Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект: на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой : на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Пушкарь, Галина Александровна

  • Пушкарь, Галина Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 234
Пушкарь, Галина Александровна. Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект: на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой : на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Ставрополь. 2007. 234 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Пушкарь, Галина Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Теоретические основы исследования.

1.1.0 категории «гендер» и тендерных исследованиях.

1.2. О тендерном аспекте литературоведения.

Глава 2. Художественная оппозиция феминность / маскулинность в современной женской прозе.

2.1. Художественное воплощение тендерных доминант внутреннего мира героини / героя в различных типах женского творчества.

2.1.1. Андрогинный тип творчества (Т. Толстая).

2.1.2. Аннигиляционный тип творчества (J1. Петрушевская).

2.1.3. Феминный тип творчества (J1. Улицкая).

2.2. Художественные модели тендерного поведения героев.

Глава 3. Художественная специфика конфликта и хронотопа в женской прозе.

3.1. Тендерный конфликт в исторической ретроспективе.

3.2. Уровни тендерных художественных конфликтов.

3.3. Хронотоп как слагаемое женской картины мира.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект: на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой : на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой»

Художественная литература во все времена стремилась ответить па основные вопросы человеческого бытия. Не проходит она и мимо меняющихся тендерных отношений в современном обществе.

Тендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое этим различиям придает общество. Основой тендерных исследований стало выявление разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и, главное, анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через тендерные роли и отношения. Теория тендера позволяет по-новому интерпретировать п произведения художественной литературы, где наглядно и глубоко воплощаются мужской и женский взгляд па мир (тендерная картина мира), па взаимоотношения полов, а также осветить проблему женского творчества, которая и по сей день считается значимой и обретает новые перспективы в связи с успехами гендерологип. Наиболее интересна в этом плане современная проза, отражающая сегодняшний тендерный статус женщины и мужчины, особенности тендерного поведения,тендерные конфликты наших дней.

Актуальность нашего диссертационного исследования продиктована назревшей необходимостью детально рассмотреть литературные произведения русских жешцин-прозаиков рубежа XX-XXI веков. Это актуально как в историко-литературном плане - введение в научный оборот новых артефактов - так и в теоретическом: в плане осмысления типологии и поэтики женской прозы в тендерном аспекте. Анализируя произведения Людмилы Iктрушевской, Татьяны Толстой, Людмилы Улнцкой, мы подчеркиваем, что это наиболее крупные имена, вошедшие в большую литературу, яркие творческие индивидуальности, относимые к одному периоду современной женской прозы. Разница в возрасте позволила авторам располагать разным жизненным опытом, что несомненно сказалось на тендерной специфике их творчества. В литературе они начали работать и разное время, представляя разные традиции. Интерпретация их произведений в тендерном аспекте будет интересна для широких кругов читателей и учащейся молодежи, будет способствовать ее нравственно-эстетическому воспитанию.

Научная новизна работы в том, что такое обобщающее исследование творчества указанных авторов с опорой па концептуальные установки тендерного анализа проведено нами впервые. Отдельные наблюдения над тендерной спецификой произведений женской прозы нашли отражение в работах: Т. Мелешко, М. Рюткенеп, И. Шаберт, М. Завьяловой, С. Охотпиковой, И. Трофимовой, Г. Прандт. Первым диссертационным исследованием но женской прозе, выполненным в тендерном аспекте под руководством профессора М.В. Михайловой стала кандидатская диссертация Т.А. Ровепской «Женская проза конца 1980-х - начала 1990-х годов (проблематика, мепталыюсть, идентификация)» (М: МГУ, 2001). Ключевое понятие «тендер» в теме диссертации отсутствовало, очевидно, в силу сто непривычности в конце 1990-х годов. По первая глава и по названию -«Смена парадигм в восприятии мира и науке как основа теории, практики и политики тендерных исследований и феминистского литературного критицизма» - и по поставленным проблемам демонстрирует плодотворность именно тендерного аспекта исследования женской прозы. Т. Ровенская подняла в своем исследовании такие вопросы, как развитие тендерных исследований в российском литературоведении; эволюция феминистской теории к тендерным исследованиям; анализ социального и культурного конструирования иола как предмет тендерных исследований; концепция языка, власти и телесности в постмодернистской философии и феминистской критике.

Правомерно обращение Т. Ровепской к социальной проблематике женской прозы, к тендерной самоидептификации героини и художественному отражению кризиса маскулинности в образе героя, к рассмотрению концептов телесности н сексуальности и поэтике и т.д. Однако диссертация Т.А. Ровенской в большей степени ноет культурологический характер. В центре внимания, как подчеркивает диссертант, «не отдельные имена н произведения современных писательниц, а женская проза конца 1980-х - начала 1990-х годов как социально-культурный феномен в целом».

Мы же полагаем необходимым дать общую характеристику женской прозы, па примере творчества наиболее известных ее представителей -Г.Толстой, JI. Петрушевской, Л. Улицкой - более подробно рассмотреть на примере их рассказов типологию и поэтику современной женской прозы в тендерном аспекте. При этом мы опираемся и па новые художественные тексты, и исследовательские труды, еще не учтенные в диссертации, защищенной в 2001 г. В последующих известных нам диссертациях по русской литературе понятие «гепдер» не раскрывалось в своей художественно-литературоведческой специфике и являлось своего рода синонимом к понятию «женская проза» (Паиь, 2007). Именно в силу неразработанности тендерного аспекта литературоведения избранная нами тема отличается научной новизной.

Объектом данного диссертационного исследования стали рассказы представительниц женской прозы конца XX - начала XXI в.в. - Татьяны Толстой, Людмилы Петрушевской, Людмилы Улицкой, рассмотренные в тендерном аспекте п поднимающие основные вопросы экзистенциального бытия современной женщины.

Предмет исследования - типология и поэтика прозы указанных авторов, позволяющие осмыслить в литературоведческом аспекте художественную реализацию тендера как социокультурного феномена.

