Теоретические и методологические принципы проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма тема диссертации и автореферата по ВАК 05.19.04, доктор технических наук Нуржасарова, Майра Абдрахмановна

Диссертация и автореферат на тему «Теоретические и методологические принципы проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 221704
Год: 
2005
Автор научной работы: 
Нуржасарова, Майра Абдрахмановна
Ученая cтепень: 
доктор технических наук
Место защиты диссертации: 
Алматы
Код cпециальности ВАК: 
05.19.04
Специальность: 
Технология швейных изделий
Количество cтраниц: 
443

Оглавление диссертации доктор технических наук Нуржасарова, Майра Абдрахмановна

ВВЕДЕНИЕ.

1 АНАЛИЗ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СОЗДАНИЯ

ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОГО КАЗАХСКОГО

КОСТЮМА.

1.1 Анализ современного состояния проектирования одежды основе традиционного национального костюма.

1.2 Традиционный национальный костюм - неиссякаемый источник проектирования современной одежды.

1.3 Отражение истории народа в национальной культуре.

1.4 Анализ ассортимента традиционных материалов в национальной одежде.

1.5 Выводы. Постановка задач исследований.

2 АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОГО КАЗАХСКОГО КОСТЮМА И РАЗРАБОТКА ЭТАПОВ ЕГО РАЗВИТИЯ.

2.1 Исследование и систематизация элементов традиционного казахского костюма.

2.2 Анализ декоративного решения элементов традиционного казахского костюма.

2.3 Разработка состава изделий комплекта традиционного казахского костюма в зависимости половозрастного признака.

2.4 Основные этапы формирования традиционного казахского костюма и влияние его на развитие фольклорного стиля.

Выводы.

3 РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ

ТРАДИЦИОННОГО КАЗАХСКОГО КОСТЮМА.

3.1 Орнамент как художественно-декоративный элемент проектирования оденеды на основе ТКК.

3.2 Теоретические предпосылки проектирования современной одежды на основе национального костюма.

3.3 Разработка теоретических принципов проектирования современной оденеды на основе художественно-декоративного решения элементов ТКК.

3.4 Разработка теоретико-методологического подхода к проектированию современной оденеды на основе национального костюма.

Выводы.

4 РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ

4.1 Разработка методологических предпосылок проектирования современной оденеды на основе национального костюма.

4.2 Разработка процесса проектирования современной одежды на основе ТКК с позиции системного подхода.

4.3 Разработка концептуальной модели процесса проектирования современной оденеды на основе ТКК.

4.4 Разработка информационной модели процесса проектирования современной одежды на основе ТКК.

Выводы 5 РАЗРАБОТКА СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ ТКК С ^ ПОЗИЦИИ ТВОРЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

5.1 Разработка структуры общего кода современной одежды на основе ТКК.

5.2 Разработка операционной базы данных проектирования современной одежды на основе ТКК.

5.3 Разработка современной одежды на основе ТКК с позиции нового подхода.

Ф Выводы.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Теоретические и методологические принципы проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма"

Актуальность темы. В течение прошедшего столетия коренным образом изменился уклад жизни населения Республики Казахстан, создана качественно новая система ценностей и новый тип человеческих отношений. Главная наша задача, четко определенная Президентом Н.А.Назарбаевым в стратегии "Казахстан-2030", - это построение независимого, процветающего и политически стабильного Казахстана. Решение этой масштабной задачи немыслимо без развития национального производственного сектора, базирующегося на самых современных технологиях, без постепенного перехода от преимущественно сырьевой экономики к экономике высокотехнологичной и наукоемкой.

Важнейшими задачами, стоящими перед швейной промышленностью на современном этапе в условиях рыночных отношений и жёсткой конкуренции, являются расширение ассортимента изделий и улучшение их качества.

Применительно к швейным изделиям, возникает задача максимального удовлетворения потребности населения в оригинальной современной одежде с одной стороны, и достаточной прибыли и эффективности работы предприятий с другой.

В настоящее время у потребителей возрос интерес к национальной одежде, которая выступает в роли этнического, родоплеменного и территориального показателя, а также несёт в себе семантическую составляющую.

В связи с этим, вектор развития отечественной промышленности направлен на расширение ассортимента современных изделий на базе традиционного национального костюма, с учетом его функций, так они непосредственно передают ту художественную выразительность и оригинальность, которая веками была воплощена народом в традиционном казахском костюме, на основе культуры народа.

На территории Республики Казахстан проживает более 100 народов и народностей, каждый из которых имеет свою историю, обычаи, обряды и традиции, частично сохранившиеся в элементах традиционного национального костюма. За последнее десятилетие национальный костюм превратился в один из неиссякаемых источников, в котором материал, форма, конструкция, декор, техника и способ исполнения, традиционная технология являются творческой идеей для создания совершенно новых художественно-конструкторских и технологических решений моделей современной одежды.

Все в большей степени в направляющих коллекциях современного костюма заметно обращение к богатому народному наследию. Наряду с этим в изделиях современной одежды наблюдается сочетание элементов традиционного костюма разных народов, культур в стиле «эклектика».

В настоящее время значительно возросла доля выпуска современной национальной одежды в общем, объеме производства, что подтверждается созданием специализированных предприятий малого и среднего бизнеса по выпуску национальной одежды, таких как Республиканский центр моды «Макпал», «Ерке-Нур» и другие.

Как показал анализ существующих методов проектирования одежды, одним из основных направлений расширения структуры ассортимента одежды на современном этапе является, создание проектных решений на основе традиционного национального костюма.

Основным направлением разработки методологии проектирования одежды является сокращение производственного цикла, начиная от возникновения творческого источника до разработки проектно-конструкторской документации проектного решения.

Первой в мировой практике к моделированию одежды на основе традиционного национального костюма обратилась Н. П.Ламанова, которая разработала основные принципы проектирования современной одежды.

В настоящее время известен ряд работ, выполненных в области проектирования национальной одежды и трансформации её в процессе проектирования современной.

