Трансформации аристотелевской "онтологии" в византийских богословских дискуссиях VI - VII веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, доктор философских наук Лурье, Вадим Миронович

  • Лурье, Вадим Миронович
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 385
Лурье, Вадим Миронович. Трансформации аристотелевской "онтологии" в византийских богословских дискуссиях VI - VII веков: дис. доктор философских наук: 09.00.03 - История философии. Санкт-Петербург. 2008. 385 с.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Лурье, Вадим Миронович, 2008 год

1. Болотов В. В. Из церковной истории Египта (церковно-исторические очерки и наброски). 1.. Житие бл. Афу, еп. Пемджеского // Христианское Чтение. 1886. Т. 1. № 3. С. 334—377.

2. Владимирский Ф. Антропология и космология Немезия, епископа Емесского в их отношении к древней философии и патристической литературе. Житомир, 1912. 215 с.

3. Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. СПб., 2002. 863 с.

4. Дунаев А. Г. Максим Исповедник // Исихазм. Аннотированная библиография / Под ред. С. С. Хоружего. М., 2004. С. 242—256.

5. Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений Максима Исповедника. Киев, 1917. XXIV, 222 с.

6. Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996 (Приложение к серии «Святоотеческое наследие»). 210 с.

7. Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915 Переизд.: М., 1996.

8. Живов В. М. «Мистагогия» Максима Исповедника и развитие византийской теории образа // В. М. Живов. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002 (Studia Philologica). С. 15—39.

9. Кураев А., Лурье В. М. На пороге Унии. Станем ли мы монофизитами? М., 1994. 36 с.

10. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1993. 288 с.

11. Лурье В. М. Авва Георгий из Саглы и история юлианизма в Эфиопии // Христианский Восток. 1999. 1 (7). С. 317—358.349

12. Лурье В. М. Богословие «египтствующих умом»: монофизитская триадология между тритеизмом и дамианизмом // Христианский Восток. 1999. 1 (7). С. 479—489.

13. Лурье В. М. Византийская философия. Формативный период. СПб., 2006. XX, 553 с.

14. Лурье В. М. Время поэтов, или Praeparationes Areopagiticae: к уяснению происхождения стихотворной парафразы Евангелия от Иоанна // Нонн из Хмима. Деяния Иисуса / Отв. ред. Д. А. Поспелов. М., 2002 (Scrinium Philocalicum. Т. I). С. 295—337.

15. Лурье В. М. Около Солу некой легенды. Из истории миссионерства в период монофелитской унии // Славяне и их соседи. 1996. Вып. 6. С. 23—52.

16. Лурье В. М. Призвание Авраама: Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2001. 244 с.350

17. Лурье В. М. Публикации монастыря Бозе по истории исихастской традиции у греков и славян. 1-2 // Византийский временник. 1997. Т. 57 (82). С. 309—317.

18. Лурье В. М. Рец. на: G. Lusini. Studi sul monachesimo eustaziano (secoli XIV—XV). Napoli 1993 (Studi Africanistici. Serie Etiópica, 3) // Христианский Восток. 1999. 1 (7). С. 489—499.

19. Максим Исповедник. Диспут с Пирром. Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / Отв. ред. Д. А. Поспелов. М., 2004 (Smaragdos Philokalias). 528 с.

20. Максим Исповедник. Письма. СПб., 2007 (Византийская философия, т. 2). 480 с.

21. Максим Исповедник. Творения. Т. 1,2. М., 1993.

22. Максим Исповедник. Творения. Часть I. Сергиев Посад, 1915 (Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые при Императорской Московской Духовной Академии. Т. 69). 301 с.

23. Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. СПб., 2007 (Византийская философия, т. 1). 562 с.

24. Мейендорф И. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск, 2001. 334 с.

25. Мейендорф И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. Пер. Г. Н. Начинкина под ред. И. П. Медведева и В. М. Лурье. СПб, 1997 (Subsidia byzantinorossica, т. 2). XIV, 480 с.

26. Мейендорф И. Иисус Христос в восточном православном предании. М, 2000. 220 с.351

27. Мейендорф И. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000. 576 с.

28. Сидоров А. И. «Монофелитская уния» по свидетельству «Повествования о делах армянских» // Историко-филологический журнал. 1988. № 3. С. 162—169.