Цель исследования - раскрыть тендерное своеобразие типологии и поэтики рассказов Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой. Эта цель реализуется в процессе решения следующих задач:

I) осветить философско-теоретические основы тендерного литературоведческого анализа и интерпретации текста;

2) дать типологию женской прозы па основе тендерной идентичности с учетом особенности творческой индивидуальности Л.Пе грушевской, Т.Толстой, Л.Улицкой;

3) интерпретировать сюжеты и социально-психологические конфликты в прозе указанных авторов как художественное воплощение тендерной структуры современного общества;

4) раскрыть своеобразие внутреннего мира героев, их психологии и моделей поведения, выражающих тендерную специфику современной женской прозы;

5) раскрыть специфику хронотопа женской прозы и его роль в создании тендерной картины мира.

Методологической основой проведения диссертационного исследования стал комплексный подход, позволяющий использовать данные других паук - гепдерологии, психологии, лингвистики для выявления иденпо-:)сте1ичсской сущности художественного текста. Мы опирались на труды по современной гепдерологии как зарубежных авторов (С. Бовуар, С.Бем, Ш.Берн), гак и отечественных (Г.Браидт, О.Воронина, А.Костикова, II. Пушкарева, Н.Гапова). Методологическим прецедентом послужил для пас фундаментальный труд П.Г.Эткипда «Внутренний человек» и внешняя речь: Очерки русской литературы XVII-XIX в.в.» (М., 1999), работы А.Б. Ееина о психологизме русской литературы, а также литературоведческие работы в области женской прозы таких авторов, как М.Михайлова, Т.Мелешко, Т.Ровепская, 11.1 абриэлян, М.Завьялова, Г.Нефагипа, И.Сушилипа, И.Слюсарева, М.Фатеева, И.Тартаковская и другие. В процессе апалнза художественных текстов мы использовали сравнительно-типологический и герменевтнко-интерпретацнопиый методы исследования, а также доминантный анализ, т.е. анализ произведений на основе выделения наиболее значимых в семантико-стилевом плане фрагментов текста. Материалом исследования послужили рассказы, опубликованные в сборниках Т.Толстой «Река Оккервиль» (2002), Л. Петрушевской «Дом девушек» (1999), Л. Улицкой «Цю-юрихъ» (2002), а также па страницах современной периодики; эссе и интервью упомянутых авторов, литературно-критические и литературоведческие статьи, посвященные их творчеству и женской прозе в целом.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности системно, с учетом междисциплинарных связей определить параметры нового аспекта литературоведческих исследований - тендерного, наметить пути анализа и интерпретации творчества современных женщин-прозаиков, а ■также использовать полученные наблюдения для ретроспективного рассмотрения проблемы.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использовать ее результаты в процессе преподавания спецкурсов и спецсеминаров, выявляющих тендерный аспект современного литературного процесса, в преподавании общего курса истории русской литературы. В рамках курса «Современные проблемы филологии» диссертантом была разработана и прочитана в СГУ лекция «Тендерный аспект л I л ерату ро веде н и я».

Диссертация прошла широкую апробацию. Она обсуждалась па кафедре истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета. Итоги отдельных этапов работы обсуждались па международных паучно-практпческпх конференциях: «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи, 2003); «Художественная литература и Кавказ» (Ставрополь-Сочи, 2005); «Модернизация в современной науке» (Сочи, 2006), «Россия 1} условиях глобализации: перспективы национального развития» (Сочи, 2007) и др. Основное содержание работы представлено в 11 публикациях. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Пушкарь, Галина Александровна

Выводы по 3-ей главе.

Важнейшую роль в раскрытии тендерной проблематики играет художественный конфликт как социокультурный способ выражения тендерных противоречий в современном мире. Гендерологи отмечают значимость повседневного тендерного взаимодействия без видимых всплесков противоречий, но конфликтного но своей сути. В литературоведении можно говорить о разных уровнях художественных конфликтов, которые в основе своей являются конфликтами психологическими. Их содержание определяется противоречиями в интимных, семейных отношениях, которые в художественном произведении XX в. интерпретируются, с одной стороны, изменениями в тендерных ролях мужчины и женщины, а с другой - такой традиционной причиной, как неверность, чаще всего мужская; наконец, отделы них авторов, прежде всею Петрушевскую, интересуют тендерные конфликты на грани психической аномалии. В плане сюжстно-комнозиционном тендерные конфликты разграничиваются па основе преобладания плана словесно-описательного (в подавляющем большинстве рассказов) или плана словесно-событийного, яркие примеры которого представлены в рассказах Т. Толстой «Поэт и муза», Л. Петрушевской «Вольфганговна и Сергей Иванович», Л. Улицкой «Бедная счастливая Колыванова» и др.

Па репрезентацию и разрешение художественных конфликтов оказывают влияние особенности творческой индивидуальности писателя. В отличие от Толстой и Петрушевской, переводящих тендерные конфликты в план, осложненный другими мотивами, Л. Улицкая раскрывает их в непосредственной бытовой реальности.

Своеобразие топоса в произведениях женской прозы определяется тем, что оно представлено городским пространством, прежде всего передаваемым обилием деталей.

В пространственно-временных представлениях, характеризующих литературное сознание в исторической перспективе, нарастает мера условности, и в прозе XX века уже не встречаются развернутые, подробнейшие описания художественного пространства. Однако в женской прозе обилие подробностей, увиденных женским взглядом, становится признаком тендерной поэтики.

Последовательно-подробное описание времени у Т.Толстой, прежде всего в «Реке Оккервиль», и сведение их к минимуму, к «свернутости» сюжета у JI.Петрушевской - это две стороны одной медали. Здесь можно увидеть некоторую необычность художественного времени, свойственную женской прозе. Более приближено к реальному художественное время JI. Улицкой.

Заключение

Предпринятый нами анализ основных концепций тендера как социокультурного феномена показал, что гендерпый подход в пауке основан па идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами н женщинами, а то культурное п социальное значение, которое придает общество этим различиям. Важны их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение па основе этих различий системы властных отношений. Анализ категории «гендер» позволил представить этапы его становления как термина, имеющего особые статус и структуру. Тендер отражает сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом мужских и женских ролей, подчеркивает различия в поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках человека того или иного пола. Результатом этого процесса, его теоретического осмысления также является социальный конструкт «гендер». Важными элементами создания тендерных различий являются противопоставления «мужского» и «женского» (оппозиция маскулинного и фемининного) и имеющего многовековую историю подчинения женского начала мужскому началу.