Пармоном Ф.М. проведен ряд теоретических и экспериментальных исследований и определены пути творческой трансформации народного костюма при создании современных моделей и коллекций. На основе разработанной классификации русского народного костюма в зависимости от географической зоны и региона, выявлены наиболее характерные костюмы-образы. Наряду с этим им систематизированы элементы русского народного костюма, разработана информационная база конструкции и композиции элементов русского народного костюма (РНК) в системе автоматизированного проектирования одежды, а также анализ и классификация русского народного костюма в аспекте проектирования современного костюма [1].

Делались попытки в области разработки методологии проектирования изготовления современной одежды, на основе национальных традиций, народов Якутии с учетом разработанной концептуальной модели процесса проектирования, а также междисциплинарных системных исследований национального костюма, проведенных в историко-генетическом контексте и современных технологий. При этом определены пути создания моделей современной одежды и разработаны модели современной одежды на основе национальных традиций [2].

Была предложена классификация ассортимента, внешней формы, конструкции и орнаментальных мотивов традиционной женской одежды народов Северного Кавказа, с помощью методики формирования рациональной структуры ассортимента одежды, на основе которой разработана потребительская ассортиментная коллекция современной женской одежды с учётом внешнего облика, особенностей телосложения и национальных традиций народов Северного Кавказа [3].

В процессе исследования формирования национального костюма нами была разработана методика проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма [4].

Учитывая многообразие факторов, влияющих на процесс разработки оптимальных конструкций и технологий при проектировании изделий наиболее эффективно создание научных основ проектирования современной одежды с учётом функций, как элементов традиционного национального костюма, так и современной одежды.

Значительный вклад в решение проблем, связанных с проектированием одежды различного назначения, внесли видные ученые Российской Федерации Коблякова Е.Б., Меликов Е.Х., Романов В.Е., Пармон Ф.М., Шершнева Л.П., Сурженко Е.Я., Савельева И.Н.

Они сформулировали теоретические и методологические основы проектирования изделий различного назначения, установили пути решения задач в достижении оптимальных параметров процесса проектирования, предложили методы и методики разработки, а также оценки одежды в различных условиях эксплуатации, определили пути творческой трансформации народного костюма с позиции системного подхода.

Однако существующие разработки в области проектирования современной одежды, не учитывают возможности расширения структуры ассортимента за счёт одновременного взаимодействия функций традиционного национального костюма и современного одеждой, что непосредственно приведет к созданию совершенно новых проектных решений, обладающих высокими потребительскими свойствами.

Поэтому отсутствие научно-обоснованных методов проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма ведет к производству одежды, без учёта информационных свойств о первоисточнике и основных функциях элементов традиционного казахского костюма, что оказывает отрицательное влияние на качество одежды и соответственно покупательскую способность.

Соответственно, это требует разработки теоретических и методологических основ проектирования современной одежды, с точки зрения нового подхода.

Основной трудностью проектирования современной на основе национальной одежды является необходимость комплексного учета утилитарных, информационных и семантических функций традиционного национального костюма, а также функций современной одежды, так как в настоящее время за основу принимается одно и несколько свойств, ввиду трудностей выполнения всей функций в равной степени.

Таким образом, на основе проведенных научных исследований в области проектирования специальной, бытовой одежды, в том числе традиционного национального костюма, а также современной на его основе возникает необходимость разработки теоретико-методологического подхода к проектированию современной одежды на основе традиционного казахского костюма.

Следовательно, разработка научных принципов проектирования современной одежды на основе ТНК, должна базироваться на теоретических и методологических исследованиях, выполненных в области проектирования специальной, бытовой одежды с позиции различных подходов, в том числе национального костюма различных народов, а также теоретических и методологических принципов разработки структуры композиционных и конструкторских решений современной одежды.

Цель и задачи исследований. Основной целью диссертационной работы является разработка научных принципов проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма базирующихся на использовании механизмов творческого мышления и научных методов познания, способствующих созданию новых художественно-конструкторских решений одежды различного назначения, расширяющих структуру ассортимента и максимально удовлетворяющих потребителей в конкурентоспособной современной одежде.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие научные и технические задачи: разработка методологических основ проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма; установление основных принципов проектирования современной одежды на основе трансформации отличительных признаков традиционного национального костюма; исследование традиционного казахского костюма в качестве творческого источника проектирования современной одежды, как важнейшего элемента в сложной системе, характеризующей культуру и цивилизацию народа; проведение исторического и картографического исследования творческого источника, систематизация элементов традиционного казахского костюма и установление состава изделий комплекта в зависимости от половозрастного признака; исследование форм и конструкции элементов традиционного казахского костюма, установление основных этапов его формирования, и влияние на развитие фольклорного стиля; анализ художественно-декоративного решения элементов традиционного казахского костюма; исследование орнамента как эстетического признака художественно -декоративного решения элементов традиционного казахского костюма; разработка теоретических принципов проектирования современной одежды на основе художественно-декоративного и орнаментального решения элементов традиционного казахского костюма; разработка принципов нового подхода к проектированию современной одежды на основе традиционного казахского костюма с учетом механизмов творческого мышления и общенаучных методов познания; создание информационной базы данных проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма с позиции функционального моделирования.

Объектами исследования являлись историко-этнографические и картографические исследования в области истории развития традиционного национального костюма; теоретические и методологические положения и принципы проектирования бытовой одежды, в том числе национальной, а также специальной; изделия действующего ассортимента, музейные экспонаты и экспериментальные образцы элементов традиционного казахского костюма.

