Туризм как фактор межкультурной коммуникации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.04, кандидат культурол. наук Березницкая, Наталья Леопольдовна

  • Березницкая, Наталья Леопольдовна
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 1999, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.04
  • Количество страниц 156
Березницкая, Наталья Леопольдовна. Туризм как фактор межкультурной коммуникации: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.04 - Прикладная культурология. Санкт-Петербург. 1999. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Березницкая, Наталья Леопольдовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ПРИРОДЫ ТУРИЗМА

1.,1. Современная социокультурная ситуация и проблемы межкультурного диалога

1.2. Философско-культурологические аспекты межкультурных коммуникаций

1.3. Социально-психологические механизмы межкультурной коммуникации

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА

2.1. Генезис путешествий как формы межкультурной коммуникации

2.2. Культурный и паломнический туризм в системе социальных институтов социальной интеграции и национально-культурной идентификации

ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИЗМА В СИСТЕМЕ ТУРИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ

3.1. Современный туризм как фактор диалога культур

3.2. Условия оптимизации коммуникативных функций международного туризма

3.3. Историко-культурная самобытность региона как фактор реализации социально-интеграционных и культурно-идентификационных потенциалов туризма 1Щ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Прикладная культурология», 24.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Туризм как фактор межкультурной коммуникации»

Во все века туризм был важнейшей формой межкультурных контактов, эффективным средством взаимообогащения различных культур. Продолжая известное выражение, что всемирная история была историей народов (Н.Н.Страхов), можно сказать, что история человечества - это история путешествий. Такой она останется и в предвидимом будущем, в котором туризм будет играть уникальную роль в укреплении уже существующего общего культурного фонда и углублении духовно-нравственной солидарности человечества.

Культурные контакты имели место во все времена и во всех регионах земного шара. Взаимодействие между культурами - неотъемлемая часть и сущностная составляющая культурно-исторического процесса. Но лишь в новое время начался процесс их качественного преобразования, превращения в мировые в значении глобальной взаимозависимости. Культурные контакты, продолжая оставаться стимулом самобытного национального развития, стали фактором процесса мировой интеграции, средством формирования единой системы мировых связей.

И эта тенденция вполне закономерна - процесс саморазвития культурных систем предполагает постоянное взаимодействие составляющих их структурных единиц. Он возможен при условии взаимообогащающего диалога культурных миров, каждый из которых свои смысловые глубины и уникальность обнаруживает и раскрывает в зоне культурной коммуникации.

Однако в реальности взаимодействие между культурами может принимать негативные формы, когда контакт культур теряет свою диалогическую природу и принимает односторонний характер - одна культура находится в роли "реципиента", производя оценку и отбор различных элементов "донорской" культуры, отторгая или адаптируя их. Этот процесс может принимать также форму экспансии культурных ценностей из одного центра, претендующего на роль ведущего в экономическом и культурном отношении, может происходить также в форме добровольного подражания и заимствования элементов других культур в силу их субъективной значимости. В этой ситуации каждая из взаимодействующих культур усваивает те элементы другой, которые в контексте ее содержания играют деструктивную роль. Культурные контакты начинают носить непродуктивный характер прежде всего в кризисные периоды развития общества, когда разрушается ценностно-нормативное "ядро" культуры, размываются основания для национально-культурной идентичности.

Межкультурные коммуникации играли важную роль и в российской истории. Российская государственность изначально включала в себя союз народов, всестороннее взаимодействие и обогащение их культур. По мере становления и расширения России - государственного, военного, духовного -образовалось российское многонациональное и поликультурное историческое пространство. Культурное богатство России определяется ее тесными связями с другими народами и культурами. При этом характер межкультурного диалога всегда способствовал утверждению и сохранению самобытности национальных культур народов России.

Сегодня межкультурные контакты развиваются в специфическом культурном и социально-психологическом контексте. Интерес к другой культуре вызван, во-первых, потребностью в иных культурных мирах отыскать зародыши стратегий выживания человека и общества; во-вторых, потребностью выработки нового образа мира, способного обеспечить устойчивую идентификацию.

Дело в том, что крах социалистической идеи и коммунистической идеологии вызвали распад формировавшегося десятилетиями образа мира, утрату оснований для национально-культурной идентичности. Это проявляется в несоответствии поведения нормативным требованиям социальной среды, потере способности вести себя так, чтобы реакции внешнего мира соответствовали твоим намерениям и ожиданиям.

Мир перестает реагировать адекватным образом на действия человека. Человек перестает отражаться в зеркале социального мира.1 В результате он становится неузнаваемым для самого себя. Такое состояние порождает чувство неуверенности и тревожности, психосоматические синдромы, острые депрессии и психозы.

Кризис культурной идентичности негативно сказывается на качестве межкультурных контактов. В такой ситуации происходит некритичное заимствование ценностей "других" культур (что открывает границы для культурной экспансии и тем самым способствует дальнейшему размыванию культурной самобытности) или их тотальному отрицанию.

