Теоретические основы и методы развития эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, доктор педагогических наук Надирова, Лейли Леонардовна

  • Надирова, Лейли Леонардовна
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 426
Надирова, Лейли Леонардовна. Теоретические основы и методы развития эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов: дис. доктор педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2000. 426 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Надирова, Лейли Леонардовна

ВВЕДЕНИЕ.».

ЧАСТЬ I. КАТЕГОРИЯ ЭМПАТИИ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ.

Глава 1. Анализ эмпатии в философских теориях.

Генезис феномена.

Глава 2. Методологические подходы к эмпатии в психологии.

Глава 3. Типологические особенности эмпатии в традиции отечественной культуры.

Глава 4. Эмпатия как категория педагогики.

ЧАСТЬ II. ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИИ В

ПЕДАГОГИКЕ ИСКУССТВА;.

Глава 1. Музыка как сфера эмпатии.

Глава 2. Место эмпатии в музыкальном исполнительстве.

Глава 3. Роль и функции эмпатии в музыкально-педагогической деятельности.

ЧАСТЬ III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ.

Глава 1. Эмпатия в поисково-интегративной модели.

Глава 2. Принципы и методы развития эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов.

Глава 3. Цель, задачи и результаты экспериментального исследования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретические основы и методы развития эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов»

Актуальность исследования. Важнейшим источником изменений во всех сферах жизнетворчества людей является ставшая для них личностно и профессионально значимой система ценностей. История развития России показывает актуальность обращения к проблеме общечеловеческих ценностей на любом историческом этапе, а современная социокультурная ситуация обостряет необходимость выработки новой стратегии вхождения человека в мир, принятия его, готовности вести с ним конструктивный диалог. В связи с этим значение ценностей приобретают такие качества личности как толерантность, дискуссионная культура, дивергентное мышление, широта воззрений, творческая активность.

Вм о то же время в современной педагогическом реальности наметилась «проблемная ситуация», сводимая к ряду противоречий между актуальными для отечественного социокультурного пространства категориями плюрализма и интеграции, конструктивности и толерантности и нйзким Уровнем отражения в педагогическом сознании необходимости переориентации от бинарной, «черно-белой» картины мира к полифоничной и многоцветной, от монолога к диалогу; между предметно-ориентированной, функциональной подготовкой учителя, «знаниевым» подходом к образованию и свободой педагогического творчества; между сциентизмом в познании, отчуждением познающего от познаваемого и глобальными тенденциями в сфере познания, основанными на синергии, диалоге человека и мироздания, единстве опыта-знания-отношения, на открытии личностного смысла; между приверженностью педагогической практики традиционным формам обучения и осознанием созвучия современной образовательной парадигмы отечественным культурным традициям. По нашему убеждению, устранить эти противоречия способно формирование эмпатии учителя, получающей смысл приоритетной ценности культуры и образования.

Анализ современных педагогических исследований и практика отечественного образования свидетельствуют о возрастании интереса к проблеме формирования эмпатии учителя, основу которой составляет обращенность сознания личности «на другого», преодоление границ собственного «я» и приятие мира другого человека. Следует подчеркнуть, что исследование педагогического аспекта проблемы эмпатии имеет особое значение также в силу следующей причины: в процессе обучения на любой ступени образовательной системы выявлен существенный разрыв между воздействием на логико-формальное мышление обучаемых с одной стороны, и воздействием на чувства, нравственность, духовное становление - с другой. Результаты оказываются губительны для культуры в целом: технократическая цивилизация, уничтожающая человеческое в человеке, обрывает звенья духовного единства, приводит к утрате музыкального мироощущения и мироотношения. Жизненная установка отчуждения, основанная на принципе удобства, на рациоцентризме, монологе, на абсолютизации формы и стандарта противостоит эмпатййной установке, предельным выражением которой является музыкальное мироотношение. Музыкальное ми-роотношение, основанное на активном сопричастии, диалогичном, бескорыстном со- бытии, на «вслушивании» и «вчувствовании» в полифонию мироздания необходимо включает все сущностные силы человека в постижение духовных энергий и смыслов «других» - личностей, сообществ, культур - и способствует возникновению духовной связи с ними. Именно музыкальное мироотношение является метафорой эмпатии личности.

Не случайно интерес к эмпатии как научной категории возник именно во второй половине XX века, когда перед общечеловеческим сознанием со всей очевидностью встали проблемы отчуждения и дегуманизации бытия. В то же время неправомерно сводить освоение проблемы эмпатии лишь к последним десятилетиям. Категория эмпатии имеет глубокие корни в гуманитарном знании -прежде всего в этике, в философии. Со временем, в XX веке, феномен эмпатии входит и в контекст исследований по социологии, культурной антропологии, эстетике, теории познания, психологии, педагогике. И хотя традиционным для гуманитарных наук является изучение эмпатии в сфере психологии (социальной, личностной, психологии общения и межличностного познания, педагогической психологии), следует признать, что эмпатия как научная категория несводима к объектам лишь одного из направлений Познания. Трудности исследования эмпатии вызваны прежде всего многоплановостью, «размытостью» эмпатии как онтологического феномена, поэтому поиски, реальной, адекватной трактовки понятия эмпатии научными средствами - одна из актуальных задач междисциплинарных исследований.

Анализ философской, психологической, искусствоведческой, педагогической литературы по проблеме показал, что эмпатия получает отражение в следующих направлениях научной мысли: 1. аксиологическом, представляющем эмпатию как духовную ценность в генезисе общезначимых для человеческого рода альтруистических ценностей; 2. гносеологическом, трактующем эмпатию как форму понимания, внерациональный по природе путь осознания бытия; 3. эстетическом, в котором эмпатия является закономерностью и методом художественного восприятия и творчества; 4. психологическом, определяющем эм-патию как проникновение-вчувствование в переживания другого человека; 5. педагогическом, анализирующем роль и функции эмпатии в профессиональной деятельности педагога.

Вместе с тем подход к трактовке сущности и условий формирования эмпатии в педагогической деятельности, на наш взгляд, в исследовательской литературе отражен не полно и содержит противоречия. В отечественной педагогике проблема эмпатии разрабатывалась в аспектах воспитания нравственности, гуманных и коллективистских чувств, в аспекте развития педагогических способностей. Однако процесс и условия формирования эмпатии в предыдущих исследованиях не коррелирует с природой феномена во всей его полноте: не учитываются специфика культурного контекста, «интонация» культуры, способствующая (или не способствующая) эмпатийности личности; в качестве путей формирования эмпатии избираются рациоцентристские модели познания в ущерб внерациональной природе феномена; не анализируются и не представляются возможные варианты организации учебно-воспитательного процесса, способствующие формированию эмпатии учи-геля; наконец, методология исследования эмпатии ограничивается положениями1 психологической теории.

Сказанное выше в полной мере относится и к профессиональной подготовке учителя музыки. Однако проблема определения роли и значения эмпатии в целостном процессе профессиональной подготовки учителя музыки до настоящего времени должным образом не исследовалась. Данный фактор представляется парадоксальным, ибо Музыка, музыкальная деятельность основана на обращенности к Другому как константной, неотъемлемой от целостности всего мироздания сущности. Изначальная «другость» (М. Бахтин) дана музыканту в любой его ипостаси как исходная посылка, условие его «поля деятельности». Музыка, в силу этого, есть естественная сфера эмпатии и немыслима вне ее. Более того, подготовка учителя музыки к его профессиональной деятельности необходимо включает эмпатию как основу направленности и организации учебного процесса.

