Трансформация универсалий христианской религии и их влияние на динамику духовной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Костина, Наталья Петровна

  • Костина, Наталья Петровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Омск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 134
Костина, Наталья Петровна. Трансформация универсалий христианской религии и их влияние на динамику духовной культуры: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Омск. 2003. 134 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Костина, Наталья Петровна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИНАМИКИ ДУХОВНОЙ

КУЛЬТУРЫ.11

§ 1. Мировоззренческие универсалии как глубинное основание духовной культуры.13

§ 2. Характер и структура динамики духовной культуры.28

§ 3. Трансцендентные религиозные универсалии и их влияние на формы духовной культуры.46

ГЛАВА 11. ПРОТЕСТАНТСКАЯ ПАРАДИГМА И ТРАНСФОРМАЦИЯ

ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.68

§ 1. Основные универсалии протестантской религии и их роль в рационализации культуры.69

§ 2. Влияние рационализма на универсалии западноевропейской духовной культуры.98

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация универсалий христианской религии и их влияние на динамику духовной культуры»

Актуальность темы исследования. В условиях модернизации современной России исследовательский интерес большинства философов, культурологов, социологов, религиоведов сосредоточен на группе проблем, связанных с возрождением духовности и созданием варианта национальной идеи, призванной объединить россиян - идеи социокультурного возрождения современной России. В процессе осознания обществом своих приоритетов актуализируются две модели ценностных систем. Одна из них тяготеет к постиндустриальным индивидуалистическим ценностям западного типа, другая - к традиционной системе ценностей восточно-христианского типа. Но для представителей и той и другой группы несомненным остается тот факт, что религиозная парадигма оказывает существенное влияние на формирование социально-значимых ценностей.

В настоящее время в России складывается своеобразная ситуация: с одной стороны, власть демонстрирует свою приверженность православию, с другой - становятся очевидными попытки вестернизации русской культуры, которая в своей основе предполагает следование одной из предпосылок генезиса капитализма западного типа - протестантской этике. Последнее приводит к ориентации на американскую модель развития культуры и постоянному акцентированию в СМИ приоритетности такого пути.

В связи с этим актуальным как с практической, так и с теоретической точки зрения становится решение двух комплексов проблем. Первый касается исследования характера и факторов динамики духовной культуры, оценки влияния религиозной парадигмы на культурную динамику, второй - выявления роли протестантизма в формировании духовной культуры стран постиндустриального мира.

Степень разработанности проблемы. Широкий аналитический диапазон в изучении проблем культурной динамики позволяет говорить о многообразии позиций в понимании характера ее процессов. Тема исследования может быть представлена как несколько взаимосвязанных между собой проблемных блоков.

Первый включает в себя теоретическое исследование бытия различных форм духовной культуры, ее сущностного основания, характера и факторов динамики духовной культуры. Теоретическому анализу сущностных оснований духовной культуры посвящены труды различных исследователей: М.М.Бахтина, В.С.Библера, В.Виндельбанда, П.С.Гуревича, С.Ф.Денисова, Л.В.Денисовой, В.Д.Диденко, Б.В.Емельянова, Э.В.Ильенкова, М.С.Кагана, Э.Левинаса, Ю.М.Лотмана, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, Э.А.Орловой, Х.Ортеги-и-Гассета, Г.Риккерта, К.А.Свастьяна, В.В.Сильвестрова, А.К.Уледова, И.П.Фарман, Д.М.Федяева и др. Особенный интерес вызывают работы, посвященные выявлению предельных оснований исторически определенного типа культуры. Эти проблемы анализируются такими исследователями, как В.Дильтей, Л.И.Ионин, В.С.Степин. Интересные аспекты раскрыты в историко-культурных исследованиях П.М.Бицилли, Г.Д.Гачева, Т.П.Григорьевой, А.Я.Гуревича, К.Г.Мяло - на материале западноевропейской культуры, И.В.Кондакова, В.К.Трофимова, Е.С.Яковлевой, А.Л.Юрганова - на материале русской культуры.

Теоретический анализ характера и факторов динамики духовной культуры представлен в работах таких исследователей, как А.С.Ахиезер, Д.Белл, Н.А.Бердяев, Ю.Бохеньский, Г.В. Ф.Гегель, И.Г.Гердер, Н.В.Гончаренко, Л.Н.Гумилев, Ж.Маритен, А.Моль, К.Н.Леонтьев, Т.И.Ойзерман, Д.Раду, А.Э.Соколов, В.С.Соловьев, П.А.Сорокин, А.Тойнби, Э.Трельч, А.Я.Флиер, С.Л.Франк, А.Е.Чучин-Русов, О.Шпенглер, П.Штомпка, К.Ясперс и др.

Второй блок проблем связан с оценкой влияния структурных компонентов религии на формирование и функционирование духовной культуры. Взаимовлияние различных аспектов бытия духовной культуры и религиозной парадигмы представлено в трудах М.Вебера, В.И.Гараджи,

Н.С.Гордиенко, В.Джеймса, Л.М.Дмитриевой, К.Г.Доусона, Б.С.Ерасова, И.А.Ильина, Ю.А.Кимелева, С.Кьеркегора, Н.Лобковица, А.Меня, Л.Н.Митрохина, А.А.Нуруллаева, М.Г.Писманика, Г.М.Тавризяна, Э.Б.Тайлора, П.Тиллиха, Д.М.Угриновича, П.А.Флоренского, З.Фрейда, Э.Фромма, А.Швейцера, К.Г.Юнга, И.Н. Яблокова.

Третьему блоку проблем - анализу существования различных форм западноевропейской культуры и оценке ее специфики посвящены исследования С.С.Аверинцева, Э.Я.Баталова, Л.М.Баткина, М.М.Бахтина, Ф.Бецольда, П.М.Бицилли, Ф.Броделля, Р.Ю.Виппера, К.С.Гаджиева, Р.Гвардини, Т.Н.Грановского, А.Я.Гуревича, Д.В.Драгунского, Ю.А.Замошкина, Н.И.Кареева, И.С.Кона, Ж.ЛеГоффа, Г.Г.Майорова, В.С.Нерсесянца, М.Оссовской, В.Пассенти, Б.Д.Порозовской, А.Савойкина, М.М.Смирина, П.А.Сорокина, М.А.Фроловой, Ф.Хайлера, Й.Хейзинга, П.П.Щеголева, а так же французских историков: Ф.Гизо, Х.П.Жоди, П.Е.Леонарда, Э.Кине, Ж.Мишле. Особый интерес представляют работы, посвященные оценке роли протестантизма в формировании западноевропейской духовной культуры - это исследования М.Вебера, П.П.Гайденко, Ю.Н.Давыдова, С.А.Исаева, Э. Кине, Б.Ф.Поршнева, Н.В.Ревуненковой, Э.Ю.Соловьева, В. Шлюхтера.

