Теория и методика изучения готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки в образовательном процессе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Дынько, Ольга Николаевна

  • Дынько, Ольга Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 181
Дынько, Ольга Николаевна. Теория и методика изучения готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки в образовательном процессе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Краснодар. 2002. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дынько, Ольга Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

1. Научно-теоретические предпосылки изучения духовно-ценностного становления личности школьника в процессе музыкального образования

1.1 Аксиологические константы современного музыкального образования

1.2 Сущность и структура готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки

2. Методика педагогического диагностирования готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки

2.1 Сравнительный анализ подходов музыкального образования к диагностике духовно-ценностного развития школьника

2.2 Педагогическая модель изучения готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки

3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности модели изучения готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки

3.1 Ценностное взаимодействие субъектов музыкально-образовательного процесса как основа реализации исследуемой модели

3.2 Реализация модели изучения готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки в сотворчестве учителя и учащихся на уроке музыки

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория и методика изучения готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки в образовательном процессе»

Актуальность проблемы исследования. Современная прогрессивная педагогика призывает вернуть образование к его основной цели — воспроизводству созидательного пространства, или «духосферы», в котором обогащается нравственный потенциал нации, активизируются защитные силы разума от разрушающего воздействия среды и реализуются креативные способности личности. Актуальность этой цели сегодня объясняется той психологической напряженностью, при которой человек теряется в выборе идеалов, а переменчивая мода (в том числе музыкальная) обрушивает потоки насилия, агрессии, вседозволенности, что особенно болезненно сказывается на детях. В результате наблюдается их потребительский настрой, эгоизм, увлечение низкопробными "духовными товарами".

Ситуация в музыкальном образовании отражает и моделирует в себе весь ряд противоречивых моментов, происходящих в обществе. Классическая музыка и высокое искусство вытесняются из жизни детей и молодежи. В связи с этим все более возрастает ответственность сообщества (педагогического особенно!) за идейно-ценностное музыкальное пространство современности. Появляется необходимость приобщения школьников к образцам высокого музыкального искусства в учебно-воспитательном процессе, их подготовки к личностно-творческому восприятию и оценке произведений.

Проблема данного исследования как раз и связана с разрешением противоречий между особой значимостью готовности школьников к личностно-ценностному постижению музыки и отсутствием достаточно эффективных, научно обоснованных путей ее выявления.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Обозначенная в данном исследовании проблема сопряжена с научным осмыслением аксио-систем, духовно-ценностных основ развития личности, в том числе личности школьника, которые освещались в различных отраслях философской мысли (С. Ф. Анисимов, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, М. К. Мамардашвили и др.), эстетике (Г. 3. Апресян, Н. И.

Киященко, Jl. Н. Столович и др.), искусствознании (М. М. Бахтин, А. И. Буров, Д. С. Лихачев и др.), общей и художественной психологии (К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, А. А. Мелик-Пашаев, В. И. Петрушин, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. А. Ухтомский и др.), педагогике (Ю. П. Азаров, Ш. А. Амонашвили, Л. А. Баренбойм, В. Е. Гурин, В. А. Сухомлинский, Д. Б. Кабалевский и др.).

Проблема готовности личности к духовно-ценностному взаимодействию с музыкой давно и плодотворно изучается в различных областях зарубежного и отечественного музыкознания (Т. В. Адорно, М. Г. Арановский, Б. В. Асафьев, К. Дальхауз, Л. А. Мазель, В. В. Медушевский, А. Н. Сохор и др.), где все большее внимание уделяется изучению оценочной деятельности композитора, исполнителя, слушателя, выявлению ее содержательно-структурных элементов в форм (В. Н. Максимов, Е. В. Назайкинский и др.). Именно оценка в музыкальной деятельности выражает личность - ее духовно-ценностное сознание и поведение.

В музыкальной педагогике обозначенная в данном исследовании проблема так или иначе затрагивалась в различных контекстах при изучении: художественного вкуса, ценностных ориентаций и потребностей школьников в области музыки (И. Г. Димова, А. Н. Малюков, В. Г. Мозгот, 3. П. Морозова, А.

A. Пиличаускас, Ю. Ф. Яковенко и др.); их готовности к оценке произведений разной содержательной и художественно-стилевой направленности (Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Б. А. Брылин, В. К. Белобородова, Н. Л. Гродзенская, 3. К. Кальниченко, 3. А. Ринкявичус и др.).

К настоящему времени исследований, непосредственно связанных с поиском эффективных, научно обоснованных путей и методов изучения готовности школьников к оценке содержательных (прежде всего идейно-нравственных) сторон музыки, пока немного (Н. А. Ветлугина, Л. В. Горюнова,

B. М. Подуровский, Н. В. Суслова, Л. В. Школяр). Предлагаемые данными авторами подходы к изучению развития музыкальной культуры школьников предусматривают одним из ее критериев готовность к оценке явлений музыкального искусства.