Давая общую предварительную оценку состояния проблемы эмпатии в научно-методической рефлексии музыкальной педагогики высшей школы, отметим, что до настоящего времени остались недостаточно изученными многие ее аспекты, связанные прежде всего с мироотношением учителя-музыканта, осознанием функционального значения эмпатии в условиях вузовской подготовки учителя музыки. По нашему убеждению, материал по проблеме должен получить осмысление с позиций системного подхода, обязательно включающего культурологический аспект, на основе научной и методической интеграции.

Изложенное выше определило выбор темы исследования - «Теоретические основы и методы формирования эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов», - проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы, принципы, методы и педагогические условия формирования эмпатии учителя музыки?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - процесс формирования эмпатии учителя музыки в условиях его профессиональной подготовки в вузе.

Предмет исследования - эмпатия учителя музыки как субъекта профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования:

1. Выполнение требований социального заказа и практическая необходимость современной педагогики высшей школы в подготовке специалиста качественно нового типа в системе высшего музыкально-педагогического образования зависят от овладения таким приоритетным личностным качеством как профессиональная эмпатия, обладающая высоким потенциалом для развития ак-сио-логических, эмоционально-когнитивных, художественно-творческих компонентов в структуре личности учителя, формирования его мироотношения, стимулирующая раскрытие творческого потенциала на основе бескорыстного, соучастного, неотчужденного, диалогического бытия личности в мире.

2. Музыка, концентрирующая в себе духовную энергию «других» - жизней, культур, всего человечества - апеллирует к входящему в ее мир с «требованием веры" (М. Цветаева), приобщения, вовлеченности, восполнения личностным смыслом. В силу чего профессия учителя музыки невозможна вне эмпатии, вне одухотворённого диалога, истинного со- бытия. Музыка, музыкальная культура, музыкальная деятельность есть концентрированное выражение эмпатии и представляют условия ее формирования. Исходя из сказанного, есть все основания предполагать, что между характером направленности и организации учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогическом факультете и положительной динамикой формирования эмпатии будущих учителей музыки существует объективная взаимосвязь.

3. Процесс формирования эмпатии учителя музыки может быть эффективным при следующих условиях:

• признании эмпатии приоритетным профессионально-личностным качеством педагога - музыканта;

• признании эмпатии интегральным свойством личности, основанным на альтруистической ценностной ориентации, чувстве духовной общности, психологических механизмах децентрации, идентификации, обеспечивающим целостность и мироотношение педагога-музыканта в рамках профессиональной деятельности;

• понимании профессиональной подготовки педагога-музыканта как творческой трансляции смыслов и ценностей культуры в личность учителя музыки;

• реализации системного и культурологического подходов как методологической основы современной музыкально-педагогической теории и практики;

• организации учебно-воспитательного процесса по формированию эмпатии учителя -музыканта с учетом культурной традиции отечественного музыкального образования, идей личностно-ориентированного обучения и педагогической инноватики.

Цели и гипотеза определили основные задачи исследования:

1. Проанализировать категорию эмпатии в контексте гуманитарных знаний, в философско-эстетической, искусствоведческой литературе.

2. Выявить черты эмпатии в отечественном менталитете, в отечественной культурной и музыкальной традиции.

3. Определить место проблемы эмпатии в педагогической теории и практике.

4. Определить сущность, значение и ведущие функции эмпатии учителя музыки, учитывая специфику его профессиональной деятельности.

5. Выявить особенности содержания и условия организации учебно-педагогического процесса, обеспечивающего формирование у будущих учителей музыки готовности к профессиональной эмпатии.

6. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанных в исследовании педагогических условий и средств формирования у будущих учителей музыки готовности к профессиональной эмпатии в ме-тодолого-методическом аспекте их вузовской подготовки.

Методологической основой исследования явились: идеи отечественных и зарубежных философов, представляющие основные положения системного подхода, теории культуры и динамики отечественной культуры, интеграции наук (Й. Бахофен, Н.А. Бердяев, И.В. Блауберг, B.C. Библер, А.В. Брушлинский,. М. Бубер, М. Вебер, В. Воррингер ,В. Дильтей, JI.A. Заде, И.В. Кондаков, В.П. Кузьмин, Л. Леви-Брюль, Т. Липпс, Б.Ф. Ломов, Ю.М. Лотман, Ф. Ницше, Б.Ф. Поршнев, Г.С. Померанц, В.П. Садовский, Вл.С. Соловьев, Г.П. Федотов и др.); основные положения этики А. Швейцера, теории Доминанты А.А. Ухтомского, социокультурного психоанализа Э. Фромма; идеи о духовно-энергийной, процессуальной и символической сущности музыкального феномена в трудах Б.В. Асафьева, А.Ф. Лосева, В.В. Медушевского, Г.А. Орлова, М.А. Смирнова, X. Инайят Хана и др.

Разрабатывая специальную методологию, мы обратились к системному подходу, позволившему рассмотреть проблему определения содержания и функций эмпатии в контексте связи и взаимообусловленности составляющих ее компонентов. Мы исходили из положения о несводймости целого к сумме элементов, в силу чего изучение целого - феномена эмпатии - предполагает рассмотрение его компонентов во взаимосвязи и взаимоотражении. Эмпатия воплощает в себе отношения различных систем действительности -личности, социума, культуры - и проявления эмпатии коррелируют с теми системами, в которые она включена. Системный подход, дающий возможность проследить разрыв между социокультурными требованиями и уровнем подготовки педагогов, определяет необходимость исследования эмпатии в культурологическом аспекте. Существенное значение при этом имеет метод ан!ал6гии, родственный, понятию гомоморфизма в методологии системных исследований. Метод аналогии в триаде «личность - музыкальная образование - музыкальная культура» позволяет выявить точки пересечений аксиологического, гносеологического, эстетического, психологического, культурологического, педагогического аспектов проблемы эмпатии, определить музыкальную деятельность как концентрацию феномена эмпатии, моделировать процесс формирования эмпатии посредством музыкально-педагогического образования.

Значительное влияние на методологическую позицию исследования оказали понимание культурно-исторического процесса как взаимодействия и пересечения «смысловых пространств культур» (Ю.М. Лотман, B.C. Библер) и принцип историзма в исследовании генезиса явлений духовной культуры.

Большое внимание уделено личностно-ориентированной концепции педагогического образования и социокультурному историческому подходу к человеку в процессе его становления и развития.

Теоретическая база исследования опирается: на принципы отечественной педагогики и психологии об интегральных, целостных характеристиках личности, разработанные в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.А. Бодалева, Л.С.Выготского. С.Д. Рубинштейна и др.

Особое значение для нашего исследования имели: положения отечественной и зарубежной педагогики и психологии о сущности и специфике проявлений эмпатии (А. Адлер, С.Б. Борисенко, Т.П. Гаврилова, А.Г. Ковалев, Я. Кор-чак, В.П. Куницына, Т. Маркарьян, А. Маслоу, Т.И. Пашукова, К. Роджерс, В.В. Рябухин, В.А. Сухомлинский, Л.Л. Шевченко и др.); выводы общей и музыкальной педагогики высшей школы о приоритете эмпатийного отношения учителя к выполнению социальных и профессиональных функций (Э.Б. Абдул-лин, Н.А. Алексеев, Л.Г. Арчажчикова, Л.А. Баренбойм, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, С.Н. Глазачев, В.И. Загвязинский, Д.Б. Кабалевский, М.В. Кла-рин, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, А.В. Малинковская, Г.Г. Нейгауз, И.П. Подла-сый, В.Г. Ражников, В.В. Сериков, М.Н. Скаткин, Б.М. Целковников, И.С. Якиманская и др.); культурологический подход к интерпретации явлений педагогики музыкального образования как феномена культуры (Л.А. Рапацкая).

