Творческие искания В. Крупина 1970 - 90-х годов: Духовный мир героев; православные мотивы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Семыкина, Елена Николаевна

  • Семыкина, Елена Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2001, Белгород
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 178
Семыкина, Елена Николаевна. Творческие искания В. Крупина 1970 - 90-х годов: Духовный мир героев; православные мотивы: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Белгород. 2001. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Семыкина, Елена Николаевна

Введение.

Глава 1. Эволюция художественного творчества В. Крупина.

Особенности поэтики. Традиционное и новое.

1.1. Раннее творчество как опыт писательского становления.

1.2. Творческие поиски и жанровые эксперименты в прозе

В. Крупина 1980-х годов.

1.2.1. "Живая вода" как этапное произведение: нравственно-философская глубина, традиционное и новое в системе поэтических средств.

1.2.2. Приметы художественной публицистики в повести "Сороковой день".

1.2.3. Синтез художественности и публицистичности в "Вятской тетради".

1.2.4. Жанровая специфика романа "Спасение погибших": классические традиции и эксперименты.

1.3. Художественное осмысление современности в свете религиозно-философской концепции автора.

Глава 2 .Духовный мир героев в произведениях В. Крупина 1970-х - середины 80-х годов. Приемы и средства его воссоздания.

2.1. Духовный мир героев ранних рассказов В. Крупина

О войне", "Утя").

2.2. Зерна народной культуры в повести "Варвара".

2.3. Герои "Ямщицкой повести" как воплощение идейного противостояния начала века.

2.4. Пространственно-временные отношения и символическая образность как способы раскрытия духовной эволюции главного героя "Живой воды".

2.5. Духовный мир повествователя в повести "Сороковой день", приемы и средства его воссоздания.

Глава 3. Художественное осмысление проблемы "человек и мир" в творчестве В. Крупина конца XXвека. Православные мотивы.

3.1. Постижение основ мироздания героями детских произведений в свете православной концепции автора.

3.2. Художественное осмысление духовного становления человека в повестях "Прости, прощай.", "Люби меня, как я тебя".

3.3. Антиномия человека и общества в романе "Спасение погибших", в повестях 90-х годов ("Как только, так сразу", "Великорецкая купель", "Крестный ход").

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческие искания В. Крупина 1970 - 90-х годов: Духовный мир героев; православные мотивы»

Художественное творчество несет на себе отпечаток эпохи, к которой принадлежит писатель, отражает состояние мысли, народного сознания на определенной ступени человеческого существования. В литературном контексте 70-90-х годов особое место занимают прозаики, обратившиеся к сложным, насущным вопросам времени, из философского осмысления которых складывается общечеловеческая концепция бытия.

Непрерывный процесс самообновления, диффузии в литературе вызвал к жизни в конце 60-х - начале 70-х годов такое явление, как социально-философская проза. Сегодня бесспорным является факт, что это самостоятельное направление обладает собственным голосом в потоке литературы XX столетия. Выход в свет произведений Ф. Абрамова ("Пути-перепутья", "Дом", "Трава-мурава"), В. Астафьева ("Последний поклон", "Царь-рыба", "Печальный детектив"), В. Белова ("Лад", "Кануны"), В. Крупина ("Живая вода", "Сороковой день"), В. Распутина ("Последний срок", "Живи и помни", "Прощание с Матерой", "Пожар") вызывал общественный резонанс, становясь заметным событием в литературной жизни второй половины XX века, и, что сегодня вполне очевидно, обозначил существенный рубеж в общественно-эстетическом сознании эпохи. Последовавшее за первыми публикациями многообразие откликов на страницах периодических изданий, в беседах за круглым столом явилось объективным подтверждением живого интереса читательской аудитории к названным художникам (99; 101; 102; 107; 108; 123; 142; 153; 169; 207; 212; 219; 223; 315; 317; 324 и др.)1. Их творчество в един

1 Здесь и далее в скобках приняты следующие цифровые обозначения арабскими символами: 1-ая цифра -порядковый номер работы в разделе "Библиография", 2-ая - страница.

При перечислении в скобках ряда источников они разделяются точкой с запятой.

Цитаты из произведений В. Крупина даются по изданиям последней редакции автора с соответствующими цифровыми обозначениями. стве своем составило "разомкнутую духовную систему, которая не только повседневно питает нашу <.> духовную жизнь, но и сообщает литературному процессу плодотворное развитие, о чем свидетельствует и творчество <.> Владимира Крупина" (216, 152).

Проза В.Н. Крупина и писательская индивидуальность художника, "явления чисто русского, национального, корневого" (Н. Горбачев), к сожалению, до сих пор остаются недостаточно исследованными. Арсенал научных материалов, посвященных творчеству В. Крупина, весьма ограничен, а литература о его произведениях представлена преимущественно критическими статьями в периодических изданиях при полном отсутствии объемных литературоведческих работ. Критики незаслуженно обходят вниманием многие достойные сочинения и касаются анализа лишь наиболее значительных, по их мнению, произведений и сборников. Так, ранним рассказам и первым книгам В. Крупина посвящены материалы Г. Дробот (144), Н. Подзоровой (243), В. Цыбина (313), С. Юрьенен (327), где дается как общая оценка творчеству начинавшего в 70-е годы прозаика, так и краткий анализ его сочинений, утверждается, что в литературу пришел автор, обладающий своеобычным голосом и художественным мастерством.

Творчество набиравшего силу с каждым новым произведением художника вызвало оживленный интерес критики особенно в 80-е годы, когда с большим трудом "пробила" дорогу к читателям повесть "Живая вода" и по счастливой случайности была опубликована без цензурной правки повесть "Сороковой день". Эти сочинения получили множество полярных откликов, которые помещала на своих страницах в основном текущая пресса. Сюда относятся публикации "Два мнения о повести Вл. Крупина "Живая вода" (140), "За живой водой: Творчество Вл. Крупина с разных точек зрения" (153), статьи И. Золотусского (157), Н. Ивановой (159), JI. Коробкова (180), А. Латыниной (223), В. Чалмаева (317), В. Шугаева (323) и других критиков. В этих работах авторы касаются анализа содержательной, сюжетно-композиционной сторон произведений, затрагивают вопросы поэтики. Откликом на выход в свет в середине 80-х повести "Прости, прощай." являются статьи В. Гурино-вич (135), А. Карпова (170), Е. Сергеева (271). Анализ детских сборников "Братец Иванушка", "Иван-крестьянский сын" представлен в статьях А. Борисова (110) и Г.Тубельской (300). Фарсовую природу романа "Спасение погибших" и его связь с булгаковской традицией рассматривает В. Верин (121). Статьи Э. Володина (126), JI. Голенко (134), Ю. Дюжева (148) посвящены повести "Как только, так сразу". Немногочисленны материалы, касающиеся исследования "Вятской тетради" (JI. Скаковская) (273), "Великорецкой купели" (В. Курбатов) (213), произведений последнего десятилетия.

К наиболее развернутым публикациям о творчестве писателя следует отнести журнальные статьи обзорного характера В. Коробова (182), И. Семи-братовой (262), И. Стрелковой (287), в которых авторы помещают биографические сведения о В. Крупине, затрагивают вопросы творческой индивидуальности, текстового анализа сочинений. Но среди обзорных работ наиболее полный материал принадлежит A.M. Любомудрову, автору статьи в биобиблиографическом словаре "Русские писатели, XX век" (1998), где раскрывается жизненный и творческий путь прозаика (256). Кроме того, различным аспектам творчества художника посвящены научные исследования Н.А.Сата-евой (260), J1.H. Скаковской (275), Н.Л. Федченко (305).