Однако ряд вопросов относительно высказанной проблемы требует доработки. Кроме этого, остаются слабо изученными результаты влияния музыки на личность школьника, внутренние (субъективные) и внешние (объективные) факторы, обусловливающие качество исследуемой готовности. Попытки осмысления данной готовности не привели к получению необходимых представлений о ее сущности, структуре и путях изучения в живом музыкально-образовательном процессе. Все это свидетельствует об актуальности проблемы и необходимости ее специального, более тщательного обследования.

Объектом исследования выступает целостный процесс музыкального обучения и воспитания в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: готовность школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки как компонент музыкальной, и шире -духовной культуры их личности.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что в качестве теоретико-методических основ изучения готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки выступает особая организация музыкально-образовательного процесса, при которой: содержание музыкальных занятий наполняется жизненно контекстуированными ценностными смыслами; взаимодействие с музыкой, личностно-ценностное постижение ее содержания школьниками приобретает художественно-исследовательскую ориентацию;

- в качестве ведущих выступают диалогические, со-творческие по характеру взаимоотношения субъектов музыкально-образовательного процесса;

- учитываются внешние (среда) и внутренние факторы (личность педагога и ученика), воздействующие на сущностные и функциональные стороны исследуемой готовности.

Цель исследования: разработать теоретические и методические основы изучения готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки.

Исходя из объекта, предмета, гипотезы и цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить возможности реализации аксиологического подхода в современном музыкальном образовании.

2. Раскрыть сущность и структуру готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки.

3. Разработать педагогическую модель изучения исследуемой готовности в сфере школьного музыкального образования.

4. Проверить данную модель в опытно-экспериментальной работе.

Методологическая основа исследования. Методологическими основаниями диссертационного исследования явились следующие концепции, идеи и положения философской, общенаучной и художественно-научной направленности: теория ценностей (И. А. Ильин, М. С. Каган, В. В. Медушевский, В. А. Сластенин, J1. Н. Столович, В. П. Тугаринов, А. И. Щербакова и др.), понимание духовно-творческого характера человеческой жизнедеятельности (Н. А. Бердяев, С. И. Гессен, Д. С. Лихачев, В. А. Пономаренко, С. J1. Рубинштейн, П. А. Флоренский и др.), общенаучный и художественно-научный подход к определению сущности и роли личностно-ценностного, диалогического общения с духовными явлениями искусства, музыки (М. М. Бахтин, А. Б. Добрович, Р. А. Куренкова, JL JI. Надирова и др.).

Теоретическая основа исследования. При разработке исследования взгляды автора опирались на идеи о персонализации личности, нравственном ее совершенствовании при взаимодействии с искусством в условиях личностно-ориентированного образования (Ш. А. Амонашвили, Р. Берне, Е. В. Бондаревская, В. П. Зинченко, Д. Б. Кабалевский, Г. Г. Нейгауз, Б. М. Неменский, В. В. Сериков, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.).

Важное место в диссертации приобрели положения музыкознания, музыкальной психологии и педагогики о духовно-нравственной сущности содержания музыки и способов взаимодействия с ней (Б. В. Асафьев, Э. Б. Абдуллин, Б. М. Теплов, JL П. Маслова, В. Г. Ражников, Г. С. Тарасов, Ю. Н. Холопов, Б. М. Целковников, Т. В. Чередниченко, А. И. Щербакова, Н. А. Южанин и др.).

В разработке теоретических и практических аспектов исследуемой проблемы использовался опыт применения диагностических методик в различных областях общей и профессиональной музыкальной педагогики (И. Н. Немьпсина, Ю. П. Питерин, В. М. Подуровский, Н. В. Суслова, JI. В. Школяр и др.).

Методы исследования. В исследовании были использованы теоретические методы в сочетании с опытно-экспериментальной работой: анализ научно-теоретической и практической разработанности проблемы, наблюдение, беседа, анкетирование, методы педагогической диагностики, математической обработки результатов.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе гуманитарного лицея - общеобразовательной школы № 33. В исследовании было задействовано 335 участников испытуемых, из них: 259 учащихся (1 - 6-е классы), 76 студентов Краснодарского музыкально-педагогического колледжа (1, 5-й курсы) и музыкально-педагогического факультета КГУКИ (4-й курс).

Основные этапы исследования. Исследование, начатое в 1999 г., складывалось из трех этапов.

На первом этапе (1999 - 2000 г.г.) был проведен теоретический анализ состояния проблемы, выявлена специфика теоретического и практического подходов к ней.