Туризм в этой связи может стать существенным средством решения обозначенных выше проблем. Путешествия воспитывают культурную толерантность, углубляют взаимопонимание между представителями различных культур, способствуют формированию социально-культурной идентичности. Туризм можно рассматривать как диалогическую по своей природе форму встречи культур, которая, с одной стороны, способствует углублению культурного самосознания и формирования культурной идентичности путешественника, а с другой, приводит к взаимообогащению культурных систем за счет взаимообмена культурным опытом. Не случайно на Манильской конференции (1980г.) были особо отмечены возможности туризма в смягчении международной напряженности, развитии сотрудничества и взаимопонимания между всеми государствами. Туризм рассматривался как существенный фактор обеспечения мира, как моральная и интеллектуальная основа международного сотрудничества. Учитывая гуманистический потенциал туризма, конференция рекомендовала государствам-участникам выстраивать туристскую политику не только с учетом экономической рентабельности туризма, но и развивать этот вид социально-культурной практики с целью укрепления

1 Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений). // Соц. иссл., 1995. - №4. - С. 3-14. национального самосознания личности и солидарности общества, формирования чувства принадлежности к своей культуре и к народу, более полного удовлетворения человеческой потребности в познании окружающего мира, в укреплении физического и психического здоровья людей, повышения качества жизни.

Туризм - это прежде всего межличностное общение, однако на его основе выстраивается сложная система отношений человека к культуре, истории, миру, самому себе. В туристской деятельности диалог как полисмысловой феномен реализует не только потребность в общении (с культурой, ее обычаями, традициями, носителями), но и в со-бытии, которое одновременно определяет аттрактивность объекта путешествий.

Реализации идентификационного и коммуникативного потенциала туризма во многом препятствуют: а) языковые барьеры; б) объективно существующие межкультурные различия, когда более явственное осознание человеком духовной принадлежности к собственной культуре вызывает одновременно неприятие и даже враждебное отношение к представителям других культур и этнокультурных сообществ; в) реальная оппозиционность взаимодействующих культурных феноменов, которая на межличностном уровне неизбежно ведет к усилению конфликтности и росту напряженности в связи с неизбежным переживанием в такой ситуации "культурного шока" непонимания; г) базирующаяся на идеологии национальной и культурной автономии политика ряда стран, усиливающаяся в ответ на культурную унификацию; д) отсутствие единого мировоззренческого основания, способного консолидировать современные цивилизации? ибо любой диалог возможен лишь как коммуникативное взаимодействие разного на почве общего; е) игнорирование в процессе организации туристской деятельности на различных уровнях (государство, регион, турфирма) ее социокультурных функций. Во многом это обусловлено отсутствием целостного научного представления о коммуникативной природе туризма, неразработанностью условий реализации его социокультурных функций в процессе осуществления туристкой политики (на международном, государственном, региональном, организационном уровнях).

Таким образом, основная проблема данного исследования состоит в противоречии между: а) коммуникативным потенциалом туризма, многообразием его социокультурных функций и б) степенью реализации идентификационных и интеграционных возможностей туризма в режиме реального диалога (межличностное взаимодействие - вербальное и невербальное, общение путешественника с историко-культурными символами и ценностями). Разрешение данного противоречия сдерживается недостаточным научным осмыслением коммуникативной природы туризма и технологической оснащенностью туристской политики.

Учитывая обозначенную выше проблему, цель настоящего исследования - охарактеризовать культурно-идентификационные и интеграционные потенциалы туризма и определить условия их реализации в процессе межкультурной коммуникации.

Для достижения указанной цели намечаются следующие задачи:

1. Охарактеризовать тенденции и проблемы межкультурного диалога на современном этапе.

2. Обобщить сложившиеся философские и культурологические подходы к осмыслению диалога и межкультурной коммуникации как одной из его форм.

3. Проследить генезис путешествий как формы межкультурной коммуникации.

4. Выявить культурно-идентификационные и интеграционные возможности культурного и паломнического туризма.

5. Исследовать социально-психологические механизмы межкультурной коммуникации в условиях путешествий.

6. Выявить коммуникативный потенциал современного туризма и разработать условия его реализации в системе туристской политики.

Объектом исследования был избран туризм как форма межкультурной коммуникации. Предмет исследования - условия реализации коммуникативного потенциала туризма.

В основу исследования легла разработанная на основе предварительного изучения проблемы гипотеза, суть которой сводилась к следующим предположениям:

1. Путешествия, туризм являются формой выражения и способом реализации диалогической природы культуры.

2. В процессе межкультурной коммуникации каждый субъект является носителем многоуровневой культурной информации, содержание которой определяется типами социально-культурной идентичности личности: интерсубъектным, коллективно-групповым и социально-культурным. Если субъект в процессе коммуникации испытывает проблемы идентичности на одном из уровней, межкультурный диалог становится мало эффективным или деструктивным.

3. Туризм, предоставляя человеку возможность диалога с "иным", способствует осознанию собственной непохожести и обретению индивидуальной, социальной и культурной идентичности.

4. Степень реализации коммуникативных функций туризма, его потенциалов в сохранении и развитии культурной самобытности, углублении взаимодействия и продуктивного диалога между культурами определяется: а) уровнем развития коммуникативной и духовно-нравственной культуры путешественника (показателями которой является его способности к эмпатии, сопереживанию, пониманию ценностей и святынь других культур, соблюдению моральных норм и законов посещаемых мест, бережному отношению к природным и культурным объектам и т.д.). б) целенаправленной политикой государства в области туризма, ориентированной на минимизацию негативных социально-психологических и социально-культурных последствий от интенсивного развития туризма.

Методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области философии, социологии, культурологии, информационной теории, теории коммуникаций, современные научные представления об информационно-коммуникационных процессах и явлениях в обществе. Методология выстраивается на понимании культуры как духовного универсума, развертывание и понимание содержания которого становится возможным в процессе диалога. Путешествия в этой связи рассматриваются как форма выражения и способ реализации сущностной, диалогической природы культуры.