Четвертый блок проблем связан с анализом кризисного состояния западноевропейской культуры конца XIX - начала XX вв. и формированием идеи культурного экуменизма в современной духовной культуре Западной Европы. Этому посвящены работы многих отечественных и западных исследователей, таких, как В.Вейдле, Б.Л.Губман, Э.Гуссерль, Ж.Деррида, И.П.Ильин, А.Б.Коган, П.Козловски, И.С.Куликова, Т.Лессинг, Ф.Ницше, Х.Ортега-и-Гассет, Б.М.Парамонов, Н.И.Петяшева, Л.Я.Рейнгард, В.П.Руднев, Д.В.Сабьянов, С.А.Ушакин, М.Фуко, Ю.Хабермас, М.А.Чешко, У.Эко.

Проблема исследования связана с философским осмыслением механизма динамики духовной культуры и места в нем религиозных универсалий. Она может быть зафиксирована вопросом: каков механизм влияния универсалий религиозной парадигмы на формы духовной культуры?

Целью исследования является теоретическое описание и объяснение процесса воздействия протестантской парадигмы на познавательную, нормативно-регулятивную и художественно-эстетическую формы духовной культуры

Задачи исследования:

1. классифицировать факторы, определяющие своеобразие духовной культуры, религиозные по своей природе;

2. прояснить характер динамических процессов, протекающих в рамках духовной культуры;

3. вскрыть механизм влияния структурных компонентов религиозной парадигмы на формы духовной культуры;

4. показать, как протестантская парадигма трансформирует картину мира Нового времени;

5. рассмотреть попытки преодоления кризиса рационализма в рамках и Г\ и Г-1 духовной культуры Западной Европы.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Общей основой диссертационного исследования является диалектический метод, позволяющий раскрыть специфику духовной культуры через диалектику общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания. При таком подходе культура с одной стороны, рассматривается автономной от природы и общества, а с другой - анализируется в диалектическом единстве с ними, что позволяет преодолеть дихотомические конструкции «культура-природа» и «культура-общество» и рассматривать бытие в качестве единой системы, каждый элемент которой обладает определенной автономностью и находится в тесной структурной взаимосвязи с другими элементами системы. Духовная культура, в свою очередь, рассматривается как подсистема культуры в целом, обладающая определенной автономностью и специфическими чертами, но находящаяся в опосредованной зависимости от системы. Данный подход позволяет проанализировать культурно-исторический процесс не только в «линейном» - диахроническом измерении, но и в «плоскостном» - синхроническом.

Таким образом, открывается возможность осмыслить факторы динамики духовной культуры, ее движущие силы не как действие трансцендентных сил, а как проявление собственных возможностей духовной культуры, имманентных закономерностей ее саморазвития. В том же случае, когда культурно-историческое развитие действительно предопределяют внешние по отношению к духовной культуре факторы (географические, этнические, хозяйственно-экономические, социально-политические), они рассматриваются в специфически освоенном, преломленном культурой, интериоризованном виде, т.е. не прямо, а опосредованно - как формы самой культуры, посредством выявления единства и противоречия в системе «традиция-новация».

На уровне специальных методов культурно-исторических исследований наиболее перспективными представляются следующие:

1) метод «объясняющего понимания» М.Вебера, при котором достигается соединение объекта и субъекта анализа, включение исследователя в поток многообразной, иррациональной и никогда полностью не постигаемой жизни,

2) метод, разработанный «Школой Анналов», состоящий в попытке создания «тотальной» истории, описывающей все существующие в обществе связи -экономические, политические, социальные, культурные.

Теоретическим основанием исследования для выявления сущностных оснований духовной культуры являются источники, в которых излагается идея целокупности форм духовной культуры (В.Виндельбанд, М.С.Каган, И.В.Кондаков, В.С.Степин, О.Шпенглер), исследуются глубинные основания духовной культуры через призму ментальных структур (П.М.Бицилли, Г.Д.Гачев, А.Я.Гуревич, Л.И.Ионин, Т.Парсонс, А.Л.Юрганов), динамические детерминанты и структура протекающих в духовной культуре процессов

Э.С.Маркарян, А.Моль, К.Н.Леонтьев, Э.А.Орлова, П.А.Сорокин, А.Тойнби, Э.Трельч, А.Я.Флиер).

Особый интерес для диссертационного исследования представляют работы, посвященные анализу структурных компонентов религиозной парадигмы и выявлению механизма их влияния на формы духовной культуры (М.Вебер, В.И.Гараджа, М.В.Дмитриев, К.Г.Доусон, Б.С.Ерасов, М.Г.Писманик, И.Н.Яблоков).

При анализе влияния протестантской парадигмы на формы западноевропейской духовной культуры использовались: для выявления догматических особенностей протестантизма работы Ж. Кальвина, М.Лютера, С.Макарова, Дж.Т.Макнила, Х.Г.Миттер, А.Свойкина, И.Смирнова; для выявления оснований трансформации западноевропейской духовной культуры - работы Ф.Бэкона, М.Вебера, П.П.Гайденко, Ю.Н.Давыдова, Р.Декарта, С.А.Исаева, Э.Кине, Б.Ф.Поршнева, Н.В.Ревуненковой, Б.Спинозы, ЭЛО.Соловьева, В.Шлюхтера; для исследования кризисного состояния западноевропейской культуры и путей его преодоления - работы Б.Л.Губмана, Ж.Деррида, И.П.Ильина, А.Б.Когана, П.Козловски, И.С.Куликовой, Ф.Ницше, Х.Ортега-и-Гассета, Б.М.Парамонова, Л.Я.Рейнгарда, В.П.Руднева, Д.В.Сабьянова, М.Фуко, Ю.Хабермаса, М.А.Чешко, У.Эко.

Основные результаты исследования и его научная новизна:

1. Установлено, что одним из важных факторов, определяющих характер и степень своеобразия духовной культуры, является система мировоззренческих универсалий, включающая как атрибутивные, так и социально-этические универсалии, подверженные изменениям.

2. Показано, что динамические процессы в рамках духовной культуры носят характер трансформации, выявлены основные стадии этого процесса: появление инновации, частичная институциализация и функционирование новых мировоззренческих универсалий в качестве основания духовной культуры.

3. Зафиксирована корреляция между постулированием религиозной парадигмой определенных форм сверхъестественного и онтолого-гносеологическими аспектами картины мира; между трактовкой идеи спасения и формированием смыслового содержания социально-этических категорий духовной культуры.

4. Установлено, что интерпретация основных догматов христианской религии в рамках протестантской парадигмы обусловила процесс постепенной десакрализации картины мира, которая проявилась в разработке традиционных проблем светской философии Запада.

