Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Живулин, Вадим Александрович

  • Живулин, Вадим Александрович
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2006, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 211
Живулин, Вадим Александрович. Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Нижний Новгород. 2006. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Живулин, Вадим Александрович

Введение

Глава I

Историко-теоретические аспекты государственно-конфессиональных отношений

§1. Государственно-конфессиональные отношения: понятие и сущность. Типология государств и их свойства

§2. Развитие отечественного законодательства в сфере регулирования государственно-конфессиональных отношений

§3. Тенденции современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации

Глава II

Правовые основы современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации: проблемы и перспективы

§1. Конституционные и международные правовые нормы в сфере государственно-конфессиональных отношений

§2. Необходимость и перспективы систематизации федерального законодательства, регулирующего государственно-конфессиональные отношения

§3. Проблема регулирования государственно-конфессиональных отношений нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации»

Актуальность темы исследования.

Государственно-конфессиональные отношения всегда играли заметную роль в жизни любого общества и государства. На различных исторических этапах и в разных государствах степень влияния религии на государство и формы такого влияния были различны. В течение последних лет в Российской Федерации произошли события, позволяющие сделать вывод о том, что сегодня отечественные государственно-конфессиональные отношения, как сфера пересечения светских и духовных институтов, находятся на новом этапе исторического развития. Глубокие перемены, которые произошли и происходят в политической жизни и правовой среде российского государства, с одной стороны, и в религиозной сфере жизни общества, с другой, не могли не сказаться на взаимодействии государства и религиозных объединений. Всплеск религиозности населения Российской Федерации, активизация деятельности традиционных конфессий и появление значительного числа новых религиозных течений предопределяет особое внимание законодателя к сфере регулирования государственно-конфессиональных отношений в целях их регламентации и упорядочения.

Все указанные изменения были вызваны множеством объективных факторов, которые способствовали возобновлению интереса общества и государства к религии. К таким объективным условиям и субъективным факторам следует отнести: стремительную либерализацию государственно-конфессиональных отношений, стремление органов власти на основе критики бывших отношений государства и религиозных объединений привлечь религиозные объединения на свою сторону; рост осведомленности общества о государственно-конфессиональных отношениях, что расширило представление населения об исторической роли религии и конфессий; активизацию работы самих религиозных объединений в общественно-политической сфере.

Кроме того, вовлеченность религиозных объединений в общественную жизнь страны проявилась в проникновении в публичные сферы, в которых до недавнего времени их не было - в частности, в политику, образование, пенитенциарную систему, вооруженные силы. Данные социологических исследований и статистические показатели однозначно свидетельствуют о том, что в этих сферах значительным образом увеличилось число людей, считающих себя верующими.

Исключительно важным инструментом религия сегодня выступает в сфере межнациональных отношений. Как видно, она может инициировать массовые беспорядки и политические конфликты или, напротив, способствовать межнациональному миру, развитию культуры, межнациональных отношений. Знание о религии и исторической роли религиозных объединений помогает смягчать конфликты, снимать психологическую напряженность в периоды социальных катаклизмов, содействовать воспитанию человеческого достоинства, способствовать стабилизации общественно-политической ситуации в стране, активно влиять на формирование нравственных качеств человека. Все это превращает проблему государственно-религиозных взаимоотношений и, как следствие, сферу правового регулирования деятельности религиозных объединений, в актуальный и значимый для государства и права вопрос.

Несмотря на то, что современное российское законодательство регламентирует многие вопросы реализации свободы совести и осуществления деятельности религиозных объединений, современная динамика таких отношений во многом опережает темпы их правовой регламентации и не в полной мере получает развитие в действующем законодательстве, что не разрешает ряд вопросов, возникающих как в теории государственно-конфессиональных отношений, так и правоприменительной практике. Так, ненадлежащим образом исследована типология государств в зависимости от вида и характера взаимоотношений с религиозными объединениями, отсутствуют легитимные определения ряда ключевых терминов (религиозные правоотношения, государственно-конфессиональные отношения и другие), не определена система российского законодательства в сфере современных государственно-конфессиональных отношений.

В последнее время в отечественных государственно-конфессиональных отношениях наблюдается несогласованность, которая вызывает тревогу у юристов, социологов, политологов. По мнению С. А. Бурьянова в современной России реализация декларируемых конституционных прав в области свободы совести находится в глубоком системном кризисе. Научная неразработанность в сочетании с политическими интересами властных групп и экономическими интересами конфессиональной бюрократии предопределили формирование неадекватного законодательства и, как следствие, проблемы в правоприменении1. Правозащитные организации считают, что реализация свободы совести, призванная быть средством защиты человека и общества от идеологического господства доктрин и структур, находится в сосотоянии кризиса, которому подвержены все уровни формирования реализации свободы совести, - наука, образование, законотворчество, правоприменительная практика. Неадекватная научная разработанность проблематики свободы совести, помноженная на политические интересы властных групп и

Бурьянов С Новая парадигма реализации свободы совести//Современное право -2003 -№5 С 11. экономические интересы конфессиональной демократии, предопределила неадекватное законодательство и «перекосы» в области правоприменения2.

Очевидно, что разрешение данной проблемы требует осторожного отношения с учетом мнения верующих, а также интересов государства и иных публичных структур российского общества. Отношения между государством, как основным институтом политической системы, и религиозными объединениями, как ее неотъемлемой составляющей, коренным образом изменились. Во избежание возможных конфликтов, а также с целью организовать и упорядочить государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения в Российской Федерации возникает необходимость детального и корректного правового регулирования данной сферы.