29. Сидоров А. И. Максим Исповедник. Политика и богословие в Византии VII века // Ретроспективная и сравнительная политология. Публикации и исследования. Вып. I. М., 1991. С. 120—176.

30. Сидоров А. И. Проблема «единого действа» у Анастасия I Антиохийского. К вопросу о создании идейных предпосылок монофизитских споров // Byzantinoslavica. 1989. Vol. 50. Р. 24—32.

31. Флоровский Г. Антропоморфиты египетской пустыни. Ч. I // Флоровский Г. Догмат и история. М., 1998. С. 303—310.

32. Флоровский Г. Феофил Александрийский и ana Афу из Пемдже. Антропоморфиты египетской пустыни. Ч. II // Флоровский Г. Догмат и история. М., 1998. С. 311—350.

33. Abramowski L. The Theology of Theodore of Mopsuestia // Abramowski L. Formula and Context: Studies in Early Christian Thought (Ashgate 1992) (Variorum reprints. Collected Studies Series, CS 365) 1-36.

34. Albert M., Beylot R., Coquin R.-G., Outtier В., Renoux Ch. Christianismes orientaux. Introduction á l'étude des langues et des littératures. París, 1993 (Initiations au christianisme ancien, 4.). 460 p.

35. Allatius L. De utrius ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua de dogmate de purgatorio consensione. Roma 1655. 815 p.

36. Alien P. Evagrius Scholasticus the Church Historian. Leuven 1981. 270 p.352

37. Allen P. Neo-chalcedonism and the patriarchs of the late sixth century // Byzantion. 1980. T. 50. P. 5—17.

38. Amann E. Timothée de Constantinople // Dictionnaire de Théologie Catholique. T. XV. Paris, 1946. P. 1139—1140.

39. Ananian P. L'opusculo di Eutichio patriarca di Costantinopoli sulla "Distinzione délia natura e persona" // Armeniaca. Mélanges d'études arméniennes. Vénise, 1969. 316—382.

40. Anastos M. The Immutability of Christ and Justinian's Condemnation of Theodore of Mopsuestia // Dumbarton Oaks Papers. 1951. Vol. 6. P. 125—160.

41. Arevsatyan S. S. Le "Livre des êtres" et la question de l'appartenance de deux lettres dogmatiques anciennes // Revue des études arméniennes. 1984. T. 18. P. 23—32.

42. Balthasar, von, H.-U. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus' des Bekenners. 2. Aufl. Einsiedeln, 1961. 427 S.

43. Barkhuizen J. H. Justinian's Hymn О Movoyevf.ç ulôç тои веои // Byzantinische Zeitschrift. 1984. Bd. 77. S. 3—5.

44. Bathrellos D. The Byzantine Christ. Person, Nature, and Will in the Christology of Saint Maxim the Confessor. Oxford, 2004 (The Oxford Early Christian Studies). 254 p.

45. Breydy M. Le Adversus Eunomium IV-V ou bien le Peri Archon de S. Basile // Oriens Christianus. 1986. Bd. 70. S. 69—85.

46. Brock S. P. A Monothelete Florilegium in Syriac // After Chalcedon. Studies in Theology and Church History / Ed. C. Laga, J. A. Munitiz, L.Van Rompay. Leuven, 1985 (Orientalia Lovaniensia Analecta,18). P. 35—45.

47. Brock S. P. An early Syriac Life of Maximus the Confessor // Analecta Bollandiana. 1973. T. 91. P. 299—346.

48. Brock S. P. The Conversation with the Syrian Orthodox under Justinian // Orientalia Christiana Periodica. 1981. Vol. 47. P. 87—121.

49. Brock S. P. The Syriac Perspectives on the Late Antiquity. London, 1984 (Variorum Reprints. Collected Studies Series). X, 230 p.

50. Brock S. Studies in Syriac Christianity. History, Literature and Theology. Ashgate—Brookfield, 1992 (Variorum. Collected Studies Series, CS 357). X, 308 P

51. Brock S. Two Sets of Monothelete Questions to the Maximianists // Orientalia Lovaniensia Periodica. 1986. Vol. 17. P. 119—140.

52. Bumazhnov D. Der Mensch als Gottes Bild im christlichen Ägypten. Tübingen, 2006. 262 S.

53. Cameron A. Eustratius' Life of the Patriarch Eutychius and the Fifth Ecumenical Council // KA0HTHTPIA: Essays presented to Joan Hussey on her 80th Birthday / Ed. J. Chrysostomides. Camberley, 1988. P. 225—247.

