Творчество Михаила Броннера для баяна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Власова, Мария Владимировна

  • Власова, Мария Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 204
Власова, Мария Владимировна. Творчество Михаила Броннера для баяна: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2013. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Власова, Мария Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Развитие баянного искусства в контексте времени

1.1. Творчество российских композиторов для баяна на рубеже XX - XXI

веков

1.2. Фридрих Липе - создатель современного академического репертуара для баяна

1.3. Лики творчества Михаила Броннера

ГЛАВА 2. Баян в кругу образов Михаила Броннера

2.1. Тема Книги в сочинениях для баяна (сакральный аспект)

• «Страсти по Иуде» для баяна и камерного оркестра (1999)

• «Katuv» («Так записано») для баяна, фортепиано и симфонического оркестра (2004)

• «Авраам и Исаак» для баяна и саксофона-сопрано (1998)

• «Ave Maria» версия для баяна, виолончели и голоса (2005)

2.2. Тема Книги в сочинениях для баяна (бытовой аспект)

• «Музыка местечка» версия для баяна и кларнета (2009)

• «Семь еврейских песен» для баяна и камерного оркестра (2011 )

2.3. Тема Романтизма

• «Сад снов» для баяна и виолончели (1997)

• «Eclipse» для баяна и электронной записи (2008)

• Вальс «И снова осень...» для баяна соло (2004)

2.4. Тема Детства

• «Летняя музыка» для детского хора, баяна и камерного оркестра на

стихи И. Бродского (2007)

Заключение

Список литературы

Приложение 1. Каталог сочинений М. Броннера для баяна

Приложение 2. Нотные примеры

Приложение 3. Список рисунков

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Михаила Броннера для баяна»

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие существенно возрос интерес к творчеству Михаила Броннера. Кроме премьер сочинений, звучащих в последние годы на многочисленных концертных площадках в России, Европе и США, в настоящее время ведутся музыковедческие исследования разных жанров его творчества -балетов, инструментальных концертов и хоровых сочинений.

Михаил Броннер (1952) родился в Москве, окончил Московскую консерваторию (Т.Н. Хренников - класс композиции, Ю.А. Фортунатов - класс инструментовки). Он является лауреатом премии им. Д.Д. Шостаковича, секретарем Союза композиторов России, автором более 150 сочинений - шести опер, двух балетов, симфонических, вокальных и камерных произведений, исполняемых в России, Германии, Болгарии, Венгрии, Великобритании, Франции, Италии и Бельгии, Швейцарии и США, и записанных на пластинках и многочисленных компакт-дисках.

Сочинения для баяна М. Броннера в полном объеме еще не становились предметом специального изучения, хотя они составляют важную часть его творчества. На сегодня композитором созданы более двадцати пяти опусов с участием баяна. Инструмент у него представлен в самых разных жанрах: от сочинений для баяна соло и ансамблей, до масштабных симфонических полотен с участием инструмента, что позволяет нам определить группу сочинений для баяна как самостоятельную область творчества Броннера. Их рассмотрение представляется весьма перспективным также в свете тенденций развития музыковедения последнего десятилетия : особое значение приобретали исследования в области музыкального тембра, который рассматривается как основа в формировании драматургии многих произведений конца XX века. Возникли такие понятия, как «темброформа», «тембротема», «темброфактура» и пр. В одном из своих интервью Михаил Броннер подчёркивает, что тембр инструмента имеет для него основополагающее значение: «Композитора всегда

интересуют две вещи: тембр и технологические возможности. В баяне и то и другое мне близко... во-первых, он — многоголосный, а во-вторых, тоскливый. Он мне близок по темпераменту. Я его воспринимаю как себя, как персонаж»1.

В звучащей музыкальной действительности баян завоевывает все большую популярность в академическом амплуа, а современная баянная литература начинает обретать своих первых исследователей. Этот исторический процесс становления инструмента связан, прежде всего, с именами Г. Банщикова, С. Беринского, К. Волкова, С. Губайдулиной, Э. Денисова, В. Золотарева, Г. Канчели, А. Ларина, Р. Леденева, Е. Подгайца, А. Холминова и других, чье творчество подняло инструмент на качественно иную ступень. Все это обусловливает актуальность темы диссертации, посвященной сочинениям для баяна Михаила Броннера.

Цель исследования - установить художественное своеобразие баянного творчества Михаила Броннера в совокупности образного строя и музыкально-выразительных средств. Для этого в работе выделяется ряд задач:

- охарактеризовать баянное творчество отечественных композиторов в контексте времени - на рубеже ХХ-ХХ1 веков;

- проследить особенности формирования оригинального репертуара для инструмента в указанный период;

- проанализировать весь корпус баянных сочинений композитора, созданных с 1997 по 2013 годы;

- изучить образные и содержательные истоки творчества Броннера;

- проследить взаимосвязь образного строя сочинений и инструментальных средств воплощения на баяне;

- охарактеризовать специфические средства музыкальной выразительности, присущие баянным сочинениям различных жанров;

1 Власова М. «Баян мне близок по темпераменту. Я его воспринимаю как себя...». Интервью с композитором Михаилом Броннером / М.В. Власова // Школа молодого исследователя. Сб. научных трудов. По материалам конференции в Союзе московских композиторов / Ред.-сост. И.М. Ромащук. - М. : Логопринт, 2012. -Вып. 2 (9).-С. 143.

- выявить черты индивидуально- авторского своеобразия в трактовке инструмента;

- определить роль баянного творчества Броннера в развитии и обогащении баянного репертуара рубежа XX - XXI веков.

Материал диссертации составляют все сочинения композитора (1997 — 2013), где баян представлен в качестве сольного инструмента, в составе камерного ансамбля, а также как солист в составе камерного и симфонического оркестров. Также контекстное поле работы составляют произведения Броннера, созданные в других жанрах.

Круг баянных сочинений, анализируемых в работе, дополнен произведениями российских авторов, современников Михаила Броннера. Основное внимание уделяется профессиональным композиторам, работающим в области академической музыки - В. Беляеву, К. Волкову, В. Кобекину, А. Ларину, Е. Подгайцу, В. Рябову, Т. Сергеевой и другим. Соответственно, за пределами изучения остается значительный пласт репертуара, созданного в описываемый период российскими композиторами-баянистами.