H.A. Сатаева в диссертационной работе "Современная советская проза 60-70-х годов и народно-смеховые традиции" впервые предпринимает попытку в пределах главы выявить бытование народно-смеховой традиции в таких произведениях В. Крупина, как "Живая вода", "Гроб с пшеницей", "Машка, ты знаешь закон", "Почил в обозе".

Первое научное исследование, полностью посвященное творчеству В. Крупина, принадлежит Л.Н. Скаковской ("Проза Владимира Крупина:

Проблематика и поэтика)"). Однако его автор ограничивается изучением лишь таких вопросов, как проблема автора в творчестве писателя 70-80-х годов, на материале произведений 80-х годов раскрывает их связь с фольклором, рассматривает особенности психологического анализа в сочинениях конца 80-х-начала 90-х годов.

В дальнейшем концепции соборного мышления и принципов ее художественной реализации в повестях В. Крупина 90-х годов касается Н.Л. Фед-ченко. В отдельной главе она впервые в научном ключе пытается выявить типологические черты соборности как идейной доминанты жанрово-стилевого пространства прозы писателя указанного периода, дает характеристику принципам взаимодействия концепции соборности с жанрово-стилевой структурой повестей "Великорецкая купель", "Прощай, Россия, встретимся в раю", "Как только, так сразу", "Крестный ход", "Слава Богу за все". По утверждению исследовательницы, в трактовке понятия соборности В. Крупин "ориентируется <.> на <.> историческое толкование, сформулированное митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном: "Соборность - это единство народа в исполнении христианского долга самопожертвовании, в стремлении приблизиться к Богу, "обожиться", "освятиться", воплотить в себе нравственный идеал Православия" (305, 12-13). В результате проведенного исследования Н.Л. Федченко приходит к убедительному заключению о том, что соборность является "идейной доминантой жанрово-стилевого пространства прозы В. Крупина" (305, 12).

Вместе с тем возникает необходимость обратить особое внимание на то обстоятельство, что и имеющиеся научные работы не дают, к сожалению, целостного представления о творческой эволюции В. Крупина как одного из крупнейших прозаиков последней трети XX века. К тому же потребность в некоторой степени восполнить образовавшийся пробел возрастает еще и в условиях резкого снижения внимания исследователей к прозе социально-философского направления в целом.

Актуальность данного исследования обусловлена прежде всего мало-изученностью прозы В. Крупина, отсутствием научных работ, целостно рассматривающих эволюцию его творчества как с проблемно-концептуальной, содержательной стороны, так и на уровне жанра, художественной формы произведений, во-вторых, недостаточной разработанностью вопроса об определяющей роли православного мироощущения писателя при воссоздании духовного мира героев.

Научная новизна связана с тем, что предлагаемая работа станет первым опытом комплексного изучения творческой индивидуальности В. Крупина, особенностей поэтики, жанровой специфики произведений, духовного мира героев, попыткой выявить вклад писателя в художественно-эстетическое сознание эпохи.

Результаты исследования имеют практическое значение и могут быть использованы в вузовских курсах истории русской литературы XX века, в разработке спецкурсов и спецсеминаров по дисциплинам указанного периода, в практике преподавания литературы в средних учебных заведениях, в процессе переподготовки специалистов по линии ИУУ, а также при создании учебников и учебно-методических пособий.

Методологической и теоретической основой явились работы ведущих отечественных литературоведов и критиков, посвященные как теоретическим проблемам развития литературы (И. Волков, А. Есин, В. Пропп, Л. Тимофеев, В. Хализев и др.), так и изучению особенностей литературного процесса XX века (Г. Белая, В. Гусев, И. Золотусский, Н. Иванова, В. Кожинов, В. Компанеец, А. Лапченко, А. Латынина и др.), а также труды представителей русского религиозно-философского ренессанса (Н. Бердяев, И. Ильин, В. Розанов, Е. Трубецкой), отцов Православной Церкви (Игн. Брянчанинов), положения, разработанные в рамках структурной поэтики и структурной семиотики (Ю. Лотман, Б. Успенский), формального метода (Б. То-машевский), герменевтики (М. Бахтин),.

В работе использованы сравнительно-исторический, структурно-генетический методы исследования, принципы комплексного, содержательно-функционального и жанрово-стилистического анализов.

Цель диссертационной работы - рассмотреть творческие искания В. Крупина в периоды становления, расцвета, зрелости писательской индивидуальности; выявить вклад художника в развитие русской литературы последних десятилетий.

Цель исследования определила его основные задачи :

1. Представить условную периодизацию творчества В. Крупина, выявить основные этапы движения художника по пути творческих поисков, осмыслить его место в историко-литературном контексте 1970-90-х годов.

2. Рассмотреть целостную эволюцию художественного творчества В. Крупина на материале наиболее значительных сочинений 1970-90-х годов (рассказы; повести "Варвара", "Живая вода", "Сороковой день", "Великорец-кая купель", "Крестный ход"; "Вятская тетрадь"; роман "Спасение погибших" и др.).

3. Соотнести творчество В. Крупина и писателей социально-философского направления (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин), выявить традиционное и новое в художественной системе прозаика.

4. Акцентировать внимание на проблеме духовного мира героев, на приемах и средствах его воссоздания в сочинениях 1970 - середины 80-х годов.

5. Отдельную главу посвятить прозе В. Крупина конца XX века, в рамках которой рассмотреть проблему "человек и мир" в соотношении с православным мировидением писателя, установить своеобразие концепции жизни художника.

Анализ ряда работ по проблемам литературы 70-90-х годов, наблюдения над особенностями художественного творчества писателей социально-философского направления (Ф. Абрамов, В.Астафьев, В. Белов, В. Крупин, В. Распутин) дают основание утверждать, что эти прозаики работали в одном русле изначально. В то же время литературоведы и критики включали их в более широкий круг художников второй половины XX века, неоправданно настойчиво пытаясь найти универсальное определение, которое бы объединяло названных писателей. При этом брался за основу то их биографический или литературный возраст ("послевоенное поколение", "проза сорокалетних"), то локальная отнесенность конфликтов произведений ("деревенская проза", "городская проза"). В результате таких изысканий в одном ряду неожиданно оказывались прозаики совершенно различного художественного видения, и, соответственно, поэтически несовместимые, стилистически разнохарактерные произведения.

Осенним поколением", "многоликой прозой" назвал в свое время критик В. Бондаренко литературное поколение, период творческой зрелости которого приходится на сорокалетний рубеж (В. Личутин, В. Крупин, А. Кур-чаткин, А. Ким, В. Маканин, Р. Киреев). При этом из середины 80-х виделось ему, что "и через десять, и через двадцать лет это поколение в литературе будут по-прежнему представлять те же Маканин, Крупин, Ким, Курчаткин, Орлов, Киреев, Проханов." (108, 82). Утверждение справедливое лишь отчасти: если названных писателей ставить рядом "по времени вхождения в литературу". Вместе с тем В. Бондаренко тут же делает более точное, как оказывается сегодня, заключение: осознав общность поколения, ведущие прозаики тем не менее "пошли своими дорогами" (108, 83). Каждый из так называемых "сорокалетних", действительно, стал своеобразным художественным летописцем своей эпохи.

Другая тенденция в литературоведении и критике последних десятилетий - попытки деления прозы на "деревенскую" и "городскую". В результате названные художники попали в регламентированные ряды классификации нового состава. Хорошо известно, что первые споры о "деревенской" и "городской" прозе приходятся на вторую половину 60-х, а сами термины по традиции не исчезают из научной и критической литературы до сегодняшнего дня, являются широко употребительными, хотя много лет уже живут в литературе "городские" произведения "деревенщиков" В. Белова ("Моя жизнь", "Воспитание по доктору Споку"), В. Тендрякова ("Ночь после выпуска", "Расплата"), В. Астафьева ("Людочка"), В. Шукшина (рассказы).