Проблема государственно-конфессиональных отношений - вопрос чрезвычайной важности и сложности; вопрос, решение которого во многом определяло, и определяет ход мировой истории, что предъявляет повышенные требования к способам и средствам правового регулирования этих отношений. В современном Российском государстве сложность взаимодействия государства и религиозных объединений определяется многими факторами и, прежде всего, правовым. При этом в силу специфичности предмета и объекта правового регулирования воздействие государства на религиозные объединения также должно носить особый характер и предполагает наличие повышенного внимания и необходимость осуществления правового регулирования данного вида правоотношений в соответствующей стремительному развитию отношений между государством и религиозными объединениями форме. В связи с этим представляется актуальной задача исследования теоретико-правовых основ современных государственно-конфессиональных отношений, институтов свободы

2 О реализации свободы совести и тенденциях в отношениях государства с религиозными объединениями (Резолюция секции «Правозащитное движение и гражданское общество») // Правозащитник - 2003. - № 4. С 62 совести, правового регулирования допустимых в светском государстве форм сотрудничества с религиозными объединениями, выработки конкретных предложений по совершенствованию российского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.

Степень научной разработанности темы.

Изучение государственно-конфессиональных отношений, а также вопросов правовой регламентации институтов свободы совести и вероисповедания носит длительный исторический характер и уходит корнями к тому моменту, когда государство и религиозные объединения стали представлять собой самостоятельные, и в достаточной степени оформленные, социальные институты.

Вопросы религиозных объединений как правового института рассматриваются В. А. Алексеевым, И. 3. Аюшевой, М. Н. Бессоновым, В. И. Гараджой, Н. П. Красниковым, JI. Н. Осиповой.

Правовая регламентация взаимодействия государства и религиозных объединений нашла отражение в работах С. А. Бурьянова, П. С. Гуревича, М. Ю. Варьяса, В. В. Клочкова, И. А. Куницина, А. В. Логинова, Л. А. Морозовой, М. П. Мчедлова, К. А. Писенко, Р. А. Подопригоры, А. В. Пчелинцева, Н. В. Соколовой, О. С. Шутовой3 и других.

3АюшеваИ 3 Гражданско-правовое положение религиозных организаций Автореф дисс. . канд юрид наук Екатеринбург, 2005; Бурьянов С Свобода совести Отношения Российского государства с религиозными объединениями // Закон и право - 2003 - № 9, Гуревич П С Современные внеконфессиональные объединения на Западе - М Знание, 1983 ; Варьяс М Ю. Краткий курс церковного права Уч М М3 Пр , 2001 , Клочков В В Закон и религия1 (от государственной религии в России к свободе совести в СССР) - М Политиздат, 1982, Куницын И А Правовой статус религиозных объединений в России Исторический опыт, особенности и актуальные проблемы М РОО «Православное дело» Отчий дом, 2000, Логинов А В Власть и вера государство и религиозные институты в истории и современности - М Большая российская энциклопедия, 2005; Морозова Л А Государство и церковь-особенности взаимоотношений//Государство и право - 1995 -№

3, Мчедлов М П Религия и современность М • Политиздат, 1982, Писенко К. А. Административно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации Автореферат диссертации . канд юрид наук. М, 2004, Подопригора Р А Государство и религиозные организации (административно-правовые вопросы) Монография - Алматы «Аркаим», 2002, Пчелинцев А В. Религиозные объединения Свобода совести и вероисповедания Нормативные акты Судебная практика - М. Юриспруденция, 2001, Соколова Н В Государственно-правовое регулирование церковных отношений в советской и современной России (историко-правовой аспект) Дисс . канд юрид наук Н Новгород, 2004, Шутова О. С Государственно-конфессиональные отношения Россия XX век Москва, 2002.

Определенный вклад в разработку исследуемой проблематики был внесен диссертационным исследованием К. Г. Каневского «Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации»4. В названной работе раскрывается понятие «государственно-конфессиональные отношения», определены характеристики правового статуса религиозных объединений в Российской Федерации, а также установлены особенности социального партнерства религиозных организаций и государства на современном этапе.

Кроме того, отдельные аспекты государственно-конфессиональных отношений и их правового регулирования можно найти в диссертационной работе Р. А. Тараско «Трансформация государственно-конфессиональных отношений и пути их оптимизации в современной России»5.

Однако, несмотря на пристальное внимание ученых к проблеме взаимодействия государства, общества и религиозных объединений, степень разработанности проблемы явно недостаточна. Не в полной мере исследованы особенности правового регулирования государственно-конфессиональных отношений и взаимодействие религиозных объединений с отдельными государственными институтами, а также динамика правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в России XXI века, не исследованы современные тенденции в сфере взаимодействия базовых государственных институтов и религиозных объединений, не систематизировано законодательство, регулирующее данную сферу.

Объектом исследования выступают существующие в современном российском обществе отношения в области взаимодействия государства и его институтов с религиозными (вероисповедными) объединениями, а также

4 Каневский К Г. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации Дисс . канд юрид наук М, 2004,

5 Тараско Р. А Трансформация государственно-конфессиональных отношений и пути их оптимизации в современной России (политико-правовой анализ) Дисс . канд юрид наук Ростов н/Д, 2005, правовое регулирование таких отношений.

Предметом исследования являются теоретико-правовые аспекты сложного процесса регулирования государственно-конфессиональных отношений, а также особенности института свободы совести и деятельности религиозных объединений в современной Российской Федерации.

Цель работы заключается в комплексной характеристике в историко-правовом и теоретическом аспектах сферы правового регулирования взаимоотношений государства в целом и отдельных его институтов с религиозными объединениями, а также выработке рекомендаций по оптимизации законодательства в сфере регулирования государственно-конфессиональных отношений.