5. Показано, что в философском знании и искусстве XX века имеются две противоречивые тенденции: с одной стороны - неприятие антропоцентрических принципов, с другой - их критика в рамках той же антропоцентрической системы ценностей. Их взаимовлияние ведет к формированию культурных основ постмодернизма.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем: материалы исследования содержат теоретические представления о понятии и сущности духовной культуры, характере и структуре протекающих в ней динамических процессов, динамике западноевропейской духовной культуры, позволяющие дополнить понимание ряда значимых проблем в рамках онтологии, социальной философии, философской антропологии, теории культуры и аксиологии.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы для разработки концепции социокультурного возрождения современной России, в практике преподавания культурологии, истории мировой культуры, философии, эстетики, философской антропологии, этики и религиоведения.

Апробация работы. Содержание и выводы диссертационного исследования доведены до сведения научной общественности в ряде статей, тезисов, выступлениях на международных и региональных научных конференциях: «К культуре мира - через диалог религий, диалог цивилизаций»

Омск, ОмГТУ, 2000г.), «Христианство и культура к 2000-летию христианства» (Астрахань, 2000г.), «Христианский мир: религия, культура, этнос» (Санкт-Петербург, 2000г.), «Культура и цивилизация» (Ектеринбург, УГУ, 2001г.), «Молодые ученые на рубеже третьего тысячелетия» (Омск, 2001г.).

Отдельные результаты исследования использовались при разработке учебных курсов по дисциплинам: «Культурология», «Философия», «Религиоведение», прочитанных в Омском государственном техническом университете и Омском государственном аграрном университете.

Структура и объем исследования. Содержание диссертации изложено на 133 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Библиографический список включает 243 наименования на русском и французском языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Костина, Наталья Петровна

Основные выводы Главы II.

• Установлено, что этический дуализм трансцендентного и имманентного и вытекающей из него рационализации идеи спасения обуславливает процесс постепенной десакрализации мира, основными этапами которого являются пантеизм, деизм и атеизм. Это приводит к трансформации универсалий: причина и следствие (средневековый универсализм заменяется всеобщим механическим детерминизмом), пространство (исчезает ограниченное, неоднородное и иерархически понимаемое пространство средневековья и появляется бесконечное, однородное, гомогенное и геометрическое пространство Нового времени). Изменяется трактовка времени, - оно становится бескачественным, субстанциальным, что обуславливает процесс рационализации и критического восприятия истории.

• Посредством изучения работ мыслителей Нового времени установлено, что трансформация универсалий протестантской парадигмы вызывает изменение образа истины. Гносеологическая природа истины в Новое время определяется не достоинством ее предмета, в соответствии с иерархическим устройством бытия, как это было в средневековом мировосприятии, а своей обоснованностью, доказуемостью и практической эффективностью. Последнее, в свою очередь, вызывает трансформацию предмета исследования, который он перемещается в плоскость имманентного мира и принципов познания. Особой критике подвергается традиционализм и догматизм, господствующий в средневековой науке. Основным критерием истинности объявляется человеческий разум, который декларируется как первичная, независящая субстанция, что фундаментирует основную посылку науки Нового времени.

• Показано, что процесс рационализации, технизации и утилитаризации культурного пространства, осуществляется параллельно конкретизации основных мировоззренческих универсалий в рамках науки и приводит к кризису западноевропейской духовной культуры.

• Установлено, что кризис рационализма обуславливает появление в философском знании двух противоречивых тенденций: с одной стороны -отрицание антропоцентрических принципов и неприятие классических философских систем, с другой - их критика осуществляется в рамках прежней системы ценностей, что приводит к переоценке основных гносеологических и этических категорий.

• Зафиксирована корреляция между основными тенденциями в философии и в искусстве XX века. Десакрализация принципа «рацио» и, основанных на нем культурных ценностей, приводит, с одной стороны, к отрицанию культурного наследия прошлого, требованию освобождения от существующих ценностных ориентации. С другой - деятели «искусства ради искусства» апеллируют к технологическим и научным ценностям антропоцентрической культуры. Взаимодействие этих тенденций приводит к утверждению плюралистической эстетической парадигмы и модификации основных эстетических категорий, что обуславливает процесс формирования постмодернизма.

• Утверждается, что кризис рационализма и сомнения в целесообразности фундаментальных оснований западноевропейской культуры приводят к постепенному преодолению европоцентризма и этноцентризма, что влечет за собой признание самоценности каждого культурного образования, появление устойчивого интереса к иным культурам, межкультурным коммуникациям и закладывает основы культурного экуменизма.

113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процессы модернизации современной России делают чрезвычайно актуальным комплекс проблем, связанных с характером и стадиями динамических процессов в рамках духовной культуры. Особенное звучание приобретает вопрос о влиянии на эти процессы религиозной парадигмы.

Актуализация в настоящее время ценностной системы тяготеющей к постиндустриальной индивидуалистической культуре западного типа и попытки вестернизации русской культуры, проникновение на территорию России протестантских конфессий, убеждают в необходимости оценки влияния протестантизма на бытие западноевропейской культуры.

В результате проведенного исследования установлено, что одним из важных факторов, определяющих характер и степень своеобразия духовной культуры, является система мировоззренческих универсалий, включающая как атрибутивные, так и социально-этические универсалии, их проявление на уровне индивидуального и общественного сознания, функционирование на уровне статических и динамических состояний. Показано, что динамические процессы в рамках духовной культуры носят характер трансформации -качественного преобразования ее форм, обусловленного дифференциацией ряда мировоззренческих универсалий или переоценкой их смыслового компонента, выявлены основные стадии этого процесса: появление инновации, частичная институциализация и функционирование новых мировоззренческих универсалий в качестве основания духовной культуры. Анализ факторов культурной динамики приводит к выводу, что инновацией, способной оказать влияние на переоценку смыслового содержания основных мировоззренческих универсалий является религиозная парадигма, так как зафиксирована корреляция между постулированием религиозной парадигмой определенных форм сверхъестественного и онтолого-гносеологическими аспектами картины мира; между трактовкой идеи спасения и формированием смыслового содержания социально-этических категорий духовной культуры.

Решение второго блока проблем, затрагиваемых в диссертационном исследовании, касающегося механизма влияния протестантской парадигмы на формы западноевропейской духовной культуры позволило установить, что интерпретация основных догматов христианской религии в рамках протестантской парадигмы обусловила процесс постепенной десакрализации картины мира, которая проявилась в разработке традиционных проблем светской философии Запада. Эти процессы обуславливают появление кризисного состояния гносеологических, а затем и аксиологических основ духовной культуры Западной Европы конца XIX - начала XX вв., попытки преодоления которого вызывают две противоречивые тенденции: с одной стороны - неприятие антропоцентрических принципов, с другой - их критика в рамках той же антропоцентрической системы ценностей. Их взаимовлияние ведет к формированию культурных основ постмодернизма.