Ко всему сказанному следует добавить, что в 70-80-е годы появились еще и такие условные терминологические обозначения, как "лирическая" (Иванова Н.Б.) (159, 14), "лирико-философская" (Бондаренко В.) (109, 4), "нравственно-философская" (Недзвецкий В.А., Филиппов В.В.) (234, 22), "доверительная" (Бондаренко В.) (109, 4), "авторская" (Иванова Н.Б.) (159, 14) проза. Но их употребление не получило такого широкого распространения и ограничивается лишь кругом авторов отдельных исследовательских работ.

Следует отметить, что сохраняющаяся потребность в терминологическом определении обусловлена прежде всего стремлением выявить единый стержень для целого ряда современных прозаиков, включающего и такие имена, как Ф.Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Крупин, В. Распутин. В отношении этих художников на долгие годы наиболее устоявшимся стало определение "деревенская проза". В свое время литературовед Ю. Селезнев справедливо подчеркивал, что "никакое другое из литературных явлений двух последних десятилетий (кроме, пожалуй, еще и "военной прозы") не вызвало такого мощного духовного отклика в общественном сознании, как явление, неточно окрещенное "деревенской прозой" (261, 22). В качестве развернутого пояснения к этим словам можно привести обстоятельное заключение ученого И. Волкова, который утверждал, что "деревенская проза" выделилась именно тем, что "стала существенно по-новому художественно осваивать связь настоящего с прошлым и будущим <.> обратила внимание на то, что прошлое - носитель непреходящих человеческих ценностей, художественно актуализировала нравственные ценности трудящегося народа, приобретенные веками его духовно-практического опыта", произошло значительное расширение художественного освоения связей человека с миром. И в этих связях она неизменно пытается отыскать "разгадку таких свойств, поступков человека, таких его "вывертов", которые только общественными условиями объяснить не удается". Следует заметить, что именно с такой литературой И. Волков связывает "наиболее перспективное и художественно результативное развитие современной и будущей реалистической литературы" (125, 252-253).

Критик Н. Кузин, в свою очередь, справедливо утверждает, что "деревенская проза" - это "могучее явление", где "концентрированно выразились лучшие традиции отечественной классической литературы: народность, правдивость, патриотизм, воспевание нравственной красоты человека, его души" (207, 103).

Обозначенные литературоведами и критиками определяющие особенности той ветви отечественной прозы, к которой принадлежат Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Крупин, В. Распутин, остаются исходными и сегодня. При этом необходимо особо оговорить, что исследователи литературы уже с начала 80-х обоснованно обращают внимание на условность определения "деревенская проза". В работах Г. Белой (102, 10), В. Бондаренко (108, 79), П.Глинкина (133, 117), В. Гусева (136, 38), Н. Кузина (207, 101), А. Лап-ченко (221, 3), Ю. Селезнева (261, 22), Г. Цветова (312, 3-6) содержатся важные замечания о неточности и узости принятого терминологического обозначения. А. Лапченко, к примеру, указывает, что "проза о деревне, решая комплекс сложных нравственно-социальных и социально-философских проблем общенационального масштаба, далеко вышла за рамки тематического ограничения, накладываемого условным термином "деревенская проза", и является самым серьезным направлением современной советской литературы" (221, 3). Эту точку зрения разделяет и Г. Белая, которая заостряет внимание

-* и н (I на том, что проза писателен деревенского направления не укладывается в привычные рамки и не поддается толкованию в привычных категориях", она "деревенская только по материалу" (102, 10), поскольку в центре внимания художников не столько событийно-бытовая сторона деревенской жизни, но "вечные" вопросы человеческого бытия, которые обнаруживаются на глубинном философском уровне. Сходная мысль высказана и в работе Г. Цветова, который также подчеркивает, что "к концу 70-х - началу 80-х годов "деревенские" проблемы все отчетливее стали осмысляться как общенародные, общечеловеческие, жизненно важные, имеющие большое социально-экономическое, нравственно-философское значение" (312, 5).

В этой связи сегодня можно уверенно говорить и о тесном переплетении "деревенского" и "городского" материала в творчестве Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, В. Крупина, В. Распутина, и о том, что пишут они о душе человеческой, а душа, по словам Б. Можаева, "не делится на городскую половину и деревенскую" (228, 89), "ценности писателей того или иного направления - общие, несмотря на "прописку", на территориальную разделен-ность" (159, 14).

Таким образом, вопрос о терминологическом обозначении ветви русской прозы, объединяющей имена Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, В.Крупина, В. Распутина, до сих пор остается открытым. Поэтому в работе мы будем придерживаться определения, которое считаем наиболее точным в отношении творчества перечисленных прозаиков. Его предлагают ученые

A. Лапченко (221), В. Компанеец (177). Это определение - "социально-философская" проза.

Прежде чем обратиться к исследованию творческой индивидуальности одного из ее ярких представителей В. Крупина, следует оговорить важнейшие особенности указанной ветви отечественной прозы. В первую очередь -пристальное внимание к нравственно-философским, онтологическим вопросам, объективный взгляд на современный мир, способность ощутить и обнажить его болевые точки, отразить в литературе мироощущение современников. Во-вторых, эта литература обращается к поиску "духовных ответов на социальные вопросы", к возрождению "опыта духовного мышления" (И. Зо-лотусский) (158, 35). Вслед за "шестидесятниками" социально-философская проза устанавливает мосты между прошлым и настоящим, разрушенные в прежние годы насильственно. Поднимая глобальные вопросы бытия, она активно обращается к памяти поколений, к историческому опыту "отцов", к проблемам национального самосознания. Кроме того, наследуя богатые традиции русской классики в плане постановки актуальных вопросов времени, создания ярких по глубине внутреннего мира образов, использования средств и приемов художественной выразительности, русская социально-философская проза в то же время новаторски подходит к художественному освоению действительности. К тому же одним из принципиально важных моментов является опора писателей Ф. Абрамова, В. Белова, В. Крупина,

B.Распутина, с одной стороны, на непреходящие ценности русского народа, на учение Православной Церкви, а с другой, - на идеи, изложенные в работах представителей русского религиозно-философского ренессанса (Н. Бердяев, И. Ильин, В. Розанов).

Недостаточная разработанность в литературоведении вопросов, связанных с писательской индивидуальностью В. Крупина - одной из самобытных фигур социально-философской прозы, - с его православным мироощущением, ведет к необходимости восполнить в некоторой степени существующий пробел в процессе исследования эволюции художественного творчества прозаика в пределах первой главы, проведения комплексного анализа наиболее значительных сочинений 70-х - 90-х годов XX века в рамках второй и третьей глав предлагаемой диссертационной работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Семыкина, Елена Николаевна, 2001 год

1. Фестиваль: Стихи // Социалистич. деревня - Кильмезь, 1957.-31 марта.

2. Весна пришла: Стихи // Социалистич. деревня. Кильмезь, 1957. - 18 апр.

3. Дорогое чувство: Стихи // Учительская газета. 1960. - 13 февр. - С. 1.

4. Спасибо! Спасибо, чудо мое.: Хлеб и земля: Стихи // Комсомольское племя. 1968. - 5 апр.

5. Полонез Огинского: Рассказ // Сельская молодежь 1970.- № 8 - С.14-16.

6. Грустинки: Рассказы для детей//Сельская молодежь 1971.- №8 - С.44-45.

7. Два рассказа: О войне; Утя // Наш современник. 1972. - № 5. - С. 93-96.