Методы и средства исследования. В работе использованы: общая методология системного подхода к проектированию одежды, теория информационных и интеллектуальных систем. Научные методы познания: ассоциация, аналогия, формализация, синтез, анализ, алгоритмизация, моделирование, наблюдение, сравнение, измерение и счет; ретроспективный, историко-этнографический и картографический анализ. Инженерные методы построения разверток деталей одежды, теории композиции, методы формирования ассортимента одежды, теории классификации кодирования и модифицирования, аналитические, экспериментальные методы и комбинаторики, компьютерные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Corel DRAW 11 , Visual Fox Pro, Turbo Paskal, CUAT.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем: разработаны основные принципы проектирования современной одежды с учетом трансформации наиболее отличительных признаков, характерных для традиционного казахского костюма в зависимости от декора и внешней формы элементов традиционного казахского костюма, а также установлена значимость его как творческого источника при моделировании современной одежды; систематизированы элементы традиционного казахского костюма на основании исторического и картографического исследования в зависимости от утилитарных функций; установлена связь орнамента с формой и символикой орнаментальных мотивов, а также его способность легко поддаваться трансформации, благодаря таким свойствам как формообразование, вид, способ и техника исполнения, граница подвижной поверхности одежды, возможные сочетания мотивов и их производных, цветовая композиция, а также угловое, боковое, центральное и сплошное месторасположение на деталях; разработаны принципы модификации базовых конструкций изделий различного назначения действующего ассортимента, на базе предложенной системы классификации композиционных, композиционно-технологических и композиционно-утилитарных видов декорирования традиционного казахского костюма; разработан теоретико-методологический подход к проектированию современной одежды на основе традиционного казахского костюма с позиции совокупности известных взаимосвязанных общенаучных методов познания, а также механизмов творческого мышления: наблюдения, памяти, воображения, вдохновения, интуиции, восприятия и предложенных научных методов познания историко-картографического, инверсии, методов новых комбинаций и фокальных объектов; предложен историко-картографический метод познания, который предусматривает изучение сущности возникновения традиционного национального костюма, формирования и развития его в хронологической последовательности, позволяющий систематизировать элементы традиционного национального костюма и разработать систему их классификации и кодирования; разработан интеллектуально-информационный метод, предусматривающий последовательное выполнение операций, включающий концептуальное и информационное моделирование, систему классификации и кодирования, создание операционной и дополнительной базы данных, а также разработку программы с помощью системы управления базами данных; усовершенствована структурная схема процесса проектирования современной одежды на основе ТКК в режиме многоступенчатого автоматизированного проектирования по схеме: «традиционный казахский костюм (ТКК) -современная базовая конструкция одежды (БК) - исходная модельная конструкция (ИМК) - графический дизайн модели (ГДМ) - модели-аналоги (МА) - модельная конструкция» (МК); разработана информационная модель проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма в системе «база знаний -- алгоритм - структура процесса- банк данных»; разработана информационная база данных по массивам: композиция, конструкция, декор на основе формализации и кодирования основных признаков предложенной системы, классификации элементов традиционного казахского костюма.

Практическая значимость и реализация результатов работы: разработана методика проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма; разработан состав изделий, входящий в комплект традиционного казахского костюма в зависимости от половозрастного признака, а также установлено минимальное и максимальное количество элементов, что позволило создать каталог «Первоисточник»; разработана операционная и дополнительная база данных по массивам конструкция, композиция, декор элементов традиционного казахского и современного костюма; разработаны программы проектирования современной одежды на основе ТКК с использованием интеллектуально-информационного метода и системы управления базами данных Visual Fox Pro; разработана информационная база для проектирования современной одежды на основе ТКК в виде каталогов: «Базовая конструкция», «Казахский орнамент и его производные», «Модели-аналоги», «Исходная модельная конструкция», «Модельная конструкция», «Художественно-декоративные лекала», «Современная одежда на основе ТКК»; разработано 30 опытных образцов современной одежды различного ассортимента на основе использования традиционных материалов, принципов декора, форм и конструкций элементов традиционного казахского костюма, на которые получено 24 патента на промышленные образцы и 6 положительных решений.

Достоверность проведенных исследований. Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций обусловлена применением корректных теоретических и методологических принципов проектирования современной одежды на основе традиционного национального костюма, подтверждена разработкой теоретико-методологического подхода, полученными патентами и положительными решениями на промышленные образцы, апробацией полученных результатов и положительной оценкой на предприятиях швейной отрасли.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на: международных научно-технических, практических и методических конференциях «Республика Казахстан - 10 лет независимого развития» (г. Кызыл орда, июнь 2001г.); «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности», МГУДТ (Россия, Москва, 15-16 марта 2001г.); «Роль предметов личного потребления в формировании среды жизнедеятельности человека», МГУДТ (Россия, Москва, 4-5 декабря 2002г.); «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий лёгкой промышленности» МГУДТ, (Россия, Москва, 3-4 апреля 2003г.); «Проблемы и тенденции развития пищевой и легкой промышленности в XX веке», АТУ, (Алматы, 15-16 октября 2003г.); «Традиционное и современное искусство Казахстана и Центральной Азии», КазНАИ им. Т.Жургенова, (Алматы, 17 октября 2003г.); «Инновационные технологии: теория и практика», АБМ «Сымбат, (Алматы, 22-23 апреля 2004г.); «Культурное наследие народов Казахстана и национальная система образования», КазНАИ им. Т.Жургенова, (Алматы, 29-30 апреля 2004г.); «Стратегия развития пищевой и легкой промышленности», АТУ, (Алматы, 4-5 июня 2004г.); межвузовской научно-методической конференции «Проблемы повышения качества художественного и технического образования», АБМ «Сымбат», (Алматы, 27-28 апреля 2001г.); на расширенном заседании кафедры «ТКМИШП» Алматинского технологического университета (Алматы, 2005г.)

Материалы исследований и разработок широко используются в учебном процессе Алматинского технологического университета в лекционных курсах, лабораторных работах по дисциплинам «Моделирование и оптимизация технологических процессов», «Методы и средства исследования», «Химизация технологических процессов», «Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством продукции», «Основы технологической подготовки». В курсовом, дипломном проектировании и научно-исследовательских работах для подготовки молодых специалистов по специальностям «Технология и конструирование швейных изделий».

Результаты работы апробированы и внедрены в Республиканском национальном центре моды «Макпал», на швейной фирме «Ника» города Алматы, а также учебных лабораториях кафедры «Технология, конструирование и моделирование изделий широкого потребления» Алматинского технологического университета.