Основой геидерных исследований является пе просто описание разницы в статусах, ролях п иных аспектах жизни мужчин п женщин, а анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через тендерные роли и отношения. Рассмотренные в диссертации работы Г. Ьрапдт, Е. Трофимовой, Т.Мелешко, Т. Ровенской, С. Охотппковой и др., пропагандирующих идеи западной фсмипологической критики и ищущих собственные пути в решении проблемы, дали возможность поставить вопрос о тендерном аспекте литературоведения. Нами также учтен тот факт, что в отечественной критике конца XX века шла то затихающая, то вновь вспыхивающая полемика об идентичности женского творчества, то есть о возможности женщин наравне с мужчинами создавать духовный продукт высокого эстетического качества, отличающийся, однако, женской спецификой. Гсидерная идентичность обуславливает появление в произведении специфических тем, сюжетов, образов героев, определяет своеобразие психологического анализа и речевых характеристик персонажей и речи автора. «Женщина говорящая» становится не только объектом изображения, по и субъектом речи, носителем своего голоса в мире, рассказчицей своей беды и судьбы. Вопросы идентичности и типологии женского творчества решаются с помощью тендерного подхода, что позволяет говорить о том, что в науке о литературе наряду с социологическим, историко-фупкциональным и т.д. литературоведением появилась новая его разновидность - тендерное литературоведение. Его первые результаты подтверждались правомерностью классификации произведений по гендерно-эстегическим параметрам. Подчеркнем, что интерпретация художественных произведений в гепдерпом аспекте должна быть не социологической, а литературоведческой, и в ее основе должен лежать анализ социально-психологических состояний автора-повествователя и ею героев.

Идентичность женской прозы определяется способностью автора-женщины отождествить себя со своим телесным комплексом, раскрыться всякий раз «изнутри», дать художественную интерпретацию образа мужчины, увиденного женским взглядом. Это ведет к специфичной отражающей женский поиск проблематике, раскрытию ранее табунровапных тем, к углублению в частную жизнь героев. Здесь нам представляется наиболее важными две грани художественного воплощения тендерной проблематики: а) репрезентация автором-женщиной тендерных доминант внутреннего мира женщины, женской психологии с преобладанием художественного воплощения чувственной сферы героинь, особенностей ее поведения; б) изображение героев-мужчин, их психики и поведения, увиденных с точки зрения женского восприятия.

Рассмотрение женской прозы в гендерпом аспекте позволило поставить и позитивно решить проблему пе только геидерной идентификации произведении авторов-женщин, поэтики их творчества в тендерном аспекте, но и типологии. В плане избранной нами темы конструктивно выделение женской прозы андротшшого (Т.Толстая) и фемининного (Л. Улицкая) типов и типа, синтезирующего оба начала в единое целое - аннигиляцпонного (Л. Петрушевская). Очевидно, в перспективе целесообразно разработать и классификацию уже по другому основанию, имея в виду соотнесенность «высокой» и массовой женской прозы. Эти полюсы представлены прозой Т.Толстой и Л. Петрушевской с одной стороны и Л. Улицкой - с другой.

Тендерное своеобразие каждой из авторов-женщин сопряжено с особенностями их творческой индивидуальности, которые выходят за рамки тендерной поэтики. Так, художественный мир Т. Толстой называют «игрушечным». Игровое начало в се прозе выражено очень явственно, и это обстоятельство позволяет рассматривать Толстую в контексте мощной классической традиции, заложенной писателями-мужчинами. Петрушевскую с той же традицией связывает метафизичность рассмотрения жизни как мирового процесса, что в итоге снимает остро намеченную поляризацию полов (что особенно четко звучит в рассказе «Спасибо жизни»). Глубоко проникновенный взгляд на мир деформирует его образ, что достигается обилием вставных конструкций. У Улицкой женская картина мира дана в ее непосредственности, как говорится, в формах самой жизни, и читатель (чаще читательница) становится соучастником этого действа. Но решение эстетических и этических проблем у рассмотренных нами авторов пе является внегендерпым. Оппозиция героиня / герой в женской прозе определяет общую художественную систему писателя.

Художественные трактовки женских судеб значительно разнятся в творчестве Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой. «Мысль семейная», характерная для творчества подавляющего большинства авторов-женщин, в рассказах Толстой сменяется мотивом бессемейности, бездетности героинь, их полном одиночестве в мире. Одиночество это не кажется трагичным, как у Улицкой и особенно у Петрушевской: героини Толстой живут в своем особом мире - мире, обращенном к прошлому, где они были молоды и счастливы («Милая Шура»). Но авторов-женщин роднит отказ от этических императивов, предоставление героям-жепщииам и мужчинам подлинной свободы действия, из которых и складывается многоцветиость и непредсказуемость жизни. И это женский взгляд на мир.

Кроме приемов психологического анализа внутреннего мира и поведения героев, в области гепдерпой поэтики также выделены особенности художественного воплощения тендерных конфликтов. Анализ и интерпретация рассказов Т. Толстой «На золотом крыльце сидели.», JI. Петрушевской «Спасибо жизни», «Случай Богородицы», «Отец и мать», «Незрелые ягоды крыжовника», Л. Улицкой «Дочь Бухары» и многие другие свидетельствуют, что типы тендерных конфликтов в современной женской прозе репрезентированы через абсолютную противоположность, несовместимость устремлений и надежд героинь с реальностью. Только что показав, как все помыслы Нины (Т. Толстая «Поэт и Муза») направлены на обретение романтической любви-страсти, автор тут же показывает героя ее вялотекущего романа - врача Аркадия Борисовича. В аналогичной ситуации оказывается героиня Петрушевской («Темная судьба»), где герой-любовник больше интересуется вопросом, будет ли он завлабом, чем описанной ситуацией. Беспросветной оказалась жизнь героини, воплощающей женственность, в рассказе «Бедная счастливая Колывапова» Л. Улицкой. Типы тендерных конфликтов в рассмотренной женской прозе отличаются характером словесных образов. Они представлены словесно-описательными рядами - смысловая оппозиция («Милая Шура» Т.Толстой) и словесно-событийными рядами, воссоздающими конфликты непосредственно в действии («Поэт и муза» Т.Толстой, «Отец и мать» Л. Петрушевской, «Чужие дети» Л. Улицкой). Писатель-женщина, осознающая свою причастность к социокультурной функции женщины-матери, хранительницы очага, верной спутницы любимого человека, понимает, что данный процесс выражается в стремлении пе просто художественно представить па читательский суд различные житейские конфликты, но и показать пути их решения с позиций высокой нравственности и подлинной человечности.