Степень разработанности темы. Область творчества М. Броннера для баяна до сих пор не являлась предметом целостного изучения. Газетные и журнальные публикации о творчестве композитора 1970-х - начала 2000-х годов (авторы - А. Бакунцев, Е. Белова, Н. Благовещенская, А. Григорьева, Т. Грум-Гржимайло, Е. Гуревич, Н. Гусева, Е. Долинская, Т. Егорова, А. Звягина, А. Истомина, Р. Косачева, Т. Кузнецова, Е. Куриленко, Т. Курышева, Е. Луцкая, Е. Макаров, С. Новикова, Е. Петрова, К. Раух, И. Ромащук, В. Рожновский, С. Самсонова, Р. Саркисова, И. Северина, Ю. Семенов, О. Смирнова, Д. Титова, А. Устинов, Г. Челобитько, Н. Эльяш, М. Юрьева, А. Яковлев и другие) освещают премьеры его детских вокально-хоровых опусов, опер, балетов, симфонических сочинений, выход на российские экраны сериала «Неудача Пуаро» с музыкой композитора. Немаловажным аспектом для настоящего исследования стало то, что в этих работах выявляются творческие приоритеты Броннера, рассматривается жанровый диапазон и образная сфера его сочинений. В интервью

с Г. Снитовской и М. Гореликом ярко очерчивается личность композитора, его гражданская позиция, отношение к своей профессии, приоткрывается лаборатория творческого процесса. В юбилейном интервью с А. Амраховой, посвященному 60-летию композитора, М. Броннер высказывает свое отношение к происходящему в современном отечественном искусстве и делится секретом «композиторского счастья». Э. Добровецки в работе, посвященной анализу творчества еврейских композиторов в пост-советском пространстве, изучает сочинения Броннера с точки зрения еврейской само-идентификации в музыке . Первый биограф композитора - И. Ромащук - в своих статьях проводит масштабный обзор театральных, вокально-хоровых и симфонических произведений Броннера, подчеркивая основополагающее значение темы Книги (термин композитора) для его творчества рубежа XX - XXI веков. Также музыковед отмечает такой важный аспект в творчестве Броннера как театральность.

Обширный музыковедческий разбор, где стилистика творчества

композитора рассматривается на примере баянного опуса «Страсти по Иуде» для

-i

баяна и камерного оркестра (1998), дан в статье М. Кокжаева . Характерно, что этому произведению М. Броннера, а также сочинению С. Губайдулиной «Семь слов» для баяна, виолончели и струнных отведено место в исследовании О. Васильева4, который проводит их сравнительный анализ с точки зрения жанра («инструментальные пассионы»), тематики и средств музыкальной выразительности. Некоторые камерно-ансамблевые сочинения Броннера получили освещение в статьях В. Васильева, О. Васильева, М. Имханицкого.

Базисом для данной работы послужило плодотворное общение композитора с профессором Ф. Липсом, которому посвящены практически все сочинения Броннера для баяна, что также нашло отражение во многих интервью

2 Eda Dobrovezky. Musical Yiddishism and Jewish Symbolism in Two Late- and Post-Soviet Russian-Jewish Composers // Jews in Russia and Eastern Europe. - 2006. - № 1 (56). C. 82 - 107.

3 Кокжаев M. О стиле Михаила Броннера (триптих «евангелических концертов») // Музыка России : от средних веков до современности. - М.: Композитор. - 2004. - С. 216 - 248.

4 Васильев О. Баян в современном ансамбле: образные и тембровые поиски отечественных композиторов (последняя треть ХХ-начало XXI века): автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Васильев Олег Петрович. - Саратов, 2012.-25 с.

композитора и автобиографической книге Липса «Кажется, это было вчера...»5. Контекстное поле работы составляет панорама творчества российских композиторов для баяна на рубеже веков. Масштабное исследование в этой области, освещающее творчество отечественных авторов для баяна конца 1970 -90-х годов, а также основные тенденции исполнительской интерпретации принадлежит В. Васильеву. В его работе упор делается на взаимосвязь тембровой палитры инструмента со стабильными и мобильными элементами музыкального текста, а также вариативностью его интерпретации на баяне. Прослеживается путь становления баяна как академического инструмента в аспекте семантики выражаемых музыкально-художественных образов.

Несомненный интерес для настоящего исследования представляют работы, раскрывающие грани творчества для баяна отдельных композиторов. Так, творчеству для баяна С. Губайдулиной посвящено диссертационное исследование У. Мироновой. Стилевые тенденции в творчестве для баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока рассматриваются в диссертации Т. Будановой. Жанр концерта в баянной литературе анализируется в статьях и монографии А. Лебедева. Проблемам современного исполнительства и характеристике творчества современных российских и зарубежных авторов посвящены многочисленные работы - статьи, монографии, учебные пособия М. Имханицкого. Творчество пропагандиста современной музыки для баяна Ф. Липса освещается в статьях А. Гатауллина. Изучению российского баянного исполнительства на современном этапе посвящены работы В. Бычкова, Б. Егорова, Р. Шайхутдинова, В. Ушенина, Ю. Ястребова и других. Некоторые тенденции и аспекты творчества современных авторов и баянного исполнительства затрагивает в своей статье и В. Пеунов.

Главной проблемой диссертации стало выявление авторского своеобразия баянных сочинений Броннера.

В основу гипотезы исследования легло предположение, что произведения Михаила Броннера для баяна, раскрывая новые возможности инструмента и отражая характерные черты авторского стиля, образуют самобытное целостное

5Липе Ф. Кажется, это было вчера... - М.: Музыка, 2008. - 376 с.

явление современной отечественной музыкальной культуры.

Объектом исследования стали произведения М. Броннера для баяна соло, с участием баяна и с привлечением произведений других авторов для обрисовки исторического контекста.

Предмет исследования - индивидуально-авторский стиль в баянных сочинениях композитора, рассмотренный в единстве его образной составляющей и избранного круга музыкально-выразительных средств.

Положения, выносимые на защиту:

• сочинения М. Броннера для баяна являются целостным явлением современной баянной литературы, обладающим своими характерными особенностями;

• баянное творчество композитора в полной мере отражает основные черты его творчества в целом;

• своеобразие тембра инструмента и его технологические возможности определяют образную сферу баянных сочинений М. Броннера;

• приоритетом в творчестве композитора сочинений темы Книги (в сакральном и бытовом аспекте), темы Романтизма и темы Детства обосновывается выбор тех или иных средств музыкальной выразительности в баянных произведениях.