Личный вклад соискателя. Личный вклад состоял в обосновании темы, постановки задач, выборе методов и направлений исследований, анализе и обобщении полученных результатов, теоретических и методологических принципов и выводов. При непосредственном участии соискателя и под его руководством работами аспирантов и магистрантов проведены все экспериментальные исследования в лабораторных и производственных условиях.

В научных работах, опубликованных в соавторстве с аспирантами и магистрантами, соискателю принадлежит аргументация выбора исследований, постановка задач, теоретические выкладки, организация и участие в проведении исследований, анализ результатов.

Публикации. Всего по материалам диссертации опубликовано 79 работ. Основные результаты выполненных исследований и разработок опубликованы в 49 статьях всесоюзных и российских журналах, межвузовских сборниках, а также представлены 24 патентами и 6 положительными решениями на промышленные образцы одежды.

Структура и объём диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, списка использованных источников и приложения. Основная часть диссертации изложена на 311 страницах машинописного текста, в число которых входят 34 рисунка и 47 таблиц. Список использованных источников включает 165 наименований. Приложение представлено на 132 страницах.

Заключение диссертации по теме "Технология швейных изделий", Нуржасарова, Майра Абдрахмановна

ВЫВОДЫ

1. На основе предложенной информационной модели процесса проектирования современной одежды, разработана классификация традиционного казахского костюма, которая формирует банк данных основной базы и служит входной информацией о творческом источнике при создании художественно - конструкторских и технологических решений современной одежды.

2. Разработана структура общего кода традиционного казахского костюма, а также современной одежды на основе её по массивам: композиции, конструкции и декора для создания моделей на этапе эскизного проектирования в автоматизированном режиме.

3. На основе предложенного системно интеллектуально-информационного метода разработана основная и дополнительная база, способствующая проектированию современной одежды на основе ТКК в автоматизированном режиме с учетом функциональных, композиционных, композиционно-декоративных, конструктивных, графических и технологических признаков как традиционного, так и современного костюма.

4. Разработан каталог кодового состава изделий, входящих в комплект традиционного казахского костюма в зависимости от половозрастного признака с целью проектирования современной одежды на основе ТКК в системе «база знаний - база данных - пользователь - программа».

5. Разработана программа проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма с учетом предложенного системно интеллектуально-информационного метода с помощью системы управления базами данных.

6. С позиции предложенного творческо-методологического подхода разработано 30 опытных образцов современной одежды различного ассортимента на основе использования традиционных материалов, принципов декора, форм и конструкций элементов, а также состава изделий комплекта традиционного казахского костюма, на которые получено 24 предварительных патента на промышленные образцы и выдано 6 положительных решений.

7. Разработана информационная база данных в виде каталогов: «Первоисточник», «Базовая конструкция», «Казахский орнамент и его производные», «Модели -аналоги», «Исходная модельная конструкция», «Модельная конструкция», «Художественно - декоративные лекала».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Главным результатом работы является разработка теоретико-методологического подхода создания проектных решений одежды различного назначения, базирующейся на концептуальной модели проектирования современной одежды на основе ТКК.

2. Разработаны основные принципы проектирования современной одежды с учетом трансформации наиболее отличительных признаков, характерных для традиционного казахского костюма в зависимости от природных свойств материалов, декоративного оформления и внешней формы его элементов, а также установлена значимость его как творческого источника.

3. На основании историко-картографического исследования систематизированы элементы традиционного казахского костюма в зависимости от их утилитарных функций, а также разработан состав изделий, входящий в его комплект национального костюма в зависимости от половозрастного признака, установлено их минимальное и максимальное количество.

4. Картографический анализ художественно-декоративного оформления ТКК показал, что особую художественную выразительность и образное решение костюму придает декоративно-орнаментальное оформление праздничной одежды. Определена связь орнамента с формой и символикой орнаментальных мотивов, а также установлена его способность легко поддаваться трансформации, благодаря своим таким свойствам как формообразование, вид, способ и техника исполнения, граница подвижной поверхности одежды, возможность сочетания мотивов и их производных, цветовая композиция, а также различное месторасположение на деталях.

5. Выявлено, что процесс создания современной одежды на основе традиционного казахского костюма можно рассматривать с учетом функциональных, композиционно-декоративных, графических, конструктивных модулей традиционного казахского костюма, определяющих входную и выходную информацию базы знаний и базы данных.

6. Анализ проведенных исследований показал, что процесс проектирования современной одежды на основе ТКК можно рассматривать с позиции различных видов модифицирования, которые достигаются путем изменения форм и конструкций элементов одежды, применения видов их декорирования, а также использования природных свойств материалов. Модификация моделей базовых конструкций изделий различного назначения действующего ассортимента, достигается за счёт разработанных композиционных, композиционно-технологических и композиционно-утилитарных принципов декорирования традиционного казахского костюма, что способствует расширению структуры ассортимента современной одежды.

7. Установлено, что процесс проектирования современной одежды на основе ТКК можно рассматривать с позиции теоретико-методологического подхода, основанного на совокупности известных взаимосвязанных научных методов познания, а также неоперационных механизмах: наблюдение, память, воображение, вдохновение, интуиция, восприятие и операционных историко-картографического, инверсии, аналогии, метода новых комбинаций, анкетного опроса, а также интеллектуально-информационного.

8. Теоретико-методологический подход проектирования СВО на основе ТКК с позиции предложенного системно интеллектуально -информационного метода предусматривает последовательное выполнение операций, включающих в себя концептуальное и информационное моделирование, систему классификации и кодирования, создание операционной и дополнительной базы данных, а также разработку программы с помощью системы управления базами данных.

9. Усовершенствована структурная схема процесса проектирования современной одежды на основе ТКК в режиме многоступенчатого автоматизированного проектирования по схеме: «традиционный казахский костюм (ТКК) - графический дизайн модели (ГДМ) -базовая конструкция одежды (БК) - исходная модельная конструкция (ИМК) - модели-аналоги

MA) - модельная конструкция (МК)», что сокращает процесс подготовки проектно-конструкторской документации.

10. Разработаны на основе системы классификации и кодирования операционная и дополнительная база данных по массивам конструкции, композиции, декора как элементов традиционного казахского, так и современного костюма, а также программы проектирования современной одежды на основе разработанных методологических принципов с помощью системы управления базами данных.