54. Carcione F. Energeia, Thelema e Theokenetos nella lettera di Sergio, patriarca di Costantinopoli, a papa Onorio Primo // Orientalia Christiana Periodica. 1985. Vol. 51. P. 263—276.

55. Carcione F. L' "aftartodocetismo" di Giustiniano: una mistificazione strumentale del dissenso politico-religioso // Studi e ricerche sull'Oriente Cristiano. 1984. An. 7. P. 71—78.

56. Carcione F. La politica religiosa di Giustiniano nella fasa conclusiva della 'Seconda controversa origenista' (543—553). Gli intrecci con la controversia sui Tre Capitoli // Studi e ricerche sull'Oriente Cristiano. 1986. An. 9. P. 131—147.354

57. Carcione F. Vigilio nelle controversie cristologiche del suo tempo: rapporti con Giustiniano degli anni deH'apocrisariato al secondo editto imperiale sui tre capitoli (533—551) // Studi e ricerche sull'Oriente Cristiano. 1987. An. 10. P. 37—51.

58. Chabot J. B. Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d'Antioche (1166—1199). Éditée pour la première fois et traduite en français. T. I-IV. Paris, 1901—1910.

59. Chadwick O. John Cassian. 2nd . Cambridge, 19682. VIII, 171p.

60. Codina V. El aspecto cristologico en la spiritualidad de Juan Casiano. Roma, 1966 (Orientalia Christiana Analecta, 175). 215 p.

61. Concilium Lateranense a.649 celebratum / Ed. R. Riedinger. Berolini, 1984 (Acta Conciliorum Oecumenicorum, II, I). 320 p.

62. Concilium universale Constantinopolitanum sub Iustiniano habitum. Vol. I—II / Ed. J. Staub. Berolini, 1971 (Acta Conciliorum Oecumenicorum, IV 1, 2).

63. Concilium Universale Constantinopolitanum tertium. Concilii actiones XII -XVIII. Epistulae. Indices / Ed. R. Riedinger. Berolini, 1992 (Acta Conciliorum Oecumenicorum, II 2, 2). 1020 p.

64. Dalmais I. H. La fonction unificatrice du Verbe Incamé d'après les œuvres spirituelles de saint Maxime le Confesseur // Science et Esprit. 1962 T. 14. P. 445—459.

65. Declerck J. H. Maximi Confessoris Quaestiones et dubia. Turnhout, 1982 (Corpus Christianorum. Series graeca, 10).

66. Declerck J. H. Proba, l'ex-Jacobite et ses £7ia7ioqr||j.ata tiqôç IaKcoßf.rai // Byzantion. 1983. T. 53. P. 212—232.

67. Demicheli A. M. La politica religiosa di Giustiniano in Egitto. Riflessi sulla chiesa egiziana délia legislazione ecclesiastica giustinianea // Aegyptus. 1983. Vol. 63. P. 217—257.355

68. Devreesse R. Le Cinquième Concile et l'œcuménicité byzantine // Miscellanea Giovanni Mercati. Vol. III. Città del Vaticano, 1946 (Studi e Testi, 123). P. 1—15.

69. Devreesse R. Pelagii Diaconi Ecclesiae Romanae in Defensione Trium Capitolorum. Texte latin du manuscrit Aurelianensis 73 (70) édité avec introduction et notes. Città del Vaticano, 1932 (Studi e testi, 57). LUI, 76 p.

70. Diekamp F. Doctrina Patrum de incarnatione Verbi. Ein griechisches Florilegium aus der Wende des 7. und 8. Jh. / 2. Aufl. mit Korr. und Nachträgen von B. Phanurgakis, hrsg. von E. Chrysos. Münster, 1981. 270 S.

71. Diversorum Postchalcedonensium Auctorum Collectanea. I. Pamphilii theologi Opus / Ed. J. H. Declerck. II. Eustathii monachi Opus / Ed. P. Allen. Leuven, 1989. 476 p.

72. Dörries H. Hypostasis. Wort- und Bedutungsgeschichte // H. Dörries. Platonica Minora. München, 1976. S. 13-69.

73. Doucet M. Est-ce que le monothélisme a fait autant d'illustres victimes ? Réflexions sur un ouvrage de F.-M. Léthel // Science et Esprit. 1983. Vol. 35. P. 123—159.