Специфика культурологического анализа коммуникативного потенциала туризма состоит в том, что туризм рассматривается как форма коммуникации, при этом коммуникативный процесс понимается не только и не столько как способ общения человека с человеком, сколько форма совместного бытия (со-существования, со-трудничества) людей. Коммуникация, являясь основой туристской деятельности, выступает одновременно способом создания и обнаружения собственной социокультурной идентичности, пространством формирования ценностей и норм толерантности, цивилизованного сотрудничества, механизмом взаимообогащения культур.

Подобный ракурс научного анализа потребовал обращения к работам, раскрывающим сущность феномена диалога в бытии человека, культуры, общества (М.Бубер, М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман).

Понимание диалога как основания существования культур связано с именами Л.П.Карсавина и Н.С.Трубецкого1. Их исходными позициями в разработке данной темы стали принципы "всеединства" и "триединства", а также обоснование субъекта культуры как персоналистической реальности

1 Карсавин Л.П. Философия истории. М., 1995. - С.29. симфонического" "соборного11 субъекта культуры), который не является простой суммой индивидуальных субъектов, но есть их согласованное "множество в единстве". Это позволяет рассматривать культуру в роли "субъекта", "высшей индивидуальности", наряду с личностью, обществом, человечеством. Каждая культура имеет свою специфику, но она не ограничивает ее возможности к вступлению во взаимодействие, имеющее сложную природу и ведущее в конечном итоге к формированию качественно новой культурной целостности.

Идеи Л.П.Карсавина и Н.С.Трубецкого стали философско-методологической предпосылкой анализа культурно-исторического процесса как специфической формы коммуникации, изучения диалогического взаимодействия культур как субъектов коммуникации.

Степень научной разработанности проблемы. Осмысление проблем межличностной и межкультурной коммуникации имеет многовековую историю, у истоков которого стояли философы Древней Греции. В конце ХУШ -начале XIX века эта проблематика привлекает внимание немецких филологов В. фон Гумбольдта и Я.Гримма, где она рассматривается в лингвистическом контексте. Философский анализ проблемы субъекта и его познающих возможностей, субъект-объектных и межсубъектных отношений всесторонне дан И.Кантом, И.Фихте и Ф.Шеллингом. Л.Фейербах, развивая идеи И.Фихте об инаковости и взаимообусловленности "я" и "другого", обозначил проблемное поле коммуникации, на котором сформировались концепции и научные школы западных мыслителей начала XX века - М.Бубера, Ф.Эбнера, Г.Коэна, Ф.Гогартена, Ф.Розенцвейга.

В дальнейшем на базе этих исследований оформились новые направления исследований диалогической коммуникации - социолингвистическое (Л.В.Щерба, Л.П.Якубинский), герменевтическое (Х.-Г.Гадамер), феноменологическое (Х.Гуссерль, М.Тойниссен, М.К.Мамардашвили), экзистенциально-онтологическое (М.Хайдеггер), культурологическое (М.С.Каган,

Э.В.Соколов, С.Н.Артановский, В.Н. Топоров, А.Моль, В.Борев и т.д.), семиотическое (А.А.Аверинцев, М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман). Различные грани межкультурного диалога изучались в рамках социальной антропологии и культурантропологии (К.Леви-Стросс, Г.Хершковиц).

Осознание коммуникации как основы всех форм человеческого бытия связано с работами М.М.Бахтина, диалогическая методология которого стимулировала целый ряд исследований (В.С.Библер, Л.М.Баткин, М.С.Каган,), посвященных специфике и формам диалога культур. Общетеоретический анализ проблем диалога и межкультурных отношений стал основой углубленного изучения конкретных аспектов данного феномена: социологического (С.Н.Артановский, С.А.Арутюнов, ?.С.Ерасов, Л.Г.Ионин, С.Н.Иконникова), психологического (А.А.Брудный, И.И.Васильева, В.А.Донченко).

Сегодня коммуникация рассматривается на нескольких уровнях: как технический процесс связи; как процесс установления пространственно-временных связей; как процесс социального общения; как процесс символического (знакового) понятийного или образного общения. Социальная коммуникация трактуется: как ключевой механизм социального взаимодействия людей и социокультурной организации общества; коммуникативно-познавательный процесс порождения и интерпретации текстов; смысловой контакт, основанный на взаимной ситуационной идентификации партнеров по общению и совпадении смыслов порождаемого и интерпретируемого текста (Т.М.Дридзе). Отмечается назревшая необходимость оформления разнообразных исследований по проблемам социальной коммуникации в единую науку, которая будет исследовать коммуникационные процессы и явления в обществе (А.В.Соколов). В культурологической плоскости наибольший интерес представляет проблематика коммуникации как формы межкультурного диалога, опосредуемой аксиологическими и семиотическими системами взаимодействующих культур.