Для решения поставленных задач нами использовались методы исследования трех уровней: 1. эмпирического (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент, изучение результатов эксперимента); 2. теоретического (анализ, синтез, обобщение, классификация, индукция и дедукция, аналогии, моделирование); 3. метатеоретического (синтез ряда теоретических положений из смежных областей научного знания и педагогической теории).

База исследования и основные его этапы. Исследование проводилось в течение 1990-2000 г.г. на базе музыкально-педагогического факультета ВГПУ и состояло из трех этапов.

Первый этап (1990-1994) - ориентировочно-диагностический: анализ противоречий в системе высшего педагогического образования, определение проблемы исследования, разработка путей исследования, формулирование рабочей гипотезы, экспериментальное исследование формирования эмпатии подростков в процессе музыкальных занятий в общеобразовательной школе, определение методов формирования эмпатии.

Второй этап (1994-1996) - констатирующий: определение исходного уровня эмпатии студентов музыкально-педагогического факультета, разработка экспериментального исследования, системы заданий и лекционно-практических экспериментальных курсов по формированию эмпатии студентов-музыкантов.

Третий этап (1996-2000) - педагогически-формирующий: реализация модели учебного процесса в целях формирования готовности к профессиональной эмпатии у будущих учителей музыки, проведение контрольных срезов, обработка итоговых данных.

Научная новизна и теоретическое значение исследования: получили дальнейшее развитие научные представления о категории эмпатии; впервые в контексте музыкально-педагогического образования осуществлен анализ категории эмпатии с позиций системного подхода; выявлен культурологический аспект в исследовании проблемы эмпатии, позволяющий моделировать процесс формирования эмпатии посредством музыкально-педагогического образования как органичной части духовной культуры; концептуально представлена теория формирования эмпатии у будущих учителей музыки, выделены и определены функции эмпатии в музыкально-педагогической деятельности, принципы и методы формирования эмпатии учителя музыки. Исследование явилось предпосылкой для создания учебных курсов «Формирование эмпатии педагога-музыканта» и «Музыка как модель культуры». Полученные научные результаты, выводы и обобщения могут стать теоретико-методологической основой совершенствования концепций музыкально-педагогического образования, создания новых программ и учебных курсов.

Практическое значение исследования определяется полученными в нем методологическими выводами и методическими рекомендациями усовершенствования процесса формирования личности учителя музыки, формирования у него профессионально значимого эмпатийно-творческого подхода к решению педагогических проблем, к переориентации сознания и мироотношения; представленные в исследовании концептуальные положения о сущности эмпатии педагога-музыканта, ее функциях, условиях и путях формирования могут практически применяться в системе повышения квалификации педагогических кадров, а также в целях совершенствования вузовской подготовки специалистов гуманитарного профиля; разработана концепция организации учебно-педагогического процесса по формированию эмпатии учителя музыки, отвечающая принципу культуросообразности, имманентная отечественной традиции музыкального образования и соответствующая требованиям новой образовательной парадигмы; издан ряд статей, методических рекомендаций, учебное пособие и монография, отражающие теоретические и методические аспекты проведенного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования: разработанные автором курсы «Формирование эмпатии педагога-музыканта», «Моделирование урока музыки», «История фортепианного исполнительства», «Музыка-модель культуры» включены в учебные планы музыкально-педагогических факультетов вузов Владимира, Москвы, Перми, Казани; изданы учебное пособие и монография для студентов музыкально-педагогических факультетов, учителей школ и преподавателей вузов; основные Идеи диссертации отражены в ряде публикаций в межвузовских сборниках научных трудов, материалов и тезисов научно-практических конференций; материалы диссертации используются в научно-исследовательской работе студентов ВГПУ; ход и результаты исследования на различных этапах обсуждались и были одобрены в ряде выступлений автора на научно-практических конференциях ВГПУ, МГОПУ, на кафедрах музыкальных инструментов, методики и теории музыки МГОПУ, кафедрах музыкальных инструментов, теории и методики музыкального воспитания ВГПУ.

Достоверность результатов исследования обеспечивается широкой методологической и теоретической обоснованностью исходных мировоззренческих и научно-педагогических позиций; использованием методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; подтверждением концептуальной непротиворечивости положений и выводов диссертации основным положениям современной дидактики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эмпатия учителя музыки представляет собой направленность его сознания на проникновение-вчувствование в музыкальный феномен, в музыкальную культуру, в духовный мир музыкального произведения, в личность ученика как ценностно значимого равноправного союзника в постижении музыки и в совместной музыкально-творческой деятельности. Эмпатия занимает ведущее место в структуре личности учителя музыки и есть условие духовно-профессиональной общности учителя и учеников. Основными функциями эмпатии в музыкально-педагогической деятельности являются коммуникативно-диалоговая, эвристическая, художественно-творческая. Каждая из указанных функций отражает эмпатийно-творческую направленность деятельности педагога-музыканта, обусловленную спецификой музыкального феномена и искусством педагогики, способствуя формированию музыкального (эмпатийного) мироотношения личности.

2. Формирование эмпатии, рассматриваемое на материале профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов, должно опираться на активизацию базовых компонентов эмпатии, каковыми являются: децентрация, идентификация, синестезия, воображение, коммуникативные умения и невербальная коммуникация, креативность, толерантность, активная вовлеченность в профессиональную деятельность, художественное синтезирование.

3. Формирование эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов основано на принципах: культуросообразности; межпредметных связей; диалога; учета специфики профессиональной деятельности учителя музыки и индивидуальных качеств его личности; опоры на непосредственно переживаемый опыт.

Целостный процесс формирования эмпатии педагога-музыканта реализуется через систему методов, которая включает: метод имитационного моделирования; метод синестезии; метод синектики; метод художественного монтажа; метод «идеальных типов»; метод интерпретации; метод воссоздания культурного (художественного) контекста.

4. Определяющими условиями формирования эмпатии учителя-музыканта в процессе его профессиональной подготовки являются интеграция содержания предметов общекультурного, психолого-педагогического, методического, специального блоков и поисковый характер обучения.

5. Моделью учебно-педагогического процесса, направленного на формирование эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов, является школа-мастерская, наследующая устной традиции музыкального профессионализма, органичная для отечественной музыкальной педагогики и отвечающая требованиям новой образовательной парадигмы.