В конечном итоге воплощенные в женской прозе рубежа XX - XXI веков факты частной жизни обретают значительный смысл. Сюжетные перипетии, развертывающиеся прежде всего в городской квартире («Орловы-Соколовы», «Зверь», «Лялин дом» JI. Улицкой, «Филин», «Река Оккервиль» Т.Толстой, «Новые робинзоны», «Через поля» Л. Петрушевской), становятся равновеликими событиям историческим и даже космическим, и в этом проявляется своеобразие тендерной картины мира, реализуемой как на уровне психологизма и речевой практики, так на уровне художественного пространства. Последнее органично связано с течением художественного времени, подтверждая целесообразность термина «хронотоп». Штрихи времени, его движение можно увидеть в каждом из приведенных выше примеров. У Толстой оно ощутимо в наглядном изменении интерьера. Хозяйка дома, копаясь в темпом буфете, колышет «хлебный сухарный запах» - художественная деталь, передающая протяженность действия во времени («Милая Шура»).

Своеобразие временных параметров в женской прозе, разумеется, не может быть сведено к однолинейной схеме. У Т.Толстой даже известие о смерти героини застает рассказчицу в жаркий летний полдень, а Л.Петрушевская из двух параллельных временных потоков жизни - «день» и «ночь» - выбирает «время ночь». В целом же временные штрихи в женской прозе взяты из бытового художественного пространства, соответствующего гепдерпой сущности се героинь.

Тендерное литературоведение преследует две цели. Надо, чтобы не только литературовед мог интерпретировать произведение сквозь призму специфичности женского творчества, по чтобы и сами художники слова осознанно воплощали женскую специфичность своего творчества, искали только им присущие художественные приемы. Литературоведы-гендерологн (Т. Ровепская, Т. Мелешко, Е. Трофимова и др.) настаивают на изменении канона и па том, чтобы из него не исключались и женские тексты, чтобы они пе дискриминировались и не были до конца опознаны в своей специфике. Тендерная интерпретация женской прозы позволяет сформировать новую идейно-эстетическую систему координат, дающих основание отказаться от рассмотрения женского творчества только с традиционной мужской точки зрения и опираться только па его достижения. Рассмотренные в диссертации рассказы Т. Толстой, J1. Петрушевской, Л. Улицкой подтверждают, что в женской прозе зачастую предлагается художественное исследование «прозы жизни», быта, лишенного духовного начала и радости; особое внимание уделяется феномену отчуждения, бездушия и жестокости в человеческих взаимоотношениях. Но не только. Нередко она несет очищение от скверны жизни; постижение мира через себя ведет автора-женщину к открытию новых смыслов обновления не только женщины, по и мужчины.

Диссертант дает себе отчет в том, что представленная в его исследовании в тендерном аспекте типология женской прозы нуждается в последующей конкретизации, и это составляет перспективу его дальнейшего исследования. Очевидно, здесь возможны и более тщательное отслеживание взаимозависимости тендерной поэтики и типологии творчества, и комплексный подход к исследованию тендерной идентичности авторов с номощыо психологической диагностики, и привлечение данных читательской рецепции опять-таки рассмотренной в тендерном аспекте. Любые пути раскрытия типологии женского творчества будут способствовать более глубокому проникновению в природу женского творчества, что и составляет задачу современной науки о литературе.

Исследование специфики женской прозы будет способствовать ее дальнейшему утверждению и развитию в русле литературного процесса. Необходимость в этом назрела, и мы заключаем свою работу словами современного критика: «.До завершающего этапа - общегумапистической литературы, которая объединит мужское и женское видение мира, еще далеко. По-моему, потребность в женском взгляде будет ощущаться еще не одно десятилетие, потому что очень долго женщина молчала. Есть еще очень много областей, которые женщина-писатель не освоила именно с точки зрения своего женского видения. То, что мы имеем сегодня, это какие-то элементы того, к чему надо стремиться. И в литературе XXI века женщины еще заговорят о чем-то таком, что пока даже не присутствует в современной литературе. Поэтому давайте будем особенно внимательны к тому, что пишут женщины, давайте будем вглядываться и вчитываться в их тексты, извлекая из них те моменты, которые, может быть, поверхностному взгляду не доступны. Там обязательно будут содержаться какие-то серьезные открытия» [Клинг, 2006].

Мы разделяем его позицию.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Пушкарь, Галина Александровна, 2007 год

1. Абашева М. Чистенькая жизнь не помнящих зла // Литературное обозрение. 1992. - №5-6.

2. Абубрикова II. И. Что такое "тендер"? // Общественные пауки и современность. 1996. - № 6.

3. Алексиевич С. Почему мы боимся счастья? // Аргументы и факты. -2006. № 28.

4. Антология тендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаиовой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.

5. Арбатова М. И. Женская литература как факт состоятельности отечественного феминизма // Преображение. 1995. - № 3.

6. Арбатова М. И. Конец мужской цензуры? // Литературная газета. -1994.-30 марта (№ 13).

7. Арбатова М. «В России права женщин нарушены по всем статьям» Интервью О. Трухан // Ставропольская правда. 2004. - 10 июля.

8. Бавильский Д. Небо в алмазах Людмилы Улицкой http://vvwvv.vzglyad.rU/columns/2005/9/20/7397.html

9. Барзах А. Людмила Петрушевская. Номер Одни // Критическая Масса. -2004.-№2.

10. Ю.Бастриков А.В. Особенности женской картины мира (на материале текстов Л.Петрушевской) // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан, гос. ун-т. филол. фак-т. -Казань: Казан, гос. ун-т, 2004.

11. Батлер Д. Тендерное беспокойство // Антология тендерной теории: Сб. переводов / Составление, коммент. Е. И. Гаповой, А. Р. Усмановой. -Минск: Пропилеи, 2000.

12. Бем С. Линзы тендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. М.: «Россиская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

13. З.Беиьяш Евг. Дупнп сарафан // Дружба народов. 2001. - № 2.

14. И.Бердяев 11. Метафизика пола и любви // Русский Эрос, или Философия любви в России. -М., 1991.

15. Бердяев II. Смысл творчества//Философия любви: в 2 т. М., 1990. Т. 2.