Необходимым условием для достижения поставленной цели является решение следующих задач:

1. Охарактеризовать сущность современного взаимодействия государства и религиозных объединений и сконструировать понятия и определения в исследуемой сфере;

2. Исследовать существующие варианты взаимодействия государства и конфессий и определить основные типы государств с учетом такого взаимодействия;

3. определить основные этапы развития отечественного законодательства в сфере государственно-конфессиональных отношений на основе обобщения историко-правового материала и правовых взглядов отечественных ученых;

4. Исследовать современное состояние государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации во взаимодействии конфессий с отдельными государственными институтами;

5. Определить соотношение религиозных норм и правовых норм, * регулирующих государственно-конфессиональные отношения, а также характер их взаимодействия;

6. Провести комплексный анализ и на его основе предложить критерии классификации нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих государственно-конфессиональные отношения в современном российском государстве;

7. Исследовать и охарактеризовать международные правовые нормы в сфере правового регулирования государственно-конфессиональных отношений;

8. Выявить теоретически возможную форму систематизации отечественного законодательства в сфере государственно-конфессиональных отношений;

I 9. Выработать рекомендации и предложения по совершенствованию правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации.

Методология диссертационного исследования основана на использовании диалектического метода, а также общенаучных и частно-научных методов.

К общенаучным относятся: метод системно-структурного анализа, формально-логический метод; методы анализа и синтеза, идукции и дедукции, а также иные логические методы познания (аналогия, выдвижение гипотезы и иные); эмпирические методы (наблюдение, описание, сравнение).

Из числа специальных юридических методов исследования использованы формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой метод и метод толкования права.

Теоретической основой исследования послужили преимущественно работы советских и современных российских авторов, посвященные взаимоотношениям государства и религиозных объединений и институтам свободы совести и вероисповедания, а также труды отечественных специалистов в области теории государства и права.

История правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в России достаточно полно исследована в работах Т. Ю. Архиерейской, JI. А. Баширова, И. И. Бражника, Н. С. Гордиенко, В. В. Клочкова, В. А. Куроедова, А. А. Левиной, М. П. Мчедлова, священника А. Николина, JI. А. Тюриной., А. В. Пчелинцева, В. А. Федорова, Г. Г. Черемных и др.

Особенности государственно-конфессиональных отношений в России и их отдельные аспекты раскрыты в работах С. А. Бурьянова, П. С. Гуревича, Н. С. Гурьяновой, В. В Клочкова, К. Г. Каневского, А. И. Кудрявцева, С. А. Мозгового, А. Н. Лещинского, Н. Митрохина, Г. А. Михайлова, Л. А. Морозовой, Н. А. Трофимчука, С. Б. Филатова, М. О. Шахова и др.

Источниковую базу диссертационного исследования составили Конституция Российской Федерации, международные нормативные правовые акты, федеральные законы, нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере регулирования государственно-конфессиональных отношений, а также проекты нормативных правовых актов, нормативные правовые акты СССР, РСФСР и зарубежных стран, документы религиозных объединений, материалы научных конференций и средств массовой информации в сфере регулирования отношений с участием религиозных объединений. При анализе выбранной темы использовались статистические данные и данные о деятельности некоторых государственных органов, в частности Министерства юстиции Российской Федерации, связанные с различными аспектами правового положения исследуемых субъектов права, а также проекты нормативных правовых актов и материалы научных конференций.

Научная новизна исследования заключаются в том, что в диссертации впервые в новейшей истории предпринято комплексное теоретическое исследование современного состояния сферы правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации. В работе по-новому определен ряд понятий в исследуемой сфере; предлагается авторская систематизация различных типов государств в зависимости от характера и вида государственно-конфессиональных отношений. Автором впервые предлагается новый вариант периодизации истории взаимодействия государства и вероисповедных институтов; с учетом современных особенностей исследуются и систематизируются нормативные правовые акты в сфере регулирования религиозных правоотношений; анализируются отдельные особенности и обусловленные этим различные аспекты взаимодействия государства и вероисповедных институтов; предлагаются принципиально новые рекомендации по систематизации и оптимизации законодательства в исследуемой сфере регулирования государственно-конфессиональных отношений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современное взаимодействие между государством и религиозными объединениями проявляется в участии государства в религиозных отношениях -отношениях, осложненных религиозным элементом. Ввиду отсутствия в юридической литературе общепризнанных научных категорий в сфере взаимодействия государства и религиозных объединений понятие государственно-конфессиональных отношений автором определяется как базовое для всего исследования - наиболее емкое и содержательное, включающее основные аспекты такого взаимодействия. Государственно-конфессиональные отношения представляют собой сложившийся тип взаимоотношений между различными институтами государственной (светской) и религиозной (духовной) власти, установленных в силу закона и обеспечиваемых государством.

2. В зависимости от характера реализуемых государственно-конфессиональных отношений, возможно выделить следующие типы государств: государство с официальной религией; теократическая (религиозная) монархия; государственно-религиозная автономия; внерелигиозное государство и антиклерикальное государство.

3. Отечественные государственно-конфессиональные отношения и, как следствие, характер их правового регулирования, отличались нестабильностью и преодолели 5 основных этапов развития: от исключительного контроля государства над религиозными объединениями и их включением в систему органов государственной власти, отрицания любых проявлений религиозности до реализации светского характера государства и становления институтов свободы совести.

4. Современные государственно-конфессиональные отношения вышли за рамки типичного взаимодействия религиозных объединений и органов государственной власти, и распространяются на другие публичные сферы и институты, охваченные государственно-правовым регулированием -вооруженные силы, систему образования, пенитенциарную систему.

5. Для правовых и религиозных норм характерна достаточная степень взаимосвязи и взаимодействия, которая определяется сущностью государственно-конфессиональных отношений и соответствующим типом государства. Нормы права, регулирующие государственно-конфессиональные отношения, представляют собой самостоятельные правовые нормы, объединенные по признаку принадлежности к сфере взаимодействия государства и религиозных объединений, содержащиеся в различных правовых актах и объективирующие волю государства в отношении религиозных объединений и институтов свободы совести.