Методология исследования опирается на междисциплинарный подход, объединяющий как музыковедческие теории, так и подходы, выработанные в смежных гуманитарных науках. Среди них выделим методы, связанные с исследованием поэтики и стиля (С. Аверинцев, Н. Гуляницкая, Д. Лихачев, А. Лосев, Е. Назайкинский, Ю. Пантелеева, С. Савенко). Анализ образной и выразительной сфер в современных произведениях российских авторов был предпринят в опоре на исследования Л. Акопяна, А. Григорьевой, И. Ромащук, С. Савенко, Т. Чередниченко, В. Ценовой. Особую группу источников образуют работы, посвященные современным проблемам баянного творчества и исполнительства (Т. Буданова, В. Бычков, В. Васильев, О. Васильев, А. Гатауллин, М. Имханицкий, В. Карташов, И. Краузе, А. Лебедев, Ф. Липе,

А. Мирек, У. Миронова, С. Платонова, Е. Показанник, И. Пуриц,

О. Спешилова, В. Холопова, Р. Шайхутдинов, Ю. Ястребов и другие).

Существенное значение в формировании методологической основы диссертации имеют также монографические исследования — такие, например, как книги Ю. Холопова и В. Ценовой об Э. Денисове, И. Ромащук о Г. Попове, Ю. Пантелеевой о Н. Корндорфе, Д. Шульгина о В. Екимовском, В. Холоповой о Р. Щедрине, Е. Чигаревой о А. Шнитке, В. Холоповой и В. Ценовой о С. Губайдулиной и другие.

Научная новизна работы определяется как темой, так и материалом диссертации. Впервые в отечественном музыкознании:

• выявлена область баянного творчества Броннера, определены ее жанровые границы;

• исследован феномен баянного творчества композитора как самоценное творческое явление;

• определены авторские черты в трактовке инструмента, проявленные в совокупности средств выразительности, характеризующих каждое исследованное сочинение.

Теоретическая значимость исследования заключается в целостном анализе сочинений Броннера для баяна с точки зрения авторского стиля и технологических новаций, выработке подходов в объединении произведений в творчестве композитора по определенной тематике, определении значимости баянного наследия Броннера для развития академической баянной литературы.

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы в курсе лекций по истории современной музыки, музыкальной литературе, истории баянного исполнительства в музыкальных колледжах и вузах, а также в педагогической и исполнительской практике музыкантов. Содержащиеся в работе положения могут послужить основой для дальнейшей научной разработки проблемы.

Структура диссертации. Исследование состоит из Введения, двух глав, посвященных творчеству М. Броннера для баяна, а также панораме развития

баянного репертуара в России на рубеже XX - XXI веков, списка литературы, Заключения и трех Приложений.

Глава 1.

РАЗВИТИЕ БАЯННОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ

1.1. Творчество российских композиторов для баяна на рубеже XX - XXI

веков

Глава посвящается основным тенденциям в творчестве для баяна отечественных авторов в описываемый период времени.

В истории развития академической баянной музыки последнее двадцатилетие ознаменовано появлением многих сочинений, составляющих на сегодня основу оригинального репертуара для баяна. Этот этап развития отечественной баянной литературы интересен прежде всего тем, что рождает новые образы «звучащего инструмента» и совершенно иначе оформляет уже существующие. Композиторы Г. Банщиков, В. Беляев, К. Волков, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Кусяков, А. Холминов, ранее обратившиеся в своем творчестве к баяну, на рубеже веков создают для него новые произведения, зачастую во многом отличные по образному складу и музыкальному языку от своих ранних опусов. В 90-е годы литература для баяна пополняется новыми именами -С. Беринский, Г. Канчели, Е. Подгайц, М. Броннер, Т. Сергеева, В. Рябов, М. Гагнидзе, А. Ларин, Р. Леденев, В. Кобекин, В. Пороцкий, В. Холщевников и другие. Авторы, серьезно зарекомендовавшие себя в академическом искусстве, привнесли в баянный репертуар свежие идеи, раскрыли новые технологические возможности инструмента. Многие из перечисленных композиторов продолжают его историю сегодня. Пожалуй, одним из самых значимых моментов в истории литературы для баяна является то, что вместе с обращением современных композиторов к баяну, инструмент становится органичной частью всех современных тенденций, имеющих место в композиторской практике рубежа веков, выходит в открытое пространство звучащей действительности.

Если проследить становление академического баянного репертуара в России от его истоков (30 - 50-е годы XX века), то можно заметить, что в начале оно было связано непосредственно с народным фольклором, при том, в большей степени, с городской песенной и танцевальной культурой XIX - XX веков. Объясняется это значительной востребованностью инструмента в народном быту. Характерной протяжностью звуковедения баян оказался созвучен задушевному русскому мелосу. Возможности инструмента, предполагающие одновременное исполнение мелодии с сопровождением, камерность и теплота звучания как нельзя более соответствовали качествам русской песни. Но, нужно отметить, что «... русский баян оказался самобытен не только в лирике. Другое важнейшее его свойство, заложенное в непосредственной преемственности от национальной гармони - передача безграничной удали, бесшабашной бравады в плясовой музыке»6. Таким образом, за инструментом закрепилась определенная социальная роль - сопровождение досуга горожан. Нельзя переоценить значение инструмента и в военные годы. «На фронтах Великой Отечественной войны гармоника напоминала бойцам о родном доме. Да и в послевоенные годы красивый, певучий тон, возможность одновременного исполнения на баяне мелодии и аккомпанемента и, что немаловажно, небольшой вес и портативность сделали его желанным гостем на празднествах, народных гуляньях, свадьбах, концертах художественной самодеятельности» 7 . Здесь речь идет не только о многочисленных обработках народных песен и танцев, созданных в этот период, но также темах первых академических опусов для баяна - сюит, сонат и

о

концертов для баяна с оркестром . Определяющим моментом для композиторов, стоявших у истоков баянного репертуара, было именно то, что инструмент — яркий представитель национальной традиции.

Эта традиция со временем начинает претерпевать определенные изменения. В послевоенные годы к национальному компоненту добавляется «оптимизм

6 Имханицкий М. История баянного и аккордеонного искусства. - М.: РАМ им.Гнесиных, 2006. С. 190.

1 Липе Ф. Кажется, это было вчера.... С. 137.

8 Климентов Ф. Концерт для баяна с оркестром русских народных инструментов ор. 9 (1935), цикл «Десять народных песен для баяна соло» (1939); Рубцов Ф. Концерт для баяна с народным оркестром (1937); Сотников Т. Концерт для баяна с симфоническим оркестром (1938); Чайкин Н. Соната № 1 для баяна (1944).