8. Зерна: Варварины рассказы // Наш современник. 1972. - № 10. - С. 65-75.9. "Сбрось мешок!": Варварины рассказы // Кам. строитель. Воткинск, 1972. - 4 ноября.

9. Дети: Новеллы // Лит. Россия. 1974. - № 6. - 4 февр. - С. 12.

10. Зерна: Рассказы и повесть. М.: Современник, 1974. - 205 с. - (Новинки "Современника").

11. Рыжие косы твои: Рассказ // Сельская жизнь. 1975. - 20 февр.

12. А на Руси трава растет не по-старому.: Рассказ // Комсомольское племя. 1976.-29 янв.

13. До вечерней звезды: Рассказы и повести М.: Современник, 1977 - 302 с.

14. Ночь на воскресенье: Отрывок из повести "Живая вода" // Сельская молодежь. 1977. -№ 4. - С. 14-19.

15. Картинка с выставки: Рассказ // Подъем. 1979. - № 3. - С. 14-21.

16. Живая вода: Повесть // Новый мир. 1980. - № 8. - С. 26-106.

17. Вербное воскресенье: Рассказы, очерки, повесть. М.: Современник, 1981. - 303 с. - (Новинки "Современника").

18. Сороковой день: Повесть в письмах // Наш современник. -1981. № 11,-С.72-117.

19. Кольцо забот: Повесть, рассказы, очерки М.: Молодая гвардия,1982.-255 с.

20. Братец Иванушка. М.: Малыш, 1983. - 48 с.

21. Я был и буду: Рассказ // Неделя. 1983. - № 15. - 11-17 апр. - С. 10-11.

22. Зерна: Новые маленькие рассказы // Лит. Россия. 1984. - № 38. - 21 сент. -С. 18-19.

23. На земле под небом: Новеллы//Учительская газета- 1984 - 5 июня-С.4.

24. Новая жизнь. Встреча с отцом: Новеллы // Учительская газета. 1984. - 7 июня. - С. 4.

25. Ночь и утро: Лирическая повесть // Лит. Россия. 1984. - № 1-2.-6 янв. -С.12-14.

26. Отцовское поле. М.: Малыш, 1984. - 48 с.

27. Семейная сцена: Рассказ // Лит. газета. 1984. - № 3. - 18 янв. - С. 5-7.

28. Во всю ивановскую: Повести, рассказы. М.: Сов. писатель, 1985. - 544 с.

29. Дорога домой: Повести, рассказы. М.: Молодая гвардия, 1985. - 272 с.

30. На зеленой земле. М.: Малыш, 1985. - 32 с.

31. Петушиная история: Рассказ//Лит. Россия 1985.- № 51.-20 дек.-С.21-22.

32. Повести и рассказы. М.: Сов. Россия, 1985. - 320 с.

33. Черные березы: Рассказ // Отеческая земля: Рассказы, отрывки из повестей, романов / Сост. В. Крупин. М.: Детская литература, 1985. - 270 с. -С. 188-208.

34. Эфирное время: Рассказ // Лит. Россия. 1985. - № 37 - 13 сент - С.18-19.

35. Возраст любви: Рассказы М.: Правда, 1986 - 47 е.- (Б-ка "Огонек"; № 45).

36. Вятский характер. Из заветной тетради: Очерк // Сов. Россия. 1986. - 23 марта. - С. 4.

37. Иван крестьянский сын: Повесть. - М.: Малыш, 1986. - 111 с.

38. Музыкальный период: Рассказ // Лит. Россия. 1986. - 20 июня - С.12-13.

39. Прости, прощай.: Повесть // Новый мир. 1986. - № 11. - С. 5-58.

40. Розыгрыш: Рассказ // Сов. культура. 1986. - 8 февр. - С. 8.

41. Вятская тетрадь: Повести. М.: Современник, 1987. - 365 с. - (Новинки "Современника").

42. Дымка: Книжка-картинка. М.: Малыш, 1987. - 17 с.

43. Карьера по-вятски: Рассказ // Лит. Россия. - 1987. - 9 янв. - С. 17.

44. Родник. М.: Малыш, 1987. - 8 с.

45. Нынешний хлеб. М.: Малыш, 1988. - 8 с.

46. Родная сторона: Повести, рассказы-М.: Детская литература, 1988-268с.

47. Спасение погибших: Роман // Новый мир. 1988. - № 11. - С. 7-86.

48. Будем как дети: Рассказы. Повести. Роман. М.: Худ. лит., 1989. - 318 с.

49. В Дымковской слободе: Повесть. М.: Малыш. - 1989. - 32 с.

50. Закрытое письмо: Рассказы. М.: Правда, 1989. - 48 с. - (Б-ка "Огонек"; №50).

51. Великорецкая купель:Повесть//Наш современник 1990. - № 4. - С. 3-59.

52. Два рассказа // Новый мир. 1990. - № 2. - С. 91-96.

53. Свет любви: Книга прозы. М.: Современник, 1990. - 588 с.

54. Избранное: В 2 т. М.: Молодая гвардия, 1991. - Т. 1. - 573 с.

55. Избранное: В 2 т. М.: Молодая гвардия, 1991. - Т. 2. - 559 с.

56. Прощай, Россия, встретимся в раю: Повесть // Наш современник. 1991. -№12.-С. 3-43.

57. Как только, так сразу: Повесть // Наш современник. 1992.- №12,- С.3-50.

58. Крестный ход: Повесть // Москва. 1994. - № 1. - С. 58-88.

59. Исповедь врага России: Фрагменты новой повести // Лит. Россия. 1994. -30 дек.-С. 4-5.

60. Вербное Воскресенье: Рассказ // Бежин луг. 1995. - № 3. - С. 20.

61. Вятские люди хватские: Рассказ // Лит. Россия. - 1995. - 25 авг. - С. 9.

62. Костя отмучился: Повесть // Наш современник. 1996. - № 7.

63. Тихий воз на горе будет. Вредная старуха: Рассказы // Москва. 1996. -№4.-С. 3.

64. Тюремный рассказ // Москва. 1996. - № 9. - С. 66.

65. Мы не люди, мы вятские: Повесть // Наш современник. 1997. - № 10. — С.3-26; № 11. - С. 41-67.

66. Православная азбука// Москва. 1997. - № 1. - С. 190-207.

67. Сено в стогу: Рассказ // Москва. 1997. - № 9. - С. 206.

68. Весточки из вечной жизни: Рассказы // Сестра. 1998. - № 1. - С.12-15.

69. Люби меня, как я тебя: Повесть // Москва. 1998. - № 9. - С. 63-106.

70. Новорусская премия: Рассказ-быль // Парламентская газета. 2000. -№172.-9сент.

71. По местам стоять!: Рассказ // Сов. Россия. 2000. -№121.-19 окт. - С. 6.

72. Рассказы последнего времени. М.: Изд-во "Глобус", 2001. - 168 с.

73. Люби меня, как я тебя: Повесть. М.: Изд-во "Глобус", 2001. - 112 с.

74. Ловцы человеков // Роман-журнал XXI век. 2001. - № 2. - С. 86-99.

75. Простая душа // Русский дом. 2001. - № 5. - С. 40-41.

76. Два рассказа: Мария Сергеевна. Женская дружба // Наш современник. -2001.-№7.-С. 11-18.

77. Абрамов Ф. Деревеньку зовут Тимониха: К 50-летию Василия Белова // Север. 1982. - № 10. - С. 91-95.

78. Абрамов Ф. О хлебе насущном и хлебе духовном // Наш современник. -1976. № 9. - С.170-172.

79. Абрамов Ф. Дом: Роман; Повести; Рассказы; Публицистика. М.: Высшая школа, 1988.

80. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М.: Просвещение, 1979.

81. Агеев А. Простодушный // Знамя. 1995. - № 9. - С. 226-227.

82. Акимова А., Акимов В. Детство обращается к миру // Детская литература. 1984.-№7.-С. 7-14.

83. Актуальные проблемы современного литературоведения: Материалы межвузовской научной конференции. М.: МГОПУ, 1999.

84. Алейников О.Ю. Публицистическое начало в прозе Валентина Распутина: (Авторская позиция характеры - стиль): Автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.02.-М., 1991.

85. Анализ художественного текста: ( Русская литература XX века: 20-е годы) / Под ред. К.А. Роговой. СПб: Изд-во СПб ун-та, 1997.

86. Анастасьев Н. Свой голос: "Позиция автора" в литературе XX века // Вопросы литературы. 1985. - № 3. - С. 61.

87. Аннинский Л. Вариант спасения?: (Заметки о прозе 70-х годов) // Октябрь. 1990. - № 5. - С. 190-197.

88. Антошин М.К. Характер в русской советской прозе 60 80-х годов: (Историко-литературные предпосылки и эволюция): Автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.02. - М., 1991.

89. Астафьев В.П. Жизнь прожить: Роман, рассказы. М.: Современник, 1986.

90. Астафьев В.П. Посох памяти. М.: Современник, 1980,- (Б-ка "О времени и о себе").

91. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

92. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. лит., 1986.

93. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

94. Бахтин М.М. 1961 год. Заметки // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари, 1997. - Т.5.

95. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995.

96. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

97. Бедрикова М.Л. Особенности психологизма русской прозы второй половины 1980-х годов: (Творчество В. Астафьева и В. Распутина): Автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1995.

98. Белая Г. В поисках четких критериев // Лит. обозрение. 1984. - № 1. - С. 33-40.

99. Белая Г. Всечеловеческое бытие // Вопросы литературы. 1981. - № 3. -С.48-53.

100. Белая Г. Литература в зеркале критики: Современные проблемы. М., 1986. - С. 3-117.

101. Белая Г. Польза интуиции: Проза 70-х гг. в журнальных статьях 1980 года. Опыт проблемного обзора // Лит. обозрение. 1981. - № 9. - С. 9-14.

102. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1948. - Т. III.

103. Белов В.И. Привычное дело // Белов В.И. Избранные произведения: В 3 т. М.: Современник, 1983. - Т. 2.

104. Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред.-сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.

105. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.

106. Богданов Ю. Опыт теории опыт развития литературы // Вопросы литературы. - 1984. - № 1.-С. 3-30.

107. Бондаренко В. Автопортрет поколения // Вопросы литературы. 1985. -№ 11.-С. 79-114.

108. Бондаренко В. "Столкновения духа с материей": Проза быта и бытие прозы // Лит. газета. 1980. - № 45. - 5 нояб. - С. 4.

109. Борисов А. // Детская литература. 1984. - № 9. - С. 65-66.

110. Борисова B.B. Национальное и религиозное в творчестве Ф.М. Достоевского: Дис.д-ра филол. наук: 10.01.01. Уфа, 1997.'112. Бочаров А. Бесконечность поиска: Худож. поиски современной сов. прозы. -М.: Сов. писатель, 1982.

111. Бочаров А. Как слово наше отзовется ?. // Вопросы литературы. 1985. -№ 11. - С. 115-154.

112. Бочаров А. Требовательная любовь. М., 1977.

113. Брянчанинов Игн. Из "Аскетических опытов" // Лит. учеба. 1991. -Июль-авг. - Кн. 4.-С. 146-156.

114. Бунин И.А. Собр. соч.: В 6 т. М.: ТЕРРА, 1997. - Т. 2.

115. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа; Издательский центр "Академия", 1999.

116. Введение в литературоведение: Учеб для филол. спец. ун-тов / Под ред. Г.Н. Поспелова М.: Высшая школа, 1988.

117. Верин В. Шутки на похоронах фарс или трагедия? // Лит. газета. -1988.-№51.-21 декабря.-С. 4.

118. Верю в человека: (Беседа с писателем В.Н. Крупиным) // Гудок. 1989. -3 сент. - С. 4.

119. Вильчек Л. Вниз по течению деревенской прозы // Вопросы литературы. 1985,-№6.-С. 34-72.

120. Возвращаюсь к малой родине: (Беседа с писателем В.Н. Крупиным) // Красная звезда. 1989. - 7 янв.

121. Волков И.Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. -М.: Просвещение; Владос, 1995.

122. Володин Э. Русский эпос. Песнь третья // Сов. Россия. 1993. - № 13. -2 февр. - С. 4.

123. Выготский JI.C. Психология искусства. Ростов н/Д: Изд-во "Феникс", 1998.

124. Гачев Г.Д. О русском и болгарском образах пространства и движения //Поэтика и стилистика русской литературы / Отв. ред. М.П. Алексеев. -JL: Ленингр. отделение изд-ва "Наука", 1971. С. 300-312.

125. Георгиевский A.C. Русская поэтика малых форм последней трети XX века: духовный поиск, поэтика, творческие индивидуальности: Учебное пособие по спецкурсу. М.: Издательский центр "Альфа" МГОПУ, 1999.

126. Герасименко А.П. Русский советский роман 60-80-х годов: (Некоторые аспекты концепции человека). М.: Изд-во МГУ, 1989.

127. Герчиньска Д. Современная советская "деревенская проза" и традиции фольклора: (В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин): Дис. . канд. филол. наук: 10.01.02.-М., 1986.

128. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. -М., 1991.

129. Глинкин П.В. Жанровая эволюция деревенской прозы // Нравственно-философские искания современной советской литературы. Межвузовский сборник / Под ред. А.Ф. Лапченко. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. -Вып. З.-С. 116-131.

130. Голенко Лидия. Ходатаи за народ // Лит. Россия. 1993. - № 24/25. - 25 июня. - С. 10.

131. Гуринович В. Растет душа. // Лесн. Промышленность. 1987. - 29 янв.

132. Гусев В. В поисках высшей зрелости: Проза быта и бытие прозы // Лит. газета. 1980. - № 38. - 17 сент. - С. 4.

133. Гусев В. Упадок? // Лит. учеба. 1991. - Март-апрель - Кн. 2,- С.98-99.

134. Гусев В.И. Рождение стиля: Статьи. -М.: Сов. Россия, 1984.

135. Гусев В.И. Искусство прозы. Статьи о главном. М.: Изд-во Лит. ин-та им. A.M. Горького, 1999.

136. Два мнения о повести Вл. Крупина "Живая вода" // Лит. газета. 1981. -№6.-4 февр. - С. 5.

137. Дворяшин Ю.А. Литературный процесс и творческая индивидуальность писателя (В. Белов, Е. Носов, В. Распутин) // Советская литература: История и современность / Под ред. А.И. Хватова. М.: Просвещение, 1984. -С. 235-251.

138. Дедков И. Когда рассеялся лирический туман. // Лит. обозрение. -1981,-№8.-С. 21-32.

139. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 30 т. Л., 1975. - Т. 24.

140. Дробот Галина. Вступление / О книге Владимира Крупина "Зерна" // Лит. Россия. 1974. - № 35. - 30 авг. - С. 20.

141. Дунаев М.М. Православные основы русской литературы XIX века: Авто-реф. дис. . д-ра филол. наук: 10.01.01.-М., 1999.

142. Дюжев Ю. Иллюзия достоверности // Лит. Россия. 1982. - № 24. - 11 июня. - С. 9.

143. Дюжев Ю. Тепло родного очага: (Образ крестьянского дома в творчестве А. Яшина, В. Белова, Ф. Абрамова) // Север. 1982. - № 10. - С.105-113.