Однако большинство исследовательских парадигм выстраивается на анализе закономерностей одной их возможных форм диалога - социально-психологической, межсубъектной коммуникации, игнорируя социально-культурный аспект диалогических отношений. В работах по истории культуры понятие "диалог" употребляется, скорее, в метафорическом плане. И практически совсем не изучены коммуникативные (диалогические) возможности конкретных форм и видов культурной деятельности, в частности, туризма. Различные уровни и грани туризма как социокультурного и экономического явления нашли отражение в учебных пособиях, подготовленных известными теоретиками и специалистами в сфере туризма1, в трудах Академии туризма, периодических изданиях "Туристские фирмы", материалах международных туристских организаций. В них туризм рассматривается, преимущественно, как область бизнеса, т.е. с позиции маркетинга: определяется роль маркетинга в деятельности турфирмы, его основные направления и элементы (реклама, освоение туристских рынков, работа с новыми сегментами рынка и др.), специфика и структура туристского рынка, анализируются особенности маркетинговой среды турфирмы. Раскрываются факторы и тенденции развития туристского спроса, структура рынка и маркетинговые стратегии турфирмы, основные черты новых маркетинговых стратегий европейского рынка туроператоров. В отдельных работах анализируются региональные и национальные субрынки и рыночные сегменты иностранного туризма, а также различные критерии их выделения (социально-демографические, социально-экономические, психологические и др.), разрабатывается стратегия планирования маркетинга, этапы и технологии ее реализации. В коллективной монографии "Экономика современного туризма" раскрыты социально

1 Кириллов А.Т., Волкова JI.A. Маркетинг в туризме. СПб., 1997; Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М., 1997; Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. "Луч", М.: 1994; Экономика современного туризма. - Под ред. Г.А.Карповой. М-СПБ, Издательский Торговый Дом "Герда", 1988; Запесоцкий A.C. Стратегический маркетинг в туризме. -СПб, 1999.

13 экономические аспекты туризма, механизмы рыночного регулирования, роль международных организаций и объединений в развитии туристской деятельности, дан анализ рынка туристских услуг, системы управления туристским бизнесом (менеджмент, лицензирование и сертификация, контролинг), содержится характеристика основных элементов туристского маркетинга (продвижение турпродукта, ценообразование). Работы указанных авторов создают солидную научно-методическую базу подготовки кадров для туротрасли и представляют интерес для практики, поскольку опираются на солидный эмпирический материал и новейшие достижения теории.

Похожие диссертационные работы по специальности «Прикладная культурология», 24.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Прикладная культурология», Березницкая, Наталья Леопольдовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая результаты исследования, следует отметить основные содержательные итоги, которые состоят в характеристике тенденций и проблем межкультурного диалога на современном этапе; обобщении сложившихся философских и культурологических подходов к осмыслению диалога (и межкультурной коммуникации как одной из его форм). Был прослежен генезис путешествий как формы межкультурной коммуникации; выявлен коммуникативный потенциал современного туризма; разработаны условия реализации коммуникативного потенциала туризма в системе туристской политики.

Исследование подтвердило исходную гипотезу, обосновав научную перспективность рассмотрения туризма как формы выражения и способа реализации диалогической природы культуры.

Важным выводом исследования стало положение о том, что в процессе межкультурной коммуникации ее субъекты являются носителями многоуровневой культурной информации. Ее содержание определяется типами социально-культурной идентичности личности: интерсубъектным, коллективно-групповым и социально-культурным. При этом если субъект в процессе коммуникации испытывает проблемы идентичности на одном из уровней, межкультурный диалог становится мало эффективным или деструктивным.

Концептуальное значение имеет обоснование социально-интеграционных и культурно-идентификационных функций туризма. Предоставляя человеку возможность диалога с "иным", туризм способствует осознанию собственной непохожести и обретению индивидуальной, социальной и культурной идентичности. Степень реализации коммуникативных функций туризма, его потенциалов в сохранении и развитии культурной самобытности, углублении взаимодействия и продуктивного диалога между культурами определяется: а) уровнем развития коммуникативной и духовно-нравственной культуры путешественника (показателями которой является его способности к эмпатии, сопереживанию, пониманию ценностей и святынь других культур, соблюдению моральных норм и законов посещаемых мест, бережному отношению к природным и культурным объектам и т.д.). б) целенаправленной политикой государства в области туризма, ориентированной на минимизацию негативных социально-психологических и социально-культурных последствий от интенсивного развития туризма.

На защиту выносится:

1. Концептуальная трактовка туризма как диалогической по своей природе формы встречи культур, которая, с одной стороны, способствует углублению культурного самосознания и формирования культурной идентичности путешественника, с другой, приводит к взаимообогащению культурных систем за счет взаимообмена культурным опытом. В туристской деятельности диалог как полисмысловой феномен реализует не только потребность в общении (с культурой, ее обычаями, традициями, носителями), но и в со-бытии, которое одновременно определяет аттрактивность объекта путешествий.

2. Обоснование фундаментальных с точки зрения культурологического анализа идентификационной и интеграционной функций туризма, проявляющихся в его возможностях формировать социально-культурную идентичность личности и способствовать развитию солидарности и взаимопониманию между представителями различных культур. Идентификационный потенциал туризма проявляется как в процессе непосредственного диалога с представителями других культур, а также в форме диалога с другой культурой - ее настоящим и прошлым.

3. Характеристика основных (первичных) видов туристской коммуникации: социально-психологической ("человек-человек") и социально-культурной ("человек-культура").

4. Структура коммуникативной культуры путешественника, включающая: а) атенционную способность человека ("готовность внимать"); б) эмпа-тию, позволяющую путешественнику в ходе общения идентифицироваться с проблемной жизненной ситуацией партнера по диалогу и понять порождающие его текст источники ("способность отождествлять себя с партнером"); в) социально-культурную и личностную идентичность (способность к самоотождествлению); г) умение адекватно интерпретировать детерминирующие текст партнера мотивы ("умение понимать").