115

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Костина, Наталья Петровна, 2003 год

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «я»/ Р.Г.Абдулатипов. - М.: Мысль, 1991. - 169 с.

2. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма/ С.С.Аверинцев // Вопросы философии. 1989. - № 2. - С. 3-18.

3. Алычев А.Н. Об иррационализме как философии изменчивости/ А.Н.Алычев // Вопросы философии. 1998. - № 6. - С. 133-142.

4. Андреева JI.A. Христианство и власть в России и на Западе: компаративистский анализ/ Л.А.Андреева // Общественные науки и современность. 2001. - № 4.- С. 85-103.

5. Анурин В.Ф. Постмодернизм: в поисках материального фундамента/ В.Ф.Анурин // Общественные науки и современность. 2001. - № 3,- С. 110 — 122.

6. Арнольдов А.И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии/ А.И.Арнольдов // Культура, человек и картина мира. М., 1987. - С.5-28.

7. Афанасьев А.Ю. Эволюция образа от язычества к христианству/ А.Ю.Афанасьев // Вопросы философии. 1996. - № 10. - С. 71-84.

8. Ахиезер А.С. Критика исторического опыта/ А.С.Ахиезер: В 2 т. -Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997.— Т. 1. 804 е.; Т. 2. - 594 с.

9. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспектива/ М.Д.Ахундов. М.: Наука, 1982.- 252 с.

10. Ю.Балагушин Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен/ Е.Г.Балагушин // Общественные науки и современность. 1996. - № 5.-С. 90-100.

11. Баллестрем К.Г. Homo oeconomicus. Образы человека в классическом либерализме/ К.Г.Баллестрем // Вопросы философии. 1999 - № 4. - С. 42 -53.

12. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества/ Э.Я.Баталов. — М.: Наука, 1990. 252 с.

13. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре/ Г.С.Батищев // Культура, человек и картина мира. М., 1987. - С.90-134.

14. М.Баткин JI.M. Тип культуры как историческая целостность/ Л.М.Баткин // Вопросы философии. 1969. - №9. - С.99-109.

15. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой/ Л.М.Баткин. М.: РГГУ, 2000. -1004 с.

16. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности/ Л.М.Баткин. М.: Наука, 1989. - 270 с.

17. П.Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук/ М.М.Бахтин. СПб: Азбука, 2000. - 333 с.

18. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского/ М.М.Бахтин. М.: Сов. Россия, 1989.-318 с.

19. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса/ М.М.Бахтин. М.: Художественная литература, 1990.- 541 с.

20. Башмакова Л.П. Бенджамин Франклин и проблема «американизма»/ Л.П.Башмакова // Американский характер. Очерки культуры США. М., 1991.-С. 84-109.

21. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество/ Д.Белл.— М.: Academia, 1993,- 786 с.

22. Белл Д. От священного к светскому/ Д.Белл // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии: В 2 ч. -М., 1994. Ч. 2. - С. 149 -152.

23. Белов В. А. В защиту индивидуальности/ В.А.Белов. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 40 с.

24. Бердяев Н.А. Кризис искусства/ Н.А.Бердяев. М.:СП Интерпринт, 1990. -48 с.

25. Бердяев Н.А. Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы/ Н.А.Бердяев. М.: Феникс ХДС-пресс, 1991. - 83 с.

26. Бецольд Ф. История Реформации в Германии./ Ф.Бецольд. СПб. - 1900. -Т.1.- 386 с.

27. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность/ В.С.Библер. М.: Наука, 1990. -342с.

28. Бикметов P.M. Открытое общество и свобода политических дискуссий/ Р.М.Бикметов. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 32 с.

29. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры/ П.М.Бицилли. СПб.: Мифрил, 1995.-244 с.

30. Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания/ Ю.Ф.Борунков. М.: Мысль, 1971.- 176 с.

31. ЗГБохеньский Ю. Духовная ситуация времени/ Ю.Бохеньский // Вопросы философии -1993. № 5. - С. 94-98.

32. Броделль Ф. Материальная цивилизация: экономика и капитализм XV -XVIII вв./ Ф.Броделль: В 3 т. М.: Прогресс, 1986 -1992. - Т. 1. - 622 е.; - Т.2 .632 е.;-Т 3.-679 с.

33. Броделль Ф. Что такое Франция/ Ф.Броделль. М.: Изд -во им. Сабашниковых, 1994. - Т 1. - 406 е.; Т. 2. 4.1.-244 е.; 4.2.-511 с.

34. Булгаков С.Н. Догматическое обоснование культуры/ С.Н.Булгаков: В 2 т. -М„ 1993,-Т.2.-С.637-643.

35. Вебер Л. Избранное. Кризис европейской культуры/ Пер. с нем./ А.Вебер. -СПб.: Университетская книга, 1997. 565 с.

36. Вебер М. Избранное: Образ общества/ Пер. с нем./ М.Вебер. М.: Юрист, 1994.-700 с.

37. Вебер М. Наука как призвание и профессия/ М.Вебер // Самосознание европейской культуры XX века. -М., 1990. С. 130-154.

38. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма/ М.Вебер // Избранные сочинения. М., 1991. - С 60-272.

39. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий/ М.Вебер // Работы М.Вебера по социологии религии и мировой культуре. М., 1991. - Вып. 1. - С. 61-100

40. Вестмирнское исповедание веры 1647-1648. М.: Протестант, 1995.- 54 с.41 .Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм/ В.Виндельбанд // Культурология XX век. Антология. М., 1995. - С. 57 -69.

41. Виппер Р.Ю. Церковь и государство в Женеве. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в./ Р.Ю.Виппер. М.: Печатня С.П. Яковлева, 1894,- 390 с.

42. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования/ К.С.Гаджиев // Вопросы философии. 1991. - № 7.-С. 19-35.

43. Гайденко П.П. Западноевропейская наука в средние века./ П.П.Гайденко, Г.А.Смирнов. М.: Наука, 1989. -351 с.

44. Гайденко П.П. История и рациональность: социология М.Вебера и веберовский ренессанс/ П.П.Гайденко, Ю.Н.Давыдов. М.: Политиздат, 1991. -367 с.

45. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. (XVII-XVIII вв.): Формирование научных программ Нового времени/ П.П.Гайденко. -М.: Наука, 1987. 447 с.

46. Гараджа В.И. Социология религии/ В.И.Гараджа. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 1996.-239 с.

47. Гачев Г.Д. Европейские образы пространства и времени/ Г.Д.Гачев // Культура, человек и картина мира. М., 1987. - С. 198-226.