74. Doucet M. La volonté humaine du Christ, spécialement en son agonie. Maximerle Confesseur interprète de l'Ecriture // Science et Esprit. 1985. Vol. 37. P. 123— 159.

75. Draguet R. Julien d'Halicarnasse et sa controverse avec Sévère d'Antioche sur l'incorruptibilité du corps du Christ. Louvain, 1924. 526 p.

76. Draguet R. Pièces de polémique antijulianiste, III // Le Muséon. 1941. T. 54. P. 59—89.

77. Draguet R. Pièces de polémique antijulianiste, I—II // Le Muséon. 1931. T. 44. P. 235—317.

78. Drioton E. La discussion d'un moine anthropomorphite audien avec le patriarche Théophile d'Alexandrie en l'année 399 // Revue de l'Orient chrétien. 1915—1917. T. 20. P. 92—100, 113—128.

79. Ebied R. Y., Roey, Van, A., Wickham L. R. Peter of Callinicium, Anti-Tritheist Dossier. Louvain, 1981 (Orientalia Lovaniensia Analecta, 10). 180 p.356

80. Ebied R. Y., Roey, Van, A., Wickham L. R. Pétri Callinicensis Patriarchae Antiocheni Tractatus contra Damianum. Vol. I-IV. Turnhout—Leuven, 1994— 2004.

81. Esbroeck, van, M. L'homélie de Pierre de Jérusalem et la fin de l'origénisme palestinien en 551 // Orientalia Christiana Periodica. 1985. Vol. 51. P. 33—59.

82. Esbroeck, van, M. La date et l'auteur du De sectis attribué à Léonce de Byzance // After Chalcedon. Louvain, 1985 (Orientalia Lovaniensia Analecta, 18). P. 415—424.

83. Esbroeck, van, M. La question 66 du «Ad Thalassium» géorgien // Philohistôr. Miscellanea in honorem Caroli Laga septuagenarii / Eds. A. Schoors, P. Van Deun. Leuven, 1994 (Orientalia Lovaniensia Analecta, 60). P. 329—337.

84. Esbroeck, van, M. Le « De Sectis » attribué à Léonce de Byzance (CPG 6823) dans la version géorgienne d'Arsène Iqaltoeli // Bedi Kartlisa. 1984. T. 42. P. 35—52.

85. Esbroeck, van, M. Le manifeste de Jean III le Nicéote en 505 dans le «Livre des Lettres» arménien // Revue des études arméniennes. 1993. T. 24. P. 27—46.

86. Esbroeck, van, M. Un court traité pseudo-basilien de mouvance aaronite conservé en arménien // Le Muséon. 1987. T. 100. P. 385—395.

87. Esbroeck, van, M.-J. Maxime le Confesseur, Vie de la Vierge. Lovanii, 1986 (CSCO. Vols. 478, 479; Scriptores iberici, tt. 21, 22). 196, 184 p.

88. Evans D. B. Leontius of Byzantium: An Origenist Christology. Washington, 1970. xin, 206 p.

89. Favre R. Credo. in Filium Dei. mortuum et sepultum // Revue d'histoire ecclésiastique. 1937. T. 33. P. 687—724.357

90. Florovsky G. Theophilus of Alexandria and Apa Aphu of Pemdje. The Anthropomorphites in the Egyptian Desert. Part II // The Collected Works of Georges Florovsky. Vol. IV. Belmont, Mass., 1975. P. 97—129, 290—296.

91. Florovsky G. The Anthropomorphites in the Egyptian Desert // The Collected Works of Georges Florovsky. Vol. IV. Belmont, Mass., 1975. P. 89—96, 289.

92. Garrigue J.-M. La charité, l'avenir divin de l'homme. Paris, 1976. 390 p.

93. Gray P. Through the Tunnel with Leontius of Jerusalem: The Sixth Century Transformation of Theology // The Sixth Century. End or Beginning? / Eds. P. Allen and E. Jeffreys. Brisbane, 1996 (Byzantina Australiensia 10) 187—196.

94. Grillmeier A. mit Hainthaler Th. Jesus Christus im Glauben der Kirche. Bde I, II/l, II/2, II/3, II/4. Freiburg—Basel—Wien, 2004.