6. Нормативные правовые акты и нормы права, регулирующие государственно-конфессиональные отношения, представляют собой разрозненный и неупорядоченный массив правовых норм, относящихся к * различным отраслям права. Классифицировать указанный массив допустимо в зависимости от вида нормативного правового акта, характера и содержания регулируемых им государственно-конфессиональных отношений.

7. Международные правовые нормы, несмотря на отсутствие единого систематизированного правового акта в сфере государственно-конфессиональных отношений, служат базой для создания и развития в Российской Федерации правовых основ таких отношений. При этом международные правовые нормы в сфере регулирования государственно-конфессиональных отношений должны обновляться в целях соответствия требованиям времени.

Ъ 8. Генеральная инкорпорация правовых актов и норм, регулирующих государственно-конфессиональные отношения, путем издания официального инкорпорированного акта, содержащего упорядоченные по главам, разделам и рубрикам правовые нормы, является оптимальным вариантом систематизации' законодательства в исследуемой сфере.

9. Субъекты Российской Федерации также являются субъектами правового регулирования многих региональных аспектов государственно-конфессиональных отношений. Установление в федеральном законодательстве пределов правового регулирования субъектами Российской Федерации государственно-конфессиональных отношений позволит устранить существующие проблемы соответствия законодательства регионального и федерального уровней с учетом религиозной и вероисповедной специфики региона.

1 Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработка теоретико-правовых основ регулирования государственно-конфессиональных отношений для современной юриспруденции является существенным вкладом в науку и восполняет существующий пробел в знаниях.

Постановка проблемы способствует активизации современного российского 1 правоведения на решение стоящих перед ним задач.

Положения работы дополняют и развивают важнейшие разделы теории государства и права и религиоведения. Работа будет полезна юристам, социологам, религиоведам.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертационной работы могут быть использованы в преподавательской деятельности, при разработке специального курса по теме «Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации», а также изучении таких учебных дисциплин, как теория и история права и государства, конституционное право, политология, ¥ религиоведение. Полученные в результате диссертационного исследования выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы при внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие государственно-конфессиональные отношения, а также в нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа подготовлена, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре государственно-правовых дисциплин Волжской государственной академии водного транспорта. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Волжской государственной академии водного транспорта, а также законопроектную деятельность Правительства Нижегородской области при регулировании государственно-конфессиональных отношений в Нижегородской области. ' Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных статьях научно-исследовательского характера и выступлениях на следующих научно-практических конференциях: «IX нижегородская сессия молодых ученых» (Нижний Новгород, 2005 г.); «Актуальные проблемы российского права, философии, экономики и финансов» (Нижний Новгород, 2005 г.); «Проблемы модернизации российского общества: социокультурные, правовые, экономические, экологические аспекты» (Нижний Новгород, 2006 г.).

Структура работы логически обусловлена заявленными целями и поставленными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка используемых в работе нормативных правовых актов и литературы, а также 3 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Живулин, Вадим Александрович

Заключение

Подводя итог исследованию теоретико-правовых основ правового регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации следует заключить следующее.

Современные государственно-конфессиональные отношения представляют собой сложившийся тип взаимоотношений между различными институтами государственной (светской) и религиозной (духовной) власти, установленных в силу закона и обеспечиваемых государством, и являются одним из видов религиозных отношений. Исследование типов государств в зависимости от характера и сущности государственно-конфессиональных отношений показало, что существует множество типов государственно-конфессионального взаимодействия и, как следствие, типов государств, отличающихся характером взаимодействия с религиозными объединениями. Так, по результатам проведения исследования удалось выделить 5 типов государств: государство с официальной религией, в котором определенная конфессия занимает привилегированное положение; теократическая (религиозная) монархия, где имеет место верховенство религиозных норм; государственно-религиозная автономия, основанная на паритетно-равновесных отношениях государства и религиозных объединений; внерелигиозное государство, стремящееся к всеобъемлющей секуляризации; а также антиклерикальное государство, в котором религиозные объединения выступают в роли активной политической оппозиции.

Отношения государства и религиозных объединений - одна из ключевых социальных коллизий, требующих постоянного внимания, особенно в условиях поликонфессионального российского государства. Правовое регулирование институтов свободы совести и вероисповедания в отечественном государстве отличалось непостоянством и непоследовательностью, в результате в России был пройден тернистый исторический путь, вобравший в себя несколько этапов разной продолжительности: от государственной религии до светских государственно-конфессиональных отношений. Эти отношения сегодня представлены не только привычным взаимодействием религиозных объединений с органами государственной власти, но и взаимодействием с другими институциональными сферами - вооруженными силами, образованием, пенитенциарной системой.

Несмотря на то, что действующее законодательство Российской Федерации в сфере государственно-конфессиональных отношений, основанное на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и международных актов и включающее Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в целом, обеспечило создание условий для осуществления деятельности религиозных объединений и реализации гражданами права на свободу совести и вероисповедания, существующие в правоприменительной практике проблемы, вызванные, в том числе, наличием правовых пробелов, обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования сферы государственно-конфессионального взаимодействия.

Проведенное исследование позволило заключить, что существующее в Российской Федерации несистематизированное множество и разнообразие правовых норм, содержащихся в различных правовых актах, регулирующих взаимодействие государства и его институтов с религиозными объединениями, возможно выделить в отдельную, упорядоченную совокупность правовых норм, регулирующих государственно-конфессиональные отношения, и систематизировать их по ряду признаков в зависимости от принявшего (издавшего) их органа, юридической силы правового акта, предмета регулирования, круга субъектов, на которые данная норма направлена, характера и содержания регулируемых правоотношений и других. Результатом такого объединения может стать генеральная инкорпорация, которая позволит систематизировать и оптимизировать действующее законодательство в сфере регулирования государственно-конфессиональных отношений.