16. Берн III. Тендерная психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗ! IAK, 2002. (Секреты психологии).

17. Блок Л.А. Литературные итоги 1902 года. Собр. Сочи. В 8 т. Т. 5. М. 1962.

18. Бовуар де, С. Второй пол. М., 1998.

19. Большакова А. 10. Тендер // Западное литературоведение XX в.: Энциклопедия. Москва. Intrada, 2004. (ИНИОН РАН. Центр гуман. паучпо-ииф-х исследований. Отдел литературоведения) главп. научи, редактор В.А. I {ургаиова. - М., 2004.

20. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А-О): пер. с англ. М.: Вече, АСГ, 1999.

21. Брандт Г.А. Современный феминизм: переворот в историко-философской антропологической традиции Западной Европы. Адам и Ева. Альманах тендерной истории. Москва: ИВИ РАН, 2003. -№ 6.

22. Брандт Г.А. Почему вы не пишите себя?! (Феминизм и структурализм о женском теле и женском письме) // Женщина. Гендер. Культура, 1999.

23. Брандт Г.А. Феминизм и Российское сознание wvvw.a-z.ru/vvomen/texts/brandtr.html

24. Брайдогти Р. Половое различие как политический проект номадизма // Хрестоматия феминистских текстов: Переводы. СПб.: Изд-во. «Дмитрий Буланип», 2000.

25. Булычев И.И. Гендерпая картина мира http:www.ivanovo.ac.ru/win 1251 /jornal3/fram 1 bul.htm

26. Быков Д. Рай уродов // Огонек. 1993. -№ 18.

27. Вайль П., Гепис А. Городок в табакерке. // Звезда. 1990. - №8.

28. Васильева JI. Женщина. Жизнь. Литература: Вступ. слово на учредит, конф. Федерации писательниц при СП СССР // Литературная газета. -1989.-20 дек. (№51).

29. Васильева М. Так сложилось // Дружба пародов. 1998. - № 4.

30. Василевский А. Ночи холодны. // Дружба народов. 1988. -№7.

31. Введение в тендерные исследования. Ч. 1: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкииой. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

32. Введение в тендерные исследования: Учеб. пособие для студентов вузов / Костикова И.В. и др.; Под общ. ред. И.В.Костиковой. 2-е изд., перераб. и дои. - М.: Аспект Пресс, 2005. - (Серия «Классический университетский учебник»)

33. Кристева Ю. Изоляция, идентичность, опасность, культура.// Вестник Нвропы. 2005. - №15

34. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокульторологический концепт. М.: ИТДГК «Гнозис», 2004.

35. Воронина О., Клименкова Т. Гендер и культура // Женщины в социальной политике (тендерный аспект). М., 1992.

36. Воронина О.А. Тендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации. М., 1998 а.

37. Воронина О. Женское предназначение: миф, идеология, практика // Искусство кино. 1991 .-№ 6.

38. Воронина О.А. Оппозиция духа и материи: тендерный аспект // Вопросы философии. 2007. - № 2.

39. Воронипа О. А. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе//Общественные пауки и современность.-2000.-№4.

40. Воронцов Д.В. «Семейная жизнь это не для нас»: Мифы и ценности мужских гомосексуальных пар. // Семейные узы: модели для сборки. Под ред. С. Ушакипа. - М.: IIJIO, 2004. Т.2.

41. Вязмитпнова Л. Приподними меня над панорамою // Новое литературное обозрение. 2004. - № 66.

42. Габриэляи Н. М. Ева это значит «жизнь» (Проблема пространства в современной русской женской прозе) // Вопросы литературы. - 1996. -№4.

43. Табрнэляп Н.М. Пол. Культура. Религия // Общественные науки и современность. 1996. - № 6.

44. Габриэлян П. М. Взгляд на женскую прозу // Преображение. 1993. -№ 1.

45. Габриэляи Н.М. Введение в современную русскую женскую прозу // Материалы конференции 'Тендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития" 24-25 января 1996 г.-М., 1996.

46. Гапова Е. Феминистский проект в антропологии. http://vvww.conntries.rii/lihrai>Vantropologv/gender/temanthro.htm

47. Гвоздева А.А. Дифференциальные признаки мужской и женской речи: липгвориторический аспект // Лингворнторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Межвуз. сб. научи, тр. вып. 2 / Под ред. проф. А.А. Ворожбнтовой. Сочи: СГУТиКД, 2003.

48. Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития. М., 1996.

49. Генис А. Беседа восьмая: рисунок на нолях. Татьяна Толстая// Звезда. -1997.-№9.

50. Пштс Ф. При попытке к сопротивлению (эпоха в духе Л.Петрушевской). http://zhumal.lib.rU/f/frida 1 g/petrushevvskaia.shtml

51. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

52. Гладков Ф. Собрание сочинений. 'Г 1. М.: ТИХЛ, 1983.

53. Гордович К. Д. История отечественной литературы XX века. Пособие для гуманитарных вузов. СПб., 2000.

54. Гордович К. Д. Тема семьи в современной русской прозе // Мир России в зеркале новейшей художественной литературы. Саратов, 2004.

55. Горошко Е., Кирилина А. Тендерные исследования в лингвистике сегодня // Тендерные исследования. 1999. -№ 1.

56. Горошко Е.И. Языковое сознание: тендерная парадигма: Монофафия. М. - Харьков: Изд. дом «И11ЖЭК», 2003.

57. Горошко Е.И. Пол, тендер, язык // Женщина, тендер, культура. М., 1999.

58. Гощило Е. Взрывоопасный мир Татьяны Толстой / Пер. с англ. Д.Гапцевой, А.Ильенкова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000.

59. Гощпло Е. Страдающий мир Л. Петрушевской // Общественные науки и современность. 1991. - № 4.

60. Гощило Е. Художественная оптика Петрушевской: пи одного «луча света в темном царстве» // Русская литература XX века. -Екатеринбург: УРГУ, 1996. Выи. 3.

61. Гумилев И. С. Письма о русской поэзии. М„ 1990.

62. Дарк О. Женские антиномии // Дружба пародов. 1991. - №4.

63. Деррида Ж. Позиция. М., 1996.

64. Джударьяи И.А. Представление о счастье в российском менталитете. -СПб, 2001.

65. Еспн С.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М., 1999.

66. Ерофеев В. Мужчины. М.: Подкова. 1999.