На втором этапе (2000 - 2001 г.г.) были разработаны структурные компоненты готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки, модель ее изучения.

На третьем этапе (2001 - 2002 г.г.) была проведена проверка эффективности модели изучения этой готовности, систематизация и интерпретация результатов исследования, их оформление.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, опорой на широкий диапазон научных источников в области философии, эстетики, музыкознания, общей и музыкальной педагогики и психологии; использованием комплексных взаимодополняющих методов; проведением количественного и качественного анализа полученных результатов, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Научная новизна исследования заключается в следующем: расширены функции аксиологического подхода в школьном музыкальном образовании, в частности изучены возможности его применения в диагностико-аналитической практике урока музыки; дано научное обоснование сущностным и функциональным особенностям готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки; выявлено детерминирующее значение внешних и внутренних факторов, в определении педагогической стратегии и тактике изучения готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки; полученные в исследовании теоретические и практические результаты в определенной мере могут быть использованы не только в методических, но и в методологических изысканиях по реализации личностно-ценностного подхода в музыкальном образовании школьников.

Теоретическая значимость. Полученные в диссертации выводы о сущности, роли исследуемой готовности и методике ее изучения пополняют теорию и методику школьного музыкального образования, а также могут служить методологической основой для дальнейших исследований в данной области.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- разработанные автором теоретико-методические основы (модель) изучения готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки внедрены в учебно-педагогический процесс ряда музыкально-образовательных учреждений (школа-лицей № 33 г. Краснодара, КМПК, К гу К И);

- основные положения и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в системе профессиональной подготовки учителей музыки при изучении ими курсов «Теории и истории музыкальной педагогики и образования», «Методики музыкального воспитания» и прохождении педагогической практики в общеобразовательной школе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки выступает особым духовно-психическим образованием их целостной личности, интегрирующим в себе следующие структурные компоненты: эмоционально-чувственный, логико-смысловой, деятельно-практический, каждый из которых располагает своими функциями и содержанием.

2. Изучение готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки детерминируется следующими факторами:

- объективные (эволюция музыкального искусства, заложенный в нем идейно-нравственный, философский смысл; конкретные условия, среда жизнедеятельности);

- субъективные (особенности личности педагога и ученика в сфере мотивации потребления духовных ценностей, форм и способов выражения отклика на высокие духовные ценности искусства).

Эти факторы неразрывно взаимосвязаны и обусловлены друг другом.

3. Успешное изучение готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки обеспечивается путем педагогического моделирования учебно-воспитательного процесса, в котором реализуются: художественно-исследовательская направленность содержания образовательного процесса; ценностное взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса;

- опора на единство интонационно-смыслового и личностно-ценностного постижения музыки;

- творческое «Я» коллективного субъекта познания (ученик и учитель).

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и психологии, истории, теории музыки и композиции КГУКИ, а также на региональных научно-практических конференциях:

1) «Преемственность музыкально-педагогического образования в профессиональной подготовке учителя» (Краснодар, 2000 г.);

2) «Региональные проблемы многоуровневой системы профессионального музыкального образования» (Краснодар, 2001 г.);

3) «Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона» (Краснодар, 2001 г.);

4) "Личность и бытие" (Краснодар, 2002 г.).

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Дынько, Ольга Николаевна

Основные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:

1. Дано научное обоснование сущностным и функциональным особенностям готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки.

2. Раскрыты сущность и функции объективных и субъективных факторов, определяющих стратегию и тактику изучения исследуемой готовности.

3. Разработана педагогическая модель изучения готовности школьников к ф оценке идейно-нравственного содержания музыки, включающая в себя особую организацию учебно-воспитательного процесса, в которой реализуются: художественно-исследовательская направленность содержания образовательного процесса; ценностное взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса;

- опора на единство интонационно-смыслового и личностно-ценностного • постижения музыки;

- творческое «Я» коллективного субъекта познания (ученик и учитель).

4. Апробированная в ходе опытно-экспериментального исследования модель позволяет утверждать, что поставленная в диссертации цель и задачи достигнуты, а намеченная гипотеза подтверждена,

СФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальное образование, как важный фактор духовного развития общества, невозможно без обращения к проблеме реализации детского нравственного, творческого потенциала и их переосмысления. Обращение к готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки в вопросах становления их личности признается нами как метод и инструмент выведения проблемы на уровень широких мировоззренческих обобщений.

Полученные в ходе исследования результаты убеждают в том, что мудрое, ответственное и высоконравственное поведение школьников возможно ожидать тогда, когда они обладают развитым аксио сознанием, умеют дискутировать в коллективе, приводить доказательства, ориентируются на собственные оценки (а не на действия по стереотипу под влиянием толпы), то есть поднялись на ступеньку выше в уровне рассмотренной нами готовности.