48. Гачев Г.Д. Национальные образы мира/ Г.Д.Гачев. М.: Академия, 1998. -429 с.

49. Гвардини Р. Конец Нового времени/ Р.Гвардини // Вопросы философии. -1990. -№ 4.- С. 127-163.

50. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т./ Г.В.Ф.Гегель. М.: Мысль, 1975. -Т 1.-532 е.; Т.2 - 532 с.

51. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества./ И.Г.Гердер М.: Наука, 1977,- 703 с.

52. Говоркян А.Р. Пессимизм и религия/ А.Р.Говоркян // Вопросы философии. -1998.-№ 1.-С. 160-169.

53. Гончаренко Н.В. Духовная культура: источники и движущие силы прогресса/ Н.В.Гончаренко. Киев.: Наука думка, 1980. -379 с.

54. Григорьева Е.С. Культ как один из способов существования «деятельности организации пространства»/ Е.С.Григорьева // Вестник МГУ. Сер. Философия. -2000.-№2.-С. 90-101.

55. Григорьева Т.П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком/ Т.П.Григорьева // Культура, человек и картина мира. М., 1987. - С. 262-299.

56. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века/ Б.Л.Губман. Тверь: Лиан, 1997,- 289 с.

57. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли/ Л.Н.Гумилев. СПб.: Кристалл, 2001.-636 с.

58. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры/ А.Я.Гуревич. М.: Искусство, 1984.-350 с.

59. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства/ А.Я.Гуревич. М.: Искусство, 1990. - 396 с.

60. Гуревич П.С. Культура как объект социально-философского анализа/ А.Я.Гуревич // Вопросы философии. 1984. - № 5. - С. 48—63.

61. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия./ Э.Гуссерль // Культурология. XX век: Антология. -М., 1994. С.297-331.

62. Давыдов Ю.Н. «Картина мира» и типы рациональности/ Ю.Н.Давыдов // Вопросы философии.— 1989.—№ 3. С. 150-163.

63. Давыдов Ю.Н. Веберовская философия капитализма/ Ю.Н.Давыдов // Макс Вебер, прочитанный сегодня: Сб. статей /Под ред. проф. Р.П. Шпаковой. -СПб., 1997.-С. 93-119.

64. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и кризис западноевропейского рационализма/ Ю.Н.Давыдов // Неомарксизм и проблемы социологии культуры М., 1980. - С 7-23.

65. Декарт Р. Сочинения.: В 2 т./ Р.Декарт.- М.: Мысль, 1989. -Т.1.-560 с.

66. Денисов С.Ф. Естественные и технические науки в мире культуры/ С.Ф.Денисов, Л.М.Дмитриева. Омск: ОмГТУ, 1997. - 448 с.

67. Денисова Л.В. Догматические особенности метафизических систем/ Л.В.Денисова. -Омск: Юрид. Институт МВД России, 1999. 302 с.

68. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта/ В.Джеймс. СПб.: «Андреев и сыновья», 1993 .-418 с.

69. Диденко В.Д. Искусство. Духовная культура. Философия/ В.Д.Диденко. -Алма -Ата: Наука, 1990,- 200 с.

70. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах/ В.Дильтей // Культурология XX век. Антология. М., 1995. - С.213 -257.

71. Динамика культурных и социальных связей. М.: ИФРАН, 1992. - 131 с.

72. Дмитриев М.В. Влияние православия и западного христианства на общество/ М.В.Дмитриев // Вопросы истории. 1997. - № 12. С. 3- 19.

73. Дмитриева Л.М. Религия в технизированном обществе/ Л.М.Дмитриева. -Омск: ОмГТУ, 1996. 192 с.

74. Дмитриева Л.М. Свободомыслие в истории культуры Западной Европы и России/ Л.М.Дмитриева, З.А.Тажуризина. Омск, 1995. - 162 с.

75. Доусон К.Г. Религия и культура/ К.Г.Доусон. СПб., 2000. - 240 с.

76. Ерасов Б.С. Социокультурные и геополитические принципы Евразийства/ Б.С.Ерасов // Полис. 2001. - № 5. - С. 65-74.

77. Жильсон Э. Философ и теология/ Э.Жильсон. М.: Гносис, 1995. -192 с.79.3амошкин Ю.А. За новый подход к проблеме индивидуализма/

78. Ю.А.Замошкин. // Вопросы философии.— 1989.— № 6. С. 3-16.80.3андкюлер Х.И. Демократия, всеобщность права и реальный плюрализм/

79. Х.И.Зандкюлер // Вопросы философии. 1999. -№ 2. - С. 35-50.

80. Зарубина Н.Н. Без протестантской этики: проблема социокультурнойлегитимации предпринимательства в модернизирующихся обществах/

81. Н.Н.Зарубина // Вопросы философии. 2001. - № 10. - С. 45-57.

82. Зотов А.Ф. Феноменология и эволюция самосознания человека европейскойкультуры/ А.Ф.Зотов, Н.М.Смирнова // Вестник МГУ. Сер. Философия. 2000.- № 4. С. 48 - 68.

83. Ивин А.А. Введение в философию истории/ А.А.Ивин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 288 с.

84. Ильенков Э.В. Философия и культура/ Э.В.Ильенков. М.: Политиздат, 1991.-430 с.

85. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта/ И.А.Ильин. -М.: Мысль, 1993. -448 с.

86. Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов/ И.П.Ильин. М.: Интрада, 2001.-384 с.

87. Ионин Л.И. Социология культуры: путь в новое тысячелетие/ Л.И.Ионин. -М.: Логос, 2000.-431 с.

88. Исаев С.А. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма/ С.А.Исаев. М.: Политиздат, 1991.- 236 с.

89. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения/ Под. ред. Брагиной Л.М. М.: Высшая школа, 1999. - 479 с.

90. История ментальностей. Историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М.: Ин - т всеобщей истории РАН, 1996.- 254 с.

91. Каган М.С. Философия культуры/ М.С.Каган. С-Пб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416 с.

92. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере/ Ж.Кальвин. М.: РГГУ, 1997. -T.I-583 е.; T.II - 378 с.

93. Кальвин Ж. О христианской жизни/ Ж.Кальвин. М.: Протестант. - 1995.128 с.

94. Кара-Мурза С.Г. Наука и кризис цивилизации/ С.Г.Кара-Мурза // Вопросы философии. 1990. - № 9. - С. 3-15.

95. Карсавин И.Г. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии/ И.Г.Карсавин. М.; СПб.:РХГИ, 2000. -320 с.

96. Категории философии и категории культуры. Киев: Наукова думка, 1983. -344 с.