67. Жена, которая умела летать: Проза рус. и фин. писательниц / Ред-сост. Г.Г.Скворцова при участии М.-Л.Миккола (фин. часть). -Петрозаводск: Агентство "ИНКА", 1993.

68. Женская логика: Сб. жен. прозы: Повести, рассказы / Сост. Л.В.Степапспко, А.П.Фоменко. Авт.: Андреева И., Ванеева Л., Василенко С., Качинская Л., Ключникова М.,Крашенинникова М., Моловцева И., Нарбикова В., Скворцова Г. М.: Современник 1989.

69. Женщины, познание и реальность. Исследования по феминистской философии. М., РОССПЭН, 2005.

70. Женщина. Гендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999.

71. Жеребкнна И. Прочти мое желание. М., 2000.

72. Завьялова М. Это и сеть тендерное литературоведение. Современная женская литература: поиски традиций и новых языков. //1 IT EX-libris //11сзависимая газета. - 2000. - 21 сент.

73. Иванова Н. И птицу паулин изрубить па каклеты // Знамя. 2001. -№ 3.

74. Ильин И. Феминистская критика в лоне постструктурализма // Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М, 1998.81 .Ирригарэй Л. Пол, который не единичен // Тендерные исследования. -1999. № 3.

75. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена: Учебное пособие/Отв. ред. С.И. Кормилов. М., 1998.

76. Каблукова П. В. Поэтика драматургии Людмилы Петрушевской. Автореферат диссертации. Томск, 2003.

77. Казарипа Т. Рецензия па сборник Л. Улицкой // Преображение. Русский феминистский журнал. 1996. - № 4.

78. Касаткина Т. "Но страшно мне: изменишь облик ты" // Новый Мир. -1996.-№4.

79. Касаткина Т. Литература после конца времен // Новый мир. -2000. № 6.

80. Кирилина А. В. Тендер: лингвистические аспекты. М., 1999.

81. Кирилина А. В. Проблемы тендерного подхода в изучении межкультурной коммуникации. // Тендер как интрига познания (альманах). М.: Рудомино, 2002.

82. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. -М., 1996.

83. Клименкова Т.А. Секс и гепдер // Материалы Первой российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай-96». -М., 1996.91 .Клинг Д. Интервью.fhUp://www.vmdaily.ru/main/vievvarticle.php?id=20042.

84. Колесникова М.С. Лексикографические проблемы новых лингвистических исследований: тендерный аспект // Филологические науки.-2003.-№5.

85. Кои И. С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М.: ОГИ, 1997 г.

86. Костиков Г.К. От структурализма к постмодернизму. М., 1998.

87. Костикова А.А. Тендерная философия и феминизм: история и теория. Общество и гендер. Материалы Летней школы в Рязани 1-12 июля 2003 года. Рязань: Издательство "Поверенный", 2003.

88. Костикова А.А. Постмодернизм: феминистская критика // Материалы Ломоносовских чтений. М., 1997.

89. Костикова И.В. Проблемы тендерной информации // Тендер: язык, культура, коммуникация. М., 1999.

90. Костикова А.А. Проблема женского в новейшей философии, http://sstusocwork.narod.ni/111es/gend sb www/chapter 1/kost ikova.htm

91. Котовская М.Г. Мужские и женские образцы поведения в традиционном обществе // Гендер и этнические стереотипы. М., 1999.

92. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог, роман // Вестник-Московского университета. 1995. - № 1.

93. Кристева 10. Власть женщины. Тендерная теория и искусство. Антология. М., 2003.

94. Кристева 10. Силы ужаса // Тендерные исследования. 1999. - №

95. Кузнецов 10. Под женским знаком // Литературная газета. 1987. - ноябрь.

96. Кузнецова Е. Мир героев Петрушевской// Современная драматургия. 1989. - № 5.

97. Ляленкова Т. Пол биологический замещается полом социолингвистическим. 15.05.06.http://www.svobodanews.rLi/Articlc/2006/05/l 5/20060515090610170.htmlhttp.://www.svobodanews.rn/articlete.aspx?exactdate:

98. Липовецкий М. Трагедия и мало ли что еще // Новый Мир. -1994. -№10.

99. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.

100. Липовецкий М. "Свободы чёрная работа": (об "артистической прозе" нового поколения) // Вопросы литературы. 1989. -№ 9.

101. Лейдермаи Н. Л., Липовецкий М. II. Современная русская литература. Книга 3. В конце века (1986-1990-е годы). М., 2001.

102. Лотман Ю.М. (1922-1993). Беседы о русской культуре: быт и трад. русс, дворянства (XVIII начало XIX века) / Ю. М. Лотман. -СПб., 1994.

103. Луков Вал. А., Кириллина В. Н. Тендерный конфликт: система понятий// Гуманитарные науки: теория и методология. 2005. №1.

104. Мартьянова С.А. Поведение персонажа // Введеппе в литературоведение. Основные понятия и термины: Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1999.

105. Мелешко Т. Современная отечественная женская проза: проблемы поэтики в тендерном аспекте. Учебное пособие по спецкурсу. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2001.

106. Мелешко Т. Драматургия Е. Гришковца: тендерные аспекты анализа, http: // envve.net.ru.2002 /1/pas/rus/thesis.htme.

107. Михайлов A. Ars Amatoria, или Паука любви но Л. 11етрушевской // Литературная газета. 1993. - 15 сент. (№ 37).

108. Михайлова М.В. Писательницы Серебряного века в литературном контексте эпохи // Вестн. Моск. ун-та. Сер.9, Филология. -2001.-N1.

109. Михайлова М. Внутренний мир женщины и его изображение в русской женской прозе серебряного века// Преображение. 1996. - N4.

110. Михайлова М. Из "женской прозы" начала XX века. // Лепта-1996.-N33.

111. Морозова Т. Дама в красном и дама в черном // Литературная газета. 1994.-№26.

112. Не помнящая зла: новая жен. проза / Сост. Л.Л. Ванеева. М.: Моск. рабочий, 1990.

113. Николаева Г. Собр. соч. в 3-х томах. Г 2. Битва в пути. М., 1987.

114. Ницше Ф. Сумерки кумиров, или Как философствуют молотом // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993.

115. Орлянскпй С.А. Трансформация образа мужчины в современной культуре. Автореферат диссертации. Ставрополь, 2004.