11. Разработана информационная база данных на основе предлагаемого теоретико-методологического подхода к проектированию современной одежды на основе ТКК в виде каталогов: «Первоисточник», «Базовая конструкция», «Казахский орнамент и его производные», «Модели-аналоги», «Исходная модельная конструкция», «Модельная конструкция», «Художественно-декоративные лекала».

12. Реализация предлагаемого в диссертационной работе нового подхода к проектированию современной одежды на основе традиционного казахского костюма позволила решить проблему расширения структуры ассортимента одежды. Разработано 30 опытных образцов современной одежды различного назначения, на которые получено 24 патента и 6 положительных решений на промышленные образцы.

13. Разработанный теоретико-методологический подход к проектированию современной одежды на основе ТКК способствует расширению и обогащению ассортимента одежды, сохранению национального колорита, а также решает задачу развития национальной культуры народа, что носит социальный эффект.

Список литературы диссертационного исследования доктор технических наук Нуржасарова, Майра Абдрахмановна, 2005 год

1. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М.: Легпромиздат, 1994. - 272 с.

2. Расторгуева Л.Н. Методология проектирования и изготовления современной одежды на основе национальных традиций народов Якутии. Дисс. д.т.н. М., 1999.-432 с.

3. Джахмишева И.Ш. Разработка метода формирования рациональной структуры ассортимента, форм и конструкции женской одежды народов Северного Кавказа. Дисс. к.т.н. М., 2000. 177 с.

4. Шильдебаева Л.К. Разработка методики проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма. Дисс. к. т.н. Алма-Ата, 2004 -136 с.

5. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. -М.: Триада Плюс, 2002.-312 с.

6. Литвина Л.М. и др, Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. М.: Легкая индустрия, 1972. - 392 с.

7. Рассохина Э.А. Казахские национальные традиции в современной одежде. (Альбом). Алма-Ата.: Онер, 1982. - 79 с.

8. Коблякова Е.Б., Савостицкий А.В., Ивлева Г.С. Основы конструирования одежды. М.: Легкая индустрия, 1980. - 448 с.

9. Козлова Т.В., Основы теории проектирования костюма. М.: Легпромиздат., 1988. - 352 с.

10. Калашникова. Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. -М.: Планета, 1990. 222 с.

11. Сухарева О.А. Костюм народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. М.: Наука, 1979. - 239 с.

12. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. М.: Легкая индустрия, 1974. - 183 с.

13. Аргынбаев X. Историко-культурные связи русского и казахского народов и их влияние на материальную культуру казахов в середине XIX вв. Труды института истории, археологии и этнографии. Т.6. Алма-Ата, АН КазССР, 1959.- 246 с.

14. Всесоюзная научная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1988-1989гг., ч.З. Алма-Ата, 1990.- 141 с

15. Ауэззов М.М. Кочевники. Эстетика: познание мира традиционным казахским искусством. Алматы.: Гылым, 1993. - 262 с

16. Каракузова Ж.К., Хасанов М.Т. Космос казахской культуры. -Алматы.: Евразия, 1993. 78 с

17. Тургунбаева JI. Очерки истории материальной культуры и дизайна. Алматы.: Фонд Сорос Казахстан, 2002-. 448 с.

18. Асан Бахти. Шумеры, скифы, казахи: древняя история происхождения тюрков. Алматы: Кочевники, 2002. - 216 с.

19. Герн-фон Владимир. Характер и нравы казахов. Этнографические заметки. Караганда, 1995. - 48 с.

20. Джангильдин Н.Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата: Казахстан, 1971. - 204 с.

21. Казахи. Историко-этнографическое исследование. Алматы.: Казахстан, 1995. - 325 с.

22. Масанов Э.А. Домашние промыслы и ремесла казахского народа во второй половине XIX начале XX вв. Автореферат дисс. к.т.н. М., 1958 - 18 с.

23. Феоктистов A.JI. Русские, казахи и Алтай. М.: Альфа и Омега, 1992.-48 с.

24. Шалабаева Г. Этнос. Культура. Самосознание. Алматы.: Атамура, 1995.-240 с.

25. Мурат Аджи. Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи.- М.: Новости, 1999. 176 с.

26. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Том 1. -Алма -Ата.: Онер, 1986. 256 с.

27. Захарова И.В. Ходжаева Р.Д., Казахская национальная одежда. -Алма-Ата, Наука, 1964. 178 с.

28. Казахская национальная одежда. Алматы: DIDAR, 1998. - 80 с.

29. Казахские национальные обычаи и традиции. Алматы.: Фонд Сорос - Казахстан, 2002, - 288 с.

30. Космамбетова Р. Казахский народный костюм. // Искусство Казахстана. Алма-Ата. Онер, 1983. - С. 119-123

31. Сосина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. Санкт - Петербург.: Искусство-СПБ, 1999.- 400 с.

32. Есов С. Казахский народный костюм. Алма-Ата.: КазГослитиздат., 1958. - 68 с.

33. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991.- 294 с.

34. Нуржасарова М.А., Шильдебаева Л.К. Национальная одежда как неотъемлемая часть возрождения культуры народа // Материалы международной научно-практической конференции «Республика Казахстан -10 лет независимого развития» - Кызылорда , 2001. - С. 228-233.

35. Нуржасарова М.А., Талгатбекова А.Ж. Анализ элементов одежды казахского национального костюма // Материалы международной научно-практической конференции «Стратегия развития пищевой и легкой промышленности». Алматы, 2004. - С.63-66.

36. Джанибеков У.Д. Казахский костюм. Алматы.: Онер, 1996. - 189с.

37. Востров В.В. Культура и быт казахского колхозного аула. Автореферат дисс. к.т.н. JI, 1953 -17 с.

38. Дюсенбаев И.Т. Социально бытовой эпос казахского народа. Автореферат дисс. к.т.н. Алма-Ата., 1955. - 18 с.

39. Толстов С.П. Народы Средней Азии и Казахстана. Т.2. М.: Академия наук СССР, 1963. - 779 с.