95. Grondijs L. H. L'iconographie byzantine du Crucifié mort sur la Croix. 2me éd. Bruxelles, 1947. 370 p.

96. Grumel V. L'auteur et la date de composition du tropaire O Movoyevrjç // L'Échos d'Orient. 1923. T. 22. P. 398—418.

97. Guillaumont A. Aux origines du monachisme chrétien. Pour une phénoménologie du monachisme. Bellefontaine, 1979. (Spiritualité orientale. 30). 241 p.

98. Guillaumont A. Les « Kephalaia Gnostica » d'Évagre le Pontique et l'histoire de l'origénisme chez les Grecs et chez les Syriens. Paris, 1962 (Patristica Sorbonensia, 5). 390 p.

99. Guillaumont A. Une inscription copte sur la 'Prière de Jésus' // Orientalia Christiana Periodica. 1968. Vol. 34. P. 310—325.

100. Guy J.-Cl. Jean Cassien. Vie et doctrine spirituelle. Paris, 1961. 140 p.

101. Halleux, de, A. Philoxène de Mabboug. Sa vie, ses écrits, sa théologie. Louvain, 1963. 486 p.

102. Holl K. Epiphanius. Bd. I: Ancoratus und Panarion, Haer. I-XXXIII. Leipzig, 1915. 390 S.

103. Janin R. Eutichios // Bibliotheca Sanctorum. T. V. Roma 1964. P. 323—324.358

104. Janssens B. Maximus Confessor, Ambigua ad Thomam una cum Epistula secunda ad eundem. Turnhout, 1998 (Corpus Christianorum. Series Graeca, 48). 440 p.

105. Janssens L.Notre filiation divine d'après Saint Cyrille d'Alexandrie // Ephemerides Theologicae Lovanienses. 1938. T. 15. P. 233-278.

106. Karayiannis V. Maxime le Confesseur. Essence et énérgies de Dieu. Paris, 1993. IV, 488 p.

107. Kasser R. La «Prière de Jésus» kelliote réexaminée en quelques points // Orientalia Christiana Periodica. 1996. Vol. 62. P. 407—410.

108. Krausmuller D. Leontius of Jerusalem, a theologian of the 7th century // The Journal of Theological Studies. 2001. Vol. 52. P. 637—657.

109. Laga C. Eustratii Presbyteri Vita Eutychii Patriarchae Constantinopolitani. Turnhout, 1992. LIV, 105 p.

110. Laga C, Steel C. Maximi Confessoris Quaestiones ad Thalassium una cum latina interpretatione Ioannis Scotti Eriugenae iuxtaposita. T. I—II. Leuven, 1980— 1990.

111. Lang U. M. John Philoponus and the Controversies over Chalcedon in the Sixth Century. A Study and Translation of the Arbiter. Leuven, 2001 (Spicilegium Sacrum Lovaniense. Etudes et documents, 47). 261 p.

112. Lang U. M. Notes on John Philoponus and the Tritheist Controversy in the Sixth Century // Oriens Christianus. 2001. Bd. 85. S. 23^0.

113. Larchet J.-Cl. La divinisation de l'homme selon saint Maxime le Confesseur. Paris, 1996. (Cogitatio Fidei, 194). 764 p.

114. Larchet J.-Cl. Maxime le Confesseur, médiateur entre l'Orient et l'Occident. Paris, 1998. (Cogitatio Fidei, 208). 235 p.

115. Larchet J.-Cl. Peu,. Ha: Batbrellos D. The Byzantine Christ. Person, Nature, and Will in the Christology of Saint Maxim the Confessor. Oxford, 2004 // Revue d'histoire ecclésiastique. 2006. T. 101/2. P. 182-185.359

116. Lebon J. Éphrem d'Amide, patriarche d'Antioche (526—544) // Mélanges d'histoire offerts à Charles Moeller à l'occasion de son jubilée de 50 années de professorat à l'Université de Louvain. 1863—1913. T. I. Paris, 1914. P. 198—214.

117. Lebon J. Le monophysisme sévérien. Étude historique, littéraire et théologique sur la résistance monophysite au concile de Chalcédoine jusqu'à la constitution de l'Église jacobite. Louvain, 1909. 536 p.