116. Охотникова С. Тендерные исследования в литературоведении: проблемы тендерной поэтики // Тендерные исследованя и тендерное образование в высшей школе. Ч. 2. Иваново, 2002.

117. Палья К. Личины сексуальности / Пер. с англ. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

118. Папь Чэплун Творчество Т.Толстой в современной критике. АКД. М., 2007.

119. Петрушевская JT.C. Дом девушек: Рассказы и повести. М.: "Вагриус", 1999.

120. Пикуиова Е. Дискуссия «Я научила женщин говорить» (А. Ахматова) http://www.litwomen.ru/print.html?id=938

121. Пискупова С., Пискунов В. Уроки зазсркалья// Октябрь. 1998. -№ 8.

122. Платон. Пир // Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993.

123. Пол. Гендер. Культура. Под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. М., 1999.

124. Пупышев А.В. Феномен времени в малой прозе Т. Толстой. -2005. http://www.pspu.ru/sci litcr2005 pupishev.shtml

125. Пушкарева П. Л. Тендерный подход в исторических исследованиях // Вопросы истории. 1998. - № 6.

126. Пушкарева П. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук // Женщина, гендер, культура. М., 1999.

127. Пушкарева П. У истоков женской автобиографии в России // Филологические науки. 2000. - № 3.

128. Рабжасва М.В. Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвященной теории и истории женского движения / Сост. и отв. ред. Г.А. Тишкин. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

129. Ремизова М. Вагинеткая, или женские стратегии в получении грантов // Новый мир. 2002. - № 4.

130. Ремизова М. Теорема катастроф // Литературная газета. 1996. -№ 11 (13 марта).

131. Ремизова М. Вычитание любви// Литературная газета. 1997. -19 апр.

132. Ровепская Т. А. Переход от личности к культурному феномену. К проблеме рассмотрения женкой прозы 80-х-90-х годов.http://wvvw.biophys.msii.rii/scripts/trans.pl/riis/cyrillic/avvse/CONFER/NLW 99/084.htm

133. Ровепская T.A. "Виновата ли я?" или феномен гепдерпой вины. На материале женской прозы 80-х нач. 90-х гг. // Тендерные исследования. - Харьков, ХЦГИ. 1999. №3.

134. Ровепская Т.А. Архетип Дома в новой женской прозе, или Коммунальное житие и коммунальные тела // Иной взгляд. Международный альманах тендерных исследований. Минск, 2001. Март.

135. Ровепская Т.А. Женская проза 1980-90-х гг. В поисках "материнского языка" // Материалы Первой Международной конференции "Тендер: язык, культура, коммуникация". МГЛУ. 1999.

136. Ровепская Т.А. К вопросу о периодизации истории русской женской литературы 1980-х 90-х годов XX века // Женщины в истории: возможность быть увиденными. Вып.2. - Минск, 2002.

137. Ровепская Т.А. Новая амазонка в интерьере женской прозы // Иной взгляд. Международный альманах тендерных исследований. -Минск, 2000.

138. Ровепская Т.А. О чем до сих пор молчали женщины, или Прогулки по страницам независимой женской прессы // Русские женщины в XX веке. Опыт эпохи. Проект "Женской Информационной Сети". -CD. 1999.

139. Ровепская Т.А. Опыт исследования коллективного творческого субъекта на материале предисловия к сборнику женской прозы "Новые амазонки" // Материалы Второй Международной конференции "Женщина. Образование. Демократия". Минск, 1999.

140. Ровенская Т.А. Особенности авторской позиции и способы ее выражения в произведениях женской прозы 1980-90-х гг. // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики. Т.2. Гродно. 1998.

141. Ровенская Т.А. Переход от личности к культурному феномену. К проблеме рассмотрения женской прозы 80-х 90-х годов // Четвертая Международная конференция "Нелинейный мир. Языки пауки - языки искусства". -Суздаль. 1999.

142. Ровенская Т.А. Роман JI.Улицкой "Медея и ее дети" и повесть Л.Петрушевской "Маленькая Грозная": опыт нового женского мифотворчества // Адам и Пва. Альманах геидерпой истории. М., 2001. №2.

143. Ровенская Т.А. Феномен женщины говорящей. Проблема идентификации женской прозы 1980-х 90-х годов // Женщина н культура (в печати).

144. Русские писатели 20 века. Биографический словарь. Гл. ред. и сост. П. А. 1 Ьжолаев. М., 2000.

145. Русские писатели. XX век. Биобиблиографический словарь. В двух частях. Под ред. Н. Н. Скатова. М, 1998.

146. Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991.

147. Рыкова Д.В. Духовные искания героев малой прозы Л. Петрушевской // Духовная жизнь провинции. Образы. Символы. Картина мира: Материалы Всероссийской научной конференции. -Ульяновск: УлГТУ, 2003.

148. Рюткенен М. Тендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» // Филолог ические науки. 2000. -№3.

149. Савкиной И. До и после бала: история молодой девушки в «мужской литературе» 30-40-х XIX века //Женщина. Гепдер. Культура. -М., 1999.

150. Сейфулина Л. Повести и рассказы. М.: Худож. лит., 1982.

151. Серго IO.H. "Не помнящая зла.": культура вины, дискурс признания и стратегии женского письма в творчестве русских писательниц конца XX начала XXI веков. http://www.pspu.in/sci liter2005 ser^o.shtml

152. Сик-су Э. Хохот медузы // Геидериые исследования. 1999. - № 3.

153. Скороспелова Т.В. Вторая международная научная конференция «Гендер: язык, культура, коммуникация» // Филологические науки. -2002.-№ 1.

154. Славникова О. Герой Сопротивления: Рецензия // Книжное обозрение. 18 июня 2000 г. - № 25-26.

155. Славникова О. Пушкин с маленькой буквы // Новый мир. 2001. -№ 3.

156. Славникова О. Та, что пишет, или Таблетка от головы // Октябрь. 2000.-№3.

157. Славникова О. Король, дама, валет: Книжная серия как зеркало книжной революции // Октябрь. 2000. - N10.

158. Словарь тендерных терминов, www.ow 1 .ni./gender/12/02/2004.

159. Слюсарева И. Оправдание житейского: Ирина Слюсарева представляет новую женскую прозу // Знамя. 1991. - №11.