6. Формирование эмпатии будущих учителей музыки представляет собой процесс восхождения личности к познанию культуры и к межкультурному диалогу, обеспечивает интегрированность личности учителя музыки в социум и культуру, способствует становлению музыкального (эмпатийного) мироотношения.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех частей, десяти глав, заключения, библиографии, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Надирова, Лейли Леонардовна

Заключение

Введение поисково-интегративной модели обучения в условиях организации учебно-воспитательного процесса музыкально-педагогического факультета по типу школы-мастерской устной традиции музыкального профессионализма дало положительную динамику роста эмпатии и в контрольной (КГ) и экспериментальных группах (ЭГ-1, ЭГ-2). Результаты проведенного экспериментального исследования наглядно и убедительно показали, что формирование эмпатии, основанное на методах имитационного моделирования, синестезии, синектики, художественного монтажа, идеальных типов, создания культурного контекста и метода интерпретации способствует активизации творческого потенциала студентов-музыкантов, росту их коммуникативных умений, дивергентного мышления, воображения, способности к художественному синтезированию, обогащению сенсорного восприятия, активной вовлеченности в музыкальную деятельность. Процесс формирования эмпатии студентов-музыкантов повысил уровень их мотивации к профессиональной педагогической деятельности. Формирование способности к эмпатии - постижению духовного мира другого лица - послужило отправной точкой для восхождения к познанию иных культур и к межкультурному диалогу. В итоге проведенного исследования было установлено, что в процессе формирования эмпатии у студентов возросли потребности познания отечественной культуры, неевропейских музыкальных культур, потребности в педагогическом творчестве на уроке музыки. Существенно и то, что поисковая активность студентов, их вовлеченность в изучение курсов «Моделирование урока музыки», «Музыка - модель культуры» привели к осознанию необходимости преобразования уроков музыки в интегрированные уроки искусства. Также нами была отмечена возросшая консолидация внутри экспериментальной группы студентов, объединенных поисково-интегративной формой обучения в условиях школы-мастерской, тогда как студенты контрольной группы, обучавшиеся в стандартных условиях оставались более разобщенными.

Исходя из этого можно сформулировать следующие основные выводы:

1. Эмпатия является категориальным понятием, анализ которого в гуманитарной науке (философии, психологии, культурологии, педагогике, музыкознании) позволяет определить феномен как «музыкальность» мироотношений и осознания бытия. Определяющими для этого уровня духовной реальности являются направленность сознания и деятельности человека на Другое, способность к духовному единению и отождествлению с Другим. Эмпатия играет роль принципа «дополнительности» в переводе ориентиров сознания от бинарной, альтернативной, «черно-белой» системы отношений и мировосприятия на качественно новый полифоничный уровень, преодолевая ограниченность сциенти-ческой модели познания и монологичного бытия.

2. Отечественная ментальность содержит значительный потенциал к эмпатии, что проявляется в подобии «духа» эмпатии и отечественной культуры. Формирование эмпатии педагога, и педагога-музыканта в частности, наиболее плодотворно в условиях школы-мастерской - модели учебного процесса, органичной для отечественной культурной (музыкальной) традиции и отвечающей требованиям современной образовательной парадигмы. Эмпатия является ценностью образования, необходимость которой обусловлена актуальными требованиями социального и культурного контекста. Укорененнсть эмпатии в отечественной ментальности и в то же время органичность основных базовых компонентов феномена специфике музыкальной деятельности и смыслу преобразований в направленности обучения педагога музыканта в триаде «личность - музыкальное образование - музыкальная культура».

3. В результате проведенного исследования можно утверждать, что предложенный путь формирования эмпатии студентов музыкально-педагогических факультетов определяет возрастающую значимость культурологической направленности музыкального образования. Формирование учителя будущего становится возможным лишь при осознании специфики социокультурного контекста современной России, в котором актуальны заложенные в отечественной ментальноети плюрализм, внерациональное познание, синергизм.

4. Обосновано, что эмпатия учителя музыки - способ реализации сущностных сил личности в профессиональной деятельности, основополагающее качество педагога-музыканта. Доказано, что формирование эмпатии создает систему педагогических условий и методических средств для формирования эмпатийно-творческой направленности обучения.

5. Предложена система методов для формирования эмпатии педагога-музыканта, комплекс заданий, позволяющие включать процесс формирования эмпатии в содержание профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля. Разработанная система тестирования для диагностики эмпатии может применяться в процессе подготовки представителей социальных профессий.

6. Теоретически обосновано, что общей тенденцией развития музыкально-педагогического образования в будущем явится смена функционального, предметно-ориентированного подхода к преподаванию и воспитанию на инте-гративный, культуроцентрированный и личностно ориентированный подходы современной дидактики, обеспечивающие формирование готовности учителя музыки к выполнению новой социокультурной роли.

Поставленные задачи исследования решены. В то же время, несомненно, проблема эмпатии не исчерпана, но только начинает получать должное осмысление в педагогической науке и практике. Особенно актуальна сегодня разработка проблемы в аспектах теории интерпретации, психологии ментальностей, этнокультурологии. Это составит предмет наших исследований в будущем.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Надирова, Лейли Леонардовна, 2000 год

1. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки: Автореферат дисс. доктора пед. наук. М., 1991.

2. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки в школе' // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М., 1999. С. 3-15.

3. Абраров М. Об особенностях опыта устного обучения исполнителей традиционной музыки в Узбекистане // Внеевропейские музыкальные культуры: Вопросы изучения традиций. М.: МГПИ им. Гнесиных, 1988. С. 121-136.

4. Авдеева Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 6-9.

5. Агацци Э. Человек как предмет философского познания / О человеческом в человеке. М., 1991. С. 59-79.

6. Адлер А. Понять природу человека. С.-Пб., 1997. С. 57-58, 146, 173-174, 211.

7. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

8. Аладова Л.П. Формирование гуманистических чувств у подростков во внеурочной музыкальной деятельности: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1981.

9. Алексеев В.М. В старом Китае. М., 1958. С. 53.

10. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. Тюмень, 1997. С. 65.

11. Амонашвили 111.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев, 1991.

12. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М., 1990.

13. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: МГУ, 1960.

14. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х т. М., 1982.

15. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988.

16. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987. С. 25, 156.

17. Антология педагогической мысли: В 3-х т. М., 1987. Т 3. С. 126-156.

18. Антология мировой философии: В 4-х т. М., 1969. Т. 1. С. 182, 504, 506509, 520, 522-523.

19. Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 5-6.

20. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., 1977.

21. Арановский М. Интонация, отношение, процесс // Советская музыка. 1984. №12.

22. Аристотель. Метафизика. М., 1975.

23. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

24. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. Изд. 2-е. Л., 1971.

25. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. М., 1973.

26. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

27. Ассаджоли Р. Психосинтез. М., 1994. С. 89, 90-91, 230, 258, 229-233, 199203.

28. Багреева Е.Г. Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1985.

29. Базен Ж. История истории искусства. М., 1995. С. 155-157.

30. Банщиков В.М., Завьялов В.Ю., Короленко Ц.П. Эмоции и воображения. М., 1975. С. 36-165.

31. Баренцев Р.Г. Системная триада структурная ячейка синтеза / Системные исследования. Методологические проблемы. М., 1989. С. 195-207.

32. Баренбойм JI.A. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969. С. 3-4, 67-68.

33. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., 1979. Басё. Японские трехстишья. М., 1973. С. 138.33 34 [3536 37 [38 [3940 41 [42

34. Басин Е.Я. Творчество и эмпатия // Вопросы философии. 1987. № 2. С. 5466.

35. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. С. 79. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1992.

36. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1997. С. 247,248, 253, 256, 257,258,259, 261,262,264, 265.

37. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 21.

38. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

39. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975.

40. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. С. 289, 296, 299-300.44 4546 47 [484950 5152 53 [5455

41. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. №1. С. 3-9.

42. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996.

43. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

44. Бодалев А.А. Психология общения. М., 1996. С. 31, 32, 44, 47, 50-51, 55, 104, 183, 191,52,68,71, 113-116.

45. Борисенко С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Ленинград, 1988.

46. Братусь Б.Е. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.

47. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

48. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

49. Брушлинский А.В. Субъект: Мышление. Учение. Воображение. М., 1996.