40. Ставинский Б. Народное и прикладное искусство Средней Азии и Казахстана. М.: 1970. - 19 с.

41. Баранова С.Ф., Букейханова А.Н., Руденко С.И. Казахи. Антропологические очерки. -Д.: 1927. 258 с

42. Валиханов Ч. Избранные произведения. Алма-Ата.: Казгослитиздат, 1958.- 643 с.

43. Нуржасарова М.А Исследование семантики в предметах казахского национального костюма. // Материалы международной научно-практической конференции «Стратегия развития пищевой и легкой промышленности». — Алматы, июнь 2004. С.68-72.

44. Джанибеков У.Д. Эхо.по следам легенды о золотой домбре. -Алма-Ата.: Онер, 1991. 301 с.

45. Захарова И.В., Лобачева Н.П., Люшкевич Ф.Д. Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука , 1989. - 255 с.

46. Этническая история и традиционная культура народов Средней Азии и Казахстана-Нукус.: Каракалпакистан, 1989. 279 с.

47. Сарсенбаев Н.Е. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата, Казахстан, 1974.- 227 с.

48. Кенжеахметулы С. Казахские народные традиции и обряды. -Алматы, Анатш, 2001.- 96 с.

49. Казахская национальная одежда. Алма-Ата.: Жалын, 1976. - 112с

50. Обычаи и обряды казахов в прошлом и настоящем. // Сборник статей. Институт истории и этнологии Ч.Ч. Валиханова. Алматы, Гылым, 2001.- 428 с.

51. Нуржасарова М.А., Меликов Е.Х., Шильдебаева JI.K. Методика проектирования современной одежды на основе традиционного национального костюма //Швейная промышленность. М.: 2003. №5. - С.40-41

52. Музейный экспонат. Кимешек ЦМК. КП4225.Централ ьный музей Казахстана.

53. Музейный экспонат. Кимешек КЗМ 3938 КП511 .Кызылординский краеведческий музей.

54. Музейный экспонат. Детский камзол. ЦМК КП21800. Центральный музей Казахстана.

55. Музейный экспонат. Камзол. ЦМК КП3783. Центральный музей Казахстана.

56. Музейный экспонат. Камзол с рукавами. ЦМК КП4074а. Центральный музей Казахстана.

57. Музейный экспонат. Ониржиек (нагрудное украшение). ЦМК КП13968. Центральный музей Казахстана.

58. Музейный экспонат. Саукеле. ЦМК КП13427. Центральный музей Казахстана.

59. Нуржасарова М.А., Пармон Ф.М. Разработка информационных функций казахской национальной одежды. // Пищевая технология и сервис. -Алматы.: 2004. № 3. С.82 - 86

60. Сухарева О.А. История среднеазиатского костюма. М.: Наука, 1982,- 138 с

61. Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. М.: Легпромздат, 1990. - 320 с.

62. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1974.-632 с.

63. Герчук Ю.Я., Что такое орнамент? -М.: Галарт, 1998. 326 с

64. Соколова Т.М. Орнамент почерк эпохи. - Л., Аврора, 1972. - 170с.

65. Ибраева К.Т. Казахский орнамент. Алматы, Онер, 1994. - 128с.

66. Басенов Т.К. Орнамент Казахстана в архитектуре. Алма-Ата., АН КазССР, 1957.-96 с.

67. Басенов Т.К. Прикладное искусство Казахстана.- Алма-Ата, Казгослитиздат.1958. 47 с.

68. Толенбаев С., Омирбекова М. Казахские орнаменты- Алматы, Каганат ЛТД, 1995 . 56 с.

69. Клодт Е.А. Казахский народный орнамент. М., Искусство, 1939 . - 10 с.

70. Шугаев В.М. Орнамент на ткани. М.: Легкая промышленность, 1969.- 87 с.

71. Орнамент всех времён и стилей. Книга 1. М., Арт - Родник, 1997 . - 132 с.

72. Шершнёва Л.П. Конструирование женской одежды на типовые и нетиповые фигуры. М.: Легкая индустрия, 1980. - 232 с.

73. Куатбекова Л.К. Совершенствование методов проектирования промышленной коллекции одежды с учётом потребительского спроса населения и новизны моделей. Автореферат дис. к.т.н. М., 1988. 22 с.

74. Жахова О.Н. Разработка дизайн-метода формирования одежды в швейной промышленности. Автореферат дис.к.т.н М., 1986. 26 с.

75. Шершнёва Л.П. Методические основы автоматизированного проектирования одежды выполняемой по индивидуальным заказам промышленными способами. Дисс. д.т.н. М., 1992. 250 с.

76. Шершнёва Л.П. Методические основы автоматизированного проектирования одежды выполняемой по индивидуальным заказам промышленными способами. Автореферат дисс. д.т.н. М., 1992.- 43 с.

77. Расторгуева JI.H. Методология проектирования и изготовления современной одежды на основе национальных традиций народов Якутии. Автореферат дисс. д.т.н. М., 1999. 48 с.

78. Асанова С.Ж. Разработка комплексного проектирования и технологии производства национальной одежды. Дисс. д.т.н. Алматы, 2003. -287с.

79. Асанова С.Ж. Разработка комплексного проектирования и технологии производства национальной одежды. Автореферат дисс. д.т.н. Алматы, 2003. 49 с.

80. Джахмишева И.Ш. Разработка метода формирования рациональной структуры ассортимента, форм и конструкции женской одежды народов Северного Кавказа. Автореферат дисс. к.т.н. М., 2000. 30 с.

81. Шильдебаева Л.К. Разработка методики проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма. Автореферат дисс. к.т.н. Алма-Ата, 2004. 23 с.

82. Шершнёва Л.П. Качество одежды. М.: Легпромбытиздат., 1985.192с.

83. Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б. и др. Моделирование и художественное оформление женской детской одежды. М.: Легпромиздат., 1990-320с.

84. Козлова Т.В. Культура современного костюма. Цикл лекций. М.: Легкая индустрия, 1977. - 45 с.

85. Шершнёва Л.П. Конструирование женских платьев.-М.: Легпромиздат., 1991. 256 с.