В ходе исследования вопросов совершенствования правового регулирования государственно-конфессиональных отношений, необходимо обратить внимание на те сферы, которые в настоящий момент законодателем не урегулированы. Так, думается о необходимости ограничения публичного освещения в средствах массовой информации вероисповедных ритуалов и церемоний, а также участия в них высших должностных лиц государства, признания религиозных праздников и т. д. Подобное ограничение представляется возможным в случае внесения изменений в акты федерального законодательства, определяющие правовой статус должностных лиц, например Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Представляется возможным статью 17, устанавливающую «запреты, связанные с гражданской службой», дополнить положениями, запрещающими должностным лицам в служебных целях и в связи с прохождением гражданской службы публично участвовать в отправлении религиозных культов.

Следует обратить внимание на то, что в федеральном законодательстве не определены пределы правового регулирования государственно-конфессиональных отношений субъектами Российской Федерации, что влечет принятие ими нормативных правовых актов по актуальным региональным вопросам, но при этом противоречащих действующему федеральному законодательству.

С учетом проведенного исследования можно сделать вывод о том, что необходимо разработать теоретическую основу государственной вероисповедной политики и определить теоретически возможные направления современных государственно-конфессиональных отношений в Российской

Федерации. При этом, несмотря на популярное высказывание о том, что «специального «религиозного» закона вообще не должно быть в правовой системе демократического государства»391, необходимо тщательным образом исследовать любые подобного рода инициативы, а также вопросы систематизации совокупности правовых норм, регулирующих государственно-конфессиональные отношения.

В сложной ситуации, когда государственно-конфессиональные отношения окончательно не оформились в традиционный для отечественного права институт, вызывают достаточное число споров и сотканы из множества противоречий, стоит предположить, что именно ученые смогут способствовать разрешению многих проблем, предложив варианты по оптимизации законодательства в этой сфере.

391 Ловинюков А С Свобода совести (анализ, практика, выводы) // Государство и право - 1995. -№1. С. 22

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Живулин, Вадим Александрович, 2006 год

1. Конституция Российской Федерации 1993 года // Российская газета. -1993.-25 декабря.

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Российская газета. 1995. - 5 апреля.

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года. // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

5. Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года в Хельсинки. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI.- М., 1977. С. 544-589.

6. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 года. // Справочная правовая система «КонсультатнтПлюс: ВерсияПроф».

7. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

8. Декларация о правах лиц, принадлежащих в национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 года. // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 90 - 94.

9. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

10. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

11. Федеральный закон от 19 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

12. Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

13. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.

14. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

15. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

16. Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1996 года № 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» // СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1063.

17. Распоряжение Президента Российской Федерации от 2 августа 1995 года № 357-рп «Об утверждении Положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте российской Федерации и его состава» //СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3294.

18. Распоряжение Президента Российской Федерации от 7 февраля 2004 года № 47-рп «О Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 7. Ст. 512.

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года № 130 «О порядке регистрации, открытия и закрытия в российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» // СЗ РФ. 1998. №6. Ст. 754.

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 года № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» // СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2560.

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2006 года № 438 «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3400.

22. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 года № 647-р «О составе Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2150.

23. Закон Воронежской области от 30 апреля 1999 года № 87-П-ОЗ «О порядке осуществления миссионерской деятельности на территории Воронежской области» // Коммуна. 1999. - 19 мая.

24. Проекты Федеральных законов:

25. Азаров А. А. Большой англо-русский словарь религиозной лексики. М.: Флинта: Наука, 2004. - 808 с.

26. Аринин Е. И. Религиоведение (Введение в основные концепции и термины). М.: Академический проект, 2004. - 320 с.

27. Атеистический словарь / Под общ. ред. М. П. Новикова. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1984. - 512 с.

28. Бачинин В. А. Религиоведение. Энциклопедический словарь. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. - 288 с.

29. Белов А. В., Шилкин А. Д. Религия в СССР и буржуазные фальсификаторы. М.: Знание, 1970. - 71 с.

30. Беляев И. Д. История русского законодательства. Серия «Мир культуры, истории и философии». СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 640 с.

31. Бражник И. И. Право. Религия. Атеизм. Киев: Наукова Думка, 1983. -204 с.

32. Василенко Л. И. Краткий религиозно-философский словарь. М.: Истина и жизнь, 2000. - 256 с.

33. Варьяс М. Ю. Краткий курс церковного права: Уч. пос. М.: МЗ Пр., 2001.- 128 с.

34. Ю.Великович Л. Н. Проблемы свободы совести и современная идеологическая борьба. М.: Знание, 1979. - 64 с.

35. П.Гольст Г. Р. Религия и закон. М.: «Юридическая литература», 1975. -112 с.

36. Государство и церковь. Указ. Лит. За 1917 1987 гг. / Сост. Е. М. Дьяконова, И. М. Селиверстова. - Пермь: Обл. б-ка им. М. Горького, 1988. -116с.

37. Гуревич П. С. Современные внеконфессиональные объединения на Западе. М.: Знание, 1983. - 64 с.

38. М.Гуревич П. С. Религиоведение. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. 696 с.

39. Данильян О. Г., Тараненко В. М. Религиоведение: Учебник. М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. - 480 с.

40. Дворкин А. Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. -Н. Новгород: Издательство братства во имя св. князя А. Невского, 2005. -813 с.

41. Жириновский В. В. Кривельская Н. В. Псевдохристианские религиозные организации России. М.: Воениздат, 1997. - 72 с.

42. Иваненко С. И., Трофимчук Н. А. Религиозные самодеятельные объединения в наши дни. М.: Знание, 1990. - 40 с.

43. Иваненко С. И., Трофимчук Н. А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. М.: Знание, 1991. - 64 с.

44. Иванов А. И., Лобазов П. К. Политика советского государства по вопросам религии и церкви. М.: Знание, 1973. - 64 с.

45. Игумен Августин (Анисимов). Записки миссионера. Н. Новгород: Изд. Ю. А. Николаев, 2003. - 156 с.