144. Дюжев Ю. Убиты и прокляты // Север. 1994. - № 5-6. - С. 150- 157.

145. Ершов Л.Ф. Память и нравственность // Нравственно-философские искания современной советской литературы: Межвузовский сборник / Под ред. А.Ф. Лапченко. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. - Вып. 3. - С. 15-21.

146. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 1998.

147. Жанр и композиция литературного произведения: Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1986.

148. Журавлева A.A. Голос памяти: МОПИ МПУ - время и люди. - М.: Изд-во МПУ, 1999.

149. За живой водой: Творчество Вл. Крупина с разных точек зрения / Записала В. Помазнева // Лит. газета. 1982. - № 21. - 26 мая. - С. 5.

150. Закон сохранения художественности. Беседа с критиком В. Кожиновым //Лит. учеба. 1991. - Ноябрь-декабрь. - Кн. 6. - С. 54-60.155.3инченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся // Очерки российской психологии. М., 1994.

151. Зобов P.A., Мостепаненко A.M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Отв. ред. Б.Ф. Егоров. Л.: Изд-во "Наука", 1974. -С.11-25.

152. Золотусский И. Загадка простоты // Лит. газета. -1981.-4 февр. С. 5.

153. Золотусский И. Крушение абстракций. -М.: Современник, 1989.

154. Иванова Н.Б. Точка зрения: О прозе последних лет. М.: Советский писатель, 1988.

155. Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1994. - Т. 3.

156. Ильин И .А. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1996. - Т. 6. - Кн. I.

157. Ильин И .А. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1996. - Т. 6. - Кн. II.

158. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Путь к очевидности. -М.: Республика, 1993.

159. Каган М.С. О духовном //Вопросы философии. 1985. - № 3. - С. 91-103.

160. Калугин В. Так было. // Москва. 1999. - №11. - С. 175-194.

161. Канашкин В.А. Народность как эстетическая категория и проблема народного характера: (На материале литературы и критики 60-80-х годов): Автореф. дис. . д-рафилол. наук: 10.01.08. -М., 1989.

162. Карасев В. Мифология смеха // Вопросы философии. 1991. - № 7. -С.68-86.• 168. Каргашин И.А. Сказ в русской литературе. Вопросы теории и истории. -Калуга, 1996.

163. Карпов А. Наедине со всеми: Автобиографическая проза? О новых произведениях Булата Окуджавы, Майи Ганиной и Владимира Крупина // Лит. газета. 1986. - № 50. - 10 дек,- С. 4.

164. Карпов И.П. Автор образ - критик (введение в аналитическую филологию) // Открытый урок по литературе: (Материалы, конспекты, планы) / Ред.-сост. Карпов И.П., Старыгина Н.Н. - М.: Московский лицей, 1997. -С. 130-158.

165. Кедровский А.Е. Проблемы русской советской прозы 1980-х гг.: (Материалы спецкурса). Курск: КГПИ, 1991.

166. Климова Г.П. Творчество И.А. Бунина и М.М. Пришвина в контексте христианской культуры: Дис. . д-ра филол. наук: 10.01.02. -М., 1993.

167. Кожинов В. "Нет истины, где нет любви" // Лит. учеба. 1990. - Сент,-окт.-Кн. 5.-С. 99-101.

168. Кожинов В. Статьи о современной литературе. М., 1990.

169. Коломенский альманах. 1998. - №1.

170. Компанеец В.В. Русская социально-философская проза 1970-80-х годов: Нравств. и психол. аспекты изображения человека / Под ред. акад. В.В. Прозорова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1994.

171. Компанеец В.В. Русская социально-философская проза 1970-80-х годов: (Нравственный и психологический аспекты изображения человека): Автореф. дис. . д-ра филол. наук: 10.01.01. Саратов, 1995.

172. Кондратович А. "Чтение" и литература // Лит. Россия. 1982. - 28 мая. -С. 8-9.

173. Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. М.: Изд-во МГУ, 1999.

174. Коробков Л. Неужели это всерьез? // Лит. газета. -1981.-4 февр. С. 5.

175. Коробков Л. На подступах к поступку: Литература "производственной" темы и жизненная позиция читателя. М.: Современник, 1988.

176. Коробов В. Поиски "сцепления": (Заметки о творчестве писателя В. Кру-пина) // Лит. учеба. 1981. - № 5. - С. 149-157.

177. Краткая литературная энциклопедия. М., 1968. - Т. 5.

178. Крупин В. Виноваты ли русские писатели?: (Беседует Н. Горбачев) // День литературы. 2000. - 21 окт. - С. 4.

179. Крупин В.Н. "В любом случае судьбу народа разделить придется." // Московский журнал. 1994. - № 33. - С. 62-63.

180. Крупин В. Вынужденные воспоминания // Москва. 1999. - № 11. -С.192-194.

181. Крупин В. Давно ожидаемое издание // Москва 1999,- №7- С.181-185.

182. Крупин В.Н. "Земля категория нравственная": (Интервью с писателем / Записала М. Искольдская) // Лит. Россия. - 1987. - № 8. - 20 февр. - С.15.

183. Крупин В.Н. "Землячество понятие круглосуточное": (Беседа с писателем / Записал И. Сикорский) // Труд. - 1988. - 27 окт. - С. 3.

184. Крупин В. Н. Крестный ход // Русский дом. 2001. - № 8. - С. 50.

185. Крупин В.Н. Литература не учебник жизни: Письмо учительнице русской литературы к началу нового учебного года // Русский дом. - 1998. -№ 10.-С. 38-40.

186. Крупин В.Н. "Москве" сорок лет // Москва. - 1997. - № 2. - С. 145.

187. Крупин В.Н. "Мы избрали путь за Христом.": (Беседа с писателем В.Н. Крупиным) // Благовест. Самара, 1998. - № 21. - С. 3.

188. Крупин В. Наболевшее / Статья к дискуссии о "деревенской" прозе // Лит. газета. 1979. - № 40. - 3 окт. - С. 4.

189. Крупин В. Незакатный свет // Москва. 1999. - № 12. - С. 204-213.

190. Крупин В. Огни в пути: (О художественно-нравственной ценности классической русской литературе) // Библиотекарь. 1989. - № 3. - С. 42-43.

191. Крупин В.Н. Осада // Русь Державная. 1996. - №1 (24). - С. 7.

192. Крупин В. Освящение престола // Парламентская газета. 2000. - 12 авг. -С. 1,4.

193. Крупин В. Осенние записки // Дневник писателя. Начало. Январь 1996. -М.: Столица, 1996. - С. 35-58.

194. Крупин В.Н. Остановиться оглянуться: Монолог о времени и о себе // Лит. газета. - 1984. - №. 34. - 22 авг. - С. 7.

195. Крупин В.Н. "Писательское дело оно ведь сродни дьявольскому": (Беседа с писателем В.Н. Крупиным / Записала Г. Мыздрикова) // Театральная жизнь. - 1992. - № 19-20. - С. 14-16.

196. Крупин В. Путь к церкви // Русь Державная. 2001. - № 4. - С. 5.

197. Крупин В. Совет да любовь: (Полемические заметки писателя о семье) // Сов. Россия. 1981. - 10 апр. - С. 2.

198. Крупин В. Уроки русского: (О творчестве В.Г. Распутина) // Русь Державная. 1997. - № 34. - С. 5.

199. Крупин В. "Чистым должен быть дом": (Беседа с писателем / Записала К. Иванова) // Лесная газета. -1991. № 101-102. - 24 авг. - С. 7.

200. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. - № 12. - С. 21-28.