97. Кива А.В. Духовность и преодоление кризиса/ А.В.Кива // Общественные науки и современность. 2001. - №2. - С. 20-31.

98. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии/ Ю.А.Кимелев. -М.: Мысль, 1989.-285 с.

99. Киселев Г.С. Кризис нашего времени как проблема человека/ Г.С.Киселев // Вопросы философии. 1999-№ 1. - С. 30-42.

100. Киселева М.С. Две судьбы одного изобретения (роль культурного контекста)/ М.С.Киселева // Вопросы философии. — 1993. № 9. - С. 63-81.

101. Козловски П. Современность постмодернизма/ П.Козловски. // Вопросы философии. 1995. - № 10. - С. 85-94.

102. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание/ И.С.Кон. М.: Политиздат. - 1984,- 335 с.

103. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры/ И.В.Кондаков. -М.: Аспект Пресс, 1994.- 379 с.

104. Конев В.И. Мир культуры и мир бытия (о парадигмах философского сознания)/ В.И.Конев // Высшее образование в России. 2001. - № 6. - С. 66-74.

105. Концепции «американской исключительности»: идеология, политика, культура. М.: МГУ, 1993. -304 с.

106. Кравченко И.И. Общественный кризис XX века и его отражение в ряде западных концепций/ И.И.Кравченко // Вопросы философии. 2001. - № 8. - С. 3-17.

107. Кругликов В.А. Пространство и время человека культуры/ В.А.Кругликов // Культура, человек и картина мира. -М., 1987. С. 167-197.

108. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации/ С.Б.Крымский //Вопросы философии. 1992. - № 12. - С. 21-28.

109. Кузьмин М.М. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека/ М.М.Кузьмин // Вопросы философии. 1997. - № 2. - С. 57-70.

110. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма/ И.С.Куликова. М.: Политиздат, 1980. - 272 с.

111. Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М.: Наука, 1997. -224 с.

112. Кьеркегор С. Страх и трепет/ С.Кьеркегор. М.: Республика, 1993. - 383 с.

113. Лазарев В.В. Трансформация философского сознания в культуре Нового времени/ В.В.Лазарев // Культура, человек и картина мира. М., 1987. - С. 3774.

114. Лапицкий М.И. Воспитание трудовой нравственности/ М.И.Лапицкий // Американский характер. Очерки культуры США. М., 1991. - С. 5- 28.

115. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада/ Пер. с франц./ Ж.Ле Гофф. М.: Прогресс, 1992. - 376 с.

116. Леви-Стросс К. Первобытное мышление/ Пер. с. франц./ К.Леви-Стросс. М.: Республика, 1994. - 384 с.

117. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия./ В.Лейбин. М.: Из -во полигр. лит-ры, 1990. -397 с.

118. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме/ В.А.Лекторский // Вопросы философии. 1997. - № 11. - С. 46-54.

119. Леонтьев К.Н. Записки отшельника/ К.Н.Леонтьев. М.: Русская книга, 1992.- 538 с.

120. Леонтьев К.Н. Поздняя осень России/ К.Н.Леонтьев. М.: Аграф, 2000.335 с.

121. Лессинг Т. Ницше, Шопенгауэр, Вагнер/ Т.Лессинг // Культурология XX век. Антология. М., 1995. - С.57 -69.

122. Лобковиц Н. Христианство и культура/ Н.Лобковиц // Вопросы философии. 1993. - № 3. - С. 71-81.

123. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения/ А.Ф.Лосев. М.: Политиздат, 1985 с.

124. Лютер М. Краткий катехизис и христианское учение/ Пер с нем./ М.Лютер. Б.м.: Изд -во Финляндской Церкви Лютеранского Исповедания, 1992.-294 с.

125. Майоров Г.Г. Формирование западной философии. Латинская апологетика./ Г.Г.Майоров М.: Наука, 1989.- 286 с.

126. Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи/ Э.С.Макарян. М., 2000,- 127 с.

127. Мамонова М.А. Запад и Восток: традиции и новации рациональности мышления/ М.А.Мамонова. М.: МГУ, 1991. - 120 с.

128. Маритен Ж. Ответственность художника/ Ж.Маритен // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1990. - С. 171-208.

129. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории/ Б.В.Марков. СПб.: Изд -во «Лань», 1997. - 384 с.

130. Маркузе Г. Человек в индустриальном мире/ Г.Маркузе.— М., 1993.- 512 с.

131. Мартишина Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека/ Н.И.Мартишина. Омск.: Изд -во ОмГТУ, 1997. - 177 с.

132. Масарик Т.Г. Либерализм/ Т.Г.Масарик // Вопросы философии. 1997. -№ 10.-С. 118-131.

133. Межуев В.М. Культура как проблема философии/ В.М.Межуев // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. - С.300-331.

134. Межуев В.М. О национальной идее/ В.М.Межуев // Вопросы философии. 1997. -№ 12.-С. 3-14.

135. Мень А. Культура и духовное возрождение/ А.Мень. М.: Искусство, 1992.- 197 с.

136. Мережковский Д.С. Реформаторы/ Д.С.Мережковский. Брюссель: Б.и., 1990,- 270 с.

137. Миттер Х.Г. Основные идеи кальвинизма/ Х.Г.Миттер. Б. м.: Христианский мост, 1995.-180 с.

138. Мишле Ж. Реформа (из истории Франции XVI века.)/ Ж.Мишле // Библиотека для чтения. СПб., сентябрь 1928.- 135с.

139. Мяло К.Г. Космогонические образы мира: между Западом и Востоком/ К.Г.Мяло // Культура, человек и картина мира. М., 1987. - С.227 -261.

140. Нерсесянц B.C. Правовое государство: история и современность/ В.С.Нерсесянц//Вопросы философии. -1989.-№ 2.- С. 3-18.

141. Никинин В. Всеохватность христианского мировоззрения/ В.Никинин // Вопросы кальвинизма и реформации в России. М.: Из-во Икар, 1996 - С. 42 -43.

142. Ницще Ф. Казус Вагнер. Проблема музыканта/ Пер. с нем./ Ф.Ницще. // Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990.-Т.2. - С. 525-556.

143. Ницще Ф. Так говорил Заратустра/ Пер. с нем./ Ф.Ницще. // Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990. -Т.2. - С. 5-238.

144. Ойзерман Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы/ Т.И.Ойзерман // Вопросы философии. 2001. - № 2. - С. 3-33.

145. Оргиш В.П. Античная философия и происхождение христианства/ В.П.Оргиш. М.: Наука и техника,1986. - 214 с.

146. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию/ Э.А.Орлова. М.: МГИК, 1994. - 214 с.

147. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс/ Х.Ортега-и-Гассет // Вопросы философии 1989.-№3.-С. 119-154; № 4. - С.114-154.

148. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали/ М.Оссовская.— М., 1987.-389 с.

149. Парамонов Б.М. Конец стиля. Постмодернизм/ Б.М.Парамонов // Конец стиля-СПб., 1997. -С.5-19.

150. Пассенти В. Демократия и христианство/ В.Пассенти // Вопросы философии. 1996. - № 8. - С. 92-102.

151. Пелипенко А.А. Культура как система/ А.А.Пелипенко, И.Г.Яковенко. -М.: Языки русской культуры, 1998.- 383 с.

152. Петруня О.Э. Историческое познание и метод всеединства в рамках христианкой парадигмы/ О.Э.Петруня // Вестник МГУ. Сер. Философия. -1999. -№ 2.-С. 76-94.

153. Пивоваров Д.В. Вера и знание в религии и науке/ Д.В.Пивоваров. -Екатеринбург: УрГУ, 1994. 100 с.

154. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира/ В.М.Пивоев. Петрозаводск: Карелия, 1991. - 111 с.

155. Поппер К. Нищета историцизма/ К.Поппер. -М.: Прогресс, 1993.-185 с.

156. Порозовская Б.Д. Жан Кальвин/ Б.Д.Порозовская // Биографический очерк: Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола. М.: Республика, 1995. - С. 170-260.

157. Порозовская Б.Д. Мартин Лютер/ Б.Д.Порозовская // Биографический очерк: Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола. М.: Республика, 1995. - С.60-169.

158. Поршнев Б.Ф. Кальвин и кальвинизм/ Б.Ф.Поршнев // Вопросы религии и атеизма. М., 1958. - № 6. - С. 54-82.

159. Постмодернизм и культура (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. -1993. № з. С.3-16.

160. Проблемы философии культуры. Опыт историко материалистического анализа М.: Мысль, 1984. - 325 с.

161. Пылаева М.А. Экуменизм и апология протестантизма в феноменологических классификациях религии Р.Отто, Ф.Хайлера, Н.Зедерблома/ М.А.Пылаева // Вестник МГУ. Сер. Философия. 2001. -№ 3. -С. 62-74.

162. Раду Д. Идея культурного прогресса в современном мире/ Пер. с рум./ Д.Раду. М.: Прогресс, 1984. - 173 с.

163. Рашковский Е.Б. Европейская культура Нового времени: библейский контекст/ Е.Б.Рашковский // Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 80-92.

164. Ревуненкова Н.В. Идеи гуманизма в трактовке Ж. Кальвина/ Н.В.Ревуненкова // Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л., 1981. - С. 101-154.

165. Ревуненкова Н.В. Использование античных источников Ж. Кальвином/ Н.В.Ревуненкова // Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л., 1986. - С. 123-157.

166. Ревуненкова Н.В. Путь христианского совершенствования в моральном учении Ж. Кальвина/ Н.В.Ревуненкова // Культура Западной Европы в период Возрождения. М., 1997. - С.144-160

167. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология реформации/ Н.В.Ревуненкова. М.: Мысль, 1988. -205 с.

168. Рейнгард. JI.Я. Современное западное искусство: борьба идей/ Л.Я.Рейнгард. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 359 с.

169. Религия в истории и культуре./ Под ред. М.Г.Писманика. М.: Изд-во «ЮНИТИ - ДАНА», 2000. - 591 с.

170. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре/ Г.Риккет // Культурология XX век. Антология. М., 1995. - С. 69-103.

171. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура/ В.В.Розанов. М.: Республика, 1992.-399 с.

172. Розов Н.С. Структура социальной онтологии по пути к синтезу макроисторических парадигм/ Н.С.Розов // Вопросы философии. 1999 - № 2. -С. 3-22.

173. Российская ментальность (Материалы "круглого стола") // Вопросы философии. -1994. № 1. -С.25-53.

174. Руднев В.П. Словарь культуры XX века/ В.П.Руднев. М.: АГРАФ, 1997. -381 с.

175. Савойкин А. Кальвинизм/ А.Савойкин. М. - Тверь: Реформация. -1997,-40 с.

176. Самохвалова В.И. Человек и мир: проблема антропоцентризма/ В.И.Самохвалова // Философские науки. 1992. -№ 3. -С.161-167.

177. Свастьян К.А. Человек как творение и творец культуры/ К.А.Свастьян // Вопросы философии. 1987. - № 6. - С. 132-138.

178. Свойкин А. Почему нам необходима практическая идеология/ А.Свойкин // Вопросы кальвинизма и реформации в России. М., 1996 - С. 40-41.

179. Смирил М.М. О характере экономического подъема и революционного движения в Германии и эпоху Реформации/ М.М.Смирин // Вопросы истории. -1957.- №6.-С. 93-104.

180. Соловьев B.C. Оправдание добра/ В.С.Соловьев. Соч.: В 2 т. М., 1988. -Т.1 - С. 47-548.

181. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и всемирной истории / В.С.Соловьев. Соч.: В 2 т. М.:, 1988. - Т.2. - С. 635 -763.

182. Соловьев Э.Ю. Секуляризация историцизм - марксизм/ Э.Ю.Соловьев // Вопросы философии. - 2001. - № 4. - С. 31-38.

183. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры)/ Э.Ю.Соловьев. — М.-.Политиздат.-1991.- 432 с.

184. Сорокин П.А. Социокультурная динамика/ Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. - С. - С. 425 - 505.

185. Спиноза Б. Избранные произведения. Пер. с гол.и лат./ Б.Спиноза. -Ростов н/Дону, 1998. 606 с.

186. Степин B.C. Демократия и судьбы цивилизации/ В.С.Степин,

187. B.И.Толстых // Вопросы философии. 1996. - № 10. - С. 3-18.

188. Степин B.C. Культура/ В.С.Степин // Вопросы философии. 1999. - № 8.1. C. 61-72.

189. Степин B.C. Философская антропология и философия науки/ В.С.Степин. -М: Высш. шк, 1992.-191 с.

190. Строгецкий В.М. Культура и политические ценности. Античность. Запад. Россия/ В.М.Строгецкий. М.: ИЧП «Изд -во Магистр», 1997.- 48 с.

191. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре/ Э.Б.Тайлор. -Смоленск: Русич, 2000. 623 с.

192. Тарнас Р. История западного мышления/ Р.Тарнас. М.: Крон-Пресс, 1995.^48 с.

193. Тиллих П. Избранное. Теология культуры/ Пер. с нем./ П.Тиллих. М.: Юрист, 1995.-656 с.

194. Тойнби А. Постижение истории/ Пер. с англ./ А.Тойнби М.: Прогресс, 1991.-736 с.

195. Трансформация в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 2000 - № 2. - С. 3-32.