5. Рекомендации по формированию состава туристских групп, с учетом которого должна разрабатываться культурная программа путешествия. Группы должны комплектоваться личностями, относящимися к одному семиосо-циопсихологическому типу, выделяемому по критериям:

- единого идентификационного основания

- сходству способов интерпретации текстуально организованной информации, касающейся мировосприятия, системы жизненных ценностей, самоощущения в социокультурном пространстве-времени.

6. Методика выявления, сохранения и развития в рамках региональной туристской и культурной политики историко-культурной и социокультурной самобытности территории, которая обеспечивает аттрактивность территории; определяет основания национально-культурной идентичности местного населения.

В целом исследование показало, что туризм может стать фактором развития социально-культурной солидарности общества и условием взаимопонимания между народами в том случае, если:

- предметом целенаправленной туристской политики станет разработка и продвижение на рынок туруслуг видов туризма, способствующих выявлению, сохранению и развитию историко-культурной самобытности (поселения, региона, страны в целом);

143

- формирование качеств и способностей человека, обеспечивающих понимание и уважение им культуры других народов (соблюдение моральных норм и законов посещаемых мест, бережное отношение к природным и культурным объектам и т.д.) станет актуальной задачей как образовательных и воспитательных систем, так и турфирм.

Научная новизна исследования определяется культурологическим анализом коммуникативного потенциала туризма, который позволил рассмотреть туризм как форму коммуникации, а коммуникативный процесс представить не только как способ общения человека с человеком, но и как форму совместного бытия (со-существования, со-трудничества) людей. Обоснование социально-интеграционных и культурно-идентификационных функций туризма существенно расширило представление о данной области социально-культурной деятельности.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при изучении философско-культурологических аспектов межкультурных взаимодействий. Обоснование автором диалогической природы туризма позволило сформулировать рекомендации по реализации коммуникативного потенциала этого явления в рамках государственной политики.

Материалы исследования можно использовать: в разработке цикла учебных дисциплин, направленных на формирование туристской культуры различных возрастных и социальных групп населения, повышения коммуникативной компетентности личности в инокультурной среде; в учебном курсе дисциплины "Культурология" в целях профилизации социально-гуманитарной подготовки специалистов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Березницкая, Наталья Леопольдовна, 1999 год

1. Азар В.И. Методологическое введение к программам регионального туристского развития. // Труды Академии туризма, Вып. 1. СПб, 1995. - С. 21-30.

2. Айзенберг М. Менеджмент рекламы. М., ТОО ИнтелТех, 1993.80 с.

3. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма: Учеб. пособие. М. 1996. - 127 с.

4. Ананьев М.А. Экономика и география международного туризма. -Изд. МГУ, 1975.

5. Ансофф И. Стратегическое управление. М., Экономика, 1986.- 123 с.

6. Аренков H.A. Маркетинговые исследования: Основы теории и методики. СПб, 1992. - 78 с.

7. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб, СПбГАК, 1994.- 154 с.

8. Афанасенко И.Д. Туризм и реформирование экономики// Труды Академии туризма. Вып. 1. СПб., 1995. С.46-53.

9. Барабанов Е.В. Россия Запад: взгляд издалека //Вопр. философии- 1991 -№10. С.65-76.

10. Баркан Д.И. Маркетинг для всех. Л., 1991. - 312 с.

11. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. - М. : Прогресс, Универс, 1994. - 616 с.

12. Барчукова Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. М.: Международные отношения, 1988. - 143 с.

13. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.-226 с.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-312 с.

15. Библер В. С. М. М. Бахтин, или Поэтика культуры М., 1991. 231с.

16. Биржаков М.Б. Паломнический и религиозный туризм // Туристские фирмы, Вып. 14, СПб, 1997. С. 116-122.

17. Бове К., Арене У. Современная реклама. Пер. с английского. — Тольятти: Довгань, 1995. 345 с.

18. Богданов Е.И. Туризм и его воздействие на современную социокультурную ситуацию Санкт-Петербурга. СПб.: СПГУП, 1994. - 53 с.

19. Боткина JI.B., Кириллов А.Т. Особенности маркетинга в туризме. //Труды Академии туризма. Вып. 1. СПб, 1995. С.36-32.

20. Брудный A.A. Психологическая герменевтика. Москва, Лабиринт, 1998 г.-336 с.

21. Бубер М. Я и Ты. М., 1995.- 165 с.

22. Бурнин С.А. Желтые страницы Интернет-98. //Путешествия и туризм. СПб. - 1998. - С.7-15.

23. Бюллетень туристской информации. М.: Госкоминтурист СССР, 1990, № 1-6; 1991, № 1-6.

24. Вайман С.Т. Диалогическое молчание //Человек, 1997, №1. -с70-82.

25. Власова И.Б., Зорин И.В., Ильина E.H. Основы туристской деятельности. М.: Рос. международный институт туризма, 1992. - 183 с.

26. Гаагская декларация по туризму. Материалы межпарламентской конференции по туризму, Гаага (Нидерланды), 10-14 апреля 1989г.

27. Гадамер Х-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. -М., Прогресс, 1988. -458 с.

28. Генисаретский О.И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура // Экология культуры. М.,НИИ культуры, 1991. - С.56-69.

29. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. -М., 1990.- 154 с.

30. Глобальные прогнозы развития туризма до 2000 года и в последующий период. Мир в целом. Мадрид: ВТО, 1994. 16 с.

31. Глоссарий терминов международного туризма. // Туристские фирмы. Справочник. 1994. - № 6; 1996. -№11.

32. Голан А. Миф и символ. М. : Русслит, 1993. - 375 с.

33. Горелова Т.А. Онтологический аспект диалога. В сб.: Проблемы культуры в условиях повой экономической реальности. // Материалы международной конференции - М., 1997. - С. 441-448.

34. Городецкий П.Г. Социально-демографические аспекты туризма // Социолог, исследования, 1985. №4. -С. 67-76.

35. Греков Ф. Древнерусские паломники. СПб., 1891. - 145 с.

36. Грушицкий JI. Коммуникация в системе Паблик Рилейшнз (теория и практика). //"Рекламист-95". № 3, 1995. -С. 15-24.

37. ГулыгаА. Кант, М. 1977. - 234 с.

38. Гуляев B.C. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. М.: Нолидж. - 1996. - 321 с.

39. Гумилев JT.H. Этнос и ландшафт // Извест. Всесоюзн. Географ, общества СССР. 1992. - №3. -С.57-65.

40. Гумилев JI.H., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социс., 1992.-№ 1.-С.24-35.

41. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995. - 351 с.

42. Даринский A.B. География туризма в Российской Федерации. -СПб.: СПГУП, 1993.- 126 с.

43. Двойченко М.Н. "Развитие туризма в СССР (1917-1983). М., 1985.- 143 с.

44. Действующие лица туристического бизнеса. Обзор // Коммерсантъ, 1993,2,3.

45. Долженко Г.П. О туристских ресурсах России. //Труды Академии туризма. Вып. 1. СПб, 1995. С.56-61.

46. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии. // ОНС, 96. №3. - С.145-152.

47. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984. - 213 с.

48. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980. - 156 с.

49. Елисеева И.И. Туризм: состояние и перспективы. СПб.: 1993.154 с.

50. Ермолаева Е.М. Ответный стиль как показатель национально-культурных различий // Социс., 1990. №12. - С.80 - 89.

51. Закон Ленинградской области "Об основах туристской деятельности на территории Ленинградской области." от 14.08.1997. 9 с.

52. Запесоцкий A.C. Гуманитарная культура и гуманитарное образование.-СПб, 1996.-367 с.

53. Запесоцкий A.C. Стратегический маркетинг в туризме. СПб.: СПбГУП, 1999.-345 с.

54. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. СПб.: Изд-во Буковского, 1995.- 216 с.

55. Зорин И.В., Путрик Ю.С. География туризма и экскурсий в СССР. ЦРИБ ЦСТЭ. М.:1985. - 54 с.

56. Иванов В. В. Очерки по истории семиотики в СССР. М. : Наука, 1976.- 303 с.

57. Игорева Н. Проблемы и тенденции Российского экспорта туристических услуг// Внешняя торговля. 1994, № 6. - С.45-52.

58. Иеромонах Иоанн. Очерки по истории Русской Святости. -Брюссель, 1961. 376 с.

59. Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб, СПбГУП, 1998.-369 с.

60. Индустрия туризма. //Экономика и жизнь. 1995. №31.- С.25-31.

61. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений). // Соц. иссл., 1995. №4. - С. 3-14.

62. Ионин Л.Г. Культура на переломе: направление и механизмы современных культурных изменений в России // Социол. исслед. 1995. №2. -С.35-42.

63. Ирга Ю.Н. Структура иностранного туризма. // Бюллетень туристской информации. 1991. - № 1. - С. 18-24.

64. Искусство рекламы. Теория и практика современной рекламы. -М.: Аструм, 1992.-241 с.

65. Исмаев Д.К. Проблемы международного туризма (по материалам Гаагской конференции). М.: ВКШ по иностранному туризму, 1990. - 45 с.

66. Исмаев Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М., НОУ "Луч", 1996. - 103 с.

67. Исследование туристской поездки как международного фактора //Документы Лиги наций. Экономический комитет. Женева, 1937.

68. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. - 489 с.

69. Каган М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М. : Политиздат, 1974. - 328 с.

70. Каган М.С. Психология общения. М., Политиздат, 1980. - 376 с.

71. Каз Ж. Международный туризм: мираж или стратегия будущего? -М., 1991.-78 с.

72. Калашников И. Российские туристские разделы в Интернете. // Ту-ринфо. 1998.-№ 14. -С.15-19.

73. Кальник С. Россия на мировом рынке туризма // Экономика и жизнь. Санкт-Петербургский региональный выпуск.-1995 № 14. - С.23-29.

74. Карсавин Л.П. Философия истории. М., Прогресс, 1983. - 276 с.

75. Квартальнов В.А. Современные концепции социального туризма. -М.: Наука, 1993.- 184 с.

76. Кибернетика: Становление информатики. М. : Наука, 1986. -190 с.

77. Кириллов А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб, Изд-во СПбГУ, 1996.-238 с.

78. Коган В.З. Маршрут в страну информологию. М. : Наука, 1985.161 с.

79. Коган В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск: Наука, 1981.- 177 с.

80. Конрад Н.Н. Запад и Восток. М., 1972. - 398 с.

81. Концепция развития международного туризма в Москве до 2005 года., "Туринфо", № 15 от 15 декабря 1995г.

82. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Бизнес-книга", "Има-Кросс. Плюс", 1995. - 321 с.

83. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб, 1995. - 285 с.

84. Крылов И.В. Маркетинг (социология маркетинговых коммуникаций). Учебное пособие. М.: Издательство "Центр" 1996. - 376 с.

85. Кудинов Б.Ф. Из истории развития туризма. "Профиздат", М.: 1986.-78 с.

86. Кузнецов С. Н. Теоретические основы интерлингвис-тткки. М. : Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. - 207 с.

87. Кули Ч. Общественная организация (1909г.) // Тексты по истории социологии Х1Х-ХХ веков. Хрестоматия. М.: Наука, 1994 - С.79-87.

88. Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. -М., 1993.-253 с.

89. Культурология. XX век. Антология. М.,1994. - 465 с.

90. Кураев А. Человек перед иконой // Квинтэссенция М.: Политли-тература, 1992. - С.57-64.

91. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. С.-Пб.: Наука, 1996.471 с.

92. Лаптев Л., Митичкин О. Географическое сегментирование региональных рынков. Потребительские индексы регионов // Рекламист. 1996, -№ 1(9).-С.34-46.

93. Ле Бон Густав. Психология народов и масс. С.-Пб., 1995. - 451 с.

94. Легорнев С.Ф. Туризм в экономике открытого типа //Вестник Московского Университета.-1994, №2. -С.32-39.

95. Лихачев Д.С. Экология культуры // Прошлое будущему. - Л.: Наука, 1985. - С.56-68.

96. Лосев А. Ф. Проблема смысла и реалистическое искусство. М. : Искусство, 1995. - 320 с.

97. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. -М., 1992. 315 с.

98. Любимова Т.В. Условия и критерии внесения объектов в список всемирного наследия // Всемирное природное и культурное наследие в образовании. СПб, 1997. С.64-67.

99. М. М. Бахтин и философская культура XX века. СПб., 1991.234 с.

100. Манн И. Система маркетинговых коммуникаций //Маркетинг, 1992, N 3. С.32-39.

101. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. СПб.: СПбГУП, 1996. 321 с.

102. Мифы народов мира. М., 1988. 498 с.

103. Михайлов А. И., Черный А. И., Гиляревский P.C. Научные коммуникации и информатика. М. : Наука, 1976. - 435 с.

104. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. СПб. : Наука, 1994. - 145 с.

105. Моль А. Социодинамика культуры. -М.: Мысль, 1973. 321 с.

106. Национальное и региональное планирование туризма. ВТО, Мадрид, 1994. - 32 с.

107. Немоляева М.Э. Хор доков Л.Ф. Международный туризм : вчера, сегодня, завтра. М. : Международные отношения, 1992. - 121 с.10806 основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма. //"Туринфо", 1995. № 11 от 1.06. - С. 15-21.

108. Обзор состояния туризма в Санкт Петербурге. // Туристические фирмы. - СПб., ТОО "Олбис" - 1995. Выпуск 7. - С.3-11.

109. Ю.Опашовски Х.В. Туризм и отдых 2000. // Маршрутами туризма, 1991. С.21-29.

110. П.Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М., 1994.-465 с.

111. Основы туристской деятельности. М.: Российский международный институт туризма, 1992. - 214 с.

112. З.Павлова H.H. Комплексное изучение рынка: основные задачи и объекты маркетинговых исследований // Стандарты и качество. 1991. №5. -С.15-19.

113. Петров М.К. Язык, знак, культура. -М., Наука, 1991. 560 с.

114. Подунова Н.И. Туризм и Среда. Культурно-экологические аспекты туризма. //Экология культуры. М., НИИ культуры, 1991. - С.65-74.

115. Пб.Померанц Г. Диалог культурных миров //Лики культуры. М.: Юрист, 1995.-С.59-67.

116. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического сознания. -М.: Наука, 1973. 143 с.

117. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.-381 с.

118. Потебня A.A. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. - 220 с.

119. Преображенский B.C., Веденин Ю.А. География рекреационных систем СССР. М.: 4íayKá*\ 1980. 321 с.

120. Проблемы и программы туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России (сборникнаучных трудов). М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия, 1995. - 163 с.

121. Проблемы культуры в условиях новой экономической реальности. // Материалы международной конференции. М., 1997. - С. 536-539.

122. Прогноз развития международного туризма до 2005 года. // "Туристская деловая газета". № 1, 1994.

123. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. М„ 1997.- 152 с.

124. Путешествия русских людей по святым местам. СПб., 1839г.271 с.

125. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Аспект Пресс, 1996. - 154 с.

126. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М. : Политика, 1991.-287 с.12 8.PAT А. Справочник. 1998г. - 401 с.

127. Резаев А. В. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социальной философии. СПб. : Изд-во СПб ун-та, 1993. -212 с.

128. Рейзема Я.В. Информационный анализ социальных процессов. -М., 1982.- 162 с.

129. Ричарде Г. Культурный туризм в Европе (перевод с английского Путрик Ю.С.). //Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды. Вып. 2. СПб, 1997. С.24-30.

130. Розин В. На пороге нового мира (опыт методологического осмысления). // Кентавр, №17. С.2-9.

131. Российский туристский бюллетень. Туризм: информация, статистика, анализ (ТИСА). -М., 1996. 172 с.