Разработанная в исследовании модель изучения готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки, разумеется, является ориентировочной, но ее логико-содержательная направленность, как это было подтверждено в ходе опытно-экспериментальной работы, может явиться основой для дальнейшей, более углубленной музыкально-образовательной практики в деле духовно-нравственного становления личности школьника.

Отмеченные нами компоненты, критерии, показатели (не всегда поддающиеся жесткой фиксации) действуют не изолированно, а в единстве со всей системой воспитательных средств усвоения духовной культуры личностью, и только их целенаправленное, комплексное влияние обусловливает внутреннюю логику становления и развития готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки.

С позиции проведенного нами исследования, становится очевидным, что идейно-нравственный потенциал произведений искусства благодаря его личностно-ценностному постижению, должен обеспечить освоение культуры под вполне определенным углом зрения. Развитое аксиологическое сознание учащихся послужит «противоядием» против негативного влияния псевдокультуры и станет для них ориентиром в освоении окружающего мира и искусства, фактором совершенствования духовной и музыкально-эстетической культуры.

Технология изучения готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки позволяет всецело направить любые методические поиски в новое русло, предусматривающее приближение музыки к ребенку. Учителю музыки необходимо планировать свои воспитательные воздействия, весь процесс музыкального обучения таким образом, чтобы, используя данные диагностирования, закрепляя положительные или ослабляя отрицательные качества и потребности добиваться развития и формирования олыта взаимодействия с миром Другого.

Он должен также всячески направлять идейно-нравственные суждения и оценки произведений искусства учеников, развивать умение критически относиться к своему творчеству и творчеству других, к окружающей человека эстетической действительности. Только в этом случае огромный воспитательный потенциал, который заложен в самой природе музыкального искусства, может стать одним из решающих факторов эстетического и нравственного воспитания учащихся, формирования их духовного облика. Полноценное нравственное воспитание школьников, как подтвердилось результатами исследования, возможно лишь в атмосфере сотворческих отношений, диалогового пространства, открывающих широкий простор для проявления каждым учеником своих мыслей, чувств, переживаний.

Разработки по изучению готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки и их практическое применение являются важным направлением в системе образования, поскольку качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, возникающих на базе знаний определяются не только истинностью самих знаний, но и их духовной насыщенностью.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дынько, Ольга Николаевна, 2002 год

1. Абдуллазаде Г. А. Философская сущность музыкального искусства / Г. А. Абдуллазаде. Баку, 1985. - 282 с.

2. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин. М., 1983 . — 111 с.

3. Абдуллин Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования / Э. Б. Абдуллин. М., 1990. — 186 с.

4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М., 1991. - 302 с.

5. Азаров Ю. П. 100 тайн детского развития / Ю. П. Азаров. М., 1996.480 с.

6. Аксенова Ю. А. Картина мироустройства в рисунках детей и взрослых / Ю. А. Аксенова // Модели мира М.: Российская Ассоциация искусственного интеллекта, 1997. - С. 181 - 194.

7. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук / Алиев Ю.Б. -М., 1987 г.-31 с.

8. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М., 1995. - 496 с.

9. Ананьев В. Г. Избранные психологические труды / В. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. - 230 с.

10. Аникеева Н. В. Воспитание игрой / Н. В. Аникеева. Новосибирск, 1994. -144 с.

11. Арсеньев А. С. Кого же называть личностью? / А. С. Арсеньев// Искусство в школе. 1996. № 1. - С. 58-63.

12. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. Л, 1963.-378 с.

13. Асафьев Б. В. Анализ понятия «художественного» в отношении к преподаванию музыки в трудовой школе / Б. В. Асафьев//Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973. - С. 120.

14. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: психолог; педагог; психоисторик / А. Г. Асмолов — Воронеж, 1996. 767 с,

15. Аспасова О. И. Культура школьной работы / О. И. Аспасова// Школьные технологии. М., 2000. — С. 27-32.

16. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. - 190 с.

17. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.- 192 с.

18. Балабан М. А. От «продуктивной» к «репродуктивной» этике образования / М. А. Балабан // Школьные технологии. 2000. - №5. — С. 11-16.

19. Балашов JT. Е. Мир глазами философа. Категориальная картина мира / Л. Е. Балашов. М., 1997. - 239 с.

20. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. 2-е изд. / Л. А. Баренбойм. -Л., 1979.-352 с.

21. Бахтин М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники: Ежегодник. М., 1986. - С. 80-160.

22. Бахтин М. М. Архитектоника поступка / М. М. Бахтин // Социологические исследования. 1986. -№ 2. - С. 156-169.