201. Кузин Н. Преждевременные итоги: (Заметки о "деревенской" прозе) // Север, 1987,-№ 1. - С.101-107.

202. Кузина А. 0. Распутин // Очерки русской литературы XX века. Литература 40-90-х годов. Монографические главы. М.: МПУ, 1995. - Кн. II. -Ч. II. - С. 208-222.

203. Кузина А.Н. В. Астафьев, В. Распутин: (Художественное осмысление нравственно-философских проблем современности): Дис. . канд. филол. наук: 10.01.02.-М., 1994.

204. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. М.: Просвещение, 1982.

205. Курбатов В.Я. Валентин Распутин: Личность и творчество. М.: Сов. писатель, 1992.

206. Курбатов В. Об упадке с надеждой // Лит. учеба. - 1991. - Янв.-февр. -КнЛ.-С. 82-87.

207. Курбатов В. Один из крестного хода // Лит. Россия. 1990. - № 31. - 3 авг. - С. 9.

208. Курбатов В. Хлеб насущный // Лит. учеба. 1990. - Май-июнь. - Кн. 3. -С. 61-64.

209. Лазарева М.А. Теория литература. М.: Изд-во МГУ, 1998.

210. Ланщиков А. Целостность бытия // Волга. Саратов. - 1982. - № 9. -С.144-152.

211. Ланщиков А.П. Возраст судьбы. М.: Современник, 1985.

212. Ланщиков А. Декаданс или разрушение культуры? // Лит. учеба. 1991. - Июль-август. - Кн. 4. - С. 51-55.

213. Ланщиков А.П. Ищу собеседника: О прозе 70-80-х годов. М.: Сов. писатель, 1988.

214. Лапченко А.Ф. Советская литература: (Нравственно-философские искания современной советской литературы): Традиции и новаторство: Межвузовский сборник / Под ред. А.Ф. Лапченко. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.

215. Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов: (В.Распутин, В.Астафьев, С.Залыгин). Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

216. Латынина А.Н. Знаки времени. -М.: Сов. писатель, 1987.

217. Латынина А. Кирпиков и вечные проблемы // Лит. обозрение. 1981. -№9.-С. 38-41.

218. Леонов Л.М. Раздумья у старого камня // Леонов Л.М. Собр. соч.: В 10 т. М.: Худ. лит., 1984. - Т. 10. - С.

219. Леонов Л.М. Талант и труд // Леонов Л.М. Собр. соч.: В 10 т. М.: Худ. лит., 1984.-Т. 10.-С. 357-371.

220. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988.

221. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.

222. Мера всех перемен: Диалоги о новом мышлении: Беседы публициста Н. Стрельцовой с известными сов. писателями. М.: Политиздат, 1988.

223. Методология анализа литературного произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1988.

224. Митрополит Питирим. Тело, душа, совесть: (Учение о человеке в христианской традиции и современное общество) // Малая церковь. Настольная книга прихожанина / Сост. В. Никитин. М.: Русский мир, 1992. -С.105-123.

225. Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. Воронеж, 1978.

226. Налепин А. Иллюзии "жирного царства" // Лит. учеба. 1990. - Март-апр. - Кн. 2. - С. 96-99.

227. Наровчатов С. Необычное литературоведение. М.: Молодая гвардия, 1970.

228. Недзвецкий В.А., Филиппов В.В. Русская "деревенская" проза. М.: Изд-во МГУ, 1999.

229. Нефагина Г.Jl. Русская проза второй половины 80-х-начала 90-х годов XX века. Минск: НПЖ "Финансы, учет, аудит", "Экономпресс", 1997.

230. Никитин В. Русское благочестие и святость // Малая церковь. Настольная книга прихожанина / Сост. В. Никитин. М.: Русский мир, 1992. -С.105-123.

231. Нравственно-философские искания современной советской литературы: Межвузовский сборник / Под ред. А.Ф. Лапченко. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. - Вып. 3.

232. Оклянский Ю. Перечитывая Федорова: (К сегодняшним спорам) // Знамя,- 1988.-№ 10.-С. 207-216.

233. Очерки русской литературы XX века. Литература 40 90-х годов. Монографические главы. - М.: МПУ, 1995. - Кн. П. - Ч. II.

234. Панкеев И.А. Валентин Распутин: По страницам произведений. М.: Просвещение, 1990.

235. Панкин Б. Строгая литература: Литературно-критические статьи и очерки. -М.: Сов. писатель, 1982.

236. Плеханова И.И. Рассказы В. Распутина 80-х годов (нравственно-философский поиск) // Нравственно-философские искания современной советской литературы. Межвузовский сборник / Под ред. А.Ф. Лапченко. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. Вып. 3. - С. 132-143.

237. Подзорова H.A. Корни и побеги: Проза 60-70-х годов. М., 1979.

238. Пронягин В.М. Соборность как художественное явление в русской прозе 60-90-х годов XX века. Владимир: Маркарт, 2000.

239. Пронягин В.М. Философско-эстетические искания в литературном процессе 20-90-х годов XX века. Владимир: ВГПУ, 1998.

240. Пропп В.Я. Русская сказка: (Собрание трудов). М.: Изд-во "Лабиринт", 2000.

241. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.

242. Пространство и время в искусстве: Межвузовский сборник научных трудов / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова. -Л.: ЛГИТМИК, 1988.

243. Распутин В. Последний срок; Прощание с Матерой; Пожар; Живи и помни: Повести. М.: Современник, 1991.

244. Распутин В. О Родине с любовью и виной // Крупин В. Дорога домой: Повести, рассказы. М.: Молодая гвардия, 1985. - С. 3-7.

245. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Отв. ред. Б.Ф.Егоров. Л.: Изд-во "Наука", 1974.

246. Розанов В.В. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. Литературные очерки. О писательстве и писателях / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 1996.

247. Русская литература XIX века и христианство. М.: Изд-во МГУ, 1997.

248. Русская литература XX века: (проза 1980-1990-х годов): Справочное пособие для филолога / Авт.-сост В.Н.Гуреев, Р.С.Короткова, О.В.Лазаренко, Е.Г.Мущенко, Т.А.Никонова, Т.Ф.Ускова. Воронеж: Родная речь, 1998.

249. Русская советская литература: Пособ. для студентов нац. отд-ний пед. ин-тов / Под ред. А.А.Журавлевой. Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1988.

250. Русские писатели, XX век. Биобиблиогр. словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.Н.Скатова. М.: Просвещение, 1998. - Ч. I.

251. Савельев А.Н. Русская "деревенская" проза в англо-американской критике 80-х годов: Автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.05. СПб., 1992.

252. Салынский О. Дом у дороги // Вопросы литературы 1977,- № 2.-С.4-34.

253. Сатаева Н.А. Роль народно-поэтических традиций в поэтике повести В.Крупина "Живая вода" // Поэтика русской советской прозы. Межвузовский научный сборник. Уфа, 1985. - С. 152-158.

254. Сатаева H.A. Современная советская проза 60-70-х годов и народно-смеховые традиции: Дис. . канд. филол. наук: 10.01.02. М., 1986.

255. Селезнев Ю.И. Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе писателя. -М.: Сов. Россия, 1983.

256. Семибратова И. Поиск духовности // Лит. обозрение. 1992. - № 11/12. -С. 88-90.

257. Семин И. Поиски разведчиков // Роман-журнал XXI век. 2000. - № 10. -С. 80-81.

258. Семыкина E.H. "Экология души" в повести Вл. Крупина "Живая вода" // Тезисы докладов Четвертой открытой региональной конференции. Белгород: Изд-во БГУ, 1996. - С. 90-91.