46. Истина и заблуждение. Диалог мировоззрений: Материалы VII Междунар. научно-богословского симпозиума, 3—4 июня 2003 года. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2003. - 282 с.

47. Калинин В. Н. Советское законодательство о свободе совести и религиозных организациях. М.: Знание, 1984. - 64 с.

48. Клочков В. В. Закон и религия: (от государственной религии в России к свободе совести в СССР). М.: Политиздат, 1982. - 160 с.

49. Клочков В. В. Религия, государство, право. М.: Мысль, 1978.-287 с.

50. Клочков В. В. Советское право и церковь. М., 1983. - 42 с.

51. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В. В. Маклаков. М.: «Волтерс Клувер», 2003. - 624 с.

52. Кожевников С. Н. Проблемы теории права. Часть 1. Н. Новгород: 2004. -260 с.

53. Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России / Под ред. С. А. Мозгового и С. А. Бурьянова -М.: Институт свободы совести, 2002. 119 с.

54. Корчева 3. Г., Яшин П. П. Советское законодательство о религиозных культах. Харьков: «Вища школа», 1985. - 118 с.

55. Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России: Исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М.: РОО «Православное дело»: Отчий дом, 2000. 462 с.

56. Лещинский А. Н. Время новых подходов. О советских государственно-церковных отношениях. М.: Знание, 1990. 90 с.

57. Логинов А. В. Власть и вера: государство и религиозные институты в истории и современности. М.: Большая российская энциклопедия, 2005. -496 с.

58. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А Я: Словарь-справочник. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 608 с.

59. Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты угроза XXI века» (23-25 апреля 2001 года). - Н. Новгород: Издательство братства во имя св. князя А. Невского, 2005. -293 с.

60. Мировой опыт государственно-церковных отношений. — М.: РАГС, 1999. — 383 с.

61. Мчедлов М. П. Религия и современность. М.: Политиздат, 1982. 272 с.

62. Николин А. Церковь и государство (история правовых отношений). -Издание Сретенского монастыря, 1997. 430 с.

63. Новейший философский словарь / В. А. Кондратов, Д. А. Чекалов, В. Н. Копорулина; под общ. ред. А. П. Ярещенко. Ростов н/Д: Феникс, 2005. -672 с.42.0бщая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева.

64. М.: Юрист, 1994. 360 с. 43.Одинцов М. И. Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917f1938 гг.). -М.: Знание, 1991.-64 с. 44.Одинцов М. И. Государство и церковь в России. XX век. М.: 1994.

65. Персиц М. М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР (1917 1919 гг.). М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. -596 с.

66. Пинкевич В. К. Вероисповедальные реформы в России в период думской монархии (1906-1917). М., 2000. 128 с.

67. Подопригора Р. А. Государство и религиозные организации (административно-правовые вопросы). Монография. Алматы: Аркаим, 2002.-324 с.

68. Позднеев И. Н. В чем сущность свободы совести. Краснодар, 1972. 29 с.

69. Поспеловский Д. И. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М.: Библейско-Богословский Институт Св. апостола Андрея, 1996.-630 с.

70. Проблемы взаимодействия духовного и светского образования. История и современность. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. - 555 с.

71. Религии народов современной России: Словарь / Ред. кол.: Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. М.: Республика, 1999. -624 с.

72. Религии народов современной России: Словарь / Ред. кол.: Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Республика, 1999. - 624 с.

73. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. к. ю. н. А. В. Пчелинцев, В. В. Ряховский. М.: Юриспруденция, 2001. - 448 с.

74. Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции. Москва, 22—23 февраля 1999 г.— М.: Рудомино, 1999. — 127 с.

75. Религия и демократия: на пути к свободе совести. Вып. II / Под ред. С. Б. Филатова и Д. Е. Фурмана. М.: «Прогресс Культура», 1993. - 592 с.

76. Религия и демократия: на пути к свободе совести. Вып. III / Под ред. С. Б. Филатова. М.: Наука, 1996. 299 с.

77. Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып. III / Сост. JI. М. Воронцова, А. В. Пчелинцев, С. Б. Филатов. Под общ. ред. С. Б. Филатова. М.: Наука, 1996. - 299 с.

78. Российская юридическая энциклопедия. М.: Издательский дом «Инфра-М», 1999.-Х, 1190 с.

79. Российские и зарубежные общественные и религиозные объединения: Справочник. М.: Бизнес-карта, 1993.-428 с.

80. Современный словарь по общественным наукам / Под общ. ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. М.: ЭКСМО, 2005. - 528 с.

81. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Теренер; пер. с англ.; под ред. С. А. Ерофеева. М.: ОАО Издательство «Экономика», 1999. -428 с.

82. Сохряков Ю. И. И. А. Ильин религиозный мыслитель и литературный критик. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 252 с.

83. Тимохин В. Ю. Религия и власть: прошлое и настоящее. М.: «Эллада»: 2005.-312 с.

84. Тихонравов Ю. В. Судебное религиоведение. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.-272 с.

85. Трофимчук Н. А. История религий в России. М.: Издательство РАГС,2002. 592 с.

86. Труды Нижегородской Духовной Семинарии. Сборник работ преподавателей и студентов. Выпуск 1. Нижний Новгород. РИ «Бегемот»,2003.-316 с.

87. Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия: X Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. - 432 с.

88. Цыганов В. И. Теория государства и права: основные понятия и категории. Н. Новгород, ННГУ, 2005. - 63 с.

89. Цыпин В. Церковное право: 2-е изд. М.: Изд-во МФТИ, 1996. 442 с.

90. Шевченко М. Пространство и мифы религиозной политики / Преодолевая государственно-конфессиональные отношения: Сборник статей / Под ред. С. Н. Градировского. Н. Новгород, 2003. - 310 с.