23. Бедерханова В. П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности / В. П. Бедерханова, П. Б. Бондарев. Краснодар: Изд-во Департамента образования и науки и ККИДППО, 2000. - 53 с.

24. Берне Р. Я концепция учителя / Р. Берне. Развитие Я — концепции и воспитание. - М. 1986., - 420 с.

25. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская; Отв. ред. Б. М. Кедров. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983.- 173 с.

26. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. / Гл. ред А. М. Прохоров. М. Сов. энциклопедия, 1991. - 1631 с.

27. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. - №4. -С. 11-17.

28. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. - № 3. - С. 37-43.

29. Булез П. Идея. Реализация. Ремесло. / П. Булез // Альманах музыкальной психологии. М., 1994. С. 91-136.

30. Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. - № 3. - С. 15-19.

31. Вендрова Т. Е. Вопросы музыкознания в системе массового музыкального образования / Т. Е. Вендрова // Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства: Сб. науч. трудов. М., 1978. -106 с.

32. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка / Н. Ветлугина. М., 1968.-415 с.

33. Виноградова Н. Ф., Дети, взрослые и мир вокруг / Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. М.: Просвещение, 1993. - 128 с.

34. Волкова П. С. Музыкальные занятия в условиях полихудожественного развития школы / П. С. Волкова. Астрахань, 1999. - 116 с.

35. Выготский Л. С. Психология искусства. Изд. 2-е, испр. и доп. / Л. С. Выготский. М., 1968. - 576 с.

36. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 456 с.

37. Газман О. С., Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя) Метод, рекомендации / О. С. Газман, А. В. Иванов. М., 1992. - С. 3-26.

38. Галенко С. П. На пути к новой идеологии образования / С. П. Галенко // Гуманизация образования императив XXI в. Вып.1. Набережные челны, 1996.-С. 81-93.

39. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П. Я. Гальперин. М.: МГПУ, 1985. - 45 с.

40. Гачев Г. Д. Творчество, жизнь, искусство / Г. Д. Гачев. М., 1980. —143 с.

41. Гершунский Б. С. Методологическое знание в педагогике / Б. С. Гершунский. М.: Знание, 1986. - 112 с.

42. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / С. И. Гессен; Отв. ред. Г. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

43. Головина М. Ф. Урок музыки — урок мировоззренческий / М. Ф. Головина // Формирование коммунистического мировоззрения учащихся средствами искусства / Под ред. Э. И. Моносзона. М., 1985. - С. 157-164.

44. Горюнова JI. В. На пути к педагогике искусства / JI. В. Горюнова // Музыка в школе. 1987. - № 2. - С. 7-17.

45. Горюнова J1. В. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе / JI. В. Горюнова. М., 1991. - 327 с.

46. Горюнова Л. В. Урок музыки урок искусства / Л. В. Горюнова, Л. П. Маслова. - М.: Прометей, 1989. - 100 с.

47. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-542 с.

48. Давыдова Г. А. Мировоззренческое и методологическое содержание принципа развития / Г. А. Давыдова // Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики. Киев, 1981. — С. 36 — 53.

49. Денисов Н. Г. Идеология созидательного сопротивления на пороге XXI в. / Н. Г. Денисов. Краснодар, 2001. - 31 с.

50. Жданов Ю. А. Логика категорий культуры / Ю. А. Жданов // Материалы Южно-Российской науч.-практ. конф. «Культура мощнейший фактор развития». - Ростов-на-Дону, 1997. - С. 36.

51. Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики / В. И. Журавлев. М.: Педагогика, 1984. - 176 с.

52. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

53. Закс JI. Музыка в контекстах духовной культуры / JI. Закс // Критика и музыкознание: Сб. ст. Вып. 3. - J1., 1987. - С. 46-68.

54. Занков J1. В. Дидактика и жизнь / JI. В. Занков. М.: Педагогика, 1986. -113 с.

55. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г. Е. Залесский. М., 1994. - 144 с.

56. Зинченко В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили / В. П. Зинченко. М., 1997. - 336 с.

57. Ионин JI. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. М., 1996. - С. 9-11.

58. Ильенков Э. В. Свобода воли / Э В. Ильенков // Вопросы философии. №2 1990.-с. 69-75.

59. Искусство в мире духовной культуры / Отв. ред. Е. П. Шудря. Киев: Наук. Думка, 1985. - 239 с.

60. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? 3-е изд. / Д. Б. Кабалевский. М., 1980. - 191 с.

61. Кабалевский Д. Б. Идейные основы музыкального воспитания в Советском Союзе / Д. Б. Кабалевский. // Музыкальное воспитание в современном мире. М., 1981.-е. 28.

62. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб., 1996. - 416 с.

63. Караковский В. А. Стань человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. М., 1993.-С. 13-32.