259. Семыкина E.H. Русская деревня в художественном восприятии И.А.Бунина и В.Н. Крупина // Творчество ИА.Бунина и русская литература XIX-XX веков: Материалы научно-практической Всероссийской конференции. Белгород: Изд-во БГУ, 1998. - С. 128-137.

260. Семыкина E.H. Герой и время в произведениях В. Крупина 1980-90-х годов // Проблемы метода, жанра и стиля в русской литературе: Межвузовский сб. научных трудов. М.: Изд-во МГОПУ, 1998. - Кн. 6. - С. 188-197.

261. Семыкина E.H. Ситуация смерти в романе В.Н. Крупина "Спасение погибших" (в свете идей М.М. Бахтина) // Проблематика смерти в естественных и гуманитарных науках. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - С. 113-114.

262. Семыкина Е.Н., Благасова Г.М. Приметы художественной публицистики в "Вятской тетради" В. Крупина // Филология на рубеже тысячелетий. Материалы Международной научной конференции. Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2000. - Вып. 2. - С. 171-174.

263. Сергеев Е. На взгляд ровесника и персонажа // Знамя. 1987. - Кн. 7. -С. 229-232.

264. Скаковская Л.Н. Жанрово-стилевое своеобразие рассказа В. Крупина "Змея и чаша" // О жанре и стиле советской литературы: Сб. научных трудов. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 1992. - С. 106-114.

265. Скаковская Л.Н. Образ автора в цикле рассказов В.Н. Крупина "Вятская тетрадь" // Жанрово-стилевые проблемы русской литературы XX века: Сб. научн. ст. / Отв.ред.В.А.Огнев. Тверь, 1994. - С. 118-127.

266. Скаковская Л.Н. Проза Владимира Крупина: (Проблематика и поэтика): Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. Тверь, 1994.

267. Скаковская Л.Н. Сказка в творчестве В.Н. Крупина // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе: Материалы 9-ой Тверской межвузовской конференции ученых-филологов и школьных учителей. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 1995. - С. 146-147.

268. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995.

269. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В.Тураев.-М.: Просвещение, 1974.

270. Советская литература: История и современность / Под ред. А.И. Хватова. -М.: Просвещение, 1984.

271. Современная русская советская литература: В 2 ч. Темы. Проблемы. Стиль / Под ред. А.Г. Бочарова, Г.А. Белой. М., 1987.

272. Современный литературный процесс и литературная критика / Сост. М.Владимиров. М., 1982.

273. Сохряков Ю.И. Благодатный дух соборности (О соборном характере русского художественно-философского мышления) // Русская литература XIX века и христианство. М.: Изд-во МГУ, 1997. - С. 56-67.

274. Сохряков Ю.И. Художественные открытия русских писателей: О мировом значении русской литературы. М.: Просвещение, 1990.

275. Старикова Е. За что?: (О "деревенской прозе" 60-80-х годов) // Дет. лит. 1990. - № 11.-С. 11-18.

276. Старченко Николай. На мосту (О поисках "новой" художественности) // Лит. учеба. 1990. - Март -апрель. - Кн. 2. - С. 64-70.

277. Степаненко Е. Видеть завтрашний день: (О прозе, посвящ. соврем, деревне Нечерноземья) // Север. 1983. - № 5.-С. 108-114.

278. Стрелкова И. О живой и мертвой воде // Наш современник. 1991. -№12.-С. 182-189.

279. Сурганов В.А. Человек на земле. Ист.-лит. очерк. М.: Сов. писатель, 1975.

280. Тендряков В. После дебюта / О книгах В. Крупина "Зерна" и Г. Николаевой "Три опоры" // Коме, правда. 1976. - 27 окт. - С. 2.

281. Тендряков В. Предисловие // Крупин В.Н. Зерна. М.: Современник, 1974. - С. 3.

282. Теракопян Л.А. Параллели и пересечения: Современная проза: герои, проблемы, конфликты. М.: Худож. лит., 1984.

283. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1971.

284. Только любовь спасительна: (Интервью с В. Крупиным) // Семья и школа.-1990.-№ 1.-С. 3-5.

285. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996.

286. Трифонов Ю. // Вопросы литературы. 1969. - № 7.

287. Трубецкой Е. "Иное царство" и его искатели в русской народной сказке // Лит. учеба. 1990. - Март-апр. - Кн. 2. - С. 100-118.

288. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М., 1994.

289. Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме // Лит. учеба. -1991.-Ноябрь-декабрь.-Кн. 6.-С. 144-150.

290. Трудное поле: Писатели о деревне Нечерноземья // Лит. учеба. 1980. -№5.-С. 100-111.

291. Тубельская Г. "Иван-крестьянский сын": По страницам "детской" трилогии Владимира Крупина // Семья и школа. 1991. - № 11. - С. 42-44.

292. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа "Языки русской культуры", 1995.

293. Федоров Н. Сочинения. М., 1982.

294. Федоров Н. Сочинения. М., 1994.

295. Федотова В.Ф. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. -1992.-№ 2. С. 21-35.

296. Федченко Н.Л. Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов (В. Крупин, Л. Бородин, В. Нарбикова): Автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01.-Армавир, 2000.

297. Флоренский П.А. Анализ форм пространственности и времени в изобразительных искусствах. -М., 1993.

298. Хализев В.Е. "Герои времени" и праведничество в освещении русских писателей XIX века // Русская литература XIX века и христианство. М.: Изд-во МГУ, 1997.-С. 111-119.• 308. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 1999.

299. Ханбеков JI. Веленьем совести и долга: Очерк творчества Федора Абрамова. -М.: Современник, 1989.

300. Харитонова А. Голос памяти // Сельская жизнь. 1987. - 22 дек.

301. Храпченко М. Историческая поэтика: основные направления исследований // Вопросы литературы. 1982. - № 9. - С.67-83.

302. Цветов Г.А. Тема деревни в современной советской прозе. JI.: Знание, 1985.- 313. Цыбин В. Зерна таланта // Новый мир. 1976. - № 4. - С. 252-254.

303. Чайковская В. Что человечно вечно // Лит. обозрение. - 1981. - № 7. -С. 17-20.

304. Чалмаев В. Воздушная воздвиглась арка. // Вопросы литературы. -1985.- №6.-С. 73-117.

305. Чалмаев В. Трудная земля: ("Деревенская проза: уроки прошлого, энергия современных прозрений) // Лит. газета. № 46. -15 ноября. - С. 4.

306. Чалмаев В. Час души / О книге повестей и рассказов Владимира ЬСрупи-на "Живая вода". М.: Сов. писатель, 1982 // Лит. Россия. - 1983. - № 20. -13 мая.-С. 16-17.

307. Чистов К.В. Прозаические жанры в системе фольклора народов СССР. -М„ 1974.

308. Шамаева С.Е. Апология сказки. Воронеж: Левый берег, 1996.

309. Шапошников В. Нива ждет пахаря, или Снова о "деревенской прозе" // Сибирские огни. 1985. - № 8. - С. 139-151.

310. Шаравин A.B. Городская проза 70-80-х годов XX века. Брянск: Изд-во БГПУ. - Ч. I.

311. Шубин Э.Я. О рассказе и устном повествовании // Поэтика и стилистика русской литературы / Отв. ред. М.П. Алексеев. Л.: Ленингр. отд-ние изд-ва "Наука", 1971. - С. 312-320.

312. Шугаев Вячеслав. Разногласия с совестью // Сов. Россия. 1982. - №179. -4 авг. - С. 2.

313. Энциклопедический словарь литературоведа / Сост. В.И. Новиков. М.: Педагогика, 1988.

314. Юрьенен С. Преемственность // Наш современник. 1974. - № 11. -С.183-185.РОС'." « .«S1.M

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.