132. Россия в поисках идентичности //Социс 1992. - №11. - С.34-45.

133. Рязанов В.Т., Кузнецов Ю.В., Игнатова М.Ф. Проблемы, особенности и перспективы развития туризма в России. Труды Академии туризма. Вып. 1. СПб, 1995. С. 45-51.

134. Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М„ 1997.254 с.

135. Свободные экономические зоны и развитие международного туризма. М., 1991.- 182 с.

136. Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности. Киев. : Наук, думка, 1988. - 240 с.

137. Семешок Э.Н. Информатика: достижения, перспективы, возможности. М. : Наука, 1988. - 173 с.

138. Семиотика. Сб. статей /Сост. Ю.С. Степанов. -М., Радуга, 1983.636 с.

139. Сенин B.C. Введение в туризм. РИПРИКТ., М.: 1993. 216 с.

140. Сепир Э. Избранные произведения по языкознанию. М.: Прогресс, 1992.-310 с.

141. Слука А.Е. Международный туризм. Итоги развития в 1996г. // География, 1997, № 43. С.12-19.

142. Соколов A.B. Введение в теорию социальной коммуникации. -СПб, СПбГУП, 1996. 319 с.

143. Социологическое исследование туристского рынка России (год 1995 ). //"Туристские фирмы". № 10, 1996. - С.6-15.

144. Стадник A.A. Туристские ресурсы СССР. М.: ИПК Госкоминту-риста СССР, 1987.- 152 с.

145. Статистика в туризме. //"Туристская деловая газета", № 4, апрель,1996.

146. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. -М., Наука, 1985. -335 с.

147. Стонев П., Евнев Н., Экономика и организация туризма. М.: Экономика, 1984.-247 с.

148. Тейлор Ф.У. Менеджмент. М„ 1992. 381 с.

149. Терехова О.В. Индустрия досуга в США (экономическое исследование). М.: Наука, 1983. - 212 с.

150. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1996. - 323 с.

151. Толковый словарь туристских терминов. Москва-Афины, 1994.341 с.

152. Трубецкой Н.С. Мы и другие //Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн.-М.: Наука, 1993. С. 120-132.

153. Туризм и региональное развитие в капиталистических странах// Размещение производительных сил. М., 1970. Вып. 15. С. 15-22.

154. Туризм на пороге XXI столетия. //"Туристская деловая газета", 1995. № 3.

155. Туристская декларация (принята Всемирной конференцией министров по туризму 4 ноября 1994 года). //"Туринфо", № 16 от 15 декабря 1994.

156. Уваров В.Д., Борисов К.Г. Международные туристские организации. М., Международные отношения, 1990. - 132 с.

157. Уникальные территории в культурном наследии и природном наследии регионов. //Сб. научных трудов. М. Изд. РНИИ культурного и природного наследия, 1994. С.43-49.

158. Урсул А. Д. Проблема информации в современной науке. М. : Наука, 1974. - 287 с.

159. Урсул А. Д. Человечество, земля, вселенная. Философские проблемы космонавтики. М., 1977. 312 с.

160. Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерация / Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года // Собрание законодательства РФ. 1996. -№11.- 22-29.

161. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" от 14 ноября 1996 года // Собрание законодательства РФ. 1996 - №49. - С.21-27.

162. Флиер А. Культурогенез. М., 1995. 213 с.

163. Фустер JI. Теория и техника туризма. Мадрид, 1989. - 142.

164. Хениг Р. Неведомые земли, тт. 1-4. М., 1961. Т. 1, М., 1961.282с.

165. Ходорков Л.Ф. Мировое гостиничное хозяйство. М.: ВКШ по иностранному туризму, 1991. 132 с.

166. Шенгелия Н.О. Общие тенденции развития туризма в малых и средних исторических городах на основе международного опыта в этой сфе-ре.//Труды Академии туризма, Вып. 1. СПб, 1995. С. 37-41.

167. Шиллер Герберт. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. -.271 с.

168. Шпилько С.П., Шенгелия Н.О. Концепция программы развития туризма в Российской Федерации. //Труды Академии Туризма. Выпуск 1. СПб., ТОО "ОЛБИС", 1995. С.34-39.

169. Экология культуры. М.,НИИ культуры. 1991. - 261 с.

170. Экономика и организация международного туризма. М., 1984.185 с.

171. Энциклопедия туриста. Изд-во "Большая Российская энциклопедия", М.: 1993.-281 с.156

172. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара.: Изд-во "Самарский университет", 1995. - 190с.

173. Bernecker P. Fundamentals of tourism Geneva, 1964. - 210 p.

174. Boulnois. L. La route de soie. Paris, 1956. 113 p.

175. Bruce B. Images of power. How the imagemakers shape our leaders. London, 1992. 211 p.

176. Freyer W. Tourismus. Einfurung in die Fremdenverkehrokonomie. München, 1995. -145. p.

177. Kaspar С., Die Tourismuslehre im Grundriss. Bern, 1991. p. 110

178. Mercier P. Contacts de civilisations en Afrique et en Oceanie en 19-e siecle. Cahiers d'histoire mondiale/ 1957, vol. 3, N 3 640 p.

179. Ries A., Trout J. Positioning. The Battle for your Mind. N.Y., McQrow-Hill, Bottom-Up Marketing, 1990. 261 p.

180. Schäfer P. Perspectives et consequences de l'âge culturel. // Cultures, 1975. vol. 2, №4.-p. 23-45.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.