118. Lebon J. Severi Antiocheni Liber contra impium Grammaticum. Lovanii, 1938 (CSCO, vols. 111,112; Scriptores syri, t. 58, 59). 160, 180 p.

119. Léthel F.-M. Théologie de l'agonie du Christ. La liberté humaine du Fils de Dieu et son importance sotériologique mises en lumière par saint Maxime le Confesseur. Paris, 1979. 470 p.

120. Loofs F. Leontius von Byzans und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche. Leipzig, 1887 (Texte und Untersuchungen., III, 1-2). 310 S.

121. Lourié В. An Aristotelian Ontology around the Proclean Henad: the Theology of Barlaam of Calabria and its Byzantine Background // Аристотель и средневековая метафизика / Отв. ред. О. Э. Душин. СПб., 2002 (Verbum. Вып. 6). С. 137—144.

122. Lourié В. Benjamin of Alexandria // Encyclopaedia Aethiopica / Ed. by Siegbert Uhlig. Vol. I: A—C. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2003. P. 530.

123. Lourié В. Damian of Alexandria // Encyclopaedia Aethiopica / Ed. by Siegbert Uhlig. Vol. II: D—Ha. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2005. P. 77—78.

124. Lourié В. Eutychius // Encyclopaedia Aethiopica / Ed. by Siegbert Uhlig. Vol. II: D—Ha. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2005. P. 456—457.

125. Lourié В. John of Damascus // Encyclopaedia Aethiopica / Ed. by Siegbert Uhlig. Vol. Ill: He—N. Wiesbaden, 2007. P. 295-296.

126. Lourié В. Julianism // Encyclopaedia Aethiopica / Ed. by Siegbert Uhlig. Vol. Ill: He—N. Wiesbaden, 2007. P. 308-310.

127. Lourié B. Le second iconoclasme en recherche de la vraie doctrine // Studia Patrística / E.J. Yarnold, ed. Studia Patrística. 2000. Vol. XXXIV. P. 145—169.

128. Lourié B. Michel Psellos contre Maxime le Confesseur: l'origine de 1' « hérésie des physéthésites » // Scrinium. 2008. T. 4. P. 201—227.

129. Lourié B. Un autre monothélisme : le cas de Constantin d'Apamée au Vie Concile Œcuménique // E. Livingstone, ed. Studia Patristica. Louvain 1997. Vol. XXIX. P. 290—303.

130. Lourié B. Une dispute sans justes : Léon de Chalcédoine, Eustrate de Nicée et la troisième querelle sur les images sacrées // Studia Patristica / Ed. by F. Young, M. Edwards and P. Parvis. 2006. Vol. 42. P. 321-339.

131. Lourié B., Fiaccadori G. Heraclius // Encyclopaedia Aethiopica / Ed. by Siegbert Uhlig. Vol. Ill: He—N. Wiesbaden, 2007. P. 13-15.

132. MacCoul L. S. B. New Look at the Career of John Philoponus // Journal of Early Christian Studies. 1995. Vol. 3. P. 47—60.

133. Martino I Papa (649—653) e il suo tempo. Atti del XXVIII Convegno storico internazionale. Todi, 13-16 ottobre 1991. Spoleto, 1992. XIV, 296 p.

134. Moeller Ch. Le Chalcédonisme et le Néo-Chalcédonisme en Orient de 451 à la fin du VIe siècle // Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart / A. Grillmeier, H. Bacht, hrsg. Band I: Der Glaube von Chalkedon. Würzburg 1951, 19795. S. 637—720.361

135. Origeniana Octava: Origen and the Alexandrian Tradition / Origene e la Tradizione Alessandrina: Papers of the 8th International Origen Congress, Pisa, 27-31 August 2001 / Ed. by Lorenzo Perrone, P. Bernardino, D. Marchini. Leuven, 2003. 1140 p.

136. Orlandi T. Shenute, Contra origenistas. Roma, 1985. 94 p.

137. Otto S. Person und Subsistenz. Die philosophische Anthropologie des Leontius von Byzanz. Ein Beitrag zur spätantiken Geistesgeschichte. München, 1968. 344 S.

138. Bettiolo P. Una raccolta di opuscoli calcedonensi (Ms. Sin. Syr.10). Louvain, 1979 (CSCO, vol. 404; Scriptores syri, t.178). 120 p.