50. Бубер Мартин. Я и Ты. Диалог. Проблема человека / М. Бубер. Два образа веры. М., 1995. С. 18, 20, 21, 24, 25, 28, 30, 34-35, 36, 46, 89, 96, 99, 10-101, 108, 109, 115, 123.

51. Буске М. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться? // Перспективы. Вопросы образования. 1987. № 4. С. 35-36.

52. Ван Кхе Тран. Вклад Азии в мировую музыкальную культуру / Музыкальные культуры народов: Традиции и современность. М., 1973. С. 147156.

53. Варпаховский Л.В. Наблюдения. Анализ. Опыт. М., 1978. С. 107, 110, 111, 140, 185,229.

54. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984.

55. Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1994. С. 4-12.

56. Вересаев В.В. Живая жизнь. Аполлон и Дионис. М., 1991.

57. Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978.

58. Виноградов Н.А. Китайская живопись. М., 1972.

59. Вопросы литературы. 1982. № 11. С. 120.

60. Волошин М.А. Лики творчества. Ленинград, 1988. С. 98, 100.

61. Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера / Психология сценических чувств актера. М., 1936.

62. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.

63. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

64. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 5. С. 107114.

65. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-158.

66. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 17-19.

67. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дисс. канд. психол. наук. М., 1977. С. 3-13, 14-24.

68. Гавриловец К.В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям: Автореферат дис. доктора, пед наук. М., 1991. С. 315.

69. Гарднер К. Между Востоком и Западом: Возрождение даров русской души. М., 1993.

70. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М., 1981. С. 62-71.

71. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988. С. 340-344.

72. Генисаретский О.И. Опыт методологии конструирования общественных систем // Моделирование социальных процессов. М., 1970. С. 49-51.

73. Гвоздевская Г.А. Развитие восприятия музыки древнего Востока (Индии, Японии) в условиях европейской системы обучения // Проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников. Чебоксары, 1994.

74. Гвоздевская Г.А. Пути познания японской музыкальной традиции как преодоление европоцентризма музыкального образования // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М.: МГПУ, 1999. С. 54-61.

75. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя. М., 1998. С. 41, 69, 326329.

76. Гоготишвили Л.А. Варианты и инварианты М.М. Бахтина // Вопросы философии. 1992. № 1.С. 114-134.

77. Горячкина Е.А. Творческая интерпретация космоса в музыке XX века: Автореферат дисс. канд. искусствоведения. М., 1995.

78. Грифцов Б.А. Психология писателя. М., 1988.

79. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала Нового времени. М., 1990. С. 4-9,11-13, 15-17,23-25.

80. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

81. Гуревич А.Я. Ментальность // 50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989. С. 454-455.

82. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

83. Даниелу Алан. Традиция и новаторство в различных музыкальных культурах мира / Музыкальные культуры народов: Традиции и современность. М., 1973. С. 86-90.

84. Декоративное искусство. 1983. № 4. С. 38.

85. Джани-заде Т. Художественный канон искусства «макомат» как отражение эстетического опыта народов Ближнего и Среднего Востока / Внеевропейские музыкальные культуры: Вопросы изучения традиций. М., 1988. С. 6-24.

86. Диалог в культуре. М„ 1989.

87. Дильтей В. Описательная психология. С.-Пб., 1996. С. 59, 124, 126.

88. Дистервег Ф.-А.-В. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.

89. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1996.

90. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.

91. Додонов Б.И. Направленность, характер и типичные переживания человека//Вопросы психологии. 1970. № 1.

92. Древнеиндийская философия. М., 1963. С. 63-67.

93. Древнекитайская философия. М., 1973.

94. Ермолаева С.Ю. Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педагогических вузов: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1998.

95. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М., 1972.

96. Жизнь земная и последующая. М., 1991.

97. Заде JI.A. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений / Математика сегодня. М., 1974. С. 7-8.

98. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986.103104105106107108109110 111 112 ИЗ114115116 117

99. Захава Б.В. Мастерство актера и режиссера. Мм 1973.

100. Зеньковский В.В. Воспросы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

101. Зинченко В.П. Живое знание. Психологическая педагогика. Самара, 1998.

102. Зись А.К. К вопросу о характере методологической проблематики в искусствознании / Методологические проблемы музыкознания. М, 1987. С. 20-23.

103. Знаков В.В. Понимание как проблема психологии мышления // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 18-26.

104. Изард К. Эмоции человека. М., 1987.

105. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов: В 2-х т. М., 1992.

106. Ильин И.А. Для русских. Избранное. Смоленск, 1995.

107. Ильин Е.Н. Искусство вопроса. М., 1982.

108. Ильин Е.Н. Рождение урока. М., 1986.

109. Ильина Г., Руднева С. О механизмах музыкального переживания // Вопросы психологии. 1971. № 5. С. 66-74.

110. История русской литературы X-XVIII веков. М., 1980. С. 36.

111. Исупов К.Г. Преступное состояние мира // Философские науки. 1995. № 1.С. 274-283.

112. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963-1966. Т. 2, Т. 6.

113. Карамуратова Р.Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Тбилиси, 1984.

114. Каргапольцев С.М. Развитие у младших школьников эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе музыкального восприятия: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1988. С. 3-7, 8-11.

115. Карелин А.Я. Формирование художественной культуры студентов музыкально-педагогических факультетов в процессе обучения в классе фортепиано: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1996.

116. Кассирер Э. Очерк о человеке: Введение в философию человеческой культуры / Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 28-30.

117. Киященко Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре // Эстетическая культура. Руководитель авторского коллектива Н.И. Киященко. М., 1996.

118. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.

119. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. Гл. 1, 2.

120. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995. С. 4, 10, 39, 90,97,104,108,82,152.

121. Ключевский В.О. Курс русской истории // Ключевский В.О. Соч. В 9 т. М., 1987-1990. Т. 1-5.

122. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1986.

123. Князев В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого: Автореферат дисс. канд. психолог, наук. М., 1981.

124. Ковалев А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личностью другой // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 32-33.

125. Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста. М., 1977.

126. Коляденко Н.П. Синестезия в музыкально-эстетическом воспитании / Творческая педагогика накануне нового века: В 2 ч. М., 1997. Ч. 2. С. 5860.

127. Кон И.С. Дружба. М., 1980.

128. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

129. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1994. С. 19-20, 22, 26, 29-30, 31, 32, 33, 86, 102, 103, 152, 200, 201-203, 204-205, 305-306, 344, 345, 346, 348, 350.

130. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. С. 47-48, 107-109, 184-186, 448-449, 580-581, 646-647, 649, 656-657, 659-660.

131. Кондаков И.В. Евразийство // Культурология. XX век. Словарь. С.-Пб., 1997. С. 108, 111, 113.

132. Кондаков И.В. Символизм // Культурология. XX век. Словарь. С.-Пб., 1997. С. 415.

133. Кондратьева С.В. Психолого-педагогические аспекты понимания людьми друг друга. Психология межличностного познания. М., 1981.

134. Корчак Януш. Как любить детей. М., 1991.

135. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. М., 1995.

136. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г. Нейгауза. М., 1987.

137. Кречмер Э. Строение тела и характер. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

138. Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. С.-Пб., 1907.

139. Кулюткин Ю. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя. М., 1975.

140. Культурология. XX век. Словарь. С.-Пб., 1997. С. 203-204, 253-254,426.

141. Культурология. Учебное пособие. По ред. Г.В. Драча. Ростов н/Дону, 1995.

142. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Автореферат дисс. доктора психол. наук. М., 1991.

143. Курбатова Г.В., Ласко М.В. О точности опознания психологического состояния человека при непосредственном восприятии // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 35.

144. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Дону, 1986.

145. Ласло Э. Новое понимание эволюции // Один мир для всех. М., 1990.

146. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М., 1979.

147. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.

148. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., 1988. С. 33-42, 190-218.

149. Липпс Т. Руководство по психологии. С.-Пб., 1907. С. 103.

150. Леув Тон де. Синтез всех вкладов в современную музыку / Музыкальные культуры народов: Традиции и современность. М., 1973. С. 156-166.

151. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов н/Дону, 1995. С. 8.

152. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии в музыке / Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 315-335.

153. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики / Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. С. 441, 446, 451, 452, 456, 465.

154. Лосев А.Ф. О музыкальном ощущении любви и природы / Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. С. 603-622.

155. Лосев А.Ф. Два мироощущения / Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. С. 623-636.

156. Лосев А.Ф. Мировоззрение Скрябина / Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. С. 733-780.

157. Лосев А.Ф. Русская философия / Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов ЭЛ., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991. С. 71.

158. Лоренц К. Агрессия. М., 1994. С. 80-81, 251, 252-253.

159. Лосский Н.О. Харктер русского народа / Н.О. Лосский. Условия абсолютного добра. М., 1991. С. 238-353.

160. Лотман Ю.М. Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении / Византия и Русь. М., 1989. С. 233, 229, 231, 232,235.

161. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1993. С. 257-258, 267-268, 269, 260, 261-262, 264, 265.

162. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. М., 1983.

163. Мазель Л.А. Музыкознание и достижения других наук // Советская музыка. 1974. №4. С. 24-35.

164. Малинковская А.В. К вопросу о моделировании структуры деятельности музыканта-педагога // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. М.: МПГИ им. Гнесиных, 1982. С. 24-26.

165. Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. М., 1990.

166. Малипьеро Р. Вклад музыкальной культуры Западной Европы / Музыкальные культуры народов: Традиции и современность. М., 1973. С. 124133.

167. Мандельштам О.Э. Разговор о Данте. М., 1967. С. 39.

168. Маслоу А. Самоактуализация. М., 1982.

169. Мастера искусств об искусстве. М., 1967.

170. Матюгин И.Ю. Резервы нашей памяти. Учебное пособие. М., 1991.

171. Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки. М., 1993.

172. Медушевский В.В. О методе музыковедения / Методологические проблемы музыкознания. М., 1987. С. 206-130.

173. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993.

174. Медушевский В.В. Грядущее искушение педагогики / Творческая педагогика накануне нового века. В 2 ч. М., 1997. Ч. 2. С. 47-50.

175. Менон Нараяна. Музыкальные культуры народов: Традиции и современность / Материалы VII международного музыкального конгресса. М., 1973. С. 25-34.

176. Ментешашвили Л.А. Воспитание социального гуманизма учащихся на истории средних веков: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Тбилиси, 1984.

177. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

178. Миндадзе А., Мосидзе В., Какубери Т. О «музыкальной» функции правого полушария мозга человека // Сообщения АН Грузинской ССР. 1975. Т. 79. С. 457-459.

179. Михальченко Г.Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1989.

180. Муканов М.М. Исследование когнитивной эмпатии и рефлексии у представителей традиционной культуры / Исследования речемысли и рефлексии. Алма-Ата, 1979. С. 54-74.

181. Мэй Ролло. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

182. Надирова J1.J1. Развитие эмпатии при обучении подростков музыке. Дисс. канд. пед. наук. М., 1994.

183. Надирова Л.Л. К вопросу о роли эмпатии в музыкальной педагогике / Культура искусство - образование Москвы: история и современность. М., 1997. С. 84-87.

184. Надирова Л.Л. Эмпатия и два пути познания музыки / Культура искусство - образование Москвы: история и современность. М., 1998.

185. Надирова Л.Л. О методологии изучения эмпатии // Вестник ВГПУ. Научно-методический журнал. Владимир, 1999. Вып. 4. С. 175-178.

186. Надирова Л.Л. Развитие отзывчивости на музыку у подростков. Учебно-методическое пособие. Владимир: ВГПУ, 1994.

187. Надирова Л.Л. Методическая разработка вопросов коллоквиума для студентов музыкально-педагогического факультета. Владимир: ВГПУ, 1993.

188. Надирова Л.Л. Открытия романтической эпохи в фортепианной литературе: Лекции по «ИФИ». Владимир: ВГПУ, 1995.

189. Надирова Л.Л. Мир Франца Шуберта и его фортепианное творчество: Лекции по «ИФИ». Владимир: ВГПУ, 1995.

190. Надырова Д.С. Совершенствование методов развития эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе учебной деятельности в классе фортепиано. Дисс. канд. пед. наук. М., 1987.

191. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

192. Налимов В.В. На грани третьего тысячилетия. М., 1994.

193. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.

194. Нейгауз Г.Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. М., 1985.

195. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1986.

196. НицшеФ. Соч. В 2 т. М., 1990. Т. 1.С. 59,61, 100, 62,70, 78, 120, 155-156; Т. 2. С. 246.

197. Новгородцева А.П. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания других людей: Автореферат дисс. канд. психол. наук. М., 1989.

198. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995. С. 55.

199. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.

200. Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.П. Слуцкого. М., 1991. С. 330, 338, 111-124, 235-255, 251-368.

201. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? Психология личности. Тексты. М., 1982.

202. Орлов Г.А. Структурная функция времени в музыке (исполнение и импровизация) / Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. Л., 1974. С. 32-58.

203. Орлов Г.А. Древо музыки. Вашингтон Ленинград, 1992. С. 6, 19, 38, 58, 63-64, 167-170, 191, 192,333-334.

204. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Восстание масс. Человек и люди. М., 1991. С. 319,379.

205. Пастернак Б.Л. Воздушные пути: Проза разных лет. М., 1982.

206. Пашукова Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1983. С. 89-92.

207. Пашукова Т.И. Методические рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости у подростков и старшеклассников. Кировоград, 1990. С. 411.213 214 [215 [216217 218219220221 222 [223 [224 [225226 227 [228 [229

208. Подласый И.П. Педагогика. В 2 т. М., 1999. Т. 2. С. 189-190. Перельман Н.Я. В классе рояля. J1 i, 1975.

209. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997. С. 304-305, 357-360.

210. Пигалев А.И. Узнавание и встреча с новым // Философские науки. 1995. № 1.С. 140-147.

211. Платон. Пир. М., 1970. С. 140-141.

212. Познер А.Г. Дополнительность как метод научного исследования / Принцип дополнительности и материалистическая диалектика. М., 1976. С. 27.

213. Померанц Г.С. Выход из транса. М., 1995. С. 41-50, 54-64, 103-146, 209211,222-226, 228-239,382.

214. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979. С. 152-153, 159.

215. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993.

216. Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 327.

217. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.

218. Проза Древнего Китая. М., 1987. С. 195-199, 74, 77-78, 84-85.

219. Психология и психоанализ характера. Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1997. С. 24, 60-72, 230.

220. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994. Рапацкая JI.A. Художественная культура учителя музыки. М., 1990. Рапацкая J1.A. Русская художественная культура. М., 1998.

221. Рапацкая JI.A. Культура Руси: истоки экологической традиции // Экологическая культура и образование: Опыт России и Югославии. М., 1998. С. 64-75.