160. Спивак П. Во сне и наяву// Октябрь. 1988. - № 2.

161. Степная барышня. Проза русских писательниц XIX века. М., 1989.

162. Строганова Е. Категория "гендер" в изучении истории русской литературы // Пути и перспективы интеграции тендерных методов в преподавание социально-гуманитарных дисциплин: Материалы науч. копф. Тверь, 2000.

163. Сушилипа И.К. Современный литературный процесс в России: Учебное пособие. Москва: Изд-во МГУП , 2001.

164. Тарланов Е.З. Женская литература в России рубежа веков XIX-XX. (социальный аспект) // Русская литература. 1999. - № 1.

165. Таратута Е. Ирония и скепсис в изображении жеищип-emancipe: па примере сочинений И.С. Тургенева // Потолок пола: Сб. научных и публицистических статей / Под ред. Т. Барчуиовой. Новосибирск, 1998.

166. Тартаковская И. Репрезентация пола в традиционной и современной русской культуре // Социология пола и семьи Самара, 1997.

167. Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций. -М.: МЦГИ, 2001.

168. Теория литературы: учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений: в 2-х томах. Авторы: Тамарченко Н. Д., Тюна В. И., Бройтман С. Н. 2004.

169. Тимофеева О.В. В начале не было природы, или Как теория превращается в миф Рец. на: Палья К. Личины сексуальности. 2006. // Новое литературное обозрение- 2006. № 81.

170. Токарева B.C. Звезда в тумане: повести и рассказы. М.: 1999.

171. Толстая Т.Н. Река Оккервиль. М.: 2002.

172. Томсон Д. Мужское «я» в творчестве 3. Гиппиус // Основы тендерных исследований. М., 2000.

173. Трифонов К). Московские повести. М.: Советская Россия, 1988.

174. Трофимова В. Гепдериый язык Татьяны Антошппой. Русский Журнал / Обзоры / 2002. vvww.russ.ru/ciilture/20020214.html

175. Трофимова В.И. Еще раз о «Гадюке» Алексея Толстого (попытка тендерного анализа) // Филологические науки. 2000. - № 3.

176. Трофимова Е. О книжных новинках женской русской прозы // Преображение. 1995. - N3.

177. Трофимова В. Предисловие. // Чего хочет женщина: Сб. жен. рассказов. М., 1993.

178. Трофимова В. Советская женщина 80-х годов: автопортрет в поэзии // Вопросы литературы. 1994. - Вып.2.

179. Трофимова Е.И. К вопросу о геидерной терминологии. // Летняя школа «Общество и гендер». Рязань, 2003.

180. Трофимова Е. И. Женская литература и книгоиздание в современной России // Общественные пауки и современность. 1998. -№5.

181. Трофимова Е.И. Летняя школа «Общество и тендер». Рязань, 2003.

182. Трофимова Е.И. Па руинах «большого стиля»: женская литература в поисках новых тендерных конструктов (26/04/04) hUp://www.topos.ru/article/2281.

183. Улицкая Л. Е. Цю-юрихь: Роман, рассказы. М.: 2002.

184. Фатеева Н.А. Языковые особенности современной женской прозы: подступы к теме: Русский язык сегодня. М., 2000.

185. Фатеева Н.А. Современная русская «женская» проза: способы самондептификации жепщниы-как-автора. http://wvvw.ovvl. ru/avanaard/sovremcnnayarus. html

186. Файнштейн Mill. «Писательницы пушкинской поры». Л., 1989.

187. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь. 1996.

188. Хализев В.Е. Введение в литературоведение. М.: Высшая школа, 1999.

189. Хрестоматия по курсу "Основы тендерных исследований". М.: МЦГИ, 2000.

190. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловон, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

191. Чего хочет женщина.: Сб. жен. рассказов. М.:Линорэ Авт.: Горлапова П., Сельянова А., Каплипская Е., Волек А., Палей М., Татарннова О., Голосовская П., Урусова М., Полищук Р., Кирпичникова М., Александрова М., Бонм С., Агеева Л.: Амрита, 1993.

192. Чернова И.И. Исследование тендерных процессов в социальной структуре современного общества. АКД. Н.Новгорода, 2002.

193. Чернышевский Н. Г. Русский человек па rendez-vous. / Избранные философские сочинения. Т . 2. М.: Госполитиздат, 1950.

194. Чистенькая жизнь: Повести и рассказы. Сост. Анатолий Шавкута. М.: Мол. гвардия, 1990.

195. Шаберт И. Тендер как категория повой истории литературы // Филологические науки. 2000. - № 4.

196. Широкова II. В. Поиск Другого в прозе людмилы Улицкой (на примере рассказа «Цю-юрихь»). htlp:/Avvvw.pspu.ru/scilitcr2005 shiro.shlml

197. Шоре Э. Желание любви и страстное стремление к искусству (Тлена Тан и ее рассказ «Идеал») // Филологические науки. 2000. -№3.

198. Шоре Э. По поводу «Крейцеровой сонаты». Тендерный дискурс и конструкты женственности у Л. И. Толстого и С. А. Толстой // Там же.

199. Шоре Э. Феминистское литературоведение па пороге XXI века (на материале русской литературы XXI века) // Литературоведение на пороге XXI века. М., 1998

200. Щеглова В. Человек страдающий (Категория человечпостп в современной прозе). «Вопросы литературы». -2001. №6.

201. Эллиот П., Менделл П. Теории феминизма // Введение в тендерные исследования. Хрестоматия. Под ред. С.Жеребкииа. М., 2001.

202. Эпштсйн М. Постмодерн в России. М., 2000.

203. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь: Очерки русской литературы XVII-X1X в.в. М., 1999.

204. American Hieritage Dictionary of English Language, 1990.

205. Ilolmstrom N. Do Woman Have a Distinct Nature? // Women and Values. Reading in Recent Feminist Philosophy. California Slate University, 1986.

206. Irigaray L. When Our Lips Speak Together 11 Women's Voices. N.Y., 1990.

207. Kupferman J. The Mistaken Body. A Fresh Perspective of the Women's Movement. London, 1981.

208. Network Women's Program: <http.7/www. soros. org/wp.htm>. 24/12/2003.

209. The Network of Interdisciplinary Women Studies in Europe: <http://women-www.uia.ac.be/women/noise/index.html>. 15/03/2004.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.