139. Patrologiae cursus completus / Accurante J.-P. Migne. Series graeca. T. 1— 161. Parisiis, 1858—1865.

140. Patrologiae cursus completus / Accurante J.-P. Migne. Series latina. T. 1— 225. Parisiis, 1844—1865.

141. Perrone L. II 'Dialogo contro gli aftartodoceti' di Leonzio di Bisanzio e Severo di Antiochia // Cristianesimo nella storia. 1980. An. 1. P. 411—443.

142. Philoponus and the Rejection of Aristotelian Science / Ed. P. Sorabji. London, 1987. X, 253 p.

143. Piret P. Le Christ et la Trinité selon Maxime le Confesseur. Paris, 1983. 407 p.

144. Prinzing G. Das Bild Justinians I. in der Überlieferung der Byzantiner vom 7. bis 15. Jahrhundert//Fontes Minores. 1986. Bd. 7. S. 1—99.

145. Puyade J. Le tropaire O Movoyevf|ç // Revue de l'Orient Chrétien. 1912. T. 17. P. 253—267.

146. Reynolds S. L. Justinian and Neo-Chalcedonism in the Sixth Century // Macedonian Studies. 1988. Vol. 51 (n. s., vol. 1). P. 14—28.

147. Richard M. Le Traité de Géorges Hiéromoine sur les hérésies // Revue des études byzantines. 1970. T. 28. P. 239—269.

148. Riedinger R. Die Epistula synodica des Sophronios von Jerusalem im Codex Parisinus graecus 1115// BuÇavxiaKd. 1982. T. 2. S. 143—154.362

149. Riedinger R. Pseudo-Kaisairios. Die Erotapokriseis. Erstmals vollständig hrsg. Berlin, 1989. IX, 471 S.

150. Riedinger R. Zu den Erotapokriseis des Pseudo-Kaisarios // Byzantinische Zeitschrift. 1993—1994. Bd. 86/87. S. 34—39.

151. Roey, Van, A. Un traité cononite contre la doctrine de Jean Philopon sur la Résurrection // ANTIÀÎ2PON. Hulde aan Dr. Maurits Geerard hij de voltooiing van de Clavis Patrum Graecorum. I. Wetteren, 1984. P. 123—139.

152. Roey, Van, A. Het dossier van Proba en Juhannan Barboer // Scrinium Lovaniense. Mélanges historiques Etienne van Cauwenbergh. Louvain, 1961. P. 181—190.

153. Roey, Van, A., Allen P. Monophysite Texts of the Sixth Century. Edited, translated and annotated. Leuven, 1994 (Orientalia Lovaniensia Analecta, 56) 415 P

154. Romanides J. Notes on the Palamite Controversy and the Related Topics. Part II // The Greek Orthodox Theological Review. 1963—1964. Vol. 9. P. 225—270.

155. Rossi F. Trascrizione di tre manoscritti copti del Museo Egizio di Torino, con traduzione italiana // Memorie della Reale Accademia delle Scienze di Torino. Ser. II. 1886. An. 37. P. 67—84, 145—150.

156. Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collectio / J. D. Mansi evulgavit. T. I-LIII 58 vols.. Florentiae—Venetiae—Parisiis, 1759—1927.

157. Sanda A. Ioannis Philoponi Opuscula monophysitica. Beryti Phœniciorum, 1930. 181, 132 p.

158. Schönborn Ch. Sophrône de Jérusalem. Vie monastique et confession dogmatique. Paris, 1972. VI, 260 p.

159. Schwartz E. Drei dogmatische Schriften Justinians // München, 1939 (Abhandlungen der bayerlich. Akademie der Wissenschaften. Philos.-hist. Abt., n. s., 18.1)80 S.

160. Schwartz E. Zur Kirchenpolitik Justinians // Schwartz E. Gesammelte Schriften. Bd. 4. Berlin, 1960. S. 276—328.

161. Sherwood P. The Earlier Ambigua of St Maxim the Confessor and his refutation of Origenism. Roma, 1955 (Studia Anselmiana, 55).

162. Shimizu T. From Vocalism to Nominalism: Progression in Abaelard's Theory of Signification //Didascalia. 1995. Vol. l.P. 15—46.

163. The Sixth Century. End or Beginning? / Eds. P. Allen and E. Jeffreys. Brisbane, 1996 (Byzantina Australiensia, 10). 360 p.