222. Рибо Т. Психология чувств. С.-Пб., 1898.

223. Рибо Т. Творческое воображение. С.-Пб., 1901.

224. Рильке. Р.-М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М., 1971. С. 106.

225. Роджерс К. Эмпатия. Психология эмоций. Тексты. М., 1984.

226. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. М., 1994.

227. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. С. 74-86.

228. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984. С. 173, 188-189.

229. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 262-263.

230. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М., 1989. Т. 1. С. 264, 265, 268, 269, 300, 240-342.

231. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М., 1989. Т. 2. С. 157-159, 161-162.

232. Рябухин В.В. Воспитание эмпатии подростков на уроках гуманитарных предметов: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1991.

233. Садыхова Г.А. Интернациональное воспитание студентов на примере произведений советских композиторов. Учебное пособие. В 2 ч. М., 1987. Ч. 1.

234. Садыхова Г.А. Музыка как средство интернационального воспитания. Учебное пособие. М., 1990. Ч. 2.

235. Сазонтьев В.А. Роль языковой и вокальной экспрессии оратора в познании его личности аудиторией // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 54-55.

236. Свенцицкая И.С., Трофимова М.К. Апокрифы древних христиан. М., 1989.

237. Семененко И.С. Афоризмы Конфуция. М., 1987. С. 263, 266-267.

238. Сент-Экзюпери Антуан де. Сочинения. М., 1964.

239. Середа В.П. Основные принципы интегральной методики музыкального воспитания / Творческая педагогика накануне нового века. В 2 ч. М., 1997. 4.2. С. 43-47.

240. Симонов П.В. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984.

241. Сильвестров В.В. Религиозная культура: проблема единства человеческого сообщества / Структура культуры и человек в современном обществе. М, 1987. С. 122-123.

242. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996.

243. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. М., 1976.

244. Скогг Г.Дж. Сила ума. С.-Пб., 1994. С. 131-135, 176, 209.

245. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. М., 1990. С. 181, 248, 251, 253-255, 271, 273-275, 277-278, 279, 281, 283, 291-293.

246. Смит А. Теория нравственных чувств. С.-Пб., 1895. С. 4-5.

247. Соколов А.С. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. М., 1992.

248. Соловьев Вл.С. Соч.: В 2-х т. М., 1989. Т. 1. С. 19, 20, 28-29, 30.

249. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. М., 1979.

250. Соломадин И.М. Диалогическая стратегия понимания личности: М.М. Бахтин и его неожиданные собеседники // Философские науки. 1995. №1. С. 285-295.

251. Сопиков А.П. Механизмы эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1977. Вып. 235. С. 89-95.

252. Сопиков А.П. Экспериментальная методика исследования эмпатии к ощущениям партнера по общению // Вопросы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1978. Вып. 261. С. 52-63.

253. Сорокин П.А. Система социологии: В 2-х т. М., 1993.

254. Спенсер Г. Основания психологии. С.-Пб., 1876.

255. Спенсер Г. Основания этики. С.-Пб., 1896.

256. Спиваковская А. Нарушения игровой деятельности. М., 1980. С. 60-61.

257. Спиноза Б. Этика. С.-Пб., 1994. С. 6-7.

258. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч. 2. Собр. соч. В 8 т. М., 1955. Т. 3.

259. Станиславский К.С. Работа актера над ролью. Материалы к книге. М., 1957.

260. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987. С. 21-22.

261. Столович Л.И. Жизнь. Творчество. Человек. М., 1985.

262. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития-эмпатии у дошкольников: Автореферат дисс. канд. псих. наук. М., 1987.

263. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М., 1978.

264. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1989.

265. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1989.

266. Таболин В.А. Здоровье школьников и педагогические проблемы в первое десятилетие XX века // Творческая педагогика накануне нового века: В 2ч. М., 1997. 4.2. С. 16.

267. Тальян J1., Мазманян М. Об исследовании роли выразительных движений в познании человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 342.

268. Тараканов М. О методологии анализа музыкального произведения / Методологические проблемы музыкознания. М., 1987. С. 37-40.

269. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. М., 1979.

270. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей: Автореферат дисс. доктора искусствоведения. М., 1987.

271. Тафель Р.Е. Анализ исследований творческих способностей в американской психологии // Вопросы психологии. 1972. №4.

272. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара, 1996.

273. Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Вопросы психологии. 1971. №6. С. 122-130.

274. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избранные труды: В 2-х т. М., 1985. Т. 1.С. 209-211.

275. Тиллих П. Теология культуры. М., 1996. С. 55-56, 57-58.

276. Тих Н.А. Предыстория интеллекта. J1., 1970.

277. Тойнби А.Дж. Мир и Запад. Цивилизация перед судом истории. М. С.-Пб., 1996.

278. Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре / Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993. С. 70, 71.

279. Трусов В.П. Современные психологические теории личности. Л., 1990.

280. Уотсон Jl. Ошибка Ромео / Жизнь земная и последующая. М., 1991. С. 321-356.

281. Университетское образование: Приглашение к размышлению. М., 1995.

282. Ухтомский А.А. Материалы из архива// Начала. 1993. №3. С. 65-67.

283. Ухтомский А.А. Интуиция совести. Письма. Записные книжки. Заметки на полях. С.-Пб., 1996. С. 8-9, 15, 174, 179, 210, 222, 212, 234, 238, 244, 250-251, 254, 257-258, 277-275, 290, 298, 319, 379, 439, 493.

284. Ушинский К.Д. Соч. В 2-х т. М.-Л., 1948.

285. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2-х т. С.-Пб., 1991-1992. Т. 1. С. 120-122, 172-173, 304-306, 316-319, 323-327.

286. Филатов В. Парадоксы эмпатии / Загадки человеческого понимания. М., 1991. С. 176-195.

287. Фишер К. Природа и функции традиций в европейской музыке / Музыкальные культуры народов: Традиции и современность. М., 1973. С. 5158.

288. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991.

289. Фомин В. О ресурсах устной традиции обучения в современном музыкальном образовании и культуре / Внеевропейские музыкальные культуры: Вопросы изучения традиций. М., 1988. С. 136-151.

290. Фрейд 3. Психология бессознательного. Я и Оно. М., 1990. С. 425-440.

291. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

292. Фромм Э. Душа человека. Искусство любить. М., 1992. С^47-48, 65, 140, 141,172.

293. Фромм Э. Из плена иллюзий / Душа человека. М., 1992. С. 299-375.

294. Фромм Э. Человек для самого себя / Психоанализ и этика. М., 1993. С. 6162, 63, 64, 65-66, 68-70. 72, 73, 75-76.

295. Фромм Э. Революция надежды / Психоанализ и этика. М., 1993. С. 279280, 282-284, 285-288, 299-300.

296. Фромм Э. Здоровое общество / Психоанализ и культура. М., 1995. С. 305325.

297. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995. С. 21, 26, 27-28, 89, 104, 122, 124, 125,135,157,158-159,173,207.

298. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. М., 1997. С. 26, 28, 32, 35, 50-51, 53, 55, 72, 100, 104, 105, 125, 130, 134, 188, 189, 245-246, 252, 253-254, 292, 129, 161,219.

299. Хализеев В.Е. Ухтомский А.А. // Философские науки. 1995. №1. С. 184190.

300. Хендерсон Дж.Л. Древние мифы и современный человек / В кн. К.Г. Юнг. Человек и его символы. М., 1997. С. 103-154.

