вып. М.: Искусство, 1964-1968.

276. Энгр об искусстве. М.: Академия художеств РСФСР, 1962. - 169 с.

277. Эстетика. Словарь, М.: Политиздат, 1989. - 305 с.

278. Эстетическое воспитание в детском саду. /Под ред. Н.А.Ветугиной. М.: Просвещение, 1985.

279. Юренева Е.Р. Взгляд в будущее. М.: Просвещение, 1988.- 139 с.

280. Юон К.З. Об искусстве. T. I, 2. М.: Искусство, 1959.

281. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М. : Педагогика, 1980. - 240 с.

282. Яблонский В.А. Преподавание предметов "Рисунок" и "Основы композиции". М.: Высшая школа, 1989. - 77 с.

283. Ящухин А.П. Живопись. М.: Просвещение, 1985. - 288 с.

284. Ямщиков C.B. Спасенная красота.

285. Яхонт О.В. Советская скульптура.

286. Яновский-Максимов Ник. Сквозь магический кристалл. М.: Просвещение, 1975.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.