91. Эзрин Г. И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества. М.: Политиздат, 1974. - 135 с. 4. Публикации в периодических изданиях. Научные статьи:

92. Авакьян С. А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник МГУ. Серия 11, Право. 1999. - № 1. С. 3-21.

93. Безлепкин А. С. К вопросу о взаимоотношениях церкви и государства в России // Социально-гуманитарные знания. 1999. - № 1. С. 278-281.

94. Белоусов Г. В. Религиоведческая экспертиза в многоконфессиональнм государстве // Студенты о праве. 2001. С. 57-59.

95. Бенси Д. Не все конфессии одинаково полезны // НГ Религии. 2004. - 21 апреля. С. 1.

96. Булыгин И. А. Церковная реформа Петра I // Вопросы истории. 1974. -№5.

97. Бурковская В. А. Религиозное возрождение в России: мифы и реальность // Закон и право. -2005. № 3. С. 35-37.

98. Бурьянов С. Мозговой С. В России создается концепция отношений государства с религиозными объединениями // Право и политика. 2002. -№ 8. С. 88-96.

99. Бурьянов С. Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы реализации права на свободу совести в контексте глобализации // Государство и право. 2002. - № 10. С. 26-32.

100. Бурьянов С. Свобода совести. Отношения Российского государства с религиозными объединениями // Закон и право. 2003. - № 9. С. 16-21.

101. Ю.Бурьянов С. Новая парадигма реализации свободы совести // Современное право.-2003.-№5. С. 11-16.

102. Бурьянов С. Новая парадигма реализации свободы совести: в дополнение к опубликованному // Современное право. 2003. - № 7. С. 39-41.

103. Бурьянов С. А. Свобода совести в Российской Федерации: современное состояние, тенденции, перспективы // Конституционное и муниципальное право.-2004.-№2. С. 15-17.

104. Бурьянов С. А. Какой фактор работает на выборах: «религиозный» или отношений государства с религиозными объединениями? // Политика и общество. 2005. - № 5. С. 3-10.

105. М.Бурьянов С. А. Законотворческий процесс и новейшие тенденции трансформации законодательства о свободе совести в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. - № 8. С. 20-22.

106. В России создан институт свободы совести // Право и политика. 2002. -№ 12. С. 142-144.

107. Варьяс М. Ю. Церковное право как корпоративная правовая система: Опыт теоретико-правового исследования // Правоведение. -1995.-№6. С. 76-85.

108. Володина Н. Взаимоотношения государства и религиозных объединений // Государство и право. 2002. - № 9. С. 71-75.

109. Володина Н. Проблемы реализации конституционного права на свободу совести в демократическом российском обществе // Конституционное и муниципальное право. 2002. - № 4. С. 2-3.

110. Володина Н. В. Государственное регулирование вопросов свободы совести // Конституционное и муниципальное право. 2004. - № 2. С. 1720.

111. Гребенникова JL Радкевич С. XXI век: религия, Церковь и политика // Росшя. 2005. - 3-9 февраля. С. 5.

112. Гулягин Ю. А. Контроль за соблюдением религиозными организациями их уставных положений // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. 2002. - № 12. С. 76-80.

113. Гусаева К. Г. Свобода совести как правовая категория // Право и политика. 2004. - № 7. С. 34-38.

114. Дмитриев С. С. Православная церковь и государство в предреформенной России // История СССР. 1966. - № 4.

115. Дмитриев Ю. К вопросу о проблеме государственно-церковных отношений на современном этапе развития Российской Федерации // Право и жизнь. 2003 . - № 57. С. 15-20.

116. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви // Журнал Московской патриархии. 2000. -№ 9. С. 16-54.

117. Жбанков В. Н. Вредные мифы: государство и религиозные организации // Человек и закон. 2004. - № 4. С. 48-52.

118. Живулин В. А. Виды взаимоотношений государства и церкви. Научные труды. Выпуск 5. В трех томах. Том 1 / Российская академия юридических наук. М.: Издательская группа «Юрист». 2005. - С. 396400.

119. Живулин В. А. Система законодательства субъектов Российской Федерации // IX нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: Тезисы докладов. Нижний Новгород: Изд. Гладкова О. В. - 2005. С. 312-314.

120. Живулин В. А. Правовое регулирование государственно-религиозных отношений в СССР в период 1950 1990-х годов. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2005. №11. С. 169-172.

121. Игумен Вениамин. Россия государство светское, а не атеистическое // Новая книга России. 2005. - № 4. С. 23.

122. Ильдимирова Т. Н. Контроль мера правовая // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - 2004. -№ 5. С. 50-52.

123. Интервью с Святейшим патриархом Московским и всея Руси // Известия. -2006.-18 апреля. С. 1,5, 6.

124. Калинин В. И. Закон и религия // XXI век Представительная власть. -2001.-№ 2-3. С. 36-39.

125. Камышев Д. Божественная комиссия // Коммерсантъ Власть. 2002. - 12 февраля. С. 35-37.

126. Каневский К. Г. Социальная концепция Русской православной Церкви // Российская Юстиция. 2003. - № 8. С. 53-59.

127. Коробов П., Таратута Ю. Церковь добилась отпущения налогов // Коммерсант. 2006. - 11 октября.

128. Кратов Е. Основа могущества и благополучия. Религия в российском обществе: проблемы и перспективы // Сельская жизнь. 2005. - 21-27 июля. С. 6.

129. Кудрявцев А. И. Проблемы правового регулирования деятельности религиозных объединений в субъектах Российской Федерации // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. 2000. - № 6. С. 52-56.

130. Кудрявцева Г. А. Гражданско-правовой статус общественных объединений // Государство и право. 2003. - № 5. С. 32-40.

131. Куницын И. Правовые основы территориально-организационного устройства конфессий в России // Закон и право. 2000. - № 8. С. 51-55.

132. Куницын И. Конфессиональные приоритеты вероисповедальной политики России // Закон и право. 2002. - № 4. С. 57-62.