86. Черемных А.И. Основы художественного конструирования женской одежды. М.: Легкая и пищ. пром -ть., 1983. - 191 с.

87. Сушан А.Т. Разработка принципов и средств обеспечения типового проектирования одежды в САПР. Дисс. к. т.н. Киев., 1986. 176 с.

88. Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды- М.: Легпромиздат., 1986. 345 с.

89. Веселов В.В., Колотилова Г.В. Химизация технологических процессов швейных изделий. Иваново.: ИГТА, 1999. - 424 с.

90. Нуржасарова М.А., Шильдебаева JI.K. Факторы, влияющие на декоративное оформление национальной одежды. //Материалы международной научно-практической конференции «Стратегия развития пищевой и легкой промышленности». Алматы, 2004. - С75-78.

91. Нуржасарова М.А. Разработка методики проектирования современной национальной одежды.// Тауар Алматы, 2003. - №1 . - С.20-22.

92. Козлова Т.В. Цвет в костюме. М., Легпромиздат, 1989. - 39 с

93. Альтушеллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Сов. Радио, 1979.- 176 с.

94. Норенков И.П. Система автоматизированного проектирования. Принципы построения и структура. Минск.: Вышэйшая школа, 1987. - 121 с.

95. Романов В.Е. Системный подход к проектированию специальной одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 128 с.

96. Левитан Е.С., Романов В.Е. Организация, планирование и управление производством на швейных предприятиях. М.: Легпромиздат., 1993- 160 с.

97. Брусиловский Б.Я. Математические модели в прогнозировании и организации науки. Киев.: Наукова думка. 1975. - 232 с.

98. Тихомиров В.Б. Планирование и анализ эксперимента. М.: Легкая индустрия, 1974, - 262 с.

99. Дж.К.Джонс. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. - 326 с.

100. Гаскаров Д.В., Интеллектуальные информационные системы. -М.: Высшая школа. 2003. 431 с.

101. Колесников Л.А. Основы теории системного подхода. Киев.: Наукова думка. 1988.- 171 с.

102. Балабанов П.И. Философско-методологические основания проектирования. Автореферат дисс. д.т. н. Томск., 1992. 37 с.

103. Гарляускас А.И., Фейгин В.И. Системный анализ и оптимизация сложных сетей. Вильнюс.: 1989.-212 с.

104. Щадровицкий Г.П. Программирование научных исследований и разработок. М.: 1999.- 287 с.

105. Крутов В.И., Попова В.В. Основы научных исследований. -М., Высшая школа, 1989,-397с.

106. Серова Т.М. Разработка организационно-технологической модели проектирования швейных изделий. Автореферат дисс.к.т.н. М., 1981.-26 с.

107. Шершнёва Л.П. Проектирование и производство женского платья. -М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983. -224 с.

108. Меликов Е.Х., Нуржасарова М.А., Шильдебаева Л.К. Разработка технологии изготовления современной одежды на основе традиционного казахского костюма. // Пищевая технология и сервис. Алматы, №4, 2002-С.112-114

109. Нуржасарова М.А. Принцип системного подхода к проектированию современной национальной одежды. // Тауар. Алматы, №1, 2003 -С. 18-19

110. Нуржасарова М.А Научные принципы проектирования одежды на основе национального костюма. //Материалы международной научно-практической конференции «Стратегия развития пищевой и легкой промышленности», -Алматы, июнь 2004. С72-74.

111. Нуржасарова М.А., Мухаметкалиев Т.М., Абубакирова К.Д. Теоретические основы проектирования национальной одежды// Пищевая технология и сервис. Алматы, №4, 2002. -С. 108-111.

112. Норенков И.П. Введение в автоматизированное проектирование технических устройств и систем. М., Высшая щкола. 1980. - 311 с.

113. Норенков И.П, Маничев В.Б. Разработка систем автоматизированного проектирования. М., МГТУ, 1994. -207 с.

114. Норенков И.П. Основы теории и проектирования САПР. -М., Высшая школа, 1990. 334 с.

115. Ильичёва Н.В. Разработка методов автоматизированного проектирования процесса технологической подготовки производства трикотажных изделий новых моделей. Автореферат дисс.к.т.н., М., 2000, 26 с.

116. Герасимович Т.П. Разработка метода модульного проектирования типовых конструкций одежды. Дисс. к.т.н. М., 1985. 305 с.

117. Герасимович Т.П. Разработка метода модульного проектирования типовых конструкций одежды. Автореферат дисс. к. т.н. М,. 1985.-22 с.

118. Коблякова Е.Б., Мартынова А.И., Ивлева Г.С. и др. Лабораторный практикум по конструированию одежды с элементами САПР. М., Легпромиздат.,1992. - 320 с.

119. Кривобородова Е.Ю. Разработка автоматизированных методов конструктивного моделирования одежды. Дисс. к.т.н. М., 1994. 178 с.

120. Кривобородова Е.Ю. Разработка методологии адресного проектирования одежды с использованием новых информационных технологий дисс. д.т.н. М., 2005. 358 с.

121. Чистякова Т.В. Исследование и разработка метода трёхмерного проектирования базовых основ одежды. Дис. к.т.н. М., 1993. -252 с.

122. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: системный подход. -М.: Мир, 1981.-454 с.

123. Мурыгин В.Е., Илларионова Т.И., Рослик Н.С., Моделирование и оптимизация технологических процессов в швейном производстве. М.: Компания спутник, 2001. -227 с

124. Нуржасарова М.А., Мухаметкалиев Т.М., Абубакирова К.Д. Проектирование одежды на основе традиционного национального костюма. // Пищевая технология и сервис. Алматы, №4, 2002. -С. 105-107.

125. Нуржасарова М.А., Шильдебаева JI.K. Проектирование современной одежды на основе традиционного казахского костюма с применением компьютерных технологий. // Пищевая технология и сервис. -Алматы. 2003, №2.-С. 102-105.

126. Нуржасарова М.А., Шильдебаева JI.K Современные способы трансформации линии входа в карман.// Пищевая технология и сервис. -Алматы. № 2, 2003. -С. 106-108.