советской эпохи», привнося, помимо всего прочего, некую романтическую составляющую в баянные опусы этого периода. Композиторы Н. Чайкин, К. Мясков, А. Холминов, Ю. Шишаков, А. Репников и другие, сыграли значительную роль в становлении баянного репертуара этого этапа. Но уже к семидесятым годам XX века актуальность идеалов советского периода начинает постепенно угасать. По словам С. Савенко «Музыка свидетельствовала о крахе социалистической утопии задолго до ее реального конца»9. Этому, в частности, способствовало появлением нового поколения композиторов-авангардистов. Естественно, что трансформируется также и понимание национальной традиции, которая получает свое дальнейшее развитие вплоть до сегодняшнего времени, находя воплощение в творчестве композиторов А. Холминова, К. Волкова, С. Губайдулиной, Р. Леденева, А. Ларина, В. Беляева. В отличие от своих предшественников, эти авторы обращаются к иным пластам народной культуры, минуя танцевально-песенные образцы городского фольклора рубежа прошлых веков. Современные композиторы затрагивают более архаичные музыкальные темы, имеющие культовое и досуговое содержание - знаменный распев, духовные стихи, канты, былины, народные песни и танцы. На ряду с этим, источником вдохновения служат традиции русской академической музыки, заложенные М.И. Глинкой и его последователями; с удивительной красотой и силой раскрывается тема русской природы. В творчестве для баяна современными авторами определяется принципиально другой вектор развития: окончательный уход от тематизма и жанровости прикладного характера. В сочинениях этих композиторов народные темы перевоплощаются под влиянием индивидуально-авторского стиля, и понятие «народность» обретает абсолютно иные смыслы.

Творчество для баяна Александра Холминова 10 получило широкую известность у баянистов, начиная с середины XX века. Его Сюита для баяна соло

9 Савенко С. История русской музыки XX столетия. От Скрябина до Шнитке. - М.: Музыка, 2008. С. 211.

10 Александр Николаевич Холминов (1925) - окончил Московскую консерваторию (1950), класс композиции Е.К. Голубева. Народный артист СССР (1984), лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2001). Среди основных сочинений - шесть опер, в том числе «Оптимистическая трагедия» (1965), «Шинель», «Коляска» (обе 1975), «Ванька», «Свадьба» (обе 1984), «Братья Карамазовы» (1985); три симфонии, кантаты, концерты для флейты и струнных (1978) и для баяна с

(1951) считается одним из самых значительных сочинений в баянной литературе этого периода. Композитор знаменует рубеж веков тремя новыми сочинениями, это - Концертная симфония для баяна соло (1998), «Осенняя мелодия» для баяна соло (2005), Концерт для баяна и симфонического оркестра (2009). Наследник и продолжатель композиторских традиций русской школы, А.Холминов привносит в баянный репертуар черты русского эпического симфонизма. Знаменательно само обращение композитора к баяну спустя пол века. Все перечисленные сочинения композитор посвящает Фридриху Липсу11.

Концертная симфония - одночастное сочинение с несколькими разделами, объединенных сквозной драматургией, в котором инструмент раскрывается многопланово и обретает, по истине, симфоническую мощь. Воплощая глубинную русскую эпику по средством письма зрелого мастера, сочинение предстает большим контрастом к первым баянным опытам композитора середины XX века. Действительно, оптимизм советской эпохи так свойственный музыке Сюиты, в сочинениях нового века не нашел своей опоры, тогда как здесь на первый план выдвигаются драматическое повествование, протяженность мелодических линий, проникновенная русская лирика, колокольность в моментах кульминации. Ф. Липе пишет об этом сочинении: «Свою Концертную симфонию, опирающуюся на широкое дыхание русского мелоса, Холминов явно мыслил оркестрово. Совершенно очевидно, что это масштабное полотно могло бы стать симфонической партитурой <...>, однако Александр Николаевич, свое мощное и страстное высказывание уместил в рамки художественно-выразительных

1 9

возможностей современного баяна» .

В основу сочинения «Осенняя мелодия» положена оригинальная тема

1 %

композитора из его музыки к кинофильму «Председатель» . Глубоко лиричная, нежная, полная невыразимой тоски эта пьеса представляет собой развернутое повествование об ушедшем. Открывается сочинение певучей темой в дуэте с

симфоническим оркестром (2010),музыка для оркестра русских народных инструментов, сочинения для голоса и фортепиано, музыка к игровым и документальным фильмам, к радиопостановкам.

11 Об этом см.: Липе Ф. Кажется, это было вчера.... С. 213 - 220.

12 Там же. С. 216.

13 Мосфильм, 1964. Режиссер А. Сатыков.

подвижным подголоском, движение которых перерастает в звенящую аккордовую кульминацию, обрывающуюся на своем пике. В третьем разделе тема снова возникает в окружении подголосков, и, словно призрачные круги на воде, растворяется в аккордовых наслоениях.

Концерт для баяна и симфонического оркестра явился «...мощно сцементированной фреской, где на фоне широкого дыхания симфонического оркестра полнокровно солирует баян»14. Классические признаки жанра концерта как соревнования солирующего инструмента с оркестром отчетливо проявлены в этом произведении 15 . Сочинение одночастно и носит характер эпико-драматического высказывания. Традиции русского симфонизма первой половины XX века, заложенные Д. Шостаковичем и С. Прокофьевым чувствуются в основе этого сочинения. Виртуозность и лирика, песенность и полифонические методы развития, метрическая острота и проникновенная нежность - все это определяет особую экспрессию данного сочинения, его художественную силу воздействия. В нем явно ощущается народная природа мелоса и гармонического языка, хотя связь с фольклором здесь опосредованная, и сочинение не несет в себе прямого цитирования. Как справедливо отмечает Липе: «Думаю, что такой благородной красоты сочинение мог создать только мудрый, убеленный сединами Мастер»16.

В целом, в творчестве композитора рубежа веков превалирует трагическое мироощущение, стремление к выражению национальной идеи посредством глубинного русского эпоса.

11

Сочинения Кирилла Волкова затрагивают глубинный пласт русской культуры. В основе его творчества реставрация древнерусского фольклора в виде

14 Липе Ф. Аннотации к диску «LIPS CONCERTO» / Lips CD 025

15 Концерт явился своего рода «подарком» к 85-летию композитора. Премьера этого значительного сочинения, состоялась в рамках X юбилейного съезда Союза композиторов России, на открытии XXII международного фестиваля «Баян и баянисты» декабре 2010 года. На сцене был симфонический оркестр РАМ им. Гнесиных под управлением Т. Мынбаева, солировал Ф. Липе.