164. Thunberg L. Microcosm and Mediator. The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965.

165. Uthemann K.-H. Anastasii Sinaitae Viae Dux. Leuven, 1981. CCXLVII, 455 S.

166. Uthemann K.-H. Antimonophysitische Aporien des Anastasios Sinaites // Byzantinische Zeitschrift. 1981. Bd. 74. S. 11—26.

167. Uthemann K.-H. Das anthropologische Modell der hypostatischen Union. Ein Beitrag zu den philosophischen Voraussetzungen und zur innerchalkedonische Transformation eines Paradigmas // K^ripovopla. 1982. T. 14. 215—312.

168. Uthemann K.-H. Die „Philosophischen Kapitel" des Anastasios I. von Antiochien (559—598) // Orientalia Christiana Periodica. 1980. Vol. 46. P. 306— 366.364

169. Uthemann K.-H. Die dem Anastasios Sinaites zugeschriebene Synopsis de haeresibus et synodis. Einführung und Edition // Annuarium Historiae Conciliorum. 1982. Bd. 14. S. 58—94.

170. Uthemann K.-H. Probas // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon / Hrsg. T. Bautz. Bd. VII. Nordhausen, 1994. Sp. 968—976.

171. Uthemann K.-H. Syllogistik im Dienst der Orthodoxie. Zwei unedierte Texte byzantinischer Kontroverstheologie des 6. Jh. // Jahrbuch der Österreichische Byzantinistik. 1981. Bd. 30. S. 103—112.

172. Uthemann K.-H. Peq. Ha: Larchet J.-Cl. La divinisation de l'homme selon saint Maxime le Confesseur. Paris, 1996 // Byzantinische Zeitschrift. 1998. Bd. 91. S. 151—152.

173. Ven, van den, P. L'accession de Jean le Scholastique au siège patriarcal de Constantinople en 565 // Byzantion. 1965. T. 35. P. 320—352.

174. Verrycken K. The Development of Philoponus' Thought and its Chronology // Aristotle Transformed. The Ancient Commentators and their Influence / Ed. R. Sorabji. London, 1990. P. 233—274.

175. Weaver D. From Paul to Augustine: Romans 5:12 in Early Christian Exegesis // St. Vladimir's Theological Quarterly. 1983. Vol. 27. P. 187—206.

176. Weaver D. Parts 2-3: The Exegesis of Romans 5:12 Among the Greek Fathers and Its Implications for the Doctrine of Original Sin: The 5th-12th Centuries // St. Vladimir's Theological Quarterly. 1985. Vol. 27. P. 133—159, 231—257.

177. Weber H. O. Die Stellung des Johannes Cassianus zur außerpachomianischen Mönchstradition. Eine Quellenuntersuchung. Münster/Westf., 1962 (Beiträge zur Geschichte des alten Mönchtums und des Benedektinerordens, 24). XXIV, 132 p.

178. Winkelmann F. Die Quellen zur Erforschung des monoenergetisch-monotheletischer Streites //Klio. 1987. Bd. 69. S. 515—559.

179. Zettl E. Die Bestätigung des V. Ökumenischen Konzils durch Papst Vigilius. Untersuchungen über die Echtheit der Briefe Scandala und Aetius. Bonn, 1974 (Antiquitas, R.l, Abhandlungen zur alten Geschichte, 20). XI, 81 S.365

180. Zocca E. Onorio I e la tradizione occidentale // Augustinianum. 1987. An. 27. P. 571—615.

181. MjrevaKTiç Л. To 7ip6ßb"|ja.a xcov ysviKcbv ewoicov Kai о ewoioloyiKÔç psa^iajioç xcov ßu^avxivcöv // OiAoaoq>ia. 1978—1979. T. 8-9. S. 311—340.

182. Электронные текстовые базы данных и сетевые публикации

183. TLG — Thesaurus Linguae Graecae Project (Irvine, California, USA): http://0-www.tlg.uci.edu.libus.csd.mu.edu/.

184. CMCL — Corpus dei Manoscritti Copti Letterari. Projet patronné par l'Union Académique International. Direttore Tito Orlandi: http://cmcl.let.uniromal .it/.

185. Spade P. V. Boetius against Universals: The Argument in the Second Commentary on Porphyry (сетевая публикация: http://www.pvspade.com/Logic/docs/boethius.pdf).366