127. Нуржасарова М.А., Шильдебаева JI.K Использование компьютерных технологий в дизайне современной национальной одежды //Материалы 4-ой международной научно-практической конференции

128. Проблемы и тенденции развития пищевой и легкой промышленности в XX I веке», АТУ.- Алматы, 15-16 октября 2003. С.272

129. Нуржасарова М.А., Меликов Е.Х., Шильдебаева JI.K. Пути разработки новых моделей на основе традиционного национального костюма //Швейная промышленность. М., 2003, №4. - С.44-45

130. Нуржасарова М.А., Шильдебаева JI.K. Разработка базы данных элементов традиционного казахского костюма. // Материалы международной научно-практической конференции «Стратегия развития пищевой и легкой промышленности». Алматы, июнь 2004 - С. 175 -176

131. Патент №30 РК, МКПО 2-02. Комплект женской одежды из кожи. /Нуржасарова М.А., Такишева Г.А. Никитюк Е.А. и др. Опубл. 15.09.94.

132. Патент №72 РК, МКПО 2-02. Женское полупальто./ Нуржасарова М.А., Никитюк Е.А , Такишева Г.А. и др. Опубл. 15.12.95.

133. Патент №77 РК, МКПО 2-02. Комплект женский из кожи. /Нуржасарова М.А., Никитюк Е.А. и др. Опубл. 15.09.96.

134. Патент №83 РК, МКПО 2-02. Куртка женская из натуральной кожи./НуржасароваМ.А., Тухватулина М.М. и др. Опубл. 15.09.94.

135. Патент №87 РК, МКПО 2-02. Пальто молодежное./ Нуржасарова М.А., Тухватулина М.М. и др. 0публ.26.08.1996.

136. Патент № 148 РК, МКПО 2-02. Комплект детский. /Нуржасарова М.А., Никитюк Е.А, Бейсенбиева Г.Е и др 0публ.25.01.1999.

137. Патент №100 РК, МКПО 2-02. Форма школьная для девочек / Нуржасарова М.А., Никитюк Е.А ,. и др. Опубл. 16.03.1998.

138. Патент №102 РК, МКПО 2-02. Форма школьная для девочек. / Нуржасарова М.А., Никитюк Е.А. и др. Опубл. 16.03.1998.

139. Патент №199. РК, МКПО 2-02. Форма школьная. /Нуржасарова М.А., Мусабаева Д.А., Шильдебаева J1.K. Опубл. 14.12.2001.

140. Патент №222 РК, МКПО 2-02. Костюм женский. / Нуржасарова М.А., Шильдебаева Л.К.Опубл. 15.08.2002.

141. Решение о выдаче предварительного патента по заявке №2000005.3 от 03.01.2000. на промышленный образец. МКПО 2-02 Чапан

142. Патент №198 РК, МКПО 2-02 Казахский национальный женский костюм. /Нуржасарова М.А., Мусабаева Д.А., Шильдебаева Л.К. Опубл. 14.12.2001.

143. Патент №220 РК, МКПО 2-02. Костюм женский /Шильдебава Л.К. Нуржасарова М.А Опубл. 15.08.2002.

144. Патент №221 РК, МКПО 2-02 Костюм женский / Усюрбаева А.Л., Нуржасарова М.А., Шильдебаева Л.К.Опубл. 15.08.2002.

145. Патент №143 РК, МКПО 2-02. Платье детское. /Нуржасарова М.А., Никитюк Е.А. и др.Опубл. 25.01.1999.

146. Патент № 147 РК, МКПО 2-02. Плащ детский. /Нуржасарова М.А., Никитюк Е.А, Бахтыбаева Г.Х. и др. 0публ.25.01.1999.

147. Патент.№.177. РК, МКПО 2-02. Куртка детская. /Нуржасарова М.А., Никитюк Е.А, Бейсенбиева Г.Е и др. Опубл. 16. 04. 2001.

148. Патент №178 РК, МКПО 2-02. Куртка детская. /Нуржасарова М.А., Никитюк Е.А, Бейсенбиева Г.Е и др. Опубл. 16.04.2001.

149. Патент №86. РК, МКПО 2-02. Костюм женский. /Нуржасарова М.А., Тухватулина М.М. и др. 0публ.26.08.96.

150. Патент №88 РК, МКПО 2-02. Комплект для молодежи. / Нуржасарова М.А., Тухватулина М.М. и др. 0публ.26.08.1996.

151. Патент №144 РК, МКПО 2-02. Костюм женский. /Нуржасарова М.А., 0публ.25.01.1999.

152. Патент №145 РК, МКПО 2-02. Костюм женский. /Нуржасарова М.А., Никитюк Е.А, Бахтыбаева Г.Х.и др. 0публ.25.01.1999.

153. Патент №146 РК, МКПО 2-02. Костюм женский. /Нуржасарова М.А., Никитюк Е.А, Бахтыбаева Г.Х. и др. Опубл.25.01.1999.

154. Патент №200 РК, МКПО 2-02 Форма школьная. /Нуржасарова М.А., Шильдебаева Л.К и др. Опубл. 14.12.2001.

155. Патент №197 РК, МКПО 2-02. Одежда специальная. /Нуржасарова М.А., Шильдебаева JI.K и др. Опубл. 14.12.2001.

156. Решение о выдаче патента по заявке№2000001.3 от 03.01.2000 на промышленный образец. РК, МКПО 2-02 Форма школьная.

157. Решение о выдаче патента по заявке №2000002.3 от 03.01.2000на промышленный образец. РК, МКПО 2-02 Форма школьная

158. Решение о выдаче патента по заявке№2000003.3 от 03.01.2000 на промышленный образец. РК, МКПО 2-02 Платье свадебное.

159. Решение о выдаче патента по заявке№2000004.3 от 03.01.2000. на промышленный образец РК, МКПО 2-02 Форма школьная

160. Решение о выдаче патента по заявке №2000008.3 от 03.01.2000 на промышленный образец РК, МКПО 2-02 Комплект молодежный.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 221704