133. Куприянов А. Церковное право и его рецепция в российское законотворчество // Российская Юстиция. 2001. -№ 2. С. 68-70.

134. Ленев Д. А. Правовое положение религиозных объединений в Российской Федерации // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей-юристов. Вып. 1. Нижний Новгород: Издательство ННГУ им. Н. И. Лобачевского. 2001. С. 184-189.

135. Лолич К. Г. Государственное регулирование деятельности общественных объединений // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации.-2002.-№ 12. С. 81-83.i

136. Миронов А. В. Бабинов Ю. А. Основы религиоведения. Государственно-конфессиональные отношения // Социально-гуманитарные знания. 1999. -№3. С. 106-124.

137. Миронов О. Заключение о проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях международно-правовым обязательствам» // Российская газета. 1999. - 22 апреля. - С. 5.

138. Морозова Л. А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. - № 3. С. 87-92.

139. Муравьев А. Церковное право // Отечественные записки. 2003. - № 2. С. 318-325.

140. Наумов С. Церковь и государство: история и современность// Государственная служба. 2004. - № 3. С. 119-123.

141. Писенко К. А. Административно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных объединений // Право и политика. 2003. - № 8. С. 96-103.

142. Писенко К. А. Соглашения о сотрудничестве между религиозными объединениями и исполнительными органами государственной власти Российской Федерации как разновидность административного договора // Государство и право. 2004. - № 3. С. 71-78.

143. Полунов Ю. А. Русская православная церковь как субъект межсекторного социального взаимодействия в современной России // Вестник МГУ. Серия 21, Управление. -2005. -№ 4. С. 61-73.

144. Потанина С. В. Некоторые аспекты взаимоотношений государства и религии за рубежом // Журнал российского права. 2001. - № 4. С. 105113.

145. Профессиональная пригодность и правовое мышление. К вопросу об отделении церкви от государства // Российская юстиция. 2003. - № 5. С. 68-71.

146. Раянова Р. С. Контроль за деятельностью общественных объединений и религиозных организаций // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. 2003. - № 8. С. 97-99.

147. Романюк Е. И. Правовой аспект понятия свободы совести // Проблемы юридической науки и практики в исследованиях адьюнктов и соискателей. Вып. 6. 2000. С. 255-259.

148. Салыгин Е. Каким быть государственно-церковным отношениям в России? // Российская Юстиция. 1998. - № 2. С. 25-27.

149. Сварцевич В.Отцы и «деды» // Аргументы и факты. 2006. №11. С. 3.

150. Сорокина Ю. Н. Свобода совести: понятие и правовые предпосылки // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Выпуск 2. Актуальные проблемы российского права и культуры XXI века. Н. Новгород: Издательство ВГАВТ. - 2002. С. 92-97.

151. Сувровцев А. Военные священники служат Богу и Отечеству // НГ Религии. 2006. - 1 марта. С. 5.

152. Тощенко Ж. Т. Теократия как форма взаимодействия религии и власти // Философские науки. 2002. - № 3. С. 5-15.

153. Тощенко Ж. Т. Теократия как форма взаимодействия религии и власти // Философские науки. 2002. - № 4. С. 31-41.

154. Федяев В. П. Контроль за деятельностью религиозных организаций // Бюллетень Минюста Российской Федерации. 2003. - №8. С. 92-95.

155. Черников П. 204 священнослужащих на всю армию // Коммерсантъ Власть. 2006. - 20 февраля. С. 12.

156. Шахов М. О. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики // Религия и право. 2001. - № 1.

157. Шахов М. О., Шутова О. С. Государственно-конфессиональные отношения: анализ типологий и «силовая модель» // Политая. 2003. - № З.С. 158-178.

158. Шершнева-Цитульская И. А. Правовой статус религиозного объединения: понятие и виды // Государство и право. 2005. - № 3. С. 109-113.

159. Шутова О. С. Государственно-конфессиональные отношения: Россия XX век // Материалы 12-й международной конференции молодых ученых. -2002.-С. 67.

160. Диссертации, авторефераты диссертаций:

161. Аминов И. А. Реализация права на свободу вероисповедания в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации. Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. СПб., 2003.18 с.

162. Аюшеева И. 3. Гражданско-правовое положение религиозных организаций. Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. 26 с.

163. Боровой Д. Д. Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования. Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Ставрополь, 2004. 28 с.

164. Гаранова Е. П. Церковное право в правовой системе российского общества (общетеоретический и исторический аспекты). Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2004. 27 с.

165. Каневский К. Г. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации. Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Москва, 2004. 26 с.

166. Королев Г. Н. Правовое регулирование реализации права военнослужащих на свободу вероисповедания. Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Москва, 1994.23 с.

167. Левина А. А. Институт «свободы совести и вероисповедания»: историко-правовой опыт России. Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003. 33 с.

168. Писенко К. А. Административно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Москва, 2004. 29 с.

169. Соколова Н. В. Государственно-правовое регулирование церковных отношений в советской и современной России (историко-правовой аспект). Дисс. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2004. 232 с.

170. Тараско Р. А. Трансформация государственно-конфессиональных отношений и пути их оптимизации в современной России (политико-правовой анализ). Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005. 26 с.

171. Тетерятников Н. Ю. Теоретико-правовые основы свободы совести. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002.18 с.6. Электронные ресурсы:

172. За прошедшие два года доля общин Русской православной церкви в России увеличилась статистика. Электронный ресурс. / Режим доступа: http.7/www.interfax-religion.ru/?act=news&div=14045. - Загл. с экрана.

173. О чем говорят цифры. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.archipelag.ru/rumir/religio/statistics/said/. Загл. с экрана.

174. Результаты поиска. Вы искали документы, содержащие нижеперечисленные слова в одном предложении: о религиозных объединениях Электронный ресурс. / Режим доступа: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf. Загл. с экрана.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.