16 Липе Ф. Кажется, это было вчера.... С. 218.

17 Кирилл Евгеньевич Волков (1943)— окончил Московскую консерваторию классу композиции у А. Хачатуряна (1967) и аспирантуру под его руководством (1969). С 1967 редактор отделения музыкального театра и симфонической музыки изд-ва «Советский композитор». Лауреат Государственной премии РФ. Профессор РАМ им. Гнесиных. Действительный член Петровской Академии наук и искусств. В числе его сочинений— две симфонии, симфониетта для оркестра и 2 баянов, кантаты для смешанного хора a'capella, Концерт-картины «Андрей Рублев» для симфонического оркестра и солирующего квинтета духовых инструментов, «Владимирский триптих» для камерного ансамбля, Концерт для оркестра, Концерт для квартета арф, флейты, гобоя и струнных,

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Власова, Мария Владимировна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агажанов, А. Русские народные музыкальные инструменты и народная

инструментальная музыка : автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Агажанов Артем Петрович. - М., 1952. - 14 с.

2. Акимов, Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне /

Ю. Акимов. -М. : Сов. композитор, 1980. - 112 с.

3. Акопян, Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста / Л. Акопян. - М. : Практика, 1995. - 256 с.

4. Акопян, Л. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества / Л. Акопян. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2004. - 474 с.

5. Алексеев, А. Русская фортепианная музыка: Конец XIX — начало XX века /

А. Алексеев. - М. : Наука, 1969. - 381 с.

6. Алексеев, А. Советская фортепианная музыка (1917 - 1945). - М. : Музыка,

1974.-248 с.

7. Арановский, М. Музыкальный текст. Структура и свойства /

М. Арановский. - М. : Композитор, 1998. - 344 с.

8. Асафьев, Б. Книга о Стравинском / Б. Асафьев. - Л. : Музыка, 1977. - 279 с.

9. Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2-е / Б. Асафьев. - М. :

Музыка, Ленинградское отделение, 1971.-373 с.

10. Банщиков, Г. Законы функциональной инструментовки. Учебное пособие / Г.Банщиков. - СПб.: Композитор, 1999. - 240 с.

11. Басурманов, А. Баянное и аккордеонное искусство: справочник / А. Басурманов. - М. : Кифара, 2003. - 560 с.

12. Белжеларский, Е. Как завещал Апулей [Электронный ресурс] / Е. Белжеларский // Итоги. - 2012. - №5 (816). - Режим доступа : http://www.itogi.rn/arts-musika/2012/5/174313.html

13. Бобровский, В. О переменности функций музыкальной формы / В. Бобровский. - М. : Музыка, 1970. - 228 с.

14. Броннер, М. «Броннеровское движение. Монолог о музыке и о себе», (беседовал Михаил Горелик) // Экран и сцена. - 1995. - № 27 (287). С. 14 -15.

15.Броннер, М. Броннеровское движение (опус №2). Монолог композитора (беседу подготовил Михаил Горелик) // Экран и сцена. - 1996. № 26 (338). С. 10-11.

16. Броннер, М. «Я - композитор» (беседовала Г. Снитовская) // Музыкальная жизнь № 7 - 8, 1997. С.18-20.

17. Броннер, М. Монолог свободного художника // Музыкальное обозрение. 4 (208). 2001. С. 7-8.

18 .Броннер, Мл учиться нужно всю жизнь! (беседовал Д.Никитин) [Электонный ресурс] / Д. Никитин. - Режим доступа: http://www.music.r45.rn/pdf/12_oct_bronner.pdf.

19. Бычков, В. Николай Чайкин / В. Бычков. - М. : Сов. композитор, 1986. -96 с.

20. Бычков, В. Баянно-аккордеонная музыка России и Европы / В. Бычков. -Челябинск, 1997. - Кн. 1: Баянная музыка России. - 216 е.; - Кн. 2: Аккордеонная музыка Европы. - 290 с.

21. Васильев, В. Музыка отечественных композиторов для баяна конца 1970 — 90-х годов и основные тенденции её исполнительской интерпретации: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Васильев Василий Васильевич. — М., 2004. - 27 с.

22. Васильев, В. Особенности образного строя музыкального языка в сочинениях для баяна 1970 - 1990-х годов / В. Васильев // Вопросы народно-инструментального исполнительства и педагогики: межвуз. сб. статей. - Тольятти, 2002. - С. 124 - 141.

23. Васильев, В. Формирование современного камерно-академического репертуара для баяна / В. Васильев // Вопросы современного баянного исполнительства. Сб. трудов. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2010. - Вып. 178. - С. 36 - 54.

24. Васильев, О. Баян в современном ансамбле: образные и тембровые поиски отечественных композиторов (последняя треть ХХ-начало XXI века) : автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Васильев Олег Петрович. - Саратов, 2012.-25 с.

25. Васильев, О. Инструмент невыявленных возможностей (интервью с композитором М.Б. Броннером) // Народник. - 2009. - № 2. - С. 24 - 26.

26. Васильев, О. Страсти по баяну: воплощение евангельского сюжета в произведениях «Семь слов» С. Губайдулиной и «Страсти по Иуде» М. Броннера // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования: сб. науч. трудов. - Оренбург. - 2008. - Вып. 5. - С. 182 - 189.

27. Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства: сб. научных трудов / Отв. ред. М. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2010. - Вып. 178.-256 с.

28. Гнесин, М. Ф. Статьи. Воспоминания. Материалы / М.Ф. Гнесин. Сост. и общ. ред. Р. В. Глезер. -М. : Сов. композитор, 1961. - 321 с.

29. Головинский, Г. Композитор и фольклор / Г. Головинский. - М. : Музыка, 1981.-280 с.

30. Голубева, Е. Жанры концерта и оперы в творчестве Ефрема Подгайца : автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Голубева Евгения Борисовна. - М., 2010.-27 с.

31. Григорьева, Г. Новые эстетические тенденции музыки второй половины XX века. Стили. Жанровые направления / Теория современной композиции. - М.: Музыка, 2007. - С. 24 - 37.

32. Григорьева, Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века / Г. Григорьева. - М.: Сов. композитор, 1989. - 208 с.