196. Трельч Э. Историцизм и его проблема. Логическая проблема философии истории/ Э.Трельч. М.: Юрист, 1994.- 719 с.

197. Трофимов В.К. Душа русской цивилизации/ В.К.Трофимов. Ижевск: Изд -во Иж. ГТУ, 1998. - 152 с.

198. Туганова О.Э. Американское многообразие/ О.Э.Туганова // Американский характер. Очерки культуры США. М., 1991. - С. 5- 28.

199. Уайт Е. Великая борьба./ Е.Уайт. Заокский: Источник жизни, 1998. -640 с.

200. Угринович Д.М. Психологи религии/ Д.М.Угринович. М: Политиздат, 1986.- 352 с.

201. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования/ А.К.Уледов. М.: Мыль, 1980. - 271 с.

202. Уледов А.К. Духовное обновление общества/ А.К.Уледов. М.: Мыль, 1990.-355 с.

203. Фарман И.П. Теория познания и философия культуры/ И.П.Фарман. М.: Наука, 1986.-200с.

204. Федотова В.Г. Когда нет протестантской этики/ В.Г.Федотова // Вопросы философии.-2001,-№ 10.-С. 27-45.

205. Философия. Религия. Культура. /Отв. ред. Г.М.Тавризян (отв. ред.) и др. -М.: Наука, 1982.-398 с.

206. Флиер А.Я. Культура как смысл истории/ А.Я.Флиер // Общественные науки и современность. 1999. - № 6. - С. 151-164.

207. Флоренский П.А. Христианство и культура/ П.А.Флоренский. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. - 663 с.

208. Франк С.JI. Духовные основы общества/ С.Л.Франк. М.: Республика, 1992.-511 с.

209. Франкл В. Человек в поисках смысла/ В.Франкл. М.: Прогресс, 1990. -367 с.

210. Фрейд 3. Тотем и табу: Сб. ст./ Пер с нем. / З.Фрейд. М.: , 1998. - С. 16 -183.

211. Фролова М.А. Западная цивилизация: Доминанты становления и развития/ М.А.Фролова // Социально-политическия журнал.— 1993.— № 12. -С.51-84.

212. Фромм Э. Иметь или быть? Психоанализ и религия/ Э.Фромм. Киев: Нико-Центр, 1998. - 393 с.

213. Фуко М. История безумия в классическую эпоху/ М.Фуко. С-Пб.: Университетская книга, 1907. 576 с.

214. Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект/ Ю.Хабермас // Вопросы философии,— 1992.—№ 4.-С.40-52.

215. Хайлер Ф. Религиозно историческое значение Лютера/ Ф.Хайлер // Социо -Логос. -М., 1991. - С. 315 - 346.

216. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций/ С.Хантингтон // Полис. -1994. № 1. - С. 35-46.

217. Хейзинга Й. Осень средневековья/ Пер. с нидерл./ Й.Хейзинга. М.: Наука., 1988. - 544 с.

218. Хенис В. Смысл свободы от ценностей: по поводу и о мотивах постулата Макса Вебера/ В.Хенис // Макс Вебер, прочитанный сегодня: Сб. статей /Под ред. проф. Р.П. Шлаковой. СПб., 1997. - С. 171-179.

219. Человек в кругу семьи: Очерк по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. -М.: РГГУ, 1996. 376 с.

220. Черняк B.C. Мифологические истоки научной рациональности/ В.С.Черняк // Вопросы философии. 1994. - № 12. - С. 37-52.

221. Четко М.А. Глобалистика: проблемы и перспективы/ М.А.Чешко //Общественные науки и современность. 1998. - № 2.- С. 54-62.

222. Чучин Русов А.Е. Культурно - исторический процесс: форма и содержание/ А.Е.Чучин - Русов // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 3-14.

223. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры/А.Швейцер. М.: Прометей, 1993.-511 с.

224. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры/ В.С.Швырев // Вопросы философии. 1992. - № 6. - С. 91-105.

225. Шибаева М.М. Человеческая субъективность и культура/ М.М.Шибаева // Культура, человек и картина мира. -М.: Наука, 1987. С.135-166.

226. Шопенгауэр А. Афоризмы и истины: Свобода воли и нравственность/ Пер. с нем./А.Шопенгауэр. М.: Эксмо-Пресс; Харьков: Фолио, 2000. - 733 с.

227. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории/ Пер. с нем./ О.Шпенглер. М.: Мысль. - 1993.- Т.1. - 663 с.

228. Штомпка П. Социология социальных изменений/ П.Штомпка. М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.

229. Щеголев П.П. Очерки истории Западной Европы XVI XVII веков./ П.П.Щеголев - JI.: Государственное экономическое издательство. -1938.- 420с.

230. Эко У. Два типа интерпретации/ У.Эко // Новое литературное обозрение. 1996,- №21.-С.10-21.

231. Энгельштейн JI. Постсоветские мысли о ключах к русской духовной истории/ Л.Энгелыптейн // Вопросы философии. 1999- № 7. - С. 14-25.

232. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов/ Пер. с англ./ К.Г.Юнг М.; К.: ЗАО «Совершенство» -«Port-Royal», 1997,- 384 с.

233. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры/ А.Л.Юрганов М.: МИРОС, 1998. - 448 с.

234. Яблоков И.Н. Социология религии/ И.Н.Яблоков. — М.: Мысль, 1979. -182 с.

235. Яковенко И.Г. Эсхатологическая компонента российской ментальное™/ И.Г.Яковенко // Общественные науки и современность. 2000.- № 3. - С. 87-95.

236. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира: Модели пространства, времени и восприятия/ Е.С.Яковлева. М.: Гносис, 1994,- 345 с.

237. Ясперс К. Смысл и назначение истории/ Пер. с нем./ К.Ясперс. М.: Политиздат, 1994. - 528 с.

238. Arnold. Des vreyes et des fausses idees/ Arnold. Paris: Fayard, 1986. - 284 p.

239. Foucauit M. Dits et ecrits (1954 1988)/ M.Foucauit. - Paris: Gallimard. -1994.-Т.4.- 902 p.

240. Giso F. Histoire de la sivilisation./ F.Giso С.-Пб.: Типография Стасюлевича M.M., 1905. - 178 с.

241. Jeudy H. P. Sciences sociales et democratic/ H. P.Jeudy. Paris: Cirse, - 1997. -171 p.

242. Leonard P.E. Histoire generale du protestantisme/ P.E.Leonard. Paris: Presses universitaires de France, 1970. - T I. - 520 p.

243. Oecumenisme et escatologie selon Soloviev. Paris: F.- X. de Cuibre, 1994. -182 p.

244. Quinet E. Le christianisme et la revolution Franaise/ E.Quinet. Paris: Fayard, - 1984.-298 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.