301. Ху Пе-хен, Ху То. Аксиология и живописный метод Ци Бай-ши. Пекин, 1959. С. 42-43.

302. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С.-Пб., 1997. С. 124-125, 166, 173177, 189-191, 195-197, 231-232, 259, 262, 288-290, 301-302, 517, 521, 520, 566-568.

303. Цагарелли Ю.А. Психологическое исследование музыкальности как профессионально важного качества: Автореферат дисс. канд. психол. наук. Л., 1981. С. 4-10.

304. Цвейг С. Борьба с демоном. М., 1992. С. 111.

305. Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта. М, 1998.

306. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.

307. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.

308. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. М., 1998.

309. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1992. С. 43-56.

310. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

311. Чинаев В.П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры XVIII-XX веков: Автореферат дисс. доктора искусствоведения. М., 1995.

312. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада: традиции профессионализма. М., 1983.

313. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. Культура и этика. М., 1992. С. 28-29, 51,181,211,212,216-226, 230, 232-233, 506-507, 509.

314. Шевченко J1.J1. Практическая педагогическая этика. М., 1997. С. 234, 354355,414,449,463.

315. Шнабель А. Моя жизнь и музыка / Исполнительское искусство зарубежных стран. М., 1967. С. 178.

316. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. J1., 1991. С. 213, 215.

317. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1997.

318. Эддинал Э., Персивал Ф. Игры, имитации и социальная значимость науки // Импакт: наука и общество. 1984. №2. С. 77-87.

319. Экологическая культура и образование: Опыт России и Югославии. М., 1998.

320. Эйзенштейн С.М. О диалектическом подходе к киноформе. ЦГАЛИ, ф. 1923, оп. 2, ед. хр. 789.

321. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

322. Эль Холи Самха. Традиция музыкальной импровизации на Востоке и профессиональная музыка / Музыкальные культуры народов: Традиции и современность. М., 1973. С. 183-189.

323. Энциклопедия психологических тестов. М., 1997. С. 24-26, 60-73, 130135, 135-142, 142-147, 154, 160.

324. Юдина М.В. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1978.

325. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Об аффектах. М., 1966.

326. Юнг К.Г. Аналитическая психология. М., 1994. С. 91, 95-96, 117.

327. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1998. С. 183, 186-188, 351-363, 423427, 433, 455-462, 468 491, 517, 518, 526, 583, 599-600, 602-604, 538.

328. Юнг К.Г. Синхронистичность. М., 1997. С. 144-145, 150, 152, 153, 155, 192,217-218,220-221.

329. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991.

330. Юткевич С.И. Поэтика режиссуры: Театр и кино. М., 1986. С. 5, 9, 16, 311.

331. Яковенко И. Православие и исторические судьбы России / Общественные науки и современность. 1994. №2. С. 48-49, 50.

332. Яффе А. Символы в изобразительном искусстве / В кн. К.Г. Юнг. Человек и его символы. М., 1997. С. 224-268.

333. Allport H.F. Social psychology. Cambridge. 1924. p. 453.

334. Asch S.E. Social psychology. Englewood, Cliffs. N4. 1952.

335. Becker Y. Traditional music in Modern Yava. The Univers. of Michegan. Ph. D. 1972. pp. 50-52, 54.

336. Beranek Leo. Music, Acoustics and Architecture. N.Y., London. 1962. p. 2-3.

337. Blacking Y. How musical is man? Seattle, London. 1974. p. 50-52.

338. Borke H. The development of empathy in Chinese and American children. "Developmental psychology". 1973. vol. 9. N 1.

339. Brelet G. Music and Science. "Reflection on Art" - Baltimor. 1960. pp. 124125.

340. Bronfenbrenner U., Harding Y., Gallewey M. The measurement of skill in social perception. In: Talent and society. Princeton. N.Y., 1958.

341. Cooley Ch.H. Human nature and the social order. N.Y., 1922.

342. Cottrell L.S., Dymond R. The empathic responses: a neglected field for research. "Psychiatry". 1949. Vol. 12. pp. 355-359.

343. Dewey Y. Art as Experience. Capricorn Books. N.Y., 1958. p. 3.

344. Gordon W.Y. The methaphorical way of learning and knowing. Camdridge. 1970.

345. Hall Ed. The Silent Language. Anchor Books. N.Y., 1973. pp. 62, 119, 121122, 153-154.

346. Harris M., Huang L.C. Helping and attribution process. Journal of social psychology. 1973. Vol. 90. pp. 291-297.

347. Herzog G. Comparative Musicology. The Music Journal. 1946. N4. p. 11.

348. Hoffman M.L. Toward a theory of empathic aruosal and development. In: The Development of Affect. N.Y., 2., 1978.

349. Hoffman M.L. Psychological and biological perspectives on altruism. International Journal of Bechavioral Development. 1978. Vol. 1., pp. 323-339.

350. Hoffman M.L. Is altruism part of human nature? Journal of Personality and Social Psychology. 1981. Vol. 40.

351. Irving S. Parental empathy and adolescent abjustment. "Diss, abstraction", 1966., vol. 27.

352. Yackiewics A. Narodsiny dziela filmowego montaz. "Kino". 1979. N7.

353. Kisker G. The disorganised personality. N.Y., McGrowHill, 1972.

354. Koestler A. The Sleepwalkers. Pelican Books. 1972. p. 41.

355. Kolb D. Experiental learning. Englewood Cliffs. N.Y., 1984.

356. Kolb D., Fry R. Jowards on applied theory of experiental learning // Theory of group process. N.Y., 1975.

357. Levi-Bruhl L. The notebooks on Primitive Mentality. N.Y., 1975. pp. 5, 18, 103,125-126.

358. Lipps Z. Leitfaden der Psychologie. Leipzig, 1906.368. "Le Nouvel Observateur". 1979. N8.

359. Marcus S. Empatia: cercetari experimental. Bucuresti., 1971.

360. Maslow A. Religions, values, peak experiences. N.Y., 1964.

361. Maslow A. A theory of metamotivation. Journal of Humanistic Psycholigy. 1967. pp. 93-127.

362. Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1987.

363. Naisbitt Y., Aburdene P. Mega-trends 2000. N.Y., 1990.

364. Paul R. Critical thinking and the critical person // Thinking: Report on research. Hillsdale, 1987.

365. Radin P. Gott u Mensch in der Primitiven Welt. Zurich, 1953.

366. Seeger Ch. Music and Culture. Proceedings of the Music Teachers National Association. 1940. Vol. 64. p. 121-122.

367. Scheler M. Wesen und Formen der Sympathie. Der Phanomenologie der Sym-patiegefuhle. Bonn. Cohen. 1923. 311 p.

368. Stottland E. Empathy, fantasy and helping. Beverly Hills. C.A.: Sage. 1978. 162 p.

369. Suzuki D. Misticism: christian and Buddism. Harper s Row. N.Y., 1971. p. 112-114.

370. Tillich P. The New Being. N.Y. 1955. p. 130-131.

371. Titchener E. Lectures on the experimental psychology of the thought process. N.Y., McMillan. 1909.

372. Wolfram E. History of collage. London. 1975. p. 8, 9, 22, 63.

373. Worringer W. Abstraction und Einfuhlung. Munchen. 1911. S. 16, 18, 21, 26, 27.

374. Wundt W. Volkerpsychologie: In 2 Bd. Leipzig. 1904. Bd. 1. Die Sprache. S. 90.

375. Zuckerhandl V. The Sense of Music. Princeton, 1971. p. 4.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.