64. Киященко Н. И. Эстетическое воспитание учащихся в эпоху обостренной борьбы двух идеологий / Н. И. Киященко // Формирование коммунистического мировоззрения учащихся средствами искусства / Под ред. Э. И. Моносзона. М. 1985. - С. 107-117.

65. Киященко Н. И. Мировоззрение педагога-музыканта: общее и особенное / Н. И. Киященко // Мировоззрение учителя музыки: взгляд в будущее: Материалы IV междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Э. Б. Абдуллин, Б. М. Целковников. М., 1998. - С. 13-16.

66. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике / М. В. Кларин. М.Рига: Эксперимент, 1998. - 176 с.

67. Колышева Т. А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования / Т. А. Колышева; Под. ред. Э. Б. Абдуллина. М. 1997. — 175 с.

68. Колышева Т. А. Концепция непрерывного образования / Т. А. Колышева // Народное образование. 1989. - № 10. - С. 3-12.

69. Кошмина И. В. Духовная музыка: мир красоты и гармонии / И. В. Кошмина // Искусство в школе. 1991. - №1. - С. 52-56.

70. Крапивская JI. В. Личность, ее ценностные ориентации / Л. В. Крапивская. М.: Акад. нар. хоз-ва, 1982. - 28 с.

71. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. — 576 с.

72. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошенко. М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

73. Кривцун О. А. Психология искусства / О. А. Кривцун. М.: Изд-во Лит. ин-та им. А. Горького, 2000. - 224 с.

74. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. М., 1972. - 254 с.

75. Кузнецова И. Ю. Молодежная политика и молодежная культура / И. Ю. Кузнецова. Краснодар, 2000. - 286 с.

76. Кузнецова Л. М. От познавательного интереса к созиданию знаний / Л. М. Кузнецова // Педагогика. 1993. - № 4. - С. 35-39.

77. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. Л.: Педагогика, 1985. - 32 с.

78. Кулыгина Л. С. Активизация учения: сущность и содержание / Л. С. Кулыгина // Педагогика. 1994. - №1. - С. 7-11.

79. Левитан К. М. Личность педагога: становление и развитие / К. М. Левитан. Саратов: Изд-во СГУ, 1991. - 168 с.

80. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1997. - № 11. - С. 46-54.

81. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. М., 1979. -16 с.

82. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И. Я. Лернер // Педагогика. 1996. - №2. - С.7-11.

83. Лифшиц М. Н. Мифология древняя и современная. Античный мир, мифология и эстетическое воспитание Т.З / М. Н. Лифшиц. М.: ИЗО, 1998. -С. 336-430.

84. Лозовская Р. И. Развитие духовной культуры учителя в процессе изучения музыкально-педагогических культур: Автореф. дис. на соиск. учен, степ, канд, пед. наук / Лозовская Р. И. Ростов-на-Дону, 2000. - 17 с.

85. Лопатина А. Книга для занятий по духовному воспитанию / А. Лопатина, М. Скребцова. М.: Сфера, 1998. - 428 с.

86. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. М., 1991.-526 с

87. Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм / Н. О. Лосский. М.: Изд-во Прогресс, 1992. - 207 с.

88. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек Текст -Семиосфера - История / Ю. М. Лотман. - М.: Языки рус. культуры, 1999. - 447 с.

89. Макаренко А. С. Психология труда учителя / А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 1993. - 191 с.

90. Макмак Л. В. Технология образования в сотворческой художественной деятельности педагога и ученика: Дис. на соиск. учен. степ, канд, пед. наук / Макмак Л. В. Краснодар: КГУ, 2001. - 179 с.

91. Малахов В. А. Искусство и человеческое мироотношение / В. А. Малахов. Киев , 1988. - 213 с.

92. Малыгина Е. М. "Развитие художественно-эстетического вкуса студентов / Е. М. Малыгина // Педагогика. 2000. - № 4. - С. 102-106.

93. Маслова JI. П. Педагогика искусства / JI. П. Маслова. Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 1997. - 136 с.

94. Маслова Л. П. Путь к мастерству / Л. П. Маслова // Пед. эхо. 2001. -№5.-С. 1-5.

95. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А Маслоу. М.: Смысл, 1999. - 425 с.

96. Медушевский В. В. Может быть, вернемся к истокам? / В. В. Медушевский // Вестник высшей школы. 1987. - № 8. - С. 73-80.

97. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. Исследование / В. В. Медушевский. М., 1993. - 262 с.

98. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. М., 1981. - 96 с.

99. Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее: Материалы IV междунар. научн.-практ. конф. / Отв. ред. Э. Б.Абдуллин, Б. М. Целковников. М., 1998. - 127 с.