33. Гуляницкая, Н. Введение в современную гармонию : учебное пособие / Н. Гуляницкая. - М. : Музыка, 1984. - 256 с.

34. Гуляницкая, Н. Методы науки о музыке / Н.Гуляницкая. - М. : Музыка, 2009.-254 с.

35. Гуляницкая, Н. Nova música sacra: жанровая панорама [Электронный ресурс] / Н. Гуляницкая. - Режим доступа: http://www.opentextnn.ru

36. Гуляницкая, Н. Об авторском концерте Алексея Ларина / Н. Гуляницкая. Российская музыкальная газета. - 2000. - № 5-6.

37. Гуляницкая, Н. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века / Н. Гуляницкая. - М. : Языки славянской культуры, 2002. - 432 с.

38. Давиденкова, Е. Тембр как категория современного исксствознания его значение в практике современной звукорежиссуры: дис. ... канд. иск. : 17.00.09 / Давиденкова Екатерина Александровна. - СПб., 2011. - 211 с.

39. Давыдов, О. Методика переложения инструментальных произведений для баяна / О. Давыдов. - М.: Музыка, 1982. - 216 с.

40. Давыдов, Н. Теоретические основы формирования исполнительского мастерства баяниста (аккордеониста) / Н. Давыдов. - Киев : Национальная музыкальная академия Украины им. П.И. Чайковского, 2006. - 308 с.

41. Денисов, Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники / Э. Денисов. - М. : Сов. композитор, 1986.-208 с.

42. Денисов, Э. Ударные инструменты в современном оркестре / Э. Денисов. — М.: Сов. композитор, 1982. - 256 с.

43. Денисов, Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники // Музыка и современность. - М. : Музыка, 1969. - Вып.6. - С. 478 -525.

44. Денисов, Э. Исповедь. К 80-летию со дня рождения / Ред. сост. Барский В. и Воинова М. - М.: Музиздат, 2009. - 160 с.

45. Долинская, Е. Канонизация в рамках новаторства и традиции: стилистические тенденции отечественной музыки последней трети XX века // В сб.: М. Е. Тараканов. Человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. -СПб. : Алетейя, 2003. - 299 с.

46. Долинская, Е. «Русский Декамерон» имел грандиозный успех // Музыкант-классик. - 2010. - № 8 - 9. - С.12.

47. Дружкин, Ю. Глядя из 90-х. Творчество Е. Подгайца // Музыкальная академия. - 1993. - № 3. - С. 35 - 39.

48. Екимовский, В. Оливье Мессиан : Жизнь и творчество / В. Екимовский. — М.: Сов. композитор, 1987. - 303 с.

49. Завьялов, В. Баян и вопросы педагогики / В. Завьялов. - М. : Музыка, 1971. -56 с.

50. Зароднюк, О. Феномен концертного жанра в отечественной музыке 1980 -90-х годов: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Зароднюк Оксана Михайловна. - Н. Новгород, 2006. - 19 с.

51. Захарова, Е. XXVIII «Московская осень»: симфоническая музыка // Музыкант классик. - 2007. - № 3 (63). - С. 24 - 25.

52. Илюхин, А. Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 1 / А. Илюхин. - М., 1969. - 60 с.

53. Имханицкий, М. История исполнительства на русских народных инструментах / М. Имханицкий. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с.

54. Имханицкий, М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне / М. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 1997. - 44 с.

55. Имханицкий, М. Новые тенденции в современной музыке для оркестра русских народных инструментов / М. Имханицкий. - М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1981. - 80 с.

56. Имханицкий, М. История исполнительства на русских народных инструментах / М. Имханицкий. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с.

57. Имханицкий, М. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона / М. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2004. - 375 с.

58. Имханицкий, М. История баянного и аккордеонного искусства / М. Имханицкий. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. - 520 с.

59. Имханицкий, М. Музыка для оркестра русских народных инструментов на современном этапе (60-е - начало 70-х годов): автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / М. Имханицкий. - М., 1977. - 16 с.

60. Истомина, А. «Золотой остров» // Российская музыкальная газета. — 1993. -№ 10-11 (54). - С.4.

61. Каретников, Н. Темы с вариациями / Н. Каретников. - М. : Астрель, 2011.— 272 с.

62. Клоц, Я. Иосиф Бродский: стихи для детей. [Электронный ресурс] / Я. Клоц. - Режим доступа: http://magazines.russ.rU/nz/2008/2/kll5-pr.html

63. Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века / Ц. Когоутек. - М. : Музыка, 1976. - 367 с.

64. Кокжаев, М. О стиле Михаила Броннера (триптих «евангелических концертов») // Музыка России: от средних веков до современности. - М.: Композитор. - 2004. - С. 216 - 248.

65. Кондратович, И. Поют Баяны о русских шеломах // Советская культура. -1982. - № 22. - С. 10.

66. Корганов, К. Борис Чайковский: личность и творчество / К. Корганов. -М. : Композитор, 2001.- 198 с.

67. Кон, Ю. Вопросы анализа современной музыки / Ю. Кон. — Л. : Сов. Композитор, 1982. - 152 с.

68. Леденев, Р. Со своей колокольни. Черные тетради / Р. Леденев. - М. : Композитор, 2010. - 264 с.

69. Лебедев, А. Музыкальная игровая логика в жанре концерта для баяна с оркестром: проблемы композиции и исполнительской интерпретации: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / А. Лебедев. - Саратов, 2006. — 22 с.

70. Липе, Ф. Искусство игры на баяне / Ф. Липе. - М. : Музыка, 1985. - 160 с.

71. Липе, Ф. Кажется, это было вчера... / Ф. Липе. -М. : Музыка, 2008. - 376 с.

72. Липе, Ф. Об искусстве баянной транскрипции: Теория и практика / Ф. Липе. - М.: Музыка, 2007. - 136 с.

73. Лосев, А. Форма. Стиль. Выражение / А. Лосев. - М. : Мысль, 1995. - 944 с.

74. Лотман, Ю. Воспитание души / Ю. Лотман. - СПб. : Искусство, 2005. - 624 с.

75. Мазель, Л. Вопросы анализа музыки : Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики / Л. Мазель. - М. : Сов. композитор, 1978. - 352 с.

76. Мазель, Л. О природе и средствах музыки : теоретический очерк / Л. Мазель. - М. : Музыка, 1983. - 72 с.