100. Молоканов Г. И. Русский экологический космизм / Г. И. Молоканов. Краснодар, Изд-во КНА, 1999. - 203 с.

101. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. М., 1982. - 378 с.

102. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. М., 1988.-254 с.

103. Неменский Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. М.: Изд-во УРАО, 2000. - 192 с.

104. Никандров Н. Д. Воспитание ценностей; российский вариант / Н. Д. Никандров // Образование, Традиция и инновации в условиях социальных перемен / Под ред. Г. Глейзера, М. Вилокиевича. М., 1997. С. 109-116.

105. Никифоров A. JI. Деятельность, поведение, творчество /А. JL Никифоров // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. - С. 5269.

106. Николаенко С. А. Системный анализ профессиональной готовности будущего учителя к педагогической деятельности. Дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук / Николаенко С. А. Киев, 1985. - 174 с.

107. Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. - 216 с.

108. Обучение и воспитание школьников средствами искусства: Сб. науч. тр. -М., 1981.-90 с.

109. Орлов Г. А. Древо музыки / Г. А. Орлов. Вашингтон-Л., 1992. - 408с.

110. Остапенко А. А. Непрерывность образования. Теоретические основы концепции системы непрерывного образования Кубани / А. А. Остапенко. — Краснодар: Кубанский учебник, 2001. — 60 с.

111. Остапенко А. А. Соборность как основа культурной деятельности взрослых и детей / А. А. Остапенко // Школьные технологии. 2000. - № 5. - С. 22-27.

112. Педагогика наших дней / Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов. С. Н. Лысенкова; Сост. В. П. Бедерханова. Краснодар, 1989. -416 с.

113. Педагогика: Педагогические теории, системы технологии: Учеб. пособие для студентов высших и средних учебных заведений / Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд. - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 512 с.

114. Педагог-музыкант в пространстве Мысли и Духа: Хрестоматия / Сост. Б. М. Целковников. М., 1998. - 126 с.

115. Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное / Ж. Пиаже // Вопросы психологии. 1996. - № 6. - С. 27-30.

116. Пиличаускас А. А. Познание музыки как воспитательная проблема / А. А. Пиличаускас. М., 1992. - 44 с.

117. Пискачева Г. Ю. Личностно-профессиональная направленность эстетического образования в процессе подготовки учителя начальных классов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Пискачева Г. Ю. — Краснодар, 2000. 20 с.

118. Поддьяков Н. Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка / Н. Н. Поддьяков. Педагогика. - 2000. - № 1. - С. 25-30.

119. Подуровский В. М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В. М. Подуровский, Н. В. Суслова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 -320 с.

120. Поленякина Е. В. Формирование ценностных ориентаций учащихся начальных классов в условиях школьной жизни: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук / Поленякина Е. В. Воронеж, 2000. - 19 с.

121. Проблемы формирования творческой личности в музыкальном вузе: Мировоззренческая подготовка в специальном классе: Сб. науч. трудов Моск. гос. консерватории. М., 1983. - 136 с.

122. Пыльнева Л. Исповедь нашего современника / Л. Пыльнева // Музыкальная академия. 1999. - № 4. - С. 35.

123. Ражников В. Т. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры / В. Т. Ражников. М., 1993. - 90 с.

124. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. -М., 1989.-141 с.

125. Рашковский Е. Б. Современное мироздание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл. Соловьева / Е. Б. Рашковский // Вопросы философии. 1996. - №6. - С. 48-53.

126. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4 / Д. Реале и Д. Антисери. - Петрополис, 1997. - 136 с.

127. Решетников П. Е. Личностно-ориентированный образовательный процесс / П. Е. Решетников // Специалист. 1995. - № 10. - С. 39.

128. Розанов В. В. О понимании: Опыт исследования природы, границ ивнутреннего строения науки как цельного знания / В. В. Розанов. СПб., 1994. -528 с.

129. Розов Н. С. Культура, ценности и развитие образования / Н. С. Розов. -М., 1992.-154 с.

130. Румянцева 3. В. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности в школе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Румянцева 3. В. М., 1987. - 15 с.

131. Русские философы. Конец 19 середина 20 вв.: Антология / A. J1. Доброхотов, С. Б. Неволин, JI. Г. Филонова. — Вып. 1. - М.: Книжная палата, 1993.-368 с.

132. Рубинштейн С. JI. Проблемы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. - 423 с.

133. Рябцев В. П. Проблема формирования педагогической культуры и педагогического мастерства студентов: Методическое пособие / В. П. Рябцев. -Майкоп, 1997. 16 с.

134. Самохвалова В.И Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире / В. И. Самохвалова // Эстетическая культура. — М., 1996. С. 32-65.

135. Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании / Н. В. Самоукина. М.: Народное образование, 1996. - 112 с.

136. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко // Учеб. пособие М.: Народное образование, 1998. 256 с.

137. Сериков Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов / Г. Н. Сериков. Иркутск: ИГУ, 1991. - 232 с.

138. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы: Сб. ст. / Отв. ред. Азроянц Э. А., Самохвалова В. И. М., 1997. - 172 с.

139. Сохор А. Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки / А. Н. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки. JL, 1981. -294с.ф 140. Сохор А. Н. Национальное и современное в советской музыке / А. Н.1. Сохор. -М, 1973.-С. 19.

140. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организации / С. Ю. Степанов. М.: Наука, 2000. - 174 с.

141. Столович Л. Н. Жизнь творчество — человек: Функции художественной деятельности / Л. Н. Столович. — М.: Политиздат, 1985. — 415 с.

142. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. -М., 1979.-335 с.

143. Сухомлинский В. А. Формирование коммунистических убеждений молодого поколения / В. А. Сухомлинский. — Киев, 1979. С. 7-115.

144. Тарасов Г. С. Музыкальное воспитание и развитие личности / Г. С. Тарасов // Вопросы психологии. 1990. - №4 - С. 131-134.

145. Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности: На материале музыкального восприятия / Г. С. Тарасов. М., 1979. - 190 с.

146. Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод. % пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. 2-е изд.1. М., 1999.-231 с.

147. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 247 с.

148. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т. 1 / Б. М. Теплов. - М., 1985. -328 с.

149. Технология игровой деятельности: Учеб. пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина. Рязань: РГНУ, 1999. - 120 с.

150. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы междунар. конф. М.: ФЛИНТА, 1999.- 296 с.

151. Трубников Н. Н. О категориях «цель», «средство», «результат» / Н. Н. Трубников. М.: Высшая школа, 1968. - 148 с.

152. Туравец Н. Р. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: методология, теория, практика / Н. Р. Туравец. — Краснодар, 1998. 179 с.

153. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 6 т. / К. Д. Ушинский. М.: Учпедгиз, 1949. - 356 с.

154. Федорец Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития): Учеб. пособие по спец. курсу / Г. Ф. Федорец. М.: ЛГПИ, 1990. - 82 с.

155. Феноменологические исследования // Российско-американский ежегодник. № 2. - Владимир - Belmont, 1998. - 250 с.

156. Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып. 1 / Сост. Э. Б. Абдуллин, Б. М. Целковников. -М.: Прометей, 1991.-110 с.

157. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд. - М.: Политиздат, 1991. - 559 с.

158. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989.815 с.

159. Флоренский П. А. У водоразделов мысли / П. А. Флоренский. -Париж: Умка-Пресс, 1985. С. 536-539.

160. Франки В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.- 172 с.

161. Хуторской А. В. Творческий учитель / А. В. Хуторской // Школьные технологии. М. 1999. - № 3. - С. 90-98.

162. Целковников Б. М. Музыкальная педагогика сегодня, проблема духовности / Б. М. Целковников // Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики: Материалы всерос. науч. конф. / Отв. ред. Н. Н. Гаврюшенко. Краснодар, 1997. - С. 45-48.

163. Чередниченко Т. Кризис или кризисоверие / Т. Чередниченко // Сов. музыка. М., 1990. № 5. - С. 49-52.

164. Чуракова Р. Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх: Сб. ролевых игр / Р. Г. Чуракова. М., 1991. - 101 с.

165. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается / В. Ф. Шаталов. М.: Педагогика, 1989. - 336 с.

166. Школяр JI. В. Теория и методика музыкального образования детей / М. С. Красильникова, Е. Д. Критская, В. О. Усачева, В. В. Медушевский, В. А. Школяр. М., 1998. - 336 с.

167. Шмаков С. А. Игры учащихся феномен культуры / С. А. Шмаков. -М.: Новая школа, 1994. - 240 с.

168. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова // Педагогическое общество России. М., 1998. - 45 с.

169. Эльконин Д. Б. Психология формирования личности и проблемы обучения / Д. Б. Эльконин // Сб. науч. трудов АПН СССР, НИИ общей педагогики / Под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. М., 1980. - 166 с.

170. Юлина Н. С. Обучение разумности и демократии: педагогическая стратегия «Философия для детей» / Н. С. Юлина // Вопросы философии. 1998. -Ко 10.-С. 32-45.

171. Юнг К. Г. Психоанализ и искусство / К. Г. Юнг, Э. Нойман. М.: Reel-book ВАКЛЕР, 1998. - С. 304.

172. Юшкова Ю. Г. Формирование системы ценностей в современном российском обществе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд, фил. наук / Юшкова Ю. Г. М., 2000. - 23 с.

173. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1991. — 527 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.