77. Мазель, Л. Проблемы классической гармонии / Л. Мазель. - М. : Музыка, 1972.-616 с.

78. Мартынов, В. Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности / В. Мартынов. -М.: Классика-ХХ1, 2005. - 288 с.

79. Мартынов, В. Казус vita nova / В. Мартынов. - М. : Классика-ХХ1, 2010. -160 с.

80. Мартынов, В. Конец времени композиторов / В. Мартынов. - М. : Русский путь, 2002. - 296 с.

81. Марцинкевич, А. Хоровое творчество Ефрема Подгайца. Особенности музыкальной драматургии и эволюция авторского стиля: автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Марцинкевич Анна Алексеевна. - М., 2011. - 28 с.

82. Маслова, И. Мысли в звуках! (к юбилею композитора М. Броннера) // Жуковские вести. - 2007. - № 14 (806). - С. 8.

83. Маслова, И. Советы и «Гадания» Михаила Броннера // Жуковские вести. -2002. -№ 18.-С. 6.

84. Медведева, И. Персональная вселенная // Музыкальная жизнь. - 2009. -№8.-С. 9.

85. Мирек, А. Из истории аккордеона и баяна. — М. : Музыка, 1967. — 195 с.

86. Мирек, А. История гармонно-баянной культуры в России с 1800 по 1941 годы: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Мирек Альфред Мартинович. -М., 1983.-32 с.

87. Миронова, У. Произведения Софии Губайдулиной для баяна : автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Миронова Ульяна Александровна. - М., 2006. -21 с.

88. Михайлова, А. О методах претворения фольклора в музыке для баяна Кирилла Волкова // Традиционная культура. - 2008. - № 1. - С. 64.

89. Медушевский, В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.

90. Назайкинский, Е. Логика музыкальной композиции / Е. Назайкинский. - М. : Музыка, 1982.-319 с.

91. Назайкинский, Е. О психологии музыкального восприятия / Е. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 384 с.

92. Науменко, Т. Музыковедение : стиль научного произведения (опыт постановки проблемы). - М.: РИВШ, 2005. - 212 с.

93. Науменко, Т. Современное музыковедение и «стиль времени» [Электронный ресурс] // Журнал Общества теории музыки. - 2013. - № 1. - Режим доступа : http://joumal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/ШезЛЧ aumenko.pdf

94. Науменко, Т. «Стиль времени»: о некоторых тенденциях современного музыковедения // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Сб. трудов по материалам конф. 30 октября 1 ноября 2007. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2007. - С. 28 - 37.

95. Науменко, Т. Постсоветский дискурс музыкознания [Электронный ресурс] // Музыкальная наука на постсоветском пространстве: Междунар. Интернет-конференция / РАМ им. Гнесиных. - М., 2010. - Режим доступа: http://musxxi.gnesin-academy.ru/

96. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г. Нейгауз. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Классика - XXI, 1999. - 228 с.

97. Паисов, Ю. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века / Ю. Паисов. - М. : Сов. композитор, 1977.-389 с.

98. Платонова, С. Новые тенденции в современной советской музыке для баяна (1960-е первая половина 1980-х годов): автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Платонова Светлана Михайловна. - М., 1988. - 20 с.

99. Потебня, А. Эстетика и поэтика / А. Потебня. - М. : Искусство, 1976. -613 с.

100. Пуриц, И. Методические статьи по обучению игре на баяне / И. Пуриц. - М. : Композитор, 2001. - 224 с.

101. Раабен, JI. Советская камерно-инструментальная музыка / JI. Раабен. -Л. : Музгиз, 1963.-340 с.

102. Раппопорт, С. Искусство и эмоции / С. Раппопот. - М. : Музыка, 1968.

- 160 с.

103. Ромащук, И. Неоконченный портрет / И. Ромагцук // Советская музыка. - 1989. -№ 2. - С. 13 - 16.

104. Ромащук, И. Двойной портрет... плюс // Российская музыкальная газета. - 2005. - № 6. - С. 3.

105. Ромащук, И. Lux Михаила Бронера // Российская музыкальная газета.

- 2002. - № 4. - С. 2.

106. Ромащук, И. «...Я верую» (размышления о музыке Михаила Броннера) // Музыкальная академия. - 1996. - № 1. - С. 113-118.

107. Савенко, С. История русской музыки XX столетия. От Скрябина до Шнитке / С. Савенко. - М., Музыка. 2008. - 232 с.

108. Савенко, С. Мир Стравинского / С. Савенко. - М.: Композитор, 2001. -328 с.

109. Семенов, Ю. Михаил Броннер // Музыка в СССР. - 1985. - С. 94.

110. Снитовская, Г. Музыкальная орбита Михаила Броннера: к 60-летию композитора // Музыка и время. - 2012. - № 9. - С. 19 - 21.

111. Соколов, А. Введение в музыкальную композицию XX века /

A. Соколов. - М. : Владос, 2004. - 231 с.

112. Тараканов, М. Творчество Родиона Щедрина / М.Тараканов. — М.: Сов. композитор, 1980. - 329 с.

113. Тараканова, Е. Картина мира в музыке XX века. - М. : Музиздат, 2010. - 183 с.

114. Теория современной композиции: учебное пособие / Отв. ред.

B. Ценова. - М. : Музыка, 2005. - 624 с.

115. Титова, Д. Принципы музыкальной драматургии балета «Укрощение строптивой» Михаила Броннера // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования. Сб. науч. трудов ОГИИ. - 2010. -Вып. 6.-С. 189-202.

116. Тюлин, Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Кн. I: Музыкальная фактура / Ю. Тюлин. - М. : Музыка, 1976. -163 с.

117. Ушенин, В. Звукоизвлечение и организация движений технического аппарата баяниста (аккордеониста) // Методические указания в помощь учащимся заочных отделений культурно-просветительных училищ. — Ростов-на-Дону, 1981. - 24 с.

118. Украинская, А. Предисловие к нотному изданию сочинений В. Беляева / В. Беляев. Сочинения для баяна. - Воронеж : Изд. Дом Алейниковых, 2008. - 139 с.

119. Финкелыитейн, Э. Геннадий Банщиков: моногр. очерк / Э. Финкелыитейн. - Л. : Сов. композитор, 1983. -93 с.

120. Цареградская, Т. Время и ритм в творчестве Оливье Мессинана / Т. Цареградская. - М. : Классика-ХХ1, 2002. - 376 с.

121. Холопов, Ю. Очерки современной гармонии / Ю. Холопов. - М. : Музыка, 1974. - 286 с.

122. Холопов, Ю. Современная музыка в системе музыкального образования / Ю. Холопов. - М. : Библиотека им. В. И. Ленина. НИО Информкультура, 1977. - 40 с.

123. Холопов, Ю. Восток - Запад в русской культуре // Современная музыкальная культура. Поиск смысла : избранные интервью и эссе о музыке и музыкантах. Ред.-сост. А. Амрахова. - М. : Композитор, 2009. — С. 19-27.

124. Холопова, В. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. - М. : Музыка, 1971. - 304 с.

125. Холопова, В. Мелодика / В. Холопова. - М. : Музыка, 1984. - 89 с.

126. Холопова, В. Музыка как вид искусства. Учебное пособие / В. Холопова. - СПб. : Лань, 2000. - 319 с.

127. Холопова, В. Русская музыкальная ритмика / В. Холопова. - М. : Сов. композитор, 1983.-281 с.

128. Холопова, В. София Губайдулина : Монография. Интервью Энцо Рестаньо - София Губайдулина. Второе дополненное издание / В. Холопова. - М. : Композитор, 2008. - 400 с.

129. Холопова, В. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В. Холопова. - СПб. : Лань, 2002. - 368 с.

130. Холопова В. «Тихая моя родина!» Константы стиля Романа Леденёва // Роман Леденёв: Статьи. Материалы. Исследования / Ред.-сост. М.И. Катунян. - М.: Союз московских композиторов / Московская

государственная консерватория имени П.И. Чайковского, 2007. —

С. 51-70.

131. Цуккерман, В. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке / В. Цуккерман. - М.: Музгиз, 1957. - 497 с.

132. Цыпин, Г. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика / Г. Цыпин. - СПб. : Алетейя, 2001. - 320 с.

133. Чередниченко, Т. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи / Т. Чередниченко. - М. : Новое литературное обозрение, 2002. -592 с.

134. Чередниченко, Т. Ценностный подход к искусству и музыкальная критика / Эстетические очерки // Ред.-сост. И.А. Константинов, С.Х. Раппопорт. - М. : Музыка, 1979. - Вып. 5. - С. 65 - 101.

135. Чуянов, С. Наедине с душой / С. Чуянов. - Николо-Погост, 2010. — 56 с.

136. Щербакова, Н. Полистилистика в музыкальном искусстве [Электронный ресурс] / Н. Щербакова. // Регионология. - 2008. - № 2. -Режим доступа: http://regionsar.ni/node/l 12

137. Эко, У. Открытое произведение. Форма и неопределённость в современной поэтике / У. Эко. - СПб. : Symposium, 2006. - 408 с.

138. Эльяш, Н. Новая жизнь бессмертного Комиссара // Музыкальная жизнь. - 1986. - № 8. - С. 6.

139. Ястребов, Ю. Виктор Акулович и его «Скоморохи» / Ю. Ястребов. -СПб.: СГУКИ, 2004. - 428 с.

140. Ястребов, Ю. Владимир Бесфамильное : монография / Ю. Ястребов. — Тернополь, 2006. - 528 с.

На иностранных языках

1. Clemenicic, R. Old musical instruments / Rene Clemenicic. London: Octopus books, 1973. - 95 p.

2. Eda Dobrovezky. Musical Yiddishism and Jewish Symbolism in Two Late- and Post-Soviet Russian-Jewish Composers // Jews in Russia and Eastern Europe. -2006. -№ 1 (56). C. 82-107.

3. Flinn R., Davidson E., Chaves E. Pietro Frosini // The Golden Age of the Accordion. By Ronald Flynn, Edwin Davison, Edward Chaves. San Antonio, Texas, 1992. - 361 p.

4. Green, B. The Inner Game of Music / Barry Green, W. Timothy Gallwey. London: Pan Books, 1987. - 248 p.

5. Jakob A. La fisarmónica. Trieste, 1997.

6. Macerollo J. Accordion Resource Manual. Toronto, 1980.

7. Richter, G. Akkordeon: Handbuch für Musiker und Instrumentenbauer / Gotthard Richter. Leipzig: F. Noetzel «Heinrichshofen-Bucher», 1990. - 260 p.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Каталог сочинений М. Броннера для баяна

1. «Сад снов» для виолончели и баяна (1997)

2. «Авраам и Исаак» для баяна и саксофона-сопрано (1998)

3. «Тиль. Книга для баяна» (1998)

4. «Подмосковные вечера. Воспоминание» для баяна, скрипки, виолончели, контрабаса и кларнета (1998)

5. «Страсти по Иуде» для баяна и камерного оркестра (1998)

6. «Адам и Ева» для баяна и скрипки (1999)

7. «И снова осень...» (Вальс) для баяна соло (2004)

8. «Katuv» («Так записано») для баяна, фортепиано и симфонического оркестра (2004)

9. «А завтра будет лучше, чем вчера...» версия для скрипки, виолончели и баяна (2004)

10. «Ave Maria» версия для баяна и виолончели (2005)

11. «Ave Maria» версия для баяна, голоса и виолончели (2005)

12. «А завтра будет лучше, чем вчера...» версия для кларнета, виолончели и аккордеона (2006)

13. «Содом и Гоморра» версия для двух саксофонов, голоса, аккордеона, клавесина и ударной установки (2006)

14. «Летняя музыка» версия для детского хора, баяна и камерного оркестра (2008)

15. «Eclipse» для баяна и электронной записи (2008)

16. «Изгнание из рая» для альта, бас-кларнета, вибрафона и баяна (2008)

17. «Щука по-еврейски» для детского хора, баяна, контрабаса и тенора (2009)

18. «Еврей. Жизнь и смерть» версия для баяна и скрипки (2009)

19. «Музыка местечка» версия для баяна и кларнета (2009)

20. «Музыка местечка» версия для балалайки и баяна (2010)

21. «Еврейское счастье» танго для скрипки и баяна (2011)

22. «Далёкое и близкое» (по мотивам русских романсов) версия для баяна, скрипки и кларнета (2011)

23. «Рондо войны» для скрипки, виолончели и баяна (2011)

24. «Ангел печали» для баяна соло (2011) версия Ю. Гуревича.

25. «Семь еврейских песен» для баяна и камерного оркестра (2011)

26. «Заколдованный лес» для аккордеона и народного оркестра (2012)

27. «Музыка местечка» версия для баяна, кларнета и контрабаса (2013)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.